Занимательные викторины по экологии нач школа. Экологическая викторина для детей старшего возраста «Знатоки природы

Цель викторины : расширение кругозора детей, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников. Развитие умения работать в команде.

Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает своё название.

Учитель в быстром темпе задает поочередно вопросы каждой команде. Если команда не отвечает, на вопрос может ответить другая команда.(1 балл за каждый правильный ответ)

1. Какие полезные раст ения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)
2. Из каких растений изготавливают масло?(подсолнечник,лен,кукуруза,оливковое ит.д.)
3. Какая трава самая горькая?(полынь)
4. На листе какого водного растения можно плавать, как на плоту?(виктория-регия)
5. Самое крупное цветковое растение.(раффлезия)
6. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?(ель)
7. Какое дерево в России цветет позже всех?(липа)
8. Мех какого пушного зверя в России самый ценный?(соболь)
9. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей?(пингвин)
10. Какие животные спят с открытыми глазами?(рыбы,змеи)
11. Какая рыба называется именем человека?(карп)
12. Какая обезьяна самая большая?(горилла)
13. У какого млекопитающего самая толстая кожа?(носорог)
14. Животное, которое называют кораблем пустыни?(верблюд)
15. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает.(страус)
16. У кого уши на ногах?(кузнечик)
17. Сколько ног у паука?(8)
18. Деревенский будильник.(петух)
19. Где живут и чем питаются ежи?(в леу,строят гнезда,мыши,насекомые,грибы,яблоки....)
20. Почему муравья называют силачом?(поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)
21. Какие сладости дарит нам лес?(земляника,черника,брусника,малина,смородина...)
22. Какие растения останавливают кровь?(подорожник...)
23. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете?(картофель,одуванчик,крапива,щавель,головки клевера,корни лопуха,кислица обыкнов...)
24. Какие фрукты и овощи богаты витаминами?(лимон,апельсин,яблоки,капуста,марковка...)
25. Название какого итальянского города, если его прочесть наоборот, превращается в рыбу?(Милан)
26. Как можно укрепить свое здоровье?(закалятья,заниматься спортом,правильно питаться,пить воду....)
27. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
28. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)
29. Какая рыба без чешуи? (сом)
30. Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)
31. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (одинаковые)
32. Каких зверей называют косолапый, сохатый, серый? (медведь, лось, волк)
33. Чему равна половина суток? (12 часов)
34. Естественный спутник Земли. (Луна)
35. Какое из морских обитателей самое умное? (дельфин)
36. Копытное, но не лошадь; длинноух, но не заяц; сер, но не волк. (осел)

2 этап. Отгадай загадку.

Каждая команда получает лист с загадками. (Каждый правильный ответ - один балл)

Загадки о растениях.

1.Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)


Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)

3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл - и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)

4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья - звезды яркие
Золотые, жаркие. (клен)

5. Летом знойным зацветает -
Сразу пчёл к себе зовет
Кто ж это дерево узнал? (липа)

6. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (осина)

7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)

8. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает. (тополь)

9. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки. (каштан)

10. С синевою неба дружат эти милые цветы
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

11. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)

12. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)

13. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)

14. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)

15. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)

16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
Что за травка отгадай (душица)

3 этап. Составь слоган о необходимости защиты окружающей среды.

Каждая команда составляет слоган. Можно в стихотворной форме. Зачитывают вслух. Оценка - до 5 баллов.

4 этап. Рисунок на тему «Защитим природу»!

Команда на листе формата А4 выполняет рисунок. Защищает свой рисунок.

5 этап. Подведение итога мероприятия.

Приложение 1

Загадки для команд о растениях:

1 команда. Загадки о растениях.

Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена

2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки

3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл - и деревцем
Маленьким он стал.

4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья - звезды яркие
Золотые, жаркие.

2 команда. Загадки о растениях.
1. Летом знойным зацветает -
Сразу пчёл к себе зовет
Светлых цветочков вкусен нектар
Кто ж это дерево узнал?

2. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит.

3. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней.)

4. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает.

3 команда. Загадки о растениях.

1. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки.)

2 С синевою неба дружат эти милые цветы
Маленькие, нежные, прямо у воды
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты?

3. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел.

4. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной

4 команда. Загадки о растениях.

1. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета

2. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку.

3. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит.

4. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай.

Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".

Ботякова Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ Красноборский д/с «Колосок» с. Красный Бор, Нижегородская обл.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций, развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе.

Задачи:
Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.
Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:
экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных, насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)
Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)


Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад, что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух, а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"
(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)
- Можно (нельзя) ломать ветки;
- оставлять после себя мусор;
- разорять гнезда и муравейники;
- кувыркаться в траве;
- собирать ягоды;
- уничтожать ядовитые грибы;
- разжигать костры;
- отдыхать на пне и т. д.
Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,
Попрошу не забывать
Правила лесные,
Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,
Мусора в лесу не оставляй,
Зря костров не разводи,
Очень громко не кричи.
Бабочек ты не лови,
Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,
Главные там дуб и лось.
Берегите зеленый лес
И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)
- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)


- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
- Какая птица охотится ночью? (Сова)


Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке,
Кто не пройдет,
Всяк поклон отдает. (Ягода)
(Дети выбирают картинку с изображением ягод)


Земляника:
Ягодку сорвать легко -
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка -
Там созрела... (земляника)


Ежевика:
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди - ка:
Куст в колючках будто еж -
Вот и назван.... (ежевика)

Клюква:
Я красна, я кисла,
На болте я росла,
А дозрею под снежком,
Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
То, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.

Малина:
Бусы красные висят,
Из кустов на вас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.


Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут написаны загадки.
(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на котором написаны загадки про насекомых) .

1.От цветка к цветку порхает,
а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот
Опустился вертолет -
Золотистые глаза.
Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели
У корней мохнатой ели,
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,
Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -
Зеленая спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку. (Кузнечик)


6.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упусти,
Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".
Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги. Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
(Цветок)

Цветочные загадки
1.Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)


5.Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.
Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?
Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»
Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных
1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)


2.Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёж)


5. Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)
Лисонька, ты не серчай,
Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"
Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим - хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают: "Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса их ловит.

Лесовичок:
В лесу под елкой крошка,
Шапка да ножка. (Гриб).
(Дети выбирают соответствующую картинку)
Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

Бывают грибы съедобные, а бывают - ... (Несъедобные).
- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).
- Соседи березы. (Подберезовики).
- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами. (Подосиновики).
- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).
- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).
- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны) .
- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).


Игра - эстафета: "Собери грибы".
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб.

Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.
1.ребенок:
Красота родной природы -
Это реки и леса
И озера, и болота,
И блестящая роса,
Даже малая улитка,
Даже маленький сверчок -
Все напомнят о природе,
Даже скрученный сучок.
2.ребенок:
Красота родной природы -
Это небо и земля,
И реки водовороты,
И цветущие поля.

Ведущий:
Для чего нужен лес?
Дети:
- лес нужен нам для отдыха;
- лес сохраняет от высыхания реки;
- дает планете чистый воздух;

Слайд 2

Берегите эту Землю

  • Слайд 3

    Слайд 4

    Планета Земля

  • Слайд 5

    Бабочка

  • Слайд 6

    Берегите Землю

  • Слайд 7

    Вопрос

    Болгарские ученые доказали, что всего три такие многочисленные семьи могут дать исчерпывающую информацию о степени загрязнения окружающей среды. И сделают это объективнее и оперативнее, чем любая самая оснащенная экологическая организация. А кто является хозяином этих семей?

    Слайд 8

    Пасечник

  • Слайд 9

    Какое лекарственное растение люди называют «зелёным попутчиком»?

  • Слайд 10

    Подорожник

  • Слайд 11

    Вопрос

    Британские экологи потребовали, чтобы ныне действующая королева Елизавета лишила рыцарского звания сэра Уолтера Рэйли за то, что он завез в страну то, от чего еженедельно гибнет свыше 300 англичан. В какой заразе его обвиняют, если главный виновник в этом вопросе - X. Колумб?

    Слайд 12

    Табак

  • Слайд 13

    Вопрос

    В 14 в. правительство Англии запретило использовать уголь в качестве топлива из-за его зловония. Жечь уголь разрешили только представителям одной профессии. Какой?

    Слайд 14

    Кузнецам

  • Слайд 15

    Вопрос

    В 1918 г. обыкновенный дождь стал причиной экологической катастрофы у берегов Австралии: тогда погибло все живое в океане на глубине до 6 м. Каким образом недельный дождь смог сделать это?

    Слайд 16

    Опреснил морскую воду

  • Слайд 17

    Вопрос

    В 1980- 1990-е гг., несмотря на асфальт и загазованность, в крупных городах США в десятки раз увеличилось количество комаров. Виноватыми в этом оказались, по мнению экологов, автомобили. Каким же образом?

    Слайд 18

    Ответ

    Застойная вода скапливалась в старых автопокрышках - идеальном месте для размножения комаров.

    Слайд 19

    Вопрос

    Как называют густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

    Слайд 20

    Смог

  • Слайд 21

    Вопрос

    В последнее время пустыню в штате Аризона (США) начали охранять от воров. И дело не в нефти или золоте. Крадут то, без чего пустыне угрожает запустение и опустошение. Что же вывозят воры из пустыни?

    Слайд 22

    Кактусы (оказывается, даже пустыни нуждаются в охране!)

  • Слайд 23

    Вопрос

    Какое распространённое насекомое служит переносчиком микробов, загрязняя незакрытые пищевые продукты.

    Слайд 24

    Муха

  • Слайд 25

    Вопрос

    Откуда берутся кислотные дожди?

    Слайд 26

    Ответ

    Любая дождевая вода обладает очень слабой степенью кислотности. Однако при сгорании продуктов переработки природного топлива - в автомобильных двигателях, на заводах и электростанциях - выделяются химические вещества, намного увеличивающие кислотность влаги, которая содержится в атмосфере. В конечном итоге эта влага выпадает на землю в виде кислотного дождя.

    Слайд 27

    Вопрос

    Наука, изучающая взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

    Слайд 28

    Экология

  • Слайд 29

    Вопрос

    • Во всем мире заповедники создаются, чтобы сохранить уголок уникальной природы. А вот в городе Кыштым Красноярского края запретили использовать всю землю вокруг него совсем с другими целями. Чьи жизни сберегало заботливое государство?

    Ответ: людей (там в 6О-е гг. произошла крупнейшая авария с утечкой радиоактивных материалов).

    Слайд 30

    Волков называют санитарами леса, потому что они уничтожают больных, старых и слабых животных. Аза что называют санитарами моря мидий?

    Слайд 31

    Ответ

    Они очищают воду

    Слайд 32

    Вопрос

    Группа экологов, изучавшая в течение месяца экологию Антарктиды, пришла к шокирующему выводу: на втором месте по загрязнению окружающей среды стоят океанические течения. А что на первом?

    Слайд 33

    Ответ

    Деятельность самой группы!

    Слайд 34

    Вопрос

    Закончите лозунг медицинско-экологической организации Белоруссии «Зеленый крест»: «Чтобы лекарства не стали едой, надо, чтобы...»

    Слайд 35

    Ответ

    «...еда стала лекарством".

    Слайд 36

    Вопрос

    Как известно, атмосфера Земли состоит из нескольких слоев. В марте 1985 г. в Вене была принята международная конвенция об охране только одного из них. Какого?

  • Ответ: Пакистан (все перечисленные страны - обладатели ядерного оружия).
  • Слайд 41

    Вопрос:

    • Министерство экологии Южной Кореи запретило пользоваться этими предметами в ресторанах. Многочисленные жалобы фермеров, свиньи которых гибли, питаясь отходами из этих ресторанов, сделали свое дело. Что же это за опасные предметы?
    • Ответ: зубочистки
  • Слайд 42

    Вопрос

    Что происходит с разным мусором, который мы выбрасываем?

    Слайд 43

    Ответ

    Часть его сжигается, что приводит к дальнейшему загрязнению воздуха и способствует процессу глобального потепления. Большая часть либо зарывается в землю, либо сбрасывается в море - опять-таки загрязняется окружающая среда И лишь незначительная часть подвергается переработке и используется повторно, хотя стекло, металлы, бумага и пластмасса легко поддаются переработке.

    Посмотреть все слайды

    Экологическая игра - викторина

    (3-4 классы)

    Подготовила: Горлова Е.И.

    Цели:

      расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

      воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

      воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Есть на земле огромный дом
    Под крышей голубой.
    Живут в нём солнце,
    дождь и гром,
    Лес и морской прибой.
    Живут в нём птицы и цветы,
    Весенний звон ручья,
    Живёшь в том светлом доме ТЫ
    И все твои друзья.
    Куда б дороги не вели
    Всегда ты будешь в нём.
    ПРИРОДОЮ родной земли
    Зовётся этот дом.
    (Л.Дайнеко)

    Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

    От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

    Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

    I. Первая станция. «Царство растений».

    Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

    Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

    Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

    Когда ты идешь по тропинке лесной,
    Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
    Одно «почему?» меж деревьями мчится,
    Летит по пятам за неведомой птицей.
    Другое – пчелою забралось в цветок,
    А третье – лягушкою скок в ручеек.
    «Что?» мышкой шныряет
    под листьями в норах,
    «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
    Сидит «отчего?» на зеленом листке.
    «Куда?» полетело верхом на жуке.
    «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
    Вопрос за вопросом, и так –
    целый день!
    Мы с вами, друзья, по тропинке идем
    Ответы искать под зеленым шатром.

    1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

    – Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

      На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

      Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

      Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

      Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

      Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

      На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

      Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

      Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

      Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

      Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

      У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

      Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

    – Молодцы, ребята!

    2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

    3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

    Лист берёзы – берёзовый.
    Лист липы – …
    Лист клёна – …
    Шишка ели – …
    Плод дуба – …
    Лист дуба – ….
    Лист осины – …
    Лист ивы – …
    Шишка сосны – …
    Плод яблони – …

    4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

    Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

      Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

      Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

      Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

      Осина, липа, дуб, ель. Так как …

      Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

      Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

      Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

      Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

    А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

    Загадки

      Русская красавица,
      Всем нам очень нравится.
      Бела она, стройна,
      Одежда зелена. (Береза ).

      Прямо в небо рвутся, ввысь;
      Ты внимательно всмотрись:
      Не березы, не осинки,
      Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).

      Вот бочонок с шапочкой,
      С дерева упал.
      Год прошел – и деревцем
      Маленьким он стал. (Желудь ).

      Ветви над рекой склонила,
      В реку смотрится уныло. (Ива ).

      Осень тихая настанет,
      Дивным дерево то станет:
      Листья – звезды яркие,
      Золотые, жаркие. (Клен ).

      Летом знойным зацветет –
      Сразу пчел к себе зовет.
      Круглые листочки,
      Светлые цветочки.
      Вкусен, сладок их нектар...
      Кто-то дерево узнал? (Липа ).

      Что за дерево такое
      Угощает снегирей?
      Снег стоит, трещат морозы,
      Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

    II. Вторая станция. «Царство Животных».

    Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

    Про всех на свете.

    Все-все, все на свете,
    На свете нужны,
    На свете нужны,
    И мошки не меньше нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись
    Без чудищ нелепых
    И даже без хищников,
    Злых и свирепых.

    Нужны все на свете!
    Нужны все подряд –
    Кто делает мед,
    И кто делает яд!

    Плохие дела
    У кошки без мышки,
    У мышки без кошки
    Не лучше делишки!

    И если мы с кем-то
    Не очень дружны,
    Мы все-таки очень
    Друг другу нужны.

    А если нам кто-нибудь
    Лишним покажется,
    То это, конечно,
    Ошибкой окажется!

    Все-все,
    Все на свете нужны,
    И это все дети
    Запомнить должны!

    Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

    С утра в лесу
    Над нитью серебристой
    Хлопочут паучки-телефонисты.
    И вот уже от елки
    До осинки,
    Как провода
    Сверкают паутинки.

    Паучок 1:

    Внимание!
    Внимание!
    Послушайте
    домашнее задание!

    (Снимает телефонную трубку).

    Паучок 2:

    Алло! Медведь!
    Вы слышите?

    Медведь : Да! Да!

    Паучок 1:

    Уже не за горами
    Холода!
    Пока зима не подошла
    К порогу,
    Вам нужно срочно
    Подыскать берлогу!

    Звенят звонки
    У белок и ежей
    От верхних и до нижних этажей.

    Паучок 2:

    Проверьте поскорей
    Свои кладовки –
    Хватает ли запасов
    Для зимовки?

    Звенят звонки
    У старого болота.

    Паучок 1:

    У цапель все готово
    Для отлета?

    Цапли: К отлету все готово!

    Паучок 2:

    В добрый час!
    В апреле снова
    Ожидаем вас!

    Паучок1: Алло, зайчата!

    Паучок 2:

    Идет зима,
    Скорей меняйте шубки!

    Звенят звонки
    У липы и у клена.

    Паучок 1:

    Алло! Скажите,
    Кто у телефона?

    Муравьи :

    Алло!
    У телефона Муравьи.

    Паучок 2:

    Закройте
    Муравейники свои!

    Паучок 1: Скажите, это речка?

    Речка : Речка, речка!

    Паучок 2:

    А почему для раков
    Нет местечка?

    Речка:

    Это враки!
    Я покажу вам,
    Где зимуют раки!

    Паучок 1:

    Алло?! Ребята!
    Добрый день, ребята!
    На улице уже холодновато!
    Пора для птиц
    Вывешивать кормушки –
    На окнах, на балконах,
    На опушке.
    Ведь птицы – наши добрые друзья,
    А про друзей нам
    Забывать нельзя!

    Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

    1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

      Что человек делает для сохранения животного мира?

      Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).

      Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).

      Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).

      Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).

      Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).

      У кого на сучке кладовая? (У белки ).

      Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).

      Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

      Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).

      Есть на речках лесорубы
      В серебристо-бурых шубах
      Из деревьев, веток, глины
      Строят прочные плотины. (Бобры ).

      Скачет зверюшка:
      Не рот, а ловушка.
      Попадут в ловушку
      И комар, и мушка. (Лягушка ).

      Над рекою он в полёте,
      Этот чудо-самолётик.
      Над водой парит он гладкой,
      На цветке его посадка. (Стрекоза ).

      На спине я дом ношу,
      Но гостей не приглашу:
      В костяном моём дому
      Место только одному. (Черепаха ).

      Лежит верёвка,
      Шипит плутовка,
      Брать её опасно –
      Укусит. Ясно? (Змея ).

      Волны к берегу несут
      Парашют – не парашют
      Не плывёт он, не ныряет,
      Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

    2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

    Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

      Цапля и лягушата в озере.

      Лев и собачка.

      Ворона и лисица.

      Машенька и три медведя.

    III. Третья станция. «Царство Грибов».

    Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

    По дорожке, по тропинке
    В лес за ними мы идём.
    Если место попадётся,
    То лукошко наберём. (Грибы ).

    Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

    А сейчас мы отправляемся за грибами.

    Вы любите собирать грибы?

    1-й конкурс. «На лесной полянке».

    Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

    2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

    (На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

    – Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

    – На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

    Загадки

      Вот в траве приметные
      Шляпки разноцветные.
      Вспомни ты их имя,
      Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

      Очень дружные ребята
      У пенька живут... (Опята).

      Где хвоинок многовато,
      Поджидают нас... (Маслята).

      Под осиной гриб тот, дети,
      В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

      У берёзок, посмотри:
      Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

      Царь грибов живёт в дубраве.
      Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

    3-й конкурс. «Собери пословицу».

    Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

    Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

    Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

    А теперь сюрприз для всех.
    Для Вас, мои друзья, подружки,
    Грибные сбацают частушки

    Грибные частушки

      Начинаем мы запевку
      Первую начальную
      Мы хотим развеселить
      Публику печальную.

      Вот растёт гриб – боровик
      И красив он, и велик.
      В толстой шляпке набекрень,
      Ножка крепкая, как пень.

      Шоколадная папаха,
      Белый шёлковый мундир.
      Посмотрев, опёнок ахнул:
      Настоящий командир

      Сколько лет тебе, сморчок?
      Ты по виду старичок.
      Удивил грибок меня:
      Возраст мой – всего два дня.

      Спрятались под ёлками
      Рыжики с иголками.
      Не малы, не велики,
      И лежат, как пятаки.

      А во мху, как на подушке,
      Чьё-то беленькое брюшко.
      Это груздь нас просит взять,
      А за ним ещё штук пять.

      Под осинами на кочке
      Гриб в малиновом платочке,
      Подосиновиком звать,
      И его придётся взять.

      Мы частушек вам пропели
      Хорошо ли, плохо ли,
      А теперь мы вас попросим,
      Чтобы нам похлопали.

    IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

    – Ребята, что такое «экология»?

    Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

    Прогулка. (С.Михалков )

    Мы приехали на речку
    Воскресенье провести,
    А свободного местечка
    Возле речки не найти!
    Тут сидят, и там сидят:
    Загорают и едят,
    Отдыхают, как хотят,
    Сотни взрослых и ребят.
    Мы по бережку прошли
    И поляночку нашли.
    Но на солнечной полянке
    Там и тут пустые банки
    И, как будто нам назло,
    Даже битое стекло.
    Мы по бережку прошли,
    Место новое нашли.
    Но и здесь до нас сидели;
    Тоже пили, тоже ели,
    Жгли костёр, бумагу жгли –
    Насорили и ушли!
    Мы прошли, конечно, мимо
    – Эй, ребята! – крикнул Дима, –
    Вот местечко хоть куда!
    Родниковая вода,
    Чудный вид!
    Прекрасный пляж!
    Распаковывай багаж!
    Мы купались, загорали,
    Жгли костёр.
    В футбол играли –
    Веселились, как могли:
    Пили квас, конфеты ели,
    Хороводом песни пели…
    Отдохнули – и ушли!
    И остались на поляне
    У потухшего костра:
    Две разбитых нами склянки –
    Две размокшие баранки –
    Словом мусора гора.
    Мы приехали на речку
    Понедельник провести,
    Только чистого местечка
    Возле речки не нашли!

    – Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

    – А как бы вы поступили на месте этих туристов?

    – Какой вред наносят люди таким поведением?

    – Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

    Конкурс «Правила друзей природы».

    – Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

    Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

    День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

    Как яблоко на блюдце,
    У нас Земля одна.
    Не торопитесь, люди,
    Все исчерпать до дна.

    Не мудрено добраться
    До скрытых тайников,
    Разграбить все богатства
    У будущих веков.

    Мы общей жизни зерна,
    Одной судьбы родня,
    Нам пировать позорно
    В счет будущего дня.

    Поймите это, люди,
    Как собственный приказ.
    Не то Земли не будет
    И каждого из нас.

    – Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

    Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).

    Литература:

      Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.

      Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 198

    Экологическая викторина «Сказочная экология»


    Описание. Экологическая викторина «Сказочная экология» предназначена для учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений. Сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость. Обычно сказки рассматриваются как хорошее времяпрепровождение малышей, как помощь, чтобы понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но мало кто знает, что сказки ещё учат экологии. Экологическая программа «Сказочная экология» направлена на получение азов экологических знаний через изучение сказок.
    Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк, Республика Беларусь
    Цель: воспитание экологической культуры детей через изучение сказок.
    Задачи:
    - способствовать изучению народных и авторских сказок с экологической точки зрения;
    - способствовать развитию интереса к окружающему миру;
    - способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
    Оборудование: подборка сказок, иллюстрации к сказкам, презентация «Экология в сказке «Царевна-лягушка», тексты стихов для физкультминуток.
    Предварительная подготовка: чтение народных и авторских сказок.

    Вступительное слово педагога


    Здравствуйте, ребята!
    Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?
    Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
    Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
    В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
    Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).
    Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
    В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
    Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
    Для начала познакомимся с экологическим исследованием сказки «Царевна-лягушка».
    Выступление Александровой Янины «Экология в сказке «Царевна-лягушка» (Приложение).
    Педагог:
    - Теперь время экологической викторины «Сказочная экология».
    Ребята делятся на 2 команды и выбирают капитанов.
    Педагог:
    - Внимание! Сказки разных народов могут быть похожи по содержанию и отличаться лишь названием. Например, сказка «Мужик и медведь» и сказка «Вершки и корешки».

    1 тур «Растения в сказках»


    Педагог:
    - Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).
    Назовите сказки, в которых встречаются растения.

    1. «Жар- птица» – яблоня
    2. «Репка» – репа
    3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
    4. «Снежная королева» – розы
    5. «Золушка» – тыква
    6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
    7. «Царевна на горошине» - горох
    8. «Царевна-лягушка» - дуб
    9. «Гуси-лебеди» - яблоня
    10. «Дикие лебеди» - крапива
    11. «Аленький цветочек» - цветок
    12. «Беляночка и Розочка» - розы

    2 тур « Волшебные превращения»


    Педагог:
    - Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
    Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
    Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
    1. «Царевна-лягушка» - лягушка
    2. «Финист - ясный сокол» - сокол
    3. «Дикие лебеди» - лебедь
    4. «Золушка» - крыса, ящерицы
    5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
    6. «Калиф аист» - аист, сова
    7. «Беляночка и Розочка» - медведь
    8. «Король- лягушонок» - лягушка
    9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
    10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
    11. «Карлик Нос» - гусыня
    12. «Храбрая сердцем» - медведь
    13. «Кукушка» - кукушка
    14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк

    Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»

    Педагог:

    Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками.
    Пример
    В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
    Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
    В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
    Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
    Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
    Глаза большие, (Широко открывают глаза.)
    Словно угольки горят. (Смотрят налево, а потом на право.)
    Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
    Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

    3 тур «Мифические существа»


    Педагог:
    - Во многих народных сказках есть сказочные существа, которых человек выдумал для охраны окружающего мира. Например, Водяной защищал пресные водоемы, а Нептун – моря и океаны.
    Назовите сказки, в которых есть мифические существа.
    Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
    1. «Ох и золотая табакерка» - Ох
    2. «Покатигорошек» - Смок
    3. «Баба-Яга и жихарь» – Баба Яга
    4. «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - Чудо-Юдо
    5. «Леший» - Леший
    6. «Царевна-лягушка» - Кощей бессмертный, баба Яга
    7. «Беляночка и Розочка» - Гном
    8. «Летучий корабль» - Водяной, баба Яга
    9. «Волшебная лампа» - Джин
    10. «Как Джиртдан увел детей от страшного дива» - Див
    11. «Дракон и царевич» - Дракон

    4 тур «Неживая природа в сказках»


    Педагог:
    - Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
    Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
    Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
    1. «Два мороза» - мороз
    2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
    3. «Гуси-лебеди» - речка
    4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
    5. «Как Луна появилась на небе» - луна
    6. «Снег и заяц» - снег

    Физкультминутка «Гномик»

    Педагог:
    - А сейчас, у нас сказочная физкультминутка.
    Команды получают текст стихотворения и самостоятельно в течение 5 минут придумывают к нему движения. Затем, поочередно, проводят свою физкультминутку с болельщиками
    Пример
    Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
    Колпачок свой потерял. (Наклоны влево-вправо - «ищем пропажу».)
    Колпачок был непростым (Разводят руки в стороны)
    Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
    Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
    Где искать ему пропажу? (Руки вверх)

    5 тур «Экология и сказки»

    Педагог:
    - Ребята, вот и пришло время самого главного соревнования. Мы вспомнили много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Все вместе – это природа. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
    А экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме. Главный закон экологии - все связано со всем. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А еще дождь, снег, и чистый воздух.
    Ребята, в 5 туре «Экология и сказки», вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.
    Пример:
    В гости к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый Волк за ней следил,
    Обманул и проглотил.
    Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
    Внимание: экологических моментов в одной сказке может быть несколько!
    На столе разложены вопросы, текстом вниз, капитаны, поочередно, берут по одному. Команда в течение 2-5 минут советуется и дает ответ. (Угадали только сказку – 1 очко; угадали сказку и назвали экологические моменты – 2 очка)
    1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом.
    Кем же были эти
    Маленькие дети?
    (Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)


    2. В детстве все над ним смеялись,
    Оттолкнуть его старались:
    Ведь никто не знал, что он
    Белым лебедем рожден.
    (Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)


    3. Покупала самовар,
    А спасал ее комар.
    (Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)


    4. Сладких яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнём,
    И светло вокруг, как днём.
    (Сказка «Жар-птица», экологический момент – польза яблок для здоровья человека.)


    5. Всех важней она в загадке,
    Хоть и в погребе жила:
    Репку вытащить из грядки
    Деду с бабкой помогла.
    (Сказка «Репка», экологический момент – польза всех живых организмов на планете.)


    6. Красна девица, грустна:
    Ей не нравится весна,
    Ей на солнце тяжко!
    Слезы льет бедняжка!
    (Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)


    7. Съесть его хотел зайчишка,
    Серый волк и бурый мишка.
    А когда малыш в лесу
    Встретил рыжую лису,
    От нее уйти не смог.
    Что за сказка?
    (Сказка «Колобок», экологический момент – биоразнообразие зверей леса.)


    8. Родилась у мамы дочка
    Из прекрасного цветочка.
    Хороша, малютка просто!
    С дюйм была малышка ростом.
    Если сказку вы читали,
    Знаете, как дочку звали.
    (Сказка «Дюймовочка», экологические моменты – водоем, как среда обитания лягушек, рыб и рака; разнообразие беспозвоночных животных; почва - среда обитания крота; мышь делает запасы на зиму; ласточка – перелетная птица.)


    9. Ах ты, Петя-простота,
    Сплоховал немножко:
    Не послушался кота,
    Выглянул в окошко.
    (Сказка «Кот, петух и лиса», экологические моменты – лиса хищный зверь, кот и петух домашние животные, которые вполне могут ладить между собой.)


    10. Мышка дом себе нашла,
    Мышка добрая была:
    В доме том, в конце концов
    Стало множество жильцов.
    (Сказка «Теремок», экологический момент – биоразнообразие животного мира.)


    11. Колотил да колотил
    По тарелке носом,
    Ничего не проглотил
    И остался с носом.
    (Сказка «Лиса и журавль», экологический момент – разный тип ротового аппарата и способ питания.)


    12. Летела стрела и попала в болото,
    А в том болоте поймал ее кто-то.
    (Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)


    13. Дед с бабкой слезами горючим плачут -
    за что же такая нам вдруг неудача.
    Лежало на полке яйцо золотое.
    Да только вот мышь –
    наказанье такое - разбила его.
    (Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)


    14. Маша в лес пошла с лукошком.
    Заблудилась там немножко.
    На избушку набрела,
    Кашу съела, спать легла.
    (Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)


    15. В какой сказке мужик с медведем совместно занимались сельским хозяйством?
    (Сказка «Мужик и медведь», экологический момент – всеядность медведя)


    16. В какой сказке мальчик превратился в козленка?
    (Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экологический момент – важность воды для человека)


    17. В огороде, возле хаты,
    Урожай растёт богатый.
    Там сидят на грядках густо
    Репа, свёкла и капуста.
    И горят, как солнышки,
    Жёлтые подсолнушки.
    Кто же там пыхтит на грядке?
    (Сказка «Пых», экологические моменты – разнообразие овощных культур; ежик в поисках беспозвоночных иногда посещает огороды)


    18. В этой сказочке герой
    Не такой, как мы с тобой.
    Невеличка ростом мал,
    Не силён он, не удал.
    Как-то ветром парня сдуло,
    Через реку умыкнуло...
    Вот беда – ушиблись ножки.
    Как бежать им по дорожке?
    Как добраться в срок до дому
    Нездоровому, больному?
    Пораскинь ты свой умишко,
    Кто же это? ...
    (Сказка «Как муравьишка домой спешил», экологические моменты – многообразие беспозвоночных животных; способы передвижения и внешний вид беспозвоночных)


    19. Наладили парус,
    Посадили мышонка
    В долбленое суденышко
    И пустили по течению.
    (Сказка «Мышонок Пик», экологические моменты – многообразие животного мира; образ жизни некоторых представителей животных)


    20. В какой сказке лесные птицы объединились против совы?
    (Сказка «Лесные разведчики», экологические моменты - разнообразие лесных птиц; отношения между разными видами птиц; сова – ночная птица)


    (Примечание: экологические моменты приводятся не все, а лишь как вариант ответа)

    Заключительное слово педагога.


    Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. А это значит:
    - не мусорить;
    - не рвать дикорастущие цветы;
    - не ломать деревья;
    - не приносить домой диких животных;
    - не загрязнять водоемы;
    - правильно собирать грибы и ягоды;
    - не жечь в лесу костры
    и многое другое.
    (Поздравление победителей викторины)
    У Бориса Заходера есть замечательные стихи, которыми мы подведем итог нашему мероприятию.


    Все-Все,
    Все на свете,
    На свете нужны,
    И мошки
    Не меньше нужны, чем слоны.
    Нельзя обойтись
    Без чудищ нелепых
    И даже без хищников, -
    Злых и свирепых.
    Нужны все на свете!
    Нужны все подряд -
    Кто делает мед
    И кто делает яд!
    Плохие дела
    У кошки без мышки,
    У мышки без кошки
    Не лучше делишки!
    И, если мы с кем-то
    Не очень дружны,
    Мы все-таки ОЧЕНЬ
    Друг другу нужны!
    А если нам кто-нибудь
    Лишним покажется,
    То это, конечно,
    Ошибкой окажется!
    Все-Все,
    Все на свете,
    На свете нужны,
    И это все дети
    Запомнить должны!

    Приложение

    Мини-исследование «Экология в сказке «Царевна-лягушка»

    (транслит к презентации)

    1 слайд
    Мини-исследования «Экология в сказке «Царевна-лягушка»
    2 слайд
    Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие. Сказка служит источником формирования элементарных экологических понятий.
    3 слайд
    Сказка «Царевна- лягушка»
    4 слайд
    «Тем временем Иван-царевич улучил минуточку, побежал домой, нашёл лягушечью кожу и спалил ее на большом огне.»
    Экологический факт лягушки линяют до 4 раз в год, нашёл отражение в сказке.
    5 слайд
    Вдруг откуда не взялся - прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть, наутек пустился: глядь - а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит её - утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами; вдруг подплывает к берегу, щука и держит в зубах яйцо; он взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть!
    6 слайд
    С учетом образа жизни и мест обитания животных их используют в сказке. Щука - водный обитатель для того, чтобы найти яйцо в водной стихии. Медведь сильный лесной зверь для того чтобы достать сундук с дерева. Заяц - хороший бегун. Можно предположить также, что прототипом зайца из сундука был беляк. А «помощника» Ивана – заяц русак, так как он быстрее бегает. Селезень и утка - птицы.



  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх