Влияние мыслей и эмоций на наше тело и здоровье. Эмоции и эмоциональные состояния

Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека

Любая личность знакомится и постигает окружающую действительность благодаря средствам познания: внимания, ощущений, восприятия, мышления, воображения и памяти. Каждый субъект каким-то образом реагирует на происходящие события, ощущает какие-то эмоции, переживает чувства в адрес определенных предметов, людей, явлений. Субъективное отношение к ситуациям, фактам, объектам, персонам отражается в сознании личности в виде переживаний. Такие отношения, переживаемые во внутреннем мире, именуются «эмоциональное состояние». Это психофизиологический процесс, который мотивирует человека на выполнение каких-то действий, регулирует его поведение, влияет на мышление.

В научном сообществе не существует единого универсального определения, точно поясняющего, что являет собой эмоциональный феномен. Эмоциональное состояние – обобщающее понятие для всех переживаемых личностью отношений, которые возникли в ходе его жизнедеятельности. Удовлетворение требований и запросов человека, как и неудовлетворение потребностей личности, порождает разнообразные эмоциональные состояния.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

Виды и характеристики эмоциональных состояний

В отечественной науке классифицируют эмоциональные процессы на отдельные виды, каждый из которых наделен своими характеристиками и особенностями.

Эмоциональный мир личности представлен пятью компонентами:

  • эмоциями;
  • аффектами;
  • чувствами;
  • настроениями;
  • стрессами.

Все вышеуказанные составляющие эмоциональной сферы человека являются одними из главнейших регуляторов поведения субъекта, выступают источником познания действительности, выражают и определяют многообразие вариантов взаимодействия между людьми. Следует отметить, что один и тот же эмоциональный процесс может продолжаться от считанных секунд до нескольких часов. При этом каждый вид переживаний может выражаться с минимальной силой либо быть очень интенсивным.

Рассмотрим все элементы сферы эмоций и чувств более подробно.

Эмоции

Эмоция – это переживание субъекта в конкретный миг его жизни, передающее личностную оценку происходящего события, информирующее об его отношении к реально сложившему положению, к явлениям внутреннего мира и событиям внешней среды. Эмоции человека возникают мгновенно и могут меняться очень быстро. Наиболее значимой характеристикой эмоций является их субъективность.

Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, которые в настоящее мгновение происходят в окружающей реальности. Чем более важными и значимыми являются для субъекта протекающие изменения, тем более острым и ярким будет переживаемая им эмоция.

При возникновении эмоции образуется временный очаг возбуждения в коре головного мозга и далее в подкорковых центрах – скоплениях нервных клеток, расположенных под корой больших полушарий. Именно в этих сегментах головного мозга расположены главные отделы регуляции физиологической деятельности организма. Именно поэтому возникновение такого очага возбуждения приводит к усилению деятельности внутренних органов и систем. Что, в свою очередь, находит и заметное внешнее отражение.

Проиллюстрируем на примерах. От стыда мы краснеем. От страха мы бледнеем, и у нас замирает сердце. От тоски ноет сердце. От волнения мы задыхаемся, часто и неритмично делаем вдохи и выдохи.

Эмоции также характеризуются валентностью (направленностью). Они могут быть положительного или отрицательного окраса. Следует отметить, что практически у всех людей в нормальном состоянии количество эмоций отрицательного тона значительно превышает число переживаний положительного окраса. В ходе исследований установлено, что левое полушарие в большей мере является источником возникновения положительных эмоций, а правое полушарие больше поддерживает отрицательные переживания.

Во всех видах эмоциональных состояний прослеживается их полярность, то есть наличие эмоций со знаком «плюс» и со значением «минус». Например: гордость – досада; радость – огорчение. Также существуют и нейтральные эмоции, например: удивление. При этом вовсе не означает, что две полярные эмоции являются взаимоисключающими. В сложных чувствах человека часто обнаруживается сочетание противоречивых эмоций.

Также эмоции различаются по интенсивности – их силе. Например: злость, гнев и ярость, по сути, являются идентичными переживаниями, однако они проявляются с разной силой.

Эмоции также классифицируют на два типа: стенические (активные) и астенические (пассивные). Активные переживания мотивируют и побуждают человека к выполнению действий, пассивные эмоции расслабляют и лишают энергии. Например: от радости мы готовы перевернуть горы, а от страха у нас подкашиваются ноги.

Еще одной особенностью эмоций является тот факт, что хотя они осознаются человеком как переживания, невозможно в состоянии бодрствования повлиять на их возникновение. Все эмоциональные состояния зарождаются в глубинных хранилищах психики – подсознании. Доступ к ресурсам подсознательной сферы возможен при временном изменении сознания, достигаемом посредством гипноза.

Аффекты

Второй вид эмоциональных состояний – аффекты. Это кратковременное состояние, для которого характерна особая интенсивность и выразительность переживаний. Аффект – психофизиологический процесс, который стремительно овладевает субъектом и очень выразительно протекает. Он характеризуется значительными изменениями в сознании и нарушением контроля личности над своим поведением, потерей самообладания.

Аффект сопровождается выраженными внешними проявлениями и активной функциональной перестройкой работы внутренних систем. Особенностью этой разновидности эмоциональных состояний является привязка к ситуации настоящего. Аффект всегда возникает в ответ на уже существующее положение вещей, то есть он не может быть ориентирован на будущее и отражать переживания прошлого.

Аффект может развиться по различным причинам. Бурный эмоциональный процесс может быть вызван единичным психотравмирующим фактором, длительной стрессовой ситуацией, серьезным заболеванием человека. Примерами аффективных состояний служат следующие состояния. Восторг при выигрыше любимой команды, испытываемый страстным болельщиком. Гнев, возникший при обнаружении измены любимого человека. Паника, охватившая человека во время пожара. Эйфория, возникшая у ученого во время открытия после долгих лет упорной работы.

В своем развитии аффект проходит последовательно несколько стадий, для которых характерны свои особенности и переживания. В начальной фазе человек размышляет исключительно о предмете своих переживаний, невольно отвлекается от иных более важных явлений. Обычая картина старта аффективного состояния представлена энергичными и выразительными движениями. Слезы, истошные рыдания, громкий хохот, нелепые выкрики – характерные черты переживания аффекта.

От сильного нервного напряжения изменяется пульс и функция дыхания, нарушается моторика движений. Интенсивное действие стимулов, возбуждающих корковые структуры выше присущего им предела работоспособности, приводит к развитию запредельного (охранительного) торможения, Этот феномен вызывает дезорганизацию мышления человека: субъект испытывает упорную потребность поддаться переживаемой эмоции.

В этот момент аффективного состояния любой индивид может принять меры, чтобы не утратить контроль над собой и затормозить развитие каскада разрушающих реакций. Именно на этот феномен и оказывает влияние гипноз: в состоянии гипнотического транса в подсознание человека вживляются установки, позволяющие на инстинктивном уровне предотвратить нарастание аффекта в кризисный момент. То есть в результате внушения при гипнозе персона, не ведая того на сознательном уровне, обретает требуемые навыки для торможения развития негативного эмоционального состояния.

Если все же наступила последующая стадия аффекта, то субъект полностью утрачивает самоконтроль и способность управлять поведением. Он совершает безрассудные поступки, выполняет бесполезные действия, говорит нелепые фразы. Следует отметить, что такие проявления аффективной вспышки особа в дальнейшем припоминает с трудом. Такая ситуация возникает из-за того, что после чрезмерного возбуждения корковых структур наступает торможение, что прерывает сложившиеся системы временных связей.

Однако информация о поведении во время аффективной вспышки прочно откладывается в подсознательной сфере, напоминая о себе нечеткими и расплывчатыми переживаниями стыда за свершенные деяния. Такие нераспознаваемые полностью ощущения со временем становятся виновниками депрессивных состояний, потому что человек интуитивно чувствует свою вину, не осознавая при этом, в чем он провинился. Для распознания факторов, перемещенных в подсознание во время аффективной вспышки, необходимо целенаправленное временное отключение сознания посредством .

Подытоживая информацию, нужно указать: аффект сам по себе ни плох, и не хорош. Его тональность и последствия зависит от того, какие переживания испытывает человек – позитивные или негативные, и насколько он владеет собой при этом эмоциональном состоянии.

Отличие гипноза от иных "состояний"

Чувства

Третий вид эмоциональных состояний – чувства. Это более устойчивые психоэмоциональные состояния в сравнении с эмоциями и аффектом. Чувства – проявления субъективного отношения личности к реальным фактам или абстрактным объектам, определенным вещам или обобщенным понятиям. При этом такая оценка практически всегда является бессознательной. Зарождение и утверждение чувств являет собой процесс формирования устойчивого отношения человека к какому-то объекту или явлению, который основан на имеющемся у индивида опыте взаимодействия с таким объектом.

Особенность чувств – в отличие от эмоций они носят более или менее постоянный характер, это укоренившаяся особенность личности. Эмоция, в то же время, мимолетное переживание данной ситуации. Приведем пример. Чувством является любовь человека к музыке. Пребывая на хорошем концерте с отличным исполнением музыки, он испытывает активные позитивные эмоции – интерес и радость. Однако когда этот же человек сталкивается с отвратительным исполнением произведения, он чувствует пассивные отрицательные эмоции – огорчение и отвращение.

Чувства напрямую связаны с особенностью личности, они отражают отношение человека к жизни, его мировоззрение, убеждения, взгляды. Чувство – сложная по своей структуре разновидность эмоциональных состояний. Приведем пример. Чувство зависти по своей сути есть переживания человека по поводу успехов другой особы. Зависть представляет собой сочетание нескольких эмоций, соединенных воедино: гнева, обиды, презрения.

Помимо валентности (окраса) существует и еще одна черта этого вида – интенсивность чувств. Чем сильнее и глубже чувство человека, тем более выраженные его внешние (физиологические) проявления, тем существенней его влияние на поведение субъекта.

Все отрицательные чувства выполняют крайне деструктивные функции, формируя болезненное мышление и приводя к нефункциональному поведению. Такие негативные эмоциональные состояния, укоренившиеся в подсознании человека, не только препятствуют нормальному взаимодействию персоны в обществе, но и становятся причиной психопатологических расстройств.

Рассмотрим на примере зависти. Зависть превращает чужую удачу в комплекс неполноценности, счастье другого человека в ощущение собственной никчемности и ненужности. Зависть – это энергетический вампир, который принуждает человека тратить свое время, силу, энергию на бесконечное отслеживание успехов и достижений другой особы. Это чувство заставляет человека приступать к выполнению активных действий, вынуждая сплетничать, злословить, строить козни, плести интриги, а нередко и применять физическую силу. В итоге, субъект оказывается у разбитого корыта, когда у него нет сил, чтобы действовать, и нет друзей, которые могут его поддержать. Наступившая депрессия в такой ситуации – закономерный шаг, предпринятый «мудрым» подсознанием, указывающий, что субъекту необходимо остановиться, пересмотреть свое мировоззрение и избрать иной стиль поведения.

Помимо стенических чувств, которые мотивируют субъекта к действиям, имеются и астенические переживания. Это то эмоциональное состояние, который парализует волю человека и лишает его сил. Примером пассивного чувства выступает отчаяние, которое лежит в основе депрессивных состояний.

Чувства можно назвать промежуточным звеном между интенсивной эмоцией, испытанной в отношении какого-то объекта или ситуации, и невротическим или психотическим расстройством. И чтобы разрешить проблему человека, необходимо прервать эту порочную цепь. Для этого необходимо получение доступа к хранилищам подсознания, что требует временного устранения сознательной цензуры с помощью гипноза. Только установив первоначальный фактор, послуживший формированию отрицательного чувства, можно устранить очевидную проблему человека.

Настроения

Настроение – достаточно длительное по времени эмоциональное состояние, окрашивающее все переживания человека и влияющее на его поведение. Особенности настроения – безотчетность, незначительность выраженности, относительная устойчивость. В случае если настроение приобретает значительную интенсивность, то оно оказывает существенное влияние на умственную деятельность человека, продуктивность его труда. Например, если особа пребывает в тоскливом настроении, то ей очень сложно сосредоточить внимание на выполняемом задании и проблемно довести начатое дело до финала.

Частая смена эмоциональных состояний, называемая лабильностью настроения, дает основание предполагать о наличии у субъекта аффективных расстройств. Быстрая смена эпизода хандры и состояния мания может быть признаком биполярной депрессии.

Еще одна черта этого эмоционального состояния – отсутствие привязанности к какому-то конкретному объекту. Настроение выражает общее отношение индивида к сложившемуся положению вещей в целом.

Как формируется настроение человека? Этот вид эмоционального состояния может иметь весьма различные источники: как недавно свершившиеся события, так и весьма отдаленные ситуации. Основной фактор, влияющий на настроение человека – его удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью в целом, или какими-то отдельными явлениями. Несмотря на то, что настроение личности всегда зависит от определенных причин, источники присутствующего эмоционального состояния не всегда ясны и понятны особе. Например, персона указывает на то, что у нее плохое настроение, ее что-то гнетет и тревожит. Однако она не может самостоятельно установить взаимосвязь между дурным расположением духа и не выполненным ею обещанием, данным месяц назад.

Для предотвращения психических аномалий каждому следует разбираться в причинах изменения его настроения. Во избежание депрессий и иных проблем необходимо выяснить и устранить объективно существующие факторы, влияющие на эмоциональное состояние человека. Такой шаг удобно и целесообразно выполнять путем применения техник гипноза. Особенностью гипноза является его безболезненность и комфортность: установление и коррекция любых психологических дефектов происходит в «безвредном» режиме, когда психика субъекта не получает ненужных травм, свойственных психотерапевтическому воздействию.

Стрессы

Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств, которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны по своей продолжительности настроениям. Причины стресса разнообразны. Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов. Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду. Например, женщина в силу обстоятельств вынуждена разделять жилье с супругом-алкоголиком, с которым ее связывают и общие дети, и совместно «заработанные» долги. Кардинально изменить ситуацию в один момент невозможно, да и необходимые на это внутренние силы у дамы отсутствует. Вот она и тянет свою жалкую ношу, ежедневно переживая массу негативных эмоций. Отсутствие перспективы на улучшение ситуации, невозможность восстановления прежних семейных отношений выступают почвой для стресса.

Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта, если он длительный период ощущает нервное напряжение и переживает негативные эмоции. При этом он понимает, что изменение сложившегося положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно. Примером такой ситуации выступает внезапная трагедия, в результате которой человек получает физические увечья и становится прикованным к инвалидному креслу. Осознание своей физической несостоятельности, понимание, что полное восстановление организма вряд ли возможно выступает для человека колоссальным стрессом, чреватым развитием глубоких депрессий .

Возможна ли победа над стрессом и полное восстановление здоровья? Очень часто ортодоксальная медицина путем предписания больному психотропных средств пытается устранить мучительные симптомы, сопутствующие стрессу. Однако, ненадолго угаснув, болезненные переживания вновь возвращаются к человеку, причем в более выразительной форме.

Такое происходит из-за того, что медикаментозное лечение не способно воздействовать на причину проблемы, поэтому лекарства не могут обеспечить полное восстановление психического здоровья человека. Для определения и воздействия на источник жизненных трудностей необходимо задействовать гипноз, поскольку только он обладает ресурсами для проникновения в сферу подсознания – хранилище информации о личной истории человека. Лечение последствий стресса с помощью гипноза обеспечивает полное устранение провокатора проблемы, пожизненное изменение мировоззрение на конструктивную тактику, атравматическое восстановление психического здоровья человека.

Быстрое погружение в гипноз: каталепсия

Уличный гипноз (индукция Элмана). Как бросить курить с помощью гипноза?

Здоровье

То, что мы думаем и чувствуем, напрямую влияет на то, как мы живем. Наше здоровье связано с нашим образом жизни, генетикой и подверженностью болезням. Но кроме этого, существует прочная взаимосвязь между эмоциональным состоянием и вашим здоровьем.

Умение справляться с эмоциями, особенно отрицательными, является важной частью нашей жизнеспособности. Эмоции, которые мы держим внутри, могут в один день взорваться и стать настоящим бедствием для нас самих. Вот, почему важно их выпускать.

Крепкое эмоциональное здоровье является довольно редким явлением в наши дни. Негативные эмоции , такие как тревога, стресс, страх, гнев, ревность, ненависть, сомнения и раздражительность могут в значительной степени влиять на наше здоровье.

Увольнение, неспокойные отношения в браке, финансовые трудности и смерть близких людей могут быть губительными для нашего психического состояния и отразиться на нашем здоровье.

Вот, как эмоции могут разрушать наше здоровье.

Влияние эмоций на здоровье

1. Гнев: сердце и печень


Гнев – это сильная эмоция, которая возникает в ответ на отчаяние, боль, разочарование и угрозу . Если принять меры сразу и выразить его правильно, гнев может быть полезен для здоровья. Но в большинстве случаев злость разрушает наше здоровье.

В частности злость влияет на наши логические способности и повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний .


Гнев приводит к сужению кровеносных сосудов, повышению частоты сердцебиений, кровяного давления и учащенному дыханию. Если это случается часто, это приводит к изнашиванию и разрывам стенок артерий.

Исследование 2015 года показало, что риск инфаркта повышается в 8,5 раз через два часа после вспышки сильного гнева .

Гнев также повышает уровень цитокинов (молекул, которые вызывают воспаление), что повышает риск возникновения артрита, диабета и рака .

Чтобы лучше справляться с гневом, регулярно занимайтесь физической активностью, учитесь техникам расслабления или обратитесь к психологу.

2. Беспокойство: желудок и селезенка


Хроническое беспокойство может привести к целому ряду проблем со здоровьем. Оно влияет на селезенку и ослабляет желудок . Когда мы много беспокоимся, наше тело атакуют химические вещества, которые заставляют реагировать больным или слабым желудком.

Беспокойство или зацикливание на чем-то может привести к таким проблемам как тошнота, диарея, проблемы с желудком и другим хроническим расстройствам.


Чрезмерное волнение связано с болью в груди, высоким кровяным давлением, ослабленным иммунитетом и преждевременным старением .

Сильное беспокойство также вредит нашим личным отношениям, нарушает сон и может сделать нас рассеянными и невнимательными по отношению к нашему здоровью.

3. Печаль или горе: легкие


Из многих эмоций, которые мы испытываем в жизни, грусть является самой продолжительной эмоцией .

Печаль или тоска ослабляет легкие, вызывая усталость и затруднение дыхания.

Она нарушает естественный поток дыхания, сужая легкие и бронхи. Когда вы переполнены горем или печалью, воздух перестает легко поступать в легкие и из них, что может привести к приступам астмы и болезням бронхов .


Депрессия и меланхолия также портят кожу, вызывает запоры и низкое содержание кислорода в крови. Люди, страдающие от депрессии, склонны набирать или терять вес , и легко подвержены зависимости от наркотиков и других вредных веществ.

Если вам грустно, не нужно сдерживать слезы, потому что таким образом вы сможете выпустить эти эмоции наружу.

4. Стресс: сердце и мозг


Каждый человек переживает и реагирует на стресс по-разному. Небольшой стресс полезен для здоровья и может помочь вам в выполнении повседневных задач.

Однако, если стресса становится слишком много, это может повлечь за собой высокое кровяное давление, астму, язву желудка и синдром раздраженного кишечника .

Как известно, стресс является одним из главных виновников появления заболеваний сердца. Он повышает кровяное давление и уровень холестерина, а также служит толчком к вредным привычкам , таким как курение, отсутствие физической активности и переедание. Все эти факторы могут повреждать стенки сосудов и приводить к болезням сердца.


Также стресс может привести к ряду таких заболеваний как:

· Астматические нарушения

· Выпадение волос

· Язвы в полости рта и чрезмерная сухость

· Психические проблемы: бессонница, головные боли, раздражительность

· Сердечно-сосудистые заболевания и гипертония

· Боли в шее и плечах, скелетно-мышечные боли, боли в пояснице, нервные тики

· Высыпания на коже, псориаз и экзема

· Расстройства репродуктивной системы: нарушения менструального цикла, рецидивы половых инфекций у женщин и импотенция и преждевременное семяизвержение у мужчин.

· Болезни пищеварительной системы: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит и раздраженный кишечник

Связь между эмоциями и органами

5. Одиночество: сердце


Одиночество - это состояние, которое заставляет человека плакать и впадать в глубокую меланхолию.

Одиночество представляет собой серьезный вред для здоровья. Когда мы одиноки, наш мозг вырабатывает больше гормонов стресса, таких как кортизол, которые вызывают депрессию. Это в свою очередь влияет на кровяное давление и качество сна .


Исследования показали, что одиночество повышает шансы на появление психических заболеваний, а также является фактором риска возникновения коронарной болезни сердца и инсульта .

Кроме того, одиночество оказывает негативное влияние на иммунную систему. У одиноких людей чаще возникает воспаление в ответ на стресс, которое может ослабить иммунитет.

6. Страх: надпочечники и почки


Страх ведет к тревожности, которая изматывает наши почки, надпочечники и репродуктивную систему .

Ситуация, когда возникает страх, приводит к уменьшению потока энергии в теле и заставляет его защищаться. Это ведет к замедлению частоты дыхания и циркуляции крови, что вызывает состояние застоя, из-за чего наши конечности практически застывают от страха.

Больше всего страх отражается на почках, и это ведет к частому мочеиспусканию и другим почечным проблемам.


Также страх заставляет надпочечники вырабатывать больше гормонов стресса, которые оказывают разрушительное воздействие на организм.

Сильный страх может вызвать боль и болезни надпочечников, почек и поясницы , а также болезни мочевыводящих путей. У детей эта эмоция может выражаться через недержание мочи , что тесно связано с тревогой и неуверенностью в себе.

7. Шок: почки и сердце


Шок является проявлением травмы, вызванной неожиданной ситуацией, сбивающей с ног.

Внезапный шок может нарушить равновесие в организме, вызвав перевозбуждение и страх.

Сильное потрясение может подорвать наше здоровье, особенно почки и сердце. Травмирующая реакция приводит к выработке большого количества адреналина, который оседает на почках. Это ведет к учащенному сердцебиению, бессоннице, стрессу и тревоге. Шок может даже менять структуру мозга, влияя на области эмоций и выживания.


Физическими последствиями эмоциональной травмы или шока часто становятся упадок энергии, бледность кожи, затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, расстройства сна и пищеварения, сексуальные дисфункции и хронические боли .

8. Раздражительность и ненависть: печень и сердце


Эмоции ненависти и раздражительность могут влиять на кишечник и здоровье сердца, что ведет к боли в груди, гипертензии и учащенному сердцебиению .

Обе эти эмоции повышают риск возникновения высокого кровяного давления. Раздражительные люди также больше подвержены клеточному старению, чем добродушные.


Раздражительность также плохо влияет на печень. При словесном выражении ненависти человек выдыхает уплотненные молекулы, содержащие токсины, которые повреждают печень и желчный пузырь.

9. Ревность и зависть: мозг, желчный пузырь и печень


Ревность, отчаяние и зависть напрямую влияют на наш мозг, желчный пузырь и печень .

Как известно, ревность ведет к замедленному мышлению и ухудшает способности ясно видеть.


Кроме того, ревность вызывает симптомы стресса, тревожности и депрессии, что ведет к чрезмерной выработке адреналина и норадреналина в крови.

Ревность оказывает негативное влияние на желчный пузырь и ведет к застою крови в печени. Это вызывает ослабление иммунной системы, бессонницу, повышение кровяного давления, сердцебиения, высокий уровень холестерина и ухудшение пищеварения .

10. Тревога: желудок, селезенка, поджелудочная железа


Тревога является нормальной частью жизни. Тревожность может участить дыхание и сердцебиение, повысить концентрацию и кровоток к мозгу, что может быть полезным для здоровья.

Однако, когда тревожность становится частью жизни, это оказывает разрушительное воздействие на физическое и психическое здоровье .


Желудочно-кишечные заболевания часто находятся в тесной связи с тревожностью. Она влияет на желудок, селезенку и поджелудочную железу, что может привести к таким проблемам, как расстройство пищеварения, запоры, язвенный колит.

Тревожные расстройства часто становятся фактором риска развития целого ряда хронических заболеваний, таких как коронарная болезнь сердца .

Эмоция – это одно из нескольких психологических состояний человека. Эмоционально-психическое состояние человека зависит от окружающей обстановки и выглядит как душевное переживание.

Эмоции

Чувства – это последствия переживаний от эмоций человека. К примеру, если человеку нравится другой человек – это эмоции, когда он его полюбил – это уже чувства.

Эмоции делятся на несколько состояний:

  • настроение;
  • аффекты;
  • стресс;
  • фрустрация;
  • страсть.

Настроение – основное самое сильное эмоциональное состояние, человек испытывает его определенный отрезок времени. Эмоция настроения возникает внезапно, неожиданно, резко или медленно, постепенно. Настроение бывает хорошее или плохое, длительное или кратковременное.

Хорошее настроение создает положительный энергетический баланс для человека. Он с готовностью приступает к работе, домашним заботам или другим обязанностям. В итоге все получается, и процесс активно выполняется с высоким процентом качества. Плохое настроение имеет противоположный результат. Энергетический тонус понижен, желание действовать отсутствует, качество выполненной работы плохое.

Настроение имеет индивидуальный показатель. Кто то испытывает хорошее настроение постоянно, у кого-то оно меняется с хорошего на плохое очень часто.

Смена настроения зависит от темперамента, который подразделяется на несколько видов:

  • сангвиник;
  • холерик;
  • флегматик;
  • меланхолик.

Оказывается, что сангвиники более позитивные личности и их настроение всегда находится в положительном тонусе.

Холерики подвержены частым переменам и эмоциональным скачкам своего настроения. В течение дня его настроение может поменяться несколько раз.

К хладнокровным и спокойным людям можно отнести флегматиков. Их уверенность в себе позволяет контролировать смену эмоций, все время держать себя в руках и практически никогда не выходить из себя.

И самые отрицательные эмоции испытывает меланхолик. Смена жизненных ситуаций и обстановки плохо сказывается на их настроении. Это выбивает их из равновесия и нарушает покой.

От чего зависит настроение? Факторов влияющих на это может быть очень много. Основными могут быть успехи на работе, достижение целей, сюрпризы, подарки, известия, состояние здоровья.

Испытывая положительные или отрицательные эмоции человек, может передать их и другому человеку.

Аффект

Следующее эмоциональное состояние – это аффек (резко возникающая эмоция). Она оказывает сильную реакцию на психику человека. Это состояние имеет отрицательный характер, при котором поведение человека меняется в худшую сторону, делает его нервным и неуправляемым. Это приводит к разрушению психики и нарушает душевное состояние индивидуума.

Выполнять разумные действия человек в таком состоянии неспособен и потом может сожалеть о своих поступках. Остановить аффект невозможно, но можно попробовать контролировать свои действия и поступки, чтобы это состояние не наступило. Для этого нужно переключить свое внимание с ситуации, из-за которой возник аффект, на нейтральные действия. Психологи рекомендуют отвлечь себя счетом чисел. Этот процесс помогает направить умственную активность в другое русло и забыть возникшие проблемы.

Чаще всего аффекту подвержены холерики и люди с низким уровнем интеллекта, неспособные справиться с эмоциями.

Дальше идет стресс. Это состояние возникающие при опасных факторах, во время которых появляется вероятность потерять жизнь или получить травму и увечья. Стресс эмоция похожая на аффект. Он оказывает высокое психическое воздействие на нервную систему человека. Но стресс имеет много отличий от аффекта. Если аффект возникает неожиданно, стресс появляется во время экстремальной ситуации. Аффект выключает мозговую деятельность организма, а стресс наоборот может помочь принять правильное решение в ответственный момент.

Стресс влияет положительно и отрицательно на организм человека. Плохое воздействие обусловлено нагрузкой на нервную систему, что приводит к понижению иммунитета и угрозе заболевания. Хорошее воздействие обусловлено повышением активности всего организма.

Поведение человека под стрессом может быть различное. Человек может быть потерянным и не способным бороться с возникшей проблемой, кто-то же, наоборот, становиться более активным, готовым действовать.

Фрустрация

Еще одна эмоция это фрустрация. Это очень эмоциональное переживание, возникающие на фоне плохих успехов. Выражается в виде злобы, отчаяния, апатии. Вывести из этого состояния помогут активные действия, которые принесут успех.

Страсть

Что такое страсть? Оказывается, это состояние, которое полностью поглощает и начинает управлять всеми желаниями и потребностями человека. Страсть требует постоянного удовлетворения своих потребностей. Бывают материальными и духовными, положительными и отрицательными.

Если человек охвачен страстью создать и выразить свои желания, то это считается нормальным проявлением эмоций. Но если индивидуум не с кем не хочет считаться и делает поступки выгодные только для него. Кроме того, все желания человека связаны со стремлением удовлетворить свои потребности, т, в этом случае, говорят об отрицательном действии страсти.

Переживая, люди испытывают чувства. Чувства бывают:

  • моральные;
  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • познавательные;
  • эстетические.

Человек испытывает моральные чувства, когда переживает за мнение, которое складывается у людей о нем.

Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

дипломная работа

1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей

Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувству любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в четыре года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым.

Всё сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа "я" .

Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у двух - трёхмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии "комплексом оживления".

Эмоции по типу "комплекса оживления" формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или недостаточен, то появление "комплекса оживления" задерживается, может вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы.

Особенно важно развивать у ребёнка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребёнка возникают простейшие моральные переживания. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

Успешно миновав кризис, ребёнок подходит к дошкольному периоду - периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Ребёнок умнеет "на глазах", любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций у него проявляются в его мимике, словах, движениях.

Важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения .

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребёнком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности .

Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада, формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

Нравственные чувства развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Эмоциональные реакции у малышей вызываются лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

На четвёртом - пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и в детском саду. Причём вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение .

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.

Формирование у детей дошкольного возраста нравственных чувств и знаний зависит то видов и задач самой деятельности. Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) существенно различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности .

Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребёнок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел всё необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат.

В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того как каждый из детей уяснял смысл общей деятельности и своё место в ней, эмоции детей приобретали иной характер. Интенсивнее и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей сообща искать способы преодоления трудностей. Но каким бы сложным и противоречивым ни был этот процесс, в конечном счёте, всегда обнаруживается, что особенности эмоционального отношения ребёнка к окружающему зависят от характера его эмоционального, приобретенного в деятельности .

Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы выполнения действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние.

По мере того как под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое не только для себя важную роль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Под влиянием совершаемой ребёнком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам.

Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе в его чувственно-предметной деятельности .

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребёнка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз - картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых .

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребёнок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Влияние группы на продуктивность деятельности индивида

В 1991 г. случайный свидетель снял на видеопленку, как четыре лос-анджелесских полицейских избивают безоружного Родни Кинга. Парень получил более 50 ударов резиновыми дубинками, ему выбили зубы, а череп был сломан в 9 местах...

Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка

Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли...

Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле -- здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий...

Изучение психологических особенностей подростков из полной и неполной материнской семьи

Положение трудящейся женщины, оставшейся с детьми одной, без мужа, в прошлом было очень тяжелым. Остро вставал вопрос о материальном обеспечении семьи. Прокормить детей...

Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

Процесс развития самосознания детей дошкольного возраста

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт...

Способы влияния матери на взрослую дочь в полных и неполных семьях

Цивилизованное психологические влияние -- это влияние прежде всего словом, причем влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека...

Стрессоустойчивость у руководителей

Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма...

Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе

Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные...

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка...

Эмоции и художественное творчество

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. В то же время возникновение такого мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции...

Эмоции и духовное взаимодействие между людьми

Вы замечали, что мы по-разному себя ощущаем и ведем рядом с другими людьми? «Изменилось настроение», — говорим мы. На самом же деле меняется не только душевный настрой, но и физиология нашего организма, которая мгновенно реагирует на происходящее вокруг.Люди неосознанно воспринимают «язык» тела и мимики друг друга всеми своими органами чувств. Сопереживание, подражание, копирование заложено в нас на генетическом уровне.Не в нашей власти контролировать эти способности по своему произволению: сопереживать или подражать только тогда, когда мы этого хотим и настолько, насколько нам это нужно.Мы, как сообщающиеся и переливающиеся сосуды, передаем свои настроение, переживания, нервные взаимосвязи - друг другу, «заражая и заражаясь». Согласитесь, что такие чувства, как гнев, страх, возмущение очень заразительны ? Точно так же, как смех и улыбка.

Влияние эмоций на здоровье

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции сопровождают все процессы жизнедеятельности человека, могут вызываться ситуациями или событиями, существующими только в нашем воображении.

Другими словами, это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события. Сегодня ученые много спорят о том, насколько вредны негативные эмоциональные проявления для здоровья людей. И существует мнение, что в разумных количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие на организм сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных, вызывает состояние стресса ичревато возникновением проблем со здоровьем.

Человечеству давно известно, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье. Об этом свидетельствуют распространенные в народе поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь - его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль - сердце». Еще в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей - телом человека. Древние знали, что все, что влияет на мозг, в равной степени воздействует и на тело.

Однако уже в XVII веке, во времена Декарта, это было забыто. И человека благополучно «разделили» на две составляющие: разум и тело. А болезни определили как либо чисто телесные, либо душевные, которые и лечить показывалось абсолютно различными способами.

Только теперь мы стали смотреть на человеческую природу, как когда-то Гиппократ - в ее целостности, то есть, понимая, что невозможно разделить душу и тело. Современная медицина накопила достаточно данных, которые подтверждают, что природа большинства заболеваний психосоматическая,что здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Ученые различных стран, изучающие влияние эмоций на здоровье человека, пришли к очень интересным выводам. Так, известный английский нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон, лауреат Нобелевской премии, установил следующую закономерность: первым возникает эмоциональное переживание, следом происходят вегетативные и соматические изменения в организме.

Немецкие ученые установили связь каждого отдельного органа человека с определенным участком мозга через нервные пути. Американские ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.

Здесь важно понимать, что не одноразовое огорчение провоцирует соматическое заболевание, а длительные негативные переживания, вызванные стрессом. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются хорошей почвой для развития множества болезней. К подобным негативным душевным проявлениям относятся злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность, то есть эмоции, которых нужно стараться избегать.Даже православие относит такие эмоции, как гнев, зависть и уныние к смертным грехам, и не случайно. Ведь каждое такое настроение может привести к серьезным заболеваниям организма с очень печальным исходом.

Значение эмоций в восточной медицине

Восточная медицина так же утверждает, что настроение и определенные эмоции могут служить причиной заболеваний определенных органов.По мнению представителей восточной медицины, физическое здоровье и эмоции достаточно тесно связаны между собой. Наши чувства, как плохие, так и хорошие, значительным образом влияют на наш организм.

Причем, представители восточной медицины находят связь эмоций с различными органами.

Так, например, проблемы с почками могут быть вызваны чувством страха, слабой волей и неуверенностью в себе. Поскольку почки отвечают за рост и развитие, их правильная работа особенно важна в детском возрасте. Китайская медицина призывает воспитывать в детях мужество и уверенность в своих силах. Такой ребенок будет всегда соответствовать своему возрасту.

Главным органом дыхания являются легкие. Нарушения в работе легких могут быть вызваны грустью и печалью. Нарушение функции дыхания, в свою очередь, может вызывать множество сопутствующих заболеваний. Лечение атопического дерматита у взрослых, с точки зрения восточной медицины, должно начинаться с обследования всех органов, в том числе и легких.

Отсутствие жизненной силы и энтузиазма может негативно сказаться на работе сердца. Также для хорошей работы главного органа, следуя китайской медицине, противопоказаны плохой сон, депрессии и отчаяние. Сердце регулирует функцию кровеносных сосудов. Его работу можно легко определить по цвету лица и языка. Аритмия и учащенное сердцебиение являются главными симптомами нарушения работы сердца. Это, в свою очередь, может привести к психическим расстройствам и расстройствам долговременной памяти.

Раздражение, гнев и обида влияют на работу печени. Последствия дисбаланса печени могут быть очень тяжелыми. Это рак молочной железы у женщин, головные боли и головокружения.

Китайская медицина призывает испытывать только положительные эмоции. Только так можно сохранить хорошее здоровье на долгие годы. Однако вряд ли у современного человека получится избавиться от отрицательных эмоций, как по мановению волшебной палочки. Есть ли у нас в этой ситуации выход?

Прежде всего, следует помнить, что эмоции нужны нам, так как внутренняя среда организма должна обмениваться энергией с внешней средой. И такой энергетический обмен не принесет вреда, если в нем будут задействованы естественные, заложенные природой эмоциональные программы: печаль или радость, удивление или отвращение, чувство стыда или гнева, интерес, смех, плач, злость и т.д. Главное, чтобы эмоции были реакцией на происходящее, а не результатом «накручивания» себя, чтобы они проявлялись естественно, без чьего бы то ни было принуждения, и не утрировались.

Естественные эмоциональные реакции не следует сдерживать, важно только научиться корректно их проявлять. Более того, следует научиться уважать проявление эмоций другими людьми и адекватно их воспринимать. И уж ни в коем случае не следует подавлять эмоции, какую бы окраску они ни носили.

Аюрведа о подавлении эмоций

Подавленные эмоции не растворяются в теле бесследно, но образуют в нем токсины, которые накапливаются в тканях, отравляя организм. Какие это эмоции, и каково их влияние на тело человека? Рассмотрим подробнее.

Подавленный гнев - полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта-дошу, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

Страх и беспокойство - меняют флору в толстой кишке. В результате живот вспучивает от газа, который скапливается в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени.

Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса тридоши , что в свою очередь влияет на агни, который ответствен за иммунитет в организме. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии на такие вполне безобидные явления, как: пыльца, пыль и цветочный запах.

Подавленный страх будет причиной нарушений связанных с продуктами, повышающими вата-дошу. Подавление эмоций питта-доши (гнев и ненависть) может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питта, у людей с питта-конституцией от рождения . Такой человек будет чувствителен к горячей и пряной пище.

Люди с капха-конституцией, подавляющие эмоции капха-доши (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу, т.е. окажутся чувствительны к пище, ухудшающей капха (молочные продукты) . Следствием этого могут быть запоры и хрипы в легких.

Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании - и, как следствие, привести к определенному эмоциональному фону. Таким образом, круг замыкается. Дисбаланс, проявившийся вначале на физическом уровне, позже действует на ум через беспорядки в тридоша. Как мы показали выше, беспорядок вата провоцирует страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле станет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст гипертрофированное чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, существует прямая зависимость между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями. Об этих нарушениях можно судить и по косвенным признакам, которые проявляются в теле в виде мышечных зажимов.

Как обнаружить проблему

Физическим выражением эмоционального напряжения и накопившихся в теле эмоциональных токсинов являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность сотрудников, неуверенность в себе, наличие комплексов и т.д. Если человек не научился избавляться от негативных эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах в лицевой зоне (лоб, глаза, рот, затылок), шее, грудной области (плечи и руки), в поясничной, а также в области таза и нижних конечностей.

Если подобные состояния временные и вам удается избавляться от негативных эмоций, провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость в свою очередь может привести к развитию различных соматических заболеваний.

Рассмотрим некоторые эмоциональные состояния, которые, находясь в хронической форме, могут вызвать те или иные заболевания.

Подавленность - вялое настроение, независящее отобстоятельств, втечение длительного времени. Эта эмоция может вызывать достаточно серьезные проблемы сгорлом, аименно частые ангины идаже потерю голоса.

Самоедство - чувство вины завсе, что вы делаете. Результатом может стать хроническая головная боль.

Раздражение - чувство, когда вас раздражает буквально все. В этом случае неудивляйтесь частым приступам тошноты, откоторых лекарства неспасают.

Обида - ощущение себя униженным иоскорбленным. Будьте готовы красстройству желудочно-кишечного тракта, хроническим гастритам, язвам, запорам идиареям.

Гнев - вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплескивается. Гневливый человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. В результате страдает печень.

Чрезмерная радость - рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное— получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. А в результате такой человек склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию. В этом случае часто поражается сердце.

Печаль - прекращает действие энергии. Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости.У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.

Страх - обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой. В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится подозрительным, замыкается от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным. В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.

Таким образом , наряду с коррекцией питания и образа жизни, подобранных аюрведическим врачом в соответствии с вашим конституциональным типом , очень важно научиться управлять своими эмоциями, взять их под контроль.

Как работать с эмоциями?

На этот вопрос Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстраненно, с полным осознанием наблюдая за тем, как они разворачиваются, постигая их природу, а затем дать им возможность рассеяться.Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

Вот несколько советов, неуклонно следуя которым, вы сможете улучшить свою эмоциональную ситуацию.

Проверенный, но требующий от вас постоянных усилий способ заключается в доброжелательном отношении к окружающим. Старайтесь мыслить позитивно, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья.

Практиковать так называемую духовную гимнастику. В обычной жизни мы выполняем ее каждый день, прокручивая в голове привычные мысли, сопереживая всему окружающему — звукам из телевизора, магнитофона, радио, красивым видам природы и т.д. Однако нужно делать это целенаправленно, понимая, какие впечатления вредят вашему эмоциональному здоровью, а какие способствуют поддержанию нужного эмоционального фона. Правильная духовная гимнастика вызывает соответствующие физиологические изменения в теле . Вспоминая то или иное событие своей жизни, мы вызываем и закрепляем в организме соответствующие тому событию физиологию и нервные взаимосвязи. Если вспоминаемое событие было радостным и сопровождалось приятными ощущениями, это приносит пользу. А если мы обращаемся к неприятным воспоминаниям и вновь переживаем отрицательные эмоции, то в организме происходит закрепление стрессовой реакции на физическом и духовном планах . Поэтому очень важно научиться различать и практиковать положительные реакции.

Эффективным способом «выведения» стресса из организма является правильная (не чрезмерная) физическая активность, требующая достаточно высоких энергетических затрат, например, плавание, занятия в тренажерном зале, бег и т.п. Очень хорошо помогают прийти в норму йога, медитация и дыхательная гимнастика.

Средством избавления от душевного беспокойства как следствия стресса является доверительная беседа с близким человеком (хорошим другом, родственником).

Создавайте правильные мыслеформы. Прежде всего , подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Обратите внимание на уголки своих губ. Куда они направлены: вниз или вверх? Если рисунок губ имеет наклон вниз, значит, вас что-то постоянно тревожит, печалит. У вас очень развито чувство нагнетания ситуации. Едва только неприятное событие произошло, как вы уже нарисовали себе страшную картину. Это неправильно и даже опасно для здоровья. Вы просто обязаны взять себя в руки прямо здесь и сейчас, глядя в зеркало. Скажите себе, что с этим покончено! Отныне - только позитивные эмоции. Любая ситуация - это испытание Судьбы на выносливость, на здоровье, на продление жизни. Безвыходных ситуаций не бывает - об этом нужно помнить всегда. Недаром в народе говорится, что время наш лучший лекарь, что утро вечера мудренее. Не принимайте скоропалительных решений, отпустите ситуацию на некоторое время, и решение придет, а с ним и хорошее настроение, и положительные эмоции.

Каждый день просыпайтесь с улыбкой, чаще слушайте хорошую приятную музыку, общайтесь только с жизнерадостными людьми, которые добавляют хорошее настроение, а не отнимают вашу энергию.

Таким образом, каждый человек сам несет ответственность и за болезни, от которых он страдает, и за выздоровление от них. Помните, что наше здоровье, как и эмоции и мысли - в наших руках.

Рагозин Борис Владимирович, в рач Аюрведы



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх