Краткая история интеграции европейских сообществ.

Создание ОВППБ

Для развития интеграции в военной сфере был проделан уже большой путь. Однако, этого недостаточно, ибо интеграция на таком уровне является самой сложной. Термин общей внешней политики и политики безопасности появился в 1992 году в Маастрихтском договоре Евросоюза, где была впервые поставлена задача решения оборонных проблем (такие попытки впервые предпринимались еще в 1954 году, когда парламент Франции отверг проект единого оборонительного сообщества в Европе).

Поэтому, для того, чтобы интеграция в сфере обороны была успешна, предлагается закончить интеграцию на политическом и экономическом уровнях. Уже Жан Монне ставил вопрос перехода от экономики к политики, а потом и к оборонным проблемам. «В.Хальштейн сравнивал тогда интеграцию с трёхступенчатой ракетой, в которой первая ступень является экономической, вторая - политической, а третья - военной».

Экономическая интеграция началась с заключения договора об объединении рынка угля и стали в 1951 году. Следующей ступенькой оказался Римский договор в 1957 году о создании Европейского экономического сообщества (ЗЕС) и Европейского сообщества по атомной энергетики. Экономическую интеграцию можно считать удачной, однако политическая до сих пор остается на «сугубо консультативной основе».

В 90е гг. 20 века возник вопрос о безопасности из-за окончания холодной войны, распада СССР, объединения Германии. В связи этих преобразований на международной арене вопрос о безопасности становился все актуальнее, и необходимо было искать пути его решения.

Ответом на происшедшие изменения стало принятие Маастрихтского договора, в котором провозглашалась идея создания общей внешней политики и политики безопасности. В него вошли 55 статьей, и они поделены на 6 разделов, один из которых полностью относится к ОВППБ.

Основные положения договора определяют цели и задачи ОВППБ:

  • 1. Союз способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.
  • 2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремясь обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:
    • а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности участников;

b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;

с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;

d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;

е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;

f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;

g) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и

h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.

3. Союз соблюдает принципы и преследует цели, указанные в параграфах 1 и 2, при разработке и реализации своей внешнеполитической деятельности в различных сферах, регулируемых настоящим разделом и частью пятой Договора о функционировании Европейского Союза, а также при разработке и реализации других направлений своей политики применительно к их внешнеполитическим аспектам.

Таким образом, в основные положения вошли такие задачи как:

  • 1. укрепление безопасности стран-участниц ЕС;
  • 2. сохранение мира и международной безопасности;
  • 3. повышение роли институтов ЕС в определении его единой внешней политики;
  • 4. создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;
  • 5. введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
  • 6. защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;

Этот договор впервые вел понятие трех опор Европейского Союза:

  • - Европейские сообщества;
  • - Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ, ЕПБО);
  • - Общая политика в области внутренних дел и правосудия.

Предусматривалось также создание Европейского оборонного агентства в рамках Маастрихтского договора, что позволило определить военный потенциал стран-участниц, а также следить за выполнением обязательств участниками. Создание основ для военной интеграции в соответствии с принципами устава ООН для предотвращения конфликтов и поддержания мира - являлась одной из главных задач, поставленных в договоре.

Однако в 1992 году механизм ОВППБ походил больше не на интеграционный, а на межправительственный из-за того, что правительства старались максимально сохранить суверенитет своей страны во внешнеполитической сфере. Тогда как частичный отказ от него является залогом успеха интеграционных процессов. Безусловно, Маастрихтский договор способствовал переходу интеграции на новый уровень.

Тем не менее, кризис в Югославии в начале 1990х гг. и его последствия показали, что ЗЕС пока не в состоянии решать военные конфликты без помощи НАТО. Вместо ожидаемого «прорыва», основную роль в решении этого конфликта сыграли США. Это показало недостаточно высокий уровень интеграции в военной сфере.

Следующим шагом стал Амстердамский договор, заключенный в 1997 году. В нем четко установлены условия вступления в ЕС, Европейский совет получил полномочия для формирования единой стратегии ОВППБ, ЗЕС интегрировал в структуру Евросоюза и стал частью Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО).

«Новой точкой отчета при проведении ЕПБО в жизнь стала встреча французского президента Ж.Ширака с британским премьером Т.Блером в декабре 1998г. в Сен-Мало. Решения, принятые там и поддержанные остальными членами ЕС, были конкретизированы на франко-германской встрече в Тулузе 29 мая саммитах Евросовета в Кёльне 4июня и в Хельсинки в декабре 1999г. На основе этих документов создавались постоянные органы ЕПБО - Комитет по политике и безопасности, Военный комитет и Военный штаб».

Формирование вооруженных сил стало основной целью, сформулированной на саммите в Хельсинке в 1999 году. Однако результат поставленных задач был весьма неоднозначен. Главными трудностями на пути интеграции в военной сфере оказались оппозиция США и непосредственно раскол внутри самого ЕС. НАТО относилось с предельной настороженностью к созданию европейской интеграции в данной сфере: США хотели оставаться сверхдержавой, не разделяя ответственность за осуществление мировой политики и сферы влияния. НАТО опасались чрезмерной автономности в оборонной сфере.

Поэтому в декабре 2000 году был предпринят еще один шаг на пути к созданию ОВППБ в виде Ниццкого договора. По договору, реформировалась институциональная структура Союза: изменения в численном составе, в количестве голосов в Совете ЕС, в процедуре голосования, так же реформировалась судебная система ЕС. Основной же целью договора стало завершение процесса подготовки к функционированию институтов, начатого в Амстердамском договоре.

Важным событием для Франции же стал провал «договора, учреждающего Конституцию для Европы» на референдуме весной 2005 году. Инициатором этого договора была Франция, которая хотела занять политическое лидерство в евростроительстве. Поэтому когда в мае 2007 года Николя Саркози стал президентом Франции, сменив на посту главу государства Жака Ширака, ему пришлось искать новые пути для достижения роли лидера объединенной Европы.

Николя Саркози объяснил, что причина неудачи Конституции заключалась в том, что расширение числа государств-членов, почти вдвое в 2004, было недостаточно продуманным.

Следующий шагом на пути к европейской интеграции стал Лиссабонской договор в 2007 году, который учел все ошибки провала Конституции. В целом, этот договор соответствовал первоначальной программе Саркози. Предшественник Олланда обладал «еврооптимизмом» и активно участвовал совместно с немецкий канцлером А.Меркель и с британским премьер-министром Г.Брауном в составлении Лиссабонского договора.

Однако «звездным часом европейской политики Саркози призвано было стать председательство Франции в Евросоюзе 1 июля по 31 декабря 2008 года» 26 . Тем не менее, из-за глобального финансово-политического кризиса ни у Франции, ни у других членов Союза не было материальных возможностей для решения амбициозных задач французского президента. Таким образом, планам Саркози не суждено было реализоваться.

Прошел один год после президентских выборов, Олланд продолжает путь, намеченный Саркози в рамках ОВППБ. Однако нынешний президент в «Белой книге» заявляет, что импульс к интеграции на военном уровне должен исходить от Европейского Совета. Ибо сегодня на пути к интеграции существует много препятствий и разногласий. Поэтому Ф.Олланд предлагает создать «Белую книгу» для ЕС, с тем, чтобы четко сформулировать стратегические цели, которые поспособствуют строительству устойчивого мирового порядка.

ЛЕКЦИЯ 12

Идея объединения европейских государств появилась уже в начале XX века в виде идеи создания Соединенных Штатов Европы (см. главу 4). Однако реальные шаги в этом направлении были сделаны только после Второй Мировой войны. Стремление к консолидации было вызвано тем, что западноевропейские страны были ослаблены войной и опасались попасть в зависимость от сверхдержав. Они видели в интеграции способ объединения своих усилий для того, чтобы противостоять влиянию США и СССР в Европе.

Инициатором интеграции выступила Франция, которая в 1947-1948 гг. выдвинула проекты широкой экономической и политической интеграции. В марте 1948 г. в Брюсселе Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург заключили на 50 лет пакт, предусматривающий сотрудничество в экономической, социальной, культурной и военной областях. Создание Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Главной задачей этой организации было распределение средств, выделяемых по Программе восстановления Европы (план Маршалла). В 1949 г. был создан Совет Европы, объединивший представителей парламентов западноевропейских стран с местопребыванием ее органов в Страсбурге. Но деятельность Совета Европы носила чисто консультативный характер, а его деятельность ограничивалась юридическими и культурными вопросами.

Первый реальный шаг по пути интеграции был сделан в 1951 г. созданием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Инициатором такого объединения выступил министр иностранных дел Франции Роберт Шуман, предложивший план примирения давних противников- Франции и Германии- и экономического объединения Европы. Страны ЕОУС обязывались координировать производство угля и стали, а также создать условия для свободного обмена этими видами продукции. В 1952 г. страны ЕОУС сделали попытку военно-политической интеграции, подписав договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Этот договор предусматривал создание единой армии стран-членов ЕОУС. Но эта попытка не имела успеха, так как в 1954 г. парламент Франции не ратифицировал договор о ЕОС.

После этого процесс интеграции опять переместился в экономическую сферу. В 1957 г. страны ЕОУС подписали в Риме соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Основная задача ЕЭС- свободный обмен товарами между странами-членами, проведение согласованной торговой политики в отношении третьих стран, обеспечение свободного перемещения рабочей силы, капиталов и услуг. Именно поэтому ЕЭС получило название « Общий рынок». Основу ЕЭС составил союз ФРГ и Франции. ФРГ стала главной экономической силой « Общего рынка», а Франция после прихода к власти де Голля стала политическим лидером ЕЭС. Лидерство Франции проявилось в том, что именно она определяла темпы и содержание интеграционных процессов. В 60-70-е годы Франция заблокировала политическую интеграцию и ограничила интеграционные процессы экономической сферой. Эта позиция объяснялась тем, что Франция видела в политической интеграции угрозу своему суверенитету.


Договор о Евратоме предусматривал сотрудничество стран-членов в исследовательских работах и мирном использовании ядерной энергии.

Великобритания отказалась вступить в ЕЭС, так как не была уверена в том, что станет лидером в « Общем рынке». В 1960 г. в противовес ЕЭС Великобритания создала Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), членами которой стали Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Швейцария, Португалия, а с 1970 г.- Исландия. Основной целью ЕАСТ было расширение торгового пространства и устранение таможенных барьеров при взаимном ввозе-вывозе промышленных товаров. ЕАСТ отказалась от общего рынка и координации экономической и валютной политики. Очень скоро Великобритания поняла, что ЕАСТ не может конкурировать с ЕЭС, и подала заявку на вступление в « Общий рынок». Но в 60-е годы Франция дважды накладывала вето на вступление Великобритании, видя в ней проводника влияния США в Европе.

К концу 60-х годов страны ЕЭС разработали единую сельскохозяйственную политику и по инициативе Франции начали подготовку к созданию валютного союза. Однако кризис 1973-1975 гг. резко затормозил процесс интеграции, так как страны ЕЭС стремились в одиночку преодолеть кризис и все силы направили на решение этой задачи. Однако в 70-80-е годы появились факторы, которые усилили необходимость интеграции. Во-первых, усилились интернационализация экономики стран Западной Европы. Крупные европейские фирмы стали создавать фиалы в других странах, компании начали объединяться в западноевропейские ТНК. Многим фирмам было выгоднее закупать у соседей технику и запчасти, чем производить у себя в стране. Таким образом происходило взаимопереплетение экономик стран Западной Европы. Во-вторых, появилась необходимость объединить усилия для проведения научных исследований и разработки новых технологий. В 1983 г. Франция предложила проект научно-технического сотрудничества (проект « Эврика»), к которому присоединилось большинство стран Западной Европы. В-третьих, усилилась конкурентная борьба между странами Западной Европы, США и Японией.

Эти факторы дали новый импульс интеграционному процессу. В 70-80-е годы интеграция развивалась и вширь и вглубь. Развитие в ширь проявилось в расширении ЕЭС. В 1973 г. в « Общий рынок» были приняты Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г.- Греция и Португалия.

Развитие интеграции вглубь связано с действиями Франции, которая в 70-е годы перестала сопротивляться политическому объединению, надеясь таким образом оживить затормозившую экономическую интеграцию. В 1979 г. был создан Европарламент, члены которого избирались на 5 лет всеобщим голосованием стран Европейского Сообщества (так в 70-е годы стали называть ЕЭС, ЕОУС и Евратом). Европарламент принимает общие для стран ЕС решения, но они не являются обязательными для правительств стран ЕС. Создание Европарламента позволило разблокировать процесс экономической интеграции. В 1979 г. государства-члены ЕЭС заключили соглашение для стабилизации Европейской валютной системы. Ее основой должна была стать европейская денежная единица ЭКЮ, которая при котировке определяла бы цену отдельной денежной единицы. Предусматривалось установление твердых валютных курсов валют, которые могли колебаться только внутри отдельных государств. Экю не заменяла национальные валюты и на практике почти не использовалась.

В 80-е годы процесс интеграции еще более углубился. В 1986 г. страны ЕС подписали Единый Европейский Акт. Он предусматривал создание к 1 января 1993 г. единого рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Акт также установил, что отныне все решения внутри ЕС будут приниматься большинством голосов, а не единогласно.

Выполняя решение Единого Европейского Акта Представители 12 европейских стран в декабре 1991 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) согласовали принципы, в соответствии с которыми будет строиться Европейский союз.

Ядро Маастрихтского протокола составляют экономический и валютный союзы. До 1999 г. страны, проводящие четкую финансовую политику и удерживающие инфляцию на низком уровне, должны будут ввести общую денежную единицу ЭКЮ. За ее стабильностью будет следить независимый Европейский банк. Должно быть введено единое гражданство, жители объединенной Европы получат активное и пассивное избирательное право на выборах в местные органы страны, в которой они в данный момент проживают, их право на пребывание в любой стране Европейского союза будет неограниченным. Было условлено, что оборонная политика будет формироваться сообща, на основе военно-политических принципов НАТО.

Маастрихтский договор создал юридическую базу для создания единой Европы. После ратификации договора парламентами стран ЕС Европейский Союз с октября 1993 г. стал исторической реальностью.

В 90-е годы процесс европейской интеграции развивался в соответствии с концепцией « трех кругов», автором которой был французский экономист и политик Ж. Делор. Эта концепция предполагает создать единую Европу в 3 этапа:

Создание единого рынка стран ЕС. Этот процесс ускорился после подписания Маастрихтского договора. В 1993 г. страны ЕС убрали границы между собой, что позволило установить свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 1 января 1999 г. была введена единая валюта ЕС – евро, которая с 1 января 2002 г. заменила национальные валюты (за исключением Великобритании, Швеции и Дании). С принятием конституции ЕС планируется, что страны Евросоюза объединятся в конфедеративное государство.

Присоединение к ЕС стран ЕАСТ. В 1995 г. членами ЕС стали Швеция, Австрия и Финляндия. Но Норвегия и Швейцария отказались войти в Евросоюз.

Присоединение к ЕС тех стран Восточной Европы, которые будут соответствовать нормам ЕС. В октябре 2002 г. руководство ЕС приняло решение, что в 2004 г. в Евросоюз вступят 10 восточноевропейских стран, а в 2007 г. Болгария и Румыния. В 2005 г. начали переговоры о вступлении в ЕС Турция и Хорватия.

Таким образом, за 50 лет европейские страны добились значительных успехов на пути к объединению и к созданию единой Европы, хотя еще недавно эта возможность казалась совсем нереальной. В то же время интеграция породила ряд проблем: не все страны могут привести свою экономику к единому европейскому стандарту. В 90-е годы были приняты поправки, которые смягчили нормы Маастрихтского договора. Однако существует опасность, что большинство стран ЕС превратятся в экономические придатки ФРГ, Франции, Великобритании и Италии; многие европейцы опасаются, что интеграция приведет к потере суверенитета. Так, население Швейцарии и Норвегии на референдумах выступило против вступления в ЕС. В Дании Маастрихтский договор был одобрен только на втором референдуме;

С большим трудом идет разработка единой внешней политики ЕС, так как между Францией, ФРГ и Великобританией развернулась борьба за роль лидера;

Конституция ЕС, принятая 29 октября 2004 г. для вступления в силу, должна быть ратифицирована всеми 25-ю странами-членами ЕС, в мае-июне 2005 г. французы и голландцы на референдумах высказались против конституции.

Кроме Евросоюза в Европе в настоящее время действуют и другие международные организации: Совет Европы, в который входят все европейские страны, кроме Беларуси. Он обсуждает вопросы, касающиеся Европы, и дает рекомендации правительствам европейских стран;

Западноевропейский союз, созданный в 1948 г. В него входят 9 стран Западной Европы. Он занимается вопросами обороны и сотрудничает с НАТО;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Ее членами являются все европейские страны, США, Канада, азиатские республики СНГ. ОБСЕ занимается поддержанием мира в Европе и урегулированием споров как меду странами-членами, так и внутри этих стран.

Источники и литература к введению,

И подписали соглашение об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), заложившего первый камень в экономический фундамент будущего . В марте 1957 г в Риме теми же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Позже все три организации обрели единые руководящие органы и общее наименование - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

С подписанием 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) Договора о Европейском союзе начался новый этап европейской интеграции. Развернулось строительство экономического, валютного и политического союза с постепенной ликвидацией внутренних границ между странами. Сформировался единый внутренний рынок, обеспечивающий свободное передвижение людей, товаров, услуг и капиталов.

Желание тесной интеграции во второй половине XX в. было обусловлено рядом факторов:

  • противоречием между стремительной интернационализацией современной экономики и теснотой национально-государственных границ для ее функционирования;
  • стремлением к внешней экспансии наиболее преуспевающих национальных производителей;
  • потерей позиции Европы как мирового центра в процессе распада колониальных империй;
  • стремлением к усилению общего экономического и военно-стратегического потенциала в условиях конфронтации двух политико-экономических систем вплоть до начала 1990-х гг.;
  • демократизацией жизни послевоенной и реализацией прав и свобод граждан.

Создание единого общеевропейского экономического пространства шло постепенно в течение нескольких десятилетий. Это естественно, так как столь масштабные системные изменения всегда проходят болезненно. Усиление конкуренции неизбежно приводит к обострению проблемы банкротства несостоятельных производств, безработице. Особенно тяжело интегрируются в общеевропейские структуры менее развитые страны. Например, в в конце 1980-х гг. после вступления в ЕЭС безработица охватила 25% экономически активного населения. Обострились многие социально-экономические проблемы в отсталых по европейским меркам , . Тем не менее жизнь уже доказала жителям этих стран, что в долгосрочной перспективе выгоды перекрывают издержки «большого пути».

К настоящему времени учреждено гражданство Европейского союза. Определены права граждан ЕС, в том числе на свободу передвижения, выбор места жительства, получение образования, куплю-продажу недвижимости и предпринимательскую деятельность, а также порядок защиты прав граждан Союза. Все это стимулирует инициативу людей и создает огромные возможности для всех, кто готов ими воспользоваться.

В настоящее время Европейский союз проводит политику сближения уровней развития бывших национальных экономик своих членов и формирования общего экономического пространства. Важнейшим шагом в этом направлении в конце 1990-х гг. стало создание Валютного союза и поэтапное введение единой общеевропейской валюты (евро), начавшееся в 1999 г. С 1 января 2002 г. прекратились наличные операции с национальными деньгами.

По сути, создание единого общеевропейского экономического пространства, окончательный переход к евро и введение общеевропейского паспорта означают отказ от таких традиционных атрибутов государственности, как границы, национальные экономики, гражданство. Несмотря на серьезные и неизбежные проблемы роста, Европейский союз уже стал одним из ключевых субъектов на политической и экономической картах мира. Сегодня это уникальное объединение государств с населением, почти в 1,5 раза превосходящим население Соединенных: Штатов Америки и в 2,5 раза - . Среднедушевой ВВП (по ППС) во второй половине 1990-х гг. превысил 20 тыс. долларов США. ЕС превращается в один из самых привлекательных для инвестиций регионов мира. На форуме Европейского союза в Барселоне (март 2002 г.) был провозглашен курс на достижение лидерства ЕС в мировой экономике до 2010 г. Стартовые позиции для того, чтобы «догнать и перегнать» по важнейшим экономическим показателям, по многим параметрам выигрышные. Время покажет реалистичность выдвинутого лозунга.

Понятие европейской интеграции

Определение 1

Европейская интеграция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведёт к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance).Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

История

Замечание 1

Одним из первых, кто задумался о союзе европейских наций, был Рихард Николаус Куденхове-Калерги, который написал манифест «Пан-Европа» в $1923$ году. Его идеи повлияли на Аристида Бриана, который произнёс речь в защиту Европейского Союза в Лиге Наций $8$ сентября $1929$ года, и кто в $1930$ году написал меморандум об организации Европейского федерального союза.

В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи $19$ сентября $1946$ года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.

Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз $(1948)$, НАТО $(1949)$ и Совет Европы $(1949)$.

$9$ мая $1950$ года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция(«европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.

$27$ мая $1952$ года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). $10$ сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.

Но в $1954$ году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.

Таким образом, в начале $1950$-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.

$25$ марта $1957$ года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу $1$ января $1958$ года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.

8 апреля $1965$ года подписан Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и Комиссию европейских сообществ, что объединило ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру. Этот договор вступил в силу $1$ июля $1967$ года. Согласно договору началось постепенное снижение таможенных пошлин, а в $1968$ году внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Ещё через два года торговая политика перешла в компетенцию ЕЭС, что завершило образование таможенного союза в регионе. В общем, в $1950-1960$-х годах европейская интеграция набирала силу.

В $1973$ году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысилось более чем на $30\%$. А во второй половине $1970$-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в $1981$ году, а Испания и Португалия присоединились в $1986$ году.

В феврале $1986$ года члены ЕС подписывают Единый европейский акт, чьей задачей было создание к $1992$ году единого внутреннего рынка. А договор о Европейском Союзе подписали $7$ февраля $1993$ года. Этот договор расширил полномочия органов ЕС.

Участие европейских стран в европейской интеграции

В этой таблице присутствуют все страны Европы, кроме России, Белоруссии, Азербайджана и Армении, которые в данный момент не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.

Рисунок 1.

Настоящий этап интеграции характеризуется следующими особенностями:

  1. масштабность расширения;
  2. низкий социально-экономический уровень стран-кандидатов;
  3. усиление назревшей необходимости институциональной реформы в ЕС;
  4. приоритет политических соображений над экономическими.

Присоединению стран Центральной и Восточной Европы и Балтии к Европейскому союзу предшествовал большой путь, направленный на сближение уровня их экономик: от отдельных программ помощи к выработке конкретных критериев и мер по объединению в рамках Европейского союза. Союз осуществлял значительные финансовые вложения и постепенно ужесточал критерии конвергенции, отстаивая в первую очередь свои интересы. Центральный вопрос расширения - резкое усиление гетерогенности (неоднородности) Европейского союза. Инструментом выравнивания социально-экономических различий являются структурные фонды, финансовые ресурсы которых формируются за счёт прироста ВВП ЕС и перевода части прежних получателей средств в разряд благополучных районов.

Замечание 2

В ЕС до сих пор отношение к расширению весьма противоречиво. Это подтверждают разногласия по вопросу принятия единой конституции Европейского союза. В декабре $2007$ г. на саммите в Лиссабоне институциональный кризис был преодолён: одобрен проект конституционального соглашения Европейского союза, который теперь будет проходить процедуру ратификации в каждой из стран - участниц. Союз сделал ещё один шаг к созданию Соединённых Штатов Европы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх