Как открыть квест-комнату: форматы бизнеса. Идея бизнеса: как открыть квест- игру в реальности

Образовательный квест — форма внеклассной работы со школьниками, которая приобретает всё большую популярность: становится очевидным, что именно такой — активный и игровой — способ работы с городом мотивирует ребёнка на учебную деятельность, создаёт для него пространство не только получения знания, но и личностного развития.

Общие принципы

Зачем и как делать образовательный квест? В каких ситуациях и каким образом его лучше проводить? Какие ресурсы необходимы для проведения квеста и каких типичных ошибок стоит избегать? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на опыт проведения образовательных квестов педагогами гимназии №1514 в 2010-2014 гг.

Но начнём с определений и нескольких общих соображений. Образовательный квест (далее ОК) — это учебная игра-путешествие. Квест предполагает общую игровую ситуацию (сюжет), маршрутный лист с картой, нанесёнными на ней точками и заданиями для выполнения на точках. Школьники по группам проходят весь маршрут, выполняя задания, возможно, читая после выполнения заданий справочную информацию (которая даётся на тех же маршрутных листах). Все элементы ОК (в этом его отличие от сугубо развлекательных квестов, вроде проектов «Бегущий город» и «Следопыт») подчинены общей учебной задаче. В процессе прохождения квестов школьники узнают что-то новое о городском пространстве, выполняя разного рода задания, учатся работать с архитектурными памятниками, историческими документами, приобретают навыки групповой работы и самоорганизации (поэтому эта методика может оказаться очень полезной и для решения тех или иных воспитательных задач, стоящих перед учителем). Квест может быть подчинён соревновательной логике: несколько команд школьников соревнуются, кто быстрее пройдёт маршрут. Проведение квеста возможно как на минимальной площади (например, один этаж школы), так и в пространстве большого города (например, по территории районов Китай-города и Кулишков).

Но основополагающей характеристикой ОК является то, что это активная форма учебного путешествия. Целью активного путешествия (в отличие от пассивного туризма) является личностное освоение и осмысление пространства (культурного, географического, природного...): ученик является не пассивным потребителем новой информации, а активным её «добытчиком». Приведём несколько примеров: в первом столбце таблицы приведены гипотетические фрагменты экскурсии или учительского рассказа об архитектурном объекте, во второй — задание ОК про этот же объект.

Разница очевидна: ОК вводит поисковую интригу, мотивирующую школьников, способствует тому, что пространство города становится для них не чем-то внешним, а своим местом: местом, про которое ученик что-то понял и почувствовал сам.

Что выступает мотивирующим моментом для школьников? Мотивирует относительная свобода жанра ОК по сравнению с привычными экскурсиями. Мотивирует возможность самостоятельно ориентироваться на местности, иногда даже подсказывая учителю, какой маршрут лучше выбрать. Мотивирует возможность работать в группах. Да и просто возможность приращения смысла: ОК, начатый словами о том, что мы поймем что-то важное про город, про себя (можно сформулировать какую-то культурологическую проблему в начале похода) очень может пройти на ура. Например, ОК по центру Москвы можно начать со слов о том, что, увидев архитектурные особенности московских храмов, мы поймём истоки русской культуры, а поняв их - поймём очень важные моменты про себя, носителей этой культуры (эти формулировки нуждаются в конкретизации, но общая установка на ОК как форму самопознания очень важна, особенно для старших школьников).

Наконец, принципиально целеполагание активного образовательного путешествия. В конечном счёте его цель — в создании ситуации коммуникации ученика с пространством, а значит — в том, чтобы ученик познавал самого себя. Эту конечную цель путешествия (как в чужую страну, так и в центр собственного города) всегда надо иметь в виду, создавая ОК.

Как готовить квест

Поэтому первым этапом подготовки ОК всегда будет формулировка основной идеи и цели. Нужно представлять себе главную идею всего ОК, которая может быть сформулирована как тезис, а может быть заложена в игровую интригу всего ОК. Например, мы хотим показать ученикам Китай-город как главный торговый район Москвы XVI-XVII вв., а поэтому школьники становятся купцами, которым нужно найти украденную редкую ткань. Для того, чтобы найти её, ученики отправляются в путешествие по Китай-городу, выполняют задания, в ходе которых узнают о купеческом быте, об архитектуре Москвы. За основу игрового сюжета квеста можно брать литературное произведение (например, «Остров сокровищ» или «Гарри Поттер»), события известного фильма (например, «Иван Васильевич меняет профессию») или самую простую сюжетную завязку (например, «выйти из лабиринта»). Ещё несколько примеров из нашей практики того, как выстраивается ОК под центральную идею:

ОК по Херсонесу. Ключевая идея: отсюда «есть пошла Русская земля»: мы переняли государственность у Византии, которая в свою очередь была наследницей античности. Идея эта усваивается детьми в следующих заданиях: рассматривая стены и улицы Херсонеса, монетный двор, театр, они понимают, что перед варварами открылась цивилизация. Ученики пытаются описать мир греков таким, каким его увидели славяне: совершенное устройство города с его многоколонными галереями, театром, монетным двором, рынком, канализацией, водопроводом; совершенство греческой триеры и дорической фаланги. На монетном дворе дети пытаются разобраться в греческих денежных единицах и купить, например, сандалии. Отсчитав необходимую сумму за билет, они входят в театр, где сами же ставят отрывки из «Царя Эдипа» Софокла. Вместе с государственностью славяне унаследовали и христианство, и ученики могут попытаться представить, как выглядели византийские базилики на территории Херсонеса, померив веревкой их длину. Завершающим заданием может стать сочинение миниатюры на месте баптистерия.

ОК по Киево-Печерской Лавре. Идея: суть монашеской жизни составляют любовь и радость о Господе, молитва, послушание, труд. На территории Верхней Лавры каждый пункт в маршрутном листе - это повод проиллюстрировать главное в монашестве. Так, говоря о послушании, можно предложить ученикам обойти корпуса, отметить их на карте, назвать послушания, существовавшие в монастыре, и даже попросить собрать рецепт для изготовления просфоры, как паззл. Подведя детей к Никольскому больничному корпусу, можно попросить их прочитать мемориальную доску, посвященную преподобному Агапиту, спросить, почему она здесь находится, а потом рассказать, что святой являет нам пример деятельной любви, без которой невозможна монашеская жизнь.

Кроме формулировки главной идеи важно отрефлексировать педагогическую цель ОК. Например, воспитательной целью вполне может быть сплочение коллектива класса, и тогда в ОК будут преобладать задания, связанные с командными взаимодействиями, а финалом будет, например, объединение команд для того, чтобы по найденными всеми вместе подсказкам отгадать главное слово...

После описания идеи и цели важно составить примерный список той информации, которую школьники должны получить, выполняя задания ОК.

Следующий этап подготовки — собственно создание маршрутного листа. Основу маршрутного листа составляют задания (и тут нужно ориентироваться на уже имеющиеся у нас идею и цель, перечень фактографической информации, а также на общий сюжет ОК), но важно не забыть, что каждое задание выполняется в определённой точке (и нужно правильно точки и задания соотнести). Эти точки необходимо нанести на карту города (или района), которая раздаётся всем школьникам вместе с заданиями. Карта может быть распечатанная (Илл. 1) или нарисованная самостоятельно (Илл. 2 - из квеста издательства «Самокат» «Московское ралли»); цифрами на картах отмечаются номера заданий из маршрутного листа.


Илл. 1


Илл. 2

Как же составляются задания маршрутного листа? Маршрутный лист по городу может быть посвящен его географии, истории, архитектуре, биографии известных людей, живших здесь. Отправившись в путешествие по Переславлю-Залесскому, в первый день вы можете заниматься его историей, связанной в первую очередь с именами Юрия Долгорукого и Александра Невского, а во второй - обойти храмы, учась разбираться в том, как описать их архитектуру. На пути к Царскому Селу вы можете задержаться в Петербурге и изучить державинские места северной столицы, чтобы потом в Лицее говорить о том, как на экзамене А.С. Пушкин читал «Воспоминания в Царском Селе» Державину.

Существует совершенно особый тип маршрутных листов, позволяющих сориентироваться на первый момент в пространстве города. Они не посвящены отдельной теме, не должны непременно вести путешественников к какой-то идее. Проходя по подобному маршруту, дети учатся быть внимательными к деталям, рассматривать то, что их окружает.

Для разных тем подходят разные типы заданий. Отвечая на вопрос по истории, дети часто работают с картой или другими иллюстрациями: отмечают торговые пути, границы государств, движение вражеских войск, рассматривают разрез древнерусского валового укрепления и предполагают, как его можно было взять. Удачным может оказаться задание по истории, цель которого - соотнесение текста исторического источника с тем, что школьник увидит в нужной точке маршрутного листа.

Вот примеры таких заданий:

  • Храм был разорен интервентами, когда Смоленск после длительной осады был захвачен польским войском под предводительством короля Сигизмунда III. Покажите на карте территорию, откуда те пришли.
  • Прочитайте рассказ о торжественном открытии Лицея: «На торжественном открытии Лицея 19 октября 1811 г. присутствовали Александр I, его семья, самые знатные и влиятельные люди России. В центре зала стоял покрытый красным сукном стол и на нем лежала грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором В.Ф. Малиновским, а по другую - профессора. За столом сидели почетные гости во главе с императором Александром I». Внимательно посмотрите на здание Лицея. Как вы думаете, как император пришёл в Лицей на его открытие?

Задание, связанное с архитектурой, может выглядеть так: предложите ученикам сравнить церковь с ее реконструкцией или же две церкви между собой, попросите их зарисовать здание или его фрагмент, сделать интересную фотографию. Возможен и обратный ход: сфотографируйте отдельные архитектурные элементы сами, и пусть дети попробуют определить, какой храм представлен на снимке (Илл. 3 а, б - храм Иоанна Богослова в Смоленске; Илл. 3 в, г - Успенский собор в Смоленске; Илл. 3 д - храм архангела Михаила в Смоленске). Описывать храм можно и по специальному плану, отвечая на вопросы: 1) простой он или сложный (из многих ли геометрических фигур состоит); 2) тяжелый или легкий (и за счет чего создается такое впечатление); 3) строгий или вычурных (речь о декоре); 4) из чего сделан (дерево, камень, кирпич); 5) какой образ можно подобрать, чтобы охарактеризовать храм (храм-крепость, храм-город, храм-дворец). Кроме того, можно попросить учеников найти архитектурное сооружение или скульптуру по словесному описанию:

  • Найдите между памятником Ланскому и Екатерининским дворцом памятник, который описывается в строках:
    …В тени густой угрюмых сосен
    Воздвигся памятник простой…


Илл. 3 а



Илл. 3 б


Илл. 3 в



Илл. 3 г



Илл. 3 д

Задание по архитектуре очень часто «выводит» школьника на новый для него искусствоведческий материал (знания об архитектурных стилях или названия архитектурных элементов), но при этом такие задания должны быть сформулированы максимально просто, чтобы от ясных зрительных наблюдений ученик переходил к ясному и интересному действию, а от него - к выводу. Вот так, например, может выглядеть задание, которое покажет школьнику особенности неоготического стиля:

1) Посмотрите на изображения двух церковных порталов эпохи Средневековья (предлагаются изображения романского и готического порталов). Какое из изображений больше похоже на Готические ворота?

2) Найдите максимальное количество архитектурных деталей, объединяющих Готические ворота с похожим на них церковных порталом. Зарисуйте эти детали.

Особый тип заданий - сочинение фрагмента текста. Это может быть зарисовка, посвященная тому, что ребенок сейчас «видит, слышит и чувствует» (по модели отрывка из «Детства» Л.Н. Толстого: «Говор народа, топот лошадей и телег, веселый свист перепелов, жужжание насекомых, которые неподвижными стаями вились в воздухе, запах полыни, соломы и лошадиного пота, тысячи различных цветов и теней, которые разливало палящее солнце по светло-желтому жнивью, синей дали леса и бело-лиловым облакам, белые паутины, которые носились в воздухе или ложились по жнивью, - все это я видел, слышал и чувствовал»). Или же стилизация. Так, например, усадьбы, расположенные рядом с Торжком дают повод для разговора со старшеклассниками о сентиментализме, после которого ученики пробуют создать свой сентиментальный фрагмент дневника или письма. Наконец, сочинить можно не только длинный текст, но и одну строчку, подобрав сравнение, эпитет или метафору, точно характеризующие атмосферу места (например, такое задание: «Подберите 3 эпитета для описания крепостной стены»).

Возможны и задания, требующие неожиданным образом применить знания и умения, полученные на других предметах. Вот так, например, можно «привлечь» математику на ОК по Царскосельскому дворцово-парковому ансамблю: «Сколько потребуется времени сотруднику службы безопасности пройти все коридоры и осмотреть все комнаты Екатерининского дворца, если его скорость равна 6км/ч, на осмотр одной комнаты требуется 2,5 минуты, общая длина коридоров 325м и во дворце 35 комнат?»

Если маршрутный лист посвящен чьей-либо биографии, закончить его можно разыгрыванием сценок по группам. Это будет эмоциональной точкой вашего путешествия с детьми по городу.

Наконец, для любой темы подходят задания по модели «Найдите, посчитайте, прочитайте», в которых вы просите прочитать мемориальную доску на доме, посчитать количество куполов храма, найти какую-то архитектурную или природную деталь (это всегда очень хорошо работает на запоминание школьниками терминов, эти детали обозначающих), нарисовать недостающую деталь, промерить шагами размер храма… Опять же, хорошо, когда такие задания ведут от простых действий - к выводам и самостоятельным интерпретациям учеников. Вот несколько примеров таких заданий:

  • Посчитайте и перечислите животных, изображённых в архитектурных деталях монастыря и в экспозиции музея.
  • Найдите как можно большее количество скульптур в парке, нанесите их на карту. Попытайтесь расшифровать как можно большее количество скульптур: найти, кто на них изображён и перевести латинские девизы.
  • Какие подписи к изображённым предметам ты можешь прочитать на иконе «Богоматерь Гора Нерукосечная» (второй зал)? Как ты думаешь, что объединяет эти образы? Есть ли у них какое-то общее значение?

Все формулировки заданий должны быть простые и ясные, они должны побуждать ученика остановиться и внимательнее взглянуть на тот или иной объект внешнего мира (или — в самого себя в данный момент). Задания должны показывать что-то необычное, интересное, вести школьника от зрительных наблюдений к получаемым знаниям и идеям. Хорошо, когда задания встраиваются в единый сюжет, перекликаются между собой, а в финале все ответы складываются у школьников в понятную фигуру (это может быть некоторая законченная идея, а может быть и игровой финал: собранная карта, нарисованный цельный рисунок, найденный предмет...).

Ресурсы и ошибки

При подготовке ОК важно учитывать наличие необходимых ресурсов. Помимо распечатанных на всех заданий и карт (карты необязательно покупать: распечатанные черно-белым ксероксом на листах А3 карты оказываются вполне удобны), важно иметь необходимый человеческий ресурс: каждую группу школьников должен сопровождать взрослый, который отвечает за их безопасность, а также исправляет ошибки в случае, например, критического отклонения группы от маршрута (но ни в коем случае не выполняет за учеников задания!). Кроме того, всегда надо учитывать погодные условия (и иметь с собой дождевики и резиновые сапоги, тёплую одежду и защиту от солнца — в зависимости от сезона). Частой ошибкой при создании ОК является неправильный расчёт времени, которое школьники потратят на выполнение заданий. Если становится понятно, что ОК занимает более двух с половиной часов, то лучше разделить его на несколько дней или сократить маршрут.

Е.А. Магич, А.А. Скулачёв

Но не тех квестов, в которые раньше захлеб играли наши старшие братья на компьютере и младшие – на айфоне, а настоящих квестов в реальной жизни: интересных, захватывающих и хорошо переключающих мозги от дневных забот.

Живые квесты – сюжетные ролевые игры, которые могут проводиться в замкнутом пространстве, на открытой местности и даже на природе. И если изначально квесты создавались и проводились, в основном, на улицах города (самое время вспомнить тот же Дозор или Encounter), то сегодня, помимо них, можно открыть и квест-комнаты, и просто сюжетные ролевые с костюмированными представлениями и определенными целями в игре.

Как бизнес квесты в реальности тоже выглядят интересно: целевая аудитория – молодые люди от 20 до 35 с доходом средний и выше, которые предпочитают активные виды отдыха, а также корпоративные клиенты, которые рассчитывают с помощью квестов сдружить тех-отдел «с теми клушами из бухгалтерии». Наиболее перспективно идти в регионы, где о квестах уже знают, но засилья пока не наблюдается – это поможет выйти на окупаемость примерно через 3-6 месяцев.

Перед тем, как начнем

В последние несколько лет понаоткрывающиеся квесты в реальности и различные квест-комнаты завоевали звание одних из самых развивающихся направлений event-бизнеса – и никакие кризисы им не помеха. Конечно, маркетологи немножко лукавят, когда говорят, что в тяжелые времена именно такие игры с нестандартными ситуациями, позволяющие забыть о бытовухе, выходят на первый план, но ведь в каждой шутке есть доля правды. Тем более, что у этого бизнеса есть интересная специфика – конкуренты здесь не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, пусть даже нехотя: человеку интересно сыграть в квест всего один раз, а затем он начинает, что еще интересного есть в городе.

Первый шаг, чтобы создать свой квест – это определиться с форматом игры. Например, в квестах типа escape the room, необходимо выйти из запертого помещения, решая различные задачи – такие квесты требуют больше вложений в помещение и могут быть как интеллектуальной игрой соревновательного характера, так и переносить клиентов в альтернативную реальность. Другое дело – ролевые игры с заданиями, разбросанными по городу или детективные истории, когда нужно разгадать страшную тайну, распутать дело и найти убийц, параллельно лазая по помойкам, пытаясь найти NPC, получая смски свыше и самостоятельно определяя дальнейший ход сюжетной линии.

Кстати, на растущем рынке то и дело появляются все новые предложения квестов по франшизе. Тут и пресловутые DozoR и Encounter, и комнатные «Клаустрофобия», Rabbit Hole, Real Quest, Questime, «Комната», «Выйти из Комнаты», в общем, миллионы их. Они позволяют работать под известным именем и зачастую не особо париться по поводу разработки сценария и автоматизированных систем игр. Несмотря на внушительный вступительный взнос, предприниматели не жалуются: разработка тех же сценариев стоит немалых денег и требует досконального тестирования, а продвижение сайта сжирает кучу времени.

Основные риски : считать, что ваш бизнес – это «по фану», для комнат – большие инвестиции, для городских квестов – зависимость от погодных условий, сильная зависимость от репутации (предположим, делали вы все круто 10 лет, а тут кто-то потерялся во время квеста и все, отток клиентов обеспечен).

“Пошаговая инструкция, как открыть свой квест с нуля”



Местоположение

C помещением для того, чтобы создать свой квест, все просто – оно либо нужно, либо не нужно. Например, чтобы открыть квест-комнату, понадобится достойное место с аутентичным ремонтом, который влетит в копеечку, причем в хорошей транспортной доступности, возможно, в центре. Ролевые игры можно проводить в антикафе по типу распространенных игротек, куда приходят все желающие – чаще всего при таком раскладе можно даже не платить за аренду, а найти какой-то компромисс, интересный обоим сторонам. А вот для городских и поисковых квестов, а также выездных квестов, которые сами с удовольствием приедут на свадьбу, день рождения или корпоратив, помещение не нужно или на первых порах не обязательно.



Оборудование

Основа каждого квеста, вне зависимости от его типа – это сценарий. Сценарии делаются по схожему принципу, что и для фильмов и спектаклей. В компаниях, где проведение квестов в реальности поставлено на поток, над созданием очередного сценария обычно работает своя команда с режиссерами, сценаристами, редакторами. Вы же можете поручить эту работу отдельным людям с опытом: найти таких можно или через знакомых, или на старом-добром fl.ru. А при наличии покровительства со стороны компании-франчайзера, сценарии вам могут предоставить бесплатно или разработать за дополнительную плату.

Обычно сценарий должен основываться на какой-то тайне или загадке, причем развязка должна быть логичной, но не совсем предсказуемой. Лучше всего, когда у организаторов есть несколько типов сюжета, которые подбираются в зависимости от возраста, интересов аудитории, их опыта в играх или наличием тех или иных ролей, которые бы уровняли шансы игроков.

Перед тем, как сценарий пойдет в массы, он должен пройти тщательную проверку и тестирование в полевых условиях, по результатам которых исправляются последние недочеты, появляются или убираются дополнительные персонажи и сюжетные линии. Для тестирования можно позвать своих друзей или привлечь компании добровольцев в социальных сетях.

Для того, чтобы открыть квест-комнату, вам также придется вложиться в хороший ремонт и обстановку. Тут главное – антураж, поэтому помещение нужно тщательно оборудовать в едином стиле и под задачи сценария, также приветствуются звуковые и визуальные спецэффекты, которые добавляют происходящему реалистичности.

Для живых квестов могут понадобиться костюмы и игровой реквизит – их можно найти в магазинах товаров для розыгрышей. А в городских квестах в первую очередь нужно наладить связь с игроками: это могут быть и традиционные конверты, и смс. Кстати, когда игроков станет много, процесс придется автоматизировать.



Кадры

Начнем с вас. Так как для того, чтобы открыть свой квест, можно обойтись без дополнительного найма агентов – достаточно 2-3 организаторов – с вас потребуется живой интерес.Также желательны опыт работы в event-компаниях и хотя бы базовые навыки ведущего мероприятий. Сценарии, как мы уже говорили, можно заказать на сайтах фриланса или, например, устроить конкурс в социальных сетях.

Вообще, чем сложнее и интереснее будут ваши квесты, тем больше неигровых персонажей придется в них подключать. В первое время можно привлекать знакомых и нанимать сторонних людей, например, с оплатой за время. В дальнейшем лучше сформировать штат собственных агентов, каждый из которых может принимать участие сразу в нескольких квестах.



Документы и лицензии

Ну, для простейшей легализации своей деятельности, лучше всего организовать банальное ИП. Что еще нужно учитывать? Квестовые игры – развлечение не всегда безопасное. Если с квестами-комнатами все более-менее ясно, то при играх на городских улицах бывают и травмы, и несчастные случаи. Чтобы обезопасить и себя, и своих игроков от лишних проблем, организаторы либо меняют формат игры, полностью отказавшись от всех факторов риска, либо проводят инструктаж по технике безопасности, а на бумаге полностью отказываются от ответственности за действия игроков. Так или иначе, если в вашу душу закралось сомнение, гораздо лучше обратиться к юридическим консультациям.



Маркетинг

Как правило, потенциальные клиенты ищут квестмейкеров в Интернете, поэтому оптимизированный сайт с доступными квестами, расписанием и ценами – просто must have. Помимо продвижения сайта, также не забудьте подключить социальные сети, контекст, баннеры на региональных форумах и городских порталов. Ну, и конечно, большую роль будет играть сарафанное радио, развитие квестов в вашем городе и репутация ваших прямых конкурентов: если человеку понравился квест от другой компании, то он с большой вероятностью в следующий раз обратится и к вам.

Что еще может работать? Флаеры и визитки в местах массового скопления потенциальных игроков. Активный блог с репортажами о последних мероприятиях. Скидки для постоянных клиентов, проведение бесплатных игр в определенные дни, конкурсы на лучший сценарий. Не бойтесь экспериментировать – сама сфера к этому располагает!



Резюме

Квесты в реальности, будь то сюжетные городские квесты или квесты-комнаты – бизнес однозначно нескучный да еще и растет стремительными темпами, особенно в регионах. На первом этапе можно обойтись с минимальными инвестициями: достаточно сайта, хорошего сценария и пары человек помощи. Исключение составляет лишь создание квеста комнаты – тут придется потратить кругленькую сумму и на помещение, и на подбор антуража, и спецэффекты, за счет которых, однако, сможет выиграть и более слабый сценарий. Со сценарием в любом случае придется хорошо повозиться и протестировать его в полевых условиях как минимум с десяток раз. Однако если вы обращаетесь к франшизе, то не только сможете открыть свой квест под известным именем, но и решить вопрос с сюжетами: одни франчайзи предлагают готовые сценарии (их стоимость входит в сумму пашуалки), другие готовы разработать их бесплатно, а у третьих всегда можно заказать поддержку или разработку дополнительных сюжетных сцен.

Сегодня геймификация образования обзаводится своей теорией и своими гуру, студии образовательные игры для шлемов виртуальной реальности, а одним из самых ярких общемировых образовательных событий весны обещает стать . Специалисты и энтузиасты, которые успели рассмотреть вопрос с разных сторон, порой говорят, что тема геймификации в современном образовании уже перегрета.

Тем не менее, массовой российской школе геймификационная пресыщенность вовсе не свойственна. «Игры по станциям» становятся прерогативой школьных праздников и летних лагерей, и касаются, в первую очередь, учеников помладше, а обычные уроки от игр до сих пор далеки.

Ничто не мешает нам играть

Чаще всего учителя говорят, что массово внедрять игровые практики уже сейчас мешает отсутствие достаточного материального обеспечения. Игровые образовательные платформы - чаще всего на английском языке, а ВР-шлемов школы, как правило, в глаза не видели. Однако применение сложных и дорогих технологий вовсе не обязательно: видеоигры и кабинетные игры строятся по схожим принципам.

Другие помехи - отсутствие культуры игр и малая осведомлённость. Здесь можно обратиться не только к геймификаторам образования, но и к создателям бизнес-игр, видеоигр и живых квестов. Игра может поднять мотивацию и сделать школьные уроки действительно полезными и запоминающимися, а педагог с компетенциями игрового мастера ценится высоко - это направление в образовании называют в числе самых перспективных.

Что должно быть в квесте?

  • Цель для игроков. Это главная задача, актуальная для игрового мира. «Пройти учебную тему» - это не игровая цель, а пункт для вашей отчётности. Кто бы стал играть в шутер или стратегию, цель которых обозначается авторами как «пройти игру»? Формулировка «восстановить цивилизацию после апокалипсиса» звучит поинтереснее. Представьте себе, что мы попадаем в мир после глобальной катастрофы. Для молодого генетика здесь много работы! Конкретные действия в игре должны служить основной миссии. Например, на монстров, населяющих пустоши, можно воздействовать, только разобравшись в природе их мутаций (а заодно в том, что это вообще такое - мутация). Такой вот урок биологии в старшей школе.
  • Роли для игроков. Внутри игрового пространства ученики выступают в роли игровых персонажей. Учёные, которые строят МКС? Древние египтяне в попытках построить пирамиду? Группа астронавтов, которых забыли на Марсе, как персонажа фильма Ридли Скотта? Путешественники во времени? Всё зависит от сюжета и главной цели. А, вернее, только от вашей фантазии.
  • Кооперативные действия. Усложняя игру, можно добавлять ролевые элементы. В этом случае класс нужно поделить на группы, добавить соревновательности, дать каким-то из игроков личные цели, сделать взаимную помощь необходимой по механике, усложнить систему взаимодействий. Такие методы будут не только способствовать усвоению предмета, но и улучшать социальные навыки. Ситуация, при которой каждый ученик делает свою часть работы и ждёт других, мало чем отличается от обычного решения примеров на уроке. Поэтому хорошо работает кооперация. Например, одни игроки владеют методом решения, а другие - данными.
  • Загадки и головоломки. С этой частью у учителя-предметника не должно возникнуть проблем: любое задание из сборника задач можно поместить в интересный контекст. Сами по себе колебательный контур и электрическая цепь - абстрактные понятия. Но если тебе важно, куда течёт ток, и что именно произойдёт после изменения напряжения, задача сразу приобретает осмысленность. Бессмысленные вещи мы запоминаем куда хуже, чем те, от которых что-то зависит. Задачи на знание предмета полезно совмещать с загадками на сообразительность, которые задействуют смекалку. Важно: задача должна быть условием для того, чтобы двигаться дальше.
  • Игровые механики. Это те правила, которые работают в игре и обеспечивают причинно-следственные связи. Поступив определенным образом, ты получаешь определенный результат. Придумайте, как работают те или иные элементы в вашем мире, каким правилам он подчинён. Например, чтобы двигаться дальше, нужно собирать ресурс. Или с каждым следующим шагом игроки получают дополнительные возможности.
  • Сюжет и интерактивность. Микросюжет есть и в задачах учебников: «Сидоров пошёл собирать яблоки...» Однако учебники не дают обратной связи. Результатом контрольной работы становится оценка, а не знание о том, какое влияние было оказано на вымышленный мир. Ученик не узнаёт, будет ли плакать Сидоров, если по его вине останется без яблок. А вот интерактивная игра делает решения игроков необходимыми и реагирует на них.

Вы уменьшились и попали внутрь человеческого организма в микро-капсуле? Если вы не доставите действующее вещество (какое, кстати?) в определённую систему за определённое время, больному не поздоровится.

Вы изменили климат целой планеты. Давайте посмотрим, какие это имеет эволюционные последствия.

Вы решили платить захватчикам дань? Отлично, теперь они не разрушат ваш город. Но другие княжества от вас отвернутся. Какие ресурсы мы от этого потеряем?

Поздравляем, вы плеснули летучее вещество в огонь. Хорошо, что этот опыт был полностью воображаемым.

«Полтора землекопа», которым ты взглянешь в глаза, мотивируют куда больше, чем абстрактная фраза про «неверное решение». Все поступки игрока должны повлечь за собой какие-либо события. Лучше всего, если у игроков будет возможность делать выбор, как поступить. Это повышает эмоциональную вовлечённость и учит рассматривать разные варианты.

Какие использовать инструменты?

Всё зависит от того, какими средствами вы располагаете и какой квест хотите провести. В любом случае, главный инструмент - ваш разум и воображение учеников.

Поездка на природу даёт возможность включить в программу подвижные игры и элементы спортивного ориентирования. Однако за городом заниматься можно не только играми в «зарницу». Во многих нестандартных системах образования занятия по предметам проходят под открытым небом. Например, в Иркутске ученики спускаются на берег Байкала и проводят опыты в рамках изучения астрономии.

Выездной урок-экскурсия по городу - тоже отличный способ сделать квест-приключение на большой территории. Здесь можно обратиться к приложениям для экскурсий. В коллекции Izi Travel можно найти маршрут по самым разным городам и музеям. Также сервис позволяет записать свой аудиогид, и здесь начинается самое интересное.

Никто не мешает рассказать историю художественным языком, а в ключевых точках на карте (обозначены в приложении) могут быть спрятаны артефакты, необходимые для успешного прохождения квеста.

Конечно, сперва придётся несколько раз пройтись по маршруту самому, чтобы рассчитать тайминг и разложить конверты с заданиями и флэшки с материалами в укромные места.

У 45-минутного урока в классе тоже есть свои преимущества - получается компактная кабинетная игра, в центре которой находится какая-то конкретная тема. Главное иметь в голове историю, правила мира и набор кейсов.

  • Учителя химии и физики, у которых есть инструментарий для опытов, уже находятся в выигрышной позиции. Нужно просто придумать, какую практическую цель имеет опыт в рамках игрового мира. Выделяем ДНК банана, чтобы снарядить экспедицию с пробами земных растений. Иначе не видать на колонизированных планетах бананов! Преступника можно найти по типу микроорганизмов, которые остались на уликах. Лакмус позволяет читать зашифрованные послания - если сумеешь верно определить вид химической среды.
  • Для игровых целей можно ипользовать разные ресурсы и приложения для учителей. Например, чтобы пользоваться Pliсkers , нужны только телефон учителя с установленным приложением и набор распечатанных карточек у студентов. Это очень быстрый и простой способ для коллективных решений и голосований.
  • По классу можно расклеить распечатанные QR-коды, которые ведут на страницу с информацией. Для этого потребуется создать страницы, ссылки на которые будут преобразованы, и воспользоваться генератором кодов . На смартфонах учеников должны стоять QR-ридеры - скачать такие бесплатные приложения не составляет труда. Карточки с такими кодами могут быть также игровой валютой, которую получаешь, выполняя задания. Или древними печатями на артефактах погибших цивилизаций, которые нужно просканировать.

В качестве тренировки можно предложить ученикам создать их собственный квест.

Правильно ставить вопросы и придумывать кейсы можно только когда сам ясно представляешь себе верные ответы.

Это поворачивает мышление совершенно в другую сторону, помогает представить себе, как рассуждают другие люди, оценить применимость знаний, развить логическое мышление и творческие способности.

Разработчик игр Дмитрий Иоффе рассказал нам, как появилась идея создать

Настала и моя очередь рассказать, как прошёл квест «Место встречи изменить нельзя». Это был не первый мой опыт разработки квеста, но первый с точки зрения коммерческой реализации. Я прошёл множество квест румов, бегал Движжуху, Большой город и прекрасно понимаю всю специфику. Когда Паша позвал меня на встречу с Кошельком , я даже не представлял, что из множества идей, предложенных нами, компания выберет квест. Но задача поставлена и надо её реализовать. Разрабатывать задания мы отдали Артуру. Сейчас я понимаю, в чем были недочеты и уверен, что на будущее сам перепроверю все точки, на случай возможных путаниц, потому что некоторые места, которые посещали участники - верх креативности!

Мы не хотели делать историю с простым поиском кодов, тем более почва для креатива была благодатная. Волевым решением Паши на каждую точку поставили агентов. Пригласили Катю - одного из лучших специалистов по проектной работе с большим количеством незнакомых людей (к слову, она рулила всеми волонтёрами на ПМЭФ). Мы нашли 20 человек + запас на случай форс-мажоров. После расстановки людей накануне квеста отвалилась небольшая часть людей, пришлось искать замены и Кате становиться на точку самой. В общем, агенты - это сложно. Некоторые проблемы при прохождении были именно с ними. Это человеческий фактор. От него никуда.


Третьей задачей было придумать задания для и агентов. Для этого мы прозвали Игоря и сами покреативили задания. Для разнообразия сделали интересные наборы сыщиков с ручками с невидимыми чернилами, лупы, карты и тд.
Самое сложное задание для нас заключалось в том, чтобы разработать механизм прохождения и организовать отсутствие очередей. В моём идеальном мире от очередей я избавился за счёт времени прохождения заданий и расстояния до точек, а сам квест должен быть линейным. Выполнив задание на одной из точек, команда получает задание на конкретную следующую. И так все идут по кругу. Соответственно, на точке должны быть задания на следующую, но по закону жанра случился казус. Когда Паша распечатывал задания, мои комментарии о том, к каким точкам они относятся канули в лету, я этот момент не проконтроллировал, Катя раздала конверты, не проверив из содержимое и опираясь только на номер на нем, и на чек-поинтах ребята получили задания, которые на эти же точки и ведут. Пришлось оперативно всем агентам дать правильные задания через телефон, ватсап и прочие средства связи.


Эта мелочь знатно подпортила нам карму да и сбила с толку в подведении итогов. Мы дважды изменили систему подсчетов баллов и определения победителя. Как итог, решили награждать команды, которые отличились в каждом из типов заданий. Как итог, многие остались довольны результатом и даже мокрые куртки и замерзшие руки не стали поводом для расстройства. Фуршет на финише, веселая музыка и фигуры Жеглова и Шарапова - главных сыщиков квеста - хорошо подняли настроение ребятам.


Не смотря на множество положительных и нейтральных отзывов, есть и ребята, которые, как они высказались, испортили себе субботу, придя на квест. Хочу перед ними извиниться лично и порекомендовать на будущее: не хотите провалов на мероприятиях, попробуйте сделать их сами. От поиска партнера, согласования сметы, поиска подрядчиков, согласования всех дизайн-концепций, организации процесса мероприятия, набора команды, организации их работы, распределения обязанностей, контроля процесса мероприятия, подведения итогов, организации фуршета, сбора отчетов, определения эффективности проекта и сдачи финансовых отчетов. И я сейчас не говорю об организации перевозок, логистики, десятках часов работы за компом, чтобы проработать механизм квеста, поездках за журналом Огонёк в другой конец города в 10 вечера накануне квеста (потому что в другое время человек не может) и антикризисный менеджмент. Особенно расстроили фразочки типа "Тебе понравилось, потому что ты в первый раз участвуешь. Вот мы в стопицотый раз играем и это провал. Лучше бы вообще не делали". Очень жду ваших квестов. Запишусь первым!


Низкий поклон и наши благодарности богине волонтеров, супер администратору и просто отличному человеку - Екатерине Жидковой.
Спасибище огромное за разработку вопросов и загадок квеста Артуру и Маше из компании Фабрика Квестов ! Думаю мы еще с вами посотрудничаем как-нибудь:)
Спасибо за помощь в составлении некоторых агентских заданий Игорю id77 !
Спасибо большое за помощь и фотографии Диме

Любой квест начинается с идеи. Это может быть путешествие во времени, особняк с призраками, детектив, заседание масонского ордена, поиск сокровищ, похищенного торта или любая другая интересная игрокам и вам тема.

Пофантазируйте и пусть вас не ограничивает тот факт, что квест будет проходит в домашних условиях. Любую идею можно осуществить дома. Так, действие квеста может проходить не во всем особняке, а только в одной из его комнат.

Идея не сразу превратится в готовый сценарий, чтобы она обросла деталями понадобится некоторое время.

Поэтому, не торопитесь, периодически возвращайтесь к идеи квеста, читайте любую литературу по теме и обязательно записывайте все свои мысли.

Чтобы все успеть вовремя и ничего не упустить, составьте план подготовки и проведения квеста. В нем запишите:

  • когда должны быть готовы и вручены приглашения,
  • список необходимого реквизита и того, что нужно купить,
  • схему квеста: когда и в какой последовательности игроки будут получать подсказки, куда нужно положить подсказки.

Шаг 2. Реквизит и оформление квеста

Интересное оформление и реквизит помогут участникам в вжиться в тематику квеста. Конечно, многое зависит от бюджета мероприятия, но есть некоторые элементы, которые скорее всего будут присутствовать в любом случае. Например, закуски и напитки. Так почему сразу же не сделать их тематическими?

Самый простой вариант – наклеить тематические этикетки на стаканчики и украсить шпажками закуски. Вариант посложнее – тематически оформить сами закуски или праздничный торт.

Конечно, можно украсить все пространство, имеющееся в распоряжении, создать декорации и ширмы. Но, насколько это оправдано для разового мероприятия с точки зрения затрат времени и финансов решать вам.

Отличным альтернативном решением является создание специальной фотозоны в части игрового пространства, где игроки проведут большую часть времени.

Для создания фотозоны в домашних условиях можно использовать:

Флажки,

Плакаты,

Задний фон,

А можно собрать в одном месте, желательно возле зеркала, тематические предметы для фото.

Например, для квеста в детективной тематике это могут быть: лупа, шляпа, «тюремная» шкала для измерения роста, заготовки усов, которые легко можно сделать самостоятельно при помощи принтера и деревянных шпажек.

Такие предметы не только послужат отличным оформлением, но и помогут игрокам сделать много интересных фото.

Шаг 3. Приглашение участников

Приглашение участников – это обязательный шаг в подготовке квеста. Однако организаторы часто им пренебрегают. И зря, ведь так или иначе участникам нужно сообщить время и дату мероприятия, а тематическое приглашение, которое сразу же создаст нужное настроение гораздо лучше обычного устного сообщения.

Варианты приглашений:

  • электронная тематическая открытка;
  • бумажная открытка, свиток, письмо с симпатическими чернилами, и др.;
  • видео обращение;

В некоторых случаях лучше обойтись без тематического приглашения. Например, если квест – это сюрприз для участников, узнать о котором они должны только в начале игры.

Шаг 4. Проведение квеста

Вовремя квеста следите за динамикой игры и если нужно подсказывайте игрокам.

Однако, не делайте этого без явной необходимости. Решение части головоломок может занять у игроков сравнительно длительное время. Поэтому, если вы видите, что игроки увлечены процессом, не торопите их и позвольте насладиться игрой.

Подсказывайте только тогда, когда игроки зашли в явный тупик.

Решив вмешаться в ход игры, постарайтесь не говорить верный ответ сразу же, используйте описания, простые загадки и наводящие на верное решение подсказки.

Замечательно, если подсказки также будут тематически оформлены. Это может быть персонаж, к которому игроки могут обратится в случае необходимости.

Например, домашних условиях в игре, посвященной политическим интригам они могут написать смс «тайному стороннику», или в детективе отправить письмо эксперту, а в пиратском квесте – обратится к оракулу.

Шаг 5.Обмен впечатлениями

Например, вручая сувенир или бонбоньерку после игры, предложите каждому участнику по очереди рассказать, какое задание понравилось ему больше всего, какое оказалось самым сложным, а какое – самым простым. Так, вы сможете предоставить слово всем участникам.

Или предложите игрокам сделать памятное фото. Но не просто фото, а с небольшим заданием.

Например, если квест был посвящен теме фей и волшебства предложите участникам изобразить такие задания: «Невкусное зелье», «Феи на балу», «Улыбка – магия очарования», «Левитация», «Волшебный круг» и др.

Готовые сценарии квестов

У нас на сайте сайт вы можете найти сценарии квестов и наборы для их проведения в домашних условиях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх