Скаутское движение, как один из путей. Скаутское движение в россии

Впервые о скаутинге заговорили в Англии в 1907 году, когда лорд Баден-Пауэлл организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси. Детей захватила такая жизнь. И не только детей: по всему миру взрослые перенимали опыт Баден-Пауэлла и создавали свои скаутские патрули.

В России в 1908 году выходит перевод книги Баден-Пауэлла – у нас книга называется «Юный разведчик». А уже в следующем году молодой офицер Олег Пантюхов собирает первый патруль под названием «Бобр», и 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России.

Сейчас скаутинг это огромное движение – более 16 миллионов человек в 150 странах мира.
Что же стало причиной такой популярности? Что так притягивает миллионы девчонок и мальчишек в скаутинг?

Заповеди скаутов вобрали в себя всю мудрость, накопленную человечеством за историю: быть честным и правдивым, веселым и скромным, быть рыцарем, защитником бедных и слабых, бороться со злом в мире, жить для других, быть завтра лучше, чем вчера.

Жизнь для других, жизнь для себя, путешествия, полные приключений и испытаний, лишь преодолев которые можно стать настоящим человеком. Знаменитый клич мушкетеров: «Один за всех и все за одного». Братская помощь и взаимовыручка – вот залог успеха братства скаутов. Но даже если нет рядом друзей, которые могут помочь в трудной ситуации, не нужно отчаиваться поверь в свои силы, откажись от слова НЕВОЗМОЖНО. Все ВОЗМОЖНО, нужно лишь приложить усилия, работать над собой.

Скаутинг открыт для всех, вне зависимости от веры или расы. Он не представляет и не должен представлять какую-либо политическую партию или организацию. Вместе с тем скауты вносят посильный вклад в развитие своего общества, своей страны. Становиться скаутом или нет – решать тебе, но помни – стать скаутом несложно, трудно им оставаться.

Скаутский метод

В начале 90х годов скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали Обещание «…исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов...»

Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.

Скаутская группа, патруль - один из наиболее педагогически апробированных, традиционных «клубов общения» детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом это пока еще «идеальная картинка» из жизни скаутов и не совсем соответствует российской действительности.

Во многих странах мира скауты находятся под патронатом государства, частного капитала, нам на такую помощь в достаточном количестве надеяться не приходится и мы рассчитываем только на свои силы, поддержку родителей скаутов. Но истинные скауты должны быть «Всегда готовы!» пройти этот путь. Наградой всем нам будет Новая Россия.

Что делают скауты?

Так что же они делают такого, что привлекает в скаутинг миллионы взрослых и детей во всем мире? Эти вопросы часто требуют от руководителя четкого и внятного ответа. Возможно, приведенная иллюстрация поможет в разъяснении и понимании этого.

Скаутинг - игра, игра в жизнь с объективными и придуманными нами, скаутами, правилами. Место этой игры - вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и корпоративными интересами и проч. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» - скаутингом.

Наглядный пример: группа славных ребят-туристов с замечательным опытным тренером-руководителем, заявляет:" Мы ходим в походы и лагеря, имеем свою систему иерархии, нашивки - значит мы скауты? Нет, вы просто хорошие туристы!

Другая ситуация: молодежный клуб при Храме; ребята уделяют много внимания изучению истории религии и России, прекрасно поют в церковном хоре, ведут активную религиозно-просветительскую работу, помогают в Доме престарелых, это ли не скаутинг?

Нет, это не скаутинг. И даже если они будут одновременно и туристами из упомянутой тур.секции - они не скауты. Но они в расстоянии шага от скаутинга! Для этого уже есть многое, что отличает их от других детей: умение работать в группе, соизмерять и контролировать свои действия, высокие духовные идеалы, готовность воспринять скаутинг и стать частью Движения.
Скауты используют то, что стало для этих ребят специализацией, как одни из многих обязательных скаутских требований. И это не означает «верхоглядства» скаутов, а гибкость и приемлемость скаутского Метода к различным детям, широту интересов скаутов, универсальность скаутской педагогики.

Опыт показывает, что существующие уже детские кружки, клубы, секции ВСЕГДА с трудом вживаются в работу скаутской организации. У них уже есть свой опыт, круг общения, устои и масса другого, что не совсем удачно сочетается с пребыванием в скаутинге. Подчас лучше не делать опрометчивого шага и не становиться из хорошего туриста - «плохим» скаутом.
Очень часто приходиться видеть, как старый туристский, походный опыт, слегка приправленный скаутскими терминами, с легким налетом педагогики выдавался (и выдается) за скаутский Метод.

Вот и другие отличительные черты скаутинга, отличные от других педагогических систем:

  • система «специальностей»; в Русском Союзе Скаутов существует более 80 специальностей для скаутов и более 40 для младших скаутов
  • скаутский Закон, Обещание, Заповеди; то, что было придумано почти столетие назад Основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения;
  • уникальный скаутский Метод, определенный как:
    прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, к руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе;
  • ступенчатая система подготовки от младшего скаута до Скаутмастера; специальные методы и системы тщательной подготовки и тренировки скаутских руководителей.

В.Е. Черных «Твой скаутский путь»

А. В. Шободоева

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Печатается по: Шободоева А. Российский скаутинг: история, теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета , 1995.

Роберт Баден-Пауэлл - основатель мирового скаутского движения

Организатором и шефом миро­вой организации скаутов по праву считается английский генерал Роберт Стефенсон Смит Баден - Пауэлл (Б-П), человек, избравший военную карьеру и всю свою ос­новную жизнь проведший в похо­дах английских колониальных войск. В составе тринадцатого гусар­ского кавалерийского полка он был отправлен на службу в Индию. С детства любя охоту, Б-П вскоре прославился как лучший следопыт и охотник, великолепно знающий тайны джунглей. Тяжелые условия службы в Индии быстро развили твердый характер, настойчивость, хладнокровие и решительность. Излюбленной охотой Б-П было выслеживание кабанов и борьба с ними один на один с копьем. Этот вид охоты был настолько опасен, что многие охотники редко принимали в ней участие. Здесь, в Индии, Б-П становится известен и как хороший полевой разведчик, который сформиро­вал из солдат своего полка отряд разведчиков. Из страниц его дневника можно видеть, что именно здесь появилась мысль о воспитательном значении разведческой тренировки, лагерной жизни и охоты.

Б-П участвовал практически во всех экспедициях английской колониальной армии в разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые столкнулся с легендами и преданиями ры­царского ордена ионитов. Их законы и послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.

В 1899 году началась англо-бурская война. Вряд ли она была справедливой с обеих сторон, но симпатии многих были на стороне буров. Так как Б-П служил в английской армии и был патриотом своей империи, он сражался с войсками буров. По долгу службы он оказался в маленьком слабоукрепленном городке Мейфикинг . Город осаждали превос­ходившие по численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд мальчиков-велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских кадет, которые замени­ли взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они развозили приказы, служили вестовыми, пат­рульными, наблюдателями. Их доблесть часто вооду­шевляла взрослых. Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о мужестве городских мальчишек докатились до Англии.

Внезапно Б-П стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Б-П возвращается в Англию и убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную сумму знаний.

Внутреннее состояние английской молодежи на­столько сокрушает Б-П, что он, будучи военным, а не педагогом, вплотную задумывается о будущем страны и судьбе нового поколения. Читая работы Б-П, можно четко сформулировать причины, которые привели его к скаутингу:

Во-первых, англо-бурская война. Участвуя в ней, Б-П воочию убедился , насколько моральный дух и физическая закалка противника превосходила состояние английских солдат: они быстро гибли от болезней, не умели питаться растительной пищей в незнакомой местности, выбирать источники воды.

-в о-вторых, приехав в Англию, Б-П поразился чрезмерным увлечением нации спортом, в частности футболом. Но спортом, не как участием в соревнова­ниях, а как зрелищем, где теряющая над собой власть толпа ревела от возбуждения.

В-третьих, рост хулиганства в английских школах. Б-П заметил и четко определил признаки разложения империи и сделал вполне закономерный вывод:

«Нация обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок гражданского духа. Средство для излечения общественного недуга - подрастающее поколение и его воспитание».

Это как нельзя более актуально сегодня для нашей страны.

В 1907 году была сделана первая попытка прове­рить логичность критики существовавшей воспита­тельной системы. Б-П собрал группу мальчишек, представляющих разные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на острове Броунси . Лагерь был палаточный, и участвовало в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь очевидна, что в 1908 году появляется его книга, где изложены основы скаутинга « Scouting for boys », которая мгно­венно расходится в Англии. Движение распространя­ется по всей стране, проникает в колонии, и Б-П понимает, что его необходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать организацию. Официально движение бойскаутов было основано в 1908 году. В 1910 году Б-П окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству своим детищем.

Еще в 1909 году на празднике годовщины Движе­ния в Хрустальном дворце в Лондоне Б-П был удивлен присутствием девочек, объявивших себя герл-скаутами . Он подумал, что, если они хотят участвовать в скаутинге, у них должны быть свое наименование, своя организация, своя, учитывающая девичьи интересы, программа. Так в 1909 году появ­ляется план организации герл-гайдов . Это имя возникло не случайно. Б-П знал о прославившем себя в Индии смелостью, находчивостью и ловкостью ин­дийском корпусе проводников. Б-П полагал, что во главе девичьего движения должна стоять женщина. В 1910 году он обратился к своей сестре Агнессе с просьбой переделать для девочек его книгу « Scouting for boys ». Этот год стал годом формального образования гайдовского движения. В 1919 году Олав , жена Б-П, создала Междуна­родный совет, чтобы наладить контакты между участниками девичьего скаутского движения во всем мире. Развитие Международ­ного Совета в 1928 году привело к созданию всемирной Ассоциации девочек-скаутов. К 1913 году скаутское движение принимает круп­ные размеры во всех странах Европы и Северной Америки. Начавшаяся мировая война показывает Б-П, что он трудился не зря. Через несколько часов , например, после начала войны отряды английских скаутов собрались и приступили к работе по охране мостов, железных дорог, телеграфных линий морско­го побережья. Тысячи юношей двинулись на фронт, уже готовые к лагерной жизни.

Эрнест Сетон-Томпсон

Говорить о возникновении скаутинга и упоминать только Б-П - несправедливо. Большую роль сыграл здесь и другой человек - канадский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон.

В 1901 году он создал в Коннектикуте заповедник. Дети из окрестных деревень устраивали там регуляр­ные серии погромов. Сетон-Томпсон не пошел по традицион­ному пути и не стал обращаться в полицию. Он вспомнил свое детство, когда четырнадцатилет­ним подростком вместе со своими товарищами организовал племя индейцев, переименованное затем в Банду Робин Гуда. Видя разрушения, нанесенные лесу, он просто пошел в школу и пригласил ребят старше двенадцати лет провести выходные дни в заповеднике, обещая организовать интересную игру. Так было положено начало движению индейцев-знатоков леса. Организацией оно не стало.

Существует легенда, что Сетон-Томпсон и Б-П встретились в Англии, и известный писатель поделился своим опытом. И, когда в 1910 появились в США скауты, Сетон-Томпсон поддержал новое начинание, а в 1916 году стал первым американским чиф-скаутом .

В 1922 году в Париже создается международная организация для координации деятельности скаут­ского движения в мире. В настоящее время она называется Всемирная Организация Скаутского Движения (ВОСД).

Русские скауты

Каким образом обстояли дела у нас в России? Основатель скаутского движения Б-П (по непрове­ренным данным) побывал в России дважды. Первый раз как шпион, когда он вместе с братом, тоже раз­ведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов. Братья были задержаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга. Второй раз он появился в России вместе со своей новой воспитательной системой. Первый русский вариант « Scouting for boys » был напечатан Академией Генерального штаба и вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого начинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Вели­чества полка Олег Иванович Пантюхов . Он родился 3 октября 1882 года. Его отец был доктором, известным ученым-антропологом. Учился Пантюхов в Тифлисском кадетском корпусе, потом в Павловском во­енном училище в Петербурге. Вспом­ним, что Россия в 1904-1905 годах проиграла войну с Японией и, как у Б-П, у многих русских появилась мысль о необходимости дать моло­дежи патриотическое воспитание. Так, в 1908 году возникло движение «потешных». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки - Семеновский и Прео­браженский. Проходило это движение под эгидой Министерства Просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для городс­кой молодежи.

Отставные унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, делать приемы деревянными ружьями. Но Пантюхов понимал, что такая органи­зация узка по своим целям и слишком военизиро­вана. Как и Б-П, он отвергал милитаризацию детей. В своей автобиографической книге «О днях былых» Олег Иванович вспоминал свое детство, когда в последнем классе Тифлисского кадетского корпуса был образован кружок из 5 - 6 человек, названный Пушкинским клубом. И он подчеркивал, соглашаясь с Б-П, что мальчишками и юношами должны руко­водить свои же сверстники, а задача взрослых - лишь помогать им.

Наступила весна 1909 года, был конец учебных занятий. На детской площадке для подвижных игр, в Павловске,из обступивших его мальчиков Олег Иванович выбрал семь человек, остальных записал кандидатами. Он называет и фамилии первых скау­тов - Кирилин, Перманов , Ильин, Малафеев, Бо­ровков, Иванов. 30 апреля 1909 года считается днем рождения русского скаутинга. Первое звено (патруль) Пантюхова называлось «Бобер». Старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Но конкретная жизнь (походы и игры) показала, что эта форма непрактична. Жена Пантюхова сшила первый флаг, создала рисунок первой эмблемы российских скаутов, которая условно называется сейчас «Мальчик под деревом». Существует легенда, что прообразом этого мальчика был сын императора Николая II , Алексей.

В конце декабря 1910 года Олег Иванович из газет узнал, что в Россию прибыл Б-П. Б-П не сумел посетить отряд в Царском селе, но все патруль­ные и три звена прибыли на Николаевский вокзал Петербурга к вечернему поезду в Москву, на котором уезжал Б-П. Там же он пригласил Пантюхова приехать в Англию, что и было сделано летом. Свои впечатления об этой поездке Олег Иванович изложил в иллюстрированной книге «В гостях у бой­скаутов».

Движение быстро распространяется по России и активизируется, как и во всем мире, в связи с нача­лом первой мировой войны.

26 августа 1914 года правительство, так и не разре­шив создать Всероссийского союза юных разведчиков, все же утверждает устав «Общества содействия организации мальчиков-разведчиков "Русский скаут"», председателем которого стал вице-адмирал Иван Федорович Бострем . Именно стараниями взрослых людей в разных городах России стали фор­мироваться скаутские отряды. Не случайно расцвет скаутинга связан с войной. У подростков появилась реальная возможность принести пользу Родине. Они дежурили на станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях, разме­щали беженцев, собирали подарки на фронт, по­могали в деревнях крестьянам, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. В 1915 году директор Царскосельского реального училища и преподаватель царских детей Эраст Платонович Цитович, став начальником Цар­скосельской дружины юных развед­чиков, записал в ее ряды царевича Алексея. В том же году начальник Московского отряда и редактор журнала «Вокруг света» Владимир Алексеевич Попов основал в Москве музей по скаутизму, кото­рый был первым скаутским музеем в мире. Были проведены два первых съезда по скаутизму, утвер­дившие законы, традиции русских скаутов (вопрос о реальности второго съезда является дискуссионным). К. октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов.

Произошла Февральская, а за ней и Октябрьская революции. Общество раскололось, раскололись и скаутские организации. Часть из них продолжали делать попытки оставаться нейтральными. В основ­ном, это были те, кто просто любил работу с детьми, любил романтику, приключения и увлекательную лесную жизнь. Но две большие половины пошли либо за белыми, либо за красными, искренне пыта­ясь защитить Россию. На Дону и Кубани скаутские руководители получали от правительства жалование. В тылу подростки создавали трудовые дружины, ремонтировали дороги, устраивали концерты, отдавая деньги на белую гвардию, сотрудничали в Осваге (осведомительное агентство) Деникина и Врангеля, в Осведфронте Колчака.

Но многие вступали и в комсомол, работали в подполье, где им пригодились скаутские навыки. Например, вологодская организация скаутов под руководством В. Проценко принимала участие в гражданской войне на стороне Республики Советов. Группа русских скаутов, находящихся в плавании в Тихом Океане на японском судне «Иомей мару», объявила 15 августа 1920 года о признании прави­тельства Совета Народных Комиссаров, красного флага с серпом и молотом и гимна Интернационал.

Скауты в Сибири

В Сибири развитие скаутинга во многом связано с именем известного педагога, скульптора и писателя Иннокентия Жукова. Родился он 5 октября 1875 года в семье управляющего Горно-Зерентуйским рудником. Учился в Читинской гимназии, а затем на филологическом факультете Петербургского университета, где активно участвовал в студен­ческом движении. Иннокентий Жуков - активный пропагандист и один из первых историков русского скаутинга. По сравнению с европейской частью России, скаутские отряды в Сибири стали в основном возни­кать к 1917 году. Идеологическим центром скаутинга была Чита, где жил с 1917 по 1922 годы Иннокентий Жуков. По воспоминаниям одного из старейших русских скаутов Николая Росса, в неполном списке адресов отрядов русских скаутов, опубликованном в Петербурге в 1917 году, значится 57 адресов, среди которых шесть относятся к Сибири и Дальнему Востоку - два в Томске, по одному в Иркутске и Чите и два во Владивостоке. Существовал и русский скаутский отряд в Харбине. По отрывочным данным, в 1918 -1919 годах скаутская работа велась в 21 городе, расположенном между Уралом и Тихим океаном. Весной 1919 года в Челябинске было около 200 скаутов. В городе состоялся съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья , 30 марта провозгласивший учреждение Всероссийской органи­зации скаутов, главой которой был избран О. И. Пантюхов .

Основанная 9 апреля 1917 года группой учеников местных учебных заведений (Бобровский, Жилин, Шастин ) Иркутская организация скаутов насчи­тывала в первые дни своего существования всего 15-20 человек. Эта группа учащихся и составила первый скаутский отряд, который и явился основой развития скаутского движения в городе. Зима 1918-1919 гг. может считаться окончанием первого перио­да в истории иркутского скаутинга. Это, без сомне­ния, был период становления, формирования струк­туры отрядов, выбора руководителей. 1 сентября 1918 года все отряды и отдельные патрули иркутских бой­скаутов объединились в дружину. Во главе ее стал приглашенный группой родителей преподаватель Иркутского коммерческого училища Н. О. Толоконский . Идея скаутинга начинает распространяться и среди девочек, и 19 февраля 1919 года сформирован первый отряд герл-скаутов имени Жанны д"Арк .

Для распространения информации о скаутском движении при Иркутской дружине создается бюро связи скаутов, которое содействует скаутской переписке, способствует распространению и приобре­тению скаутской литературы, является официальным посредником между иркутской и другими скаутскими организациями России. Предпринимались попытки организации в городе Общества содействия. Первый опыт в 1917 году закончился неудачей, а в период декабрьских боев во время пожара погибли все бумаги и архив. В начале 1919 года была предпринята вторая попытка, когда было созвано общее собрание всех интересующихся и сочувствующих скаутизму, и патронирующее общество возродилось. Председателем его стал В. С. Иванов. Летом 1919 года на средства, пожертвованные мужской гимна­зией, удалось провести и первый скаутский лагерь на озере Байкал. Важную роль в пропаганде скаутизма играла печать. Иркутская дружина скаутов издавала свой журнал, который назывался «Под знаменем скаутизма».

Великий мечтатель И. Жуков в Чите весной 1918 года развернул длительную игру «Экспедиционный корпус учащихся» для ребят в возрасте 10-14 лет, в которой приняло участие более 700 человек. Рассчитана она была на несколько лет, и играющие должны были пересечь Забайкалье частью пешком, частью на лошадях, частью на поезде. Это длительное путешес­твие предполагало серьезную подготовку, но вступле­ние в город семеновских войск прервало эту инте­ресную затею.

РКСМ и детское движение

Комсомол воевал на фронте, и поэтому обращать особое внимание на подростков ему было некогда. Осенью 1918 года на съезде Всевобуча (всеобщее военное обучение) было решено создать организацию юных коммунистов на базе скаутских отрядов. И скаутская работа продолжалась под новым названи­ем. Но уже в 1919 году на втором съезде РКСМ было решено распустить скаутские отряды. Вопрос для комсомола стоял именно в плоскости борьбы, уничтожения, а не сотрудничества. Свежи еще были в памяти встречи с идейными противниками на фронтах гражданской войны.

Еще через год ЦК РКСМ предложил одному из своих секретарей разработать план ликвидации скаут­ских организаций. Но распустить - это одно, а своей формы работы с детьми комсомол предложить пока не может. И тогда 27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает комиссию по изучению скаутизма и приме­няемой в ней системе физического воспитания. И опять в 1921 году скаутмастера предлагают свои услуги Всевобучу., Соответственно, после Октября меняются не только отношения с официальными властями, но и многие принципы организации (уходит идея верности короне, богу). Но для комсомола вопрос, как воспитывать своих последова­телей, по-прежнему остается открытым. Неожиданной для многих становится брошюра Н.К.Крупской «РКСМ и бойскаутизм ». Была применена чисто большевистская методика использо­вания дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, аппарат использовать, т.е. применять методы скаутинга, наполнив его политическим со­держанием. Вторая Всероссийская конференция РКСМ 19 мая 1922 года создала Пионерскую организацию. В решениях конференции было записано: разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Использовать начали все внешние атрибу­ты скаутской организации. В бюро по работе среди детей из 7 человек вошли 4 скаутмастера . Комсомол использовал их опыт и умение работать с детьми. Но само слово «скаут» все равно вызывало неприятие, несмотря на то, что многие скаутмастера принимали участие в создании первых пионерских отрядов.

Среди первых пионервожатых по некоторым регионам процент скаутмастеров достигал 67. 11 января 1923 года ЦК РКСМ, ГПУ, Главвсевобуч провели совещание, обсудившее совместную тактику борьбы против скаутов. Многие скаутмастера к этому времени уже вступили в комсомол, подписали прокомсомольскую Декларацию по вопросу о создании детского движения в РСФСР. Но некоторые продолжали практически подпольно работать с детьми. В одной из песен подпольных скаутов того времени были такие слова:

«Нас десять, вы слышите, десять,

А старшему нет двадцати.

Конечно, нас можно повесить,

Но раньше нас надо найти» ...

Таким образом, по содержанию деятельности в скаутинге появилось несколько направлений:

первое - традиционное, с получением трудовых навыков, сдачей на разряды, дисциплиной. Они не занимались политикой, не примыкали ни к одной молодежной организации. Таким, к примеру, был отряд В.Попова в Москве. Основой оставались идеи Б-П и строгое выполнение всех скаутских законов;

второе - Объединения Лесных братьев, соединив­ших последователей следопытов леса, описанных Сетоном-Томпсоном в книге «Берестяной свиток». Подобные группы были характерны для Петрограда, Казани и других городов;

третье - юкизм ;

четвертое - освобожденный скаутинг.

Обоснованием последнего занимался И.Жуков - Старший друг скаутов РСФСР и ДВР (Дальневосточ­ной республики). Жуков призывал создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру. Он искренне верил, что скаутинг может быть освобожден от буржуазных тенденций. Жуков искал новые формы социального воспитания ребят. Он разработал скорее фантастический, чем практический проект создания штатной должности Робинзона Крузо и его друга Пятницы при Народном комиссариате просвещения. По его мысли, во главе органов образования должны стоять люди, близкие духовному миру школьников. Эмоционально влиять на ребят может лишь знакомый им персонаж типа Робинзона, Капитана Гранта. Естественно, что поддержку этот проект не получил. Именно Жуков выступал горячим сторонником сотрудничества с комсомолом, что вызывает негативную оценку его деятельности у многих, особенно зарубежных скаутмастеров .

Конец скаутского движения в России

Причины смерти русского скаутинга были, не­сомненно, объективные и субъективные:

В насквозь идеологизированном обществе не­возможно было оставаться нейтральным;

Скаутинг требовал выхода общественной энер­гии ребят. Система же оказания людям добрых услуг и совершения добрых дел становилась невозможной при работе организации практически в подполье;

Соответственно, это затрудняло приток свежих, новых сил в скаутские отряды;

Было создано и пионерское движение, всячески поддерживаемое властями;

Перестало работать Общество содействия, глав­ный скаут России О. И. Пантюхов оказался за грани­цей, а идеолог движения И.Жуков стал сотрудничать с комсомолом;

Тяжелый удар по организации нанесли откровенные преследования.

Самая драматическая страница в отношениях между скаутингом и РКСМ приходится, пожалуй, на зиму 1921-22 годов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную скаутскую структуру. Сначала - Общество содействия, затем - юков и, наконец, - скаутские группы при Всевобуче. Мас­сированная критика скаутизма сводилась к следую­щим положениям: скаутинг - буржуазная организация, проповедующая национальное единство, вместо классовой борьбы. Во время гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев. Флаг зеленого, а не красного цвета. Знак лилия - монархический символ династии Бурбонов . Само слово «скаут» - английское. При этом совершенно упускалось из виду, что для скаутов политика и политический строй - дело отцов, а сама организация - национальная, а не политическая. И хотя никаких постановлений прави­тельства о запрещении скаутинга не было (пионеры и комсомол правительственными органами не являют­ся), начинаются гонения. Школы отказывают в по­мещении для скаутских сборов, с ребят-скаутов сры­вают символику, прорабатывают на собраниях. 10 мая 1923 года скауты Москвы собрались в районе села Всехвятское на сбор. Нагрянули работники милиции, сбор был признан незаконным. В связи с этим в журнале пионеров «Барабан» в феврале 1923 года появилась интересная заметка, озаглавлен­ная «Чудеса животного мира»:

«В последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться на свет божий большое количество животных, относящихся к роду скаутов, семейству пресмыкающихся. Зоологическим отделом ОГПУ предпринята экскурсия по городу Москве и ее окрестностям для пополнения своих коллекций. Между прочим, редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребятами. В добрый час! »

Вряд ли стоит это комментировать. Подобные процессы проходили во всех городах, хотя дея­тельность групп не прекращалась. В Иркутске еще в октябре 1922 года проходил праздник скаутов на площади Т ретьего Интернационала с парадом и показом гимнастических упражнений. Но 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели аресты среди российских скаутлидеров . Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. Именно двадцать шестой год многие историки считают датой практи­ческого прекращения деятельности скаутской орга­низации в России.

Скаутский костер вернулся

Но были еще русские скауты и их лидеры, выехав­шие в годы гражданской войны за границу, и в пер­вую очередь - О. И. Пантюхов . В 1919 году в Турции была начата работа среди русских детей-беженцев.

11 ноября 1920 года приказом старшего русского скаутмастера О. И. Пантюхова произошло объедине­ние всех заграничных русских скаутских организаций в одну - Организацию русских скаутов за границей. В этом же году во Франции была основана Нацио­нальная организация Русских скаутов (НОРС), ее французский отдел. С 1945 года название НОРС было заменено на ОРЮР (организация российских юных разведчиков), а НОРС остался названием французского отдела. Именно заграничные скаутские организации с началом перестройки обратили свои взоры к России. Заинтересована в возрождении была и Всемирная организация скаутского движения. Тем более, в России были уже реальные лидеры, готовые работать на скаутскую идею. В результате, в ноябре 1990 года Пыла создана Ассоциация возрождения российского скаутизма, а в ноябре 1991 года - Федерация скаутов России. Скаутский костер вернулся в нашу страну.

Более подробно говорит об этих процессах Прези­дент Федерации скаутов России Аркадий Никитченко :

«Годом возрождения скаутинга в России можно считать 1990. Именно в этот период сразу несколько факторов предопределили возрождение движения. Впервые с 20-х годов в прессе стали появляться материалы о скаутах в связи с осуществлением Всемирной организацией скаутского движения проекта «Лети Чернобыля», русские эмигрантские скаутские организации приняли решение о возвращении русского скаутизма на Родину, в разных регионах нашей страны стали появляться группы, называющие себя скаутскими».

Логичным завершением этих процессов стала идея проведения съез­да всех тех, кто каким-либо образом использовал идеи, принципы, законы скаутов в своей педагогической деятельности. Появилась инициативная группа по подготовке съезда, которую поддержал Комитет по делам молодежи тогда еше Верховного Совета СССР. В «Комсомольской правде» было опубликовано объявление, и по контактному телефону стали звонить люди, желающие принять участие в работе съезда. В Оргкомитет вошли, в основном, представители Организации Российских юных разведчиков. Были подготовлены и учредительные документы российской скаутской организации. На съезде стало очевидно, что большинство участников далеки от понимания истинной сути движения, поэтому родилась идея создания организации переходного периода - Ассоциации Возрождения Российского скаутизма (АВОРС), целью которой определялось объединение всех людей, занимающихся развитием, пропагандой движения, созданием новых объедине­ний на местах.

Съезд состоялся в Москве в Институте молодежи осенью 1990-го года. В основном на нем были представлены три позиции возрождения скаутинга в нашей стране. В первую очередь - идеи ОРЮР, лидеры которой предлагали использовать методику, законы и традиции, сохраняемые организацией все эти годы в эмиграции, и механический их перенос в Россию. Второй идеей было применение опыта Все­мирного скаутского движения, о котором говорили находившиеся на съезде представители ВОСД. И третье направление исповедовали люди, которые не хотели отказываться от собственного педагогического опыта, наработанного за годы Советской власти в стране, и стремились адаптировать скаутскую методику применительно к современным социаль­ным условиям.

Простое меха­ническое перене­сение традиций и методики Запада в нашу страну каза­лось этим людям неприемлемым. Именно это, третье направле­ние доминировало на съезде и, в конечном итоге, АВОРС, в основ­ном, была создана этими людьми. Ассоциация была разделена на территориальные отделы: Южный (с центром в Симферополе), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Омск), Дальневосточный (Петропав­ловск - Камчатский). Позже отряды Уральского и Дальневосточного отделов вошли в Сибирский. К осени 1991 года в России юридически и организаци­онно оформились три крупных объединения: Союз «Московский скаут» (CMC ), Ассоциация скаутов С-Петербурга и Сибирская Ассоциация скаутов, кото­рые в ноябре 1991 года в Репине под Санкт-Петербургом провели учредительный съезд Федерации скаутов России (ФСР). В рамках уже существующих Ассоциаций, в свою очередь, сформировались новые объединения: Ска­утская Поволжская Ассоциация (СПАСС) - в CMC ; Уральская Ассоциация скаутов (УАС) и Ассоциация «Байкальский скаут» (АБС) - в СибАС .

Возрождение скаутинга в Иркутске отстало от общероссийских процессов на год, но шло по тради­ционному пути. В октябре 1991 года (30 октября празднуется иркутскими скаутами как день возрож­дения) впервые встретились люди, заинтересованные в поиске новых, нетрадиционных форм работы с детьми. Это были студенты, а также преподаватели школ, высших учебных заведений. Было зарегистрировано «Общество возрождения российского скаутизма в Иркутской области», которое объединяло всего 6 отрядов. Общество набирало силу, росло количество новых отрядов и лидеров, были налажены хорошие контакты с областными и го­родскими властями. В результате создались возможности для возникновения Ассоциации «Байкальский скаут», которая на 1 января 1995 года объединяла уже 18 отрядов на территории области. Внутри ФСР также было создано Братство правос­лавных скаутов, Лига девочек-скаутов.

По материалам В.С. Стрелова

История скаутинга в России начинается с 1908 года, когда Императору Николаю II прислали из Англии книгу Р. Баден-Пауэлла “ScoutingforBoys“. Государь прочитал ее и распорядился перевести на русский язык и издать Главному Штабу. На русском языке этой книге было дано заглавие “Юный разведчик”, что не совсем соответствовало английскому названию. Слово scout переводится на русский язык как разведчик, следопыт, первопроходец-пионер. То есть правильнее было бы «Разведка для мальчиков» или «Разведчество для мальчиков». Книга произвела сильнейшее впечатление на штабс-капитана лейб-гвардии 1-ого стрелкового батальона Олега Ивановича Пантюхова. Воспоминания юности, когда он был воспитанником Тифлисского Кадетского Корпуса и вместе с друзьями ходил в походы, и они вели беседы у костра, разбирали сложные вопросы, помогали нуждающимся, мечтали о служении России, подтолкнули его к мысли о создании организации молодежи. Еще не прошло и пяти лет со времени неудачной Русско-японской войны. Раны недавнего прошлого еще не были залечены у взрослых, и у многих из них настроение было подавленное, а молодежь, пожалуй, еще сильнее, еще острее переживала эти неудачи войны, и ей особенно хотелось “что-то” сделать для России. 30 апреля 1909 года в Павловске, в парке, состоялся первый сбор. Олег Иванович увлекательно рассказал собравшимся мальчишкам о своих приключениях, “разведках”, шалашах, лагерях и о привольной жизни на природе. Рассказал также о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла. Глаза у ребят “заблестели”, и он предложил желающим начать скаутскую “разведку”. Для начала был сформирован один патруль “Бобр”, а остальные - зачислены кандидатами. Так был сформирован первый отряд русских скаутов (юных разведчиков) в Павловске, а затем и в Царском Селе, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. В Петербурге под руководством Василия Григорьевича Янчевецкого была создана группа “Легион Юных Разведчиков”. В Москве штаб-ротмистр Захарченко сделал попытку создать организацию. Движение развивалось. Но еще достаточно медленно. Зимой 1910-1911 года в Петербург приехал Р. Баден-Пауэлл. Он был представлен Николаю II, и Государь имел с ним беседу. А в гостинице, по возвращению от Императора, состоялась встреча Р. Баден-Пауэлла с О. И. Пантюховым и В. Г. Янчевецким. Дружеская беседа продолжалась достаточно долгое время, и в конце Баден-Пауэлл пригласил О. И. Пантюхова посетить его английских скаутов. Развивающееся Российское Скаутское Движение получило поддержку и благосклонность Государя, а молодой наследник Алексей стал почетным скаутом Царскосельской дружины. Летом 1911 года Пантюхов ездил в Англию с визитом к Баден-Пауэллу и по пути виделся с бойскаутами Дании и Бельгии. Свои впечатления о поездке он описал в брошюре “В гостях у бойскаутов”. Работа по распространению Скаутинга велась достаточно интенсивно, несмотря на все трудности. Вскоре после начала 1-ой Мировой Войны в 1914 году было основано Общество Содействия Мальчикам - Разведчикам “Русский Скаут”. Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916 года. Через год уже в 143 городах России было, по самым скромным подсчетам, 30 тысяч скаутов, включая отряды девочек - скаутов. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.

1917 год, расколовших Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по Скаутингу. Часть скаутских руководителей, оставшихся на территории, контролируемой большевиками, были вынуждены заняться организацией отрядов “нового типа”. Так стали появляться группы, впоследствии названными “ЮК-скимн” или “ЮКи”, а затем “пионерскими”. Скаутское содержание было заменено тезисами пролетарского воспитания.

Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Но постепенно оставшиеся в России скаутские лидеры распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.

Уничтожив Движение в СССР, большевики пытались всеми силами опорочить его, представить в дурном свете. Было озвучен тезис, что Скаутское Движение, основанное английским генералом Баден-Пауэллом - это один из методов правящей буржуазии отвлечь внимание молодежи от борьбы рабочего класса против эксплуататоров. Посредством фальшивых лозунгов, призывов к патриотизму и братству человечества, Скаутское Движение вводит в заблуждение юношеское мышление.

Когда в 1953 году умер И. В. Сталин, английские скауты предложили познакомить группу высокопоставленных пионерских вожаков со Скаутингом более подробно. После ознакомительной поездки 25 ноября 1957 года Центральный Комитет комсомола разрешил внедрить трехуровневую систему со знаками мастерства. Официальный тон также изменился. В Большой советской энциклопедии 1956 года издания было признано, что в дореволюционной России Скаутское Движение существовало, но: “… скаутские отряды составляли незначительный процент мальчиков, в основном из буржуазных семей и семей служащих”. “В период войн иностранной интервенции и гражданской войны в СССР (1918-1920 годов) многие скаутские организации действовали на стороне Белой Гвардии”. Была также ссылка на эксперимент ЮК, или “юков”: “Попытки воскрешения Скаутского движения в Советской республике под видом так называемых “красных скаутов” не зашла далеко. Само понятие приспособления Скаутизма к задаче воспитания строителей нового коммунистического общества было нереалистичным”.

В издании 1976 года было дано больше информации в отношении русского Скаутинга. И также признано, что Н. К. Крупская, жена Ленина, в своей работе “РКСМ и Бойскаутизм” отметила “преимущества использования в практической работе коммунистических организаций некоторых форм скаутской деятельности, отвечающих интересам подростковой группы”. Но негативное отношение к Скаутингу сохранялось, и книги таких авторов, как Рыбаков, его “Кортик”, “Бронзовая птица” содействовали поддержанию отрицательного имиджа Скаутского Движения.

Когда в 1926 году последние отряды перестали существовать в России, казалось, что история Скаутинга в России закончилась; но точку ставить было рано.

В эмиграции первый отряд русских скаутов был основан уже полковником О. И. Пантюховым на острове Принкипо, вблизи от Константинополя, 25-ого марта 1920 года. А в 1921 году удалось организовать Совет Русских Скаутов. 30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей (ОРСГ) была принята в ВАМСД в качестве представителей русского Скаутинга в иностранных государствах при особом четком условии: “Как только ситуация в России изменится таким образом, что регулярный Скаутинг в соответствии с международными правилами станет снова возможен в этой стране, признание будет отменено”. В 1920-1930 годах был основан Национальный Штаб в Брюсселе (Бельгия). В этот период название движения было изменено на НОРС - Национальная Организация Русских Скаутов.

Во время 2-ой Мировой войны в странах, оккупированных нацистами, скаутские организации, в том числе и русская, были запрещены. Русские скауты, находясь на нелегальном положении, действовали даже там. Это была очень рискованная деятельность - десятки скаутов и их лидеров оказались в тюрьмах и погибли. Удивительно, но в России, оккупированной нацистами, в городе Пскове, русский скаутинг был возрожден теми, кто пережил уничтожение Скаутского Движения в 1922-1926 годах. Такое возрождение было небезопасным делом.

После войны возникли предпосылки возрождения Скаутского Движения в России. Так, во всяком случае, считал Международный Комитет. И опасаясь, что членство эмигрантской русской организации помешает этому, станет камнем преткновения, в ноябре 1945 года “продолжение деятельности русской ассоциации поставлено под вопрос”. Сталин попросил Черчилля оказать давление на Всемирное Движение, и “русские скауты были принесены в жертву”.

Русские скауты-разведчики остались верны своей принадлежности к России и не стали членами местных Национальных Организаций, сохраняя специфику, традиции и особенности Русского Скаутинга. О.И. Пантюхов в своих воспоминаниях писал: “Даже в те годы, когда, в течение более двадцати лет, наша Организация была членом Международного Скаутского Бюро в Лондоне и тогда “зависимости” не было никакой или не больше, чем “зависимость” французской почты от “Международного Почтового Союза”. Излишне говорить, что русские скауты всегда были и всегда остаются чисто русской, национальной, патриотической организацией, находящейся под благословением Святой Православной Русской Церкви”.

Прошли годы. После трагических событий в Чернобыле, когда Скаутские Организации Европы предложили свою помощь, и сотни детей из Советского Союза смогли побывать в скаутских лагерях за границей, поправить свое здоровье, отдохнуть, после очередного обращения ВОСД, правительство дало “добро” на возрождение Российского Скаутского движения.

С “перестройкой” появилась и возможность возрождения Скаутинга в России, вслед за Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной и Арменией. В ноябре 1990 года в Москве прошла встреча представителей скаутских организаций, провозгласивших создание Ассоциации Возрождения Российского Скаутинга (АВоРС). До этого в 1989 году была создана группа Возрождения Российского Скаутинга, в советской прессе появилось большое количество материала о скаутах, в обществе проявлялся интерес к ним. В этом же году в СССР приехала группа руководителей из ОРЮР (США), проводились встречи с заинтересованной молодежью. В 1991 году в различных частях России проходят около 15 довольно крупных скаутских лагерей.

Движение стихийно стало распространяться по всей России, создавались все новые и новые отряды, организации на местах. При этом не было единого представления, что возрождать, какую модель Скаутинга, что значит “Российский Скаутинг”: перенимать западный образец или создавать свой, с учетом национальных и религиозных традиций и особенностей? Перенимать внешние формы современного западного скаутинга, чуть-чуть приспосабливая его к российским реалиям, которые, между прочим, в то время очень быстро менялись, или творить, основываясь на национальных “корнях”, учитывая опыт первых русских скаутов, преемственность? Это был период осмысления, самоопределения. Ситуация усугублялась еще и тем, что, это было время смены идеологий, старые ценности были разрушены, подорваны, а новые - не появились.

В 1992 году Священный Синод благословил создание детской организации. А уже в 1993 году на основе АНСО-ПС создается Федерация Православных Следопытов (ФПС). В 1998 году эта организация была переименована в Братство Православных Следопытов, а в 2003 году после перерегистрации как Межрегиональная детская личностно-развивающая общественная организация получила повторное благословение на деятельность во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Кто такие скауты?

  1. Это как наши пионеры.
  2. это пионеры типа скаутов. Скауты были в России в конце XIX века. после чего их запретили. А позже придумали пионеров которые были очень похожи на скаутов.
    ЭТО НАДО ЗНАТЬ!!!
  3. Во времена развитого социализма скаутами в Польше назывались аналогичные советским пионеры.. .
    Само по себе, слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик.
    В настоящее время Скаутское движение (англ. Scouting) всемирное детское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молоджь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, неполитична, независима.
    В России первые скауты появились в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - Полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут) . Первый скаутский костер был зажжен 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлскаутов) . К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

    После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутизм, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) - то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией (пионерское движение Иннокентия Жукова и юкистское движение - юных коммунистов-скаутов, принявших галстуки красного цвета) . Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение лесных братьев - следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутизм был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. пионерское движение) . Особенно усилились гонения с начала 1922 г. , когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутизма. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, "прорабатывали" на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г. , когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы.
    В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь) . Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например Братство костра.
    В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.
    В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

  4. Детская организация вроде наших пионер.
  5. Буржуинские пионеры.
  6. типо пионеров

Бойскаут

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г.

Современность

В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения .

Скаутский метод

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

  • Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.
  • Патрульная система или система микрогрупп.
  • Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.
  • Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности.
  • Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).
  • «Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.
  • Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Будь готов!

Девиз скаутов - «будь готов! » (англ. Be Prepared ); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движания скаутов (B.P. ).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет. »

На других языках

Отделения скаутов по всему миру используют девиз «будь готов! » на своих родных языках.

  • Армянский: Միշտ պատրաստ (дословно: всегда готов : Мишт Патраст )
  • Арабский: Kun Musta’idan
  • Азербайджанский: Daima Hazir
  • Белорусский: Напагатове
  • Болгарскии: Бъди готов
  • Китайский: 準備
  • Хорватский: Budi Pripraven
  • Чешский: Bud Připraven
  • Голландский: Weest Paraat
  • Английский: Be Prepared
  • Эсперанто: Estu preta
  • Эстонский: Ole Valmis
  • Тагальский: Laging Handâ (дословно: всегда готов )
  • Финский: Ole valmis
  • Французский: Sois Prêt либо Toujours Prêt
  • Грузинский: იყავი მზად (íq’avi mzad)
  • Немецкий: Allzeit bereit!
  • Греческий: Έσω Έτοιμος
  • Иврит: היה נכון (heye nachon)
  • Венгерский: Légy Résen
  • Ирландский: Bí Ullamh
  • Итальянский: Sii Preparato (также в Италии очень часто используется латинская фраза Estote Parati )
  • Японский: そなえよつねに
  • Киргизский: Dayar Bol
  • Латышский: Esi Modrs
  • Латинский: Estote Parati
  • Литовский: Budek
  • Македонский: Буди спреман
  • Малайский: Selalu Bersedia
  • Мальтийский: Kun Lest
  • Монгольский: Белен бол
  • Норвежский: Alltid Beredt
  • Пушту: Tayar Osay
  • Фарси: Aamaadeh Baash
  • Польский: Czuwaj
  • Русский: Будь готов
  • Сербский: Буди спреман
  • Албанский: Ji Gati либо Pergatitu
  • Словенский: Bodi pripravljen! либо Bud Pripavany
  • Испанский: Siempre Listo либо Siempre Alerta («всегда готов», «всегда наготове»)
  • Шведский: Var redo
  • Тайский: จงเตรียมพร้อม
  • Туркменский: Daima Häzir
  • Уйгурский: Tayyar Bol
  • Украинский: Готуйсь , а также С. К.О. Б. («Сильно, Красиво, Осторожно, Быстро»)
  • Вьетнамский: Sắp Sẵn
  • Якутский: Бэлэм буол
  • Казахский: «Дайын бол»

Скаутские законы и скаутское обещание

Один их принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.

Основа обещания - 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:

  • Долг перед Богом
  • Долг перед Родиной и окружающими
  • Долг перед Собой

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю по мере сил моих выполнить свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам российских скаутов-разведчиков».

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции

Эмблема

Скаутская эмблема - лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Скаутская лилия.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - лилию (трилистник).

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что левая рука ближе к сердцу.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Вымпел группы

Каждая группа (скаутский патруль) имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (патруль, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич группы

Призыв (клич) группы должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук (косынка, шейный платок)

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук завязывается специальным узлом - узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения и той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.

См. также

  • Союз польских харцеров - польская скаутская организация

Источники

  • Что есть Скаутинг - книга для скаутского лидера (Всемирная Организация Скаутского Движения), 1992 г.
  • С. Воздвиженский - Скаутский метод (Петрозаводск, 2004)
  • Scouts.ru - Центральный сайт скаутов-разведчиков России


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх