В чем заключаются интересы личности? Национальные интересы России Содержание интересов личности общества и государства.

Тема 5. ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Учебные вопросы:

1. Национальные интересы России.

2. Террористическая деятельность в современных условиях.

3. Организация мероприятий по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях.

4. Обеспечение национальной безопасности РФ.

Лекция 8.

Национальные интересы России.

Концепция национальной безопасности – это система взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности (2000г.)

После окончания эры биполярной конфронтации США и СССР возобладали две тенденции формирования международных связей.

Первая проявляется в равном развитии значительного числа государств, их объединений, в признании многостороннего управления международными процессами и в формировании идеологии многополярного мира.

Вторая тенденция основана на доминировании стран при лидерстве США с преобладанием военно-силовых решений в обход международного права.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни в физическом, духовном и интеллектуальном развитии каждого человека.

Интересы общества состоят в упрочнении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной ценности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация всех видов интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому экономические, национальные интересы являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов.

Национальные интересы во внутриполитической сфере состоят в сохранении стабильности институтов государственной власти, обеспечении гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма и их последствий – межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни населения.

Интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.


Интересы в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета упрочении позиций России как одного из центров многополярного мира, в развитии взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости при этом двойственных стандартов.

Интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитете, государственной и территориальной целостности, предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в обеспечении надежной охраны государственной границы, в соблюдении установленных законодательством страны порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве.

Национальные интересы в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

В Концепции особенно подчеркнуто, что важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Террористическая деятельность в современных условиях .

ВУголовном кодексе Российской Федерации терроризм определяется как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Терроризм как проявление насилия принимает форму преступных актов, ведущих к бессмысленной гибели людей и имущества и устрашению населения, имеющих цель получить максимально возможный международный, региональный отклик и/или крупные денежные суммы и не обусловленных виной непосредственно тех лиц, на которых террористы посягают.

Терроризм порождают следующие причины:

▪ Нерешенность социальных, национальных и религиозных проблем, но не любых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или иной группы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой и самовосприятием, представлением о себе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями.

▪ Война и военные конфликты, в рамках которых террористические акты становятся частью военных действий. В качестве примера можно привести набеги чеченских боевиков на российские города, расположенные за пределами Чечни, во время войны в 1995-1996 гг.

▪ Наличие социальных групп, отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материального благосостояния и культуры, а также, в силу своей политической, экономической и военной мощи либо иных возможностей, диктующих свою волю другим странам и социальным группам. Первые вызывают зависть и ненависть, они наделяются чертами опаснейшего и вероломного врага, которому, если нельзя его победить в открытом столкновении, можно скрытно нанести отдельные болезненные удары.

▪ Существование тайных или полутайных обществ и организаций, в частности религиозных и сектантских, которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатывают «единственно верное» учение спасения человечества или коренного улучшения его жизни или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, вечного спасения души и т. д.

▪ В России - давние традиции применения террористических методов борьбы для решения в первую очередь политических задач.

▪ Нерешенность важных экономических и финансовых вопросов, в том числе на законодательном уровне, а также конфликты при разделе собственности и в то же время слабая защищенность коммерсантов и финансистов со стороны правоохранительных органов. Из-за этого стали повседневностью теракты в отношении названных лиц с целью устрашения и одновременно устранения конкурентов.

В настоящее время терроризм в значительной степени связан с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, преступными сообществами и т.п. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят:

Политический террор . Члены групп ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.

Националистический терроризм . Преследует цели решения национального вопроса.

Криминальный терроризм . Формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконная торговля оружием, контрабанда и т.п.).

Экологический терроризм реализует группировки, выступающие с помощью насильственных методов против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства животных, строительства ядерных объектов.

В современном мире существуют проявления и государственного терроризма , связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей; санкциями, направленными на свержение правительств зарубежных стран.

В целом любому виду терроризма, как деянию, свойственны четыре отличительных признака:

▪ Терроризм порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общественных действий либо угрозы таковыми.

▪ Публичный характер исполнения.

▪ Преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряженности.

▪ При совершении теракта общеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, а психологическое воздействие путем создания атмосферы страха оказывается на других лиц.

Во все расширяющемся контакте с окружающим миром человек сталкивается со все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес - специфическую направленность на него личности.

Слово «интерес» многозначно. Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь. Это вещи разные, хотя и бесспорно связанные между собой. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

Так же как потребности и совместно с ними общественные интересы - интересы в том смысле, в каком мы говорим в общественных науках об интересах, - обусловливают «интерес» в психологическом смысле, определяют его направление, являются его источником. Будучи в этом смысле производным от общественных интересов, интерес в психологическом его значении не тожествен ни с общественным интересом в целом, ни с субъективной его стороной. Интерес в психологическом смысле слова является специфической направленностью личности, которая лишь опосредованно обусловлена осознанием ее общественных интересов.

Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес - это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. Интерес - тенденция или направленность личности, заключающаяся в сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Под помыслом мы при этом разумеем сложное и неразложимое образование - направленную мысль, мысль-заботу, мысль-участие, мысль-приобщение, внутри себя содержащую и специфическую эмоциональную окрашенность.

Как направленность помыслов, интерес существенно отличается от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность - во влечениях, желаниях, в воле. Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интересы являются поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной дея-тельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью (переходящей в желание), а не интересом. Конечно, в единой многообразной направленности личности все стороны взаимосвязаны. Сосредоточение желаний на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточение на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все же желание и интерес не совпадают.

Существенное свойство интереса заключается в том, что он всегда направлен на тот или иной предмет (в широком смысле слова). Если о влечениях и о потребностях в стадии влечения можно еще говорить как о внутренних импульсах, отражающих внутреннее органическое состояние и первоначально сознательно не связанных с объектом, то интерес необходимо является интересом к тому или иному объекту, к чему-нибудь или к кому-нибудь: вовсе беспредметных интересов не существует. «Опредмеченность» интереса и его сознательность теснейшим образом связаны; точнее, это две стороны одного и того же; в осознанности предмета, на который направлен интерес, и проявляется прежде всего сознательный характер интереса.

Интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.

Чем выше уровень сознательности, тем большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, как бы ни было высоко и сильно сознание объективной значимости соответствующих задач, оно не может исключить эмоциональной привлекательности того, что вызывает интерес. При отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса.

Само эмоциональное состояние, вызванное интересом, или, точнее, эмоциональный компонент интереса, имеет специфический характер, отличный, в частности, от того, которым сопровождается или в котором выражается потребность: когда не получают удовлетворения потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется прежде всего во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы - восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту - побуждает к соответствующей деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Мы различаем интерес как направленность на предмет, побуждающую нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их теснейшим образом. Но все же они не могут быть признаны тожественными. Так, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной; таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью. Однако, поскольку предмет, на который направлена деятельность, и деятельность, направленная на этот предмет, неразрывно связаны и друг в друга переходят, интерес и склонность тоже взаимосвязаны и сплошь и рядом трудно установить между ними грань.

Интересы различаются прежде всего по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого - на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

В интересе к тому или иному объекту обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Говорят о наличии непосредственного интереса, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом, когда им руководит стремление к знанию; говорят об опосредованном интересе, когда тот направлен не на знание как таковое, а на что-либо с ним связанное, например на преимущества, которые может дать образовательный ценз... Способность проявлять интерес к науке, к искусству, к общественному делу независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека. Однако совершенно неправильно противопоставлять непосредственный интерес и интерес опосредованный. С одной стороны, всякий непосредственный интерес обычно опосредован сознанием важности, значимости, ценности данного предмета или дела; с другой стороны, не менее важным и ценным, чем способность проявить интерес, свободный от личной выгоды, является способность делать дело, которое не представляет непосредственного интереса, но является нужным, важным, общественно значимым. Собственно, если по-настоящему осознать значимость дела, которое делаешь, то оно в силу этого неизбежно станет интересным; таким образом, опосредованный интерес переходит в непосредственный.

Интересы, далее, могут различаться по уровням оформленности. Аморфный уровень выражается в разлитом, не дифференцированном, более или менее легко возбуждаемом (или не возбуждаемом) интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес целиком сосредоточен на одном каком-нибудь предмете или узко ограниченной области, что приводит к одностороннему развитию личности и является вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько центров, вокруг которых группируются их интересы. Лишь при очень удачном сочетании, а именно когда эти интересы лежат в совсем различных областях (например, один - в практической деятельности или науке, а другой - в искусстве) и значительно отличаются друг от друга по своей силе, эта бифокальность интересов не вызывает никаких осложнений. В противном случае она легко может повлечь раздвоенность, которая станет тормозить деятельность как в одном, так и в другом направлении: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет. Наконец, возможно и такое положение, при котором интересы, достаточно широкие и многосторонние, сконцентрированы в одной области и притом настолько связанной существеннейшими сторонами человеческой деятельности, что вокруг этого единого стержня может сгруппироваться достаточно разветвленная система интересов. Именно такая структура интересов является, очевидно, наиболее благоприятной для всестороннего развития личности и вместе с тем той ее сосредоточенности, которая необходима для успешной деятельности.

Различные охват и распределение интересов, выражающиеся в той или иной их широте и структуре, сочетаются с той или иной их силой или активностью. В одних случаях интерес может выражаться лишь в некоторой предпочтительной направленности, или повернутости, личности, вследствие которой человек скорее обратит внимание на тот или иной предмет, если он помимо его стараний возникает. В других случаях интерес может быть настолько силен, что человек активно ищет ему удовлетворения. Известно немало примеров (М. В. Ломоносов, А. М. Горький), когда интерес к науке или искусству у людей, живших в условиях, в которых он не мог быть удовлетворен, был настолько велик, что они перестраивали свою жизнь и шли на величайшие жертвы, лишь бы этот интерес удовлетворить. В первом случае говорят о пассивном, во втором - об активном интересе; но пассивный и активный интересы - это не столько качественное различие двух видов интересов, сколько допускающие множество градаций количественные различия в их силе или интенсивности. Правда, это количественное различие, достигая определенной меры, переходит в качественное, выражающееся в том, что в одном случае интерес вызывает лишь непроизвольное внимание, во втором он становится непосредственным мотивом для реальных практических действий. Различие пассивного и активного интереса не является абсолютным: пассивный интерес легко переходит в активный, и наоборот.

Сила интереса часто, хотя не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является интенсивным, активным, но пора его господства непродолжительна: один интерес быстро сменяется другим. Устойчивость же интереса выражается в длительности, в течение которой он сохраняет свою силу: время служит количественной мерой устойчивости интереса. Связанная с силой, устойчивость интереса в основе своей определяется не столько ею, сколько глубиной, т.е. степенью связи интереса с основным содержанием и свойствами личности. Таким образом, первой предпосылкой самой возможности существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы, которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

При этом интересы, обычно связанные между собой в пучки или, скорее, в динамичные системы, располагаются как бы гнездами и различаются по глубине, поскольку среди них всегда имеются основные, более общие, и производные, более частные. Более общий интерес обычно является и более устойчивым.

Наличие такого общего интереса не означает, конечно, что данный интерес, например к живописи, к музыке, всегда актуален; оно означает лишь, что он легко становится таковым (можно вообще интересоваться музыкой, но в данную минуту не испытывать желания ее слушать). Общие интересы --латентные интересы, которые легко актуализируются.

Устойчивость этих общих, генерализованных интересов не означает их косности. Именно в силу их генерализованности устойчивость общих интересов может прекрасно сочетаться с их лабильностью, подвижностью, гибкостью, изменчивостью. В различных ситуациях один и тот же общий интерес выступает как различный, применительно к изменившимся конкретным условиям. Таким образом, интересы в общей направленности личности образуют систему подвижных, изменчивых, динамических тенденций с перемещающимся центром тяжести.

Интерес, т. е. направленность внимания, помыслов, может вызвать все, что так или иначе связано с чувством, со сферой человеческих эмоций. Наши мысли легко сосредоточиваются на деле, которое нам дорого, на человеке, которого мы любим.

Формируясь на основе потребностей, интерес в психологическом смысле слова никак не ограничивается предметами, непосредственно связанными с потребностями. Уже у обезьян ярко проявляется любопытство, не подчиненное непосредственнопищевой или какой-либо другой органической потребности, тяга ко всему новому, тенденция к манипулированию с каждым попавшимся предметом, давшая повод говорить об ориентировочном, исследовательском рефлексе или импульсе. Это любопытство, способность обратить внимание на новые предметы, вовсе не связанные с удовлетворением потребностей, имеет биологическое значение, являясь существенной предпосылкой для удовлетворения потребностей.

Склонность обезьяны манипулировать со всяким предметом превратилась у человека в любознательность, принявшую со временем форму теоретической деятельности по получению научного знания. Интерес может вызвать у человека все новое, неожиданное, неизведанное, неразгаданное, проблематичное - все, что ставит перед ним задачи и требует от него работы мысли. Будучи мотивами, побуждениями к деятельности, направленной на создание науки, искусства, интересы являются вместе с тем и результатом этой деятельности. Интерес к технике формировался у человека по мере возникновения и развития техники, интерес к изобразительному искусству - с возникновением и развитием изобразительной деятельности, а интерес к науке - с возникновением и развитием научного знания.

В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользу-ется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов - существеннейшая задача обучения.

Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности, посредством которой человек входит в ту или иную область или предмет. Поэтому сколько-нибудь сложившихся устойчивых интересов, русел, которые сколько-нибудь длительно определяли бы их направленность, у маленьких детей нет. У них обычно имеется лишь некоторая подвижная, легко возбуждаемая и быстро угасающая направленность.

Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те из интересов, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течение некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

Существенно новые условия для развития интересов у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога. Но при этом сначала это по большей части интересы недолговечные. Сколько-нибудь устойчивые интересы начинают складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда налицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развивающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

Самым существенным в развитии интересов подростка является: 1) начало установления круга интересов, объединенных в небольшое число между собою связанных систем, приобретающих известную устойчивость; 2) переключение интересов с частного и конкретного (коллекционирование в школьном возрасте) на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения; 3) одновременное появление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни; 4) рост интереса к пси-хическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (юношеские дневники); 5) начинающаяся дифференциация и специализация интересов. Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию - технику, определенную научную область, литературу, искусство и т. д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

Господствующие интересы проявляются в преимущественно читаемой литературе - в так называемых читательских интересах. У подростков наблюдается значительный интерес к технической и научно-популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста интересом к внутренним переживаниям, к личност-ным моментам. Интересы в стадии их формирования лабильны и более подвержены влиянию окружающих условий. Так, обычно присущий подросткам интерес к технике особенно возрос у них в связи с индустриализацией страны.

Интересы не являются продуктом будто бы в себе замкнутой природы ребенка. Они возникают из контакта с окружающим миром; особенное влияние на их развитие оказывают окружающие люди. Сознательное использование интересов в педагогическом процессе ни в коем случае не означает, что обучение следует приспособлять к имеющимся интересам учащихся. Педагогический процесс, выбор предметов обучения и т. п. основываются на задачах воспитания, на объективных соображениях, и интересы должны быть направлены соответственно этим объективно обоснованным целям. Интересы нельзя ни фетишизировать, ни игнорировать: их надо учитывать и формировать.

Развитие интересов совершается частично путем их переключения: исходя из существующего интереса, развивают тот, который нужен. Но это, конечно, не означает, что формирование интересов всегда является перенесением имеющихся интересов с одного предмета на другой или преобразованием одного и того же интереса. У человека появляются новые интересы, приходящие на смену отмирающим, старым, по мере того как он в ходе своей жизни включается в новые задачи и по-новому осознает значимость тех задач, которые ставит перед ним жизнь; развитие интересов не замкнутый в себе процесс. Наряду с переключением уже имеющихся интересов новые интересы могут возникнуть вне прямой преемственной связи со старыми, путем включения индивида в интересы нового коллектива в результате новых взаимоотношений, которые у него складываются с окружающими. Формирование интересов у детей и подростков зависит от всей системы условий, определяющих формирование личности. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся.

Из интересов, формирующихся в подростковом возрасте, большое значение имеют интересы, играющие существенную роль при выборе профессии и определении дальнейшего жизненного пути человека. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.

В направленности интересов и путях их формирования наблюдаются значительные индивидуальные различия.

по курсу «Политология»

Национальные интересы Российской Федерации

Введение 2

Понятие национальных интересов государства 3

Национальные интересы России 9

Заключение 20

Литература 21

Введение

Понятие «национальный интерес страны» в России появилось в начале 90-х годов XX века. По мере того как менялась конфигурация мировой политики, тема национальных интересов стала занимать все более заметное место в государстве. В настоящее время понятие «национальный интерес» широко обсуждается учеными и журналистами, политическими деятелями и военачальниками. С принятием закона «О безопасности» в 1992 году акцент стал делаться на понятие «жизненно важные интересы личности, общества, государства».

В 1996 году термин «национальные интересы России» получил нормативное закрепление в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию, интерпретируясь как «основа формирования стратегических задач внутренней и внешней политики страны», а также «интегрированное выражение жизненно важных интересов личности, общества, государства».

Концепции национальной безопасности и внешней политики государств обязательно содержат ссылки на «национальные интересы», как на основу и исходный принцип определения приоритетов государственной политики. Россия уже в первые годы своего существования в новом качестве сформулировала свою концепцию национальных интересов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 г., а затем в ее варианте 2000 г. дается развернутая система национальных интересов России в экономике, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в социальной, духовной жизни и культуре.

В этой работе мы подробно не сможем рассмотреть реализацию национальных интересов во всех сферах деятельности государства, так что остановимся, лишь на некоторых.

Понятие национальных интересов государства

В границах национального государства субъектами политики выступают личности, социальные группы (классы, слои), партии, движения, преследующие индивидуальные и групповые интересы. Однако сами независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня - международной.

Цели международной политики определяются специфическим контекстом конкретной исторической ситуации, в которой оказывается мировое сообщество, и характером отношений, существующих между государствами. В той мере, в какой внешние факторы влияют на условия жизни конкретного государства, они определяют и содержание международной политики.

Национальный интерес - это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности, совокупность сбалансированных интересов личности, общества и всего государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах жизнедеятельности общества. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

Военная безопасность;

Экономическое процветание и развитие;

Государственный суверенитет как основа контроля над определенной территорией и населением или сохранение нации в качестве свободного и независимого государства.

Иногда добавляют и следующие элементы:

Рост национального благосостояния;

Защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

Расширение его влияния в мировой политике.

Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.

Сейчас государства и регионы становятся все более проницаемыми для пересекающих их границы растущих потоков идей, капиталов, товаров, технологий и людей. Традиционные двух- и многосторонние связи между государствами дополняются новыми, действующими в самых разных областях, таких, как транспорт, экономика и финансы, информация и культура, наука и образование и т.д.

В этих условиях национальный интерес не может быть обеспечен без создания таких условий существования государства, как внутренняя стабильность, экономическое благополучие, моральный тонус общества, безопасность (в широком смысле слова), благоприятное внешнеполитическое окружение, престиж и авторитет на мировой арене. Следует иметь в виду, что обеспечение национального интереса достигается лишь при сбалансированности указанных условий, представляющих собою открытую систему взаимозависимых и взаимодополняющих элементов. Полное обеспечение каждого из них возможно лишь в идеале. В реальной же практике типичны случаи недостаточного развития того или другого из указанных элементов или условий, что компенсируется более интенсивным развитием других. В обеспечении подобного баланса и состоит существо и искусство международной политики.

Различается постоянное (фиксированное) и перемен­ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в эконо­мической, социальной сферах общественной жизни и т.д. Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответс­твенно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятель­ность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.

По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы вы­ражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности Выделяют два уровня национальных интересов государства: уро­вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и це­лостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс­тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

Национальные интересы в основе своей объективны, потому как они отражают стремления граждан государства к обеспечению стабильного и устойчивого развития общества, его институтов, повышению уровня жизни населения; минимизации угроз личной и общественной безопасности граждан, системе ценностей и институтов, на которых зиждется существование общества.

Данные стремления граждан воплощаются в концепцию (доктрину) национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:

Геополитическое положение государства на мировой арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу для национально-государственных интересов страны;

Положение в системе международных экономических отношений, степень зависимости от внешних рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

Общее состояние системы международных отношений, преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.

Концепция «национального интереса» была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие «интерес» в категориях власти. Понятие национального интереса состоит из трех элементов: 1) природы интереса, который должен быть защищен; 2) политического окружения, в котором действует интерес; 3) национальной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Г. Моргентау включал в понятие «национальный интерес» следующее:

1. Национальный интерес – объективная данность. Он основан, во-первых, на своеобразии геополитического положения государства и связанных с ним особенностях геоэкономического и социокультурного развития; во-вторых, опосредуется особенностями человеческой природы.

2. Государственные деятели обязаны исходить из того, что хорошая политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый национальный интерес. База такой политики – чётко выстроенный имидж государства, через который происходит восприятие национального интереса.

3. Национальный интерес кардинально отличается от общественного интереса. Национальные интересы обеспечиваются внешней политикой, а общественные – внутренней. Они не должны ни противопоставляться, ни сливаться.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Моргентау, должна опираться на некую физическую, политическую и культурную «реальность», способную осознать природу и сущность собственного национального интереса. Такой «реальностью» выступает нация. Все нации мира на международной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребности, а именно потребности физического выживания. В разделенном на блоки, союзы мире, где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и культурной самобытности (идентичности) перед лицом вторжения извне.

Вероятно, данная позиция Г. Моргентау была актуальна для времен «холодной войны», когда мировое сообщество было разделено на два противостоящих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический. В современном мире, когда страны в силу различных причин взаимозависимы и взаимосвязаны друг с другом, их выживание и развитие может быть обеспечено только на пути их сотрудничества и взаимодействия. В этих условиях любое государство, осуществляя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств.

Сочетая собственные интересы и потребности других государств, нация может обеспечить свою безопасность. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность, выступать субъектом международного права.

Понятие «безопасность» для личности, общества и государства не во всем совпадает. Безопасность личности означает реализацию его неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность государства предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность.

В наши дни, когда сохраняется опасность ядерной войны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основывалась на принципах «сдерживания путем устрашения», конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая). Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспечить за счет ущемления интересов каких-либо государств, ее можно достичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.

Невозможно обеспечение национальной безопасности без выявления, осознания, провозглашения государством жизненно важных национальных интересов. В ином случае основы национальной безопасности могут беспрепятственно разрушаться кем угодно – как это происходило в СССР в пору вовремя перестройки, а затем в независимой России. Невыявленные, неосознанные и непровозглашённые национальные интересы – никак не защищены, т.е. являются областями уязвимости, ахиллесовыми пятами, а потому – основными направлениями новой войны.

В жизнеспособном и эффективном государстве приоритетность национальных интересов определяется их жизненной важностью. Государство защищает национальные интересы всеми доступными средствами. Следует учитывать и то, что национальными интересами могут провозглашаться интересы, не являющиеся жизненно важными и даже чуждые нации; могут подменяться приоритеты национальных интересов; могут неадекватно формулироваться и решаться соответствующие проблемы. В этом случае страна будет самоуничтожаться своими собственными силами и средствами.

  1. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    Защиту жизненно важных интересов человека, общества и государства. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации Состояние экономики...

  2. Коллизии в национальной системе Российской Федерации противоречия законодательства Российской

    Реферат >> Государство и право

    ... ………………..10 1.3. Коллизии в национальной системе Российской Федерации : противоречия законодательства Российской федерации и законодательных актов субъектов Российской федерации ………………………………...14 ГЛАВА...

  3. Национальные интересы и внешняя политика России на постсоветском пространстве

    Реферат >> Экономика

    ... Национальные интересы и внешняя политика России на постсоветском пространстве. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркнуто, что национальные интересы ... СНГ отвечает жизненно важным

У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.

Потребности человека

Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:

Биологические - потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).

Социальные - каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.

Духовные - человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.

Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.

Особенности интересов

Интересы - это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:

  • Личность сосредоточивается на небольшом круге деятельности и знаний (медицина, техника, история, музыка и т. д.).
  • Цели и способы деятельности, которые интересны для человека, являются более конкретными, чем в обычной жизни.
  • Человек стремится к большему познанию и углублению в область, которая ему интересна.
  • У личности включаются не только познавательные процессы, что касается интересующей его области, но и прилагаются творческие усилия.

Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы - это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.

Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес - это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.

Материальный интерес

Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы - это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое - стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе - заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.

Духовный интерес

Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы - это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.

Непосредственный и опосредованный интерес

В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.

Пассивные и активные интересы

Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:

1) Активный - человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.

2) Пассивный - человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.

Выгода и мотивация

Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.

Экономический интерес

Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.

Личность и ее интересы

Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.

Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.


Вернуться назад на

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

Основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;
- условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своём поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и подержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

В сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;
- в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;
- в завершении процесса становления демократического общества;
- в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

Динамично развивающегося производства и рынка;
- высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

Нравственных ценностей общества;
- традиций патриотизма и гуманизма;
- культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

В обеспечении суверенитета;
- в упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира;
- в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками СНГ и традиционными партнёрами России;
- в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

В защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;
- в предотвращении военной агрессии против России и её союзников;
- в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены, прежде всего, на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

В рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ №24, определяются условия целостной системы безопасности личности, общества и государства, учитывающей центральное место человека в существующей системе ценностей, усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх