Морской охотник мо. Малые противолодочные корабли


Что можно сказать о катере как о боевом корабле? Если бронекатера уместно назвать «мини-линкорами», торпедные - «мини-эсминцами», то «морские охотники» - «мини-крейсерами». В CCCP, первые деревянные сторожевые катера появились у пограничников, но высокие качества - мореходность, скорость, маневренность - открыли им широкую дорогу. После некоторой модификации и установки противолодочного вооружения они стали истребителями подводных лодок, знаменитыми «малыми охотниками» - МО-2. Три руля и три двигателя обеспечивали высокий ход и надежное управление. Удачными были и обводы корпуса. Крохотный МО не опрокидывался в шторм, легко всходил на волну, «подводный выхлоп» у двигателей уменьшал шум катера - все это было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью.

«морские охотники» типа МО-4 были созданы по специальному заданию Главного морского штаба в годы второй пятилетки, в 1936 году как развитие предыдущей модели - МО-2. При длине 26,9 и ширине 4 м их водоизмещение было около 56 т. Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым - бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Неуязвимые благодаря малой осадке, небольшим размерам и маневренности (два двигателя по 1300 л. с. сообщали скорость до 25 узлов), эти корабли предназначались для действий против вражеских подводных лодок в прибрежных районах. Они были вооружены двумя 45-мм пушками, двумя пулеметами ДШК калибром 12,7 мм, глубинными бомбами и снабжены шумопеленгаторами.

Великая Отечественная война расширила сферу боевого применения «охотников» - с первых и до последних дней они несли нелегкую боевую службу. «Морские охотники» высаживали десант и разведчиков в тылах противника, подавляли огневые точки врага; ходили в дозоры и охраняли протраленные фарватеры; совместно с торпедными катерами ставили мины у вражеских берегов, зачастую вступая в неравный бой с катерами фашистов и их самолетами. Наконец, неутомимые МО охраняли транспорты в конвоях, сопровождали подводные лодки до точки погружения и встречали их после похода.



«Малые морские охотники» типа МО-2. 1936 г.


«Малые морские охотники» типа МО-4. 1936 г.

«Малые морские охотники» типа МО-4. 1936 г.

«Малые морские охотники» типа МО-4. 1936 г.

«Малые морские охотники» типа МО-4. 1936 г.

МО-4 в бою. 1943 г.

Накануне войны на Краснознаменном Балтийском флоте имелось всего 17 "малых охотников" (в ОВРе главной базы - 7, в ОВРе Кронштадтской военно-морской базы-7 и в ОВРе военно-морской базы Ханко-3). С началом военных действий флоту были переданы 43 катера МО из состава 1-го и 2-го балтийских отрядов погрансудов НКВД. 40 "малых охотников" находились в достройке. Личный состав "малых охотников", входивших до войны в соединения ОВРа военно-морских баз, бью хорошо подготовлен к решению задач противолодочной обороны (НЛО). Экипажи катеров, поступивших на флот от морской пограничной охраны, обладали отличными морскими качествами, но их действия в системе противолодочной обороны не были отработаны.

Всего за июнь-август 1941 года на наших морских коммуникациях произошло 18 боевых столкновений. В них со стороны противника действовали 2 канонерские лодки, 24 торпедных катера, 2 подводные лодки и до 10 сторожевых катеров. С нашей стороны в этих столкновениях участвовало 3 сторожевых корабля, 11 "малых охотников" и 6 тральщиков.

"Малые охотники" при несении дозорной службы на фарватерах и сопровождении конвоев за это время уничтожили 23 вражеских самолета. Особенно отличились "МО-202" (командир младший лейтенант И. Г. Дорошенко), сбивший четыре самолета, "МО-402" (командир лейтенант К. В. Михайлов) и "МО-413" (командир лейтенант П. Е. Казаев), уничтожившие по три самолета, и "МО-302" (командир старший лейтенант Ю. Ф. Азеев), сбивший два самолета противника. По одному уничтоженному самолету врага имели на своем боевом счету катера "МО-101", "МО-102", "МО-104", "МО-201", "МО-206", "МО-207", "МО-210", "МО-301" и "МО-304".

Следует подчеркнуть, что "малые охотники" при защите наших морских коммуникаций на Балтике в первые месяцы войны испытывали наибольшее напряжение. Каждый из них в море находился в среднем около 104 суток. А некоторые катера и того больше. Так, "МО-201" (командир старший лейтенант В. И. Басов) из 205 суток кампании находился в море 188 и прошел в общей сложности 10 546 миль.

В конце июня 1941 года "малые охотники" получили новую, ранее несвойственную им боевую задачу - поставить минные банки на выходах из финских шхер и в узлах внешних шхерных фарватеров, которыми пользовались вражеские корабли. Переоборудование катеров было выполнено в короткий срок. Оно производилось нашими специалистами под руководством флагманского минера штаба КБФ капитана 2 ранга А. К. Тулинова и при активном участии персонала технического отдела тыла флота. Вот так "малые охотники" были привлечены к созданию минных заграждений.

В первые дни войны катерами были поставлены: 3 июля ("МО-202", "МО-203", "МО-206" и "МО-211") две минные банки на подходах к Хельсинки, через день ("МО-206", "МО-210", "МО-211" и "МО-232") -две минные банки на фарватере в районе маяка Порккалан-Каллбода, 10 июля ("МО-193", "МО-195", "МО-199", "МО-200", "МО-204") -одна минная банка на фарватере у острова Килписари. Минные постановки "малые охотники" выполняли и в последующие дни-11 июля ("МО-206", "МО-211", "МО-232") у острова Эрико, 14 и 15 июля (эти же катера) -у маяка Порккалан-Каллбода, 16 июля ("МО-193", "МО-195", "МО-197", "МО-199", "МО-200", "МО-204") - у острова Луппи, 19 и 20 июля ("МО-206", "МО-210", "МО-211", "МО-232") -у Порво, 28 и 30 (эти же катера) - на подходах к Хельсинки. Позднее катера МО минировали водные районы у островов Бенгтшер, Аскери, Эттилетто, Равитсо, Пуккио, Питкопааси, Руонти и у мыса Микельбека (Рижский залив).

Всего "малые охотники" в первые месяцы войны поставили 146 мин и 10 минных банок. Катерники успешно справились с новой для них боевой задачей. При постановке активных минных заграждений особенно отличились экипажи катеров-заградителей под командованием А. В. Никитина, И. С. Расина, П. С. Коржова, В. А. Мантурова, В. П. Степанова, И. Г. Белого, С. Ф. Туморина, М. А. Равдугина, П. А. Колесника, Н. И. Каплунова и В. М. Панцырного.

Несмотря на "противолодочную" специальность, "мошкам" постоянно приходилось вступать в боевое противоборство с группами быстроходных, вооруженных автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами германских торпедных катеров - шнельботов. Одна из таких "достопримечательных" встреч, произошла между двумя "мошками" и тринадцатью "шнельботами" 23 мая 1943 г. 23.43 в Финском заливе.

23 мая 1943 года в 22 часа сторожевые катера «МО-303» (командир лейтенант В. Г. Титяков) и «МО-207» (командир старший лейтенант Н. И. Каплунов) под командованием командира звена 3-го дивизиона МО ОВРа КБФ старшего лейтенанта И. П. Чернышева вышли из бухты Батарейная на линию дозора севернее фарватера, связывавшего Кронштадт с о. Мощный (Лавенсари). В ту ночь на запад должна была пройти подводная лодка “Щ-406”, а на восток - конвой с островов. Стояла хорошая погода. На переходе катера производили контрольное траление фарватеров.

Около полуночи были обнаружены пять катеров, выходивших из пролива Бьёркёзунд в строю кильватера. Противник, видимо, не заметил наши дозорные катера, находившиеся в темной части горизонта. Воспользовавшись этим, командир дозора старший лейтенант Чернышев принял решение выбрать тралы, сблизиться с вражескими катерами и, прорезав их строй, смять его. “МО-303” и “МО-207” построились в строй уступа вправо, легли на курс сближения и, открыв интенсивный орудийно-пулеметный огонь, полным ходом устремились на катера противника. Гитлеровцы тотчас ответили из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов. Трассирующие снаряды и пули роями проносились над “малыми охотниками”. В этот момент стало ясно, что враг следует двумя колоннами по пять единиц в каждой.

Но это не смутило наших катерников. Через несколько минут “малые охотники” сблизились с противником на дистанцию 10- 30 метров. “МО-303” прорезал строй между третьим и четвертым вражескими катерами. Орудийные расчеты старшины 2-й статьи Каверина и старшего матроса Остроуса вели огонь с полной скорострельностью. Получив повреждения от прямых попаданий снарядов, третий катер с большим дифферентом на корму оставил строй. Четвертый отвернул влево и тем самым создал угрозу столкновения со следовавшими за ним катерами. “МО-207” прорезал строй между головным и вторым катерами противника. Меткие выстрелы в упор орудийных расчетов под командованием старшины 2-й статьи Н. Живора и старшего матроса М. Цимбаленко вызвали сильный взрыв на головном катере, и он мгновенно затонул. Следовавший за ним второй катер отвернул и скрылся за дымзавесой.

На “МО-303” были тяжело ранены командир “охотника” лейтенант В. Г. Титяков, его помощник младший лейтенант А. Е. Федин, командир отделения рулевых Н. А. Якушев. На “МО-207” получили тяжелые ранения командир катера старший лейтенант Н. И. Каплунов, помощник командира младший лейтенант И. М. Лобановский и комендор Н. И. Дворянкин, был убит командир отделения рулевых А. Н. Ивченко. Несмотря на ранения, Титяков и Каплунов продолжали командовать своими катерами. “МО-303”, ведя огонь, прорезал строй второй колонны противника между головным и вторым катерами. “МО-207” устремился на другую группу вражеских катеров.

Своими дерзкими действиями наши “охотники” нарушили боевой порядок противника. В замешательстве вражеские катера вели огонь друг в друга. При повторном прорезании строя старший лейтенант Каплунов получил второе тяжелое ранение. Падая, он задел ручку машинного телеграфа. Ручка перевелась на “стоп”, и “МО-207” остановился. Вражеские катера сразу же окружили “малый охотник”. Бой проходил на дистанции 20-60 метров. Видя, что командир и рулевой вышли из строя, старший матрос М. Цимбаленко взял командование катером на себя и встал за штурвал. В ходе боя на “МО-303” был сильно контужен и ранен командир звена И. П. Чернышев. Поэтому он не заметил что “МО-207” застопорил ход. Придя в себя, Чернышев разобрался в обстановке. Его внимание привлек бой, происходивший в стороне. Он догадался, что там, в окружении вражеских катеров сражается “МО-207”, и повел “малый охотник” ему на помощь. “МО-303” открыл по противнику беглый огонь из пушек и пулеметов. Враг, ошеломленный ударом с тыла, прекратил стрельбу и отошел на север.

Едва “МО-207” присоединился к ведущему, как с юга появились еще четыре катера противника. Они попытались прижать “малые охотники” к северному берегу, но это им не удалось. “Охотники” разошлись на контркурсах с фашистскими катерами, ведя по ним интенсивный орудийно-пулеметный огонь. Катером “МО-303” в это время командовал раненый Чернышев, а “МО-207” - старший матрос Цимбаленко. Враг, прикрывшись дымзавесой, отошел к проливу Бьёркёзунд и вызвал огонь береговых батарей. Прикрывшись дымзавесой, поставленной катерами противника, наши “охотники” легли на курс отхода.

Бой длился немногим более двадцати минут. В 0 час. 54 мин. “малые охотники”, не пропустив на охраняемый фарватер вражеские катера, возвратились на линию дозора и донесли по радио о результатах боя. “МО-207” получил приказание принять на борт раненых с “МО-303” и немедленно идти в Кронштадт. На переходе от ран скончался старший лейтенант Николай Иванович Каплунов, уже в госпитале умер комендор Н.И. Дворянкин. С рассветом в Кронштадт вернулся и катер “МО-303”.

Интересно, что, по вражеским данным, в бою против советских катеров участвовало пять сторожевых и группа торпедных катеров. Один торпедный катер был потоплен, а головной сторожевой катер сильно поврежден и на буксире доставлен в базу... В этом бою катеров противника было в семь раз больше наших. И все же враг не выдержал натиска “малых охотников”.

В этом замечательном подвиге ярко раскрылась боевая зрелость катерников соединения, их отвага, воля к победе, высокое воинское мастерство. За доблесть, проявленную в этом бою, командир звена И. П. Чернышев первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского. Ордена Красного Знамени удостоились командиры катеров Н. И. Каплунов (посмертно), В. Г. Титяков, помощник командира катера И. М. Лобановский и старший матрос М. Цимбаленко. Комендоры Остроус, Редько и пулеметчик Фролов получили орден Отечественной войны I степени. Орден Красной Звезды был вручен катерникам Живоре, Каверину, Петрову, Королькову и Ващенко.

P.S. Интересно, что эффективность использования малых противолодочных кораблей в США - несмотря на их многочисленность - была не слишком значительной. Так, катера сумели уничтожить только одну подводную лодку противника - немного для чуть ли не тысячи действовавших охотников! Намного удачливее оказались советские легкие противолодочные силы: только один малый охотник МО-124 потопил две немецкие подводные лодки, Тем не менее противолодочные катера значительно облегчали переходы торговых судов и транспортов вблизи берегов и особенно при входе и выходе из портов - любимых мест “охоты” подводных лодок. Действуя группами, они не боялись артиллерийского превосходства всплывавших лодок, а достаточный запас глубинных бомб позволял им подолгу держать своих врагов под водой, не давая выйти на позицию для атаки.

Описание конструкции катера

Малые охотники типа МО-4 спроектированы как дальнейшее развитие охотника типа МО-2. В отличие от МО-2 незначительно увеличили длину и ширину, а так же убрали срез палубы в корме, борт уменьшили на 100 мм, к тому же катера получили более мощные главные двигатели, что способствовало увеличению полного хода. В мирное время охотники несли сторожевую службу в составе соединений морпогранохраны НКВД, а в военное время использовались для борьбы с подводными лодками противника в составе ВМФ, а так же для охраны водного района (ОВР).
Корпус у катера гладкопалубный, деревянный. Надстройка состояла из боевой рубки и открытого ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков. Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе и спасательными кругами.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34БС по 850 л.с., обеспечивала полную скорость до 27 узлов. Вид топлива бензин марки Б-70. На катерах военной постройки устанавливались моторы различных марок и мощности, на некоторых катерах имелось по два мотора, а скорость не превышала 22-24 узлов.
Электроэнергетическая система включала две динамо-машины постоянного тока ПН-28,5 мощностью по 2 кВт, расположенные в кормовом машинном отделении. Машина закрытого типа, со смешаным возбуждением создавала напряжение 115 В, при силе тока до 17А.
Вооружение катеров состояло: из двух одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К, двух одноствольных 12,7 мм
пулемётов ДШК, двух бомбосбрасывателей для глубинных бомб. Начиная с 1944 года 45мм пушки 21-К заменялись на таког же калибра 21-КМ с увеличенной длиной ствола, дополнительно устанавливались 20мм автоматы «Эрликон» и 25мм автоматы 84-КМ, кроме того, дополнительно ставились пулемёты различных систем, а на некоторых катерах устанавливались установки реактивных снарядов «катюша».
Катера комплектовались компасом, шумопеленгаторной станцией "Посейдон" и морскими дымовыми шашками.
Строились катера на Приморском заводе №5 в Ленинграде, а в годы войны также на заводах №640 и №638. Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году. Всего в 1937-1945 годах было построено 261 катеров.
Во время Великой Отечественной войны катера зарекомендовали себя одними из наиболее универсальных и востребованных кораблей советского военно-морского флота.
.
Тактико-технические характеристики катеров типа МО-4:
Водоизмещение: нормальное 53,5 тонны, полное 56,5 тонн.
Длина наибольшая: 26,9 метра.
Ширина наибольшая: 4,0 метра.
Высота борта на миделе: 2,9 метра.
Осадка по корпусу: 1,5 метра.
Скорость хода: полная 27 узлов, экономическая 16 узлов.
Дальность плавания: 800 миль при 16 узлах.
Автономность: 3 суток.
Вооружение: две 45-мм полуавтоматические пушки 21-К, два 12,7-мм пулемета ДШК, два бомбосбрасывателя, 8 больших и 28 малых глубинных бомб, 6 дымовых шашек (МБДШ), шумопеленгатор «Посейдон».

Из истории службы «СКА-065»

Широкую известность не только на Черноморском флоте, но и в мире получил бой «СКА-065» с фашистскими самолётами 25 марта 1943 года в районе Фальшивого Геленджика. В тот день катер под командованием старшего лейтенанта П.П.Сивенко следовал в составе охранения американского транспорта «Achilleon» из Геленжика в Туапсе. Волнение моря достигало семи баллов, что серьёзно затрудняло маневрирование и стрельбу. Лётчики немецких самолётов, атаковавшие конвой, были возмущены тем, что более чем тринадцати бомбардировщикам оказал сопротивление какой то небольшой катер. Оставив в покое транспорт, фашисты звёздными налётами набросились на «СКА-065». В ходе неравного жестокого боя охотник получил около 200 пробоин от осколков бомб и снарядов авиапушек. Сместилась рулевая рубка, был разбит форштевень, сорвано ограждение ходового мостика, пробиты цистерны и трубопроводы, разрушена левая скула корпуса – таков неполный перечень полученных повреждений. Но, тем не менее, малый охотник продолжал вести огонь и уклоняться от падающих бомб. От затопления носовых помещений образовался 15-градусный дифферент на нос. Экипаж отбивался от врага и одновременно боролся за живучесть охотника. Уцелевшие семь человек во главе с командиром сделали всё, чтобы спасти свой катер.
Израсходовав весь запас бомб и снарядов, самолёты улетели. Заглохшие моторы были введены в строй через 40 минут. Катер догнал «Achilleon» и самостоятельно преодолел оставшиеся 50 миль до базы.
После этого боя катер «СКА-065» стал Гвардейским.

Модель

За основу была взята модель от фирмы Комбриг, но из самого набора в работу пошла только рубка и тумбы 45мм пушек. Корпус и шлюпка были сделаны из пластика. Мачта, флагштоки, стволы пушек, пулемёты и стойки к ним, привальные брусья на корпусе, шпиль, битенги, якоря, якорные цепи, кнехты, вехи, спасательные круги – из проволоки. Леерное ограждение, фигурки человечков, люки, трапы, сходня, двери, настил мостика – фототрафление от Gold Medal Models, NorthStarModels. Ограждение бомбосбрасывателей и рама остекления ходового мостика – сделаны из обрезков фототравленных лееров и сеток. Всевозможная мелочёвка: киповые планки, прожектор, судовые огни, компасы, огнетушители, вентиляционные головки, световые люки, основания бомбосбрасывателей, контролер шпиля, глубинные бомбы, патрубки газовыхлопов – из пластика. Флаг и вымпел – декаль. Такелаж из тянутого литника.
Модель окрашена кистью водорастворимыми красками АКАН.

В работе над моделью использовалась следующая литература:
«Морской охотник» М-Хобби 10/2007,
«Хроника малого охотника» Моделист-Конструктор 7/1986,
«Малые охотники типа МО-IV» Л.Л.Ермаш В.С.Бирюк, Гангут 1999,
«Малые охотники отечественного флота» И.Я.Баскаков, ЛеКо 2011
Фотоматериалы и информация из Интернета.

Эти маленькие, неказистые и хрупкие с виду корабли стали самыми грозными противниками вражеских подводных лодок, но кроме своих основных обязанностей - уничтожение «стальных акул» они выполняли множество другой сложной и опасной работы.

В начале XX века подводный флот делал всего лишь первые шаги в своем развитии. Но командование военно-морских сил великих держав мира быстро оценила перспективы нового оружия. Неожиданный смертоносный удар из глубины в то время парировать было невозможно. Казалось, что у надводного корабля нет никаких способов борьбы с подводной лодкой, которая находится в погруженном состоянии. Единственным спасением для могучих и была стремительное бегство из тех районов, где подозревалось присутствие подводных лодок. Специальные противолодочные корабли появились только в середине Первой мировой войны. Поначалу для борьбы с подводными лодками использовали переоборудованные . Но действия немецких подводников в Атлантике и русских на Балтике наглядно доказали, что такие меры не могут даже частично решить эту проблему. Требовались особые корабли, которые бы имели на вооружении артиллерию, глубинные бомбы, и были оборудованы специальной акустической аппаратурой под названием шумопеленгатором. Так появился новый класс противолодочных кораблей, получивший название «морские охотники». Это были небольшие корабли водоизмещением около 60 тонн и вооруженные 76 мм артиллерийскими орудиями и несколькими пулеметами.

Для стран Антанты, Англии, Франции и России их в основном строили за океаном в США. Именно эти корабли вынесли на себе основную тяжесть борьбы с немецкими . Легкие и подвижные они успешно заменяли более дорогие, но необходимые для охраны эскадр и конвоев . Морские охотники сковывали действия подводных лодок, заставляли их отступать и прятаться.

В годы Первой мировой войны на верфях США построили более 400 за подводными лодками. Более 200 из них были отправлены в Европу. На их счету половина из семидесяти потопленных германских субмарин.

Боевой опыт Первой мировой войны показал, что легкий и маневренный морской охотник был просто необходим флоту. этого класса начали строить большими сериями все морские державы. Не осталась в стороне и молодая Республика Советов. В 1922 году руководство рабоче-крестьянского Красного флота сформулировала требования к новому кораблю морскому охотнику. Противолодочный корабль должен был развивать скорость до 30 узлов, иметь на вооружении 102 мм артиллерийское орудие и глубинные бомбы. Однако гидроакустические средства обнаружения подводных лодок противника в этом задании не оговаривались. Подобные требования нашли своё отражение в проекте пятилетнего плана усиления рабоче-крестьянского Красного флота в марте 1925 года.

Проект корабля утверждался сразу двумя ведомствами: управлением военно-морских сил и главным управлением морской пограничной охраны. Таким образом, изначально охотники за подводными лодками проектировались как универсальные корабли. Реализация советской судостроительной программы была связана с огромными трудностями. За годы революции и гражданской войны иностранные интервенции, судостроительные заводы и верфи страны были разорены. Станочный парк и ценное сырье были тоже расхищено. Многие квалифицированные рабочие и инженеры умерли от болезней и голода, а также были расстреляны органами ВЧК или погибли на фронтах гражданской войны. Заводы на юге российской империи в городе Николаеве и Севастополе разграбили немцы. Балтийский и Адмиралтейские заводы были фактически остановлены и не работали в течение нескольких лет. Ещё хуже дело обстояло с предприятиями, которые поставляли котлы, механизмы трубопроводы, рулевые машины, чугунное и стальное литье, электрические агрегаты и другое оборудование для кораблей и судов. Производственные связи между ними были нарушены. Топливо и сырье отсутствовали. Уже в ходе реализации первой кораблестроительной программы Советской Республики руководители различного ранга зачастую не имевшие никакого отношения к флоту настаивали на том, чтобы еще более расширить функции морских охотников. Они предложили установить на корабли торпедные аппараты, усилить зенитное и артиллерийское вооружение, ввести в арсенал боевых средств минные заграждения и прочее. Теперь речь шла о создании многоцелевых сторожевых кораблей с большим водоизмещением. Однако представители военно-морского ведомства и пограничной охраны ОГПУ проявили благоразумие. Они подготовили единые требования к универсальному катеру, предназначенному для защиты побережье от подлодок противника, а также для выполнения пограничных задач. Персональную ответственность за разработку проекта несла группа репрессированных конструкторов во главе с инженером Поповым.

Попов Владимир Федорович известный кораблестроитель, доктор технических наук, профессор. Годы жизни 1888-1967. Возглавлял Конструкторское Бюро Подводных Лодок, завод «Северная верфь», завод «Большевик». Перед арестом в 1929 году работал техническим директором Адмиралтейского судостроительного завода. Попов В. Ф. был освобожден в 1932 году за отсутствием состава преступления. В дальнейшем работал на руководящих должностях в министерстве судостроительной промышленности, занимался научной и преподавательской деятельностью.

Из-за дефицита судостроительной стали конструкторы были вынуждены проектировать деревянный корабль. Владимир Попов предложил установить на него легкий немецкой компании MAN мощностью 800 л. С., но отечественные заводы долгое время не могли освоить его лицензионный выпуск. Получить дизель из Германии также не представлялось возможным, так как валюты для этой цели государства не было. Несколько вариантов проекта получили отрицательную оценку заказчика. Положение усугублялось непредсказуемой сменой руководства ВМФ. Репрессиям подвергались не только военные, но и конструкторы кораблестроители.

Насколько остро Советский Союз нуждался в специализированных противолодочных кораблях видно из десятилетнего плана строительства кораблей для военно-морского флота, который 6 августа 1939 года был представлен наркомом ВМФ на утверждение правительству. В частности к 1948 году в боевой состав ВМФ СССР должны были войти около 500 малых и 274 больших охотника за подводными лодками.

морской охотник МО-4 фото

Многострадальный проект малого охотника, наконец, получил путевку в жизнь под индексом МО-2. Было построено 36 катеров этого типа. В дальнейшем он был модернизирован. В результате улучшилась его мореходность, живучесть и управляемость. Этот корабль получил обозначение МО-4. Именно он стал основным на флоте.

Вооружение

Малый охотник типа МО-IV («мошка», «морской охотник») - подкласс малого боевого корабля, предназначен для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок в ближней морской и прибрежной зоне; несения дозорной службы или охранения транспортных судов и кораблей. Наибольшее развитие МО-IV получили в годы Второй мировой войны. Вооружение их состояло из глубинных бомб и малокалиберных орудий. Первый опыт в использовании реактивных снарядов (РС) зафиксирован именно на малом охотнике.

История создания

Предпосылки появления

В связи с осложнением международной обстановки в конце 20-х годов назрела необходимость усиления охраны наших морских рубежей. Управление Военно-Морских сил (УВМС) и Главное управление пограничной военизированной охраны (ГУПВО) приняли решение о создании единого типа деревянного малого охотника за подводными лодками (МО) для Морпогранохраны ОГПУ и УВМС. Согласно выданному 2 сентября 1931 года заданию, их основная задача - охота за подводными лодками противника, второстепенная - охранять наши границы.

К поискам оптимального варианта МО были привлечены: Проектировочное бюро кораблестроительной секции НТК УВМС, СКТБ-2 ОГПУ Ленинградского округа и КБ судоверфи Морпогранохраны ОГПУ, которые в 1932 году разработали, независимо друг от друга, эскизные проекты корабля водоизмещением 80-100 т., длиной корпуса 30-36 м., вооруженного 76-мм орудием, 45-мм полуавтоматом, двумя крупнокалиберными пулеметами, 16 глубинными бомбами и буксируемым гидрофоном.

Поскольку производственные мощности предприятий ОГПУ были ограничены, задание на проектирование МО было откорректировано в июне 1933 года - водоизмещение снижено до 50 т. Требование - транспортабельность по железной дороге.

Благодаря изменению задания строительство кораблей было организовано на Ленинградской судоверфи Морпогранохраны ОГПУ, начавшей работу 23 февраля 1933 года. В сроки с 1934 по 1941 год было построено 260 боевых единиц, все отправлены на службу в части Морпогранохраны ОГПУ и Охраны водных районов флота на всех театрах. В годы ВОВ заводы выпустили 40 охотников типа МО-4. В самом начале ВОВ весь потенциал и возможности МО были выявлены. Им нашли применение на всех морских театрах.

Водоизмещение в 56,5 т. и габариты, допускающие перевозку по железной дороге! Удалось выпустить корабль, который обладал мощным вооружением для своих размеров, высокой мореходностью, маневренностью и живучестью. Опытные образцы показали, что решения конструкторов MO-4 оказались оптимальными - безаварийная эксплуатация, высокая боевая эффективность и универсальность.

Проектирование

Проектирование первого малого охотника за подводными лодками, получившего индекс МО-И, велось судоверфью ОГИУ в 1933 году по заданию, откорректированному Отделом вооружения ГУМНО. При упомянутом выше составе вооружения катер должен был удовлетворять следующим условиям:

  • по главным размещениям - допускать перевозку по железной дороге при наименьшей разборке, хотя бы в качестве негабаритного груза;
  • по мореходности - обеспечивать достаточную поворотливость и использование при ветре до 7 баллов;
  • по скорости - при всех условиях нагрузки делать не меньше 25 уз. при работе двигателей на полной мощности;
  • по непотопляемости - оставаться на плаву и не терять остойчивости, сохранять ход при затоплении любого отсека;
  • иметь дальность плавания - 300 миль полным, 500 миль крейсерским ходом;
  • главные двигатели - авиационного типа ГЛМ-34 с реверсивными муфтами;
  • экипаж - в мирное время 19 человек (3 - начсостава, 4 - младшего начсостава, 12 - рядовых); в военное время 24 человека (4 - начсостава, 6 - младшего начсостава, 14 - рядовых).

Наиболее сложными при конструировании стали вопросы обеспечения транспортабельности по железной дороге и размещения на корабле вооружения, первоначально предназначавшегося для охотника в два раза большего водоизмещения. Положение усугублялось почти полным отсутствием отечественного опыта проектирования малых кораблей подобного типа.

Поставленную задачу пришлось решать без наличия подходящих аналогов. Малочисленное конструкторское бюро (КБ), начав свою деятельность в 1932 году, организационно оформилось лишь с вводом в строй судоверфи в феврале 1933 года. Для успешного решения поставленной задачи были привлечены другие институты и предприятия, проведены научно-исследовательские и экспериментальные работы по обоснованию выбора теоретических обводов, конструктивных узлов деревянного корпуса и силовой установки. Коллектив КБ завершил в 1934 году разработку проектной и рабочей документации, по которой началась постройка деревянного малого охотника.

Принятые главные размеры полностью удовлетворяли условию транспортабельности по железной дороге, но метацентрическая высота при полном водоизмещении военного времени получилась в 2-3 раза ниже допустимой нормы и составила 0.30 м. В целях получения минимально приемлемой начальной остойчивости пришлось снижать центр тяжести и водоизмещение. С этой целью на кораблях, поставляемых Морпогранохране, взамен 76-мм орудия был установлен, по согласованию с ГУ ПВО, более легкий 45-мм полуавтомат 21-К .

Основной артиллерийский боезапас хранился в герметичных ящиках, в трюмах под пайолами. Запасы топлива располагались предельно низко. В корме, где размешались стеллажи больших глубинных бомб, палуба на протяжении 2000 мм от транца была понижена на 600 мм., образовав уступ, однако, при незначительном снижении центра тяжести это ухудшало остойчивость на больших углах крена и живучесть при затоплении кормовых отсеков, когда палуба погружалась в воду.

Реализация упомянутых мероприятий позволила повысить метацентрическую высоту до 0.37 м. На сдаточных испытаниях МО выявились существенные эксплуатационные дефекты, которые в ряде случаев не зависели от проекта. В частности, вследствие задержки поставки главных двигателей ГАМ-34 в судовом исполнении, KБ приняло смелое решение об использовании взамен их авиамоторов марки ЛМ-34-К (причем два бортовых устанавливались со специально сконструированной автономной реверсивной муфтой, а средний монтировался без нее и мог работать лишь на переднем ходу), позволявшее начать постройку кораблей МО.

Из-за неудачно выбранных элементов руля, его профилировки и расположения, на циркуляции при максимальных и средних скоростях хода имел место значительный внутренний крен (до 25-35°) и большой диаметр циркуляции (пять-шесть длин корпуса). В августе 1935 года, когда закончилась постройка первой серии МО, а часть их находилась уже в эксплуатации, на одном из них (зав. №10) во время отладочных ходовых испытаний произошел взрыв паров бензина в топливном отсеке, расположенном под ходовой рубкой. Взрывной волной сорвало рубку, начался пожар, повлекший за собой гибель шести участников испытаний и самого корабля.

Выяснилось, что проект МО обладал неудовлетворительной взрывопожаробезопасностью и другими дефектами, до ликвидации которых приемка не могла быть возобновлена. Командование ОГПУ спешно направило на Ленинградскую судоверфь группу репрессированных специалистов из шести человек в сопровождении инженера ОКБ Ковровского экскаваторного завода Л.Л.Гофлепа. В эту группу входили известные корабельные инженеры И.И.Бобров и Л.Л.Константинов, инженеры-механики С.В Пугавко и Б.И.Натковский, инженер-электрик Г.И.Китаенко, инженер-строитель Й.Л.Калинников. Поставленному во главе группы С.В.Пугавко поручили оказать помощь судоверфи в устранении дефектов тридцати построенных кораблей типа МО, приемка которых была прекращена.

Специально созданная комиссия из представителей заинтересованных сторон под председательством инженера-судостроителя СКТБ-2 В.Ф.Попова, при участии в качестве консультанта академика А.Н.Крылова, проанализировала причины взрыва и разработала мероприятия по ликвидации дефектов проекта. Реализация этих мероприятий позволила устранить недостатки и обеспечить передачу Морпогранчастям ОГПУ достаточно надежных в эксплуатации кораблей типа MO, в последствии успешно участвовавших в Отечественной войне.

Руководство судоверфи и главный строитель были отстранены от работы, основным же «козлом отпущения» избрали главного конструктора MO-2 инженера-судостроителя Л.К.Чворыкина; его необоснованно репрессировали и выслали в Коми АССР на три года (реабилитирован лишь в 1964 году).

Руководящий состав КБ верфи обновили: начальником КБ назначили старшего конструктора Н.М.Ухина; корпусной, механический и электро-радиотехнический секторы возглавили соответственно инженеры АЛ.Константинов, С.В.Пугавко и Г.И.Китаенко. Начальником вновь организованного проектного сектора, а затем главным конструктором всех проектируемых катеров стал Л.Л.Ермаш, ранее работавший на Адмиралтейском заводе старшим инженером-конструктором.

Использование

Наиболее распространенными малыми охотниками за подводными лодками, входившими в состав Военно-морского флота, были сторожевые катера MO-4, строившиеся в Ленинграде. Катера этого типа, но улучшенной модификации, продолжали строить непосредственно накануне Великой Отечественной войны. Они принимались от промышленности как в состав Военно-Морского Флота, так и в состав Морской пограничной охраны Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД). Среди катеров пограничной охраны НКВД часть принадлежала к выпуску более ранних лет, в частности, были катера МО-2 , снятые в свое время с производства.

Малые охотники типа MO-4 предназначались для несения дозора, поиска и уничтожения подводных лодок, охранения боевых кораблей, конвоирования транспортов и постановки минных заграждений. В ходе войны решаемые ими задачи значительно расширились. Они широко привлекались для участия в десантных операциях, постановки дымовых завес в целях прикрытия боевых кораблей, для ведения предупредительного и контрольного бомбометания, уничтожения плавающих мин и выполнения других задач, продиктованных потребностями ведения боевых действий. Война показала, что в основном катера MO-4 по своим тактико-техническим данным были способны решать поставленные перед ними боевые задачи.

В Великую Отечественную войну сторожевые катера - охотники за подводными лодками - зарекомендовали себя как корабли универсального назначения, выполнявшие самые различные задачи. Это были настоящие труженики моря.

Конструктор

Дата рождения: 1906

Окончил Ленинградский кораблестроительный институт (1935). Конструктор в области судостроения. Проектировал опытные стальные мореходные торпедные катера на Адмиралтейском заводе (1935). Начальник проектного сектора и главный конструктор завода № 5; руководил разработкой проектов малых охотников за подводными лодками МО-4, торпедных катеров МКД-3 и МКД-2 , сторожевых катеров морской пограничной охраны КМ-4 , БКМ-2 , КЗИС-5 .

Построенные по его проектам катера участвовали в Великой Отечественной войне. Главный конструктор филиала ЦКБ-32 по разработке унифицированного боевого катера многоцелевого назначения проекта 200, по которому заводы № 5 и № 640 строили крупными сериями малые охотники и торпедные катера (1942). Начальник проектного отдела и заместитель главного конструктора ЦМКБ «Алмаз»; руководил разработкой послевоенных поколений боевых катеров и малых кораблей (торпедных, ракетных, погранично-сторожевых, речных бронированных, артиллерийских и амфибийных десантных).

Описание конструкции катера

Малые охотники типа МО-4 спроектированы как дальнейшее развитие охотника типа МО-2. В отличие от МО-2, им незначительно увеличили длину и ширину, а так же убрали срез палубы в корме, борт уменьшили на 100 мм, к тому же катера получили более мощные главные двигатели, что способствовало увеличению полного хода. В мирное время охотники несли сторожевую службу в составе соединений морпогранохраны НКВД, а в военное время использовались для борьбы с подводными лодками противника в составе ВМФ, а так же для охраны водного района (ОВР).

Корпус

Гладкопалубный, деревянный. Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Надстройка состояла из боевой рубки и открытого ходового мостика. Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков. Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе, и спасательными кругами.

Силовая установка

Механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34БС по 850 л.с., обеспечивала полную скорость до 27 узлов. Вид топлива бензин марки Б-70. На катерах военной постройки устанавливались моторы различных марок и мощности, на некоторых катерах имелось по два мотора, а скорость не превышала 22-24 узлов.

Электроэнергетическая система

Включала две динамо-машины постоянного тока ПН-28,5 мощностью по 2 кВт, расположенные в кормовом машинном отделении. Машина закрытого типа со смешанным возбуждением создавала напряжение 115В при силе тока до 17А.

Бронирование

Экипажи старались повысить боевые возможности своих МО. Усиливали постоянное и съёмное бронирование толщиной 5-8 мм (на ходовом мостике, на бортах в районе цистерн с топливом, на баке).

Вооружение

Вооружение катеров состояло из двух одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К, двух одноствольных 12,7 мм пулемётов ДШК, двух бомбосбрасывателей для глубинных бомб. Начиная с 1944 года 45мм пушки 21-К заменялись на такого же калибра 21-КМ с увеличенной длиной ствола, дополнительно устанавливались 20мм автоматы «Эрликон» и 25мм автоматы 84-КМ. Кроме того, дополнительно ставились пулемёты различных систем. На нескольких МО экипаж разместил четырех- и шестиствольные реактивные установки РС-82ТБ, восьмиствольные 8-М-8.

Они активно применялись на Чёрном море как в боях с катерами противника, так и по целям на берегу при проведении десантных операций. Например, в конце 1942 г. СКА №044 и №084 в районе мыса Железный Рог обстреляли PC немецкую батарею. После трёх восьмизарядных залпов она была подавлена. Это позволило высадить на берег разведгруппу. Всего в 1942-43 гг. на Чёрном море катерами было израсходовано 2514 PC.

25 марта 1993 года Главнокомандующий ВМФ адмирал Ф.Н. Громов поздравил командира и экипаж малого охотника СКА-065 с пятидесятилетним юбилеем героического боя с несколькими группами фашистских самолетов, за который единственному в истории нашего флота кораблю четвертого ранга было присвоено звание «Гвардейский» . Бывший командир корабля, капитан 2 ранга П.П.Сивенко, поведал авторам этих строк о тех качествах, которые помогли отважному экипажу выйти победителем из неравного боя: «Катера MO-4 были мореходные, живучие, хорошо вооруженные. Это были труженики моря в любую погоду и шторм... нашими надежными и грозными для врага боевыми товарищами».

Из истории службы СКА-065 (МО-4)

Широкую известность не только на Черноморском флоте, но и в мире получил бой СКА-065 с фашистскими самолётами 25 марта 1943 года в районе Фальшивого Геленджика. В тот день катер под командованием старшего лейтенанта П.П.Сивенко следовал в составе охранения американского транспорта Achilleon из Геленджика в Туапсе.

Волнение моря достигало семи баллов, что серьёзно затрудняло маневрирование и стрельбу. Лётчики немецких самолётов, атаковавшие конвой, были возмущены тем, что более чем тринадцати бомбардировщикам оказал сопротивление какой-то небольшой катер. Оставив в покое транспорт, фашисты набросились на СКА-065 .

В ходе неравного жестокого боя охотник получил около 200 пробоин от осколков бомб и снарядов авиапушек. Сместилась рулевая рубка, был разбит форштевень, сорвано ограждение ходового мостика, пробиты цистерны и трубопроводы, разрушена левая скула корпуса – таков неполный перечень полученных повреждений. Но, тем не менее, малый охотник продолжал вести огонь и уклоняться от падающих бомб. От затопления носовых помещений образовался 15-градусный дифферент на нос. Экипаж отбивался от врага и одновременно боролся за живучесть охотника. Уцелевшие семь человек во главе с командиром сделали всё, чтобы спасти свой катер.

Израсходовав весь запас бомб и снарядов, самолёты улетели. Заглохшие моторы были введены в строй через 40 минут. Катер догнал Achilleon и самостоятельно преодолел оставшиеся 50 миль до базы.

Малый не значит слабый

Прошло немногим более шестидесяти лет со времени вступления в строй первых малых охотников за подводными лодками типа MO-4, которым суждено было сыграть в составе ВМФ достойную роль лидера малой морской войны. На них легла значительная тяжесть борьбы с подводными лодками, авиацией и торпедными катерами противника, конвоирования транспортов и эскортирования кораблей, высадки десантов, постановки минных банок.

10 февраля 1944 года краснофлотская газета «За Родину» посвятила передовую и еще целую полосу малому охотнику Черноморского флота с бортовым номером 022: «Сегодня исполняется пять лет со дня поднятия Военно-морского флага на МО-022 . В течение пяти лет отважные катерники без устали несут боевую вахту в водах Черного моря. Славный путь прошел экипаж этого небольшого корабля под командованием старшего лейтенанта Г.П.Павлова за время Великой Отечественной войны... На его счету значится: 586 боевых выходов, пройдено 50 000 миль (а всего со дня вступления в строй свыше 70 000 миль). Много всевозможных заданий командования, как и всем малым охотникам, пришлось выполнять экипажу Новороссийской операции малых охотников в порт приветствовал выстроившийся по Большому сбору на палубе личный состав кораблей эскадры. Тем самым отдавалась дань мужеству и отваге моряков легендарных «охотников».

Великая Отечественная война

Из всех морских театров военных действий в Великую Отечественную, вероятно, наиболее кровопролитным был Черноморский. С первых часов войны здесь велись ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками.

Героическая оборона Одессы , Севастополя , Кавказа , десантные операции в Феодосию, Керчь, Судак, мыс Мысхако (Малая земля), Новороссийск, Таманский полуостров и другие - таковы славные вехи боевого пути малых охотников.

Славно воевали в составе Балтийского флота и малые охотники 1-го Гвардейского, 5-го и 6-го Краснознаменных дивизионов. В составе их экипажей воевало три Героя Советского Союза. Северный флот представляли 2-й Гвардейский Краснознаменный дивизион и ордена Ушакова 1-й степени бригада охотников за подводными лодками, давшие стране четырех Героев Советского Союза.

На Черноморском флоте звания Гвардейского был удостоен малый охотник СКА-065 , орденом Красного Знамени награждены 1-й, 4-й Новороссийский, 5-й и 6-й Керченский дивизионы малых охотников. На черноморских охотниках воевали десять Героев Советского Союза.

Память

После окончания войны уцелевшие катера типа МО-4 были переданы в погранохрану. В её составе они продолжали службу до конца 50-х гг. Потом все они были списаны и разобраны. В память о них остался лишь цветной художественный фильм «Морской охотник», вышедший в 1954 г. В нём снималась настоящая «мошка». Но славные дела экипажей «мошек» в годы Великой Отечественной войны не были забыты. В этом большая заслуга ветеранов, которые собирали письма, воспоминания, фотографии и другие реликвии военных лет. Они на добровольных началах создавали комнаты боевой славы, небольшие музеи, публиковали статьи о славных делах катерников.

Особо стоит отметить деятельность Игоря Петровича Чернышёва , который всю войну прошёл на «мошках». Сначала он был старшим помощником, потом командовал катером и соединением катеров. Он принял участие во многих боях, был неоднократно ранен. После войны он собирал материалы об участии катеров КБФ в войне. Его статьи были опубликованы в газетах «Красная звезда», «Советский флот» и «Краснознамённый Балтийский флот», журналах «Советский моряк», «Советский воин» и «Моделист-конструктор». В 1961 г. вышли его мемуары «На «морском охотнике», в 1981 г. «О друзьях-товарищах».

Всю жизнь посвятил изучению боевой деятельности малых охотников Черноморского флота Владимир Сергеевич Бирюк. В годы войны он служил на МО-022 и принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, боях за Кавказ, морских десантах. Им были опубликованы статьи в журнале «Катера и яхты», сборнике «Гангут». В 2005 г. вышло его фундаментальное исследование «Всегда впереди. Малые охотники в войне на Чёрном море 1941-1944 гг». Он отмечал, что историки уделяли действиям МО незаслуженно малое внимание и старался восполнить этот пробел.

С помощью ветеранов-катерников в СССР удалось сохранить два малых охотника типа МО-4. На «Малой земле» в Новороссийске был установлен Гвардейский МО-065 Черноморского флота. В музее «Дорога Жизни» в посёлке Осиновец Ленинградской области поставили МО-215 Ладожской флотилии. К сожалению, время безжалостно, и сейчас возникла реальная угроза потери этих уникальных реликвий Великой Отечественной войны.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх