Экологический проект «Будь природе другом. Экологический проект "будь природе другом" проект по окружающему миру на тему Дидактическая игра «Закончи предложение»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы.

Эта работа должна начинаться с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, воспитание совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не могут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать, жить этим творением, любить их, общаться с ними, бережно относиться к ним.

Участники проекта.

Дети старшей и подготовительной группы, воспитатели, родители, педагоги МКДОУ.

Руководители проекта.

Заместитель заведующей по УВР Калуцкая О.Л., воспитатели Кабанова Н.Н., Волик И.Б.

Вид проекта.

Цели: формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.

Задачи:

  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями;
  • руководство чувственно-эмоциональными детскими реакциями на окружающую среду;
  • воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром;
  • формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности;
  • воспитание нравственных качеств личности, эстетических и патриотических чувств;
  • укрепление дружеских отношений между детьми;
  • установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями;
  • экологизация быта и семейных традиций.

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса.

  1. Последовательное распределение программного материала с учетом возрастающей детской компетентности.
  2. Интеграция образовательных областей.
  3. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций.
  4. Рациональное сочетание разных видов деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки).
  5. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
  6. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу.
  7. Сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

Этапы проекта.

Проект включает три основных этапа:

  1. подготовительный – постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
  2. исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
  3. обобщающий (заключительный) – обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

  1. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
  2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению и отношению к миру природы.
  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
  6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
  7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
  8. Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
  9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
  10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.
  12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
  • все живые организмы имеют равное право на жизнь;
  • в природе все взаимосвязано;
  • в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

16. Дети научатся проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.

Представление интересов участников проекта:

Группа

Интересы участников проекта

Родители

Познакомить своих детей с новыми знаниями через совместную деятельность

Возможность повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей

Возможность расширить собственный кругозор

Дошкольники

Углубить свои знания через знакомство с природными явлениями в игровой форме

Развивать фантазию, творческое воображение детей

Сформировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности

Получить возможность участвовать в совместных с родителями экологических проектах

Педагоги

Повысить уровень профессионализма в вопросах воспитания экологической культуры

Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Добиться положительных результатов в освоении дошкольниками экологических знаний и представлений

Формы и методы экологической работы с детьми:

  • НОД по формированию элементарных экологических представлений (тематические, интегрированные, комплексные, комбинированные);
  • экологические экскурсии;
  • панорама «Добрых дел»;
  • уроки доброты;
  • составление экологических карт;
  • коллекционирование;
  • ведение календарей природы;
  • экологические выставки;
  • праздники;
  • игры и игры-путешествия;
  • экологические акции и аукционы;
  • чтение и сочинение экологических сказок;
  • викторины, конкурсы детских рисунков «Природа глазами детей».

Эколого-развивающая среда группы и детского сада

В детском саду создана развивающая среда, обеспечивающая разнообразную совместную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: оздоровительное, познавательное, социальное.

  • Экспериментальные уголки с мини-лабораториями;
  • Игровые площадки, навесы, веранды, беседки;
  • Сад плодовых растений;
  • Цветники, экспериментальные грядки;
  • Огород на окне;
  • Уголок леса (еловый);
  • Птичья столовая;
  • Поляна загадок;
  • Автогопродок;
  • Экологическая тропа на участке детского сада;
  • Методические пособия (иллюстрированный материал, фенологические календари, фризы, игры-путешествия, лабиринты, кроссворды, экологический паспорт, материал по моделированию, картотека с разработанными мероприятиями и праздниками, дидактические игры);
  • Библиотека.

Пропаганда экологических знаний среди родителей.

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Методика организации работы с родителями включает:

1. Создание условий для организации работы с семьей:

  • составление перспективного плана работы с родителями;
  • определение целей и задач;
  • обеспечение специальной литературой;
  • изучение наглядной пропаганды по теме;
  • разработка конспектов, сценариев, совместных взаимодействий в свете новых подходов в работе с семьей;
  • подбор текстов, составление анкет и памяток для родителей.

2. Организация практической работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • индивидуальные беседы;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • проведение лекций, бесед, консультаций;
  • выпуск тематических папок-передвижек, памяток, экологических стендов и мини-газет;
  • проведение вечеров-встреч с родителями в экологической гостиной;
  • проведение совместных экологических праздников.

3. Организация и экологизация развивающей предметной среды:

  • оборудование экологических функциональных зон группы: обучения, коллекций, релаксации, библиотеки;
  • создание лаборатории (приобретение с помощью родителей оборудования для проведения опытов);
  • организация живого уголка (огород на окне, уголок хорошего настроения, календарь добрых дел, изготовление декораций для проведения праздников, изготовление экологических игр и альбомов).

Формы работы с родителями

Форма работы

Темы

Анкетирование

  1. Экологическое воспитание в семье
  2. Книга в семье (чтение художественной литературы в семье).

Организация предметно-развивающей среды, наглядная пропаганда

  1. Создание сборника «Экологические сказки»
  2. Папка-копилка «Бабушкины секреты»
  3. Альбом «Полезные советы для детей и взрослых»
  4. Книжка-малышка «Загляни в прекрасное»
  5. Создание «Красной книги Курской области»
  6. Альбом «Красота вокруг нас»
  7. Акция «Твой рисунок – на календарь»
  8. Выпуск газеты «Экологический альманах»
  9. Расширение и обновление уголка экспериментирования в группе
  10. Конкурс фоторепортажей «Весенний калейдоскоп», «Краски осени», «Под парусом лето плывет по земле», «Волшебница зима»
  11. Папки-передвижки «Зеленая аптека», «Ядовитые растения и грибы», «Народные приметы весны (лета, осени, зимы)»
  12. Изготовление книжек-самоделок «Птицы родного края»
  13. Составление семейных кроссвордов, загадок о птицах
  14. Плакат «Защитим друзей леса!»

Конкурсы

  1. Конкурс поделок «Чудеса для людей из ненужных вещей»
  2. Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»
  3. Конкурс рецептов «Вкусно, полезно, красиво»
  4. Конкурс рисунков для родителей и детей «Мой красивый, чистый город!»
  1. Акция «Поможем зимующим птицам» (изготовление кормушек, заготовка корма)
  2. Акция «Я цветочек посажу, свою клумбу наряжу» (совместная акция для детей и родителей)
  3. Экологический десант-субботник с родителями по озеленению территории детского сада

Родительские собрания (круглые столы, семейные встречи, КВН)

  1. Семейные встречи «Познаем вместе»
  2. Родительское собрание-КВН «Тайны природы»
  3. Родительское собрание «Что мы знаем о природе и ее охране»
  4. Круглый стол «Сбережем природу родного края»
  5. Интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой»

Беседы, консультации

  1. Правила поведения в природе
  2. Пусть цветут травы
  3. Сокровища леса
  4. Воспитываем добротой
  5. Играя, познаем природу
  6. С нами зеленые друзья

Праздники

  1. Весенние первоцветы
  2. День Земли
  3. Лесные уроки вежливости

ПОДПРОЕКТ №1

«ВЕСНА–КРАСНА»

Формы работы по реализации подпроекта.

НОД по формированию элементарных экологических представлений:

  • Как прекрасен этот мир;
  • О чем поют птицы весной?;
  • В гостях у лесовичка (животные, занесенные в красную книгу);
  • Бал весенних красок;
  • Эти удивительные насекомые;
  • Из почки появились зеленые листочки.

Экологические развлечения:

  • Игра-путешествие «По лесным опушкам»;
  • Экологический брейн-ринг «Сбережем все живое!»;
  • Экологический спектакль «Все мы друзья природы»;
  • Досуг «Мы весну провожаем».
  • «Экологический десант»: уборка участка группы, экологической тропы детского сада, клумб, огорода, посадка семян и рассады цветов на клумбе, уход за всходами; посадка семян в огороде на окне; уход за огородом на окне (полив, прореживание, рыхление).

Индивидуальные беседы:

  • «Почему радуются и грустят растения, бабочки, птицы?»;
  • «Благодарит и сердится природа».

Беседы (с группой):

  • Витамины с грядки;
  • Когда съедобное ядовито;
  • Лесная аптека на службе у человека;
  • Растения в нашем уголке природы.

Развитие речи:

  • Составление рассказов по своим рисункам «Весна идет!»;
  • Творческое рассказывание по темам: «Весенние приключения ручейка», «Лесные новости» (животные весной), «Почему я люблю весну».

Тематические прогулки:

  • Прогулка с элементами экспериментирования «Первое дыхание весны»;
  • Экскурсия по экологической тропе детского сада «Протяни природе руку дружбы»;
  • Прогулка–событие «С днем рождения, Земля!»;
  • Прогулка–развлечение «Жители Цветочного города в гостях у ребят»;
  • Прогулка–трудовая акция «Сбережем цветы».

Продуктивная деятельность.

Рисование:

  • Наши друзья – лекарственные растения;
  • Портрет «Растение улыбается»;
  • Выставка рисунков «Волшебные растения»;
  • Мой цветущий детский сад;
  • Рисование экологических знаков;
  • Конкурс рисунков на асфальте «Что красивее всего».

Аппликация:

  • Аппликация на бумажных тарелках «Цветущее дерево»;
  • Панно «Весна»;
  • Воздушный шар весны;
  • Первые подснежники.

Ручной труд:

  • Одуванчики из вискозных салфеток «Солнышко на ножках»;
  • Весенние букеты для мамочек;
  • Каждой девчонке, каждому мальчишке – по весенней птичке;
  • Веснянка – кукла из цветной бумаги.

Дидактические игры:

  • «Сохраним природу»;
  • «Человек – друг природы»;
  • «Люблю природу в любое время года»;
  • «Накормите птиц»;
  • «Шкатулка загадок»;
  • «Собери пейзаж»;
  • «Наедине с природой»;
  • «Кто хочет стать экологом?»;
  • «Что мы чувствуем»;
  • «Чудесные путешествия в природу»;
  • «Я – листочек»;
  • «Хорошо – плохо»;
  • «Что будет, если...?»;
  • «Узнай лекарственное растение»;
  • «Кто что ест»;
  • «Верно ли, что...?»;
  • «Угадай животное».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин семян»;
  • «Путешествие в парк»;
  • «На лесной полянке»;
  • «Весенний бал».

Князева Елизавета Евгеньевна

Руководитель проекта:

Карелина Ольга Михайловна

Учреждение:

МБОУ Гимназия №1 города Белово

В представленном исследовательском проекте по литературе "Будь другом всему живому" автор изучает взаимодействие человека и природы на примере анализа стихотворений кузбасских поэтов. Автор привлекает внимание к вопросам экологии.

В процессе работы над исследовательским проектом по литературе "Будь другом всему живому" ученицей 6 класса была поставлена цель привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в сфере экологии, и улучшению состояния экологической безопасности страны.


В исследовательской работе по литературе "Будь другом всему живому" изложены рассуждения автора о роли человека в природе и охране окружающей среды, представленные в виде анализа пейзажной лирики.

В предложенном проекте по литературе "Будь другом всему живому" автором были представлены отрывки из стихотворений кузбасских поэтов о природе, а также в заключении своей работы приходит к выводу, что поэзия стимулирует человека беречь природу.

Введение
1. Образ природы в лирике кузбасских поэтов.
Заключение
Список использованной литературы.
Приложение.

Введение


Лирика - один из трёх родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён¬ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани¬ем картин природы.

За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки.

В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах.Писателям, поэтам в борьбе с экологическими катастрофами, в борьбе за осознание человеком своего родства с природой принадлежит ведущая роль.

Тема «Человек и природа, человек и земля» занимала основное место в литературе 19 века: природа воспринималась русскими писателями не только как пейзаж, формирующий эстетический вкус, - с ней связывались нравственные начала, формирующие личность человека.

Писатели и поэты 20 века раскрывают эту традиционную для русской литературы тему по-новому: сфера отношений человека с землей, с природой включается в общий философский вопрос о правде и неправде, любви и ненависти, жизни и смерти. Назрела необходимость разобраться в причинах экологических катастроф.

2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения совпадает с целью нашей работы – привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в сфере экологии, и улучшение состояния экологической безопасности страны.

Елена Емченко
Экологический проект «Будь природе другом»

«Любовь к Родине начинается с любви к природе » . Именно под этим лозунгом мы проводим мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Большинство современных детей редко общается с природой . Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Поэтому мы создали экологическую тропу , которая предоставила возможность детям почувствовать природу .

Цель : Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно- правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы .

Задачи :1. Научить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы 2 . Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами природой . 3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе , выполняя правила безопасного труда в природе . 4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, птицам, животным.

Игровая мотивация : Путешествие детей по экологической тропе .

Участники проекта : дети всех возрастных групп детского сада, воспитатели.

Ресурсы проекта :

1. Уголки природы в каждой возрастной группе.

2. Общий цветник для организации наблюдений и труда в природе . Зелённая зона на участке детского сада, огород.

3. Дидактические игры, подвижные игры. т. д.

4. карта экологических тропинок , познавательный материал о природе , карандаши, бумага, краски, природный материал .

Этапы проекта : Проект включает три основные этапы. 1.- подготовительный : постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми. 2.-собственно исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3.-обощающий : обобщение результатов работы в самой различной форме, и их анализ, закрепления полученных знаний, формулировка выводов.

Предполагаемый результат : 1. У детей появиться ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы . Дети научатся различать живую природу и неживой природу . Узнают особенности родного края.

2. Дети будут бережно относиться к природе , будут стремиться пра-вильному поведению по отношению к миру природы .

3. Дети овладевают навыками экологически безопасного поведения в природе .

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы , они научатся делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи.

5. Дети узнают много интересного из жизни растений, научатся пра-вильно ухаживать за растениями в уголке природы , в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка, в огороде.

6. У детей развивается познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связанная речь, умение анализировать и делать выводы.

План действий по реализации проекта .

1 этап. Постановка целей и задач, определение направлений, объектов и методов исследования,предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов.

2 этап. 1. Организация в группах познавательно- экологической среды .

2. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы : растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы .

3. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения во всех возрастных группах. Наблюдения и помощь объектам экологической тропинки . Оформить карту экологической тропинки

4. Уход за цветами. (полив, прополка)

5. Изучение флоры родного края на прогулках, на совместной деятельности взрослого и детей по изучению экологии .

6. Помощь природе . Уборка определённых уголков природы от мусора , помощь деревьям, насекомым.

7. Изготовление поделок из природного материала на «Экологическом кружке » .

8. Совместная деятельность взрослого и детей : «В гостях у Лесовичка» , «Мир природы » , «Птицы наши друзья» т. д.

9. Игра – викторина «В мире природы » .

10. Фотовыставка. «Мы лучшие друзья с природой » .

3 этап. Обобщающий. Обобщение результатов по экологическому проекту «Будь природе другом » Анализ,закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми

Известно, что экологизация развивающей среды является серьёзной базой для развития познавательных возможностей дошкольников. Поэтому в детском саду было принято решение о создание условий для формирование у детей основ экологического сознания ,элементов экологической культуры . Создание экологической тропы предоставила дошкольникам возможность почувствовать себя ответственным за сохранение природы . Воспитатели первые помощники детей. В игре дети учатся распознавать и применять лекарственные растения, понимать язык природы .

На экологической тропинке детского сада :

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных

качеств каждого ребёнка. - Познакомить с разными объектами живой природы и показать её взаимосвязь с окружающим миром. Сделать общение ребёнка с природой безопасным для ребёнка и природы .

Формировать чувства близости к природе и сопереживать всему живому бережное отношение к природе .

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках , поделках, рассказах и других творческих работах .

Станция «Дерево» .

Обращать внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особенное внимание уделяется стволу дерева, его не обычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновения. Рассматривать многообразие видов деревьев и их сходные черты и различия. вспомнить какие деревья были осенью и сравнить какие летом стали.

Станция «Удивительные пеньки»

Предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок,знакомить с окружающим миром, показать детям возможность создание условий второй жизни старых вещей.

Труд с детьми : посадка новых растений воспитателем, полив, сбор семян осенью, подготовка цветников к зиме. Наблюдение за цветами; биологические особенности, сравнения разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми. сенсорное развитие во время наблюдения за цветами.

Беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь и т. п.)

Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой

Видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Станция : Спортивная площадка «Тропа здоровья»

развивать здоровье детей,продолжать формировать устойчивую привычку к решению двигательной активности.

Станция : «Гнездовье птиц.»

Учить наблюдать за птицами, за их поведением. Прививать желание ухаживать за птицами.

Таким образом, стационарное эколого - развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, ежедневное поддерживание условий необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших» Работа в этих уголках позволяет не покидать территорию детского сада, познакомить детей с родной природой , научить бережно относится к природе

Экологическая тропа : 1,2.- станция» Дерево» 3-станция «Тропа здоровья» . 4.- «Гнездовье птиц» 5а, 5б- станция «Цветники» .6,7- деревья и кустарники. 8- огород. 9- лекарственная трава. 10- «Удивительные пеньки.

Долгосрочный детский экологический

проект

«Будь природе другом!»

Воспитатель: Кирсанова Н.В.


Главная цель проекта:

Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Участники проекта: дети младших, средних, старших, подготовительных групп детского сада; воспитатели; родители.
Руководители проекта: старший воспитатель, воспитатели групп.
Цель проекта: Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе
6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.


Продукты проекта:

Фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, выставки, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группах, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе.


Этапы проекта:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края – Саратова и Саратовской области.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
- В природе все взаимосвязано.
- В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.


2 этап. Собственно исследовательский .
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
1.Организация в группах познавательно-экологической среды.
2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.
3. Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.
4. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения в средней группе. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки.

5. Посадка цветника, уход за цветами.
6. Посадка аллеи берез. Уход за саженцами.
7. Наблюдения на прогулках, экскурсиях.
8. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков.
9. Операция «помоги природе». Цель: уборка определенных уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
10. Операция «Подарок птицам». Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада..
11. Экскурсии в городской парк. Цель: закрепить названия деревьев, замечать изменения в природе, во внешнем виде деревьев и трав с весны до осени.
12.Ручной труд с экологическим уклоном. Изготовление макетов экологического содержания. Выставка макетов о родном Саратове: флора, фауна, неживая природа, труд людей и др.
13.Экологическая беседа в средних группах «К природе с добротой».
14. Экологическая экскурсия «На природу, в поле пойдем».
15. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов «Вторая жизнь упаковки».
16. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего города.
17. Фотовыставка «Природа просит помощи» с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.


3 этап. Обобщающий.


Обобщение результатов работы по экологическому проекту. Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми. Защита детских исследовательских проектов. Педагогический Совет по итогам проекта.
1. Диагностирование уровня экологического развития дошкольников

2. Просмотр детских исследовательских работ.
3. Обобщение уровня обогащения предметно-развивающей среды в группах и в целом в детском саду.
4. Педагогический Совет по обобщению результатов работы по проекту, составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх