Аня помнила из рассказов. Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии

Задание . Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.

ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?

(А. Н. Петров)

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1.Диктант с грамматическим заданием

1)Полученный ответ рассматривался как согласие. 2)Мы встретимся с вами в ближайшее время, например, завтра. 3)Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками. 4)Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки. 5)Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд. 6)Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт. 7)Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси. 8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. 9)Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли? 10)Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. 11) Нельзя работать спустя рукава. 12)Счёт долгот на Земле ведут от Гринвичского, или нулевого, меридиана. 13)Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными. 14)Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимыми. 15)Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз. 16)В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как сильную, могучую, но крайне противоречивую натуру.

Грамматическое задание:

V . Определите главное средство связи частей сложноподчиненного предложения.

1. Сам чайханщик с круглыми плечами, Чтобы славилась пред русским чайхана, Угощает меня красным чаем Вместо крепкой водки и вина (С. Есенин).

2. Стол был уставлен бутылками, тарелочками с колбасой, разложенной звездочками, и икрой, размазанной по тарелке так, чтобы ее казалось больше (А. Аверченко).

3. Пожил немного Витус в родном доме и стал подумывать, куда отправиться снова (О. Орлов).

А. Части соединены функциональным союзом. Б. Части соединены семантическим союзом. В. Части соединены союзным словом.

VI . Определите вид придаточной части, относящейся к слову в главной части сложноподчиненного предложения.

Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке, которую называют в народе девичьей красотой (В. Белов).

1. Придаточная определительная часть.

2. Придаточная изъяснительная часть.

3. Придаточная часть меры и степени.

VII . Определите вид придаточной части, назвав главное средство связи главной части предложения с придаточной. Что распространяет придаточная часть?

Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии, где еще в средние века существовал известный род Лермонтов (В. Афанасьев).

1. Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где, имеет определительный оттенок значения и распространяет обстоятельство места в главной части.

2. Придаточная часть места присоединяется с помощью союзного слова где и распространяет всю главную часть в целом.

VIII . Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).

1. Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.

2. Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.

IX . Определите вид придаточной части, укажите слово (или словосочетание) в главной части предложения, к которому присоединяется придаточная, а также главное средство связи частей.

Зной был такой ослепительный, что птицы на ветках присели, разинув клювы (А. Н. Толстой).

Что то вы такая грустная… - сказал Ане молодой мужчина. Он только что зашел в купе и разложил свои вещи.

Нет у меня все нормально, еду домой к маме - сказала Аня и отвернулась к окну, на глаза навернулись слезы. Алексей дал ей свой платок и сел рядом. На мгновение их взгляды встретились, он увидел очень красивые голубые глаза.


Аня не вольно положила голову ему на плечо, ей сейчас нужен был кто то, кто мог помочь забыть все…

Она рассказала Алексею, что едет домой, ушла от любимого мужа. Он оказался подлецом и долгое время обманывал ее. Прожили они десять, как ей казалось счастливых лет. Детей не было, муж всегда был против. Да и как то все не получалось. А тут вернулась из рабочей командировки раньше на день, обнаружила у себя дома мужа с лучшей подругой…Вот так закончилась некогда красиво начинавшаяся история их любви.

Наскоро собрав вещи, Анна купила билет на ближайший поезд до своего родного города, где она когда то родилась, ходила в школу и была счастлива. Там жили её мама и старенькая бабушка.


Вечером Алексей пригласил Аню сходить в вагон-ресторан. Она надела платье, достала из сумочки колечко с бирюзой, его когда то подарила мама на свадьбу, но одевала Аня украшение редко.

Они долго сидели в ресторане, говорили не о чем. Тут Алексей увидел кольцо на пальце и очень долго рассматривал его. Оно было очень красивое, ручной работы, мама его заказывала специально для дочери, с обратной стороны на была гравировка - мелкими буквами «Счастье».

В купе они пришли уже за полночь. От выпитого вина кружило голову, ночь пролетела очень быстро…

Аня ещё спала, когда Алексей собрал свои вещи и тихонько попрощался с ней, оставив на столе записку с номером телефона: «если захочешь когда нибудь услышать меня, позвони…».


Прочитав, она улыбнулась, в ее планы не входили серьезные отношения, но записку женщина все же положила в сумочку.

Вечером она была уже дома, дверь открыла мама.

Аня, что же ты не предупредила, что приедешь, я бы встретила тебя. - сказала она.

Чуть позже сели за стол, мама стала расспрашивать, как у нее дела, как Максим. Аня сказала, что приехала на совсем, Максим в прошлом.

Начну новую жизнь, ведь мне только 32 года. У меня все еще впереди…


Мама помогла найти хорошую работу, жизнь потихоньку налаживалась. Как то утром Аня проснулась и побежала в ванную, ее сильно тошнило, кружилась голова. Мама обеспокоено спросила:

У тебя все нормально?

Ничего страшного,все пройдет, наверно съела что-то не то, - сказала Аня и стала собираться на работу.

Днем все повторилось. Вечером тоже.

Анечка сходи завтра в больницу, - обеспокоенно сказала мама.

На следующий день Аня поехала к врачу.

Вы беременны, поздравляю! - после осмотра сказал врач - рожать будем?

Да, конечно, - не раздумывая ответила Аня и счастливая пошла домой.

Вечером рассказала маме, та взяла в руки телефон и стала набирать номер.


- Мама, ты кому звонишь?

Хочу Максима обрадовать. - ответила она.

Не надо, - Аня забрала телефон из рук мамы - ребенок не Максима. Ему мои дети не нужны и я тоже.

И она рассказала причину своего возвращения домой.

А кто же тогда отец? - удивлено спросила мать.

Алексей…И давай эту тему больше не поднимать.
Наступила тишина… Аня для себя все решила. Она сама вырастит и воспитает ребенка. Мужчины ей больше не нужны.

Беременность проходила сложно, женщина часто лежала в больнице, находилась под постоянным наблюдением врачей. Роды начались в срок, после долгих изнуряющих схваток на свет появилась замечательная здоровая девочка - Мия.

А дальше жизнь пошла своим чередом, малышка росла на радость бабушке и маме. Аня радовалась каждому новому дню, жила ради дочки, иногда смотрела нее и ловила себя на мысли, что она все больше напоминала ей Алексея, того попутчика, который подарил ей радость материнства и сделал ее самой счастливой…


Но жизнь распорядилась по своему. Аня заболела, болезнь стала стремительно развиваться после родов. Прогнозы врачей были неутешительны, полгода, год…

Мия к тому времени закончила школу, стала уже взрослой. Аня так и не смогла рассказать ей об отце, она думала, что дочь ее неправильно поймет. Только в последний момент, передавая дочери кольцо, Аня сказала:

Возьми дочка, это колечко, оно принесло мне когда-то счастье, и ты тоже будь счастлива…

Прошло несколько лет, после окончания института бабушка подарила внучке путевку на море. Накануне отъезда они обе очень волновались, Мия успокаивала бабушку.

Не переживай, я еду только на неделю, а она пролетит очень быстро…

Билет на поезд девушка положила в сумочку, проверила документы и надела на палец мамино кольцо.

Поезд пришел во время, девушка села в свое купе. Под стук колес стала смотреть в окно, на проносящиеся леса, станции, реки. Утром дверь купе открылась и зашел мужчина одетый с иголочки, с приятной улыбкой на лице. Он поздоровался, сел на свое место и тоже стал смотреть в окно. Долго ехали молча, потом заглянула проводница и предложила чай.

Поставила на стол два стакана, и пожелала приятного чаепития.

Мия достала из сумки печенье, конфеты, мужчина шоколад и они сели пить чай.

Тут он замер, шоколад выпал из его рук.

Что с вами?- спросила девушка.

Это кольцо на вашей руке? откуда он у вас?- спросил он.

Мамин подарок, - ответила Мия, а потом рассказала про то как она родилась, как однажды спросила у мамы про отца и не получила ответа на свой вопрос, как мама болела…

Алексей сидел, смотрел в глаза Мии, и вспоминал Аню, ту прекрасную попутчицу, про которую он помнил всю жизнь.


Он так и не дождался звонка от нее, а номера Ани не зал, Алексей ждал и надеялся, каждый день, каждую минуту, не проходило и дня, чтобы он не вспоминал ее…

На нем есть гравировка? « Счастье».

Откуда вы знаете? Вы знали мою маму?

Алексей рассказал все Мие, сейчас он смотрел на девушку и понимал, что это его дочь. Он так и не встретил и не полюбил никого, Аня всегда стояла перед глазами, мужчина всю жизнь мечтал, что они когда нибудь встретятся. Но этого не произошло. Наверно чудеса не повторяются… Мия обняла своего папу, он прижал ее к себе, так они ехали долго долго. Прощаясь, договорились, что она ему позвонит когда поедет обратно домой.

Мия ждала отца около вагона, он побежал увидев ее из далека.

Я очень боялся, что потеряю тебя, -сказал Алексей обнимая дочь.

Нет, папа, теперь то мы будем всегда вместе.

Она посмотрела на свое кольцо и сказала:

Счастье есть. Оно с нами.

Отец обнял дочь. Они сели в вагон и поехали к бабушке, которая еще ничего не знала.

Задание . Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.

2. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.

3. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.

4. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.

Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.

Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка… Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.

С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.

Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.

Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки… Нежное личико… Волосы… В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное… Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...

После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.

Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.

Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?

Е.А. КАЦ,
медико-биологическая школа «Vita»,
г. Москва

Тренировочные тексты по пунктуации и орфографии

10 - 11-е классы

ТЕКСТ № 1

Аня помнила из ра_казов матер_ что она родилась на юге под Одессой и уже годовалым ребенком была перев_зена на север в Царское Село в сырое великолепие царстве_ых парков под чьей сенью гулял среди лицеистов ю_ый Александр Пушкин.
Аня в подр_стковом возрасте была н_чем (не)пр_мечательна. Тихоня замкнутая ст_снительная девочка... Только близкие знали что эта тихоня лазала по деревьям как кошка а в воде чу_ствовала себя как рыба.
С Колей Гумилевым своим будущим мужем первым мужем Аня позн_комилась в 1904 году в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудес(?)ный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они к_зались золотистыми (не)натуральными словно нареза_ыми из фольги.
(На)встречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня н_чуть (не)была заинтересована этими щ_голеватыми гимназистами свысока заносч_во посматр_вавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгнове_о смутили пухлые губки... Нежное лич_ко... Волосы... В ее облик_ было что-то (не)высказа_ое печальное таинстве_ое... Нельзя было (не)влюби(ть,т)ся в эту име_о в эту хрупкую девочку...
После этой встреч_ Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко искать с ней (в)роде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он (не)нравился вероятно в этом возр_сте девушкам нрав_(ть,т)ся разоч_рова_ые молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ра_ий пери_д несколько деревя_ым высокомерным (с)виду и очень (не)увере_ым внутри. Роста высокого худощав с очень красивыми руками несколько удлине_ым бледным лицом не очень заметной внешности но не лише_ой элегантности. Блондин каких на севере можно часто встретить.
Позже возмужав и пройдя суровую к_в_лерийскую школу он сделался лихим наез(?)ником храбрым офицером. Благодаря своей пр_восходной дли_ой фигуре и широким плечам Гумилев был очень пр_ятен и даже интересен особе_о в мундире.
Но это будет много позже а пока он всего лишь если и не гадкий то серый утенок ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уход_т избега_т его. Почему?

Задание

1. При обособлении приложения употребляется тире, если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова а именно.
2. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
3. Обособляются распространенные определения, выраженные причастием с зависящими от него словами.
4. Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, если части его отдалены друг от друга по смыслу.
5. Обособляется, как правило, деепричастный оборот независимо от места, занимаемого по отношению к глаголу-сказуемому.
6. Для смыслового выделения или для попутного пояснения могут выделяться запятыми обстоятельства, выраженные именами существительными в косвенных падежах. Чаще всего такие конструкции образуются именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями благодаря, ввиду, в зависимости, во избежание, вопреки, в отличие, в связи, в силу, вследствие, несмотря на, при условии, согласно и др.

ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Аня помнила из рассказов матери, что она родилась на юге, под Одессой, и уже годовалым ребенком была перевезена на север – в Царское Село, в сырое великолепие царственных парков, под чьей сенью гулял среди лицеистов юный Александр Пушкин.
Аня в подростковом возрасте была ничем не примечательна. Тихоня, замкнутая, стеснительная девочка... Только близкие знали, что эта тихоня лазала по деревьям, как кошка, а в воде чувствовала себя, как рыба.
С Колей Гумилевым, своим будущим мужем, первым мужем, Аня познакомилась в 1904 году, в сочельник. Ходили покупать игрушки для елки. Был чудесный солнечный день. Легкая пороша выпала ночью, а утром еще сыпались мелкие и редкие снежинки. В лучах солнца они казались золотистыми, ненатуральными, словно нарезанными из фольги.
Навстречу шли мальчики Гумилевы. Пошли вместе. Аня ничуть не была заинтересована этими щеголеватыми гимназистами, свысока, заносчиво посматривавшими на девочек. Не заинтересовал ее и самый плечистый из них, Коля Гумилев.
Не так отнесся Коля к этой встрече. Его мгновенно смутили пухлые губки... Нежное личико... Волосы... В ее облике было что-то невысказанное, печальное, таинственное... Нельзя было не влюбиться в эту, именно в эту хрупкую девочку...
После этой встречи Коля Гумилев стал поджидать Аню Горенко, искать с ней вроде бы случайных встреч. Девочка упрямо избегала его. Ане он не нравился; вероятно, в этом возрасте девушкам нравятся разочарованные молодые люди старше двадцати пяти лет. А Коля Гумилев был в этот ранний период несколько деревянным, высокомерным с виду и очень неуверенным внутри. Роста высокого, худощав, с очень красивыми руками, несколько удлиненным бледным лицом, не очень заметной внешности, но не лишенной элегантности. Блондин, каких на севере можно часто встретить.
Позже, возмужав и пройдя суровую кавалерийскую школу, он сделался лихим наездником, храбрым офицером. Благодаря своей превосходной длинной фигуре и широким плечам Гумилев был очень приятен и даже интересен, особенно в мундире.
Но это будет много позже, а пока он всего лишь если и не гадкий, то серый утенок, ищущий встреч с этой девочкой с пухленькими губками. А она уходит, избегает его. Почему?

(А.Н. Петров)

ТЕКСТ № 2

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Все сроки вышли. Т_нуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая стройная девушка станов_(ть,т)ся женой поэта. Но она и сама поэт! И разве (не)знала (не)пр_двид_ла Анна судьбу этого брака свою судьбу судьбу мужа? Что волею врем_ни чудовищно нелепо совпавших (не)благопр_ятных обстоятельств направля_мая большевиками внутре_яя орда перелома_т хребет царству_щей д_настии а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить громить грабить?!
И что она сама Анна Ахматова поэт женщина с царстве_ой осанкой и такой(же) душой менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!
По пути в церковь Анна стала ра_казывать Гумилеву свой сон. Ей пр_снилось что будет жить она в убогой обстановк_ (одна)одинеш_нька ветхое единстве_ое одеяло дырявый д_ван изноше_ый узорч_тый халат который (в)течени_ долгого врем_ни будет ее единстве_ой домашней одеждой.
Брось это хандра сказал на это Гумилев. Подожди нас ждет Париж Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя п_чаль не сходила с ее лица. Будучи в подв_нечном наряде она к_залась еще п_чальней. Лишь глаза бл_стели делая ее лицо пр_красным и одухотворе_ым.
Анна (не)ошиблась в своем пророчестве. Будет будет лучшая поэтесса России через годы бедна пр_вычной бедностью от которой даже не попыта_тся избави(ть,т)ся а ее единстве_ой утв_рью станет потертый чемодан_шко набитый блокнотами стоящий в углу (на)готове как и вся громадная д_ржава (государство)к_лония где все население как(будто) в каком(то) к_шмарном тв_рении (западника)п_(сс,с)имиста выстро_лось в очереди в тюрьму лагеря к_лонии... В очереди на ра(сс,с)трел.
Но тогда в 1910 году был апрель мир был наполн_н солнечным светом чернобородые мужики завидев свадебный кортеж радос(?)но махали шапками.

Задание . Проиллюстрируйте данные ниже правила примерами из текста.

1. Одиночное приложение обычно присоединяется к определяемому нарицательному существительному посредством дефиса.
2. Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.
3. Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется, если стоит после определяемого существительного.
4. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку. Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них – точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Все сроки вышли. Тянуть дальше было нельзя. И вот 25 апреля 1910 года Анна Андреевна Горенко и Николай Степанович Гумилев обвенчались в Никольской церкви села Никольская Слободка под Киевом. Прошло более трех лет с момента, когда Гумилев просил руки Анны.
Хрупкая, стройная девушка становится женой поэта. Но она и сама поэт! И разве не знала, не предвидела Анна судьбу этого брака, свою судьбу, судьбу мужа? Что волею времени, чудовищно, нелепо совпавших неблагоприятных обстоятельств, направляемая большевиками внутренняя орда переломает хребет царствующей династии, а потом и самой Российской империи?! И пойдет крушить, громить, грабить?!
И что она сама, Анна Ахматова, поэт, женщина с царственной осанкой и такой же душой, менее чем через десять лет будет ввергнута в пучину жесточайших испытаний?!
По пути в церковь Анна стала рассказывать Гумилеву свой сон. Ей приснилось, что будет жить она в убогой обстановке: одна-одинешенька, ветхое единственное одеяло, дырявый диван, изношенный узорчатый халат, который в течение долгого времени будет ее единственной домашней одеждой.
– Брось, это хандра, – сказал на это Гумилев. – Подожди, нас ждет Париж, Италия. Все пройдет.
Анна задумалась. Всегдашняя печаль не сходила с ее лица. Будучи в подвенечном наряде, она казалась еще печальней. Лишь глаза блестели, делая ее лицо прекрасным и одухотворенным.
Анна не ошиблась в своем пророчестве. Будет, будет лучшая поэтесса России через годы бедна привычной бедностью, от которой даже не попытается избавиться, а ее единственной утварью станет потертый чемоданишко, набитый блокнотами, стоящий в углу наготове, как и вся громадная держава, государство-колония, где все население, как будто в каком-то кошмарном творении западника-пессимиста, выстроилось в очереди в тюрьму, лагеря, колонии... В очереди на расстрел.
Но тогда, в 1910 году, был апрель, мир был наполнен солнечным светом, чернобородые мужики, завидев свадебный кортеж, радостно махали шапками.

(А.Н. Петров)

ТЕКСТ № 3

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Это было стра_ое загадочное существо (царско)сельский (лейб)гусар живш_й на Колпинской улице и ездивш_й в П_тербург верхом потому что бабушк_ к_залась опас(?)ной железная дорога хотя не к_зались опас(?)ными передовые позиции где кстати говоря поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями камеронами лжеготикой зато заметил как сквозь туман кремнистый путь блестит. Он оставил без вн_мания знаменитые п_тергофские ф_нтаны чтобы глядя на Маркизову Лужу задумч_во произнести Белеет парус одинокий...
Он может быть много и (не)дослушивал но твердо запомнил что «пела русалка над синей рекой полна непонятной тоской»...
Он подр_жал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое где он (н_)кому не подр_жал зато всем уже целый век хочет(?)ся подр_жать ему. Но соверше_о очевидно что это (не)возможно ибо он владеет тем что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его как змея заклинателя от почти площадной эпигра_ы до молитвы. Слова сказа_ые им о влюбле_ости не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожида_о так просто и так бездо_о

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том что проза достояние лишь зрелого возраста. И даже то что принято сч_тать (не)доступным для больших лириков театр ему было подвлас(?)но.
...До сих пор не только могила но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется что над Кавказом витает его дух перекликаясь с духом другого великого поэта:

Задания :

1. Составьте схему первого предложения, объясните знаки препинания.
2. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста.

1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т.е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие для прямой речи правила пунктуации. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое ставится после цитаты (перед закрывающими кавычками).
2. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточное предложение, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы.
3. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различаются несколько основных групп вводных слов по их значению:
вводные слова, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.);
– вводные слова, указывающие на приемы и способы оформления мыслей и др.
4. Если цитируется стихотворный текст, в котором соблюдаются стихотворные строки и строфы подлинника, то кавычки обычно не ставятся; стихотворный текст размещается между строчками и отделяется от них знаками препинания, как при прямой речи.
5. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительным в именительном падеже.

ТЕКСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как «сквозь туман кремнистый путь блестит». Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: «Белеет парус одинокий...».
Он, может быть, много и недослушивал, но твердо запомнил, что «пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской...».
Он подражал в стихах Пушкину и Байрону – и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называется «сотой интонацией». Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

Есть речи – значенье
Темно иль ничтожно.
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков, – театр, – ему было подвластно.
...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

Здесь Пушкина изгнанье началось
И Лермонтова кончилось изгнанье...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх