Взаимоотношения государства и общества в современной россии. Общество и государство: их взаимодействие

Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс. В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.

В тоталитарном обществе, в котором мы прожили предшествующие десятилетия, гражданское общество как таковое фактически не существовало. Вся так называемая частная жизнь была насквозь пронизана партийно-государственным воздействием, и вся экономика была партийно-государственной, поскольку любое решение любого предприятия или иной хозяйственной организации должно было соответствовать конкретным директивным плановым указаниям государственных органов, а в редких случаях их отсутствия - общим партийно-государственным идеологическим и иным установкам.

Гражданское общество в условиях перехода от авторитарного режима к взвешенной демократии содействует преобразованию сферы политики. К.Маркс утверждал: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».

В условиях авторитарных режимов в странах социализма категория «гражданское общество», а также близкие новые категории «второе общество», «параллельный полис» и другие появились как символ протеста против чрезмерного огосударствления общественной жизни. Система подавляла независимую деятельность, и новые социально ориентированные инициативы закладывались в скрытой форме, образуя как бы «второе общество». Подчиненная партийно-монопольному блоку власти социальная система не работала: в современном обществе интересы стали посредником социальных отношений, а формальные структуры часто не справлялись с ответственной задачей их своевременного выражения и эффективного согласования.

Становление гражданского общества в современной России началось еще в эпоху перестройки. Но реальная базовая основа для его формирования была создана Конституцией РФ, принятой в 1993 году. Основой Конституции РФ стал суверенитет её народа, гражданское равноправие, защита прав и свобод человека и гражданина.

В странах государственного социализма атомизированное «второе общество» с нарушенными социальными связями и неразвитой правовой, политической культурой начало пробуждаться и постепенно переходить к начальным формам эмансипированного существования. Плоскостями эмансипации стали постижение гражданским обществом своего прошлого, независимая культура, возрождение религии, расширение «альтернативной экономики». Но главной все же стала плоскость политического действия - институционализация гражданского общества и завоевание им конституционных прав. Вот почему конституционное закрепление основ гражданского общества призвано как бы «легализовать» его, придать учреждениям и отношениям гражданского общества статус юридически признанных институтов.

Выделим следующие аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции:

обеспечение развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства;

определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и общества;

обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества;

содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, т.е. гражданское.

Вопрос о включении в Основной закон общественной структуры является дискуссионным. «Исторически любая конституция возникала именно для того, чтобы определить устройство государства, а не общества во всех его ипостасях», пишет А.В.Мицкевич, но подчеркивает, что «никакая конституция не может обойти взаимоотношений государства с главными общественными институтами - собственностью, правами и свободами граждан, общественных и религиозных учреждений». Единственным ограничением на взгляд ученого должно быть то, что вектор конституционного регулирования все же должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; вся основная сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию. Оппоненты же полагают вообще невозможным конституционное вмешательство в сферу гражданского общества.

Ряд законоведов (В.Д. Зорькин, В.А. Кикоть, В.И. Лафитский, Б.А. Страшун) при разработке своего проекта Конституции предлагали внести в Конституцию специальную главу, посвященную гражданскому обществу. По их мнению, структура Конституции строится с учетом основных объектов конституционного регулирования. Три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид, власть. Это созвучно данной концепции, также построенной на взаимодействии трех уровней: личность - гражданское общество - государство. Гражданское общество, таким образом, является микромоделью срединной части всей конституционной конструкции, повторяющей взаимодействие трех уровней на своем «этаже». В обществе вырабатываются социальные формы общественности. Гражданское общество в данном проекте охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации. Перечень этот не являлся исчерпывающим, но наиболее значимые сферы жизнедеятельности гражданского общества он в себя включал.

Раздел о гражданском обществе здесь своего рода «мостик» между разделом о личности, и разделом о государстве. Роль «посредника» и была отражена во внутренней структуре данного раздела: он начинался с базисных структур (собственность, труд, семья и др.) и завершался главами об общественных объединениях и массовой информации, которые непосредственно выводят на проблематику государственности, поскольку такие институты отправляют отдельные функции государственной власти.

В итоге в действующую Конституцию глава о гражданском обществе включена не была. Однако те или иные элементы гражданского общества нашли отражение в Основном Законе. Прежде всего, фундамент гражданского общества закладывает статья 3 Конституции. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Согласно действующей Конституции частная собственность признается и защищается в той же мере и теми же средствами, что и государственная собственность. Гражданин может иметь в частной собственности заводы, фабрики, банки, станки и иное оборудование, транспортные средства, а также стать землевладельцем. Запрещаются любые формы государственного вмешательства в интересы собственников, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации (ст. 8).

Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.

Нельзя развивать рыночные отношения в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, признавая государство и органы местного самоуправления единственными хозяевами земли. В ч. 2 ст. 9 содержится положение о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности.

Сообразно экономической основе Российской Федерации, ориентированной на рыночные отношения, достраивается и совершенствуется Российское государство, его органы.

При становлении гражданского общества большую роль играет признание и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Права человека - краеугольный камень правового государства и современного гражданского общества.

Вторая глава Конституции «Права и свободы человека и гражданина» конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. С принятием Конституции завершился определенный период, начавшийся в 1991 г., в рамках которого осуществлялся поворот правовой системы Российской Федерации к признанию и гарантированности прав человека и гражданина.

Разграничение конституционных (основных) прав и свобод человека на личные, политические и социально-экономические - наиболее распространенное основание их классификации. В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. В частности, отмечаются «зигзаги восприятия роли социально-экономических прав», попытки объявить их «социалистическим изобретением», неизвестным «цивилизованным странам». Эти права якобы лишены качеств «юридических возможностей, защищаемых судом». Смягченным вариантом такого подхода является оттеснение на второй план социально-экономических прав как прав иного порядка в сравнении с личными неотъемлемыми правами, относимыми к «высшему разряду». Однако, вряд ли оправдано такое противопоставление прав - все они для личности важны и нужны, каждая их группа по-своему выражает ее интересы. Более того, именно сейчас российские граждане на себе почувствовали значимость многих социально-экономических прав, которые ранее были в большей мере гарантированы, чем сейчас, когда складываются «несоциалистические» отношения. Утрата этих завоеваний особенно остро ощущается в наши дни.

Сейчас на первом плане - человек, его достоинство, индивидуальная свобода, возможности свободно распоряжаться своими воззрениями, силами и способностями. Поэтому и в Конституции личные права и свободы стоят на первом месте. Далее: не исключая интереса личности к публичной сфере, нельзя все сводить к политическому началу. Наряду с отношениями политического властвования есть еще и отнюдь не всегда политизированная, а нередко и далекая от политики общественная жизнь, удовлетворяющая потребности и интересы многих людей и основывающаяся в принципе на тех же правах и свободах. Поэтому вторая группа - теперь не политические, а общественно-политические, или публично-политические, права и свободы. После этого можно далее говорить, безусловно, о месте человека в системе социально-экономических связей, поскольку каждый из нас должен что-то делать и чем-то пользоваться для поддержания своего материального существования и социального положения. Причем и содержание социально-экономических прав, и их последовательность принципиально иные, чем раньше. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Наконец, большое внимание теперь уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Помимо того, что гарантии сопровождают указанные выше права и свободы, появляется потребность в выделении в Конституции специальной группы основных прав, служащих для обеспечения всех иных основных прав и свобод личности.

Личные права и свободы граждан РФ перечислены в статьях 19-29 Конституции РФ. Рассмотрим основные из них.

Статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом. Закон как акт, принимаемый в виде конституции или закона, является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод. Поэтому столь важно утверждение равенства перед законом как общей для всех нормой (равным масштабом), определяющей свободу личности. Чрезвычайно существенно равенство всех перед судом, поскольку суд является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения. Следует отметить, что положение ч. 1 о равенстве всех перед законом и судом означает, что этот принцип распространяется на граждан Российской Федерации, граждан других государств, лиц без гражданства.

Часть 2 статьи определяет равноправие как равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Здесь сформулирована обязанность государства гарантировать это равенство независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Среди природных свойств человека указаны пол, раса, национальность. Общественные признаки человека включают языковую принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, убеждения, участие в общественных объединениях. Эти свойства личности выделены и защищены в статье, поскольку спецификой Российской Федерации являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков, религиозных конфессий.

Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь (ч.1 ст. 20), которое вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.

В ч. 2 ст. 20 Конституции изложены важнейшие положения, относящиеся к самому суровому наказанию за уголовные преступления - смертной казни. В прежних конституциях нашей страны, в том числе и в Конституции 1978 г., не было нормы, подобной ч. 2 ст. 20, где бы определялись круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, и особые условия, при соблюдении которых может быть вынесен смертный приговор.

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 21), которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания - новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное в ст. 21 Конституции - важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения (ст. 21). Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.

Нормами Конституции впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2, ст. 21).

Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты, телеграфа, телефона и других средств коммуникации, право распоряжаться семейным бюджетом, личной и частной собственностью, денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом. Исключения из этого общего правила могут предусматриваться лишь федеральными законами.

Национальность - явление, определяемое совокупностью ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определенного народа. Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).

В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверениях личности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когда родители принадлежали к различным национальностям. Только в этом случае человек мог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочет указать в своем паспорте.

Конституция совершенно по-новому решает данную проблему. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Конституция в ч. 1 ст. 26 признает право каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности.

Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Часть 2 ст. 27 Конституции утверждает право свободно выезжать за пределы России и право российских граждан беспрепятственно возвращаться на ее территорию.

Статья 28 Конституции возвращает наше общество к основам демократии, согласно которым человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества.

Статья 29 Конституции гарантирует свободу слова. Ч. 2 статьи запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статьи 30-33 закрепляют политические права граждан, к которым относятся:

1. Право на объединение.

2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

3. Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

4. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Важную роль в современном гражданском обществе играет осуществление социально-экономических прав и свобод человека.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).

Группа социально-экономических прав и свобод человека и гражданина принципиально отличается от личных и политических прав и свобод. Как справедливо указывает профессор Е.А. Лукашева, «для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю работу, которая позволила бы гарантировать провозглашенные социальные, экономические и культурные права».

Можно обозначить следующие общие особенности этой группы конституционных прав и свобод.

В первую очередь надо отметить то, что социально-экономические права, являющиеся частью прав человека, касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализации во многом зависят от состояния экономики и ресурсов государства, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты. Алиев М. считает, что в отличие от других видов прав человека социально-экономические права обладают следующими особенностями:

· эти права распространены в определенной социально-экономической области жизни человека;

· реализация социально-экономических прав зависит от состояния экономики страны.

В настоящее время значение социально-экономических прав в обеспечении правового статуса личности является бесспорным. Социально-экономические права объединяют в себе права обеспечивающие человеку достойный образ жизни и социальную защиту. Уже довольно долгое время в обществе сформировались всеобщие идеи и ценности о справедливости, свободе, неотъемлемых правах человека, в том числе и о социально-экономических правах. Эти идеи, которые со временем обретают еще более широкое содержание, составляют основу концепции о правовом и социальном государстве.

Основные социально-экономические права и свободы человека и гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений является право частной собственности, непременное условие демократической рыночной экономики. Рыночная экономика основана на свободе индивида - человека и гражданина, на безусловном соблюдении его личных и имущественных прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных впоследствии на законных основаниях. Собственность - это основа подлинной независимости человека и его уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях, государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Статья 34, как и статья 35 Конституции РФ, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т. е. свободу экономической деятельности, а согласно статьи 35 - частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.

Особое положение статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов - физических лиц, но и на юридические лица - организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.

Провозглашенное право граждан на свободное предпринимательство и осуществление экономической деятельности гарантируется государственной поддержкой развития конкуренции и пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов конкуренции (ст. 34).

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан (ст. 36).

Трудовые права и свободы защищают человека от произвола работодателей, дают ему возможность отстаивать свое достоинство и интересы. Свобода труда провозглашена в части 1 статьи 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий.

Конституция РФ определяет главным образом реализацию права на труд как работу по найму, выполняемую на основании трудового договора (контракта), т. е. соглашения между гражданином (который в этом случае приобретает статус работника) и предприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этом случае являются работодателями) по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами. Трудовые отношения всех лиц наемного труда регулирует законодательство о труде.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из УК исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.

Право на отдых, провозглашенное ч. 5 статьи 37, в соответствии со статьей 24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав. Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, статья 37 вместе с тем предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, а только работающим по трудовому договору.

Конституция РФ гарантирует также права граждан на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную среду обитания (ст. 42), на образование (ст. 43).

Права человека конкретизируется в российском отраслевом законодательстве: гражданском, трудовом, семейном и т.д.

Однако принятие конституции и соответствующих законов ещё не означает становления гражданского общества как такового. Ученые-правоведы обращают внимание и на другую сторону вопроса. «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека; она действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной».

Автор работы считает, что в настоящее время в России более или менее полно реализуются лишь политические права и свободы. Что же касается социально-экономических прав, то тут все, мягко говоря, сложнее. Для значительной части населения стали недоступными высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение. Дает о себе знать безработица, неадаптированность к рыночным отношениям. Положение усугубляется расслоением общества на «очень богатых» и «очень бедных». Разница между 10 % первых и 10 % вторых достигла 25-кратного предела (в странах Запада в среднем 8-10 раз). Отсутствие среднего класса как такового препятствует формированию полноценного гражданского общества.

Указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины понятны - государство пока не в состоянии выполнить эти требования. Напротив, оно постоянно призывает своих граждан «жить по средствам». Помимо необеспеченности и негарантированности прав, они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями.

Эффективное взаимодействие государства и права и построение гражданского общества невозможно без построения в России правового государства. Только в правовом государстве возможно эффективное взаимодействие власти и личности.

Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

3) взаимная ответственность государства и личности;

4) принцип разделения властей.

Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. Данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов.

Для построения правового государства в России необходим комплекс мер, в том числе и законодательных, по всем вышеперечисленным критериям.

Важной характеристикой гражданского общества является наличие в нем развитых некоммерческих, негосударственных организаций. Общество становится гражданским только тогда, когда набор, развитие и конфигурация негосударственных организаций способны «усмирить» государство, заставить его стать активным защитником интересов граждан, детерминировать процесс движения к правовому государству.

В последнее время в России идет бурное развитие некоммерческих организаций. Хорошо развиваются различного рода профессиональные ассоциации (ассоциации юристов, профессиональных участников финансовых рынков, агентов по недвижимости, журналистов и т.д.). С успехом развиваются и ветеранские организации (воинов-интернационалистов, участников боевых действий) многие из которых весьма продуктивны в своей деятельности. Активно действует комитет солдатских матерей, очень мощной организацией является комитет защиты прав потребителей. Проявляют себя независимые профсоюзы, например, профсоюз горняков. Можно назвать и другие организации.

Однако и здесь существуют свои проблемы. Бендзь А. отмечает, что многие организации, являющиеся по форме некоммерческими, независимыми, на самом деле не что иное, как инструмент бизнеса, политических партий, госструктур. Например, различного рода благотворительные фонды часто лишь прикрывают организованную преступность, способы получения налоговых льгот и т.п.

Советское наследие подорвало способность граждан к самоорганизации, породило нигилизм к любым формам организованности и социальной активности, укоренили привычку к тому, что организованное начало должно идти сверху.

В российский период первоначального накопления капитала доминирующим мотивом стало создание материальных условий для достойной жизни, что прямо связано с накоплением, заработком. Все прочие мотивации отступили на второй план. Поэтому мы имеем, с одной стороны, мощные бизнес-структуры, продолжающие заниматься аккумуляцией капитала, а с другой - основную массу населения, борющуюся за выживание. И, таким образом, многие ценности находятся на периферии общественного сознания.

Еще один момент, связанный с формированием гражданского общества в России это - влияние Запада. Достаточно крупные финансовые средства были затрачены на создание неправительственных организаций в России, на поддержку в ней тех или иных проектов. Но создать какую-то жизнеспособную структуру не удалось по двум причинам. Во-первых, потому, что среди самих благотворительных организаций западных стран не было координации, каждая преследовала свои интересы. Во-вторых, потому, что в России не существует пока экономической основы для самоподдержки организаций гражданского общества.

Важной частью гражданского общества являются профессиональные союзы. Российские профсоюзы, оставшиеся от советского времени, таковыми не являются, они являются формальной советской структурой, в которой люди состоят по привычке. По мнению В. Смолькова современный Трудовой Кодекс фактически запрещает создание новых профсоюзных организаций.

Подытоживая вышесказанное, приведем мнение Агеева М. о состоянии гражданского общества в России на современном этапе: «Что мы видим сегодня? Все за гражданское общество, все хотят, чтобы граждане участвовали в политической жизни… Мы имеем гражданские права, достаточно большой доступ к информации, потому что есть телевидение, радио, для кого-то Интернет… Есть сформированная политическая элита, есть политическая жизнь, концентрирующаяся в крупных городах и, правда, не для всех жителей этих городов доступная, и есть основная масса людей, которая узнает об этой политической жизни через телевизор… Это абсолютно принципиальная вещь - необходимость того, чтобы люди привыкли участвовать в политической жизни, что называется, у себя в квартале и бороться у себя в квартале за политические возможности для своего квартала».

Диалектика отношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как динамическая система всегда испытывает давление со стороны государственной власти. Оно является независимым настолько, насколько государство является терпимой к такой независимости. Однако, государство не может развиваться без свободного формирования гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, вследствие чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет Его выполнять исключительно государственные решения. Независимость гражданского общества как правовой структуры, заключается в способности противостоять произволу государства. Государство и общество существуют в виде противоречивых непрерывных взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства. Оптимальным условием их компромисса служит установление гармоничного единения частных и публичных интересов с целью обеспечения прав человека.

Взаимодействие гражданского общества и государства проявляется в том, что гражданское общество: 1) служит социальной основой государства, не существует вне государства; 2) развивается в системе взаимодействия с государством через партии, выборы, представительные органы власти, а также через группы и объединения по интересами (лоббизм); 3) влияет на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах (часть партий действует в пределах государства через парламентские фракции; лоббисты взаимодействуют с органами исполнительной власти через консультативные комитеты при правительстве, его министерствах - это так называемое функциональное представительство); 4) требует от государства охраны и защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, но не допускает ее вмешательства в их частные интересы; 5) использует нормы права, установленные и закрепленные государством в формах (источниках) права - нормативно-правовых актах, нормативно-правовых договорах, правовых прецедентах и тому подобное.

Роль цивилизованного государства в развитии гражданского общества:

1) служит формой, которая организует гражданское общество и создает условия для его развития;

2) является относительно самостоятельным в отношении гражданского общества и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

3) устанавливает "правила игры", которых должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития;

4) не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство возможно только с целью обеспечения личной или общественной безопасности;

5) не вмешивается в частные (гражданские) правоотношения: в случае вступления в такие правоотношения теряет возможность проявлять публичную власть, то есть сохраняет все признаки публично властной лица за пределами частных (гражданских) правоотношений;

6) предоставляет необходимую защиту гражданскому обществу, которое функционирует в пределах ее территории, в том, что относится к социальной безопасности его субъектов;

7) выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

8) юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, активно участвовать в политической жизни общества;

9) имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, международными стандартами прав человека.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Европейская традиция исходит не из соотношения интересов человека и государства, а из справедливого баланса интересов личности и общества. Этот баланс расценивается Европейским Судом по правам человека как гарантия правомерности отношений "человек - государство".

Одна из главных целей демократических преобразований в Украине заключается в том, чтобы стимулировать развитие гражданского общества. Основную роль в этом должно сыграть отлаженный механизм правового регулирования.

  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
      • Экономические и социальные функции государства
      • Функции государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
      • Административные методы
      • Экономические методы
    • Регулирование материального производства
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
    • Управление основными хозяйственными комплексами
    • Государственная научная и промышленная политика
      • Государственная промышленная политика
    • Управление топливно-энергетическим комплексом
      • Управление электроэнергетикой
      • Управление газовой отраслью
      • Управление нефтяной отраслью
      • Управление угледобычей
    • Управление агропромышленным комплексом
    • Управление оборонно-промышленным комплексом
    • Управление транспортным комплексом
    • Управление государственным имуществом
      • Управление государственными предприятиями
      • Управление пакетами государственных акций
      • Приватизация и национализация государственного имущества
  • Региональное управление
    • Государственная региональная политика
      • Выравнивание экономического и социального развития регионов
      • Федеральные программы
      • Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
      • Укрупнение субъектов РФ
      • Север как объект управления
    • Организационные формы регионального управления
    • Местное самоуправление
    • Межбюджетные отношения
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
    • Управление социальной сферой
    • Социальная политика государства
    • Регулирование доходов населения
    • Государственная политика в области занятости
    • Управление отраслями социальной сферы
    • Социальная защита населения
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
    • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление конфликтными трудовыми отношениями
      • Управление корпоративными конфликтами
    • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
    • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
    • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Формы взаимодействия государства с гражданским обществом

Функционирование государства предполагает наличие гражданского общества, независимых объединений граждан как носителей определенной идеологии и культуры, склонных к проявлению инициативы и солидарности, к сотрудничеству и самоорганизации.

Гражданским обществом является совокупность естественных форм жизнедеятельности людей как реальных личностей через институты самоорганизации. Государственное управление и гражданское общество находятся в состоянии сообщающихся сосудов: если недостаточно развито гражданское общество, то общественные функции вынужденно берет на себя государственная власть.

Различают англосаксонскую и гегельянскую теории гражданского общества. Согласно англосаксонской теории гражданское общество функционирует независимо от государства, либерально, ему присущ политический плюрализм. Негосударственные организации способны и готовы решать возникающие общественные проблемы.

Например, налогоплательщики эффективно контролируют расходование бюджетных средств. Если государство не обеспечивает надлежащий уровень правозащиты, образования, здравоохранения, население может отказаться от содержания армии чиновников и управленцев и самостоятельно заняться этими проблемами с помощью создаваемых организаций.

Согласно гегельянской теории государство есть единство власти и гражданского общества, совместно идущих к единой цели. Здесь гражданственность героическая, человек самоотверженно служит обществу, жертвуя личными интересами, особенно при реализации крупных судьбоносных для страны проектов.

Во главе становится прогрессивный правитель, реформатор, патриот, заботящийся о народе. Простой народ его обожает, но есть еще правящий слой (бюрократия и т.д.), который ставит палки в колеса, отдаляет правителя от народа. Правитель опирается на народ, расширяется антиноменклатурное движение и задачи решаются. Гегельянская теория демонстрирует эффективность в странах, встающих на путь модернизации, и в ситуациях, сопряженных с угрозой национальной безопасности.

Представители разных слоев общества создают партии, ассоциации, союзы, лиги, клубы и другие общественные институты, чтобы участвовать в государственных делах, влиять на управление и государством, и обществом в целом. Но чтобы такое влияние было действительным, необходимы критическая масса личностей, готовых служить обществу, и способность элиты консолидироваться.

В России происходит смена модели гражданского общества, англосаксонская модель строится во многом с нуля, так как прежде не было такой традиции, не допускались неподконтрольные государству общественные институты.

Партии являются основой политической системы демократического государства. Партия создается для защиты интересов соответствующей части населения всеми доступными способами, в том числе путем взятия власти на очередных выборах органов власти. Партия выступает перед властью от имени социальных групп, участвует в демократических процедурах, продвигает своих членов во властные структуры. Свою программу партия может реализовать только имея рычат воздействия на высший орган власти.

В России функционирование партий регулируется Законом «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ. После 1991 г. число партий вначале быстро увеличивалось как реакция на длительно существовавшую однопартийную систему. Многие из них появились и исчезли с политической арены, не оставив никакого следа. Границы партий размыты. В парламенте представлены четыре партии, однако влияние на государственную политику даже самой крупной из них незначительное.

Закон запрещает членство Президента РФ в какой-либо партии. Российская буржуазия так напугана КПСС, что пошла на отмену обычной нормы для демократических стран. В то же время существование партии власти считается возможным.

Повышение роли партий возможно лишь при изменении всей конфигурации политической системы, заключающемся в переводе ее под контроль победивших на парламентских выборах политических сил.

В демократическом обществе всегда находится место для оппозиции действующей власти, в том числе верховной. Наличие оппозиции служит показателем полноты прав и свобод граждан. Какой бы радикальной оппозиция ни была, демократическая власть не может ее отменить, не может с ней не считаться.

Различают оппозицию системную и внесистемную. Системная оппозиция действует в интересах существующего общественного строя, а внесистемная борется за его замену другим общественным устройством. Для правящего класса системная оппозиция не опасна, так как сам класс в конечном счете определяет, кто будет защищать его интересы во власти. Для персональных носителей власти, в том числе и для высшего лица государства, опасна как системная, так и внесистемная оппозиция, поскольку в случае победы оппозиционной партии они могут потерять властные полномочия и связанные с ними привилегии. Внесистемная оппозиция опасна и для правящего класса, и для власть имущих.

В России системная оппозиция представлена правыми партиями - СПС, «Яблоко», внесистемная - КПРФ.

Власть имущие больше опасаются харизматических лидеров системной оппозиции и реально борются с ними. Это не исключает внедрения в период выборных кампаний ложных дилемм вроде «демократы или коммунисты», исход противостояния по которым предрешен.

Профсоюзы являются самыми демократическими по своей природе объединениями, которые призваны решать задачи улучшения условий труда и жизни наемных работников с помощью давления на работодателей в различных формах и разными методами. Непосредственно с властью у профсоюзов точек взаимодействия нет, за исключением возможного посредничества в конфликтах между работниками и работодателями. Полем деятельности профсоюзов являются рабочие места, заработная плата, условия труда. С точки зрения марксизма противоречие между трудом и капиталом профсоюзы разрешить не могут, но им под силу добиваться уступок в пользу рабочего класса со стороны работодателя.

В СССР работники почти автоматически становились членами того или иного профсоюза. Де-факто профорганы были государственным институтом, «приводным ремнем» КПСС. Главная их функция, заключающаяся в управлении социальным страхованием, социальной защитой работников, была в руках централизованной системы - ВЦСПС.

В начале перестройки отраслевые профсоюзы стали обособляться. Первыми о независимости объявили шахтеры, металлурги, авиаторы, т.е. те отрасли, где оплата труда была выше, а значит, и профвзносы - больше. В марте 1990 г. Всероссийский съезд профсоюзов принял решение об образовании ФНПР. Отраслевым комитетам и первичным организациям было предоставлено право самим решать проблемы профсоюзного движения.

ФНПР объявила себя наследницей ВЦСПС со всем его имуществом: более тысячи санаториев, домов отдыха, гостиниц и т.д.

Теперь профсоюзы действуют в условиях иного общественного строя, обрели независимость от правящей партии, но при этом лишились права законодательной инициативы, влияния на решения администрации предприятий, связанные с увольнением. Они включаются в систему социального партнерства через деятельность трехсторонних комиссий и другими способами. При этом функции социального страхования переданы исполнительной власти.

Как и в других сферах жизни, в профсоюзах отброшен как реликт коммунизма принцип демократического централизма, разорвана связь верхов с низами, и наоборот.

На новых предприятиях профсоюзы, как правило, отсутствуют. Создать профсоюз на частном предприятии практически невозможно. Остановка предприятий, бесконечные их реорганизации вымывают почву из-под профсоюзов. На всю страну приходится несколько сотен предприятий, где заключены коллективные договоры. Допускаются массовые нарушения в сфере оплаты труда и трудовых отношений, но профсоюзы этого как будто не замечают или занимают соглашательскую позицию. Права трудящихся не защищены, хотя под синими знаменами маршируют миллионы демонстрантов.

Гражданское общество ассоциируется со свободными и независимыми средствами массовой информации . СМИ свободны и независимы лишь в той мере, в какой осознают и отражают интересы читателя, зрителя, слушателя. Признается зависимость только от читателя. Поэтому для обретения самостоятельности, в том числе и финансово-экономической, необходим поворот СМИ к читателю как подлинному хозяину прессы.

В действительности СМИ находятся под контролем государственной власти или служат капиталу, своим хозяевам. Ангажированные СМИ подкладывают дрова в костер радикализма на правом и левом флангах, вместо того чтобы помогать строить нормальную политическую систему, и не только не боятся ответственности за публикуемые материалы, но и претендуют даже на лавры четвертой власти.

После 1991 г. основная часть всех направлений СМИ сменила хозяина; государственные СМИ оказались в собственности частных компаний и отдельных лиц. Разрушено единое информационное пространство, появились информационные империи. СМИ служат финансово-промышленным группам, манипулируют общественным мнением, диктуют правила и нормы политической жизни в интересах хозяев.

Государственные СМИ оказались в глухой обороне. Государству отказывают в праве на собственные СМИ, приводя в пример США, где единственный государственный канал «Голос Америки» не может вещать на территорию своей страны, чтобы воспрепятствовать манипулированию сознанием (как будто частные СМИ этим не занимаются).

Однако государству нужны собственные СМИ. Оно не может опираться только на силовые структуры; без СМИ сложно обеспечивать вертикаль и горизонталь власти, реализовать принципы демократии. Доктрина информационной безопасности России предусматривает меры по повышению роли государственных СМИ, устранение допущенных прежде просчетов в этой сфере.

В последнее время все большее влияние на общество оказывает Русская православная церковь (РПЦ), возвращается из небытия национальная идея Российской империи: «православие, самодержавие, народность» (в СССР православие заменяла коммунистическая идея).

В основу взаимоотношений церкви с властью положено понятие греха. Круг греховных деяний определяет сама церковь. Согласно доктрине РПЦ духовная власть первична, светская - вторична, поэтому она вправе оценивать действия власти. В случае погружения светской власти во грех церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению. По узловому вопросу бытия - делению общества на богатых и бедных - у церкви и государственной власти разногласий нет.

Восполнить некоторые отсутствующие у парламента функции и теряемый авторитет призвана Общественная палата Российской Федерации . Она является элементом гражданского общества с четко обозначенными полномочиями не для оппонирования государственной власти, а в целях обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти и местного самоуправления.

С одной стороны. Общественная палата стоит на страже интересов граждан при выработке государственной политики и законотворческой деятельности парламента, а с другой - осуществляет общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Речь идет об общественно значимых интересах, решении наиболее важных вопросов экономического и социального развития, национальной безопасности, защите прав и свобод граждан и общественных объединений, поддержке гражданских инициатив общероссийского значения, привлечении граждан и общественных объединений к реализации государственной политики.

В составе методов работы Общественной палаты наиболее важное значение имеют:

  • проведение публичных слушаний по общественно важным проблемам;
  • направление запросов в органы власти всех ветвей и уровней;
  • приглашение руководителей органов власти на пленарные заседания;
  • делегирование членов Общественной палаты для работы в комитетах, комиссиях палат парламента, в заседаниях коллегий органов исполнительной власти;
  • проведение экспертизы проектов законов, нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления;
  • представление в компетентные государственные органы заключений о нарушениях законодательства органами исполнительной власти.

Общественная палата формируется в составе 126 человек, в том числе 42 человека утверждаются Президентом РФ непосредственно, остальные члены - представители межрегиональных и региональных общественных объединений.

Постоянно действующим органом является Совет Общественной палаты. Избирается также секретарь Общественной палаты.

Формируется аппарат Общественной палаты, являющийся государственным учреждением. Руководитель аппарата назначается и освобождается от должности Правительством РФ. Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет секретарь Общественной палаты.

Расходы по обеспечению деятельности Общественной палаты предусмотрены отдельной строкой в федеральном бюджете.

Общественная палата ежегодно публикует в своем периодическом издании доклад о состоянии гражданского общества в России.

Срок полномочий членов Общественной палаты составляет два года.

Государство - это форма политической организации общества, главное орудие политической власти. Государство возникло в результате закономерного общественного развития, разделения труда, появления имущественной собственности и образования социальных сословий, классов. Основными признаками государства являются :

  • o организация власти по определенному территориальному делению;
  • o деление населения по признаку территории проживания взамен деления по кровнородственным признакам;
  • o наличие публичной власти, осуществляемой особым разрядом лиц, занятых исключительно управлением обществом и охраной установленных в нем порядков (государственные чиновники);
  • o несовпадение публичной власти с властью всей массы населения в отличие от непосредственной, самодействующей организации вооруженного народа в до-государственном состоянии общества;
  • o право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества, претензия на защиту всеобщего интереса;
  • o монопольное право на взимание налогов для формирования общенационального бюджета, содержания государственного аппарата;
  • o монопольное право на принудительное воздействие в отношении населения, наличие органов и орудий принуждения (армия, полиция, суд, тюрьмы);
  • o суверенное законотворчество - право издавать законы и правила, обязательные для всего населения.

Государство - центральный и основной элемент политической организации общества. Это орган управления отдельной общественной структурой, формами собственности и связанной с ней структурой производства. В условиях приоритета общечеловеческих интересов относительно классовых государство может перерастать из органа власти в орган исполнения законодательной инициативы общества, обеспечивающий бесперебойное функционирование его основных механизмов.

Внутренними функциями государства являются обеспечение функционирования общества как целостного организма, сохранение существующих в нем связей, зависимостей, соподчинений; преимущественное удовлетворение интересов политически и экономически господствующих социальных сил, внешними - защита неприкосновенности границ, целостности территории, суверенитета, содействие развитию сотрудничества и взаимодействия с другими странами .

Гражданское общество

Гражданское общество - понятие, использующееся для обозначения всех существующих в обществе неполитических отношений той стороны жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, которая пребывает вне сферы влияния государства, за пределами директивного регулирования и регламентации . В основе гражданского общества лежат жизнь индивидов как частных лиц, система свободно устанавливаемых ими связей и ассоциаций, разнообразие присущих им интересов, возможностей и способов их выразить, осуществить. При тоталитаризме гражданское общество сокращается до минимально возможных размеров. Развитие гражданского общества предполагает существование правового государства 1, призванного защищать и осуществлять интересы и права граждан. Принято считать, что необходимыми предпосылками такого общества являются рыночная экономика с присущим ей многообразием форм собственности; множественность независимых политических сил; недирективно формирующееся общественное мнение; свободная личность с развитым чувством собственного достоинства .

Взаимосвязь государства и общества

Западная цивилизация, шедшая по пути размывания общинной организации жизни, постепенно выработала новую форму интеграции и саморегуляции1. При переходе на капиталистический путь развития создавались новые сплачивающие общество механизмы, основанные на личной политической и экономической свободе индивидов, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают общие интересы . Общество, имеющее такие механизмы, называется гражданским.

Возникающее на основе гражданского общества государство является его официальным выражением. Здесь единство особенного и всеобщего реализуется в единстве и взаимосвязи индивида и государства через гражданское общество. Последнее имеет механизм саморегуляции, который позволяет человеку реализовать свою двойственную природу как индивидуального и общественного существа. Оно способствует сглаживанию противопоставления человека человеку по социальному происхождению, религиозным, национальным и иным различиям. Постепенно осознаются не только собственные эгоистические интересы, но и интересы различных групп. Такие интересы нельзя реализовать непосредственно, поэтому они опосредованно выражаются в формировании общественных организаций : профсоюзов, политических партий, массовых движений и т. д.

Гражданское общество имеет потребность в государстве как официальном выразителе общих интересов. Поскольку такое государство выражает общие интересы и строит свою деятельность исходя из общих потребностей народа, оно является действительно демократическим не только по внешним признакам, но и по сути. Демократическая государственная власть основана на балансе интересов всего общества и его отдельных составляющих. Она выполняет общественно значимые функции, которые делегируются государству, поскольку не могут быть исполнены другими структурными элементами гражданского общества.

Интегрирование общества на основе определенной идеологии, национальной идеи или идеи лидерства (либо в чистом виде, либо в их комбинации) не создает действенных инструментов его саморегуляции и самофункционирования. Попытки интеграции общества на идеологизированной основе приводят к появлению тоталитарного государства. Появление идеологизированного тоталитаризма неминуемо ведет к подавлению ростков гражданского общества. Тоталитарное государство - это самодостаточная организация, не нуждающаяся для воспроизводства во внегосудар-ственной структуре, каковой является гражданское общество. Последнее основано на личной свободе индивидов, тоталитаризм - на ее подавлении .

Взаимосвязь государства и общества при демократическом и тоталитарном режимах, а также в переходный период от тоталитаризма к демократии схематически показана на рис. 7.12.

Разнообразные формы самоорганизации граждан несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России. Гражданское общество вырастает из чувства социальной ответственности - стремления гражданина самостоятельно, либо в кооперации с другими гражданами брать на себя решение своих и общих проблем, не сваливая их на государство. Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. Государство должно не «управлять» добровольными объединениями граждан, а поддерживать их, расширяя возможности их участия в государственных делах.

Формы взаимодействия органов власти и граждан зависят от целей «вовлечения» их в механизм управления. Естественно, что невозможно привлекать граждан к решению всех и каждого вопроса в жизни страны или региона, но всегда необходимо знать и учитывать их мнения и на строения. Нельзя также осуществлять власть от имени народа, не допуская народ к принятию решений.

Среди форм взаимодействия государства и гражданского общества нужно особо выделить такое направление, как контакты органов исполни тельной власти с лидерами политических партий, общественных объединений, движений, ассоциаций, различных конфессий и т.д. Это направление наиболее многообразно. При этом осуществляется оно непрерывно. Одной из его форм является практика контактов органов государственной власти с VIP-персонами различного уровня. Применяется она очень давно и широко. Данные встречи особенно популярны и активно используются руководителями государств и регионов для уяснения позиций основных общественных групп населения. Другой известной формой взаимодействия власти и населения являются опросы граждан. Они позволяют получить оценки деятельности должностных лиц, решений органов исполни тельной власти в тех случаях, когда иные формы контактов с гражданами не дают объективной и оперативной информации. По наиболее значимым, глобальным вопросам необходимо проведение референдумов соответствующего уровня. Не последнее место среди методов и форм взаимодействия власти и населения занимают контакты, инициируемые самими гражданами и организациями для того, чтобы получить ту или иную услугу, подать жалобу, внести предложение, высказать мнение, дать оценку и т.д., т.е. обращения. Об ращения, инициируемые гражданами и организациями, отражают мнение широких слоев населения и свидетельствуют о том, что они испытывают настоятельную необходимость в «озвучивании» своей потребности или своего мнения. По мере регистрации обращений (контактов) граждан они могут быть использованы органами исполнительной власти для выявления тех проблем, которые волнуют население. Большие возможности данная форма открывает в сочетании с новыми информационными технологиями, которые позволяют органам исполнительной власти лучше понимать нужды граждан и увеличивают возможность оперативного получения информации от общества. Тем самым они позволяют сделать исполнительную власть более эффективной в отношениях с гражданами, для которых «доступность» органов исполнительной власти - ключевой вопрос демократии.

Ранее перечисленные формы взаимодействия в большей мере предполагают индивидуальный контакт граждан или их представителей и власти. Организационно-правовыми формами взаимодействия с объединениями, ассоциациями и сообществами граждан являются встречи с общественностью, публичные слушания, управленческое консультирование, общественная экспертиза, переговоры и посредничество, съезды общественных и общественно-политических, этнонациональных, религиозных объединений, профессиональных ассоциаций, профсоюзов.

Встречи с общественностью как форма общения государственных органов и объединений граждан всегда активно использовалась и используется в настоящее время, хотя она и не лишена недостатков. Встречи могут создавать видимость «участия», не представляя собой реальное «во влечение» в государственное управление. Собрания, встречи и т.п. не всегда позволяют общественности реально влиять на решения органов власти. Есть и другой недостаток. Даже если на встречах присутствуют представители самых разных слоев населения, высказанные ими мнения далеко не всегда отражают настроения многих (или большинства) граждан. Тем не менее, органы власти не вправе отказываться от таких «контактов» с общественностью.

Одной из форм участия граждан и организаций в выработке решений принято считать публичные слушания, но наиболее часто она применяется в сфере деятельности представительных органов и их аппаратов. Хотя органы исполнительной власти вправе, а в некоторых случаях обязаны также выносить проекты своих решений на публичные слушания. Особо необходимо отметить, что инициаторами публичных слушаний должны быть не только органы власти, но и граждане и общественные организации.

Управленческое консультирование также является одной из достаточно эффективных форм участия гражданского общества в управлении. Правда, до настоящего времени не решена проблема выбора наиболее эффективных форм управленческого консультирования. Хотя опыт организации участия населения в государственном управлении достаточно обширен. Примерами его в российской истории могут служить «Уложенная комиссия», учрежденная еще Екатериной II в 1767 г., действовавшие с 1775 г. дворянские собрания, а с 1864 г. - земства из числа дворян, горожан и крестьян. В современных условиях таковыми являются, создаваемые совместно с общественными организациями, рабочие группы. К данной форме может быть отнесено включение представителей общественных организаций в состав совещательных органов при органах исполнительной власти, создание общественных советов для наблюдения за реализацией правительственных мероприятий, участие НКО в проведении конкурентных процедур, конкурсов и т.п. по размещению государственного и муниципального заказа, закупок и др.

В системе организационно-правовых форм участия граждан в государственном управлении все большее значение приобретает общественная экспертиза решений органов исполни тельной власти. Так в развитых демократических странах экологические общественные объединения вправе рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы), требовать назначения государственной экологической экспертизы и т.д.

Важным направлением взаимодействия власти и общественности являются переговоры и посредничество. Наиболее часто они используются в ходе решения острых проблем, возникающих в сфере ведения исполнительной власти. Посредничество следует отличать от содействия, которое обязаны всегда оказывать гражданам и их объединениям органы исполнительной власти в рамках предметов ведения и полномочий.

К числу форм, обеспечивающих поддержку исполнительной власти, следует отнести и съезды общественных объединений, профессиональных ассоциаций, профсоюзов, этнонациональных, религиозных объединений и др., которые аккумулируют общественное мнение, в том числе о решениях и действиях органов исполнительной власти, формулируют отдельные положения и рекомендации для неё.

Равноправный диалог власти и гражданского общества должен обеспечивать предсказуемость решений и действий государства, реальность обещаний и последовательность их осуществления, адекватность функций новым требованиям, способствовать повышению уровня доверия граждан к государству, стимулировать их экономическую и политическую активность. Существует три неразрывно связанных парадигмы: демократия, правовое государство и гражданское общество.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх