Регламентные работы ракеты 8 к 14. Оперативно Тактические Ракетные Комплексы "Скад"

Данная система была спроектирована в КБ им. Королева (ОКБ-1) и установлена на немецкий A4/V-2. но была вполовину меньше. Первый опытный пуск состоялся 18 апреля 1953 года. Некоторые трудности возникли с керосинным топливом опытной модели и его утечкой, первая версия ракеты известная в СССР как Р-11 и 8К11, а на западе SS-1B «Скад-А» встала на вооружение в июле 1955 года. Данная ракета была классифицирована как вооружение оперативно-тактического звена.

Дальность ракеты Р-11 на шасси танка ИС-2 составляла 180 км, а мощность атомного заряда 50 кТ. Круговое вероятное отклонение (КВО) равнялось 3 км. В 1962 году была выпущена улучшенная версия этой модели, известная на Западе как SS-1C «Скад-В», а в СССР -как Р-17 (8К14) ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». Р-17 имела улучшенную систему наведения, с использованием элементарной инерционной системы стремя гироскопами. Топливная смесь ракеты была улучшена, теперь ее состав включал диметил гидразин и красную дымящуюся азотную кислоту. Для повышения мобильности система была установлена на восьмиколесную базу МАЗ-543П. Помимо обычных средств поражения, боеголовка ракеты могла снаряжаться химическими и атомными. К 1970 году ракета Р-17 составляла 75 % от 300 состоящих на вооружении установок «Скад».

ШПУ ракеты УР-100Н УТТХ

В дальнейшем появилась система Р-17М (9М77) (SS-1D «Скад-С») с облегченной боеголовкой в 600 кг, которая отделяется в момент выключения мотора, и дальностью около 550 км. Однако неясно было, поставлена ли на вооружение эта модель. SS-1E «Скад-D», спроектированная в конце 80-х, имела улучшенную систему наведения, включавшую активную радиолокационную станцию наведения на конечном участке траектории, широкий выбор боеголовок и дальность 700 км.
Р-11ФМ была разработана как система вооружения для установки на подводных лодках и производится с 1955 года. В сентябре-октябре 1955 года испытания ракеты были проведены в Белом море с подводной лодки «Проект 611». Данная ракета имела дальность поражения 150 км и в 1959 году была утверждена для проведения морских операций. В боевых операциях Р-11 ФМ применена не была. В СССР системы «Скад-В» и «Скад-С» были приняты на вооружение на уровне армии и группы армий в бригадах, состоящих из штабного дивизиона с тремя огневыми батареями каждая, потри пусковые установки, стремя системами перезарядки каждая, перевозящими по одной ракете.

«Скад-А» и «Скад-В» были экспортированы в страны Варшавского договора, Египет, Сирию, Ливию, Ирак и Южный Йемен, Ливия. В 1986 году в ответ на предпринятые США атаки Ливия выпустила по объектам ВМС США в Италии две ракеты «Скад В». Однако ракеты в цель не попали. 17 января 1991 года Ирак вы пустил по Тель-Авиву «Скад-В» Саддам Хусейн применил эти ракеты в ответ на развернувшуюся военную кампанию против захвата Кувейта. Хотя ракеты были снаряжены обычными зарядами, израильтяне опасались, что Ирак, который уже применял химическое оружие в ходе войны с Ираном, не использует что-нибудь еще более ужасное.

Впервые Ирак использовал «Скад-В» в войне с Ираном для ударов по Тегерану. В 1991 году за первую ночь войны в Персидском заливе в Израиле взорвались восемь ракет «Скад». Кроме того, в первую ночь Ирак произвел ракетные атаки и по Саудовской Аравии. К концу воины было выпущено 86 иракских ракет «Скад» (40 по Израилю и 46 по Саудовской Аравии). В ходе войны было уничтожено небольшое количество иракских ракет «Скад», таким образом, они все еще остаются потенциальным оружием массового поражения.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-17 (8К14) («Скад-В»)

Р-17 (8К14) («Скад-В») фото

Баллистическая ракета Р-11 и её последующие модификации до сих пор продолжают наводить ужас на большинство стран мира. И вот почему.

Баллистические ракеты Р-11 «Скад» являются одними из самых известных представителей своего класса. Причём завоевали свою дурную славу они уже в середине прошлого века, когда поступили на вооружение Советскому Союзу. Оперативно-тактические комплексы 9К72 «Эльбрус», которые являлись стартовой площадкой для этих ракет, были практически невидимы для самолётов противника, а также были способны нести ракеты с ядерной боевой частью. Всё это делало «Эльбрус» грозным противником, появление которого вызывало определённый дискомфорт.

На сегодняшний день, спустя шесть десятилетий после принятия на вооружение ракет Р-11, «Скады» разбросаны практически по всему миру. ОТРК «Эльбрус» были обнаружены даже в Северной Корее и Иране. Более того, даже сейчас «Скады» активно применяются в йеменской гражданской войне между хуситами и Саудовской Аравией. Повстанцы регулярно обстреливают позиции вооружённых сил королевства с помощью этих баллистических ракет. Причём, согласно заявлениям йеменских повстанцев, одна из последних модификаций «Скада» будет способна долететь даже до .

Так откуда берёт начало столь грозное вооружение? Баллистическая ракета Р-11 является прямым потомком трофейной немецкой ракетной техники военного времени. Советские эксперименты с захваченными нацистскими ракетами «Фау-2» позволило существенно продвинуться в этом направлении, что в итоге привело к созданию нового оружия, которое было продемонстрировано во время парада в честь 40-летия Октябрьской революции в ноябре 1957 года.

Впрочем, Р-11 была жидкотопливной баллистической ракетой, которая мало чем отличалась от северокорейского Pukkuksong-2 . Дальность стрельбы составляла около 300 километров для ракет с фугасной боевой частью и 150 километров для ракет с ядерной боевой частью. При этом точность оставляла желать лучшего - ракета падала в любую точку в радиусе 3 километров от цели. В связи со столь низкой точностью применение Р-11 было весьма малоэффективным.

Однако «Скады» неоднократно дорабатывались и улучшались, что в итоге и привело к появлению модификации Р-17 и ОТРК 9К72 «Эльбрус» в 1965 году, которые и прославились на весь мир. Да, советским учёным пока так и не удалось сделать эти ракеты высокоточными - радиус кругового вероятного отклонения не превышал 1 километра. Точность по-прежнему была невысокой, но теперь ракеты «Скад» представляли реальную опасность, поскольку взрыв ядерной боеголовки даже в километре от цели может нанести весьма ощутимый ущерб. Также у баллистических ракет этого класса до сих пор остаётся нереализованный потенциал, который и предопределил развитие «Скада» даже после окончания холодной войны.

В то время как к началу 80-х годов вооружённые силы Советского Союза, а впоследствии и России, сосредоточились на развитии высокоточного оружия, менее финансово обеспеченные государства продолжили развивать платформу «Скад», чему способствовала относительная дешевизна исследований и создания ракет этого класса. Впервые «Скады» были использованы во время ирано-иракской войны, когда иранские ракеты, приобретенные в Ливии, были использованы против иракских городов. При этом Ирак столкнулся с неспособностью нанести ответный удар из-за недостаточной дальности ракет собственной модификации. Это побудило Хусейна начать программу по разработке «Скадов» с увеличенным радиусом поражения, что привело к появлению ракет Р-17М «Аль-Хусейн» с дальностью до 650 километров. Заполучив улучшенную модификацию «Скада» вооружённые силы Ирака начал наносить ответные удары. В результате за 8 лет войны только Ирак выпустил более 500 баллистических ракет. Данные с иранской стороны отсутствуют.

Однако известно, что иранская модификация «Скада» - «Шахаб-3» - обладает дальностью поражения в 800 километров. Дальнейшее развитие ракетной программы Ираны привело к появлению более глубокой модификации - Ghadr-1, дальность которой, по данным некоторых источников, достигает уже практически 2 000 (!) км. Правда, полностью отсутствует информация о радиусе вероятного отклонения. Что не позволяет говорить о точности этой модификации. Впрочем, судя по тому, что в Йемене применяют баллистические ракеты именно иранского производства, то точность весьма высокая. Это, в свою очередь, позволяет хуситам поражать находящиеся на большом расстоянии военные базы вооружённых сил Саудовской Аравии и уходить от ответного удара безнаказанными.

Еще одним активным разработчиком платформы «Скад» является Северная Корея. Пхеньян получил две баллистические ракеты от Египта где-то в промежутке между 1976 и 1981 годом, после чего учёные начали работу над созданием собственных модификаций этого вооружения. Первым результатом стала ракета Hwasong-5 с дальностью 320 километров, вслед за которой появился Нодон с радиусом поражения около 1 500 километров. Однако стоит отметить, что северокорейские ракеты отличаются крайне низкой надёжностью и пока реальной угрозы не представляют. Впрочем, не стоит исключать случайного падения ракеты в густонаселённых районах, что также принесёт серьёзный ущерб.

В итоге ракеты «Скад» по иронии судьбы стали самой главной военной угрозой в эпоху после холодной войны. Да, в мире появилось огромное количество высокоточного оружия, однако эти старые ракеты оказались в руках государств-изгоев, которые получили возможность создавать собственное, пусть и ненадёжное, ракетное вооружение. В то время как Россия постепенно отказывается от не осуществившей ни одного пуска во время холодной войны ракеты, наследие «Скада» будет будоражить мировую общественность ещё несколько следующих десятилетий.

В марте 1962 года на вооружение Советской армии был принят оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». За прошедшие с тех пор полвека комплекс, получивший натовское обозначение SS-1C Scud-B (Scud – «Порыв ветра», «Шквал»), успел поучаствовать в ряде военных конфликтов, от Войны судного дня (1973 год) до второй чеченской кампании 1999-2000 годов. Более того, ракета Р-17, являющаяся основой комплекса «Эльбрус», на протяжении нескольких десятилетий за рубежом является своеобразным эталоном баллистической цели для систем тактической противоракетной обороны – почти всегда способности ПРО оцениваются именно по возможностям перехвата ракет Scud-B.


комплекса «Эльбрус» началась в 1957 году, когда отечественные военные пожелали получить модернизированную версию баллистической ракеты Р-11. По результатам проработки перспектив улучшения решили, что разумнее будет воспользоваться имеющимися наработками и создать на их основе совершенно новую конструкцию. Такой подход сулил двукратное повышение дальности полета ракеты. В конце февраля 58-го Военно-промышленная комиссия при Совете министров и Совмин выпустили постановления, необходимые для начала работ в этом направлении. Создание новой ракеты было поручено СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр, г. Миасс), а главным конструктором назначили В.П. Макеева. В сентябре того же года был готов эскизный проект, а к концу ноября собрана вся конструкторская документация. До конца 1958 года на Златоустовском машиностроительном заводе началась подготовка к изготовлению первых прототипов ракет. В мае следующего 1959 года ГАУ Минобороны утвердило требования к новой ракете и присвоило ей индекс 8К14, а всему комплексу – 9К72.

Сборка первых ракет началась в середине 1959 года, а в декабре на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Первый этап испытаний закончился 25 августа 1960 года. Все семь пусков прошли успешно. Вскоре после этого начался второй этап испытаний, в ходе которого было произведено 25 пусков. Два из них закончились аварией: во время первого полета ракета Р-17 с двигателем С5.2 полетела в противоположную от цели сторону, а третий закончился самоликвидацией ракеты из-за короткого замыкания на активном участке полета. Испытания были признаны удачными и оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) рекомендовали к принятию на вооружение. 24 марта 1962 года рекомендация была выполнена соответствующим постановлением Совмина.

Состав комплекса

Основой комплекса 9К72 является одноступенчатая баллистическая ракета 8К14 (Р-17) с неотделяемой боевой частью и жидкостным двигателем. Одной из мер по повышению дальности полета ракеты стало введение в топливную систему ракеты насоса для подачи горючего и окислителя. Благодаря этому давление внутри баков, необходимое для оптимальной работы двигателя, снизилось в шесть с лишним раз, что, в свою очередь, позволило облегчить конструкцию за счет более тонких стенок агрегатов топливной системы. При помощи отдельных насосов горючее (пусковое ТГ-02 «Самин» и основное ТМ-185), а также окислитель АК-27И «Меланж» подается в однокамерный ракетный двигатель С3.42Т. Для упрощения конструкции двигателя его запуск производится с помощью пускового топлива, которое самостоятельно загорается при контакте с окислителем. Примерная тяга двигателя С3.42Т равняется 13 тоннам. Первые серии ракет Р-17 комплектовались ЖРД С3.42Т, однако с 1962 года они стали получать новую силовую установку. Однокамерный двигатель С5.2 получил иную конструкцию камеры сгорания и сопла, а также ряд других систем. Обновление двигателя повлекло за собой небольшое (примерно на 300-400 кгс) увеличение тяги и выигрыш в весе порядка 40 кг. ЖРД С5.2 работал на том же топливе и окислителе, что и С3.42Т.

За траекторию полета ракеты Р-17 отвечает система управления. Инерционная автоматика стабилизирует положение ракеты, а также вносит поправки в направление полета. Система управления ракеты условно разделена на четыре подсистемы: стабилизации движения, управления дальностью, коммутации и дополнительного оборудования. Система стабилизации движения отвечает за сохранение запрограммированного курса, для этого гирогоризонт 1СБ9 и гировертикант 1СБ10 собирают информацию об ускорениях ракеты по трем осям и передают ее на счетно-решающий прибор 1СБ13. Последний выдает команды на рулевые машинки. Кроме того, автоматика управления может выдать команду системе автоматического подрыва ракеты, в случае если параметры полета значительно отличаются от заданных, к примеру, отклонение от необходимой траектории превышает 10°. Для парирования возникающих сносов ракета была оснащена четырьмя газодинамическими рулями, установленными в непосредственной близости от сопла двигателя. Система управления дальностью имеет в своей основе прибор-вычислитель 1СБ12. В его задачи входит слежение за скоростью полета ракеты и подача команды на выключение двигателя по достижении нужной. Эта команда прекращает активный режим полета, после чего ракета по баллистической траектории достигает цели. Максимальная дальность полета ракеты – 300 километров, максимальная скорость на траектории – порядка 1500 метров в секунду.

В носовой части ракеты монтировалась боевая часть. В зависимости от тактической необходимости мог применяться один из нескольких вариантов. Список основных боеголовок для Р-17 выглядит так:
- 8Ф44. фугасная головная часть весом в 987 кг, примерно 700 из которых приходилось на взрывчатое вещество ТГАГ-5. Фугасная боевая часть для Р-17 комплектуется сразу тремя взрывателями: носовым контактным, донным барометрическим для подрыва на определенной высоте, а также взрывателем системы самоуничтожения;
- 8Ф14. Ядерная головная часть с зарядом РДС-4 мощностью в десять килотонн. Выпускалась учебная версия 8Ф14УТ без ядерного боезаряда;
- химические головные части. Отличались друг от друга количеством и типом отравляющего вещества. Так, 3Н8 несла порядка 750-800 кг ипритно-люизитной смеси, а 8Ф44Г и 8Ф44Г1 по 555 кг газа V и VX соответственно. Кроме того, планировалось создание боеприпаса с вязким зоманом, но отсутствие производственных площадей не позволило закончить разработку;
- 9Н33-1. Термоядерная боеголовка с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн.

Главный элемент наземного оборудования комплекса «Эльбрус» – стартовый агрегат (пусковая установка) 9П117, разработанный в Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). Колесная машина предназначена для перевозки, предстартовой проверки, заправки пусковым горючим и непосредственно запуска ракеты Р-17. Все агрегаты пусковой установки смонтированы на четырехосном шасси МАЗ-543. Пусковое оборудование машины 9П117 состояло из стартового стола и подъемной стрелы. Эти узлы закреплены на оси и могут поворачиваться на 90°, переводя ракету из горизонтального транспортного в вертикальное пусковое положение. Подъем ракеты осуществляется при помощи гидравлического цилиндра, прочая механика стрелы и стола приводится в движение электромеханическими приводами. После подъема в вертикальное положение ракета Р-17 упирается задней частью на детали стартового стола, после чего стрела опускается обратно. Стартовый стол имеет каркасную конструкцию и оснащен газоотбойным щитом, который предотвращает повреждение конструкции ходовой части машины 9П117 раскаленными газами двигателя ракеты. Кроме того, стол может вращаться в горизонтальной плоскости. В средней части стартового агрегата 9П117 устанавливается рубка с дополнительным оборудованием и рабочими местами для трех человек из расчета комплекса. Аппаратура в рубке главным образом предназначена для обеспечения пуска и контроля за работой различных систем.

1 балансир; 2 захваты; 3 бак гидросистемы; 4 стрела; 5 ДК-4; 6 два мерных бака с пусковым горючим; 7 пусковой стол; 8 пульт управления стрелой, домкратами и упорами; 9 упоры; 10 опоры; 11 пульт СПО 9В46М; 12 4 воздушных баллона высокого давления; 13 рубка оператора с пультовой аппаратурой РН, ЩУГ,ПА, 2В12М-1, 2В26, П61502-1, 9В362М1, 4А11-Э2, ПОГ-6; 14 АКБ; 15 ящик выносного пульта 9В344;16 в кабине 2 баллона воздушного запуска маршевого двигателя; 17 под кабиной ГДЛ-10; 18 в рубке АПД-8-П/28-2 и приборы из комплекта 8Ш18; 19 эквивалент СУ 2В34; 20 эквивалент САПР 2В27; 21 приборы из комплекта 8Ш18

Помимо ракеты и пусковой установки в состав комплекса «Эльбрус» входило несколько прочих машин различного назначения. Из-за этого состав ракетного дивизиона выглядел следующим образом:
- 2 пусковые машины 9П117;
- 5 командно-штабных машин на базе ГАЗ-66;
- 2 топопривязчика 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66;
- 3 обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311 на базе грузовиков «ЗиЛ»;
- 2 заправщика 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) с двумя заправками основного топлива и четырьмя пускового на каждом;
- 4 автоцистерны для окислителя АКЦ-4-255Б на базе грузовика КрАЗ-255,каждый несет по две заправки «Меланжа»;
- 2 автокрана 9Т31М1 с комплектом соответствующего оборудования;
- 4 грунтовые тележки 2Т3 для перевозки запаса ракет и 2 контейнера 2Ш3 для боевых частей;
- 2 специальных автомобиля на базе «Урала-4320» для транспортировки головных частей;
- 2 машины технического обслуживания МТО-В или МТО-АТ;
- 2 мобильных пункта управления 9С436-1;
- взвод материального обеспечения: топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, вспомогательные грузовики и т.д.

Модификации

Не дожидаясь принятия комплекса на вооружение, в ЦКБ ТМ стали разрабатывать альтернативную пусковую установку 2П20 на базе шасси МАЗ-535. По причине недостаточной прочности конструкции этот проект был закрыт – никто не видел смысла в усилении одного шасси с целью замены другого, имеющего достаточную прочность и жесткость. Чуть более удачным оказался «Объект 816» на гусеничном шасси КБ Ленинградского Кировского завода. Однако производство этой самоходной пусковой установки ограничилось лишь опытной партией в несколько единиц. Еще один оригинальный проект альтернативной пусковой установки дошел до стадии опытной эксплуатации, однако так и не был принят на вооружение. Установка 9К73 представляла собой легкую четырехколесную платформу с подъемной стрелой и стартовым столом. Подразумевалось, что такая пусковая установка может быть доставлена самолетом или вертолетом соответствующей грузоподъемности в нужный район и оттуда произвести пуск ракеты. Во время испытаний экспериментальная платформа показала принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако в случае с Р-17 не было возможности использовать весь потенциал платформы. Дело в том, что для осуществления пуска и наведения ракеты расчету необходимо знать ряд параметров, как то координаты пусковой установки и цели, метеорологическую обстановку и т.п. В условиях середины шестидесятых годов для определения этих параметров требовалось участие специализированных комплексов на автомобильном шасси. Кроме того, подобная подготовка значительно увеличивала необходимое для пуска время. В результате 9К73 не была принята на вооружение и к идее «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки не возвращались.

Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)

Похожим образом дело обстояло и с новыми модификациями ракеты Р-17. Первой ее модернизированной версией должна была стать Р-17М (9М77) с баками увеличенной емкости и, как следствие, большей дальностью. Последняя, согласно первоначальным расчетам, должна была достигать 500 километров. В 1963 году в КБ Воткинского машиностроительного завода под руководством Е.Д. Ракова началось проектирование этой ракеты. За основу была взята исходная Р-17. Для повышения дальности предлагалось заменить двигатель и тип топлива, а также провести ряд переделок конструкции самой ракеты. Расчеты показали, что при сохранении имеющегося принципа полета к цели и дальнейшем увеличении дальности уменьшается угол между вертикалью и траекторией ракеты на подходе к цели. При этом конический носовой обтекатель ракеты создавал ощутимый момент на кабрирование, из-за чего ракета могла значительно отклоняться от цели. Во избежание такого явления была сконструирована новая головная часть с перфорированным обтекателем и цилиндрическим кожухом аппаратуры и боезаряда внутри. Такая система позволила совместить и хорошую аэродинамику в полете, и почти полностью ликвидировать склонность ракеты к кабрированию. В то же время, пришлось изрядно повозиться с подбором сорта металла для обтекателей – применявшиеся ранее не выдерживали температурных нагрузок на конечном участке полета, а нанести защитное покрытие не давала перфорация обтекателя. Под названием 9К77 «Рекорд» обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. Испытательные пуски проходили в целом удачно, но все же проблем хватало. Испытания завершились только в 1967 году, когда проект Р-17М был закрыт. Причиной этого стало появление ракетного комплекса «Темп-С», способного поражать цели на расстоянии до 900 километров.

В 1972 году конструкторское бюро Воткинского машиностроительного завода получило задание сделать на базе ракеты Р-17 мишень для испытания новых зенитных ракетных комплексов с ограниченными возможностями по противоракетной обороне. Главным отличием мишени от оригинальной ракеты было отсутствие боевой части и наличие ряда специализированных систем для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Примечательно, что во избежание преждевременного уничтожения основная аппаратура ракеты-мишени размещалась в бронированном ящике. Таким образом, мишень даже в течение некоторого времени после поражения могла сохранять связь с наземным оборудованием. До 1977 года ракеты-мишени Р-17 изготовлялись серийно; позже, вероятно, их стали переоборудовать из серийных ракет с заканчивающимся гарантийным сроком.

Комплексы 9К72 с СПУ 9П117М на марше (фото КБМ им.В.П,Макеева)

С 1967 года специалисты Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ) и НПО «Гидравлика» вели работы по созданию фотоэталонных систем наведения. Суть этой идеи состоит в том, что в головку самонаведения загружается аэрофотоснимок цели и та, выйдя в заданный район, наводится при помощи соответствующего вычислителя и встроенной видеосистемы. По результатам исследований была создана ГСН «Аэрофон». Ввиду сложности проекта первый испытательный пуск ракеты Р-17 с такой системой состоялся только в 1977 году. Первые три пробных пуска на дальность 300 километров завершились успешно, условные цели были поражены с отклонением в несколько метров. С 1983 по 1986 годы проходил второй этап испытаний – еще восемь пусков. По завершении второго этапа начались государственные испытания. 22 пуска, большая часть которых завершилась поражением условной цели, стали причиной рекомендации принять комплекс «Аэрофон» в опытную эксплуатацию. В 1990 году военнослужащие 22-й ракетной бригады Белорусского военного округа отправились на Капустин Яр для ознакомления с новым комплексом, получившим название 9К72О. Немного позже несколько экземпляров было отправлено в части бригады. Сведений об опытной эксплуатации нет, более того, согласно разным источникам, 22-я бригада была расформирована раньше предполагаемого срока передачи ракетных комплексов. По имеющимся данным, все неиспользованные ракеты и оборудование комплексов находятся на хранении.

Служба

Первые партии комплексов 9К72 «Эльбрус» поступали на вооружение Советской армии. После укомплектования отечественных вооруженных сил «Эльбрус» был доработан для поставок за рубеж. Ракета Р-17 шла за рубеж под обозначением Р-300. Несмотря на большое количество 9К72 в странах Варшавского договора, первым на практике его использовал Египет. В 1973 году, во время т.н. Войны судного дня, египетские вооруженные силы произвели несколько пусков ракет Р-300 по израильским целям на Синайском полуострове. Большинство выпущенных ракет попало в цель, не превысив расчетное отклонение. Тем не менее, война закончилась победой Израиля.

СПУ 9П117 из состава 112-й ракетной бригады ГСВГ (Генцроде, 1970-1980-е годы, фото http://militaryrussia.ru)

Следующие факты боевого применения ракет Р-17 произошли во время войны в Афганистане. Оперативно-тактические ракеты оказались полезными при атаках душманских укреплений или лагерей. По различным данным, советские ракетчики произвели от одной до двух тысяч пусков, при этом было выявлено несколько характерных особенностей эксплуатации. Так, отклонение от цели, доходившее у ракеты 8К14 до ста метров, порой не позволяло надежно поражать цели взрывной волной и осколками. По этой причине уже в строевых частях был придуман новый метод применения баллистических ракет. Суть его заключалась в пуске ракеты на сравнительно небольшую дальность. Двигатель отключался сравнительно рано, и в баках оставалось некоторое количество топлива. Как следствие, попав в цель, ракета распыляла вокруг себя смесь горючего ТМ-185 и окислителя АИ-27К. Разлет жидкостей с последующим воспламенением значительно увеличивал область поражения. При этом в ряде случаев остатки топлива и окислителя вызывали длительный пожар на обстреливаемой местности. Этот оригинальный метод использования ракеты со стандартной фугасной боевой частью стал причиной появления слухов о существовании некой боеголовки объемного взрыва. Однако существование подобного заряда для комплекса «Эльбрус» не имеет документального подтверждения.

Вскоре после первого применения «Эльбруса» в Афганистане он принял участие в ирано-иракской войне. Стоит отметить, ракеты Р-300 запускались обеими сторонами конфликта, хотя и в разном количестве. Дело в том, что Ирак покупал экспортные версии комплекса 9К72 напрямую у СССР, а Иран приобретал их через Ливию. По различным данным, Ирак произвел от 300 до 500 пусков ракет Р-300 по целям на территории Ирана. В 1987 году начались испытания ракеты Al Hussein, являющейся иракской модернизацией Р-300. Иракская разработка имела облегченную боевую часть весом в 250 кг и повышенную дальность пуска – до 500 километров. Общее число произведенных пусков ракет «Эль-Хуссейн» оценивается в 150-200. Ответом на иракские обстрелы стала покупка Ираном у Ливии некоторого количества аналогичных комплексов «Эльбрус», однако их использование имело гораздо меньшие масштабы. Всего было выпущено порядка 30-40 ракет. Всего через несколько лет после окончания ирано-иракской войны экспортные ракеты Р-300 снова приняли участие в боевых действиях. Во время операции «Буря в пустыне» иракские военные производили атаки целей на территории Израиля и Саудовской Аравии, а также обстреливали наступающие американские войска. В ходе этого конфликта вооруженные силы США смогли опробовать на практике новые зенитные ракетные комплексы Patriot, имеющие ограниченные возможности противоракетной обороны. Результат попыток перехвата до сих пор является предметом споров. Разные источники приводят цифры от 20% до 100% уничтоженных ракет. В то же время, значительный ущерб противнику причинили только две или три ракеты.


Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum).

В девяностые годы прошлого века комплексы 9К72 «Эльбрус» почти не использовались в бою. Не более двух десятков ракет было выпущено в ходе нескольких локальных конфликтов. Одно из последних применений ракет Р-17 относится ко второй чеченской кампании. Имеются сведения о формировании в 1999 году специальной части, вооруженной «Эльбрусами». За последующие полтора года российские ракетчики произвели две с половиной сотни пусков, используя в том числе и ракеты с истекшим гарантийным сроком. Никаких серьезных проблем зафиксировано не было. По имеющимся данным, весной 2001 года комплексы 9К72 были переданы на хранение.

Если не считать бывшие союзные республики, которым комплексы «Эльбрус» достались после распада СССР, оперативно-тактические ракеты Р-17 и Р-300 состояли на вооружении 16 стран, в том числе Афганистана, Болгарии, Вьетнама, ГДР, КНДР, Ливии и т.д. После прекращения существования Советского Союза и Организации варшавского договора часть произведенных ракет оказалась в ставших независимыми странах. Кроме того, потеря Россией былых позиций на международной арене привела к тому, что при прямом содействии стран НАТО некоторые эксплуатанты комплексов «Эльбрус» сняли их с вооружения и утилизировали. Причинами этого были подходящие к концу сроки эксплуатации ракет, а также давление западных государств, которые по-прежнему считают 9К72 объектом повышенной угрозы: сказывается возможность установки на ракету даже устаревших ядерных боезарядов. Тем не менее, в некоторых странах комплексы «Эльбрус» по-прежнему стоят на вооружении и эксплуатируются. Их количество невелико и постоянно уменьшается. Похоже, в течение ближайших лет один из самых старых оперативно-тактических ракетных комплексов будет полностью выведен из эксплуатации во всем мире.

По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://militaryrussia.ru/
http://janes.com/
http://kapyar.ru/
http://rwd-mb3.de/
http://engine.aviaport.ru/
http://globalsecurity.org/

Знаменитый «Скад», широко распространенная в мире ракета, применявшаяся в целом ряде локальных конфликтов конца XX века.

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 на долгохранимых компонентах топлива предназначен для поражения живой силы, пунктов управления, аэродромов и других важнейших объектов противника.

Создавался с 1958 по 1961 годы в СКБ-385 (ныне «Государственный ракетный центр им. ак. В.П.Макеева «), главный конструктор Виктор Макеев. 24 марта 1962 года принят на вооружение.

Первоначально ракета 8К14 размещалась на гусеничном шасси 2П19 на базе ИСУ-152 , конструктивно схожей с пусковыми установками ракет Р-11 М, однако впоследствии все комплексы перевели на колесное шасси МАЗ-543А (пусковая установка 9П117).

Ракета комплекса 8К14 (Р-17) одноступенчатая жидкостная, на высококипящих компонентах топлива: горючее ТМ-185 (специальный «ракетный керосин», представляющий собой смесь углеводородов, близкую к скипидару) и окислитель АК-27И (т.н. «меланж»: раствор тетраоксида азота в азотной кислоте).

Длина ракеты 11,16 метра, диаметр 0,88 метра, вес полностью заправленного изделия 5860 или 5862 кг (в зависимости от типа боевой части). Дальность применения ракеты от 50 до 300 км. Модификация 8К14−1 (Р-17 М) была взаимозаменяема с 8К14 и не отличалась по ТТХ, все изменения касались агрегатной компоновки, позволяющей нести более тяжелые головные части.

Боевая часть ракеты неотделяемая, выпускалась в нескольких видах. В обычном оснащении это была штатная осколочно-фугасная боевая часть 8Ф44 массой 987 кг, снаряженная взрывчатым веществом ТГАГ-5 (тротил-гексоген-алюминиевая смесь с флегматизатором).

Специальное (ядерное) оснащение ракеты предусматривало установку боевой части 8Ф14 («изделие 269А») весом 989 кг и мощностью 10 кт, далее — семейства боевых частей 9Н33 с зарядами различной мощности, включая термоядерные. Также имелись две версии специальных БЧ в химическом оснащении. С 1967 года ракета комплектовалась боевой частью 3Н8 с ипритно-люизитной смесью (снята с вооружения с 1980-е годы) и 8Ф44Г «Туман-3» с оснащением нервно-паралитическими V-газами («вещество 33»).

В начале 1980-х годов на базе 8К14 проводились эксперименты по созданию высокоточных баллистических ракет с системой наведения на основе оптических (тема «Аэрофон») и радиолокационных корреляционных ГСН, использовавших наведение по сравнению с фотоснимками или радарными портретами местности.

В 1990-е годы комплекс постепенно снимается с вооружения, однако, по ряду сведений, еще в конце 2000-х часть ракет находились на долговременном хранении.

Ракетный комплекс «Эльбрус» широко поставлялся за рубеж — не только членам Варшавского договора, но и союзникам СССР в «третьем мире». В разные годы комплекс Р-17Э (Р-300) получили Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Египет, КНДР, Ливия, Ирак, Иран, Польша, Румыния, Сирия, Чехословакия и др. В итоге «скады» (от натовского обозначения Scud) стали ключевым источником ракетных технологий для «третьего мира».

Первое боевое применение комплекса состоялось в 1973 году, его использовали египетские войска против Израиля во время «войны судного дня» осенью 1973 года. Далее «Эльбрус» применялся Ираком против Ирана во время войны 1980−1989 годов. «Эльбрус» проявил себя также во время войны в Заливе 1991 года и во время Второй чеченской кампании в 1999—2001 годах. Эпизодически ракета применялась во время гражданских войн в Йемене и Афганистане.

После создания ядерного оружия в США, оно, в силу ограниченного количества и значительных габаритов ядерных бомб, рассматривалось как средство уничтожения крупных, особо важных целей и инструмент политического давления и ядерного шантажа СССР. Однако по мере накопления запасов и миниатюризации появилась возможность размещения ядерных боеголовок на тактических носителях. Таким образом, ядерное оружие стало уже оружием поля боя. С помощью ядерных зарядов относительно небольшой мощности можно решать задачи прорыва долговременной обороны, уничтожения скопления войск противника, штабов, узлов связи, аэродромов, военно-морских баз и т.д.

На первом этапе носителями тактических бомб были самолеты тактической (фронтовой) и палубной авиации. Однако авиация при многих своих достоинствах не могла решить весь круг задач. Реактивные боевые самолёты имели ряд ограничений, связанных с точностью и безопасностью бомбометания, метеоусловиями и временем суток. Кроме того, авиация является уязвимой к средствам ПВО, а применение ядерного оружия с малых высот связано с большим риском для самого носителя.

Для применения ядерного оружия на поле боя требовались достаточно точные, всепогодные, неуязвимые для средств ПВО и по возможности мобильные и компактные средства доставки. Ими стали тактические и оперативно-тактические ракетные комплексы. Начиная с 50-х годов, в США были созданы ТР и ОТР с двигателями, работающими как на твёрдом, так и на жидком топливе. Ракеты «Онест Джон», «Литтл Джон», «Сержант», «Капрал», «Лакросс», «Ланс» имели достаточно высокую мобильность, их точность позволяла наносить ядерные удары по объектам, расположенным вблизи линии боевого соприкосновения войск.

Естественно, что аналогичные работы по созданию баллистических ракет армейского и фронтового звена велись в Советском Союзе. В 1957 году на вооружение была принята оперативно-тактическая ракета Р-11, созданная в ОКБ-1 С.П. Королёва. В отличие от ракет, созданных на базе германской А-4 (Фау-2), в которых в качестве топлива использовался спирт, а окислителем был жидкий кислород – Р-11 стала первой советской ракетой такого класса на высококипящих компонентах топлива.

Переход на горючее - ТМ-185 на основе легких нефтепродуктов и окислитель - «Меланж» на основе концентрированной азотной кислоты - позволило существенно повысить время нахождения ракеты в заправленном виде. Вытеснительный способ подачи топлива и окислителя в ЖРД (давлением сжатого газа) значительно сократил массогабаритные характеристики ракеты и её стоимость. Благодаря внедрению новых компонентов топлива и окислителя появилась возможность транспортировки боеготовой заправленной ракеты на пусковой установке. Также значительно упростилась процедура запуска двигателя ракеты, для этого использовалось пусковое горючее, самовоспламеняющееся при контакте с окислителем - «Самин».

При стартовой массе 5350 кг дальность пуска ОТР Р-11 с боевой частью весом 690 кг составляла – 270 км с КВО – 3000 метров. Первоначально использовались только осколочно-фугасные и химические боевые части. Это было связано с тем, что в 50-е годы советская ядерная отрасль не сумела создать достаточно компактные боезаряды. Для Р-11 также отрабатывались боеголовки, заправляемые жидкими высокорадиоактивными веществами, как и химические боезаряды, они должны были создавать на пути наступающих войск противника труднопреодолимые очаги заражения и делать не пригодными для использования крупные транспортные узлы и аэродромы.


СПУ 2У218 с ракетой Р-11М / 8К11 во время парада на Красной площади

В самом начале 60-х на вооружение поступила модернизированная Р-11М. Основным отличием данной ракеты стало оснащение ядерной боевой частью массой 950 кг, вследствие чего максимальная дальность пуска уменьшилась до 150 км. В сентябре 1961 года на Новой Земле было осуществлено два испытательных пуска Р-11М с ядерными боеголовками. Натурные ядерные испытания продемонстрировали приемлемую точность и хороший поражающий эффект. Мощность ядерных взрывов находилась в пределах 6-12 кт.

Кроме сухопутных вариантов существовала также морская ракета - Р-11ФМ. Она была принята на вооружение в 1959 году. Ракетный комплекс Д-1 с ракетой Р-11ФМ входил в состав вооружения дизельных подводных лодок пр. 629.

Вскоре после принятия на вооружение ОТРК Р-11 встал вопрос о кардинальном улучшении его характеристик. Военных в первую очередь интересовало увеличение дальности пуска ракет. Анализ схемы ракеты Р-11М показал бесперспективность попыток дальнейшей модернизации ракет с вытеснительной системой подачи топлива. Поэтому при создании новой ракеты было решено использовать двигатель с турбонасосной системой подачи топлива. К тому же турбонасосный агрегат позволял добиться лучшей точности стрельбы по дальности.

Комплекс оперативно-тактического назначения 9К72 «Эльбрус» с ракетой Р-17 (индекс ГРАУ - 8К14) был разработан в СКБ-385 (главный конструктор - В.П. Макеев), при разработке ракета имела индекс Р-300. Для ускорения создания нового комплекса массогабаритные характеристики ракеты Р-17 были выбраны близкими к Р-11М. Это позволило использовать часть агрегатов и оборудования от ракеты Р-11М, что в свою очередь сэкономило время и средства.

Несмотря на то, что ракеты Р-17 и Р-11М внешне были похожи и использовали одинаковые топливо и окислитель, конструктивно они имели мало общего. Полностью была изменена внутренняя компоновка и создана более совершенная система управления. В ракете Р-17 использовался новый, намного более мощный двигатель, созданный в ОКБ-5 (главный конструктор - А.М. Исаев).

12 декабря 1959 года на полигоне Капустин Яр состоялся первый испытательный пуск ракеты Р-17. 7 ноября 1961 года четыре гусеничные самоходные пусковые установки 2П19 с ракетами Р-17 впервые прошли во время военного парада по Красной площади.
24 марта 1962 года оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К-14 (Р-17) постановлением Совета министров СССР был принят на вооружение. В странах НАТО комплекс получил обозначение SS-1c Scud B (англ. Scud – Шквал). В Советском Союзе комплексы 9К72 были сведены в ракетные бригады Сухопутных войск. Обычно в бригаду входило три огневых дивизиона, по три батареи в каждом. В каждой батарее имелась одна СПУ и ТЗМ.

Первоначально в составе ракетного комплекса для транспортировки и запуска ракеты со стартовой массой 5860 кг - использовалась гусеничная СПУ на базе ИСУ-152, сходная с той, что применялась для транспортировки и запуска Р-11М. Однако гусеничное шасси при хорошей проходимости не удовлетворяло военных по скорости передвижения, запасу хода, и разрушали дорожное покрытие. К тому же значительные вибрационные нагрузки при движении на гусеницах отрицательно сказывались на надёжности ракет. В 1967 году в ракетные бригады стала поступать СПУ 9П117 на четырёхосном шасси МАЗ-543П. К концу 70-х колёсное шасси постепенно вытеснило гусеничное, однако в ряде мест со сложными дорожными условиями гусеничная техника эксплуатировалась до конца 80-х.


СПУ 9П117 на четырёхосном шасси МАЗ-543П

С самого начала Р-17 проектировалась как средство доставки тактических ядерных зарядов мощностью 5-10 кт с максимальной дальностью стрельбы 300 км. КВО находилось в пределах 450-500 метров. В 70-е годы для ракет комплекса «Эльбрус» были созданы новые термоядерные боевые части мощностью: 20, 200, 300 и 500 кт. При эксплуатации ракеты с ядерной боеголовкой на головную часть ракеты надевался специальный термостатический чехол.

И хотя наличие химического оружия в СССР официально отрицалось, ракеты Р-17, кроме ядерных, могли нести химические боеголовки. Первоначально боевые части снаряжались ипритно-люизитной смесью. В конце 60-х на вооружение были приняты кассетные БЧ с бинарным отравляющим веществом нервно-паралитического действия Р-33, которое по своим свойствам во многом было аналогично западному ОВ VX. Этот нервно-паралитический яд является самым токсичным из когда-либо искусственно синтезировавшихся веществ, применяемых в химическом оружии, он в 300 раз токсичнее фосгена, использовавшегося в Первой мировой войне. Вооружение и военная техника, подвергшаяся воздействию вещества Р-33, представляют опасность для личного состава в тёплое время года в течение нескольких недель. Это стойкое отравляющее вещество обладает способностью впитываться в лакокрасочные покрытия, что сильно затрудняет процесс дегазации. Местность, подвергшаяся заражению ОВ Р-33, на несколько недель делается непригодной для ведения длительных боевых действий. Фугасная боевая часть 8Ф44 весом - 987 кг содержала около 700 кг мощного взрывчатого вещества ТГАГ-5. Фугасными БЧ в основном комплектовались экспортные ракеты Р-17Э. В СССР они, как правило, использовались для контрольно-учебных стрельб.

Ошибочным будет считать, что в состав ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус» входили только ракета и пусковая установка. При обслуживании и боевом применении ОТРК использовалось около 20 единиц различной буксируемой и самоходной техники. Для заправки ракет применялись автомобильные заправщики топлива и окислителя, специальные компрессоры и обмывочно-нейтрализационные машины. Для проверки и мелкого ремонта ракет и пусковых установок служили специальные мобильные испытательные и метрологические машины и мобильные мастерские. «Специальные» боевые части транспортировались в закрытых машинах-хранилищах с регулируемым температурным режимом. Погрузка ракет на самоходную пусковую установку с транспортной машины осуществлялась автокраном.


Перегрузка ракеты с транспортной машины на СПУ с использованием и автокрана

Для определения координат пусковой установки использовались топопривязчики на базе ГАЗ-66. Ввод данных и управление комплексом «Эльбрус» происходил с мобильных пунктов управления. В составе взвода материального обеспечения имелись топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, бортовые грузовики и т.д.

За долгие годы службы ОТРК неоднократно подвергался модернизации. В первую очередь это коснулось ракеты. Модернизированная ракета 8К14-1 обладала лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками и могла нести более тяжелые боеголовки. Ракеты отличаются только по возможности использования боевых частей. В остальном ракета 8К14-1 полностью взаимозаменяема с 8К14 и не отличается по своим ТТХ. Ракеты всех модификаций могли применяться с любого стартового агрегата, все они имели взаимозаменяемую пультовую аппаратуру. За годы производства удалось добиться весьма высокого уровня технической надёжности ракет и увеличить время нахождения в заправленном состоянии с 1 года до 7 лет, гарантийный срок службы увеличился с 7 до 25 лет.

В начале 60-х в КБ Воткинского машиностроительного завода была предпринята попытка кардинальной модернизации ракеты Р-17 путем замены двигателя, типа топлива и увеличения объема топливных баков. Согласно расчётам, дальность пуска в этом случае должна была превысить 500 км. Обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс, получивший обозначение 9К77 «Рекорд», в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. В целом испытания проходили удачно и завершились в 1967 году. Но на вооружение новый ОТРК с ракетой Р-17М не приняли. К тому моменту был создан мобильный ракетный комплекс «Темп-С», обладавший более высокими характеристиками.

Еще одним оригинальным проектом стала попытка создания аэромобильной пусковой установки 9К73. Она представляла собой легкую четырехколесную платформу со стартовым столом и подъемной стрелой. Такая пусковая установка могла оперативно перебрасываться транспортным самолетом или вертолетом в заданный район и оттуда произвести пуск ракеты. Специально для этого была создана модификация вертолёта Ми-6ПРТБВ - подвижная ракетно-техническая база вертолетного типа.

Во время испытаний опытный образец платформы продемонстрировал принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако дальше постройки опытного образца дело не продвинулось. Для осуществления прицельного пуска расчету необходимо знать ряд параметров, таких как: координаты цели и пусковой установки, метеорологическую обстановку и т.д. В шестидесятые годы для определения и введения этих параметров в систему управления ракетой было не реально обойтись без участия специализированных комплексов на автомобильном шасси. А для доставки в район пуска необходимой техники требовались дополнительные транспортные самолёты и вертолёты. В итоге от идеи «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки отказались.

Ко второй половине 70-х комплекс начал устаревать, и его характеристики уже не в полной мере соответствовали современным требованиям. На фоне появления современных твердотопливных ракет большие нарекания вызывала необходимость заправки и слива топлива и окислителя. Обращение с данными компонентами, необходимыми для работы ЖРД, всегда было связано с большим риском. Кроме того, для сохранения ресурса ракет после слива окислителя требовалась процедура нейтрализации остатков кислоты в баке и трубопроводах.

Несмотря на трудности эксплуатации ОТРК «Эльбрус» был хорошо освоен в войсках, и в силу относительной простоты и дешевизны ракеты Р-17 выпускались большой серией. Не слишком высокая точность ракет отчасти компенсировалась мощными ядерными боеголовками, вполне пригодными для уничтожения скопления войск противника или крупных площадных целей.

Однако применение тактического ядерного оружия грозило перерасти во взаимное ядерное уничтожение, да и в "большой войне" использование ядерного оружия не всегда целесообразно. Поэтому в 80-е годы в СССР велись работы по повышению точности комплекса путём создания управляемой боевой части ракеты в рамках ОКР «Аэрофон».

Отделяемая боевая часть 9Н78 массой 1017 кг в обычном снаряжении наводилась на цель на конечном участке траектории по командам оптической ГСН. Для этого в ходе подготовки к пуску «портрет» цели загружался в блок памяти системы наведения. При составлении «портрета» цели использовались аэрофотоснимки, полученные самолётами-разведчиками. Максимальная дальность для модернизированной ракеты 8К14-1Ф составляла 235 км, а точность поражения отделяемой БЧ 9Н78 - 50-100 м. В состав доработанного ракетного комплекса вошли машина подготовки данных и машина ввода данных. Точность стрельбы доработанного комплекса 9К72-1 сильно зависела от качества и масштаба аэрофотоснимков и метеоусловий в районе цели. В 1990 году комплекс был принят в опытно-войсковую эксплуатацию, но серийно не строился. К тому моменту жидкостные ракеты Р-17 безнадёжно морально устарели, их производство в Воткинске было завершено в 1987 году.

Но на этом история ОТРК «Эльбрус» в нашей стране не закончилась. Несмотря на то, что ракетный комплекс во многом не удовлетворял современным требованиям в силу большой распространенности и дороговизны переоснащения ракетных бригад на новую технику, он ещё примерно 10 лет состоял на вооружении в Российской армии. Кроме того, выслужившие гарантийные сроки ракеты активно использовались в качестве мишеней во время учений и испытаний систем ПВО и ПРО. Для этого конструкторы Воткинского машиностроительного завода создали на базе ракеты Р-17 ракету-мишень. В отличие от базовой ракеты, мишень не несла боевой части. На её месте в бронированной капсуле размещались аппаратура управления ракетой и специализированные телеметрические системы, предназначенные для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Таким образом, ракета-мишень в течение некоторого времени после поражения до момента падения на землю могла передавать информацию. Это позволяло осуществлять обстрел одной мишени несколькими противоракетами.

Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус», начиная с 1973 года, достаточно широко поставлялся на экспорт. Кроме стран Варшавского договора ОТРК состояли на вооружении в Афганистане, Вьетнаме, Египте, Ираке, Йемене, Ливии, Сирии.


Ливийская СПУ 9П117 на шасси MAЗ-543 захваченная повстанцами

По всей видимости, первыми комплекс в боевой обстановке применили египтяне во время «Войны Судного дня» в 1973 году. К сожалению, достоверных данных о подробностях боевого применения нет. Судя по всему, особых успехов египетским ракетчикам добиться не удалось. Вскоре после того, как президентом Египта стал Анвар Садат, военно-техническое сотрудничество между нашими странами прекратилось. Более того египетское руководство за соответствующее вознаграждение стало активно знакомить с новейшими образцами советской техники всех желающих. Так в конце 70-х в США и Китай были отправлены истребители МиГ-23 и средства ПВО.

В 1979 году три египетских ОТРК были проданы КНДР, и египетские инструкторы помогли подготовить северокорейские расчёты. До этого, не смотря на настойчивые просьбы Ким Ир Сена, советское руководство из опасения, что эти комплексы могут попасть в Китай, воздерживалось от поставок данного оружия в КНДР.

Ракеты Р-17 имели простую и понятную для северокорейских специалистов конструкцию, что, впрочем, не удивительно - тысячи корейцев учились в советских технических вузах и проходили стажировку в научно-исследовательских учреждениях и конструкторских бюро. В КНДР уже состояли на вооружении ЗРК и ПКР, ракеты которых работали на сходных компонентах топлива и окислителя.

Необходимые для разработки собственной версии Р-17 металлургические, химические и приборостроительные предприятия в КНДР при помощи СССР были построены в 50-70-е годы, и копирование ракет не вызвало особых трудностей. Определенные проблемы возникли с созданием приборов автономной инерциальной системы управления. Недостаточная стабильность работы магнитно-полупроводникового счётно-решающего прибора автомата стабилизации не позволяла добиться удовлетворительной точности стрельбы.

Но северокорейским конструкторам удалось с честью решить все проблемы, и в середине 80-х северокорейская версия оперативно-тактической ракеты под условным наименованием «Хвасон-5» поступила на вооружение. Одновременно с этим в КНДР шло строительство ракетостроительной инфраструктуры. Основными её элементами стали Ракетно-исследовательский институт в Санумдон, 125-я фабрика в Пхеньяне и ракетный полигон Мусуданни. Начиная с 1987 года, темп производства ракет «Хвасон-5» составлял 8-10 единиц в месяц.

В конце 80-х корейская версия Р-17 была серьёзно модернизирована, ракета, известная как «Хвасон-6», могла доставить 700 кг боевую часть на дальность 500 км. В общей сложности в КНДР построено около 700 ракет «Хвасон-5» и «Хвасон-6». Помимо северокорейской армии, они поставлялись в ОАЭ, Вьетнам, Конго, Ливию, Сирию и Йемен. В 1987 году первым покупателем партии ракет «Хвасон-5» стал Иран, эта страна получила несколько сотен северокорейских баллистических ракет.


Запуск ракет «Шехаб»

В дальнейшем в Иране с помощью северокорейских специалистов было налажено производство собственных ракет класса «земля-земля» семейства «Шехаб». Благодаря увеличенной ёмкости баков с топливом и окислителем и новому северокорейскому двигателю, ракета «Шехаб-3», состоящая на вооружении с 2003 года, достигла дальности полёта - 1100-1300 км при весе боевой части - 750-1000 кг.

«Скады» в боевой обстановке использовались во время Ирано-иракской войны. Во время так называемой «войны городов» по шести иранским городам, находящимся в зоне пуска, было выпущено 189 ракет, из них 135 по столице – Тегерану. Для запуска ракет Р-17Э помимо штатных СПУ 9П117 использовались стационарные бетонированные пусковые столы. На иракские ракетные удары Иран отвечал аналогичными ракетами производства КНДР.

В 1986 году в Ираке началась сборка собственных вариантов Р-17 – «Аль-Хуссейн» и «Аль-Аббас». С целью увеличения дальности стрельбы вес боевой части иракских ракет был серьёзно уменьшен. За счёт этого увеличилась ёмкость топливных баков и длина ракет. Иракские баллистические ракеты «Аль Хуссейн» и «Аль Аббас» имеют облегченные боевые части с весом, уменьшенным на 250-500 кг. При дальности пуска «Аль Хуссейн» - 600 км и «Аль-Аббас» - 850 км, КВО составляло 1000-3000 метров. При такой точности эффективно наносить удары можно было только по крупным площадным целям.

В 1991 году во время Войны в заливе Ирак запустил 133 ракеты по территории Бахрейна, Израиля, Кувейта и Саудовской Аравии. Для запуска ракет использовались в основном штатные мобильные пусковые установки, так как 12 стационарных стартовых позиций в первые дни были уничтожены, а 13 серьёзно повреждены в результате авиаударов. В общей сложности 80 ракет упали в районе цели, ещё 7 сошли с траектории, а 46 были сбиты.

Против иракских «Скадов» американцы задействовали зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», однако результативность их применения оказалась не слишком высокой. Как правило, против одного иракского «Скада» запускалось 3-4 ЗУР. Зачастую осколочной боевой части ЗУР МIМ-104 удавалось развалить на несколько фрагментов баллистическую ракету, но уничтожения боеголовки не происходило. В результате боеголовка падала и взрывалась не в районе цели, но в силу непредсказуемости траектории полёта, повреждённая ракета представляла ничуть не меньшую опасность.
Справедливости ради стоит сказать, что точность стрельбы иракских ракетчиков была крайне низкой. Зачастую расчёты старались как можно быстрей запустить свои ракеты просто в сторону противника и уехать со стартовых позиций. Это было связано с тем, что самым эффективным американским средством противоракетной обороны были не ЗРК «Пэтриот», а ударная авиация, которая днём и ночью вела охоту за иракскими пусковыми установками. Поэтому пуски ОТР производились, как правило, ночью в большой спешке. Днём иракские ракетные комплексы прятались в различных укрытиях, под мостами и эстакадами. Единственным крупным успехом иракцев можно считать попадание ракеты в американские казармы в саудовском городе Дхарам, в результате чего погибло 28 американских солдат и ещё около двухсот получили ранения.

Комплекс 9К72 «Эльбрус» состоял на вооружении в нашей стране более 30 лет и более 15 лет был основой вооружения ракетных частей Сухопутных войск. Но ко второй половине 80-х он уже стал устаревать. К тому моменту в войска начали поступать ОТРК с ракетами на твёрдом топливе, которые были компактней и обладали лучшими служебно-эксплуатационными характеристиками.

Афганская война стала хорошим поводом для боевой «утилизации» устаревающих жидкостных ракет. Тем более что в СССР за годы производства их накопилось очень много, и у значительной части ракет заканчивались сроки хранения. Однако тут возникли непредвиденные трудности: основная часть эксплуатировавшихся в ракетных бригадах Сухопутных войск ракет Р-17 была «заточена» под «специальные» боевые части, применение которых в Афганистане исключалась. Для имевшихся на базах хранения ракет пришлось на заводе в Воткинске заказывать фугасные боевые части.

По неподтверждённым данным в Афганистане по позициям моджахедов было запущено около 1000 ракет. В качестве объектов ракетных ударов выступали места скопления мятежников, базы и укрепрайоны. Их координаты добывались с помощью авиаразведки. В связи с тем, что стрельба зачастую велась на минимальную дальность, в баках ракет оставалось большое количество топлива и окислителя, что при взрыве боевой части давало хороший зажигательный эффект.

После вывода «ограниченного контингента» «Эльбрусы» остались в распоряжении афганских правительственных сил. Афганская армия не слишком щепетильно выбирала объекты для ракетных ударов, зачастую нанося их по крупным населённым пунктам, находящимся под контролем оппозиции. В апреле 1991 года три ракеты были запущены по городу Асадабад на востоке Афганистана. Одна из ракет упала на городском рынке, убив и ранив около 1000 человек.

Последний раз российские ракеты Р-17 в боевых условиях применялись во время Второй чеченской. К тому моменту в российской армии почти не осталось ракетных бригад вооруженных комплексом 9К72 «Эльбрус», но на складах скопилось большое количество просроченных ракет. Для нанесения ударов по объектам боевиков на территории Чеченской республики был сформирован 630-й отдельный ракетный дивизион. Данная воинская часть базировалась на границе с Чечнёй неподалёку от станицы Русская. Оттуда в период с 1 октября 1999 года по 15 апреля 2001 года было произведено около 250 пусков ракет 8К14-1. В ходе ведения боевых действий отстреливались ракеты с просроченными сроками хранения, но ни одного отказа зафиксировано не было. После того как российские войска взяли под контроль большую часть территории Чечни, и достойных целей больше не осталось, 630-й ордн сдал технику на базу хранения и передислоцировался на полигон Капустин Яр. В 2005 году эта воинская часть первой в Российской армии получила комплекс 9К720 «Искандер». ОТРК 9К72 «Эльбрус» состоял на вооружении в нашей стране до 2000 года, когда ракетные бригады, дислоцированные на Дальнем востоке, сменили его на 9К79-1 "Точка-У".

Несмотря на солидный возраст, ОТРК продолжает эксплуатировать в разных уголках планеты. Нет сомнения, что про боевое применение «Скадов» в горячих точках мы услышим ещё не раз. Оперативно-тактические ракеты, произведённые в КНДР, стали весьма ходовым товаром в странах «третьего мира».

Именно этими ракетами хуситы в Йемене обстреливают позиции саудовской коалиции. По состоянию на 2010 год в Йемене имелось 6 СПУ и 33 ракеты. В 2015 году по территории Саудовской Аравии было запущено около 20 ракет. Официальные представители Эр-Рияда заявили, что все они были либо сбиты комплексами «Пэтриот», либо упали в безлюдной пустыне. Но по данным иранских и французских источников, на самом деле сбить удалось лишь три ракеты. Примерно десять ракет поразили намеченные цели, при этом будто бы погиб начальник главного штаба ВВС Саудовской Аравии. Насколько всё это соответствует действительности сказать трудно, как известно на войне каждая из сторон всячески завышает собственные успехи и скрывает потери, но одно можно сказать точно – списывать со счетов советский ракетный комплекс, созданный 54 года назад, пока рано.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх