Пасхальный заяц и его история. Пасхальный зайчик своими руками. Зайчик пасхальный: выкройка.

Пасхальный заяц – еще один символ светлого праздника Пасхи, ежегодно отмечаемого во всех христианских странах. В этой статье мы поговорим о приготовлении пасхальных булочек в виде зайчиков и других изделий.

У нас в России такой пасхальный символ как заяц не столь популярен, как в культурах некоторых странах Запада и США. Тем не менее, слышали о таком атрибуте Пасхи многие. Кто же он такой – этот пасхальный заяц?

Согласно немецкой легенде, пасхальный зайчик тайком оставляет подарки (яйца) хорошим детям накануне Пасхи. Эта традиция появилась в Германии, однако изначально в разных областях страны пасхальные «гонцы» были разными – аист, кукушка, лиса, петух, но именно заяц со временем утвердился в этой роли и вытеснил остальных животных. Из Германии в США эта традиция перекочевала вместе с эмигрантами. А теперь о пасхальном зайчике знает весь мир, но далеко не каждый знает, откуда он взялся.

Пасхальный заяц считается символом плодородия, в то время как яйцо символизирует саму жизнь. Это очень хорошая символика – светлая и не несущая в себе ничего негативного, поэтому ее перенимает у Запада все больше других стран. К тому же, зайчиков очень любят детки, и Пасха – прекрасный повод вместе с ними сделать такую праздничную символику.

Заяц был животным, сопровождавшим Афродиту – одним из ее символов. А в древнегерманской традиции символом богини весны и плодородия Эостры был кролик. Празднования в честь последней проводились в день весеннего равноденствия. Культ богини Эостры также существовал у англосаксов. По этим причинам в фольклоре ассоциация зайцев с пасхальными праздниками появилась еще в 19 веке. Документально упомянута впервые легенда о пасхальном зайце была в 1680г., когда был опубликован рассказ о кролике, который откладывал яйца и прятал их в саду. Для детей праздник «Остер Хазе» был одной из главных радостей детства, его ждали и любили не меньше Рождества.

В западных странах съедобных пасхальных зайцев делают из шоколада и марципана, а у нас как-то больше прижились булочки. Мы рассмотрим несколько вариантов приготовления пасхальных зайчиков.

Рецепт пасхальных булочек «Зайцы»


Фото: photorecept.ru Ингредиенты:

500г муки
200мл молока
по 100г сливочного масла и сахара
20г сахара для обсыпки
5г дрожжей сухих или 25-30г свежих
1 яйцо
2 ч.л. корицы

1 яичный белок
сахар

Способ приготовления:

Как приготовить пасхальных зайчиков в виде булочек. Для опары в теплое молоко всыпать дрожжи, растворить их, всыпать 1 стакан просеянной муки, перемешать. Накрыть опару полотенцем, поместить емкость с опарой в большее широкую емкость, наполненную теплой водой – тогда опара поднимется буквально за 20мин. Всыпать в подошедшую опару ванильный обычный сахар, вбить яйцо и перемешать, затем добавить размягченное сливочное масло, перемешать, всыпать оставшуюся муку и еще раз перемешать. Тесто должно получиться нелипким, но и некрутым, поставить емкость с ним снова в большую емкость с теплой водой, накрыть и на 1ч оставить. Смешать корицу и 20г сахара для обсыпки. От поднявшегося теста отщипывать равные кусочки, раскатывать каждый в длинную колбаску 3-4см шириной, складывать колбаску втрое, подогнув нижний край вперед, а верхний – назад (далее нужно будет разрезать нижний край – получатся передние лапки зайчика, а при разрезе верхнего края сформуйте ушки зайца и мордочку).


Фото: photorecept.ru

При складывании полоски теста нужно присыпать сахаром с корицей те места, что окажутся внутри – в складках. Выложить сформованных зайчиков на застеленный пергаментом противень, оставить на 15мин для расстойки, накрыв чистым полотенцем, затем поставить в нагретую до 180 градусов духовку и выпекать 15-20мин до зарумянивания.


Фото: photorecept.ru

Как можно видеть, булочки-зайчики очень просты в приготовлении и формовке, и делать их можно легко вместе с детьми. Не сложнее делаются пасхальные зайцы из марципана.

Рецепт пасхального зайца из марципана


Фото: povarenok.ru Ингредиенты:

75г шоколадных капель
50г марципана
по 40г муки и маргарина/сливочного масла
25г молотого миндаля
20г сахара
10г кукурузного крахмала
1 пакетик ванильного сахара
1 яйцо
½ ч.л. разрыхлителя для теста
1 щепотка соли

Способ приготовления:

Как приготовить марципанового пасхального зайца. Потереть марципан на терке, вбить яйцо и взбить полученную массу, добавить маргарин, сахар обычный и ванильный, соль, взбивать до полного перемешивания ингредиентов (и растворения). Соединить просеянную муку с миндалем, крахмалом и разрыхлителем, перемешать, добавив также шоколадные капли. Мучную смесь вмешать к жидкой масляной, тщательно перемешать все и выложить в форму в виде зайца, смазанную маслом и присыпанную сухарями, разровнять тесто в форме, выложить форму в нагретую до 175 градусов духовку на средний или самый нижний уровень (в зависимости от формы) и выпекать зайца 35-40мин, затем после выпекания через 10-15мин достать зайца из формы, остудить на решетке. Обсыпать марципанового зайца сахарной пудрой или оформить иначе по вкусу.

Для приготовления марципанового зайца вам понадобится подходящая для этого форма, которую можно найти в магазинах, или можно сделать из этого же теста небольшие кексики в виде зайчиков, используя маленькие формочки в виде зайцев.

Вариантов приготовления выпечки в виде пасхальных зайчиков очень много: можно сделать печенье в виде зайцев из любого теста с помощью формочек или трафарета, раскрасить его после выпекания шоколадом или другими вкусностями, оформить кондитерскими посыпками и т.д. Фантазируйте и занимайтесь кулинарным творчеством всей семьей – это полезно, приятно и вкусно!

А в вашей семье есть традиция делать пасхальных зайцев? Если да, то в каком виде вы их готовите? Поделитесь с нами, друзья, в комментариях к этому рецепту.

В этом видео рассказывается о том, как сделать зайца из сахарной пасты для моделирования, на этом примере вы сможете научиться формовать пасхальных зайчиков, в том числе из теста.

Видеорецепт приготовления пасхального зайца

Подписаться на автора


ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА


Яйцо – это главный символ Пасхи, который означает для христиан новую

жизнь и возрождение. Именно

поэтому оно является обязательным элементом многих пасхальных обычаев и игр.
Обычай дарить друг другу крашеные яйца придуман не христианами. Так поступали еще

древние египтяне и персы,

которые обменивались ими в рамках празднования начала весны.

Яйца означали тогда пожелание плодородия.



В средневековой Европе существовала традиция в Пасху одаривать яйцами слуг. Кроме того, их

презентовали друг другу влюбленные, в знак романтической симпатии.
Обычно пасхальные яйца красят в яркие цвета. Самым популярным является

красный или пурпурный который символизирует жертвенную кровь Христа. По преданию, яйцо

именно такого цвета Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию

со словами: «Христос воскресе!». Другие фавориты – это насыщенный желтый и зеленый

оттенки, которые напоминают о весеннем солнце и зелени.



Сейчас пасхальные яйца красят в разнообразные цвета, а не только в сакральные. Их также

часто украшают различными рисунками и орнаментами. Есть несколько способов

изобразить узор на скорлупе. Например, можно привязать к яйцу перед крашением

какой-то резной листочек, вроде папоротника, чтобы получить красивый бледный

контур на ярком фоне основного цвета.

Для изготовления писанки используется пчелиный

воск, который наносится в определенных местах на скорлупу, после чего яйца

погружают в раствор пищевого красителя.


Чтобыполучить особенно сложный и многоцветный узор используют несколько красок, и перед

каждым погружением на

поверхность скорлупы наносят новый восковой контур, под которым сохраняется предыдущий оттенок.
Для придания яичной скорлупе различных цветов можно использовать луковую шелуху, растворимый кофе,

черничный, клюквенный и виноградный сок, свекольный отвар и даже лепестки фиалки.



ПАСХАЛЬНЫЙ КРОЛИК


Кролик (или заяц) – это такой же неотъемлемый атрибут пасхальных праздников,

как и крашеное яйцо.

Подобно яйцу, этот зверек символизировал плодородие во многих древних культурах,

что неудивительно, учитывая его феноменальную способность быстро

и обильно размножаться. Не совсемясно, по какой причине кролик

стал ассоциироваться с Пасхой. Одна из версий гласит, что он обозначает процветание,

которое ждет последователей учения Христа.



Во многих странах дети верили (да и сейчас продолжают), что при условии примерного поведения

с их стороны Пасхальный Кролик приходит накануне праздника и откладывает в гнездо цветные яйца.

Гнездо (или корзинку) нужно было приготовить заранее в укромном месте.

Малыши обычно использовали для этой цели свои головные

уборы, раскладывая их по сараям, амбарам и прочим уединенным помещениям. Прихода

чудо-кролика ждали почти с таким же нетерпением, как визита Санта-Клауса.


Вся Германия в Пасху ест шоколадных кроликов и шоколадные же яйца. На Пасху кролики

в Германии несут яйца.
А В наши дни кролик стал символом Пасхи. Интересная карьера для этого зверька.

Ведь сначала отцы церкви отрицали кролика. Считалось, что его мясо наводит

на скоромные мысли. Ученые долго спорили о происхождении

зайца как символа Пасхи. Одни считали, что кролик - это символ плодовитости древнегерманской

богини Остеры, другие - что это византийский символ Иисуса.



В евангелической церкви не было пасхальных яиц, поскольку не было поста. Яйца можно

было есть и перед Пасхой.

А поскольку яйца не являлись элементом священной трапезы, они получили другое

применение. Их ярко раскрашивали и прятали в саду. Потом потребовался кто-то,

кто бы эти яйца прятал. Возник персонаж, подобный Святому Николаю

или Младенцу-Христу. И это был пасхальный кролик.



Тогда поиск пасхальных яиц стал называться охотой на пасхального кролика. Того, кто первым

находил синее яйцо, ожидали неприятности. Красное яйцо означало три дня удачи.

Даже в семье Гете в Веймаре происходили такие

пасхальные игры. Скоро возникли и истории, связанные с зайцем.



Хорош тот пасхальный кролик, у которого на шее висит колокольчик.
Накануне Пасхи этот ушастый персонаж можно встретить повсюду и в разных видах.

Кроликов делают из шоколада,марципана и прочих лакомых материалов, их шьют из

плюша и меха, лепят из глины.«Кроличий» орнамент украшает

многие пасхальные предметы: праздничные скатерти, салфетки, посуду. И, конечно же, открытки.



ПАСХАЛЬНЫЙ ЯГНЕНОК



Во многих христианских странах Пасха связана также с образом ягненка.

На тематических открытках он часто изображен

рядом с крестом и надписью « Agnus Dei» (Агнец Божий).



Интересно, что еще в дохристианские времена евреи, отмечая весенний фестиваль Песах

(именно от этого названия произошло слово Пасха), приносили в жертву ягнят. Ранние

христиане не забыли этот обычай, но придали ему другое значение.

Теперь жертвенный агнец символизировал кроткую смерть Христа.



Таким образом, вполне понятно, почему жаркое из ягнятины занимает почетное место

на пасхальном столе многих европейцев. В России вместо этого

«кровавого» блюда подают безобидную творожную пасху.



ПАСХАЛЬНАЯ СВЕЧА
Традиция ставить у алтаря во время ночной пасхальной службы большую свечу

существует во всех христианских странах.

От этой свечи потом зажигают все остальные светильники в церкви.

Ритуал зародился в 4 веке нашей эры, причем главная свеча является символом

Иисуса Христа, а ее священное пламя - символом Воскресения.



В старину прихожане уносили домой свечки с благословенным огнем,

чтобы с их помощью затеплить домашние

лампы и растопить очаги. Этот обычай символизировал жертву Христа, отдавшего жизнь ради людей.

Не так давно в нашей стране стал известен и популярен такой персонаж как пасхальный кролик. Так что совсем неудивительно, что наши родители (не говоря уже о старших поколениях) и знать не знают ничего об этом звере. Но нельзя сказать, что и вся молодежь осведомлена в этом вопросе, а именно, почему кролик называется пасхальным, и откуда взялась эта традиция.

Почему кролик является символом Пасхи?

На самом деле, пасхальный кролик изначально не имел совершенно никакого отношения к Пасхе. Да и сейчас, пасхальный кролик является не более чем традицией некоторых народов, а к празднику Воскресения Господнего не имеет никакого отношения.

Для начала отметим, что такой пасхальный символ существует далеко не во всех христианских странах. Распространен он лишь в некоторых странах Европы (а конкретнее в западных странах) и в Соединенных Штатах Америки. Сам пасхальный заяц имеет языческое происхождение и история его возникновения уходит корнями в дохристианскую Германию. Тогда немцы верили в языческих богов, одной из которых была богиня плодородия и весны Эостра. В честь нее проводились празднования наступления весны, которые приходились на день весеннего равноденствия. А так как кролик считается главным символом плодовитости, то его стали также отождествлять с богиней Эострой и приходом весны. В XIV веке стала популярна легенда о пасхальном зайце, который якобы нес яйца и прятал их в саду.

Позже немцы привезли эту легенду в США, где и возникла традиция дарить детям сладких шоколадных и марципановых зайцев. Со временем эта традиция слилась с христианским праздником Воскресения Господнего, или Пасхой.

Теперь в некоторых странах принято дарить детям в праздник Пасхи сладких зайцев или кроликов, и цветные яйца.

Так как и нашим малышам пришлась по душе данная традиция, то и они стали частенько оставлять самодельные гнезда для пасхального кролика. Да и некоторые взрослые хотели бы украсить свой дом таким символом Пасхи, сделать оригинальный подарок друзьям, или игрушку детям в виде пасхального кролика. Предлагаем вам инструкцию, как сшить пасхального кролика своими руками.

Для начала вам понадобится выкройка кролика. Ее можно найти в интернете или нарисовать самостоятельно. Если вы решите рисовать, то проще всего вам будет обвести по контуру изображение любого зайца или кролика.

Теперь берем понравившуюся вам ткань. Тут следует сделать отступление. Не нужно стараться сделать пасхального кролика похожего на настоящее животное, вам это вряд ли удастся. Поэтому лучше взять ткань повеселее, в горошек, цветочек и т.д. Таким образом вы создадите не только интересного и оригинального кролика, но и повеселите своих друзей или ребенка.

Затем складываете ткань вдвое лицевой стороной внутрь, прикалываете маленькими булавочками выкройку к ткани и вырезаете по контуру (если вы делали выкройку путем обведения изображения зайца, то с каждой стороны сделайте припуск на шов около 8-10 мм). После чего откалываем булавки и сшиваем кролика по контуру. Но сшиваете их не до конца. Оставляете маленькое отверстие, чтобы можно было вывернуть кролика на лицевую сторону и набить его ватой, синтепоном, обрезками или др. мягким материалом. Потом зашиваете кролика до конца.

С помощью разноцветных маркеров рисуете кролику мордочку. Для этого можно также использовать маленькие пуговицы. А если повезет, то в специальных магазинах со швейной фурнитурой можно найти глазки, носик и ротик, которые нашиваются на такие самодельные игрушки. Кролик готов.

А для тех, кто не умеет шить, можно изготовить пасхального кролика из бумаги. Это может быть и рисунок, и аппликация, и оригами, и поделка. А некоторые хозяюшки даже пекут печенье, в виде пасхальных кроликов.



April 19th, 2014 , 05:19 pm

Кто такой пасхальный заяц? Начну с моих любимых пасхальных открыток издательства Мунк: Der Verlag Munk (1857 - 1938). Австрия. Вена.(M.M.Vienne; M.M. Wien)
Markus Munk (1827-1916) имел магазинчик канцелярских товаров, в конце 19 века основал небольшую типографию. В 1907 году Markus und Hugo Munk регистрируются, как владельцы компании, а с 1911 Hugo Munk становится её единственным владельцем.
Стиль узнаваем. Все картинки увеличиваются щелчком мышки.

Пасхальная символика и традиции с точки зрения художников XIX- начала XX века.
Osterhase.Postkarten Vintage.



Цитата из вики:
«Пасха́льный за́яц (кролик) — пасхальный символ в культуре некоторых стран Западной Европы и США. Символ имеет языческие корни, восходящие к праздникам, посвящённым плодородию и весне.
По мнению Центра детской литературы и культуры Университета Флориды, происхождение пасхального кролика восходит к древнегерманским традициям. Тевтонское божество Эостра (Остара) было богиней весны и плодородия. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия. Её символом был кролик — животное, отличающееся чрезвычайной плодовитостью. Культ Эостры был распространён и среди англосаксов, и ассоциация зайцев с пасхальными праздниками существовала в фольклоре еще в XIX в. Считается, что зайцы несли светильники Эостры, которая была богиней утренней зари и весеннего плодородия. Корни этой традиции, скорее всего, теряются в глубине веков, так как заяц был животным, сопровождавшим Афродиту.
Остара — древнегерманский праздник начала весны и светлого времени года, роста и благополучия. Праздник посвящён богине рассвета, её имя реконструируется как Ausōs. Празднования в её честь проводились в день весеннего равноденствия.»

Один из братьев Гримм, немецкий филолог Якоб Людвиг Карл Гримм (1785 - 1863), ссылаясь на рукопись монаха англосаксонской церкви Kirchenhistoriker Beda Venerabilis (672/673 - 735) , связывал происхождение слова "Пасха" с именем германской богини Eostrae ( Göttin namens „Eostrae“).
Ostern- нем. Пасха
Easter- англ.Пасха

Ostara (1884) Художник Johannes Gehrts и Беда Достопочтенный - Beda Venerabilis (672/673 - 735)

Далее мой перевод , источники: немецкоговорящая вики, газетные сообщения и журнальные статьи 19 века.
Vielfach gelten auch nicht die eigentlichen Ostereier, sondern die Gründonnerstags- und Karfreitagseier als besonders zauberkräftig, und von dem Geschenkei des Gründonnerstags spricht schon 1715 das Frauenzimmerlexikon des Amaranthes als von einem "Rotei". Doch dürfen die Gründonnerstagseier oft erst am Ostersonntag verzehrt werden.

Разукрашивать яйца к Пасхе в Германии начали давным-давно, дарили их в воскресенье на Пасху, но ещё сто лет назад кое-где этот обычай связывали именно с Чистым четвергом на пасхальной неделе: красили яйца и пекли куличи (часто в форме овечек) именно в Чистый четверг.
Профессор медицины Георг Франк (Medizinprofessor Georg Franck) в трактате „De ovis paschalibus - von Oster-Eyern“ в 1682 году описывает зайца, одаривающего пасхальными яйцами протестантских детишек. Для развлечения и удовольствия детей и взрослых заяц прячет подарки в траве и кустарнике. Данное описание давалось для Эльзаса, Пфальца и Вестфалии (Elsass, die Pfalz und Westfalen).

По немецкой традиции пасхальный заяц на праздник одаривает хороших деток, прячет гнездо с разноцветными яйцами в траве неподалёку от дома. Дети с огромным удовольствием отыскивают и собирают пасхальные яйца, складывая их в корзиночки.

Это картинка из немецкого журнала Der Bazar 1885-го года.

Мне этот пасхальный заяц почему-то напоминает Робин Гуда, только вместо меча или кинжала на поясе висит морковка. Как можно заметить, речь идёт именно о зайце, длинноногом, длинноухом, рослом таком зайце. Никакому кролику поднять такой мешок с подарками просто не под силу.

Вот ещё зайчик. Этого я как-то раз сфотографировала на Пасху в городе Лимбурге.

И другие...
В историческо-географической ретроспективе можно говорить о конкурентах пасхального зайца-кролика: в Вестфалии и Нижней Саксонии (Westfalen und Niedersachsen) яйца разносила лиса, в Верхней Баварии и Шлезвиг-Гольштейне на севере Германии (Oberbayern und Schleswig-Holstein) — «нести яйца» вменялось в обязанности петуху, в Восточной Германии (Ostdeutschland)пасхальные подарки приносил аист, в Швейцарии (Schweiz) — кукушка. Тогда же был привлечен к увлекательной пасхальной игровой церемонии и заяц. Постепенно он вытеснил всех других конкурентов и утвердился в роли дарителя подарков по всей Германии.

Возможно, что заяц лучше других подходил на эту роль. Взрослые прятали пасхальные яйца в траве, рядом с домом, а дикие зайцы (кролики) паслись неподалёку, не очень-то и прячась от людских глаз. Зайцы и сегодня встречаются в черте города, в своё удовольствие прыгают по газонам и лужайкам, носятся по примыкающим к парковой зоне детским площадкам, скажем, в Висбадене или Майнце, особенно к вечеру и ранним утром, когда прохожих не так много, днём ушастые отсыпаются в зарослях кустарника. А вот лиса или аист заглядывают в гости гораздо реже, они пугливее и осторожнее.


Пекари с давних времен выпекали (да и сейчас традицию поддерживают) на Пасху фигурки ягнят, маленькая овечка Osterlamm, так же как и заяц, курица, распушившаяся веточка вербы, является атрибутом праздника. Есть предположение, что однажды овечки получились слишком уж длинноухими и в процессе выпечки превратились в зайцев (...der Osterhase eine versehentliche Erfindung der Bäcker ist, denen das gebackene Osterlamm mitunter etwas zu langohrig geriet...). Всё может быть.

Овечки на пасхальных открытках начала 20-го века. Издательство Мунк.

Курочки и цыплята.

Первая в этом ряду открытка самая "новая" 1931 года, для каких-то открыток год указан в Grafik-info (от 1900...).
Видно, что открытки выпускались маленькими сериями.

Шоколадные и выпечные овечки продаются в немецких магазинах и в настоящее время.
Но лидером среди разнообразных кондитерских изделий, заполняющих полки магазинов к Пасхе, является заяц шоколадный. Шоколадное яйцо, как таковое, слегка подрастеряло свою значимость относительно праздника Пасхи из-за киндер-сюрпризов, на мой взгляд. Вчера в магазине моё внимание привлекла булочка в виде ромашки с пятью лепестками, в центре которой было запечено самоё настоящее крашеное пасхальное яичко, вся эта цветочно-булочная красота с разноцветными сердцевинками стоила 99 центов.

Символами Пасхи становилось всё, что выражало обновление (пасхальные ручьи, веточки вербы, первые цветы), свет (пасхальный огонь) и жизнь (яйца, куличи, зайцы, овечки и цыплята).

Пасхальный заяц стал широко известен за пределами Европы благодаря немецкоговорящим эмигрантам. Особую популярность он завоевал в Америке, где его называют Easter Bunny. В России в начале 20 века тоже выпускались открытки с пасхальными зайцами, но в советские времена истории о пасхальных зайцах как-то подзабылись. Лично я зайцам рада (особенно шоколадным), но считаю, что данный персонаж весьма и весьма способствует секуляризации церковного праздника. С Вайнахтсманом нет никаких проблем, тот же Дед Мороз, знакомый и любимый с детства, совсем другое дело - пасхальный заяц, вызывающий двойственные чувства. Моё мнение, в России пасхальный заяц всё-таки не приживётся, разве что в виде шоколадки.

По запросу " Easter Bunny" в сети, надо сказать, картинки не всегда отвечают праздничной тематике, в отличие от немецкого Osterhase.

Действительно ли 1857 год, очень любопытно?

Вашингтон. Катание яиц на лужайке перед Белым домом в 1887-ом году, изображенное на данной картинке, выглядит очень демократично: босоногие негритянские детишки бегут по горке вместе с детьми из богатых семей. Никаких поварёшек в их руках нет, на каком этапе истории американские дети вооружаются поварёшками нужно ещё разобраться. Тут всё просто, выигрывает тот, чьё пасхальное яичко укатится дальше других. На картинке, к моему изумлению, яйца не просто катятся с горы, но и подпрыгивают не хуже резиновых мячиков. В описании говорится, что данное мероприятие проводилось (...подсчитала...с 1878 года) ранним утром в Светлый Пасхальный понедельник, а не в воскресный день, как сейчас.


Bemalte Eier. Osterscherzen. В журнале "Der Bazar" за 1893 год предлагается несколько примеров пасхальных шуток.


Фигура 1- весёлый молодой человек из двух яичных скорлупок (ausgeblasene) и полосок бумаги. Для изготовления человечка предлагается взять два сырых яйца, проколоть иглой маленькие отверстия сверху и снизу и выдуть содержимое, опустошив яичную скорлупку. Затем необходимо нарисовать глаза, нос и рот, пояс и пуговки. Можно приклеить ватную бороду и пышную шевелюру, как на рисунках 2 и 3. Руки и ноги вырезают из бумаги, раскрашивают и приклеивают.
При изготовлении Фигуры 4 используется скорлупа грецкого ореха, юбка изготовляется из бумаги. Голова и тело фигурок соединяются нитью при помощи иглы.

Вариант 5. Данный рисунок наносится на яйцо при помощи острого осколка стекла, которым процарапываются линии. Для окраски яйца используется специальный сорт дерева (лианы) из Америки Fernambukholz (Blauholz). * Имеется ввиду кампешевое дерево Измельчённая древесина кампешевого дерева является источником ценного красильного вещества — кампеша, или синего сандала. Свежесрубленная древесина имеет кроваво-красный цвет (откуда и название дерева), но от окисления пигмента на воздухе она принимает сначала тёмно-фиолетовый, а затем тёмно-синеватый и почти чёрный цвет.
Вариант 6. Один из вариантов растительного орнамента, которым украшают яичную скорлупу. Подходящие по размеру листочки, найденные в саду или в лесу, просто приклеиваются к скорлупе, веточки дорисовываются.
Вариант 7. Странная птица. Для её изготовления требуется одно яйцо и пёрышки. Перья украшают хвост и голову странной птицы, шея и голова изготавливаются из воска (Wachsstock). Глаза предлагается изготовить из ярких маленьких бусинок.
В данной инструкции подчёркивается, как важно правильно очистить яичную скорлупу от содержимого, выдуть, очистить, обработать бензином (?). Описываются способы окрашивания яичной скорлупы (например, в кипящей воде вместе с яркими лоскутками материи).
Эти весёлые фигурки использовались для праздничной декорации. В настоящее время в Германии к Пасхе украшают нераспустившиеся ещё веточки деревьев и кустарников перед домом (Ostereierbaum, Eierbaum), используя для этого практичные, устойчивые к любым погодным условиям, яркие яйца из настоящей пластмассы. Смотрится очень нарядно. Рекорд Гиннесса - 76.596 яиц на одном дереве, установлен в 2007 году в одном из зоопарков Ростока. Иногда украшают яйцами веточки берёзы, собранные в небольшой букет (Osterstrauß). Конечно, разукрашиванием и изготовлением пасхальных декораций дети с радостью занимаются и сегодня. Расписываются, окрашиваются и наряжаются и варёные яйца, а не только пустые скорлупки.

Saalfelder Ostereierbaum.
Об истории украшения этого пасхального дерева можно почитать в википедии. Эта яблоня растёт в Заальфельде в Тюрингии. В 1965 году её впервые украсили к Пасхе, яичных скорлупок на тот момент на дереве развесили всего-навсего 18 штук. Дерево росло и количество подвесок увеличивалось с каждым годом. После Пасхи разукрашенные пасхальные яйца хозяева аккуратно снимают и сохраняют до следующего праздника. Украшать яблоню помогают все соседи, одной семье Крафт не справиться.
Фото из сети.


Ещё один источник 17-го века.
Известно, что одно из первых упоминаний о крашеных пасхальных яйцах в Германии было сделано в 16-ом веке. Рассказ о спрятанных пасхальных яйцах, которые должны были разыскивать дети, дан в дневнике настоятеля монастыря des Abtes Jakob vom Kloster Schuttern (Ortenaukreis) в 1691 году.

Цветовая дифференциация.
Цвета, в которые окашиваются пасхальные яйца, имеют определённое значение, по версии немецкоговорящей wiki:
Красный цвет символизирует жертву Христа.
Желтый обозначает стремление к просветлению и мудрости.
Белый цвет- цвет чистоты.
Зеленый означает юность и невинность.
Оранжевый - силу, выносливость и честолюбие.

Забавы.
Например, в Баварии с давних времён существовали обычаи проводить соревнования с пасхальными яйцами, победитель определялся в зависимости от того, насколько выбранное им варёное яйцо выдерживало различные броски и удары. Как такового обычая христосоваться (чокаться) яйцами и целоваться, как это принято у православных, в общем-то в Германии нет и не было. Хотя традиция "биться яйцами" в Германии существовала с давних пор, это скорее соревнование, игра, которая называется Osterbrauch (Ostereier „ticken“, „düpfen“, „ditschen“, „tüppen“, „kitschen“, „pecken“, „tütschen“, „dotzen“ oder „kicken“ − mundartlich für „zusammenstoßen“), обычай распространён в частности в Баварии, в Пфальце, в Южном Тироле, во многих регионах Австрии и далее через Балканы до России.

фото из сети:


Катание яиц - в Германии называется Ostereierschieben, это когда дети из богатых семей, скатывали яйца по склону горы, а внизу их собирали дети из семей победнее. В России в старину скатывали яйца с лотка или желоба, просто с наклонной плоскости. Если игрок попадал в какой-то из предметов, разложенных на полу или на земле, то этот предмет считался выигранным. Целью были маленькие подарки, безделушки или другие пасхальные яйца. Возрождается ли где-нибудь в России эта традиция в настоящее время, не знаю. А вот в Америке стало традиционным катание яиц на лужайке перед Белым Домом (White House Easter Egg Roll). Эта игра отличается от русской. Соревнуясь, дети катают яйца поварёшками.

Пасха в дореволюционной России.
1855 Русский музей. Никола́й Андре́евич Ко́шелев (1840-1918)


Пасхальные открытки начала 20-го века в России (само собой дореволюционные). Хорошо известны открытки Елизаветы Меркурьевны Бём, первые три. Ниже- пасхальные зайцы и поиск подарков в траве, если судить по одежде ребёнка, я бы сказала двадцатые годы, но быть такого не может, только до 17 года.

Коробочки-подвески к Пасхе 1894 год.
Но вернёмся в Германию 19-го века. Вот статья из журнала Der Bazar за 1894 год.
Всем известно, что на праздник принято прятать крашеные пасхальные яйца, а также сахарные или шоколадные, в гнёздах из соломы или просто в траве, так, чтобы дети легко могли их отыскать. Этот номер журнала предлагает разнообразить праздник, сделав своими руками коробочки для яиц, которые можно подвесить в укромных уголках. Шаблоны и варианты рисунков приводятся в статье.


Продолжение: шаблоны для картонных коробочек 1894 год.
+ Корзинки для яиц 1895 год: специальные тёплые одёжки и расшитая покрышка-салфеточка для того, чтобы сохранить тепло. Расписная скорлупка-подвеска, мотив совсем не религиозный.+ Корзинка для яиц с бантиками и стихи 1897 год. Все картинки увеличиваются щелчком мышки.

Новое- это хорошо забытое старое. Нашла цветные вязаные шапочки ↓ , в 1895 году предлагались (скорее) вязаные носочки , сохраняющие тепло и защищающие от ударов судьбы:)
Следующие две картинки взяты из журнала solnushki.ru: Подставка под яйца "Пасхальный заяц" (оригами)
Origami von Paulo Mulatinho, хотя, взглянув на этого пасхального зайца-оригами с кармашком-кенгурушкой, я подумала, что у Paulo Mulatinho наверняка есть соавтор. Paulo Mulatinho родом из Бразилии, он более 20 лет проживает в городе Фрайзинг в Баварии. Авторство приписывают именно ему:)


И ещё один зайчик нашёлся и приумножился, как-то он мне поднял настроение)


Из Франконской Швейцарии (Бавария) пошёл обычай украшать к Пасхе фонтаны (источники). Лет сто этой традиции, говорят, что исторически это связано со славянскими языческими обрядами. Источники воды, особенно в горных районах, имели важное значение и почитались с древних времён. Предполагают, что возобновлённая в начале 20 века традиция пышного праздничного оформления колодцев и скважин рассматривалась как способ привлечения туристов. В 1930-е годы эти идеи были подхвачены нацистской пропагандой, переосмыслившей исторические факты на германский лад («источник культа предков»), о славянских корнях вспоминать было не принято. После Второй мировой войны об украшении Osterbrunnen совсем было позабыли. В 1952 врач из Нюрнберга Dr. Kunstmann вместе с женой предпринял попытки возрождения традиции. По всей Германии такое пасхальное украшение широко распространилось с 1980-хх годов, а с 2000-ых традицию переняли и северные земли. В маленьких городках действующие фонтаны на площади перед церквью или просто расположенные в центре в зоне отдыха украшают зелеными ветками и гирляндами расписных пасхальных яйц (в настоящее время, пластиковых, часто разукрашенных детьми). Композиции могут быть дополнены персонажами библейских сюжетов (см. фото), птичками и даже, как можно заметить, пасхальными зайцами. Там, где фонтанчики-источники отсутствуют пасхальные короны (или, к примеру, зонты-балдахины из яичных гирлянд)существуют сами по себе, как украшение праздника (см.последняя фотография Eltville Rheingau ↓ ). Прежде расписывали настоящие пустые яичные скорлупки, но такие украшения оказались слишком хрупкими, их заменили на пластиковые.

Мои фотографии Ober-Olm Osterbrunnen 2014:


Этот же фонтан, украшенный к Пасхе, фрагменты, все фотографии увеличиваются.

Ober-Olm Osterbrunnen 2014, Nieder Olm Osterbrunnen- но сам фонтан пока не работает, Eltville Реин.

Ещё одна серия открыток. Немецкий художник Carl Robert Arthur Thiele (1860-1936).
Продуманный ответ на вопрос, откуда же зайцы берут пасхальные яйца.

Роль курицы, с точки зрения художника, самая что ни на есть главная, а заяц так, на побегушках.
А то ведь с умников станется... Заяц «несёт яйца» в переносном смысле, в смысле, переносит пасхальные яйца от поставщика (курицы)
к потребителю. По некоторым сведениям, ещё и раскрашивает, в этом ему охотно помогают садовые и лесные гномы. Гномы на новогодних и пасхальных поздравительных открытках разносят подарки уже более ста лет, о гномах в стране нибелунгов забывать не надо, это тоже история.
Эта серия открыток периода 1909-1915, (возможно) вплоть до 1930-го. Открытки в зелёной рамке от других художников.

Как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец. Трудно переоценить роль пасхальных зайцев в истории. Серия Пасхальные зайцы с музыкальными инструментами. Немецкий художник Carl Robert Arthur Thiele (1860-1936). Открытки этого художника собраны на сайте Osterhase.org.

И ещё два слова о сериях открыток. Не так уж много имён художников сохранило время.
Американская художница Ellen Clapsaddle (1865-1934) и её голландская тема Dutch (englisch für „holländisch“ oder „Holländer“). Лёгким движением руки брюки превращаются рождественские открытки превращаются в пасхальные. Это приблизительно 1908 год.

Для меня интересными являются сведения почерпнутые в старинных немецких журналах девятнадцатого века. Пусть даже это обыкновенные женские журналы, такие, например, как Frauen-Zeitung.
Домик с зайцами 1896 год. Автор заметки пишет, что ежегодно оформляет подобные инсталляции к Пасхе и к Рождеству. Композиция, размером 76х80 см, сделана из мха, коры, сучьев, шишек, фигурок животных и птиц. Вокруг премиленького домика полно зайцев, порхают голуби, у стола стоит пудель, а в гнезде - аист.
Тут как раз дано описание игры - катание яиц с горы, в 1896 году: Spiele.
Фотографии на картоне, пасхальные мотивы.
Курица с руками смотрится неожиданно. Attrappe (муляж) 1893 год.


Повозка с пасхальными подарками 1894 год. Повозка сделана из толстого картона, палочек-верёвочек, цветных лент. Центр картонного колеса- из пробки. В повозке можно разглядеть огромное страусиное яйцо: пустая скорлупка со сладостями. Зайцы из сахара и шоколада. Заяц, запряженный в повозку, вполне может быть настоящим живым зайцем, при определённом навыке дрессуры.


Ещё одна пасхальная композиция: зайцы у колодца 1897 года. Костюм пасхального зайца для ребёнка 1896 год. И другие идеи пасхальных подарков.


Текст из журнала 1897 года повествует о пасхальных зайцах и богине весны по имени Ostara, о пробуждающейся природе и празднике. Рассказывает об этапах подготовки к празднику Пасхи (начиная с уборки помещения)).
Brennstift выжигательный аппарат. С помощью выжигательного аппарата писали имена и монограммы на пасхальных яйцах, что требовало определенного навыка. Акварельные краски сложно наносить на яичную скорлупу, особенно, если вдруг на поверхность попала капелька жира. Масляные краски сохнут слишком медленно. В статье рассказывается об эмали: Email-Farben - сохнут быстро, яркие и привлекательные, радуют глаз.

Ещё один персонаж - пасхальный человечек из теста, Ostermännchen. Современную картинку добавила к рассказу и рецепту выпечки 1898 года: Ostermännchen aus Hefeteig, Ostermännchen selber backen. Варёное окрашенное яйцо запекается в тесте. По такому же принципу делали и булочки-ромашки, о которых я рассказывала выше.
Фигурки пасхальных зайцев классные.

Пасхальные сувениры своими руками. Оформление. Из журналов XIX века.
Пасхальные корзиночки. Пасхальные композиции и букеты. Можно рассмотреть яйцо-копилку с прорезью для монет. На специальной деревянной подставке Eierbrett огромный выбор, хорошо видно, как можно раскрасить пасхальные яйца.



Здесь показаны примеры оформления пасхальных композиций с соломенной шляпкой и деревянным башмачком.

Здравствуйте, дорогие читательницы моего блога! Многих из вас заинтересовала тема главного христианского праздника – Пасхи, поэтому я решила рассказать вам о том, почему его символом в европейских странах и в Америке стал именно кролик. История пасхального кролика насчитывает не один век, эта традиция имеет глубокие корни и впервые зародилась еще в Германии до появления христианства. Но она стоит того, чтобы поведать о ней гораздо более подробно.

Как известно, в западных странах символом Пасхи является кролик, в то время как в России такая традиция не прижилась, но, тем не менее, о ней многие знают.

Согласно старинной легенде этот пушистый зверек собирает и прячет в своей норке яйца, сделанные из шоколада и раскрашенные в яркие цвета. Утром в пасхальный день детям нужно найти жилище кролика, где их будут ждать заранее припасенные сладости. Кролик одаривает гостинцами не всех, а только тех детей, которые хорошо вели себя в течение всего года, отлично учились и слушались родителей.

Легенда о зверьке имеет древнее происхождение. Поскольку эта история была придумана еще в темные времена язычества, когда главными для всех людей являлись многочисленные боги.

Богиня по имени Остара в то время была олицетворением плодородия и весны. Ее почитали в качестве главного божества праздника равноденствия, а в качестве символа этого торжества был выбран именно кролик. Он является одним из наиболее плодовитых зверьков и символизирует большую семью и хорошее потомство.

Весьма странно то, что с ним связаны яйца, поскольку нести их по логике вещей должна курица, но не тут-то было! Древние германцы, где и зародилась эта легенда, создали сказочного пушистого персонажа, собирающего яркие и необычные яйца для Пасхи.

Но это далеко не единственная история его появления, так как есть и еще несколько весьма интересных легенд.

После наступления Великого потопа, Ноев ковчег в процессе плавания случайно наткнулся на горную вершину, в результате чего в дне судна возникла пробоина. Всем пассажирам ковчега грозила неминуемая гибель, если бы пушистый кролик не подоспел на помощь, заткнув брешь при помощи своего хвоста.

Согласно другой более прозаичной истории все обстояло совсем иначе. И пасхальными кроликами становились те пушистые зверьки, которые просто «отрабатывают» ночные набеги на участки жителей домов и уничтожают запасы овощей.

Поверья о разноцветных яйцах

К сожалению, происхождение информации о том, кому именно пришла в голову идея прятать разноцветные яйца для детей, точно не знает никто. Если снова вернуться к германским истокам праздника, то стоит обратить внимание на другую версию. Согласно которой этот обычай был придуман Гете для развлечения гостей во время пасхального обеда.

Яркие разноцветные яйца заранее прятали в различных уголках сада, а взрослые и дети должны были отыскать каждое из них. Согласно древним поверьям, нашедший хотя бы одно такое яйцо мог точно знать, что весь год будет для него весьма удачным и счастливым.

Особенности празднования в других странах

Во время традиционного празднования Пасхи в странах Европы и в США принято дарить друг другу кроликов, сделанных из шоколада или других сладостей, а также корзиночки с декоративными яйцами. Также неотъемлемой частью торжества обычно становится парад, который является весьма зрелищным мероприятием.

Надеюсь, информация этой статья оказалась для вас полезной, и теперь вы точно знаете, почему кролик стал символом Светлого воскресенья. Не забывайте подписываться на обновления и оставлять комментарии внизу, а я продолжу радовать вас новыми и интересными материалами.

С Уважением, Татьяна Сватова



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх