Боевое применение шилки во вьетнаме. Темпераментная «Шилка

ЗСУ-23-4 «Шилка» — зенитная самоходная установка России.

ЗСУ-23-4 «Шилка» - зенитная самоходная установка советского производства, входившая в состав подразделений ПВО сухопутных войск. Назначение установки: непосредственное прикрытие наземных войск, а также уничтожение наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м и воздушных целей, летящих со скоростью до 450 м/с, на расстоянии до 2500 м и высоте до 1500 м. Грозное и эффективное оружие для низколетящих целей.

В бою такие установки были призваны обеспечивать зенитное прикрытие танковым частям, передвигаясь на дистанции около 400-500 м сзади. Эффективно противодействовать «Шилке» могут, к примеру, вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами TOW. Дальность поражения такими ракетами превышает 3 км, следовательно, они в состоянии атаковать ЗСУ-23-4 с безопасного расстояния.

История
Постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. была начата разработка сразу двух аналогичных систем ПВО: ЗСУ-37-2 «Енисей» со спаренной 37-мм артиллерийской установкой 500П и ЗСУ-23-4 «Шилка» со счетверенной 23-мм артиллерийской установкой 2А7. Они отличались от всех стоявших ранее на вооружении ЗСУ наличием радиолокационных автоматических систем наведения. ЗСУ-23-4 «Шилка» была запущена в серийное производство в 1964 г.

«Шилка», по сути, была первой ЗСУ, которая могла эффективно поражать воздушные мишени, тогда как другие зенитные комплексы тех времен попадали в скоростные цели только случайно, при том что скорости полета таких целей постоянно увеличивались. В итоге ранее применявшееся зенитное оружие могло лишь поставить заслон перед самолетом. К тому же «Шилка», в отличие от зенитных орудий, была мобильной. Преемником «Шилки» можно считать принятый на вооружение и запущенный в серийное производство зенитный ракетно-пушечный самоходный комплекс «Тунгуска». Однако «Шилка», прекрасно зарекомендовавшая себя во многих военных конфликтах второй половины XX в., и по сей день находится на вооружении зенитных частей российской, украинской и других армий.

Особенности и зашита
Сварной корпус гусеничной машины имеет три отделения: в носовой части расположено отделение управления, посередине - боевое, в кормовой части - силовое.

Силовая установка гусеничной самоходной установки «Шилка» - дизельный двигатель В-6Р (В-6Р-1). Два топливных бака емкостью 520 л обеспечивают запас хода без дозаправки 400 км. Вспомогательная силовая установка машины - газотурбинный двигатель мощностью 74 л. с., который служит для питания электрооборудования РПК-2.

Ходовая часть включает в себя два ведущих колеса, два направляющих колеса с механизмом натяжения гусениц, две гусеничные цепи и 12 опорных катков. Подвеска ЗСУ - независимая, торсионная, асимметричная, с гидравлическими амортизаторами.

Тип брони - катаная стальная противопульная 9-15 мм. В современных модификациях комплекса имеется также аппаратура противоатомной защиты. Появилась установка системы самозащиты и предупреждения о лазерном облучении. Активные приборы ночного видения были заменены пассивными.

Вооружение
Вооружение «Шилки»: четыре (в одном блоке) 23-мм автоматические пушки - артсистема АЗП-23 «Амур», обеспечивающая около 3400 выстрелов в минуту (скорострельность каждой пушки - около 15 выстрелов в секунду). Счетверенная пушка наводится на цель как вручную, так и в автоматическом или полуавтоматическом режиме. В последних двух режимах для наводки используется штатная РЛС.

В автоматическом режиме воздушная цель отслеживается комплексом по дальности и углу. Счетно-решающий прибор (СРП) принимает решение об открытии огня при приближении цели на расстояние эффективной стрельбы и решение о его прекращении при удалении цели дальше расчетной критической точки. СРП также определяет необходимое упреждение при ведении огня.

В полуавтоматическом режиме наводчик должен совместить перекрестие прицела с целью, после чего СРП определяет дальность при помощи радара. Автоматически производятся все необходимые вычисления, после чего наводчик открывает огонь.

Огонь могут вести как отдельные пушки, так и спаренные, либо все четыре сразу. Общий боекомплект - 2000 выстрелов, снаряженных в ленты, где три осколочно-фугасных снаряда с трассером и без чередуются с одним бронебойным зажигательным трассирующим (БЗТ).

Благодаря стабилизации стволов пушек и антенны радиолокационноприборного комплекса установка способна вести эффективный огонь, не прекращая движения. Время перевода «Шилки» из походного положения в боевое составляет около 5 мин.

В процессе модернизации «Шилки» конструкторы рассматривали вариант замены счетверенной 23-мм пушечной установки на сшестеренную 30-мм установку с вращающимся блоком стволов, что существенно увеличило бы плотность огня. Однако в ходе испытаний выяснилось, что эта система, разработанная для флота, в сухопутных условиях оказалась непригодной.

В состав установки также входит РПК-2 (радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки), который смонтирован в башне и способен обнаруживать цели на расстоянии до 18 км. Он состоит из радиолокационной станции РЛС-33, счетно-решающего прибора (СРП), визирного устройства и системы стабилизации.

Следует отметить, что современная модернизированная «Шилка» превратилась уже в зенитный пушечно-ракетный комплекс. Размещение на ней пусковой установки двух зенитных самонаводящихся ракет «Игла» повысило боеспособность установки и увеличило зону поражения до 5,2 км.

Модернизации
После принятия «Шилки» в 1962 г. на вооружение конструкция и комплектация установки претерпели несколько модернизаций. В ходе первой (19681969 гг.) улучшились условия в машине для расчета, повысилась надежностъ эксплуатации комплекса, а также был доведен до 450 ч ресурс газотурбинного агрегата. Комплектация пополнилась командирским прибором наведения. Модернизированная установка стала называться ЗСУ-23-4В.

В 1970-1971 гг. с целью повышения точности и эффективности стрельбы, а также увеличения надежности автосопровождения цели в условиях передвижения со скоростью до 40 км/ч модернизировали счетно-решающий прибор (СРП). Ресурс газотурбинного агрегата повысили до 600 ч. Новая установка получила наименование ЗСУ-23-4В1.

В 1971-1972 гг. конструкторы увеличили ресурс стволов с 3000 до 4500 выстрелов, газотурбинного агрегата - до 900 ч, улучшив параллельно надежность РЛС. Установка получила название ЗСУ-23-4М1. На протяжении 1977-1978 гг. «Шилку» модификации ЗСУ-23-4МЗ оборудовали радиозапросчиком системы опознавания самолетов «свой - чужой».

В течение следующего года провели очередную модернизацию ЗСУ с целью более эффективного ее использования в горных условиях. Причиной тому послужили боевые действия в Афганистане. РПК с установки сняли, увеличив за счет этого боекомплект с 2000 до 3000 снарядов. На ЗСУ-23-4М2 установили аппаратуру ночного видения для стрельбы по наземным целям.

Позднее конструкция ЗСУ пополнилась радиолокационной и оптиколокационной системами управления огнем, телекодовой аппаратурой обмена информацией с командирским пунктом управления. Всю основную аппаратуру установки, включая радиолокатор, стали строить на основе современной элементной базы и цифровой обработки сигналов. Помимо этого были усовершенствованы главные узлы и механизмы базовой самоходки.

Благодаря модернизации системы управления огнем повысилась точность наведения вооружения и сопровождения цели. В итоге вероятность поражения воздушных целей увеличилась с 0,07-0,12 до 0,3-0,6. Если ранее расход снарядов на одну сбитую цель составлял 3300-5700 штук, то после модернизации он снизился до 300600 - по сути, на порядок.

Улучшения боевых качеств артиллерийской части удалось добиться также за счет повышения помехозащищенности РЛС от влияния пассивных помех и отражений, а также замены счетно-решающего прибора (СРП) на современную с цифровой приборной следящей системой (ЦПСС) и силовыми приводами наведения вооружения.

Зенитно-ракетное вооружение - это, вне всякого сомнения, гордость отечественной оружейной мысли. Это один из видов вооружений, в котором сначала Советский Союз, а затем и Россия всегда занимали лидирующие позиции. Однако во всем многообразии зенитно-ракетного и пушечного вооружения в нашей стране есть и заслуженные, или, если точнее, почетные зенитные комплексы. Несмотря на довольно разную судьбу, всех их объединяет одно - разработчиком этих комплексов является Тульское «КБ Приборостроения» - коллектив людей, для которых слово «качество» всегда стояло и стоит на первом месте.«Пленившая страны» ЗСУ 23-4, или , в ряду отечественных зенитных самоходных установок, пожалуй, самая известная. Пальцев рук, ног и других частей тела не хватит, чтобы сосчитать, в скольких вооруженных конфликтах этому грозному оружию удалось проявить себя. О впечатлениях и ощущениях работы из «Шилки» встречается такое количество материалов, что с уверенностью можно сказать: ЗСУ 23-4 - это настоящий повелитель боя. Четыре ствола, 23-мм боеприпас и невероятный темп стрельбы в 3400 выстрела в минуту делают из самое настоящее оружие для уничтожения всего живого: летающего, передвигающегося по земле или расположенного в укрытиях и зданиях.С момента принятия на вооружение в 1962 году ЗСУ 23-4 стала настоящим «дамокловым мечом» для любой авиации или живой силы противника, постоянно напоминая врагу, что он находится на волосок от гибели. Самоходная установка, названная в честь одной из сибирских рек, своими нарезными стволами и мощными боеприпасами приводила военных в неописуемый восторг, когда в радиостанции экипажа «зенитки» звучала команда: «Огонь».Воспоминания очевидцев, служивших непосредственно в экипажах «Шилки», или солдат, чьи марш-броски этот комплекс сопровождал, примерно одинаковы, однако уникальных случаев, связанных с применением уникальной разработки тульских оружейников множество.Вооруженных конфликтов, в которых применялась советская не счесть. Авиация, живая сила противника, в том числе и укрытая в небольших зданиях - всё это «Шилке» было под силу. Боекомплекта на 2000 выстрелов хватало, чтобы превратить в равнину небольшой холм или проделать в горной каменистой породе внушительный кратер, попутно уничтожив всё живое. Созданием «Шилки» тульские оружейники создали такую головную боль потенциальным противникам по блоку НАТО, что завладеть секретами советской «циркулярной» зенитки разведки западных стран пытались с самого момента ее появления на вооружении. Однако первые данные о серьезном оружии с «красной звездой» пришли к западным странам 7 октября 1973 года, когда сирийский расчет ЗСУ 23-4 «распилил» в воздухе два израильских «Фантома», а всего в ходе «октябрьской» войны «Шилки» уничтожили 12 самолётов противника. Весной 1974-го «Шилки», развернутые на удалении 600-800 метров от защищаемых объектов, уничтожили еще пять самолётов.Афганская «Шилка» В Афганистане советская «Шилка» встала в полный рост. Помимо движения в составе колонн и их прикрытия на марше, именно в стране, которую так никто и не смог завоевать, «Шилка» показала себя как самостоятельная боевая единица. Ветераны войны в Афганистане вспоминают, что «работу» четырех стволов «Шилки» можно было определить по звуку.«Вот если представить себе рой пчёл, рокот пушки, визг или скрежет - и всё это одновременно, сразу можно было понять, что именно "адская колесница" работает», - рассказывает в интервью «Звезде» Олег Гаранин, член союза ветеранов Афганистана и советский спецназовец в отставке.«Шилку» нельзя было спутать ни с чем. Афганские моджахеды, ожесточенно сражавшиеся против советских войск, издалека могли определять, есть у объекта, на который они собираются напасть, «Шилка» в составе охраны или нет.«Хитрые были вояки, - рассказывает ветеран спецназа Олег Гаранин, - Вычисляли зенитку по радиолокатору, который то забывали убирать, то просто замаскировать забывали. Если видели, что "Шилка" стоит и готова к работе - нападение откладывали, а то и вовсе от этой затеи отказывались. Боялись очень. Пленные "духи" с выражением ужаса на лице рассказывали, что в "железе живёт дьявол"», - рассказ ветерана советского спецназа заканчивается широкой улыбкой.За ненадобностью советскую установку для борьбы с летательными аппаратами противника именно в Афганистане переделали под сугубо «пехотные» нужды - сняли РЛС, с помощью которой наводилась на вражескую авиацию, а к оптическому визиру добавили прибор ночного видения, делавший из установки эффективный инструмент для решения проблем даже ночью. Полевые «доработки дьявольской машины» позволили увеличить боекомплект с двух до четырёх тысяч выстрелов, что позволяло не просто отражать вражеские атаки, но и «разбирать» на составляющие горный массив Афганистана.Однажды на марше между «кордонами» (постами, расставленными по маршруту движения колонн) советская пехота и сопровождавшая ее бронетехника наткнулись на засаду, к которой афганские моджахеды по всем признакам готовились не одну неделю. Рассказывает Николай Юров, ветеран-афганец и командир роты советских войск в Афганистане.«Хитро продумали, конечно, - вспоминает он. - Головную машину подорвали, движение заблокировано было. Сели они под таким углом, что достать их из БМП было невозможно, угол подъема ствола не позволял. Ну и тогда я скомандовал обстрелять позицию из ЗСУ, которые нас сопровождали. Две установки быстро определили откуда именно ведется огонь, прицелились и вмазали. Вмазали так, что от горы вместе со всеми "духами" ничего не осталось. В прямом смысле слова. Была большая горка, а остался маленький холмик. Сравняли, в общем. И "духов" и горку вместе с ними. Два часа еще стояли в ожидании повторной атаки - но нет. Закончились у них вояки».Тунгусский выстрел Из данных, добытых о советской зениткой установке, западные партнеры Советского Союза сделали правильные выводы и бронированию своих самолетов-штурмовиков и другой авиации начали уделять весьма серьезное внимание. Однако и тульские оружейники на месте стоять отказались и на усиление бронирования «пернатой» техники ответили созданием другой, превосходящей по всем показателям, - .От предшественника «Тунгуске» досталось не только серьезное поле для деятельности, но и характерные черты, которые делают и без того грозную боевую машину настоящей «мясорубкой» для противника. Звук стрельбы 30-мм пушек 2А38 - не из приятных. Ощущение, что тебя дробит на части, одновременно выворачивая наружу, - примерно так можно охарактеризовать скорострельный ад, который обрушивается на любую цель, будь то учебная или боевая.Однако стрельба автоматических пушек - это всего один из «козырей» сменившего «Шилку» на боевом посту комплекса. Чтобы гарантированно выводить из строя или уничтожать, «Тунгуску» оснастили еще и зенитными управляемыми ракетами 9М311 в количестве восьми ракет, бережно «упакованных» в пусковые контейнеры. Комплекс 2К22 получился по-настоящему внушающим ужас. Суммарного темпа стрельбы в пять тысяч выстрелов «Тунгуске» хватало, чтобы нанести любой воздушной цели серьезные повреждения. Тульские мастера из КБП в очередной раз доказали, что «нечего у нас летать». Не заставил себя ждать и модернизированный вариант этого комплекса, названный .У военных, которые на «Тунгусках» служили, о комплексе исключительно теплые воспоминания.«Любые стрельбы, в любом месте, в любое время... всегда отрабатывала штатно. Автоматы 30-мм всегда работали без задержек. Были случаи когда времени на развертывание у срочников уходило больше, чем положено - но в конце концов в нормативы укладывались все», - вспоминает подполковник Вооруженных Сил России и командир расчета комплекса Вячеслав Соловец.Несмотря на явный противовоздушный «характер», применяли 2К22 еще и для поражения защищенных целей, находящихся на земле. Первая чеченская кампания, в которой удалось повоевать «рука об руку» с «Шилкой» показала, что эффективность установок, передаваемых частям ВДВ, внутренних войск и другим передовым группам - чрезвычайно высока. Пушечное вооружение «Тунгуски» эффективно разносило опорные пункты, огневые точки и подавляло личный состав боевиков настолько хорошо, что зачастую поддержка с воздуха по позициям боевиков уже не требовалась.Однако случались и неприятности. Повышенная огневая мощь комплекса 2К22 сыграла злую шутку с военными: из-за высокой опасности комплекс становился первоочередной целью для выстрела из РПГ и другого противотанкового вооружения, которого у боевиков на момент первой чеченской кампании хватало с избытком. Основной проблемой было поражения РЛС комплекса. Однако даже при попадании в РЛС или, что еще хуже, в корпус зенитных 30-мм автоматов из крупнокалиберного оружия или выстрелов от РПГ «Тунгуска» всё равно была способна продолжать стрельбу в режиме коротких очередей. Наличие комплекса в составе мотострелковой бригады, по воспоминаниям военных, упрощало выполнение любой задачи - будь то уничтожение опорного пункта боевиков или зачистка сектора. «Тунгуска» прикрывала всегда.Непробиваемый «Панцирь» Среди всех комплексов, разработанных ТКБП, стоит особняком. Долгое время не то, что информация, сам факт разработки зенитно-ракетного пушечного комплекса был известен лишь избранным. Завеса тайны пала в 2008 году, когда «Панцирь» был принят на вооружение. Едва ознакомившись с его внешним видом и характеристиками, специалисты нарекли его не иначе как «убийца Томагавков» - крылатых ракет американского производства.Еще на этапе испытаний тульский «Панцирь» подвергали самым разным проверкам на прочность - жарили при температурах в +50, а потом резко замораживали до температуры -50. Его использовали в проливной дождь и имитировали условия самой сильной песчаной бури, и в каждой из этих ситуаций «Панцирь» срабатывал отлично. О надежности и уникальности этих машин, помимо зарубежных заказчиков, говорят и отечественные военные эксперты. Уникальная технология комбинирования ракетного зенитного вооружения и 30-мм автоматов, по мнению российских военных экспертов, - главный козырь тульских конструкторов.«В период, когда нам довелось побывать на производстве этих комплексов, нам как раз и поведали, что никто в этом плане нас так и не догнал», - рассказывает в интервью «Звезде» авторитетный военный эксперт и главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский.«Именно сочетание пушечного вооружения, способного на упреждающий огонь и наличие ракет делает "Панцирь" самой желанной техникой для обороны стратегически важных объектов - будь то завод или военная часть на финальном этапе полета любой крылатой ракеты», - рассказывает Мураховский.«Панцирь» - уникальная разработка. Ни одной другой стране в мире подобных успехов в области комплексов ПВО достичь так и не удалось. Судя по всему, в ближайшее время не удастся точно.«Суть в том, что разработкой таких комплексов, насколько мне известно, сейчас никто из серьёзных "игроков" не занят. А это значит, что ближайшие годы конкурентов у "Панциря" не будет. Слишком сложная тема и большая работа, чтобы за год получить хорошие результат», - заявил Виктор Мураховский в интервью «Звезде».Тульскому КБП удалось за короткий срок не просто создать уникальный образец вооружения, способный практически в одиночку противостоять крылатым ракетам, но и обеспечить колоссальный технологический задел. Если первые комплексы были направлены лишь на противодействие крылатым ракетам, самолетам и вертолетам противника, то комплекс, который должен поступить в войска в 2015 году, будет способен не только на это. Беспилотники, малые разведывательные аппараты - обнаруживать и сбивать их новый комплекс ПВО ближнего действия будет как в полуавтоматическом, так и в полностью автоматическом режиме. Еще одной характерной чертой новых комплексов будет возможность объединения батареи ракетно-пушечных комплексов в единую сеть для максимально эффективного противодействия вражеской авиации.Слава тульского оружия гремит по всему миру. Алжир, Иран, Ирак, Сирия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты - все эти страны уже знают, что для надежной защиты от противника стоит выбирать российское оружие. Однако, по словам специалистов, поставленные за рубеж «Панцири» - это лишь малая часть того, что получит в своё распоряжение российская армия. Помимо новых ракет с увеличенной дальностью стрельбы и новых систем по захвату, сопровождению и уничтожению целей «Панцирь» в скором времени получит и новые системы связи. Инновационные технологии, которые будут в скором времени применены в новых тульских комплексах, вне всякого сомнения, не оставят ракетному вооружению и авиации противника ни единого шанса на выживание.

    Зенитная самоходная установка - ЗСУ 23 4 «Шилка» … Википедия

    Енисей (зенитная самоходная установка) - ЗСУ 37 2 «Енисей» ЗСУ 37 2 Классификация зенитная самоходная установка Боевая масса, т 27,5 … Википедия

    23-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» - 23 мм зенитная самоходная установка ЗСУ 23 4 «Шилка» 1966 Тактико технические характеристики Силовая установка Вооружение Факты Основные модификации … Военная энциклопедия

    Шилка (ЗСУ)

    САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА - — артиллерийское орудие на самоходной базе. ЗЕНИТНАЯ САМОХОДНАЯ УСТАНОВКА (ЗСУ), зенитная артиллерийская установка, боевая машина артиллерии, вооружённая одной или несколькими пушками, которые имеют общие механизмы наводки и приборы… … Военная энциклопедия

    Зенитная установка - Зенитная установка общее название военной техники, предназначенной для ведения огня по воздушным целям (обеспечения противовоздушной обороны. В зависимости от конструкции ЗУ классифицируются на: Зенитное орудие специально… … Википедия

    Самоходная техника - Военная техника техника, применяемая для ведения боевых действий, в первую очередь для поражения живой силы противника и его военной техники. В России применяется аббревиатура ВВТ (вооружение и военная техника). Содержание 1 Самолёты 2… … Википедия

    Шилка (значения) - Шилка: Шилка река в России, левая составляющая Амура, образуется слиянием Онона и Ингоды. Шилка город в России, административный центр Шилкинского района Забайкальского края. ЗСУ 23 4 «Шилка» советская зенитная самоходная… … Википедия

    ЗСУ-23-4 «Шилка» - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

    ЗСУ-23-4 "Шилка" - «Шилка» Технического музея в Тольятти ЗСУ 23 4 «Шилка» Классификация зенитная самоходная установка Боевая … Википедия

Книги

  • Советская зенитная САУ "Шилка" (7419) , ЗСУ 23-4 "Шилка" принята на вооружение Советской армии в 1965 году. На тот период - это была передовая машина: радиолокационный поиск противника, скорострельность и убойная мощность заставили… Категория: Бронетехника и военные автомобили (1:100) Серия: Сборка без клея (М: 1-100) Издатель: Звезда , Купить за 592 руб
  • Военная кампания № 08/2017 , , Журнал о военной истории. Организация и тактика сухопутных войск разных стран. Бронетанковая техника, артиллерия и прочие виды вооружения. Знаменитые войны и сражения. Все это представлено на… Категория:

Почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2 17 апреля 1957 года Совет Министров принимает постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1.

Формально «Шилка» и «Енисей» не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй-для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м.

В ЗСУ-37-2 «Енисей» был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А. Э.Нудельман). 500П не имел аналогов по баллистике, и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки «Шквал».

Специально для «Енисея» ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку «Ангара», оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. «Ангара» имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ - по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ «Сигнал») - по стабилизации линии визирования и линии выстрела.

Наведение «Ангары» производилось с помощью помехозащищенно-го РПК «Байкал», созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн - около 3 см. Забегая вперед, скажем - на испытаниях выяснилось, что ни РПК «Тобол» на «Шилке», ни «Байкал» на «Енисее» не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели, поэтому еще в постановлении СМ № 426-211 от 17.04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС «Обь» для управления ЗСУ. «Обь» включала в себя командирскую машину «Нева» с РЛС целеуказания «Иртыш» и РПК «Байкал», размещенный в ЗСУ «Енисей». Комплекс «Обь» должен был одновременно управлять огнем шести - восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по «Оби» были прекращены - это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса «Круг».

Шасси для «Енисея» было спроектировано в КБ «Уралмаша» под руководством Г.С.Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-10ОП. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.

ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м.

Для электропитания бортовой сети «Енисей» снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха.

Испытания ЗСУ «Шилка» и «Енисей» проходили параллельно, хотя и по разным программам.

«Енисей» имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и согласно заключению Государственной комиссии «обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м». Нормальный режим стрельбы (танковый) - непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта.

В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ «Енисей» превосходит по своей эффективности шести-орудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2.

На испытаниях ЗСУ «Енисей» обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20 - 25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Меткость стрельбы пушки «Ангара» - в 2 - 2,5 раза выше, чем пушки С-68.

За время государственных испытаний из пушки «Ангара» "сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по III. В ходе испытаний давала сбои СДУ (аппаратура защиты от пассивных помех). Шасси же показало хорошие маневренные качества.

  • предел работы по скорости цели -до 660 м/с на высотах более 300 м и 415 м/с на высотах 100 - 300 м;
  • средняя дальность обнаружения самолета МиГ-17 в секторе 30° без целеуказания - 18 км (максимальная дальность сопровождения МиГ-17 - 20 км);
  • максимальная скорость сопровождения цели по вертикали - 40 град/с, по горизонтали - 60 град/с. Время перевода в боевую готовность из режима предварительной готовности 10 - 15 с.

По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять «Енисей» для защиты армейских зенитных ракетных комплексов «Круг» и «Куб», поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК.

В проектировавшейся параллельно с «Енисеем» «Шилке» использовался автомат 2А7, представлявший собой модификацию автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23.

Напомним читателю, что в 1955 - 1959 годах проводились испытания нескольких 23-мм буксируемых установок, но на вооружение приняли лишь спаренную ЗУ-14 на двухколесном ходу, разработанную в КБП под руководством Н.М.Афанасьева и П.Г.Якушева. ЗУ-14 официально была принята на вооружение постановлением СМ №313-25 от 22 марта 1960 года и получила название ЗУ-23 (индекс ГРАУ - 2А13). Она поступала в воздушно-десантные войска Советской Армии, состояла на вооружении стран Варшавского Договора и многих развивающихся стран, участвовала во многих локальных войнах и конфликтах. Однако ЗУ-23 имела существенные недостатки: не могла сопровождать танковые и мотострелковые подразделе-

ния, а точность ее огня снижалась за счет ручной наводки и отсутствия РПК.

При создании автомата 2А7 в конструкцию 2А14 был введен кожух с элементами жидкостного охлаждения, пневматический механизм перезарядки и электроспуск. При стрельбе происходило охлаждение стволов прогонкой воды или антифриза по канавкам на их наружной поверхности. После очереди до 50 выстрелов (на один ствол) необходим был перерыв 2 - 3 с, а после 120 - 150 выстрелов - 10 - 15 с. После 3000 выстрелов ствол подлежал замене. В ЗИПе на установку полагалось 4 запасных ствола. Счетверенная установка автоматов 2А7 получила название пушка «Амур» (армейское обозначение - АЗП-23, индекс ГРАУ - 2А10).

В процессе государственных испытаний из пушки «Амур» было произведено 14 194 выстрела и получено 7 задержек, то есть 0,05% (по ТТТ допускалось 0,3%). Количество поломок тоже 7, или 0,05% (по ТТТ до пускалось 0,2%). Силовые приводы наведения пушки работали достаточно плавно, стабильно и надежно.

РПК «Тобол» в целом также работал вполне удовлетворительно. Цель -самолет МиГ-17 -после получения целеуказания по радиотелефону была обнаружена на дистанции 12,7 км при секторном поиске 30° (согласно ТТТ - 15 км). Дальность автоматического сопровождения цели составила 9 км на приближение и 15 км на удаление. РПК работал по целям, летевшим со скоростью до 200 м/с, но по данным испытаний был сделан расчет, доказавший, что предел его работы по скорости цели составлял 450 м/с, то есть отвечал III. Величина секторного поиска РПК регулировалась от 27° до 87°.

В ходе ходовых испытаний по сухой грунтовой дороге была достигнута скорость 50,2 км/ч. Запаса топлива при этом хватало на 330 км и еще оставалось на 2 ч работы газотурбинного двигателя.

Поскольку «Шилка» предназначалась для замены в мотострелковых полках и воздушно-десантных дивизиях 14,5-мм счетверенных зенитных пулеметных установок ЗПУ-4 и 37-мм пушек 61-К обр. 1939 г., то по результатам испытаний была рассчитана вероятность поражения из этих артсистем цели типа «истребитель F-86», летящей на высоте 1000 м (см. таблицу).

После окончания испытаний «Шилки» и «Енисея» госкомиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение:

1) «Шилка» и «Енисей» оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде; 2) вес «Енисея» 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ; 3) при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м «Шилка» эффективней «Енисея» в 2 и 1,5 раза соответственно; 4) «Енисей» предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям: - танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. «Енисей» обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Использование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего «Шилка» не может обеспечить; - имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды. «Енисей» может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск; 5) унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве: - по «Шилке» - 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; - по «Енисею» - РПК унифицирован по модулям с системой «Круг», по гусеничной базе - с СУ-100П, к производству которой готовятся 2 - 3 завода.

Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета «Шилки» по сравнению с «Енисеем». Даже стоимость их была сопоставима.

Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением СМ от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только «Шилку», а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над «Енисеем». Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по «Енисею» появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.

К серийному производству пушек «Амур» для «Шилки» Тульский машиностроительный завод должен был приступить в начале 1963 года. Однако и пушки, и машина оказались в значительной степени недоработанными. Существенным дефектом конструкции явился ненадежный отвод стреляных гильз, которые скапливались в гильзоотводах и заклинивали автомат. Дефекты имелись и в системе охлаждения стволов, в механизме вертикального наведения и др.

В результате в серийное производство «Шилка» пошла лишь в 1964-м. В этом году планировалось изготовить 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В конце 60-х их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

Описание конструкции ЗСУ «Шилка»

В сварном корпусе гусеничной машины ГМ-575 находятся отделение управления - в носовой части, боевое - посередине и силовое - в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

На ЗСУ установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года, устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения.

Двигатель В-6Р шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения. Максимальная мощность при 2000 об/мин - 280 л.с. Рабочий объем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На ГМ-575 установлено два сварных топливных бака из алюминиевого сплава - передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

Силовая передача механическая, со ступенчатым изменением передаточных чисел, расположена в кормовой части. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах.

Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями.

Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катков.

Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 382 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Ведущие колеса сварные, со съемными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные, с металлическими ободами. Опорные катки сварные, одинарные, с обрезиненными ободами.

Подвеска машины независимая, торсионная, асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 «Амур». Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя - 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 кг.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия пороховых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижний - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм. Параллельность стволов обеспечивает па-раллелограммная тяга, соединяющая обе люльки. К нижней крепятся два зубчатых сектора, входящих в зацепление с шестернями входного вала редуктора вертикального наведения. Пушка «Амур» размещена на основании, поставленном на шаровой погон. Основание состоит из верхнего и нижнего коробов. К торцу верхнего короба прикреплена броневая башня. Внутри основания имеются две продольные балки, служащие опорой станины. В подшипниках станины и качаются на цапфах обе люльки с закрепленными на них автоматами.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188,5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФЛ. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидаторами с временем действия 5-11 с. Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ - один патрон БЗТ и т.д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни): для горизонтального наведения - УРС № 5, а для вертикального наведения - УРС № 2,5. Оба работают от общего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в следующих режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматичес-, ки вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным»» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, V и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1 - 1,5-см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1-1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения до-плеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. Забегая вперед, скажем, что РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стелтс». Кстати, по сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10 - 20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей. Проще говоря, постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

Основные элемены системы электропитания включают:

  • газотурбинный двигатель системы электропитания типа ДГ4М-1, предназначенный для вращения генератора постоянного тока;
  • комплект генератора ПГС2-14А постоянного тока с аппаратурой, предназначенной для питания потребителей постоянного тока стабилизированным напряжением 55 В и 27,5 В;
  • комплект блока преобразователя БП-III с блоком контакторов БК-III, предназначенный для преобразования постоянного тока в переменный трехфазный ток;
  • четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М, предназначенные для компенсации пиковых перегрузок генератора постоянного тока, для питания стартеров двигателя ДГ4М-1 и двигателя В-6Р машины, а также для питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Газотурбинный двигатель ДГ4М-1, редуктор системы электропитания и генератор ПГС2-14А соединены друг с другом в единый агрегат питания, который установлен в силовом отделении машины в правой задней нише и жестко закреплен в четырех точках. Номинальная мощность двигателя ДГ4М-1 70 л.с. при 6000 об/мин. Удельный расход топлива до 1050 г/л.с. в час. Максимальное время запуска двигателя ДГ4М-1 с принятием номинальной нагрузки, включая холодную прокрутку, 2 мин. Сухой вес двигателя ДГ4М-1 130 кг.

В ЗСУ-23-4 установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех - до 23 км, а при включенном подавителе шумов - до 13 км.

Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство Р-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3 - 3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сепарацией воздуха.

Эксплуатация,модернизация и боевое применение «Шилки»

ЗСУ-23-4 «Шилка» стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион «шилок», который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ «Шилка», а другой - четыре самоходных ЗРК «Стре-ла-1» (затем ЗРК «Стрела-10»).

Эксплуатация «Шилки» показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех «Шилке» на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7 - 8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Газотурбинные двигатели ДГ4М-1 постоянно барахлили, и генератор бортовой сети работал преимущественно от основного двигателя. В свою очередь, систематическая эксплуатация дизеля на стоянке на малых оборотах приводила к его осмолению.

Во второй половине 60-х годов ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй - ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление СМ о более серьезной модернизации «Шилки». Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмоза-рядка автоматов 2А7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на вооружение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение «Бирюса», но в войсках ее по-прежнему называли «Шилкой».

После следующей модернизации установка получила индекс ЗСУ-23-4МЗ (3 - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания «свой - чужой». Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4МЗ. Производство ЗСУ-23-4МЗ прекратили в 1982 году.

«Шилки» широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Существуют различные точки зрения по поводу эффективности действия «Шилки» в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на «шилки» пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что «шилки» создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня «шилок».

Очень высоко в Афганистане ценились «шилки» нашими офицерами и солдатами. Идет колонна по дороге, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шил-ка». Длинная очередь по противнику, и море огня на его позиции. Душманы называли нашу самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов «Шилка» спасла жизнь.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный «афганский вариант» - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...

Принимая на вооружение «Шил-ку», и военные, и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, который якобы был неуязвим для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не на следующий день после принятия на вооружение ЗСУ-23-4 во всех высоких инстанциях начались разговоры о ее модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь - увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда.

С осени 1962 года прорабатывалось несколько эскизных проектов установки на «Шилку» 30-мм автоматов. Среди них рассматривался 30-мм автомат револьверного типа НН-30 конструкции ОКБ-16, использовавшийся в корабельной установке АК-230, 30-мм шестиствольный автомат АО-18 от корабельных установок АК-630 и 30-мм двухствольный автомат АО-17 конструкции КБП. Кроме того, испытывался 57-мм двухствольный автомат АО-16, специально сконструированный в КБП для зенитной самоходной установки.

26 марта 1963 года в подмосковных Мытищах состоялся техсовет под руководством Н.А.Астрова. На нем было решено увеличить калибр ЗСУ с 23 до 30 мм. Это в два раза (с 1000 до 2000 м) повышало зону 50-процентной вероятности поражения цели и увеличивало дальность стрельбы с 2500 до 4000 м. Эффективность стрельбы по истребителю МиГ-17, летящему на высоте 1000 м со скоростью 200 - 250 м/с, возрастала в 1,5 раза.

При сравнении 30-мм автоматов указывалось, что экстракция гильз у НН-30 идет назад вниз, а удаление гильз из башни «Шилки» - вперед вбок, что потребует значительных переделок в ЗСУ. При сравнении АО-17 и АО-18, имевших одинаковую баллистику, отмечалось преимущество первого, который требовал меньшего объема доработок отдельных узлов, обеспечивал более легкие условия работы приводов, сохраняя в большей степени преемственность конструкции, в том числе погона башни, редуктора горизонтального, наведения, гидропривода и т.д.

Просмотров: 4751

Зенитная самоходная установка "Шилка" предназначена для поражения низколетящих целей на дальности до 2500 м. и высоте 1500 м., а также наземных целей на дальности до 2000 м.

Вооружение состоит из четырехствольной автоматической зенитной пушки АЗП-23-4 с жидкостным охлаждением и радиоприборного комплекса (РПК). Наведение пушки осуществляется с помощью гидропривода, а так-же и в ручном режиме (наземные цели). Боекомплект 2000 снарядов. Скорострельность 3400 выстрелов в минуту. Боеприпасы: БЗТ - бронебойные зажигательные, трассирующие; ОФЗТ - осколочнофугасные, зажигательные, трассирующие и ОФЗ - осколочнофугасные зажигательные. Обычное снаряжение ленты: три ОФЗТ, один БЗТ.

В состав РПК входит радиолокационная станция РЛС-33, счетнорешающий прибор (СРП), визирное устройство и система стабилизации. Дальность обнаружения РЛС до 20 км.

Средства связи: радиостанция Р-123.

База: ГМ-575 (производства Мытищинский машиностроительный завод, ныне ЗАО "Метровагонмаш"). Двигатель: дизель, однорядный, шестицилиндровый, 260 л.с. Запас топлива - 400 л. Трансмиссия - механическая. Спецэлектропитание: газотурбинный двигатель, генератор, бортовой преобразователь сети. Выдаваемые напряжения: постоянное 27В, 54В и переменное 220В 400Гц.

Экипаж установки - 4 человека: командир, оператор поиска, оператор дальности и механик-водитель.

В 60-70 гг. Противовоздушную оборону мотопехотных и танковых полков обеспечивал ЗРАБатр (зенитная ракетная артелерийская батарея) в составе взвода из четырех "Шилок" и взвода из четырех "Стрел-1"(в дальнейшем "Стрел-10"), перекрывая мертвые" зоны дивизионного ЗРК "Куб"("Оса").

С 80-х в состав МСП и ТП входит зенитный дивизион состоящий из батареи "Шилок" ("Тунгусок"), батареи "Стрела-10" и батареи ПЗРК "Игла" на БМП (БТР).

ЗСУ-23-4 способна обнаруживать и отслеживать низколетящие летательные аппараты на эффективной дальности до 2500 метров. Установка способна вести огонь в движении благодаря наличию системы стабилизации артиллеристской установки и РЛС.

ЗСУ-23-4 может перевозиться Ан-22 и Ил-76.

Анализируя итоги войны 1973 года на Ближнем Востоке, иностранные военные обозреватели отметили, что за первые три дня боев сирийские ракетчики уничтожили около 100 израильских самолетов. По их мнению, это объяснялось тем, что плотный огонь автоматических ЗСУ-23-4 советского производства заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где как раз была зона действия зенитных ракет.

Появление в 50-х годах зенитных ракетных комплексов, способных поражать воздушные цели на средних и больших высотах, привело к тому, что летчики штурмовой и бомбардировочной авиации освоили новый тактический прием - заход на наземные объекты с малых, до 300 м, и предельно малых высот. Поразить скоростной самолет, атакующий в течение 15-30 с, расчеты ракетных и ствольных зенитных установок просто не успевали. Понадобилась новая техника - мобильная, быстродействующая, с высокой степенью автоматизации, могущая вести огонь с места и на ходу. Над такими зенитками принялись работать и советские конструкторы, которые сразу же столкнулись с рядом серьезных проблем, поскольку раньше ничем подобным не занимались.

Прежде всего это касалось компоновки. Сравнительно легкую, но громоздкую электронную аппаратуру поначалу предполагали разместить внутри корпуса самоходки, но по ряду причин, прежде всего из-за длинных волноводов радиолокационной станции, этот вариант отвергли. Тогда решили смонтировать вооружение, аппаратуру и места экипажа в крупной, закрытой башне. Правда, тактико-техническое задание позволяло ограничиться полузакрытой машиной, однако крыша понадобилась, чтобы защитить от влаги и пыли радиоэлектронику.

Состоявшие тогда на вооружении 37- и 57-мм пушки не устроили конструкторов из-за кассетного механизма заряжения (отсюда низкий темп стрельбы) и большой массы, требовавшей мощных силовых приводов. Другое дело -23-мм автоматическая пушка с ленточным питанием, что, кстати, позволило обойтись без заряжающего. А сравнительно небольшая мощь ее осколочного снаряда вполне компенсировалась значительным весом секундного залпа - такой метод давно применяется в истребительной авиации.

Немало хлопот доставил выбор места для антенны радиолокатора. Ведь при установке стволов перед стрельбой на упреждение возникает рассогласование между линией выстрела и электрической осью локатора, из-за чего они, стволы, могут стать помехой для радиолуча. Сначала пушки думали установить попарно по бортам башни, а антенну и оптический визир впереди. Однако разнесенные артсистемы увеличили бы момент инерции вращающейся башни, а при отказе одной возникали бы асимметричные нагрузки на приводы. Кроме того, зеркало антенны перекрывало бы наводчику наблюдение за передней полусферой. Поэтому место стволам выделили в центре установки, а антенну поставили впереди и сбоку от них. Однако при выстрелах на полигоне дульная волна разрушила ее.

В окончательном варианте антенну смонтировали на корме, на высоком кронштейне (в походном положении ее зеркало укладывали над крышей силового отделения), а стволы - впереди, в два яруса, между которыми уложили короба с боезапасом.

Изготовленные башни обкатывали на ходовых макетах, выполненных на базе СУ-85, которую предполагали использовать в качестве шасси для будущей машины, сняв штатную пушку и уменьшив бронирование. Удалось сэкономить 4 т, да масса полностью укомплектованной башни превысила 8 т! Более подходящим был ПТ-76, но требовалась основательная переделка корпуса, чтобы установить тяжелый и сложный погон диаметром 2700 мм под башню. Лучше уж создать специальный корпус. Так и сделали - башня держалась на погоне Т-54, опущенном ниже верхней кромки бортов и опиравшемся на легкую коробчатую раму, которая обеспечивала прочность тонкобронному корпусу. Ее нижняя цилиндрическая часть удачно разместилась в надгусеничных нишах.

Общая компоновка была классической - впереди отделение управления, за ним боевое, в корме моторно-трансмиссионное. Для повышения удельной мощности форсированного двигателя В-6Р применили эжекционную систему охлаждения. Она потребляла всего 2,2-2,5% его мощности (против 10-12% для вентилятора). Заборник воздуха для двигателя оснастили лабиринтной системой перегородок, где застревали крупные частицы пыли, потом воздух проходил по туннелю вдоль борта и поступал в основной фильтр с эжекционным отсосом остатков пыли выхлопными газами. Крутящий момент от двигателя передавался на ведущие колеса через гитару, главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач с синхронизаторами, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Ходовую часть с шестью однорядными опорными катками на борт заимствовали у ПТ-76, плавное движение обеспечивала торсионная подвеска с большими ходами и мощными амортизаторами на первых, пятом левом и шестом правом узлах. Срок службы гусеницы повысили, уплотнив резиновыми втулками торцы шарниров, чтобы на трущиеся части не попадали абразивные частицы. Запас топлива находился во внутренних баках: один - в силовом отделении, другой - справа от водителя.

При марше по хорошей дороге станция электропитания работала от основного двигателя, на тяжелых грунтах и стационарной позиции автоматически включался газотурбинный ДТ-4 мощностью 80 л. с., который хоть и поглощал много топлива, зато давал нагрузку через минуту после включения. Равные с танками подвижность и проходимость позволяли боевой машине прикрывать войска на марше - эффективный огонь велся благодаря системе стабилизации линии выстрела и визирования.

Варианты:

  • ЗСУ-23-4М4
  • ЗСУ-23-4R Rosomaha - польский вариант модернизации
  • "Донец" - украинский вариант модернизации

Радиолокационный комплекс обеспечивал автоматический поиск, обнаружение и поражение воздушных целей на высотах 100-1500 м. При работе в комбинированном режиме, когда дальность задается локатором, а угловые координаты - оптическим визиром, стрельба ведется по самолетам, летящим на сверхмалых высотах. Если же они ставят помехи или пускают ракеты, самонаводящиеся по излучению радара, станция отключается и наводчик осуществляет прицеливание по визиру.

После всесторонних испытаний зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 "Шилка" была принята на вооружение. В процессе производства ее несколько раз модернизировали. В частности, значительные изменения претерпела система воздухопитания радиоприборного комплекса. Поскольку для его охлаждения (а следовательно, для надежной работы) требовался постоянный приток особо чистого воздуха, в передней части корпуса установили воздухозаборник с эффективной системой очистки. Заодно усилили производительность вентиляции боевого отделения.

Рассматривалась возможность замены счетверенной 23-мм установки 30-мм сшестеренной пушкой с вращающимся блоком стволов, что позволило бы резко увеличить плотность огня. Однако эта артсистема, созданная для флота, оказалась слишком привередливой для сухопутных условий.

Кроме того, сравнительные испытания различных зениток показали, что даже со штатным оружием "Шилка" не уступает батарее из четырех 57-мм пушек комплекса С-60, в который входит 12 единиц боевой техники с расчетом в 57 солдат и офицеров.

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 21
  • Компоновочная схема: классическая
  • Экипаж, чел.: 4
  • Годы производства 1964-1982
  • Годы эксплуатации: с 1965
  • Количество выпущенных, шт.: около 6500
  • Длина корпуса, мм: 6495
  • Ширина корпуса, мм: 3075
  • Высота, мм: 2644-3764
  • База, мм: 3828
  • Колея, мм: 2500
  • Клиренс, мм: 400
  • Тип брони: стальная катаная противопульная (9-15 мм)
  • Калибр и марка пушки: 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»
  • Тип пушки: нарезные малокалиберные автоматические пушки
  • Длина ствола, калибров: 82
  • Боекомплект пушки: 2000
  • Углы ВН, град.: −4...+85°
  • Углы ГН, град.: 360°
  • Дальность стрельбы, км: 0,2-2,5
  • Прицелы: оптический визир, РЛС РПК-2
  • Тип двигателя: В-6Р
  • Мощность двигателя, л. с.: 280
  • Скорость по шоссе, км/ч: 50
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
  • Запас хода по шоссе, км: 450
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 300
  • Удельная мощность, л. с./т: 14,7
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30°
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,7
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5
  • Преодолеваемый брод, м: 1,0


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх