Нир как начальный этап инновационного процесса. Основы организации научно-исследовательской работы Основы научно исследовательской деятельности лекции

Научные открытия, новые теоретические знания, исходя из потребностей их коммерциализации, переходят в фазу прикладных исследований, включающих этапы поисковых исследований и научно-исследовательской работы. Этому предшествуют стратегические решения особой генерации, благодаря которым развивается новейшее поколение инновационных процессов. Где-то на срединной стадии НИОКР находится линия водораздела между научной мыслью и рыночно-общественными потребностями. Инноватика же обеспечивает сдвиг воплощенного научного знания вправо, в ходе которого проект НИР трансформируется в инвестиционно-инновационный проект.

История развития научной деятельности

Любой вид человеческой деятельности связан с реализацией продуктивной или репродуктивной функции. Продуктивная функция реализуется через деятельность, имеющую цель получить субъективно воспринимаемый или объективно оцениваемый новый результат. Примерами могут служить инновационный проект, изобретение, научное открытие и т.д. Репродуктивная функция связана с воспроизводством человека, копированием собственной его деятельности или деятельности других людей. Примерами данного типа могут быть: функция продолжения рода, выполнение производственных операций, бизнес-процессов и процессов общественно-социального устройства.

Научно-исследовательская деятельность (НИД) продуктивна по своей сути и также имеет черты проектно-организованной системы. Следовательно, ей свойственны все значимые признаки организации и присущи определенная методология и методика реализации. С учетом этого вашему вниманию предлагается модель двухкомпонентной структуры НИД, представленная ниже. В связи с проектным типом устройства НИД, она, как любой проект, проходит через следующие фазы.

  1. Проектирование. Результатом здесь является научная гипотеза, модель системы нового знания, план выполнения работ.
  2. Проведение исследовательских работ с целью проверить выдвинутую научную гипотезу.
  3. Подведение итогов и переосмысление полученных результатов для построения следующих гипотез и их проверки в ходе постановки новых проектных задач.

(нажмите для увеличения)

Современное состояние культуры и уровня развития НИД возникло не на пустом месте, его предварял длительный генезис научного творчества. Наука возникла наряду с другими формами восприятия, осмысления действительности и даже значительно позже. Речь идет о религиозном воззрении на Мир, искусстве, эстетике, этике и философии. Можно предположить, что в истории человечества наука зародилась примерно 5 тысяч лет назад. Шумер, Древний Египет, Китай, Индия – вот те цивилизации, где сформировалась и стала постепенно развиваться, если можно так выразиться, протонаука. Великие имена титанов мысли дошли до современников и олицетворяются с крупными вехами этого тернистого пути, среди них:

  • древнегреческие мыслители Аристотель, Демокрит, Евклид, Архимед, Птолемей;
  • ученые раннего Средневековья Персии и Азии Бируни, Ибн Сина и другие;
  • схоласты Средневековья Европы Эриуген, Фома Аквинский, Бонавентура и т.п.;
  • алхимики и астрологии более поздней эпохи периода Великой Инквизиции.

С XII века стали возникать университеты как научные и образовательные центры, известные до сих пор, в таких Европейских городах, как Париж, Болонь, Оксфорд, Кембридж, Неаполь. Ближе к венцу эпохи Возрождения, в период Позднего Ренессанса, в Италии и Англии появились гении, поднявшие «знамя научного промысла» на новую высоту. Яркие «бриллианты» засверкали на научном Олимпе: Галилео Галилей, Исаак Ньютон и другие. Смена феодального строя буржуазным привела к невиданному развитию науки. В России те же процессы шли своим чередом, и имена русских деятелей науки заслуженно вписаны в Мировую летопись:

  • Михаил Ломоносов;
  • Николай Лобачевский;
  • Пафнутий Чебышев;
  • Софья Ковалевская;
  • Александр Столетов;
  • Дмитрий Менделеев.

С середины XIX века начался экспоненциальный рост науки и ее роли в общественном устройстве. В XX веке один научный прорыв стал сменяться другим, с 50-х годов началась НТР. В текущий момент, в период перехода мировой цивилизации на 6-ой технологический уклад, принято говорить о симбиозе науки и бизнеса, выражающемся в зрелом инновационном типе развития экономики западных государств и некоторых стран 3-го Мира, хотя по сути 2-го Мира уже нет более 25 лет.

Сущность понятия НИР

Научно-исследовательская деятельность делится на три больших последовательно и параллельно выполняемых блока: фундаментальные исследования, прикладные научные исследования и разработки. Цель фундаментальных изысканий состоит в открытии, изучении новых законов, явлений природы, расширении научного знания и установления его пригодности на практике. Эти результаты после теоретического закрепления ложатся в основу прикладных исследований, которые нацелены на поиск путей использования законов, нахождение и совершенствование способов и средств человеческой деятельности. В свою очередь, прикладные научные изыскания подразделяются на следующие виды исследований и работ:

  • поисковые;
  • научно-исследовательские;
  • опытно-конструкторские.

Целями и задачами научно-исследовательской работы (НИР) являются конкретные результаты, выраженные в создании новых опытных установок, образцов техники, приборов, принципиально новых технологий. Центральным источником НИР является сформулированная проблема. Под проблемой понимается противоречие (неопределенность), которое устанавливается в процессе познания того или иного явления. Устранение этого противоречия или неопределенности не представляется возможным с позиции существующего знания. Исходя из научного метода и с точки зрения диалектического подхода в философии, проблема формируется как противоречие, возникшее в рамках целого.

С учетом направленности НИР можно выделить несколько типов проблем, служащих одним из оснований для классификации видов научно-исследовательских работ.

  1. Научная проблема – противоречие между знаниями о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения.
  2. Социальная проблема – установленное противоречие в развитии общественных отношений и отдельных элементов общественной системы.
  3. Технологическая проблема – противоречие (неопределенность), возникающее при создании технологий, которое невозможно устранить на основе действующей технологической концепции.

По аналогии с названными выше проблемами можно достаточно просто сформулировать понятие управленческой и рыночной проблем, которые вместе с технологической проблемой и рядом затруднений социального характера разрешает инновационная деятельность. Инновационные изобретения служат устранению подобных проблем, и первым этапом инновационного процесса выступают НИР. Базовым нормативным документом, определяющим сущностные характеристики НИР и их содержание, требования к организации, последовательность выполнения, сопутствующий документооборот и отчетность, является ГОСТ 15.101-98. Выписка из этого стандарта с основными понятиями НИР приведена ниже.

Выписка из ГОСТ 15.101-98, введенного в действие 01.07.2000 г.

Ключевым документом для запуска исследовательских работ является ТЗ на НИР и, если заказчик присутствует, контракт на выполнение работ, заключаемый между заказчиком и исполнителем. В разделе «Общие положения» стандарта описано, какие требования должны включаться в техническое задание на НИР в обязательном порядке. Документ «Техническое задание» или соответствующее Приложение к контракту готовится на основе следующих информационных элементов:

  • описание объекта исследования и требований к нему;
  • функциональный состав общетехнического характера применительно к объектам исследования;
  • перечень теорий, закономерностей, физических и иных эффектов, позволяющих сформулировать принцип действия предмета исследования;
  • предполагаемые технические решения;
  • сведения о ресурсных составляющих НИР (потенциал исполнителя, требуемые производственные, материальные и финансовые ресурсы);
  • маркетингово-рыночная информация;
  • ожидаемый экономический эффект.

Методологические аспекты НИР

Перед тем, как мы перейдем к разбору структуры научно-исследовательской работы, еще раз вернемся к вопросу о классификации НИР. Классификационными признаками могут служить:

  • характер связи с производством;
  • важность для экономики страны;
  • источники финансирования;
  • тип исполнителя НИР;
  • уровень проблемы с сопутствующими видами единиц научного управления;
  • степень включенности в инновационный процесс.

(нажмите для увеличения)

Хотя с позиции инноватики НИР не так часто применяются в фундаментальных исследованиях, тем не менее, и такая практика также получает распространение, в том числе и в крупных корпоративных научных центрах РФ. Взять, к примеру, фармацевтику, автомобилестроение, которое активно идет по пути создания беспилотных экипажей и электромобилей, способных конкурировать с ДВС, и т.п. Перейдем к рассмотрению последовательности мероприятий исследовательских работ и обозначим основные этапы НИР. Они по составу отличаются от этапов процесса НИР и состоят из восьми этапов научно-исследовательской работы.

  1. Формулирование проблемы, темы, цели и задач НИР.
  2. Изучение литературных источников, выполнение исследований, подготовка к техническому проектированию.
  3. Проведение работ по техническому проектированию в нескольких вариантах.
  4. Разработка и ТЭО проекта.
  5. Выполнение рабочего проектирования.
  6. Создание опытного образца с последующими производственными испытаниями.
  7. Доработка опытного образца.
  8. Испытания с участием государственной приемочной комиссии.

В свою очередь, процесс НИР состоит из шести типовых этапов.

  1. Уточнение проблемы, выбор направления НИР, формулирование ее темы. Начало работ по планированию научно-исследовательской работы, составлению ТЗ, предварительных расчетов экономической эффективности.
  2. Формулирование, постановка целей и задач НИР на основе подобранной литературы, библиографии, патентных изысканий, аннотаций и реферирования источников, анализа полученной информации. На данном этапе техническое задание на НИР окончательно согласовывается и утверждается.
  3. Этап теоретических исследований, в ходе которых изучается сущность рассматриваемого явления, формируются гипотезы, создаются модели, их математическое обоснование и анализ.
  4. Экспериментальные исследования, имеющие собственную структуру методологической разработки, планирования и исполнения. Непосредственное проведение серии экспериментов завершается выдачей заключения на основании обработки результатов экспериментальных исследований.
  5. Анализ и оформление результатов НИР, составление отчета по научно-исследовательской работе. В анализе задействуются: техническое задание на НИР, полученные теоретические выводы, модели, результаты экспериментов. Гипотезы получают подтверждение или опровержение, формулируются научные выводы как важнейший аспект отчета по НИР, теория получает развитие.
  6. Этап внедрения результатов НИР в производство, формирование предпосылок для коммерциализации создаваемого новшества, переход инновационного проекта в стадию ОКР.

Этап экспериментальных исследований

Теоретический этап НИР является отдельной предметной областью со своей особой спецификой. И очевидно, что сформулированные теоретические выводы должны подтверждаться экспериментом, являющимся одной из ключевых частей научного исследования. Под ним понимается набор действий, направленных на создание необходимых условий, позволяющих воспроизвести изучаемое явление в наиболее чистом неискаженном виде. Целью эксперимента является проверка рассматриваемых гипотез, проверка свойств объектов исследования, проверка выводов теории.

Методология экспериментальных исследований определяется назначением данного этапа НИР и видом применяемого эксперимента. Эксперименты различаются по многочисленным признакам: цели, способы формирования условий выполнения, типы организации проведения. К основаниям для их классификации можно также отнести характер внешних воздействий на объект изучения, тип модели, исследуемой в эксперименте, число варьируемых факторов и т.д. Среди специфических видов экспериментальных исследований выделяются следующие.

  1. Естественный и искусственный виды экспериментов.
  2. Констатирующий эксперимент.
  3. Поисковый эксперимент.
  4. Контролирующий эксперимент.
  5. Решающий эксперимент.
  6. Лабораторный и натурный виды экспериментов.
  7. Мысленный, информационный и вещественный виды экспериментов.
  8. Технологический и вычислительный эксперименты.

К каждому из обозначенных выше видов применяются соответствующие экспериментальные методы. Но какой бы метод ни был выбран, в силу уникальности каждой такой работы в любом случае необходимо уточнять или даже заново разрабатывать методику ее проведения. При этом необходимо предусматривать:

  • ресурсы на предварительное наблюдение за изучаемым объектом;
  • подбор объектов для эксперимента с исключением воздействия случайных факторов;
  • обеспечение систематического наблюдения за развитием процесса или явления;
  • выбор пределов измерений;
  • систематическую регистрацию измерений;
  • создание усложняющих эксперимент ситуаций;
  • создание условий для перехода от эмпирического опыта к анализу, логическим обобщениям и синтезу в подтверждение или опровержение теоретических предположений.

На данной стадии НИР среди выполняемых работ выделяются следующие этапы экспериментального исследования.

  1. Формулирование цели и задач эксперимента.
  2. Выбор экспериментальной области, варьируемых факторов, математической модели представления данных.
  3. Планирование экспериментальных мероприятий (разработка методики проведения, обоснование объема работ, числа опытов и т.д.).
  4. Описание проведения эксперимента и организация его проведения (подготовка моделей, образцов, оборудования, средств измерения и т.п.).
  5. Собственно проведение эксперимента.
  6. Проверка предпосылок статического характера для получения корректных данных и первичная обработка результатов.
  7. Анализ результатов и сопоставление с гипотезами теоретического этапа.
  8. Предварительные выводы и корректировка теоретических обобщений.
  9. Назначение и проведение дополнительных экспериментов.
  10. Формулирование окончательных выводов и рекомендаций по использованию полученных сведений.

Завершаем настоящую статью, посвященную основам научно-исследовательской работы – первого этапа полноценно развернутого инновационного проекта. Современному проект-менеджеру уже пора превращать «Terra Incognita» НИР во вполне понятный и ясный процесс. Это связано с тем, что таков неизбежный мировой тренд. И хотя далеко не каждая компания способна себе позволить собственную науку, но представлять, как возникает научный продукт, бизнесу и его представителям становится с каждым днем все более важным.

Основными задачами высшей школы является повышение качества подготовки специалистов, развитие у них творческих способностей, инициативы и потребности постоянного обновления и расширения своих знаний.

В связи с этим большое значение в совершенствовании учебного, воспитательного и исследовательского процессов имеет научно-исследовательская работа (НИР) студентов.

Цель курса - познакомить студентов с основами НИР в истории, выработать навыки исследовательской работы и подготовить их к написанию рефератов, курсовых и дипломных работ, а также к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи курса.

В качестве дидактического материала по данной дисциплине выступает сам учебно-методический комплекс, рекомендованные списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

– освоить: средства и приемы выполнения научно-исследовательских работ;

– знать: методы и процедуры работы с многообразными массивами научной информации, с научной литературой; действующие стандарты и правила подготовки научных рукописей к опубликованию

– выработать: навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты.

Для получения зачета по курсу студент должен:

– квалифицированно отвечать на вопросы в ходе семинарских занятий, выполнить задания, формулируемые преподавателем, защитить реферат с учетом требований, предъявляемых к его оформлению.

Виды учебной работы : практические занятия

зачет

ВОЗРОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет, объект и методы психологии. Местопсихологии в системенаук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 ч).

Цели и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – дать общетеоретические основы знаний о регионоведении как науке, сформировать представление о закономерностях развития целостных территориальных образований, обладающих социокультурным кодом на макрорегиональном, страновом и субрегиональном уровнях.

Задачи изучения дисциплины – дать системное видение современной проблематики регионального развития в контекстах глобализации и локализации.

Основные дидактические единицы (разделы):

1 раздел – «Теоретические основы региональной науки» предполагает изучение общетеоретических представлений о регионоведении и роли различных факторов в региональной дифференциации мира;

2 раздел посвящен специфике основных культурно-исторических макрорегионов мира и региональной политике в этих регионах.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные характеристики многоуровневого содержания понятия "регион", его структурные и функциональные параметры с позиций системного, междисциплинарного, мультипарадигмального подходов; особенности и результаты социоэкономического и социокультурного развития регионов;

уметь: понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию; ориентироваться в регионоведческой источниковой базе и историографии; применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности; анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы; анализировать труды по отечественной регионалистике с точки зрения не только конкретного содержания, но и концептуальных установок

владеть: навыками регионоведческого анализа, способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества; владеть гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса: ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-12, ПК-14, ПК-15 ФГОС по направлению подготовки История, квалификация (степень) «бакалавр».

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается экзамен

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ)

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

ПРАВОВЕДЕНИЕ

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

ПОЛИТОЛОГИЯ

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологическиешколы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становлениягражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

ИСТОРИЯ СИБИРИ

Цели и задачи изучения дисциплины

Сибирь – огромный регион, играющий значительную роль в истории России, привлекающий к себе внимание мировой общественности. Поэтому изучение истории Сибири – необходимый компонент при подготовке бакалавра-историка. Знание истории Сибири необходимо как преподавателю, так и ученому, особенно, если он будет жить и работать в Сибири. цель изучения дисциплины – формирование теоретических знаний об историческом процессе освоения и развития Сибири, как составной части Истории России от древности и до наших дней. Материал дисциплины позволяет глубоко проработать, рассмотреть с новых позиций и закрепить ранее полученные знания. С другой стороны, при изучении курса, студенты получают значительный объем специальных знаний, которые могут пригодиться во многих сферах преподавательской, научно-исследовательской, культурно-просветительской, организационно-управленческой, экскурсионно-туристской деятельности.

Цель преподавания дисциплины

В области обучения

Подготовка специального профессионального (на уровне бакалавра) в области основ гуманитарных, социальных, экономических знаний, образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

В области воспитания личности целью преподавания дисциплины является:

Воспитание нравственности, развитие общей культуры, творческих способностей, организованности, трудолюбия, коммуникативности, толерантности, самостоятельности мышления, гражданственности, целеустремленности, социальной адаптации.

Задачи изучения дисциплины

Получение представления об источниковой, историографической и материальной базе дисциплины и закрепление навыков работы с ней;

Развитие навыков работы с базами данных и информационными системами, по подготовке и обработке аналитической информации

Изучение и закрепление понимания основных тенденций исторического процесса на территории Сибири;

Расширение исторического кругозора студентов, выявление региональных особенностей проявления общих закономерностей российского исторического процесса;

Развитие навыков научного подхода к изучению исторических процессов и научно-исследовательской деятельности, овладение методами научного познания, анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

Способствование повышению эффективности освоения студентами интегрированного блока родственных дисциплин;

Усвоение студентами основных методов и подходов в преподавании дисциплины;

Формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

Воспитание у студентов личностных гуманистических качеств, патриотизма, уважения к истории и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Межпредметная связь

Для изучения данной дисциплины студентам необходимо прослушать следующие курсы: «Этнография», «История народов и регионов России», «История России». «История Сибири» является спецкурсом, дополняющим и развивающим знания, полученные на выше указанных дисциплинах. Базовым курсом для изучения «Истории Сибири» является «История России»

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет/экзамен

ИНФОРМАТИКА

Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирование высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации; методы защиты информации; компьютерный практикум.

Виды учебной работы : практические занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – обеспечить достаточный и необходимый уровень теоретических знаний и навыков их применения в решении практических задач работы с информационными технологиями.

Задачами курса являются изучение теории и практики применения информационных технологий, выработка у студентов навыков самостоятельной работы с современными офисными технологиями.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Информационные технологии» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 034700.62 «Документоведение и архивоведение» бакалавриат.

Дисциплина «Информационные технологии» относится к базовой части Математического и естественнонаучного цикла дисциплин. Изучается во II и семестрах в объеме 108 часов (3 зачетные единицы).

Для изучения дисциплины студенты должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в области информатики, иметь базовые навыки в обращении с компьютерной техникой.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оснащенный проектором для электронных презентаций и экраном, подключенный в Интернет. Все компьютеры должны быть связаны между собой в единую внутреннюю сеть и оснащены специализированным программным обеспечением.

1. Введение

2. Классификация информации и информационных технологий

3. Технологии ввода информации в коммуникативный процесс

4. Технология организации и поддержки компьютерных сетей

5. Информационные технологии передачи информации

6. Технологии аналитической обработки информации

7. Технология организации информационно-справочных систем

8. Демонстрационные (мульти-медиа) средства

9. Специализированные информационные технологии

10. Технологии хранения информации

11. Методы расчета технико-экономической эффективности и обоснование выбора программно-технических средств

В результате изучения курса студент должен:

знать:

профессиональную терминологию, законодательную и нормативно-методическую базу, регламентирующую применение информационных технологий в деятельности организаций;

виды информационных технологий;

принципы действия и конструктивные особенности различных технических средств управления, их технико-эксплуатационные характеристики;

основы технико-экономического обоснования технического оснащения рабочих мест управленческого персонала;

принципы организации работ с применением информационных технологий.

уметь:

организовать рабочее место для выполнения работы с использованием новейших программно-технических средств;

владеть:

навыками самостоятельной работы с информационными технологиями, применяемыми в деятельности современных организаций.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения курса: (ОК-1); (ОК-2); (ОК-4);(ОК-6); (ОК-7); (ОК-9); (ОК13); (ОК-15); (ПК-1); (ПК-2); (ПК-3); (ПК – 4); (ПК-5);(ПК–7);(ПК-8); (ПК-9); (ПК-10); (ПК-11); (ПК -12); (ПК-13); (ПК-14); (ПК-15); (ПК-17); (ПК-19); (ПК-21); (ПК-23); (ПК-25); (ПК-26); (ПК-36); (ПК-37); (ПК-38); (ПК-41); (ПК-43); (ПК-44); (ПК-47).

Виды учебной работы : лекции, практические занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

МАТЕМАТИКА

Геометрия Евклида как первая естественнонаучная теория; аксиоматический метод; основные этапы становления современной математики; структура современной математики; основные черты математического мышления; математические доказательства; элементы, множества, отношения, отображения; числа; комбинаторика; конечные и бесконечные множества; основные структуры на множестве; неэвклидовы геометрии; геометрия микро- и макромира; основные идеи математического анализа; дифференциальные уравнения; общая постановка задачи о принятии решения; математические методы в целенаправленной деятельности; математика случайного; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках.

Виды учебной работы : лекции, семинарские занятия

Изучение дисциплины заканчивается зачет

Владимир Швейцер

Меняющаяся Европа, при всей схожести проблем, стоящих перед ней, не является однородным, лишённым какой-либо страновой специфики организмом. Здесь, как и прежде, есть государства-лидеры, есть страны “второй линии”, оказывающие определённое воздействие на ход европейских и мировых событий. Существуют и такие, которые по разным причинам пока ещё не могут сказать своего веского слова в разделе решениия экономических, политических и социальных проблем современности.

В этой ситуации, естественной для периода перехода от старой двухскоростной Европы к Европе, стремящейся создать единое рыночное пространство и демократические властные структуры, всё меньшее значение имеет территориальная величина государств, численность населения каждого из них. Гораздо бБолее значимым фактором является степень интегрированности соответствующей страны в общеевропейское экономическое, политическое и социальное пространство, способность найти “национальную нишу” в усложнившейся системе международных отношений.

Понятия “Ббольшие” и “малые” европейские страны разнятся государства европейского континента относятся исключительно к категориям их дифференциации по размерами занимаемой ими территории и количествому людей, на ней проживающих. Правда, здесь сразу же возникает вопрос: есть ли ясные общепринятые критериичёткие цифровые показатели, по которым можно определить, какое государство “большое”, а какое – “малое”?...

Камчатский государственный технический университет Кафедра технологии рыбных продуктов В.М. Дацун ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Курс лекций по дисциплине «Основы научно-исследовательской работы» для студентов, обучающихся по специальностям направлений 655900 «Технология сырья и продуктов животного происхождения», 655600 «Производство продуктов питания из растительного сырья», 655700 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания», 552400 «Технология продуктов питания» всех форм обучения Петропавловск-Камчатский 2004 1 УДК 001.89(07)+371.385 ББК 72.4(2) 73 Д21 Рецензент С.Н. Максимова, кандидат технических наук, доцент кафедры технологии продуктов из животного сырья ДВГТУ Дацун В.М. Д21 Основы научно-исследовательской работы: Курс лекций. – Петропав- ловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004. – 53 с. Изложены цель и задачи изучения дисциплины, порядок выполнения НИР, планирования и проведения эксперимента, оформления текста научной работы и приложений к ней, а также порядок ее защиты. Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов, обу- чающихся по специальностям направлений 655900 «Технология сырья и продуктов животного происхождения», 655600 «Производство продуктов питания из расти- тельного сырья», 655700 «Технология продовольственных продуктов специального назначения и общественного питания», 552300 «Технология продуктов питания» всех форм обучения. Может быть использовано в качестве пособия для аспирантов. УДК 001.89(07)+371.385 ББК 72.4(2) 73 © КамчатГТУ, 2004 © Дацун В.М., 2004 2 ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Основы научно-исследовательской работы» введена по ре- шению кафедры и призвана способствовать развитию у студентов умений и навыков в решении научных задач. Общее число часов – 68, из них 17 час. – лекции. Остальное время отво- дится на самостоятельную работу. Закрывается дисциплина зачетом. В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновывать направление научного поиска, достигать результата и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь совре- менными научными методами. Усвоение методов научных исследований спо- собствует формированию у будущих специалистов научного способа мышле- ния, что также помогает лучше овладевать профессией. Лекция 1. НАУЧНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1. Научное изучение как основная форма научной работы. 2. Основные понятия научно-исследовательской работы. 1. Научное изучение как основная форма научной работы От творческого замысла до окончательного оформления научного труда научное исследование осуществляется индивидуально. Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии цело- стного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникнове- нии и развитии, т. е. применения исторического подхода к его изучению. Но- вые научные результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное из старого пере- ходит в новое и дает ему силу и действенность. Изучать в научном смысле – это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее, применять научное предвидение и хорошо про- думанный расчет, быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Научное изучение обязывает не только добросовестно изображать или просто описывать изучаемое явление, но и узнавать отношение его к тому, что известно или из опыта, или из предшествующего изучения. Изучать – значит измерять то, что может подлежать измерению, показывать численное отноше- ние изучаемого явления к известному, осуществлять поиск причинной связи 3 между рассматриваемыми явлениями, фактами и событиями. Концентрируя внимание на основных или ключевых вопросах, необходимо учитывать так на- зываемые косвенные факты, которые, на первый взгляд, кажутся малозначи- тельными. При исследовании недостаточно установить какой-либо новый научный факт, важно дать ему объяснение с позиций науки, показать теоретическое или практическое значение. Накопление научных фактов в процессе исследования творческий про- цесс, в основе которого всегда лежит замысел (идея) исследователя, его имя. Идеи рождаются из практики, наблюдений за окружающим миром и потребно- стей жизни. Развитие идеи до стадии решения задачи совершается как плано- вый процесс научного исследования. 2. Основные понятия научно-исследовательской работы Язык науки весьма специфичен. В нем много понятий и терминов, имею- щих хождение в научной деятельности. Основу языка составляют слова и сло- восочетания терминологического характера: Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содер- жащее составленный автором реферат проведенного им исследования. Аналогия – рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некото- рым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам. Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы. Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект исследования. Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких- либо явлений. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы част- ных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Диссертация – научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в каче- стве квалификационной работы, призванной показать научно- исследовательский уровень исследования, представленного на соискание уче- ной степени. Идея – определяющее положение в системе взглядов, теорий и т. п. Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам. Информация: – обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов; – релевантная – информация, заключенная в описании прототипа науч- ной задачи; – реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах; 4 – сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения; – справочная – вторичная информация, представляющая собой система- тизированные краткие сведения в какой-либо области знаний. Обзор – научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Определение – один из способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта иссле- дования в определенном аспекте рассмотрения. Понятие – есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Проблема – крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем: – исследовательская – комплекс родственных тем исследования в грани- цах одной научной дисциплины и в одной области применения; – комплексная научная – взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохо- зяйственных задач; – научная – совокупность тем, охватывающих всю научно- исследовательскую работу или ее часть; Суждение – мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отри- цается. Теория – учение, система идей или принципов. Совокупность обобщен- ных положений, образующих науку или ее раздел. Умозаключение – мыслительная операция, посредством которой из неко- торого количества заданных суждений выводится иное суждение, определен- ным образом связанное с исходным. Фактографический документ – научный документ, содержащий тексто- вую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую со- стояние предмета исследования или собранную в результате научно- исследовательской работы. Формула изобретения – описание изобретения, составленное по утвер- жденной форме и содержащее краткое изложение его сущности. Формула открытия – описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение, его сущности. 5 Лекция 2. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА 1. Общая схема хода научного исследования. 2. Использование методов научного познания. 1. Общая схема хода научного исследования Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы: – обоснование актуальности выбранной темы; – постановка цели и конкретных задач исследования; – определение объекта и предмета исследования; – выбор метода (методики) проведения исследования; – описание процесса исследования; – обсуждение результатов исследования; – формулирование выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого ис- следования. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начи- нать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Научное исследование проводится для преодоления определенных труд- ностей, которые проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, ко- гда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего раз- решения. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Далее формулируются объект (процесс или явление, порождающее про- блемную ситуацию и избранное для изучения) и предмет (то, что находится в границах объекта) исследования. Очень важным этапом научного исследования является выбор методов ис- следования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Описание процесса исследования – основная часть диссертационной ра- боты, в которой освещаются методика и техника исследования с использова- нием логических законов и правил. Очень важный этап научного исследования – обсуждение его результатов, предварительная оценка теоретической и практической ценности научной работы. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, кото- рые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практиче- ские результаты работы. 6 2. Использование методов научного познания Методы научного познания бывают общие и специальные. В методологи- ческую основу научной деятельности кладутся критерии объективности, соот- ветствия истине, исторической правде, моральные критерии. Методологиче- скими источниками исследования могут являться труды ведущих отечественных и зарубежных ученых. Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Специальные методы решения имеют весьма специфический характер и опре- деляются характером исследуемого объекта. Общие методы научного познания используются на всем протяжении ис- следовательского процесса. Их делят на три группы: – методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измере- ние, эксперимент); – методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); – методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опи- рающийся на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов. На- блюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: – планомерность; – целенаправленность; – активность; – систематичность. Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Оно позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действитель- ности. Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетво- рять двум основным требованиям: – сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может су- ществовать определенная объективная общность; – для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наибо- лее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) при- знакам. С помощью сравнения информация об объекте может быть получена дву- мя различными путями: – в качестве непосредственного результата сравнения; – в качестве умозаключения по аналогии. 7 Измерение, в отличие от сравнения, является более точным познаватель- ным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности явля- ется точность. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение. Частным случаем наблюдения является эксперимент. Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: – в процессе эксперимента становится возможным изучение того или ино- го явления в "чистом виде"; – эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительно- сти в экстремальных условиях; – важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость. Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях ис- следований, относят абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к полу- чению результата (абстракции). Абстрагирование носит в умственной дея- тельности универсальный характер. Сущность этого метода состоит в мыслен- ном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интере- сующих исследователя сторон этих предметов. Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называе- мый абстракцией. Процесс абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего с анализом и синтезом. Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. Прямой и эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. Возвратный, или элементарно-теоретический, анализ и синтез широко ис- пользуется как инструмент достижения моментов сущности исследуемого явления. Наиболее глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно- генетический анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют са- мое центральное, самое главное в них, их "клеточку", оказывающую решаю- щее влияние на все остальные стороны сущности объекта. Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исто- рический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом ис- следования становится история объекта. 8 Из перечисленных методов рассмотрим метод восхождения от абстракт- ного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному (метод тео- ретического исследования) представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении, разби- вающим процесс познания на два относительно самостоятельных этапа. На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от кон- кретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Второй этап процесса познания – восхождение от абтрактного к конкрет- ному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта. Лекция 3. ОБЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА 1. Применение логических законов и правил. 2. Выводные суждения (индуктивные и дедуктивные). 3. Правила построения логических определений. 1 Применение логических законов и правил Закон тождества. Согласно закону тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т. е. А есть А (А = А), где А – мысль. Закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суждения но- сили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределен- ность. Внешне одинаковые словесные конструкции могут иметь разное содер- жание, и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному. Первое явление называется омонимией, второе – синонимией. Закон противоречия выражает требование непротиворечивости мышле- ния. Одновременно не могут быть истинными два высказывания, одно из ко- торых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон исключенного третьего – из двух противоречащих друг другу суж- дений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано. Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы со- стоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фак- тов и не допускает противоречий. Закон достаточного основания выражает требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений, который формулируется сле- дующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Всякое суждение, которое мы используем в научной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано. Этот закон помогает от- делить истинное от ложного и прийти к верному выводу. 9 2. Выводные суждения (индуктивные и дедуктивные) Дедуктивным называют умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего мно- жества. Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом. Индукция (или обобщение) бывает полная и частичная. Полная состоит в исследовании каждого случая, входящего в класс явлений, по поводу которо- го делаются выводы. Большинство приводимых в научных текстах показателей являются ито- гом перечней отдельных примеров, способы обоснованности их использования в текстах следующие: – установить, правилен ли пример, положенный в основу обобщения; – выяснить, имеет ли пример отношение к заключению; – определить, достаточно ли приведено примеров; – установить, типичны ли подобранные примеры. В научных исследованиях объектом нередко выступают единичные непо- вторимые по своим индивидуальным характеристикам события, предметы и явления. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктив- ных, так и индуктивных рассуждений. В этом случае прибегают к умозаклю- чению по аналогии, когда уподобляют новое единичное явление другому, из- вестному и сходному с ним единичному явлению, и распространяют на первое ранее полученную информацию. Далеко не все аналогии логичны, поэтому необходима их проверка. Су- ществуют два способа их проверки: 1) действительно ли уместно сравнение явлений?; 2) нет ли существенного различия между ними? Суждение о причинной зависимости – другой вариант индукции, играю- щий особенно важную роль в научном тексте. В каждом спорном случае умозаключения о причинной зависимости при- меняются следующие правила проверки: 1. Возникает ли предполагаемое следствие, когда отсутствует предпола- гаемая причина? Если ответ "да", то вы не вправе утверждать, что предшест- вующее явление – единственно возможная причина. В этом случае или нет ни- какой связи между двумя явлениями, или есть другая возможная причина. 2. Отсутствует ли предполагаемое следствие, когда предполагаемая при- чина налицо? Если ответ – "да", то вы не вправе утверждать, что последующее явление есть единственно возможное следствие. Или нет никакой связи между двумя явлениями, или есть другое возможное следствие. 3. Не представляет ли единственная связь между следствием и его пред- полагаемой причиной только случайное возникновение одного после другого? Этот способ позволяет выявить характерное заблуждение в умозаключении о причине, хорошо известное под названием "после этого, следовательно, по 10

Основными задачами высшей школы является повышение качества подготовки специалистов, развитие у них творческих способностей, инициативы и потребности постоянного обновления и расширения своих знаний.

В связи с этим большое значение в совершенствовании учебного, воспитательного и исследовательского процессов имеет научно-исследовательская работа (НИР) студентов.

Цель курса - познакомить студентов с основами НИР в психологии, выработать навыки исследовательской работы и подготовить их к написанию рефератов, курсовых и дипломных работ, а так­же к дальнейшей самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи курса.

По окончании изучения дисциплины студент должен:

– освоить: средства и приемы выполнения научно-исследовательских работ;

– знать: методы и процедуры работы с многообразными массивами научной информации, с научной литературой; действующие стандарты и правила подготовки научных рукописей к опубликованию

– выработать: навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты.

В качестве дидактического материала по данной дисциплине выступает сам учебно-методический комплекс, рекомендованные списки основной и дополнительной литературы, конспекты лекций.

Для получения зачета по курсу студент должен:

– квалифицированно отвечать на вопросы в ходе семинарских занятий, выполнить задания, формулируемые преподавателем, защитить реферат с учетом требований, предъявляемых к его оформлению.

Тема 1. Вводный раздел

Краткая характеристика научного стиля речи. Сфера применения. Задачи научной речи. Основные стилевые черты. Характерные языковые особенности. Основные жанры. Точность научной речи (предметная или фактическая, понятийная или речевая), однозначность и логичность. Микростили. Языковые особенности научного стиля речи. Специфика языковых единиц в научной речи. Лексика. Морфология. Синтаксис.

Тема 2. Чтение научной литературы

Тема 3. Слушание и восприятие научной информации

Нерефлексивное и рефлексивное слушание.

Тема 4. Написание различных текстов научного стиля

Тексты вспомогательного характера (план, тезисы, конспект/ виды конспекта). Собственно научные тексты (реферат, курсовая, дипломная работа и т. д). Структура и содержание реферата. Структура и содержание курсовой работы. Структура и содержание выпускной квалификационной работы. Требования к оформлению исследовательских работ.

Тема 5. Элементы аппарата научного психологического иссле­дования

Элементы аппарата научного исследования в психологии. Актуальность, объект, предмет исследования. Понятие научной проблемы. Гипотеза как предполагаемое решение проблемы. Требования к формулировке гипотез. Фальси­фикация и верификация гипотез. Экспериментальные и статистические гипотезы. Зада­чи исследования как исследовательские шаги на пути проверки гипотез. Методика ис­следования. Понятие о научной новизне и практической значимости результатов иссле­дования.

Тема 6. Этапы научного исследования

Выбор те­мы исследования. Приемы выбора темы. Анализ литературы по теме исследования. Библиографический поиск литературных источников. Понятие библиографической ин­формации. Библиографическая и научная информация. Виды научной информация. Понятие о релевантной, пертинентной и прототипной информации. Структура библио­графического описания научного документа.

Источники библиографической и научной информации как объекты информационно-поисковой деятельности ученого. Обработка и фиксация библиографической информации. Списки литературы по видам источников как средства фиксации результатов библиографического поиска. Просмотровое чтение. Предмет и продукт просмотрового чтения. Информационно-поисковая система как средство фиксации результатов просмотрового чтения. Изучающее чтение и написание обзора. Определе­ние границы между известным и неизвестным как цель информационно-поискового этапа НИР. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чте­ния.

Тема 7. Выступление с докладом – основы искусства речи

Формы монологического (ответ, доклад, выступление, сообщение) и полилогического (дискуссия, беседа) общения. Три этапа выступления перед аудиторией (докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный). Определение значения темы и постановка цели выступления (оценка аудитории, выбор темы выступления, уяснение цели выступления, определение вида речи). Составление плана выступления. Подбор материалов для выступления. Написание текста выступления. Подготовка к выступлению перед аудиторией. Способы организации начала и концовки выступления



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх