Нормы образования и накопления коммунальных отходов. Существующие нормативы накопления твердых коммунальных отходов

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К. Д. ПАМФИЛОВА

Утверждаю

Зам. министра жилищно-

коммунального хозяйства РСФСР

А . П. Иванов

9 мар та 1982 г.

Отдел научно-технической информации АКХ

Москва 1982

Рекомендации предназначены для жилищно-коммунальных и других организаций, планирующих и осуществляющих работы по сбору, удалению и обезвреживанию твердых бытовых отходов, определяющих потребность в машинах, механизмах и оборудовании для этой цели, мощность сооружений и предприятий для обезвреживания и переработки отходов.

Рекомендация и ориентировочные нормы разработаны на основе работ, выполненных отделом санитарной очистки городов АКХ им. К.Д. Памфилова (канд. с.-х. наук А.М. Кузьменкова, канд. техн. наук В.В. Разнощик) при участии Уральского научно-исследовательского института Академии.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Работа по определению или уточнению норм накопления твердых бытовых отходов проводится специальной комиссией, создаваемой гор-, рай-, облисполкомом. Нормы вводятся в действие на основании решения горисполкома.

К твердым бытовым отходам, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйств, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираете с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода (при отсутствии систем специализированного обора крупногабаритных отходов).

2. Методика определения норм накопления твердых бытовых отходов, предназначена для определения количества накапливающихся и фактически удаляемых отходов.

3. Основными показателями при определении норм накопления отходов являются: масса, объем, средняя плотность и коэффициенты суточной неравномерности накопления.

4. Нормы накопления устанавливаются для жилых зданий и для объектов общественного назначения (как встроенных в них, так и отдельно стоящих), имеющих основной удельный вес в общем балансе отходов и вывозимых спецавтохозяйствами.

5. Нормы накопления отходов определяются: по жилым домам - на одного человека; по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатра и т.д.) - на одно место; по магазинам и складам - на 1 м2 торговой площади.

6. Нормы накопления отходов изменяются в зависимости от благоустройства зданий (система отопления, наличие квартирных плит, водопровода и канализации), наличия раздельного сбора отдельных составляющих отходов (пищевых отходов, макулатуры и т.д.) и местных условий.

7. При центральном отоплении и использовании газа или электроэнергии для приготовления пищи отходы топлива в квартирах полностью отсутствуют. Вместе с тем исключается возможность сжигания горючей части отходов (бумага, картон, древесина и т.п.) Это увеличивает объем отходов и уменьшает их среднюю плотность.

8. Отсутствие канализации приводит к увлажнению и повышению средней плотности и общей массы твердых отходов. Наличие канализации позволяет сбрасывать некоторую часть отходов через санитарные приборы, устраняя повышение влажности отходов и приводя к уменьшению массы отходов и их средней плотности.

9. Рост обеспеченности бумагой и упаковочными материалами (наличие фабричной и торговой упаковки товаров) приводит к увеличению содержания упаковочных материалов в отходах, значительному повышению их объема и снижению средней плотности при незначительном увеличении общей массы.

10. При сборе отдельных составляющих в качестве вторичного сырья (пищевых отходов, бумаги, металла и пр.) соответственно снижается количество вывозимых отходов. По пищевым отходам снижение массы может составлять свыше 36 кг в год на 1 чел., а по другим видам вторичного сырья снижение массы может достигать 20 кг в год на 1 чел.

11. Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной), периода подметания дворов и тротуаров (от 150 дней в северной зоне до 300 дней в южной), озелененности микрорайонов, а также потреблением населением овощей и фруктов. В зависимости от местных условий убираемая площадь дворовых территорий и тротуаров принимается равной 2-5 м2/чел., а площадь зеленых насаждений - около 4-12 м2/чел.

12. Определение норм накопления твердых бытовых отходов производятся отдельно для зданий с различным уровнем благоустройства. Для проведения натурных замеров выделяются жилые здание без арендаторов двух типов: благоустроенные дома, использующие газ или электроэнергию для приготовления пищи и бытовых нужд, имеющие водопровод, канализацию, центральное отопление; неблагоустроенные дома с печным отоплением, не имеющие водопровода и канализации.

13. На выбранные объекты перед проведением замеров составляют санитарные паспорта, в которых отражаются количество населения, проживающего в данном домовладении, количество мест (для объектов общественного назначения - гостиницы), степень благоустройства зданий, площадь дворовых территорий, в том числе с твердым покрытием и занятая зелеными насаждениями (форма - приложения). При раздельном сборе отдельных составляющих отходов указывается их количество.

ВЫБОР УЧАСТКОВ

14. Для определения фактического накопления отходов, образующихся от населения, выделяются участки со следующим количеством проживающего населения: в городах с населением до 300 тыс. чел. участки выбираются с охватом 2 % населения общего числа жителей по каждому виду благоустройства; в городах с населением 300-500 тыс. чел. - 1 %; в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,3 %.

15. По культурно-бытовым объектам выбираются наиболее характерные для данного города объекты в количестве не менее 2.

16. Сбор и замеры количества отходов должны исключать смешивание отходов от объектов различного назначения.

17. При определении накопления отходов целесообразно использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75 м3. С целью более полного учета образующихся отходов и определения коэффициента неравномерности накопления предусматривается установка дополнительных контейнеров (уточняется при обследовании выбранных участков). До начала замеров все контейнеры должны быть полностью очищены.

18. Нормы накопления определяются по сезонам года. Замеры проводятся в течение 7 дней (без перерыва) независимо от периодичности вывоза отходов. При определении норм накопления необходимо исключать уплотнение отходов в контейнерах обслуживающим персоналом.

Оптимальные сроки определены норм накопления: зима - декабрь-январь; весна - апрель; лето - июнь-июль; осень - сентябрь-октябрь.

19. Результаты замеров по каждому объекту заносятся в специальный бланк (форма приложения).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ И ОБЪЕМА ОТХОДОВ

20. Определение массы и объема накапливающихся отходов производится следующим образом.

Перед установкой контейнера на машину в нем разравниваются отходы, и мерной линейкой (выполнена из дерева, окрашена масляной краской; объемные деления нанесены на одной стороне, нуль совпадает с верхом контейнера) определяется объем отходов (рисунок). Масса накапливающихся отходов определяется путем взвешивания заполненных контейнеров при помощи динамометра и последующего вычитания массы порожнего контейнера. В случае заполнения всех восьми контейнеров в одном домовладении допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженной и порожней машины на автомобильных весах (цена деления 10 кг).

Схема рейки для определения объема твердых бытовых отходов в контейнере

21. После обработки первичных материалов по замерам полученные данные (касса, объем) для каждой однородной группы объектов суммируются по дням недели и заносятся в сводную месячную (сезонную) ведомость накопления (форма приложения).

РАСЧЕТ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

22. Определение суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе за сезон производится по формулам () и ():

где Vc . c - суточное накопление отходов, л/чел.; Vo - объем удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения, л; n - число проживающих, чел.; a - продолжительность определения норм накопления (7 сут);

где Gc . c - суточное накопление отходов, кг/чел.; Go - масса удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения норм, кг.

23. Среднемесячное (сезонное) накопление отходов используется для расчета среднесезонных и годовых показателей накопления отходов, а также их средней плотности и наибольших коэффициентов неравномерности (форма приложения).

24. Определение среднегодовой суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам () и ():

где Vo - среднесезонная суточная норма накопления, л/чел.; з , в , л , о - индексы, обозначающие сезоны года - зима, весна, лето, осень; 4 - количество сезонов;

где G δ - среднесезонная суточная норма накопления, кг/чел.

25. Определение годовой нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам () и ():

где γ - средняя плотность отходов, кг/л или кг/м3.

27. Наибольшие годовые коэффициенты неравномерности накопления отходов по объему и массе определяются по формулам () и ():

где K - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по объему; VMc . c - наибольшее суточное накопление отходов, л/чел.;

где K 1 - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по массе; GM с.с - наибольшее суточное накопление отходов, кг/чел.

28. В случае применения на выбранных участках раздельного сбора отдельных составляющих отходов (пищевые отходы, бумага и т.д.) количество их добавляется к полученным нормам накопления. Это обеспечивает правильность взаиморасчетов. Например, вывоз пищевых отходов осуществляется спецавтохозяйствами бесплатно, но их количество учитывается в общих нормах накопления.

29. Обработка данных по определению накопления отходов производится в тот же день, но не позже, чем на другой день после замеров, и в случае получения сомнительных данных принимаются меры к выяснению причин отклонения и их устранению.

30. Работы по уточнению норм накопления твердых бытовых отходов целесообразно проводить каждые 5 лет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Обо рудование, необходимое для определения норм накопления твердых бытовых отходов

1. Мерная линейка на 1,5 м

2. Автомобильные весы А-10 с пределом измерения до 10 кг, точность ±5 кг

3. Динамометры на 500 кг, марка ДПУ-0,5/2, точность ±5 кг

Приложение 2

Санитарный паспорт домовладения

Город _______________________

1. Адрес ___________________________________________________________________

2. Этажность _______________________________________________________________

3. Номер домовладения ______________________________________________________

4. Количество проживающих, чел. ____________________________________________

5. Уровень благоустройства:

а) наличие водопровода, канализации, газа _____________________________________

б) вид отопле ния (центральное, печное, местное, плиты) (подчеркнуть)

в) вид топлива - уголь (бурый, каменный, антрацит), дрова, газ и др. __________________________________________________________________________

г) площадь дворовой территории, м2 ___________________________________________

в том числе:

под зелеными насаждениями _______________________________________

под твердым покрытием ___________________________________________

из них тротуары __________________________________________________

6. Тип контейнеров, их количество и емкость ___________________________________

__________________________________________________________________________

7. Периодичность вывоза отходов _____________________________________________

8. Производится ли раздельный сбор пищевых отходов и вторичного сырья (каких и сколько) __________________________________________________________________

Приложение 3

Санитарный паспорт объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений

Город _______________________

1. Наименование объекта ____________________________________________________

2. Адрес ___________________________________________________________________

3. Встроенные или отдельно стоящие (для последнего указать этажность) __________________________________________________________________________

4. Количество мест (для магазинов указать число рабочих мест и наличие отделов, для ателье - количество заказов) _____________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Пропускная способность в сутки:

для зрелищных предприятий (число мест) _______________________________

для предприятий общественного питания (число блюд) _____________________________________________________________________

6. Количество обслуживающего персонала, чел. _________________________________

7. Общая площадь помещений, м2 _____________________________________________

В том числе:

торговая _____________________________________________________________

складская и подсобная _________________________________________________

8. Площадь дворовой территории, м2 __________________________________________

В том числе:

под зелеными насаждениями ___________________________________________

под твердым покрытием _______________________________________________

9. Тип контейнеров, их количество и емкость ___________________________________

__________________________________________________________________________

10. Периодичность вывоза отходов ____________________________________________

11. Производится ли раздельный сбор пищевых отходов и вторсырья (каких и сколько) __________________________________________________________________________

Приложение 4

Ведомость для первичных записей определения массы и объема твердых бытовых отходов в контейнерах

Дата проведения замеров

Дни недели

Наименование объекта и адрес

Количество единиц измерения (чел., мест и т.д.)

Номер контейнеров*

Полная емкость контейнера, л

Номер заполнения контейнера

Объем отходов, л

Масса, кг

Номер порожнего контейнера, поставленного на объекте (дополнительно)

Собрано, кг

Примечание (указывается арендатор и собирается ли уличный смет)

контейнера заполненного

контейнера порожнего

пищевых отходов

вторичного сырья

* Запись в гр. 5-12 проводится для каждого контейнера в отдельной строке.

** Заполняются только гр. 4, 8, 11.

Приложение 5

Сводная ведомость накопления твердых бытовых отходов по группам объектов

с __________ по ________________ месяца____________ 19_________ г.

Тип благоустройства ____________________

Дни недели

Кол-во измеряемых единиц, чел., место

Накопление

Средняя плотность, кг/м3

Всего собрано, кг

На 1 измеряемую единицу

на 1 измеряемую единицу

пищевых отходов

вторсырья

Понедельник

Воскресенье

Среднее за одни сутки

Приложение 6

Сводная годовая ведомость накопления твердых бытовых отходов

Уровень благоустройства ____________________

Кол-во измеряемых единиц

Накопление отходов

Коэффициент неравномерности

Раздельный набор, кг

на 1 измеряемую единицу в сутки

На 1 измеряемую единицу в сутки

пищевых отходов

вторсырья

пищевых отходов

вторсырья

Среднее за одни сутки

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

С начала текущего года в платежках у жителей нашей страны появилось нововведение – оплата вывоза . Это выполнение решений правительства РФ, которое новым законом скорректировало требования к определению нормативов отходов коммунальных предприятий и проведению расчетов по его вывозу и переработке. Услуги утилизации мусора перестали считаться жилищными услугами, а перешли в разряд коммунальных.

В регионах появились операторы, которые несут ответственность за качество услуг по сбору и транспортировке мусора и отходов.

Что представляют собой твердые коммунальные отходы?

В прошлом (2015) году были внесены изменения в закон, определяющий порядок определения отходов предприятий и бытовых потребителей. Было введено понятие «твердые коммунальные отходы», под которыми понимают весь мусор из жилых массивов, продовольственные товары с вышедшим сроком хранения, отходы от предприятий и организаций – с юридическим статусом и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, новая инструкция перестала разграничивать отходы от жилых и производственных помещений.

Проводится создание единой системы информационного учета движения отходов и контроля над их своевременной утилизацией. Вносить информацию вменяется в обязанность местных государственных администраций.

Изменены расчеты платы за утилизацию домового и промышленного мусора. Введены нормы и инструкция накопления твердых коммунальных отходов на каждого жителя квартиры, гостиниц, кинотеатров – с одного места и торгового помещения — с учетом общей площади.

По новому закону жители многоквартирных домов обязаны вступить в договорные отношения с региональным оператором учета твердых отходов. Посредником между ними будут выступать жилищные конторы и товарищества.

Инструкция четко определяет задачи регионального оператора ТКО. Он не вправе отказать любому собственнику, который живет или работает в зоне его ответственности. Все договора со стороны оператора – публичные. Оператор обязан создать эффективную систему сбора, транспортировки и утилизации мусора, а также определить тарифы, исходя из существующих нормативов.

Определение оператора ТКО в регионах будет вестись на конкурсной основе. Он проводится органами власти в порядке, установленном правительством. Оператор должен иметь необходимое оборудование и транспортные средства для осуществления деятельности, а также лицензии от органов Роспотребнадзор.

Виды нормативов коммунальных отходов

Норматив – показатель количественный, который выражается через объем, массу и расчетную единицу. Единицы расчетов по каждой группе объектов определяются городскими и поселковыми администрациями.

Нормативы твердых отходов различаются по:

  • Территориальному признаку – регионам и муниципальным районам.
  • Группам заказчиков.
  • Классу объектов, где образуется мусор.

В течение года регионы будут тестировать и определять нормативы твердых коммунальных отходов. А с начала января следующего года они отразятся в платежках, как отдельная услуга и появится инструкция по их утилизации.

Правила определения нормативов

Определение нормативов производится с учетом категорий объектов, к которым относятся:

  • Собственники квартир и домов.
  • Придомовые территории.
  • Собственники производственных помещений – с юридическим адресом и индивидуальные предприниматели.

Нормативы определяются отдельно по каждой группе, согласно инструкции. Региональные операторы ТКО при определении нормативов должны замерить объемы мусора и отходов. Для этого выбираются жилые кварталы, в которых проживает не менее 2 % жителей от общего числа для средних и малых населенных пунктов, не менее 1 % для больших городов и 0,5 % для крупных мегаполисов. Для проведения замеров используются специальные контейнеры, бункеры или прочные полиэтиленовые пакеты. Исключается смешивание мусора от жилых, производственных помещений и придомовых территорий, а также его уплотнение. Оператор обязан проводить замеры не менее недели в течение каждого сезона, вне зависимости от периодичности вывоза твердых отходов. Данные собираются с учетом каждого из дней недели, определяется масса ТКО и их объем.

  • Средний норматив посуточно на каждый сезон, который выражается в отношении массы отходов на расчетную единицу.
  • Средний по каждому сезону норматив, выраженный количественно — отношение массы мусора к расчетной суточной единице.
  • Годовой норматив, где среднесуточный показатель умножается на 365 дней.
  • Средний месячный норматив, который определяется отношением объема отходов к единице расчета.

Определение массы и объема коммунальных отходов в контейнере проводится в следующем порядке:

  1. Отходы разравниваются.
  2. Мерной линейкой, которая представляет собой окрашенную рейку с нанесенными делениями, определяется объем собранных отходов. При этом нулевое деление на рейке должно совпадать с верхом емкости, а ее длина составлять 1,5 метра.
  3. Масса отходов определяется динамометром. Из показателя вычитается масса пустого контейнера. Используются динамометры до полутонны, имеющие точность до 5 кг.
  4. Допускается взвешивание мусора на погрузочной машине, если предварительно была определена его масса на транспортных весах с пределом в 10 кг и точностью до 5 кг.

Полученные результаты по каждой группе складываются понедельно и заносятся в сводную таблицу за каждый месяц и сезон.

Накопление отходов по нормативу коммунального мусора определяется его средним количеством, которое накапливается от жилых, производственных помещений и придомовых территорий в единицу времени. Оператор по ТКО – это лицо с юридической ответственностью или предприниматель, который ведет работу со всеми видами отходов.

Что определяет нормы накопления отходов?

На влияет целый ряд факторов:

  • Благоустроенность жилья – наличие системы централизованного отопления и прочих удобств.
  • Возможность раздельного сбора составляющих мусора – бумаги, картонных упаковок, пищевых отходов, пластиковых бутылок и прочего.
  • При раздельном сборе уменьшается масса ТКО, в среднем на 20 кг с одного человека, при вторичной переработке ряда компонентов – на более чем 30 кг, что влияет на разработку нормативов.
  • Климатические условия – в северных регионах долго длиться отопительный сезон, в южных – увеличивается число дней уборки придомовых территорий.
  • Наличие зеленых насаждений, потребление местным населением овощей и фруктов.

Для определения нормативов подбираются жилые массивы двух типов – благоустроенные и неблагоустроенные. Основное внимание уделяется виду отопления – газовое или печное. На разные виды жилья составляются санитарные паспорта, в которых находят отражение данные о количестве жильцов домов и мест в гостинице или кинотеатре, степень благоустройства, состояние придомовой территории – наличие тротуаров, деревьев и кустарников. При раздельном сборе мусора обязательно указывается масса и объем.

Нормативы накопления ТКО в жилых массивах на человека

Для расчетов в государственном масштабе и планирования есть инструкция и в ней определены ориентировочные нормы на одного потребителя. Они высчитываются среднегодовые, среднесуточные за год, среднесуточные сезонные с указанием плотности. Нормативы определяются по следующим категориям:

  • Благоустроенное жилье – при наличии газа, централизованного водоснабжения, отопления и канализации с раздельным сбором пищевых отходов и без него.
  • Неблагоустроенное жилье – с самостоятельным отоплением, без водопровода и канализации, без сбора пищевых отходов, отдельно отмечаются дома коммунального фонда и частные домовладения.
  • из выгребных ям и закрытых подвалов.

Нормативы накопления твердых отходов в жилых домах определяются решением местных органов власти и уточняются раз в 5 лет.

Временные нормативы ТКО

Они действуют, пока региональный оператор не разработал и не ввел в практику нормативов, действующих в отношении деятельности индивидуальных предпринимателей и предприятий с юридическим адресом.

Временные нормативы ТКО определяют количество мусора, образующегося в результате деятельности владельцев и арендаторов помещений, не входящих в жилой фонд. Нормативы определяются характером деятельности.

Основными показателями этого вида нормативов ТКО являются усредненный норматив накопления и их плотность. Нормативы подлежат уточнению каждый год, для этого пишется инструкция.

Расчет накоплений ведется по формуле, где коэффициент расчета для каждого вида деятельности перемножается на норматив накопления и общее число рабочих дней.

В настоящее время действуют усредненные временные нормативы ТКО для:

  • Предприятий торговли продовольствием.
  • Магазинов промтоваров.
  • Магазинов хозтоваров.
  • Павильонов, палаток, лотков.
  • Рынков, складских помещений, баз.
  • Рынков, базаров, ярмарок.
  • Медицинских и фармацевтических учреждений.
  • Образовательных учреждений.
  • Транспортных предприятий.
  • Предприятий сферы услуг.

При определении нормативов ТКО предприятия обязаны самостоятельно проводить взвешивание мусора и отражать в ведомости его фактическое количество.

  • В учреждениях образования нормативы складываются на 1 студента или ученика.
  • В предприятиях общепита на блюдо.
  • В поликлинике на посещение.
  • В ателье на работающего.
  • В общежитиях на место с указанием фонда – благоустроенное или неблагоустроенное.

Временные нормативы складываются без учета отходов крупных габаритов. Если таковые имеются, то применяется расчетный коэффициент 1,5. Нормы накопления мусора от предприятий и организаций в больших городах составляют 30 — 50 % от норм накопления от жилых зданий.

Почему назрела необходимость пересмотра нормативов?

Принятый термин «твердые коммунальные отходы» в большей степени отражает масштаб требований к экологической сохранности мест проживания. В настоящее время ведется учет мероприятий по ТКО, сравниваются реальные показатели с ожидаемыми.

На основании этого планируется:

  1. Стимулирование строительства производств по утилизации и переработке ТКО.
  2. Разработать схемы безопасного обезвреживания и захоронения опасных отходов.
  3. Строительство заводов по вторичной переработке использованных товаров и категорий с вышедшим сроком хранения.
  4. Выявление и уничтожение несанкционированных свалок ТКО, привлечение к ответственности лиц, ведущих несогласованный вывоз мусора.

Все мероприятия по организации утилизации мусора региональный оператор согласовывает с местными органами Роспотребнадзора и экологами.

Новый закон и введение единых нормативов позволят более эффективно решать задачи по утилизации специфичных видов отходов. Ранее предприятиям часто отказывали в приеме таких отходов, оставляя их с дилеммой, куда их девать. Теперь отрегулирована система обращения с отходами коммунальных предприятий, которая включает:

  • Транспортировка, обработку и прессовку ТКО.
  • Обезвреживание.
  • Уничтожение или захоронение.

Все виды деятельности определяются нормативами. Оплата производится по договору соглашения с оператором по региону, с учетом предельных тарифов, действующих на территории субъекта РФ. Органы исполнительной власти обязаны по закону регулировать тарифы на обработку, вывоз, обезвреживание и захоронение отходов всех классов опасности.

Что такое норматив НВОС?

При сборе, вывозе, обезвреживании, захоронении или уничтожении опасных отходов с предприятий будет взиматься плата за отрицательное воздействие на окружающую среду. Плата будет осуществляться предприятиями и организациями, у которых в производственной деятельности образуются опасные отходы, а плательщиком будет выступать оператор по региону, осуществляющий мероприятия по сбору и уничтожению.

Планируется направлять средства, полученные за НВОС на:

  • Проведение природоохранных мероприятий в зоне захоронения опасных отходов.
  • Строительство технических и инженерных сооружений с целью охраны окружающей среды.
  • Исследование экологической обстановки в зоне полигонов для захоронений.

По закону у местных органов власти теперь нет права самостоятельно на сбор, транспортировку, захоронение отходов. Они могут лишь согласовывать вопросы с операторами ТКО и принимать участие в мероприятиях. С точки зрения разработчиков законов – это к лучшему. Как правило, на местах имеет место полное непонимание необходимости экологического контроля и надзора за утилизацией отходов, представляющих опасность для жизни и здоровья людей.

При расчете нормативов НВОС учитывают:

  1. Площадь объекта или ряда объектов, объединенных единым технологическим циклом.
  2. Технологические нормы – загрязнение продуктами производства, воздействие на экологию местности.
  3. Технологические показатели – концентрация вредных веществ, объем и масса выбросов, отходов производства, использование энергоресурсов за определенный момент времени или в пересчете на произведенный продукт.
  4. Технические нормативы, которые устанавливаются на двигатели и механизмы, как источники загрязнения окружающей среды.
  5. Разрешенные выбросы – объем и масса химикатов, их транспортировка.
  6. Действующие производственные технологии, позволяющие проводить природоохранные мероприятия.

Все объекты, которые подлежат нормированию по показателям НВОС, подразделяются на 4 категории:

  1. Сильное воздействие на экологическую обстановку.
  2. Умеренное негативное влияние.
  3. Незначительное отрицательное воздействие.
  4. Минимальное отрицательное воздействие.

Плата взимается за то, что производится транспортировка, размещение и производственной сферы и потребления.

Отходы с полезными компонентами

Новая инструкция немного изменена. Теперь в ней содержится поправка, которая регулирует обращение с отходами, имеющими в своем составе полезные компоненты. Теперь их запрещено утилизировать. Региональные операторы обязаны собирать такой мусор и направлять его к местам вторичной переработки. На все мероприятия по сбору и транспортировке будут действовать определенные нормативы.

В настоящее время разрабатывается список отходов, подлежащих вторичной переработке для того, чтобы на местах не было разночтений.

Ответственность производителей и импортеров товаров

Инструкция подразумевает, что производители и импортеры товаров несут ответственность за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Если они отказываются это делать, то предусмотрен экологический сбор. Деньги, вырученные от сбора, пойдут на поддержку и развитие предприятий – региональных операторов ТКО.

При разработке нормативов для производителей и импортеров товаров учитываются масса и объем отходов производства и потребления, возможность вторичной переработки товаров с вышедшими сроками хранения, объем и масса упаковочных материалов.

В первую очередь экологический сбор коснется производителей потребительской продукции – шин, аккумуляторов, батареек, упаковочных материалов, флаконов и прочей тары.

Со временем планируется часть доходов с экологического сбора направлять на обустройство комплексов по переработке твердых отходов с целью улучшения экологии.

В связи с изменениями в сфере регулирования нормативов ТКО возникает ряд проблем. Кто теперь будет убирать площадки для сбора отходов. Раньше этим занимались управляющие компании, а теперь все средства будут направляться оператору ТКО. Возможно, инструкция будет изменена.

ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ Москва, 2005 г. Содержание Настоящие рекомендации предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (включая органы местного самоуправления и объединения собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. Рекомендации разработаны при участии Администраций города Сургута и города Белгорода, а также Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. «Методические рекомендации по определению стоимости вывоза твердых бытовых отходов» (далее - Методические рекомендации) предназначены для определения и обоснования стоимости вывоза твердых бытовых отходов, которая включается в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. 1.2. Методические рекомендации могут быть использованы собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме (в лице органов местного самоуправления и прочих собственников), организациями по управлению жилыми зданиями, а также организациями, занятыми вывозом ТБО, независимо от организационно-правовой формы и иными потребителями данных услуг для определения стоимости вывоза ТБО от населения, проживающего в многоквартирном жилом доме. 1.3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные термины: вывоз ТБО - деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их сбора, включающая в себя комплекс мероприятий, связанных с погрузкой ТБО в транспортное средство, перемещением ТБО от места сбора до места выгрузки и их выгрузкой у конечного пункта для обеспечения последующих работ по обезвреживанию отходов; место сбора - место перегрузки ТБО из контейнеров в транспортные средства, осуществляющие вывоз ТБО (контейнерная площадка и т.п.); нормы накопления - количество отходов, образующихся на 1 человека в единицу времени (день, год); обезвреживание ТБО - специализированная обработка ТБО (захоронении, утилизации, уничтожении перевезенных ТБО); потребители услуг - население, пользующееся услугами по вывозу ТБО для собственных хозяйственно-бытовых нужд в соответствии с заключенными договорами (далее потребители); прибыль - разница между выручкой от оказания услуг и расходами на реализацию; расчетный период - период, на который определяется потребность в финансовых средствах на оказание услуг по вывозу ТБО; рейс - однократный совокупный цикл движения транспортного средства, начинающийся от гаража или первого места сбора ТБО, включающий объезд территории домовладения до полной загрузки транспортного средства, вывоза ТБО до места их обезвреживания и обратно (до гаража или следующего места сбора); твердые бытовые отходы - твердые отбросы и другие неутилизируемые в быту вещества, образующиеся в результате жизнедеятельности людей, в том числе во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода; стоимость вывоза ТБО - стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг по вывозу ТБО сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов на производство и реализацию данных услуг. Значения иных понятий, используемых в Методических рекомендациях, соответствуют принятым в законодательстве и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. 1.4. Методические рекомендации применяются для определения стоимости услуг по вывозу ТБО и обеспечения потребителей услугами необходимого качества и в полном объёме с учетом санитарных норм и правил. 1.5. В Методических рекомендациях определение стоимости вывоза ТБО производится на основе трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход соответствующих ресурсов, потребляемых эффективным производителем аналогичных услуг. 1.6. Методические рекомендации предусматривают, что расчетная величина стоимости вывоза твердых бытовых отходов является стартовой при проведении конкурсов на право предоставления услуг по вывозу ТБО. По результатам конкурса собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом заключают договоры на оказание услуг по вывозу ТБО. 1.7. Методические рекомендации могут служить основой для разработки и утверждения органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления нормативно-методических материалов по определению стоимости услуг по вывозу ТБО.

2. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

2.1. Собственники жилых помещений, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иное объединение собственников в зависимости от способа управления многоквартирным домом формируют заказ на вывоз ТБО от объекта до места обезвреживания и выставляют его на конкурс. В конкурсной документации указываются следующие сведения: - объект; - местоположение объекта; - объем вывоза ТБО; - стартовая стоимость вывоза 1 куб.м и (или) размер средств на оказание услуг по вывозу ТБО от объекта; - требования к качеству услуг (периодичность вывоза, соответствие санитарным нормам и правилам и пр.); - другая необходимая для заполнения конкурсная документация. Объектом может служить город, район, микрорайон, группа: многоквартирных домов или один дом. 2.2. Вывоз ТБО должен осуществляться в соответствии с установленным графиком. Согласно «Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» орган местного самоуправления должен определить предельные сроки вывоза бытовых отходов исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с санитарными стандартами. 2.3. Основными факторами, необходимыми для расчета стоимости 1 куб.м вывоза ТБО и определения финансовых потребностей на вывоз ТБО, являются следующие: - планируемый объем вывоза ТБО ( V tbo); - средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств (число загруженных контейнеров) (Р сред); - планируемое количество мест сбора ТБО; - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб); - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L т p); 2.3.1. Планируемый объем вывоза ТБО определяется исходя из утвержденных норм накопления ТБО и количества проживающих в жилищном фонде. В случае отсутствия утвержденных норм накопления ТБО - на основании фактических объемов за предыдущий период с учетом прогнозируемых изменений (динамики численности населения, роста потребительских доходов и т.д.). Норму накопления ТБО рекомендуется устанавливать в куб. м и кг одновременно, с выделением нормы накопления крупногабаритного мусора (КГМ). Норму накопления следует определять на основании результатов технологической экспертизы. Нормы накопления отходов не являются постоянными и изменяются вместе с изменением условий, влияющих на их образование. В связи с этим, рекомендуется ежегодно уточнять нормы накопления ТБО. Планируемый объем вывоза ТБО ( V TBO) от населения определяется по следующей формуле: V tbo = Ч нас · (Н тбо + Н кгм) , где:Ч нас - планируемая на расчетный период численность населения, проживающего в обслуживаемом жилищном фонде, чел.; Н тбо, Н кгм - норма накопления ТБО (без учета КГМ) и норма накопления КГМ соответственно, куб.м/чел. на расчетный период. 2.3.2. Средняя по муниципальному образованию производительность транспортных средств () - средневзвешенная величина, которая определяется исходя из отношения однократного суммарного объема вывоза ТБО всеми транспортными средствами * , оказывающими услуги по вывозу ТБО на объекте, к количеству данных транспортных средств: где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м.; S - количество транспортных средств, ед.; P j - средняя производительность j -г o транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем), куб.м. * Определяется на основании производительности транспортного средства с учетом коэффициента уплотнения (в соответствии с техническими характеристиками, определенными заводом-изготовителем). При определении суммарного объема не учитывается объем транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ. Для транспортных средств, осуществляющих вывоз КГМ, средняя производительность определяется отдельно аналогично указанной выше формуле. Марка и модель транспортного средства принимается посредством определения наименьшего отклонения полученной величины средней производительности от производительности имеющихся на рынке транспортных средств. 2.3.3. Планируемое количество мест сбора ТБО определяется исходя из их фактического значения в предыдущем периоде с учетом планируемого изменения в расчетном периоде. На Основании планируемого количества мест сбора и количества контейнеров определяется среднее количество остановок, необходимое для полной загрузки транспортного средства принятой производительности. 2.3.3.1. Среднее количество остановок (О где: Р сред - средняя производительность принятого в расчетах транспортного средства по вывозу ТБО, куб.м.; V конт - объем одного контейнера, куб.м.; N сред - среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку, ед. 2.3.3.2. Среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку ( N где: N конт - количество контейнеров, подлежащих расстановке, ед.; N кам - количество мусороприемных камер, ед.; N площ - количество контейнерных площадок, ед. 2.3.3.3. Количество контейнеров, подлежащих расстановке, для вывоза планируемого объема ТБО ( N конт) определяется по следующей формуле: N конт = N кам + N площ · n конт где: n конт - среднее количество контейнеров на 1 контейнерной площадке, ед. 2.3.4. Данные о среднем расстоянии между местами сбора ТБО необходимы для расчета пробега транспортного средства для осуществления сбора ТБО( L с6), который определяется исходя из количества остановок (О ), совершаемых транспортным средством и среднего расстояния между местами сбора ( L ост) и среднего нулевого пробега * , приходящегося на 1 рейс. L c6 = О · L ост + L 0*Среднее расстояние от гаража до 1 места сбора за 1 рейс и от полигона до гаража в конце рабочей смены, км. 2.3.5. Данные о среднем расстоянии сбора и транспортировки транспортного средства необходимы для расчета времени вывоза ТБО за 1 рейс (Н в), которое определяется по следующей формуле: где: Н погр-разгр - нормативная продолжительность погрузки-разгрузки, включая маневрирование, час; - норма времени на 1 км пробега во время сбора ТБО, час. ( N п p об = 1 км / V э, где V э - средняя эксплуатационная скорость пробега, км/час); п - количество типов дорожного покрытия при транспортировке ТБО, ед.; - средняя протяженность пробега транспортного средства в i -ом промежутке до места обезвреживания, км; N п p об, i - норма времени на 1 км пробега на i -ом промежутке пробега, час. 2.3.6. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч) определяется произведением количества календарных дней в году, продолжительности смены и коэффициента использования транспортных средств:Г ч = Д к ·П ·К исп, где: Д к - число календарных дней в году, дней; П - продолжительность смены (принимается равной 8 часам), час;К исп - коэффициент использования, который равен отношению количества машино-дней в работе к количеству дней в году, в течение которых оказывается услуга по вывозу ТБО (принимается равным 0,7).

3. СОСТАВ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

3.1. Обоснование стоимости вывоза ТБО в Методических рекомендациях производится через стоимость, которая рассчитывается на основе расходов, сгруппированных по статьям. 3.2. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс). где: - стоимость услуг по вывозу 1 куб.м ТБО; C i - нормативная стоимость по i -ой статье; п - количество статей расходов, учитываемых при определении стоимости; R - уровень рентабельность, %; Р сред - производительность транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс). При отсутствии норм и нормативов по отдельным расходам допускается использование в расчетах экспертных оценок. 3.4. Стоимость вывоза ТБО (С в) определяется произведением планируемой численности населения, проживающего в жилых зданиях (Ч нас), утвержденной нормы накопления ТБО (Н ТБО, Н кгм) и стоимости 1 куб.м ТБО. где: - стоимость вывоза 1 куб.м ТБО (без учета КГМ) и КГМ соответственно, руб./куб.м. 3.5. При определении расходов на расчетный период используются: 1) официально опубликованные прогнозные средние цены и тарифы, установленные на расчетный период; 2) среднерыночные цены (без учета НДС) в базовом периоде с учетом прогнозных индексов изменения цен по отраслям промышленности, устанавливаемые Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. В случае утвержденных в установленном порядке региональных программ экономического развития применяются индексы-дефляторы, определенные в данных документах. 3.6. Состав и порядок формирования основных статей расходов, необходимых для планирования стоимости услуг на вывоз, представлен ниже: 3.6.1. По статье «Оплата труда» отражаются расходы на оплату труда основных производственных рабочих (водителей, грузчиков), которые формируются исходя из нормативной трудоемкости работ и условий оплаты труда в соответствии с требованиями тарифного соглашения. Расходы на оплату труда рабочих, занятых вывозом ТБО, исходя из расчета на 1 рейс, определяются произведением суммы основной часовой тарифной ставки, доплат и надбавок, приведенных к часовой тарифной ставке, и времени, необходимого для вывоза ТБО. где: - основная часовая тарифная ставка рабочих i -профессии, разряда; - доплаты и надбавки, приведенные к часовой тарифной ставке; К н - коэффициент невыходов, учитывающий ежегодные отпуска, дни по болезни и прочие неявки, разрешенные законом; t - число профессий соответствующих разрядов. На размер основной часовой тарифной ставки влияют следующие факторы: - минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда; - дифференцирующий коэффициент для данного вида деятельности, определяемый тарифным соглашением; - тарифный разряд рабочих соответствующей профессии, устанавливаемый в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником; - тарифный коэффициент, принимаемый в соответствии разрядной тарифной сеткой. Доплаты и надбавки включают в себя: - компенсационные доплаты и надбавки; - выплаты за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; - суммы премиальных выплат; - другие выплаты и расходы, определенные законодательством. 3.6.2. По статье «Отчисления на социальные нужды» отражаются суммы единого социального налога, обязательных отчислений по установленным законодательством Российской Федерации нормам в связи с обязательным социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием. В указанную статью включаются взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения от сумм оплаты труда, учтенных по статье «Оплата труда», из расчета на 1 рейс(). 3.6.3. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов предприятия, используемых в процессе вывоза ТБО за 1 рейс. Расходы по амортизации определяются исходя из рыночной стоимости транспортного средства, находящегося в эксплуатации в течение 4 лет (без учета НДС), норм амортизационных отчислений, годового числа часов работы транспортного средства и продолжительности эксплуатации транспортного средства за 1 рейс: где: Р - рыночная стоимость транспортного средства, руб.; Н - норма амортизационных отчислений, %; Н в - время, затрачиваемое на вывоз ТБО за 1 рейс, маш*час; Г ч - число часов работы транспортного средства в год, - маш*час. Выбор метода начисления амортизации определяется лицом, проводящим конкурс, самостоятельно. Норма амортизационных отчислений принимается по установленным государственным нормам амортизационных отчислений на транспортные средства данного вида и в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету основных средств. 3.6.4. По статье «Топливо» определяются нормативные расходы на топливо для транспортных средств на выполнение работ по вывозу ТБО за 1 рейс (включая расход топлива на транспортное движение, на погрузку и выгрузку, частые остановки, работу в черте города, средневзвешенную по месяцам надбавку за работу в зимний период *). * Надбавка за срок эксплуатации не учитывается, так как расчет стоимости вывоза ТБО произведен для транспортного средства сроком эксплуатации - до 5 лет. Расходы на топливо определяются исходя из действующих норм расхода топлива (Н ) и планируемой среднерыночной цены за единицу топлива (Ц ) в расчетном периоде. Расходы на внутригаражные нужды отражаются в статье «Техническое обслуживание и ремонт». Нормы расхода топлива рекомендуется определять на основе норм расхода топлива, установленных действующим законодательством. 3.6.5. По статье «Материалы» отражаются расходы на горючесмазочные материалы (далее - ГСМ), непосредственно используемые для выполнения технологических работ по вывозу ТБО за 1 рейс. Расходы на ГСМ определяются исходя из действующих норм расхода i -г o вида материалов (Н i ) и планируемой среднерыночной цены за единицу i -г o вида материалов (Ц i ) в расчетном периоде. Нормы расхода горюче-смазочным материалов рекомендуется определять на основе норм расхода ГСМ, установленных действующим законодательством. 3.6.6. По статье «Техническое обслуживание и ремонт» () определяются расходы на проведение всех видов работ по техническому обслуживанию, ремонту транспортных средств по вывозу ТБО за 1 рейс. По данной статье отражаются следующие расходы: - расходы на приобретение запасных частей и заменяемых агрегатов с учетом затрат на их доставку к потребителю, включая погрузо-разгрузочные работы, стоимость тары, упаковки и т.д.; - стоимость ремонтных материалов с учетом затрат на их доставку к потребителю; - заработная плата ремонтных рабочих; - расход топлива и ГСМ на внутригаражные нужды; - амортизация и затраты по эксплуатации ремонтных баз и ремонтного оборудования, в т.ч. передвижных ремонтных мастерских; - накладные расходы. Расходы по данной статье рекомендуется определять в среднем в размере 20% от рыночной стоимости транспортного средства (без учета НДС) и приводятся к продолжительности эксплуатации транспортного средства за 1 рейс. Для Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним применяется, поправочный коэффициент (К 1), равный - 1,3. 3.6.7. Статья «Общеэксплуатационные расходы» является комплексной и по ней определяются расходы по управлению предприятия в целом: расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-хозяйственного персонала, расходы по обслуживанию работников, расходы по организации работ, налоги, сборы и отчисления, прочие общехозяйственные расходы. Величина общеэксплуатационных расходов () определяется в процентах от фонда оплаты труда рабочих, занятых вывозом ТБО, и зависит от объема вывоза ТБО. Рекомендуемое значение норматива общеэксплуатационных расходов составляет от 60 до 100% к планируемому фонду оплаты труда рабочих. В таблице 1 приведен рекомендуемый норматив общеэксплуатационных расходов в зависимости от объема вывоза ТБО. Таблица 1 Величина общеэксплуатационных расходов определяется по следующей формуле: где: N - норматив общеэксплуатационных расходов, %. 3.6.8.По статье «Прочие прямые расходы» определяются расходы на: страхование имущества, налоги (транспортный налог, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), учитываемые в составе расходов, приведенные к времени вывоза ТБО за 1 рейс: где: P i - расходы по i -му виду платежей и отчислений; р - количество платежей.

4. ПРИБЫЛЬ НА УСЛУГУ ПО ВЫВОЗУ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

4.1. Помимо указанных расходов другим элементом стоимости услуг по вывозу ТБО является прибыль хозяйствующего субъекта, занятого вывозом ТБО, как коммерческой деятельностью. 4.2. Прибыль определяется в процентах от обоснованных расходов с учетом фактического уровня, сложившегося по аналогичным предприятиям за ряд лет. 4.3. При расчете величины прибыли так же необходимо исходить из того, что хозяйствующему субъекту, занятому вывозом ТБО требуется развитие и модернизация. 4.4. Расчет прибыли производится по следующим составляющим: - налоги, уплачиваемые из прибыли; - средства на развитие и модернизацию, исходя из программы производственного развития; - средства на социальное развитие и материальное поощрение коллектива работников; - расходы на прочие цели.

Приложение 1

Состав расходов по вывозу ТБО

Показатели

Расходы, руб.

Структура расходов, %

Оплата труда Отчисления на социальные нужды Амортизация Топливо Материалы Техническое обслуживание и ремонт Общеэксплуатационные расходы Прочие прямые расходы Всего, расходов за 1 рейс вывоза ТБО Объем вывоза ТБО за 1 рейс, куб.м. Стоимость вывоза 1 м 3 ТБО, руб./куб.м Норма прибыли, % Стоимость вывоза с учетом прибыли 1 м 3 ТБО, руб./куб.м

Приложение 2

Пример расчета стоимости услуг по вывозу ТБО

1. Исходные данные, необходимые для определения производственных показателей: - муниципальное образование расположено в Московской области; - численность населения, проживающего в многоквартирных жилых домах (Ч нас)- 50 000 чел.; - установленная норма накопления ТБО (Н ТБО) - 1,5 куб.м./ чел. в год; - количество контейнерных площадок ( N площ) - 25 ед.; - количество мусороприемных камер ( N кам) - 486 ед.; - периодичность вывоза ТБО - ежедневно; - количество транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании ( S ) - 12 ед.; - средняя производительность транспортных средств, осуществляющих вывоз ТБО в данном муниципальном образовании, с учетом коэффициента уплотнения – P 1 - 22 куб.м (4 ед.); P 2 - 13,5 куб.м (4 ед.), P 3 - 17 куб.м (2 ед.); P 4 - 40 куб.м (2 ед.); - среднее расстояние между местами сбора ТБО ( L сб) - 400 м; - среднее расстояние транспортировки ТБО до мест его обезвреживания ( L тр) - 12 км; - объем 1 контейнера ( V конт) - 0,75 куб.м.; - среднее количество контейнеров на площадке ( n конт) - 4 ед.; 1.1. Планируемый объем вывоза ТБО ( V ТБО) от населения определяется по следующей формуле: V ТБО = Ч нас ·Н ТБО = 50000·1,5 = 75000куб. м 1.2. Определение средней производительности транспортных средств (): где: - расчетная средняя производительность транспортных средств, куб.м. На основании полученной величины средней производительности выбрано транспортное средство марки КО-431 на шасси ЗИЛ 433362, средняя производительность транспортного средства - 20 куб.м. 1.3. Количество контейнеров, подлежащих расстановке, для вывоза планируемого объема ТБО ( N конт) определяется по следующей формуле: N конт = N кам + N площ · n конт = 25 + 486·4 = 586 ед. 1.4. Среднее количество контейнеров, приходящихся на 1 остановку ( N сред) определяется по следующей формуле: 1.5. Среднее количество остановок (О ), совершаемое транспортным средством принятой производительности, определяется следующим образом: 1.6. Пробег транспортного средства для осуществления сбора ТБО ( L c6). Нулевой пробег за 1 рейс принят в размере 4 км. L c6 = О · L ост + L 0 = 24·0,4 + 4,0 = 13,60 км 1.7. Время, необходимое для вывоза ТБО за 1 рейс (Н в), определяется на основании «Рекомендаций по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства», утвержденных приказом Департамента ЖКХ Министерства строительства РФ от 06.12.94 № 13. Тип покрытия при транспортировке ТБО - дороги с усовершенствованным покрытием. В связи с тем, что расстояние между местами сбора ТБО находится в пределах 1 км, время на сбор не рассчитывается (исключая время на нулевой пробег). В данном случае, в соответствии с данными рекомендациями время на погрузку-разгрузку включает время на сбор ТБО (исключая время на нулевой пробег).

2,69 час. + 4,0 км ·0,0458 час./км +12 км·2·0,0262 час./км = 3,50 часа

1.8. Годовое число часов работы транспортного средства (Г ч)Г ч = Д к ·П ·К исп = 365 ·8 ·0,7 = 2044 маш.-часа 2. Определение стоимости услуг по вывозу ТБО 2.1. Статья «Оплата труда». 2.1.1. При планировании расходов на оплату труда учитывалась минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда в соответствии с ОТС - 1 860 руб. 2.1.2. Тарифный разряд рабочих принят в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником. 2.1.3. Тарифные коэффициенты, учитываемые в расчетах, представлены ниже. 2.1.4. Принятый размер премии составляет 75 %. 2.1.5. В соответствии со ст. 134 ТК заработная плата подлежит индексации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. В связи с тем, что индекс потребительских цен подразумевает изменение цен на конец года, а изменение цен в течение года происходит постепенно, при формировании расходов по данной статье учитывалась половина индекса потребительских цен на расчетный период - 1,0425. 2.1.6. Основная часовая тарифная ставка водителя: Основная часовая тарифная ставка грузчика: 2.1.7. Расходы по данной статье представлены ниже: 2.2. Статья «Отчисления на социальные нужды». Федеральным законом от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» с 01.01.2005 г. установлена ставка единого социального налога в размере 26%. Тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются для каждого предприятия на основании выдаваемого ему страхового свидетельства. Для предприятий по вывозу ТБО данный тариф установлен в размере 0,3% от расходов на оплату труда. 2.3. Статья «Амортизация». Рыночная стоимость мусоровоза КО-431 сроком эксплуатации 4 года составляет 300 тыс. руб. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, определяются линейным методом в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в Российской Федерации (Постановление Совета Министров СССР от 29.10.1990 № 1072) для основных средств, приобретенных до 01.01.2002 г. В соответствии с данным документом, норма амортизации равна 11%. 2.4. Статья «Топливо». Нормы расхода топлива определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36.Таблица 2

Наименование показателя

Обозначение

Численная величина

Вид топлива

дизельное

Расстояние вывоза ТБО Нулевой пробег (от предприятия до 1 места сбора и от полигона до следующего места сбора) Пробег по городу при сборе ТБО за 1 рейс Расход топлива на транспортное движение мусоровоза Надбавка к линейному расходу топлива при эксплуатации зимой Надбавка при работе в городах с населением до 100 тыс. чел. Надбавки к линейному расходу топлива на выполнение транспортной работы по вывозу ТБО Надбавка к общему расходу топлива на выполнение транспортной работы по перевозке технологического груза Расход топлива на одну разгрузку и погрузку мусоровоза
Q
Цена топлива
Ц
Средняя за рейс расчетная потребность в топливе в зимний период для мусоровоза определяется по формуле: Q = 0,01[Н s ·(S 0 + S 1 + S 2)+Q ]·(1+Д 1 + Д 2 + Д 3 + Д 4) + Д 5 Q = (0,01·35,4· (16,0 + 12,0 + 9,6) + 7,4) · (1 + 5 / 12·0,1 + 0,05 + 0,1) + 0,25 = 24,930 л. 2.5. Статья «Материалы». Нормы расхода ГСМ определялись на основании «Рекомендаций по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 № 36. Расчет расходов на ГСМ представлен в таблице.Таблица 3

Вид и сорт масел и смазок

Расход топлива за 1 рейс, л

Норма расхода масел на 100 л топлива

Расход ГСМ

Цена за ед., руб.

Расходы, руб.

Моторные масла, л Трансмиссионные масла, л Специальные масла, л Пластичные (консистентные) смазки, кг
2.6. Статья «Техническое обслуживание и ремонт». Расходы по данной статье определяются в размере 20% от рыночной стоимости транспортного средства 2.7. Статья «Общеэксплуатационные расходы». Расходы по данной статье определены в размере 90% от фонда оплаты труда основных производственных рабочих. 2.8. Статья «Прочие прямые расходы». 2.8.1. Транспортный налог. Мощность транспортного средства составляет 150 л.с. Ставка транспортного налога, установленная в рассматриваемом регионе принята в размере 15 руб./л.с. Транспортный налог на данное транспортное средство составит: 15·150 = 2250 руб. 2.8.2. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств носит обязательный характер. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» установлены базовые ставки страховых тарифов автотранспортных средств. 2.8.3. Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по данному транспортному средству составят: 2025·1,6 = 3240 руб. 2.9. Среднеотраслевой размер рентабельности в данном муниципальном образовании - 10%. 2.10. Стоимость вывоза 1 куб.м. ТБО определяется как отношение суммы нормативных расходов в расчете на 1 рейс к принятой производительности транспортного средства (объем вывоза ТБО за 1 рейс).
3. Стоимость вывоза ТБО от населения составит:

Приложение 3

Основные технические характеристики транспортных средств по вывозу ТБО

Марка транспортного средства

Базовое шасси

Вместимость кузова, куб.м

Масса загружаемых отходов, кг

Коэффициент уплотнения

Бункеровоз ЗИЛ-433362 Бункеровоз ММЗ-49525 Бункеровоз КМ -71002 Бункеровоз КМ-71003 КМ-42001, КМ-43001, ММЗ-4925, СА-ЗУ

Сегодня размер тарифа составляет:

Документ, которым установлены нормативы: Решение Днепропетровского городского совета от 28.11.2007. №25/25. Нормы накопления ТБО на 1-го жителя в год:

Норма образования негабаритных отходов на одного жителя города принимается на уровне 10% от нормы образования обычных ТБО. Расчет тарифа на вывоз, захоронение или утилизацию твердых бытовых и негабаритных отходов (Т) определяется:

Тарифы на услуги по вывозу ТБО были увеличены, а график вывоза мусора остался прежним. Чиновники из горисполкома, утверждая новые тарифы, совершенно забыли, что норма образования ТБО на одного человека, предусматривает ежедневный вывоз мусора, как того требуют санитарные нормы и графики вывоза мусора, которые утверждены СЭС. Контроль соблюдения графиков вывоза ТБО не производится, многочисленные жалобы населения по нарушению графиков городскими чиновниками игнорируются.

В соответствии с Санитарными правилами содержания населенных мест СанПиН…

Явный произвол чем мотивируют такие нормы? _ Нормативы вывоза мусора для Москвы

В этом разделе представлены постановления правительства Москвы о нормах накопления мусора (ТБО и КГМ). Нормативы вывоза мусора рассчитываются исходя из норм накопления твердых бытовых отходов на 1 кв. м уборочной площади в год.

Постановление Правительства Москвы от 15 января 2008 г. N 9-ПП
«Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора»

С 1 января 2008 г. утверждаются новые нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) на одного жителя г. Москвы в объеме 1,45 куб.м - 272 кг в год (плотность 187,5 кг/куб.м) и накопления крупногабаритного мусора (КГМ) на одного жителя г. Москвы в объеме 0,46 куб.м - 98 кг в год (плотность 214,0 кг/куб.м). Ранее норма накопления ТБО составляла 1,35 куб.м (270 кг), норма накопления КГМ - 0,37 куб.м (77 кг) в год.

Указанные нормы применяются при планировании расходов городского бюджета по статье «Эксплуатация…

Расчет норматив отходов на 1 человека от организации

Нормы накопления ТБО – количество утильсырья, которое образуется на расчетную единицу. Например, на одного человека за определенный промежуток времени, день или год. Измеряются нормы накопления ТБО обычно в килограммах или объеме м3.

Стандарт образования отходов высчитывается из двух следующих источников:

Здания, предназначенные для проживания: частные дома, квартиры. Государственные или частные учреждения, предприятия предоставляющие общественные услуги: общепит или учебные организации.

К твердым бытовым отходам, которые входят в норму образования, принято относить мусор, формирующийся в жилых или общественных зданиях, остаточные материалы после отопительного сезона, листья, собираемые со двора, крупногабаритные предметы из домашнего обихода.

Факторы влияющие на норматив образования

На нормы формирования твердого мусора влияет большое количество факторов, среди…

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2017, N 0001201703060018) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.09.2018, N 0001201809240004).
____________________________________________________________________


В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой в 2-месячный срок утвердить методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов в части, касающейся проведения замеров отходов, определения расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 апреля 2016 года N 269

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно - нормативы, отходы), включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

2. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченные органы).

3. В целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

4. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
(Полпункт дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года N 1094)

6. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

7. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают:

а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек;

б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300-500 тыс. человек;

в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

8. На выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

9. В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки.

10. При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов.

11. Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

12. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели.

13. Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

14. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

15. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

где:

- масса отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, кг;


постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 .

15_1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), для объектов j-й категории определяется по формуле:

где:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, кг/сут;


постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232)

16. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), для i-го объекта j-й категории определяется по формуле:

где:

- объем отходов i-го объекта j-й категории, накопленных за период проведения замеров отходов, куб.м;

n - количество расчетных единиц i-го объекта j-й категории;

7 - продолжительность проведения замеров отходов, суток.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 .

16_1. Среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), для объектов j-й категории определяется по формуле:

где:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, для i-го объекта j-й категории, куб.м/сут;

m - количество объектов j-й категории, на которых проводились замеры отходов.
(Пункт дополнительно включен с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232)

17. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле:


где:

- среднесуточный норматив за сезон, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, для объектов j-й категории;

з, в, л, о - индексы, обозначающие сезоны года (зима, весна, лето, осень);

4 - количество сезонов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 14 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 232 .

18. Среднесезонный суточный норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки (), определяется по формуле.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх