Роза ветров - что это такое? Виды, примеры, значение и история диаграммы. Что такое Роза ветров и как она составляется? Как определить розу ветров по данной местности

Исторически считается, что розу ветров изобрели мореплаватели, определяя преобладающее направление ветра для какого-либо конкретного участка поверхности планеты. В наши дни роза ветров рассчитывается метеорологами, данные которых в последующем используются в различных областях деятельности человека. Чтобы рассчитать розу ветров, Вам понадобится проделать следующее:

На листе бумаги при помощи карандаша и линейки начертите две оси координат. Учитывая, что роза ветров рассчитывается по 16 или 8 румбам, в зависимости от тщательности наблюдения за направлением ветра в течение какого-либо заданного промежутка времени, следует нарисовать дополнительные биссектрисы для получившихся четырёх прямых углов. Нарисуйте дополнительные линии под углом 45 градусов в каждом из прямых углов. Мы получили розу ветров на 8 румбов: север, юг, запад, восток, северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад.

Если наблюдения за ветром проводились более тщательно, чтобы знать, как определить розу ветров, следует достроить шкалу графика до 16 румбов. Это делается, если в данных о ветре присутствуют такие точные направления как юго-юго-восток, запад-северо-запад, северо-северо-запад и т.п. Поэтому необходимо нарисовать биссектрисы к получившимся углам по 45 градусов. Для этого нужно на всех получившихся восьми осях отложить произвольно выбранный отрезок. Затем соедините линиями внешние от центра пересечений графика концы отрезков. Найдите середину каждой из получившихся линий и через нее и центр рисунка проведите прямые. Так у нас получатся ещё дополнительные четыре оси координат. Сотрите дополнительные линии (соединения концов отрезка).

Важным этапом в том, как рассчитать розу ветров является определение временного отрезка, в котором производились наблюдения за направлением ветра. Это важно для определения масштаба графика. Если будет строиться график направления ветров за месяц, то вполне достаточно отложить на каждой получившейся у нас оси отрезки по 5 мм. Если нам необходимо построить розу ветров за год, нам будет нужно принять за шаг шкалы отрезок в 1 мм. Как правило, розы ветров строятся за три временных промежутка: год, квартал, месяц. Чем больше промежуток времени для расчета, тем меньше должен быть шаг шкалы, учитывая, что один шаг шкалы будет равен одному дню.

Если для построения розы ветров будет использоваться другой, отличный от стандартного промежуток времени, то всё уже будет зависеть от величины вашего листа бумаги и вашей фантазии. Главное принять, что по всем румбам шаг временной шкалы должен быть одинаковым и постоянным – это одно из важных условий для точности построения розы ветров выбранного вами участка местности.

Необходимым условием для построения розы ветров является наличие у вас «Календаря погоды», в котором Вы должны были записывать свои наблюдения за погодой в требуемый для построения розы период. Как правило, в нем отмечаются сила и направление ветра, температура в разное время суток, влажность и атмосферное давление. Из этого нам важно знать, в каком направлении и сколько времени дул ветер. Если в течение дня направление ветра менялось, то выбирается преобладающее по времени значение. Если у вас нет таких данных, то, чтобы приступить к дальнейшему построению розы ветров, видимо, следует поднять архивы сайтов погоды в Интернете.

Направление ветра в буквальном понимании в современной жизни играет настолько незначительную роль, что постепенно стало идиомой, образным выражением. Хотя до сих пор есть люди, знающие, как определить направление ветра, и регулярно пользующиеся этими навыками. Причем язык не повернется назвать их ретроградами: это поклонники активных видов спорта. Определять направление и силу ветра необходимо в парашютном, горнолыжном и парусном спорте, кайтбординге, виндсерфинге, планеризме и т.д.

Пусть спортсменам-экстремалам и не приходится определять направление ветра по флюгеру и/или розе ветров - в их распоряжении современные приборы и компьютерная техника. Но знания не бывают лишними, особенно когда от них зависит здоровье и даже жизнь. Навигаторы теряют сеть, смартчасы выходят из строя, зато карты, компасы и розы ветров по-прежнему, как и сотни лет назад, верой и правдой служат для определения направления ветра. Научитесь измерять скорость ветра простыми способами для собственной безопасности.

Чем измеряют параметры ветра? Приборы для определения направления ветра
Очевидно, и тем более ощутимо, что окружающая нас атмосфера не бывает неподвижной. Колебания воздуха или, говоря научным языком, циркуляция атмосферы, - это то, что мы привыкли называть ветром. Ветер, как движение, характеризуются вполне конкретными параметрами: направлением, силой и скоростью. Еще древние исследователи придумали простейшие устройства для измерений направления ветра, которые развивались и совершенствовались по мере технического прогресса:
Если направление ветра играет роль в вашей деятельности, есть смысл купить прибор для его измерения или сделать анемометр, флюгер или ветроуказатель самостоятельно. Так вы в любой момент сможете определить направление ветра, но этого еще не достаточно. Чтобы правильно трактовать показания приборов, нужно понимать основы определения направления ветра:

  1. Направление ветра, означающее, куда ветер дует, называется аэронавигационным . Это логичное, но не единственное измерение направления ветра.
  2. Метеорологическое направление ветра показывает, откуда дует ветер.
Метеорологическое и аэронавигационное направление ветра отличаются друг от друга с точностью до наоборот. Можно только представить себе, какими последствиями чревата путаница между ними!

Что такое роза ветров? Как определить направление ветра по розе ветров?
Движение воздуха зависит от географического положения и рельефа. Причем, если сила и скорость ветра меняются часто, то направление придерживается основных векторов, типичных для той или иной местности. Для записи направления ветра исследователи придумали наглядный график-диаграмму: так называемую розу ветров. Роза ветров похожа на розу не больше, чем на ромашку или просто многолучевую звезду. Но это совершенно не важно, если вы научитесь определять направление ветра по розе ветров, как делали это средневековые мореплаватели и продолжают делать современные строители, авиаторы и метеорологи:

  • Роза ветров показывает преобладающее направление ветра, или господствующий ветер. Этого не всегда достаточно для точных измерений, но необходимо для выбора траектории движения транспорта, расположения строительных объектов и просто принятия решения о покупке путевки на горнолыжный курорт.
  • Роза ветров состоит из осей координат, которые пересекаются между собой в точке, условно обозначающей «0». По мере отдаления от центра каждый ось размечена отрезками для измерения силы ветра. Четыре луча розы ветров указывают стороны света, восемь лучей – промежуточные значения и т.д.
  • Сила ветров, дующих в каждом из направлений в течение некоторого времени, отмечается на соответствующей оси. Затем крайние точки измерений соединяются между собой непрерывной линией, образующей фигуру неправильной формы. Глядя на нее, сразу становится видно, в каком направлении ветер дует чаще/сильнее.
Розы ветров разных местностей публикуются в открытых источниках, их можно найти в географических справочниках, на картах и в прогнозах погоды. Одна и та же роза ветров может отображать не только господствующее направление ветра, но и его продолжительность и/или сезонность. Не забывайте, что роза ветров показывает метеорологическое направление ветра!

Как определить направление ветра по карте? Ветер и атмосферное давление
Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого. Вращение Земли влияет на этот процесс и отклоняет направление ветра по спирали. Это отображается на климатических картах, по которым можно определить направление ветра над поверхностью суши и воды:

  • Днем вода холоднее суши, поэтому атмосферное давление над водой выше, и ветер дует от водоема на берег, параллельно прибою. Этот ветер называется морским бризом и на климатических картах его направление отображается в виде тонких стрелок, закругленной формы, направленных против часовой стрелки. Ночью вода остывает медленно, области высокого и низкого давления над сушей и водой меняются местами и ночной, или береговой бриз дует в сторону водоема (стрелки на карте по часовой стрелке).
  • Местные ветры в горах и на континентах реже меняют направление. Сезонные ветры муссоны сменяются всего дважды в год. Они подчиняются тому же принципу атмосферного давления, но с воды на сушу дуют летом, а с суши – зимой. Направление муссонов отражается на картах более широкими стрелками разного цвета (обычно синими и красными).
  • Постоянные ветры называются пассатами. Направление пассатов также зависит от давления, но в планетарных масштабах. Так, самое низкое давление наблюдается у экватора, поэтому ветры от широты около 30° устремляются туда, немного отклоняясь к западу. Давление у параллели 56° так же низко, как и у экватора, поэтому пассаты дуют и в сторону полюсов, отклоняясь к востоку. Все это можно увидеть на климатических картах и глобусах или просто запомнить, что западные ветры господствуют в умеренных широтах, а у экватора - восточные.
Заучите терминологию, чтобы никогда не путать, что восточные ветры дуют с востока, а не на восток, а западные ветры, соответственно, дуют с запада, а не на запад.

Как определить направление ветра по флюгеру и другим подручным материалам?
Зимние и летние туристы наверняка насмешили бы бывалых мореплавателей, если бы им довелось встретиться по воле фантастической временной петли. С одной стороны, мы можем пользоваться чудесами техники, умещающимися в смартфоны, часы и брелоки. С другой стороны, часто забываем посмотреть даже готовый прогноз погоды, не говоря уже о том, чтобы запастись климатической картой или хотя бы специальным приложением для определения направления ветра. На всякий подобный случай запомните простые способы определения примерного направления ветра в данный момент:

  1. Если вы или кто-то поблизости жарит шашлыки, обратите внимание на дым: он отклоняется в ту же сторону, в которую дует ветер, то есть показывает аэронавигационное направление ветра.
  2. Если барбекю не входит в планы, снимите с головы бандану или возьмите в руки легкое парео, выйдите на открытый участок пляжа или лесную поляну, и поднимите руку с этим импровизированным флагом. Если ветер достаточно сильный, он поднимет ткань и направит ее, как флюгер.
  3. Находясь на берегу, посмотрите на воду. Летним днем ветер почти наверняка будет направлен на сушу, и волны помогут в этом убедиться. Однако не путайте направление ветра с течением реки – они могут не совпадать.
Если ни дыма, ни водоема нет, вам останется использовать собственную голову в качестве навигационного прибора. Не спеша поворачивайте ее по кругу, пока шум ветра в обоих ушах не станет одинаковым. Скорее всего, в этот же момент ветер отбросит ваши волосы назад, потому что будет дуть прямо в лицо. Но воспользоваться этим методом можно только на открытом пространстве: на поляне, в поле, на холме. В замкнутых дворах, тоннелях и ущельях вступает в силу явление турбулентности, мешающее правильно определить направление ветра. Именно поэтому важно знать разные способы измерения ветра, чтобы всегда правильно определять его направление.












































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Практическая работа.

Цели:

Обучающие :

  • формирование умений вести самостоятельное наблюдение за элементами погоды своей местности, анализа и обработки полученных результатов, формулирования выводов;
  • отработка навыков работы с разными источниками информации; анализа данных и формулирования выводов;
  • отработка навыков правильного оформления результатов работы.

Развивающие :

  • развитие умений наблюдать за элементами погоды своей местности;
  • развитие навыков работы в парах;
  • развитие способности наблюдать, обрабатывать и анализировать полученный материал, делать выводы.

Воспитательные :

  • воспитание ответственного отношения к выполнению коллективной работы;
  • воспитание творческого подхода к выполнению практической работы;
  • развитие познавательного интереса.

Оборудование: компьютеры, проектор, дневник наблюдения погоды.

Ход урока

I. Организационный момент (организация парной работы за компьютерами, получение заданий, инструктаж по выполнению заданий.)

II. Постановка целей урока.

Цель: обработать материал дневников наблюдения, построить розы ветров для каждого месяца и годовую розу ветров для г. Новосибирска, проанализировать и сделать выводы.

III. Актуализация опорных знаний:

  • дать определение понятию “ветер”;
  • вспомнить причины, влияющие на формирование ветра;
  • каким прибором определяют направление ветра?
  • как определить направление ветра;
  • по какой стороне горизонта определяется название ветра?

IV. Практическая работа в парах, на компьютерах.

А) Теоретическая часть. Пояснение учителя.

Роза ветров

Диаграмма, на которой показаны направления ветров, господствующих в данной местности, называется розой ветров.

Роза ветров - диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям и выглядит как многоугольник, у которого длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Роза ветров, построенная по реальным данным наблюдений, позволяет по длине лучей построенного многоугольника выявить направление господствующего, или преобладающего ветра, со стороны которого чаще всего приходит воздушный поток в данную местность.

Объяснение основных элементов розы ветров (слайд 3)

  1. Основные и промежуточные стороны горизонта.
  2. Условно принимают, что одному отрезку на графике, соответствует определенное количество дней.
  3. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.
  4. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют, в центре рисуют кружочек, в котором ставят число дней без ветра (штиль).

Б) Практическая часть.

Учащиеся в ходе практической работы, должны построить диаграмму «Роза ветров» за определенный период времени, для города Новосибирска. Сделать соответствующие вводы.

Работа выполняется по инструктивной карточке.

Инструктивная карточка учащихся № 1. Приложение 1 . (Инструктивные карточки 2-12)

1. Используя данные наблюдения погоды за январь месяц построить дмаграмму розы ветров.

Погода на январь 2008 года Приложение 2 .

Алгоритм выполнения работы для учащихся.

1. Откройте редактор электронных таблиц Microsoft Excel (Презентация, слайд -4-6).

2. Постройте таблицу, используя данные дневников наблюдения (предварительно подсчитайте, ветры каких направлений были в течение месяца.)

Направление ветра Количество дней
С 1
С-В 2
В 4
Ю-В 4
Ю 6
Ю-З 11
З 2
С-З 0
штиль 0

3. Постройте в электронном варианте, розу ветров (выбрать тип диаграммы “Лепестковая”), подпишите диаграмму «Роза ветров для города Новосибирска, январь, 2008 г.».

4. Сделайте вывод

  • Ветры, каких направлений были в течение месяца?
  • Как направление ветров отразилось на температуре данного месяца?

Вывод: больше всего в январе месяце ветер дул с юго-запада - 11 дней, 6 дней - с юга, 4 дня - с юго-востока, 4 дня - с востока,3 дня – были ветры северо– восточные, 2 дня - западные, 1 день в январе месяце ветер дул с севера и вообще не было ветров с северо – запада. В течение месяца ветры были южного, юго – восточно и юго - западного направления, такое состояние ветров отразилось на температуре месяца, они были не сильно морозные, умеренные для этого месяца нашей Новосибирской области.

5. Оформите 3 слайда для общей презентации, по вашему месяцу (1 слайд - таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд - диаграмма «Роза ветров», 3 слайд - вывод), (Презентация, слайд 7-39)

6. Построение диаграммы «Годовой розы ветров для города Новосибирска, январь, 2008г» (Презентация, слайд 40-44).

  • Ввести в электронную таблицу данные, которые вы получили в своей работе конкретно по своему месяцу (учащиеся заполняют общую таблицу, по своему месяцу).
Число дней в месяце Направление ветров
Штиль С С- В В Ю -В Ю Ю–З З С-З
Январь. 31 1 3 4 4 5 11 3 0
Февраль. 29 0 0 0 1 23 3 2 0
Март. 31 1 1 0 3 11 8 4 3
Апрель. 30 3 1 2 2 8 6 5 3
Май. 31 1 2 2 1 3 6 3 9 4
Июнь. 30 5 4 1 2 3 11 3 1
Июль. 31 4 0 1 1 5 10 8 2
Август. 31 4 1 0 6 7 4 4 5
Сентябрь. 30 1 4 1 1 8 6 3 6
Октябрь. 31 1 0 1 0 4 8 11 5 1
Ноябрь. 30 0 3 1 2 10 10 3 1
Декабрь. 31 2 0 0 3 13 7 4 2
Итого. 366 2 23 20 11 32 107 90 53 28
  • На основе полученных данных построим годовую розу ветров для нашей местности.

7. Сформулируйте вывод, для данной диаграммы

  • Ветры, каких направлений были в течение года?
  • Каких ветров было наибольшее количество?
  • Каких ветров было наименьшее количество?
  • Как направление ветров отразилось на температуре года?
  • Больше всего, 107 дней в году были ветры южного направления;
  • 90 дней в году были ветры юго-западного направления;
  • 32 дня были ветры юго-восточного направления.

Южные ветры приносят на нашу территорию теплый воздух, и при этом устанавливается теплая погода. В 2008 году 209 дней были ветры южного направления, поэтому температуры относительно теплые.

  • 53 дня были ветры с запада

западные ветры на нашу территорию приносят обычно влагу, данные дневников наблюдения подтверждают это часто западное направление ветров сопровождалось выпадением осадков.

  • северо-западных ветров было-28
  • северных – 23
  • северо-восточных – 20

всего ветер с северного направления дул 71 день в году, поэтому морозных дней зимой и заморозков в летние дни 2008 года было не так много.

V. Подведение итогов

Учащиеся вносят свои слайды (1 слайд – таблица данных дневника наблюдения, 2-й слайд – диаграмма «Роза ветров», 3 слайд – вывод) в общую презентацию на компьютере, получают оценки.

Красивый метеорологический термин «роза ветров» давно облюбован поэтами и художниками, которые успели сформировать вокруг него облако романтических образов. Между тем, роза ветров имеет вполне утилитарное значение для многих отраслей экономики.


Для составления розы ветров любой местности необходимы данные метеорологических наблюдений за определенный период, карандаш, линейка и калькулятор для расчетов.

Что такое роза ветров?

Розой ветров в метеорологии и географии принято называть диаграмму направлений и силы ветров, дующих в определенном регионе. Возможно, кому-то внешний вид диаграммы напомнил цветок розы, после чего и появился на свет этот красивый, но не слишком соответствующий реальности термин.

Однако изучение метеорологической статистики дает возможность понять закономерности направлений ветров и на их основании попытаться сделать прогноз погоды на ближайший период. Роза ветров наиболее наглядно показывает преобладающие направления ветров в данной местности.

Для чего нужна роза ветров?

Знание направления господствующих ветров является важным во многих случаях. Оно необходимо:

— для предсказания изменений погоды: зная расположение фронтов теплого и холодного воздуха, можно понять, как в ближайшие дни изменится погода, холодную или теплую воздушную массу принесет нам господствующий ветер;


— для планировки развития населенных пунктов: знание преобладающих направлений ветра помогает разместить жилые и промышленные районы таким образом, чтобы загрязненный воздух с предприятий не относило ветром в сторону жилых районов;

— для выбора ориентации стен домов, входных проемов и других архитектурных элементов: чтобы в зимнее время максимально сохранять тепло в домах, входные двери нужно ориентировать в направлении, противоположном преобладающему в розе ветров.

Можно вспомнить еще много способов использования розы ветров в различных сферах деятельности человека.

Как построить розу ветров?

Роза ветров строится в соответствии со сторонами света. Прежде, чем начинать ее построение, нужно начертить на бумаге основные и дополнительные оси:

— вертикальную север-юг;

— горизонтальную восток-запад;

— диагональную юговосток-северозапад;

— диагональную югозапад-северовосток.


По этим осям необходимо отмечать направления и силу ветров, которые наблюдались в вашем регионе за определенный период – скажем, в течение трех летних месяцев. Эту информацию можно взять из метеорологического календаря в интернете или любого другого достоверного источника.

Необходимо правильно выбрать масштаб будущей диаграммы, чтобы роза ветров получилась наглядной, достаточно крупной, но не чрезмерной. На каждой оси откладываются деления, соответствующие количеству дней в рассматриваемом периоде.

Так, если вы строите розу ветров летнего периода, длина каждой из осей может составлять 9 сантиметров, где одна миллиметровая отметка будет соответствовать одному дню лета.

После этого можно приступать к построению розы ветров. На каждой из осей следует отметить отрезок, длина которого будет соответствовать числу дней, в течение которых дул ветер этого направления. Так, на южной оси отмечаем 34 миллиметра, на северо-восточной 12 миллиметров.

Если в какие-то дни была , их количество отмечается точкой в центре диаграммы с написанным числом тихих дней.

После того, как все точки, соответствующие ветрам, отмечены на осях, остается последний этап – последовательное соединение этих точек между собой отрезками.


В результате должен получиться неправильный многоугольник. Если в каком-то из направлений ветер в течение всего рассматриваемого периода не дул вообще, на соответствующей оси не будет никаких отметок, а значит, с этой стороны многоугольник остается незамкнутым.

Внутреннюю часть многоугольника можно заштриховать. Наиболее длинные лучи розы ветров покажут преобладающие направления ветров в вашем регионе.

Для правильного функционального размещения зданий и сооружений на промплощадке с учётом проветривания и надлежащей освещённости, а также соблюдения санитарных и противопожарных требований, на генплане в правом верхнем углу строится роза ветров, представляющая собой график повторяемости ветров в процентах для заданного пункта. В районах со снежным покровом более 50см на одном графике строят две розы ветров – для летнего и зимнего периода, в остальных районах ограничиваются построением розы ветров для летнего периода.

Построение розы ветров осуществляют по данным, взятым из СНиП 23-01-99 Строительная климатология. Основные положения проектирования». График строят по восьми румбам (С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, З, СЗ) в масштабе 1см – 5-10% повторяемости. На построенных графиках стрелками показывают господствующие направления ветра.

  1. Определение типа и размеров главного производственного корпуса

Указания по строительному проектированию предприятий, зданий и сооружений лёгкой промышленности рекомендуют размещать швейное, обувное и кожевенно-галантирейное производства в многоэтажных зданиях высотой в 3-4 этажа.

Швейные фабрики должны проектироваться с сеткой колоны 6х6 м для всех этажей, кроме последнего; для верхнего этажа сетка колонн 12х6 или 18х6 м. Высота этажей обычно принимается равной 4,8 м.

Производственные здания кожевенно-галантирейной и обувной промышленности (за исключением фурнитурных цехов предприятия по производству галантерейных изделий и технохимических цехов обувных фабрик, которые размещаются в отдельно стоящих одно этажных зданиях с сеткой колонн 12х6 или 18х6 м высотой помещений 4,8м) должны проектироваться многоэтажными с сеткой колонн 6х6,9х6,12х6 м высотой этажей 4,8 м.

Исходя из условий обеспечения надлежащей естественной освещённости, ширина многоэтажных зданий обычно не превышает 24-27 м. Отношение длины здания к его ширине должно быть не более 6. Эти здания возводят обычно в сборных железобетонных конструкциях по типовой серии ИИ-20.

Определение общей площади главного производственного корпуса производят, исходя из численности работающих в одну смену и среднестатистического показателя нормы на одного работающего для численности производства, которые принимаются:

    по швейному производству – (56) м.кв. на 1 человека;

    обувному производству – (56) м.кв. на 1 человека;

    по кожевенно-галантерейному производству и производству искусственных кож – 6 м.кв. на 1человека.

    по кожевенно-меховому производству-до 10 м.кв. на 1 человека.

Пример определения типа и размеров главного производственного корпуса швейног предприятия с количеством рабочих 2000 человек(режим работы-двухсменный)

Количество рабочих основной специальности одной смены:

2000  2= 1000 чел.

Площадь главного производственного корпуса:

1000 х 6= 6000 м.кв.

Этажность здания – принимаем – 3.

Площадь одного этажа 6000  3= 2000 м.кв.

Ширина здания – 24м.

Длина здания: 2000  24= 83,3; принимаем 84 м, что кратно шагу колонн – 6 м.

Размеры главного производственного корпуса – 24х84 м (без учёта площади бытовых помещений).

В задачи инженера- технолога входят только подсчёты потребных для бытовых и административно-хозяйственных помещений площадей и их рациональная, соответствующая требованиям производства планировка; при этом вопросы внутреннего оборудования бытовых помещений не затрагиваются.

Проектирование бытовых помещений ведётся согласно СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания. Нормы проектирования», методического пособия кафедры «Планировочные элементы бытовых помещений и принципы их расчёта» и настоящих указаний.

Бытовые и административно-конторские помещения швейных, обувных и кожевенно-галантерейных фабрик размещают в пристройках к производственным корпусам, в отдельно стоящих зданиях, а для швейных предприятий они могут располагаться внутри производственных корпусов. Ширина построенных бытовых помещений 6, 9 или 12 м; отдельно стоящих – 12 или 18 м; сетка колонн – 6х6 м; высота этажей 3,0 и 3,3 м. По длине пристроенные бытовые помещения могут превышать ширину производственного корпуса, но не более чем на 6 м.

Работа выполняется в следующей последовательности:

    определяется состав работающих;

    устанавливают санитарную характеристику производственных процессов и потребность в бытовых помещениях для различных групп рабочих;

    расчётом определяют требуемые площади;

    учитывая суммарную, нужную для размещения этих помещений площадь, а также площади коридоров и лестниц, окончательно устанавливают размеры и этажность вспомогательного здания;

    вычерчивают планировку бытовых и административно-конторских помещений совместно с планом смежного этажа главного производственного корпуса и условным, графическим изображением санитарного оборудования.

ПРИМЕР ПОДГОТОВКИ ДАННЫХ ДЛЯ РАСЧЁТА БЫТОВЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШВЕЙНОЙ ФАБРИКИ

Исходя из общей численности рабочих (по зданию), например, 2000 человек, определяем количество рабочих в одну смену:

2000  2=1000(чел.)

Принимаем численность цеховых служащих в количестве 5% от списочного состава рабочих, помещения которых находятся непосредственно в пристройках:

0,05х2000= 100 (чел.)

Считая, что на швейных фабриках работает 10% мужчин, составим табл. 2.

Таблица 2.

СОСТАВ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Приняв, что 5% из этих мужчин являются ремонтно-механическими рабочими, работающими в первую смену:

0,05х200= 10 (чел.)

составляем таблицу 3.

Таблица 3.

СОСТАВ РАБОЧИХ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО СМЕНАМ

Наименование

производства

Количество рабочих

во 2 смену

Примечание: в табл. 2 и 3 не вошли 100 человек административно конторского персонала, которые также работают в первую смену, но для них кроме конторских бытовые помещения предусмотрены в АХК.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх