Илон Маск в очередной раз покоряет звезды. За успешным запуском Falcon Heavy следили во всём мире

Аэрокосмическая компания SpaceX Илона Маска запустила ракету-носитель сверхтяжелого класса Falcon Heavy из Космического центра имени Джона Фицджеральда Кеннеди (мыс Канаверал, Флорида, США). В качестве полезной нагрузки использован груз в форме капсулы, внутри которого находится спортивный электромобиль Маска Tesla Roadster вишневого цвета, оснащенный несколькими камерами видеонаблюдения. Из электромобиля ведется прямая трансляция. Внутри Tesla Roadster должна непрерывно играть песня Space Oddity Дэвида Боуи. За рулем электрокара находится манекен в скафандре SpaceX.

Terry Renna / Associated Press

«Место назначения — орбита Марса. Она (Tesla Roadster. — прим.) будет находиться в далеком космосе миллиарды лет или примерно столько, если не взорвется во время взлета», — написал ранее Маск.

Ожидается, что Tesla Roadster выйдет на эллиптическую орбиту, которая протягивается от Солнца к Марсу. При этом на самом Марсе электрокар не окажется. Ранее Маск рассказал, что Tesla должен улететь на расстояние примерно 400 миллионов километров от Земли. При этом его скорость должна составить 11 километров в секунду.

— SpaceX (@SpaceX) 6 февраля 2018 г.

В разговоре с CNN Маск рассказал , что система возвращения из космоса боковых ускорителей ранее никогда не тестировалась. «Это действительно сумасшедшее количество энергии, и это действительно чудо, что ракета держится (скреплением трех. — прим.) вместе», — сказал он.

Решение использовать в качестве полезной нагрузки электромобиль было связано с тем, что первый запуск новой ракеты зачастую может оказаться неудачным. Представляя Tesla Roadster как полезную нагрузку, Маск писал , что для испытательных полетов новых ракет в этом качестве часто используют бетонные и стальные блоки. Он назвал это «ужасно скучным» и добавил, что решение отправить электрокар связано с желанием отправить к Марсу «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать».

При этом электрокар не выйдет непосредственно на Марс. Иногда Tesla сможет оказываться достаточно близко к планете. Ранее Маск говорил, что есть чрезвычайно небольшой шанс, что электромобиль попадет на Марс.

Для Falcon Heavy этот полет стал первым демонстрационным. О разработке ракеты-носителя Falcon Heavy Маск рассказал в апреле 2011 года. Сначала ее планировали запустить в 2013 году, однако позже дату неоднократно переносили.

CNN отмечает, что в случае выполнения плана, Falcon Heavy станет самой мощной в мире ракетой, совершившей подобный полет. По словам Маска, сегодня она уже является самой большой в мире ракетой. Falcon Heavy способна поднимать большую нагрузку, чем любая другая американская ракета — начиная с ракеты-носителя «Сатурн-5», которая использовалась для пилотируемой посадки на Луну — задач программы «Аполлон».

Это первый случай, когда частная коммерческая компания разработала такую ​​масштабную ракету полностью без государственного финансирования, отмечает The New York Times. Издание пишет, что для SpaceX запуск Falcon Heavy по сути означает демонстрацию того, что компания может намного больше, чем выводить спутники связи на орбиту и доставлять грузы NASA на Международную космическую станцию.

Прогнозируя запуск, Маск отмечал, что это именно тестовая миссия. Есть большая вероятность, что что-то пойдет не так, добавлял он. Маск также рассказывал, что обычно за день до запуска чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительным и счастливо», — сказал он накануне запуска, добавив, что это может быть и плохим знаком.

Из Космического центра Кеннеди были произведены многие известные пуски NASA, в том числе «Аполлон-11» в 1969 году — миссия, которая доставила на Луну астронавтов Эдвина Олдрина, Майкла Коллинза с командиром экипажа Нилом Армстронгом.

Маск рассказывал, что запуск Falcon Heavy поможет в будущем учесть детали для отправления людей на Луну и Марс. Ранее он анонсировал решение SpaceX организовать полет к Луне двух человек — не профессиональных астронавтов, а именно частных лиц, космических туристов — во второй половине 2018 года. Они должны облететь Луну, не совершая при этом посадки. Известно, что люди для этой миссии уже выбраны, однако пока Маск отказывается называть их имена. Он лишь говорил, что они знакомы друг с другом, не связаны с Голливудом и принесли компании значительные финансовые вложения для организации транспортировки. В ближайшее время они пройдут медицинский осмотр, после чего их начнут готовить к отправлению. Полет будет осуществлен на космическом корабле Dragon 2. SpaceX разрабатывает его совместно с NASA.

Надпись на одной из частей электрокара: «Сделано на Земле людьми»

Событие? Конечно. По крайней мере миллионы человек с большим интересом наблюдали вчера в прямом эфире за запуском частной американской сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy.

Илон Маск, не так давно пообещавший отправить на Марс миллион человек за 10 тысяч полетов, а первых "марсиан" высадить уже в 2024 году, по сути, сделал к этому первый шаг. Он отправил в космос мощнейший на сегодня космический носитель. Заявляется, что максимальная грузоподъемность этого аппарата может составлять почти 64 тонны.

Но Маск не был бы Маском и, как говорят, великим пиарщиком, если бы не обставил все это максимально ярко. "Ради смеха" вместо металлических болванок, которые обычно играют роль полезной нагрузки в любом испытательном полете ракеты, под музыку Дэвида Боуи он отправил на орбиту легкий спортивный автомобиль Tesla Roadster вишневого цвета. На торпеде написано: "Don’t panic!" Без паники!

Уже сейчас, по сообщениям из-за рубежа, родстер вовсю рассекает гиперболическую орбиту. После чего, согласно задумке SpaceX, должен отправиться в далекий космос по гелиоцентрической орбите.

К тому, что делает Маск, надо относиться с уважением, но без шапкозакидательства

"Изображение из Центра управления полетом SpaceX. Совершенно очевидно, что автомобиль находится на орбите вокруг Земли", - так через несколько минут после старта подписал видеоролик изобретатель-миллиардер.

Эксперты говорят: редко бывает, чтобы новая ракета с первого раза взлетела и без сбоев выполнила всю программу. Секунда в секунду. Хотя не все прошло гладко: центральный разгонный блок не удалось посадить на плавучую платформу в Атлантическом океане. Он разбился. Но два боковых благополучно вернулись и, более того, синхронно сели на заданной площадке на расстоянии каких-то метров друг от друга. И это не могло не впечатлить.

Кстати, как говорят эксперты, в том числе российские, человечество обязательно придет к тому, что космос будет "многоразовым". Просто инженерам, конструкторам нужно пройти определенный путь в познании оценки качества техники и тех воздействий, которые на нее и от нее происходят.

Но что такое сверхтяжелая ракета и зачем она нужна? Напомним: самая мощная Saturn V была разработана за океаном для первых лунных экспедиций американцев - она выводила на орбиту к Луне чуть больше 60 тонн: сам корабль с астронавтами, посадочный модуль и запас топлива. Первую орбитальную станцию США Skylab (больше 88 тонн) тоже поднимал Saturn V.

В СССР первая сверхтяжелая лунная ракета Н1 так и не взлетела - все четыре пуска оказались аварийными. Первая и единственная советская сверхтяжелая ракета "Энергия" летала только два раза. Она разрабатывалась для выведения нашего космического челнока "Буран". Программа была свернута в начале 90-х: она опередила свое время - не было ни денег, ни загрузки. "Энергия" могла поднимать до 100 тонн грузов. Как рассказывал мне академик РАН Юрий Семенов, который был генеральным конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля "Буран", ракета "Энергия" получилась одной из самых мощных в мире. "Это выдающееся творение, - говорил Семенов. - Если бы не Валентин Петрович Глушко, такой ракеты не было бы. Его решение - создать мощный двигатель РД-170 тягой 740 тонн. На Глушко тогда обрушились: "Это невозможно! Надо разделить четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать". "А я создам такой двигатель", - был ответ. Эти двигатели и сегодня не имеют равных в мире.

Сегодня эксперты говорят: сверхтяж нужен в общем-то только для вывода на орбиту техники для пилотируемых полетов - на Луну, к Марсу, к астероидам. Или для создания новой обитаемой станции - на околоземной орбите или поблизости от нашего единственного естественного спутника - не важно. Так что для международного коммерческого рынка этот носитель в ближайшее время особой погоды не сделает: нагрузки для него пока практически нет.

Сейчас для Илона Маска основная задача - наработать положительную летную статистику. Это был демонстрационный пуск. До конца года Falcon Heavy должен слетать еще два раза.

Правообладатель иллюстрации Elon Musk/Instagram Image caption Именно этот автомобиль должен улететь на орбиту вокруг Марса

Американский основатель SpaceX и Tesla Илон Маск во вторник попытается запустить в космос сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy из Космического центра Кеннеди.

Грузоподъемность Falcon Heavy как минимум вдвое превышает те же показатели любой другой ракеты.

Так как при первом запуске новых ракет частота неполадок и неудач довольно высока, настоящего груза на ней на этот раз не будет.

Вместо этого Илон Маск решил отправить в космос свой старый спортивный автомобиль Tesla вишневого цвета.

Автомобиль будет запущен на эллиптическую орбиту, протягивающуюся от Солнца до Марса. Аудиосистема автомобиля, как сообщается, будет непрерывно играть хит Дэвида Боуи Space Oddity.

"[Автомобиль] удалится от Земли примерно на 400 миллионов километров и будет лететь со скоростью в 11 километров в секунду", - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник. "По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть, даже больше миллиарда лет", - добавил Маск.

Автомобиль оснащен тремя камерами наблюдения, съемки которых, как надеется Илон Маск, будут "эпическими".

  • Илон Маск объявил о планах по колонизации Марса
  • Какие прорывы в науке и технике ждут нас в 2018 году?
  • Новая космическая гонка: Россия взялась за сверхтяжелую ракету
Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy отправится в космос из Космического центра Кеннеди во Флориде

Ожидается, что тысячи людей соберутся близ мыса Канаверал, чтобы своими глазами увидеть запуск ракеты, который должен состояться в 13:30 по местному времени (21:30 по Москве).

Компания Маска SpaceX намерена установить ракету на пусковой станции за три часа до запуска. Если произойдут технические неполадки, в среду будет совершена вторая попытка.

По существу, Falcon Heavy представляет собой три ракеты Falcon 9, которые уже давно использует Space X, скрепленных друг с другом. Но конфигурация из трех ракет потребовала ряда модификаций, в том числе понадобилось укрепление центральной ракеты-носителя.

Правообладатель иллюстрации BBC Sport

27 двигателей Merlin способны создавать тягу почти в 23 000 килоньютонов, что вдвое больше того, на что способна ракета Delta IV Heavy компании United Launch Alliance, основного конкурента Space X.

70-метровая ракета Falcon Heavy рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 тонн груза.

На практике она вряд ли будет поднимать столь тяжелые грузы, так как Space X намерена возвращать на Землю ракеты первой ступени, с тем, чтобы их использовать вновь. Для этого необходим дополнительный запас топлива, что, соответственно, уменьшает тоннаж груза.

Но огромная сила тяги Falcon Heavy создает новые возможности в освоении космоса. Например:

  • Разведка и вооруженные силы США смогут запускать в космос гораздо более крупные спутники. На сегодняшний день размеры этих спутников зависят от технических возможностей существующих ракет
  • Станет возможным запуск спутников большими группами. Илон Маск, например, предлагал запустить несколько тысяч спутников и тем самым обеспечить высокоскоростной доступ к интернету во всем мире
  • В будущем можно будет отправлять более крупных и более продвинутых роботов на Марс или другие планеты Солнечной системы и прилегающие к ним луны
  • Также станет возможным отправлять в космос огромные телескопы. Наследник телескопа "Хаббл", телескоп "Джеймс Уэбб" перед запуском в 2019 году придется сложить наподобие оригами
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Илон Маск вынашивает большие планы по освоению космоса

На данный момент у Falcon Heavy всего несколько запланированных для клиентов запусков.

Ракета должна вывести на геостационарную орбиту в 36 тысячах километрах от поверхности Земли два крупных телекоммуникационных спутника.

По словам Рэйчел Виллайн из космической консалтинговой компании Euroconsult, основными клиентами, скорее всего, будут различные министерства и агентства американского правительства - от НАСА до министерства обороны, так как SpaceX уже имеет разрешение Пентагона принимать участие в секретных и не секретных миссиях.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption SpaceX научилась сажать ракеты-носители обратно на Землю, чтобы использовать их вновь

Но если запуск Falcon Heavy окажется удачным, это может поставить космическую программу США в неудобное положение.

Хотя НАСА, несомненно, найдет много применений этой ракете, агентство также разрабатывает свою собственную сверхтяжелую ракету.

Проблема - как для НАСА, так и для конгресса, - состоит в том, что на разработку Space Launch System (SLS) понадобится еще несколько лет. Более того, каждый запуск SLS, скорее всего, будет стоить около миллиарда долларов. Илон Маск утверждает, что запуск его ракеты обойдется всего в 90 млн.

Многие обозреватели уже задаются вопросом, как конгресс сможет объяснить необходимость финансирования SLS, если вскоре появится значительно более дешевая альтернатива.

Илон Маск - не единственный бизнесмен, интересующийся ракетами с большой грузоподъемностью, которые могут быть во много раз дешевле SLS.

Джефф Безос, глава Amazon, разрабатывает ракету New Glenn, которая смогла бы вывести на околоземную орбиту 45 тонн груза. Он также поговаривает о возможности разработки еще более мощной ракеты, New Armstrong.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption Двигатели FalconX тестировались в конце января

Илон Маск подчеркивает, что запуск Falcon Heavy может столкнуться с трудностями.

Он объявил об этом проекте еще в 2011 году. Тогда первый запуск планировалось произвести в 2013 году.

Пять лет спустя Маск говорит, что шансы на провал запуска все еще велики.

"Если все пойдет не так, будем надеяться, что это произойдет не в момент запуска, а гораздо позже, чтобы у нас было время собрать как можно больше информации", - сказал он.

"Я буду считать успехом, если ракета просто взлетит со стартовой площадки, а не взорвется прямо на месте. Это чуть меньше двух миллионов килограмм в тротиловом эквиваленте. Если эта вещь взорвется, тут мало чего останется".

Добиться слаженной работы всех 27 двигателей и полностью контролировать первую стадию запуска чрезвычайно сложно.

Советские инженеры четыре раза пытались запустить пятиступенчатую ракету Н-1 с 30 двигателями. Ни одна не дошла до орбиты.

Однако Илон Маск и SpaceX уже разрабатывают ракету под названием BFR с 31 двигателем.

Правообладатель иллюстрации SPACEX Image caption 27 двигателей Falcon Heavy

Самая мощная на данный момент ракета Falcon Heavy стартовала 6 февраля (23:45 мск) с космодрома на мысе Канаверал. Компания SpaceX вела прямую трансляцию запуска. Какие достижения удалось перекрыть этим запуском, и какие проблемы ждут новую ракету.

Запуск прошел в целом успешно, однако не все цели были достигнуты. Например, полезная нагрузка - красный кабриолет Tesla Илона Маска - был успешно выведен на полетную траекторию и отправился в дальний космос под песню Space Oddity Дэвида Боуи. Первоначально планировалось, что она достигнет орбиты Марса, но позднее Илон Маск сообщил в своем твиттере, что траектория полета уводит Falcon Heavy в сторону пояса астероидов между Красной планетой и Юпитером.

Планировалось, что все три первые ступени будут посажены на Землю, что позволит их использовать в дальнейшем, однако центральный разгонный блок (работавший дольше боковых) не смог удачно сесть на морскую платформу «Of Course I Still Love You» в Атлантическом океане. В целом все эти мелочи незначительны, так как это первый в истории старт сверхтяжелой ракеты SpaceX. При этом Илон Маск имел наглость уже в первом испытательном пуске использовать три ранее использованные первые ступени.

Достижения

Глава космической компании ранее высказывал опасения, что ракета может взорваться на старте, однако успешный старт показал, что человечество научилось даже новые проекты запускать с первого раза. Справедливости ради отметим, что первые запуски «Сатурна-5» и «Энергии» также прошли успешно. Из сверхтяжелых ракет неудачным стал первый пуск только для советской лунной ракеты «Н-1», но ее и в дальнейшем инженеры не смогли заставить летать.

Falcon Heavy - самая грузоподъемная ракета на данный момент - она может вывести на низкую околоземную орбиту 64 т груза, а к Марсу - 17 т. До ее запуска самой мощной ракетой была американская же Delta IV Heavy, выводящая 28 т на околоземную орбиту. В XX веке летали более грузоподъемные сверхтяжелые ракеты-носители: американская «Сатурн-5» и российская «Энергия», однако их выпуск был прекращен.

Новая ракета обладает низкой стоимостью килограмма груза, выводимого на орбиту. Ее запуск оценивается в $90 млн, что дает стоимость килограмма выводимого на околоземную орбиту груза в $1500, теоретически это вдвое меньше текущих расценок. Также она может доставлять объекты на окололунную и марсианскую орбиты в разы дешевле сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System), которую альянс ULA разрабатывает для марсианской программы NASA: старт ракеты, выводящей 70 т на околоземную орбиту по оценкам экспертов обойдется примерно в $1 млрд, а первый старт запланирован только на конец 2019 года.

Ранее Илон Маск обещал первый старт Falcon Heavy в 2017 году, а уже в 2018 планировал отправить первых космических туристов вокруг Луны. Хотя планы немного сдвинулись, Falcon Heavy уже в ближайшее время дает возможность отправить людей на окололунную орбиту.

И проблемы

При всех достоинствах Falcon Heavy (FH), для нее практически нет целей. В отличии от SLS, которая имеет более мощные модификации, FH - это венец эволюции линейки ракет Falcon. Или тупик, как удобнее называть. Следующее повышение грузоподъемности и снижение стоимости перевозки грузов Илон Маск обещал в другой модели ракеты-носителя - BFR.

Текущая же версия Falcon Heavy действительно самая мощная, только целей для нее... практически нет. Delta IV Heavy, у которой FH перехватила звание самой мощной из действующих, совершала в год 2-4 запуска, так как большинство спутников и зондов можно вывести менее мощными, зато гораздо более дешевыми «Протон-М», Falcon 9 и другими носителями. Вероятность появления более тяжелых спутников пока мала.

Falcon Heavy способна выводить грузы на окололунную орбиту, но ее грузоподъемности недостаточно, чтобы доставить людей на Луну (и тем более Марс). А аппараты можно доставить менее мощными ракетами. Правда тут есть первая надежда для FH. США и Россия планируют построить орбитальную лунную станцию DSG. Хотя модули к ней потенциально способны доставлять и ранее существовавшие ракеты, но FH сможет доставить их больше за раз.

Наконец, возможность выводить на орбиту спутники тяжелее 30 т потенциально дает возможность создать такие аппараты, поэкспериментировать с массовыми запусками спутников, а если люди высадятся на Луне и Марсе, то Falcon Heavy может послужить дешевой рабочей лошадкой для доставки им воздуха, продовольствия и прочих жизненно необходимых грузов.

Личный электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном (в будущем в таких скафандрах будут летать астронавты компании). По словам Маска, традиционно во время испытаний в качестве полезной нагрузки используются бетонные блоки. Основателю SpaceX это показалось скучным.

При старте аудиосистема электромобиля играла песню Дэвида Боуи Space Oddity, песня включалась и на трансляции пуска. На экране, установленном в приборную панель автомобиля, во время запуска горела надпись «Не паниковать!» (отсылка к роману «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса).

Видео: SpaceX

Вторая ступень должна была сесть на морскую платформу Of Course I Still Love You, но связь с ней во время посадки была потеряна. Как выяснилось позднее, центральный ускоритель промахнулся мимо платформы, так как смог включить только один из трех двигателей. Ускоритель вошел в воду со скоростью около 480 км/ч примерно в ста метрах от платформы. В остальном запуск ракеты был успешным.

Через час после запуска верхняя ступень ракеты достигла высоты 7 тыс. км, сообщил в своем Twitter Илон Маск. «[Ракета] проведет пять часов в поясах Ван Аллена, а затем попытается произвести финальный прожиг топлива до Марса», — написал основатель SpaceX.​​

Последний прожиг топлива прошел удачно, затем написал Маск. Он опубликовал в своем Twitter траекторию полета автомобиля, превышающую орбиту Марса. Tesla направится к астероидному поясу.

Ранее Маск подчеркнул, что запущенный им автомобиль будет находиться на орбите «на протяжении миллиардов лет или около того», если ракета не взорвется при взлете».

https://www.instagram.com/p/BezcvpzAgYI/

Что такое Falcon Heavy

Falcon Heavy — сверхтяжелая ракета-носитель, способная доставлять на низкую опорную орбиту до 63,8 т, сказано на официальном сайте SpaceX. Как отмечает Илон Маск, это «больше, чем масса заправленного топливом авиалайнера Boeing 737 с пассажирами, экипажем и багажом на борту», и как минимум в два раза превышает возможности ближайшего конкурента — ракеты-носителя Delta 4. О разработке было объявлено в 2011 году. Компания утверждает, что стоимость пуска составляет примерно $90 млн. Этот старт обойдется в три раза дешевле, чем старт Delta 4, сказал Маск.

Пуск тяжелой ракеты-носителя США Delta 4 Heavy, способной вывести около 28 т на околоземную орбиту, стоит $164-400 млн.

У первой ступени Falcon Heavy 27 двигателей.

Сверхтяжелый эксперимент

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР. Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967-1973 годах), которая смогла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила космический корабль «Буран» около 30 лет назад. Запуск Falcon Heavy по разным причинам переносился более десяти раз.

Успешный запуск этой ракеты будет означать, что впервые в истории частная компания смогла построить сверхтяжелую ракету и запустить ее, отметил создатель сообщества «Открытый космос» Виталий Егоров. «Энергия» и Saturn V производились государственными компаниями по госзаказу для осуществления сложных проектов, напомнил эксперт. Маск же создал сверхтяжелую ракету, которую у него никто не заказывал, подчеркнул Егоров.

«Пока Илон Маск рассчитывает, что у него будут заказывать пуски «по два спутника за раз» на геостационарную орбиту. Возможно, Пентагон проявит интерес большие спутники запускать. Но вообще для Маска это эксперимент. Высшая цель — достижение Марса. Для ее осуществления Маску необходимо, чтобы специалисты SpaceX получили опыт эксплуатации сверхтяжелых ракет», — пояснил собеседник РБК.

Удачный запуск Falcon Heavy для отрасли означает еще одну попытку войти в сегмент очень тяжелых ракет, отметил в разговоре с РБК бывший менеджер Центра имени Хруничева, участвовавший в разработке «Ангары», гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин. Но существенно удешевить вывод спутников не получится, так как нет такого количества коммерческих заказов, отметил он.

Главный вопрос — чем такую ракету загрузить, подчеркивает Пушкин. «Может быть, Маск ориентируется на орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции — по размеру это очень подходит», — отметил он. Кроме того, есть военные заказы, на которые также ориентируется глава SpaceX, считает собеседник РБК. Он добавил, что не считает Falcon Heavy «чем-то прорывным» с точки зрения технологий.

Российский конкурент через десять лет

СССР занимался созданием сверхтяжелой ракеты-носителя с первой ступенью из 30 двигателей. Ракета Н-1 разрабатывалась в 1960-е годы. Первоначально Н-1 предназначалась для вывода на околоземную орбиту тяжелой (75 т) орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки межпланетного корабля для полетов к Венере и Марсу. После того как СССР включился в «лунную гонку», ракета была форсирована и стала носителем для экспедиционного космического корабля Л3.

Ракета Н-1 (Фото: DR)

Предполагалось, что Н-1 сможет выводить на околоземную орбиту до 90 т полезной нагрузки и до 6 т на Луну. Испытания Н-1 проводились четырежды: в феврале и июле 1969-го, в 1971 и 1972 годах — каждый раз неудачно на этапе работы первой ступени. Второй запуск и вовсе закончился крупнейшим в истории ракетостроения взрывом — Н-1 поднялась на 200 м, затем плашмя упала на стартовый стол. В 1974 году работа над проектом была прекращена — до 1989 года он держался в строгом секрете.

Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году. Об этом 1 февраля на пресс-конференции заявил гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров, передавал корреспондент РБК. В 2018-2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты. «До 2028 года здесь будет создан комплекс и наземная инфраструктура, одновременно будет разработана ракета-носитель сверхтяжелого класса. Задача ей поставлена — изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства, задача выведения пилотируемых кораблей и автоматических космических аппаратов на околоземную орбиту и решение других народно-хозяйственных задач», — сказал глава госкорпорации.

Создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее инфраструктуры обойдется в 1,5 трлн руб., заявил в 2016 году замглавы «Роскосмоса» Александр Иванов. При этом в «Роскосмосе» не видят необходимости торопиться с созданием сверхтяжелой ракеты до 2030 года, поскольку для нее нет полезных нагрузок.

Запуск Falcon Heavy нужен и России, считает Егоров. Потому что Россия сейчас сама планирует разрабатывать ракету по похожей компоновке — то есть многомодульную ракету, пояснил он. «Каждый из этих модулей представляет собой самостоятельную ракету (в российском варианте это «Союз-5»). Только в российском варианте будет не две боковые части, а четыре — для более высокой мощности ракеты. И России тоже интересен этот пуск, просто посмотреть, насколько хорошо работает подобная компоновка», — считает Егоров.

Запуск российской сверхтяжелой ракеты будет дороже, чем пуск Falcon Heavy, полагает эксперт. «У Маска очень низкие накладные расходы и низкие издержки за счет высокой скорости разработки. В России, скорее всего, все затянется. А чем дольше будут тянуть, тем дороже будет это стоить», — подытожил собеседник РБК.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх