Бианки кто чем поет чей нос лучше. Конспект НОД по восприятию художественной литературы «Чей нос лучше?» (по сказке В

Тема: Виталий Бианки. «Чей нос лучше?» 4 класс

Цель: познакомить учащихся с произведениями В.Бианки о животных.

Задачи:

образовательные:

Познакомить учащихся с биографиев В.Бианки;

Познакомить учащихся с книгой В.Бианки "Лесная газета";

Познакомить учащихся с жанром В.Бианки "сказки-несказки";

развивающие:

Развивать умение работать с выставкой прочитанных книг;

Развивать умение ориентироваться в прочитанных книгах;

Развивать умение понимать смысл прочитанного произведения;

воспитательные:

Воспитание интереса к произведения В.Бианки;

Воспитание бережного отношения к животным.

Ход урока:

1) Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Какой раздел изучаем?

Природа делится на ………….?

Отличия?

Классы животных?

Минутка чтения

Ослик

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей и испытаний, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

Вопросы:

    Почему, когда хозяин увидел своего ослика в колодце развёл руками?

    Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину… Продолжи.

    Объясни концовку – наставление притчи (последний абзац). Чему учит притча?

2) Проверка домашнего задания

1. Мы и природа

2.Фольклорные мотивы

    Мои друзья

    Н. Сладков

    Н. Некрасов

    М. Пришвин

1.начальник войска

2. начальник воды

3. начальник мойки

1. «Дедушка Мазай и волки»

2. «Дедушка Мазай и лисы»

3. «Дедушка Мазай и зайцы»

1. Лена

2. Волга

3. Енесей

2. к матери и отцу

3. к имению отца

1.Малые Вежи

2. Малые Сани

3. Малые Зайцы

1. для отца

2. для матери

3. для крестьян

Подумайте, о чём или о ком будет новое произведение?

Задание. Отгадай загадку.

1. Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это - ...? (Птицы)

Все время стучит,

Деревья долбит

Но их не калечит,

А только лечит (Дятел)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

Озорной мальчишка

В сером ярмичишке

По двору шныряет,

Крохи собирает (воробей)

Спереди – шильце,

Сзади –вильце

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце (ласточка)

Девица – мастерица

Все суетится:

Принялась за дело

Да наряд надела,

К темному платьицу –

Передник желтый

Да шапочку шелкову (синица)

Унылая старушка

Живет в лесной избушке,

Одно и то же говорит,

Один слог всю жизнь твердит (кукушка)

Учитель: сейчас я расскажу вам немного о самом авторе

Повсюду : в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох,так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть

Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.

Посмотри, мой юный друг,

И увидишь ты вокруг

Небо светло-голубое

Солнце светит золотое

Ветер листьями играет

Травы росы умывают,-

Речка, лес, цветы, поля –

Сердцу милая земля

Нам в любое время года

Красоту дарит природа!

И земную благодать!

Без растений и животных,

Без лугов и чистых рек,

Без лесов, полей раздольных

Жить не может человек!

Так давайте сбережем

Наш природный щедрый дом!

В.Бианки родился 12 февраля 1894 года в семье ученого-биолога- орнитолога. С детства он любил природу.

Виталий Бианки родился в Петербурге. Отец его работал в Зоологическом музее, за стеклянными витринами которого замерли животные, привезённые со всего земного шара. Напротив музея находилась их квартира, в которой расположился небольшой зоопарк (СЛАЙД 14)

Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной. (СЛАЙД 15)

Главным лесным учителем для Бианки стал отец. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. (СЛАЙД 16)

В течении почти всей жизни с приходом весны Бианки покидал город и большую часть года жил в деревне или путешествовал по стране, наблюдал, изучал, записывал. Он накопил огромный материал, который и стал основой его книг.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты» (СЛАЙД 19)

Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: « Лесные домишки», « Лесные разведчики», « Лесная газета». (СЛАЙД 23)

Последние свои произведения В.В. Бианки называл по-особенному: сказки-несказки.

    В каком городе родился В. В. Бианки?

    1. В Петербурге

      В Москве

      В Томске

2) В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3) Как называл Виталий Бианки своего отца?

    Лесным знатоком.

    Лесным учителем .

    Лесным человеком.

4.) Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

    1. Чей нос лучше?

      Лесные домишки.

      Лесная газета .

Молодцы! Хорошо запомнили мой рассказ.

3) Чтение произведения «Чей нос лучше?»

4) Беседа по прочитанному:

Прочитав произведения В.Бианки, какой познавательный материал вы получили?

Что узнали о жизни природы?

Дети: Узнали, почему у птиц разные носы, для чего им такие носы, почему и для чего у животных хвосты, какие звуки издают животные, как передвигаются насекомые, птицы.

Вы прочитали произведение "Чей нос лучше?"

Как природа помогает птицам?

Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем:

долгонос - бекас

крестонос - клест

тонконос - мухолов

серпонос - кроншнеп

шилонос - кулик

широконос - утка

сетконос - козодой

мешконос - пеликан

долбонос - дятел

крючконос - ястреб

Почему Бианки назвал пеликана мешконосом? (Так как пеликан складывает добытую пищу в зоб, который отвисает и наполняет мешок)

Учитель: А почему дятла назвал долбоносом? (Дятел долбит носом дерево.)

Ребята, так чей же нос лучше? (У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше.)

- Как вы думаете, это рассказ или сказка?

Как вы узнали, что это сказка? (разные птицы разговаривают между собой)

А эта сказка волшебная? (предполагаемые ответы детей)

Эта сказка правдивая?

В сказке настоящие птицы.

Названия каких птиц вы узнали из сказки?

Дидактическое упражнение «Назови птицу »

(при помощи воспитателя дети перечисляют названия птиц с авторским названием: мухолов – тонконос, пеликан – мешконос, дятел – долбонос, бекас – долгогонос, козодой - сетконос)

долгонос - бекас

крестонос - клест

тонконос - мухолов

серпонос - кроншнеп

шилонос - кулик

широконос - утка

сетконос - козодой

мешконос - пеликан

долбонос - дятел

крючконос - ястреб

- На что жалуется птица Мухолов – Тонконос? (с его маленьким носом – клювом ему приходится долго трудно добывать мошек)

Чем Дубонос раскусывает орехи? (тонким носом)

Почему птицу клест писатель назвал клест – Крестонос?

Для чего бекасу прямой и длинный нос? (козявок из тины доставать удобно было)

Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок? (пеликан Мешконос)

Как достает себе пищу дятел? (долбит дерево толстым клювом)

- Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (по желанию зачитывает понравившийся отрывок)

- Что вам показалось грустным в этой сказке?

(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед)

4) Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три тихонечко присела,

На четыре улетела.

Как вы думаете каким должен быть В.Бианки, чтобы написать так много произведений? ( Наблюдательным, понимать, любить природу, быть внимательным, много знать о жизни природы)

6) Обощение. Проверка усвоения.

Учитель: Чему вы научились, прочитав произведения В.Бианки?

Дети: Нужно помогать друг другу, в жизни природы все целесообразно, создано непросто так. Нужно быть внимательным к природе, любить и охранять ее, постигать ее тайны.

6 5 Д

7 Б

3 Д

4 М

По горизонтали:

4) Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок? пеликан

По вертикали:

7) Кем был по специальности отец автора и сам автор?

7) Итог урока.

Как называется сказка, которую вы прослушали? Понравилась ли она вам?

Что интересного вы узнали из этой сказки?

Почему у разных птиц разные клювы?

Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния.

Знакомство с новой книгой.

Учитель: Наибольшей известностью пользуется книга В.Бианки "Лесная газета" на каждый год", которая создавалась в течении ряда лет как своеобразная природоведческая энциклопедия для детей.

12 номеров - по номеру на каждый месяц - собрали в одну книгу. В каждом номере: статьи редакции, телеграммы, письма лесных корреспондентов, рассказы об охоте. Что это за лесные корреспонденты?

8) Инструктаж дом.работы

1. с. 93 – 95 пересказ

2. Как Бианки писал «Лесную газету»

3. хрестоматия - с.95 в.2 в тетради

6 5

По горизонтали:

2) У козодоя нос – это и сетка, и глотка, поэтому называется ….?

3) У какой птицы носом можно и жилище построить, и корм себе добыть?

4)

По вертикали:

5) Как Бианки назвал дятла в сказке "Чей нос лучше?"?

________________________________________________________________________________

6 5

По горизонтали:

2) У козодоя нос – это и сетка, и глотка, поэтому называется ….?

3) У какой птицы носом можно и жилище построить, и корм себе добыть?

4) Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок?

По вертикали:

5) Как Бианки назвал дятла в сказке "Чей нос лучше?"?

Проверка домашнего задания

1. Как называется раздел, который мы начали изучать?

1. Мы и природа

2.Фольклорные мотивы

3.Мои друзья

1.Н. Сладков

2.Н. Некрасов

3.М. Пришвин

3.Каково лексическое значение слова «воевода»?

1.начальник войска

2. начальник воды

3. начальник мойки

1. «Дедушка Мазай и волки»

2. «Дедушка Мазай и лисы»

3. «Дедушка Мазай и зайцы»

5. Некрасов Николай Алексеевич родился на берегу реки

1. Лена

2. Волга

3. Енесей

6. На всю жизнь Н. Некрасов сохранил в своём сердце любовь

1. к родной природе и своим деревенским друзьям

2. к матери и отцу

3. к имению отца

7. В какой деревне Н. Некрасов познакомился с крестьянином Мазаем?

1.Малые Вежи

2. Малые Сани

3. Малые Зайцы

8. Первые стихи Н. Некрасов написал

1. для отца

2. для матери

3. для крестьян

Проверка домашнего задания

1. Как называется раздел, который мы начали изучать?

1. Мы и природа

2.Фольклорные мотивы

3.Мои друзья

1.Н. Сладков

2.Н. Некрасов

3.М. Пришвин

3.Каково лексическое значение слова «воевода»?

1.начальник войска

2. начальник воды

3. начальник мойки

1. «Дедушка Мазай и волки»

2. «Дедушка Мазай и лисы»

3. «Дедушка Мазай и зайцы»

5. Некрасов Николай Алексеевич родился на берегу реки

1. Лена

2. Волга

3. Енесей

6. На всю жизнь Н. Некрасов сохранил в своём сердце любовь

1. к родной природе и своим деревенским друзьям

2. к матери и отцу

3. к имению отца

7.В какой деревне Н. Некрасов познакомился с крестьянином Мазаем?

1.Малые Вежи

2. Малые Сани

3. Малые Зайцы

8. Первые стихи Н. Некрасов написал

1. для отца

2. для матери

3. для крестьян

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В каком городе родился В. В. Бианки?

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

2.В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3.Как называл Виталий Бианки своего отца?

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

4.Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

5. Самой первой книжкой была?

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В каком городе родился В. В. Бианки?

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

2.В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3.Как называл Виталий Бианки своего отца?

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

4.Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

5. Самой первой книжкой была?

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Теперь проверим, как вы внимательно слушали рассказ о писателе.

1.В каком городе родился В. В. Бианки?

1.В Петербурге

2.В Москве

3.В Томске

2.В Зоологическом музее были животные, привезённые из:

1. из России

2. Со всего земного шара

3. из Африки

3.Как называл Виталий Бианки своего отца?

1.Лесным знатоком.

2.Лесным учителем.

3.Лесным человеком.

4.Какая книга у В. Бианки стала самой знаменитой?

1.Чей нос лучше?

2.Лесные домишки.

3.Лесная газета.

5. Самой первой книжкой была?

1. Кто чем поёт?

2. Чей нос лучше?

3. Чьи это ноги?

Мухолов-Тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Как только полетит мимо муха или бабочка, он сейчас же погонится за ней, поймает и проглотит. Потом опять сидит на ветке и опять ждет, высматривает. Увидал поблизости дубоноса и стал жаловаться ему на свое горькое житье.
- Очень уж мне утомительно, - говорит, - пропитание себе добывать. Целый день трудишься-трудишься, ни отдыха, ни покоя не знаешь, а все впроголодь живешь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть. А зернышки клевать я не могу: нос у меня слишком тонок.
- Да, твой нос никуда не годится! - сказал Дубонос. - То ли дело мой! Я им вишневую косточку, как скорлупу, раскусываю. Сидишь на месте и клюешь ягоды. Вот бы тебе такой нос.
Услыхал его Клест-Крестонос и говорит:
- У тебя, Дубонос, совсем простой нос, как у Воробья, только потолще. Вот посмотри, какой у меня замысловатый нос! Я им круглый год семечки из шшишек вылущиваю. Вот так.
Клест ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
- Верно, - сказал Мухолов, - твой нос хитрей устроен!
- Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота Бекас-Долгонос. - Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос!
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
- Ах, - сказал Мухолов, - вот бы мне такой нос!
- Постой! - запищали в один голос два брата кулика - Шилонос и Кроншнеп-Серпонос. - Ты еще наших носов не видал!
Поглядел Мухолов и увидал перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, и оба тонкие, как иголка.
- Мой нос для того вверх смотрит, - сказал Шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
- А мой нос для того вниз смотрит, - сказал Кроншнеп-Серпонос, - чтобы им червяков да букашек из травы таскать.
- Ну, - сказал Мухолов, - лучше ваших носов и не придумаешь!
- Да ты, видно, настоящих носов и не видал! - крякнул из лужи Широконос. - Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху, прямо Широконосу в нос!
- Ну и лопата!
- Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал Широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.
- Обратите внимание на мой носик! - прошептал с дерева скромный серьенький Козодой-Сетнонос. - У меня он крохотный, однако служит мне и сеткой и глоткой. Мошкара, комары, бабочки целыми толпами в сетку-глотку мою попадают, когда я ночью над землей летаю.
- Это как же так? - удивился Мухолов.
А вот как! - сказал Козодой-Сетконос, да как разинет зев, - все птицы так и шарахнулись от него.
- Вот счастливец! - сказал Мухолов. - Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу сотнями!
- Да, - согласились птицы, - с такой пастью не пропадешь!
- Эй вы, мелюзга! - крикнул им Пеликан-Мешконос с озера. - Поймали мошку - и рады. А того нет, чтобы про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю - и в мешок себе отложу, опять поймаю - и опять отложу.
Поднял толстый Пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
- Вот так нос! - воскликнул Мухолов, - целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь!
- Ты, должно быть, моего носа еще не видал, - сказал Дятел. - Вот, полюбуйся!
- А что же на него любоваться? - сказал Мухолов. - Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом пищу себе на обед доставать долго, а о запасах и не думай.
- Нельзя же все только об еде думать, - сказал Дятел-Долбонос. - Нам, лесным работникам, надо инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем, но и дерево долбим: жилище устраиваем, и для себя и для других птиц. Вот у меня какое долото!
- Чудеса! - сказал Мухолов. - Столько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Выстроились перед Мухоловом-Тонконосом Дубонос, Крестонос, Долгонос, Шилонос, Широконос, Сетконос, Мешконос и Долбонос.
Но тут упал сверху серый Ястреб-Крючконос, схватил Мухолова и унес себе на обед.
А остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.
—————————————————————-
Виталий Бианки.Рассказы и сказки о животных
и о природе для детей.Читаем бесплатно онлайн

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

— Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, — ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

— Да, твой нос никуда не годится, — сказал дубонос, — слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

— У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

— Верно, — сказал мухолов, — твой нос хитрей устроен.

— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

— Ах, — сказал мухолов, — вот бы мне такой нос!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило.

— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал кроншнеп-серпонос, — чтоб им червяков из травы таскать.

— Ну, — сказал мухолов, — лучше ваших носов не придумаешь.

— Да ты, видно, настоящих носов и не видал, — крякнул из лужи широконос. — Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

— Ну и лопата!

— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

— Обратите внимание на мой носик, — прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. — У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.

— Это как же так? — удивился мухолов.

— А вот как, — сказал козодой-сетконос. Да как разинет пасть — все птицы так и шарахнулись от него.

— Вот счастливец! — сказал мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу стаями!

— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!

— Эй вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.

Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.

— Вот так нос! — воскликнул мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь.

— Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал дятел. — Вот полюбуйся.

— А что ж на него любоваться? — спросил мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай.

— Нам, лесным работникам, — сказал дятел-долбонос, — надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из-под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для других птиц. Нос у меня — долото!

— Чудеса! — сказал мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.

Дубонос, крестонос, шилонос, серпонос, широконос, мешконос и долбонос

Выстроились перед мухоловом-тонконосом дубонос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос.

Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед.

Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.

Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.

Страница 1 из 2

Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.

Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.

Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.

Мне, - говорит, - очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, - ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.

Да, твой нос никуда не годится, - сказал дубонос, - слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! - и готово. Крак! - и готово. Вот бы тебе такой нос.

Услыхал его клёст-крестонос и говорит:

У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.

Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.

Верно, - сказал мухолов, - твой нос хитрей устроен.

Ничего вы не понимаете в носах! - прохрипел из болота бекас-долгонос. - Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.

Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.

Ах, - сказал мухолов, - вот бы мне такой нос!

И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой - вниз, а оба тонкие, как шило.

Мой нос для того вверх смотрит, - сказал шилонос, - чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.

А мой нос для того вниз смотрит, - сказал кроншнеп-серпонос, - чтоб им червяков из травы таскать.

Ну, - сказал мухолов, - лучше ваших носов не придумаешь.

Да ты, видно, настоящих носов и не видал, - крякнул из лужи широконос. - Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!

Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:

Ну и лопата!

Зато им воду щелокчить-то как удобно! - досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.

Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.

Обратите внимание на мой носик, - прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. - У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы.

© Издательство «Детская литература». Сост., оформл. серии, 2001

© В. В. Бианки. Текст, наследники

© С. Сивоконь. Вступ. ст., 2001

© В. Бастрыкин. Рисунки, 2001

Сказочник из страны Див

Кто не любит природы, тот не любит и человека, тот не гражданин.

Ф. Достоевский

Не любивший слова «природа»

На свете не бывает чисто детских писателей, которые всю жизнь работали бы исключительно для детей.

Не бывает на свете чисто природоведческих писателей, которые писали бы исключительно о природе.

Однако почти у любого правила бывают и исключения. И вот одно из них – Виталий Валентинович Бианки (1894–1959). Писатель, которого знают и любят читатели самых разных возрастов, – как говорится, «от двух до восьмидесяти». Но сам он писал почти исключительно для детей и почти исключительно о природе. И при этом – вот что самое удивительное – не любил самого слова «природа»! Потому что, полагал он, слово это испорчено (люди учёные сказали бы – «скомпрометировано») слишком уж частым и неуместным употреблением.

– Болтают: «природа, природа», – ворчал он, – а сами придут на пляж или в лес и тут же без зазрения совести его замусорят. Вот тебе и «природа»!

Ещё больше раздражало его ходячее выражение «покорение природы».

– Не покорять её нужно, – возмущался он, – а понять, изучить, узнать, и она сама откроет тебе свои кладовые и свои музеи. И первое, с чего надо начать, – это перестать природу грабить. Да-да, грабить! У природы надо брать в долг. Срубил тысячу деревьев – столько же и посади. Выловил в озере крупную рыбу – дай подрасти малькам. Иначе останешься без леса и без рыбы. Мало тебе зверей в лесу – организуй лесное хозяйство. Но не будь хапугой, не превращай свою землю в пустыню!

Сегодня эти мысли понимают и разделяют многие (хотя далеко не всегда следуют им!). Но Бианки-то высказывал их 40 лет назад, когда они и звучали редко, и мало кто к ним прислушивался.

Да и не очень-то он надеялся обратить в свою веру взрослых, больше рассчитывал на главных своих читателей – детей.

Впрочем, когда-то он думал иначе.

В годы Великой Отечественной войны по заказу Наркомпроса, который расшифровывался как Народный комиссариат просвещения, Бианки пытался составлять сборник, адресованный воспитательницам детских садов, коих он ласково и метко окрестил «детсадовницами». Сборник-хрестоматия, составленный им, назывался «Страна Див» (вот что предлагал он взамен слова «природа»!). Бианки привлёк к участию в сборнике много известных писателей, объяснил им замысел, «распределил роли», написал яркое, зажигательное предисловие, которое, говоря словами поэта, «могло бы и мёртвых сражаться поднять». Сражаться за подлинное, полноценное воспитание детей, признающее за ними право всегда быть детьми .

Писатель мечтал с помощью искусства открыть глаза «детсадовницам», а через них – и детям на то, что называют природой. Так сказать, включить их зрение и слух (а если удастся – и чутьё!) на «обыкновеннейшие объекты и явления природы» (письмо к писательнице Н. Павловой).

Увы! Романа с Наркомпросом и Учпедгизом (который должен был издавать «Страну Див») у Бианки не вышло. Через несколько месяцев он уныло сообщал Н. Павловой, что попал в «совершенно равнодушную среду. Ничего страшней этого для искусства быть не может. Инертность, косность мёртвой материи убивает всякую жизнь». Вместо живого и оригинального заглавия сборник вышел под трафаретным заголовком «Четыре времени года» и оказался вполне зауряден.

С тех пор прошло много лет, но ни одному большому писателю так и не удалось до сих пор составить школьный учебник или хрестоматию по своему вкусу, хотя за это брался не только Бианки, но и К. Чуковский, и С. Маршак (они предлагали создать учебник и хрестоматию по литературе).

Бианки, пожалуй, ближе всех подошёл к осуществлению заветной писательской мечты. И хотя подготовленный им сборник не был школьным учебником, по замыслу своему он был прообразом будущих школьных учебников – живых, увлекательных, ярких, пронизанных не только наукой, но и поэзией. Рано или поздно такие учебники будут созданы!

«Нас-то учишь, а сам?..»

– Жестокость людей оборачивается прежде всего против них самих, – говорил Бианки, слыша рассказы друзей о бесчеловечном отношении к «братьям нашим меньшим». – Она развращает. А от жестокости к зверю до жестокости к человеку – один шаг. Никакая материальная выгода не может оправдать жестокости.

А впрочем, в ответ на такие слова читатель может писателю возразить: «Нас-то учишь, а сам?..» И правда: ведь писатели-природоведы – это, как правило, бывшие, а то и действующие охотники , порой довольно заядлые. Таким был и Бианки. Дома у него можно было видеть медвежью шкуру, чучело летучей мыши, лосиные рога и иные охотничьи трофеи. Долгие годы держал он отличных охотничьих собак – тоже, конечно, не красы ради… Был у него и особый документ, разрешавший ему охоту в любое время года (а зачем в любое время охотиться, когда, к примеру, птицы на яйцах сидят?). Хотя верно и то, что с годами ружьё Виталия Валентиновича стреляло всё реже: жажда исследования брала верх над инстинктом охотника.

«Что такое выстрел охотника-любителя? – размышляет Бианки. – Это «мгновение, остановись!». Чудо-существо вылетело, выскочило, поразило воображение. Его надо остановить, охватить, рассмотреть, понять! Гремит выстрел, птица падает, но мгновение не остановлено, и удовлетворения нет. Потому что в руках у тебя уже не чудо жизни, а мёртвое и дряблое тело».

Собственная судьба подсказывала ему, что охота-исследование куда интересней, чем охота-убийство. Да и книги его ясно говорят в пользу первой. Безжалостные и кровожадные охотники из его ранних книг с годами изгонялись со страниц его прозы, уступая место охотникам вдумчивым и дальновидным. Если в его известной книге «Лесная газета на каждый год», сложившейся в 20-х годах, ещё встречалось не очень-то приятное восхищение удачными охотничьими выстрелами: «Бах!.. – и, колесом, колесом крутясь в воздухе, задний вальдшнеп медленно падает в кусты», и даже остроумные заглавия газетных заметок порой вызывали раздражение (так, заметка «Одураченные тетерева» рассказывала, как охотник убивает «глупых» птиц, подманивая их с помощью тетеревиного чучела), то в конце жизни, готовя серию популярных радиопередач «Вести из леса», Бианки начисто исключил из них подобные сцены. А в научно-фантастическом рассказе «Пули профессора Горлинко», где изображена охота будущего, пули охотника не убивают, а лишь временно усыпляют животных, чтобы можно было поймать их и приручить. Главным же оружием охотника оказываются фотоаппарат, кинокамера и магнитофон.

Нельзя не заметить, что многое из описанного в этом рассказе действует и сегодня, а кое-что даже шагнуло вперёд. Охота обычная всё больше вырождается (вот как писал о ней современный писатель С. Романовский: «Борьба-то уж очень неравная. У меня ружьё, из которого можно и медведя свалить, а у утки ничего, кроме быстрого полёта… На каждую утку приходится много охотников, пять-шесть ружейных стволов. Это уж не охота, а неизвестно что»), а фото-, кино- и магнитофонная охота получают всё большие права. Не случайно Н. Сладков после смерти Бианки выпустил книгу «Смелый фотоохотник». Жаль, правда, что выходила она, кажется, один-единственный раз – в 1964 году. Хороший пример, в отличие от дурных, увы, не стал заразительным.

Правда отца и правда сына

По книгам Бианки можно изучать классификацию животного мира: среди героев его книг – млекопитающие, рыбы и птицы, земноводные и пресмыкающиеся, насекомые и членистоногие… Есть, наверно, и представители других классов, но сразу всех не упомнишь. Однако среди этих бесчисленных героев есть у него и самые любимые – птицы! Недаром они явно преобладают в творчестве писателя, им посвящено подавляющее большинство произведений, притом лучшие из них!

Среди предков Бианки, ведущих свой род из Италии, были выдающиеся певцы, чаровавшие своим искусством весь мир, – вот и ещё одна причина любви писателя к птицам! Да что там предки, когда отец писателя, Валентин Львович Бианки, имел к птицам самое непосредственное отношение: до революции он заведовал орнитологическим (птичьим) отделом Петербургского зоологического музея Академии наук. В музей этот Виталий (впрочем, в детстве его звали Витей) приходил чуть ли не ежедневно. Звери, птицы, рептилии там были представлены в разных живых сценках, которые маленький Витя принимал за взаправдашние: вот два тигра с оскаленными зубами – сейчас бросятся друг на друга… Вот утка вылетает из травяного гнезда, а в гнезде – яйца… Вот орёл поймал громадную рыбину… А это крючконосые грифы пируют, отыскав мёртвую собаку…

Ну а дома был действительно живой , не музейный уголок. В огромной клетке жили птицы, был аквариум с рыбами и террариум с черепахами, ящерицами и даже змеями. Летом, когда жили в деревне, бывали у них и ежи, и зайчата, и белки. Ручной лосёнок бегал за Витей как собака.

До 1915 года, пока была жива мать семейства, Клара Андреевна, семья Бианки каждое лето уезжала в Лебяжье – недалеко от Ораниенбаума. Природа там была на любой вкус: и камыши на побережье, и открытая вода Финского залива, и поля, и речка, и казённый лес, полный дичи… А весной и осенью пролетали через эти места тысячи птиц: здесь как раз пролегал их Великий морской путь. О нём Бианки написал потом книгу «На Великом морском пути».

Да и другие его книги зарождались здесь, в Лебяжьем: повести «Одинец» и «Лесные домишки», сказка «Красная горка», цикл рассказов «Про одного мальчика».

Замечательно подготовил отец для Вити и его среднего брата Толи их первый поход с матерью в настоящий, дикий лес. Впечатления от этого похода всю жизнь питали фантазию писателя.

«– Видите эту согнутую берёзку? – сказала мать сыновьям. – Это папа согнул её, чтобы нам не сбиться с пути…

Отец сейчас же представился мне великаном «выше леса стоячего», – вспоминает об этом замечательном дне писатель. – Он взял и пригнул рукой эту высоченную тонкую берёзу, как травинку.

Но это была далеко не последняя забота отца.

…Вышли к лесному роднику – небольшой песчаной ямке, тщательно прикрытой кусочком лесной коры. И вновь прозвучал голос матери:

– Это наш папа положил кору, чтобы в родничок не сыпался всякий мусор. А это папа сделал берестяной ковшичек, чтобы удобней было черпать воду».

«В жизни я не пил такой вкусной воды, как эта!» – признаётся писатель.

«Они позавтракали, отдохнули. Пора было возвращаться обратно.

– А найдём ли мы дорогу домой? – спросила мать. – Куда бы вы отсюда пошли?

Братья растерянно оглянулись вокруг. С трёх сторон их полянку окружал лес. Он был везде одинаковый. А с четвёртой стороны виднелся обрыв. Куда же идти?..

– Вот так мы и заблудились бы, – сказала мать, – если бы папа заранее о нас не подумал. Смотрите: он всюду поставил стрелки.

В самом деле: на затёсанных стволах деревьев чернели стрелки, оставленные отцом…»

«После этого дня, – вспоминает Бианки, – у меня надолго осталось убеждение, что отец мой – вроде какого-то лесного духа, маленького, но могущественного. Он может взлететь к вершине самого высокого дерева и согнуть его в дугу, пригнуть вершиной к земле. Он знает в лесу все тайные тропинки, все скрытые роднички, знает всех лесных птиц и зверей, понимает их язык и распоряжается ими».

Справедливости ради скажем, что и мать тут оказалась на высоте. Воспитательный спектакль, разыгранный в тот день в лесу, был поставлен и сыгран при её активном участии.

Думается, тот памятный день и решил судьбу обоих братьев, первый раз побывавших в настоящем лесу.

Старший из них стал учёным-биологом, а младший – писателем.

Наверно, у него было больше фантазии.

Этим он отличался и от отца.

В рассказе «Птичья песенка» из автобиографического цикла «Про одного мальчика» юный герой, коему отец подарил ружьё, стреляет в ястреба, схватившего зяблика. Когти хищника разжались, и «спасённый зяблик взлетел на дерево, отряхнулся, повернулся к мальчику и запел…

Мальчику очень понравилась эта песенка. Он подумал: «Ведь это он благодарит меня за то, что я спас его от ястреба».

Дома, однако, отец разочаровал юного спасателя:

«– Всё-то ты выдумываешь. Совсем не для того пел зяблик, чтобы поблагодарить тебя.

– А для чего же? – спросил мальчик.

– Ни для чего. Ушёл от когтей ястреба, вот и запел. Поёт и сам не знает, почему, отчего, для кого он поёт. А что это ты освободил его от ястреба, он даже и не подумал».

На стороне отца – бесстрастная научная правда, на стороне сына – правда фантазии, если хотите – правда художественная. Читателю, особенно юному, она, конечно, дороже. Не только своей справедливостью (ведь слово «правда» означает не только истину, но и справедливость), но и логикой повествования. Ибо читатель не может поверить, чтоб случай этот рассказывался просто так. Ни за чем. Внесение логики и смысла в случайные факты жизни – это и есть задача искусства, сущность работы писателя.

Подобный же случай происходит в другом рассказе этого цикла – «Дробинка». Убив уточку из того же злополучного ружья, мальчик видит, как селезень, друг этой уточки, взмывает после этого в небо и вдруг как камень падает вниз…

Мальчик подумал: «Ах, зачем я убил уточку! Вот и селезень не захотел жить без неё».

Отец, однако, снова поправляет сына: оказывается, в селезня тоже попала дробина – оттого он и упал, и разбился…

Да, «по науке», наверное, так и было. И всё же, читая рассказ, мы опять больше верим мальчику, а не его всезнающему отцу, потому что настроились на волну переживаний юного героя. Такова сила художественной правды.

Сказка, ставшая народной

В то же время Бианки не раз отмечает заслуги отца в своём приобщении к природе, а значит, и в его становлении как писателя.

«Отец рано начал брать меня с собой в лес, – вспоминает он. – Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».

Привычка эта видна и в книгах Бианки. Там он тоже не терпит ничего общего, неконкретного в описании природы.

Правда, в его рассказе «Глупые вопросы» действует «средняя» птичка, «просто птичка», но на то она и выбрана в герои, чтоб доказать, что таких «просто птичек» в природе не бывает.

Нелюбовь к «среднему» распространялась у Бианки не только на описания животных («Птицы – тоже животные!» – не уставал напоминать он), но и на описания вообще. У него нет «типовых» пейзажей – есть лишь единственные, неповторимые, когда-то увиденные в жизни. И изображать их стремится он так, чтобы читатель запомнил их навсегда и при случае мог узнать на местности.

– Вот вы пишете: «Я сел на пень», – говорил Бианки уральскому леснику, автору принесённого к нему рассказа. – Пней-то, батенька мой, не бывает. Есть пни берёзовые, сосновые, осиновые. Одно дерево спилили, другое под топором легло, третье погибло в лесном пожаре. А пожар был такой, что его до сих пор помнят. Пень пню рознь… Все это писать надо, и писать точно.

Эта тяга к конкретности, основанная на глубоком, истинно научном понимании природы, – одно из важнейших отличий книг Бианки от прежних, дореволюционных книг подобного рода. Это знак новаторства, подлинной оригинальности творчества Бианки.

«И до Бианки писали о птицах, зверушках и рыбах, – замечает всё тот же Н. Сладков. – Но чаще это были либо переодетые в животных человечки, либо просто зверушки, просто птички и вообще рыбки. Бианки же каждого назвал своим именем, каждый у него живёт там, где ему положено, и действует так, как это присуще только ему».

Не менее важно и то, что истории, описываемые Бианки, не из головы взяты, а из жизни, из личного опыта автора. Все они по-настоящему пережиты . Отсюда – конкретность обстановки, свойственная его рассказам и сказкам, отсюда же географическая и биологическая точность описаний.

Учителями Бианки в литературе были Лев Толстой с его охотничьими рассказами и рассказами о животных («Лев и собачка» и пр.), С. Т. Аксаков с его романом «Детские годы Багрова-внука» и «Записками ружейного охотника Оренбургской губернии», а также Д. Н. Мамин-Сибиряк, автор знаменитых рассказов и сказок, в том числе гениальных «Алёнушкиных». Явно не прошли мимо него книги И. С. Тургенева и А. П. Чехова. А из писателей зарубежных с детства зачитывался он книгами Э. Сетона-Томпсона.

Бианки оказался достойным этих великих имён. В знании главного своего предмета – природы, в точности описаний своих крылатых и четвероногих друзей он им вряд ли уступит, а поэтичность его рассказов и сказок делает их интересными для любого читателя. Иные его сказки можно записать как стихи, и это не будет натяжкой:


Стоял в лесу дуб.
Толстый-претолстый,
Старый-престарый.
Прилетел Дятел пёстрый,
Шапка красная,
Нос вострый…
(«Теремок»)

Не правда ли, вполне настоящее, ничуть не ущербное стихотворение получилось! Мы не можем цитировать дальше, но, поверьте, его так и до конца можно записать. И если не знать, что оно написано в прозе, можно, пожалуй, и не догадаться об этом.

Около пятнадцати лет собирал Бианки народные поговорки, загадки, дразнилки, прежде чем создал свои «Птичьи разговоры», равно выразительные и с птичьей, и с человеческой стороны. А сколько объездил он разных мест, сколько выслушал разговоров, сколько встречался и беседовал с детьми! Вот почему его книги такие живые, лаконичные и мудрые.

О народности его сказок лучше всего говорит такой, не лишённый комичности, факт. Однажды в журнале, где Бианки печатался 20 лет, появилась китайская народная сказка «Муха». О том, как Муха, мечтая заиметь хвост, долго выпрашивала его у разных птиц и зверей, но хвост был всем нужен для дела, и Мухе его никто не хотел отдавать…

Узнав в сей «китайской» сказочке свою давнюю сказку «Хвосты», Бианки послал в редакцию открытку с надписью «Привет из Ленинграда!» – так всегда он делал, когда возмущался чем-то. Но усы у него топорщились весело. Ещё бы! Его сказка облетела весь мир, стала народной и вновь вернулась к нему… Тут не сердиться, а радоваться надо!

Загадка детских классиков

Бианки принадлежит к славному содружеству советских детских классиков, куда входили такие замечательные писатели, как Сергей Григорьев, Корней Чуковский, Борис Житков, Самуил Маршак, Лев Квитко, Евгений Шварц, Аркадий Гайдар, Лев Кассиль, Даниил Хармс, Агния Барто, Л. Пантелеев, Николай Носов, Сергей Михалков (расставляем их по годам рождения)… Существование этой славной дружины в суровых условиях партийно-советского режима и жесткой тогдашней цензуры – удивительное явление, или, как говорят учёные, феномен, над разгадкой которого ломает голову не одно поколение литературоведов. А загадка тут в том, что условия существования так называемых «взрослых» писателей и писателей детских были вроде бы одинаковыми; однако писатели «взрослые», за редкими исключениями, лучшие свои произведения советских лет писали «в стол», а писатели детские создали в тогдашней литературной «пустыне» нечто вроде оазиса, которым пользовались и дети, и взрослые.

Сам я вот давно уже стал взрослым, и даже пожилым, человеком, но книги наших детских классиков так и остались моими любимыми.

Что же позволяло детским писателям устоять в той жестокой, смертельно опасной борьбе? Что вдохновляло их на эту борьбу?

А вдохновляла их прежде всего любовь к детям (для «взрослых» писателей вовсе не обязательная!), желание защитить их от творящихся вокруг жестокости, подлости и предательства.

Может показаться, однако, что к творчеству Бианки это не имеет отношения: он же писал о природе! Нет, и ему не удалось отсидеться в «башне из слоновой кости», где, по мнению некоторых философов XX века, полагалось жить поэтам (а Бианки был подлинным поэтом природы!). Да и всему его славному семейству. И хотя официально писатель, кажется, нигде не рассказал, как их семья перевалила через роковой Октябрь 17-го, легко сообразить, что при советском режиме ей пришлось тяжело: наверняка последовало пресловутое «уплотнение», при котором места для аквариума и террариума скорей всего не нашлось, а отец будущего писателя взят был на заметку как богатый и «чуждый революции элемент». И хотя в 1923 году вышли в свет сразу три детские книжки В. Бианки: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» и «Кто чем поёт?», но уже через три года писатель был выслан из Ленинграда в далёкий Уральск и следующее трёхлетие провёл в ссылке. А в 30-е годы последовала новая ссылка, хотя на сей раз поближе – в Новгородскую область. И это пришлось даже кстати, ибо в Ленинграде дела были много хуже. И когда в 1935 году Бианки сочинял свою сказочку «Как Муравьишка домой спешил», он не мог не думать о том, сколь опасно сейчас его землякам покидать родной дом: далеко не все возвращались обратно… (Об этом немного позднее напишет своё стихотворение «Из дома вышел человек…» ленинградский поэт Даниил Хармс).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх