Обзор перспективных бпла, разрабатываемых для министерства обороны россии. Беспилотники России: современные и перспективные модели

Россия начала разработку нового беспилотного ударного самолета того же класса, что и Avenger компании General Atomics. Министерство обороны России подписало контракт на разработку этого самолета с конструкторским бюро имени Симонова 26 декабря 2017 года.

«Он должен быть оснащен турбореактивным двигателем, обеспечивающим беспилотному аппарату скорости полета, по крайней мере вдвое превышающие скорости винтовых беспилотников аналогичного класса», — сообщает газета «Известия » со ссылкой на агентство «РИА Новости ».

Как пишет газета, этот самолет сможет развивать скорость в 1000 километров в час. Пока об этом самолете известно довольно мало, однако, по словам экспертов, данный самолет будет аналогичен американскому БПЛА Avenger.

Контекст

Радужные перспективы военных беспилотников

ИноСМИ 13.11.2017

Белорусские БПЛА имитируют боевую авиацию

Белорусские новости 17.10.2017

Полеты беспилотной фантазии

Project Syndicate 02.10.2017

О будущем боевых беспилотников

Le Monde 07.09.2017 Исходя из имеющейся информации, вероятнее всего, этот самолет будет использоваться в целях ведения наблюдения и разведки, и его можно будет использовать в условиях умеренно оспариваемого воздушного пространства или, возможно, в морской обстановке. Вполне вероятно, в будущем на основе этого беспилотника разработчикам удастся создать аппараты, способные преодолевать системы преграждения доступа/блокирования зоны.

России потребуется время и немало средств для разработки беспилотного ударного самолета с реактивным двигателем. «Они стремятся быстро разработать новые БПЛА, способные наносить удары, и этот новый дрон может стать испытательным образцом для этой платформы, — отметил Сэм Бендетт (Sam Bendett), исследователь Центра военно-морского анализа, специализирующийся на российской военной робототехнике. — Он может стать испытательным образцом для нового высокоскоростного аппарата. В конце концов, США тоже занимаются разработкой платформы такого типа».

Вполне возможно, пройдет несколько лет, прежде чем новые беспилотники Симонова поднимутся в воздух, однако жесткая конкуренция за право заключить этот контракт доказывает, что российская промышленность начинает постепенно догонять Запад в определенных сферах.

«Это произойдет через несколько лет — конструкторское бюро имени Симонова только что подписало контракт, поэтому прототип появится лишь через несколько лет, — сказал Бендетт. — Это конструкторское бюро обошло таких своих соперников, как бюро Туполева, Яковлева и "Кронштадт" — последнее только что представило свой беспилотник «Орион» — то есть мы наблюдаем серьезное соперничество в российской индустрии производства БПЛА».

Основной задачей сейчас является разработка экспериментальной платформы, однако со временем это может привести к созданию боеготового самолета. «При условии достаточного финансирования и качественной работы конструкторов, — отметил Бендетт. — В конце концов, бюро Симонова сейчас также работает над разведывательно-ударным БПЛА "Альтаир", и они уже отстают от графика и уже превысили бюджет».

Бендетт уверен, что Россия сумеет создать высокоскоростной беспилотный ударный самолет и что это всего лишь вопрос времени. «Уверен, что Россия получит свои высокоскоростные БПЛА — вопрос в том, когда, — сказал Бендетт. — Правительство уделяет большое внимание таким проектам, поэтому ожидается, что будущий рабочий прототип будет выпущен до 2020-2025 годов».

Если Россия сумеет создать боеготовый беспилотный ударный самолет, это существенно расширит возможности Москвы в области разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также в противостоянии системам ограничения доступа. Более того, это поможет существенно увеличить потенциал российских неядерных стратегических средств сдерживания, решив проблему наведения на цель и эффективного нанесения удара.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Еще 20 лет назад Россия была одним из мировых лидеров по разработке беспилотных летательных аппаратов. Только одних воздушных разведчиков Ту-143 в 80-е годы прошлого века было выпущено 950 штук. Был создан знаменитый многоразовый космический корабль «Буран», совершивший свой первый и единственный полет в полностью беспилотном режиме. Не вижу смысла и теперь как-то пасовать в разработке и применении дронов.

Предыстория российских дронов (Ту-141, Ту-143, Ту-243). В середине шестидесятых годов ОКБ Туполева приступило к созданию новых комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения. 30 августа 1968 года вышло постановление Совета Министров СССР N 670-241 на разработку нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолета-разведчика «143» (Ту-143). Срок предъявления комплекса на испытания в Постановлении оговаривался: для варианта с оборудованием фоторазведки - 1970 годом, для варианта с оборудованием для телевизионной разведки и для варианта с оборудованием для радиационной разведки - 1972 годом.

Разведывательный БПЛА Ту-143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части: в варианте фоторазведчика с регистрацией информации на борту, в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того самолет-разведчик мог оборудоваться средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полета на землю по радиоканалу. БПЛА Ту-143 представлен на выставке образцов авиационной техники на Центральном аэродроме в Москве и в Музее в Монино (там же можно увидеть и БПЛА Ту-141).

В рамках аэрокосмического салона в подмосковном Жуковском МАКС-2007 в закрытой части экспозиции авиастроительная корпорация «МиГ» показала свой ударный беспилотный комплекс «Скат» - летательный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло» и внешне очень напоминающий американский бомбардировщик B-2 Spirit или его уменьшенный вариант – морской беспилотный летательный аппарат Х-47В.

«Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь средствам ПВО, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, так и по мобильным наземным и морским целям при ведении автономных и групповых, совместных с пилотируемыми летательными аппаратами действий.

Его максимальная взлетная масса должна составить 10 тонн. Дальность полета - 4 тыс. километров. Скорость полета у земли - не менее 800 км/ч. Он сможет нести две ракеты класса «воздух-поверхность» / «воздух-РЛС» или две корректируемые авиабомбы общей массой не более 1 тонны.

Летательный аппарат выполнен по схеме летающее крыло. Кроме того, в облике конструкции наглядно просматривались известные методики снижения радиолокационной заметности. Так, законцовки крыла параллельны его передней кромке и точно также выполнены обводы задней части аппарата. Над средней частью крыла «Скат» имел фюзеляж характерной формы, плавно сопряженный с несущими поверхностями. Вертикальное оперение не предусматривалось. Как видно из фотоматериалов макета «Ската», управление должно было осуществляться при помощи четырех элевонов, расположенных на консолях и на центроплане. При этом определенные вопросы сразу вызвала управляемость по рысканью: ввиду отсутствия руля направления и однодвигательной схемы БПЛА требовал как-то решить эту проблему. Имеется версия об одиночном отклонении внутренних элевонов для управления по рысканью.

Представленный на выставке МАКС-2007 макет имел следующие габариты: размах крыла в 11,5 метра, длина в 10,25 и стояночная высота в 2,7 м. Относительно массы «Ската» известно лишь то, что его максимальный взлетный вес должен был примерно равняться десяти тоннам. При таких параметрах «Скат» имел неплохие расчетные летные данные. При максимальной скорости до 800 км/ч он мог бы подниматься на высоту до 12 тысяч метров и преодолевать в полете до 4000 километров. Такие летные данные планировалось обеспечить при помощи двухконтурного турбореактивного двигателя РД-5000Б с тягой 5040 кгс. Этот ТРД был создан на базе двигателя РД-93, однако изначально комплектуется специальным плоским соплом, снижающим заметность летательного аппарата в инфракрасном диапазоне. Воздухозаборник двигателя размещался в носовой части фюзеляжа и представлял собой нерегулируемое заборное устройство.

Внутри фюзеляжа характерной формы «Скат» имел два грузоотсека размером 4,4х0,75х0,65 метра. При таких габаритах в грузоотсеках можно было подвешивать управляемые ракеты различных типов, а также корректируемые бомбы. Общая масса боевой нагрузки «Ската» должна была примерно равняться двум тоннам. Во время презентации на салоне МАКС-2007 рядом со «Скатом» находились ракеты Х-31 и корректируемые бомбы КАБ-500. Состав бортового оборудования, подразумевавшегося проектом, не оглашался. Исходя из информации о других проектах такого класса, можно сделать выводы о наличии комплекса навигационного и прицельного оборудования, а также неких возможностей автономных действий.

БПЛА «Дозор-600» (разработка конструкторов компании «Транзас»), также известный под названием «Дозор-3», значительно легче «Ската» или «Прорыва». Его максимальный взлетный вес не превышает 710-720 килограмм. При этом за счет классической аэродинамической компоновки с полноценным фюзеляжем и прямым крылом он имеет примерно такие же габариты, как у «Ската»: размах крыла в двенадцать метров и общую длину в семь. В носовой части «Дозора-600» предусмотрено место для целевой аппаратуры, а в средней устанавливается стабилизированная платформа для наблюдательного оборудования. В хвостовой части беспилотника размещается винтомоторная группа. Ее основа – поршневой двигатель Rotax 914, аналогичный устанавливаемым на израильский БПЛА IAI Heron и американский MQ-1B Predator.

115 лошадиных сил двигателя позволяют беспилотнику «Дозор-600» разгоняться до скорости порядка 210-215 км/ч или совершать длительные полеты с крейсерской скоростью в 120-150 км/ч. При использовании дополнительных топливных баков этот БПЛА способен находиться в воздухе до 24 часов. Таким образом, практическая дальность полета приближается к отметке 3700 километров.

Исходя из характеристик БПЛА «Дозор-600», можно сделать выводы о его предназначении. Сравнительно небольшой взлетный вес не позволяет ему перевозить какое-либо серьезное вооружение, что ограничивает спектр решаемых задач исключительно разведкой. Тем не менее, в ряде источников упоминается возможность установки на «Дозор-600» различного вооружения, общая масса которого не превышает 120-150 килограмм. Из-за этого номенклатура допустимых к применению вооружений ограничена только некоторыми типами управляемых ракет, в частности противотанковых. Примечательно, что при использовании противотанковых управляемых ракет «Дозор-600» в значительной мере становится похожим на американский MQ-1B Predator, как по техническим характеристикам, так и по составу вооружения.

Проект тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата. Разработка темы НИР «Охотник» по изучению возможности создания ударного БПЛА массой до 20 тонн в интересах ВВС России велась или ведется компанией «Сухой» (ОАО «ОКБ Сухого»). Впервые о планах Министерства обороны получить на вооружение ударный БПЛА заявлено на авиасалоне МАКС-2009 в августе 2009 г. Согласно заявлению Михаила Погосяна в августе 2009 г. проектирование нового ударного беспилотного комплекса должно было стать первой совместной работой соответствующих подразделений ОКБ Сухого и МиГ (проект «Скат»). СМИ сообщили о заключении контракта на выполнение НИР «Охотник» с компанией «Сухой» 12 июля 2011 г. В августе 2011 г. объединение соответствующих подразделений РСК МиГ и «Сухой» для разработки перспективного ударного БПЛА подтверждено в СМИ, но официальное соглашение между «МиГ» и «Сухой» подписано лишь 25 октября 2012 г.

Техническое задание на ударный БПЛА утверждено Министерством обороны России в первый числах апреля 2012 г. 6 июля 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что компания «Сухой» выбрана ВВС России в качестве головного разработчика. Так же неназванный источник в отрасли сообщает, что ударный БПЛА разработки компании «Сухой» одновременно будет истребителем шестого поколения. По состоянию на середину 2012 г. предполагается, что первый образец ударного БПЛА приступит к испытаниям не ранее 2016 г. Поступление на вооружение ожидается к 2020 г. В 2012 г. в ОАО ВНИИРА проведен отбор патентных материалов по теме ОКР «Охотник», а в перспективе планировалось создание систем навигации захода на посадку и руление тяжелых БПЛА по заданию ОАО Компании «Сухого» (источник).

СМИ сообщают, что первый образец тяжелого ударного БПЛА КБ им.Сухого будет готов в 2018 г.

Боевое применение (а то скажут выставочные экземпляры, советское старьё)

«Впервые в мире, ВС России провели атаку укрепрайона боевиков боевыми дронами. В провинции Латакия, армейские подразделения сирийской армии, при поддержке десантников России и русских боевых дронов, взяли стратегическую высоту 754,5, башню «Сириатель».

Совсем недавно начальник Генштаба ВС РФ генерал Герасимов заявил, что Россия стремится полностью роботизировать сражение, и, возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как роботизированные группы самостоятельно ведут военные действия, и вот это — произошло.

В России в 2013 году принята на вооружение ВДВ новейшая автоматизированная система управления «Андромеда-Д», с помощью которой можно осуществлять оперативное управление смешанной группировкой войск.
Использование новейшего высокотехнологичного оборудования позволяет командованию обеспечить непрерывное управление войсками, выполняющими учебно-боевые задачи на незнакомых полигонах, а командованию ВДВ осуществлять контроль за их действиями, находясь на удалении более 5 тыс. километров от мест дислокации, получая из района учения не только графическую картинку перемещающихся подразделений, но и видеоизображение их действий в режиме реального времени.

Комплекс в зависимости от задач может быть смонтирован на шасси двухосного «КамАЗа», БТР-Д, БМД-2 или БМД-4. Кроме того, учитывая специфику ВДВ, «Андромеда-Д» приспособлена для погрузки в самолет, перелета и десантирования.
Вот эта система, а также боевые дроны были переброшены в Сирию и испытаны в боевых условиях.
В атаке на высоту участвовали шесть роботизированных комплексов «Платформа-М» и четыре комплекса «Арго», атаку дронов поддерживали недавно переброшенные в Сирию самоходные артиллерийские установки (САУ) «Акация», которые могут уничтожать позиции противника навесным огнем.

С воздуха, за полем боя вели разведку беспилотники, передавая информацию в развернутый полевой центр «Андромеда-Д», а также в Москву в Национальный центр управления обороной командного пункта Генерального штаба России.

Боевые роботы, САУ, беспилотники были завязаны на автоматизированную систему управления «Андромеда-Д». Командующий атакой на высоту, в режиме реального времени, руководил боем, операторы боевых дронов, находясь в Москве, вели атаку, каждый видел как свой участок боя, так и всю картину в целом.

Первыми пошли в атаку дроны, приблизившись на 100-120 метров к укреплениям боевиков, они вызвали огонь на себя, а по обнаруженным огневым точкам тут же наносили удары САУ.

За дронами, на расстоянии 150-200 метром наступала сирийская пехота, зачищая высоту.

У боевиков не было не малейшего шанса, все их перемещения контролировали беспилотники, по обнаруженным боевикам наносились артиллерийские удары, буквально через 20 минут после начала атаки боевых дронов, боевики в ужасе бежали, бросая убитых и раненых. На склонах высоты 754,5, насчитали почти 70 убитых боевиков, у сирийских солдат погибших нет, только 4 раненых.»

Неоднократные инциденты с использованием беспилотных летательных аппаратов в небе Абхазии, а затем и в ходе войны в Южной Осетии вызвали ощутимый резонанс в СМИ. Неожиданно оказалось, что наши соседи, бывшие республики СССР, активно взялись за перевооружение собственных армий, уделяя при этом существенное внимание их оснащению беспилотными системами как эффективным средством разведки.
Подобная ситуация дает повод к тому, чтобы в очередной раз обратить внимание на состояние дел в этом плане в Вооруженных Силах РФ, произвести некоторую «ревизию» того, что стоит на вооружении, что есть, но не , а также что существует пока еще только в проекте.

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ

Разговор о в нашей стране часто начинают с рассказа о разработках КБ Туполева. Действительно, эта организация является одним из «пионеров» в области создания беспилотных систем в нашей стране – первые разработки относятся к 60-м годам прошлого века. Именно здесь были созданы такие комплексы, как «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д». Впрочем, сейчас ситуация с беспилотными проектами в КБ далеко не однозначна.

Одна из последних беспилотных разработок КБ – Ту-300 «Коршун» – часть комплекса «Строй-Ф», разработка которого начиналась еще в 80-е годы прошлого века. Он планировался в двух вариантах – разведывательном и ударном. Однако, по имеющимся сведениям, работы по этому комплексу так и не были доведены до конца.

Что же касается упомянутых комплексов «Стриж», «Рейс», «Рейс-Д», то, несмотря на более чем почтенный возраст, они до сих пор остаются на вооружении Российской армии. Предложенная «туполевцами» программа по их реанимации вряд ли способна кардинально повысить их ценность. Думается, что разумнее направить средства на новые разработки, в которых могли бы найти свое применение также и некоторые технические решения, созданные ранее.

Если говорить как раз о таких новых разработках, в которых аккумулируются и опыт, и самые передовые знания отечественных специалистов, то это проект боевого БПЛА «Скат» над которым работает Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Его демонстрация на авиасалоне МАКС-2007 произвела настоящую сенсацию. На фоне подавляющего преобладания беспилотных аппаратов малых размеров, корпорация «МиГ» решила не размениваться на подобные «мелочи» и занять пустующую нишу крупных ударных БПЛА.

Разрабатываемый БПЛА «Скат» предназначен для нанесения ударов как по заранее разведанным стационарным целям, в первую очередь, средствам ПВО в условиях сильного противодействия сил противника, так и по подвижным наземным и морским целям. Предполагается, что БПЛА «Скат» будет способен участвовать как в автономных, так и в групповых, в том числе совместных с пилотируемыми летательными аппаратами, боевых действиях.

Размах крыла БПЛА «Скат» составляет 11,5 м, длина – 10,25 м, высота – 2,7 м. Максимальная взлетная масса аппарата – 10000 кг. БПЛА оснащается двигателем РД-5000Б – бесфорсажным вариантом РД-93 с тягой 5040 кг. Максимальная скорость БПЛА у земли – 800 км/ч.

При проектировании БПЛА использованы инженерные решения, направленные на максимальное снижение радиолокационной заметности. Для аппарата выбрана аэродинамическая схема «летающее крыло» – исключено вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение . Воздухозаборник двигателя прикрыт от излучения радаров носовой частью аппарата. Двигатель оснащен плоским соплом, что облегчает применение радиопоглощающих конструкций, кроме того, оно само по себе является более слабым отражателем по сравнению с традиционным осесимметричным соплом. В конструкции аппарата широко использованы композиционные материалы.

, общая масса которой может достигать 2000 кг , размещается не на внешних подвесках, а во внутреннем отсеке. В качестве примера возможных средств поражения на МАКС-2007 перед аппаратом были выложены противокорабельные и противорадиолокационные ракеты Х-31А и Х-31П, а также корректируемые авиабомбы калибра 250 и 500 кг .

Первый заместитель генерального директора РСК «МиГ» Сергей Цивилев сообщил, что работа по созданию БПЛА состоит из нескольких этапов. В настоящее время построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», который предназначен для отработки конструктивно-компоновочных решений, а также оптимизации характеристик аппарата.
Далее предполагается создание летающей лаборатории-демонстратора. Любопытно, что в отличие от подобных проектов в США и Европе, где первоначально создавались более компактные версии аппаратов, в России принято решение сразу строить полноразмерный БПЛА. Причем, для окончательной доработки технологий создаваемого БПЛА, включая применение оружия, предполагается создать два аппарата – пилотируемый и беспилотный. На последнем этапе планируются постройка и испытания прототипа БПЛА «Скат» с полным набором боевых функций.

Еще одним из беспилотников, также способных нести на борту оружие, является БПЛА «Дань-БАРУК» казанского КБ «Сокол». Новый аппарат, который ОКБ считает одним из наиболее перспективных своих проектов, предназначен для выполнения барражирующих полетов большой продолжительности, ведения воздушной разведки. Кроме того, среди функций БПЛА и есть и ударные – поражение движущихся и неподвижных целей. Комплекс рассчитан на выполнение задач как в дневное, так и в ночное время, в широком диапазоне метеоусловий.

По своей размерности этот БПЛА «Дань-БАРУК» близок к израильским Hermes-450, закупленных Грузией. Размах крыла аппарата составляет 5,63 м, длина фюзеляжа – 4,6 м. БПЛА может совершать полеты продолжительностью до 15 часов на высотах до 6000 м. Диапазон скоростей аппарата – от 150 до 300 км/час.

Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 500 кг, из которых 100 кг приходится на полезную нагрузку, в состав которой может входить как различное оборудование разведки и наблюдения, так и контейнеры с авиационными средствами поражения – самоприцеливающимися и кумулятивно-осколочными боевыми элементами.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА

Весьма существенную нишу, в которой могут с успехом применяться беспилотные авиационные системы, представляют задачи Сухопутных войск. Головным российским предприятием, ответственным за разработку комплексов с беспилотными летательными аппаратами военного назначения является Концерн радиостроения «Вега». Беспилотники, имеющиеся сегодня в линейке Концерна, в основном предназначены для Сухопутных войск.

Так, модернизированный комплекс воздушной разведки полкового уровня «Строй-П» , изначально бывший более мобильным и предназначавшийся для нужд ВДВ, теперь, став более универсальным, все же, думается, более подходит именно для «сухопутчиков». Впрочем, по-видимому, модернизация «Пчелы» – временная мера. Это уже достаточно старая система, которая более способна напугать противника своим внешним видом, чем реальными возможностями.

В развитие комплекса «Строй-П» московский НИИ «Кулон» сейчас занимается созданием более крупного аппарата – БПЛА «Юлия» . Аппарат выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом малой стреловидности и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлётная масса беспилотника составляет 550 кг, включая полезную нагрузку до 100 кг. БПЛА будет способен выполнять полет в течение 12 часов и в реальном масштабе времени передавать информацию с датчиков полезной нагрузки на наземный пункт управления, расположенный на удалении до 250 км. Взлёт и посадка беспилотника осуществляются «по-самолетному».

Датчики обзорной разведки, размещаемые на борту БПЛА «Юлия», представлены широкозахватной двухспектральной (ТВ/ИК) строчной аппаратурой «Радуга-Э» и/или радиолокационной станцией бокового обзора с синтезированной апертурой РСА – М402К3. Для детального наблюдения используется гиростабилизированная оптико-электронная система (ГОЭС-630) в составе совмещенных ТВ-, ИК-камер и лазерного дальномера.
Предполагается, что новый аппарат будет работать в тандеме с «Пчелой», что позволит расширить возможности комплекса с тактической до оперативно-тактической глубины.

Комплекс «Типчак» , созданный рыбинским КБ «Луч», также входящим в состав Концерна «Вега», изначально проектировался именно под задачи Сухопутных войск, точнее Ракетных войск и артиллерии. Уже завершены госиспытания комплекса, ведутся работы по организации его серийного производства. Первые комплексы уже начинают поступать в войска.

Судя по опыту других стран, в военных конфликтах последних лет достаточно хорошо проявили себя также и беспилотники класса «мини» . Одним из эффективных технических решений в этой области на российском рынке является беспилотная система дистанционного наблюдения «Элерон» , созданная казанской компанией «Эникс». БПЛА имеет размах крыла 1,47 м и взлетную массу порядка 2,8 кг. На борту мини-самолета устанавливается аппаратура наблюдения, позволяющая применять систему как днём, так и ночью. Компактный переносной комплекс может использоваться для обеспечения оперативной разведки «за холмом». Время подготовки к полету – всего 5 минут.

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

В уже упоминавшемся «Эниксе» также активно развивается направление БПЛА для применения в интересах Военно-морского флота. Правда, об этом направлении работ пока известно немного. В частности, то, что специалисты компании отрабатывают посадку при помощи сети – традиционное решение для корабельных БПЛА небольшой размерности.
По-видимому, для нужд ВМФ были бы весьма полезны также и аппараты вертикального взлёта – посадки. Такого рода проект существует в МВЗ им.Миля, который предлагает на базе Ми-34 создать беспилотный вертолет, подобный американскому БПЛА FireScout.

По информации компании, этот БПЛА в перспективе может быть использован для обзора земной поверхности и передачи на землю телевизионного и/или тепловизионного изображения местности или конкретных объектов на местности, химической и радиационной разведки, транспортировки грузов различного назначения массой до 300 кг.

На борту вертолета предполагается установить разнообразное съемное или стационарное специальное оборудование в пределах располагаемой грузоподъемности. В состав базового комплекса войдет система управления вертолетом, автопилот, система траекторного управления, система посадки, станция управления, радиолиния связи «вертолет – наземная станция управления», специальное оборудование.

Впрочем, проект этот достаточно сложен и дорог. О работах в этом направлении в МВЗ было заявлено еще несколько лет назад, однако до настоящего времени программа все еще остается в стадии предварительного проектирования. Так что, по-видимому, даже в случае начала финансирования он будет создаваться и отрабатываться еще достаточно долго.

Гораздо ближе к реализации – проекты компании «Радар-ММС» из Санкт-Петербурга. Эта компания долгие годы занималась разработкой и созданием радиоэлектронных комплексов, размещаемых на воздушных и морских судах военного и гражданского назначения, а также обеспечивающих их эффективную и безопасную навигацию и эксплуатацию.

В последние годы предприятие развертывает собственное производство, нацеленное на использование новых наукоемких технологий. В числе подобных новинок компания предлагает мониторинговый комплекс на базе малогабаритных беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Проект реализуется с участием Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

В настоящее время в линейке беспилотников, предлагаемых компанией «Радар-ММС», аппараты от 5 кг до 450 кг. Беспилотные вертолёты компании оснащаются ТВ-камерами, а также другим оборудованием по желанию заказчика. Средства управления беспилотными аппаратами унифицированы. Пункт дистанционного управления, состоящий из двух автоматизированных рабочих мест и приемо-передающей системы, обеспечивает управление вертолетом, прием, отображение и регистрацию информации, а также контроль функционирования элементов комплекса.

ФСБ И ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА

Федеральная служба безопасности России также использует беспилотники. Несколько лет назад в КБ «Искатель» Московского авиационного института для Центра спецтехники ФСБ был создан беспилотный комплекс с малоразмерным БПЛА вертолетного типа «Ворон».

БПЛА «Ворон» – это мини-вертолет, который может применяться с небольших площадок, что делает его незаменимым при проведении специальных операций в городских условиях. Взлетная масса БПЛА составляет 32 кг. При этом вертолет берет на борт до 16 кг полезной нагрузки. Продолжительность полета составляет два часа при скорости 100-120 км/час. Комплекс позволяет наблюдать за местностью, различая людей, номерные знаки машин и другие мелкие детали.

Из особых качеств беспилотника «Ворон» разработчики отмечают возможность его применения в сложных метеоусловиях, а также малую акустическую заметность – на расстоянии 100 метров шум двигателя уже практически не слышен.
Что касается Пограничной службы ФСБ России, то уже упоминавшийся комплекс «Элерон» получил известность после демонстрации его возможностей президенту и руководителям силовых структур РФ на погранзаставе в Дагестане летом 2005 г. Причем это не была показная акция. По словам представителей компании, комплекс реально используется. На настоящий момент БПЛА этого типа в общей сложности совершили сотни полетов.

Вместе с тем, в силу малых размеров функциональные возможности данной системы ограничены. Пограничникам требуются также и более крупные аппараты, имеющие большие дальность, продолжительность полета, массу полезной нагрузки.

В качестве подобной системы, возможно, будет использован новый беспилотный комплекс «Дозор-4» , созданный петербургской компанией «Транзас». Комплекс предназначен для сбора и обработки информации о заданных объектах и районах в целях обеспечения государственных министерств и ведомств данными, необходимыми для успешного решения задач в ходе их служебной и хозяйственной деятельности.

Максимальная взлетная масса аппарата – 60 кг. Взлет и посадка осуществляются по-самолетному. Максимальная продолжительность полета БПЛА составляет порядка 10 часов. Дальность полета может достигать 1200 км.

Диапазон областей применения данного комплекса достаточно широк – это мониторинг чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, дистанционный контроль объектов топливно-энергетического комплекса, транспорта и природопользования, патрулирование сухопутных и морских границ, обеспечение геодезической и картографической деятельности, производственно-экологический мониторинг и охрана важных объектов.
По словам главного конструктора беспилотных систем компании «Транзас» Геннадия Трубникова, в производство уже запущена партия БПЛА «Дозор-4» , которая поступит в опытную эксплуатацию Пограничной службы ФСБ РФ.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Российское МВД также использует для своих нужд беспилотные летательные аппараты – около двух лет назад на вооружение Центра авиации МВД были приняты первые беспилотники ижевской фирмы «Беспилотные системы».

БПЛА ZALA 421-04 – аппарат схемы «летающее крыло» массой порядка 6 кг и размахом крыла 2,36 м. На борту БПЛА размещается оптико-электронная аппаратура массой до 1 кг. Радиус действия БПЛА до 15 км. Максимальная продолжительность полета – 1 час. БПЛА оснащен двигателем мощностью 1,5 кВт. Взлет и посадка БПЛА осуществляются в автоматическом режиме. Комплекс был развернут в Санкт-Петербурге для мониторинга безопасности во время проведения саммита G8.

Второй комплекс с более компактным БПЛА – ZALA 421-08 поступил на службу милиции в прошлом году. Входящий в состав комплекса легкий 1,7-килограммовый беспилотный самолет, также созданный по схеме «летающее крыло», ставшей в своем роде фирменной для компании «Беспилотные системы», имеет размах крыла всего 0,8 м. На БПЛА устанавливаются 2 камеры: цветная – фронтального, и черно-белая – бокового обзора. Радиус действия комплекса – 10 км. Максимальная продолжительность полета – 90 минут. Запуск БПЛА производится броском руки, а посадка – при помощи парашюта на площадку размером 30х100 м.

Известно, что этот комплекс применялся в ходе Московского авиационно-космического салона МАКС-2007. ГИБДД с его помощью получила возможность оперативного обнаружения «проблемных» мест на дорогах, и, соответственно, возможность перераспределения транспортных потоков во избежание заторов.
По словам представителей Центра авиации МВД, есть планы по расширению парка используемых милицией беспилотных систем, в том числе и по приобретению комплекса с БПЛА вертикального взлета – посадки. Причем, по некоторым данным, МВД намеревается диверсифицировать поставщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзорные статьи, подобные этой, в силу специфики, описывают достаточно большое количество различных проектов. Не хотелось бы, чтобы обилие рассмотренных систем дезориентировало лиц, принимающих решения. Количество здесь отнюдь не является показателем успешности развития этого направления в нашей стране.
Увы, Россия, имевшая лидирующие позиции в данном направлении в прошлом, в настоящее время пропустила далеко вперед США, Израиль, ряд государств Европы.

Внимание, обращенное в последнее время на проблемы разработки систем с беспилотными летательными аппаратами в нашей стране, со стороны Министерства обороны России, Военно-промышленной комиссии, других министерств и ведомств, безусловно, является положительным моментом.

Однако само внимание есть условие необходимое, но не достаточное. Изменить ситуацию в лучшую сторону могут лишь масштабные закупки соответствующих систем при параллельной разработке перспективных образцов беспилотной техники, а также необходимых новых технологий.
_____________________________________________________________________________
Полезная информация :
На современных производственных предприятиях используются различного вида поршневые и винтовые компрессоры. Различие между этими двумя типами оборудования по принципу работы состоит в том, что винтовой компрессор осуществляет нагнетание воздушно-масляной смеси с помощью винтового блока в пневмосистему, а поршневой компрессор осуществляет сжатие воздуха при движении поршней. На небольших производствах чаще используется винтовой компрессор. Это связано, прежде всего, с его экономичностью и компактными размерами, а также с возможностью работы в круглосуточном режиме.

На сайте компании «ПНЕВМОТЕХНИКА» вы можете заказать винтовые компрессорные станции и установки от ведущих производителей ALUP, ABAC, SULLAIR, VORTEX и запасные части к ним по выгодным ценам. Квалифицированные специалисты компании помогут вам правильно выбрать винтовой компрессор под выполнение любых поставленных задач. Компания «ПНЕВМОТЕХНИКА» готова предложить вам сервисное обслуживание на высоком уровне и осуществить гарантийное и послегарантийное обслуживание купленного оборудования.

/Денис ФЕДУТИНОВ «Национальная оборона» /

Однако, учитывая, что программа создания роботизированных боевых комплексов в России засекречена, вполне возможно, что огласка в СМИ и не была нужна, т.к., возможно, проводились боевые испытания перспективных образцов робототехники.

Попробуем проанализировать открытую информацию о том, какими боевыми роботами Россия располагает в данное время. Первую часть статьи начнем с беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Ка-37 - российский беспилотный летательный аппарат (беспилотный вертолёт) предназначенный для аэрофотосьёмки, трансляции и ретрансляции теле- и радиосигналов, проведения экологических экспериментов, доставки медикаментов, продуктов и почты при оказании экстренной помощи в процессе ликвидации аварий и катастроф в труднодоступных и опасных для человека местах.

Назначение

  • Многоцелевой беспилотный вертолет
  • Первый полёт: 1993

Технические характеристики

  • Диаметр несущего винта: 4,8 м
  • Длина фюзеляжа: 3,14 м
  • Высота с вращ. винтами: 1,8 м
  • Масса Макс. взлётная 250 кг
  • Двигатель: П-037 (2х24,6 кВт)
  • Крейсерская скорость: 110 км/ч
  • Макс. скорость: 145 км/ч
  • Радиус действия: 20 км
  • Дальность полёта: ~100 км
  • Практический потолок: 3800 м

Ка-137 - разведывательный БПЛА (вертолёт). Первый полёт совершил в 1999 году. Разработал: ОКБ Камова. Беспилотный вертолёт Ка-137 выполнен по соосной схеме. Шасси четырёхопорное. Корпус имеет шарообразную форму с диаметром 1,3 м.

Оборудованный спутниковой навигационной системой и цифровым автопилотом Ка-137 движется по заранее намеченному маршруту автоматически и выходит в заданное место с точностью до 60 м. В интернете получил неофициальное прозвище «Пепелац» по аналогии с летательным аппаратом из фильма «Кин-дза-дза!».

Технические характеристики

  • Диаметр главного винта: 5,30 м
  • Длина: 1,88 м
  • Ширина: 1,88 м
  • Высота: 2,30 м
  • Масса:
    • пустого: 200 кг
    • максимальная взлётная: 280 кг
  • Тип двигателя 1 ПД Hirht 2706 R05
  • Мощность: 65 л. с.
  • Скорость:
    • максимальная: 175 км/ч
    • крейсерская: 145 км/ч
  • Практическая дальность: 530 км
  • Продолжительность полёта: 4 ч
  • Потолок:
    • практический: 5000 м
    • статический: 2900 м
  • максимальная: 80 кг

ПС-01 Комар - оперативный беспилотный самолёт, дистанционно-пилотируемый аппарат.

Первый полет совершил в 1980 году, разработан в ОСКБЭС МАИ (Отраслевое специальное конструкторское бюро МАИ). Построено три образца аппарата. На аппарате была разработана схема кольцевого оперения с толкающим винтом и рулями, размещенными внутри кольца, которая впоследствии была применена при создании серийного комплекса типа Шмель-1.

Конструктивные особенности ДПЛА – применение складывающихся крыльев и модульная конструкция фюзеляжа. Крылья аппарата складывались таким образом, что в собранном (транспортировочном) виде самолет размещался в контейнере 2,2x1x0,8 м. Из транспортировочной конфигурации в полетную самолет “Комар” приводился за 3-5 с при помощи шарниров с самозащелкивающимися фиксаторами крайних положений всех складывающихся элементов.

Фюзеляж ДПЛА имел отделяемый головной модуль с тремя быстродействующими замками, которые обеспечивали простую смену модулей. Это сокращало время замены модуля с целевой нагрузкой, время для загрузки самолета ядохимикатами или средствами биологической защиты сельскохозяйственных площадей.

Технические характеристики

  • Нормальная взлётная масса, кг 90
  • Максимальная скорость у земли, км/ч 180
  • Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 100
  • Длина самолёта, м 2,15
  • Размах крыла, м 2.12

Разведывательный БПЛА. Первый полёт совершил в 1983 году. Работы по созданию мини-БПЛА начаты в ОКБ им. А. С. Яковлева в 1982 году на основе опыта изучения боевого применения израильских БПЛА в войне 1982 г. В 1985 г началась разработка БПЛА «Шмель-1» с четырёхопорным шасси. Лётные испытания БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащённом телевизионным и ИК оборудованием, начались в 1989 г. Аппарат рассчитан на 10 запусков, хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере. Оснащён сменными комплектами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Способ посадки парашютный.

Технические характеристики

  • Размах крыла, м 3.25
  • Длина, м 2.78
  • Высота, м 1.10
  • Масса, кг 130
  • Тип двигателя 1 ПД
  • Мощность, л.с. 1 х 32
  • Крейсерская скорость, км/ч 140
  • Продолжительность полёта, ч 2
  • Практический потолок, м 3000
  • Минимальная высота полёта, м 100

«Шмель-1» послужил прототипом для более совершенной машины “Пчела-1Т” с которой внешне практически не различим.

Пчела-1Т

Пчела-1Т - советский и российский разведывательный БПЛА. С помощью комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

Старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещённой на гусеничном шасси боевой машины десанта. Посадка производится на парашюте с амортизирующим надувным мешком, снижающим ударные перегрузки. В качестве силовой установки на ДПЛА «Пчела-1» применяется двухтактный двухцилиндровый двигатель внутреннего сгоранияП-032. Комплекс «Строй-П» с ДПЛА «Пчела-1Т», созданный в 1990-м ОКБ А.С. Яковлева, предназначен для круглосуточного наблюдения объектов и передачи их телевизионного или тепловизионного изображения в реальном масштабе времени на наземный пункт управления. В 1997 году комплекс принят на вооружение Вооружённых сил Российской Федерации. Ресурс: 5 вылетов.

Технические характеристики

  • Размах крыла, м: 3.30
  • Длина, м: 2.80
  • Высота, м: 1.12
  • Масса, кг: 138
  • Тип двигателя: поршневой
  • Мощность, л.с.: 1 х 32
  • Радиус действия комплекса, км: 60
  • Диапазон высот полёта над уровнем моря, м: 100-2500
  • Скорость полёта, км/ч: 120-180
  • Взлётный вес ДПЛА, кг: до 138
  • Способ управления:
    • автоматический полёт по программе
    • дистанционное ручное управление
  • Погрешность измерения координат ДПЛА:
    • по дальности, м: не более 150
    • по азимуту, град: не более 1
  • Высота старта над уровнем моря, м: до 2 000
  • Диапазон высот оптимального ведения разведки над подстилающей поверхностью, м: 100-1000
  • Угловая скорость разворота ДПЛА, град/с: не менее 3
  • Время развёртывания комплекса, мин: 20
  • Поле зрения ТВ камеры по тангажу, град: 5 - −65
  • Продолжительность полёта, ч: 2
  • Количество взлёто - посадок (применения для каждого ДПЛА): 5
  • Диапазон рабочих температур комплекса, °С: −30 - +50
  • Время обучения обслуживающего персонала, ч: 200
  • Ветер при старте ДПЛА, м/с: не более 10
  • Ветер при посадке ДПЛА, м/с: не более 8

Ту-143 «Рейс» - разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА)

Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Входит в состав комплекса ВР-3. По окончании полёта Ту-143 разворачивался по программе и возвращался обратно в зону посадки, где после остановки двигателя и манёвра «горка» осуществлялась посадка с помощью парашютно-реактивной системы и шасси.

Применение комплекса отрабатывалось в 4-м Центре боевого применения ВВС. В 1970-1980-х годах было выпущено 950 штук. В апреле 2014 года Вооружённые силы Украины расконсервировали беспилотники, оставшиеся от СССР, и провели их испытания, после чего началось их боевое применение на территории Донецкой и Луганских областей.

  • Модификация Ту-143
  • Размах крыла, м 2.24
  • Длина, м 8.06
  • Высота, м 1.545
  • Площадь крыла, м2 2.90
  • Масса, кг 1230
  • Тип двигателя ТРД ТРЗ-117
  • Тяга, кгс 1 х 640
  • Ускоритель СПРД-251
  • Максимальная скорость, км/ч
  • Крейсерская скорость, км/ч 950
  • Практическая дальность действия, км 180
  • Время полета, мин 13
  • Практический потолок, м 1000
  • Минимальная высота полета, м 10

«Скат» - разведывательный и ударный беспилотный летательный аппарат, разрабатываемый ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Впервые был представлен на авиасалоне МАКС-2007 в качестве полноразмерного макета, предназначенного для отработки конструкторско-компоновочных решений.

По заявлению генерального директора РСК «МИГ» Сергея Короткова, разработка беспилотного ударного летательного аппарата «Скат» прекращена. Решением Министерства обороны России по результатам соответствующего тендера головным разработчиком перспективного ударного БЛА избрана АХК «Сухой». Однако задел по «Скату» будет использован при разработке «семейства» БЛА «Сухого», и РСК «МИГ» будет принимать участие в этих работах. Проект был приостановлен в связи с отсутствием финансирования. 22 декабря 2015 года в интервью (газете Ведомости) с генеральным директором РСК “МиГ” Сереем Коротковым было сказано, что работы по “Скату” продолжаются. Работа идёт совместно с ЦАГИ. Финансирование разработки осуществляет Минпромторг РФ.

Назначение

  • Ведение разведки
  • Нанесение ударов по наземным целям авиабомбами и управляемыми ракетами (Х-59)
  • Уничтожение радиолокационных систем ракетами (Х-31).

Технические характеристики

  • Длина: 10,25 м
  • Размах крыла: 11,50 м
  • Высота: 2,7 м
  • Шасси: трёхопорное
  • Максимальная взлетная масса: 20000 кг
  • Двигатель: 1 × ТРДД РД-5000Б с плоским соплом
  • Тяга: бесфорсажная: 1 × 5040 кгс
  • Тяговооружённость: при максимальной взлетной массе: 0,25 кгс/кг

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость на большой высоте: 850 км/ч (0,8 М)
  • Дальность полёта: 4000 км
  • Боевой радиус: 1200 км
  • Практический потолок: 15000 м

Вооружение

  • Точки подвески: 4, во внутренних бомбоотсеках
  • Варианты подвески:
  • 2 × Х-31А «воздух-поверхность»
  • 2 × Х-31П «воздух-РЛС»
  • 2 × КАБ -250 (250 кг)
  • 2 × КАБ-500 (500 кг)
  • Предназначен для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, оценки ущерба. Эффективен в проведении аэрофото- и видеосъемки на небольшом удалении. Производится ижевской компанией «ZALA AERO GROUP» под руководством Захарова А. В.

    Беспилотный летательный аппарат разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления автопилотом, органов управления и силовой установки, бортовой системы питания, системы посадки на парашюте и съемных блоков целевой нагрузки. Для того, чтобы самолет не терялся в позднее время суток, на корпусе установлены миниатюрные светодиодные светильники, требующие малого потребления энергии. Запускается ZALA 421-08 с рук. Метод посадки - автоматически с парашютом.

    Характеристики:

    • Радиус действия видео/радиоканала 15 км / 25 км
    • Продолжительность полета 80 мин
    • Размах крыла БЛА 810 мм
    • Длина БЛА 425 мм
    • Максимальная высота полета 3600 м
    • Запуск за корпус БЛА или катапульта
    • Посадка – парашют/в сеть
    • Тип двигателя – электрический тянущий
    • Скорость 65-130 км/ч
    • Максимальная взлетная масса 2,5 кг
    • Масса целевой нагрузки 300 г
    • Навигация ИНС с коррекцией GPS/ГЛОНАСС, радиодальномер
    • Целевые нагрузки Тип «08»
    • Планер – цельное крыло
    • АКБ – 10000 мАч 4S
    • Максимально допустимая скорость ветра 20 м/с
    • Диапазон рабочих температур -30°C…+40°C
    • (5 голосов, средний: 5,00 из 5)

    В настоящее время беспилотный авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия , Пакистан , Иран , Сирия , Польша , Чехия , Норвегия . Бесспорными лидерами являются США , Израиль , Германия , которые оставили далеко позади себя Россию . Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финансирование со стороны государства. Значительные средства на разработку и производства беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны.

    Однако, востребованность современного российского рынка в беспилотных системах проявляется не только в потребности силовых структур, но и в других, сугубо гражданских сферах, а именно: экологический мониторинг; мониторинг трубопроводов и газопроводов; картографирование; лесоохрана, рыбоохрана. Даже небольшое применение беспилотных систем в этих сферах дает ощутимые результаты. В эпоху Советского Союза разработкой беспилотных систем занимались крупные авиационные производители, такие, как КБ им.Туполева, сейчас этим занимаются множество фирм, изначально не связанных с авиацией, которые пришли в этот сегмент из других смежных отраслей. Научную разработку и производство беспилотных комплексов проводят концерн «ВЕГА» , «Аэрокон» , «Транзас» , «Иркут» , «Рисса» и др.

    EXперименты. Беспилотники

    По классификации Министерства обороны выделяют 4 класса беспилотных комплексов

    1. комплексы ближнего радиуса действия (до 25 км.);
    2. БПЛА малой дальности (до 100 км);
    3. средней дальности (до 500 км.);
    4. большой дальности (более 500 км).

    Востребованы как дорогостоящие аппараты с большой длительностью полета (более суток), так и малобюджетные, представляющие собой пневматическое ружье, выстреливающее на высоту 200 метров целевую нагрузку с фото-, видеокамерой и системой передачи данных, опускаемую на землю с помощью парашюта в течение 20-30 секунд.

    Среди БЛА 1 класса хорошую оценку специалистов Минобороны получили комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» казанской компании «Эникс». Эти системы рекомендованы для использования в Сухопутных войсках РФ. Их планеры выполнены по интегральной схеме.

    Беспилотники ближнего радиуса действия

    Масса аппарата «Элеон-3СВ» без целевой нагрузки – 4,3 кг. Его можно транспортировать в заплечном контейнере или автотранспортом. Продолжительность полета – около 2 часов, высота полета – 5 км. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – 25 км. Пуск аппарата происходит с помощью резинового жгута или пневматической направляющей, посадка – на парашюте, отцепляющемся при посадке по радиокоманде.

    «Элерн-10СВ» имеет продолжительность полета 2,5 часа при диапазоне скоростей 75-135 км/ч, передает данные на расстояние до 50 км. Садится аппарат с помощью парашюта в перевернутом на спину положении, что обеспечивает сохранность информации и хрупкой полезной нагрузки. Аналогичным образом приземляется израильский БЛА BirdEye-400 , который закуплен российским Министерством обороны для изучения.

    Для нужд МЧС и МВД для применения в городских условиях Московским авиационным институтом разработан мини-вертолет «Ворон» взлетной массой 32 кг. (масса полезной нагрузки до 16 кг). При 2-часовой продолжительности полета со скоростью 100-120 км/час, комплекс позволяет различать людей, номера машин… «Ворон» может применяться в сложных метеоусловиях, акустически мало заметен.

    Сильными конкурентами вертолетам являются беспилотники турбинного типа, которые относятся к аппаратам вертикального взлета и используются для выполнения задач, требующих видеонаблюдения с близкого расстояния, точной посадки в заданную точку. Они могут быть использованы где угодно, в т.ч. в условиях городской застройки и в лесу, т.к. несущий винт в таких аппаратах находится внутри корпуса. Одной из не многих компаний, разрабатывающих подобные перспективные БЛА, является компания «Рисса». Наиболее известна ее разработка «Тайфун» . Аппарат рассчитан на 50 минут полетного времени, может быть незаменим для исследования состояния зданий при неразрушающем контроле, для подъема аппаратуры на небольшие высоты, контроля движения на магистралях.

    Элерон-3СВ Элерон-10СВ Bird-Eye 400
    Мини-вертолет «Ворон» Рейс-Д Иркут-200
    БПЛА «Юлия» Дозор-2 Дозор-3
    Дозор-4

    Беспилотники средней дальности

    Беспилотные комплексы среднего радиуса действия «Рейс-Д» , находящиеся на вооружении российской армии, разработаны КБ им. Туполева. Сейчас ведется разработка проекта БЛА средней дальности на основе разведывательно-ударного комплекса с аппаратом Ту-300 (стартовая масса – 3 т., скорость до 950 км/ч., дальность полета – 300 км., способен нести вооружение массой до 1 т.).

    Компания «Иркут» разработала комплекс «Иркут-200» (длина 4,53м, размах крыла-5,34м, дальность действия – до 200км). Конструктивно представляет собой высокоплан. Использование композитных материалов позволило снизить массу аппарата. БЛА берет нагрузку массой до 30кг. и до 60 кг. топлива, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Взлет и посадка производится на площадку длиной до 250м. Достоинством комплекса является высокая степень автономности, а также низкая стоимость жизненного цикла и эксплуатации.

    Более крупный аппарат – БПЛА «Юлия» взлетной массой 550 кг. при полезной нагрузке до 100кг. – разработан Московским НИИ «Кулон». Беспилотник рассчитан на полет в течение 12 часов и передачу информации на расстояние до 250 км. Взлёт и посадка осуществляются «по-самолетному».

    КОГДА НАШИ БЕСПИЛОТНИКИ НАЧНУТ БОМБИТЬ ИГИЛ?

    Беспилотные комплексы дальнего радиуса действия

    Вопросу обеспечения высокого качества передаваемой БЛА информации большое значение придают в компании «Транзас», являющейся разработчиком морских и авиационных навигационных систем. Эта проблема стала ключевой при создании комплекса «Дозор-3» , относящегося к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. Полезной нагрузкой БЛА могут быть: видеокамеры и РЛС переднего и бокового обзора, тепловизор, автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, система управления целевой нагрузкой и накопители информации. Для патрулирования морских и сухопутных границ, мониторинга стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, обеспечения поисково-спасательных операций «Транзас» предлагает «Дозор-2» и «Дозор-4» . «Дозор-4», в частности, используется пограничной службой ФСБ для облета магистральных газопроводов и аэрофотосъемки.

    Использование «Транзасом» нанотехнологий позволяет сделать аппараты более устойчивыми и менее заметными для радиолокаторов.

    Новый российский беспилотный аппарат ОРИОН Копия беспилотного аппарата США MQ-9 Reaper

    Проблемы и перспективы развития отрасли

    Российские производители зависимы от комплектующих импортного производства (двигатели внутреннего сгорания, электронные элементы оборудования и др.). Отставание также относится к малогабаритным обзорным системам, источникам питания большой емкости, поршневым и электрическим силовым установкам. Не достаточно развито производство дешевых перспективных композитных материалов. Тем не менее, работы в области беспилотной авиации продолжаются. По мнению специалистов, при достаточном финансировании отставание России от ведущих стран-разработчиков и производителей БЛА может быть преодолено за 5-6 лет. Сейчас по заказу Министерства обороны компания «Сухой» ведёт разработку двух БПЛА самолётного типа – разведывательного и ударного. «Транзас» разрабатывает БПЛА весом до 1 т.. Над созданием БПЛА весом в 5 т. работает казанское предприятие ОКБ “Сокол”. По гособоронзаказу разработку 3х беспилотников, но уже вертолетного типа (БЛА малой дальности массой 300 кг, беспилотник взлетной массой 700 кг и тяжелый ударный беспилотный вертолет) ведет холдинг “Вертолеты России”. Испытания комплексов, созданных этими компаниями, следует ожидать не ранее 2014 года.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх