Первый прыжок с парашютом. Теоретическая подготовка для получения допуска

Когда

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни, сбор на инструктаж на каждом аэродроме в разное время, но как практика – с 9-11 часов утра. Выбор транспортного самолета и парашютной системы зависит от того, что есть в наличии на аэродроме. Обычно техника старая, но надежная. Если для вас крайне важен тип купола, то лучше заранее узнать все по телефону.

Чтобы прыжок состоялся

Необходимо пройти медкомиссию. Аэродромный врач осуществляет беглый осмотр и опрос на предмет основных противопоказаний. Измеряют пульс и давление. Но все же заботиться о своем здоровье вы должны сами. За прыжок с вас обязательно возьмут деньги. Расценки лучше уточнить по телефону.

Одежда и обувь

Специальные парашютистские ботинки – очень жесткие, крепко держат голеностоп. Шнуровка спереди и сзади дает защиту от вывиха и растяжения. Это надо учесть при выборе обуви для своего прыжка. Одежду необходимо подобрать с длинными рукавами и брючинами, даже если это разгар лета.

Летная погода

Самое главное, чтобы ветер был меньше 6 м/с. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле. Желательно, чтобы не было грозы, а вот в дождь прыгать можно, но тащить после приземления намокший парашют – затруднительно.

Инструктаж

Перед полетом с перворазниками проводится подробный инструктаж. Иногда он затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день. Во время инструктажа даются общие рекомендации, разъясняется предназначение основных частей парашютной системы, проводится тренировка основных моментов прыжка. Многим запомнилась знаменитая «тумбочка», высотой в полтора метра, на которой отрабатывается приземление.

Надеваем парашюты

Сразу необходимо отметить, что парашюты проходят несколько ступеней проверки и укладывают их для перворазников профессионалы, поэтому бояться «нераскрытия» не надо, лучше сосредоточиться на более важных вещах.

Прыжки перворазников проводятся на десантных парашютных системах (Д-1-5У, Д-5, Д-6 и пр.).

Д1-5У весит 17,5 кг. Площадь купола 82,5 м2 Конструкция парашюта проста и надежна в работе. Она проверена длительным опытом массовой эксплуатации. У него есть одно значительное преимущество, отличающее его от других – он не требует принудительного раскрытия, т.е. выдергивания кольца. Парашют открывается сам после выхода человека из самолета. Для некоторых это психологическое преимущество важнее веса, управляемости и мягкости.

Д-6 - парашют с принудительным (ручным) раскрытием и выдергиванием кольца через три секунды после прыжка. Вес 11,5 кг. Площадь купола 83 м2.

Частью этого парашюта является стабилизирующая система (медуза). Основной функцией системы является стабилизация положения парашютиста перед раскрытием основного купола. Она же выполняет функции вытяжного парашюта, т.е. вытягивает основной парашют. Вытяжной фал (леер) одним концом прикреплен к металлическому тросу в самолёте, другой, цепляется к карабину медузы. При прыжке леер натягивается, рвёт сдерживающую нитку и открывает малый парашют (эту самую медузу). Открытие медузы запускает страхующий прибор, который отсчитывает три секунды и открывает основной парашют, конечно в том случае, если парашютист забыл дернуть кольцо. Для того чтобы не потерять кольцо, к нему привязана резинка, в которую продевается рука.

Запаска предназначена для эксплуатации в случае отказа работы основного парашюта.

Запаска также оснащена страхующим прибором, который включается перед прыжком в самолете. Его надо обязательно отключить, если основной купол раскрылся правильно, иначе придется приземляться на двух парашютах. Для этого нужно вытащить рыжую-красную тесемку из специальной петельки не ниже 300 м.

Для практически нереальных случаев нераскрытия основного парашюта и несрабатывания страхующего прибора запаски, ее можно раскрыть с помощью кольца или специального троса.

Фиксация парашюта на человеке

Для того, чтобы не выпасть из системы во время открытия парашюта, его подгоняют к туловищу очень плотно. Большой рюкзак с основным парашютом одевается на печи и закрепляется. Лямками он фиксируется на груди и ногах. Жесткость регулируется боковыми лямками. Также закрепляется сумка для последующего складывания парашюта. В самом конце экипировки фиксируется запасной парашют в виде маленькой сумки с красной металлической скобой, общим весом в 5 кг. Дополняет все это великолепие парашютно-мотоциклетный шлем.

В таком виде довольно затруднительно передвигаться по земле, но он не для этого и одевается.

В самолете

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу – самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши.

Выпускающий (инструктор) прицепляет вытяжные фалы стабилизирующих парашютов всех прыгающих к металлическому тросу, объясняет каждому человеку на пальцах его очередь, открывает люк, определяет силу и направление ветра (кидает пристрелку).

Звучит команда приготовиться к прыжку – это 2 коротких звонка сирены. Времени на подготовку отводится очень мало – всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров.

Главное здесь – следить за сигналами инструктора. Он знаками показывает, кому приготовиться. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая – чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета.

Инструктор запускает страхующий прибор на запаске. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", отделяетесь. Удачи!

Высота выброски парашютистов – 800 метров и земля из самолета выглядит просто картой. Скорость самолета при выброске – 160 км/ч. Люди в момент прыжка исчезают на взгляд оставшихся в самолете «в никуда», их просто мгновенно сносит потоком воздуха. У некоторых это вызывает шок и приступ страха, поэтому лучше знать это заранее. Ведь по инструкции, самолет должен прилетать пустым. Тех, кто отказывается прыгнуть – выкидывают.

Прыжок

"Пошел!" Мягкий, но резкий удар набегающего потока закручивает парашютиста в свободном падении со скоростью 50 м/сек. Свободное падение длится три секунды – вытяжной фал вытаскивает "медузу" (стабилизирующий парашют), в этот момент надо сгруппироваться и начать отсчет: "521, 522, 523". Такое нагромождение цифр используется для того, чтобы разволновавшийся парашютист, оказавшись за бортом самолета, не выпалил "раз-два-три" на одном дыхании. Далее, со всей силы, выдергивается кольцо и еще через две секунды вас мягко дергает (динамический удар), это означает, что парашют раскрылся. В этот момент падение значительно замедляется. При забытом кольце парашют раскроет страхующая система.

Если прыжок осуществляется на «дубе», то необходимо просто отсчитать пять секунд с момента отделения и проверить открытие. Для проверки раскрытия купола – бросаете взгляд вверх через плечо. Это очень трудно сделать – мешают натянутые стропы и шлем. Если купол раскрылся и раскрылся хорошо, отключайте страхующую систему запасного парашюта (вынув рыжую-красную ленту). В случае нераскрытия (это уже нештатная ситуация), дергаете кольцо запасного парашюта.

Далее летите три минуты и наслаждаетесь! Первое, что вас поражает с момента открытия парашюта – абсолютная тишина! Это происходит потому, что уши привыкли к реву мотора, а в пустоте на высоте 600 метров звуки с земли практически не долетают. Но именно в это время парашютист и испытывает самые приятные ощущения, ради которых и стоит прыгать! Необходимо помнить про безопасное расстояние между парашютистами, особенно в ветреную погоду. Скручивание строп двух парашютов может стать причиной несчастного случая.

Как пилотировать парашют, если он пилотируемый

Правильно пилотировать парашют очень важно для приземления, иначе, в лучшем случае, можно переломать ноги.

Красные стропы. Потянув за правую – повернетесь вправо, за левую – влево. А развернуться необходимо лицом против ветра. Дело в том, что когда парашютист летит по ветру, то скорость снижения складывается со скоростью ветра. Если же развернуться против ветра, то горизонтальная скорость вычитается из вертикальной. А это как раз то, что нужно.

Также перед посадкой, примерно с высоты восьмого этажа, нужно начать отгибать переднюю кромку парашюта, т.к., при движении против ветра, это позволяет снизить скорость.

Приземление

Самый серьезный этап в прыжке. Скорость при падении – пять метров в секунду и примерно за десять метров до земли, горизонт, остававшийся во время полета зрительно неподвижным, резко прыгает вверх.

В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги свести вместе, под углом 30 градусов к вертикальной оси человека, стопы расположить параллельно земле, подбородок прижать к груди. При посадке нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги Передние лямки парашюта необходимо потянуть вниз, чтобы погасить горизонтальную скорость.

При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе на ноги может лечь неравномерная нагрузка и, как результат – перелом ноги. Для смягчения удара, парашютист падает на спину или на бок.

После падения, чтобы 85 кв. метров, наполненные воздухом, не утащили вас в неведомые дали, необходимо погасить купол. Для этого надо с силой потянуть за нижние стропы, как бы сбивая его.

Приземление в экстремальных условиях

Самое опасное – это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.

Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.

При приземлении на крыши зданий – главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

Складывание парашюта

После приземления купол собирается так, чтобы вместе с ранцем и стропами смог поместиться в специальной сумке, которая прицеплена на груди. Чтобы стропы не запутались, их связывают в "бесконечку", петля за петлей, получается что-то похожее на канат, который потом легко распускается. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов, в лучшем случае – вас подберет специальная машина.

Все. Осталось только решиться на свой первый прыжок. И тогда море восторга и счастья вам обеспечены!

Американская десантная парашютная система Т-11

Капитан 2 ранга С. Прокофьев

Осенью 2006 года в ходе проведения операции по уничтожению отрядов талибов частями и подразделениями Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF) в течение 12 дней самолетами сил специальных операций ВВС США МС-130Н были десантированы на парашютах несколько групп боевого управления и разведывательных групп из состава ССО США и европейских стран НАТО общей численностью около 150 человек. Их целью являлось осуществление боевого управления экипажами самолетов и вертолетов ISAF при нанесении ударов по наземным целям, ведении разведки и организации засад на путях вероятного выдвижения противника. Позднее им трижды сбрасывались снабженческие грузы на парашютно-грузовых системах для пополнения боеприпасами, продовольствием и доставки некоторых видов вооружения и снаряжения.
В ночь на 6 марта 2007 года в районе населенного пункта Бирао (Центрально-Африканская Республика) был высажен парашютный десант из состава частей СпН ВС Франции общей численностью 58 человек для оказания срочной поддержки французскому гарнизону, насчитывающему 58 человек и подвергшемуся нападению превосходящих сил незаконных вооруженных формирований. Десантирование осуществлялось на управляемых планирующих парашютных системах с высоты 4 000 м на удалении несколько километров от площадки приземления.
Эти примеры наглядно подтверждают, что десантирование на парашютах с последующей доставкой необходимых грузов по воздуху с помощью ПГС остается одним из основных способов скрытного вывода подразделений СпН в район выполнения боевой задачи.

В ходе десантирования в Афганистане несколько военнослужащих получили травмы при приземлении на незнакомые и необорудованные площадки приземления. Это явилось результатом, как полагают американские специалисты, превышения полетной массы и, как следствие, увеличения вертикальной скорости приземления. Подобные случаи в ходе боевого десантирования отмечались в ВС США и ранее. Например, при проведения операции «Справедливое возмездие» в Панаме (1989) 4 проц. военнослужащих 2-го батальона 75-го полка СпН «Рейнджерс» получили травмы при приземлении в ходе высадки парашютного десанта и выбыли из строя. Все они имели полетную массу 159-197,5 кг при допустимой полетной массе десантной парашютной системы типа Т-10 136 кг. Почти все травмы в приведенных выше случаях классифицировались как переломы или разрывы суставной сумки ног в области голеностопного сустава. Но и в том случае, если полетная масса парашютиста не превышает допустимую, вертикальная скорость снижения при приземлении на ПС типа Т-10 различных модификаций, которые широко применяются для десантирования подразделений СпН НАТО, считается довольно высокой - 6,4-7,9 м/с. Несмотря на предпринимаемые в ВС США меры (например, разработка и принятие на снабжение устройства фиксации голеностопного сустава, которое парашютисты надевают поверх обуви, привело к снижению подобного рода травм на 80 проц.), общий уровень травматизма остается, по мнению американских специалистов, высоким.
Это привело к необходимости разработки новых десантных ПС, которая ведется в странах НАТО.
В вооруженных силах США завершаются испытания десантной ПС типа Т-11 по программе ATPS (Advanced Tactical Parachute System), работы над которой ведутся с середины 1990-х годов. Она предназначена для замены находящейся на снабжении с 1950-х годов ПС типа Т-10, которая несколько раз модернизировались, однако, по мнению американских специалистов, исчерпала ресурс для проведения таких работ в дальнейшем. Окончательные требования к разработке всех составных частей новой ПС, содержащие 58 пунктов, были утверждены в феврале 1997 года.
7-8 июня 2004 года на полигоне Юма (США) были проведены испытания пяти типов ПС, допущенных к участию в конкурсе и представленных как американскими, так и иностранными фирмами. В ходе их использовались биодинамические манекены, оснащенные датчиками, позволяющими установить перегрузки, действующие на них по различным осям координат в момент раскрытия купола парашюта, угол колебания парашюта по тангажу, вертикальную скорость снижения, потерю высоты в процессе раскрытия купола парашюта и возможность уклонения от препятствий на этапе снижения и приземления. В наземных условиях проверялись соответствие массо-габаритных характеристик ПС техническому заданию и время, необходимое для укладки ПС, а также возможность крепления оружия и снаряжения к подвесной системе. Всего было проведено 87 сбросов манекенов. По результатам испытаний 3 августа 2004 года были отобраны две ПС для проведения дальнейших их проверок: типа MTR-1C фирмы «Пара-Флайт» (Para-Flight, США), разработки которой начались в 1993 году, и типа 8mLLP фирмы «Ирвинг аэроспейс»
(Irving Aerospace, Великобритания), которым присвоили условные обозначения XT-11 и XT-12 соответственно.
Позже были проведены дополнительные испытания этих ПС на биодинамических манекенах для изучения возможности десантирования одновременно в два потока (из боковых дверей) с самолетов типа С-17, а затем, в мае 2005 года, по результатам второго этапа с участием парашютистов-испытателей для дальнейших проверок и доработки была выбрана ПС XT-11 фирмы «Пара-Флайт». Основные ее преимущества перед конкурентом: меньшая вертикальная скорость снижения, отсутствие колебаний по тангажу на этапе снижения и приземления, меньшие габаритные размеры в уложенном виде, большая полетная масса, а также менее сложный процесс укладки. На снабжение войск она будет поступать под обозначением Т-11.
Парашютная система Т-11 предназначена для десантирования и безопасного приземления военнослужащих полетной
массой до 182 кг из самолетов и вертолетов на скорости до 278 км/ч по прибору с высоты 150-7 600 м. Она состоит из трех основных частей: основной парашютной системы Т-11, запасного парашюта T-11R и унифицированной подвесной системы.
Купол основной ПС имеет крестообразную форму в раскрое с тормозной площадью 115 м2. Он изготовлен из низкопористого нейлона. На снабжение будет поставляться ПС с куполом зеленого цвета. Каждая из четырех лопастей основного купола сшита из семи полотнищ с двойным каркасированием, вдоль которых для упрочнения располагаются ленты продольного каркаса, которые переходят в стропы.
К куполу крепятся 28 подвесных строп с тефлоновым покрытием длиной 6,4 м. Они сводятся в четыре группы по семь строп, каждая из которых крепится к D-образной пряжке свободного конца. Свободные концы крепятся через кольцевое замковое устройство (КЗУ) к унифицированной подвесной системе. КЗУ предназначено для отсоединения основного купола перед вводом в действие запасного парашюта или для гашения купола и предотвращения протаскивания парашютиста по земле после приземления. Кроме того, имеются две управляющие стропы, позволяющие осуществлять разворот на куполе на 360°.
Нижние края лопастей основного купола сшиты между собой с оставлением щелей длиной 2,6 м в верхней части, которые предназначены для уменьшения динамических нагрузок при наполнении купола парашюта, а также для осуществления разворота при втягивании управляющих строп. Парашютная система обеспечивает приземление парашютиста с максимальной полетной массой со скоростью 4,9 м/с. Масса уложенного основного парашюта с подвесной системой составляет 17,25 кг. Ранец парашюта и камера основного купола изготовлены из материала кордура, имеющего повышенную абразивную прочность и влагостойкость.
Основной парашют вводится в действие принудительно от бортового троса принудительного раскрытия парашюта (ПРП) воздушного судна. Длина вытяжного фала зависит от типа воздушного судна, с которого совершается прыжок: 6,1 м при прыжках с самолетов С-17 и С-47 и 4,6 м при прыжках с самолетов С-130 и С-141. После отделения парашютиста от воздушного судна вытяжной фал выдергивает шпильку, зачековывающую ранец ПС, раскрывается, и вводится в действие вытяжной парашют. Он имеет конусообразную форму и крепится к центру основного
купола. Кромка парашюта армирована упругим материалом для быстрейшего его раскрытия и наполнения.
Вытяжной парашют извлекает из ранца камеру основного парашюта с уложенными стропами. После вытягивания строп и извлечения из камеры основного купола происходит его наполнение. Для уменьшения аэродинамических нагрузок, действующих на купол при наполнении, осуществляется искусственное замедление процесса раскрытия с помощью устройства рифления («слайдера»), которое по мере наполнения купола опускается по стропам к свободным концам подвесной системы. После наполнения основного парашюта вытяжной остается сверху на куполе основного. Потеря высоты парашютистом с момента отделения от воздушного судна до полного наполнения основного купола и начала устойчивого снижения не превышает 84 м.
По мнению американских специалистов, уменьшение скорости приземления на ПС типа Т-11 по сравнению с ПС типа Т-10 снижает вероятность получения травм при приземлении. Кроме того, купол крестообразной формы позволяет использовать безотходную технологию раскроя ткани, он проще в изготовлении и дешевле осе-симметричного парашюта аналогичного класса, а также имеет хорошие стабилизирующие и тормозные характеристики. По расчетам американских экспертов, нормальное функционирование основной парашютной системы обеспечивается с вероятностью не ниже 0,95 (у ПС типа Т-10-0,75-0,80).
Срок службы ПС 16,5 лет, в том числе 4,5 года - нахождение на складском хранении. Время укладки основного парашюта одним укладчиком не превышает 17 мин. В течение рабочего дня он должен уложить не менее 25 ПС типа Т-11. Интервал переукладки ПС 120 сут.
Запасный парашют (ЗП) T-11R разработан британской фирмой «Ирвинг» на базе спасательной парашютной системы летчиков, которая успешно применяется в составе катапультных кресел канадской фирмы «Мартин-Бейкер» (Martin-Baker). При его разработке исходили из требований обеспечения максимально быстрого наполнения купола после ввода в действие, минимального схлопывания купола после наполнения и минимальной потери высоты при его наполнении. ЗП предназначен для обеспечения безопасного приземления парашютиста в случае частичного или полного отказа основного парашюта. Запасный парашют также может применяться и при полностью наполненном куполе основной ПС. Купол ЗП имеет конусообразную форму в плане площадью 42 м2. По мнению его разработчиков, такая форма купола уменьшает вероятность различных неисправностей в работе, например перехлестывания купола подвесными стропами. Масса запасного парашюта 6,67 кг.
К полюсной части купола присоединяется вытяжной парашют круглой формы с тормозной площадью 2,6 м2 и 12 стропами. В верхней, конусной части купола ЗП, нашиты специальные карманы для ускорения наполнения купола после ввода в действие, а внутри вставлено пружинное устройство для ускорения ввода в поток конусной части с карманами и вытяжного парашюта. К нижней кромке купола запасного парашюта крепятся 20 подвесных строп длиной 6,18 м, которые сводятся в четыре группы по пять строп и крепятся к четырем свободным концам. Свободные концы попарно сводятся вместе, сшиваются в нижней части и крепятся к карабину с пряжкой. Карабины крепятся к D-образным пряжкам подвесной системы, которые, в отличие от ПС типа Т-10, расположены не на уровне пояса парашютиста, а в области плеч. Это сделано для равномерного распределения нагрузки и снижения возможности получения парашютистом травм в области поясничного отдела при вводе в действие ЗП в случае полного отказа основного. Вертикальная скорость снижения на запасном парашюте 8,22 м/с.
ЗП вводится в действие с помощью звена ручного раскрытия, выполненного в виде мягкой полупетли. В случае частичного отказа основной ПС перед вводом запасной парашютист должен произвести отсоединение купола основной ПС. Для этого ему нужно сдернуть с помощью двух цветных лент (красного или желтого цвета) блокировки КЗУ и одновременно нажать на обе кнопки замка. Свободные концы отсоединятся от подвесной системы, и парашютист любой рукой выдергивает звено ручного раскрытия запасного парашюта. Под воздействием пружинного устройства конусная часть парашюта вбрасывается
в поток, одновременно выталкивая перед собой вытяжной парашют. Тот наполняется и извлекает из ранца уложенный «змейкой» основной купол запасной ПС, а затем стропы. Происходит наполнение купола запасного парашюта. Время его наполнения при массе парашютиста 173 кг и скорости полета при вводе в действие ЗП 278 км/ч составляет 0,7 с.
Унифицированная подвесная система предназначена для крепления основного и запасного парашютов, равномерного распределения нагрузки на тело парашютиста в момент раскрытия парашюта, удобного размещения парашютиста на этапе снижения и приземления, а также для крепления оружия и снаряжения. Вместо основного купола системы типа Т-11 к ней может крепиться основной купол ПС типа МС-6, которая также применяется с запасным парашютом Т-11R. Подвесная система может регулироваться по размерам парашютиста и, по заявлениям американских специалистов, соответствует стандартам для 95 проц. военнослужащих-мужчин и 5 проц. военнослужащих-женщин.
К летным испытаниям ПС Т-11 в ВВС приступили в октябре 2005 года. Всего было выполнено 252 успешных прыжка без отказов в работе парашютных систем вместо требуемых 229. Войсковые испытания ПС начались в январе 2007 года в Форт-Брэгг на базе 18 ВДК. Согласно плану испытаний должно быть совершено не менее 3 289 прыжков без отказов в работе парашютной системы.
Принять на снабжение ПС типа Т-11 планируется в конце октября 2007 года. Первыми в 2008-2009 годах новые системы получат 75-й полк СпН «Рейнджере», учебный центр по подготовке укладчиков парашютов и учебный центр парашютно-десантной подготовки (ПДП), в котором проходят начальный курс ПДП все военнослужащие ВС США. Остальные части и подразделения, включая 18 ВДК, будут переоснащены в 2009-2011 годах. Всего до 2014 года планируется закупить свыше 52 тыс. ПС типа Т-11 и полностью снять со снабжения образцы ПС типа Т-10.
Таким образам, по заявлениям представителей Международной ассоциации производителей ПС и СД, на разработку десантной ПС потребовалось 10 лет. За это время были созданы 94 прототипа и модификации новой ПС при почти полном отсутствии финансирования со стороны заказывающих управлений МО США, что, по их мнению, неизбежно повлечет удорожание ПС в связи с необходимостью компенсации расходов, связанных с ее разработкой. Кроме того, как полагают зарубежные специалисты, принятие на снабжение в ВС США новой десантной парашютной системы повлечет за собой постепенное снятие со снабжения ПС типа Т-10 в ВС других стран НА ТО и ее замену на Т-11.

УКЛАДКА ПАРАШЮТНОЙ СИСТЕМЫ Т-4 СЕРИИ 4М (СЕРИИ 4МП)

Укладка парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с принудительным раскрытием выполняется в пять этапов.

Для укладки парашютной системы подбирают ровную площадку, имеющую твердое покрытие или чистый сухой грунт. Парашютные системы, как основные, так и запасные, укладывают также в специальных парашютных классах или в других помещениях, где можно растянуть укладочное полотнище на всю длину.

При укладке парашютов используется специальная укладочная принадлежность (рис. 3.23), в комплект которой входят укладочное полотнище для укладки на нем парашюта 1, подкладочное полотнище для предохранения купола от загрязнения 2, одиннадцать металлических костылей 3 для крепления укладочного полотнища к земле, три грузика 5 для удобства укладки купола, три вспомогательные шпильки 8 для удобства затяжки ранца, укладочный крючок 7 для укладки строп, укладочная линейка 6 для удобства заправки клапанов ранца, укладочная рамка 11 для удобства укладки строп, укладочная трубка 9 для сборки шарового парашюта, контровочная нить 10 для контровки прибора, шнур 4 для удобства затяжки клапанов ранца. Комплект укладочной принадлежности хранится и переносится в специальной сумке.


Рис. 3.23. Укладочная принадлежность:
1 - укладочное полотнище; 2 - подкладочное полотнище; 3 - костыли; 4 - шнур-затяжка; 5 - грузики; 6 - укладочная линейка; 7 - укладочный крючок; 8 - вспомогательные шпильки; 9 - укладочная трубка; 10 - контровочная нить; 11 - укладочная рамка; 12 - сумка

Укладка парашюта Т-4 серии 4М выполняется поэтапно как для совершения прыжка с принудительным раскрытием ранца, так и для совершения прыжка с ручным раскрытием ранца. Каждый этап представляет собой законченную операцию, контролируемую офицером воздушно-десантной службы.

Первый этап. Проверка наличия, исправности частей парашютной системы и подготовка их к укладке

Расстилают укладочное полотнище на всю длину и закрепляют одиннадцатью костылями. Накрывают укладочное полотнище подкладочным полотнищем, вынимают парашют из парашютной сумки, кладут на середину подкладочного полотнища и вытягивают на всю длину. Отделяемые части раскладывают в таком порядке, в каком они будут включаться в работу при раскрытии парашюта.

Для укладки парашютной системы на принудительное раскрытие применяются следующие части: вытяжное звено, звено зачековки, чехол звена зачековки, звено ручного раскрытия (трос с петлей), вытяжной шаровой бесстропный парашют, чехол купола, звено купола, купол со стропами, подвесная система, ранец, паспорт, парашютная сумка.

Убедившись в соответствии номера паспорта номеру на куполе и в правильности заполнения паспорта, проверяют наличие и исправность всех частей. После проверки наличия и исправности частей соединяют петлю звена зачековки 1 (рис. 3.24) с петлей чехла 2. Прикрепляют звено зачековки в чехле 1 (рис. 3.25) к петле 2 вытяжного звена 3. Продевают звено зачековки в шланг, расположенный на верхнем клапане ранца, шланг при этом вынимают из шлевки, но оставляют в петле, пришитой к правому наспинно-плечевому обхвату. Вытяжное звено временно укладывают под ранцевые резины правого клапана ранца. Складывают вытяжной парашют (рис. 3.26) и зачековывают шпилькой-чекой, соединяют чехол купола основного парашюта с вытяжным парашютом узлом-удавкой.


Рис. 3.24. Звено зачековки с чехлом:
1 - петля звена зачековки; 2 - петля чехла


Рис. 3.25. Вытяжное звено со звеном зачековки:
1 - чехол звена зачековки; 2 - петля звена зачековки; 3 - вытяжное звено

Присоединяют конец с малой петлей звена купола (рис 3.27) к пучку строп на полюсном отверстии купола, конец с большой петлей пропускают через чехол купола и коуш вытяжного парашюта. Надевают большую петлю звена купола на сложенный вытяжной парашют и получившийся в результате этого узел-удавку затягивают на его коуше.

Устанавливают кольцо звена ручного раскрытия в карман на левом соединительном ремне, а его трос с петлей продевают в шланг. Выравнивают плечевые обхваты на одинаковый размер и проверяют исправность замков ОСК и парашютной сумки.


Рис. 3.26. Складывание вытяжного шарового бесстропного парашюта


Рис. 3.27.
Соединение вытяжного шарового бесстропного парашюта с уздечкой чехла

Обнаруженные при проверке дефекты анализируются, и делается заключение о пригодности парашютной системы к применению. Ремонт или замена неисправных частей производится в ремонтной мастерской части.

При контроле первого этапа проверяются:

  • крепление звена зачековки к петле вытяжного звена и наличие на нем чехла;
  • соединение чехла купола с вытяжным парашютом;
  • присоединение эвена купола к куполу и вытяжному парашюту;
  • наличие эвена ручного раскрытия в своем кармане.

Второй этап. Укладка купола основного парашюта и надевание чехла на него

Закрепляют вершину купола основного парашюта на укладочном полотнище с помощью металлического костыля. Разделяют стропы правой и левой групп и левую половину купола перебрасывают на правую сторону. Берут 14-ю стропу у кромки купола в левую руку, 15-ю стропу в правую руку. Растягивают полотнище, заключенное между 14-й и 15-й стропами, на всю длину по радиальным швам и перебрасывают правой рукой через верх справа налево, перекладывают 15-ю стропу в левую руку, а правой берут 14-ю стропу и т. д. Действуя в указанной последовательности, укладывают купол до 21-й стропы. Берут 21-ю стропу, выбирают слабину клапана до его натяжения и, захватив стропу управления этого клапана вместе с 22-й стропой, перебрасывают полотнище таким образом, чтобы все стропы звена управления разместились в 21-м полотнище. При дальнейшей укладке необходимо помнить, чтобы полотнища, заключенные между 26, 27, 28, 1, 2 и 3-й стропами, не должны провисать и иметь одинаковое натяжение с другими полотнищами.

Укладывая второй клапан и его звено управления, выбирают слабину клапана, захватывают его вместе с 8-й стропой и стропой управления и укладывают в 7-е полотнище так, чтобы все стропы звена управления оказались в этом полотнище. Заканчивается укладка полотнищ разравниванием 14-го полотнища, при правильной укладке 14-я стропа должна оказаться сверху.

Переворачивают купол и кладут его 14-м полотнищем и 14-й стропой вниз. Раскладывают купол на две половины, при этом марка завода-изготовителя на куполе должна находиться с правой стороны (рис. 3.28).

Подтягивают стропы, выравнивают и разделяют их на правую и левую группы. Стропы управления на месте входа их внутрь купола разводят в стороны на 40-50 мм. Заворачивают кромку правой половины купола, выравнивают, слабину клапана выбирают и укладывают его между полотнищами, аналогично выравнивают кромку левой половины купола. Выровняв кромки купола, полотнища правой и левой половины купола подгибают по всей длине на ширину чехла и накладывают грузики по всей длине купола. Проверяют звено купола и, убедившись, что оно не перекручено, на вершину купола надевают чехол, при этом петлю из красного шнура, пришитую на кромке полюсного отверстия купола, совмещают с уздечкой полюсного отверстия купола и надевают их на костыль, которым крепится укладочное полотнище.

Отворачивают основу фартука чехла. Берут основу чехла (рис. 3,29) за нижнюю часть и, снимая грузики, натягивают чехол на купол до меток 1, расположенных на расстоянии 350 мм от нижней кромки купола.


Рис. 3.28.
Уложенный купол парашюта Т-4 серии 4М


Рис. 3.29. Надевание чехла на купол:
1 - метка; 2 - стягивающий резиновый шнур с петлями для сот

Отсоединяют петлю из красного шнура от костыля и, оставляя уздечку купола на костыле, купол подтягивают за стропы. Выводят резиновые соты стягивающего шнура 2 в окно основы фартука на внешнюю сторону чехла и временно зачековывают укладочной линейкой. Расправляют основу фартука до уровня нижней кромки купола, оставляя предохранитель строп собранным.


Рис. 3.30. Проверка уложенного купола парашюта Т-4 серии 4:
1 - стропы верхней пары свободных концов подвесной системы; 2 - укладочная линейка; 3 - чехол купола

Вставляют в карманы чехла 3 (рис. 3.30) укладочную рамку, кладут ранец подвесной системой вниз, подвесную систему расправляют в направлении от плечевых к ножным обхватам, при этом плечевые обхваты должны быть выровнены и иметь одинаковый размер. Приступают к проверке купола, для чего укладочной линейкой 2 отделяют стропы 1 верхней пары свободных концов и с ней проходят вдоль строп от подвесной системы к куполу. Если укладка купола выполнена правильно, то верхняя ее половина должна приподняться и стропы левой половины должны отделиться от строп правой половины, при этом перекручивание строп не допускается.

При контроле второго этапа проверяются: правильность укладки купола; положение чехла на куполе.

Третий этап. Укладка строп в соты чехла

Берут все стропы на расстоянии 450 мм от нижней кромки купола и кладут их на чехол между сотами, а фартук чехла кладут на съемные резиновые соты. Продевают двойные и одинарные съемные резиновые соты в окно фартука.

При замыкании фартука стропами оставляют слабину строп для исключения выбивания их из замыкающих сот при проваливании купола в чехле в начале работы парашюта. Вынув из резиновых сот стягивающего шнура укладочную линейку, временно их замыкающую, затягивают в них пучок строп.

Захватывают крючком стропы и протаскивают их в левую двойную съемную соту так, чтобы метки на стропах оказались на изгибе в левой двойной съемной соте. Таким же образом протаскивают пучок строп в правую двойную съемную соту.

Пропускают крючок через левую одинарную соту и в нее затягивают пучок строп, аналогично затягивают пучок строп в правую одинарную соту.


Рис. 3.31. Зачековка карманов ранца резиновыми сотами:
а - исходное расположение свободных концов на дне ранца; б - зачековка карманов на резиновые соты; в - зачековка резиновых сот пучками строп: г - окончательное положение строп в сотах; 1- карманы; 2 - резиновые соты; 3 - дно ранца

Укладку строп ведут с самой верхней левой ячейки сот, не допуская перекручивания строп. По мере укладывания строп в соты подвесную систему подтягивают к куполу. Заканчивают укладку строп в соты у отметки на стропах, находящейся на 1,3 м от свободных концов подвесной системы.

Передвигают ранец к куполу, свободные концы накладывают на дно 3 (рис. 3.31) ранца так, чтобы каждая пара свободных концов оказалась между съемной сотой и карманом 1, не допуская при этом попадания клевантов в стропы.

Зачековывают вначале правый карман на резиновую соту 2 общим пучком строп, а затем левый.

Складывают свободную часть звена купола зигзагообразно, заправляют его в резиновую петлю на звене купола и укладывают в чехол купола.

При контроле третьего этапа проверяются:

    укладка строп в соты чехла и соты ранца

    укладка звена купола в чехол купола;

    размещение свободных концов с клевантами на ранце.

    Проверяют расположение звена зачековки в шланге, чехол звена зачековки должен быть надетым на шланг и прикрывать часть шланга до петли.

Четвертый этап. Укладка купола в чехле на ранец и затяжка ранца

Подгибают правый и левый карманы под ранец, нижний клапан 1 (рис. 3.32) оставляют откинутым. Кладут купол предохранителем строп 2 на ранец к нижнему клапану. Укладывают два сложения купола по длине ранца, используя укладочную линейку 3, кромку в чехле заправляют в карманы.


Рис. 3.32. Укладка купола на ранец:
1 - нижний клапан; 2 - предохранитель строп; 3 - укладочная линейка; 4 - вершина чехла; 5 - вытяжной шаровой бесстропный парашют

Продолжают укладку купола в чехле на ранец таким образом, чтобы вытяжной парашют 5 уложенного зигзагом купола в чехле 4 был обращен к нижнему клапану и обеспечил равномерное заполнение ранца при его затяжке.

Кладут вытяжной парашют на купол, располагая его конус 4 (рис. 3.33) против третьего сверху люверса на правом клапане 5, а отверстие в конусе вдоль ранца, при этом соту 1 для шпильки-чеки 2 обращают в сторону нижнего клапана.


Рис. 3.33. Затяжка ранца на средний конус:
1 - сота; 2-шпилька-чека; 3 - вспомогательная шпилька; 4 - конус вытяжного шарового парашюта; 5 - правый клапан

Прижимая вытяжной парашют к боковым сторонам уложенного купола, накладывают на него правый боковой клапан ранца, вынимают шпильку-чеку из конуса вытяжного парашюта, надевают третий люверс правого бокового клапана на конус вытяжного парашюта и вставляют вспомогательную шпильку 3 в отверстие конуса поверх люверса.

Накладывают левый боковой клапан, пропускают шнуровое кольцо через средний люверс правого бокового клапана и зачековывают клапаны вспомогательной шпилькой, шпильку-чеку вытяжного парашюта убирают с помощью ленты в соту.

Подтягивают верхний клапан ранца, на его конус надевают люверсы левого и правого клапанов, на первую шпильку звена зачековки надевают тросовую петлю звена ручного раскрытия и эту шпильку вставляют в отверстие первого конуса. Вставляют среднюю шпильку звена зачековки в шнуровое кольцо, вынимая вспомогательную шпильку. Надевают нижний люверс правого бокового клапана на конус и вставляют третью шпильку звена зачековки. Подтягивают нижний клапан, временно вынимают шпильку из третьего конуса, на конус 2 (рис. 3.34) надевают пряжку-люверс 1 и третью шпильку звена зачековки вновь вставляют в третий конус, а вспомогательную шпильку вынимают из конуса вытяжного парашюта. Заправляют с помощью линейки верхний и боковые клапаны. При заправке клапанов необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить укладочной линейкой ткань вытяжного парашюта, чехла купола и купол.


Рис. 3.34. Затяжка клапанов ранца парашюта Т-4 серии 4:
1 - пряжка-люверс; 2 - конус

Временно связывают концы тесьмы-завязки на верхнем клапане и тесьмы-завязки кармана ППК-У-405А.

Зажимают крючки ранцевых резин в проволочных петлях на клапанах ранца, резины продевают в шлевки и застегивают на дне ранца, при этом застежка ранцевых резин верхнего клапана производится в последнюю очередь.

Заправляют конец шланга и часть чехла, надетого на шланг, под правый боковой клапан.

Заправляют вытяжное звено под верхнюю и нижнюю ранце вые резины на правом боковом клапане и контрят его для чего промежуточную петлю связывают с кольцом, закрепленным на правом клапане, контровочной нитью в два сложения.

Укладывают карабин вытяжного звена в карман на правом боковом клапане ранца.

При контроле четвертого этапа проверяются:

    положение петли троса на первой шпильке звена зачековки;

    зачековка клапанов ранца шпильками звена зачековки;

    наличие шпильки-чеки вытяжного парашюта в соте;

    заправка вытяжного звена на правом клапане.

Пятый этап. Подгонка подвесной системы и проверка парашютной системы

Регулируя длину наспинно-плечевых обхватов, грудной перемычки, поясного и ножных обхватов, подгоняют подвесную систему по росту таким образом, чтобы верхний обрез ранца был на уровне плеч парашютиста-спортсмена, при этом она должна без излишней слабины облегать тело, а замки ОСК должны располагаться на уровне ключиц. После подгонки подвесной системы проводят окончательную проверку парашюта.

Проверяют размещение шпилек звена зачековки в конусах и убеждаются, что на верхней шпильке поверх конуса находится петля троса звена ручного раскрытия, третий сверху люверс на правом клапане ранца совпадает с люверсом на вытяжном парашюте, а его конус виден через отверстие. Застегивают предохранительный клапан после проверки.

Проверяют, чтобы крючки ранцевых резин на клапанах были зажаты, а ранцевые резины проходили в шлевки на дне ранца и были застегнуты на соответствующие проволочные петли, причем резины верхнего клапана проходили поверх резин боковых клапанов.

При контроле пятого этапа проверяются:

    узел присоединения вытяжного звена к звену зачековки;

    размещение вытяжного звена под резинами ранца;

    контровка промежуточной петли к кольцу на клапане ранца;

    исправность карабина и его размещение в кармане на правом клапане ранца.

Укладка парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с ручным раскрытием

Укладка производится в той же последовательности, что и для прыжков с принудительным раскрытием, за исключением следующего. При укладке парашюта Т-4 серии 4М для прыжка с ручным раскрытием звено зачековки, чехол звена зачековки, звено ручного раскрытия (трос с петлей) не используют, а применяют звено ручного раскрытия (трос с тремя шпильками), ППК-У-405А, шнур включения ППК-У-405А.

На первом этапе устанавливают звено ручного раскрытия (трос с тремя шпильками) в карман для кольца, его трос пропускают в шланг, свободный шланг вставляют в специальную петлю. Шнур включения ППК-У-405А соединяют с концевой петлей вытяжного звена.

Объем укладки до пятого этапа не имеет отличий от укладки данного парашюта для прыжка с принудительным раскрытием ранца.

На пятом этапе производится монтаж парашютного прибора, при этом проверяют внешним осмотром и на срабатывание ППК-У-405А, для чего устанавливают шкалу высоты анероида на отметку в соответствии с задачей прыжка и с учетом превышения площадки приземления над уровнем моря, вставляют гибкую шпильку в затвор, взводят вытяжной механизм, устанавливают стрелку часового механизма по шкале времени на заданную отметку (в пределах 3-5 с) и контрят гибкую шпильку в затворе прибора.

Отсоединяют ранцевые резины верхнего клапана, верхнюю и среднюю резины правого клапана.

Устанавливают шланг ППК-У-405А со стороны кармана для ППК-У-405А под правую группу свободных концов подвесной системы и выполняют байонетное соединение шланга с пластиной на верхнем клапане, с учетом того, что трос ППК-У-405А при выбранной слабине и совмещении его петли с верхним конусом должен быть длиннее на 10-15 мм. При затяжке клапанов ранца на первую шпильку звена ручного раскрытия надевают петлю прибора так, чтобы она была надетой на шпильку в промежутке между конусом и спайкой шпильки.

Привязывают шланг ППК-У-405А тесьмой-завязкой, размещают ППК-У-405А в кармане, привязывают за направляющую трубку тесьмами-завязками, застегивают ранцевые резины, прижимая шланг ППК-У-405А на верхнем и боковом клапанах.

Заправляют вытяжное звено под верхнюю и нижнюю ранцевые резины на правом клапане, контрят его и укладывают карабин вытяжного звена в специальный карман.

После подгонки подвесной системы и окончательной проверки парашюта делают запись в паспорте о произведенной укладке. Офицер воздушно-десантной службы, который осуществлял проверку парашютных систем, расписывается в паспорте, после чего их укладывают в парашютные сумки, опечатывают и сдают на хранение.

ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО И ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТОВ ПЕРЕД ПРЫЖКОМ

Под контролем тренера парашютист-спортсмен должен проверять запасной и основной парашюты перед каждым прыжком.

Проверка производится в пять этапов, при этом в каждом из них проверяются:

первый этап - запасной парашют:

  • наличие, исправность и крепление ранцевых резин (пружин);
  • исправность замыкающего устройства ранца;
  • правильность контровки и наличие печати;
  • положение кольца звена ручного раскрытия в кармане ранца;
  • исправность петель свободных концов промежуточной подвесной системы;
  • аккуратность заправки угловых отворотов ранца;
  • исправность выступов рамы жесткости ранца для крепления его к ранцу парашютной системы;

второй этап - подвесная система:

  • исправность подвесной системы и ее подгонка по росту и под обмундирование;
  • исправность всех карабинов;
  • исправность скобы крепления запасного парашюта и фиксаторов;
  • наличие кольца, исправность его кармана и положение троса звена ручного раскрытия в шланге;

третий этап - сборка замка ОСК:

    правильность захода пряжки в замок;

    правильность монтажа замка ОСК - сигнальные красные точки на рычаге и корпусе замка должны быть закрыты;

    закрыт ли замок, для чего одной рукой взяться за свободный конец подвесной системы и потянуть его вверх, а другой рукой (при натянутом свободном конце) нажать на гашетки замка и потянуть на себя - при правильной сборке замка ОСК пряжка свободного конца подвесной системы не должна выходить из замка;

четвертый этап - основной парашют:

    исправность конусов, люверсов, шпилек звена зачековки, а также свободно ли передвигаются шпильки в конусах ранца;

    исправность шланга и звена ручного раскрытия;

    наличие ранцевых пружин, их исправность и правильность крепления на ранце;

    аккуратность заправки карманов ранца;

    правильность расположения вытяжного парашюта в ранце - центр его основания должен находиться под средним конусом;

    плотность застежки предохранительного клапана;

пятый этап - монтаж парашютного прибора на ранец:

  • присоединение петли троса прибора к первой шпильке звена зачековки;
  • установка времени и высоты на шкалах прибора; контровка гибкой шпильки;
  • присоединение шнура включения прибора к вытяжному звену;
  • не выступает ли упор анероида над поверхностью платы;
  • исправность вытяжного звена и его заправка.

Десантирование с новой парашютной системой Т-11.

Армия США в ближайшее время планирует начать смену парашютов устаревшей системы T-10 на современную модель T-11. За последние 60 лет это будет первая смена парашютов в американской армии. Постепенная замена устаревших T-10 будут производиться на протяжении ближайших 15 лет.
Новые парашюты T-11 отличаются от старых квадратным куполом с подвернутыми внутрь полями. Такой вариант компоновки позволяет избежать схлопывания купола в воздухе. Кроме того, на этих парашютах установлены специальные перетяжки, которые предотвратят перекручивание и спутывание строп. По сравнению с круглокупольными T-10 новые парашюты способны спускать груз большой массы.

По оценке специалистов, использование новых парашютов позволить значительно снизить случаи травматизма среди воздушных десантников, а также значительно расширить их боевую экипировку. Большая чем у T-10 площадь купола T-11 позволяет десантникам

Крестообразный купол нового Т-11.

спускаться более плавно, за счет чего и планируется уменьшить частоту случаев травматизма. Кроме того, купол крестообразной формы позволяет использовать безотходную технологию раскроя ткани, он проще в изготовлении и дешевле осе-симметричного парашюта аналогичного класса, а также имеет хорошие стабилизирующие и тормозные характеристики.

Первыми в 2008-2009 годах новые системы получили 75-й полк СпН «Рейнджерс», учебный центр по подготовке укладчиков парашютов и учебный центр парашютно-десантной подготовки (ПДП), в котором начальный курс ПДП проходят все военнослужащие Армии США. Остальные части и подразделения, включая 18 ВДК, будут переоснащены в 2010-2011 годах. Всего до 2015 года планируется закупить более 52 тыс. ПС типа Т-11 и полностью снять со снабжения образцы ПС типа Т-10.

ПС Т-11 и запасной парашют Т-11R.

По заявлениям представителей Международной ассоциации производителей парашютных систем и систем десантирования, на разработку и последующее принятие на вооружение новой десантной ПС Т-11 потребовалось 10 лет. За это время были созданы 94 прототипа и модификации новой ПС при почти полном отсутствии финансирования со стороны заказывающих управлений Пентагона, что, по их мнению, неизбежно повлечет удорожание ПС в связи с необходимостью компенсации расходов, связанных с ее разработкой.

По предположению военных экспертов, принятие на вооружение в Армии США новой десантной парашютной системы повлечет за собой постепенное снятие со снабжения ПС типа Т-10 в армиях остальных стран-членов НАТО и ее замену на Т-11.

Популярные статьи

Возобновлен набор курсантов в Рязанское училище ВДВ. 30 июля 2012 года в российских средствах массовой информации появилось сообщение, со ссылкой на помощника командующего ВДВ полковника Романа Кутузова, о том, что Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище...

Флагман ВМФ России ТАРК "Петр Великий" стал орденоносцем. 30 июля 2012 года президент России Владимир Путин наградил орденом Нахимова тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", который является одним из самых крупных боевых кораблей в мире, сообщила в понедельник...

13 апреля 2012 года в СМИ появилась информация о том, что министр обороны обнародовал приказ за номером 341, зарегистрированный в Минюсте в двадцатых числах марта под номером 23518 и опубликованный впервые на прошлой неделе. Он носит длинное и малопонятное несведущему человеку...

Появившаяся в открытом доступе информация о закупках и поставках вооружения и снаряжения для нужд ведомства господина Нургалиева наталкивает на мысли о подготовке МВД России к войне. Иначе чем объяснить, что полицейское ведомство закупает гранаты, снайперские...

В России в скором времени появится Национальная гвардия, подчиненная лично президенту страны. Сформирую ее на основе Внутренних войск МВД и других силовых структур, в том числе за счет части сил и средств, входящих в ВДВ, ВВС, ВМФ и военную полицию Минобороны, а также...

14 марту 2012 года в интервью ведущим российским СМИ начальник главного управления кадров министерства обороны РФ генерал-лейтенант Виктор Горемыкин заявил, что военное ведомство России планирует создать сеть пунктов отбора на военную службу по контракту по всей...

08 марта 2012 года, в связи с празднованием Международного женского дня, в российских СМИ пресс-службой господина Сердюкова была размещена очередная радостная реляция о том, как Минобороны РФ на деле борется со стереотипом, что служба в армии "не женское дело": на офицерских...

20 февраля 2012 года ведущее российское издание "Российская газета" опубликовала очередной программный материал, подготовленный командой кандидита в Президенты России Владимира Путина. На этот раз, в преддверии Дня защитника Отечества, материал касается вопросов обороны,...

23 февраля 2012 года все наши кандидаты и политики будут со всех возможных информационных площадок клятвенно заверять ветеранский и служивый электорат в беспримерном уважении и благодарности к ветеранам за из жизненный и гражданский подвиг - жизнь положенную на благо...

Командующий 5-м флотом ВМС США вице-адмирал Марк Фокс заявил, что Иран наращивает свой военно-морской потенциал в Персидском заливе и готовит к применению быстроходные катера и подлодки, которые могут быть использованы смертниками. «Они увеличили количество подлодок и...

02 февраля 2012 года в Северодвинске состоялось совещание с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина, которое было посвящено проблемам выполнения Гособоронзаказа в части военного кораблестроения и развития Военно-морского флота на дальнюю перспективу. На данном совещании...

10 февраля 2012 года в Москве состоится расширенное заседание коллегии МВД России с участием Президента РФ Дмитрия Медведева, на котором будут подведены итоги масштабной полицейской реформы, дана оценка эффективности работы полицейских и поставлены задачи на перспективу....

03 февраля 2012 года представитель Западного военного округа по СФ капитан первого ранга Вадим Серга обнародовал в СМИ информацию о том, что после январского повышения денежного довольствия надводные силы Краснознаменного Северного флота (КСФ) смогли укомплектовать на 100%...

28 января 2012 года на общем собрании Академии военных наук, состоявшемся в Москве, начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил о том, что Россия должна быть готова к войнам в воздушно-космической и информационной сферах. "Вы видите, что центр...

Теоретическая подготовка для получения допуска

на прыжки с парашютом ПТЛ-72

по программе «Ежегодное Совершенствование Парашютистов»

в Авиакомпании «УралСпецАвиа»

версия 2. 1 от 2 8 марта 2011 г.

Для получения допуска на прыжки с парашютом ПТЛ-72 необходимо:

Выполнить не менее трех прыжков с парашютом, в том числе со стабилизацией свободного падения не менее 20 сек;

Пройти теоретическую подготовку и сдать зачет;

Пройти тренаж по действиям в особых случаях и сдать зачет.

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

Описание запасного парашюта З-5

Прибор ППК-У

Отделение, падение и контроль высоты

Спуск под куполом

Приземление

Действия в особых случаях

Наиболее частые ошибки

Правила поведения на аэродроме

Цель прыжков с парашютом ПТЛ-72

Прыжки с парашютом ПТЛ-72 могут использоваться как этап подготовки к переходу на Т-4. Наличие собственной горизонтальной скорости позволяет получить базовые навыки управления куполом, а система отсоединения свободных концов меняет порядок действий в особых случаях. Эти две особенности ПТЛ-72 (горизонтальная скорость и отцепка) являются принципиальными отличиями от парашюта Д-6, которые будут присутствовать и во всех последующих парашютах (Т-4, УТ-15, «крыло»). Из этих принципиальных отличий вытекают и все остальные особенности прыжков с ПТЛ-72.

Так же прыжки с ПТЛ-72 могут служить альтернативой прыжкам с Д-6 при нерегулярных прыжках «для удовольствия» для тех, кто не имеет цели заниматься парашютным спортом . Плюсом является гораздо лучшая управляемость купола, минусом – несколько более жесткие открытия и тяжелый вес парашюта.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПАРАШЮТА ПТЛ-72

Площадь купола

Минимальная безопасная

высота раскрытия

300 м при скорости самолета 160-350 км/ч

при стабилизации 5 сек.

Средняя скорость снижения под стабилизацией

Средняя скорость снижения под куполом

При полетном весе 120 кг не более 5 м/сек

Скорость разворота купола

На 360º за время не более 10 сек.

Горизонтальная скорость

Вперед 3,6 м/сек, реверс 1,9 м/сек.

Ресурс применений парашюта

700 применений за 12 лет, из них 400 на высоте до 3000 м, последующие 300 на высоте до 1800 м.

Вес парашюта с прибором

Устройство и принцип работы парашюта ПТЛ-72

100%" style="width:100.0%;border-collapse:collapse;border:none">

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЗАПАСНОГО ПАРАШЮТА З-5

Площадь купола

24 стропы прочностью на разрыв150 кгс каждая

Масса парашюта с прибором

Минимальная безопасная высота раскрытия

100 метров при немедленном введении парашюта в действие

при скорости самолета 120 км/ч

Средняя скорость снижения

не более 7,5 м/сек при полетной массе до 120 кг

не более 8,5 м/сек при полетной массе до 140 кг

Ресурс применения парашюта

11 применений на скорости до 225 км/ч

1 применение на скорости до 350 км/ч

При раскрытом основном куполе - неограниченно

Срок службы

Прибор ППК-У.

Полуавтомат Парашютный Комбинированный Унифицированный (ППК-У) – это парашютный страхующий прибор. Он раскрывает парашют, если парашютист по какой-либо причине не сделал это сам. У вас этот прибор будет установлен как на основном, так и на запасном парашюте.

Парашютный прибор – лишь страхующее средство!

Его наличие не означает, что можно не дергать кольцо.

Отделение, падение и контроль высоты

https://pandia.ru/text/80/105/images/image004_20.jpg" align="left" width="214" height="288 src=">Сам прыжок из самолета (парашютисты говорят «отделение») с парашютом ПТЛ-72 выполняется так же, как с Д-6 – в плотной группировке. Поза отделения – левая нога впереди на обрезе двери, правая рука на кольце, левая рука на секундомере. Взгляд на горизонт. Запрещается хвататься рукой за обрез двери, за тросы, размахивать или упираться руками. После команды «Пошел!» следует нажать кнопку секундомера, убедиться, что стрелка сдвинулась, вернуть руку на грудь, выпрыгнуть из самолета «солдатиком» и сгруппироваться. При прыжках со стабилизацией (Д-6, ПТЛ-72) важно отделяться в группировке. Если вы зацепите рукой раскрывающуюся стабилизацию, будет полный отказ. По этой же причине запрещается «нырять рыбкой» (отделяться вниз головой) – можно зацепить стабилизацию ногой, с теми же последствиями.

Минимальное время стабилизации свободного падения с парашютом ПТЛ-72 – 5 секунд. Это время вы отсчитываете устно (вслух, трехзначными числами: 521, 522 и т. д.) При прыжках на задержку более 5 секунд прыгать нужно с секундомером или высотомером. При прыжках с секундомером необходимо все равно вести устный счет (проверяя себя по секундомеру) – секундомер может остановиться, отказать или просто его забывают включить. Контроль времени – это ваша главная и пока что един-ственная задача до того, как вы откроете парашют.

Спуск под куполом

После раскрытия осматриваем купол, если он раскрылся штатно, расчековываем прибор на запасном парашюте. После этого осматриваемся по сторонам, находим всех, кто прыгал с вами в этом взлете. В отличие от Д-6 здесь запрещается разворачиваться за свободные концы в подвесной системе – может произойти самоотцеп КЗУ. Вместо этого разворачиваем купол за стропу управления – это проще и так же быстро. Если, осмотревшись, вы видите, что другой парашютист находится в опасной близости от вас – немедленно отворачивайте в сторону (за стропу управления) и уходите. Нет нужды висеть на свободных концах – у ПТЛ-72 есть своя скорость. Привлеките внимание того парашютиста голосом.

Приоритет в воздухе имеют парашютисты с Д-6 – возможностей и опыта у них меньше. Приоритет имеют купола, находящиеся ниже вас. Как вариант – считайте, что ВСЕ другие парашютисты имеют перед вами приоритет. Бойтесь всех, уходите от всех, не рассчитывайте на разумные действия других спортсменов. Вы должны понимать, что только вы в воздухе отвечаете за себя, и если кто-то в вас влетит, то виноваты в этом вы тоже.

При первом, ознакомительном прыжке вы должны попробовать купол в разных режимах – верхний, средний, нижний режим, повороты. Повороты на парашюте ПТЛ-72 выполнять гораздо легче и быстрее, чем на Д-6. Натягивать стропы управления следует плавно – резкое натяжение строп управления приводит к раскачиванию купола, что особенно опасно на приземлении. Экспериментировать лучше, имея запас высоты. Обратите внимание, что в нижнем режиме (реверс) купол теряет устойчивость и начинает раскачиваться. Реверс при втягивании клевант на парашюте ПТЛ-72 – побочный эффект управляемости, этот парашют не создавался для движения задним ходом. Экспериментируя с куполом, не забывайте о круговой осмотрительности и направлении площадки приземления.

Используйте возможности вашего парашюта, чтобы приземляться ближе к старту. Движение по ветру называется «полный снос», против ветра – «малый снос». После того как вы расчековали запаску и убедились, что в опасной близости никого нет, найдите старт и попытайтесь определить, учитывая ветер, перелетаете вы его или, наоборот, недолетаете. Если вам кажется, что ветер переносит вас за старт, развернитесь против ветра (малый снос). Если вы видите, что старт далеко и вам до него не долететь, не теряя времени, развернитесь на старт и так стойте. До цели, может, и не дойдете, но пешком идти придется меньше. Это основы. Работа на точность – целая наука, и начинать необходимо уже сейчас.

Особенно важно заранее убедиться в отсутствии препятствий в том районе, куда вас несет. Препятствия на нашей площадке приземления включают

Сам стартовый городок (приземления в этот район строго запрещены),

Стоянка самолетов,

Взлетно-посадочная полоса,

Линия электропередач

Если вы опасаетесь, что вас несет в район препятствий, заранее уходите в безопасную сторону, пока у вас есть запас высоты (и, соответственно, времени).

Приземление.

При прыжках со всеми парашютами, имеющими собственную горизонтальную скорость, в том числе и с ПТЛ-72, приземляться следует против ветра. В этом случаи скорости ветра и парашюта компенсируют друг друга (мы говорим «парашют упирается»). Если же при приземлении вы развернетесь по ветру, скорости ветра и парашюта суммируются и приземление будет чрезвычайно жестким. К сожалению, при прыжках в сильный ветер скромные возможности ПТЛ-72 не позволяют ему эффективно упираться против ветра, и приземление происходит назад (задний перекат). Несмотря на это, приземляться по ветру запрещено! При приземлении не следует отпускать клеванты, если парашют начинает доворачивать в сторону, нужно при помощи строп управления удерживать направление против ветра. И не делайте «подушку»! На круглых куполах «подушка» не имеет никакого эффекта, кроме отрицательного.

ПРИОРИТЕТЫ ПРИ ПРИЗЕМЛЕНИИ

1. На свободную от препятствий площадку.

2. Не во время разворота.

3. Против ветра.

При прыжках со всеми круглыми парашютами необходимо выполнять «перекат» при приземлении. Это связано с большими нагрузками на тело парашютиста при приземлении (в первую очередь на ноги и на позвоночник). Ошибочно думать, что перекат необходимо выполнять лишь при жестких приземлениях. Если вы не получили травму, это не значит, что приземление прошло для организма без последствий. И совсем уж странно наблюдать, когда начинающие парашютисты хвалятся, что «устояли на ногах». Безопасное приземление «на ноги» обеспечивают только парашюты типа «крыло», да и то, при ошибках в приземлении перекат спасает «крылистов» от травм. Выполнение переката невозможно отработать «по бумажке». Обратитесь к инструктору на аэродроме.

В сильный ветер после приземления происходит протаскивание (возможно, вы уже испытали это на себе). Есть несколько способов справиться с протаскиванием.

    Протаскивания можно не допустить. Когда вы заранее готовы к протаскиванию (вы ведь знаете, что ветер сильный), сразу после приземления и переката нужно немедленно вскочить и обежать купол. У вас на это будет 1-2 секунды, пока купол будет опускаться. При сильном протаскивании часто встать не получается. Вас уже тащит по земле. Определите, какая из строп управления у вас ниже (купол ведь лежит на боку) и тяните нижнюю стропу управления до конца. Так погасить купол легче, чем тянуть за основные стропы. Если погасить купол не получается – всегда есть возможность его отцепить (выдернув подушку отцепки), проще потом прицепить купол обратно, чем зашивать его и отстирывать ранец запаски.

После приземления пристегиваем кольцо за карабин на подвесной системе, собираем стропы «косичкой», убираем парашют в сумку, и возвращаемся на старт. Запасной парашют можно поднимать и переносить только за специальную ручку на ранце, за «рога» поднимать его нельзя! При необходимости пересечь взлетно-посадочную полосу (ВПП), прежде всего, убедитесь, что самолет не взлетает и не заходит на посадку. При приземлении на ВПП нужно немедленно схватить парашют за вершину и оттащить в сторону за пределы полосы.

ДЕЙСТВИЯ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ

«Когда дело доходит до прыжка, ваша готовность к нему

влияет на конечный результат гораздо больше,

чем работает ли ваш парашют вообще»

При отказах парашютов, оборудованных замками КЗУ, в том числе ПТЛ-72, необходимо отцепить основной купол перед вводом запасного. Исключение – если высота 300 м или ниже, в этом случае вводим запасной немедленно без отцепки.

Тренаж по действиям в особых случаях проводится перед каждым прыжковым днем. Эти действия отрабатываются до полного автоматизма, потому что при возникновении чрезвычайной ситуации на головной мозг рассчитывать не приходится. Регулярная отработка действий в особых случаях предотвращает ошибки, когда вам приходиться выполнять эти действия в стрессовом состоянии. Вот почему солдаты тренируются в стрельбе, пилоты отрабатывают ЧП, телохранители репетируют нападения, а парашютисты должны практиковать действия в особых случаях.

Посмотрите на эту ситуацию с другой стороны. Если вы неуверенно сдаете отцепку – на земле, в спокойной обстановке, заранее зная, что сейчас последует вводная на отказ, – и вы путаетесь, тормозите, то как вы можете рассчитывать на грамотные действия при реальном отказе?

Процедура отцепки:

    Обнаружили отказ. Находим взглядом кольцо запаски (вслепую не браться!) – беремся правой рукой. Находим взглядом подушку отцепки – беремся левой рукой. Одним движением выдергиваем и выкидываем подушку отцепки. Рука остается выпрямленной влево под 90º. Визуально убеждаемся, что основной купол полностью отсоединился. Немедленно дергаем кольцо запасного.

Полный отказ

Полный отказ – это когда вы дернули кольцо, но не почувствовали встряхивания на третьей секунде. Значит либо вас не пристегнули в самолете (стабилизация не раскрылась и вы падаете в беспорядочном падении), либо вы рукой захватили стабилизацию на отделении. Действия при полном отказе такие же, как при частичном – отцепка и ввод запасного парашюта. Помните, полный отказ дает вам наименьшее количество времени на реакцию.

Не нашли кольцо основного (звучит глупо, но бывает) – немедленно отцепляемся и открываем ПЗ. Не тратьте время на поиск кольца. Не ждите срабатывания прибора.

Несход чехла. Вы дернули кольцо, из ранца вышел желтый чехол, но купол из чехла не выходит. Времени так же мало, как при полном отказе. Не боритесь – отцепляйтесь.

Перехлест. При перехлесте одна или несколько строп проходят сверху купола и он теряет свою правильную круглую форму. Перехлест может сопровождаться вращением. Отцепка – запаска.

Зацеп стабилизации за части тела (например, за ногу). Делаем две коротких попытки избавиться от зацепления. Если не получилось – отцепляемся и вводим запасной.

Порыв купола, обрыв строп. Проверяем купол по принципу: Наполнен-Устойчив-Управляем. Если при этом отказе происходит вращение – попробуйте компенсировать вращение натяжением стропы управления до плеча. Если есть сомнения, что сможете безопасно приземлиться – отцепляйтесь.

Обрыв стропы управления. Если купол не вращает – попытайтесь его посадить, управляя другой стропой. Не стоит отцепляться – запасной парашют полностью неуправляемый. Если обрыв СУ сопровождается вращением – так приземляться нельзя. Отцепляемся.

Самоотцеп свободного конца. При самопроизвольном отсоединении одной пары свободных концов (обычно на раскрытии), купол полностью сложится. Немедленно полностью отцепляемся и вводим ПЗ.

Закрутка строп. Закрутка строп на круглых парашютах не считается отказом. Отцепляться не нужно – стропы раскрутятся сами.

Запуталась клеванта за другие стропы. Тоже несерьезный отказ. Если есть вращение – компенсируем его другой СУ. Выпутываем клеванту. Это может занять много времени – так что смотрите, куда летите.

Непроизвольное раскрытие ПЗ (обычно, если забыли расчековать запаску).

    Если вы удержали запаску от наполнения – зажимаем ее между ног, руками управляем парашютом. Если запасной парашют вывалился и болтается внизу, не наполняясь – собираем его на колени в плотный комок, зажимаем между ног. Если купол запасного пошел наполняться – не гасим его, пусть наполняется, будем снижаться на двух куполах. В этом случае запрещается отцеплять основной. Дело в том, что стропы наполненного купола находятся в натянутом состоянии и при отцепке они, сокращаясь, могут захлестнуть уходящими свободными концами стропы запасного и погасить его. Вы можете остаться совсем без рабочего парашюта. Парашют ПТЛ-72 нормально работает с запаской, только возможно вращение из-за того, что ПТЛ-72 имеет горизонтальную скорость, а З-5 – нет. Если наполняющаяся запаска полез внутрь основного купола, то, не дожидаясь пока она полностью туда залезет, вытягиваем ее за одну стропу. При спутывании двух куполов следует быть осторожными в отношении отцепки, так как она может усугубить ситуацию.

Схождение парашютистов в воздухе

Схождение парашютистов можно избежать, соблюдая осмотрительность, управляя куполом и предупреждая другого парашютиста голосом.

    При попадании на купол следует сбежать по нему в сторону ближней кромки. При влетании в стропы – разведите руки и ноги, чтобы не пройти между строп. Затем расходитесь в стороны, используя управляемость купола. Если запутались в стропах, нужно оценить сложившуюся обстановку и принять все меры, обеспечивающие снижении и благополучное приземление обоих парашютистов хотя бы на одном куполе. Если у парашютистов при схождении оба основных парашюта начнут гаснуть, одному из них, находящемуся выше, необходимо немедленно раскрыть запасной парашют и обоим снижаться на одном запасном парашюте. Запасной парашют другого парашютиста следует применять в случае крайней необходимости.

Попадание в восходящий поток.

Несмотря на заманчивую возможность полетать подольше, следует воспользоваться управляемостью купола и выйти из потока. Восходящий поток может унести вас далеко за пределы площадки приземления, на лес или водоем , и аэродромному персоналу потребуется много времени, чтобы вас найти и оказать помощь.

Зависание за самолетом

Очень редкая, но очень опасная ситуация – зависание за ЛА. Причем опасность представляет не само зависание, а неправильные действия зависшего парашютиста. Не паникуйте и не торопитесь. Потратьте несколько секунд, чтобы понять – чем вы зацепились и вспомнить эти рекомендации. Если вы видите инструктора и понимаете его команды – делайте, как он вам говорит.

Если вы зацепились за самолет куполом основного парашюта – отцепите его. Запасной парашют можно открывать только после полного отсоединения от самолета, иначе купол запаски, раскрывшись, сработает как тормозной парашют и самолет упадет.

Если же вы зацепились куполом ПЗ, не отцепляйте основной! Он вам понадобится после того, как вы отрежете стропы запаски своим стропорезом.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ПРЕПЯТСТВИЯ

В первую очередь необходимо избежать приземления на препятствие, управляя своим парашютом.

Приземление на лес. При приземлении на лес вы должны встать против ветра, сжать плотно ноги и вынести их вперед, руками защищать лицо. В случае если ветер больше скорости купола и вас сносит назад, можно перед самым приземлением на лес развернуться в подвесной системе. При зависании на дереве стоит дождаться помощи с аэродрома. Не снимайте шлем – он защищает вашу голову от взлета до приземления, а вы еще не приземлились. Чтобы слезть самому нужно глубже сесть в подвесную систему, отстегнуть ПЗ с одной стороны, распустить ПЗ и полностью вытянуть купол и стропы из ранца вниз, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, затем осторожно спуститься по стропам и куполу ПЗ на землю. Не снимайте купол с дерева сами – дождитесь аэродромный персонал. Не отходите от повисшего купола – потом не найдете. Если телефон с собой и в зоне покрытия – позвоните на аэродром.

Приземление на провода. Если не удалось избежать приземления на провода, нужно ступнями ног оттолкнуться от проводов и предохранить лицо и голову от возможных ударов о столб или провода. Постарайтесь не задеть два провода одновременно.

При зависании на проводах следует отцепиться от купола (особенно, если наполненный купол подтягивает вас вверх к проводам). Приготовьтесь к падению с большой высоты. Приземлившись – отойдите в сторону и ждите аэродромный персонал.

Приземление на строения.

При приземлении на стену – встретить ее ногами и соскользнуть по ней до земли.

При попадании на середину крыши надо удержаться на здании и быстро отцепить купол.

При попадании на край крыши нужно, не допуская гашения купола, быстро спрыгнуть с нее.

Приземление на взлетно-посадочную полосу (ВПП).

При приземлении на ВПП ее нужно немедленно освободить. Для этого, не снимая подвесной системы, быстро собираем купол в руки и убегаем за пределы ВПП. Можно оттащить купол за вершину.

Если вы приземлились за ВПП и вам нужно ее пересечь – подошли к краю взлетки, нашли взглядом самолет. Если он стоит на своей стоянке или летает высоко в небе – быстрым шагом пересекаем взлетку. Если самолет взлетает, садится, выруливает – стоим на краю взлетки до тех пор, пока самолет не закончит свои действия. При посадке самолета его не слышно.

Приводнение. При возникновении опасности попадания на воду, нужно стараться приводниться ближе к берегу. Парашютист должен заранее начать подготовку к приводнению: глубже сесть в подвесной системе, отстегнуть с одной стороны ПЗ, расстегнуть грудную перемычку и ножные обхваты, взяться руками за свободные концы подвесной системы. При касании воды ногами выпрямить корпус, выскользнуть из подвесной системы и отплыть в сторону, противоположную от опускающегося купола. Из-за трудности с оценкой расстояния до воды запрещается выпрыгивать из подвесной системы либо отцеплять купол до касания ногами воды.

Наиболее частые ошибки парашютистов начального уровня

· Неправильное положение тела при отделении от ЛА;

· Плохая группировка;

· Забывают вести отсчёт времени в период стабилизации;

· Не выдерживают установленного времени стабилизации;

· Забывают расчековать прибор на запаске;

· Выбирают неверное направление относительно направления ветра;

· Неправильное положение ног при приземлении;

· Неверные действия при протаскивании.

Правила поведения на аэродроме

· На нашем аэродроме для вас работает кафе, построены беседки, лавочки, детская площадка , автостоянка , туалет, можно пользоваться мангалом.

· Зоны, куда вам выходить нельзя – огорожены и обозначены запрещающими знаками. К таким зонам относятся стоянка самолетов, служебные помещения, площадка приземления парашютистов. В помещение укладки парашютов просьба не заходить без приглашения.

· Самолет обходится только со стороны хвоста, даже если двигатель не работает.

· Курить можно только в одном месте – лавочки возле флага.

· Для мусора предусмотрены урны.

· Фото и видеосъемка разрешена, при условии, что вы не будете выходить к самолетам и на площадку приземления.

· Летом в выходные дни возможно проживание на аэродроме в своей палатке, при условии соблюдения остальных правил.

· Если с вами приехали ваши друзья – доведите до них правила поведения на аэродроме.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх