Исследовательская работа про ветер в доу. Исследовательская работа "ветер"

Научно-исследовательский проект

«Можно ли предсказать направление ветра по народным приметам?»

Цель:

узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.

Узнать, можно ли предсказать направление ветра по народным приметам.

Задачи:
Познакомиться с понятием «Ветер», установить причины его возникновения;
Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;
Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;
изучить и проанализировать литературу по данной теме.
Провести наблюдения и опыты. По результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дул ветер в нашей местности в марте, апреле и в летние месяцы.

Объект исследования: ветер.

Предмет исследования : направление ветра

Гипотеза: Правда ли, что тёплый ветер в марте сулит такое же тёплое, но дождливое лето. Можно ли предсказать направление ветра на всё лето по направлению ветра на Вербное Воскресенье – 24 апреля 2016.

Глава 1

1. Отгадайте загадку :

Хоть безрукий, но бывает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою, он сердит.

Только что он был везде –

Миг - и нет его нигде. (ветер)

Догадались? Это …ветер.

На уроке окружающего мира, наша учительница рассказывала нам о природных явлениях. Оказалось, что природа наполнена множеством различных явлений, интересных, красивых и даже пугающих. Свою работу мы хотим посвятить такому явлению, как ветер.

Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить, как он колышет кроны деревьев, гонит вдаль облака, кружит снежинки.

О ветре сложены песни и стихи. К ветру за помощью обращаются многие литературные герои. С ветром связано много народных примет.

Нам понравились такие:

● Теплый ветер в марте сулит такое же теплое, но и дождливое лето.

● Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.

Мне стало интересно: что такое «ветер»? Откуда он берётся и почему он дует? Какое значение играет ветер для человека? Можно ли предсказать направление ветра по народным приметам?

Именно на эти вопросы мы найдём ответы в нашей работе.

Опыт № 1

Что же такое ветер?

Чтобы понять, что такое ветер мы взяли вертушки и вышли на улицу: Я заметила, что вертушки сначала не двигались. А как только подул ветер они стали крутиться, сначала тихонечко, а затем всё сильнее и сильнее.

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

Опыт № 2

Этот вывод мы можем проверить и на других опытах попробовав создать ветер своими руками:

С помощью веера:

Я взяла веер и помахала им на себя. Я ощутила прохладу, ветерок. Я заставила воздух двигаться.

С помощью воздушного шарика:

Я надула воздушный шарик, но не стала его завязывать. Воздух стал выходить обратно, и я снова почувствовала ветерок.

Но ведь воздух может быть и тёплым и холодным.

Чтобы это проверить мы провели такой опыт

Опыт № 3 холодный и тёплый воздух.

Когда я присела на пол, то я ощутила холод. А когда я забралась на второй этаж кровати, то почувствовала тепло.

Вывод: Ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, а только потом начинает дуть .

Оказывается холодный и тёплый воздух движутся по-разному. Это мы тоже проверили на опытах.

Опыт № 4 движение холодного и тёплого воздуха .

Я приоткрыла балконную дверь и опустила на порог зажженную свечу. Пламя свечи стало отклоняться в сторону двери. Затем я переместила свечу вверх – пламя свечи стало отклоняться в сторону комнаты.

Вывод: Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый холодный воздух устремляется вниз на место тёплого.

Воздух двигается непрерывно, он постоянно опускается и поднимается, а также двигается горизонтально.

Именно горизонтальные движения воздуха мы называем ветром.

У каждого ветра есть своё название.

Название ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.

    северный ветер дует с севера

    южный ветер дует с юга

    западный ветер дует с запада

    восточный ветер дует с востока

    юго-западный ветер дует с юго-запада

    северо-западный ветер дует с северо-запада

    юго-восточный ветер дует с юга- востока

    северо-восточный ветер дует с севера-востока

Определить, с какой стороны дует ветер и с какой силой мы можем при помощи специального прибора – флюгера.

Медленное движение воздуха – это бриз. Лёгкий бриз я наблюдала, когда отдыхала с родителями на море.

Сильный ветер – это быстрое движение воздуха. Такие ветра называют ураганами или тайфунами. А под грозовыми облаками могут возникнуть Торнадо или смерчи. Такие ветра могут нанести огромный ущерб: они разрушают дома, переворачивают машины, валят мачты электролиний. Иногда не обходится и без человеческих жертв.

Как ветер помогает человеку

Но сила ветра давно используется человеком.

В путешествиях и открытиях (мореходство, воздушные шары);

В качестве источника экологически чистой энергии;

Ветер – важный фактор в формировании климата, образования и перемещения облаков, эрозии поверхности планеты; помощник в переносе семян растений и оплодотворении растений пыльцой.

Вывод: Значит ветер может быть не только врагом, но и другом человека.

А можно ли определить направления ветра по народным приметам?

Что такое приметы

Само слово «примета» было образовано от слов – примечать, замечать. Первые приметы начали появляться ещё в глубокой древности, в то время, когда люди впервые начали пристально наблюдать за окружающем миром, за поведением животных, за изменениями погоды и тому подобное. Даже такие мелочи как цвет и форма облаков давали людям тему для размышления.

Примета – это явление, случай, который в народе считается предвестием чего-либо.

По длительности действия приметы бывают долгосрочными и краткосрочными.

Определить погоду можно не только по местным признакам: облакам, осадкам, луне, звёздам. Но и по живым существам: животным и растениям.

Нас заинтересовали приметы, связанные с ветром. Так как в Челябинске по данным городской метеостанции 76 % дней в году ветреные. Средняя скорость ветра составляет 2-5 м/с. Сильные ветры со скоростью 15 м/с и более наблюдаются ежегодно, чаще в мае месяце, в среднем в году отмечается 14-16 дней с сильным ветром.

Глава 2

Чтобы выяснить, можно ли предсказать направление ветра по народным приметам, мы организовали наблюдение за погодой.

Нам понравились такие приметы, связанные с ветром:

● «Теплый ветер в марте сулит такое же теплое, но и дождливое лето»

● «Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета»

Чтобы проверить свою гипотезу: «Правда ли, что тёплый ветер в марте сулит такое же тёплое, но дождливое лето»

Я вела дневник наблюдений за погодой, где отмечала направление ветра весь март 2016 года, а также осадки и температуру воздуха в летние месяцы.

Чтобы узнать тёплый ли ветер был в марте, а это ветра южного направления, я составила розу ветров за данный промежуток времени.

В марте преобладали тёплые ветра южного направления.

Температура воздуха на протяжении всех летних месяцев была довольно высокой: не опускалась ниже 18 градусов, а самая высокая – температура воздуха была в августе – 34 градуса.

За весь летний период было 34 дня дождливой и пасмурной погоды.

Таким образом, народная примета: «Теплый ветер в марте сулит такое же теплое, но и дождливое лето.» подтверждается частично.

Чтобы проверить свою гипотезу: « Можно ли предсказать направление ветра на всё лето по направлению ветра на Вербное Воскресенье» я также вела дневник наблюдений, в котором отмечала направления ветра в летний период и отметила направление ветра в Вербное воскресенье.

У меня получились такие результаты:

Если верить примете, то преобладающий ветер в летние месяцы тоже должен быть северо-западный.

Построив розу ветров на летние месяцы июнь, июль и август, у меня получились такие результаты:

По моим наблюдениям

в июне преобладал – северный и северо-западный ветер

в июле преобладал – северный и северо-западный ветер

в августе преобладал – южный и юго-западный ветер

Таким образом народная примета «Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета» подтвердилась частично.

ВЫВОД: Обобщив полученные данные, я пришла к выводу, что в большинстве случаевпредсказать направление ветра по народным приметам удается не всегда.

В ходе своей исследовательской работы я много узнала о таком природном явлении, как ветер. Узнала, о причинах его возникновения, о влиянии на жизнь человека и окружающий мир. И выяснила, что предсказать направление ветра по народным приметам удается не всегда .

Спасибо за внимание!

Кроликова Влада Владиславовна

Проблема: что такое ветер?

_____________________________________________________________

Цель: узнать, что такое ветер.

Задачи:

Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.

Результаты:

удается не всегда.

Выводы:

2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;

летом – северный;

осенью – западный, южный;

в декабре – северный;

в январе - юго- западный.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

название исследовательской работы или творческого проекта

Ветер

Анкетные данные участника (участников) конкурса «Я – исследователь»:

  1. Фамилия, имя, отчество автора (или авторов ) Кроликова Влада Владиславовна
  2. Дата рождения автора (или авторов) 09. 03. 2005г .
  3. Образовательное учреждение, район/город: МБОУ «Моргаушская СОШ»
  4. Фамилия, имя, отчество научного руководителя: Иосифова Тамара Фадеевна
  5. Предметное направление:

Физика – техника

Естествознание. Живая природа

Естествознание. Неживая природа

Гуманитарное

  1. Возрастная группа (для группы определяется по самому старшему ребенку):

I, II, III, IV

Краткое описание работы:

Проблема: что такое ветер?

_____________________________________________________________

Цель: узнать, что такое ветер.

____________________________________________________________

Задачи: 1) узнать о причинах возникновения ветра.

2) провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении

3) ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра, - флюгером

4) научиться определять направление ветра с помощью флюгера

5) по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года _____________________________________________________________________

Гипотеза: правда ли, что по направлению ветра на Евдокиев день- 14 марта - можно предсказать, с какой стороны будет дуть ветер всё лето. Можно ли предсказать направление ветра на зиму по ветру на Покров день – 14 октября.

____________________________________________________________________

Результаты: предсказать направление ветра по народным приметам

Удается не всегда.

Выводы: 1) ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

2) в нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;

летом – северный;

осенью – западный, южный;

в декабре – северный;

В январе - юго- западный.

_______________________________________________________

Цель моего исследования:

узнать, что такое ветер.

Задачи:

  • узнать о причинах возникновения ветра;
  • провести эксперимент: можно ли самим создать ветер в помещении?
  • ознакомиться с прибором, позволяющим определять направление ветра,- флюгером;
  • научиться определять направление ветра с помощью флюгера;
  • по результатам моих наблюдений узнать, в каком направлении дует ветер в нашей местности в разные месяцы и времена года (с марта 2012 года по январь 2013 года – приложение 1)

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает,

Тебя с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его.

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он то грозен, то спокоен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это..

Так что же такое ветер? Почему он дует?

Можно ли создать самим ветер в помещении?

Опыт №1.

Оказывается, можно. Для этого достаточно включить настольный вентилятор. Ветер в помещении возникает именно тогда, когда начинает крутиться воздушный винт ---пропеллер, который толкает воздух и заставляет его двигаться.

Значит, ветер --- это движение воздуха.

Ветер в комнате мы чувствуем, когда в жару обмахиваемся веером.

А кто же создаёт ветер на улице? Там же нет воздушного винта --- пропеллера?

Можно проделать такой опыт.

Опыт №2.

  • вырезали бумажную спираль.
  • поместили её на острие спицы.
  • под спиралью поставили зажженную свечу.

Я наблюдала: бумажная спираль стала вращаться. Произошло это потому, что нагретый свечой воздух поднимается вверх и вращает спираль

  • через некоторое время свечу потушили.

Я наблюдала: спираль перестала вращаться, так как воздух остыл.

Это можно объяснить тем, что тёплый воздух легче, он поднимается вверх, а холодный воздух занимает место тёплого. Так образуется поток воздуха – ветер.

Этот вывод можно проверить на другом опыте.

Опыт №3.

Если в холодную погоду приоткрыть окно на улицу, внизу и вверху у образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено во внутрь комнаты, а пламя верхней --- наружу. Это происходит потому, что тёплый воздух легче холодного, он поднимается вверх и выходит на улицу через щель наверху. А холодный воздух тяжелее и он входит в помещение снизу. Через некоторое время холодный воздух нагреется в помещении, поднимется вверх и станет выходить на улицу через верхнюю щель, а на его место снизу снова и снова будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе.

Ветер – это сильные воздушные потоки, занимающие огромное пространство на Земле. А возникает он при смене погод: от жары к холоду или наоборот, перед сильным дождём, бурей. Поверхность Земли многообразна.

На Северном и Южном полюсах лёд не тает ни зимой, ни летом. Там воздух всегда остывает.

А на экваторе всегда стоит жара, воздух там очень сильно разогревается.

Над океанами он пропитывается влагой. А над громадными пустынями воздух сильно высыхает.

Тёплый воздух легче прохладного, он поднимается вверх, его место занимает холодный воздух. Воздух находится в постоянном движении. Когда это движение особенно сильное, то мы это называем ветром.

ВЫВОД: ВЕТЕР – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

Как мы можем определить, с какой стороны дует ветер.

Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра --- флюгер.

Название ветер получает по той стороне горизонта, откуда он дует.

  • северный ветер дует с севера
  • южный ветер дует с юга
  • западный ветер дует с запада
  • восточный ветер дует с востока
  • юго-западный ветер дует с юго-запада
  • северо-западный ветер дует с северо-запада
  • юго-восточный ветер дует с юга- востока
  • северо-восточный ветер дует с севера-востока

А с какой стороны дует ветер в нашей местности? Я наблюдала за направлением ветра, начиная с марта 2012 года.

У меня получились такие результаты:

В марте преобладал северный ветер.

В апреле – северный

В мае – западный, юго-западный

В июне – северный

В июле –северный

В августе – северный

В сентябре – западный

В октябре – южный

В ноябре –западный

В декабре – северный

В январе 2013 года – юго-западный

Вывод:

В нашей местности в прошлом году весной преобладали северный, западный и юго-западный ветры;

Летом – северный;

осенью – западный, южный;

в декабре – северный;

В январе - юго- западный.

Народная примета «Откуда ветер на Евдокию, оттуда он весной и все лето»

Полностью подтвердилось. Летом преобладал северный ветер.

Примета «С какой стороны ветер дует на Покрова, с той стороны всю зиму дуть будет» частично подтверждается.

В декабре преобладал северный ветер, а в январе – юго-западный.

ВЫВОД: предсказать направление ветра по народным приметам

Удается не всегда.

Книги, которые мне помогли:

1. Детская энциклопедия. Что такое? Кто такой?

2. Энциклопедия для детей. М.Д. Аксёнова.

3. Планета - наш дом. И.Г. Белавина. Н.Г. Найденская.

4. Малышам о природе. Н.Н. Никандр

Наталья Панькова
«Ветер, ветер, ты могуч!» Детский исследовательский проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад № 4 «Веснянка»

Ветер , ветер , ты могуч !

Исследовательский проект

Участники :

Б. Юлия Владимировна

З. Таисия Александровна

(старшая группа №7)

Руководитель :

Панькова Наталья Александровна

(воспитатель)

г. Нягань

1. Введение …3

2. Основная часть

2.1. Из истории ветряных мельниц …. 4

2.2. Влияние ветра на жизнь человека…. 6

«Ветер » …. 9

3. Заключение…. 10

4. Список литературы…. …11

5. Приложение …. 12

1. Введение

На прогулке воспитатель рассказал нам о ветре и показал ветряную мельницу, которая находится на территории нашего детского сада . Подойдя к ней поближе, мы рассмотрели ее. Она показалась нам сказочной. Мы спросили у Натальи Александровны : «Для чего же ветряная мельница нужна людям?» Оказывается, она используется человеком с давних времен для перемалывания зерен пшеницы в муку. (2слайд)

Позже мы познакомились со сказкой Г. Х. Андерсена «Ветряная мельница» и из энциклопедии узнали, что для работы таких мельниц нужен ветер . Нам стало очень интересно и захотелось еще больше узнать о ветре.

Цель исследования : влияние ветра на жизнь человека.

Задачи исследования :

Собрать информацию, откуда появляется ветер ;

Узнать, как ветер влияет на жизнь человека;

Разработать памятку .

Методы исследования :

Наблюдение в природе.

Чтение литературы познавательного характера.

Опытно-экспериментальная деятельность.

Рассматривание иллюстраций.

2. Основная часть (3слайд)

2.1. Из истории ветряных мельниц

Из истории мы узнали, что человек использует все, что ему дает природа, в том числе и ветер . Делает он это с давних времен, оттуда и идут первые упоминания о мельницах, использующих силу ветра. Следы таких мельниц были обнаружены в Египте и Китае. Ветряные мельницы имели широкое распространение в средней полосе и на Севере России. Крупные села были окружены кольцом в 20-30 мельниц, стоявших на высоких, открытых ветрам местах. Русскими плотниками было создано много разнообразных и интересных вариантов мельниц. Ветряные мельницы использовались, чтобы молоть зерно на муку, крупу.

Из познавательной литературы мы узнали, что ветер – это движение воздуха. Нам стало интересно, как возникает ветер . Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие опыты.

Над батареями прикрепили тонкие полоски бумаги и открыли форточку. Теплый воздух от батареи устремился вверх, а холодный воздух из форточки стал опускаться вниз, и полоски бумаги стали двигаться.

Мы предположили – это и есть ветер !

В комнате теплый воздух. Он может летать, путешествовать и подниматься вверх. А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он тяжелый, неповоротливый, поэтому остается у земли и проникает в помещение снизу. Получается, что один воздух – теплый, движется вверх, а навстречу ему, снизу, ползет другой – холодный. Там где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер .

Для того, чтобы увидеть, как теплый воздух поднимается вверх, мы провели другой опыт.

Из листа бумаги вырезали змейку.

Зажгли свечу и над ней стали держать нашу змейку.

Мы увидели, как наша змейка стала крутиться и подниматься вверх.

Вывод : встреча теплого и холодного воздуха приводит к появлению ветра.

2.2. Влияние ветра на жизнь человека

Нам стало интересно понять : ветер – друг и или враг ? Представить жизнь без ветра трудно, но когда он очень сильный, может доставить человеку какие-то неудобства.

Мы решили узнать и проверить, что такое сила ветра, и каким образом она влияет на высоту морских волн. Для этого мы создали в группе искусственное море и запустили в нем кораблики.

Мы сначала исполнили роль «ветерка » . Подули на воду не сильно, как слабый легкий ветерок , волна была маленькой, наши корабли плавали по волнам.

Затем исполнили роль «ветрища» . Для этого набрали много воздуха в легкие и выдули его с силой на воду. Волна стала большой, и корабли потерпели кораблекрушение.

Вывод : чем сильнее ветер на море , тем опаснее плавание.

Мы узнали, что ветер может как помогать , так и мешать всему живому на Земле.

Ветер – помощник :

- ветер разносит семена растений;

- ветер люди используют для получения электрической энергии. Они изобрели такие установки – ветряки;

С ветром можно играть

(запускать воздушных змеев, играть с вертушками) .

Ветер – разрушитель (вредитель) :

Разрушает дома, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья;

Распространяет природные пожары, переносит горящие материалы по направлению ветра;

Переносит насекомых, из привычных мест обитания (т. к. они часто неспособны бороться с ветром) .

Вывод : ветер может быть помощником людей животных, растений, и в то же время сильные ветра, ураганы, могут стать причиной стихийных бедствий.

2.3. Логические задачи по теме «Ветер »

Мы научились решать логические задачи по теме «Ветер » . Вот некоторые из них :

Мальчик оделся, чтобы пойти в детский сад . Мама подошла к закрытому окну, посмотрела на улицу и сказала : «Какой сильный ветер ! Одевайся теплее» . Как мама узнала, что на улице сильный ветер , ведь окно было закрыто?

(варианты ответов) :

Мама увидела, что за окном сильно раскачиваются деревья;

Мама заметила, что на улице вьюга, метель.

Мальчик проснулся утром и увидел в окне ясное голубое небо и солнышко. Он подбежал к окну и воскликнул : «Ой, какой сильный ветер был ночью . Откуда он узнал, что ночью был ветер , ведь ночью он крепко спал?

Он увидел заметенные дорожки, поломанные ветки деревьев.

3. Заключение

Мы сделали вывод :

- ветер возникает в результате движения воздуха, и человек использует его в своих интересах с давних времен и до настоящего времени;

- ветер невидим , но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.) ;

- ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт;

- ветер помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок – стало легче дышать) ;

Для детей можно организовать очень интересные игры с ветром;

Очень сильное движение воздуха опасно : приносит бури, ураганы, что наносит вред человеку.

4. Список использованной литературы

1. Андерсен. Г. Х Сказка «Бременские музыканты» . - М.: «Просвещение» , 1994. – 30 с.

2. Короткова Н. А. Пособие для воспитателей детского сада «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: «Просвещение» 2002. – 52 с.

3. Нищева Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс » , 2009. – 118 с.

4. Энциклопедия для детей [Т. 16]. Физика. Ч. 3. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 100с

5. Приложение

Памятка «Правила поведения при урагане и буре на улице»

2. Спрячьтесь под мостом, в подвале, погребе. Глаза рот и нос защитите от песка и земли.

3. Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.

4. Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте его двери и окна.

5. Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище

6. Когда ветер стих , не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.

7. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.

Мне очень нравятся познавательные телевизионные программы, касающиеся нашей планеты и жизни на Земле. Я люблю наблюдать, задавать вопросы и искать на них ответы. С раннего детства в семье меня знакомили с энциклопедиями, в которых раскрываются волнующие вопросы. Мне нравится раскрывать тайны и секреты некоторых явлений. Вот почему я с удовольствием взялся за изучение данной темы. Я хочу провести исследование и понять это удивительное явление природы - ветер.
Тема ветра всегда была и есть актуальной. Люди всегда мечтали приручить ветер. И сделать так, чтобы он работал на благо людей. Когда я первый раз узнал о ветре, меня заинтересовал вопрос, а как появляется ветер и можно ли его приручить. В своём исследовании я приложил силы для того, чтобы ответить на все эти вопросы.

Цель: узнать о природном явлении «ветер», о причинах его возникновения, влиянии на жизнь человека и окружающий мир.

Задачи:
Познакомиться с понятием «Ветер», установить причины его возникновения;
Познакомиться с некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерять скорость ветра и определять его направление;
Выяснить роль ветра и возможности использования его человеком;
изучить и проанализировать литературу по данной теме.
провести наблюдения и опыты.

Объект исследования: ветер.

Гипотеза: ветер - это движение воздуха.
Новизной исследования является то, что я на опытах установил влияние различных температур на движение воздуха, доказал одну из причин возникновения ветра и на практике увидел как человек использует ветер в своих целях.

Описание работы:
В исследовательской работе представлены основные причины возникновения ветра. В работе рассмотрены различные виды ветров и их влияние на жизнь человека, на живую и неживую природу. Работа содержит наблюдения и опыты, доказывающие причины возникновения ветра.

Что такое ветер. Роль ветра в природе и в нашей жизни
Ветер — это поток воздуха, движущийся относительно земной поверхности со скоростью свыше 0,6 м/с. Это преимущественно горизонтальное перемещение воздуха из области повышенного атмосферного давления в область пониженного атмосферного давления.
Ветер - это движение воздуха, а всё, что движется, обладает энергией. Энергия ветра сыграла немаловажную роль в развитии человека. Начиная с древних времен люди, использовали энергию ветра, как в мирных, так и в военных целях. За 5 тысячи лет до рождения Христа древние египтяне использовали ветер, чтобы переплывать Нил на лодке с помощью паруса. Так было изобретено парусное судно. Именно благодаря парусным кораблям были сделаны все великие географические открытия. Особую роль в истории, но уже не в мирных целях, сыграл скандинавский вариант использования ветра. В 9 столетии нашей эры на лёгких парусных судах викинги пересекли Северное море и терроризировали Западную Европу. Местному населению трудно было им противостоять. Появление легких и быстрых лодок приводило всех в ужас.
Благодаря парусным суднам, которые плыли за счет ветра, впервые появилась возможность преодолевать большие расстояния по морям и океанам. Воздушные шары, которые тоже двигались с помощью ветра, впервые позволили отправляться в воздушные путешествия, а современные летательные аппараты используют ветер для увеличения подъемной силы и экономии топлива.
Ветры могут влиять и на формирование рельефа, вызывая эоловые отложения, которые формируют различные виды грунтов (например, лёсс) или эрозию. Они могут переносить пески и пыль из пустынь на большие расстояния. Ветры разносят семена растений и помогают передвижению летающих животных, которые приводят к расширению видов на новой территории. Связанные с ветром явления разнообразными способами влияют на живую природу. Велико эстетическое значение ветра. Ощущать в жаркий день ласковый, нежный, легкий, летний ветерок - одно удовольствие.
Ветер заставлял работать ветряные мельницы. Существует мнение, что еще до нашей эры в Китае была изобретена ветряная мельница. Но подтвержденные сведения про использование энергии ветра в бытовых целях дошли до нас из Персии. Персы использовали ветер и ветряные мельницы, чтобы молоть зерно, примерно за 200 лет до н.э.
Развитие технологий использования энергии ветра приводит к тому, что многие страны перешли с одиночных установок ветряных «мельниц», до образования многогектарных «ветровых полей», на которых на близком расстоянии друг от друга устанавливаются сотни ветряков. Так создаются так называемые ветровые фермы.
Ситуация с ветроэнергетикой в нашей стране, такой богатой на ветра и поля, оставляет желать лучшего. И если до 60х годов были неплохие результаты эксплуатации энергии ветра, то после был сделан упор на строительство ГЭС (гидроэлектростанция), ТЭС (Тепловая электрическая станция) и АЭС (атомная электрическая станция). И только после ряда проблем и аварий на крупных АЭС уже в 90х годах ученые смогли достучатся до правительства с предложениями о внедрении безопасной добычи энергии с возобновляемых источников. Но экономический кризис 90х годов не дал возможности для развития этой отрасли в нашей стране. А спустя несколько лет были полностью забыты все разработки в этой сфере. Для того, чтобы сейчас продолжить внедрение ветровых установок, придется начать все с самого начала или позаимствовать у более развитых стран уже работающие технологии.
Однако, ветры могут быть и небезопасными, так градиентные колебания ветра могут вызвать потерю контроля над самолетом, быстрые ветры, а также вызванные ими большие волны, на больших водоемах часто приводят к разрушению штучных построек, а в некоторых случаях ветры способны увеличивать масштабы пожара.

Как возникает ветер
Существует несколько причин появления ветра:
1. Перепады давления. Без солнца не было бы и ветра. Солнце нагревает воздух. Горячий воздух поднимается. Из-за этого в той области Земли, где воздух прогрет, атмосферное давление понижается. Возникает циклон. Поднимаясь в верхние слои атмосферы, воздух остывает и начинает опускаться, создавая область повышенного давления. Такие области называют антициклонами. Из центра антициклона воздух растекается к окраинам и перемещается в область пониженного давления - циклон.

2. Сила Кориолиса. Открытая французским ученым Густавом Кориолисом сила образуется при вращении Земли. Когда мы находимся в Северном полушарии, Земля под нашими ногами вертится против часовой стрелки. Сама Земля вращается быстрее, чем окружающая ее атмосфера. Поэтому при движении Земли в Северном полушарии ветер отклоняется вправо. А в Южном полушарии - наоборот, влево.

3. Тепло и холод. Еще одна причина, по которой возникают ветра, - периодическое изменение температуры в каком-либо месте. Например, в течение дня почва накаляется быстрее моря. Возникает перепад давления, и ветер начинает дуть по направлению к земле: это морской бриз. После захода солнца суша быстро остывает. Поэтому ветер дует с берега. Морской бриз начинает дуть около 10 часов утра. А береговой - после захода солнца.

4. Вечный ветер. Землю постоянно продувают так называемые господствующие ветры. На экваторе воздух нагревается и поднимается. Он растекается в направлении тропиков. Так образуется ветер антипассат. Остыв, воздух возвращается к экватору. Такой ветер называют пассатом. Ветры возникают и у полюсов Земли. Холодный воздух перемещается от них к экватору. А потом поднимается и возвращается к полюсам. Кроме того, господствующие ветры возникают в верхних слоях атмосферы Земли. Они называются струйными течениями. Эти ветры дуют зимой. Они возникают из-за сильного перепада температур между жаркими экваториальными и холодными полярными областями Земли.

Характеристика ветра
Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Направление движения воздуха определяется взаимодействием нескольких сил. Это сила Кориолиса (учитывает влияние вращения Земли на двигающийся воздух), сила тяжести, сила градиента, сила давления и центробежная сила. Направление ветра в метеорологии определяется той стороной горизонта, откуда он дует.
Сила ветра (иначе говоря, скорость), зависит от высоты, на которой дует ветер, и от атмосферного давления. Чем больше разница температур между воздушными массами, тем сильнее ветер. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду, километрах в час или баллах (1 балл равен 2 м/с). Средняя многолетняя скорость ветра у земной поверхности - 4-9 м/с. Ветер скоростью 5-8 м/с считается умеренным, выше 14 м/с - сильным, выше 20-25 м/с - штормом, выше 30-35 м/с - ураганом.
Скорость ветра отличается большим непостоянством: она изменяется не только за продолжительное время, но и за короткие промежутки времени (в течение часа, минуты и даже секунды) на большую величину.
Скорости ветра, наблюдаемые за короткие промежутки времени от нескольких секунд до 5 мин, называют мгновенными или действительными. Скорости же ветра, полученные как средние арифметические из мгновенных скоростей, называют средними скоростями ветра. Если сложить замеренные скорости ветра в течение суток и разделить на число замеров, то получится среднесуточная скорость ветра. Если же сложить среднесуточные скорости ветра за весь месяц и разделить эту сумму на число дней месяца, то получим среднемесячную скорость ветра. Сложив среднемесячные скорости и разделив сумму на двенадцать месяцев, получим среднегодовую скорость ветра.

Приборы определяющие направление и силу ветра
Скорости ветра замеряют с помощью приборов, называемых анемометрами. Анемометр - прибор для измерения скорости ветра и газовых потоков по числу оборотов вращающийся под действием ветра вертушки.
Простейший анемометр, позволяющий определять мгновенные скорости ветра и называемый простейшим флюгером-анемометром.
Он состоит из металлической доски, качающейся около горизонтальной оси а, закрепленной на вертикальной стойке б. Сбоку доски на той же оси а закреплен сектор в, с восемью штифтами. На стойке б ниже сектора закреплен флюгер г, который все время устанавливает доску плоскостью к ветру. При действии последнего доска отклоняется и проходит мимо штифтов, каждый из которых указывает при этом на определенную скорость ветра. Стойка б с флюгером г поворачивается по втулке д, в которой закреплены в горизонтальной плоскости 4 длинных стержня, указывающих главные страны света: север, юг, восток и запад, и между ними 4 коротких, указывающих на северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Таким образом, с помощью флюгера-анемометра можно определять одновременно и скорость и направление ветра.
Средние скорости ветра за короткие и продолжительные промежутки времени удобно определять анемометром завода «Метрприбор». Он состоит из крестовины с полушариями, надетой на ось, которая находится в зацеплении с зубчатой передачей, помещенной в коробке с циферблатом.
Оси шестерен выведены на циферблат и на своих концах имеют стрелки, показывающие на шкале путь, пройденный ветром за данный промежуток времени. Разделив число, показываемое стрелками на циферблате, на число секунд, в течение которых вращался анемометр, получим скорость ветра в секунду за наблюдаемый период.

Виды ветров
Ветры классифицируют, в первую очередь, по их силе, продолжительности и направлению. Таким образом, порывами принято считать кратковременные (несколько секунд) и сильные перемещения воздуха. Сильные ветры средней продолжительности (примерно 1 минута) называются шквалами. Названия более продолжительных ветров зависят от силы, например, такими названиями являются бриз, буря, шторм, ураган, тайфун.
Продолжительность ветра также сильно варьируется: некоторые грозы могут длиться несколько минут, бриз, который зависит от разницы нагрева особенностей рельефа на протяжении суток, длится несколько часов, глобальные ветры, вызванные сезонными изменениями температуры — муссоны — имеют продолжительность несколько месяцев, тогда как глобальные ветры, вызванные разницей в температуре на разных широтах и силой Кориолиса, дуют постоянно и называются пассаты. Муссоны и пассаты являются ветрами, из которых слагается общая и местная циркуляция атмосферы.
Ураган - ветер разрушительной силы (более 30м\с) и значительной продолжительности, характерен для тропических широт.
Бу́ря — разновидность урагана. Скорость ветра при буре не много меньше скорости урагана (до 25-30 м/с). Убытки и разрушения от бурь существенно меньше, чем от ураганов. Иногда сильную бурю называют штормом.
Тайфу́н— разновидность тропического циклона, который типичен для северо-западной части Тихого океана.
Шквал - кратковременный сильный порывистый ветер со скоростью до 20-30м\с, часто с грозой и ливнем. Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, т.е. их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и движение воздуха приобретает турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер, возникают шквалы.
Шквалистый ветер характерен не только частыми и резкими колебаниями скорости, но и сильнейшими отдельными порывами продолжительностью до нескольких минут. Ветер, который резко увеличивает свою скорость в течение очень короткого промежутка времени на фоне слабого ветра или штиля, назвают шквалом. Чаще всего шквалы налетают при прохождении мощных кучево-дождевых облаков и нередко сопровождаютсяя грозой и ливнями.
Основной причиной шквала являетсяя взаимодействие восходящего потока возуха в передней части кучево-дождевого облака и нисходящего воздуха, охлажденного ливневым дождем, в тыловой его части в результате возникает характерный клубящийся вал с вихрем под ним, усиленный вихрями соседних воздушный слоев.
Вертикальные вихри в грозовом облаке могут образовывать смерчи. Когда скорость такого вихря достигает 100м/с, нижняя часть облака в виде воронки опускается к подстилающей поверхности (земле или воде), навстречу поднимающемуся вверх пылевому или водяному столбу. Встреча со смерчем опасна: обладая большой разрушительной силой и вращаясь по спирали, он может поднять вверх все, что оказывается на его пути. Высота смерча достигает более 1000 метров, горизонтальная скорость 30-40 км/час. Поэтому при виде смерча нужно определить направление его перемещения и немедленно уходить в сторону. Иногда смерч может образоваться и без грозовых облаков. В этом случае он зарождается не из тучи, а на поверхности земли или моря, нередко при безоблачном небе. Это смерчи"хорошей погоды". Они быстро разрушаются и практически безопасны. Часто их существование можно быстрее заметить по характерному свистящему звуку, который раздается при его движении, чем увидеть.
Воздух, воздушные массы находятся в постоянном движении, которое постоянно меняет и свою скорость и направление. Но в глобальных, планетарных масштабах это движение имеет четко выраженную закономерность, которая определяется общей циркуляцией атмосферы, зависящей от распределения атмосферного давления в обширных районах земного шара - от тропиков до полярных зон.

Господствующие ветры (Постоянные ветры)
Постоянные ветры вызваны силой Кориолиса, дуют всегда в одном направлении.
Пассаты - первые в категории господствующих ветров, т.е. постоянно дующих в определенных районах в течение определенного промежутка времени. Скорость и направление господствующих ветров определяется по многолетним наблюдениям для каждого моря или морского района.
В экваториальной зоне теплый воздух тропиков поднимается вверх, что приводит к образованию на границе тропосферы ветра, называемого антипассат. Антипассат растекается в направлении к полюсам, соответственно к северу и к югу.
Охлажденные воздушные массы антипассата оседают на поверхность земли, создавая в субтропиках повышенное давление и ветер, называемый пассатом, который устремляется в экваториальную зону.
Под действием силы Кориолиса пассаты северного полушария получают северо-восточное направление, а южного полушария (кроме северной части Индийского океана, где дуют сезонные муссонные ветры) - юго-восточное направление. Скорость пассатных ветров также постоянна и достигает 5-10 м/с.
В экваториальой зоне пассаты ослабевают и поворачивают на восток. Поэтому между пассатами обоих полушарий возникает штилевая зона (в Атлантике "конские широты") характерная пониженным давленим, грозами и ливнями, штилями. В широтах 40-60° обоих полушарий преобладают ветры западной четветри. Они менее устойчивы (от СЗ до ЮВ), но значительно сильнее (10-15 м/с или 6-7 баллов). В южном полушарии, где западные ветры огибают весь мировой океан, лежали осноные пути парусных судов для плавания из Европу в Австралию и обратно в Европу вокрус мыса Доброй Надажды и мяса Горн. За свою силу, повторяемость (до 50%) и частые штормы эти ветры получили прозвище "бравые весты", а широты -"гремящие сороковые" и “ревущие шестидесятые”.
В приполярных районах обоих полушарий, где оседают холодные массы воздуха верхних слоев тропосферы, образуя так называемые полярные максимумы, преобладают юго-восточные и восточные ветры.
К господствующим ветрам также относятся следующие ветры: бризы, фён, самум.
Бризы образуются под влиянием неодинаково нагревания суши и моря. Бриз - Днем дует с моря на побережье, а ночью дует с побережья на море.
Область существенная для образования бризов располагается в прибрежной полосе морей (около 30-40 км). Ночью ветер дует от берега к морю (береговой бриз), а днем, наоборот,- с моря на сушу. Морской бриз начинается около 10 часов утра, а береговой - после захода солнца. Бриз относится к ветрам вертикального развития и на высоте нескольких сот метров дует в обратную сторону. Интенсивность бриза зависит от погоды. В жаркие летние дни морской бриз имеет умеренную силу до 4 баллов (4-7 м/с) береговой бриз значительно слабее.
На суше так же можно наблюдать бризы. Ночью у поверхности земли существует тяга воздуха с поля к лесу, а на высоте крон деревьев - из леса к полю.
Фён - теплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины. Наблюдается у побережья Крыма и Кавказа преимущественно весной.
Самум - знойный ветер в пустыне.

Местные ветры
Другая категория ветров - местные, дующие только в данном месте или нескольких местах земного шара, возникают при изменении тепловых условий в течение некоторого времени или под влиянием рельефа местности (характера подстилающей поверхности). Представителем второго типа местных ветров надо назвать, прежде всего, бору, бакинский норд, сирокко.
Бора - очень сильный ветер, направленный вниз по горному склону в местностях, где горный хребет граничит с теплым морем.
Холодный воздух с большой скоростью устремляется вниз, к морю, достигая иногда силы урагана. В зимнее время, при низких температурах вызывает обледенение. Наблюдается в районе Новороссийска, у берегов Далмации (Адриатическое море) и на Новой Земле. В некоторых горных районах, например, на Кавказе в районе Ленинакана, или в Андах ежедневно наблюдается такое явление, когда после захода солнца с горных вершин, окружающих долину, вниз устремляются массы холодного воздуха. Порывы ветра достигают такой силы, что срывает палатки, а резкое и сильное понижение температуры, может привести к переохлаждению организма.
Бакинский норд - холодный северный ветер в зоне Баку, дующий летом и зимой, Достигает штормовой, а нередко и ураганной силы (20-40 м/с) приносить с берега тучи песка и пыли.
Сирокко - очень теплый и влажный ветер, зарождающийся в Африке и дующий в Центральной части Средиземного моря, сопровождается облачностью и осадками.

Сезонные ветры
Муссо́н— устойчивые ветры, периодически меняющие свое направление; летом дуют с океана, зимой с суши; свойственны тропическим областям и некоторым приморским странам умеренного пояса (Дальний Восток).
Муссоны носят континентальный характер и возникают вследствие разницы в атмосферном давлении при неравномерном нагревании суши и моря в летнее и зимнее время. (Приложение 17).
Под влиянием силы Кориолиса в северном полушарии летние муссоны Тихого океана у восточного побережья Азии отклоняются к юго-востоку, а в Индийском океане - к юго-западу. Эти муссоны приносят с океана на Дальний Восток пасмурную погоду, с частыми дождями, моросью и туманами. На южное побережье Азии в это время обрушиваются затяжные и обильные дожди, что приводит к частым наводнениям.
Зимние муссоны меняют свое направление на противоположное. В Тихом океане они дуют с северо-запада, а в Индийском - с северо-востока в сторону океана. Скорость ветра в муссонах неравномерна. Зимние северо-восточные муссоны совпадают с пассатами северного полушария, но их скорость не превышает 10 м/с. А вот летние муссоны Индийского океана достигают штормовой силы. Смена муссонов - происходит в апреле-мае и октябре-ноябре.

Работу выполнил: Халюков Богдан Александрович

«Ветер- волшебник»

Научный руководитель: Капустян Марина Викторовна,

учитель начальных классов Россия, г. Владикавказ, МБОУ СОШ №22,1Б класс

Введение………………………………………………………………………………………

1.Определение ветра

1.1.Что такое ветер?……………………………………………………………………

1.2.Виды ветров……………………………………………………………………….

1.3.Определение сторон света………………………………………………………..

1.4.Значение ветра…………………………………………………………………….

1.5.Образ ветра в творчестве народов мира…………………………………………

2.Исследовательская часть

2.1.Эксперимент 1……………………………………………………………………..

2.2.Эксперимент 2……………………………………………………………………..

2.3.Эксперимент 3……………………………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………………………

Приложение 2……………………………………………………………………………………

ТЕЗИС

Тема исследования: «Ветер- волшебник».

Руководитель: Капустян Марина Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Владикавказская средняя общеобразовательная школа №22».

Цель работы: выяснить, зачем нам нужен ветер.

Узнать, как и почему появляется ветер;

Научиться связывать научные представления с реальной жизнью;

Научиться определять направление и силу ветра.

Гипотеза: думаю, что ветер можно подчинить человеку.

Объект исследования: ветер.

Предмет исследования: скорость и направление ветра.

Методы исследования:

    Беседа с учительницей, с родителями.

    Наблюдение за ветром в природе.

    Изучение литературы о ветре.

    Выполнение творческих работ.

    Интернет-ресурсы.

Актуальность:

Ветер увидеть невозможно, но нельзя не заметить: колышутся кроны деревьев, сильный ветер бьёт в лицо, а ветер ураганный способен вызывать природные катастрофы.

Ветры в зависимости от своей силы и скорости способны изменять всё вокруг. Где кроются причины их возникновения?

Я считаю, что выбранная мною тема актуальна. Меня давно интересовал вопрос о том, почему дует ветер, как он образуется, для чего он нужен и можно ли его приручить. В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы.

Введение.

С давних времён люди видели в ветрах присутствие живых сил Вселенной и космоса, влияние богов. Кроме того, в восточных учениях ветер является символом духа, его силы и живым дыханием Вселенной, поддерживающим и объединяющим всё живое. Ветер-олицетворение бестелесного, неосязаемого, неуловимого, переменчивого. Он ассоциируется с нитью, верёвкой и т.д. Ветры-посланцы богов, указывают на присутствие божества. В сочетании с огнём ветер символизирует богов гор и вулканов.

Иногда мы выходим на улицу, чтобы насладиться спокойной и ясной погодой. Однако, не успели мы пройти и несколько шагов, как вдруг поднимается ветер. Хотя мы и не видим его, зато прекрасно чувствуем на руках и лице, не имея ни малейшего представления, откуда он взялся. Давайте разбираться.

1.Определение ветра.

1.1.Что такое ветер?

Хоть безрукий, но бывает,

Сосны с корнем вырывает.

Так порою, он сердит.

Только что он был везде-

Миг - и нет его нигде.

Вы когда-нибудь смотрели на облака так, как смотрел на них я? Облака очень красивые. А ещё они разные. Если долго наблюдать за ними, то можно увидеть разных животных, и домик, и машину (см. рис. 1). Ещё я обнаружил, что они могут плыть то в одну сторону, то в другую. Почему же так происходит? Этот вопрос я задал своему дедушке. Он мне объяснил, что виной всему ветер: облака лёгкие и ветер гонит их за собой, в своём направлении. Я подумал и пришёл к выводу, что ветер- это движущийся воздух. Но почему он движется, что движет его? У меня накопилось много вопросов, и я решил заняться поиском ответов на них.

Для начала я провёл простейший опыт: я взял лист бумаги, сделал из него веер, и помахал им на себя (см. фото 1). Я ощутил прохладу, ветерок. Значит, я заставил воздух двигаться.

Поразмыслив, я понял, что воздух сам по себе не двигается. Под действием чего же это происходит? Для этого я провёл ещё один опыт: когда я встал на пол, мои ноги почувствовали холодный воздух (см. фото 2). Но когда я встал на кровать и вытянул руки вверх, то оказалось, что там воздух гораздо теплее (см. фото 3).

Вывод: таким образом, ветер предварительно образуется из двух слоёв воздуха, и только потом начинает дуть.

Я приоткрыл входную дверь и опустил на порог зажжённую свечу. Пламя свечи отклонилось внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух (см. фото 4). Затем свечу медленно поднял вверх. Пламя отклонилось в сторону коридора, так как из комнаты выходит тёплый воздух (см. фото 5).

Вывод: тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий, а тяжёлый холодный воздух устремляется на его место.

Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами.

Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер.

Вывод: ветер- это движущийся воздух.

1.2.Виды ветров.

Ветер бывает разным. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

По полю рыщет,

Поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет.

Когда я был на море, меня беспокоил вопрос: почему днём от воды веет прохладой, а вечером, когда начинает дуть лёгкий свежий ветерок, вода в море остаётся тёплой?

По этому поводу я обратился к папе. Он пояснил мне, что это явление называется бризом (см. рис.2).

Бризы бывают дневные и ночные. Днем, когда светит солнце, суша нагревается быстрее, а водоём медленнее. Тёплый воздух, который образуется над сушей, поднимается вверх. Создаётся область низкого давления. Над поверхностью воды воздух тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь область высокого давления, Холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу: из области высокого давления в область низкого давления. Образуется ветер, который называется дневным бризом.

Ночью наоборот. Суша остывает быстрее, чем водоём. Холодный воздух уплотняется и образует область высокого давления. Нагретая за день поверхность воды остывает медленнее. Здесь образуется область низкого давления. Воздух будет перемещаться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.

Бриз считается тихим ветром. К ним относят и муссон.

Муссон- это ветер, который меняет своё направление два раза в год по сезонам: летом дует с океана на сушу, а зимой- с суши на океан.

Что умеет делать ветер? Шуметь, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, свистеть, поднимать пыль и т. д.

Ветер может быть весёлым, лёгким - это бризы. Я провёл небольшой опыт: на столе я приготовил мисочки с водой. В каждой мисочке было «море»: красное (см. фото 6) и жёлтое (см. фото 7). Я дул на воду. Получались волны.

Вывод: чем сильнее дуть на воду, тем выше волны.

А может быть ветер сильным, разрушающим, злым - это ураган (см. рис.4), буря (см. рис.5), смерч (см. рис. 3). Такие ветры наносят колоссальный ущерб: с корнем вырывают деревья, разрушают дома, валят мачты электролиний, переворачивают машины. Не обходится и без человеческих жертв. Я попробовал устроить бурю у себя дома: в большой таз с водой я опустил парусные кораблики. Когда я дул на паруса, то кораблики плыли (см. фото 8). Я перестал дуть, и кораблики остановились на месте. Я решил проверить, что же будет, если подуть сильно? Мои кораблики потерпели крушение (см. фото 9).

Вывод: чем сильнее дует ветер, тем опаснее на море.

Это значит, что ветер – это движение воздуха, которое характеризуется скоростью. Для её определения мореходы применяют Бофортову шкалу, состоящую из 12 баллов, где нулевая отметка означает полный штиль, а 12 баллов – это ураган (см. рис.6).

1.3.Определение сторон света.

Самым быстрым и точным определением сторон света служит компас. На нём есть стрелочка, у которой один конец помечен красной или синей краской (см. рис.7). Также имеется шкала, на которой отмечены стороны света: север (N ), юг (S ), запад (W ), восток (O ). Нужно стать так, чтобы стрелка остановилась на N . Это будет север. Позади меня будет юг, слева – запад, справа – восток (см. фото 10).

Конечно, это легко сделать, когда в руках компас. Но если его нет? Как быть в этом случае?

С этим вопросом мне помог папа. Он мне рассказал несколько способов ориентирования на местности без компаса. Оказывается, природа сама всё предусмотрела!

Ориентиры – это то, что помогает нам не заблудиться. Например, в лесу с северной стороны на стволах деревьев растёт мох (см. рис. 9). Он не любит света и растёт там, где сыро и темно. Как раз с северной стороны солнышко редко заглядывает. А на противоположной стороне находится юг.

Такие подсказки помогают нам в лесу. Если же мы окажемся в поле или в море, то надо ориентироваться по звёздам.

Все звёзды объединяются в группы – созвездия. Одно из самых больших и красивых – Большая Медведица. Рядом с ней – Малая Медведица. В ней одна звёздочка очень яркая - это Полярная звезда, которая указывает направление на север (см. рис. 8). За спиной будет юг, по левую руку – запад, по правую – восток. Восток так назвали потому, что там солнце Восходит, а запад – потому, что солнце в этой стороне всегда Заходит.

Вывод: чтобы правильно определять направление ветра и хорошо ориентироваться на местности, необходимо знать стороны света и уметь определять их, даже в экстренных случаях.

1.4.Значение ветра.

В ходе исследования я много нового узнал о волшебнике- ветре, о его возникновении, узнал, что ветры бывают лёгкие и сильные, весёлые и злые, разрушительные. И у меня возник вопрос: чего больше приносит ветер человеку и окружающей среде - пользы или вреда? Друг он нам или враг? Мне было трудно самому разобраться в этом, поэтому я призвал на помощь своих родителей. Вот что у нас получилось:

Ветер помогает растениям опыляться распространять семена;

Ветер помогает деревьям осенью освободиться от старой листвы. Но может и навредить: погнуть или даже сломать растение;

Ветер переносит запахи и помогает хищникам охотиться;

Во время шторма на море рыба из опасных мест уходит глубже, на дно. Там мало кислорода. Если шторм продлится долго, то рыба может погибнуть;

Когда летит птица, ветер помогает ей, толкает вперёд. А может и мешать, если дует на встречу;

Жарким летом ветер охлаждает животных, у которых тёплый мех;

Ветер раскачивает деревья и может повредить гнёзда птиц;

Ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные и наоборот. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных - теплее;

Если бы не ветер, в сухие земли не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега, пересохли бы ручьи, реки, озёра;

Ветер постоянно уносит загрязнённый воздух и вместо него приносит чистый воздух лесов и полей;

Люди научились использовать ветер для получения электроэнергии. Они изобрели такие установки – ветряки (см. рис. 11);

Ветер вращает лопасти мельниц. Жернова крутятся, и зерно перемалывается в муку (см. рис. 12);

Когда не было двигателей, люди по морю плавали на парусных лодках. Ветер надувает парус, толкает его и корабль плывёт.

Вывод: ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупреждать людей о приближающейся опасности.

1.5.Образ ветра в творчестве народов мира.

Ветер занял особое место в произведениях великих русских поэтов и писателей. Мне очень нравится «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», которую написал А.С.Пушкин:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного…

Люди в своём творчестве по- разному относились к этому явлению природы. Моряки и мельники очень любили и ждали ветер, так как их жизнь зависела от него. Ветер в засуху мог принести долгожданный дождь, а затем мог и погубить весь урожай. Ветер издревле ассоциируют с переменами, причём не всегда в лучшую сторону.

Бабушка мне сказала, что 18 апреля по народному календарю праздник – Федул - Ветреник (Ветродуй) и Федора - Ветреница. В старину так и говорили:

Пришёл Федул – тепляк подул.

Пришёл Федул – тёплый ветер подул, окна отворил, избу без дров натопил.

Вообще ветер в народном творчестве очень часто упоминается. Порой – с большим уважением. Так, китайская пословица советует: «Стой как гора, двигайся как ветер». Вьетнамцы с улыбкой говорят: «В зависимости от ветра и флаг вьётся». А русские в ответ: «Держи нос по ветру». (См. приложение).

Многие народы говорят: «Без ветра волн не бывает» или «Без ветра трава не колышется». Это говорит о том, что на всё происходящее имеются свои причины.

Моряки подбадривают друг друга: «Если тебе нипочём ветры в море, разве тебя испугаешь ветрами на земле?». К тому же «Большие паруса только сильный ветер может надуть». А греки убеждены, что именно в минуту отчаяния и начинает дуть попутный ветер.

Вывод: каким бы сильным и разрушительным не был ветер, люди всё равно воспевают его в своём творчестве, потому что он является одним из важнейших факторов в природе, без которого не было бы жизни на земле.

2.Исследовательская часть.

2.1.Эксперимент 1. «Весёлая медуза».

Для наблюдения за направлением и силой ветра я сделал самодельную «ловушку» для ветра в виде забавного морского обитателя.

1.Из цветного картона я сделал цилиндр (см. фото 11).

2.С помощью дырокола сделал по краю множество проколов на расстоянии 1см друг от друга (см. фото 12).

3.Продел в отверстия длинные ленты – «щупальцы», закрепил их прочными узлами (см. фото 13).

4.Присоединил к корпусу верёвочку, за которую подвесил «весёлую медузу» (см. фото 14).

Вывод: щупальцы медузы реагируют на малейшее дуновение ветра. Так я мог определять не только направление, но и силу ветра.

2.2.Эксперимент 2. «Вертушка».

Ещё одним приспособлением для наблюдения за ветром является вертушка.

1.Я взял лист цветной бумаги и вырезал из него квадрат размером 20 на 20 (см. фото 15). Прочертил две диагонали и нашёл центр квадрата. Отступил по 1см от центра по линиям в сторону каждого из углов, отметил.

2.Разрезал квадрат по четырём линиям до отметки.

3.Затем я булавкой проколол дырочку в центре и в левом углу каждой из получившихся частей.

4.Загнул каждую из получившихся частей левым углом к центру так, чтобы дырочка в углу детали совпала с дырочкой в центре.

5.Закрепил получившуюся вертушку гвоздиком и прикрепил к деревянной палочке (см. фото 16).

Вывод: вертушка очень хорошо реагирует на движение воздуха и является ещё одним средством для определения направления ветра.

2.3.Эксперимент 3. «Флюгер».

Для следующего эксперимента мне понадобился флюгер. Так как настоящего у меня не нашлось, то я решил сделать его своими руками.

1.С помощью ножниц я отрезал от пробковой рейки отрезок.

2.На тарелке из алюминиевой фольги карандашом нарисовал детали (стрелу и хвост), затем вырезал их (см. фото 17). Детали должны быть достаточно большими, чтобы чувствовать влияние ветра.

3.Ножницами сделал небольшие разрезы в обоих концах пробковой рейки. Нанёс немного клея в прорезь и приклеил к рейке треугольную деталь. То же самое сделал с хвостовой деталью флюгера (см. фото 18).

4.Затем взял длинную деревянную рейку и прикрепил к ней рейку из пробки. Пробковая рейка должна свободно вращаться (см. фото 19).

5.Для того чтобы легко определять точное направление ветра, я вырезал из цветного картона буквы N , S , E , W (север, юг, восток, запад). Каждой букве соответствует свой цвет (см. фото 20).

6.Отрезал четыре отрезка одинаковой длины от пробковой рейки. Приклеил по одной букве к каждому отрезку, а затем приклеил полученные указатели к деревянной рейке (см. фото 21).

7.С помощью компаса определил, где находится север. Поставил свой флюгер так, чтобы буква N указывала на север. Стрелка показывает направление ветра (см. фото 22).

После того, как флюгер был готов, я начал ежедневно наблюдать за погодой, за направлением ветра, и записывать свои наблюдения в дневник (см. рис. 14).

Вывод: оказывается, что при смене направления ветра меняется и погода. Например, в дни моих наблюдений преобладал северный ветер, который принёс сильные морозы, а временами даже снег.

Я научился определять направление ветра с помощью моей весёлой медузы, вертушки и флюгера. Но есть ещё много признаков, по которым можно определить силу и направление ветра, например, по направлению дыма из трубы (см. фото 23), по движению веток на деревьях (см. рис. 13). Если ветра нет, дым из трубы поднимается прямо вверх, ветки деревьев неподвижны. При сильном ветре раскачиваются не только ветки, но и верхушки деревьев, стволы, а дым резко отклоняется в сторону.

Когда дует ветер, интересно наблюдать за облаками, они плывут низко и быстро,

Ещё я люблю наблюдать из окна метель, когда вихры снега переносятся с места на место. Иногда ветер метёт по земле, образуя позёмку.

А недавно мы гуляли и купили воздушные шары. По ним тоже хорошо видно, куда дует ветер (см. фото 24). Ещё нам может помочь определить направление ветра развевающийся флаг (см. фото 25).

Заключение.

В ходе своей исследовательской работы я много нового узнал о таком волшебном природном явлении, как ветер. Узнал, откуда он берётся, каких видов бывает, чем определяется и что происходит, когда он набирает огромные силы.

Ещё я понял, что ветер подчинить человеку не удастся, что опровергает мою гипотезу. Но можно использовать ветер в своих целях – энергия ветра огромна, она имеется всюду и её не надо добывать, как уголь из шахт.

Таким образом, изучив все положительные и отрицательные стороны ветра, я пришёл к выводу, что ветер оказывает огромное влияние на человека и живую природу. Ещё он является важнейшим фактором в формировании климата на планете Земля. Если бы ветра не было, Земля выглядела бы совершенно по-другому, по-другому бы располагались климатические зоны, по-другому бы жили люди.

Список литературы, Интернет - источники:

Ликум А. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва: Слово,1993г.

Калашников В. И. Чудеса природы. На земле и в воздухе. Москва: Белый город, 2005г.

[ 3] Галилео. Наука опытным путём. Москва: Де Агостини,2011г.

[ 4] Планета Земля. Энциклопедия. Москва: Росмэн,2010г.

Толковый словарь живого великорусского языка.

Http:// shishkinles.ru

Http://www.otvetim.info/detskie-voprosy/

Приложение.

Рисунок 1. Облака.

Фото 1. Опыт 1. Веер.

.

Фото 2. Опыт 2.Внизу холодный воздух. Фото 3. Опыт 2. Вверху тёплый воздух.


Фото 4. Опыт 3. Фото 5. Опыт 3.


Рисунок 2. Бриз.

Фото 6. Опыт 4. Фото 7. Опыт 4.


Рисунок 3. Рисунок 4.


Рисунок 5.

Фото 8. Опыт 5. Фото 9. Опыт 5.


Рисунок 6. Шкала Бофорта. Рисунок 7. Компас.

Фото 10. Рисунок 8. Полярная звезда.

Рисунок 9. Мох на дереве. Рисунок 10.Стороны света.

Рисунок 11. Ветряки. Рисунок 12. Мельница.

Фото 11.Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 12. Эксперимент 1. Весёлая медуза.


Фото 13. Эксперимент 1. Весёлая медуза. Фото 14. Эксперимент 1. Весёлая медуза.


Фото 15. Эксперимент 2. Вертушка. Фото 16. Эксперимент 2. Вертушка.


Фото17. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 18. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 19. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 20. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 21. Эксперимент 3. Флюгер. Фото 22. Эксперимент 3. Флюгер.


Фото 23.Дым из трубы. Рисунок 13.


Фото 24. Воздушный шар. Фото 25. Флаг.


Рисунок 14. Таблица наблюдений за погодой.

юго-восточный

t =-5C

пасмурно

северный

северный

переменная обл.

северный

северо-восточный

северо-восточный

северо-западный

северный

переменная обл.

северо-западный

переменная обл.

северо-восточный

переменная обл.

северо-западный

северный

переменная обл.

северо-восточный

переменная обл.

северо-восточный

северо-восточный

северо-восточный

переменная обл.

северо-восточный

t =- 16C

северный

t =- 15C

переменная обл.

северный

t =- 9C

северный

переменная обл.

Загадки о ветре.

Летит, а не птица, Кто не ведает границ?

Воет, а не зверь. Кто летит быстрее птиц?

Тучи нагоняет, Он то грозен, то мятежен,

Воет, задувает. То как пух весенний нежен.

По свету рыщет, Кто свободней всех на свете?

Поёт да свищет. Догадались? Это…

Бежит по снегу, а следу нету? Летит - не птица,

Воет – не зверь.

Сказка о ветре.

Ветер и солнце (К. Ушинский).

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.

Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путешественника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул и привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру,- лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.

Стихи о ветре.

Сыграй мне, синий ветер…(А. С. Пушкин). Ветрено (И. Токмакова).

Сыграй мне, синий ветер, Ветрено, ветрено

Сегодня песню моря. Вся земля проветрена,

И серенаду листьев Ветер листья с веток

О радости и горе. Разогнал по свету:

И буду каждый вечер Липовый, берёзовый,

Я флюгером на крыше Жёлтый лист и розовый,

Играть в пятнашки с ветром Красный, разноцветный,

И песни петь неслышно! Старый лист газетный.

Пословицы и поговорки о ветре.

Листву путает ветер, человека – слово.

Ветер в голове никогда попутным не бывает.

Слово держать – не по ветру бежать.

Плох тот ветер, который добра не приносит.

Ветер и без крыльев летает.

Посеешь ветер – пожнёшь бурю.

Народные приметы о ветре.

Откуда ветер, оттуда и погода.

Перед грозой лес затихает.

Куда ветер дует, там и дождь идёт.

Если зимой шумит лес - к оттепели.

Сильный ветер во время дождя сулит хорошую погоду.

Ветер полосами, порывами – к тихой погоде.

Ночной ветер днём дождь послал.

Ветер за солнцем – к ветреной погоде.

Если ветер дует с юга летом – к ненастью, зимой – к теплу.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх