Старое и новое политическое мышление. Современные международные отношения

История международных отношений представляет собой науку, которая изучает совокупность экономических, политических, культурных взаимоотношений стран и народов мира в исторической динамике. Насколько разнообразны, сложны, неоднозначны в оценках ученых и политиков международные отношения, настолько сложна, интересна и познавательна эта наука. Равно как политика, экономика, культура взаимозависимы в рамках отдельного государства, так и на уровне международных связей эти составляющие неразделимы.

В истории международных отношений ХХ в. условно можно выделить пять основных периодов.

1 – от начала столетия по Первую мировую войну включительно\;

2 – становление и развитие нового европейского равновесия в рамках Версальской системы международных отношений\; он завершается развалом Версальского миропорядка и установлением германской гегемонии в Европе\;

3 – история международных отношений в годы Второй мировой войны\; завершается оформлением биполярной структуры мира\;

4 – период «холодной войны» Восток – Запад и раскол Европы\;

5 – время глобальных изменений в мире, связанных с кризисом и разложением социализма, распадом Советского

Союза, становлением нового миропорядка.

ХХ в. стал веком глобализации мировых процессов, усиления взаимозависимости государств и народов мира. Внешняя политика ведущих государств все отчетливее сопрягалась с интересами не только сопредельных, но и географически удаленных стран. Одновременно с глобальными системами международных отношений в Европе формировались и функционировали их периферийные подсистемы на Ближнем и Дальнем Востоке, в Центральной и Южной Америке и т.д.

Развитие мировой цивилизации в целом и отдельных стран в значительной степени определяется взаимоотношениями населяющих Землю народов.

ХХ в. ознаменовался бурным развитием международных отношений, усложнением комбинаций взаимодействия стран в политике, экономике, идеологии, культуре, религии. Межгосударственные связи вышли на новый уровень, превращаясь в

сравнительно устойчивые системы международных отношений. Одним из важнейших факторов, определявших роль государства на международной арене ХХ в., являлось население страны, его этнодемографический состав.

Одной из главных тенденций последних столетий было резкое увеличение численности населения. Если за первые 15

веков нашей эры население земного шара выросло лишь в 2,5 раза, то в течение XVI – XIX вв. число людей увеличилось почти в 10 раз. В 1900 г. в мире было 1630 млн. человек. В настоящее время жителей планеты Земля уже более 6 млрд. Самыми населенными странами являются Китай (немногим менее 1,5 млрд.) и Индия (более 1 млрд. человек).

Исследователи насчитывают в современном мире от 3,5 до 4 тысяч различных народов – от крупнейших наций до самых мелких племен с населением в десятки человек. Вообще, определение национального состава в различных странах – крайне сложное дело. В международных отношениях одним из определяющих факторов является осознание народа как единой нации, консолидированной вокруг национальной идеи (а ее подчас найти нелегко). В Европе, где живут в основном большие нации, выделяется около 60 крупных наций.

К наиболее распространенным языкам мира относятся\:

– китайский (около 1,5 млрд., включая жителей диаспоры, т.е. проживающих вне Китая)\;

– английский (около 500 млн.)\;

– хинди (около 300 млн.)\;

– испанский (около 280 млн.)\;

– русский (около 220 млн.)\;

– арабский (около 160 млн.)\;

– португальский (около 160 млн.)\;

– японский (около 120 млн.)\;

– немецкий (около 100 млн.)\;

– французский (почти 94 млн.).

На этих языках говорит почти две трети человечества. Официальными и рабочими языками ООН являются английский,

французский, русский, испанский, арабский, китайский.

РЕЛИГИЯ. С развитием общества, усилением контактов между народами возникают более широкие, чем ранее, религиозные общности\; одну и ту же религию могут исповедовать разные народы. К ХХ в. большинство крупных современных народов принадлежало к одной из мировых религий – христианству, буддизму либо исламу.

Из предтечей этих религий можно выделить\:

Иудаизм – первая монотеистическая религия, появилась у древних евреев\;

Зороастризм – в основе его дуализм – представление о противоборстве доброго и злого начал\;

Конфуцианство и даосизм (религиозно-этические и философские доктрины, возникшие в Древнем Китае)\;

Индуизм, для которого характерна вера в переселение душ\;

Синтоизм (Япония).

Если попытаться представить население Земли через призму конфессиональной принадлежности, то получится\:

Христиан – более 1 млрд., из них\:

– католиков – около 600 млн.\;

– протестантов – около 350 млн.\;

– православных – около 80 млн.

Интересно, что большинство католиков и протестантов проживают в настоящее время в Новом Свете.

Ислам исповедует более 800 млн. человек, из них

– суннитов – 730 млн.\;

– шиитов – 70 млн.

Индуизм – древнюю религию Индии – почитают 520 млн. человек. Несмотря на такое количество адептов

(приверженцев), эта религия не входит в число мировых, так как носит чисто национальный характер.

Буддизм – самую старую из мировых религий – исповедуют около 250 млн. человек.

Следует отметить, что все мировые религии – плоды НЕЗАПАДНЫХ цивилизаций, а важнейшие политические идеологии – либерализм, социализм, консерватизм, социал-демократизм, фашизм, национализм, христианская демократия – продукты ЗАПАДА.

Религия объединяет народы, но она же может стать причиной вражды, конфликтов и войн, когда люди одной этнической группы, говорящие на одном языке, способны на братоубийственные войны. В настоящее время религиозный фактор является одним из ключевых в международных отношениях.

Глобальный масштаб и радикальность происходящих в наши дни изменений в политической, экономической, духовной областях жизни мирового сообщества, в сфере военной безопасности, позволяют выдвинуть предположения о формировании новой системы международных отношений, отличной от тех, которые функционировали на протяжении ХХ в., а во многом,

– и начиная с классической Вестфальской системы.

В мировой и отечественной литературе сложился более или менее устойчивый подход к систематизации международных отношений в зависимости от их содержания, состава участников, движущих сил и закономерностей. Считается, что собственно международные (межгосударственные) отношения зародились в период формирования национальных государств на относительно аморфном пространстве Римской империи. За точку отсчета принимается завершение «Тридцатилетней войны» в Европе и заключение Вестфальского мира 1648 г. С той поры весь 350-летний период международного взаимодействия рассматривается многими, особенно западными, исследователями, как история единой Вестфальской системы. Доминирующими субъектами этой системы являются суверенные государства. В системе отсутствует высший арбитр, поэтому государства независимы в проведении внутренней политики в пределах своих национальных границ и в принципе равноправны.

Большинство ученых сходятся во мнении, что основной движущей силой Вестфальской системы международных отношений было соперничество между государствами\: одни стремились увеличить свое влияние, а другие – не допустить этого. Исход соперничества, как правило, определялся соотношением сил между государствами или союзами, в которые они

вступали для реализации своих внешнеполитических целей. Установление равновесия, или баланса, означало период

стабильных мирных отношений\; нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других. Эту систему для наглядности и упрощения сравнивают с движением бильярдных шаров. Государства сталкиваются друг с другом, образуя меняющиеся конфигурации, а затем движутся снова в бесконечной борьбе за влияние или безопасность. Главный принцип при этом – собственная выгода. Главный критерий – сила.

Вестфальскую систему международных отношений разбивают на несколько этапов (подсистем), объединенных общими закономерностями, но отличающихся друг от друга особенностями, характерными для конкретного периода отношений между государствами. При этом обычно выделяют\:

– систему преимущественно англо-французского соперничества в Европе и борьбы за колонии в XVII–XVIII вв.\;

– систему «европейского концерта наций» или «Венского конгресса» XIX в.\;

– Версальско-Вашингтонскую систему между двумя мировыми войнами\;

– систему «холодной войны», или Ялтинско-Потсдамскую.

Очевидно, что во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в международных отношениях произошли кардинальные изменения, которые позволяют говорить о завершении «холодной войны» и формировании новых системообразующих закономерностей.

Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между «холодной войной» и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осенью 1989 г., а наглядным примером считают падение Берлинской стены. Очевидными отличительными моментами за- рождения новой системы по сравнению с предыдущей является снятие политико-идеологического противостояния между

«антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения

последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы «холодной войны» вокруг двух полюсов – Вашингтона и Москвы.

В последнее время все чаще звучат пессимистические сетования по поводу того, что новая международная ситуация менее

стабильна, менее предсказуема и даже более опасна, чем в предыдущие десятилетия. Ситуация усугубляется и тем, что смена систем происходит не мгновенно, а постепенно, в борьбе нового со старым, и ощущение повышенной нестабильности и опасности вызвано изменчивостью нового и непонятного мира.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Международные отношения в XVI–XVII вв

В эпоху раннего Нового времени политическая карта Европы приобретала все более современный вид. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры европейских держав в XVI–XVII вв. имели важные последствия для будущих эпох. Многие конфликты, зародившиеся в это время, так и не были разрешены вплоть до XX века, и их отголоски были слышны в Первой и Второй мировых войнах.

Международные отношения в XVI–XVII вв. определялись как средневековой политической традицией, так и новыми социально-политическими и экономическими реалиями. С одной стороны, возникали крупные централизованные государства, в границах которых формировались современные нации. Политика таких стран все более подчинялась национальным интересам. Их государи и правительства стремились обеспечить благоприятные дипломатические отношения с теми регионами мира, которые служили для них рынками сбыта или поставщиками сырья. Если это не удавалось сделать мирным путем, начинались «торговые» войны и борьба за колонии.

С другой стороны, династический принцип продолжал играть важную роль в европейской политике. Благодаря наследованию или бракам коронованных особ возникали многонациональные державы, подобные империи Габсбургов. Личности монархов, их симпатии или взаимная вражда по-прежнему накладывали отпечаток на внешнюю политику государств.

В XVI веке новый фактор стал определять отношения между странами и народами: Европа оказалась расколотой по религиозному признаку – на католиков и протестантов. Многие страны втягивались в возникавшие конфликты из солидарности с братьями по вере, дабы утвердить «истинную», с их точки зрения, религию и не дать распространиться «ереси». Все сложнее было оставаться в стороне, и даже самые незначительные местные распри могли перерасти в международный конфликт со множеством участников.

Крупнейшими европейскими государствами, интересы которых постоянно сталкивались, были Франция, Габсбургская Испания и Англия. Францию, самую крупную из держав, со всех сторон окружали владения испанских и австрийских Габсбургов – ее давних соперников. Между ними и Францией часто возникали споры из-за пограничных земель и из-за влияния на соседние страны – в первую очередь Италию, что привело к Итальянским войнам, в которые оказались втянутыми французы, испанцы, итальянцы, немцы.

Непримиримые противоречия возникли в XVI в. между протестантской Англией и Испанией, государи которой были одержимы идеей построения всемирной католической монархии. В этих условиях усиление любой из трех держав порождало ответное сближение двух других. К временным союзам Англии с Францией или Франции с Испанией примыкали государства-соседи, что не позволяло ни одной державе чрезмерно усилиться в Европе. Эта система отношений получила название «системы европейского баланса».

Однако сохранить его было очень сложно. Изменения во внутренней жизни государств, в их религиозной ориентации влияли на всю расстановку сил в Европе. Так, например, отложение Нидерландов от Испании немедленно сделало их объектом борьбы между Францией, Испанией и Англией. Испанцы пытались вернуть Нидерланды, французы – завладеть их короной или создать в их части Нидерландов вассальное государство; англичане стремились не допустить ни усиления Испании за счет ее победы над кальвинистскими Нидерландами, ни возвышения Республики Соединенных провинций, которая была для Англии торговым соперником.

Новым фактором в европейской политике стал подъем Скандинавии, где окрепшее шведское государство подчинило своему контролю Норвегию и Финляндию и боролось за распространение его на датские, польские и прибалтийские земли.

Не менее важным фактором международных отношений было присутствие на востоке Европы грозного соседа – турецкой мусульманской державы. Османская империя, раскинувшаяся на просторах Азии и Африки, покорила в конце XV – начале XVI века народы Балканского полуострова, захватила часть Венгрии и, продвигаясь все дальше на запад, вплотную приблизилась к границам владений австрийских Габсбургов. С одной стороны, турецкая угроза напоминала христианским народам о том, что, несмотря на различия между католиками, протестантами и православными, их вера восходит к единому истоку. В XVI – первой половине XVII в. неоднократно велись переговоры о совместном крестовом походе против турок австрийских, испанских, итальянских, немецких и русских войск. С другой стороны, когда это было выгодно, европейские державы вступали в союзы с турками. Франция поддерживала дружеские отношения с Османской империей, чтобы ослабить Габсбургов, Англия активно торговала с турками, ставя интересы торговли выше религиозных расхождений.

Сложные взаимоотношения европейских государств порождали все большую дипломатическую активность: частые посольские миссии, двусторонние и многосторонние международные переговоры. Это привело к возникновению постоянных представительств и посольств при дворах европейских государей. Послы, выполнявшие «по совместительству» функции агентов, сообщали немало ценной информации в своих секретных донесениях.

В эпоху раннего Нового времени дипломатия становится настоящим искусством: ей посвящаются теоретические трактаты, складываются нормы поведения послов, утверждается принцип их неприкосновенности. Тщательно разрабатывается торжественный церемониал приема иностранных послов и дипломатический протокол.

В XVI–XVII вв. закладывались основы современного международного права: нормы взаимоотношений между державами в мирное и военное время, правила пользования морями, проливами, торговыми путями. Огромный вклад в теоретическую разработку этих вопросов внес голландский юрист и дипломат Гуго Гроций (1595–1645), автор трактатов «О свободном море», «О праве войны и мира».

Из книги История. Всеобщая история. 11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Международные отношения в начале XX в Нарастание противоречий между европейскими державами. Неравномерность экономического развития, выделение «догоняющих» индустриальных стран, стремившихся к переделу мира и сфер влияний, приводили к усилению напряжённости между

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 11. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Международные отношения Коалиционными войнами с Турцией и Швецией Московское государство впервые деятельно вступало как органический член в семью европейских держав, впутывалось в международные отношения Западной Европы. Тогда в Европе были три задорных государства,

Из книги Встречи на перекрестках автора Примаков Евгений Максимович

Международные отношения: что за кадром Следовало отходить от догматических представлений и во внешнеполитической и военно-политической областях. Задача эта становилась весьма актуальной, но, приступая к ее решению, мы в ту пору и здесь прикрывались… Лениным. Вспоминаю,

автора Сказкин Сергей Данилович

Глава 35 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI В. Характер разложение феодализма и зарождение капитализма, великие географические открытия и основание первых колониальных империй – все это отразилось на характере международных отношений и значительно их изменило. Стала отходить в

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

2. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. ТРИДЦАТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА Определившиеся уже в XVI в. противоречия противоречит в Европе м-ДУ складывавшимися в Европе национальв начале XVII в. ными государствами и противостоявшими им универсалистскими монархиями в начале AVII

Из книги История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

К главе 35 Международные отношения в XVI – первой половине XVII в. Тридцатилетняя война Основоположники марксизма-ленинизма Энгельс Ф, Армия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 5-50, Энгельс Ф. Артиллерия. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 14, с. 199-204. Энгельс Ф. Кавалерия. – К. Маркс и

автора Коллектив авторов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII ВЕКЕ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVII ВЕКЕ Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. Л., 1961.Борисов Ю.В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991.Заборовский Л.В. Россия, Речь Посполитая и Швеция в середине XVII в. М., 1981. Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XVII в. М.,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Международные отношения Ментухотеп II сумел расширить пределы власти на Нижнюю Нубию и установил военный форпост в Элефантине; при нем внешняя политика страны стала намного более агрессивной, что вообще характерно для дальнейших правителей Двенадцатой династии.

Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

18. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XVI–XVII ВВ Суть грандиозных социальных перемен, произошедших в Европе после 1500 г., можно свести к следующему:1) Европа и европейская цивилизация в целом превратились в экономического, технологического и военно-политического лидера мирового

Из книги Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Международные отношения в начале XX в. Нарастание противоречий между европейскими державамиНеравномерность экономического развития, выделение «догоняющих» индустриальных стран, стремившихся к переделу мира и сфер влияний, приводили к усилению напряжённости между

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 10. Международные отношения в XVI–XVII веках: война и дипломатия Старое и новое в международных отношенияхВ XVI–XVII вв. политическая карта Европы менялась. Борьба за сферы влияния в мире и территориальные споры того времени имели важные последствия для будущих эпох.Черты

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава IV ФИЛИППИНЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (XVII–XVIII вв.) ИСПАНО-ГОЛЛАНДСКИЕ КОНФЛИКТЫ (1600–1648)Семнадцатое столетие на Филиппинах началось с тревожных событий. Манила пережила сильное землетрясение, от которого пострадали стены и каменные здания

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОД КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА Вопрос о втором фронте в 1943 г. 1943 г. унаследовал нерешенную проблему второго фронта. Перелом в ходе войны в пользу государств антифашистской коалиции не снял ее с повестки дня. Тысячи человеческих жизней, которые уносил

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система международных отношений, которая получила название биполярной — двухполюсной.

В пестрой картине ломки старых и строительства новых меж-дународных отношений все же можно выделить несколько четко просматривающихся тенденций развития.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На миро-вую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня яв-ляется «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постин-дустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой поли-тике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем систе-мы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллектив-ного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследо-ватели полагают, что надо признать США единственным мировым лидером.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (Globe — земной шар), заключа-ющаяся в интернационализации экономики, развитии единой сис-темы мировой связи, изменении и ослаблении функций нацио-нального государств, активизации деятельности транснациональ-ных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его ча-стях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реа-лизуется в форме взрывоопасного роста международного сотруд-ничества, влияния международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремле-ние государств мира к совместному их решению.

Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся в сере-дине XX века, в течение нескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитии производительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения наших предшествен-ников. Она способствовала резкому повышению производительнос-ти труда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существует и другая сторона этой революции: воз-никло множество неординарных, так называемых глобальных про-блем, которые встали перед человечеством во весь рост и показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же вре-мя взаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно, повелительно требующий не разобщения и про-тивостояния, а объединения усилий всех стран и народов во имя со-хранения цивилизации, ее приумножения и благополучия как ны-нешнего, так и грядущих поколений людей.


Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, мож-но разделить на четыре основные группы: политические, экономиче-ские, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия мас-сового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Ха-рактер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Ина-че говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее во-обще не может быть.

Положительные сдвиги в отношениях между ведущими стра-нами мира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническим потенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонки вооружений, сняли былую на-пряженность в международных отношениях.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становит-ся международный терроризм , среди различных форм которого на-иболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае-мой группе экологических проблем следует отнести проблемы со-хранения окружающей среды. Опасность нарушения экологичес-кого равновесия возникла не сразу. Она надвигалась как бы испод-воль, иногда в результате неосведомленности, а чаще всего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительным последствиям своей практической деятельности.

Проблема сохранения окружающей среды органически свя-зана с резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленной закономерными тенденциями общественного разви-тия: увеличением численности населения, его стремлением к про-грессу, улучшению материального благополучия и т. д. .

Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человеком природы привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов пресной воды, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляет опасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе. Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы), следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата на планете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Ярким показателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа .

Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятель-ность людей опасна своими последствиями, не знающими государ-ственных границ и не признающими никаких преград. Это обязыва-ет все страны и народы объединить усилия, направленные на защи-ту и улучшение окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичес-кими — с проблемами роста общественного производства, и возрас-танием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, науч-но обоснованный подход к их использованию, Однако решение этой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резким отставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населения от промышленно развитых стран. Дру-гая трудность вызвана технологическим несовершенством произ-водства многих государств, в том числе и России, в результате чего происходит большой перерасход сырья, энергии, топлива на вы-пуск единицы продукции.

Разнообразны и социальные проблемы. Последние десятиле-тия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызван-ной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания , СПИД , алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный ха-рактер и стали одной из глобальных проблем.

Весь мир не может не тревожить углубляющееся различие в уровне жизни народов развитых и развивающихся стран. Слабо-развитые страны нередко посещает голод, в результате которого гибнет большое количество людей. Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демогра-фическим ростом населения и динамикой производительных сил.

Людей всего мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

Глобальные проблемы возникли на стыке взаимоотношений человека, общества и природы. Все они органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

Появление глобальных проблем сказалось на всей системе международных отношений. Действительно усилия, направленные на предотвращение экологической катастрофы, борьба с голодом, смертельными болезнями, попытки преодолеть отсталость не могут дать результатов, если будут решаться в одиночку, на националь-ном уровне, без участия мирового сообщества. Они требуют плане-тарного объединения интеллектуальных, трудовых и материаль-ных ресурсов.

Четвертой тенденцией современных международных отно-шений является усиление разделения мира на два полюса — полю-са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст-ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». В этих странах преоб-ладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина по историческим меркам весьма высок (от 10 до 30 ты-сяч долларов ежегодного дохода), продолжительность жизни не ме-нее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище-ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для ядовитых отходов.

Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкнове-ние социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международ-ных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблю-дается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в ус-ловиях самых авторитарных режимов значительно сузились воз-можности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения го-сударством личной свободы граждан, их естественных и политиче-ских прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их реше-ний, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.

Достижения постиндустриальной революции — спутнико-вая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная поч-та, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгно-венное распространение и получение необходимой информации ед-ва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире.

Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уде-лом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инсти-тутов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичес-кие отношения с точки зрения их непосредственных участников.

На рубеже 1970--1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

Из книги М. С. Горбачёва «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», изданной в 1988 г. в СССР и США:

«Образ мысли и образ действия, основанные на применении силы в мировой политике, формировались веками, даже тысячелетиями. Они укоренились в качестве, казалось бы, незыблемых аксиом. Теперь же они утратили всякое разумное основание. Бывшая для своего времени классической формула Клаузевица, что война есть продолжение политики, только другими средствами, -- безнадёжно устарела. Ей место в библиотеках. Впервые в истории жизненной потребностью стало положить в основу международной политики общечеловеческие морально-этические нормы, очеловечить, гуманизировать межгосударственные отношения.

Из невозможного военного, ядерного разрешения международных противоречий следует новая диалектика силы и безопасности. Безопасность не может быть ныне обеспечена военными средствами -- ни применением оружия, ни устрашением, ни постоянным совершенствованием «меча» и «щита»... Единственный путь к безопасности -- это путь политических решений, путь разоружения.

Подлинная, равная безопасность в наш век гарантируется всё более низким уровнем стратегического баланса, из которого необходимо полностью исключить ядерное и другие виды оружия массового уничтожения...

Новое политическое мышление требует признания ещё одной простой аксиомы: безопасность -- неделима. Она может быть только равной для всех, или же её не будет вовсе».

Вслед за выдвижением теоретической концепции советский руководитель сумел наладить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачёв, Р. Рейган, Дж. Буш), проведённые в 1985--1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 1980-х -- начала 1990-х годов. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз речь шла об объединении двух государств. Договор об окончательном урегулировании данного вопроса был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел свои войска и согласился на вхождение объединённого германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, в ряде случаев -- возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 1990-е годы.

В последнее десятилетие XX -- начале XXI в. многие политические деятели и общественные движения наряду с обсуждением и решением региональных проблем обратились к идеям установленного нового мирового порядка, основанного на международной безопасности и сотрудничестве. На первый план были выдвинуты следующие задачи:

  • -- создание экологически, экономически и социально ответственного порядка, предусматривающего равноправие всех поддерживающих его государств;
  • -- защита международного порядка от непродуманной, опасной политики отдельных государств;
  • -- поиск действенных механизмов предотвращения международных конфликтов;
  • -- охрана жизненно важных для человечества достояния и ценностей: атмосферы, климата, почвы, водных ресурсов Земли, её обитателей, созданной людьми материальной и духовной культуры.

В настоящее время международные отношения характеризуются многообразием различных взаимосвязей, высокой степенью сложности. Достаточно напомнить, что если в 1945 году в ООН состояло 51 государство, то в настоящее время их уже более 200. Учитывая, что каждое из этих государств имеет разную историю, традиции, экономическую и политическую системы, различные интересы, можно представить, какими сложными и трудными являются современные международные отношения. В пестрой картине трансформирующихся международных отношений выделяется несколько достаточно явных тенденций развития.Сегодня противостояние двух сверхдержав ушло в прошлое. В мире осталась лишь одна сверхдержава Америка, которая сейчас пытается взять на себя роль мирового арбитра, давать оценку политике того или иного государства и даже пересматривать основные константы международного права. Это не может не вызывать несогласий и конфликтов.

Однако вместе с тем следует отметить ещё одну тенденцию международных отношений - как ни странно, это рассредоточение власти. Несмотря на всё вышесказанное о гегемонии США, вопрос о будущем системы международных отношений открыт. Есть мнение, что глобализация, уменьшая традиционную роль государств в сфере международных отношений, даст толчок к созданию принципиально новой системы внешнеполитического мироустройства. Но каким оно будет?

Некоторые политологи считают, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие утверждают, что США надо признать единственным мировым лидером, и что попытки подчинить себе всю систему мировой политики не прекратятся. Третьи видят возможность возрождения биполярной системы, где, как ни странно, вместо СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США будет находиться Китай. Однако принципиальное своеобразие современной эпохи заключается в том, что сейчас нельзя говорить об абсолютном лидерстве тех или иных государств в системе международных отношений, поскольку мир ещё не обрел устойчивую форму внешней политики.

Второй тенденций развития международных отношений стала их глобализация, которая понимается как усиление темпов интернационализации экономики и других сфер общественной жизни. Глобализация - это беспрепятственное перемещение информации, идей, ценностей, капиталов, товаров, услуг, стандартов поведения людей и их моды, сопровождающееся ослаблением влияния национальных факторов жизни и усилением роли интернациональных.

Помимо очевидной экономической выгоды и сближения государств она имеет свои подводные камни и недостатки. Глобализация, её плюсы и минусы стали в современном мире одной из наиболее популярных тем для обсуждения и прогнозирования будущего мироустройства. Она имеет настолько много аспектов, что будет подробно рассмотрена в отдельном пункте (см. 2.2).

Третьей тенденцией развития международных отношений является нарастание глобальных проблем. К их числу относятся следующие проблемы: предотвращение мировой ядерной войны, преодоление отсталости стран «третьего мира», демографические проблемы человечества, устранение голода и недоедания, обеспечение сырьем и энергией, устранение опасных болезней и т.д. Список самых насущных проблем человечества получил название «Цели развития тысячелетия» в ходе Саммита Тысячелетия ООН в 2000 г., однако подробнее об этом рассказано в пункте под номером 2.4.

Новая и очень позитивная тенденция набирает обороты - это разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предотвращению назревающих военных конфликтов. Создаются центры по предупреждению военных конфликтов. Новая ситуация наблюдается на международных переговорах. Теперь переговоры все больше рассматриваются не как средство достижения односторонних преимуществ, а как процесс совместного принятия решения, когда стороны изначально нацелены на сотрудничество, ищут выход, приемлемый для всех сторон.

Также наряду с этим можно отметить демократизацию международных отношений - ведь контроль над внешней политикой и системой международных отношений необходим для того, чтобы избежать опасных для мира ситуаций. Такая демократизация проявляется в том, что, выражая на выборах свое отношение к внешнеполитическому курсу правительства, люди тем самым влияют на международные отношения. Эффективным средством влияния на позиции государств оказываются также обращения и рекомендации, принимаемые в ходе международного диалога общественности.

Итак, международные отношения в современном мире динамичны, имеют множество различных перспектив по будущему мироустройству, нацелены на глобализацию, демократизацию и решение самых насущных проблем человечества. И это звучит как оптимистичный прогноз. Однако стоит более подробно рассмотреть главенствующие тенденции мировой политики современности. Именно этому посвящены следующие пункты данной главы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх