Средства радиоэлектронной борьбы. Новейший российский комплекс радиоэлектронной борьбы

Противники США в Сирии создают помехи американским самолётам. Об этом заявил командующий силами специальных операций генерал-лейтенант Тони Томас. Он не стал уточнять, кого именно называет противником, однако СМИ предполагают, что речь идёт о России или её союзниках. В Совфеде эту версию опровергли. Эксперты отметили, что потеря средств коммуникации отбрасывает американскую армию на несколько десятилетий назад. По мнению специалистов, конфликт в Сирии демонстрирует отставание США в сфере радиоэлектронной борьбы.

  • Cамолёт AC-130
  • Reuters
  • U.S. Air Force

В Пентагоне заявили, что противники США в Сирии создают помехи американским самолётам AC-130 с помощью средств радиоэлектронной борьбы.

По словам командующего силами специальных операций генерал-лейтенанта Тони Томаса, ВВС США работают в «наиболее агрессивных» условиях на земле.

«Они проверяют нас на прочность каждый день, блокируют средства коммуникации и выводят из строя AC-130», — цитирует Томаса Fox News.

Как отмечает The Drive, генерал-лейтенант не уточнил, кто именно глушит системы американских самолётов. В то же время издание пишет, что речь, вероятнее всего, идёт о России или поддерживаемых ею силах. Москва эту версию опровергает. По словам первого зампреда комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Евгения Серебренникова, России «есть чем заняться в Сирии».

«Не знаю, кого они имеют в виду под противниками, но Россия к этому никак не причастна, эти претензии необоснованны... Страна — на пути к мирной жизни, Россия помогает ей в этом», — цитирует сенатора РИА Новости.

«У них возникает истерика»

Средства радиоэлектронной борьбы могут быть эффективными в противодействии американской технике, однако назвать такой способ противостояния агрессивным нельзя, считает военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

«Атака крылатыми ракетами по чужому государству без каких-либо доказательств и решения Совбеза ООН — это агрессия. А такой подход, который сейчас испытывают США, — вполне нормальный способ обороны», — сказал эксперт в беседе с RT.

Он пояснил, что средства РЭБ заглушают каналы коммуникаций — и на частотах, используемых американскими военными для обмена информацией, возникают помехи.

«В результате информация не поступает между центрами управления и боевыми единицами, фактически вооружённые силы оказываются ослеплёнными. Если радарная установка ведёт поиск цели и отслеживает пространство вокруг себя, то она видит не только истинные цели, но и большое количество ложных», — Дрозденко.

По его словам, армия США является высокотехнологичной и в значительной степени зависит от каналов передачи информации.

«Если оборвать эти высокотехнологичные цепочки, то их армия отбрасывается где-то в район 1970—1980-х годов. Так они воевать не привыкли. Поэтому у них возникает такая истерика, когда плохо работают радары, не туда летят боевые системы», — заключил эксперт.

Сигнал об отставании

Ранее в Соединённых Штатах признали, что уступают России в сфере радиоэлектронной борьбы. В феврале старший научный сотрудник Центра новой американской безопасности Пол Шарре, выступая в комитете палаты представителей США по вооружённым силам, заявил, что Россия обгоняет США по нескольким видам вооружений.

Также по теме


«Не готовы отразить угрозы»: в США признали преимущество России по системам ПВО, высокоточному оружию и РЭБ

Вооружённые силы США не готовы отразить существующие угрозы, заявил на выступлении в конгрессе сотрудник Центра новой американской...

«Способность Соединённых Штатов обеспечить своё военное присутствие в западной части Тихого океана неуклонно падает. В Европе ВС США сталкиваются с аналогичными проблемами. Здесь Соединённые Штаты уступают России, которая по сравнению с ними вкладывает больше средств в совершенствование собственного потенциала по нанесению высокоточных ударов большой дальности, а также в модернизацию комплексных систем ПВО, средств и методов радиоэлектронной борьбы», — отметил он.

По словам Шарре, причина отставания заключается в недостаточной стратегической гибкости Вашингтона. Для совершенствования радиоэлектронной борьбы он предложил вкладывать деньги в РЭБ, чтобы обеспечить возможность связи в случае создания помех.

«Фактически США в области РЭБ отстают от нас, несмотря на свои огромные бюджеты. Нужно понимать, что оборонно-промышленный комплекс США — это прежде всего огромный бизнес. Этим всем занимаются частные корпорации. Если у нас «Ростех» и входящие компании являются государственными и прибыль, которая генерируется, остаётся у государства, то американские компании — частные, им выгодно получать прибыль», — обрисовал ситуацию Дрозденко.

Борьба с беспилотниками

В апреле российские специалисты концерна «Автоматика» разработали три новых комплекса радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами.

Также по теме


«Сапсан», «Таран», «Пищаль»: какими возможностями обладают новые российские комплексы по борьбе с беспилотниками

Российские специалисты концерна «Автоматика» разработали три новых комплекса радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными...

По словам разработчиков, самый мощный из комплексов — «Сапсан» — способен противодействовать всем существующим на сегодняшний день беспилотникам. Он обнаруживает БПЛА с расстояния более 100 км, сопровождает их и излучает направленный поток электромагнитных радиопомех, а при необходимости уничтожить — передаёт данные на средства огневого поражения системы ПВО.

Комплекс «Таран» предназначен для защиты стационарных объектов и может обороняться при угрозе массированной атаки БПЛА с нескольких направлений. «Таран» возводит над объектом непроницаемый купол радиусом от 900 м и использует для борьбы с беспилотниками широкий диапазон частот.

В свою очередь, с помощью переносного комплекса «Пищаль», сделанного в виде ружья, можно бороться с одиночными беспилотниками. Заряда батареи такого устройства хватает на час непрерывной работы.

Значение средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в современной воздушной войне поистине колоссально. Основу любой системы ПВО составляют радиолокационные станции (РЛС) – они ее «глаза и уши». Именно РЛС обнаруживают цели, сопровождают их для наведения зенитных ракет и т.д. Задача авиационных средств РЭБ состоит в том, чтобы на определенные периоды времени «ослепить» РЛС противника, не позволяя им выполнять свои задачи. Это приводит к снижению эффективности системы ПВО, а зачастую и вовсе к невозможности выполнения задач по отражению воздушных ударов.

О значимости авиационных средств РЭБ и их носителей красноречиво говорит следующий факт – советским зенитчикам, согласно так называемым «Правилам стрельбы зенитно-ракетных войск», предписывалось в первую очередь уничтожать самолеты РЭБ, «приоритет» поражения которых был выше, чем даже для самолетов-носителей ядерного оружия.

Средства РЭБ – «ахиллесова пята» советской авиации

Несмотря на то, что Советский Союз имел лучшую в мире систему ПВО, возможности советской авиации по преодолению ПВО потенциального противника существенно уступали возможностям авиации НАТО, а возможности советских самолетов РЭБ существенно уступали американским, за некоторым исключением. Имевшиеся в 1980-х годах тактические самолеты РЭБ Як-28ПП (созданные еще в 1960-х годах) имели лишь морально устаревшие подвесные станции РЭБ «Фасоль» и «Букет», не способные осуществлять эффективное подавление современных РЛС, использующих различные методы радиоэлектронной защиты, такие как перестройка частоты от импульса к импульсу по случайному закону. Фактически советская авиация не располагала станциями РЭБ, способными обеспечить сколько-нибудь эффективную групповую защиту летательных аппаратов. К концу 1980-х годов все имевшиеся в советских ВВС самолеты РЭБ уже морально и физически устарели и сразу же после распада Советского Союза были полностью сняты с вооружения, а созданный к середине 1980-х годов новый самолет РЭБ Су-24МП, на базе разведчика Су-24МР, поступил на вооружение лишь в единичных экземплярах. В начале 1990-х годов российская авиация осталась без эффективных средств РЭБ, а работы по созданию новых комплексов на долгие годы были преданы забвению.

Впрочем, в Советском Союзе была создана достаточно большая «гамма» «тяжелых» самолетов РЭБ на базе транспортных самолетов и дальних бомбардировщиков – Ан-12ПП, Ту-16ПП, Ту-22ПП и др. Размеры этих самолетов позволяли установить внутри них генераторы помех колоссальной мощности, позволявшие полностью «ослепить» даже разнородную группировку РЛС и ЗРК заградительной помехой огромной мощности при нахождении в глубоком тылу. К сожалению, большая часть этих самолетов после распада СССР по различным причинам были списаны, а оставшиеся нуждаются в модернизации.

Боевое крещение российских систем РЭБ

В августе 2008 года в ходе войны в Южной Осетии российская авиация столкнулась с достаточно мощной и организованной системой ПВО Грузии, располагавшей современными средствами ПВО, в частности зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) «Бук-М1» и РЛС 36Д6 (придаются дивизиону ЗРК С-300ПС при «автономной» работе).

В первые два дня войны российская авиация совершала вылеты без контейнеров РЭБ индивидуальной защиты и не смогла оперативно провести мероприятия по подавлению ПВО и прикрытию групп ударных самолетов, что привело к потерям, наиболее тяжелой из которых стала гибель дальнего бомбардировщика Ту-22М3. К третьему дню войны российской авиации удалось начать мероприятия по радиоэлектронному подавлению средств ПВО Грузии за счет переброски в зону конфликта вертолетов РЭБ Ми-8ПП, а также задействуя тяжелые самолеты РЭБ Ан-12ПП и новейшие на тот момент бомбардировщики Су-34, оснащенные подвесными станциями радиопомех «Хибины», тогда еще проходящими испытания. Все это позволило в считанные часы дезорганизовать систему ПВО Грузии, а чуть позднее и фактически разрушить ее, уничтожив противорадиолокационными ракетами РЛС 36Д6 и мощную РЛС Тбилисского аэропорта, интегрированную в общую систему ПВО Грузии, а также нанеся удар по главному командному пункту ПВО Грузии. ЗРК «Бук-М1» в условиях мощных радиопомех не смог выполнять свои задачи и прекратил работу, впоследствии был брошен при отступлении грузинских войск и захвачен наступающими российскими войсками.

Несмотря на активное перевооружение российских Воздушно-космических сил, начавшееся в начале текущего десятилетия, массовое поступление новых самолетов и модернизацию уже имеющихся в строевых частях машин, российская авиация имела две большие «ахиллесовы пяты», существенно ограничивающие ее возможности, – это недостаточное количество современных образцов ракетного оружия, а также крайне удручающая ситуация с наличием современных авиационных средств РЭБ. Для ликвидации этих «пробелов» были предприняты огромные усилия, которые в последние годы начали давать результаты.

«Хибины» – надежное средство

18 марта 2014 года на вооружение был принят новый комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины». Комплекс состоит из двух контейнеров радиоэлектронной борьбы, размещаемых на законцовках крыла самолета. Этот комплекс предназначен для обеспечения индивидуальной защиты самолета-носителя путем снижения дальности обнаружения РЛС противника, а также постановки имитирующих помех, затрудняющих выделение на цели на фоне ложных отметок, определение параметров цели (дальность, скорость, направление и т.д.), а также сопровождение целей.

Комплекс выполнен на современной элементной базе и способен выставлять помехи всем существующим типа РЛС и ЗРК. Использование комплекса «Хибины» позволяет в несколько раз снизить вероятность поражения самолета, притом, что его стоимость составляет всего 5–7% от стоимости самолета. Сразу же после принятия на вооружение началось массовое производство комплекса для новых российских самолетов. Им оснащают бомбардировщики Су-34 и модернизированные Су-24М2, истребители Су-35, Су-30СМ и Су-30М2.

Операция в Сирии наглядно показала, что современная российская авиация в достаточной степени оснащена средствами радиоэлектронного противодействия, – все бомбардировщики Су-34, а также истребители Су-30СМ и Су-35, совершающие боевые вылеты, оснащались «Хибинами».

К сожалению, базовый вариант комплекса не может осуществлять групповую защиту летательных аппаратов (впрочем, во время войны в Южной Осетии этот комплекс смог частично реализовать подобные функции). Однако в 2015 году стало известно о появлении новых контейнеров РЭБ, уже групповой защиты, для бомбардировщиков Су-34. Точные характеристики комплекса неизвестны, однако имеются сведения, что он размещается под фюзеляжем самолета и, по всей видимости, является «расширенным» вариантом комплекса «Хибины». Уже в самом ближайшем будущем это позволит при необходимости в считанные минуты превратить Су-34 в полноценный самолет РЭБ, способный надежно скрыть от обнаружения целую группу самолетов.

Рычаги воздействия

Помимо создания подвесных контейнеров РЭБ, были предприняты существенные усилия по обновлению существующей группировки тяжелых самолетов РЭБ, а также вертолетов РЭБ. Так, например, в 2013 году был подписан контракт на поставку 22 новейших вертолетов РЭБ Ми-8МТПР-1, оснащенных комплексом «Рычаг-АВ». Этот комплекс способен выставить мощнейшие помехи и ослепить даже целую группировку ЗРК противника в радиусе нескольких сотен километров. В настоящий момент как минимум пять вертолетов переданы в строевые части.

На базе Ил-22 был создан специализированный самолет РЭБ Ил-22ПП «Порубщик». Главная задача данного самолета – «глушить» все средства связи противника. Он способен, барражируя в глубоком тылу, «ослеплять» самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, радиотехнические средства, ЗРК большой дальности (в частности, американского «Пэтриота»), каналы управления беспилотниками, а также подавлять линии связи сухопутных войск. Воздействие такого комплекса РЭБ на «сетецентрические» системы управления современных армий, остро зависимые от стабильности большого числа каналов связи, трудно переоценить. В настоящий момент несколько самолетов Ил-22 прошли модернизацию под описанный вариант.

В последние два года российские вооруженные силы продемонстрировали колоссальный «скачок» в создании и применении средств радиоэлектронной борьбы. Всего за несколько лет удалось в значительной степени ликвидировать более чем 20-летнее отставание от НАТО в области средств РЭБ. Массовое появление как в сухопутных войсках, так и в воздушно-космических силах самых современных средств РЭБ позволяет уверенно говорить, что современные российские вооруженные силы по-настоящему достигли мирового уровня и способны успешно воевать против самого современного противника.



5. Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ)

5.1. Общая характеристика средств радиоэлектронной борьбы

На самолете А-10 применяются следующие средства РЭБ: станция активных радиопомех AN/ALQ-119, станция активных помех ИК-диапазона AN/ALQ-132, устройство выброса средств РЭБ AR/ALE-40, системы непосредственной радиоэлектронной разведки AN/ALR-46.

Кроме того, на части самолетов устанавливается система детальной радиоэлектронной разведки AN/ALQ-133 ЭЛИНТ, информация от которой передается на наземные КП, либо на самолеты ударных групп и используется в интересах РЭБ. Предполагается, что индивидуальными станциями активных помех, размещаемыми в подвесных контейнерах, будут оснащаться около 20% самолетов А-10.

Управление аппаратурой РЭБ осуществляется автоматически или летчиком в ручном режиме.

На двухместном варианте самолета N/AW A-10 задачи РЭБ будут решаться оператором, находящимся в задней кабине.

5.2. Станции активных помех (САП)

Самолет оснащается одним либо двумя подвесными квн-тейнерами станции активных помех радиодиапазона AN /ALQ-119(V), которая может быть заменена более современной AN/ALQ-131, а также САП ИК-диапазона - AN/ALQ-132.

В настоящее время используются 10-я и 12-я модификации станции - AN /ALQ-119(V)10 и AN/ALQ-119(V)l2. Основное назначение станции AN/ALQ-119 -подавление наземных радиоэлектронных средств (РЭС) управления оружием (станций наведения ракет, сопровождения цели, орудийной наводки) и радиолокационных головок самонаведения ракет.

В контейнере модульной конструкции размещаются 3 передатчика помех, работающих в диапазонах 1550-5200, 3900-6200 и 6200-10900 МГц. Указанные цифры характеризуют границы диапазонов, а не точные значения частот перестройки передатчиков помех.

Одновременно излучаются маскирующие и имитирующие помехи в одном или двух (из трех) частотных диапазонов. Спектральная плотность мощности шумовой маскирующей помехи может достигать 20÷30 Вт/МГц.

В зависимости от обстановки можно менять направление излучения "вперед-назад" за счет подключения соответствующих антенн. В станции применяется ограниченное управление мощностью помехи в зависимости от степени угрозы, которую представляет подавляемое РЭС.

Назначением САП ИК-диапазона AN / ALQ-132 - является защита самолета от ракет класса "воздух-воздух" и "земля-воздух" с ИК-головкой самонаведения.

Источником ИК-излучения контейнера является мембрана, нагреваемая за счет сжигания в камере авиационного топлива. После модуляции вращающимся обтюратором система излучает последовательность ИК-импульсов, интенсивность которых превосходит интенсивность излучения двух двигателей самолета А-10.

5.3. Устройства выброса средств РЭБ

Основным устройством выброса средств РЭБ самолета А-10 является система AN/ALE-40. Кроме того, в одном из расчетных вариантов боевой нагрузки используется подвеска бомбовых кассет со средствами РЭБ: 16 CBU-70 или 10 CBU-38.

Для самолета А-10 разработан специальный вариант устройства выброса AN/ALE-40(V)10, имеющий наибольшую емкость среди всех устройств данного типа 480 патронов.

В варианте AN/ALE-40(V)10 используется внутри-фюзеляжное размещение кассет, которые расположены на концах крыла и в нишах шасси. Общее число кассет - 16. Емкость каждой из них 30 патронов с дипольными отражателями (ДО) либо 30 ИК-патронов.

При снаряжении устройства выброса возможны различные сочетания патронов обоих типов.

Управление отстрелом патронов с ДО и ИК-патронов - независимое. Интервалы отстрела патронов с ДО - 0,1; 0,2; 0,3; 0,4 с; ИК-патронов - 3; 4; 6; 8; 10 секунд. Возможен также залповый отстрел патронов с дипольными отражателями с постоянным или переменным интервалом отстрела.

5.4. Средства непосредственной радиоэлектронной разведки

На самолете используются 2 типа средств непосредственной радиоэлектронной разведки (НРЭР): система предупреждения об облучении и управления работой САП, а также система детальной радиоэлектронной разведки.

Первая из них (в настоящее время AN/ALR-46, в последующем - AN/ALR-69) устанавливается на каждом самолете, вторая (АN/ALQ-133) - на одном самолете из ударной группы. AN/ALR-46 - цифровая система, способная проводить анализ радиоэлектронной обстановки, определять тип облучающего РЭС и оценивать степень угрозы защищаемому самолету. Система имеет следующие характеристики:

  • диапазон разведуемых частот 2÷18 ГГц;
  • скорость обработки принимаемых сигналов - свыше 80000 импульсов в секунду;
  • число РЭС, оцениваемых одновременно - 16;
  • общее число РЭС, характеристики которых находятся в памяти системы, - до 130.

Наряду с определением параметров облучающего сигнала и типа РЭС система осуществляет пеленгацию источника излучения.

Данные с процессора системы поступают для управления САП, устройством выброса, а также летчику в звуковой и визуальной форме с целью предупреждения его об открытии огня, направлении атаки и т.д. Возможна также передача данных для захвата сигнала РЭС головкой самонаведения ракеты класса "воздух-РЛС".

Основное назначение системы - определение характеристик импульсных РЛС, однако модификации позволяют работать и с непрерывными сигналами, а также с сигналами более низких частот (до 500 МГц).

5.5. Система детальной радиоэлектронной разведки AN/ALQ-133 (ЭЛИНТ)

Система ЭЛИНТ предназначена для разведки радиолокационных и навигационных систем, командных линий связи, средств управления и наведения оружия (радио, ИК, лазерных) и других систем противника. Самолеты А-10, оснащенные системой ЭЛИНТ, определяют местонахождение РЛС и средств ПВО, режимы их работы и степень опасности, а также используются для поражения обнаруженных системой РЭС.

Разведанная информация поступает на наземный пункт сбора данных и на другие самолеты, не имеющие такой системы, для целеуказания ракетам "воздух-РЛС". Данные передаются по системе телекодовой связи со скоростью 6000-12000 сообщений в секунду.

Прием сигналов осуществляется как в диапазоне 2-18 ГГц, так и в области более высоких частот (до субмиллиметрового диапазона волн).

Метод разведки частоты - поисковый. Период перестройки по частоте 0,01 с (возможна перестройка и за 0,005 с).

Точность определения длительности импульоа 0,1 мко, а определения периода следования импульсов по пачке импульсов 0,1 мкс, по паре - 1 мкс. Точность пеленгации 0,5° в секторе ±45°. Возможна пеленгация и в секторе ±60° с меньшей точностью.

Система размещается в трех контейнерах общей массой 540 кг, размещаемых на самолете А-10 под фюзеляжем (один) и на концах крыла (два).

Технические средства РЭБ.

Так как я не слишком хорошо знаю технику РЭБ, а вернее, имею о ней лишь общее представление, то передаю слово генерал-майору Игорю Буракову, с 2001 года - начальнику Службы РЭБ Сухопутных войск. И хотя он не имеет непосредственного отношения к РВСН, но техника, используемая в радиоэлектронной борьбе как Сухопутных войск, так и РВСН, часто одинакова:

"- Вы уже сказали о структуре ваших войск. А что можно сказать о средствах, которые стоят на вооружении частей РЭБ?


На каждом уровне есть свои средства, которые различаются по дальности действия, мощности излучателя, радиочастоте на которой работают. Какое-то время, например, на вооружении наших радиобатальонов Спецназ были в основном связные радиостанции типа РАТ и СЦР-399 с контрольно-управляющими устройствами Р-328р и Р-328с. А также станции помех Р-330. В 60-е годы появились новые средства (станция помех Р-325, Р-325М, Р-330, Р-330А и радиостанции Р-100, Р-110 и Р-102 с контрольно-управляющим устройством).

На вооружении радиотехнических батальонов стояли станции помех радиолокации СПБ-1 и станции помех УКВ радиосвязи управления авиацией Р-814 с приставками "Арфа-3". В дальнейшем поступали новые станции помех радиолокации типа СПБ-5, СПБ-7, СПО-8 и СПО-10, а также авиационные радиостанции Р-824, Р-834 и Р-834 с приставками "Арфа-3".

В 1976 - 1977 г.г. были разработаны комплекты частей РЭБ фронта, армии и армейского корпуса. Они занимались подавлением коротковолновых связей в оперативном и оперативно-тактическом звене, прикрытием объектов и войск фронта.

Что касается 80-х годов, то формирование новых частей РЭБ существенно сдерживалось ограниченными объемами поставок станций помех бортовым РЛС из промышленности (СПН-30, СПН-40, а в последующие годы - СПН-2, СПН-3 и СПН-4). Во второй половине 90-х годов были завершены разработки и приняты на вооружение принципиально новые образцы техники радиопомех космической радиосвязи. Но конец столетия был, пожалуй, самым сложным в плане поступления новой техники. И только примерно с 2000 года положение постепенно стало выправляться." [ 5]

А непосредственно об уровне технической оснащенности подразделений РЭБ 50-й ракетной армии говорит полковник В.С. Кузнецова [ 6] :

«...... Начальники РЭБ Военных округов (Белорусского, Ленинградского, Прибалтийского, Московского округа ПВО, Барановичского корпуса ПВО), встречая меня в своих штабах, говорили: «Приехал богатый хозяин!». Мне даже иногда приходилось, конечно, с разрешения ГШ РВСН и командующего армией, передавать по соответствующим документам некоторые образцы этой техники (например, разведывательную аппаратуру) в округа в качестве взаимопомощи... »

Полковник В.С. Кузнецов :

«...В конце 70-х и все 80-е годы личный состав нашей ракетной армии умел практически действовать по преодолению противоракетной обороны (ПРО) США, защищаться от высокоточного оружия (ВТО) противника, противодействовал иностранным техническим разведкам (ИТР), умел работать в условиях радиопомех нашим средствам связи, т.е. во всём спектре частот «белого шума»... »

Далее дано описание некоторых технических средств РЭБ, стоявших на вооружении 23-го отдельного батальона РЭБ. Приведены только открытые данные, найденные в интернете. Буду благодарен за уточнения и дополнения...

* * *

Радиолокационные станции П-15 (1РЛ13) и П-19 (1РЛ134)


РЛС П-15

Радиолокационная станция П-15 дециметрового диапазона разработана ВНИИРТ (г. Москва) и предназначена для обнаружения низколетящих целей. Разработка начата в 1952 г., принята на вооружение в 1955 году. Используется в составе радиолокационных постов радиотехнических формирований, батареях управления зенитных артиллерийских и ракетных формирований оперативного звена ПВО и на пунктах управления ПВО тактического звена.

Станция П-15 смонтирована на одном автомобиле вместе с антенной системой и развертывается в боевое положение за 10 мин. Агрегат питания транспортируется в прицепе.


РЛС П-19

Станции П-15 и П-19 производились на Муромском заводе радиоизмерительных приборов (МЗ РИП), причем внедрение в производство П-15 (ОКБ завода начало обработку техдокументации) произошло еще в 1956 г. В дальнейшем П-15 многократно модернизировалась: П-15М, П15М2, П-15МН, П-15Н, П-15У. Фактически одной из модернизаций П-15 можно считать и П-19 со своими модификациями: П-19-2, П-19-5, П-19Ш, П--19Ш3, П-19Ш3-1. В настоящее время обе станции сняты с производства, но могут быть модернизированы.

По некоторым данным станция 1РЛ13 имеет также название "Тропа" (хотя встретил в одном источнике название "НЕБО-СВ"), а 1РЛ134 - "Дунай-15".

В станции имеются три режима работы:

Амплитудный;

Амплитудный с накоплением;

Когерентно-импульсный.

Станция имеет защиту от активных, прицельных по частоте помех - путем быстрой перестройки на одну из четырех частот, и от пассивных помех - схему компенсации от дипольных помех и местных предметов.


РЛС П-15

В 1970 году проведены испытания РЛС П-15МН, на которой дополнительно введены аппаратура мерцания и аппаратура наземного радиолокационного запросчика (НРЗ). В начале 70-х РЛС П-15МН в значительной степени переводится на новую элементную базу и оборудуется новым НРЗ, В результате такой модернизации станция получила название П-19 (1РЛ134) и в 1974 году была принята на вооружение.

РЛС П-19 предназначена для ведения разведки воздушных целей на малых и средних высотах, обнаружения целей, определения их текущих координат по азимуту и дальности опознавания, а также для передачи Радиолокационной информации на командные пункты и на сопрягаемые системы. Она представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, размещенную на двух автомобилях.

На первом автомобиле размещается приемо-передающая аппаратура, аппаратура защиты от помех, индикаторная аппаратура, аппаратура передачи радиолокационной информации, имитации, связи и сопряжения с потребителями радиолокационной информации, функционального контроля и аппаратура наземного радиолокационного запросчика.



РЛС П-19

На втором автомобиле размещается антенно-поворотное устройство РЛС и агрегаты электропитания.

Сложные климатические условия и длительность эксплуатации радиолокационных станций П-15 и П-19 привели к тому, что к настоящему времени большая часть РЛС требует восстановления ресурса.

Единственным выходом из сложившейся ситуации считается модернизация старого парка РЛС на базе РЛС «Kacтa-2E1».

В предложениях по модернизации учитывалось следующее:

Сохранение в неприкосновенности основных систем РЛС (антенной системы, привода вращения антенны, СВЧ-тракта, системы электропитания, транспортных средств);

Возможность проведения модернизации в условиях эксплуатации с минимальными финансовыми затратами;

Возможность использования высвобождаемой аппаратуры РЛС П-19 для восстановления изделий, не подвергнутых модернизации.

В результате модернизации мобильная твердотельная маловысотная РЛС П-19 будет способна выполнять задачи контроля воздушного пространства, определения дальности и азимута воздушных объектов - самолетов, вертолетов, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов и крылатых ракет, в том числе действующих на малых и предельно малых высотах, на фоне интенсивных отражений от подстилающей поверхности, местных предметов и гидрометеообразований.

РЛС легко адаптируется к использованию в различных системах военного и гражданского назначения. Может применяться для информационного обеспечения систем ПВО, ВВС, систем береговой обороны, сил быстрого реагирования, систем управления движением самолетов гражданской авиации. Кроме традиционного применения в качестве средств обнаружения низколетящих целей в интересах вооруженных сил модернизированная РЛС может использоваться для контроля воздушного пространства с целью пресечения транспортировки оружия и наркотиков маловысотными, малоскоростными и малоразмерными летательными аппаратами в интересах специальных служб и подразделений полиции, занимающихся борьбой с наркобизнесом и контрабандой оружия.

Модернизированная РЛС всепогодна и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

Основные характеристики:

П-15 П-19
Зона обзора по азимуту, град. 360 360
Инструментальная дальность, км 10-160 160
Зона обзора по высоте, м до 6000 до 6000
Темп обзора, с 6, 12 6, 12
Мощность, кВт 310 310
Чувствительность приемника, Вт 2 х 10-14 2 х 10-14
Ширина ДНА по азимуту, град. 4,5 4,5
Диапазон частот (волн) дециметровый дециметровый

Станция разведки и радиолокационного противодействия СПН-30 (1РЛ237)


СПН-30

ОБОЗНАЧЕНИЯ

Краткое: СПН-30 (Станция Помех - 30)

Индекс заказчика: 1РЛ237

NATO: Paint Box

НАЗНАЧЕНИЕ

Предназначена для радиоэлектронного подавления (РЭП) в расширенном рабочем диапазоне частот существующих, в том числе прошедших модернизацию РЛС воздушного базирования для защиты наземных и воздушных объектов. Обеспечивается подавление по основному лучу и боковым лепесткам диаграммы направленности следующих классов бортовых РЛС:

Бокового обзора;

Разведывательно-ударных комплексов;

Управления оружием;

Обеспечения полетов на малых высотах;

Многофункциональных.

В станции формируются следующие виды помех:

Квазинепрерывные;

Многократно-импульсные или ответные по времени;

Шумовые прицельные по частоте и сопряженные по спектру.


СПН-30

В результате модернизации станция СПН-30 приобретает современный облик, повышаются быстродействие, надежность, ремонтопригодность, улучшаются массогабаритные характеристики, уменьшается энергопотребление.

В состав модернизированной станции входят:

Машина антенная;

Машина управления;

Электростанция;

Комплект кабелей и жгутов;

Эксплуатационная документация.

Станция активных помех СПН-40 (1РЛ238)


СПН-40

ОБОЗНАЧЕНИЯ

Краткое: СПН-40 (Станция Помех - 40)

Индекс заказчика: 1РЛ238

Боевые действия в современных условиях – это не только стрельба из оружия, но и воздействие на боевую технику противника радиоэлектронными средствами. Впервые такая попытка была успешно предпринята 15 апреля 1904 года и.о. командующим Тихоокеанской эскадрой вице-адмиралом П. П. Ухтомским. С того момента прошло 112 лет, и за это время, конечно, изменились не только задачи, но и средства радиоэлектронной борьбы. О том, какие средства уже стоят на вооружении российской армии и какие комплексы РЭБ разрабатываются, сайту телеканала «Звезда» рассказали эксперты отрасли.Во время русско-японской войны Российской Тихоокеанской эскадре удалось дезорганизовать каналы управления огнем артиллерии японских кораблей и успешно отразить вражеский удар. При этом использовались простейшие радиостанции. С того момента не изменился лишь принцип – помехи в радиоканале, а вот средства постановки помех и средства противодействия им серьезно развивались. Сегодня российская армия получает самые современные средства радиоэлектронной разведки, помех и подавления вооружений противника.Только в прошлом году в Вооруженные силы РФ поступило девять станций радиоэлектронной разведки «Москва-1», 10 вертолетов-постановщиков помех «Рычаг-АВ», восемь станций радиоэлектронной разведки и подавления «Красуха-2», 15 комплектов станции разведки и подавления «Красуха-4» и 20 комплектов станции радиоэлектронной разведки и защиты «Ртуть-БМ».Концерн «Радиоэлектронные технологии», являющийся разработчиком и поставщиком средств РЭБ уже в этом году передал Минобороны России несколько комплексов «Хибины» наращиваемого состава для Су-34, которые позволяют превратить данный истребитель-бомбардировщик в полноценный самолет РЭБ, способный защитить не только себя, но и всю авиагруппу.«Мы исходим из концепции универсальности – то есть в случае необходимости в условиях аэродрома любой самолет тактической авиации может быть дооснащен необходимыми средствами для ведения РЭБ. Это дешевле, и это очень эффективно», - рассказали в пресс-службе КРЭТ.Подвесные контейнеры «Хибины» работают вместе с бортовой РЛС и бортовым комплексом обороны «Хибины-10В». Су-34 может использоваться как полноценный постановщик помех, в отличие от американского аналога F-15E, который берет на борт лишь средства индивидуальной защиты, способный прорвать любую систему ПВО. При этом «Хибины» превосходят американский аналог по ключевым характеристикам.«Слепой» противник Стоит отметить, что средства РЭБ эффективны и при установке на вертолеты. Западный военный округ в апреле 2016 года получил два вертолета Ми-8 МТПР-1, оснащенных уникальными станциями помех «Рычаг-АВ». (гиперссылка) Данные комплексы способны в радиусе нескольких сотен километров полностью ослепить противника, таким образом обеспечив групповую защиту самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, наземной техники и кораблей от воздушных атак и ударов ПВО противника. При этом в памяти системы «Рычаг» хранится база данных о разных средствах угрозы для прикрываемых объектов, что позволяет ей определять тип цели и подбирать под нее наиболее эффективные помехи.Важной особенностью новейшего вертолетного комплекса РЭБ является хранение множества характеристик технических средств в бортовой базе данных, что позволяет в кратчайшее время определить источник сигналов по его сигнатуре и оперативно выполнить по нему оптимальное воздействие.
Стоит отметить, что концерн КРЭТ в этом году завершает разработку вертолетного усовершенствованного комплекса РЭБ «Рычаг-АВМ», который с 2017 года начнет поступать в войска.«Он мощнее «Рычага-АВ», обладает большим горизонтом действия, более функционален и по тактико-техническим характеристикам превосходит все существующие в мире аналоги», - сообщили сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе.Перспективные средства РЭБ Лишить связи противника – значит посеять в его рядах хаос. И бойцы подразделений радиоэлектронной борьбы умеют это делать в совершенстве. Они регулярно отрабатывают задачи по подавлению сотовой и коротковолновой связи противника. В условиях реальных боевых действий это может иметь колоссальное значение. Например, вражеские корректировщики огня не смогут по мобильнику отправлять координаты своим подразделениям авиации и артиллерии.Накануне бойцы РЭБ в Хабаровском крае накрыли куполом электромагнитных волн территорию в сотни километров. Это сделало бессильными не только авиацию, но и космические спутники условного противника.
Новая станция наземного базирования, над которой сегодня работает КРЭТ, сможет защищать все виды и рода российских войск от высокоточного оружия, в том числе от средств нападения воздушно-космического базирования. В пресс-службе данных по новому серьезному проекту не раскрывают, оговариваясь, что по нему ведутся опытно-конструкторские работы, которые завершаются в следующем году.В целом разработке новых средств связи и радиоэлектронной борьбы в России уделяется большое внимание. Для этих целей в Тамбовской области Объединенная приборостроительная корпорация создает целый производственный кластер.«Для всех научно-производственных структур формируется единый менеджмент, задача которого – построить на их базе передовой оборонный кластер в области связи и РЭБ, работающий по принципу "единого конвейера"», – говорится в сообщении «ОПК».Аппаратуру и технику РЭБ производили и продолжают производить заводы Тамбовской группы: «Октябрь», «Ревтруд», «Тамбоваппарат» и «Тамбовский НИИ радиотехники «Эфир».Каждое предприятие займет свое место в общей технологической цепочке – от разработки опытных образцов техники до ее испытаний и серийного производства. Это позволит избежать внутренней конкуренции и обеспечить полную загрузку производственных мощностей.В свою очередь в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) начали подготовку к серийному производству бесплатформенной инерциальной навигационной системы (БИНС) для авиационной и наземной техники.«В 2017 году мы планируем завершить этот проект, стоимость которого составляет порядка 12–14 млрд рублей», - сообщили сайту телеканала «Звезда» в пресс-службе КРЭТ.БИНС позволяет осуществлять с высокой точностью навигацию даже без связи со спутниками.«Прежде всего они нужны для военной техники, но в последнее время данные системы стали все чаще устанавливать на борт гражданских авиалайнеров и беспилотников. Спрос на эти системы в мире сегодня очень велик», - прокомментировали в КРЭТ. В частности, перспективную платформу «БИНС-2015», которая была разработана за последние два года, планируют устанавливать на самолеты МС-21 и для перспективных беспилотных летательных аппаратов.Средства РЭБ на экспорт Напомним, что согласно поручению президента России, обновление оснащения войск РФ в основном будет завершено к 2020 году. Это, конечно, не означает, что после 2020 года не будет гособоронзаказа, но его объемы существенно снизятся.В этой связи российской оборонке предстоит нивелировать негативные влияния этих изменений. И эта работа уже ведется. В частности вектор основных усилий концерна КРЭТ будет смещаться в сторону экспорта и наращивания производства гражданской продукции.«Доля экспорта на сегодняшний день у нас составляет порядка 18%. К 2017 году мы рассчитываем довести эту долю где-то до 25%. Для этого нам предстоит проделать немалую работу», - сообщили в пресс-службе концерна.
Не считая авионики, которая поставляется за рубеж в составе российских боевых и гражданских самолетов и вертолетов, КРЭТ поставляет на иностранным партнерам экспортные модификации комплексов «Хибины» и «Президент-С».«Сегодня вместе с Рособоронэкспортом прорабатываются контракты по наземной технике РЭБ. Это «Красуха-2», «Красуха-4» и «Москва-1». Они имеют паспорта экспортного облика, и мы можем эту технику поставлять на внешний рынок по лини ВТС», - прокомментировали в пресс-службе.В этой связи рынку гражданской продукции уделяется все больше внимания. КРЭТ располагает огромным количеством наработок, которые могут быть перенесены в гражданскую сферу. В последние годы российский оборонный комплекс ведет работу по систематизации этих наработок и трансформации их в готовые продукты для рынка.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх