Понятие и источники права международных организаций. Внутреннее право международных межправительственных организаций Объектом исследования права международных организаций являются международные

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным и на основе международного договора, для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную , объем которой определяется волей государств-членов.

Право международных организаций - это отрасль публичного права, принципы и нормы которых регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

Иначе, право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (меж­правительственных) организаций и объединений, их субъект­ный состав, структуру, полномочия и порядок деятельно­сти органов, юридическую силу их актов.

Международные организации являются основным организатором общения государств. В настоящее время существует более 20 международных организаций, большая часть из которых является неправительственными организациями. Регистрацию международных организаций осуществляет Союз международных ассоциаций, который был основан в 1909 г. и находится в Брюсселе. Он аккумулирует основные сведения о международных организациях и публикует их в Ежегоднике международных организаций и в журнале «Международные ассоциации». Оба издания выходят на английском языке.

Комплексного правового акта, ориентированного на регла­ментацию статуса и деятельности всех международных орга­низаций, нет. Определенное зна­чение для данной отрасли имеет общий многосторон­ний акт - Венская конвенция о Праве договоров между государствами и международными ор­ганизациями или между международными организациями , при­нятая в 1986 г.

К источникам права международных организаций относят:

  1. учредительный акт;
  2. договоры между организациями и прави­тельствами государств по поводу размещения штаб-квартир и представительст­в и (или) осуществления опреде­ленных видов деятельности.

Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государства­ми-учредителями в виде международного договора, именуемо­го, как правило, уставом. Таковы - Устав Организации Объе­диненных Наций 1945 г., Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоох­ранения 1946 г., Устав Организации африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов при­меняются конвенции, в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждаю­щая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, 1967 г.

К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5 этой Конвенции).

Учредительный акт характеризует ме­ждународной организации, имея в виду ее производное и функ­циональное состояние . В учредительном акте фикси­руются:

  • цели и задачи организации;
  • ее организационная струк­тура;
  • полномочия и порядок деятельности ее органов;
  • решают­ся административные, бюджетные и иные вопросы;
  • определяются нормы о членстве - о первоначальных чле­нах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации.

Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является состав­ной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привиле­гиях и иммунитетах Объединенных Наций).

К категории источников права международных организа­ций относятся договоры , заключаемые от имени каждой орга­низации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относи­тельно местопребывания центральных учреждений ООН, Со­глашение между Республикой Беларусь и Содружеством Неза­висимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республи­ки Беларусь.

Известны также договоры между организациями и прави­тельствами государств, в которых создаются представительст­ва той или иной организации и (или) осуществляются опреде­ленные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Объединенных Наций об учреждении в Россий­ской Федерации Объединенного представительства ООН.

1. Понятие, признаки, правосубъектность международных организаций.

2. Виды международных организаций.

3. ООН: система органов, функции, полномочия. Специализированные учреждения ООН.

5. Региональные организации.

6. Европейский Союз. Правовая природа актов ЕС.

Понятие, признаки, правосубъектность международных организаций.

Современные международные отношения характеризуются постоянным расширением сфер взаимодействия государств, поэтому все новые отношения становятся предметом международно-правового регулирования. Одной из таких сравнительно новых организационно-правовых форм межгосударственного сотрудничества являются международные организации. Это одна из основных институциональных форм сотрудничества государств, они выступают в качестве основного организатора межгосударственного общения.

Особое значение деятельности международных организаций, их роль в обсуждении и решении наиболее сложных вопросов международных отношений вызвали необходимость возникновения в международном праве отдельной отрасли - права международных организаций. И нормы являются преимущественно нормами договорного характера, а именно право организаций - одной из самых кодифицированных отраслей международного права. Источниками области права международных договоров является Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года, соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций, учредительные документы международных организаций и др.

Однако, несмотря на то, что международные организации являются производными субъектами международного права, имеющие самостоятельную волю, отличную от простой совокупности воли государств, которые участвуют в организации, их воля, в отличие от воли государств, не является суверенной. Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовой статус, деятельность организации, взаимодействие ее с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

Международная организация - это объединение государств, созданное в соответствии с международным правом и на основе международного договора для сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и других сферах, имеет необходимую для этого систему органов и соответствующий правовой статус.

В то же время исчерпывающие особенности И признаки, присущие международным организациям как субъектам международного права, исходя из текста, в частности, Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975, трудно определить. Наиболее глубоко разработана данная теоретическую проблему российской исследовательницей А. Шибаева, которая сформулировала пять признаков (элементов), составляющих понятие международной организации:

a. договорная основа;

b. наличие определенных целей;

c. соответствующая организационная структура;

d. самостоятельные права и обязанности;

е. основания и деятельность в соответствии с международным правом и тому подобное.

По нашему мнению, целесообразно остановиться на детальном анализе этих и других характерных признаков любой международной организации:

Членство трех и более государств. При наличии меньшего количества государств возникает их спилка, объединения, но не международная организация, создается с целью коллективного решения определенных задач;

Уважение суверенитета государств-членов организации и невмешательства во внутренние дела. Этот признак является основным функциональному признаку международной организации том, что в процессе ее деятельности все государства, которые являются членами организации, имеют равные права и несут равные обязанности в качестве субъектов международного права независимо от размера своей территории, численности населения, уровня экономического развития и других характеристик государства. Вмешательство во внутренние дела государства-члена организации не допускается, за исключением случаев, когда таким государством нарушены международные обязательства, взятые в рамках этой организации в соответствии с ее уставными положениями;

Создание в соответствии с международным правом. Этот признак имеет Конституируя значения тому, что любая международная организация должна быть создана на правомерной основе. Это означает, прежде всего, что учредительный документ организации должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права, и прежде всего принципам jus cogens. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан неправомерным и действие его приостановлено в кратчайшие сроки;

Создание на основе международного договора. Обычно, международные организации создаются на основе международного договора (устава, конвенции, соглашения, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение сторон договора, самой международной организации. Сторонами учредительного акта международной организации являются суверенные государства, хотя в последние годы полноправными участниками международных организаций также и межправительственные организации. В общем учредительный акт организации, правила процедуры, финансовые правила и другие документы в совокупности составляют внутреннее право международной организации;

Наличие определенных целей. Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной профильной отрасли, например в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (Европейский Союз), валютно-финансовой (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд), а (Международная организация труда), в сфере медицины (Всемирная организация здравоохранения) и других сферах. В то же время на международной арене являются организации, уполномоченные координировать деятельность государств практически во всех сферах, например ООН и др. Таким образом, международные организации наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) выступают в качестве органа сотрудничества из специфических проблем международных отношений;

Соответствующая организационная структура (постоянные органы и штаб-квартира). Этот признак, характеризующий институциональную строение международной организации, что демонстрирует и подтверждает постоянный характер организации и отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества. На практике этот признак проявляется в том, что межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных (основных) и вспомогательных органов. Обычно высшим органом организации является сессия (ассамблея, конгресс), которая созывается один раз в год (иногда один раз в два года). В качестве исполнительных органов выступают совета, административный аппарат возглавляется исполнительным секретарем (генеральным директором) организации. Практически все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией;

Наличие прав и обязанностей организации. Особенностью компетенции международной организации является то, что его права и обязанности вязки производные от прав и обязанностей государств-членов. Таким образом, ни одна организация без согласия государств-членов не может прибегнуть к действиям, касающиеся интересов своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закрепляются в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, соглашениях между организациями. Эти документы устанавливают и закрепляют намерения государств-членов и их волю относительно границ и сфер деятельности международной организации, что в дальнейшем должны быть им реализованы. Государства также вправе запретить организации прибегать к тем или иным действиям, и организация не может превысить свои полномочия;

Самостоятельные международные права и обязанности организации. Несмотря на то, что международная организация наделяется государствами-членами правами и обязанностями, в процессий деятельности она приобретает свои, отличные от других, права и обязанности. Таким образом, речь идет о возникновении в международной организации автономной воли, отличной от воли государств-членов

Установление порядка принятия решений и их юридической силы. Этот признак свидетельствует о том, что в рамках международной организации характерно принятие решений по специально разработанной процедуре. Каждая из международных межправительственных организаций имеет свои правила процедуры. Кроме того, юридическую силу решений, принятых в рамках международной организации, устанавливают сами государства-члены международной организации.

Итак, следует отметить, что правосубъектность любой международной организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создает организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свое, присущее только ей круг прав и обязанностей, то есть каждая международная организация обладает присущим ей объемом правосубъектности.

Вопрос о международной правосубъектности международных организаций актуализируется в связи с постоянным ростом их количества и усилением их роли в решении международных проблем. Практически международные организации становятся универсальными структурами, в рамках которых государства в коллективном порядке решают наиболее важные вопросы международной жизни.

Однако международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или как их уполномоченный, коллективный орган. Для того, чтобы выполнить свою уставную роль, организация должна иметь особую правосубъектность, отличающийся от простого суммирования правосубъектности ее членов.

О признании за международными организациями качестве субъекта международного права свидетельствует множество фактов. Это, в частности, их участие в деятельности других международных организаций; право на участие в создании норм международного права (правотворческий процесс в рамках международной организации); заключения между собой соглашений общего (о сотрудничестве) или конкретного характера (о выполнении отдельных мероприятий). Это могут быть соглашения публично-правового, частно-правового или смешанного характера. Право на заключение таких договоров предусмотрено ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года.

Как отмечалось ранее, такое право (способность создания норм международного права) относится к главных критериев международной правосубъектности, является одной из характерных черт субъекта международного права и в то же время необходимое для выполнения функций и достижения целей международных организаций.

В соответствии с учредительными актов все межправительственные организации являются юридическими лицами, в пределах которых действуют принятые ими правила процедуры и другие административные правила. Так, например, организация имеет право требовать у своего члена объяснения, если он не выполняет рекомендации по вопросам ее деятельности. Наконец, она может лишить голоса любого члена, имеющего задолженность по вкладам и т.

1. Понятие и источники права международных организаций. Понятие международной организации, ее основные признаки. Виды международных организаций.

2. История создания ООН. Цели и принципы ООН. Членство в ООН.

3. Правовой статус главных органов ООН. Правовое положение специализированных учреждений ООН.

4. Понятие и виды международных конференций. Участники международных конференций

1. Понятие и источники права международных организаций. Понятие международной организации, ее основные признаки. Виды международных организаций.

Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и др.

Таким образом, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организации, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных отношениях.

Международные организации как вторичные, производные субъекты международного права создаются (учреждаются) государствами. Процесс создания новой международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа; создание материальной структуры организации; созыв главных органов, свидетельствующий о начале функционирования организации.

Согласованное волеизъявление государств на создание международной организации может быть зафиксировано двумя способами:

1) в международном договоре;

2) в решении уже существующей международной организации.

Первый способ является самым распространенным в международной практике. Заключение международного договора предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора, который и будет учредительным актом организации. Наименования такого акта могут быть различными: статут, устав, конвенция. Дата его вступления в силу считается датой создания организации.

Международные организации могут быть созданы и в упрощенном порядке, в форме принятия решения другой международной организацией. В данном случае согласованное волеизъявление государств на создание международной организации проявляется путем голосования за учредительную резолюцию, вступающую в силу с момента ее принятия.

Прекращение существования организации также происходит путем согласованного волеизъявления государств-членов. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу.

Государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Тем самым государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.

Для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные международные организации. Последние, хотя и играют значительную роль на международной арене, не рассматриваются в качестве субъектов международного права, поскольку создаются не государствами, а юридическими лицами различных государств.

По кругу участников международные межгосударственные организации подразделяются на универсальные, открытые для участия всех государств мира (ООН, ее специализированные учреждения), и региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).

Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д.

По характеру полномочий можно выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является организация межгосударственного сотрудничества и решения которых адресуются государствам-членам. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Их решения распространяются непосредственно на граждан и юридические лица государств-членов. Некоторые элементы над государственности в таком понимании присущи Европейскому союзу (ЕС).

С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится с согласия первоначальных учредителей).

Под органом международной организации понимается составная часть международной организации, ее структурное звено, созданное на основании учредительного или иных актов международной организации, наделенное определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладающее внутренней структурой и имеющее определенный состав.

Органы международных организаций можно классифицировать по различным критериям. Исходя из характера членства, можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп (например, представители от профсоюзов и предпринимателей в органах Международной организации труда).

Наиболее важными органами являются межправительственные, в которые государства-члены направляют своих представителей, имеющих соответствующие полномочия и действующих от имени правительств.

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов, и органы ограниченного состава. В организациях с наиболее демократической структурой пленарный орган, как правило, определяет политику организации.

Понятие «права международных организаций»

Право международных организаций – это отрасль международного права, включающая в себя принципы и нормы, регулирующие вопросы создания и функционирования международных организаций.

К принципам права международных организаций относятся:

1) соответствие создания международных организаций общепризнанным принципам международного права;

2) ответственность международных организаций за правонарушения;

3) добровольность членства в международных организациях.

Учредительные акты международных организаций – это международные договоры или решения международных организаций, определяющие правовую природу организаций, а также права и обязанности. В учредительном акте международной организации указываются цели и принципы организации, полномочия и структура организации, порядок деятельности международной организации.

Учредительные акты международных организаций указывают на производную природу международных организаций. В связи с этим можно выделить следующие признаки международных организаций:

1) международная организация создается суверенными государствами;

2) международная организация создается и функционирует в рамках учредительного договора;

3) международная организация является постоянно действующей и обладает аппаратом постоянных органов;

4) международная организация обладает определенной совокупностью прав, которые присущи юридическому лицу;

5) международная организация уважает суверенитет государств-членов. Устав ООН является основополагающим источником для всей отрасли права международных организаций.

Международные организации бывают межправительственными и неправительственными. Не являются субъектами международного права неправительственные организации.

Международная организация – это объединение суверенных государств, учреждаемое международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные действующие органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права (Организация Объединенных Наций).

Неправительственная международная организация – это организация, созданная не на основе межгосударственного договора, она объединяет физических и (или) юридических лиц (Лига обществ Красного Креста).

Виды международных организаций:

1) по характеру членства:

а) межправительственные;

б) неправительственные;

2) по кругу участников:

а) универсальные;

б) региональные;

в) межрегиональные;

3) по компетенции:

б) специальные;

4) по характеру полномочий:

а) межгосударственные;

б) надгосударственные;

5) по способу приема в члены организации:

а) открытые;

б) закрытые.

2. История создания ООН. Цели и принципы ООН. Членство в ООН.


Современный мир в своем развитии идет по пути усиления взаимозависимости государств. Основой этого процесса является интеграция экономик, средств информации и связи, транспортных систем, общность ресурсных источников, общение людей по поводу получения и использования образования и знаний и т.д. Необходимость решения глобальных проблем современности также требует скоординированных совместных действий всего мирового сообщества.

Как обозначил новый императив жизни во всех государствах на рубеже 20-21 веков Тихомиров Ю.А.: «Мир становится неделим и в представлении наций и народностей, и в реальности». Однако, если говорить о целостности и взаимосвязанности всего мирового сообщества еще, вероятно, рано, то создание развитой, взаимодействующей международной инфраструктуры в определенных регионах планеты следует констатировать со всей очевидностью. Наиболее интенсивно протекает этот процесс в Европейском регионе, где государства-участники Европейского союза далеко продвинулись на пути экономической и политической интеграции. Немалый интерес вызывает и сотрудничество бывших советских республик в рамках Содружества Независимых Государств. Несмотря на различный подход в построении данных и некоторых других региональных организаций, можно отметить ряд общих черт. Все они базируются на международных принципах и, в первую очередь, принципе сотрудничества.

Принцип сотрудничества обязывает государства взаимодействовать друг с другом независимо от существующих между ними различий в целях поддержания мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Обязанность сотрудничать на демократической основе во имя общих и особых интересов государств открывает новые возможности в развитии регионов.

Однако не всегда сотрудничество приносит ожидаемые плоды. Зачастую оно остается лишь формальным и затрагивает не все ожидаемые сферы взаимных отношений государств. В этой связи представляется особенно важным изучение опыта развития различных образований как общей так и специальной компетенции с целью использования положительных моментов и избежания возможных отрицательных результатов.

Целью данной лекции является систематизированное изложение вопросов международного сотрудничества государств, которое осуществляется в рамках различных международных организаций и международных конференций.

Определение круга правовых норм, регулирующих правосубъектность, компетенцию и привилегии, структуру и деятельность международных организаций, правовое значение принимаемых ими решений, их роль в обеспечении международного правопорядка охватывается правом международных организаций.

Право международных организаций - это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций, их субъектный состав, структуру, полномочия, порядок деятельности, юридическую силу решений.

Данная отрасль международного права соотносится с теми организациями, которые являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный (межправительственный) характер.

Право международных организаций – значительная по объему подотрасль международного права, поскольку в настоящее время существует несколько тысяч международных организаций, список которых постоянно пополняется, а в рамках существующих международных организаций принимаются все новые и новые соглашения.

Право международных организаций значительно трансформировалось в начале ХХ в. в силу объективных закономерностей развития международного права, с усилением роли международных организаций на международной арене качественно изменились и нормы права международных организаций.

Международные организации являются специфическим, полноправным субъектом международных отношений и международного права. Их правосубъектность производна от правосубъектности государств-участников. При формировании международной организации государства передают ей часть своих полномочий, однако при этом не теряют свой суверенитет. Государства могут выйти из состава международной организации.

Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, "внутреннее право" организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения) и, во-вторых, "внешнее право" организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).

Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права.

Источниками современного права международных организаций выступают:

1) учредительные акты международных организаций или соглашения об их создании, которые содержат основу права международных организаций. Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Это – Устав ООН 1945 г.; Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г. Устав СНГ 1993 г. и др.;

2) универсальные конвенции - Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.; Венская конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г.;

3) регламенты и акты, устанавливающие статус персонала международных организаций: Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. (с Протоколами 1952, 1956, 1959, 1961, 1990 и 1996 гг.) и др.;

4) соглашения с государствами, в частности со страной пребывания организации, по различным юридическим вопросам, (например, в 1947 г. было заключено Соглашение между ООН и Правительством США относительно местопребывания центральных учреждений ООН);

5) соглашения с другими международными организациями;

6) некоторые решения самих организаций и т.д.

В отечественной и зарубежной литературе имеется огромное количество определений международных организаций. «Международные организации до такой степени неодинаковы, что ни в теории, ни в практике нет ощутимого единства в их определении. Лукашук И.И. Современное право международных договоров: в 2 т.: Т.1. Заключение международных договоров; Рос. Акад. Наук, Институт гос-ва и права. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - С. 153

Международные организации - это добровольное объединение суверенных государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств - членов». Международное публичное право: Учебник/ Отв. Ред. К.А Бякишев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С. 291.

Международные организации - довольно таки "молодой" субъект международного взаимодействия государств.

Парадоксальность данной ситуации заключается в том, что "знание" о международных организациях возникло в более раннее время, нежели они внедрились в международные отношения. Мечты об этакой форме организации человеческого общества обнаружены в работах многих деятелей науки и политиков прошлого.

Международные организации как элитарный идеал наиболее рациональной и законной организации социальной жизни общества были рассмотрены довольно известными философскими мыслителями. Анри Сен-Симон грезил о сотворении Европейского парламента, способного предотвращать войны на континенте; Иммануил Кант предлагал основать мировое правительство в виде «лиги мира для свободных государств».

В середине XIX в. возникли первые международные межправительственные организации. Созданием данных организаций заключалось в двух причинах. В первую очередь, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, а во-вторых, успехами научно-технического прогресса, вызвавшими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Появление первых международных организаций в XIX в. Стало отображением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих граней того времени. Начиная с создания в 1815 г. Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым периодом в их развитии стало создание первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), которые имели постоянную структуру.

Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

Первая мировая война затормозила развитие международных организаций и именно из-за нее распались многие из них. В то же время человечество постепенно начало осознавать губительность мировых войн для развития человеческой цивилизации и это стимулировало появление проектов создания международных организаций политической направленности с целью предотвращения войн. Международное публичное право: Справочник / Шреплер Х.А. - М.: Волтерс Клувер, 1998. - С. 107.

Один из этих проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей результативным инструментом политического международного взаимодействия во имя сохранения мира и поддержания безопасности государств. С позиций данного времени неуспехи Лиги Наций можно объяснить причинами двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919 - 1939 гг. не способствовала положительным акциям новой международной политической структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило укрепление националистического статуса государств-членов, желающих изоляции или господствующего положения на мировой арене.

Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций был особенно слабо развит и не мог результативно разрешать, конфликтны между государствами-членами, искать мирные пути развития взаимодействия между державами. В целом за период от Первой до Второй мировой войны проработка вопросов организации международной безопасности реализовывалась довольно медлительно.

Вторая мировая война оказала значительное влияние на правительства различных стран и вообще общества в целом и подтолкнула их к разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности.

На государственной планке вопрос об учреждении организации международной безопасности появился с первых дней войны. Можно даже заявить, что совместно с военными усилиями, устремленными на то, чтобы одержать победу в войне, три государства - члена антигитлеровского союза акцентировали внимание на вопросе построения мира и безопасности, работали над концепцией будущей глобальной международной организации и ее принципов.

Стремление союзников по созданию ООН было обоюдно и равнозначно. Противостоянием и растущее взаимное непонимание, годы холодной войны препятствовали выполнению международными организациями надежд, возложенных на них как державами, так и общественным мнением. Переломной в данном плане стал период 1989 - 1990 гг. Огромнейшие перемены, связанные с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их прежней власти, что стало причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях тех или иных стран.

Нормы права международных организаций в большинстве своем являются договорными нормами, а само право организаций - одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права. Источниками этой отрасли являются учредительные документы международных организаций, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - М., - 1999. - С.97-103. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. - М.: БЕК, 1996. - С. 67-87., соглашения о привилегиях и иммунитетах международных организаций и т.д.

Следовательно, право международных организаций образует совокупность норм, регулирующих правовое положение, деятельность организаций, взаимодействие с другими субъектами международного права, участие в международных правоотношениях. Дмитриева Г.К. Международное частное право. - М.: Проспект, 2010 - 656с.

В основе правового естества международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов. Для правовой природы международной организации значительным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.д. согласованы на договорной основе.

Государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность: иметь права и обязанности; участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже следования нормам международного права. Следовательно, государства создают новый субъект международного права, который совместно с ними будет осуществлять правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного взаимодействия держав.

Всякая международная организация имеет следующие признаки:

  • 1. Учреждении организации в соответствии с международным правом. Если международная организация создана неправомерно или ее действия противоречат международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его также должно быть приостановлено в кратчайший срок. Международный договор или каждое из его постановлений фиктивны, если их исполнение связано с каким-либо действием, которое является согласно международному праву неправомерным.
  • 2. Учреждение на основе международного договора. В большинстве случаев, международные организации основываются на международных договорах (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом данного договора будет поведение субъектов (сторон договора) и непосредственно международной организацией.

Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Но в последнее время полноценными участниками международных организаций также являются межправительственные организации. К примеру, Европейский союз является полноценным и полноправным членом многих международных рыболовных организаций.Бендевский Т. Международное частное право. - М.: Статут, 2005. - 446 с.

Международные организации создаются также в соответствии с резолюциями прочих организаций, имеющих наиболее общую компетенцию.

3. Осуществление взаимодействия в конкретных областях деятельности. Международные организации основываются для непосредственной координации усилий государств в различных областях.

Международные организации объединяют действия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других сферах. Наряду с этим некоторые организации уполномочены координировать деятельность стран почти во всех сферах (ООН, СНГ).

Международные организации являются посредниками между государствами-членами.

4. Наличие надлежащей организационной структуры. Данный признак один наиболее из значимых признаков наличия международной организации. Этот признак как бы удостоверяет постоянный характер организации и стало быть отличает ее от остальных форм международного взаимодействия, Межправительственные организации обладают собственными штаб-квартирами, членов в лице суверенных государств и систему основных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, она созывается один раз в год. Исполнительными органами в международных организациях - советы.

В административном аппарате во главе стоит исполнительный секретарь (Генеральный директор). Абсолютно все организации имеют постоянно или временно действующие исполнительные органы с разным правовым статусом и компетенцией.

  • 5. Существование прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой организации в общей форме зафиксированы в ее учредительном документе, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. В этих документах закрепляются намерения государств-членов, которые в последующем должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства имеют право запретить организации предпринимать различные меры, и организация не может превышать свои полномочия.
  • 6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Непосредственно сама организация как субъект международного публичного и частного права имеет право избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В данном случае государства-члены реализовывают контроль за правомерностью организации по использованию своей автономной воли.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх