Педразвитие. "Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Лес. Грибы»

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:

Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка, собирать, заготавливать, пря­таться, висеть, ядовитый, съедобный, ароматный, мягкий, гладкий). Совершенствование грамматического строя речи, учить состав­лять описательные рассказы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Наборное полотно, картинки с изображением осенних примет, корзинка с плоскостными изображениями грибов, плоскостные изображения корзинок, картинки с изображением грибов, тетради, цветные карандаши.

I . Организационный момент

1 . Логопед раздает детям по одной картинке с изображением осени.

– Сядет тот, кто назовет осеннюю примету.

II . Основная часть. 2. Чтение стихотворения:

«Чух-чух-чух»,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит, -

«Тороплюсь», - гудит:

3. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

Какое сейчас время года?

– Какой месяц?

– Какой сегодня день?

– Какая погода?

– Сколько много грибов в лесу, давайте их соберем.

Дети собирают грибы (по очереди снимают грибы с ковролина)

4. Рассказ логопеда о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»?

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка тол­стая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеле­ного и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд…

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

5. Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, Скачут вприсядку,

Рыжики срывали. Срывают «грибы».

Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил, Идут вразвалку,

Мухомор раздавил. топают правой ногой.

6. Упражнение «Что за гриб?»

– Как называется этот гриб?

– Где он растет?

– Под каким деревом?

– Срежем откуда?

– Положим куда?

7. Игра с мячом «Большой – маленький»

В лесу растут большие грибы и маленькие.

Большой мухомор – маленький мухоморчик

белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка

подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка

подосиновик – подосиновичек

8. Игра «Сколько грибов собрали?»

– В лесу много…

– Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

– В корзинку не положили…?

9. Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

10. Упражнение «Четвертый лишний»

Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему.

11. Работа в тетрадях (раскрашивание грибов)

12. «Доскажи словечко»

Возле леса на опушке, Вдоль лесных дорожек

Украшая темный бор, Много белых ножек.

Вырос пестрый, как петрушка, В шляпках разноцветных,

Ядовитый… Издали заметных.

Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка, ребятки: Это…

Тут лисички, там – опятки.

Тема недели «Осень в лесу. Грибы».

Тема НОД: «Сбор грибов».

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение

художественной литературы», «Безопасность».

Материалы и оборудование: муляжи, предметные картинки с

изображением грибов, загадки.

Программное содержание:

Закрепить представления детей о грибах. «Познание».

Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. «Познание».

Активизировать словарь по теме. «Коммуникация».

Составить правила сбора грибов. «Коммуникация».

Научить различать съедобные и несъедобные грибы. «Безопасность».

Продолжать учить детей отгадывать загадки. «Чтение

художественной литературы».

Организационный момент.

Отгадайте загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы. (Гриб).

Мы сегодня будем поговорить о грибах. Их на свете очень много. 100 тысяч видов. Какие грибы вы знаете?

Беседа о грибах.

Многие думают, что гриб растёт сам по себе. Это не так. Под землёй есть грибница, а от неё тянутся длинные тонкие нити к грибу. Значит, грибы поодиночке не растут. Вы знали об этом раньше? Так почему же грибы поодиночке не растут?

Белый гриб, его ещё называют боровиком, растёт на вырубках, в хвойных лесах, близ дорог; в глухомани его не встретишь. Шляпка у него мясистая, упругая, светло-серая, желтоватая или бурая. Низ шляпки как губка - губчатый, у молодого гриба - белого цвета, у зрелого - желтоватого с чуть зеленоватым оттенком. А сам гриб действительно, на изломе, белый.

Давайте вместе составим рассказ о белом грибе по плану: как выглядит, где растёт, каков на вкус. (Дети по наводящим вопросам описывают белый гриб.)

Но растут в наших лесах и несъедобные, ядовитые грибы; бледная поганка и мухомор. Самый опасный из ядовитых грибов - бледная поганка. Шляпка у нее в центре как шар, по краям плоская, шелковистая, бледно-зелёного или серо-зелёного цвета. Ножка белая, длинная тонкая с кольцом наверху и оторочкой у основания. Растёт она летом и осенью обычно в лиственных лесах, реже в хвойных. Ну а мухомор вы ни с чем не спутаете; шляпка у него... (ярко-красная с белыми крапинками), на ножке кольцо, как будто мини-юбочка. Мухомор - гриб не такой про­стой. Людям есть его нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись: их вкусы не совпадают с нашими. Мухоморами не брезгуют, например, сороки и белки. А лоси проглатывают их целиком, иногда по несколько штук за один раз. Зачем? Мухоморы для лосей - лекарство.

Что общего между мухомором и бледной поганкой?

Что ты сделаешь, увидев в лесу мухомор: пройдёшь мимо или собьёшь его ногой?

А знаете вы, что век у гриба недолог, несколько дней и всё. А вот грибница - живые подземные нити, чьи узелки превращаются в грибы, - живёт до 100 лет. А теперь решите логиче­скую задачу: почему говорят, что маленький и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый всё равно в пищу не годится - пусть им лесные жители побалуются.)

Загадывание загадок.

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор)

Глубоко был спрятан он.

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду! (Боровик)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички,

Золотистые... (Лисички).

Не спорю - не белый, Нет грибов дружнее, чем эти -

Я, братцы, попроще. Знают взрослые и дети, -

Расту я обычно На пеньках растут в лесу,

В березовой роще. Как веснушки на носу.

(Подберезовик) Эти дружные ребята

Называются... (Опята)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я... (Подосиновик)

О чем были загадки?

Подвижная игра «За грибами».

Все зверушки на опушке (дети идут в хороводе).

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали (скачут вприсядку, изображая белочек),

Рыжики искали.

Лисичка бежала (бегут),

Лисички собирала.

Скакали зайчатки (скачут стоя),

Искали опятки.

Медведь проходил (идут, изображая медведя),

Мухомор раздавил.

Словесная игра.

Скажите со словом «грибной»: дождь (грибной дождь), начинка, пирог, место, суп, запахи, ножка, шляпка, корни,

Что такое грибной дождь?

Какие места называют грибными?

Как называются корни грибов?

Кто наносит вред грибам?

Музыкальная игра «Медведь».

Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят во­круг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды я рву,

А медведь не спит,

Все на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

Медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и догоняет разбегающихся ребят. Кого он первым поймает, тот становится новым «медведем», игра повторяется.

Составление правил сбора грибов.

А теперь давайте вместе сформулируем правила сбора грибов. Собирать можно только те грибы, которые ты знаешь наверняка, и только со взрослыми. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы лучше обходить стороной: людям они опасны, а животным могут пригодиться. И ещё: деревья и грибы между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину, нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ними и по­сылают дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Для настоящего грибника поход за грибами - радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом только положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не пере­вернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожа­леет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.

Дидактическая игра «Какой гриб».

Дети подбирают слова определения к слову «гриб».

Подведение итогов.

О чем мы сегодня говорили?

Что вы узнали о грибах?

Назовите грибы с коричневыми шляпками, с красными, с оранжевы­ми и желтыми.

Татьяна Нестерова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Грибы»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Грибы » .

Образовательные цели :

Расширение и активизация словаря детей на тему : грибы , месте их произрастания. Расширение и уточнение словаря по теме : гриб , искал, нашел, собрал, складывать, складывал, сложил, срезать, срезал, съедобные и несъедобные грибы , ножка, шляпка, корзина, белый (боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, опенок, поганка, мухомор. Совершенствование навыка грамматического строя речи (согласование сущ-х с числительными и глаголами в роде, числе, падеже, с притяжательными местоимениями, развивать умение образовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени.

Развивающие цели :

Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, памяти, речевого слуха и фонематического восприятия, артикуляционной и тонкой моторики, координации речи с движением .

Воспитательные цели :

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование : Картинки с плоскостным изображением грибов , счетный материал (деревянные грибочки , муляжи грибов

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, о чем сегодня пой дет речь вы узнаете, отгадав загадку :

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

1. Сегодня мы с вами повторим где растут грибы .

2. Узнаем какие грибы съедобные , какие нет.

3. Познакомимся с новыми грибами

Для начала мы с вами сделаем арт. гимнастику.

1. Артикуляционная гимнастика : Окошечко, Часики, Дудочка, Улыбка, Качели, Кошечка, Грибок .

Дети утром проснулись, потянулись и открыли окошечко.

Посмотрели по сторонам влево, вправо (3 раза)

Услышали во дворе, как играет Дудочка,

Пошли гулять и увидели Лягушку, она улыбалась (3 раза)

Дети пошли покататься на качелях : вверх летели, вниз летели, вверх, вниз, вверх, вниз. Здорово покатались!

И вдруг увидели Кошечку. Кошка стала убегать. Дети побежали за ней и нашли Грибок .

Дети в лесу потерялись, испугались (эмоциональное изображение, стали кричать : АУ! АУ! АУ!

Сначала кричали тихо,

Потом погромче,

Потом еще громче.

Устали кричать, тихонечко позвали.

К ним вышел лесник и отвел их домой!

2. Игра «Где растут грибы »

Закрыли глазки и представили будто вы в лесу и нашли гриб , расскажите где вы его нашли. (индивид. ответы)

3. Стихотворение про боровик

4. Физ. минутка.

Подвижная игра «Боровик» .

(Дети встают в круг) .

По дорожке шли, (Идут по кругу, держась за руки)

Боровик нашли. (Приседают)

Боровик боровой

В мох укрылся с головой. (Опускают голову)

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. (Идут по кругу) .

5. Игра «Жадинка»

(У меня есть мухомор-у меня нет мухомора, лисичка, подосиновик,масленок,подберезовик,дождевик,поганка,опенок,боровик,вешанка,шампиньон)

6. Развитие мимических мышц : «Съедобное – несъедобное» :

Если гриб съедобный – вы перекатываете воздух из одной щеки в другую, а если не съедобный – сильно сжимаете рот.

Шампиньон (съедобный)

Сыроежка, (съедобный)

Мухомор, (не съедобный)

Опята, (съедобный)

Поганка. (не съедобный)

7. Игра «Посчитай-ка»

Считаем опята : один опенок, два опенка…пять опенка (исправляем : пять опят) . 10 опят.

Мухоморы : 1 мухомор, 2 мухомора…5мухоморов…10 мухоморов

8. Отгадывание загадок.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос яркий, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор) .

Посмотрите-ка, ребята,

Тут лисички, там опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые …. (поганки) .

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,

Зовусь я - … (подосиновик) .

9. Пальчиковая гимнастика «грибы »

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы грибы искать

Вот лисички, вот опята,

Здесь сыроежки и маслята,

Гриб боровик мы найдем

В корзинку положим домой отнесем.

10. Игра : «Что лишнее»

Закрепим мы наше занятие игрой .

Детям предлагаются по 4 картинки, одна из которых является лишней по какому-то признаку.

Мухомор, сыроежка, подосиновик,лисичка

Мухомор лишний, он не съедобный.

Сыроежка – она маленькая.

Правильный ответ мухомор.

Боровик, подберезовик, поганка, опята.

Опята – их много.

Поганка – она не съедобная.

Поганка не съедобная.

Ребята, со всеми заданиями мы справились! Какие задания мы выполняли? Молодцы!

Публикации по теме:

«Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы». Цель: учить составлять пересказ с опорой на сюжетные картинки. Задачи: расширение и активизация словаря по теме «Грибы»; учить образовывать.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей логопедической группе «Съедобные и несъедобные грибы» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (логопедической) «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: Формировать представления.

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Пересказ художественного произведения Я. Тайца «По грибы» I. Содержательно-целевой компонент: Цель:Обучать навыкам пересказа текста, (без педагогической поддержки, передавая интонационно характеры.

Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе «Царство растений: грибы» Конспект занятия НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема:"Царство растений-грибы". Воспитатель:Кушманцева Е. В. Задачи:1.

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическому развитию».

Рисование в старшей группе. Тема: «ГРИБЫ».

Материалы .
гуашь,простые карандаши, ластик, альбомные листы для рисования, трафареты.

Задачи/Программное содержание

Учить рисовать мухомор из составляющих его частей (ножка, шляпка).
Уточнить представление детей о строении грибов: общие и отличительные черты. Развивать интерес к познанию окружающего мира, познакомить со съедобными и ядовитыми.

Предварительная работа

Рассмотреть картинки с изображением грибов, побеседовать о съедобных и ядовитых, назвать их.
Рассмотреть особенность внешнего вида белого гриба, подосиновика, лисички.

Основная часть

Беседа по теме
Воспитатель говорит детям, что к ним в гости сегодня пришёл старичок Лесовичок (вносит куклу и корзинку с муляжами). Лесовичок рассказывает о лесной школе «Кладовая знаний», в которой учатся звери. И вот завтра они придут на урок, и Лесовичок будет рассказывать им про грибы. Много разных грибов он нашёл в лесу.
Воспитатель предлагает детям помочь Лесовичку и нарисовать грибы, чтобы он смог взять их рисунки в лесную школу и рассказать зверям.
Педагог предлагает детям поговорить о грибах и показать Лесовичку, что они тоже много знают о них (показывает изображения грибов и задает вопросы о том, как они называются, какого цвета шляпки у подосиновика, подберёзовика, боровика, мухомора).
Загадывает загадки про мухомор, чтобы Лесовичок тоже загадал их в своей школе.
Этот гриб в лесу растёт
Не клади его ты в рот!
Он совсем несладкий,
Крапинки на шляпке,
Красный, будто помидор,
Несъедобный … (мухомор ).

У него шапочка в горошек!
Растёт грибок этот в лесу,
Но домой его не принесу!
Он на расправу слишком скор,
Гриб ядовитый … (мухомор ).
Воспитатель задаёт вопрос о том, почему нельзя собирать мухоморы.

Педагог говорит детям, что сейчас они будут рисоватьгрибы, но сначала поиграют в игру, чтобы ещё раз запомнить все виды.

Игра «Съедобное — несъедобное»

Объяснение схемы рисования.

ФГимнастика «В лес за грибами»
Все зверушки на опушке (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (дети прыгают)
Рыжики срывали. (срывают их)
Лисичка бежала,
Лисички собирала. (дети бегут по кругу и собирают их)
Скакали зайчатки,
Искали опятки. (дети прыгают, собирают опята)
Медведь проходил, (дети идут как мишка вразвалку)
Мухомор раздавил. (дети топают правой ногой) изкультминутка

Заключительная часть (подведение итогов)

Давайте ещё раз Лесовичку скажем, какие можно собирать, а какие нет. Как они называются?

Рассматривают, выбирают лучшие и отдают Лесовичку.

Фотогалерея: картинки съедобных грибов для показа детям

Марычева Анна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 156"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы"
Дата публикации: 07.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД в старшей группе по теме "Грибы".

Цель: создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах,

особенностях внешнего вида, местах произрастания.

Задачи:

Образовательные:

Дать представление о грибнице; научить различать съедобные и ядовитые грибы;

расширить и активизировать словарный запас по теме.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением,

отгадывание загадок, слушание звуков природы, ответы на вопросы в ходе беседы.

Оборудование и средства: игрушка – ворона; картинки с грибами, картинка- схема гриба,

осенние листочки из цветного картона с загадками, аудиозапись «Осенний лес»,

магнитофон

Словарная работа:

грибница, грибники

Методические приёмы: создание игровой ситуации, беседа, отгадывание загадок,

пальчиковая игра, дидактическая игра, сюрпризный момент.

Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок

о грибах, беседа о дарах

леса, о приметах осени, рассматривание иллюстраций.

Ход занятий:

1. Орг.момент (дети сидят за столами)

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в группу гостья прилетела (показывает ворону). Вы

ее узнали?

Дети: Да, это Ворона!

Воспитатель : Умную Ворону из леса прислал ежик, он передал вам, ребята, вот это

письмо на листочке. С какого дерева упал этот листок? Узнали?

Дети : Да, с клена, это кленовый лист!

Воспитатель : Молодцы, правильно! Ворона говорит, что Ежик собирает припасы на им

зиму. Но он переживает, что зима будет длинная и снежная, и собранных запасов ему

может не хватить. Поэтому, он просит вас, ребята, ему помочь.

Давайте посмотрим, что же на листочке написано. Ежик загадал нам загадку. Когда мы ее

отгадаем, то узнаем, что он любит больше всего собирать в лесу? (загадка на кленовом

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки

Встала шляпка из травы-

Нет под шляпкой головы? (Гриб).

Воспитатель : Правильно, молодцы! Ворона говорит, что совсем ничего не знает про

грибы. Давайте, ребята, расскажем ей о грибах и поможем Ежику собрать припасы на

2 часть(основная)

Воспитатель : Грибы- это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов

(вывешивается на доску схема гриба).Что есть у грибов?(дети отвечают, что есть

ножка и шляпка). Правильно, ножка, шляпка, а так же есть часть, которую мы с вами не

видим глазами, и находится она под землей - это корни-ниточки, которые называются

грибница. Через корни- ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества.

Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Настоящие грибники

берегут лес и никогда не дергают грибы из земли с корнем, так можно повредить

грибницу, тогда не вырастут на этот месте маленькие грибочки. Гриб нужно аккуратно

срезать ножом.

Скажите пожалуйста, а где растут грибы? (ответы детей)

Да, действительно, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве,

и даже на старых пнях.

А какие бывают грибы?(ответы детей, съедобные и несъедобные, ядовитые)

Какие грибы называют съедобными?(те, которые можно кушать: варить, жарить,

- Какие грибы называют несъедобными?( ядовитые, те которые кушать нельзя)

Давайте ребята покажем вороне грибы, расскажем о них и назовем съедобные и

несъедобные грибы. Для этого нам с вами нужно отгадать загадки.

Воспитатель:

Загадка 1.

Крепкий, плотный очень статный,

В шляпке бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов (белый гриб)

(изображение белого грибы вывешивается на магнитную доску)

Белый гриб или боровик растет в сосновом и еловом лесу, шляпка у него мясистая,

упругая, коричневая. Ножка толстая, белая.

Загадка 2.

Под березой старичок,

на нем бурый колпачок,

и пиджак с пестринкой, а

сапожки с глинкой (подберезовик)

(изображение вывешивается на магнитную доску)

Загадка 3.

Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я...(подосиновик) (изображение вывешивается на магнитную доску)

У подосиновика и подберезовика длинная ножка и шляпка коричневого или красноватого

цвета. (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся)

3.Динамическая пауза (физкультминутка)

А сейчас ребятки, вставайте, подходите ко мне, беритесь за руки, и пойдем мы по

извилистой дорожке в лес и посмотрим какие еще грибы нам встретятся. (звучит

аудиозапись "Осенний лес"):

Мы идем в осенний лес,

А в лесу полно чудес

Дождь вчера в лесу прошел(встряхиваем кистями)

Это очень хорошо(хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать(приставляем ладонь ко лбу)

и в корзину собирать(приседаем и собираем грибы)

Вот сидят маслята(показываем рукой вправо)

На пеньке опята (показываем рукой влево)

Ну а ты, мухомор,(грозят пальцем)

Украшай осенний бор! (после дети возвращаются на свои места)

Вот нам с вами в лесу встретились и опята, и маслята. Давайте вернемся на свои места и

посмотрим, какие же еще грибы растут в лесу.

Загадка 4.

В мягкой травке на опушке

всюду рыженькие ушки

Золотистые сестрички

Называются (лисички) (изображение вывешивается на магнитную доску)

Загадка 5.

Нет грибов дружней,

Знают взрослые и дети

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята) (изображение вывешивается на магнитную доску)

Растут опята большими семьями на пеньках

Загадка 6.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый как петрушка,

Ядовитый...(Мухомор)

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке,

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

Воспитатель : Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он

превратиться в блюдечко. Пройдет дождь, и в блюдечке останется вода, не простая-

ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

А какой еще ядовитый гриб вы знаете?(ответы детей, бледная поганка)

Средь лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет

В бледной шляпке, с тонкой ножкой

Класть нельзя его в лукошко

Гриб опасный, гриб обманка

Это Бледная поганка.

(у этого гриба тонкая ножка, и бледно-серая шляпка, запах у нее неприятный)

Воспитатель : Молодцы, ребята, все грибы вы знаете. А давайте теперь, те грибы, которые

съедобные, отметим зелеными кружочками, а те, которые несъедобные, отметим красными

кружочками, так как красный цвет - сигнал опасности, чтобы видно было сразу, где нас с

вами поджидает опасность(дети по очереди выходят к доске и прикрепляют

соответствующие кружочки на изображения грибов).

Теперь вы ребята и наша гостья знаете, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. И

можем помочь Ежику собрать припасы на зиму. Для этого я приглашаю вас к столу, мы в

вами соберем "Корзину грибов для ежика"(дети подходят к столу)

Только сначала расскажем Умной Вороне о правилах сбора грибов:

1. Научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если вы заметили ядовитый гриб, не

срывайте его, не срезайте ножом. не сбивайте палкой. Лучше обойдите стороной. Кстати,

некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и

2. Собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте

незнакомые грибы

3. Не кладите в корзину червивые и старые грибы(в них образуются ядовитые вещества,

этими грибами можно отравиться.

4. Никогда не собирайте грибы в городских скверах, в парках, близ дорог(грибы как губки

вписывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве, содержатся в

5. Для того, чтобы на следующий год на этом месте опять выросли грибы, грибы нужно не

рвать, а аккуратно срезать ножом.

Покажем Умной Вороне, как мы умеем играть нашими пальчиками

(пальчиковая гимнастика)

Топ-топ пять шагов (дети указательными и средними пальцами "идут" по столу)

В туесочке пять грибов(показывают растопыренные пальчики)

Мухомор красный-гриб опасный А второй лисичка- рыжая сестричка

Третий гриб -волнушка розовое ушко.

А четвертый гриб-сморчок.

Пятый гриб белый, ешь его смело. (на каждое название гриба загибают по очереди

пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Выполнение коллективной аппликации по теме "Грибы" в обрывной технике.

Воспитатель : Вот и готова наша корзина с грибами для ежика. Давайте ребята попросим

Умную ворону, передать для него эту корзину. Ворона говорит, что Ежик будет очень рад,

а нам с вами Ворона говорит спасибо, что теперь она знает много о грибах.

Итог:

Вы ребята большие молодцы, справились со всеми заданиями. Понравилось ли вам

занятие? О чем мы сегодня с вами узнали? (ответы детей)



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх