М. Кинг Именно это высказывание, как нельзя лучше характеризует, всё то, что связанно с именем М

В 1964 году Мартину Лютеру Кингу была присвоена Нобелевская премия мира за успехи в деле демократизации американского общества. Он очень хотел полностью уничтожить расовые предрассудки, чтобы черные и белые люди могли наконец-то сосуществовать в Америке совершенно на равных.


Его отец Майкл Кинг был пастором баптистской церкви в Атланте, штат Джорджия. Однажды в 1934 году отец Майкл поехал путешествовать по Европе, побывал в Германии. Там он познакомился с учением немецкого реформатора Мартина Лютера и настолько был впечатлен его работой, что решил взять его имя себе и своему пятилетнему сыну. С этих пор их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом Кинг Старший обязал своего сына и себя следовать учению выдающегося немецкого священника и богослова.


Позже преподаватели колледжей и школ отметили, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил остальных сверстников. Он сдавал все экзамены на «отлично», хорошо учился, пел в церковном хоре.


В 10 лет он был приглашен на премьеру фильма «Унесенные ветром» и исполнил там песню. В 13 Мартину удалось поступить в лицей при университете Атланты, спустя 2 года стал победителем ораторов, проводимый Афроамериканской организацией Джорджии. Свои выдающиеся способности он в очередной раз доказал, поступив в колледж Морхауз, сдав экзамены средней школы экстерном.


В 1947 году Мартин стал служителем и помощником в баптистской церкви отца Мартина Лютера Кинга Старшего. Учебу он при этом решил не оставлять и на следующий год поступил в теологическую семинарию в Честере, в штате Пенсильвания. Там ему в 1951 году была присуждена степень бакалавра богословия. В Бостонском университете он в июне 1955 года защитил степень доктора философии.

Жизнь после учебы и начало активной деятельности

После окончания учебы, Мартин Лютер принялся . В баптистской церкви в Монтгомери он стал лидером протеста чернокожего населения, выступавшего против расовой сегрегации. Первопричиной стал инцидент, который произошел с чернокожей Розой Паке, когда ее попросили покинуть автобус. Она отказалась это сделать, обратив внимание оппонентов на то, что же равноправная гражданка Америки. Эту женщину поддержало все чернокожее население города. На год был объявлен бойкот всем автобусам. Кинг Младший довел это дело до Верховного суда. Судом сегрегация была признана неконституционной и тогда власти сдались.


Вышеописанная ситуация - это бескровного и ненасильственного сопротивления властям. Далее Мартин Лютер решил бороться за равные права негров, касающихся получения образования. В Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не давали учиться наравне с белыми. Суд признал правоту этого иска, так как раздельное обучение белых и черных противоречило конституции Америки.

Первые серьезные проблемы и опасность для жизни

Противники объединения черных и белых стали охотиться на Кинга Младшего, так как его выступления собирали тысячи черных и белых людей вместе и были очень эффективны. Он стал для многих влиятельных людей словно кость в горле.


В 1958 году, на одном из многочисленных выступлений его ударили в грудь ножом. Мартина тут же увезли в больницу, спасли его жизнь и после лечения он продолжил агитацию. Его часто показывали по телевидению, писали о нем в газетах. Мартин Лютер стал очень популярным политическим деятелем и лидером, гордостью чернокожего населения совершенно всех штатов.


В 1963 году он арестован и обвинен в нарушении общественного порядка. Попав в тюрьму Бирмингема, его вскоре отпустили, так как не нашли никакого криминала. В этом же году Мартин Младший был принят президентом США Джоном Кеннеди. После встречи с ним, он поднялся на ступени Капитолия и произнес многотысячной толпе свою знаменитую речь, которую все сегодня знают под названием «У меня есть мечта».

Последнее выступление

В 1968 году, во время выступления перед участниками демонстрации в Мемфисе, в него выстрелили и выстрел этот оказался смертельным. В этот момент темнокожая Америка потеряла своего самого верного защитника, мечтавшего о равноправии в стране и отдавшего за это собственную жизнь. С тех пор третий понедельник января отмечается в США как День Мартина Лютера Кинга и является национальным праздником.


Дело Мартина Лютера Младшего продолжила его жена Коретта Скот Кинг. Она продолжила ненасильственное сопротивление сегрегации, дискриминации, колониализму, расизму и т.п.

В Атланте (штат Джорджия, США) в семье пастора баптистской церкви. При рождении ему было дано имя Майкл, но позже имя мальчика было изменено на Мартин.

Обучался в начальной школе Дэвида Говарда, а затем — в средней школе Букера Уошингтона. В 1944 году в возрасте 15 лет он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН).

В сентябре 1958 года, при раздаче автографов в Гарлеме (Нью‑Йорк), он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной.

В 1960 году по приглашению премьер‑министра Джавахарлала Неру Мартин Лютер Кинг провел месяц в Индии, где изучал деятельность Махатмы Ганди .

В этом же году он вернулся в Атланту и стал пастором Эбенезерской баптистской церкви.

В 1960‑1961 годах Кинг принимал участие в сидячих демонстрациях и "маршах свободы" .

В марте — апреле 1963 года он возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту. За нарушения запрета на демонстрации Мартин Лютер Кинг был арестован на пять дней. В это время он написал "Письмо из бирмингемской тюрьмы", в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан.

28 августа 1963 года Кинг стал одним из организаторов марша на Вашингтон, который собрал более 200 тысяч участников и во время которого он произнес свою знаменитую речь "У меня есть мечта" (I have a Dream).

Этот марш содействовал принятию закона о гражданских правах (1964), а сам Кинг удостоился Нобелевской премии мира (1964) за вклад в движение ненасильственного сопротивления расовому угнетению.

В 1965 году Мартин Лютер Кинг стал лидером движения за регистрацию избирателей в штате Алабама. В 1965‑1966 годах он возглавил кампанию против расовой дискриминации в жилищной политике в Чикаго (штат Иллинойс). В 1966 году Кинг первым из ведущих афроамериканских лидеров публично выступил против войны во Вьетнаме. В 1968 году он организовал "Кампанию бедных людей" с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

28 марта 1968 года возглавил шеститысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих.

4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг был смертельно ранен , когда стоял на балконе мотеля "Лоррэйн" в Мемфисе. От полученной раны он скончался в госпитале Сент‑Джозефа и был похоронен в Атланте. На похороны пришли свыше ста тысяч человек.

В убийстве Мартина Лютера Кинга был обвинен Джеймс Эрл Рэй (James Earl Ray), в прошлом судимый. В июле 1968 года убийца был пойман в Лондоне (Великобритания) и передан США. На суде Рэй признал себя виновным в преступлении, и был приговорен к 99 годам тюрьмы. Позже он отказался от показаний, заявив, что его сделали "пешкой" и подставили настоящие убийцы. Джеймс Эрл Рэй скончался в тюрьме в 1998 году.

Мартин Лютер Кинг был автором нескольких книг, в числе которых "Шаг к свободе" (Stride Toward Freedom, 1958), "Почему мы не можем ждать" (Why We can"t wait, 1964), "В каком направлении мы пойдем — к хаосу или сообществу? " (Where Do We Go from Here: Chaos or Community?, 1967).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Все формы протеста афроамериканцев в 50-е – 70-е гг. можно разделить на стихийные и организованные.

К стихийным выступлениям афроамериканцев принято относить восстания в черных гетто в 60-х гг. Организованное же движение афроамериканцев за свои права не было однородным: его можно разделить на ненасильственные формы протеста с центральной фигурой Мартина Лютера Кинга и террористические формы, во главе которых стояли «Черные пантеры».

Мартин Лютер Кинг, лидер движения негров США за свои права, родился 15 января 1929 г. в Атланте, административном центре штата Джорджия, в семье пастора местной баптистской церкви. Несмотря на ущемленное положение чернокожего населения в южных штатах, семья Кинга отнюдь не относилась к самым униженным и обездоленным слоям негритянского общества, напротив, потомственные пасторы, Кинги входили в состав местной своеобразной «афроамериканской» элиты и могли похвастаться довольно крепким средним достатком. Кингу тоже была суждена карьера пастора и соответствующее образование, хотя в ранней юности его иногда посещали и другие мечты: стать, например, врачом. Но семейные традиции оказались сильнее, и первые десятилетия жизни Кинга - это спокойное движение по траектории, предначертанной полученным при рождении социальным статусом. Средняя школа, мужской негритянский колледж в Атланте, затем теологическая семинария в Честере, и, наконец, Бостонский университет. Последний Кинг окончил в 1955 г., защитив диссертацию и получив степень доктора философии. Здесь же, в Бостоне, он встретил свою будущую жену, Коретту Скотт, свадьба с которой была сыграна в июне 1953 г. В июне 1955 г. Кинг занял должность пастора баптистской церкви в Монтгомери, в Алабаме. Кинг, потомственный священник, был пастором нового типа. Он не довольствовался обычным для проповедника образованием.

В университетах учились обеспеченные и сравнительно защищенные черные юноши. Их сверстники испытывали большие унижения, но студенты острее переживали свое положение, искали выход для своего народа, своего поколения. Кто-то, отрицая американский расизм, отрицал Америку; одни вступали в компартию, других привлекали черные мусульмане, ненавидящие белую «расу дьяволов». Кинг, сын пастора и внук пастора, был иным. Он был образцовым американцем, только черным.

Особое влияние на Кинга оказал Ганди, проповедовавший идеи массовых ненасильственных действий. «Наполним собою тюрьмы», - звучал лозунг борцов за независимость Индии.

Нигде в США в то время расизм не проявлял себя столь ярко, как в Монтгомери. Колыбель мятежной южной Конфедерации, город и спустя столетие гордился своим статусом «столицы расизма», постоянно подтверждая его унизительными сегрегационными ограничениями, деятельностью Ку-клукс-клана и систематической травлей черного населения. Кинг приехал в этот город, отнюдь не собираясь устраивать в нем какую-то «черную революцию», а всего лишь вести обычную жизнь обычного баптистского пастора.

1 декабря 1955 г. в городе Монтгомери (Алабама) усталая негритянка вошла в автобус. У портнихи Розы Паркс закончился тяжелый рабочий день, она села на место «для черных». Пассажиров становилось всё больше, водитель потребовал, чтобы негры уступили места белым. Таковы были правила, все встали. Все, кроме Розы Паркс. Водитель вызвал полицию. Женщина была арестована, ее отпустили под залог.

Реакция негров была необычной, они организовали протест. Лидерами черной общины были священники, среди которых выделялся 27-летний настоятель баптистской церкви Мартин Лютер Кинг.

Лидеры черной общины призвали к бойкоту автобусов, что сильно ударило по финансам города. Улицы приобрели необычный вид: множество черных пешеходов, автобусы шли пустыми. Лозунг «Ходьба ради свободы» пользовался популярностью, но организаторы бойкота были реалистами, они организовали бюро пассажирских перевозок, закупили несколько автобусов. Когда же суд признал создание бюро незаконным, то черные владельцы автомобилей стали подвозить соседей по специальному графику. Хорошая организация поднимала дух участников бойкота, а в церквях звучали проповеди, призывавшие продолжать мирную борьбу.

Внимание Америки было приковано к Монтгомери. Окружной федеральный суд, а затем и Верховный Суд США признали законы Алабамы о сегрегации в автобусах неконституционными.

Борьба за гражданские права приняла широкий массовый характер. Ее возглавили как возникшие в ходе самой борьбы организации - руководимый М. Л. Кингом Южный совет христианского руководства (ЮСХР), Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (СККНД), а так же организации черных американцев: Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН), Национальная городская лига (НГЛ), Конгресс расового равенства (КРР).

Движение негритянского населения встречало протест со стороны белых американцев: в автобусы с черными пассажирами кидали камни, в них стреляли; у церквей, у домов организаторов бойкота взрывали бомбы; черные священники охраняли по ночам свои жилища. Уже во время бойкота на Кинга постоянно сыпались угрозы, а 30 января 1956 г. в его доме была взорвана бомба, и близкие Кинга не пострадали буквально чудом. Перед молодым пастором встал нелегкий выбор: отказаться от борьбы ради своей безопасности и безопасности семьи, или продолжить борьбу в русле избранной им под влиянием Ганди тактики ненасилия. Он выбрал второе.

Противостояние сторонников и противников сегрегации приобретало характер крестового похода, битвы не на жизнь, а на смерть. Одни были готовы убивать, отстаивая свои принципы. Другие ради правого дела шли на смерть. Кинг говорил своей пастве, своим сторонникам: «Прежде чем мы завоюем свободу, прольются реки крови. Но это должна быть наша кровь». Евангельские заповеди помогали выжить поколениям черных рабов. Их потомки превратили веру в оружие радикальной политики. Молодого пастора они называли своим Моисеем.

Сам Кинг был арестован в белом ресторане осенью 1960 г. и приговорен к исправительным работам. Чернокожие американцы были возмущены. Дж. Ф. Кеннеди, боровшийся за пост президента, позвонил жене Кинга и выразил ей сочувствие, а избирательный штаб демократов помог освобождению черного лидера. Неудивительно, что немало негров на президентских выборах голосовало за Кеннеди. Они полагали, что новый президент внесет в Конгресс антирасистские законы, на это надеялся и Кинг.

Однако, Кеннеди не спешил: он не мог не учитывать позицию консервативных конгрессменов и сенаторов. Вместе с тем время действовать приближалось. Чернокожий Дж. Мередит в 1962 г. пожелал учиться в университете Миссисипи, старой школе белых джентльменов. Вооруженная толпа не пустила студента, хотя его сопровождали судебные исполнители, в них летели кирпичи и бутылки. Кеннеди направил войска. Мередит посещал занятия под охраной сотен солдат. И это был не единичный случай.

Кинг критиковал администрацию за медлительность. Он говорил, что у США существует план экспедиции на Луну, план же избрания черного депутата в Алабаме выглядит более фантастичным. По мнению Кинга, следовало подталкивать правительство, его команда готовилась к решающей битве. Полем сражения стал Бирмингем (Алабама). Его власти проповедовали расизм, победа здесь привела бы к прорыву в масштабах всей страны. Тщательно отбирались объекты «атаки», уточнялся секретный график действий. Сотни добровольцев проходили подготовку, они должны были при любых обстоятельствах воздерживаться от насилия. По всей стране собирались деньги для уплаты штрафов.

В 1963 г. движение вступило в новую фазу. Однажды в Бирмингеме черные студенты зашли в закусочную «для белых» и вежливо попросили «кока-колу». Их не обслужили, но они терпеливо досидели до закрытия. На следующий день они пришли снова с друзьями. День ото дня число друзей увеличивалось.

И в других городах черные активисты устремились в «белые» кафе, рестораны, бары, несмотря на встречаемое сопротивление. Затем черные посетители направились в библиотеки для белых, в магазины для белых, в парки для белых, в туалеты для белых. Эти действия были демонстративным нарушением законов ряда штатов. Участники движения получали приговоры, сроки и штрафы.

В апреле 1963 г. 40 добровольцев перешли к активным действиям: одни сели в закусочных на «белые» места, другие пикетировали здания. Начался и бойкот магазинов. В последующие дни сотни людей выходили для участия в демонстрациях и пикетах, их арестовывали. Наконец, демонстрацию возглавил сам Кинг, он тоже был арестован. Сотрудники Кинга полагали, что руководителю акции следовало остаться на свободе. Но черный лидер считал, что его арест лучше послужит движению.

Всё новые люди подключались к движению, тюрьмы были переполнены, под места заключения приспосабливались общественные здания. Полиция стала применять жесткие меры против демонстрантов, их стали избивать, на них направляли струи мощных водометов. Но тысячи необычно молчаливых, празднично одетых черных подростков приходили к церквям и после проповеди шли на демонстрации.

События в Бирмингеме стали новостью № 1 для прессы, для телевидения. На первых страницах газет появились ошеломляющие снимки: собаки, кусающие школьников; полицейские, волочащие женщин за ноги. Властям противостояли дисциплинированные, аккуратные, религиозные граждане с флагом США. Моральный перевес был на стороне демонстрантов. Кинг завоевывал сердца белой Америки. Рос и страх перед насилием. В черных кварталах усиливалось возмущение, власти опасались взрыва. Бизнесмены, терпевшие убытки, шли на уступки, но власти Алабамы отвергали компромисс.

В Бирмингеме был использован весь арсенал средств ненасильственной борьбы. Эти события были переломными в борьбе афроамериканцев за свои гражданские права. Но и сторонники сегрегации усиливали противодействие. Увеличивались жертвы, нападали на активистов движения права и на простых людей. Взрыв у церкви в мае 1963 г. унес жизнь четырех девочек, посещавших воскресную школу.

Террор вызывал возмущение и расширял ряды участников движения. В августе 1963 г. состоялся грандиозный марш на Вашингтон, на митинг собралось 250 тысяч человек. Кинг произнес свою самую знаменитую речь:

«Сегодня я говорю вам, друзья мои, что, несмотря на все лишения и трудности, у меня всё же есть мечта.

Я мечтаю о том, что в один прекрасный день на чудесных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и бывших рабовладельцев смогут сесть рядом за стол братства.

Я мечтаю о том, что в один прекрасный день даже изнемогающий от притеснений и несправедливости штат Миссисипи превратится в оазис свободы и справедливости.

Я мечтаю о том, что в один прекрасный день мои четверо маленьких детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету кожи, а по цельности их натуры.

Есть у меня мечта...»

Толпа кричала Кингу: «Помечтай еще немного».

Американская администрация должна была действовать. Незадолго до своей смерти Кеннеди направил в Конгресс билль о гражданских правах. Президент Джонсон использовал атмосферу, сложившуюся после убийства своего предшественника, для продвижения этого законопроекта. Разные мотивы побудили президента Джонсона занять подчеркнуто положительную позицию в отношении билля о гражданских правах. Немаловажное значение имели обстоятельства, связанные с предстоящей в 1964 г. избирательной кампанией. Но главной причиной по-прежнему оставалась нараставшая борьба негритянских масс и их союзников.

10 июня Сенат 71 голосом против 29 принял решение о прекращении затянувшихся дебатов. Подобное решение сенат принимал второй раз за последние 29 лет и впервые по вопросу о гражданских правах. 19 июня билль был принят Сенатом 73 голосами против 2. Закон о гражданских правах 1964 г. запрещал дискриминацию при регистрации избирателей, расовую и иную дискриминацию в общественных местах, ресторанах, кафе, кинотеатрах, спортивных сооружениях, концертных залах, парках, плавательных бассейнах, библиотеках и т. д.; закон уполномочил министерство юстиции возбуждать судебные иски по поводу сегрегации в школах, а также предусматривал предоставление школьным округам финансовой и технической помощи в проведении десегрегации. В программах, осуществляемых с федеральной финансовой помощью, запрещалась расовая дискриминация на предприятиях с числом работников не менее 100 (в течение четырех лет действие этого положения должно было распространиться на предприятия с числом работников не менее 50). Учреждалась двухпартийная Комиссия по обеспечению равных возможностей при найме.

Будучи шагом вперед на пути к признанию формального равноправия негритянского населения, закон 1964 г. носил половинчатый характер, что отражалось в большом числе оговорок и ограничений. Например, при низком образовательном уровне негритянского населения на Юге, особенно среди пожилых негров, закон давал юридические основания отстранять тысячи негров от участия в выборах. Кроме того, закон касался только выборов президента и членов конгресса США, выборы же в штатах и на местах по-прежнему должны были проводиться на основе существовавших там законов, многие из которых носили явно дискриминационный характер. Дискриминация в ресторанах, отелях, кинотеатрах и других местах общественного пользования запрещалась только в случаях, когда основная масса товаров и большая часть развлечений были связаны с торговлей между штатами, а жилье сдавалось транзитным пассажирам или лицам, совершавшим поездки между штатами. Добавим, что закон не распространялся на парикмахерские, магазины розничной торговли, бары, кегельбаны и пр.

Закон запрещал Комиссии по гражданским правам заниматься расследованиями практики приема в члены различного рода «братств», клубов, религиозных и некоторых других общественных организаций и их деятельности, если она касалась только их членов. Раздел закона «О равных возможностях при найме и работе» оговаривал, что его положения не распространяются на членов Коммунистической партии США или других организаций «коммунистического действия или коммунистического фронта».

Закон в значительной степени носил декларативный характер. Он несколько расширил полномочия министерства юстиции по возбуждению судебных дел в случае нарушения статей, запрещавших дискриминацию. Однако закон устанавливал весьма сложную и длительную процедуру обжалования исков в связи с расовой дискриминацией. От лиц, решивших начать такую тяжбу, требовалось немало усилий, времени, средств, не говоря уже об умении разбираться в сложной юридической казуистике, наконец, закон не предусматривал строгого наказания лиц, виновных в дискриминационной практике.

Несмотря на несовершенство закона, принятие билля было серьезной победой, достижение которой, безусловно, было связано с именем Мартина Лютера Кинга. Еще в 1963 г. «Тайм» назвал его человеком года. На следующий год знаменитого протестантского священника принял римский папа. Кинг стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии мира.

Знаменитый лауреат продолжал борьбу. Теперь в центре его внимания оказался вопрос о правах избирателей: в южных штатах власти разными способами не допускали негров к выборам. Кинг возглавил новые демонстрации, вновь он оказался за решеткой. Рос список новых жертв. Избитые, искалеченные, погибшие участники движения. Но в 1965 г. был принят закон о равных избирательных правах, списки избирателей стали регистрировать федеральные чиновники.

Однако долгожданные законы не могли мгновенно улучшить положение миллионов негров, ожидания которых были столь велики. Жизнь черной бедноты в мегаполисах Севера не изменилась. В Гарлеме Кинга встретили тухлыми яйцами, его называли «дядей Томом», борющимся за «интеграцию туалетов». Негритянская молодежь провозглашала лозунг «Власть черным!» и тянулась к оружию. Идеологами этого движения были и былые соратники Кинга.

Кинг пытался противостоять насилию. Он всё больше внимания уделял социальным проблемам крупных городов, но не все его сторонники желали участвовать в соответствующих акциях. Тактика Кинга оказалась успешной в борьбе против грубой сегрегации на Юге, но она не была особенно эффективной на Севере. Кинг критиковал войну во Вьетнаме, это также раскалывало фронт борцов за гражданские права, однако он продолжал оставаться самым известным лидером черной Америки.

Кинга около 30 раз заключали в тюрьму, ему угрожали и его пытались шантажировать, он пережил несколько покушений на свою жизнь; ежедневно на него клеветали, пытались разрушить его семью, поссорить с друзьями. 4 апреля 1968 г. Мартин Лютер Кинг был застрелен снайпером на пороге своего гостиничного номера в Мемфисе, куда он приехал поддержать забастовку чернокожих мусорщиков. Хотя убийца позднее был пойман, обстоятельства преступления во многом остались невыясненными.

Похороны «президента черных» стали общенациональным событием. На прощальной церемонии присутствовали звезды политики, шоу-бизнеса, спорта. Были приспущены флаги, президент Джонсон обратился к нации со специальным посланием.

Первое, что бросается в глаза при попытке дать общую характеристику деятельности Кинга, безусловно, его роль в установлении подлинного расового равноправия в США. Процесс этого установления затянулся на многие годы, и, по-видимому, его нельзя считать и поныне полностью завершенным. У его истоков возвышается монументальная фигура Авраама Линкольна, добившегося отмены рабства и выигравшего войну с мятежной южной Конфедерацией рабовладельческих штатов. Но формальное падение рабства оказалось только первым шагом к подлинному освобождению негров: чернокожие американцы на Юге не получили в 60-е гг. XIX в. равных прав с белыми. В южных штатах вскоре установился режим сегрегации, при котором «черное» и «белое» население жили раздельно, причем привилегии здесь принадлежали именно белым. Для черных были закрыты избирательные участки, дорогие рестораны и городские парки, их не обслуживали в престижных магазинах и не пускали в закусочные. Обычно говорят в связи с этим о половинчатости успехов «американской революции» XIX в., но сама эта половинчатость была глубоко закономерной. Можно одним юридическим актом отменить рабство, но нельзя подобным же образом отменить, с одной стороны, рабскую психологию, с другой - менталитет расизма. Падение рабства означало только начало длительного пути: для черных - к обретению собственного достоинства, для белых - к изживанию психологии «господина». Понадобилось столетие со времени Гражданской войны, прежде чем афроамериканцы в лице Кинга и его последователей заявили о своей готовности стать полноправными гражданами Америки. Кинг, в силу этого, фигура глубоко символическая: если в XIX в. негров освободил сверху «белый» Линкольн, даруя негром еще не очень понятную им самим свободу, то в XX в. чернокожее население в лице Кинга и его последователей продемонстрировало, что научилось ценить эту свободу, пользоваться ей и готово сражаться за нее.

В борьбе за свободу можно было избрать различные пути, и негритянские правозащитные организации практиковали до Кинга и «юридические приемы», и тактику вооруженного сопротивления. Но именно Кинг решительно направил движение афроамериканцев в русло «прямых» ненасильственных действий, что, во-первых, дало этому движению небывалую массовость и силу, а во-вторых, удержало Америку от сползания к ужасам гражданской войны. Кинг, таким образом, в итоге сумел достичь блестящих успехов в борьбе за свободу чернокожих, и не залить реками крови путь к этой свободе.

Смерть Кинга подтвердила правильность избранного им направления. Казалось, она должна была положить конец надеждам на возможность мирной борьбы. На следующий день после убийства Кинга расистская Америка тихо праздновала свой триумф, а черные гетто в американских городах взорвались беспорядками: радикальные лидеры призывали к бескомпромиссной войне со всеми белыми без различия. Но непостижимым образом имя Кинга и после его смерти продолжало его дело. Волна насилия взметнулась и опала. Десегрегация набирала и набирала обороты, словно и не было трагической гибели «черного Моисея»: Конгресс вскоре принял очередной закон, запрещавший дискриминацию при найме жилья. А вслед за официальной политикой потянулось и массовое сознание. Школы, частные фирмы, общественные организации одна за одной добровольно отказывались от сегрегации. Ныне уже никого не удивляют ни чернокожий государственный секретарь, ни чернокожая советница по национальной безопасности.

Сама фигура Кинга словно продолжала расти: учреждались фонды его имени, возникали памятники и улицы, названные в его честь, а в 1983 г. Кинг удостоился и вовсе немыслимой когда-то для афроамериканца чести: день его рождения 20 января стал государственным праздником. Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. И, без всякого сомнения, Кинг ныне превратился в один из символов страны, с которой и за которую он боролся, желая сделать ее подлинно свободной, и освободить равно черных и белых. Ибо те, кто угнетает других, не могут быть полностью свободными и сами.

Он остался в истории Америки как освободитель и, при том, бескровный освободитель. А готовность жертвовать собой ради других и ради веры придает облику Кинга черты христианского мученика, и таковым признала его, протестантского священника, католическая церковь.

Кинг предвидел свою гибель - это было нетрудно - и в прощальной магнитофонной записи, сделанной на случай своей внезапной смерти, он в последний раз обратился ко всем тем, кто верил ему и следовал за ним.

«Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что я пытался накормить голодных.

Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что при жизни своей я пытался одеть нагих.

Я хочу, чтобы вы сказали в тот день, что при жизни своей я пытался навещать тех, кто в тюрьмах.

И я хочу, чтобы вы сказали, что я пытался любить человечество и служить ему.

После меня не останется роскошных, прекрасных вещей. Но я хочу оставить за собой жизнь, отданную делу.

И это все, что я хочу сказать».

Таким образом, Кинг остался в истории ХХ в. как человек, олицетворявший движение за гражданские права. Он показал, как меньшинство может эффективно использовать демократию для достижения своих целей. Движение за гражданские права нарушало закон и использовало закон. Нарушая законы штатов, Кинг и его сторонники принуждали правительство к принятию и применению законов федеральных. Стремясь к революционным изменениям, Кинг использовал традицию, религию, национальные мифы. Он не противопоставлял демократию патриотизму, апеллировал к американским ценностям, но в то же время умело использовал мировое общественное мнение для давления на США, шантажируя порой политическую элиту страны.



Проповедников, Кинг еще в годы учебы в колледже стал сторонником ненасильственных методов борьбы за гражданские права негров. Посвященный в сан баптистского проповедника (1954), он стал пастором церкви в Монтгомери (Алабама). В следующем году Кинг защитил в Бостонском университете степень доктора философии. Будучи руководителем Ассоциации улучшения положения негров в Монтгомери, Кинг в декабре 1955 организовал бойкот неграми общественного транспорта. Эта акция привела к решению Верховного суда США о запрете сегрегации на общественном транспорте. В 1957 году Кинг организовал и возглавил негритянскую организацию «Конференция лидеров христиан Юга» (Southern Christian Leadership Conference), начал читать лекции по всей стране, призывая к активным ненасильственным действиям за гражданские права негров. Большое значение имела для Кинга его поездка в Индию (1959). Под влиянием учения Махатмы Ганди он разработал тактику массовых ненасильственных действий в борьбе за гражданские права, включая акции гражданского неповиновения.

В 1960 Кинг вернулся в Атланту, где стал пастором Эбенезерской баптистской церкви и был арестован во время одной из акций протеста против сегрегации. Арест Кинга привлек внимание широких кругов американской общественности, кандидат в президенты Джон Кеннеди ходатайствовал об его освобождении. В 1963 Кинг стал одним из организаторов марша на Вашингтон, который собрал более 200 тысяч участников и во время которого он произнес речь «У меня есть мечта» («I have a Dream»). Этот марш содействовал принятию закона о гражданских правах (1964), а сам Кинг удостоился Нобелевской премии мира (1964). В 1965 Кинг организовал марш из Селмы в Монтгомери (Атланта), пытаясь добиться отмены сегрегации в жилищной сфере, но был вынужден отступить перед национальными гвардейцами штата. Эта неудача вызвала критику Кинга со стороны других лидеров борьбы за гражданские права, которые рассматривали его тактику слишком мягкой и нерешительной. С этого времени Кинг стал выступать в более жесткой форме, призывал к совместной борьбе социальных низов белого и цветного населения за общественные преобразования. Кинг одним из первых негритянских лидеров выступил против агрессии США во Вьетнаме. Весной 1968 он приехал в Мемфис (Теннесси), чтобы поддержать забастовку сантехников и 4 апреля был убит расистом Джеймсом Эрлом Реем. После убийства вспыхнули массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), жестоко подавленные властями.

Квартал Суит-Оберн в Атланте, где родился Мартин Лютер Кинг, объявлен национальным мемориалом. Это культурный центр негритянской общины города. Здесь находятся дом, в котором родился Кинг, Эбенезерская баптистская церковь, где он и его отец читали проповеди, Часовня межрелигиозного мира (Interfaith Peace Chapel), могила Кинга с вечным огнем и надписью на надгробии «Свободен, наконец» («Free At Last»), общинный центр и мемориальный музей Кинга - Центр за ненасильственные социальные перемены. В Суит-Оберне в 1974 была смертельно ранена мать Мартина Лютера Кинга. 15 января в США является национальным праздником - Днем Мартина Лютера Кинга. В ряде южных штатов его отмечают в третий понедельник января одновременно с Днем Роберта Ли.

Мартин Лютер Кинг (1929-1968). Фото 1966 г.

Первый борец за гражданские нрава афроамериканцев в США, баптистский проповедник и выдающийся оратор Мартин Лютер Кинг убеждал своих сторонников: следует сопротивляться расизму, но только не насильственным путем. Никакого кровопролития! Он выступал против колониальной агрессии США и войны во Вьетнаме. За успехи в деле демократизации американского общества в 1964 году Мартину Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. У него была мечта — уничтожить расовые предрассудки, чтобы белые и черные могли бы сосуществовать в Америке как равные.

Его отец, пастор баптистской церкви в городе Атланта (штат Джорджия), Майкл Кинг во время поездки по Европе в 1934 году побывал и в Германии. Познакомившись с учением великого немецкого реформатора, основоположника протестантизма, переведшего Библию с латинского на немецкий, Мартина Лютера, решил его имя взять себе и дать своему 5-летнему сыну Майклу. Теперь их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом пастор обязал себя и своего сына следовать учению выдающегося немецкого богослова и священника.

Позднее преподаватели школ и колледжей отмечали, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил своих сверстников. Он хорошо учился, экзамены сдавал на «отлично», увлеченно пел в церковном хоре. Когда ему было 10 лет, его даже пригласили исполнить песню на премьере фильма «Унесенные ветром». В 13 лет Мартин поступил в лицей при университете Атланты, а через 2 года победил на конкурсе ораторов, который проводился Афроамериканской организацией Джорджии. Он доказал еще раз свои способности, когда осенью 1944 года поступил в колледж Морхауз, сдав экзамены за среднюю школу экстерном.

В 1947 году Мартин сделался служителем баптистской церкви, став помощником своего отца, его преподобия Мартина Лютера Кинга Старшего. Но учебу не оставил. На следующий год, после получения в колледже степени бакалавра по социологии, он поступил в теологическую семинарию в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году ему была присуждена еще одна степень бакалавра, на этот раз богословия. Следующая его ступень — Бостонский университет, где в июне 1955 года он защитил степень доктора философии.

Учеба закончена, пора проповедовать. Мартин Лютер — священник баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. Там он стал лидером акции протеста чернокожего населения, выступившего против расовой сегрегации. Первопричиной послужил инцидент, произошедший с чернокожей Розой Паке, которую попросили покинуть автобус. Она отказалась на том основании, что она равноправная гражданка Америки. Ее поддержало все чернокожее население города. Оно объявило бойкот автобусам, который длился свыше года. Благодаря Мартину Лютеру дело дошло до Верховного суда. Суд признал сегрегацию в Алабаме неконституционной. И власти сдались.

Это был пример ненасильственного сопротивления властям, и он доказал свою эффективность. Дальше Мартин Лютер решил бороться за равноправные права негров при получении образования. По его инициативе в Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не разрешалось учиться вместе с белыми. Верховный суд признал его правоту — раздельное обучение черных и белых противоречило американской конституции.

Противники объединения белых и черных устроили буквально охоту на чернокожего оратора, проповедника, выступления которого собирали многие тысячи людей, черных и белых. В 1958 году во время одного из выступлений его ударили ножом в грудь. Мартина. увезли в больницу, но и после лечения он продолжил агитацию. О нем писали газеты, его показывали по телевидению, он стал популярным политическим деятелем, лидером чернокожего населения всех штатов.

В 1963 году его арестовали, обвинив в нарушении общественного порядка, и посадили в тюрьму Бирмингема, но вскоре выпустили: никакого криминала не нашли. В том же году его принял президент США Джон Кеннеди. После встречи с ним Мартин Лютер поднялся на ступеньки Капитолия и обратился к собравшейся многотысячной толпе со словами, ставшими крылатыми: «У меня есть мечта…»

В марте 1968 года во время выступления в Мемфисе перед участниками очередной демонстрации,- Мартин собирался вести обездоленных американцев в Вашингтон,- в него выстрелили. Выстрел оказался смертельным. Это была большая утрата. Темнокожая Америка потеряла своего верного защитника, который мечтал о равноправной стране и отдал за это свою жизнь.

Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

После убийства мужа она возглавила начатое им движение ненасильственного сопротивления расизму, колониализму, дискриминации и сегрегации.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх