Путевые заметки как их писать. Сочинение в форме путевого очерка про путешествие
Вот уже как неделю мы живем в Новом Поморие, отстроенном на модернистский лад районе старого города Болгарии. Под рукой все, что нужно туристу – море, отели и незатейливые таверны. Но проведи здесь больше пяти дней и шести ночей и начнешь расхаживать по своим апартаментам не хуже тигра в клетке. Изученный нами вдоль и поперек город больше не мог насытить возрастающую скуку и отчаянную жажду перемен. Остро встал вопрос о «культурной» составляющей нашего отдыха.
Описанные в буклете единственного местного тур-агенства болгарские деревни и птичья ферма наводили тоску одним своим названием. Хотелось чего-то большего, стоящего.
Вскоре от «местных» соотечественников мы узнали о Рильском монастыре, единственной святой обители в Болгарии, предоставляющей ночлег своим посетителям. Туристы, пробывшие в стенах святыни лишь одну ночь, успевали пережить не то экзистенциональный кризис, не то провидение. Многие говорили об Иоанне Рильском, являвшимся им во сне, первом монахе-отшельнике, учениками которого и был построен монастырь. Тогда мы еще не были готовы испытать все то, что описывали нам первопроходцы, но уж точно не могли вообразить себе пятичасовую поездку до Софии – испытание не для изможденных жарой и унынием горетуристов.
Монастырь расположен в долине реки Рильская, на западном склоне горного массива Рила. Со всех стороны святыня окружена многовековыми деревьями и руслами горных рек. Последние семнадцать километров пути тянулись узким серпантином от подножья до вершины горы. Комплекс сооружений, кажущийся снизу необъятным, на высоте в тысячу сто сорок семь километров над морем впечатлял своим поистине грандиозным размахом. Обитель не просто возвышалась над окружающими склонами, но и сама будто была выточена из скалы. Мы впервые вдохнули горный южный воздух: прохладный и сладкий, – и отправились верх по уютным узким тропинкам.
Рильский монастырь был культурным центром Болгарии практически на протяжении всего своего существования. Именно здесь нашла убежище культура болгарского народа, спасавшаяся от гнета турецкого ига: детей в монастыре обучали болгарскому языку, сохраняли местные обычаи и предания. Но природа и архитектура этого места говорят на другом языке, ясном и понятном каждому, которому они открывают свои двери.
Время в монастыре течет так же быстро, как летит с горных порогов вода Рилы. Тяжелое, свинцовое цвет небо куполом опустилось над святыней. Пронизанная тишиной мистическая ночь постепенно стала наполняться шумом горных рек и звуками мирной жизни монастыря. Часто ли доводиться заночевать в горной келье и пробудиться от бьющего в окно лучей светила?
Покидать тихое, умиротворенное место не хотелось. Отдаляясь от монастыря, мы наблюдали за экскурсионными автобусами и копошащимися в них туристами. Им еще только предстояло ощутить возвышенное удовлетворение, которое дарит это место. А пока им можно толкаться в очередях, спорить о стоимости билетов и обсуждать обратную дорогу домой.
Путевые заметки - одна из разновидностей путевого очерка - жанра художественной публицистики. Это
зарисовки, сделанные во время путешествия или сразу по возвращении домой по свежим впечатлениям. В них автор рассказывает обо всём, что привлекло его внимание во время путешествия, что поразило его воображение, обо всём новом, необычном, интересном, о том, что запомнилось и расширило его кругозор, обогатило знаниями и представлениями об окружающем мире. Описания природы, местности, достопримечательностей городов и сёл; рассказы о людях, с которыми повстречался в пути, о местных обычаях - всё то, что показалось заслуживающим внимания, составляет содержание путевых заметок.
Путевые заметки всегда субъективны: в них раскрывается и сам автор, и содержится его оценка увиденного - позитивная или негативная. Они всегда эмоционально окрашены.
□ |
Ведущим типом речи в путевых заметках обычно бывает повествование,
в котором отражается переме-
щение автора во времени и в пространстве; преобладают же в тексте различные описательные фрагменты, «фотографирующие» местность, природные объекты, людей, животных; возможны и рассуждения с обоснованием оценки или рассуждения-объяснения.
©> 187. Прочитайте текст.
РЕКА И ЖИЗНЬ
Осень - пора подведения итогов походов и экспедиций. Была и у нас в августе экспедиция: на лодках мы прошли реку Воронеж.
«Она всё ещё хороша...» - сказал о реке, беседуя с нами, житель села Кузьминки Савелий Васильевич.
Наш первый лагерь - у Дальнего. Проснулись - над водой молочный туман. Два пастуха, один с лодки, другой с берега, ловят плотву; чуть в стороне в воде стоит цапля, караулит лягушек. В деревеньке поют петухи. Старуха ведёт на берег телёнка. А над палатками воздушный бой: сокол подстерёг ласточку, но не сбил с первого раза, повторяет атаки - взмывает и падает вниз...
Вверх от Дальнего река показалась нам райским местом, непочатым, не тронутым человеком. Над водой, над цветами кувшинок висели стрекозы. Изумрудными челночками проносились над гладью плёсов рыбаки-зимородки. Дубовый лес плотной и страшноватой стеной обступал реку.
Правый высокий берег почти везде покрыт дубняком. Это тот самый дорогой корабельный лес, на котором царь Пётр остановил взгляд, выбирая место для первой российской верфи.
Выбираясь из леса, река повсюду тощает. Обширные, полноводные и бездонные, кажется, плёсы превращаются вдруг в неширокий и неглубокий поток, вьющийся по лугам. Река и тут хороша. Камыш, осока, рогоз ресницами обрамляют прихотливую ленту воды. Тут видишь: река обжита. Копёнки сена на берегу. Брод-переезд. Коровы. Гуси. Мальчишки с удочками. На буграх цепочки приземистых изб.
В этих местах особо чувствуешь живительную необходимость воды на земле. Видишь, как всё живое укрепляется возле воды. Река, петляя, отдавала свою благодать рассыпанным по равнине домам, рощицам, водопоям, гусиным затонам, мокрым лужкам, синевшей в пойме капусте. Радуясь этим извивам воды, мы вспоминали ретивых любителей «выпрямлять реки». Почти всегда спрямить реку - это значит обворовать землю... Левый берег, как правило, низок. Растут тут чёрный ольшаник, осина, ивы, черёмуха, а на песчаных сухих возвышениях - сосны.
Где-то после Рамони чувствуешь набухание реки. Течение становится еле заметным и потом совсем пропадает. Вода подёрнута ряской, как в старом озере. У села Чертовицкого река покидает привычные берега, реки уже нет - разлив воды, похожий на половодье. Летают чайки. Пучки травы выдают мелководья. Для лодок обозначен фарватер. Это место рекой уже не зовут. Это «море», образованное плотиной. Считать ли благом эти «моря» - дело спорное. Бесспорно одно: это была неизбежность. Отощавшая река не могла уже напоить огромный индустриальный Воронеж.
Селения на реке... Они почти все стоят на буграх правого берега. Селения тут зарождались сторожевыми постами. По реке проходила граница Русского государства с «дикой степью». С весны, «как только молодая трава могла прокормить татарских коней», ожидали набегов. День и ночь на вышках дежурили сторожа. Конское ржание, топот копыт, огни костров - и подымалась тревога. Рядом с вышкой всегда стоял осёдланный конь. И если опасность была особенно велика, спешно оповещалась вся «сторожевая черта» - наблюдатель пускал стрелу с горящей паклей в бочку смолы, стоявшую тоже на вышке. Сейчас же соседний пост поджигал свою бочку, за ним ещё... Так работал огненный «телеграф». Звонили колокола, палили пушки. Люди с полей и из леса спешили укрыться в городках-
крепостях, а войско вовремя выступало навстречу налётчикам.
Вышка в Вертячьем удивительно напоминала древний сторожевой пост. Сбитая из дубовых стволов, приземистая, прочная, она стояла на самой высокой точке бугра. Мы поднялись к вышке, спросили у сидевшего на ней человека, можно ли влезть.
На многие километры открывалась земля с этой вышки. Река внизу, а далее лес, блёстки озёр, поляны, равнина лугов, опять размытый синевой лес. И опять река...
(В. Песков, В. Дёжкин)
Подготовьте анализ текста в форме связного обоснованного высказывания типа рассуждения. Ответьте в нём на следующие вопросы.
План анализа текста определённого жанра
1. К какому стилю и жанру относится текст?
2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказывания.
3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие?
4. Составьте план текста.
5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?
6. Какова текстовая функция каждого фрагмента?
7. Какой тип речи, может быть, явно не выраженный, объединяет все фрагменты в единый текст?
8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1-2 примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.
9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? к у д а?). Другими словами, выясните, как развёртывается текст: во временной или в пространственной перспективе.
©>188. 1. Спишите часть текста упр. 187 (от слов Вверх от Дальнего... до слов...обступал реку).
2. Определите тип речи.
3. Найдите в предложениях «данное» и «новое», подчеркните их прямой и волнистой чертой, скажите, чем они выражены.
4. Какие синтаксические средства создают изобразительность речи? Укажите сравнения, слова с переносным значением; расскажите об особенностях порядка слов в этом фрагменте.
5. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова, объясните их правописание.
©> 189. Внимательно прочитайте текст; составьте его план и типологическую схему.
Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путешественники и что они там делали).
Сопоставьте получившийся сокращённый вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассуждений, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. Достигает ли высказывание цели, если оно выполнено только посредством повествования?
Всё началось ещё ранней весной, в апреле, а может быть, даже в марте. Из газеты «Известия» мы узнали, что возобновил работу туристский теплоходный маршрут к «Северным островам». Нам очень хотелось побывать на Соловках и в Кйжах. Мы купили путёвки и стали ждать, когда же наступит август.
Как мы и предполагали, поездка оказалась очень интересной. Всего 16 дней, а впечатлений - будто путешествовали год!
Кемь... Самый северный пункт нашего маршрута. Полярный день был уже на изломе. Солнце садилось в 10, а в июле, говорят, там и в час ночи светло, как днём. Было сухо, жарко, совсем как в Крыму. Мы купались в Белом море, совсем как в Чёрном.
Из Кеми съездили в Беломорск посмотреть петроглифы, «бесовы следки» - наскальные рисунки доисторического человека. Пешком ходили на реку Охту, знаменитую своими порогами - 100 с лишним порогов на протяжении 70 километров. Провели ночь в лесу -
в палатках, у костра. Затем вернулись на турбазу. Ходили по реке Кеми по бонам (так здесь говорят). Боны - это дорога-мост из сбитых плотов, через всю реку, ширина которой в этом месте (у города Кемь) не менее двух километров. Очень сильное впечатление, до головокружения: идёшь по плотам, они, естественно, без перил, неширокие, брёвна мокрые, скользкие, под ногами шевелятся, «дышат», а под ними вода несётся со страшной силой.
На пятый день отправились на Соловецкие острова. С ними связаны самые острые ощущения, очень разные по характеру.
Уже в пути нас застал шестибалльный шторм. А речной теплоход «Лермонтов» - единственная связь с островами - к нему не приспособлен. Нас трясло, качало, заливало водой. Плохо было...
Затем нас полоснула казематным сервисом соловецкая турбаза - она расположена в бывшем монастыре, где в недавние годы была тюрьма. Чтобы выдержать промозглую сырость и холод 59-го номера, приходилось на ночь натягивать на себя всю шерстяную наличность.
Остальное же было чудесно: монастырская крепость, мощь её стен и башен, сделанных из крупных валунов; суровая архитектура соборов и служб (одна трапезная чего стоит!); двухкилометровая дамба из тех же валунов, ведущая прямо по морю на соседний остров Большую Муксалму; система каналов, соединивших цепь озёр, и кругом леса, леса, леса...
Потом был Петрозаводск и поездка в Кйжи. О Кй- жах говорить почти невозможно, их надо видеть, и не на фотографиях, а в натуре, потому что в том сильном впечатлении, которое они производят на месте, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен» в нём больше - то ли древнерусские зодчие, то ли щемяще скромная природа острова.
1. Рассмотрите, как связываются между собой абзацы в основной части путевых заметок; в какой перспективе развёртывается текст - в пространственной, временной или пространственно-временной.
2. Найдите в тексте конструкции, в которых раскрывается значение названий отдельных местных достопримечательностей. Как вводится другая информация поясняющего характера?
3. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их.
4. Выпишите предпоследний абзац. Дайте синтаксическую характеристику предложения. Объясните знаки препинания.
190. Продолжите текст упр. 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает почти невозможным, - рассказать о Кйжах по фотографиям.
Рассмотрите цветные вклейки в учебнике и расскажите о деревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мельницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера.
191. Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в каникулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые увидели.
Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развёртывать текст; какие синтаксические конструкции, слова и выражения помогут вам связать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повествовательную основу текста; какие изобразительные и эмоцио- нально-оценочные средства языка вы используете в своём сочинении.
Путевые заметки (Занятия 23-24)
Путевые заметки, как и очерк, создаются на основе наблюдений автора над фактами реальной действительности, но содержат (включают в себя) не только воспроизведение увиденного, но и мысли и чувства автора в связи с увиденным. Как писал К. Паустовский, "факт, поданный литературно, с опусканием ненужных деталей и со сгущением нескольких характерных черт, освещенный слабым сиянием вымысла, вскрывает сущность вещей во сто крат ярче и доступнее, чем правдивый и до мелочей точный протокол".
Путевые заметки и очерки помогают увидеть, как преображается наша страна, где и как строятся заводы и электростанции, растут города, осваивается космос, изменяется природа, быт людей и меняется сам человек.
Воспитательное воздействие путевых заметок заключается в том, что в них правдиво и образно отражается жизнь, что в них не только утверждается положительное, но и вскрываются недостатки и трудности - этот жанр является важным средством активного вмешательства автора в жизнь, в различные явления повседневной действительности.
В путевые заметки включаются описание местности, пейзаж, портреты персонажей, элементы повествования и рассуждения, диалоги.
Занятие 23
Цель занятия
Дать понятие о путевых заметках как одной из разновидностей публицистического жанра, познакомить учащихся с их особенностями и структурой.
Оборудование
Книги (например, В. Канторович. "Заметки писателя о современном очерке"; Ю. Смуул. "Ледовая книга"; Н. Н. Михайлов. "У карты родины", "Земля русская", "Я иду по меридиану"; В. Солоухин. "Владимирские проселки"; В. Конецкий. "Соленый лед", а также А. Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву", А. С. Пушкин. "Путешествие в Арзрум", А. П. Чехов. "Остров Сахалин" и др.
Основные этапы работы
Это занятие можно начать по-разному: с беседы, с анализа путевых заметок или очерков, имеющихся в книге для учащихся "Развивайте дар слова" (см. упр. 87-89 и др.) или собранных самостоятельно, с краткого вступительного слова учителя и т. д.
Последовательность и разнообразие этапов и форм работы зависят от конкретных условий, в которых происходят занятия, от состава факультативной группы, ее интересов и возможностей, от имеющихся в распоряжении учащихся средств обучения (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, фотоаппарат и др.). Очень хорошо, если во время подготовки к данному занятию учащиеся совершат интересные прогулки и экскурсии, зафиксируют свои наблюдения и впечатления, произведут фотоснимки местности, исторических памятников и укромных уголков природы, запишут на магнитофонную ленту или в дневники интересные встречи, голоса птиц и животных, "деревенские голоса" и звуки большого города, железнодорожной станции, речного вокзала и т. д.
Рассмотрим содержание некоторых этапов занятия более подробно.
Выборочное чтение и анализ путевого очерка В. Пескова "Речка моего детства" можно начать с ответов на вопросы, которые предлагаются в задании к упр. 87 в книге "Развивайте дар слова". А можно - и с краткого сообщения о самом авторе: чем интересен, что написал, о чем любит рассказывать (вспомнить "Шаги по росе", передачи "В мире животных"). Вскрыть истинный смысл выражения В. Пескова "У каждого из нас есть "своя речка" поможет прослушивание созвучных данной теме песен, просмотр слайдов или кинофрагментов "По родному краю", зарисовок учащихся и фотографий.
Руководитель факультатива вместе с активом учащихся заранее подбирает интересную для данной группы песню, и она звучит на определенном этапе занятия. Предлагаем на выбор несколько песен (конечно, учитель и учащиеся вправе их заменить или дополнить):
"Родина моя" (сл. Е. Евтушенко, муз. Б. Терентьева),
"Я Россию люблю" (сл. П. Черняева, муз. А. Новикова), "Край родной" (сл. В. Татаринова, муз. Е. Птичкина),
"Я пою о Москве" (сл. Ю. Полухина, муз. С. Туликова), "Морское сердце" (сл. С. Острового, муз. Б. Терентьева), "Цветы луговые" (сл. С. Красикова, муз. Г. Пономаренко). После прослушивания одной-двух песен (большее количество песен может отвлечь от решения главной задачи) анализ путевых заметок и очерков может быть продолжен. Следует обратить внимание на композицию анализируемого текста (с чего начинается, чем кончается, на какие части делится, почему события излагаются в данной последовательности и т. д.) и особенности языка автора.
Самостоятельная работа учащихся на факультативных занятиях должна быть целенаправленной и конкретной. Учащимся предлагаются дифференцированные задания по одному тексту или, наоборот, аналогичные задания по нескольким заметкам или очеркам. Вот, например, какие вопросы и задания могут быть предложены учащимся при работе над путевым очерком В. Пескова "Речка моего детства":
1. Как описывает автор свою любимую речку в начале очерка по воспоминаниям детства? ("...Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой... Соловьиная трель по ночам... Плавать мы... учились так же естественно, как учатся в детстве ходить... А сколько радостей и открытий давала в детстве рыбалка!" и т. д.) Как выражаются чувства автора при виде "речки без воды"? ("Речка была без воды... (ср. дом без окон, лес без деревьев)... травяной призрак реки... А ниже плотины лежал сухой и черный каньон...красногрудая птичка, прилетевшая искупаться, едва замочила лапки... Особенно грустным был час, когда я дошел наконец к местам особенно мне дорогим...")
Как изменяется настроение автора, когда он видит знаменитый Усманский бор, разрезаемый полноводной Усманкой? ("Сердце у меня притихло от радости, когда уже в сумерках лодка выбралась на широкие плесы... И вся жизнь заповедного леса тянулась сюда, к берегам... На берегу, как залетные пули, прошивали кроны дубов и тяжело падали в темноту желуди... При свете фонарика я записал в дневнике: "Заповедные плесы. Счастливый день. Все было почти как в детстве"...)
2. Объясните значение непонятных слов и выражений, имеющих важное значение в раскрытии содержания текста (каньон - глубокая узкая долина, размытая рекой; плес - широкое водное пространство на реке или озере; пойма - заливаемая во время половодья и паводков низкая часть речной долины, где растут хорошие травы, заливной луг). Дайте объяснение, как образованы местные слова и выражения: топтуха, лохмотник, потное место; найдите в толковом словаре объяснение значения слов: бочаг, колдобина, чаплыги и др.
3. Найдите в тексте слова, обозначающие названия растений, кустарников, деревьев (камыш, тальник, лозняк, ветла, хмель, осока, таволга, болиголов, ольха, черемуха), названия животных, птиц, рыб (скопа, коростель, бобер, цапля, кулик, козодой, зимородок, налим, окунь, щуренок, язь). Какие из названных растений и животных вам известны? Что вы можете рассказать об их повадках и особенностях?
4. Произведите словообразовательный анализ слов, обозначающих названия населенных пунктов: Московка, Безымянка, Приваловка, Желдаевка, Лукичевка, Енино, Красино, Горки, Пушкари, Стрельцы, Сторожевое, Красное. Найдите в "Кратком топонимическом словаре" В. А. Никонова и других пособиях происхождение названий (топонимы) городов, рек и сел: Москва, Смоленск, Тула, Псков; Горки, Красное, Усмань, Плес; Елань, Угра, Унжа, Усолье, Починок, Прилуки, Ямская. Попытайтесь объяснить название села, поселка, деревни, города, где вы живете.
Самостоятельная работа учащихся может быть продолжена на материале других упражнений (см. пособие для учащихся "Развивайте дар слова").
Вопросы-задания к текстам упражнений направляют внимание школьников на связь между содержанием и формой путевых заметок и очерков, ориентируют на целостное восприятие текста.
Анализ и обсуждение собранных учащимися материалов можно начать с просмотра слайдов, фотографий, рисунков, сделанных ребятами в походе, на экскурсии, с прослушивания дневниковых записей и черновых заметок. Во время обсуждения выясняется, что затруднило учеников в начатых ими путевых набросках, что удалось пронаблюдать, какие мысли и чувства вызвали картины природы и как это "ложится на бумагу", отражено и зафиксировано юными путешественниками. Учащиеся читают свои записки и поясняют, почему выбрано такое начало, в чем смысл данного описания, с какой целью в текст включен диалог или лирическое отступление, чем предполагается закончить путевые заметки и как озаглавить. Как показывает опыт, юные авторы путевых заметок уделяют мало внимания обоснованию цели путешествия. Отсутствие мотивировки затрудняет восприятие текста, понимание авторской позиции. Нередко учащиеся избегают описаний природы и местности, а если и вводят их, то неумело, формально, иногда отсутствует аргументация.
Тексты упражнений и задания к ним призваны помочь учащимся выбрать место, с которого хорошо просматривается улица города или поселка, речка или озеро, колхозные поля, т. е. необходимые для путевых заметок "объекты описания". Но не только на недостатках следует фиксировать внимание учащихся.
Следует поощрять юных авторов, которые отразили в своих записях живые впечатления, выразили свое отношение к описываемому факту и событию; включили собственные раздумья и размышления в связи с увиденным; сумели недвусмысленно выразить гражданскую позицию.
Подводя итог обсуждению собранных материалов, руководитель факультативных занятий указывает на то, что путевые заметки и очерки помогают читателю увидеть, как преображается наша страна: растут города, строятся заводы и электростанции, поднимаются высотные дома, прокладываются железные дороги и новые линии метрополитена, осваиваются целинные земли. А вместе с тем преображается и сам человек, строитель и созидатель новой жизни.
Доработка учащимися собранных материалов. Данный этап работы можно провести в форме консультации с отдельными учащимися. Руководитель отвечает на вопросы по содержанию и форме путевых заметок, помогает советами улучшить композицию сочинения, указывает на погрешности языка и стиля, дает конкретные советы и рекомендации.
Рекомендуются консультации с группами учащихся, работающими над близкими по тематике путевыми заметками. Руководитель может предложить отдельным учащимся прочитать уже законченные части текста, готовые фрагменты работы и даже, если позволит время, целые сочинения. Внимание пишущих обращается на то, как выражена основная мысль (идея) путевых заметок, ясна ли она самому автору и доведена ли до сознания читателя, чему учит данное произведение, хорошо ли построены путевые заметки (нет ли чего лишнего, что недосказано и недоказано), каков язык автора. При необходимости и на данном этапе работы возможно еще раз обратиться к анализу текстов, включенных в пособие для учащихся "Развивайте дар слова" (см., например, упр. 88 и задание к нему).
Занятие 24
Цель занятия
Проверить, как учащиеся овладели сочинениями в форме путевых заметок.
Основные этапы работы
Самостоятельная письменная работа учащихся.
Обсуждение написанных сочинений и подготовка материалов к выпуску очередного номера бюллетеня "По родному краю".
Постановка задачи: 1) двум-трем ученикам предлагается подготовить сообщения "М. Горький об очерке" и "Воспоминания Г. Медынского об очерке" (см. упр. 94, 95); 2) несколько учащихся получают задания рассказать о том, как писатели-очеркисты собирают материал для своих очерков (см. упр. 98).
Лето – любимое время года каждого школьника, потому что наступают долгожданные каникулы. Все вокруг становится теплым и солнечным, поляны покрываются морем цветов, над прекрасными цветами порхают стайки бабочек. Все вокруг кажется сказочным и волшебным. Каждый чувствует себя свободным и старается провести время с друзьями. Вот и наш класс решил пойти в поход.
После сдачи переводного экзамена 29 мая, каждый из нас побежал домой собирать рюкзак. В поход на несколько дней мы шли впервые, но даже в такой первый серьезный поход нам дали огромные рюкзаки вместимостью по тридцать килограмм и список продуктов, которые нужно взять. Когда я собрала рюкзак, мне даже было сложно его поднять, а предстояло мне пройти с ним не один километр.
И вот долгожданный день 30 мая все те, кто собирался идти в поход, собрались в школе. У всех были огромные рюкзаки и в руках палатки. Наш поход начинался с озера Морской глаз, до него мы доехали на автобусе. Еле-еле мы спустились по горе и очутились возле озера, нас поразила его красота, оно действительно напоминало глаз, когда мы смотрели на него сверху, оно казалось голубого цвета, а когда спустились, оно стало зеленым. Кто-то из наших ребят даже искупался в нем, хотя вода была холодной. Здесь мы расставили палатки, разожгли костер, приготовили обед. На свежем воздухе еда казалось особо ароматной и вкусной. Ночь на 31 мая мы, конечно же, не спали. Все мы 15 человек уселись в одной палатке и долго разговаривали.
Утром 31 мая мы еле проснулись, позавтракали и пошли в путь. С непривычки нести тяжелые рюкзаки и терпеть рои обозленных комаров было сложно, но мы справлялись, на данный момент у нас было много репеллентов. Мы прошли 10 км и отдыхали, мы очень сильно устали, подняться дальше идти было сложно. Но мы перебороли себя и двинулись в путь. Придя на новую стоянку, мы расставили палатки и сразу же легли спать, проспали мы до самого утра. Мы узнали, что наш поход составляет 30 км, нам было тяжело осознавать, что мы не прошли еще и половины пути. Но даже за этот один день мы увидели столько красивых мест одновременно, это очень нас поразило.
31 мая весь день мы шли, только к 10 часам вечера мы пришли, мы были счастливы, что мы сумели преодолеть такой тяжелый путь. Мы поняли, что у нс осталась последняя ночь вместе, конечно же, мы не спали, всю ночь мы сидели у костра и пели песни, нас даже не смущало то, что все репелленты закончились и нас просто съедали комары. Потом мы сидели в одной палатке и рассказывали много историй.
Утром 1 июня мы пришли к Кленовой горе и ждали автобус. Он приехал и забрал нас, с одной стороны мы были рады, что, наконец-то, мы больше не идти, а с другой стороны, было, грустно, потому что нам приходится расставаться с друзьями. Все-таки поход это очень здорово, лучше, чем всякая поездка за границу и сидение за компьютером. Желаю каждому сходить в поход в школьные годы!
Лето - время отпусков. Нет, не так. Лето - время путешествий. Наконец-то можно увидеть, что же там, за горизонтом. Минимум одежды, максимум впечатлений. И так хочется, чтобы это не кончалось.
Закончится лето. Останутся воспоминания, которые согреют долгими зимними вечерами, дадут тему для разговора с друзьями. И вот о чем я подумала. Фотографии рассматривать - это одно. Память человеческая не идеальна. Очень быстро забудется то настроение, те люди, хорошие и плохие, встреченные в пути. Нужно что-то с этим делать. Не расплескать воспоминания о неповторимом лете, сохранить его для себя, для детей, для близких. Единственный выход - написать путевые заметки.
Как это сделать? Одно дело сказать «напишу». Другое дело заставить себя сесть и написать. Когда собираешься писать, столько мыслей. Сядешь - вселенская пустота окутывает сознание, подсознание и прочие отделы головного мозга. Будем действовать по плану.
Первый план: техническая сторона.
- Ежедневно записывать всё, что произошло, в одно и то же время. Например, в 21.00. Не удалось, тогда утром в 9.00. Это войдёт в привычку и станет проще усадить себя за стол.
- Подготовить принадлежности и рабочее место, чтобы поиск всего этого не прервал творческий процесс.
- Хорошо, когда есть ноутбук. Если нет, нужна тетрадь. Да потолще. Место, куда записываешь, тоже должно быть организовано. Можно внести пункты плана.
- Не забудем фотоаппарат!
Второй план: непосредственное ведение путевых заметок.
Здесь действуем по такому плану. Начинаем с обозначения даты, времени, места. Дальше приступаем к описанию места, в котором находимся, попутчиков, событий.
Описать место, наверное, проще всего. Что вижу, то и пишу. Не забудем при этом самое главное: дать оценку тому, что видим, описать своё настроение во время любования местностью и высказывания окружающих, если таковые будут.
С людьми несколько труднее. У человека ведь есть не только внешнее, но и внутреннее. С внешним всё понятно: имя, примерный, на глаз, возраст, семейное положение (по возможности), чем занимается, внешность, манера поведения, жесты, улыбка, особенности. Внутреннее можно выразить вашими с ним беседами. Тут можно не с точностью до каждого слова воспроизводить сказанное, а просто в нескольких словах, отражающих взгляды собеседника, передать суть беседы. Опять не забудем главное: оценить человека, можно послушать, что о нём скажут другие, но опускаться до обсуждения за глаза не будем.
Описывая события нашего путешествия, воспользуемся художественными произведениями, точнее их сюжетной структурой. Ведь как пишут писатели? По плану. А в этом плане всего-навсего 4 пункта.
- Завязка. Отвечаем на вопрос: с чего началось событие?
- Развитие действия. Непосредственно описываете, какие действия происходили, кто и что делал, говорил, думал.
- Кульминация. Это самый напряжённый момент действия, когда всё на грани жизни и смерти, за и против, добра и зла.
- Развязка. Чем закончилось событие? Какой урок вы вынесли из него? Как оно изменило жизнь, вашу и окружающих?
Путешествуя, мы можем стать не только героями какого-нибудь происшествия, но и его наблюдателями, свидетелями. Это тоже неплохо записать. Ведь мудрый учится на ошибках других.
Не забывайте, что люди любят читать, во-первых, мемуары известных людей (а теперь уже и простых), во-вторых, записки путешественников. Как знать, может, не только для себя вы напишете заметки о своём путешествии? Разбудите свои таланты!