Курсовая работа: Право международных организаций. Международное право Источниками права международных организаций являются
Понятие и источники права международных организаций. Виды международных организаций
Организация Объединенных Наций: Устав, цели и принципы, членство, система органов. Специализированные учреждения ООН
Региональные международные организации
Международные неправительственные организации
1. Понятие и источники права международных организаций
Право международных организаций – это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин «международная межправительственная организация» был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г.
Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г. (ратифицирована СССР в 1978 г.). Также источником данной отрасли международного права является Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт , разработанный и принятый государствам и учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило,уставом . Например, Устав ООН 1945 г., Устав МОТ 1946 г., Устав ВОЗ 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяютсяконвенции , в числе которых Конвенция Всемирной метеорологическойopганизации 1947 г., а также договоры (Договор о Европейском союзе 1992 г.). К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние. В учредительном актефиксируются
цели и задачи организации,
ее организационная структура,
полномочия
порядок деятельности ее органов,
решаются административные, бюджетные и иные вопросы.
Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН.
Виды международных организаций
ММПО – это объединение государств, учрежденное международным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, которые наделены международной правосубъектностью и действующих для достижения общих целей в соответствии с принципами международного права.
Международные организации можно подразделить на:
универсальные, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом и которые поэтому характеризуются универсальным членством,
и иные, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.
Среди организаций второй категории выделяют региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах какого-либо района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов. Таковы Европейский союз, СНГ. Также относят организации, не имеющие универсального значения, но выходящие по своим интересам и составу за региональные рамки. Здесь принимаются во внимание групповые политические, экономические, социальные потребности. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в составе 24 государств различных районов земного шара.
По объему и характеру их полномочий выделяются:
организации общей компетенции (ООН, ОАЕ, СНГ, ОБСЕ)
специальной компетенции (ИКАО, Всемирная торговая организация (ВТО), заменившая в 1994 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз и т. д.).
Статус международной организации с соответствующей правосубъектностью имеют и некоторые межгосударственные институты , именуемые комитетами. Таков учрежденный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Международный орган по морскому дну, членами которого являются все государства - участники Конвенции.
Специальной разновидностью международных организаций являются межведомственные организации . При создании таких организаций и в процессе их деятельности соответствующие министерства и иные ведомства осуществляют полномочия органов государства в пределах внутригосударственных правовых норм. При этом решение вопроса об участии в той или иной организации относится к компетенции правительства, а все последующие контакты с органами организации осуществляются через соответствующее ведомство. На межведомственной основе строится деятельность Интерпола, членами которого, согласно Уставу, считаются компетентные полицейские органы, обладающие полномочиями от имени своих государств.
Юридическая природа международной организации
Международная межправительственная организация обладает производной и функциональной правосубъектностью и характеризуется следующимипризнаками .
1. создается государствами, фиксирующими свое намерение в учредительном акте - специальной разновидности международного договора (устав, конвенция).
2. существует и действует в рамках учредительного акта, определяющего ее статус и полномочия, что придает ее правоспособности, правам и обязанностям функциональный характер.
3. является постоянно действующим объединением, что проявляется в ее стабильной структуре, в системе ее постоянных органов.
4. основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации.
5. государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций.
6. каждая международная организация обладает совокупностью прав, свойственных юридическому лицу. Эти права фиксируются в учредительном акте организации либо в специальной конвенции и реализуются с учетом национального законодательства государства, на территории которого организация выполняет свои функции.
7. международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность и признаваемые как в месте размещения ее штаб-квартиры, так и в любом государстве при осуществлении ее функций.
Данная отрасль международного права соотносится с теми организациями, которые являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный (межправительственный) характер. Право международных организаций можно определить как совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.
Впервые сам термин «международная межправительственная организация» был применен к Международному институту унификации частного права в его Уставе, принятом 15 марта 1940 г.
Комплексного правового акта, ориентированного на регламентацию статуса и деятельности всех международных организаций, нет. Один из аспектов статуса организаций затрагивается в Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера, принятой в 1975 г. и ратифицированной СССР в 1978 г. Определенное значение для данной отрасли имеет еще один общий многосторонний акт, уже рассмотренный в гл. 9, - Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, принятая в 1986 г.
Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Таковы Устав ООН 1945 г., Устав МОТ 1919/1946 гг., Устав ВОЗ 1946 г., Устав ОАЕ 1963 г., Устав Совета Европы 1949 г., Устав СНГ 1993 г. и др. В некоторых случаях в качестве учредительных актов применяются конвенции,
Глава 14. Право международных организаций
в числе которых Конвенция Всемирной метеорологической организации 1947 г., Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г., а также договоры (Договор о Европейском союзе 1992 г.).
К любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, применяется Венская конвенция о праве международных договоров (ст. 5).
Учредительный акт характеризует правосубъектность международной организации, имея в виду ее производное и функциональное состояние (см. гл. 2). В учредительном акте фиксируются цели и задачи организации, ее организационная структура, полномочия и порядок деятельности ее органов, решаются административные, бюджетные и иные вопросы. Важное место в акте занимают нормы о членстве - о первоначальных членах, порядке приема новых членов, возможности санкционных мер, вплоть до исключения из организации. Регламентация иммунитетов и привилегий организации либо является составной частью учредительного акта, либо осуществляется путем принятия специального акта (например, Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы).
К категории источников права международных организаций относятся договоры, заключаемые от имени каждой организации с правительством государства, на территории которого размещена ее штаб-квартира. В договорах регламентируются отношения организации и принимающего правительства, их взаимные права и обязанности. Таковы, например, Соглашение между ООН и Правительством США от 26 июня 1947 г. относительно местопребывания центральных учреждений ООН, Соглашение между Республикой Беларусь и Содружеством Независимых Государств от 13 июня 1994 г. об условиях пребывания Исполнительного секретариата СНГ на территории Республики Беларусь.
Известны также договоры между организациями и правительствами государств, в которых создаются представительства той или иной организации и (или) осуществляются определенные виды деятельности. Так, 15 июня 1993 г. было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН.
§ 2. Виды международных организаций
Право международных организаций - отрасль международного права, принципы и нормы которой определяют порядок учреждения межгосударственных органов и организаций, а также их статус и функции.
В большинстве случаев в право организаций не включают нормы о международных конференциях и иных международных органах. Между тем по своей природе и функциям эти органы весьма близки организациям. Профессор Б.М. Ашавский, внесший большой вклад в исследование природы конференций, отмечает генетическую связь конференций и организаций. Но этим дело не ограничивается. Сессионно действующие конференции весьма близки организациям и нередко преобразуются в них. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) превратилось в Организацию безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Некоторые организации даже в официальном названии сохраняют термин «конференция» (Организация Исламская конференция).
Сказанное в не меньшей степени относится к международным органам, отличающимся от конференций постоянным характером функционирования, а от организаций - более ограниченным правовым статусом. Все это дает основания рассматривать нормы, относящиеся к международным конференциям и органам, как часть права организаций.
В условиях глобализации все более ощутима тенденция к усилению роли международных организаций. Растущая взаимосвязанность государств сокращает сферу проблем, которые государство способно решать в одиночку. Решение жизненно важных для каждого государства международных проблем возможно только организованными коллективными усилиями. Более того, сегодня от этого зависит успех в решении и все большего числа внутренних проблем. В результате растет число международных организаций, расширяются их функции. Углубляется процесс институционализации международного сообщества. Можно смело утверждать, что сегодня международная система не могла бы нормально функционировать без развитого комплекса организаций.
Международным организациям принадлежит важная роль в функционировании международного права. Это касается как правотворческого процесса, так и правоприменения. Отмечая эти моменты, Г.И. Тункин обоснованно подчеркивал, что роль международных организаций будет возрастать и в дальнейшем.
Под давлением требований жизни происходят изменения в функциях организаций без изменения их уставов, растут их полномочия и влияние на государства. Расширяется сфера деятельности, которая охватывает все новые области, совершенствуется ее механизм. Вместе с тем становятся все более серьезными и стоящие перед организациями задачи, а это, в свою очередь, диктует необходимость новых методов. Все чаще приходится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе. В деятельности организаций, прежде всего ООН, возрастает значение превентивной дипломатии.
Организация обладает интегральными качествами, т.е. такими, каких нет ни у одного ее члена. Она не сумма членов, а система их взаимодействия, что существенно увеличивает ее потенциал. Участие в организации открывает новые возможности перед каждым государством.
Основной массив права организаций образуют нормы их учредительных актов, а также договоров, относящихся к организациям, например Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Растет число и усиливается роль обычных норм в этой отрасли.
Особое место занимает внутреннее право международных организаций. Устав не в состоянии урегулировать все вопросы, связанные с деятельностью такой организации. Поэтому решение значительного объема конкретных вопросов внутренней деятельности предоставляется самой организации, органу. К таким вопросам относятся процедурные правила, правила, регулирующие деятельность персонала, и др.
Внутреннее право международных организаций регулирует внутриорганизационную деятельность, а не отношения между государствами. Организации не наделены правом создавать нормы международного права. Поэтому их внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно имеет специфическую обязательную силу, необходимую для регулирования внутриорганизационной деятельности. Соблюдение внутреннего права обеспечивается средствами самой организации. Речь идет об особой разновидности международных норм, объектом которой являются внутриорганизационные отношения, в том числе и с участием физических лиц. В одном случае они относятся к административному праву организаций, в другом - к их трудовому праву.
Таким образом, наличие развитого права организаций является одной из характерных черт современного международного права.
А. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ 1. Понятие и источники права международных организаций
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Возникновение международных организаций в XIX веке явилось отражением и следствием объективной тенденции к интернационализации многих сторон жизни общества. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну, международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Новым этапом в их развитии явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза (1865 г.) и Всемирного почтового союза (1874 г.), Лиги Наций (1919 г.).
Значительное влияние на развитие международных организаций, их демократизацию оказали и продолжают оказывать создание и деятельность Организации Объединенных Наций (1945 г.). Именно с ней связано признание за международными межправительственными организациями качества субъекта международного права.
На современном этапе международных отношений продолжаются численный рост международных организаций, дальнейшее расширение их компетенции и функций, усложнение организационной структуры. Взаимные связи и сотрудничество между действующими международными организациями (по некоторым данным, их насчитывается около 7 тыс., из них более 300 - межправительственные) позволяют говорить о становлении системы международных организаций, в центре которой находится ООН.
Развитие международных организаций привело к появлению специфического предмета правового регулирования - международных отношений в рамках международных организаций, включающих отношения государств-членов и нечленов с международной организацией; отношения между государствами-членами и между органами
международной организации; отношения с другими международными организациями. Качественным своеобразием отличается и метод правового регулирования указанных отношений, устанавливающий взаимные права и обязанности не только путем согласования в форме международного договора или обычая, но и путем принятия решений органами международной организации. К тому же накоплен огромный нормативный материал, относящийся к правовому регулированию указанного комплекса международных отношений. Это свидетельствует о становлении самостоятельной отрасли международного права - права международных организаций.
Право международных организаций - отрасль современного международного права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания, организации и деятельности международных организаций.
Основные принципы международного права - неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, невмешательство и др. - относятся не только к государствам, но и к международным организациям. Среди специальных принципов можно выделить принцип соответствия создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам международного права; принцип ответственности международных организаций за правонарушения; принцип добровольности членства в международных организациях.
Международные договоры, относящиеся к источникам права международных организаций, можно разбить на три группы: договоры между государствами; договоры между государствами и международными организациями и договоры между международными организациями. Среди договоров первой группы особое место занимают учредительные акты международных организаций. Они определяют правовую природу международных организаций, наделяя их правами и обязанностями, составляющими их правосубъектность. При этом Устав ООН, закрепивший основные принципы международного права, является источником, имеющим важное значение для всех отраслей международного права, включая право международных организаций. Это означает, что международные организации должны действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами, закрепленными в Уставе ООН.
Из других договоров между государствами следует выделить международные соглашения, устанавливающие нормы общего порядка для международных организаций. Так, в ряде соглашений признается принцип ответственности международных организаций, например в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. В договорах о привилегиях и иммунитетах международных организаций, например в Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г., регулируется правовой статус международных организаций на территории государств.
К группе договоров между государствами и международными организациями относятся соглашения о месте пребывания штаб-квартиры международной организации, о ее представительстве в государствах, функциональные соглашения, направленные на реализацию целей организации: о технической помощи; о финансовой помощи; об опеке; о предоставлении вооруженных сил и других видов военной помощи и т.д.
Среди соглашений между международными организациями можно выделить соглашения о сотрудничестве, о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании совместных органов и программ и др.
Формирование международных обычных норм имеет место не только в деятельности государств, но и в практике международных организаций, например институт операций по поддержанию мира сложился в практике ООН. Что касается решений международных организаций, то те из них, которые носят обязательный характер, входят в число основных источников права международных организаций, например обязательные решения Совета Безопасности, обязательные решения Европейского Союза, финансовые правила, правила комплектования международного персонала и т.п.
В доктрине различают понятия внешнего и внутреннего права международных организаций. Конечно, такое различие достаточно условно. К внешнему праву относятся нормы, которые регулируют взаимоотношения международной организации с государствами-членами и нечленами, с другими организациями. К внутреннему праву относятся нормы, регулирующие внутренние правовые отношения: правила процедуры, порядок принятия решений, финансовые правила, нормы, определяющие статус персонала. Большинство юристов считают, что нормы внутреннего права носят международно-правовой характер и являются нормами международного права.
2. Понятие и классификация международных организаций
Международная организация - постоянное объединение государств, в отличие от международных конференций - их временного объединения.
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.
Международные неправительственные организации не основаны на межгосударственном договоре, и в них официально не представ-
лены государства. Их членами могут быть национальные общественные объединения, союзы и ассоциации, а также отдельные лица из различных стран (например, Межпарламентский союз, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная амнистия и др.).
Общепризнанного определения международной межправительственной организации нет. В многочисленных доктринальных определениях выделяются следующие ее основные признаки: объединение суверенных государств; наличие учредительного межгосударственного договора; общие постоянные цели и принципы; постоянные органы; наделение международной правосубъектностью; соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права. С учетом этих признаков можно определить, что международная межправительственная организация - это объединение суверенных государств, учрежденное межгосударственным договором на постоянной основе, имеющее постоянные органы, наделенное международной правосубъектностью и действующее для достижения общих целей в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Такие организации признаются субъектами международного права.
Наименования международных организаций могут быть различными - организация, лига, ассоциация, союз, фонд, банк и др., однако это не влияет на их статус.
Для классификации международных организаций применяются различные критерии. По характеру членства они делятся на межправительственные и неправительственные организации.
По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные, региональные и межрегиональные. Универсальные организации открыты для участия всех государств (ООН, ее специализированные учреждения, МАГАТЭ) или для участия общественных объединений и физических лиц всех государств (Всемирный совет мира, Международная ассоциация юристов-демократов). Членами региональных организаций могут быть государства или общественные объединения и физические лица определенного географического района (Организация африканского единства, Организация американских государств, Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, Европейская конфедерация профсоюзов, Всеафриканский союз студентов). К межрегиональным организациям относятся те, членство в которых ограничено определенным критерием, выводящим их за рамки региональной организации, но не позволяющим стать универсальной. Так, участие в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) открыто только для государств, экспортирующих нефть. Членами Организации Исламская конференция (ОИК) могут быть только мусульманские государства.
Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ).
Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области (например, Всемирный почтовый союз, Международная организация труда и др.) и могут подразделяться на политические, экономические, социальные, культурные, научные, религиозные и т.д. Этот критерий может быть применен и к неправительственным организациям.
Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и наднациональные или, точнее, надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций, целью которых является регулирование сотрудничества государств. Решения таких организаций имеют рекомендательную или обязательную силу для государств. Наднациональные (надгосударственные) организации наделяются правом принимать решения, непосредственно обязывающие физических и юридических лиц государств-членов. Такие решения действуют на территории государств наряду с национальными законами. Некоторыми наднациональными полномочиями в таком понимании наделен Европейский Союз.
С точки зрения порядка приема в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием в члены производится по приглашению первоначальных учредителей). Примером закрытой организации является НАТО.
Некоторые авторы наряду с термином «международные организации» употребляют термин «международные учреждения», считая это понятие более широким и включая в него не только международные организации, но и постоянные объединения государств, основанные на политическом соглашении, не имеющем характера международного договора (французский юрист С. Бастид), или имеющие упрощенную организационную структуру (французский юрист К. Коль-яр), которые они не рассматривают как международные организации. Подобной точки зрения придерживается и И. Лукашук, называя постоянные объединения государств с ограниченной компетенцией и упрощенной организационной структурой постоянными международными органами.
«Международные организации» и «международные учреждения» - это термины-синонимы. В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что специальные организации системы ООН называются специализированными учреждениями. Многообразие международных организаций требует ввести дополнительные критерии классификации.
Например, по критерию структуры можно выделить организации с упрощенной и развитой структурой. По критерию способа их создания можно говорить о международных организациях, созданных классическим путем, на основе международного договора с последующей ратификацией, и о международных организациях, созданных на иной основе (деклараций, совместных заявлений и т.д.).
Современный мир в своем развитии идет по пути усиления взаимозависимости государств. Основой этого процесса является интеграция экономик, средств информации и связи, транспортных систем, общность ресурсных источников, общение людей по поводу получения и использования образования и знаний и т.д. Необходимость решения глобальных проблем современности также требует скоординированных совместных действий всего мирового сообщества.
Как обозначил новый императив жизни во всех государствах на рубеже 20-21 веков Тихомиров Ю.А.: «Мир становится неделим и в представлении наций и народностей, и в реальности». Однако, если говорить о целостности и взаимосвязанности всего мирового сообщества еще, вероятно, рано, то создание развитой, взаимодействующей международной инфраструктуры в определенных регионах планеты следует констатировать со всей очевидностью. Наиболее интенсивно протекает этот процесс в Европейском регионе, где государства-участники Европейского союза далеко продвинулись на пути экономической и политической интеграции. Немалый интерес вызывает и сотрудничество бывших советских республик в рамках Содружества Независимых Государств. Несмотря на различный подход в построении данных и некоторых других региональных организаций, можно отметить ряд общих черт. Все они базируются на международных принципах и, в первую очередь, принципе сотрудничества.
Принцип сотрудничества обязывает государства взаимодействовать друг с другом независимо от существующих между ними различий в целях поддержания мира и безопасности, содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов. Обязанность сотрудничать на демократической основе во имя общих и особых интересов государств открывает новые возможности в развитии регионов.
Однако не всегда сотрудничество приносит ожидаемые плоды. Зачастую оно остается лишь формальным и затрагивает не все ожидаемые сферы взаимных отношений государств. В этой связи представляется особенно важным изучение опыта развития различных образований как общей так и специальной компетенции с целью использования положительных моментов и избежания возможных отрицательных результатов.
Целью данной лекции является систематизированное изложение вопросов международного сотрудничества государств, которое осуществляется в рамках различных международных организаций и международных конференций.
Определение круга правовых норм, регулирующих правосубъектность, компетенцию и привилегии, структуру и деятельность международных организаций, правовое значение принимаемых ими решений, их роль в обеспечении международного правопорядка охватывается правом международных организаций.
Право международных организаций - это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус межгосударственных (межправительственных) организаций, их субъектный состав, структуру, полномочия, порядок деятельности, юридическую силу решений.
Данная отрасль международного права соотносится с теми организациями, которые являются формой сотрудничества государств и имеют межгосударственный (межправительственный) характер.
Право международных организаций – значительная по объему подотрасль международного права, поскольку в настоящее время существует несколько тысяч международных организаций, список которых постоянно пополняется, а в рамках существующих международных организаций принимаются все новые и новые соглашения.
Право международных организаций значительно трансформировалось в начале ХХ в. в силу объективных закономерностей развития международного права, с усилением роли международных организаций на международной арене качественно изменились и нормы права международных организаций.
Международные организации являются специфическим, полноправным субъектом международных отношений и международного права. Их правосубъектность производна от правосубъектности государств-участников. При формировании международной организации государства передают ей часть своих полномочий, однако при этом не теряют свой суверенитет. Государства могут выйти из состава международной организации.
Право международных организаций состоит из двух групп международных норм, образующих: во-первых, "внутреннее право" организации (нормы, регулирующие структуру организации, компетенцию ее органов и порядок работы, статус персонала, другие правоотношения) и, во-вторых, "внешнее право" организации (нормы договоров организации с государствами и другими международными организациями).
Нормы права международных организаций преимущественно являются договорными нормами, а само право организаций - одна из наиболее кодифицированных отраслей международного права.
Источниками современного права международных организаций выступают:
1) учредительные акты международных организаций или соглашения об их создании, которые содержат основу права международных организаций. Каждая международная организация имеет собственный учредительный акт, разработанный и принятый государствами-учредителями в виде международного договора, именуемого, как правило, уставом. Это – Устав ООН 1945 г.; Устав Международной организации труда 1919/1946 гг., Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г., Устав Совета Европы 1949 г. Устав СНГ 1993 г. и др.;
2) универсальные конвенции - Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.; Венская конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества 1980 г.;
3) регламенты и акты, устанавливающие статус персонала международных организаций: Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.; Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г.; Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы 1949 г. (с Протоколами 1952, 1956, 1959, 1961, 1990 и 1996 гг.) и др.;
4) соглашения с государствами, в частности со страной пребывания организации, по различным юридическим вопросам, (например, в 1947 г. было заключено Соглашение между ООН и Правительством США относительно местопребывания центральных учреждений ООН);
5) соглашения с другими международными организациями;
6) некоторые решения самих организаций и т.д.