Конспект проведения экскурсии в природу. Конспект природоведческой экскурсии Тема: "Фруктовый сад осенью" для детей старшего дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию конспет экскурсии-прогулки в весенний пак для детей подготовительной группы. В ходе экскурии дети учатся наблюдать сезонные изменения в природе, понимать связь всего живого и неживого в природе. У дошкольников развивается интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения. Ребенок учится понимать природу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект прогулки-экскурсии в весенний парк

для детей подготовительной группы

Экскурсия в природу «Пришла Весна с радостью»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Косагова Галина Васильевна

2013г.

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Задачи:

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий), применения приёмов моделирования.
  4. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  5. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  6. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  7. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
  8. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах).
  9. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
  10. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  11. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами). Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии». Повторение правил дорожного движения.

Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла... весна /Говорят дети/

Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта).

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года», «солнечником». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта - «капельник». От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Отгадайте какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

Почему грача называют «вестником весны»?

Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает». Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе».

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды».

Воспитатель: А как называют май? (травень )

Вижу вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

(Дети с воспитателями отправляются в городской парк)

Воспитатель: Вы узнали Основная часть.

это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память. Детям раздаются фотоаппараты.

Но Зима не пустит нас в парк пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны». Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.) (Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь.

Тогда становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем (Дети перепрыгивают ручейки или обходят их).

По пути пытаются найти признаки весны:

Ребята, нас с вами встречает аллея.

Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены )

Значит, как называется аллея? (кленовая) Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу ). В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу )

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями )

Отгадайте к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку)!

  • Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
  • Что произошло с почками?
  • Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

- А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб).

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

Как узнали?

Чем отличается кора?

Как человек использует древесину этого дерева?

Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается)

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки. )

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц )

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день! (скворец )

Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники ).

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей )

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это (скворцы и др.)? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки )

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

  • Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела )

  • Летит - жужжит,

Сядет - молчит (жук ).

  • На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук )

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок» (Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом )

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками ).

Дождик закапал (встряхивают кистями рук),

паучка смывает( движения рук вниз ).

Солнышко встало (разводят руки в стороны ),

Лужи высыхают (движения рук внизу ).

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками ).

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук ) Почему?

Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение ).

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей )

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами ). Давайте назовем какие цветы вы узнали? (ответы детей ).

Воспитатель предлагаем подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают ).

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )

Срывая цветы, первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

Попрощаемся с нашим парком и оставим всем кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии ).

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны».

1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.

3. Весна красна делами, осень пирогами.

4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.


Экскурсии в природу имеют важное значение в воспитательном отношении. Только на экскурсии дети приучаются смотреть на природу как на друга, убеждаются в необходимости активной ее охраны. Воспитать гуманность, не прививая любви к природе, невозможно. Любовь к природе - сложное чувство. Оно возникает при непосредственном общении дошкольников с самой природой, с многообразием ее форм, линий, красок, звуков, образов. Только на экскурсии можно показать детям неповторимую красоту отдельных ландшафтов, растений, животных и даже то, как луч света проходит сквозь кроны деревьев, серебрит кружева паутины.Благотворно сказываются экскурсии в природу и на физическом развитии дошкольников. Врач и педагог Е.А. Аркин писал, что пребывание на воздухе - самое полезное, самое лучшее средство для укрепления здоровья ребенка. Экскурсии благоприятствуют двигательной активности, повышению работоспособности и удовлетворению потребности растущего и развивающегося организма в свежем воздухе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы

Тема: «Весенний лес»

Цель:

Формировать представление о состоянии природы весной;

Обогащать и активизировать словарь;

Образовательная область «Познание»

Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).

Упражнять детей в умении различать деревья.

Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Активизировать словарь детей по теме «Весна»: Наст, хвоя, проталины,мох.

Методы и приемы: Наглядный; Информационно - рецептивный - совместная деятельность педагога и ребенка, исследовательский, практический-труд в природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово, рассматривание, сравнение.

Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с изображением ранней весны в лесу.

Подготовка экскурсионного снаряжения:

Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка;

Перчатки, грабельки;

Корзиночки для шишек.

Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе. Воспитатель: - Ребята, где живут сказки?..(ответы детей)

Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,

наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости

к сказке. Послушайте стихотворение:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф.Тютчев)

Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.

По дороге в лес:

Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено), рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)

Ход мероприятия: 1 часть

В лесу:

Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!

Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину, постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Скажите, когда это бывает? (Весной)

Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.

2 часть. Коллективное наблюдение

Вместе с детьми выбрать удобную поляну.

Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны. Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба и еще белого снега.

Воспитатель: - Ребята, послушаем лес,.. Что вы слышите?

(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж лесной воздух!

Воспитатель: - Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?

Посмотрите, снег покрыт твердой корочкой - настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.

На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)

Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть дальше, осталась и примета зимы, посмотрите,там лежит глубокий снег, в то место солнышко заглядывало мало и он еще не растаял.

Воспитатель: - Ребята, что не пускает в лес солнце?

Дети: - Ветки деревьев.

Воспитатель: - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот, пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели.

Как называются иголки этих деревьев? (хвоя)

Воспитатель: - Ребята, на нашей поляне много солнца.

Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с ответом)

Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к сосне и убедимся в этом.

А еще можно увидеть проталины, это дорожки,где уже растаял снег от весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.

Как она называется?

Дети: - Проталина

Воспитатель: - Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?

Дети: - Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев (воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).

Воспитатель: - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете весны.

Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.

Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?

Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по

всему лесу.

Ребята, что помогает им перелетать?

Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как

летят семена-вертушки.

А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.

Кто бы это мог быть?

Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.

Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.

Воспитатель:- Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг нашей поляны.

Дети: - Березы, Рябина и т.д.

Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она

похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,

из которых скоро появятся зеленые листочки.

Воспитатель: - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.

Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)

Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».

Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)

Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников; посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно прикрыть мхом землю.

При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой, поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.

Воспитатель: - Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас поиграем. Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;

«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать на носочки и потянуться.)

Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех детей; Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.

3 часть. Заключительная

Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для коллекции «Чудесный лес».

Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.

Игра: ««Узнай по запаху».

Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память, трудолюбие.

Подводится итог мероприятия

Воспитатель: - Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес. Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим, весенним воздухом.

А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку. До свидания, лес, до новой встречи!

Работа после экскурсии

Изготовление поделок из природного материала

Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»

Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвин

Свои чувства, любовь к природе дети выражают в рисунках и поделках из природного материала.


Зименко Тамара Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ "Черлакский детский сад № 2", Омская область, р.п. Черлак
Описание материала: конспект будет полезен воспитателям детских садов, родителям.
Цель:
Усвоение представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени;
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, систематизировать и классифицировать;
3. Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.
Материал:
- Пакеты для сбора мусора, перчатки.
- Питьевая вода, влажные салфетки, аптечка.
- Папки для растений - 2.
- Корзиночки для шишек, листьев - 4.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами пришли на экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. Давайте вспомним с вами правила поведения в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу:
- не шуметь,
- идти по тропинке,
- не рвать растения,
- не ломать ветки деревьев и кустарников,
- не разрушать гнезда и муравейники и т.д.
Придя в лес, воспитатель вместе с детьми выбирает удобную поляну, осматриваются, отдыхают.
Воспитатель: - Дети, какое время года сейчас?

Дети: - Осень.
Воспитатель: - А как же вы догадались?
Дети: - Деревья и трава пожелтели, стало прохладно.
Воспитатель: - Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?
Дети: - Частые дожди, листопад, первые заморозки, отлет птиц в теплые края, дни становятся короче, солнце светит, но слабо греет.
Воспитатель: - Правильно, ребята, вы назвали много примет осени. Ребята, осень - очень красивое время года! Не смотря на то, что природа начала готовиться к зиме, все вокруг окрашивается в яркие, сочные, веселые цвета – появляются желтые, красные, оранжевые листья на деревьях. Наступил первый осенний месяц – сентябрь. Его называют «запевалой осени» и «златоцветом». А еще осень называют художницей! Послушайте стихотворение об осени:
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.

Воспитатель: - Ребята, давайте подышим чистым воздухом, ароматом берез, посмотрим вокруг и полюбуемся красотой осени.
А теперь давайте поиграем!

Игра «Что мы видим вокруг?».
Нужно назвать одним словом, что дети видят вокруг себя (небо, солнце, деревья, кустарники, птиц, муравейник).
Говорить нужно быстро, не повторять слова, сказанные другими детьми.

Игра «Что какое?».
Дети по очереди называют предмет и его свойство: небо - голубое, тропинка – длинная, камешек – шершавый, земля – теплая.

Игра «Добрые слова».
Напомнить, что есть много добрых слов, их нужно чаще говорить взрослым и детям. Придумать разные слова для пенька, травы, птиц, березы, тополя.
Воспитатель предлагает послушать стихотворение о березе.
Разбежались по лужайке
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девочки – подростки,
Белоствольные березки.
За руки взялись, и вот –
Закружился хоровод.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сколько берез в этом лесу. Подойдите, пожалуйста, к березе. Обнимите её, скажите ей, что она красивая, а она в ответ подарит вам много энергии и сил.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям листья различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок.
Игра «К дереву беги».
Воспитатель называет деревья и кустарники, дети находят их на полянке и подбегают к ним. (береза, осина, шиповник)
Воспитатель: - Ребята, в этом лесу растут деревья, на которых есть листики. Скажите, как называется такой лес? (лиственный) У всех ли деревьев в лесу есть листочки?
Дети: - Нет. У елки и сосны зеленые иголки – хвоя, которая не меняет свой цвет ни зимой, ни летом. Эти деревья называют – хвойные деревья, но их в этом лесу нет.
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как животные осенью готовятся к зиме?
Дети:
- Медведь готовится к спячке.
- Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.
- Еж готовится к спячке.
- Белка делает запасы.
Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем. Что мы можем услышать вокруг? Дети слушают и говорят, что услышали. Много звуков мы слышим и особенно крик птиц, перелетные птицы собираются на юг. Давайте поиграем, и превратимся в птиц.
Подвижная игра «Перелет птиц».
Воспитатель: - Ребята, давайте тоже подготовимся к зиме и запасем природный материал, который пригодится нам зимой для изготовления различных поделок. (Дети собирают опавшие листья различной окраски, красивые веточки.)
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу.

Подготовительная группа
Время года: лето (начало июня)
Место проведения: луг
Время отправления: 10.00
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения во время экскурсии; чтение художественной литературы о лете, о труде взрослых летом; посоветовать детям взять с собой игрушки, книги, с которыми бы они могли играть во время отдыха.
Программное содержание: научить различать и обобщать растения по определённым признакам (деревья, кустарники, трава, цветы); расширять и закреплять знания детей о природе как о целостной системе; развивать познавательные способности (умение наблюдать, описывать, находить и выстраивать причинно- следственные связи), речь; воспитывать гуманное отношение ко всему живому; учить правильно вести себя в природной среде (основы экологической культуры). Воспитывать любовь к родной природе.
Ход экскурсии:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня они идут на луг за деревню. Напоминает детям о правилах поведения во время экскурсии.
Ребята идут в сопровождении взрослых по Центральной улице, проходят сады- огороды.
Воспитатель обращает внимание на взрослых, работающих в огороде: копают, поливают, высаживают рассаду.
По тропинке спускаются на место пребывания. Воспитатель предлагает детям отдохнуть, посидеть на ковриках. Проверяет обувь, одежду, общее состояние детей.
Загадка:
Они бывают разные: полезные, опасные.
Красивые, пахучие, с листьями, колючие.
Лекарства заменяют, и лакомством бывают.
И чаем нас напоят, и даже дом построят.
Земли они творения, зовём мы их… (растения).
-Ребята, посмотрите внимательно, скажите, какая нас окружает природа? (ответы детей).
-Представьте себе, что на Земле исчезли все растения. Какой станет Земля?
(ответы детей)
-Без растений Земля потеряет свою красоту. Ведь растения - это наряд Земли.
-Посмотрите, как украшают Землю цветы, травы, а над ними возвышаются кустарники и деревья.
Растения не только украшают Землю, в природе растения выполняют очень важную работу - очищают воздух. Чем больше растений, тем чище воздух, которым мы дышим. От чистого воздуха зависит наше здоровье.
Воспитатель обращает внимание на одуванчики.
Одуванчик серебристый,
Как чудесно создан он:
Круглый, круглый и пушистый,
Солнцем тёплым напоён.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве.
Он растёт и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве. (Л.Квитко)
Рассказ воспитателя о полезных свойствах одуванчика.
-Кто посадил все эти одуванчики? (ответы детей).
Да, распространяться по белу свету одуванчикам помогает ветер. Пока одуванчик растёт, он жёлтый и семян у него нет. Но как только подрастёт и сменит свой наряд на белый, у него появятся семена. И тогда можно дунуть на одуванчик, и из пушистых шариков полетят в разные стороны семена – «парашютисты». А потом эти семена упадут на Землю, и весной вырастут новые одуванчики.
Одуванчик – лекарственное растение. Кто пьёт чай из одуванчика, тот реже болеет. Из листьев одуванчика делают салат, а из цветов одуванчика варят одуванчиковый мёд, который получается янтарного цвета и очень вкусный. А ещё одуванчики любят насекомые: бабочки и пчёлы, они прилетают, чтобы полакомиться сладким нектаром. Воспитатель объясняет детям, что ненужно рвать одуванчики без надобности.
Я недавно расцвёл,
К детям в гости пришёл.
И хочу сказать вам я:
Не нужно рвать меня, друзья.
Воспитатель
Подходи-ка детвора,
Нам играть уже пора!
Хороводная игра «Карусели»
Педагог становится в центр круга, у него в руке цветные ленточки. Один конец он держит сам, а другие у детей:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели.
(дети медленно начинают движение в правую сторону)
А потом, потом, потом
(темп ускоряется)
Все бегом, бегом, бегом!
(дети переходят на бег)
Побежали, побежали!
Побежали, побежали!
(Замедление темпа)
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите
(пауза)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(поклон)
Игра повторяется несколько раз, движения меняются в левую и правую стороны.
Спортивные игры: « Кто самый ловкий» (прыжки через канавку),
«Кто дальше» (метание мяча вдаль).
Цель: растить детей физически крепкими, ловкими.
Свободные игры, наблюдения детей.
Воспитатель:
-Ребята, скажите, чем мы сегодня любовались? Почему растения красивые? Почему их нельзя рвать, ломать? (ответы детей).
Послушайте стихотворные строчки А.Яшина:
А цветы разве знаем,
На лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены - сеном!
-Ребята, давайте ещё раз пройдёмся по лугу, вдохнём воздух, пахнущий травой и мёдом, рассмотрим луговые растения, постараемся запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять зелёное богатство нашей природы.
Дети возвращаются в детский сад.
Время пребывания на лугу: 40 минут.

Литература
1.Лаптева.Г.В.Развивающие прогулки для детей 6-7 лет. Программа для детского сада и не только.- Спб.: Речь,2011.-256с.
2.фисенко М.А. Природа вокруг нас. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. - Волгоград: ИТД « Корифей»,2007-96с.
3.Апалькова Е., ФедосееваЕ., ТокареваТ. Альпинарий в детском саду.
Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 2008.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх