Занятие «В мир природы. Занятие Путешествие в мир живой природы Открытое занятие путешествие в мир природы

МОУ ДОД Центр детского (юношеского) «Меридиан»

учебное объединение «Юные журналист»

Конспект занятия:

«Путешествие в мир природы»

(форма проведения занятия: беседа – рассуждение с элементами создания «продуктов» творчества).

Разработчик:

Теслевич Алевтина Ивановна –

педагог дополнительного образования,

творческого объединения «Юные журналисты»

Кемеровская область

г. Новокузнецк - 654000

проспект Металлургов, 49

г. Новокузнецк

Место проведения: МОУ ДОД Центр детского (юношеского) творчества «Меридиан», учебное объединение «Юный журналист»

Время проведения: 13.05.2016г.

Группа №1, 12 человек, возраст обучающихся 7-10 лет.

Цель: Развитие художественно – эстетического вкуса посредством вхождения в образы поэтов, писателей, фотографов, художников.

Задачи:

    обучать приёмам игры в поэтов»

    формировать культуру отношений к людям, природе, животным;

    воспитывать любовь к красоте родной природы;

    развивать художественный вкус, умение видеть необычное в обычном;

    воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, здоровой конкуренции.

Оборудование:

    Рисунки и фотографии по изучаемым темам.

  1. Компьютер, флешка.

    Телевизор.

    DVD – проигрыватель.

Предварительные работы:

    беседа по технике безопасности о правилах работы с колющими – режущими предметами;

    экскурсии: в краеведческий музей, музей изобразительных искусств, библиотеку им. Н.В. Гоголя

Ход занятия.

    Приветствие.

Здравствуйте, ребята!

    Повторение пройденного материала.

На прошлом занятии мы с вами изучали видеоматериалы о природе нашего края, о её удивительном мире рек, полей, лесов. Давайте вспомним, что нового вы узнали об этом?

Ответы учащихся: « Мир природы разнообразен: в нем есть и красивые бабочки, и грозные тигры; быстроногие олени и робкие зайчата, муравейники и пчелиные улья, в этом мире свои законы, которые нам, людям, нарушать нельзя. Законы эти - сбережение лесов от пожаров, вырубки, загрязнений». (Сабрина)

« Я узнала, что лес – это «легкие» природы, которые отчищают воздух, отравленный заводами и фабриками, ведь лес это – кладезь здоровья, любая травинка, былинка содержит много витаминов, полезных для организма людей. И когда я с семьёй хожу в походы, то мы не покупаем в магазинах чай, а завариваем его из листьев дикой малины, смородины, черники, земляники, ежевики». (Ирина)

«А мне бы хотелось рассказать о реках, озерах, маленьких речушках и родниках, о рыбалке, где мы с отцом ловим рыбу и варим «царскую» уху. А вода из родника такая, что пьёшь-пьёшь и не можешь остановиться». (Игорь)

« Был я в Сосновом бору. И в первые минуты у меня закружилась голова от избытка кислорода. Папа сказал, что это пройдёт, мы пошли дальше в лес и увидели множество грибов, в основном, лисички и белые. Мама отметила, что лисички очень полезные человеку грибы и японцы покупают их за золото». (Виктор)

«Спасибо ребята! Вы хорошо усвоили пройденный материал, и мы переходим к новой теме «Защитим живое на Планете».

В течение прошлого года мы занимались литературно – художественным творчеством и мне бы хотелось, чтобы вы на сегодняшнем занятии были не просто мальчиками и девочками, а поэтами и писателями – сказочниками.

Вам предлагается написать небольшое четверостишье, рассказ, сочинить сказку или поэму, эссе

Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»

Тема: «Что такое природа?»

Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек

часть природы/.

Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных

человеком/.

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;

активизация словаря: живая и неживая природа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,

наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».

Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,

Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».

1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?

А кто из вас отдыхал на море?

Кто отдыхал в горах?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.

Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.

Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).

Природа.

А как бы вы назвали эти изображения?»

Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода).

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля, почва).

Голубой платок,

Красный колобок, По платку катается,

Людям улыбается. (Небо, солнце).

В густом лесу, под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. (Еж).

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке – лес. (Человек).

Много рук нога одна. (Дерево).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).

Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).

А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).

Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/

Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.

И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?

Стрекозу.

Подводная лодка на кого похожа?

На кита.

2. Физ. минутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:

Что изображено на лепестке?

Из чего оно сделано?

К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).

4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правильности.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучатся нужно.

Нас деревьях всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?

Нуждается.

(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).

Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/

Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?

А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.

Вы хотите ребята, стать защитниками природа?

Тогда давайте дадим клятву:

Ты дружок смотри не подкачай

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай не птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется

Родиной твоей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.

Библиотека изображений:

Путешествие в мир природы "Лес и его обитатели". Конспект занятия для 5-6 класса

Автор: Валентина Валентиновна Родионова, воспитатель.
Место работы: БОУ ВО "Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по зрению"

Описание материала : Предлагаю вам конспект познавательного занятия-путешествия "Лес и его обитатели". Данный материал составлен для обучающихся 6-го класса и направлен на формирование у них целостного взгляда на окружающий мир. Предлагаемый материал будет полезен воспитателям и классным руководителям 5-х и 6-х классов в плане экологического воспитания детей.

Путешествие в мир природы «Лес и его обитатели».
Цель: расширение представлений обучающихся о взаимосвязях между различными обитателями лесного царства.
Задачи:
Обучающие:
1. углубить представления обучающихся о взаимосвязи в природе, роли птиц, ежей, муравьёв в регуляции численности насекомых-вредителей леса;
2. учить сравнивать предложенные объекты.
Воспитательные:
1. формировать ответственное отношение к своим поступкам;
2. развивать умение видеть красоту и понимать уникальность природы.
Коррекционно-развивающие:
1. развивать эмоциональную сферу, образное мышление, память;
2. обогащать словарный запас детей, их кругозор.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Целеполагание.
Добрый день, ребята!
Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте о чём пойдёт речь сегодня на занятии.
Разбежались грибы
По лесному откосу.
Перестал врачевать
Умный дятел берёзу.
Шаловливый ручей
Что-то бысто лепечет.
На ладонь мне отчаянно
Прыгнул кузнечик.
Совещаются тихо
О чём-то травинки.
Муравей, как разведчик,
Изучает ботинки.
И захлопали радостно
Листья в ладоши:
- К нам пришёл человек,
И не злой, а хороший.

О чём рассказывается в стихотворении? (Ответы детей)
Оно подходит к теме нашего занятия.
- Кто может назвать тему? (Ответы детей)
Это стихотворение называется «В гостях у леса»
Сегодня мы побываем с вами в гостях у жителей лесного царства. Но не всегда хорошие люди бывают в лесу, иногда появляются и злые. Сейчас послушайте экологическую сказку «Грустная история».
2. Чтение сказки «Грустная история» с использованием презентации, рисунков, фотографий.
Экологическая сказка «Грустная история».
Как-то раз, в один из холодных ненастных летних дней на окраине леса встретились маленький ежик, серая кукушка и крошечный муравей. Встретились они под ветвями старой ели, куда забрались в поисках убежища от дождя.
- Ну и погодка сегодня! Льет как из ведра! Я только на пять минут из муравейника выбежал, и нате вам, все тропинки кругом водой залило, никакой возможности домой вернуться, - проговорил, поеживаясь от холода, маленький муравей.
- Да если бы только сегодня, - поддержала его кукушка. - Третий день уже поливает! От дождя все по щелям да по норам забились, ни одной живой души кругом! Никакой еды не сыскать! Еще один такой дождливый день - и я от голода погибну!
- Скорее бы этот дождик кончился, я бы сразу домой, в муравейник побежал, - там сейчас тепло и сухо! - продолжил разговор муравьишка.
- Да и мне бы пора посушить свои мокрые перышки, - сказала кукушка.
- Что вы все одно заладили: погода плохая, мокро вам, голодно! В жизни всякое бывает. Плохая погода - не повод для нытья. Это еще не самая плохая штука. Потерпите немного - скоро погода наладится, - урезонил своих друзей по несчастью маленький ежик.
- Куда уж хуже, - продолжал ворчать муравьишка. - По мне, так хуже плохой погоды ничего на свете нет!
- А я очень поесть люблю, и хуже голода для меня ничего нет, - в тон муравью продолжала ворчать кукушка.
- Эх, вы! Заладили одно: холодно, голодно! Если хотите знать, мне-то хуже вашего пришлось, да я ничего не говорю, не жалуюсь, - с горечью в голосе сказал ежик.
- А что с тобой случилось? - тут же спросила любопытная кукушка.
- Расскажи, что за беда с тобой приключилась, может, мы тебе поможем? - поддержал кукушку муравей.
- Да как тут поможешь! Обидели меня, так обидели! Даже жить не хочется! Вот послушайте, что со мною случилось. Шел я однажды по своим ежиным делам по лесу. Искал, чем бы поживиться: майских хрущей, гусениц непарного шелкопряда или других каких вредителей леса. Слышу, по тропинке люди идут, грибники вроде. Идут и между собой разговаривают: «Что-то, говорят, грибов в лесу не стало. Ходим с самого утра, а ничего не нашли. И места тут грибные, в прошлом году здесь за час целую корзину набирали. А нынче ничего нет. И куда все грибы делись?» Тут я нечаянно старыми листьями зашуршал да на глаза им и попался. «Так вот куда грибы подевались! Это еж противный, наверное, все грибы слопал», - закричал один из грибников и на меня палкой замахнулся. Тут уж я быстренько клубком свернулся и покатился от этого места куда подальше. И так мне горько и обидно стало, что решил я вообще из леса уйти. Вот как дождик кончится, пойду я отсюда куда глаза глядят, - такими печальными словами завершил ежик свою грустную историю.
- Да, сильно обидели тебя люди, - сочувственно произнесла кукушка. - Это хуже всего, когда тебя без вины виноватым делают. Эти горе-грибники просто неучи какие-то! Ведь даже дети знают, что ежи к отряду насекомоядных относятся, едят насекомых, значит. Ну, бывает иногда - мышку, лягушку, змею, наконец, съесть могут. А что ежи грибами питаются - это уж больше в сказках да мультфильмах рассказывается. Разве что с большого голода могут ежи съесть один-два грибочка. Но чтобы из-за ежей грибов в лесу не стало, это уж они загнули! И нас, кукушек, незаслуженно обижают люди. Говорят о нас только одно, что мы деток своих на воспитание чужим птицам подбрасываем. Вот, мол, какая мать плохая. А того не вспомнят, что большинство видов кукушек нежные и заботливые родители. Сами и гнезда строят, и яйца высиживают, и птенцов выкармливают. Это только немногие виды кукушек подбрасывают свои яйца в чужие гнезда. Да еще люди кукушку вспоминают, когда мою скромную песенку в лесу услышат. Услышат, и давай глупые вопросы задавать: «Кукушка, кукушка, сколько мне жить осталось?» А я-то почем знаю?! Моя песня вовсе не для этого предназначена. Жалко, что не все люди знают, зачем птицы песни поют. Так самцы внимание самочек привлекают, ухаживают, значит. Нам, кукушкам, тоже обидно, что люди про нас только плохое говорят. А сколько мы добра для леса делаем, и не вспоминают. А ведь каждая кукушка за одно лето тысячи и тысячи вредителей леса поедает! Правду ты, ежик, говоришь, незаслуженно нас люди обижают. Может, и правда, уйти нам из этого леса куда подальше, где людей рядом нет?
- Как ты, муравьишка, думаешь? - Помолчал, помолчал муравьишка немного да и говорит:
- Не знаю, что вам и посоветовать. Но раз уж вы со мной своими бедами поделились, я вам тоже правду открою. Меня нужда в дождливую погоду из муравейника погнала. Я ведь за строительным материалом побежал - срочно чинить наш муравейник надо. Слушайте мою печальную историю. Перед самыми дождями забрел в наш лес мальчишка лет десяти. Как только он в лес зашел, сразу безобразничать начал. Где мухомор какой увидит - сшибет его палкой, где ветка на пути попадется - сломает. А потом увидел старую брошенную консервную банку и давай по ней стучать-бренчать, как будто не знает, что в лесу шуметь нельзя, а то всех птиц распугаешь. Да это еще что! Дальше еще хуже было - решил он костер под старым дубом развести. Уж он и спички из кармана достал, и веток сухих в кучу сгреб, чуть мы его остановить успели. Если бы он костер-то разжег, тут и до лесного пожара могло дело дойти! Но мы не побоялись этого юного поджигателя и вступили с ним в бой. Комары на него сверху налетели, а мы, муравьи, под рубаху да в штаны заползли и давай его кусать! Начал он от нас отбиваться, не до спичек ему стало, про костер он совсем позабыл. Такая битва тут началась! Многих наших братьев он побил, придавил, но мы все равно не отступили, продолжали его кусать да жалить. До тех пор кусали, пока он наутек бежать из лесу не бросился. Когда убегал, ногой на наш муравейник наступил, разрушил часть нашей крыши. Теперь ремонтировать надо. Такая вот печальная история. Ну да ничего, муравьи - народ работящий. Все в лучшем виде восстановим. Главное, чтобы такие безобразники к нам в лес больше не приходили. А из леса я уходить не собираюсь. Тут я родился, вырос. Тут мой дом, мои друзья и родные живут. Куда же я отсюда пойду? А уж если беда какая случится, так надо в беде друг другу помогать, тогда и беда не страшна. У нас, муравьев, так: жизнь свою не щади, а другу помоги! И вы подумайте, кому лучше от того станет, если вы из леса уйдете - вам или, может, лесу родному? Нельзя лес без защиты оставлять! Если мы уйдем, в нем сразу насекомые-вредители разведутся и погубят наш лес. Вы как хотите, а я ни за что не уйду!
Призадумались ежик с кукушкой, приумолкли. Пока наши друзья думали, дождик кончился, ветер приутих, из-за туч выглянуло долгожданное солнышко. На душе у зверей сразу стало веселее.
- Никуда мы из нашего леса не пойдем! - решительно сказала кукушка. - Лес - это наш дом, нам его беречь и охранять надо!
- А тебе, муравей, спасибо, - подхватил слова кукушки маленький ежик. - Ты среди нас самым мудрым и рассудительным оказался. Хоть ты и маленький, но смелый и мужественный. И товарищ надежный - в трудную минуту в беде не бросишь. Мы тоже такими будем! А в следующий раз при встрече давайте будем друг другу веселые истории рассказывать.
- И тебе, елочка, спасибо, - продолжил муравей. - Ты нас от дождя укрыла. Живи подольше! А уж мы о тебе и других деревьях в лесу позаботимся!

После прочтения сказки рекомендуется обсудить ее полное содержание с ребятами. Предлагаются вопросы для беседы:
- Что еще нового ты узнал о жизни леса?
- Какую опасность для леса представляют люди?
- Как правильно вести себя в лесу?
- Какую роль в лесах играют муравьи?
- Как вы думаете, кто из лесных жителей был более прав в своем поведении?
- Придумайте несколько добрых, ласковых высказываний о ежах, муравьях и кукушках.
- О каких животных прочитали в сказке? Кто такие ежи? (Звери) Кукушки? (Птицы) Муравьи? (Насекомые)
1) Игра-соревнование «Ёжекуки».
Ребята делятся на две команды «Ежики» и «Кукушки».
Каждой команде предлагается обсудить и назвать признаки, по которым ежи и кукушки 1) похожи и 2) которыми отличаются между собой.
Например:
Сходство:
1) Ежи и кукушки - животные.
2) Обитают в лесу.
3) Питаются вредными для леса насекомыми.
4) Имеют серовато-белую пеструю окраску...
Различие:
1) Ежи обитают на поверхности земли, а кукушки - в кронах деревьев.
2) Кукушка - птица, а ёж - млекопитающее (звери).
3) У ежа на теле иголки, а у кукушки - перья.
4) Кукушка летает, а ёж бегает по земле...
Для того чтобы ребята могли выделить большее количество признаков, можно предложить им дополнительно прочитать информацию о ежах и кукушках в книгах и поиграть в эту игру еще раз на следующем занятии.
Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков.

2) Конкурс «Любимое лакомство ежа»
Выбрать из карточек те, которые называют пищу ежей (черви, грибы, ящерицы, мыши, яблоки, трава, змеи, лягушки, коренья, жучки). Ответ: ёжик не ест ни грибов, ни яблок, ни травы, ни кореньев.
3) Конкурс весёлых художников.
Каждая команда вытаскивает задание (нарисовать ежа, муравья, кукушку, тучку и поселить их на одной общей картине под елью).
Придумайте несколько добрых, ласковых высказываний о ежах, муравьях и кукушках.

4. А сейчас узнаем, как вы хорошо знаете обитателей леса. Для этого проведём игру-викторину «Букварь природы»
Условия игры: воспитатель раздаёт всем играющим карточки с цифрами 1,2,3 и объясняет, что, после того, как он произнесёт текст загадки или вопроса, будет предъявлен ответ с тремя вариантами. Они должны выбрать правильный ответ и по сигналу педагога поднять соответствующую карточку. После этого подсчитывают количество верных ответов. Выигрывает тот, кто больше наберёт очков (жетонов).
I тур. Загадки о растениях
Есть у ребят зеленый друг.
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
1. Крапива. 2. Муравейник. 3. Лес.

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
1.Черника. 2. Земляника. 3.Малина.

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
1. Ромашка. 2. Одуванчик. 3. Астра.

Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки.
1. Шиповник. 2. Лебеда. 3. Репейник.

Стоит Алена:
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.
1. Береза. 2. Ива. 3. Осина.

Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем -
Много зерен соберем.
Их поджарим - погрызем.
А приедут гости -
Им дадим по горсти.
1. Груша. 2. Подсолнух. 3. Малина

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка?
1. Калина. 2. Клюква. 3. Рябина.

Только тронь -
Отдернешь ладонь:
Обжигает трава,
Как огонь.
1. Белена. 2. Крапива. 3. Чертополох.

Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь:
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый!
1. Колокольчик. 2. Клевер. 3. Василек.

II тур. Вопросы о зверях и птицах
Какая птица считается самой умной?
1. Орел. 2. Ворон. 3. Попугай
Что является лучшим лакомством для лосей, оленей, косуль?
1. Трава. 2. Грибы. 3. Соль.

Какова длина туннеля, который за одну ночь способен прорыть крот?
1. 10 м. 2. 60 м. 3.40 м.

Чем извлекает насекомых из трещин в коре деревьев дятел?
1. Языком. 2. Клювом. 3. Лапой.

Какой зверек умеет летать?
1. Белка-летяга. 2. Рысь. 3. Летучая мышь.

Какие из этих птиц являются перелетными?
1. Воробей. 2. Малиновка. 3. Соловей.

Кто из этих зверей на зиму ложится в спячку?
1. Барсук. 2. Еж. 3. Медведь.

Сколько вылетов за насекомыми в день могут совершить птицы во время выкармливания птенцов?
1. 400. 2. 200. 3. 100.

Как называется жилище бобра?
1. Нора. 2. Логово. 3. Хатка.

Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?
1. Ремез. 2. Клест. 3. Зяблик.

III тур. Что это за насекомое?
Толстая рыжеватая бабочка с ярко-черными поперечными полосами, узкими прозрачными крыльями, умеющая жужжать.
1. Стеклянница. 2. Лимонница. 3. Махаон.

Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тонкое жало. Его полет сопровождается высоким звенящим звуком.
1. Муха. 2. Клещ. 3. Комар.

Маленькие не летающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
1. Пчелы. 2. Муравьи. 3. Тараканы.

Зеленое насекомое с сильными челюстями и тремя пара¬ми ног, причем задняя пара длиннее остальных, так как используется для прыжков. Оно имеет две пары крыльев: тонкие и жесткие. Самцы, потирая жесткие крылья друг о друга, издают стрекочущие звуки.
1. Кузнечик. 2. Блоха. 3. Долгоносик.

Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полоски, приносит огромную пользу чело¬веку. Люди используют практически все продукты, производимые этим насекомым: мед, воск и т.д. Кроме того, собирая с цветов нектар, эти насекомые опыляют растения.
1. Оса. 2. Бабочка. 3. Пчела.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро, на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.
1. Пришвин М.М. 2. Толстой Л.Н. 3. Маршак С.Я.

Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке раз¬битое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела.
1. Драгунский В.Ю. 2. Бианки В.В. 3. Токмакова И.П.

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит - а над крышей галка летает и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся - да это очки! Спрятался мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась - не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.
1. Заходер В.В. 2. Осеева В.А. 3. Житков Б.С.

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.
1. Мошковская Э.Э. 2. Сладков Н.И. 3. Михалков С.В.

5. Подведение итогов. Рефлексия.
- Кто себя чувствовал на занятии комфортно? Кто не очень? Кому не нравилось работать?
- Что больше всего понравилось?
- Что нового узнали на занятиях?
- Какой вывод можно сделать из услышанного на занятии?
Я думаю, что наша встреча сегодня не пройдёт даром, вы станете настоящими защитниками природы.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.

Литература:
1. Грехова Л.И. В союзе с природой.
2. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первого сентября», 1999.
3. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествие в мир природы./ авт.-сост. Н.И. Асташина - Волгоград: Учитель, 2014.

Конспект НОД

Образовательная область Познавательное развитие

«Путешествие в мир живой природы»

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.
Задачи:
1.Расширять представления детей о живой природе родного края.
2.Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков; закреплять умение правильно употреблять предлог «в».
3.Расширять и активизировать словарь детей словами: «фауна», «климат», хищник», «пернатые», «перелетные», «зимующие», «травоядные».
4. Развивать память, мышление, общую и мелкую моторику.
5.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы: Компьютер , мультимедийный проектор, проекционный экран.Музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями и записью голосов птиц. Карточки – билеты с изображением геометрических фигур. Материалы для изготовления аппликации «Кормушка».
Помещение для проведения мероприятия:
Групповое помещение.
ИКТ-приложение к занятию:
Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию “Путешествие в мир живой природы».
Предварительная работа:
Совершенствование навыка разгадывания загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Прослушивание записей голосов птиц. Чтение художественных произведений и животных и птицах автора Е.Чарушина. Составление предложений с предлогом «в» на индивидуальных и подгрупповых занятиях с воспитателем. Разучивание подвижной игры «Вот под елочкой вороны». Разучивание на музыкальном занятии песни «Мы едем, едем, едем…».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Дети выполняют соответствующие движения и задания.
Воспитатель: - Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться?
Я, Валентина Георгиевна, а ты кто? Ответь ласково, как тебя зовут?
Дети называют себя.
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Мы поедем по дороге, в царство Фауны. Вы знаете кто такая Фауна?
Дети: - Фауна – это богиня, царица и покровительница всех животных.
Воспитатель: - Верно. А отправимся мы в путешествие на поезде, но прежде, нужно приобрести билеты и выбрать машиниста. Пройдите к столу и возьмите любую карточку. Геометрическая фигура на карточке соответствует изображению на стульчике – месте в поезде. Прежде чем занять место, назовите свою геометрическую фигуру.
Дети быстро называют, что изображено на карточке и занимают «место в поезде».
Воспитатель: - Замечательно, все на местах, пора в путь!
Дети поют первый куплет и припев.
Воспитатель: - Первая остановка, «Лесная». Выходите из вагонов, посмотрите, куда мы с вами приехали?
Слайд 2 Изображение леса.
Звучит фонограмма голосов птиц.
Дети: - В лес.
Воспитатель: - Что такое лес?
Дети: - Это дом для многих диких животных и птиц.
Воспитатель: - Верно! Чтобы не потревожить жителей леса, что нужно делать?

нужно вести себя тихо, не кричать, говорить спокойным голосом.
Слайд3. Летящие птицы.
Воспитатель обращает внимание на конверт, лежащий под елкой.
Воспитатель: -Посмотрите птицы обронили конверт. Интересно, для кого он? Читает: «Ребятам подготовительной группы». Интересно, что в нем? (Открывает и читает).
- Ребята, разгадайте загадки и скажите отгадки.
«По веткам скачет, а не птица.
Рыжая, да не лисица….»
Дети: Белка.
Слайд 4. Появляется изображение белки.
Воспитатель: «Что за зверь опасный, ходит в шубке красной,
Снег разгребает, мышек хватает…»
Дети: Лиса.
Слайд 4. Появляется изображение лисы.
Воспитатель: «Летом ходит без дороги возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос….»
Дети: Медведь.
Слайд 4. Появляется изображение медведя.
Воспитатель: «Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, короткий хвосток…»
Дети: Заяц.
Слайд 4. Появляется изображение зайца.
Воспитатель: «Кто осенью холодной,
Ходит хмурый и голодный?»
Дети: Волк.
Слайд 4 Появляется изображение волка.
Воспитатель: «В клубок свернется, взять не дается»
Дети: Ежик.
Слайд 4. Появляется изображение ежика.
Воспитатель: - Как назвать одним словом изображенных животных?
Дети: Дикие.
Воспитатель: Расскажите, кто из животных чем питается.

ФОТО животных (ответы)
Рассказ детей о повадках и образе жизни диких животных.
Воспитатель: Как называют животных, которые употребляют в пищу только растения?
Дети: Травоядные животные.
Воспитатель: Как называют животных, употребляющих только мясо?
Дети: Хищные животные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что не так?» Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верно фразу.
У волка- лисята. Они живут в логове.
У медведя – зайчата, они живут в норе.
У белки – волчата, они живут в берлоге.
У ежика – бельчата, они живут в дупле.
Дети выполняют упражнение, отвечая полными развернутыми ответами.
Воспитатель: А сейчас, предлагаю немного отдохнуть и провести физкульт минутку «Вот под елочкой зеленой».
Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).
Скачут весело вороны (прыгают).
Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).
Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).
Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).
Воспитатель: Замечательно отдохнули, пора отправляться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют второй куплет и припев.
Слайд 5. Изображение реки.
Воспитатель: Следующая остановка «Речная». Давайте пройдем к реке.
Дети и педагог подходят к экрану.
Воспитатель: Кто живет в реке?
Дети: В реке живут рыбы.
Воспитатель: Каких речных рыб вы знаете?
Дети: Карась, щука, сом, окунь, голец.
Слайд 6. Изображение рыб.
Воспитатель: Что нужно обитателям водоемов для жизни?
Дети: Вода, кислород, солнце.
Воспитатель: Молодцы, вы ответили верно!

(Задание детям)Собрать из нескольких частей изображение рыбы.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…».
Дети поют Третий куплет песни и припев.
Слайд 7. Изображение неба.
Воспитатель: Третья остановка «Птичья». Пройдите к экрану и скажите, кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы живут в воздухе, а животные на земле. У животных нет крыльев, а у птиц есть. У животных растет шерсть, а у птиц перья.
Воспитатель: Как можно по другому назвать птиц?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы.
Слайд 8. Изображение перелетных птиц.
Воспитатель: Перечислите перелетных птиц. (Дети отвечают).
Почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).
Как называют птиц, которые остаются зимовать с нами?
Дети: Зимующие птицы.
Слайд 9. Изображение зимующих птиц.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Расскажите, чем они питаются.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, зимующим птицам очень сложно в холодное время года. Как мы можем им помочь? (Ответы детей). Верно. Предлагаю сделать кормушки для них. Пройдите к столам, на которых приготовлены материалы, из которых мы сделаем кормушки.
Продуктивная деятельность «Кормушка для птиц»(Аппликация)
Воспитатель: Наше занятие подходит к концу. Вы сегодня меня очень порадовали. А вам, понравилось занятие? Что больше всего запомнилось? Чем понравилось? (Ответы детей).
Предлагаю занять места в поезде и вернуться обратно в группу.
Звучит фонограмма песни «Мы едем-едем-едем…»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №15 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Чебурашка»

конспект занятия

Подготовила и провела:

Воспитатель Жукова О.В.

г.о. Новокуйбышевск, 2014

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цели:

  • Осознание ребенком эмоциональных состояний других;
  • Умение понимать и принимать мир живой природы;
  • Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.

Задачи:

  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Преодоление негативного настроя;
  • Снижение барьеров общения;
  • Осознание умения позитивного взаимодействия;
  • Осознание ребенком собственной неповторимости.

Необходимые материалы:

  • Запись классической музыки;
  • Компьютер;
  • Презентация « Путешествие в мир живой природы»;
  • Бумага для рисования, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход занятия:

1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.

Воспитатель. «Здравствуйте, ребята! Я рада Вас всех видеть! Давайте мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом: Все встают в круг и берутся за руки. Психолог говорит: « Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад». Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: « Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного». Спасибо! Молодцы!

Скажите, пожалуйста, вы хотите путешествовать в новом мире? Для его открытия нам потребуется активизировать все силы, взбодриться и сказать друг другу добрые слова. Давайте попробуем сделать это.

Воспитатель предлагает детям массаж ушных раковин: сначала помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. Для примера психолог начинает первым.

Игра « Добрые слова»

Дети по очереди называют пантомимически добрые слова, например: любовь, подарок, праздник, веселье и т.д.

2. Основная часть занятия.

Воспитатель. «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в новый сказочный мир – в волшебный мир живой природы. А чтобы помочь вам представить их, они передали вам слайд-фильм с изображением жителей своего мира».

Презентация «Путешествие в мир живой природы»

Дети смотрят слайд-фильм и выбирают фотографии с изображением различных животных, зверей, цветов, птиц, природных явлений, сопровождаемый музыкальной композицией. Непосредственно просмотр слайд - фильма занимает 10-15 мин. Каждый ребенок рассказывает о своем выборе: почему его заинтересовал именно этот цветок или животное, сравнивает его с каким-либо состоянием, чертой своего характера и т.п. Для примера педагог-психолог начинает первым. После каждого монолога он предлагает поддержать ответ участника аплодисментами.

Упражнение « Нарисуй мир живой природы»

Воспитатель предлагает детям нарисовать то, что больше всего понравилось при просмотре слайд - фильма. Включается запись спокойной музыки. После того, как работы будут завершены, психолог предлагает продемонстрировать свои рисунки и обсудить индивидуально образ.

Что здесь изображено?

Какое название ты дашь своему творению?

Что ты чувствовал, когда создавал образ живой природы?

Проводится коллективная беседа, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями.

3. Заключительный этап. Подведение итогов.

Детям предлагается рассказать о том, что им понравилось и не понравилось на занятии, и высказать свои пожелания на будущее занятие.

«Ребята, наше путешествие заканчивается. Давайте подарим на память жителям сказочного живого мира общую фотографию (закрепление визуального образа). Мы с вами побывали в разных волшебных мирах, познакомились с удивительными жителями. А теперь давайте улыбнемся, поблагодарим друг друга и попрощаемся до следующей встречи».




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх