Сортировочная горка на железной дороге. Сортировочная горка: устройство, технология работы

Неотъемлемой частью грузовых железнодорожных перевозок является сортировочная работа, в рамках которой комплектуют составы для отправки в то или иное направление. Станции, на которых осуществляется перераспределение грузов, называются сортировочными. В своей работе они используют множество специальных устройств, главным из которых является сортировочная горка. Давайте узнаем, что она собой представляет и как функционирует.

Общая характеристика

Сортировочная горка - это сооружение, расположенное на территории и предназначенное для формирования или расформирования составов грузовых поездов. По сути, она представляет собой насыпь, на которую уложены ж/д пути. Конструкция состоит из трех главных участков: надвижной части, горба и спускной части. На горку состав надвигается с помощью локомотива. Затем каждый вагон под действием силы тяжести самостоятельно скатывается в пункт назначения по спускной части, которая располагается на уклоне. Между скатывающимися с горки вагонами или отцепами (несколько соединенных вагонов) образуется интервал, достаточный для перевода стрелок в соответствии с планом формирования составов. Скорость скатывания вагонов регулируется тормозными позициями, которые оборудованы вагонными замедлителями.

Основные понятия

Вершиной горки называют ее самую высокую точку. Обычно ее высота составляет от 3,5 до 4,5 метра. Здесь вагоны или отцепы направляются на подгорочные пути по назначениям. Высотой горки называют разность между ее вершиной и расчетной точкой наиболее неблагоприятного для скатывания подгорочного пути. Высоту рассчитывают таким образом, чтобы обеспечивался проход вагона с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных природных условиях до расчетной точки, которая с запасом берется на расстоянии 50 м от конца тормозной позиции самого трудного пути. Горбом горки называют ее перевальную часть, с которой вагон или отцеп начинает самостоятельное движение вниз.

Надвижная часть - зона между последними стрелочными переводами предгорочной горловины приемного парка и вершиной горки. Эта зона, как правило, оснащается противоуклоном для удобства расцепки вагонов и их остановки. Спусковой частью, соответственно, называют зону между вершиной горки и началом сортировочного парка. При этом участок пути с наибольшей крутизной называется скоростным.

Виды сортировочных горок

Горочные комплексы могут быть как односторонними, так двухсторонними. Последние обычно используются на особо крупных сортировочных узлах, с большим объемом работы в обоих направлениях. Раньше горки сооружали только на участках с естественным уклоном земли. Многие из таких горок эксплуатируют до сих пор. Позже стали сооружать горки с искусственным уклоном.

Используемые способы торможения вагонов также могут отличаться. Все зависит от точки, в которой располагается сортировочная горка. Станции, которые были построены около со временем оказывались в черте города. К таким предъявляют особые требования. Речь идет о бесшумной работе замедлителей и стрелочных приводов, специальных правилах роспуска и ограниченном доступе на территорию станции.

Виды сортировочных парков

Сортировочный парк может быть таким же по длине, как и другие парки станции, или укороченным. Больше всего укороченные парки распространены в Америке, где благоприятный рельеф и большие расстояния между станциями позволяют сформировать особо длинные поезда. Укороченные составы, собранные в одном сортировочном парке, соединяются на путях отправления с другими полусоставами. Вместе с тем бывают случаи, когда целесообразнее проектировать длинные сортировочные парки. Здесь все зависит от конкретного региона.

Сортировочные горки последнего поколения предоставляют возможность местного управления такими элементами, как стрелки и сигнализаторы парков приема/отправки, с возможностью проверки всех необходимых замыканий и зависимостей. Реже можно встретить железной дорогой, сортировочной станцией в частности.

Торможение отцепов в горочной зоне

Первое торможение отцепа происходит в горочной зоне для формирования интервалов следования. Оно осуществляется одной или двумя ТП (тормозными позициями). Следующее торможение - прицельное, происходит в парковой зоне, при достижении вагоном пункта назначения.

Кроме известных на станциях ОАО «Российские железные дороги» клещевидно-нажимных замедлителей, используются и другие системы для торможения. К примеру, на станциях, расположенных неподалеку от жилых районов, для гашения скорости составов используют рельсы, покрытые резиной. Сила трения, возникающая при движении металлического колеса по резиновому покрытию, регулируется с помощью замедлителя. Самыми перспективными считаются тормозные позиции сортировочной горки, оснащенные постоянными магнитами. Они наиболее эффективны при высокой скорости движения отцепа (более 20 км/ч).

Торможение отцепов в парковой зоне

В парковых зонах для торможения вагонов или отцепов устанавливают определенное количество точечных замедлителей, которые обеспечивают квазинепрерывное регулирование скорости. Самыми признанными на данный момент являются точечные гидравлические поршневые модели замедлителей. Они активируются, когда гребень колеса наезжает на поршень замедлителя, установленный на шейке рельса. В случае если превышена скорость скатывания (регистрируется с помощью специального датчика), избыток кинетической энергии гасится при перемещении поршня вниз.

В Европе широкое распространение также получил гидравлический спиральный замедлитель. Когда вагон проходит по нему, гребень колеса вступает со спиральным выступом цилиндра, последний делает оборот, забирая часть энергии колеса. Сопротивление, которое будет оказывать вагонный замедлитель, зависит от того, насколько скорость вагона превышает норму.

Торможение на станциях с естественным уклоном

На сортировочных станциях с естественным уклоном регулирование скорости обычно происходит на всем спуске, и на предпарковой зоне в том числе. Горки последних поколений оснащаются вагоноосаживателями, которые располагаются прямо внутри рельсовой колеи и могут перемещаться с помощью автоматически управляемых тросов. При необходимости вагоноосаживатель может даже довести отцеп до вагонов, к которым он должен присоединиться. Такие устройства нашли широкое применение на ж/д станциях Мюнхена, Цюриха и Роттердама.

Кроме устройств для торможения, сортировочные горки также оснащаются гидравлическими ускорителями. Они, как правило, размещаются в парковой зоне и активируются в случае, если отцеп движется со скоростью ниже нормы.

Первые горочные системы

Первый наклонный путь для распределения вагонов был построен в Дрездене в 1946 году. В то время в Европе был распространен другой способ расформирования поездов - с поворотными кругами. В 1858 году на станции Лейпцига было построено первое подобие горочной системы. В том виде, в котором сортировочная горка функционирует сегодня, она была впервые сооружена в 1863 году на французской станции Тер Нор.

Первый противоуклон

В 1876 году на германской станции Шпельдорф был построен первый сортировочный раздельный пункт с противоуклоном на надвижной части и промежуточной площадкой. Ранее горки строили на естественном склоне, без противоуклона. В 1891 году начали применять разделение сортировочного парка на пучки (группы путей). Вместо тормозных устройств тогда применяли Эти простые устройства по сей день можно встретить на станциях с естественным уклоном.

Первый замедлитель

В двадцатые годы прошло века в Европе и Америке начали использовать вагонный замедлитель балочного типа. В 1923 году на европейской станции Хамм запустили механизированный комплекс из четырех гидравлических замедлителей. Благодаря появившимся примерно в то же время механизмам электромеханической централизации появилась возможность осуществлять дистанционное управление железной дорогой на участке сортировочной горки. Несколько позже были созданы первые электрические устройства, запоминающие порядок прохождения вагонов. В соответствии с установленным заданием, они самостоятельно регулировали стрелочные приводы пучков.

Полная автоматизация

В 1955 году на Чикагской станции Кирк запустили первый управляемый горочный комплекс. К 1970-м на большинстве крупных станций произошла полная автоматизация сортировочных горок. Немного позже они начали использовать радиоканал для управления локомотивами, что позволило повысить производительность работы.

Альтернативные варианты

Во второй половине двадцатого века появилась тенденция к преобладанию мелких грузовых отправок. Из-за роста конкуренции между железнодорожным и другими видами грузового транспорта актуальными стали контейнерные перевозки, которые позволяют довести до минимума затраты на перегрузку и пользоваться преимуществами каждого из видов транспорта. Для того чтобы перегружать контейнеры с железнодорожных вагонов на автомобильный и морской транспорт, были оборудованы специальные площадки с крановыми механизмами. По мере развития контейнерных отправок многие сортировочные станции Европы передали свои функции паркам, которые могут перегружать контейнеры с вагонов не только на морской и автомобильный транспорт, но и на другие поезда.

Комплекс MSR 32

Фирма Siemens разработала для строительства и модернизации железнодорожных сортировочных станций специальный комплекс MSR 32. Он в зависимости от вида и мощности требуемой горки, а также ее профиля и местных условий создает модель, которая тестируется с помощью электронно-вычислительных машин. Модель показывает, где наиболее целесообразно расположить датчики скорости, весомеры, измерители габаритов отцепа, тормозные позиции и прочие элементы сортировочной станции.

Система адаптируется к любым требованиям заказчика благодаря модульному устройству. Ее внедряют в горки с различными профилями, концепциями торможения и перерабатывающими способностями. К примеру, в Цюрихе горка, оборудованная системой MSR 32, обрабатывает 330 вагонов за час. Управление локомотивом осуществляется по радиоканалу. В Вене подобный раздельный пункт имеет производительность 320 вагонов за час. Локомотив этой горки работает на радиоуправлении. Система обеспечивает на всех горках непрерывный обмен информацией с диспетчерскими центрами. Оператор сортировочной горки должен лишь проследить за тем, чтобы все работало, как следует. Первой станицей бывшего СССР, на которой компания Siemens установила свою технологию, стала станция Вайдотай в Литве. Постепенно технология MSR 32 распространяется по всему миру. На станциях ОАО «Российские железные дороги» они также тестируются.

Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости. Выберите подходящий поезд и места. Оплатите билет одним из предложенных способов. Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Как вернуть купленный ж/д билет?

Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу. Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1. Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure: Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств. Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Что такое электронный билет и электронная регистрация?

Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора. При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты. После оплаты для посадки в поезд нужно либо пройти электронную регистрацию, либо распечатать билет на вокзале. Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать. Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

ГОРКА СОРТИРОВОЧНАЯ

ГОРКА СОРТИРОВОЧНАЯ

станционное устройство, позволяющее благодаря уклону жел.-дор. путей использовать при маневрах силу тяжести вагонов для самостоятельного их движения (скатывания) на разветвляющиеся пути сортировочного парка. Г. с. оборудуются крупные сортировочные станции для расформирования и формирования составов Подлежащий сортировке состав постепенно и непрерывно надвигается локомотивом по подъему на вершину Г. с. (), причем сцепщиком на ходу производится расцепка групп вагонов (отцепов), предназначенных к постановке в поезда разных категорий и направлений дальнейшего следования. Перевалив за вершину горки, отцепы попадают на крутой , где, двигаясь под действием силы тяжести, ускоряют свое движение и, отделившись от состава, направляются в соответствии с установленным маршрутом стрелок на пути своего назначения. По проходе очередного отцепа стрелки переводятся для пропуска следующего. Для устранения опасности нагона одним отцепом другого в пределах подгорочных стрелок скорость идущих отцепов регулируется тормозными башмаками или действием вагонных замедлителей (механизированные Г. с). Тормозными башмаками вагоны останавливаются также на путях подгорочного парка, если скорость их движения при приближении к стоящим на путях вагонам настолько велика (более 5 км/ч), что при ударе может вызвать повреждение (бой) вагонов. Г. с, особенно механизированные, обладают высокой производительностью, ускоряют оборот вагонов, сокращая время производства маневров, уменьшают количество маневровых локомотивов; значение их в ускорении работы станции по расформированию и формированию поездов еще более возрастает при стахановских методах организации работы (см. Кожухаря метод, Краснова метод). Г. с. в настоящее время являются технически наиболее совершенным устройством для массовой сортировочной работы. Обеспечивая массовое формирование маршрутных поездов дальнего следования, Г. с. имеют огромное значение для ускорения продвижения вагонов. Для ускорения маневровой работы, предупреждения боя вагонов и улучшения условий труда Г. с. механизируются путем установки вагонных замедлителей, механизированных башмаков, централизации стрелок. На механизированных Г. с. перевод стрелок, управление замедлителями и сигналами производятся из помещения центрального горочного поста посредством электр. энергии. На посту централизованного управления устанавливается аппарат (пульт), на верхней крышке к-рого расположены рукоятки для перевода стрелок, регулирования работы замедлителей и перемены показаний сигналов; там же имеются цветные лампы, указывающие положение остряков стрелок, занятость их скатывающимися вагонами, положение сигналов.

торможение при помощи вагонных замедлителей. Вновь сооружаемые Г. с. должны строиться с учетом возможности их последующей механизации (ПТЭ, § 95). Все Г. с, как механизированные, так и немеханизированные, оборудуются светофорной сигнализацией и громкоговорящими устройствами, при помощи к-рых оператор передает в подгорочный парк сведения о составе отцепов, о пути следования каждого отцепа и другие необходимые указания и распоряжения. Маневровый машинист принимает распоряжения посредством радиоприемника, помещенного в будке паровоза." />

Работа по управлению замедлителями, стрелками и сигналами выполняется горочным оператором, заменяющим значительное количество стрелочников и башмачников. При проходе очередного отцепа оператор устанавливает для него стрелки согласно назначению вагонов в зависимости от скорости движения, нагрузки и необходимой дальности пробега вагона, а также состояния погоды (мороз, гетер, дождь и т. п.) и производит его торможение при помощи вагонных замедлителей. Вновь сооружаемые Г. с. должны строиться с учетом возможности их последующей механизации (ПТЭ, § 95). Все Г. с, как механизированные, так и немеханизированные, оборудуются светофорной сигнализацией и громкоговорящими устройствами, при помощи к-рых оператор передает в подгорочный парк сведения о составе отцепов, о пути следования каждого отцепа и другие необходимые указания и распоряжения. Маневровый машинист принимает распоряжения посредством радиоприемника, помещенного в будке паровоза.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство . Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941 .


Смотреть что такое "ГОРКА СОРТИРОВОЧНАЯ" в других словарях:

    Станционное устройство с наклонными железнодорожными путями (рабочий участок), предназначенное для сортировки железнодорожных вагонов и формирования составов. Горка сортировочная позволяет интенсифицировать маневровую работу … Большой Энциклопедический словарь

    горка сортировочная - Располагаемое на уклоне сооружение с железнодорожными путями для самостоятельного движения вагонов при сортировке и формировании поездов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики транспорт в целом… … Справочник технического переводчика

    Станционное устройство с наклонными железнодорожными путями (рабочий участок), предназначенное для сортировки железнодорожных вагонов и формирования составов. Горка сортировочная позволяет интенсифицировать маневровую работу. * * * ГОРКА… … Энциклопедический словарь

    Располагаемое на уклоне сооружение с железнодорожными путями для самостоятельного движения вагонов при сортировке и формировании поездов (Болгарский язык; Български) разпределителна гърбица (Чешский язык; Čeština) svážný pahrbek (Немецкий язык;… … Строительный словарь

    Сортировочная горка на ж/д станции механизированная - Механизированная сортировочная горка: сортировочная горка, оснащенная вагонными замедлителями, которые располагаются на одной или более тормозных позициях...

Пожалуйста, выберите день поездки, чтобы найти ж/д билеты Москва — Горки, есть билеты туда и обратно, вагоны плацкарт и купе Узнайте расписание движения пассажирских поездов: какие поезда ходят по этому маршруту. Когда начнется поиск ж д билетов по маршруту Москва — Горки по всем существующим поездам, вам нужно выбрать сортировку по таким критериям: цена, время отправления, время прибытия, общее время в пути, наличие свободных мест, вид поезда - фирменный или обычный, поезд по направлению или же он будет проходящий.

Расписание поездов Москва — Горки 2019

Также для вас предусмотрена функция просмотра списка станций и маршрута Москва — Горки на карте для каждого поезда по указанному направлению. Купить электронный билет через интернет можно прямо на нашем сайте круглосуточно. Представлены самые дешевые билеты по маршруту Москва — Горки.

Наличие мест и цены на жд билеты Москва — Горки: плацкарт, купе

В расписании поездов по маршруту Москва — Горки возможны текущие изменения. Рекомендуем уточнять информацию в справочной службе вашего вокзала. Обращаем ваше внимание на то, что время, указанное в расписаниях - местное. Расписание поездов Москва — Горки содержит информацию о станциях и времени отправления, прибытия поездов. Стоимость билетов и наличие мест Москва — Горки отображаются в режиме он-лайн.

Как купить билеты на поезд Москва — Горки туда и обратно?

Мы уверены, что вы легко сможете купить жд билеты на поезд Москва — Горки, не отходя от вашего компьютера. Выберите самый удобный поезд, класс вагона (плацкарт или купе) и места в вагоне. ЖД билеты оформляются в электронном виде и после оплаты отправляются вам на вашу электронную почту. Распространенный вариант оплаты – это картами Visa или MasterCard.

Сортировочная горка - станционное устройство, позволяющее благодаря уклону железнодорожных путей использовать силу тяжести вагонов для самостоятельного их движения (скатывания) на разветвляющиеся пути сортировочного парка.

Сортировочные горки устраиваются на станциях расформирования и формирования железнодорожных составов. Сортируемый состав по горочному надвижному пути постепенно и непрерывно надвигается локомотивом на горб горки , перевалив за который, отцепленные вагоны (отцепы) далее скатываются по крутому спуску под действием силы тяжести.

Различают следующие виды горок:

  • Горка малой мощности - сортировочная горка, предназначенная для переработки 250 - 1500 вагонов в среднем в сутки, с числом путей в сортировочном парке от 4 до 16.
  • Горка средней мощности - механизированная или автоматизированная горка, предназначенная для переработки в режиме последовательного роспуска 1500 - 3500 вагонов в среднем в сутки или имеющая от 17 до 29 подгорочных путей.
  • Горка большой мощности - автоматизированная или механизированная горка, предназначенная для переработки в режиме (в основном) последовательного роспуска 3500 - 5500 вагонов в среднем в сутки или имеющая от 30 до 40 подгорочных путей.
  • Горка повышенной мощности - автоматизированная горка, предназначенная для переработки в режиме (в основном) параллельного роспуска более 5500 вагонов в среднем в сутки или имеющая более 40 подгорочных путей.

В продольном профиле горочного сортировочного устройства выделяются надвижная, перевальная (горб), спускная части горки и сортировочные пути (рис. 1).

Рис. 1. План и продольный профиль сортировочной горки.

H г - высота горки - разность отметок уровней её вершины и расчётной точки на наиболее трудном по условиям скатывания подгорочном пути.

В спускной части горки выделяются следующие участки: Скоростной участок проектируют возможно более крутым, но не более 50 ‰. Разница крутизны этого элемента и следующего за ним допускается не более 25‰. Прямой (в профиле) участок должен иметь длину не менее 20 м (рис. 2).

Рис. 2. План и продольный профиль скоростного участка.

Участок первой тормозной позиции необходимо размещать на спуске не менее 12‰ (рис.3).

Рис. 3. План и продольный профиль участка первой тормозной позиции.

Величина уклона промежуточного участка проектируется не круче уклона первой тормозной позиции и не положе уклона, на котором расположена вторая тормозная позиция (рис. 4).

Рис. 4. План и продольный профиль промежуточного участка.

Участок второй тормозной позиции необходимо размещать на спуске крутизной, обеспечивающей в неблагоприятных условиях трогание с места расчётных плохих бегунов, но не менее 7‰, а в холодных температурных зонах – не менее 10‰ (рис. 5).

Рис. 5. План и продольный профиль второй тормозной позиции.

Крутизна участка стрелочной зоны должна проектироваться в пределах от 1,0 до 1,5‰, на крайних пучках – до 2,0‰ для горок средней мощности и до 2,5‰ для более мощных горок (рис. 6).

Рис. 6. План и продольный профиль участка стрелочной зоны.

Крутизна участка сортировочных путей должна проектироваться в кривой по нормам для стрелочной зоны, а на прямых участках путей до 1,5‰ (рис. 7).

Рис. 7. План и продольный профиль участка сортировочных путей от последнего предельного столбика до парковой тормозной позиции.

Парковая тормозная позиция при оборудовании её двухрельсовыми замедлителями на вновь сооружаемых горках и благоприятных местных условиях может при обосновании располагаться на спуске крутизной до 8‰, в остальных случаях при расположении в кривой на уклоне до 2,0‰, на прямой – 1,5‰ (рис. 8).

Рис. 8. План и продольный профиль парковой тормозной позиции.

Сортировочные пути за парковой тормозной позицией следует проектировать на равномерном спуске крутизной 0,6‰, кроме последнего участка длиной 100 м, который совместно с выходной горловиной сортировочного парка должен располагаться на подъёме 2,0‰ (рис. 9).

Рис. 9. План и продольный профиль сортировочных путей от парковой тормозной позиции. РТ - расчётная точка сортировочного пути (точка до которой должен дойти отцеп с плохими ходовыми качествами в неблагоприятных условиях: зима, встречный ветер).

Между скатывающимися отцепами образуются интервалы, позволяющие переводить стрелки и направлять вагоны на разные пути сортировочного парка в соответствии с планом формирования поездов.

Имеющийся перед горбом горки подъём облегчает расцепку вагонов.

Для регулирования скоростей скатывания и интервалов между отцепами на сортировочной горке устраиваются тормозные позиции , оборудованные вагонными замедлителями или тормозными башмаками. Тормозные позиции имеются также на путях сортировочного парка для предотвращения повреждения движущихся с большой скоростью (более 5 км/ч) вагонов с вагонами, стоящими на путях.

Сортировочные горки, как механизированные, так и немеханизированные, оборудуются светофорной сигнализацией и парковой радиосвязью, при помощи которой оператор может передавать в сортировочный парк сведения о составе отцепов, о пути следования каждого отцепа и другие необходимые указания и распоряжения.

Сортировочные горки крупных сортировочных станций снабжены устройствами комплексной механизации и автоматизации процесса сортировки вагонов - горочной автоматической централизацией (ГАЦ), системами автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (АРС), автоматического задания скорости роспуска составов (АЗСР) с телеуправлением горочными локомотивами (ТГЛ) и другими.

Автоматизация работы сортировочной горки основана на применении электронной аппаратуры и вычислительной техники. Горочная автоматизация позволяет существенно повысить перерабатывающую способность сортировочной горки.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх