Что делать день рождения умершего родственника. Молитва об усопших короткая

Смерть человека не заставляет его родных и близких забыть о нем. Одним из обязательных ритуалов, свидетельствующих о том, что человека помнят и любят, считается посещение места захоронения усопшего. Чаще всего оно совмещается с знаменательными церковными праздниками, или необходимость наведения порядка на могиле. А можно ли это делать в день, когда покойный родился?

По мнению представителей православной церкви нет ничего предосудительного в желании родственников усопшего в посещении его могилы в день его появления на свет. Желательно при этом заказать заупокойную службу, и раздать милостыню нуждающимся. Могила может быть при этом украшена с помощью цветов и на ней следует поставить свечку. Устройство при этом распития спиртных напитков церковью не приветствуется.

Главное, как считают священнослужители, чтобы у пришедших в это день на кладбище было желание вознести молитву об усопшем и их переполняли благие намерения. Рекомендуется при посещении захоронения воздержаться от плача, так как это заставит душу маяться без возможности отыскать покой для себя.

Отсутствуют какие-то временные ограничения для прихода на могилу близкого человека, так же нет каких-то рамок устанавливающих промежуток времени в течение которого можно там находиться.

Правила поминовения усопшего в день его рождения

По мнению священников этот день не является каким-то особенным. Если человек умер, то его значение теряется само собой. А потому ответ на вопрос о том, каким образом надо поминать в этот день очень прост - как в любой другой. Не существует каких-то особых процедур и обычаев на этот счет.

Можно совершить следующие действия:

  • Заказать в церкви поминальное богослужение.
  • У могилы выполнить общее молитвенное правило.
  • Раздать нуждающимся милостыню.

После возвращения домой можно организовать для родственников и соседей угощение в виде поминальной еды или сладостей. Такие действия еще раз напомнят об усопшем предоставив дополнительны повод вознести молитву о его душе.

От чего следует отказаться в этот день:

  • От устройства пышных поминок.
  • От распития напитков, содержащих алкоголь.
  • От привоза еды на могилу и поедания ее там.

Умершего можно помянуть дома и в церкви, а на могилу сходить в любой другой день.

Отношение к этому дню в старые времена

В те далекие времена не было принято в день рождения усопшего ходить н его могилу. Соответственно ничего и не приносилось на нее: ни поминальная еда, ни полотенца. Эту дату даже не вспоминали в кругу семьи, члены которой как будто забывали о самом ее существовании.

Считалось что после того, как человек скончался, и душа покинула его тело он теряет право на день рождения. И этот статус теперь переходит на дату, которая является одновременно и последней для тела, и первым для обновленной души. Ведь ее возрождение происходит сразу же после отделения от старого тела.

Совершая поминальные действия в дату рождения, принятую при жизни, родственники помимо своей воли пытаются вернуть душу в ее старое существование. Это причиняет ей беспокойство, не давая спокойно существовать в новой ипостаси. По этой причине не было принято устраивать никаких поминальных трапез.

Кроме того, наши предки считали, что, устраивая подобные поминальные мероприятия, родственники рисковали сами оказаться под негативным воздействием. Оно будет проявляться в угнетении их души и сознания, что может негативно отразиться на психическом состоянии.

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

В народе день рождения умершего человека принято отмечать особым образом. Православные христиане читают молитвы, надеясь отвести вечныя муки и приблизить родственника к небесам. Люди подвержены смерти, с этим ничего не поделаешь. Остается лишь поминать усопших правильно, и в этом благочестивом деле поможет церковь.

Нужно ли отмечать день рождение усопшего

В православной вере умершего человека принято вспоминать в строго определенный день. Традиция предписывает: помяни усопшего, почти его душу молитвой. И в какой же момент времени необходимо поминать усопшего? Вот перечень допустимых дней:

  • момент похорон;
  • девятый день кончины человека;
  • сороковой день после того, как человеку было суждено умереть;
  • годовщина смерти;
  • день рождения умершего.

Случаи, когда момент кончины умершего человека и день его рождения совпадают, крайне редки. Бывает и так, что день рождения умерших выпадает на канун поминок. Когда поминать умершего в этом случае, и какая молитва должна быть прочитана? Отметим, что молитвой можно почтить память усопшего человека в любое время.

Православные каноны также предполагают наличие трех дат рождения вашего родственника:

  1. Дата появления усопшего на свет.
  2. Крещение.
  3. Дата, когда усопший покинул мир живых.

Правильные традиции поминовения

Об умерших людях надлежит заботиться с помощью литургии и милостыни, а также молитвами. Божественная литургия считается для умершего оптимальным вариантом. Не повредит усопшему и милостыня — действие, под которым подразумевается любая помощь нуждающемуся человеку. Что же касается молитвы, то она приводит к спасению души усопших людей.

Николай Успенский утверждает, что Бог помилует всякую душу, за которую регулярно возносятся молитвы. Если день рождения умершего приходится на субботу, можно заказать заупокойную службу. Есть также день общего поминовения — родительская суббота. Вообще, усопшие поминаются в следующие субботы:

  1. Родительские.
  2. Троицкая.
  3. Мясопустная.
  4. Димитриевская.

Традиции предков в этот день

Наши предки устраивали службы по умершему человеку на девятый и сороковой день, но этим поминовение не ограничивалось. В дни рождения поминать усопшего тоже не возбраняется. Домашняя молитва — хорошее дополнение к общим богослужениям.

Миряне используют на дне рождения умершего помянник, можно читать и псалтирь — это один из древнейших обычаев. Помните, что ныне и присно Господь един, и просить помилования усопших — благо.


Икона «Неделя о Страшном Суде»

Современный подход к этому дню

Дата рождения близких вам людей вполне может стать поводом для чтения поминальных молитв — современная церковь это допускает. Молитва и поход на кладбище в такой день — благие дела. Милостыня позволит умершим приблизиться к Богу, так что помогайте людям. Придется кстати и грамотно подобранная молитва.

Взгляд на поход на могилу

Многие думают, что усопших в их день рождения необходимо поминать спиртными напитками, забывая при этом о молитве. Поверьте, родной человек за это вас бы не поблагодарил. Одно дело — молитва об усопшем, другое — примитивная пьянка. Помните, что усопший должен придти к Богу, и алкоголь этот процесс никак не ускорит.

Допустим, человек умер, и вы хотите сказать ему последнее «прости». Служители церкви советуют больше внимания уделять молитвам и всячески избегать могильных посиделок. Человеку ваш алкоголь не поможет, а вот страдания душе усопшего причинит. Если в памятный день вы беспокоитесь об усопшем, оставьте на его могиле:

  • цветы (искусственные либо сухие);
  • лампадку (или свечку);
  • ценимый человеком при жизни предмет.

Своим рождением усопший порадовал близких, об этом не стоит забывать. Вашими молитвами будет устлан его путь к Господу. В молитве содержится самое сокровенное — то, что стоит высказать на исходе дня. А вот плакать в памятный день не нужно. Подобные действия усопшим не помогают, они лишь притягивают людей к земле. Оплакивание усопшей (или усопшего) нарушает покой человеческой души. Умершие люди должны спокойно принимать свою участь, а не переживать из-за ваших грустных молитв. Пусть усопший отдохнет от дел и возрадуется жизни вечной.

Молитвы в день рождения умершего

Не обязательно читать молитву самому — духом ныне богаты и священники. Поминальная панихида принесет умершему успокоение, возвысит его в памятный день. На могиле об усопшем человеке вполне может помолиться местный батюшка. После молитвы можно остаться на кладбище и пообщаться с душой усопшего. Вот о чем можно рассказать людям, которые умерли:

  • новости из мира живых;
  • проблемы, постигшие родственников;
  • ваши переживания;
  • размышления о завтрашнем дне.

Молитва устанавливает незримую связь с усопшим родственником. Усопшие нуждаются в нашем участии, поэтому возносите молитвы Господу почаще. Заботясь о родных людях, помогая им установить контакт со Святым Духом, вы оказываете им неоценимую помощь.

Значение молитвы и ее влияние

Души усопших после смерти пребывают в раю либо аду — всё зависит от их земного пути. Чем больше грехов у усопшего, тем выше вероятность неудачного поворота событий. Настанет день, когда Всевышний определит судьбу вашего родственника. Местонахождение души вашего брата, отца и сына будет зависеть от накопившихся грехов и действий родственников в земном мире. Ключевая роль здесь отводится молитвам.

Чтобы с гарантией спасти усопшего, нужно совершить молитвенный подвиг. Молитвами тут дело не ограничивается, да и продолжительность ваших действий составляет не один день. Помимо чтения молитв, совершайте следующие действия:

  1. Усмиряйте своё лицемерие.
  2. Проявляйте милосердие (это здорово помогает усопшим).
  3. Утешайте скорбящих.
  4. Прощайте врагов.
  5. Причащайтесь, вспоминайте добрым словом усопшего.
  6. Раздавайте милостыню.

Молитва за упокой усопшего

Существуют разные заупокойные молитвы — их текст зависит от времени чтения. Одна молитва читается до 40-дневного срока, другая — после. Существуют молитвы по усопшим, именуемые акафистами — их читают в девятидневный срок. Если же исполнился год со дня смерти, можно прочесть молитву из тропаря. Приведем самые распространенные примеры молитв об усопших родственниках.

Молитва об усопшем до 40 дней:

Тропать глас 8

Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего (или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих), на Тя бо упование возложи (или о многих: возложиша), Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение

Молитва умершему мужу

Доброй молитвой можно помочь и усопшему мужу. Только учтите, что молитва длинная, в идеале ее стоит выучить наизусть или записать на листочек. Обращать слова молитвы необходимо к Иисусу — усопшие мужья находятся под его покровительством. Ниже приведен текст.

Молитва об усопшем муже:


Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя),прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва умершей жене

Случается и так, что мужчина теряет супругу — какой молитве отдать предпочтение в этом случае? Помянуть усопшую можно, опять же обратившись к Спасителю. Молитва чем-то напоминает предыдущий вариант. Приводим текст.

Молитва об усопшей жене:


Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва за упокой родителей

Однажды наши родители умирают, и об усопшем предке нужно побеспокоиться. Какими молитвами здесь можно воспользоваться? Есть молитва для матери, а есть текст, предназначенный исключительно для отца. Усопший получит помощь в том случае, если вы ничего не перепутаете. Молитву для матери нужно читать так:

Молитва об усопшей матери:



Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, (имя) – , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою (имя), но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей Твоей (имя) теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.

А вот молитва для умершего отца:


Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим, (имя) , душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоем (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем.
Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва для обращения к детям

Самое страшное, если человек вынужден обращаться к молитвам, предназначенным для умерших детей. В своих молитвах вы можете просить у небесных покровителей заступничества за сына либо дочь. Тексты будут отличаться.

Молитва об умершем сыне:


Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего, чадо мое (имя), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А вот молитва для усопшей дочери:


Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего рабу Твою, чадо мое (имя), и сотвори ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как видите, решений много, и в них нужно хорошо разбираться. Если вы что-то поняли не до конца, обратитесь к местному священнику — он всегда укажет правильный путь. Берегите своих близких.

Видео-ответы старца Паисия о лучшем поминовении усопших

От всего сердца предлагаем Вам послушать слова Преподобного Паисия Святогорца о жизни после смерти и о поминовении усопших, уверены, здесь вы найдете ответы на свои вопросы:

Собрание ответов старца Паисия о жизни после смерти и о молитвах усопшим

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды.

Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели.

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

ЭТО ВАЖНО! Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Когда можно ходить на кладбище:

*в день похорон;

*на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

*каждый год в день ухода человека из жизни;

*в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

*Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

*2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

*Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;

*Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

Когда нельзя ходить на кладбище:

*православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

*Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

*считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

*женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

По приходе на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

Уходя с кладбища, не оборачивайтесь и тем более не возвращайтесь. Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

В жизни каждого человека очень часто случаются неприятные ситуации. Особенно тяжело их перенести если дело касается смерти, ведь понимать что больше не увидишь родного, близкого человека не так уж просто. После смерти человека необходимо хранить о нем память, приходить на могилу в указанные дни и ухаживать за ней. Но можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего, а главное как в этот день правильно себя повести? Касательно этого вопроса в течении конкретных периодов вырисовывались свои мнения и они были разными.

Посещение кладбища в день рождения умершего

В древние времена большое количество масс населения считали что вспоминать умершего в день когда он родился, а соответственно и ходить на кладбище нет никакой потребности. Объяснялось это тем, что человек, который отошел в загробную жизнь не имеет ничего общего со своей земной датой рождения, ведь в этот день он пришел на земля, а теперь его с ней ничего не связывает. Некоторые народы считали за должное отпраздновать с усопшим этот знаменательный день и если тело хранилось в виде праха шли на кладбище, забирали его в свой дом, устраивали праздник, а после этого дня вновь возвращали мертвого родственника на место вечного покоя. Некоторое количество людей считали что в день рождения покойника необходимо принести ему гостинцы прямо на могилу, чтобы показать что все о нем помнят и любят данного человека. Существует и мысль что нельзя ходить на кладбище умершего в день когда он родился зимой. Связано это не с самой памятной датой, а с тем что посещение кладбища в холодную пору считалось страшным поступком в древнем мире. Такой запрет связывали с тем, что зима – это время полного покоя природы, а также душ отошедших в мир иной и их покой никаким образом нарушать нельзя.

Можно ли посетить кладбище в день рождения умершего? В современном мире этим вопросом задается чуть ли ни каждый второй человек. Его возникновение связано с сложившимися веками традициями предков, но очень часто разбиваются об скалу учений христианского мира, причем не является важной конфесиальная принадлежность человека.

День рождение умершего человека на кладбище – мнение церкви

Церковь во весь голос твердит что день рождение умершего человека на кладбище проводить можно и даже в некоторой мере необходимо. Особенно хорошо такое посещение сочетать со заупокойной службой и раздачей милостыни. Конечно здесь не предполагается устраивать после посещения родственника посиделки, употреблять спиртные напитки, ведь служители церкви утверждают что таким образом можно принести душе родственника только вред и еще больше страданий, обесценить проведенное в его память богослужение. На гроб можно принести цветы и свечку, но не больше. Главное в этот день идти к покойному на гроб с молитвой и благими намерениями. Некоторые священники придерживаются мысли что человек, который в такой день отправляется на гроб покойного не должен плакать, ведь если это происходит душа не может найти себе покоя. Касательно посещений могилы в определенное время суток или по погоде здесь церковнослужители единогласны – главное желание посетить могилу человека и вспомнить о нем добрым словом, а остальные факторы не являются важными.

Поход на могилу в день рождения покойника – современный взгляд

Современные люди в большинстве случаев не склонны к суевериям и даже в некоторых случаях перегибают палку, желанием выпить на могиле водки и так отпраздновать день в который родился их близкий человек. Но это довольно таки редкие случаи и день рождение умершего человека на кладбище таким образом не проходит. Человек 21 века, который является практикующим христианином, нанимает в храме поминальное богослужение, вместе со священником отправляется на гроб, где проводится общее молитвенное правило. Затем родственники остаются на гробу, очень часто желая высказать близкому человеку все свои беды и проявить эмоциональное состояние. Возвращаются домой со светлыми мыслями, угощают родственников и соседей сладостями, с той целью, чтобы кто-то еще вспомнил об усопшем и поддержал его душу молитвой в загробном мире.

Посещение кладбища в день рождения умершего стало уже хорошей традицией, которой все привыкли следовать и только некоторые суеверные люди следуют таким ограничениям, как запрет посещения зимой, после двенадцати часов дня, с пустыми руками. Но такая практика не должна быть чем-то страшным или действием, которое производится принудительно. Каждый человек должен сам для себя решать нужно ли ему это, а потом производить какие-либо конкретные действия. Не важно, получится посетить место захоронения родственника, друга, родителей, детей, или нет - главное чтобы об них остались только хорошие и позитивные воспоминания. Практика посещения кладбища – это возможность отдать покойному должное и если есть возможность, желание, силы ей нельзя пренебрегать.

У каждого народа и конкретного человека свое представление об этом дне. Кто-то празднует, а другие забывают, одни молятся – некоторые пьют и едет, но помнят же во всяком случае. Если спросить еще раз можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего ответ большинства будет однозначным и уверенным – конечно можно. Главное при этом нужно верить что смерть – это перерождение, которое несет новую жизнь, что-то светлое и хорошее и тогда даже такой процесс как посещение места погребения родного человека не будет нести в себе ноток грусти. Все что не делается необходимо производить искренне и с любовью, ведь именно в таком эмоциональном поле человек огражден от всего плохого и не смотря на запреты, суеверия всегда остается уверенным в том что все будет хорошо.

Поход на кладбище к человеку, который в день такого визита родился – это вполне нормальное явление. Делать это или нет решает каждый индивидуально исходя из своих убеждений и религиозной принадлежности. Отсюда вывод – пусть каждый делает так, как ему удобно и как он привык, ведь никто не может знать внутреннего состояния человека.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх