Иудейский праздник Песах: история и традиции. Песах — самый древний из еврейских праздников.

Есть в нашей жизни праздники, основная идея которых понятна и ясна. Скажем, 9 Мая, День космонавтики или некий «День чего-то». С посложнее, но Песах – чемпион по запутанности, противоречивости, даже парадоксальности.

Самый главный праздник

Бывают мгновения, которые включают в себя вечность и изменяют весь ход человеческой истории. В одну из темных ночей весеннего 15-го числа 2448 года по еврейскому календарю более 2 миллионов потомков сыновей Якова со всех концов Египта встают, в большой спешке покидают привычные нажитые места и выходят из египетского рабства по направлению к горе Синай.

Это событие настолько невероятно и значительно, что впечатления от него и яркость переживаний крепко живут в сердце каждого еврея по сей день. Тогда из разрозненной малочисленной этнической группы родился народ Израиля.

С этого момента еврейский народ всего мира ежегодно отмечает Песах — праздник Исхода из египетского рабства, единодушно признавая его самым важным своим праздником. Ведь евреи совершили Исход не согласно обычному порядку развития. Они перепрыгнули через свое нынешнее состояние, и вышли на новую ступень жизни.

Праздник многогранный. У него много других названий: Исход, праздник весны, праздник свободы. Не будем вникать во все многочисленные законы, ритуалы, символы и традиции Песаха. Как вы понимаете, наличие разнообразных условностей намекает на то, что за каждым оттенком и деталью кроется глубина и серьезное наставление. И вкус у этого коктейля всегда разный.

Как современный еврей празднует Песах

Удивительно, но обычаи этого праздника соблюдаются еврейскими семьями во всех странах мира. Это отчасти помогает им оставаться единым народом в условиях многовекового рассеяния.

Сначала подготовка — генеральная уборка. Казалось бы, нет в этом ничего специфичного, обычно все праздники начинаются (и заканчиваются) приборкой. Секрет в том, что кроме стандартного, вернее сказать, тщательного наведения чистоты, хозяйки обязаны вычистить весь дом от : мучных изделий, злаков, соусов и многого прочего. Некоторые все подъедают или сдают в аренду не еврею.

Продолжается Песах семь дней, а начало всегда проходит очень торжественно. Вечером 14 нисана принаряженная в белоснежные одежды семья в полном составе вместе с гостями собирается за ужином и читает Пасхальную Агаду. Суть трапезы — в ее названии: или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы, церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время.

На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба. Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу – главный символ Песаха.

В дни праздника усиливается впечатление, что — это один общий город, со сплошными улицами, а главное – с единой оживленной атмосферой. Часто за праздничным столом люди беседуют по методике кругов, популярной в Израильском обществе. Высказываясь по кругу, они выражают свое мнение, не опасаясь осуждения и критики, пытаются услышать остальных, стремятся приложить усилия, чтобы приобщить свою уникальность к единой точке зрения. В центре такого круга равных людей раскрывается природная сила, позволяющая ощутить незабываемый вкус того, как хорошо понимать и ценить друг друга. Всякий раз такой удивительный практический эксперимент завершается победой над хандрой и хорошим настроением всех участников. Если не верите, попробуйте!

Как полюбить соседа

«Египет» — это не география с историей, а наш растущий эгоизм. Внутри нас таится отрицательная сила, вынуждающая смотреть на всех критически. Мы осуждаем абсолютно все, что не принадлежит нам и нашим детям, мы страдаем, если сосед опять купил себе новую машину. Каждый чувствует, что он значительнее других, особенный, ни от кого не зависит. Как раз об этом повествует Пасхальное Сказание. До тех пор, пока мы не выйдем из рабства себялюбия, пока не ощутим всех своей семьей, не будет у нас хорошей жизни.

Празднуя Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами. Миру не хватает доверительной и искренней связи. Хотя бы не делать другому то, что ненавистно тебе. Только евреи могут дать подобные отношения миру, при условии, что сами начнут их выполнять. Давайте перестанем желать зла соседу!

Валентина Татарчук

פֶּסַח ‎ Песах ивр. פֶּסַח‎ Праздничный стол, приготовленный для пасхального седера . Тип Еврейский иначе Праздник весны / Праздник свободы Значение Праздник Исхода из Египта Установлен Тора Отмечается евреями в период с 15 нисан по 21 нисан Празднование синагога , семья Традиции Молитва в синагоге, Галель .
Запрет работы в первый и седьмой (а вне Израиля и во второй и восьмой) день.
хамец , седер , маца , Хаггада Связан с Шавуот

По мнению некоторых исследователей, праздник Песах в его окончательной форме возник в результате слияния двух изначально независимых праздников - собственно пасхальной церемонии и праздника опресноков. Возможно, пасхальная церемония развилась из обрядов, совершавшихся пастухами-кочевниками перед переходом с зимних пастбищ в пустыне на летние пастбища в обжитых районах, а обычай мазать дверные косяки кровью жертвы - из магического ритуала защиты стад.

Первоначально Песах отмечался в семейном кругу - сначала в шатрах, а с поселением израильтян в Ханаане - в постоянных домах. После произведенной царем Иошияhу централизации культа в Иерусалимском Храме празднование Песаха там стало массовым . Обычай закалывать жертвенное животное, готовить и съедать его мясо при Храме , видимо, сохранялся и после возвращения из вавилонского пленения .

Позднее, когда число участников увеличилось, при Храме производили только заклание, а трапезу совершали в частных домах Иерусалима . Пасхальное жертвоприношение при Храме положило конец обряду мазать косяки: теперь кровью кропили алтарь .

Кашрут на Песах

Хамец (квасное)

Во время праздника Песах (еврейской Пасхи) к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец ). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде, поэтому до праздника существует ряд традиций как-то поиск, уничтожение, продажа хамеца.

Пригодные для Песаха продукты («Кошер ле-Песах »), можно есть круглый год.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако, фактически, большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

Жертва Песах

Пасхальная жертва также называется «корба́н пе́сах » (в русском варианте - «пасха»). Согласно Пятикнижию , каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна отведать одного ягнёнка в ночь на 15 нисана . Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром . Нельзя было ломать у жертвы кости. До утра от жертвы не должно было ничего остаться.

Позднее, во время существования Иерусалимского храма , пасхальная жертва съедалась во время пасхального седера 15 нисана. Однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах » пересказывается на пасхальном седере, а на блюде седера её символически представляет «зро́а » - жареная баранья голень, куриное крыло или ножка, которые не употребляются в пищу, но участвуют в ритуале.

Пасхальный Седер

Центральное событие праздника - пасхальный вечер (лейл а-седер или седер-песах , или просто се́дер / се́йдер ).

Проведение Седера тщательно регламентировано и состоит из множества элементов, главное предписание этой церемонии - рассказывать детям об исходе из Египта.

Чтение Пасхальной hагады

В средние века выработался окончательный традиционный порядок обрядовой трапезы (включая форму ответов главы семьи на вопросы детей, застольные песнопения и т. п.), зафиксированный в Пасхальной hагаде - её читают в первый вечер Песаха (за пределами Израиля - в два первых вечера.

Четыре чаши

Во время Седера существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Согласно Мишне , их должен выпить даже самый бедный человек. Каждая чаша служит вступлением в следующую часть Седера.

Маца

Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца.

Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, называемых маца шмура .

Марор

В течение седера в различные моменты ритуала предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) - маро́р .

Молитвы

В первый день Песаха в синагоге читается молитва о росе (таль) и полностью - hаллель (в странах рассеяния hаллель читается полностью в первые два дня, а в остальные дни Песаха - до середины); в субботу, выпадающую на один из дней праздничной недели, в синагогах

Один из главных еврейских праздников, который отмечается в память об исходе древних евреев из Египта, называется Песах (у ашкеназов - Пейсах). Праздник начинается 15 числа еврейского месяца нисан и отмечается в течение 7 дней на территории Израиля и 8 дней — вне Израиля. В 2012 году Песах начнется вечером 6 апреля. Первый и последний дни Песаха — это полноценные праздники, в эти дни не работают. Промежуточные дни — это «праздничные будни», «холь а-моэд» на иврите.

Песах, вместе с Суккот и Шавуот, является «праздником паломничества». Когда существовал Иерусалимский храм , в дни этих праздников древние евреи совершали паломничество в Иерусалим.

Тора запрещает иудеям употреблять в пищу хлеб и другие продукты из теста, которое подвергалось закваске (ивр. «хамец», квасное). Тора содержит требование есть в дни Песаха мацу (пресные лепешки из теста, не подвергавшегося ферментации). Существует много обычаев, связанных с Песахом, речь о них пойдет ниже.

Еврейскому празднику Песах предшествует Великая суббота (ивр. Шабат а-Гадоль). Самая первая Великая суббота имела место незадолго до исхода из фараонова Египта и пришлась на десятое число нисана (за пять дней до освобождения из египетского рабства). 10 нисана евреям была дана первая заповедь, которая гласила: «в десятый день этого месяца пусть каждый возьмет себе по ягненку на семейство, по ягненку на дом». Египтяне входили в еврейские дома и спрашивали, зачем евреям ягнята. Когда евреи сообщили египтянам, что ягнята нужны для пасхальной жертвы, многие египтяне хотели причинить евреям вред, но Создатель этого не допустил.

По обычаю в день Великой субботы самый авторитетный раввин города выступает перед всеми гражданами — произносит речь, посвященную предстоящему празднику, объясняет связанные с Песахом религиозные предписания (законы очищения посуды, поиска и уничтожения хамеца, употребления мацы). Еще один важный обычай: накануне Великой субботы из муки, которая заготовлена для мацы, выпекают некоторое количество квасного хлеба, хамеца. Этот особый хлеб называется «хала бедняка», он должен быть разделен между бедными членами еврейской общины.

В день 10 нисана устраивается «пост праведников» в память о смерти Мирьям , сестры Моше (Моисея). Через год после того, как умерла Мирьям, случилось другое великое событие — расступились воды реки Иордан, и евреи, посуху перейдя реку, впервые ступили на Святую землю.

Важнейшее пасхальное требование - запрет употреблять в пищу хамец и владеть им. Что такое хамец? Человек, который смешал с водой муку, сделанную из одного из пяти основных видов злаков (пшеницы, ржи, ячменя, овса и полбы), и не испек получившееся тесто в течение 18 минут, создал хамец. Запрещается не только есть хамец, но и пить его размоченным в какой-либо жидкости, а также употреблять иным образом. Весь обнаруженный в Песах хамец должен быть уничтожен (например, сожжен).

Любое, даже мизерное количество хамеца запрещено в праздник Песах. Под запретом даже примесь хамеца ; даже если очень небольшое количество хамеца будет смешано в Песах с разрешенным веществом, вся смесь будет запрещена. Но если немного хамеца смешается с другим веществом до Песаха (когда хамец употреблять можно), и объем иного вещества превосходит объем хамеца в 60 и более раз, то смесь пригодна для пасхального употребления (при условии, что хамец полностью растворился и неразличим).

Иудей, который намеренно съел хамец в дни Песаха (то есть с вечера 15-го нисана и до конца дня 21-го нисана, должен быть наказан. В отношении такого еврея на небесах выносится карет — духовный смертный приговор, исключение души провинившегося из еврейской общности. Тора говорит, что душа того, кто ест квасное в Песах, истреблена будет из среды Израиля.

Хамец, который остался у еврея в Песах, использовать нельзя. Если еврей выполнит пасхальные требования (принесет пасхальную жертву, съест долю ее с мацой и горькими овощами (марор), расскажет в ночь Песаха об исходе из Египта, не станет есть хамец, не будет работать в первый и седьмой день праздника и т.д.), но сохранит хамец в своем доме, он будет наказан. Уничтожение квасного начинается за 30 дней до Песаха. Основной срок уничтожения хамеца , который установили еврейские мудрецы - конец дня 13-го нисана. За полчаса до того времени, как появятся звезды в ночь на 14 нисана, евреи должны бросить все занятия и приступить к поиску хамеца (ивр. «бдикат хамец»), чтобы наутро его уничтожить путем сожжения («биур хамец»).

Хамец ищут при свете свечи. Не должна использоваться свеча из сала или жира, поскольку возможно попадание некошерного вещества на посуду и одежду. Рекомендуется применять свечи из воска и парафина. В ходе поисков используют нож или перо, которые можно засунуть в щели.

Перед началом поиска глава семьи произносит благословение . Некоторые делают ритуальное омовение рук, «нетилат ядаим». Во время поисков нельзя разговаривать. Если еврею принадлежат несколько домов или других помещений, он должен искать хамец во всех этих домах и помещениях.

До начала поисков хамеца приводят в порядок и проводят уборку во всех местах, где будут происходить поиски. Даже тогда, когда точно известно, что хамеца в этих местах нет, поиски должны состояться, так как это заповедь. Тот, кто искал квасное в соответствии с требованиями, но не нашел его, заповедь выполнил.

Имеется обычай специально раскладывать куски хамеца в различных местах, чтобы хозяин обнаружил их в ходе поиска. Чаще всего раскладывают десять кусочков квасного.

Когда поиски завершены, хозяин дома аннулирует весь необнаруженный хамец , произнеся следующие слова: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной».

Если еврей владеет значительным количеством хамеца и уничтожить его не хочет, он может на время продать квасное нееврею и даже оставить хамец в доме (поскольку формально квасное ему не принадлежит). Уничтожен или продан может быть только видимый глазу хамец. Если квасное впитано посудой, то такая посуда хорошенько моется и убирается подальше до окончания праздника.

В пасхальный вечер евреи посещают синагогу. Вернувшись оттуда, они надевают самую лучшую одежду, ставят на стол красивую дорогую посуду, поскольку обязаны чувствовать себя «как великие и сильные мира сего». Хотя и полагается надевать лучшие одежды, есть ашкеназский обычай, согласно которому глава семьи надевает простую и гладкую белую одежду. Этим он уподобляется первосвященнику древности. Начинается главная часть праздника - пасхальный седер .

В пасхальную ночь следует остерегаться разговоров, отвлекающих от сути праздника. Евреи разговаривают о чудесах, которые Создатель совершил во времена Исхода. Чтение Пасхальной Агады (основная часть этого сборника - рассказ о временах египетского рабства и об исходе) является заповедью.

Пасхальная жертва (ивр. «корбан песах») — это ягненок. Кровь ягненка собирают, после чего ею окропляют косяки дверей и притолоки. Мясо ягненка подают на пасхальный стол, его полагается есть с мацой и горькими овощами. В настоящее время употребляется и другое кошерное мясо на косточке (это называется «зроа»).

Мудрецами была установлена еще одна заповедь, которая относится к праздничной ночи — выпить четыре бокала вина . Вино по возможности должно быть наилучшего качества, и предпочтение отдается красному вину. Иногда вино заменяют виноградным соком.

Для пасхального седера существуют правила. Вот некоторые из них.

Праздничный седер начинают кидушем (обряд освящения над вином). Тот, кто делает кидуш, произносит благословение Шегехеяну: «Благословен ты, Царь Вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал ее в нас, и дал нам дожить до этого времени». Затем он выпивает первый бокал вина из четырех, предписанных заповедью. Бокалы выпиваются в разное время, отдельно: второй - после чтения Агады и «египетской» части Галеля, третий - после «Благословения после трапезы», четвертый - после завершения Галеля. Молитва Галель (ивр. «хвала») - это особая праздничная молитва, восхваляющая Бога.

Лучше всего, если Агада, то есть сказание о египетском рабстве и исходе из Египта, рассказывается в ответ на вопросы ребенка. Прежде чем читать Агаду, евреи едят карпас (картошка или лук), обмакивая его в подсоленую воду, разламывают мацу и поднимают для общего обозрения «кеару» (пасхальное блюдо).

Праздничная трапеза должна завершаться афикоманом (половинкой мацы).

Существует «Второй Песах» (ивр. Песах шени), он приходится на 14-й день месяца ияр. В те времена, когда еще существовал Храм в Иерусалиме, приносили пасхальную жертву те, кто не мог принести ее 14 нисана по причине ритуальной нечистоты или пребывания вдали от Иерусалима. В наши дни сохранился обычай есть мацу, оставшуюся от праздника Песах, в день 14 ияра.

Такая «продажа» считается обязательной согласно Галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь «хамец», который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей. Аналогично, евреи - владельцы магазинов продают весь свой «хамец» нееврею, полностью осознавая, что новый «владелец» может затребовать свою собственность. Евреи продают весь свой «хамец» соседям-неевреям с риском, что последние не вернут его обратно .

Формальный поиск хамеца Бдикат хамец »)

После наступления темноты 14 нисана проводится формальный поиск квасного («Бдикат хамец »). Глава семьи при этом читает специальное благословение «о ликвидации хамеца» (על ביעור חמץ - аль биур хамец ), после чего переходит из комнаты в комнату, чтобы проверить, что нигде не осталось крошек. Существует обычай выключать в обыскиваемой комнате свет и проводить поиски, используя свечу, перо и деревянную ложку: свеча эффективно освещает углы, не отбрасывая тени, перо может выметать крошки из труднодоступных мест, а деревянную ложку, которой собирают крошки, можно сжечь на следующий день вместе с «хамецом ».

Существует также традиция перед поиском прятать в доме тщательно завёрнутые в алюминиевую фольгу или пластиковую плёнку десять кусочков хлеба. Это гарантирует, что глава семьи найдёт какой-нибудь «хамец», и его благословение не пропадёт даром.

Сжигание хамеца Биур хамец »)

Наутро все квасные продукты, найденные при поиске, сжигаются («Биур хамец »).

Глава семьи объявляет любой «хамец », который не был найден, «недействительным» «как прах земной». Если же «хамец » будет во время Песаха действительно найден, его необходимо сжечь или сделать непригодным для пищи.

Посуда на Песах

Из-за строгого отделения «хамеца » на Песах, в религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Ашкеназские семьи, которые покупают к празднику новую посуду, сначала погружают её в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать «хамец» (агалат келим ). Некоторые сефардские семьи, использующие на Песах те же стаканы, что и в течение всего года, тщательно их перед этим моют.

Пост первенцев

В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге . Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх