Большая восьмёрка»: общая характеристика. "Большая восьмерка": что такое G8 и кто в нее входит

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА (Group of eight, G8) – международный клуб, объединяющий правительства ведущих демократических государств мира. Иногда ее ассоциируют с «советом директоров» ведущих демократических экономических систем. Отечественный дипломат В.Луков определяет ее как «один из ключевых неформальных механизмов координации финансово-экономического и политического курса» США, Японии, ФРГ, Франции, Италии, Великобритании, Канады, России и Европейского союза. Роль «восьмерки» в мировой политике определяется экономическим и военным потенциалом входящих в нее держав.

У «восьмерки» нет своего устава, штаб-квартиры и секретариата. В отличие от неформального, но более широкоформатного Всемирного экономического форума, она не имеет департамента по связям с общественностью или даже своего вебсайта. Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных актеров в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.

История возникновения и этапы развития.

Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.

1) Распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;

2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;

3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;

4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.

В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада. С 1973 министры финансов США, ФРГ, Великобритании и Франции, а позже – и Японии – стали периодически встречаться в неформальной обстановке для обсуждения проблем международной финансовой системы. В 1975 президент Франции Валери Жискар д"Эстен и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт (оба – бывшие министры финансов) предложили главам других ведущих государств Запада собраться узком неофициальном кругу для общения с глазу на глаз. Первый саммит прошел в 1975 в Рамбуйе с участием США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Японии. В 1976 к работе клуба присоединилась Канада, а с 1977 – Европейский Союз как выразитель интересов всех своих стран-членов.

Существует несколько подходов к периодизации истории «группы восьми».

По тематике встреч и активности выделяют 4 этапа в развитии «Большой семерки/восьмерки»:

1. 1975–1980 – очень амбициозные планы по развитию экономической политики стран-членов;

2. 1981–1988 – возрастает внимание к неэкономическим вопросам внешней политики;

3. 1989–1994 – первые шаги после холодной войны: перестройка стран Центральной и Восточной Европы, СССР (России), кроме того традиционные проблемы развития торговли и долгов. Появляются такие новые темы как окружающая среда, наркотики, отмывание денег;

4. После саммита в Галифаксе (1995) – современный этап развития. Становление «Большой восьмерки» (включение РФ). Реформирование международных институтов («новый мировой порядок).

Механизм функционирования.

С точки зрения институционального развития эксперты выделяют 4 цикла:

1) 1975–1981 – ежегодные встречи лидеров государств и сопровождающих их министров финансов и иностранных дел.

2) 1982–1988 – «семерка» обрастает автономными саммитами на уровне министров: торговли, иностранных дел, финансов.

3) 1989–1995 – рождение в 1991 ежегодной «послесаммитовской» встречи «группы семи» с СССР/РФ, увеличение числа ведомств, проводящих свои встречи на уровне министров (например, окружающей среды, безопасности, т.д.);

4) 1995 – н.вр. Попытки реформирования схемы проведения встреч «восьмерки» за счет упрощения повестки дня и принципов ее работы.

В начале 21 в. «восьмерка» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.

Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.

Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.

Лидеры Большой восьмёрки

Страна

Представитель

Должность

Член с

Фото

Ангела Меркель Федеральный канцлер Германии 22 ноября 2005
Стивен Харпер Премьер-министр Канады 6 февраля 2006
Николя Саркози Президент Французской республики 16 мая 2007
Гордон Браун Премьер-министр Великобритании 27 июня 2007
Дмитрий Медведев Президент Российской Федерации 7 мая 2008
Сильвио Берлускони Председатель Совета Министров Италии 8 мая 2008
Таро Асо Премьер-министр Японии 24 сентября 2008
США Барак Обама Президент США 20 января 2009

Значимость.

Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

Критика «Группы восьми».

Обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме «Большой восьмерки», требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики «Восьмерки» со стороны антиглобалистов. На саммите «Большой восьмерки» в Генуе в 2001 из-за самых массовых выступлений антиглобалистов была существенно затруднена работа форума, а в результате столкновений с полицией погиб один из демонстрантов. В июне 2002 во время саммита G8 в Канаде в Мали прошел «антисаммит Большой восьмерки» – собрание активистов антиглобалистского движения из Африки, Европы, Америки, обсуждавшее перспективы экономического восстановления наиболее отсталых стран Африки. В 2003 во французском городке Анмас параллельно саммиту «Восьмерки» в Эвиане прошел форум антиглобалистов, в котором участвовали 3000 человек. Его повестка дня полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане, а цель состояла в демонстрации необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Публичная критика «восьмерки» со стороны самой широкой общественности на рубеже веков дополняется критикой деятельности «восьмерки» изнутри. Так группа ведущих независимых экспертов из стран «восьмерки», которая готовит ежегодные доклады к встречам в верхах лидеров стран-членов, в своих рекомендациях к саммиту в Эвиане (2003) отмечала спад эффективности в работе «восьмерки». По их мнению, наблюдающийся в последнее время отказ от самокритики и критического анализа собственной политики членов «восьмерки» привел к тому, что этот форум стал пробуксовывать, утратив способность к принятию необходимых изменений в экономической политике своих членов. Это выливается в активной пропаганде реформ в странах, не являющихся членами клуба, что влечет за собой естественное недовольство остальных членов международного сообщества и угрожает кризисом легитимности самой «восьмерки».

Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки».

Вопрос о необходимости изменений в функционировании «восьмерки» был впервые поднят еще премьер-министром Великобритании Джоном Мэйджером в 1995. Одним из шагов навстречу ветру перемен стало расширение этого клуба за счет принятия России в 1998. Для того, чтобы уйти от излишнего официоза, который стал сопровождать всякую встречу «восьмерки» и в качестве ответа на критику других участников международных отношений, различные члены «восьмерки» стали выдвигать планы реформирования формата и состава клуба.

Так в Париже выдвигались идеи заменить встречи лидеров на другую форму общения, например видеоконференцию, которая позволила бы избежать нездорового ажиотажа и огромных затрат на обеспечение безопасности при проведении саммитов. Канадские дипломаты выдвигали планы трансформации «восьмерки» в «Большую Двадцатку», которая бы включила в себя Австралию, Сингапур и ряд других новых активных игроков на арене мировой экономики.

Но чем больше участников, тем сложнее становится принимать согласованные решения. В этой связи ряд экспертов даже высказывался за то, чтобы делегировать все представительские функции от европейских стран-членов (Англии, Франции, Италии) к Европейскому Союзу как единому выразителю их интересов, что помогло бы открыть новые места за круглым столом.

В 1997 Тони Блэр осуществил то, что озвучил еще Джон Мэйджор. Он использовал саммит в Бирмингеме для отработки новой модели встреч лидеров «восьмерки». Это был первый саммит, где лидеры встречались наедине, в загородной резиденции премьера, без длинной свиты своих министров, что позволило вести более непринужденный и неформальный диалог. Его характеризовали упрощенная подготовка, более простая повестка дня, короткие и более понятные итоговые документы. Такой формат встреч был в дальнейшем использован в Колоне (1999) и на Окинаве (2000).

Одновременно обновляется и список обсуждаемых тем – новые вызовы 21 века заставляют «восьмерку» заговорить о киберпреступности, терроризме, проблеме возобновляемых источников энергии.

Россия в «Большой восьмерке».

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения. Запланировано, что в 2006 председательствовать на саммите «Восьмерки» будет Россия.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.

1975 Рамбуйе (Франция):безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

ОСНОВНЫЕ САММИТЫ БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ

1976 Пуэрто-Рико: международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон (Великобритания): безработица среди молодежи, роль Международного валютного фонда в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн (ФРГ): меры по обузданию инфляции в странах «Большой семерки», помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио (Япония): рост цен на нефть и дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция (Италия): рост мировых цен на нефть и увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава (Канада):рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль (Франция): развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург (США, Вирджиния): финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон (Великобритания): начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн (ФРГ): опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио (Япония):определение среднесрочной налоговой и финансовой политики для каждой из стран «Семерки», способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция (Италия):Ситуация в сельском хозяйстве стран «Семерки», снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто (Канада): необходимость реформирования ГАТТ, роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж (Франция): диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Хьюстон (США, Техас): инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Лондон (Великобритания): финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны; миграция в страны «Семерки»; нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен (ФРГ): проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство «семерки» и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио (Япония): ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь (Италия): экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 Галифакс (Канада): новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва (Россия): ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (Франция):глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер (США, Колорадо): старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем (Великобритания): новый формат саммитов – «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кельн (ФРГ): социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава (Япония): влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя (Италия): проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис (Канада): помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 Эвиан (Франция): Экономика, устойчивое развитие, укрепление безопасности и борьба с терроризмом, региональные проблемы (Ирак, Израиль-Палестина, Северная Корея, Афганистан, Иран, Алжир, Зимбабве).

2004 Си-Айленд (США): Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, ситуация в Африке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова, демократии, проблема распространения оружия массового поражения, международный терроризм, окружающая среда, региональные проблемы (Афганистан, сектор Газа, Гаити, Северная Корея, Судан).

2005 Глениглс (Великобритания): Глобальные изменения климата, помощь беднейшим странам Африки, поддержание мира на Ближнем Востоке, борьба с международным терроризмом, борьба с распространением оружия.

2006 Санкт-Петербург (Россия): Глобальная энергетическая безопасность, демография и образование для инновационных обществ в 21 веке, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом, ситуация на Ближнем Востоке, борьба с инфекционными болезнями, борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, ситуация в Африке.

2007 Хайлигендамм (Германия): Свободная торговля, проблемы изменения климата, нераспространение оружия массового поражения, перспективы ближневосточного урегулирования, проблемы ядерных программ Ирана и Северной Кореи, помощь развивающимся странам.

2008: Тояко (остров Хоккайдо, Япония): Рост цен на энергоносители и продовольствие, борьба с глобальным потеплением, помощь африканским странам, проблемы международного терроризма и вопросы, связанные с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, борьба с транснациональной организованной преступностью. На саммите впервые прошла четырехсторонняя встреча Бразилии, России, Индии и Китая.

Михаил Липкин

Изначально это объединение включало шесть стран с крупнейшими на момент 1975 года экономиками: США, Англию, Францию, ФРГ, Италию и Японию. Спустя год этот своеобразный международный клуб пополнился Канадой и превратился в «Большую семёрку» (G7). Главной целью данного союза стало совместное преодоление экономического кризиса начала 70-х, причем страны-участницы сразу же приняли Декларацию, исключающую ведение агрессивной торговой политики, которая могла бы навредить партнерам. Очевидно, что в этом «клубе» нашлось бы и место для России, однако попала она в него только в 2002 году, причём, большинство постоянных участников высказалось за несколько странный формат «7+1». В любом случае, эксперты всего мира теперь именуют этот союз не иначе как «Большая восьмерка» или G8.

Саммиты Большой восьмерки

Если в первые годы образования этого элитарного клуба на повестке дня стояли проблемы мировой экономики, то сегодня на ежегодных встречах, которые называют саммитами G8, обсуждаются самые разные вопросы:

  • экология
  • гуманитарная помощь
  • социальные проблемы
  • детское здоровье
  • военные конфликты
  • преступность
  • проблемы свободы слова и мн.др.

Каждый новый саммит принимает одна из стран-участниц союза, а его тема оглашается заранее. Так, в 2006-ом лидеры Большой восьмёрки встречались в Санкт-Петербурге, где обсуждали образование, демографию, энергетическую безопасность, борьбу с терроризмом, а также тяжелую ситуацию, сложившуюся на тот момент на Ближнем Востоке.

Нельзя не отметить тот факт, что каждая новая встреча G8 вызывает всё больше нареканий со стороны остальных государств, в моменты решения поистине глобальных вопросов вынужденных оставаться лишь сторонними наблюдателями. Сегодня часто можно услышать обвинения в адрес этого неофициального союза в гегемонизме и даже недемократичности. Последние саммиты и вовсе проходили на фоне масштабных митингов антиглобалистов, которые призывают мир обсуждать более гуманные, на их взгляд, программы мирового развития.

Большая восьмерка: цели и задачи сегодняшнего дня

Поскольку состав большой восьмерки представлен крупнейшими экономиками мира, страны-участницы заинтересованы в ускорении интеграционных процессов и координации финансовых и экономических связей. Наряду с ведением общей и согласованной антикризисной политики, это и есть главные цели G8 в настоящее время, что подтверждается темами последних саммитов. Вместе с тем, среди задач элитарного клуба всегда присутствует решение актуальных политических вопросов, и нужно отметить, что в кулуарах им чаще всего даётся единогласная оценка. Как результат – в любых
ситуациях лидеры G8 выступают единым фронтом, что еще больше усиливает влияние их решений на мировой порядок.

Станет ли элитарный клуб снова «семёркой»?

Начавшийся в марте текущего года Крымский кризис фактически приостановил членство РФ в данном объединении: июньский саммит прошел в формате G7, причем, на нём прозвучали предложения навсегда исключить Россию из элитарного клуба. Сегодня этот вопрос по-прежнему находится в подвешенном состоянии, и прогнозировать его скорое решение не берутся ни одни эксперты.

Так называемая Группа семи была сформирована в 70-х годах ХХ века. Её сложно назвать полноценной организацией. Это, скорее, простой международный форум. Тем не менее список которых приведен в этой статье, имеют влияние на мировой политической арене.

Кратко о G7

"Большая семерка", "Группа семи" или просто G7 - в мире этот клуб ведущих государств называют по-разному. Называть этот форум международной организацией ошибочно, так как данное сообщество не имеет своего устава и секретариата. Да и решения, принятые "Большой семеркой", не обязательны к выполнению.

Изначально в аббревиатуру G7 вкладывалась расшифровка "Группа семи" (в оригинале: Group of Seven). Однако российские журналисты еще в начале 1990-х годов истолковали её как Great Seven. После этого в русской публицистике закрепился термин "Большая семерка".

В нашей статье перечислены все страны "Большой семерки" (список представлен ниже), а также их столицы.

История образования международного клуба

Первоначально "Группа семи" имела формат G6 (Канада присоединилась к клубу немного позже). Лидеры шести ведущих государств планеты впервые встретились в этом формате в ноябре 1975 года. Инициатором встречи стал французский президент Валери Жискар Д"Эстен. Главными темами того совещания стали проблемы безработицы, инфляции, а также мировой энергетический кризис.

В 1976 году к группе присоединилась Канада, а в 1990-х G7 пополнилась еще и Россией, преобразовавшись постепенно в

Идея создания подобного форума завитала в воздухе еще в начале 70-х годов прошлого столетия. Сильных мира сего подтолкнул к подобным мыслям энергетический кризис, а также обострение отношений между Европой и США. Начиная с 1976 года G7 проводит свои встречи ежегодно.

В следующем разделе перечислены все страны "Большой семерки". Список включает столицы всех этих государств. Также указаны представители от каждой страны (по состоянию на 2015 год).

"Большая семерка" стран мира (список)

Какие государства входят в сегодня?

Ниже перечислены все страны "Большой семерки" (список) и их столицы:

  1. США, Вашингтон (представитель - Барак Обама).
  2. Канада, Оттава (Джастин Трудо).
  3. Япония, Токио (Синдзо Абе).
  4. Великобритания, Лондон (Девид Кэмерон).
  5. Германия, Берлин (Ангела Меркель).
  6. Франция, Париж
  7. Италия, Рим (Матео Ренци).

Если посмотреть на политическую карту, то можно сделать вывод, что страны, входящие в "Большую семерку", сосредоточены исключительно в Северном полушарии планеты. Четыре из них находятся в Европе, одна - в Азии, еще два государства расположены в Америке.

Саммиты "Большой семерки"

Страны, входящие в "Большую семерку", ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов "Группы". Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты "Большой семерки": Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний "Группы семи" различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах "Большой семерки".

Новое тысячелетие поставило перед новые глобальные проблемы: изменения климата, бедность, локальные военные конфликты и другие.

"Большая семерка" и Россия

В середине 90-х годов Россия начинает активно внедряться в работу "Большой семерки". Уже в 1997 году G7, по сути, меняет свой формат и превращается в G8.

Российская Федерация оставалась членом элитного международного клуба вплоть до 2014 года. В июне страна даже готовилась принять саммит G8 в Сочи. Однако лидеры остальных семи государств отказались принимать в нем участие, и саммит был перенесен в Брюссель. Причиной этого стал конфликт в Украине и факт присоединения Крымского полуострова к территории РФ. Лидеры США, Канады, Германии и других стран "Большой семерки" пока не видят возможности вернуть Россию в состав G7.

В заключение...

Страны "Большой семерки" (список которых представлен в этой статье), вне всякого сомнения, имеют значительное влияние на За всю историю своего существования "Группа семи" провела несколько десятков встреч и форумов, на которых обсуждались насущные вопросы и глобальные проблемы. Членами G7 являются США, Канада, Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия.

Всем известно, что испокон веков судьбу мира решали крупные государства, а точнее их главы. Еще с древности практиковались встречи высших правителей с целью определения формата совместного будущего. Но сегодня на дворе двадцать первый век, эпоха империй канула в лету. Современное развитие нашей планеты по большому счету определяют всего лишь несколько держав, которые принято называть термином «Большая восьмерка». О ней и пойдет речь в данной статье.

Группа лидеров

Итак, что же это за страны, в руках которых сосредоточено самое большое влияние на всех континентах? В "Большую восьмерку" входят:

  • Германия;
  • Италия;
  • Франция;
  • Канада;
  • Япония;
  • Великобритания;
  • Россия.

Стоит указать, что на эти 8 стран в 2013 году приходилось порядка 49 % всего мирового экспорта, 51 % промышленного производства, 49 % активов Международного валютного фонда.

История возникновения

«Большая восьмерка» обязана своим возникновением различным международным событиям, которые привели к экономическому кризису в период 1970-х годов. В их числе были:

  • первая попытка расширения Европейского Союза в 1972 году и последствия такого шага для экономики Запада;
  • всемирный нефтяной кризис в октябре 1973-го, повлекший за собой разногласия между странами ОПЕК;
  • неудачные попытки реформирования мировой валютной системы после распада Бреттон-Вудской финансовой системы.

Все это закономерно привело к тому, что возникла острая потребность в формировании нового алгоритма согласования интересов между ведущими странами Западного мира. И потому, начиная с 1973 года, главы финансовых министерств ФРГ, США, Франции и Великобритании (несколько позже и Японии) стали периодически проводить встречи в неформальной обстановке с целью обсуждения проблем всемирных финансовых взаимоотношений. Первый же саммит в привычном для нас формате прошел в 1975 году по инициативе лидеров Франции и Германии. Произошло это в Рамбуйе.

Принцип взаимодействия

Сразу же отметим, что страны «Большой восьмерки» нельзя назвать международной организацией, поскольку нет ни договора, ни жестких правил, ни секретариата. Решения такого собрания не имеют никакой юридической силы и не несут каких-либо обязательств. Речь идёт исключительно о рекомендациях и намерениях. Проще говоря, встречи глав государств лишь определяют последующее поведение по тем или иным вопросам. Кстати, официально получить статус члена данного сообщества не получится по причине отсутствия четко прописанного устава.

Принцип работы

Страна, которая проводит встречу группы на высшем уровне, является председателем на протяжении календарного года и имеет такие обязательства, как:

  • организовывать саммит «Большой восьмерки», а также проведение экспертных, министерских, рабочих встреч;
  • разрабатывать график;
  • координировать всю текущую деятельность группы.

Особенности переговоров

Главы государств и правительств проводят свои дискуссии исключительно в узком кругу, куда могут быть допущены лишь личные помощники и представители лидеров. В момент принятия решений всегда действует принцип консенсуса. В круг обсуждений входят проблемные вопросы в сфере энергетики, экономики, социального развития, охраны окружающей среды, торговли, терроризма, соблюдения норм демократии, занятости населения.

Степень значимости

«Большая восьмерка» ценна тем, что главы ее стран, занятость которых определяет их возможность общения лишь с малым количеством людей, позволяет президентам уйти в сторону от рутины. На саммитах они могут, как говорится, чужими глазами посмотреть на различные международные проблемы и получить отличную возможность наладить координацию совместных действий со своими коллегами для достижения желаемого результата.

Критика

Зачастую страны «Большой восьмерки» критикуют за то, что они якобы представляют собой элитарный клуб, куда менее развитым государствам вход категорически воспрещен ввиду их якобы отсталости. Также выдвигаются обвинения в недемократичности и гегемонии. Очень часто со стороны стран-антиглобалистов выдвигаются требования оплатить «экологический долг».

Так, в 2001 году во время проведения очередного саммита в Генуе произошла массовая акция протеста и были столкновения с местной полицией, в результате которых один из митингующих трагически погиб.

В 2003 году во французском населенном пункте под названием Анмас в одно время с саммитом также прошли достаточно масштабные выступления антиглобалистов, коих тогда насчитывалось около 3000 тысяч человек.

Взаимоотношения с РФ

Россия в «Большой восьмерке» официально оказалась в далеком от нас 1998 году, когда на мировом слете в английском Бирмингеме ей предоставили официальное право полноправного участия в саммите. Уже в 1999 году в Москве была проведена министерская конференция, посвященная транснациональной организованной преступности. В целом контакты между наследницей СССР и странами Запада были довольно хорошими вплоть до 2014 года, когда в Украине грянул кризис.

После того как Крым вошел в состав РФ на основании проведенного референдума «Большая восьмерка» на саммите по ядерной безопасности, проводимом в Гааге, приняла довольно жесткое решение - приостановить членство России, была отменена также запланированная ранее встреча в Сочи, поскольку остальные члены неформального клуба отказались туда ехать. Мотивировали отказ тем, что РФ должна пересмотреть свое отношение касательно ситуации в Украине.

Группа восьми (англ. Group of Eight, G8), «Большая восьмёрка» - международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «Большой восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

Поскольку G8 не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этого института невозможно. С 1996 г., после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты «Большой восьмёрки» проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов. В России саммит состоялся в 2006 г. в Санкт-Петербурге (встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 г., не была признана саммитом).

Термин «Большая восьмёрка» является логичным продолжением термина «Большая семёрка», который возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («Группа семи»).

Первоначально, на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 г. возникла «Большая шестёрка», которая спутся год превратилась в «Большую семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991-2002 гг. поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «Большую восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 1970-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15-17 ноября 1975 г.) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров. В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

Председателем «Большой восьмёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в порядке ротации.



Встречи глав государств и правительств стран «Большой восьмёрки» проходят ежегодно (обычно – летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно – председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы – доверенные лица руководителей стран «восьмёрки».

Темы и места встреч «Большой восьмёрки»:

1975 г. – Рамбуйе. Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 г. – Сан-Хуан. Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 г. – Лондон. Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.

1978 г. – Бонн. Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 г. – Токио. Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 г. – Венеция. Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 г. – Монтебелло. Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 г. – Версаль. Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 г. – Вильямсбург. Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 г. – Лондон. Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 г. – Бонн. Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 г. – Токио. Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 г. – Венеция. Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 г. – Торонто. Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 г. – Париж. Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 г. – Лондон. Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 г. – Хьюстон. Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 г. – Мюнхен. Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 г. – Токио. Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 г. – Неаполь. Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 г. – Галифакс. Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 г. – Москва (встреча). Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 г. – Лион (саммит). Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 г. – Денвер. Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 г. – Бирмингем. Новый формат встреч - «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 г. – Кёльн. Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 г. – Наго. Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 г. – Генуя. Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 г. – Кананаскис. Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 г. – Эвиан-ле-Бен. Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.

2004 г. – Си-Айленд. Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.

2005 г. – Глениглс. Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.

2006 г. – Санкт-Петербург. Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.

2007 г. – Хейлигендамм. Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки

2008 г. – Тояко. Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.

2009 г. – Л"Акуила Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009 гг.

2010 г. – Хантсвилл. Вопросы мирового социально-экономического развития и дополнительного содействия бедным и развивающимся странам, проблемы международной безопасности, совместная борьба с терроризмом, ядерные программы КНДР и Ирана, ситуация в Афганистане и на Ближнем Востоке.

2011 г. – Довиль. Ядерный кризис в Японии, гражданская война в Ливии, проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

2012 г. – Кэмп-Дэвид. Глобальные экономические вопросы, состояние мировой экономики, военные конфликты на Ближнем Востоке и Северной Африке, гражданская война в Сирии, ядерные программы КНДР и Ирана, кризис в Еврозоне, долговой кризис Греции и Испании, статус Греции в ЕС, состояние экономики и наркотрафик в Афганистане, вопросы энергетической безопасности, проблемы окружающей среды, продовольственная безопасность в Африке, гендерное равенство.

2013 г. – Лох-Эрн. Конфликт в Сирии, вопросы налоговой политики и создания зоны свободной торговли между США и ЕС.

40-й саммит «Большой восьмёрки» был запланирован на 4-5 июня 2014 г. в городе Сочи, однако, 3 марта 2014 г. в связи с Крымским кризисом лидеры всех стран, кроме России, заявили о приостановке участия в саммите. Таким образом проведение саммита оказалось под угрозой срыва. Прозвучало предложение исключить Россию из группы. 18 марта 2014 г. было заявлено, что западные страны договорились приостановить участие России в группе.

«Большая двадцатка»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх