Кирилл серебренников задержание. Известный режиссер кирилл серебренников задержан по подозрению в крупном мошенничестве

«История с режиссёром Кириллом Серебренниковым и его «Седьмой студией» (которые там все сейчас под угрозой посадки по обвинению в хищении госсредств в особо крупных) – проясняется все больше и больше. Письма в его защиту пишут, вся театральная общественность, можно сказать, мобилизовалась в его поддержку – но мы можем посмотреть на «дело Серебренникова» спокойно. И увидеть, что буквально на наших глазах в очередной раз разыгралась драма на любимую российскую (и изрядно надоевшую) тему – «Художник и Власть». Правда, совсем не в том примитивно-вульгарном виде, в каком её излагают подписанты писем в его защиту – мол, «Кровавые сатрапы ни за что ни про что напали на Художника, который всего лишь продвигал в народ современное Искусство, и шьют ему дело».

А там ведь все несколько сложней: художник сначала, как это в России принято, продался власти – то есть, буквально, продал душу дьяволу, а дьявол в обмен пообещал, как в сказке про Буратино, подарить «Настоящий Кукольный Театр»! И действительно – театр подарил, причем в комплекте с многочисленными Мальвинами, Артемонами и даже Пьеро (они сейчас все эти бесчисленные письма и пишут). Художник какое-то время с Мальвинами пел и плясал, ставил Искусство и был счастлив – ну а потом, как водится, дьявол передумал (или там в преисподней произошла пересменка) – и все дьявольские дары внезапно превратились в тыкву (а художника и всех его присных теперь неиллюзорно тягают к городовому и скорее всего посадят).

Из биографии Серебренникова в Википедии, кстати, ничего понять нельзя – там важнейший эпизод просто опущен, его «как бы не было». Остается полагаться только на собственную память – благо, все ведь случилось менее 10 лет назад, как тут можно забыть. Хотя большинство, конечно же, не помнит уже нифига.

Ну так освежим кое-какие детали. Итак, Серебренников (мой, кстати, почти ровесник) – вплоть до конца «нулевых» был типичной жертвой геронтократии, поразившей, как ржа, весь отечественный театр. Я тут как-то уже печатал в своем блоге известную юмористическую табличку – возраст руководителей основных театров страны. В «нулевые» она была особенно впечатляющей – там фигурировал 90-летний Любимов из Театра на Таганке, еще пара почти 90-летних старцев из Театра имени Моссовета и еще какого-то, дальше шли 70-80-летние Табаков, Волчек, Ширвиндт из Сатиры, ну и т.д. «Костя» Райкин из «Сатирикона», которому было «всего» 60 с небольшим, действительно на общем фоне, в компании аксакалов, воспринимался «Костей», если не «Костиком».

Главное, что старичьё никуда уходить и не собиралось (оно и сейчас почти все на местах, разве что Джигарханян вот в больнице в тяжелом состоянии – укатали-таки охотницы за состоянием). Ну а Серебренников приехал покорять столицу из Ростова, и, хотя имел за плечами почти 20 лет работы в театре и кучу постановок, в 2009-ом в 40 лет всё ещё считался «молодым и перспективным режиссёром», причём «по вызову» - то есть без своего театра и с вечно неясными перспективами. Естественно, ему хотелось стабильности и определенности! «Старики» звали его в «свои» театры иногда ставить спектакли, но все это был случайный, по сути, заработок. Как позвали, так и выгонят. В 40 лет наверняка хотелось уже как-то самостоятельно управлять своими творческими планами.

В конце «нулевых» он, получается, как-то прибился к «Табакерке», бывшему театру-студии Табакова, ставил там; Табаков, получивший к тому времени целый МХАТ, все равно и из Табакерки (на обеспечении московского бюджета, свое помещение, весь реквизит, персонал!) не уходил, продолжал сидеть на двух стульях одновременно. И так бы все и продолжалось, если бы Табакову не пришла в голову… идея грандиозного ПРОГИБА! Он решил поставить спектакль по пьесе некоего Натана Дубовицкого «Околоноля». Причём поставить «экспериментальный спектакль» не в Табакерке, а сразу во МХАТе!

Казалось бы – с чего вдруг? Не опупел ли Олег Табаков? Зачем ставить спектакль по пьесе неизвестного автора сразу в «главном театре страны», тем более, когда под рукой есть своя театральная студия? Но дело в том, что автор «Околоноля» был неизвестен кому угодно, но не опытному царедворцу Табакову: Табаков знал (как знал и весь бомонд столицы), что автор «Околоноля» - всемогущий серый кардинал страны, первый (на тот момент) зам. главы Администрации президента РФ Сурков.

Почему Табаков сам не стал ставить? Вопрос. Наверно, причин несколько. Во-первых, все-таки ему в 2009 году уже было 74, мог бояться «не потянуть». Но я думаю, что Олег Павлович, хоть и понимал всю заманчивость, но где-то в глубине души одновременно и не хотел слишком близко приближаться к огню (то есть к начальству). Да и, как ни крути, а все-таки постановка пьесы «первого визиря» чем-то все ж попахивала. Азиатчиной? В общем, Табаков решил слишком сильно не мараться. И поручил это дело Серебренникову. Возможно, просто рассчитывал использовать Кирилла как «негра», а все плюшки от контакта с «самим» автором «пьесы» все равно забрать себе.

Но Серебренников понял, что это и есть ШАНС, и ухватился за него крепко. Так, что сумел на вираже обойти хитрого и сановного, но все-таки уже слишком старого Табакова – и выйти на прямой контакт с «самим». И ведь Сурков, похоже, был действительно рад как ребёнок тому, что постановка по ЕГО книжке идёт не где-нибудь, а на исторической сцене МХАТа! В одном из немногих российских театров, название которого известно всем за пределами России. Получается, он – пусть и всемогущий на тот момент, но все равно никому не заметный деятель – вписал свое имя навеки в историю театра, а поскольку это МХАТ – в историю и мирового театра! Каково?

За «место в истории» можно и наградить. И Сурков наградил – с поистине царской щедростью (визирю вообще награждать легче, чем царю – царь-то даёт свое, а визирь - чужое, в смысле государственное).

Как мог Сурков наградить театрального режиссёра? Как угодно. Дело в том, что Сурков в АП «курировал внутреннюю политику», а кто осмелится сказать, что культура и искусство – это не внутренняя политика? В общем, дальше уже все знают: ВНЕЗАПНО, ни с того ни с сего, «какому-то там» безвестному Серебренникову, даже без театрального образования и вообще «выскочке», правительство (!), прямым распоряжением выделило аж 240 млн. рублей… на что? Да на всё. Буквально – бери бабки и продвигай «современное искусство».

Смог бы Серебренников получить такой «карт-бланш», если бы шел «снизу»? Да ни в жисть. Его вся банда старцев и их приспешников сожрала бы еще на дальних подступах (как она и делала до этого много раз с его предшественниками). Но тут нет – за Серебренниковым оказалась слишком могучая сила.

Хотя и Суркову, желающему передать «доверенному человечку» небольшую сумму (всего четверть миллиарда) чисто на поддержание штанов, пришлось это как-то оформлять «по закону» - то есть формально пропускать через тендер. Тут, казалось бы, таилась засада – все-таки 240 миллионов на дороге не валяются... Поэтому, чтобы пресечь всякие поползновения в корне, в положение о тендере «как потратить на «новое искусство» 240 миллионов» было заложено феноменально наглое условие – мол, деньги из бюджета получит тот, кто докажет, что сможет реализовать ПЛАН, разработанный «Седьмой студией», и, главное, кто получит от «Седьмой студии» (то есть от Серебренникова) РАЗРЕШЕНИЕ на реализацию такого плана вместо «Седьмой студии». Как ни странно, никто, кроме «Седьмой студии», условия «тендера» выполнить не смог.

Ну и все, собственно. «Сбылась мечта идиота» (а всего лишь надо было поставить одну бездарную пьесу!) Серебренников получил в итоге в театральном мире не только достаточно большие деньги – он, главное, получил СТАТУС. Возможность не только получать, но и нанимать; затевать ПРОЕКТЫ практически по собственному хотению и разумению.

Тут ещё важно понимать, что значила поддержка такого человека, как Сурков, в самом начале «десятых»: это была, в том числе, почти 100%-ная гарантия от наездов «силовиков». Гарантия от придирок налоговой и т.п. Почему? Потому что Сурков – это было не правительство; это АП. Первый зам главы АП – статус примерно члена Политбюро. Тогда (сейчас это, возможно, уже не так ясно) «член Политбюро» однозначно был «старше» любого «силовика». Все «органы», вплоть до ФСБ, по отношению к «политбюро» находились в подчиненном положении – такова структура российской власти.

ЕСТЕСТВЕННО, их сразу стали обналичивать. Следствие сейчас заявило, что из 240 миллионов было обналичено 130, то есть больше половины. Ну а как иначе? Все понимают, что ставить спектакли легче, если платить всем «налом», а не проводить все платежи за реквизит или за монтаж через тендеры (как требует законодательство).

Следствие также сообщило, что из всей суммы 43 миллиона рублей якобы поделили между собой всего три руководителя «Седьмой студии» - сам Сереберенников, Итин и Малобродский. «А как же, типа, спектакли?!» Всего выходила «зарплата» на уровне 1,2 млн. рублей в месяц (еще «тех» рублей, по 30 рублей за доллар). Ну тоже понятно – а чего стесняться, если уж ухватил бога за бороду?! А главбух студии Масляева, которая в итоге всех и сдала, как оказалось, по ходу «обналичивания» прижала себе «неучтенные» 5 миллионов руб. Серебренников, как сообщают, очень удивился при этом сообщении.

А потом что? А потом известно что – болотные, как ни странно, подвели. Сурков после всплеска «протестной активности» 2011-12 гг. «вышел из доверия» и был выперт с должности «куратора внутренней политики» - но не отправлен за Можай, а удержался на самом краю и принялся бродить вокруг до около президентской администрации, надеясь при удобном случае вернуться и восстановить былое влияние. Что, понятно, совершенно ни к чему недоброжелателям незадачливого «Натана Дубовицкого», которые сейчас как раз в силе.

В «борьбе бульдогов под ковром» все средства хороши. Дошел черед и до «режиссера современного искусства». Ничего личного, только бизнес: сам по себе Серебренников с его жалкими грошами (1,2 миллиона хоть по новому курсу, хоть по старому – без разницы) никого там не парит – но если есть малейшая возможность через «разоблачение» Серебренникова бросить тень на его покровителя – этой возможности нельзя упускать.

И возможности используют на полную катушку. Не исключаю, что и нынешний шум вокруг «Седьмой студии» по-своему выгоден врагам «Дубовицкого»: наверняка его интерпретируют как «вот же проклятый Сурков, Владим Владимыч – ведь что делает, гад: народ баламутит, актеришек мобилизует, чуть ли не майдан готов учинить – лишь бы этого своего любимца от тюрьмы заслуженной спасти! Вскормили вы, Владимир Владимирович, змею на своей груди!»

Так ведь Серебренникова и в тюрьму упакуют. Просто чтоб Сурков чуть подольше из опалы не выходил.

И это все уже игры, к которым Серебренников не имеет никакого отношения. Табаков все ж был мудр, когда не стал сам ставить пьесу...»

Утром во вторник, 23 мая, домой к театральному режиссеру и художественному руководителю московского «Гоголь-центра» пришли с обыском. Следственные мероприятия продолжились и в «Гоголь-центре», а связаны они, по словам представителей СКР, с уголовным делом о хищении 200 миллионов рублей. Театральная общественность тем не менее увидела в обысках попытки надавить на свободолюбие режиссера. Что стоит за расследованием, разбиралась .

Что происходит

О начале обысков утром во вторник сообщили в Facebook журналистка и корреспондент Сергей Хазов-Кассиа.

Вскоре после этого следователи пришли и в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников. Стало известно, что он проходит по делу (на тот момент не было понятно, какому именно) свидетелем. «Задержанных пока нет. Будут проведены допросы и иные следственные действия», - сообщил источник .

Через несколько часов в сети появилась информация, что Серебренникова везут в (СКР) на допрос. Были опубликованы фотографии и видеозаписи того, как он в сопровождении сотрудников садится в машину. «Сейчас будем со следователем разговаривать. Не известно ничего. Я в шоке», - говорит режиссер на камеру каналу .

Минкульт, «Винзавод», Апфельбаум

«По версии следствия, неустановленными лицами из числа руководства автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" с 2011 по 2014 год были похищены бюджетные средства в размере около 200 миллионов рублей, выделенных государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства Российской Федерации», - заявили в СКР.

«Седьмая студия» - театральная группа Серебренникова, созданная в 2012 году. Свои первые спектакли труппа отыграла на «Винзаводе» - там, как сообщил , также прошли обыски во вторник, была изъята документация и проверены компьютеры.

Серебренников также возглавлял базировавшийся на «Винзаводе» проект «Платформа», направленный именно на популяризацию искусства, о котором говорят в Следственном комитете. Проект действительно поддерживался государством и упоминался в государственном докладе «о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году».

«Особо стоит отметить междисциплинарный проект исполнительских видов искусства "Платформа" (руководитель Кирилл Серебренников), объединяющий актуальные направления современного искусства, включая драматический театр, хореографическое искусство и современную музыку и предоставляющий возможности для работы на пересечении разных направлений искусства. Проект осуществляется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации», - говорится в документе.

В период, когда, по версии следствия, были совершены хищения (до 2014 года), департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта возглавляла Софья Апфельбаум, которая сейчас занимает пост директора Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Координатор правозащитной организации «Русь сидящая» Александр Федяров сообщил , что во вторник у Апфельбаум также провели обыск, связанный с тем же делом, что и обыски у Серебренникова. Вероятно, именно Апфельбаум занималась выделением бюджетных средств группе Серебренникова.

В Минкультуры заявили, что ничего не знают по поводу обысков. «Министерство культуры не имеет никакого отношения к Кириллу Серебренникову, он нам не подведомственный, что у него происходит - мы не в курсе», - сказал первый заместитель министра культуры России . Когда его спросили об обысках у Апфельбаум, он отметил, что у него нет информации.

Реакция

В Кремле, по словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, оказались не осведомлены о происходящем у Серебренникова.

«Это не дело Кремля. Здесь не нужно ничего политизировать, здесь нет повода для того, чтобы каким-то образом информировали Кремль», - подчеркнул Песков.

«Речь идет о подозрении в хищении бюджетных средств, никакой политики, творчества - ничего там нет», - добавил он.

Тем не менее не все оказались согласны с такой трактовкой событий. Театральную общественность обеспокоили обыски у Серебренникова.

Случившееся прокомментировал, например, балетмейстер правоохранительных органов в связи с этим. Но это мое предположение», - заявил режиссер .

Обыски взволновали и работников «Гоголь-центра». Сотрудники театра опубликовали пост в соцсетях, призывая всех неравнодушных собраться у учреждения днем во вторник, чтобы «быть вместе».

МОСКВА - В России деятели театра выражают солидарность с известным режиссером Кириллом Серебренниковым, преследование которого российскими правоохранительными органами и судом многими рассматривается как репрессивная кампания против свободы художественного самовыражения.

В четверг стало известно, что Государственный русский драматический театр имени Бестужева в Улан-Удэ посвятит свою премьеру постановки пьесы Шекспира «Ричард III» Кириллу Серебренникову. Об этом объявил на своей странице в Facebook художественный руководитель театра Сергей Левицкий: «Арест Кирилла Серебренникова - это плевок на всю интеллигенцию, это репрессии, это такой мрак, что нет слов. Скажу одно: лично я и Театр имени Бестужева выражаем глубокую солидарность с Кириллом Серебренниковым и Гоголь-Центром».

Накануне суд в Москве отправил режиссера Кирилла Серебренникова под домашний арест, несмотря на его заверения в том, что он не собирается скрываться от следствия. Судья Басманного суда Москвы Елена Ленская вынесла решение о том, что известный российский режиссер должен находиться под домашним арестом до 19 октября.

Кирилл Серебренников был задержан в ночь на 22 августа в Петербурге, после чего его 9 часов везли автобусом в Москву, где ему было предъявлено обвинение «в мошенничестве в особо крупном размере». Следователи обвинили режиссера в организации хищения не менее 68 миллионов рублей, выделенных из бюджета основанной им «Седьмой студии» на театральный проект «Платформа».

До ареста Серебренникова различные санкции уже были применены к его коллегам: бывший директор компании «Седьмая студия» Юрий Итин также был помещен под домашний арест, а бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский и бывший главный бухгалтер Нина Масляева арестованы с содержанием в следственном изоляторе.

Сам Кирилл Серебренников в ходе судебного заседания назвал обвинения абсурдными: «Предъявленное обвинение является невозможным и абсурдным. ...Проект «Платформа» состоялся, деньги, выделенные государством, были на него потрачены. Я им очень горжусь».

Отклик российских общественных деятелей, в том числе деятелей культуры, на преследование Кирилла Серебренникова со стороны российских следственных органов стал одним из редких моментов объединения людей с различными политическими позициями и ролью в творческой среде России. Среди протестовавших против репрессий в отношении режиссера у здания суда 23 августа и тех, кто открыто высказывался в его защиту, были как давние критики Кремля, так и те, кто поддерживает Владимира Путина и до сих пор не выступал против действий российских правоохранительных органов.

В частности, поручительство за Кирилла Серебренникова с просьбой не арестовывать режиссера, оглашенное в суде в среду, подписали лояльные Кремлю режиссеры Александр Калягин, Федор Бондарчук и Константин Райкин, певец Филипп Киркоров, ранее не замеченный в поддержке общественных кампаний. Среди подписавших поручительство - многие российские актеры и известные публичные персоны, в частности, Наталья Солженицына, вдова писателя Александра Солженицына.

За Кирилла Серебренникова вступились и те деятели культуры, которые сейчас испытывают давление со стороны российского государства. Режиссер Алексей Учитель, которого преследует обвинениями в клевете на царя Николая Второго депутат Государственной Думы Наталья Поклонская, сказал журналистам: «Я убеждён, что никакого присвоения, а уж тем более со стороны Кирилла какие-то денежных крупных операций быть не может, потому что он человек, настолько увлеченный своим делом, что ни копейки не пустит в сторону, а все отдаст тому, чем занимается в настоящий момент - ставит спектакли, снимает фильмы».

Катерина Гордеева: Художнику ломают жизнь и судьбу на наших глазах

Одна из организаторов кампании в поддержку Кирилла Серебренникова, гражданский активист и журналист Катерина Гордеева рассказала «Голосу Америки», почему на защиту режиссера встали совершенно различные люди: «Преследования в отношении Кирилла Серебренникова настолько чудовищны, что люди на это отреагировали. Это - случай вопиющей несправедливости, и теперь совершенно непонятно, как эту несправедливость «отмотать назад», потому что даже если с точки зрения правосудия все это будет «отмотано назад», то человеческая жизнь и судьба художника на наших глазах ломаются, и как это восстановить, непонятно».

«Не так много в нашей стране людей, которыми мы можем гордиться не просто на бытовом уровне, внутри себя, или гордиться уже после их смерти, а тех наших современников, которыми можно гордиться на уровне международном. Кирилл Серебренников - без сомнения, уже вписанный в историю российского и мирового театра конца ХХ - начала ХХI веков, это понимают и за пределами России. Ломать ему жизнь - это необъяснимо и немыслимо» - уверена Катерина Гордеева.

Катерина Гордеева, которая занимается оказанием общественной помощи в России детям с тяжелыми заболеваниями и организацией публичных лекций, отмечает нестыковки в следственных действиях в отношении Кирилла Серебренникова и его коллег: «Идет страннейший процесс, в котором отрицается, например, то, что спектакль «Сон в летнюю ночь», на который ходили сотни людей, видевших эту постановку своими глазами, вообще был поставлен. Когда Алексея Малобродского арестовали, то оказалось, что это было сделано вообще до предъявления ему обвинений, их потом буквально подкололи к делу».

Елена Панфилова: Хорошо, что нормальные живые люди объединяются

Вице-президент международной организации Transparency International, основатель её российского отделения Елена Панфилова в интервью Русской службе «Голоса Америки» заявила, что ее радует реакция людей на происходящее: «Мне нравится, что люди объединяются и реагируют вполне человеческим образом, включая и известных, и неизвестных, что они задают вопросы, что они пошли к суду с выражением своей поддержки, потому что люди должны все это делать, если чувствуют, что это правильно».

При этом к самому делу против Кирилла Серебренникова и его коллег Елена Панфилова относится с сомнением: «Государство не видит спектакль, который есть, действует исподтишка, например, останавливая выход балета «Нуреев» (постановку этого балета осуществлял Кирилл Серебренников в Большом театре - Д.Г.), и в нормальном правовом государстве следствие не должно так много разговаривать еще до выхода на сам судебный процесс и предъявления обвинения, а тут всяких разговоров и всяких сливов было очень много».

В то же время Панфилова сетует на неготовность российских общественных деятелей к внезапным и жестким действиям со стороны силовиков: «Надо было еще на очень ранних стадиях отнестись ко всему гораздо более серьезно, и защищать Инина, Малобродского и других, предоставляя им квалифицированную юридическую помощь. Мне кажется, тут к «правовой гигиене» отнеслись легкомысленно. У нас к сожалению, нет этой культуры - мало кто носит с собой визитку адвоката, с которым есть договоренность о том, что он ответит на звонок в любом случае. В наших правовых реалиях от того, что к твоей институции или к твоему бизнесу явно подбираются, отмахиваться нельзя».

ВСЕ ФОТО

Басманный суд вынес решение по поводу меры пресечения для режиссера и руководителя театра "Гоголь-центр" Кирилла Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве на 68 млн рублей. Его отправили под домашний арест почти на два месяца - до 19 октября, сообщает РБК . Решение о помещении под домашний арест будет обжаловано.

Под домашним арестом Серебренникову судом запрещено общение с прессой, пользование интернетом и отправление почты - это стандартные ограничения. Суд отказался удовлетворить просьбу защиты режиссера о разрешении на посещение работы в театре в Москве и съемок фильма в Санкт-Петербурге. "Вопрос о разрешении Серебренникову покидать квартиру оставить на усмотрение следователя", - цитирует судью Елену Ленскую ТАСС. Также на фигуранта дела наденут электронный браслет.

Защита Серебренникова намерена обжаловать решение Басманного суда о помещении под домашний арест, сообщает РИА "Новости" . "В течение трех дней мы подадим жалобу", - сказал адвокат режиссера Дмитрий Харитонов.

Защита Серебренникова просила суд отпустить обвиняемого, предлагалось отпустить его под залог , равный тому ущербу, который, по данным следствия, он причинил (то есть почти 70 миллионов рублей). Издатель Ирина Прохорова заявила, что готова внести любую сумму, которую назначит суд.

Узнав решение суда, толпа, собравшаяся ранее у здания, начала кричать "Позор". Примерно два десятка людей запели "Перемен" Виктора Цоя, сообщает "Медиазона" (напомним, из-за домашнего ареста Серебренников не сможет продолжить съемки фильма "Лето" о легендарном рок-певце).

Перед началом заседания поддержать артиста пришло очень много людей, среди которых были режиссеры Борис Хлебников, Андрей Смирнов и Владимир Мирзоев, телеведущий Леонид Парфенов, основатель фонда "Династия" Дмитрий Зимин, писательница Людмила Улицкая, главред "Нового литературного обозрения" Ирина Прохорова, журналист и муж пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой Александр Будберг, Михаил Дворкович (брат вице-премьера правительства Аркадия Дворковича), журналист Сергей Пархоменко, публицист Виктор Шендерович, актеры Алиса Хазанова, Светлана Бондарчук, Юрий Колокольников и Александр Паль.

Во время рассмотрения вопроса о мере пресечения люди, стоя на улице, пытались поддержать Серебренникова. Они скандировали имя режиссера и аплодировали по несколько минут, как это обычно происходит в конце театральных представлений. ​В зале суда открыты окна, с улицы было очень хорошо слышно овации и свист.

Кроме того, убедить суд в честности обвиняемого пытались многие известные люди и коллеги режиссера. Поручителями по его делу выступили: вдова знаменитого писателя Наталья Солженицына, певец Филипп Киркоров, телеведущие Ксения Собчак, Николай Сванидзе, Андрей Малахов и Иван Ургант, режиссеры Александр Калягин, Алексей Мизгирев, Федор Бондарчук и Константин Райкин, актеры Евгений Миронов, Максим Виторган, Семен Слепаков и Чулпан Хаматова, писательница Людмила Улицкая, сценарист Авдотья Смирнова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Кириллу Серебренникову предъявлены обвинения в мошенничестве в крупном размере. После первого допроса Серебренникова в качестве обвиняемого его адвокат Дмитрий Харитонов рассказал журналистам, что подзащитный не признает свою вину и отрицает причастность к хищениям.

По версии следствия, в 2011 году Серебренников придумал и разработал проект по развитию и популяризации современного искусства "Платформа", на реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Для реализации проекта была создана АНО "Седьмая студия", к работе в которой он привлек Юрия Итина, Алексея Малобродского, Екатерину Воронову, Нину Масляеву и других лиц.

Предполагается, что они разрабатывали планы мероприятий, содержавшие заведомо завышенные сведения об их количестве и стоимости, а также изготавливали и представляли в Министерство культуры финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученная "Седьмой студией" субсидия израсходована в полном объеме.

"Также Серебренников поручал вышеуказанным лицам обеспечивать заключение "Седьмой студией" фиктивных договоров с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими обязательства, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных проектом "Платформа", - настаивают в СК.

Под видом оплаты этих договоров поступающие от Минкульта денежные средства федерального бюджета выводились на расчетные счета контрагентов (некоторые были так называемыми фирмами-однодневками), обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками.

В настоящее время остаются под стражей Малобродский и Масляева, которая признала свою вину, заключив соглашение о сотрудничестве со следствием. Итин находится под домашним арестом. Итин и Малобродский свою вину отрицают. Экс-продюсер "Седьмой студии" Воронова объявлена в розыск.

0 22 августа 2017, 15:30

Кирилл Серебреников

Ночью 22 августа Следственный комитет России 47-летнего режиссера по : его подозревают в хищении "не менее 68 миллионов рублей". Задержание произошло в Санкт-Петербурге, где Серебренников находился на съемках фильма "Лето" о Викторе Цое. Режиссера "Гоголь-центра" доставили в Москву. Пока СК еще не обращался в суд с ходатайством об аресте, но в скором времени Кириллу Серебренникову должны предъявить обвинение. Дело против него возбуждено по статье о мошенничестве в особо крупном размере, которая предполагает до десяти лет лишения свободы. В качестве меры пресечения Серебренникова могут отправить в СИЗО или посадить под домашний арест.

Задержание Кирилла Серебренникова, одного из ведущих отечественных кино- и театральных режиссеров и художественного руководителя "Гоголь-центра" (сейчас отстранен от работы), . Многие отечественные деятели культуры, журналисты, политики и коллеги Серебренникова уже выступили в его поддержку. Также в сети начался сбор подписей за освобождение режиссера..


Кирилл Серебренников

Через несколько часов после задержания Серебренникова на сайте Change.org была создана петиция в поддержку режиссера. Ее авторы считают, что Серебренникова преследуют по политическим мотивам:

Мы требуем прекратить уголовное преследование Кирилла Серебренникова и его команды по политическим мотивам. Деятели искусства должны иметь право свободно высказывать свое мнение. Оно гарантировано им Конституцией нашей страны. Органы правопорядка и следствия не должны превращаться в дубинку для устрашения несогласных с политикой властей. Прекратите политическое преследование Кирилла Серебренникова!

— написано в петиции. На данный момент петицию подписало уже полторы тысячи человек.

Алексей Кудрин, бывший министр финансов России (Twitter)

Арест режиссера — явно избыточная мера до суда, особенно после слов президента о чрезмерности арестов предпринимателей (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены, — прим. ред.)

Лия Ахеджакова, актриса (для РИА "Новости")

Ужасное известие. Эта ниточка — это привет от Мейерхольда. Не понимаю, что же будет дальше? Наверное, поползем на коленях к царю-батюшке. После обыска у него же отобрали зарубежный паспорт, они же такие хитрые, каких свет не видел, у них опыт колоссальный: вспомните Мейерхольда или Мандельштама, даже Есенин — в пытках умер.


Евгений Стычкин, актер (для "КоммерсантЪ")

Это не поддается никакому объяснению. Все знают о том, что были спектакли. Почему, кому перешел Кирилл дорогу, почему именно его выбрали в качестве такой показательной акции? Человек искусства подвергается в современной нашей такой истории почти беспрецедентной травле. Почему его не может государство защитить? У нас же есть презумпция невиновности, так пускай сначала докажут, что что-то есть, пускай будут заслушаны все мнения, а потом уже будет что-то происходить. Нельзя человека взять, вырвать из его жизни и заставить пройти через все это. От этого очень страшно. Если есть задача произвести на нас впечатление, так они эту цель, безусловно, достигли, эта задача решена.

Юрий Грымов, режиссер (для "КоммерсантЪ")

Театр — это очень сложный механизм. Это большая ответственность — зарплаты, производство, хранение, очень много всего сложного. И, скажу честно, я никогда не чувствовал на себе, и, я думаю, мало кто чувствовал, реально факты какого-то политического или творческого давления. Если есть нарушения финансовые, значит, следствие будет этим заниматься. С чего вдруг тогда Малобродский был уволен? Знали, что там есть какие-то нарушения. Поэтому тут сложная ситуация, которую должно прояснить абсолютно честное следствие, причем публичное. Предъявляется, конечно, очень большая сумма — для театра это очень большие деньги. Поэтому я думаю, что время покажет, и следствие, надеюсь, при такой публичности будет максимально открытым и честным.


Николай Сванидзе, тележурналист, историк, председатель комиссии по гражданским правам Совета по правам человека (для "Интерфакс")

Непонятно, почему так брутально с ним поступают. Он что, насильник, серийный убийца, опасен для общества? Почему его нужно задерживать? Он абсолютно законопослушный гражданин, не склонный ни к побегам, ни к насилию. Зачем нужно ограничение личной свободы гражданина?

Павел Лунгин, режиссер (для "Эхо Москвы")

Мне кажется, мы еще раз видим, что наши правоохранительные органы не дают заднего хода, не могут проявить гибкость. Конечно, нет никакой необходимости в аресте. Кирилл никуда не уезжает, он работает. Он тут, он ходит на все допросы, пишет объяснения. Мне кажется, что это излишняя жестокость, какая-то мстительная жестокость.

Николай Картозия, генеральный директор телеканала "Пятница" (Facebook)

Можете считать меня наивным дурачком, но я не верю, что мой друг Кирилл Серебренников мошенник. Я запрещаю себя даже думать так. И вас, если вы мои друзья и друзья Кирилла, прошу — не стройте допущений. Ведь все, что нам пока сообщили, не доказано-полудоказано. Где факты? Кирилл — потрясающий человек и огромная талантливая душа. Чтобы там ни было в развязке... Дядя Кирилл, я твой друг и не отрекусь. Большая чистка френдленты сегодня, видимо, будет. Ну и к лучшему. Люди любят "предположить", это часть человеческого в нас. Но есть допущения, которые чернят душу и превращают тебя в токсичную б****. Вот такого у меня в ленте не будет.

Павел Бардин, режиссер (Facebook)

Задержан Серебренников — очередная победа культуры насилия над культурой.

Никита Кукушкин, актер "Гоголь-центра"

Друзья! Там реально работают глупые и несчастные люди.В основном люди неталантливые,или люди свой талант затерявшие. Они слабенькие.За ними нет правды. Таким надо помогать. Значит переживать есть смысл им. Они как пчелки с жалом в попку. А нам — хватит горевать! Перевернуть игру.


Михаил Идов, сценарист, журналист (для канала "Дождь")

Мне известно ровно то же самое, что и вам. Я узнал о происходящем минут 20 назад. Все, что я могу сказать — два дня назад моя жена Лиля и я, как соавторы сценария фильма "Лето", были на съемках этого фильма у Кирилла Семеновича в Петербурге. Кирилл был в прекрасном настроении, работа шла, работа продолжится, я уверен. Вот собственно и все. А так мы в огромном шоке, конечно.

Источник Facebook

Фото Instagram



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх