М. Пришвин "Медведь" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока М. Пришвин «Медведь»
учителя начальных классов Березкиной А.М.
МБОУ НСКШИ
Тема. М. Пришвин «Медведь»
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление.
Цель: познакомить с рассказом М.Пришвина «Медведь»
Задачи урока:
Обучающие:
· развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста;
· формулировать главную мысль текста;
· находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою;
учить анализировать текст;
совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью
Ориентированные на развитие личности учащегося:
· развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения;
· развитие творческих аналитических способностей;
· развитие коммуникативной культуры.
Воспитательные :
· содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;
· помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
· воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова;
· воспитывать чувство толерантности.
Коррекционные:
· корректировать устную речь учащихся.
. Здоровьесберегающие:
создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна пока прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
2. Фонетическая зарядка.
– А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.
Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.
Введение в тему. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?
Дети: Мы изучаем раздел учебника «Ребятам о зверятах»
Учитель: Какое произведение из этой главы мы изучили?
Дети: Б.Заходер «Мохнатая Азбука»
Учитель: Чему учит нас это произведение?
Дети: Оно учит нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Тому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.
Учитель: А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?
Дети: Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.
Учитель: Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?
Учитель: Какому же человеку она их раскрывает?
Дети: Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.
4. Чтение рассказа М. Пришвина «Медведь»
Учитель: Давайте посмотрим на портрет и прочитаем фамилию автора.
Что вы можете сказать о внешнем облике писателя, о его глазах, очертаниях лица? (Он строгий, серьезный…)
Послушайте рассказ о Пришвине, который подготовила Софья. Эти сведения помогут вам лучше понять произведения автора. Подумайте над вопросом: Какова главная черта характера?
Дети: М.М. Пришвин родился в 1873 году, прожил долгую жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, которая проживала в Орловской губернии. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем.
Писать он начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
Учитель: Какую черту характера писателя вы выделили? (Любовь к природе, Родине, животным).
Ребята, Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем»
Рассказы М. М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. В его рассказах даже растения, звери и птицы становятся живыми.
Выставка книг
Вот трудолюбивый дятел продолбил дырок на осине, чтобы извлечь из него червя, и так спас дерево. (“Лесной доктор”)
О замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером поведал писатель в рассказе “Золотой луг”.
Сколько открытий для детской души в рассказах “Журка”, “Сметливый беляк”, “Верхоплавки” и других.
Сегодня мы познакомимся с новым произведением Пришвина.
Кто герои нашего рассказа, вы узнаете, отгадав загадку
…Вперевалку зверь идет, по малину и по мед
Любит сладкое он очень, а когда приходит осень,
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны . (Медведь).
Учитель: рассмотрите иллюстрацию на стр. 126. Соответствуют ли название и иллюстрация друг другу?
Как вы думаете, где будут происходить события, описанные в рассказе?
Словарная работа
Соедини стрелочкой слово и его значение
Затаивался еда
Продовольствие обидно
Досадно прятался
Подшумел спугнул
Ускользнул скрылся
РАЗМИНКА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ
вдох носом, выдох через рот
вдох, задержка дыхания, выдох
вдох, выдох по порциям
Прочитайте скороговорку:
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много пчёл.
Прочитайте с вопросительной интонацией, с весёлой, грустной. А сейчас скороговоркой, быстро, ещё быстрее.
Чтение вслух учителем, учащимися и комментирование по ходу чтения
Чтение 1-й части
Вопросы после чтения:
Какое представление о медведях у многих людей?
Что узнали мы о медведе?
Чтение 2-й части
Зачем рассказчик отправился на то место, где водилось много медведей?
Как вёл себя рассказчик, выслеживая медведя?
Почему же ему не удалось встретить медведя?
Самостоятельное чтение 3-й части
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
Какой красивый лес вокруг нас! посмотреть вправо, влево
Справа – лисья нора, посмотреть направо
Слева – медвежья берлога. налево
Внизу, под осиной – ежиная нора, вниз
А высоко на дереве – беличье дупло. вверх
А далеко – далеко, за лесом – посмотреть вдаль
Наша школа! закрыть глаза
Тест
(«+» или «-»)
1. Я направился к тому месту, где был спрятан корабль и продовольствие. - (спрятана лодка)
2. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. +
3. «Птичка какая-нибудь», - подумал я. – (зверушка)
4. Забрав своё ружьё, сел я в лодку и поплыл. – (мешки)
Чтение 4-й, 5-й частей
- Что значит «вымахнул» из тайги? (Выскочил резко, одним махом, неожиданно)
Кто же оказался терпеливее – человек или медведь?
Самостоятельное чтение 6-й части
Почему Михаил Пришвин начал и закончил свой рассказ похожими строчками? (Случай с героем рассказа лишний раз подтвердил эту мысль)
5. Итог урока
Согласны ли вы с утверждением М. Пришвина, что у зверей есть характер? Какой характер был у медведя?
Какое впечатление оставил у вас этот рассказ?
Как вы думаете, почему М. Пришвин решил рассказать нам эту историю?
6. Рефлексия
Закончить урок я хочу словами М. Цуранова, которые он посвятил М. Пришвину
«Старик»
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперед
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растет
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И том о лесе рассказать
Как этот человек…
Все же приятно читать сказку "Медведь" Пришвин М. М. даже взрослым, сразу вспоминается детство, и вновь как маленький сопереживаешь героям и радуешься с ними. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Как отчетливо изображены превосходства положительных героев над отрицательными, какими живыми и светлыми мы видим первых и мелочных - вторых. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Сказка "Медведь" Пришвин М. М. читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.
М
ногие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки. Такая это неправда!
Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью а, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.
Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу, Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришёл на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.
Мне очень хотелось застать медведя за едой, где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, затаивался возле тёплых следов; не раз мне казалось, будто мне даже и пахло медведем… Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне и тот раз так и не удалось.
Случилось, наконец, терпение моё кончилось, и время пришло мне уезжать. Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие. Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась сама. “Зверушка какая-нибудь”, — подумал я.
Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл. А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник. Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются.
Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке. Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.
Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся… Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.
— Так долго, — сказал охотник, — что мне надоело смотреть и я ушёл чай пить в избушку.
Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся. Но ещё досадней бывает, когда болтуны разные пугают детей лесными зверями и так представляют их, что покажись будто бы только в лес без оружия — и они оставят от тебя только рожки да ножки.
« |
Многие думают, будто пойти только в лес, где много медведей, и так они вот и набросятся, и съедят тебя, и останутся от козлика ножки да рожки.
Такая это неправда!
Медведи, как и всякий зверь, ходят по лесу с великой осторожностью, и, зачуяв человека, так удирают от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика.
Однажды на севере мне указали место, где много медведей. Это место было в верховьях реки Коды, впадающей в Пинегу. Убивать медведя мне вовсе не хотелось, и охотиться за ним было не время: охотятся зимой, я же пришёл на Коду ранней весной, когда медведи уже вышли из берлог.
Мне очень хотелось застать медведя за едой, где-нибудь на полянке, или на рыбной ловле на берегу реки, или на отдыхе. Имея на всякий случай оружие, я старался ходить по лесу так же осторожно, как звери, затаивался возле тёплых следов; не раз мне казалось, будто мне даже и пахло медведем... Но самого медведя, сколько я ни ходил, встретить мне в этот раз так и не удалось.
Случилось наконец, терпение моё кончилось, и время пришло мне уезжать.
Я направился к тому месту, где была у меня спрятана лодка и продовольствие.
Вдруг вижу: большая еловая лапка передо мной дрогнула и закачалась.
«Зверушка какая-нибудь», — подумал я.
Забрав свои мешки, сел я в лодку и поплыл.
А как раз против места, где я сел в лодку, на том берегу, очень крутом и высоком, в маленькой избушке жил один промысловый охотник.
Через какой-нибудь час или два этот охотник поехал на своей лодке вниз по Коде, нагнал меня и застал в той избушке на полпути, где все останавливаются.
Он-то вот и рассказал мне, что со своего берега видел медведя, как он вымахнул из тайги как раз против того места, откуда я вышел к своей лодке.
Тут-то вот я и вспомнил, как при полном безветрии закачались впереди меня еловые лапки.
Досадно мне стало на себя, что я подшумел медведя. Но охотник мне ещё рассказал, что медведь не только ускользнул от моего глаза, но ещё и надо мной посмеялся... Он, оказывается, очень недалеко от меня отбежал, спрятался за выворотень и оттуда, стоя на задних лапах, наблюдал меня: и как я вышел из леса, и как садился в лодку и поплыл. А после, когда я для него закрылся, влез на дерево и долго следил за мной, как я спускаюсь по Коде.
— Так долго, — сказал охотник, — что мне надоело смотреть и я ушёл чай пить в избушку.
Досадно мне было, что медведь надо мной посмеялся.
Но ещё досадней бывает, когда болтуны разные пугают детей лесными зверями и так представляют их, что покажись будто бы только в лес без оружия — и они оставят от тебя только рожки да ножки.
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате
убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а
только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает
девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
- Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? - и положила Маше
на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие
лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины
руки.
- Фу, - сказала она. - Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну вот, - удивилась мама. - Столько лет жили-дружили, а теперь
стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жёсткие, - ответила Маша. - Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними
не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней,
бабушка не пустила.
- Сиди! - сказала бабушка грозно. - Сиди! Мать обидела ни за что.
Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра
сделано - на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала,
полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не
белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно
место - дай тебе бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За
языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце
мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала
бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу
не разобралась, в чём дело.
- Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. - Сердце у
бабки отходчивое. Я бы на её месте...
- Знаю, знаю! - закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери
целоваться и обниматься. - Знаю...
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. - А если знаешь, говори.
- Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши.
Я твои руки обидела.
- Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала.
- Бабушка говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на
твоём месте, то надрала бы. А на своём - вы обе не можете.
Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
1) Выпиши из текста образные определения к слову сердце
.
2) Каким положительным качеством обладает Маша?
3) Придумай свой заголовок к тексту.
Летом, как обычно, я работал в геологической экспедиции в глухой якутской тайге. Из базового лагеря меня направили на две недели исследовать верховье небольшой горной речушки в двадцати километрах.
Со мной отправился помощник Егор, основная обязанность которого была копать шурфы. Егора взяли из местных алкоголиков, мы нанимали их в ближайшем городке на весь летний сезон. У нас был «сухой закон», и они, работая, проходили как бы трудовое лечение. Работали они хорошо. К тому же знали местные обычаи, хорошо ориентировались в лесу, бывали и неплохими охотниками.
Я обследовал выходы пород у нашей речушки, нашёл признаки меди. Копать шурфы Егору почти не пришлось, он готовил еду и объедался ягодами. Жили мы в старом зимовье, срубленном охотниками из толстых лиственниц лет сто тому назад.
Были у нас и соседи - одна или две семьи медведей. Мы видели их издалека, близко к себе они нас не подпускали, сразу уходили. Но следы свои они оставляли везде в изобилии: сильно помятую траву и кусты, особенно малинники. Коряги, старые пни, колоды медведи тоже ломали и искали там чего-то в земле. Ягоды медведи сосали целыми ветками. Одним словом, после себя хозяева леса оставляли полный погром.
Вечерами, когда садилось солнце и в природе наступала тишина, я явственно слышал какой-то странный звук: «Пбва-а-а-м!» - и затем затухающее дребезжание в течение 10-15 секунд. Звук возникал каждый вечер, и я спросил у Егора:
Что это такое?
- Да, видно, медведь балует.
- Как балует?
- Пойдём, посмотрим.
Мы пошли в тайгу. Метрах в трёхстах на бугре непогода свалила несколько лиственниц Одна из них разломилась, оставив повыше корней длинные щепы. Около них на задних лапах стоял к нам спиной полуторагодовалый медведь. Он был, казалось, весь поглощён своим занятием. Оно заключалось в том, что мишка когтистой лапой оттягивал одну из высохших на солнце щеп, оттого она издавала характерный звук, а медведь, забавно склонив голову, слушал. «Пбва-а-а-м!» - разносилось в тихой, вечерней тайге. Медведь наслаждался своим искусством.
У меня был нарезной карабин военного образца (без ружья в тайге не ходят). Но применять его я, конечно, не стал. Это было бы браконьерством, да и жалко «музыканта». Я крикнул, медведь вздрогнул, присел на передние лапы и легко улепетнул в чащобу. Других медведей поблизости мы не видели, значит, любитель музыки был в одиночестве. Мне вспомнилась картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Там тоже была изображена расщеплённая столетняя сосна. Я постоянно думаю, не было ли здесь какого-то сюжета с «медвежьей любовью к лесной музыке».
Прошло несколько дней, лесная музыка не звучала, видимо, медведя мы напугали. Мне было как-то совестно. Но в последний вечер перед уходом на базу мы опять услышали: «Пбва-а-а-м!» На душе стало тепло. Значит, медведь возвратился к своему «музыкальному инструменту» и продолжал наслаждаться звуком. А ещё говорят, что они немузыкальны. И даже выражение придумали: «Медведь на ухо наступил».
Всеволод Абрамов