Как рожают змеи свое потомство? Все ли виды откладывают яйца? Ученые рассказали, как выглядел первый змей Откуда появились змеи на земле.

Недавно палеонтологи, используя новейшие технологии, обнаружили в отложениях, возраст которых 95 миллионов лет, змею. Да не просто змею, а с… задними ногами. Это открытие позволило установить предка змей, а также выяснить, каким образом данные рептилии утратили ноги в процессе эволюции, что до сих пор было одной из загадок палеонтологии.

Данные окаменелости, возраст которых составляет 95 миллионов лет, были найдены еще в 2000 году в ливанской деревушке Аль-Наммура. Останки принадлежали змее Eupodophis descouensi. Эта рептилия достигала 50 сантиметров в длину. Извлеченные останки передали в Музей естественной истории (Париж) для дальнейших исследований.

И вот недавно группа ученых под руководством доктора Александры Уссе, используя рентгеновские лучи, провела послойное сканирование образца и на основании его результатов построила компьютерную модель изучаемого объекта в 3D-формате. Выяснилось, что у данной змеи были задние конечности, хотя и весьма редуцированные.

На изображении достаточно четко видно, что внутреннее устройство костей лап древних змей в значительной мере напоминает устройство ног современных наземных ящериц. Правда, бедра и голени Eupodophis descouensi весьма укорочены, также имеются кости лодыжки, а вот ступня и пальцы уже отсутствуют. Причем у экспоната оставалась на свободе только одна нога, а вторая была скрыта в камне, однако рентгеновское обследование смогло показать ученым и ее. Поскольку обе ноги устроены одинаково, можно смело считать, что отсутствие некоторых частей конечности — это не результат травмы или уродства, а показатель начала редукции лап у змеиных предков.

"Открытие внутренней структуры задних конечностей Eupodophis позволяет исследовать процесс регресса конечностей в процессе эволюции змей. В настоящее время существует только три ископаемых змеи с сохранившимися задними конечностями и утраченными передними. Их относят к трем разным группам — это Haasiophis , Pachyophis и Eupodophis . У других известных ископаемых групп змей конечности не сохранились. Тем не менее, исходя из их анатомического строения, считается, что у них конечности все-таки были, однако потом исчезли.

Теперь мы можем даже сказать, как, скорее всего, происходила подобная редукция. Данные исследования показывают, что утрата предками змей конечностей не является результатом каких-то анатомических изменений строения костей, а, скорее всего, была связана с сокращением периода роста. Из-за каких-то генетических изменений лапы не успевали полностью сформироваться в эмбриональном периоде, вот змеи и появлялись на свет с немножко "недоделанными" ногами", — говорит руководитель группы, палеонтолог Александра Уссе.

Кстати, подобная версия подтверждается и исследованиями отечественных эмбриологов. Не так давно, исследуя так называемые Нox-гены (это гены, отвечающие за формирование тела зародыша на ранних этапах развития) змей и ящериц, ученые обнаружили, что у последних отсутствует ген Hox-12а, а также несколько изменены Hox-13а и Hox-13b. Известно, что именно эти гены отвечают за формирование заднего конца тела рептилий, а также за появление и развитие задних конечностей. Произошедшая мутация, в результате которой один из генов исчез полностью, видимо, привела к тому, что задние лапы перестали нормально развиваться, а изменение двух его "соседей" — к полному исчезновению этих конечностей.

Тем не менее, вопрос о происхождении змей до сих пор остается одним из самых таинственных в палеонтологии. Ученые считают, что эти рептилии произошли около 150 миллионов лет назад от какой-то группы ящериц. До сих пор непонятно, что это была за группа, а также то, почему змеи стали длинными и безногими.

Согласно одной точке зрения, утрата конечностей связана с переходом к водному образу жизни. В воде лапы не нужны, там гораздо выгоднее двигаться, змееобразно изгибая тело. Подтверждением данной версии служит то, что одна из древних двулапых змей, Pachyophis, была водным животным.

Недостатками этой версии служит тот факт, что среди примитивных змей нет тех, кто обитает исключительно в воде, такие появляются лишь среди продвинутых представителей группы, например, морские змеи (Hydrophiinae ). Кроме того, в палеонтологической летописи змеи крайне редко встречаются в морских и пресноводных отложениях, что довольно странно, так как фауна в подобных захоронениях сохраняется на несколько порядков лучше, чем в наземных, да и попадаются они чаще. Также против этой версии говорит еще и то, что кроме отсутствия конечностей никаких других приспособлений к жизни в воде у примитивных змей нет.

Согласно другой гипотезе, предки змей были роющими ящерицами, утратившими конечности из-за того, что под землей от них больше вреда, чем пользы. Эту версию подтверждает то, что примитивные змеи из группы слепозмеек (Typhlopidae ) — действительно подземные животные. Роющий образ жизни, судя по всему, вели и ископаемые Haasiophis и Eupodophis . Также известно, что представители многих групп ящериц, например, сцинки (Scincidae ), безногие ящерицы (Anniellidae ), веретеницы (Anguidae ) или чешуеноги (Pygopodidae ), при переходе к роющему образу жизни также теряли конечности (при этом не известен ни один случай утраты лап у водных ящериц).

Так что, скорее всего, предки змей действительно вели роющий образ жизни. Именно поэтому им понадобилось длинное тело (легче протискиваться сквозь грунт). Также в связи с этим они постепенно лишились наружных отверстий ушей (что бы земля не забивалась), конечностей и подвижных век (под землей в них нет надобности, во влажной почве глаза не высыхают), а взамен приобрели прозрачную пленку, образованную из сросшихся век, защищающую глаз (поэтому-то и кажется, что змея нас гипнотизирует, взгляд у нее неподвижен).

Довольно долго предками змей считались ящерицы из группы варанов (Varanidae ). Эти ящерицы, как и змеи, имеют длинный и подвижный язык, сильно развитый отвечающий за хеморецепцию орган Якобсона, дополнительное подвижное сочленение ветвей нижней челюсти, а также схожее со змеями строение позвонков. Кроме того, обитающие в Индонезии безухие вараны (Lanthanotidae ), как это видно из их названия, так же как и змеи, лишены наружных ушных отверстий. Тем не менее, детали строения черепа у варанов и змей сильно различаются, а кроме того, молекулярный анализ ДНК показывает, что обе эти группы весьма далеки друг от друга. Также против этой версии свидетельствует еще и то, что среди варанов нет (и, судя по всему, никогда не было) представителей, ведущих полностью подземный образ жизни.

А вот с другой группой современных ящериц, называемых гекконами (Gekkonidae ), у змей куда больше общих черт строения (о том, кто такие гекконы и чем они знамениты, читайте в статье "Секреты ночных скалолазов "). В частности, черепа змей и гекконов полностью лишены височных дуг (образованных скуловыми костями) и имеют подвижное сочленение костей нижней челюсти. Веки у многих гекконов, так же как и у змей, срослись и образовали прозрачную внешнюю оболочку глаза. И, наконец, среди этих ящериц есть те, кто ведет роющий образ жизни.

Наиболее характерными здесь являются представители подсемейства чешуеногов, которое уже упоминалось выше. Его представители, обитающие в Австралии и на Новой Гвинее, обладают змееобразно вытянутым туловищем и по внешнему виду чрезвычайно напоминают змей. Это сходство подчеркивается также отсутствием передних и значительной редукцией задних конечностей, имеющих обычно вид коротких, оканчивающихся иногда когтями чешуйчатых выростов, а также отсутствием наружных отверстий ушей. Конечно, вряд ли именно чешуеноги были прямыми предками змей, однако, судя по всему, это одни из их самых близких родственников.

Кроме того, данные молекулярных исследований также говорят о том, что по строению ДНК самыми близкими родственниками змей являются именно гекконы.

Согласно этим данным, гекконы и змеи отделились от прочих чешуйчатых 180 миллионов лет назад, а разделение этих групп произошло чуть позже, примерно 150-165 миллионов лет назад. То есть примерно тогда, когда, согласно данным палеонтологов, эта группа и возникла. Так что и тут все сходится.

Итак, новая методика исследований помогла ученым заполнить пробел в истории пресмыкающихся и решить одну из самых интригующих загадок эволюции. Надобно заметить, что палеонтологи вообще возлагают на эту методику большие надежды. Она позволяет получить снимки с разрешением в несколько микрон — в тысячу раз меньше, чем дает больничный томограф.

Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.

Например, в 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым "богам" знают немногие.

Змей Горыныч

Многоголовость Горыныча - непременная его черта. Чаще всего он предстаёт трёхглавым. Другие черты упоминаются реже или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело Горыныча в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих Змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь Горыныч носит в себе и извергает его в случае нападения. Кроме огненной стихии он связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время Змей Горыныч живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня). Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых былинах и сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского "тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех сжигает или пожирает.

В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, "держит вахту” при том, что в "тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ, или просто чтобы полакомиться ими. В русской былине "О Добрыне Никитиче и Змее Горыныче" Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну - племянницу киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше походят на гадюк, чем на грозного отца и, почему-то оказываются в чистом поле без всякой защиты. У южных славян Змей считался виновником засухи, и его изгоняли, чтобы вызвать дождь.

Чудо-Юдо

Некоторые исследователи считают что это ещё одно имя Змея Горыныча. Действительно, внешне они очень похожи. Вообще, слово „чудо" в старину означало великана.

Возможно он исходит ещё из праславянской мифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно. Единого мнения о происхождении персонажа, в работах этнографов и культурологов, на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях, зачастую, напоминает морские чудища античной мифологии.

Число голов обычно кратно трем, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7. (ИМХО это перебор, всё таки головы, облепившие тело, как опёнки пень сильно ухудшают аэродинамику, да и шеи могут легко запутаться. Но оставим это на совести былинников.)

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха.

Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого - волосы золотые.

Огненный Змей

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек.

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит.

Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

Змей Полоз

Чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека.

Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

«Когда ползет Полоз такой сильный, что от него трава горит.»

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан - это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Змей Саратовской губернии

Темноволосый, со ведро толщиной, две сажени (4,26 м) протяженностью, с человеческой головой. Говорит человеческим языком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

Кокатрис или Змей-петух

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Он не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

Змей Велес (Цмок)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве "скотьяго" бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей - Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя - Цмог, Цмок или Смог (Привет Толкину), что по старославянски значит Сосун.

Аспид - это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь...

Можно заговорить и извести змея - разрушителя "трубным гласом", от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, "пока змей не погибал".

Тугарин Змей

Все его имена обычно включают мотив "змеиности" - Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище.

В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин - былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями.

Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём (что-то былинники не в ладах с логикой).

Сем - был известен всему славянскому миру. Несмотря на распространение христианства, его изображения встречаются на надгробиях даже в XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

Змей Ящер (Юша, Рыгл, Волховец)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях.

Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

Чёрный Змей

Чернобог, Кощей Бессмертный - воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового "Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого"; "У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов", то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы.

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.

Тем не менее для Чернобога характарна противоречивая двойственность.

С одной стороны - это ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла.

С другой стороны - это сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами.

Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох - и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь - несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек - если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки - полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа - Зду-хач - отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

Йилбеган

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

Эпилог, или он, она и Змей

Образ древнерусского дракона весьма примечателен. С одной стороны, дракон на Руси воспринимался как персонифицированное зло: он крадет женщин (и, кстати, молодых мужчин - особенно знатного рода), разоряет волости и в целом ведет себя асоциально. Он также ассоциируется со стихией огня: "Горыныч" этимологически восходит к слову "гореть", а уж во вторую очередь - к слову "гора", внутри которой он проживает. Дракон многоголов, шумен и опасен. Таким образом, налицо вроде бы западный тип прожорливой крылатой рептилии.

С другой стороны, дракон в некоторых русских былинах предстает как существо широко мыслящее, умное (и впрямь, имея три головы, простаком быть неприлично), знающее закон и не чуждое тонкостям юридического крючкотворства. В одной из былин Змей предлагает Добрыне вместо кровопролития составить пакт о ненападении и, на основании этого документа, разойтись с миром. Но едва Добрыня, уверенный в том, что успешно и навсегда решил все вопросы, теряет бдительность, Змей начисто забывает о соглашении и тут же его нарушает. И, совсем уже в русле восточной традиции, дракон из русских сказок, который выступает в них под множеством творческих псевдонимов - Огненный Змей, Змей Тугарин, Змиулан, - не мыслит себе жизни без стихии воды: рек, озер, топей, низин и, конечно, дождей и гроз. Когда он появляется над Русью-матушкой, гром гремит и "дождь дождит". А ведь по сей день, когда по весне приходится ждать осадков особенно долго, иной китайский крестьянин уверен, что причина всему - плохое настроение драконов, которым попросту лень выползти из своих подземных нор, подняться в небо и устроить хороший ливень. Одним словом, русский Змей Горыныч - это западный дракон "с раскосыми и жадными глазами". Двумя лапами он в Европе, двумя - в Китае, то есть он - подлинный евразиец.

Впрочем, русская эпическая традиция не была бы собой, если бы не перевесила все же некоторые вывески. В особенно интересном свете предстает и проблема дракона как воплощения сексуальности.

Языческий русский дракон - это в первую голову опасный соперник мужчины в борьбе за сердце женщины. В былинах и сказках о нём, проблема героического драконоборения почти всегда сводится к сюжетной кульминации истории с адюльтером. Конечно, этот "любовный" мотив был силен и на Западе, но западная принцесса, если можно так выразиться, не столь падка на драконовы обольщения (или слишком труслива?). Западный дракон обычно завладевает принцессой силой, похищает и уносит ее, вопящую от ужаса, на своей спине (не в лапах!) и прячет в пещере. Но вот после этого, он почему-то теряет к ней всякий интерес и предпочитает терпеливо ждать, когда же наконец очередной «рыцарь без страха и упрёка» не соберётся освободить пленницу.

Мне всегда было интересно, зачем тогда было похищать глупую принцессу? И почему дракону бы не съесть или спалить её, завидев приближение освободителя и тем самым отравить ему триумф? К тому же мне кажется, что 90% «ланселотов» убедившись, что спасать больше не кого, предпочли бы с драконом не связываться, ведь уже нет той, за спасение которой король отвалит полцарства и сто сундуков золота впридачу. Похоже ленивый дракон похищает царевен для того, чтобы еда сама шла ему в лапы, заедается всё больше и больше, незаметно для себя набирая вес и теряет бдительность, покуда не растолстеет до того, что станет достаточно неповоротливым, чтобы враг смог его смог одолеть.

В то же время русскому дракону зачастую достаточно его личного обаяния, чтобы принцесса с радостью сбежала с ним сама. Да и имена многих древнерусских дараконов говорят сами за себя: Любак, Волокита, Любостай.

Sex appeal русского дракона побольше, чем у Роберта Паттинсона и вампира Алукарда вместе взятых. Быть может, поэтому уносить красавицу на свою территорию он стремится редко, предпочитая радостям пещерной страсти холостую жизнь наедине со своими драгметаллами и дензнаками, которых у него, как и у западного собрата, всегда "несчётно".

Зачастую русскому дракону достаточно лишь соблазнить красавицу - утвердив посредством этого свою мужественность и силу. Похищение же зачастую не входит в его планы. Русский дракон - это в первую очередь коварный ловелас, бессердечный сердцеед, дамский угодник в змеином обличье. Известна сказка, где Змей Горыныч, служащий поваром у Ивана, купеческого сына, соблазняет его жену, Елену Прекрасную. Прелюбодеи тщательно лелеют планы устранения обманутого супруга, однако случайность путает карты, и в конце сказки, как у Шекспира, гибнут все - и Иван, и дракон, и Елена. В другой сказке похотливому дракону удается добиться любви прекрасной царевны. Единственным препятствием для счастья нашей влюбленной пары является брат девушки, Иван-царевич, который, к сожалению, твердо стоит на позициях самой дремучей викторианской морали. Дракон учит царевну, как сжить брата со свету, однако Иван-царевич все же берет над хитростью верх и с мечом в руках объясняет прелюбодеям, что социальный запрет на межвидовой секс, пока ещё остаётся в силе, и наказание за него - пока что никто не отменял.

Итак, русский дракон - это персонификация стихии мощных сексуальных желаний, многие из которых, со всей очевидностью, проходят по ведомству "садо-мазо".

Ты - безжалостный, сильный, жестокий, а я - маленькая, беспомощная, ранимая принцесса!

Ты - мужественный, соблазнительный и умелый, а я - красивая, страстная и неудовлетворённая скучным, противным и повёрнутым на морали мужем. Как вариант - затюканная братьями-ханжами.

Ты - невероятно крут, пафосен, потрясающе брутален, и до жутиков фатален! А я... Ну ты уже и так всё понял. ^_^

Дракон - порождение природы, которой изрядно надоела ханжеская культура с ее вечным "нельзя", это мужественность в своем первичном, не признающем табу обличье. А потому, чтобы завоевать свою Забаву Путятишну, русский герой должен сразиться с драконом, присвоив таким образом все его качества - в частности, неукротимость, роковое обаяние, изобретательность и, наконец, сокровища. Чтобы потом, самодовольно позируя былинникам речистым и безбожно завирая о своих подвигах, как бы невзначай бросить своей Забаве: "Теперь-то ты видишь, что я не менее крут, чем он?"

Взгляд на дракона как на соперника-соблазнителя, характерный для славянской языческой традиции, христианской русской культурой унаследован не был. По мере христианизации Руси набирал популярность совсем другой образ дракона, уже известный нам и из греческой мифологии, Откровения Иоанна Богослова и западной средневековой традиции - образ дракона-сатанаила, "твари богомерзкой".

Самым востребованным сюжетом драконоборения становится подвиг святого Георгия (также Егория Храброго). В четырнадцатом веке изображение Поединка Номер Один попадает на эмблему, а позднее - в центр герба города Москвы и становится частью государственного герба Российской империи, символизируя историческую драму народа-богоносца, наперекор всем напастям противостоящего Мировому Злу.

Тем не менее драконы ещё долго оставались популярны в качестве символа мужества и духовной силы, о чём свидетельствуют эти ювелирные украшения.

Позднее христианское отношение к драконам, всё таки, одержало верх, но драконы не зря обладают волшебной силой. Потерпевшие, казалось бы сокрушительное поражение, забытые и низведённые до уровня детских страшилок они смогли вернуться из небытия и снова расправить над миром свои крылья, делясь своей силой и мудростью со всеми - кто умеет слышать и слушать.

Змея – животное типа хордовые, класса пресмыкающиеся, отряда чешуйчатые, подотряда змеи (Serpentes). Как и все рептилии, они являются холоднокровными животными, поэтому их существование зависит от температуры окружающего воздуха.

Змея – описание, характеристика, строение. Как выглядит змея?

Тело змеи имеет вытянутую форму и может достигать в длину от 10 сантиметров до 9 метров, а вес змеи колеблется от 10 грамм до более 100 килограмм. Самцы меньше самок, но обладают более длинным хвостом. Форма тела этих рептилий разнообразна: оно может быть коротким и толстым, длинным и тонким, а морские змеи имеют сплюснутое тело, напоминающее ленту. Поэтому внутренние органы этих чешуйчатых тоже имеют вытянутое строение.

Внутренние органы поддерживаются более чем 300 парами ребер, подвижно соединенных со скелетом.

Треугольная голова змеи имеет челюсти с эластичными связками, что дает возможность заглатывать пищу большого размера.

Многие змеи являются ядовитыми и используют яд как способ охоты и средство самообороны. Так как змеи глухие, то для ориентации в пространстве они помимо зрения используют способность улавливать вибрационные волны и тепловое излучение.

Главным информационным датчиком является раздвоенный язык змеи, позволяющий при помощи особых рецепторов внутри неба «собирать информацию» об окружающей среде. Змеиные веки – это сросшиеся прозрачные пленки, чешуйки, покрывающие глаза, поэтому змеи не моргают и даже спят с открытыми глазами.

Кожа змей покрыта чешуйками, количество и форма которых зависит от вида рептилии. Раз в полгода змея сбрасывает старую кожу – этот процесс называется линькой.

Кстати, окраска змеи бывает как однотонной у видов, обитающих в умеренном поясе, так и пестрой у представителей тропиков. Рисунок может быть продольный, поперечно-кольцевой или пятнистый.

Виды змей, названия и фотографии

Сегодня ученым известно более 3460 видов змей, проживающих на планете, среди которых наиболее известными являются аспиды, морские змеи, (не представляющие для человека опасности), ямкоголовые змеи, ложноногие змеи, имеющие оба легких, а также рудиментарные остатки тазовых костей и задних конечностей.

Рассмотрим несколько представителей подотряда змеи:

Самая гигантская ядовитая змея на земле. Отдельные представители вырастают до 5,5 м, хотя средние размеры взрослых особей обычно не превышают 3-4 м. Яд королевской кобры - смертельный нейротоксин, приводящий к летальному исходу за 15 минут. Научное название королевской кобры дословно означает “поедатель змей”, ведь это единственный вид, представители которого питаются себе подобными змеями. Самки обладают исключительным материнским инстинктом, неотлучно охраняя кладку яиц и полностью обходясь без пищи до 3 месяцев. Королевская кобра обитает в тропических лесах Индии, Филиппин и на островах Индонезии. Продолжительность жизни составляет более 30 лет.

  • Черная мамба (Dendroaspis polylepis )

Африканская ядовитая змея, вырастающая до 3 м, является одной из самых быстрых змей, способных передвигаться со скоростью 11 км/ч. Высокотоксичный змеиный яд приводит к смерти за считанные минуты, хотя черная мамба не агрессивна и нападает на человека только в целях самозащиты. Свое название представители вида черная мамба получили благодаря черной окраске полости рта. Кожа змеи, как правило, имеет оливковый, зеленый или коричневый окрас с металлическим блеском. В пищу употребляет мелких грызунов, птиц и летучих мышей.

  • Жестокая змея (пустынный тайпан) (Oxyuranus microlepidotus )

Наиболее ядовитая из сухопутных змей, яд которой в 180 раз сильнее яда кобры. Этот вид змей распространен в пустынях и на сухих равнинах Австралии. Представители вида достигают в длину 2,5 м. Окрас кожи меняется в зависимости от сезона: в сильную жару - соломенный, при похолодании становится темно-коричневым.

  • Габонская гадюка (кассава) (Bitis gabonica )

Ядовитая змея, обитающая в африканских саваннах, является одной из самых больших и толстых гадюк длиной до 2 м и обхватом тела почти в 0,5 м. Все особи, принадлежащие данному виду, имеют голову характерной, треугольной формы с небольшими рожками, расположенными между ноздрями. Габонская гадюка отличается спокойным характером, редко нападая на людей. Относится к типу живородящих змей, размножается раз в 2-3 года, принося от 24 до 60 особей потомства.

  • Анаконда (Eunectes murinus )

Гигантская (обыкновенная, зеленая) относится к подсемейству удавов, в прежние времена змею так и называли - водяной удав. Массивное туловище длиной от 5 до 11 м может иметь вес свыше 100 кг. Неядовитая рептилия водится в малопроточных реках, озерах и заводях тропической части Южной Америки, от Венесуэлы до острова Тринидад. Питается игуанами, кайманами, водоплавающей птицей и рыбой.

  • Питон (Pythonidae )

Представитель семейства неядовитых змей отличается гигантскими размерами от 1 до 7,5 м в длину, причем самки гораздо крупнее и мощнее самцов. Ареал распространяется по всему восточному полушарию: тропические леса, болота и саванны африканского континента, Австралии и Азии. Рацион питонов состоит из мелких и средних млекопитающих. Взрослые особи целиком заглатывают леопардов, шакалов и дикобразов, а потом долго переваривают. Самки питонов откладывают яйца и насиживают кладку, путем сокращения мышц повышая температуру в гнезде на 15 -17 градусов.

  • Африканские яичные змеи (яйцееды) (Dasypeltis scabra )

Представители семейства ужовых, питающиеся исключительно птичьими яйцами. Обитают в саваннах и редколесьях экваториальной части африканского континента. Особи обоих полов вырастают длиной не более 1 метра. Подвижные кости черепа змеи дают возможность широко раскрывать рот и глотать очень крупные яйца. При этом удлиненные шейные позвонки проходят сквозь пищевод и подобно консервному ножу вспарывают яичную скорлупу, после чего содержимое перетекает в желудок, а скорлупа отхаркивается.

  • Лучистая змея (Xenopeltis unicolor )

Неядовитые змеи, длина которых в редких случаях достигает 1 м. Свое название рептилия получила за радужный отлив чешуи, имеющей темно-коричневый цвет. Роющие змеи обитают в рыхлых почвах лесов, возделанных полей и садов Индонезии, Борнео, Филиппин, Лаоса, Таиланда, Вьетнама и Китая. В качестве кормовых объектов используют мелких грызунов и ящериц.

  • Червеобразная слепозмейка (Typhlops vermicularis )

Небольшие змейки, длиной до 38 см, внешне напоминают дождевых червей. Абсолютно безвредных представителей можно встретить под камнями, дынями и арбузами, а также в зарослях кустарников и на сухих каменистых склонах. Питаются жуками, гусеницами, и их личинками. Зона распространения простирается от Балканского полуострова до Кавказа, Средней Азии и Афганистана. Российские представители этого вида змей обитают в Дагестане.

Где обитают змеи?

Ареал распространения змей не включает в себя только Антарктиду, Новую Зеландию и острова Ирландии. Многие из них живут в тропических широтах. В природе змеи обитают в лесу, степях, на болотах, в знойных пустынях и даже в океане. Активный образ жизни рептилии ведут как днем, так и ночью. Виды, проживающие в умеренных широтах, в зимнее время впадают в спячку.

Spawns four totems that each provide a stacking buff, much like the old brawl against Мингус Коппс , which was introduced in Mists of Pandaria. Kite and rotate Древний Змей to the different totems to avoid the buffs getting too powerful and clear stacks from the other titems. Aim at avoiding the healing and defensive totem as much as possible; or pick a combination that suits your playstyle. The red totem is damage, the green is healing, the white is defense, and the blue is haste.

Комментарий от Fatwall

If you cycle between just two of the totems, the buffs they apply to the boss won"t drop off.

If you want the buffs to reset, you"ll likely need to at least juggle three different buffs on the boss.

Комментарий от BlueInferno

This boss also uses the Токсичное столкновение ability, so keep on the move or else he will one-shot you

As soon as he spawns, position him by the totem immediately to your left (haste buff). Burst him down and bring him to the top left totem (defensive) when he reaches anywhere between 10-13 haste buff stacks. Keep him at the defensive totem until he is clear of the haste buff (~35 s) and them back to the haste totem. Rinse and repeat.

It may be a dps check for some, depending of gear level, so be sure to take

Веками в мифах, легендах, сказаниях различных народов упоминались змеи . Иногда это были обычные пресмыкающиеся, те, которых можно встретить в лесу или увидеть в зоопарке и по телевизору, иногда они принимали облик чудовищ, наделенных сверхъестественными способностями. Змеи ассоциировались как с добром, так и со злом, с жизнью и со смертью, с созиданием и разрушением.

Взгляните на эту брошь, изготовленную в Норвегии в VI веке. Она выполнена в виде змея, которого называли Йормунганд, что означает «Змей, окружающий мир». Это существо часто встречается в норвежской мифологии. В одном из мифов рассказывается о том, как бог Тор пытался осушить океан и изгнать Змея.

Змея как символ. В религии, мифологии и литературе змея часто выступает как символ способности приносить здоровое потомство, отчасти потому, что это существо напоминает своей формой мужской половой орган. Также змеи ассоциируются с водой и землей, так как многие виды этих животных живут в воде или в норах под землей. Древние китайцы считали змею символом животворящего дождя. Традиционные верования Австралийцев, индийцев, североамериканцев и африканцев связывали змею с радугой, которая в свою очередь была символом дождя и плодородия.

По мере своего роста змея несколько раз меняет свою кожу, сбрасывая старую, под которой оказывается новая, сияющая яркими красками. По этой причине змею считают символом возрождения, перемен, бессмертия, врачевания. В древней Греции змей считали священными благодаря Асклепию, богу медицины. Асклепия изображают с посохом, увитым змеями. Легенда рассказывает, что однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашел эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия стал символом медицины.



И для греков и для египтян змея свернувшаяся кольцом и кусающая свой хвост, считалась символом вечности. Основано это на веровании в то, что змея съедает сама себя и возрождается вновь в бесконечном цикле разрушения и созидания.

Живущие на земле и под землей змеи в мифах и верованиях некоторых народов считались существами, охраняющими вход в подземное царство. В этой ипостаси они ассоциируются с тайной мудростью и священными обрядами, но также имеют и другое, более зловещее значение. Змея как символ зла, смерти и предательства может быть связана с тем фактом, что многие из них ядовиты и опасны. Дьявол и его сподручные часто изображаются в виде змея, напоминая о том факте, что именно хитрый Змей-искуситель заставил Адама и Еву ослушаться Бога и лишиться жизни в райском саду Эдема.

Некоторые святые в христианской религии имели возможность изгонять змей, демонстрируя тем самым чудесную силу, данную им создателем. Так, Святой Патрик избавил от змей Ирландию.

Нага — божество индийской и буддистской мифологии показывает, как змея может символизировать одновременно добро и зло, страх и надежду. Не смотря на то, что эти существа могут принимать любую форму, включая полное перевоплощение в человека, чаще всего их изображают в виде змеи с человеческой головой. Наги живут в подводном или подземном царстве. Они контролируют выпадение дождей и различными способами общаются с богами и людьми. Одни творят добро, как, например, Мучалинда, король змей, который укрыл Будду во время шторма. Другие могут быть жестокими и мстительными.

Змея в мифологии. Во многих мифологических существах качества змеи соединяются с чертами человека или различных животных. В греческой мифологии Ехидна была наполовину женщиной, наполовину змееподобным чудовищем, а среди ее потомства было несколько драконов. Культурным героем Афин является Цекропс, имеющий голову человека и тело змеи. Важное место в мифологии ацтеков и толтеков занимал Кветцалькоатль, пернатый змей.

В средние века в Европе люди рассказывали о василиске, змее с туловищем дракона, который мог убить свою жертву всего лишь взглянув или дохнув на нее. Мелузина, еще одна фигура европейского фольклора была полуженщиной-полузмеей или полурыбой и должна была один день в неделю проводить в воде.

Мифические существа, проявляющие свои негативные качества,часто изображаются в виде врагов людей и богов. Например, чудовище, встречающееся в норвежских преданиях, это Нидхогг, змей, обвивающий корни Древа Мира. Веками он пытается уничтожить мир, раздавив или прокусив ствол этого Древа. В мифологии древнего Египта форму змея принимает демон хаоса, Апопис. Каждую ночь он нападал на Ра, бога Солнца. Но Мехен, другой гигантский змей обвивался вокруг солнечной лодки Ра и защищал его от Апописа — прекрасный пример того, что змеи могут символизировать как добро, так и зло. Мифологические змеи, как силы добра могут действовать разными способами — создают мир, защищают его, помогают людям. Племена, проживающие в западной Африке рассказывают о Да, огромной змее, 3500 колец которой поддерживают космический океан, в котором плавает земля. Другие 3500 колец поддерживают небо. Иногда люди видят отблеск многоцветной чешуи Да в радуге или в свете, отраженном в поверхности воды.

Согласно рассказам индейцев племени диегуэньо, живущего на территории Калифорнии, многие секреты цивилизации люди узнали от гигантской змеи по имени Умаи-хулхлайа-вит. Эта змея жила в океане, пока люди не исполнили определенный обряд и не позвали ее на Землю. Они построили для нее жилье, но оно было слишком мало, чтобы вместить ее. Когда она почти целиком заползла туда, люди подожгли убежище, и вскоре тело змеи вспыхнуло, наполняя землю знанием, мудростью, песнями и другими культурными богатствами, которые в нем хранились.

Морские змеи. Таинственные змеи присутствуют не только в древних мифах, но и в более современных легендах. Веками люди рассказывали о гигантских змеях или змееподобных чудовищах, живущих в море или озерах. Хотя ученые, исследующие моря признают, что морские глубины могут населять неизвестные существа, никто, тем не менее, не доказал существование нового вида морской змеи. Наиболее вероятно, что таинственные существа, замеченные в воде, это всего лишь плавающие массы водорослей, бревна, гигантские кальмары или обыкновенные акулы и морские львы.

P.S. Скачать готовую презентацию для школы "Змеи в мифах и легендах "

Правообладатель: портал Зооклуб
При перепечатке данной статьи активная ссылка на источник ОБЯЗАТЕЛЬНА, в противном случае, использование статьи будет рассматриваться как нарушение "Закона об авторских и смежных правах".



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх