Маску не удалось переплюнуть сверхтяжелые ракеты ссср. Илон Маск запускает «Теслу» в космос

Компания Илона Маска (Elon Musk) SpaceX запустила к Марсу свою тяжелую ракету Falcon Heavy и, таким образом, совершила первый в истории запуск тяжелой орбитальной ракеты. Целью миссии является выведение автомобиля Tesla на орбиту вокруг Солнца. Окно для запуска на эту траекторию открывается раз в два года. Ее особенность в том, что именно такая орбита позволяет наиболее эффективно расходовать топливо для полетов к Марсу. Если все пройдет удачно, машина, как и другие космические тела, будет обращаться вокруг Солнца, время от времени приближаясь то к Земле, то к Марсу. До Самого Марса автомобиль не долетит, так как у него нет двигателей, необходимых для корректировки положения в космическом пространстве.

Прямая трансляция велась на официальном канале компании в сервисе YouTube. Как сообщает сайт, запуск состоялся 6 февраля только в 23:45 по московскому времени, так как компании пришлось откладывать его несколько раз из-за сильного ветра. Ракета Falcon Heavy имеет в три раза больше двигателей, чем было у ракеты Falcon 9, а ее общая грузоподъемность составляет около 64 тонн. При этом, планируется, что на Марс она сможет доставить около 17 тонн. Таким образом, грузоподъемность ракеты почти вдвое выше, чем у ближайших конкурентов.

Если испытание будет проходить успешно и далее, то компания Space X укрепит свои коммерческие перспективы и осуществит в 2018 году еще два запуска. Она планирует запустить спутник для Саудовской Аравии также в начале этого года. Кроме того, компания имеет заказ и от ВВС США.

В этот раз Falcon Heavy не несет ничего сверхтяжелого. В качестве нагрузки решили использовать автомобиль Tesla Roadster, в котором находится манекен по имени Starman. Он одет в костюм SpaceX, предназначенный для запланированных миссий экипажа Dragon. Также манекен слушает Дэвида Боуи, везет с собой диск с произведениями писателя Айзека Азимова (Isaac Asimov) и книгу Дугласа Адамса (Douglas Adams) «Автостопом по Галактике». Кроме того, в машине находится табличка с надписью «Без паники!» (Donʼt panic).

— Elon Musk (@elonmusk) 7 февраля 2018 г.

Издание также обращает внимание на замечание некоторых астрономов по поводу реальной траектории движения Tesla. Электрокар действительно улетел дальше орбиты Марса, утверждают они, но при этом недостаточно далеко для того, чтобы оказаться в районе пояса астероидов. Ученые приводят некоторые расчеты, однако они не стали предметом широкого обсуждения.

Почему Маск отправил в космос именно Tesla

Многие эксперты и колумнисты назвали запуск Tesla в космос масштабной рекламной кампанией.

«Маск — главный маркетолог нашего времени — нашел идеальный способ сделать науку сексуальной и запоминающейся для всех: Tesla Roadster. Без человеческого элемента даже огненные извержения запуска ракеты могут начать казаться повторяющимися, особенно в наш век мгновенного доступа к захватывающему и потустороннему. Поэтому Маск и подумал: „Как насчет глянцевого красного суперкара, чтобы пробудить воображение?“», — написал в своей колонке один из редакторов The Verge Влад Савов.

Запуск оказался буквально собран из эффектных деталей — надпись Made on Earth by Humans («Сделано на Земле людьми»), которая нанесена на машине, табличка с именами шести тысяч сотрудников SpaceX.

Внутри электрокара светится сообщение Don’t Panic («Не паниковать!») как отсылка к «Автостопом по галактике» — серии научно-фантастических романов английского писателя Дугласа Адамса. Несколько лет назад в одном из интервью Маск сказал , что один из его любимых космических кораблей из научной фантастики — именно из «Автостопом по галактике». Он признался, что впервые прочитал книгу, когда был подростком и страдал от экзистенциального кризиса в попытках определить смысл жизни.


SpaceX

Среди других запоминающихся фрагментов этого полета — манекен Starman из одноименной песни Дэвида Боуи в скафандре SpaceX. И, конечно, непрерывно повторяющаяся песня Space Oddity внутри Tesla. Все это и многое другое называют элементами большой рекламы Tesla, которая сейчас находится в непростой ситуации.

Сам Маск говорил , что считает «ужасно скучным» обычную полезную нагрузку, которую используют при подобных запусках — чаще всего это бетонные и стальные блоки. Он сказал, что хотел отправить в космос «что-нибудь необычное, что заставило бы нас чувствовать». Впрочем некоторые эксперты связывали это решение с тем, что первый запуск новой ракеты мог оказаться неудачным.

С 2016 года компания Маска занимается разработкой Tesla 3. Сейчас перед Маском стоит задача запуска модели и начала ее массового производства. У компании есть примерно 400 тысяч заинтересованных в покупке электромобилей клиентов — от каждого из них был взят депозит в размере 1000 долларов.

Продажи и соответственно доходы Tesla вырастут, если компания сможет быстро наладить производство, пишет The New York Times. Если еще два года назад Маск обещал к 2018 году выпустить 500 тысяч автомобилей этой модели, то в январе он планировал произвести уже только около 2,5 тысячи — впрочем, пообещав увеличить объем производства, отмечает газета.

При этом Tesla теряет деньги в восьми из последних девяти кварталов. Накануне компания отчиталась о рекордном квартальном убытке — 675 млн долларов в четвертом квартале 2017 года, в то время как за аналогичный период прошлого года убытки были равны 121 млн долларов. The New York Times также связывает решение отправить Tesla в космос с попыткой Маска восстановить компанию, чтобы в том числе наладить выпуск Tesla 3.

Компания Tesla после запуска Falcon Heavy сможет уверенно заявлять, что ее электромобиль был отправлен в космос и находится там. По мнению редактора The Verge, это поможет отвлечь внимание от некоторых проблем Tesla, в том числе с выпуском Tesla 3. «Это самый большой рекламный фокус, который мы видели за долгое время», — написал он.

Сейчас Tesla оценивается в около 58 миллиардов долларов.

Как Маск оценил первый запуск Falcon Heavy

«Мне представлялись образ гигантского взрыва на стартовой площадке, прыгающее по дороге колесо Tesla, логотип Tesla куда-то падает. К счастью, ничего этого не произошло», — сказал он на первой пресс-конференции после запуска.


John Raoux / Associated Press

Еще до запуска Falcon Heavy Маск говорил, что вероятность аварии на старте очень высока. При этом накануне полета он рассказал CNN, что обычно за день до отправки ракеты в космос чувствует себя «супернапряженным». «Однако сейчас я чувствую себя довольно головокружительно и счастливо. И это может быть плохим знаком», — добавил он.

Перед пресс-конференцией Маск осмотрел оба вернувшихся ускорителя. Он отметил, что они находятся в хорошем состоянии, особенно титановые решетчатые рули — для SpaceX это особенно важно, поскольку их производство оказалось достаточно дорогим и сложным.

По словам Маска, у SpaceX нет прогноза относительно поведения электрокара после выхода на орбиту. «Возможно, он просто будет находиться в космосе миллионы или миллиарды лет. Может быть, его обнаружит какой-нибудь будущий инопланетный разум и подумает „Что это за чертовщина? Что сделали эти парни? Они преклонялись перед этой машиной? Почему в этой машине есть еще одна маленькая машина?“ Все это по-настоящему собьет их с толку», — сказал Маск.

Маск сказал, что убедился: сбываться могут самые невероятные вещи. «Я действительно не думал, что это сработает: что я увижу подъем ракеты, увижу тысячу вещей, которые, как кажется, не могут работать — и это просто потрясающе, когда они срабатывают».

Как запуск Falcon Heavy оценили эксперты

Эксперты встретили запуск в основном положительно, поздравляя Маска и команду SpaceX.

Запуск Falcon Heavy напоминает, как быстро выросла частная космическая индустрия за последние пять-десять лет, отметил в разговоре с Mashable Фил Ларсон — бывший сотрудник SpaceX, который теперь работает помощником декана в Университете Колорадо. Как и многие эксперты, он связывает полет с созданием условий для экономической конкурентоспособности и национальной безопасности США.

Профессор Университета Южной Калифорнии и бывший сотрудник NASA Грег Аутри считает, что запуск Falcon Heavy — это тот случай, когда частная компания «просто превзошла все правительства на земле». «Это масштабнее, чем все, что делает Россия или Китай. Никто еще не близок к таким результатам», — сказал он Bloomberg.

«Вы так часто видите это с космосом, причем даже с исследовательскими миссиями на Марс и Плутон: люди ощущают почти противоядие повседневному миру социальных сетей, где мы настойчиво продолжаем (пытаться их привлечь к теме космоса. — прим.). А теперь этот процесс практически буквально и метафорически заставляет людей с их собственных устройств смотреть на то, как исследуется космос», — сказала The Guardian Кейси Дрейер, один из менеджеров американской НКО «Планетарное общество».

Астронавт Джеральд Карр похвалил Маска «за открытие новой границы в космосе». «Марс — следующий логический шаг в исследовании космоса», — сказал он The Guardian.

С кем и как может конкурировать SpaceX

Частные компании начали осуществлять запуски еще в 1980 году, когда была создана французская компания Arianespace. Однако еще недавно клиенты, желающий вывести спутник на орбиту, в основном полагались на ракеты, которые принадлежат США или России, отмечает Forbes. Недавнее развитие конкуренции привело к увеличению инвестиций в частные космические предприятия по всему миру. Колумнист Forbes задается вопросом: кто выиграет новую космическую гонку — коммерческую, пришедшую на смену после времен «холодной войны».

Mashable прогнозирует , что скоро Маск столкнется со вполне сопоставимым ему в будущем конкурентом — аэрокосмической компанией Blue Origin Джеффа Безоса (также является основателем Amazon.com и владельцем издательского дома The Washington Post). Компания была создана еще в 2000 году (SpaceX — в 2002-м) для развития космического туризма. Безос сейчас тоже занимается проектом новой сверхтяжелой космической ракеты.


Gregg Newton / Reuters

Преимущество SpaceX — в создании многоразовых ракет, что позволяет значительно сократить производственные расходы. Bloomberg, сопоставляя различные запуски для примера, отмечает , что при стоимости одного запуска Falcon Heavy в 90 млн долларов, SpaceX сейчас способен доставить вдвое большую массу груза, чем основные конкуренты компании — и эта цена еще окажется примерно пятой частью средней стоимости запусков других.

Один полет Falcon 9 обходится в около 62 млн долларов, Falcon Heavy — около 90 млн долларов. Для сравнения: полет одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя «Атлас-5» United Launch Alliance (совместная компания Boeing и Lockheed Martin) — 109 млн долларов. Ожидается, что запуск разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты-носителя Space Launch System обойдется как минимум в десять раз дороже запуска Falcon Heavy.

Но сейчас более интригующими проектами представляются новые коммерческие возможности частных космических компаний, отмечает Bloomberg. Издание приводит задачи, которые некоторые уже разрабатывают или тестируют — например, оборудование для добычи астероидов. Если к этому прибавить тот факт, что сверхтяжелые ракеты станут дешевле и надежнее, то получение энергии из космического пространства уже не будет научной фантастикой.

Как на развитие SpaceX влияют отношения Маска с Белым домом

Успех SpaceX во многом связан с политическим климатом в США и практически постоянным сотрудничеством с NASA на протяжении почти всей истории компании, пишет The Verge. Президент США Дональд Трамп поздравил в твиттере Илона Маска с запуском Falcon Heavy практически сразу.

Недавно Трамп подписал документы программы, связанной с фокусировкой США в том числе на Луне. Президент США поручил NASA начать готовить пилотируемый полет к спутнику Земли. The Verge отмечает, что SpaceX явно рассчитывает на то, что в ближайшее время в этом интересе государства к космосу ничего не изменится.

Однако многие планы SpaceX могут оборваться, если администрация Трампа закончит финансирование программы Международной космической станции после 2024 года. По информации источников СМИ, в том числе The Verge, Трамп рассматривает такой вариант. Ожидается, что проект федерального бюджета США на 2019-й год будет представлен уже в феврале.

Сокращение финансирования МКС, которое теперь составляет примерно 3-4 млрд долларов в год, станет шагом назад и будет не в интересах страны, написал в колонке для The New York Times американский астронавт Марк Келли. Он отметил, что программы NASA еще со второй половины XX века приносят людям пользу — например, помогают в разработке солнечных технологий, микроскопических компьютерных чипов, внесли вклад в появление компьютерной томографии и МРТ. Келли называет финансирование научных исследований одной из наиболее эффективной тратой денег налогоплательщиков. «Это не только создает новые рабочие места, но еще и отрасли, которые иначе никогда бы не появились. Достаточно легко понять, как доллар, потраченный на нашу космическую программу, еще не раз вернется налогоплательщику», — считает он.

Ранее Илон Маск состоял в совете при Белом доме, где был одним из консультантов. Однако в июне 2017 года он объявил, что покидает совет. Это было связано с решением Трампа вывести США из Парижского соглашения по климату. Маск публично заявил о своем решении, отметив, что изменение климата — это вполне реально, а прекращение работы над этим не хорошо ни для Америки, ни для всего мира.

За что чаще всего критикуют Маска и на какие вопросы он не дает ответов

Одну из самых резких критик в адрес Маска можно встретить в рубрике «Мнения» газеты The Guardian. В своей колонке редактор отдела оперативной информации Натан Робинсон раскритиковал SpaceX за масштабные траты. Он отметил, что в день запуска Falcon Heavy другой важной новостью была гибель 80 человек в Сирии в результате длительного гражданского конфликта. «А тем временем во Флориде Илон Маск запустил свой спорткар в космос. Угадайте, какая история доминировала на основных новостных сайтах?».

Робинсон и вовсе называет действия Маска «трагедией глобального неравенства XXI века». «Вряд ли есть лучший способ оценить ее, чем посмотреть, как миллиардер тратит 90 млн долларов на запуск автомобиля стоимостью 100 тысяч долларов в далекие районы Солнечной системы», — пишет он, начиная перечислять множество мировых социальных проблем — войны, нищета, болезни, насилие. По его мнению, Маск необоснованно тратит деньги на показательные полеты, не уделяя при этом внимания тратам на социальные сферы, где положение людей часто критично.

Анализируя планы Маска, The Verge отмечает, что все еще есть вопросы, на которых он не дает конкретные ответы. Например, один из главных вопросов профессионального сообщества к Маску — это детали его плана по колонизации Марса: как именно он собирается организовать там среду обитания человека, где люди будут жить так долго и как именно туда можно добраться, учитывая серьезный фактор излучения. Кроме того, до сих пор не ясно, как планируется финансировать этот проект.

Bloomberg также выпустил список своих вопросов к Маску — они касаются Tesla. Издание интересуется, сколько реально электрокаров сможет производить компaния, какую долю среди доходов Tesla составляют депозиты клиентов за будущие машины, как именно компания планирует выйти на китайский рынок и действительно ли это можно будет считать успехом.

Говоря о слабых сторонах Маска, The Verge отмечает частые переносы сроков тестирования или запусков различных ракет, а иногда и вовсе их отсутствием. Однако добавляет, что результаты часто оказываются впечатляющими.

Falcon 9, Dragon, Big Falcon Rocket: что надо знать о других проектах SpaceX

Falcon 9 впервые была запущена в 2010 году. Она состоит из двух ступеней. Этот тип ракет может быть как одноразовым, так и многоразовым. В качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Девятка в названии обозначает число жидкостных ракетных двигателей, которые установлены на первой ступени ракеты-носителя.

Falcon 9 — это ракета, которая фактически позволяет SpaceX зарабатывать деньги, пишет The Verge. В 2017-м году она выполнила восемнадцать успешных миссий, а в 2018-м году с ее помощью SpaceX собирается осуществить еще больше. Falcon 9 в основном отправляет в космос спутники и доставляет грузы на Международную космическую станцию. Кроме того, Falcon 9 напрямую связана с сотрудничеством SpaceX и NASA — ракета-носитель является составной частью грузового космического корабля Dragon.

Многоразовый беспилотный космический корабль Dragon разрабатывался SpaceX по заказу NASA. Это один из самых долгих проектов SpaceX — компания начала работать над ним еще в 2004 году. Космическое агенство заказало модель для работы с грузом — его доставки в космос и возвращения. На кораблях в будущем также планируют доставлять людей на Международную космическую станцию.

У Dragon предусмотрены несколько модификаций: грузовой, пилотируемый с экипажем до семи человек и смешанный тип — объединенный грузовой и пассажирский, который способен провозить до четырех человек и несколько тонн груза. С одной из модификаций Dragon SpaceX частично связывает свои марсианские планы — в частности те, которые касаются исследований на планете.

Одна из самых ожидаемых моделей сейчас — пилотируемый корабль Dragon V2. Уже во второй половине 2018 года Маск планирует отправить на нем несколько человек к Луне. Известно, что они уже отобраны — это двое не астронавтов, знакомых друг с другом и не связанных с Голливудом. Маск пока отказывается называть их имена. Ожидается, что они облетят Луну, не совершая при этом посадки. В ближайшее время их начнут активно подготавливать к полету. Стоимость такого космического путешествия оценивают в 150 миллионов долларов.

Big Falcon Rocket (BFR) — это пока еще проект многоразовой ракеты-носителя и космического аппарата, который должен прийти на смену действующим ракетам SpaceX. О его разработке Маск рассказал в сентябре 2017 года. Одна из главных целей проекта — полеты людей к Луне и Марсу. Маск говорил, что ракета в принципе сможет помочь осуществлять быстрые полеты вокруг Земли. Недавно он сказал, что SpaceX может отказаться от планов отправлять людей в космос при помощи Falcon Heavy и использовать для этого BFR.

BFR масштабнее действующих ракет SpaceX. Ожидается, что она будет способна выводить на орбиту до 150 тонн груза.

Ориентировочной датой первого тестрирования BFR ранее называли 2019-й год. Испытания планируют провести на одном из объектов компании в Браунсвилле (Техас). The Verge предполагает, что это будет похоже на самые первые испытания Falcon 9, которые выполнялись как обычные полеты на примерно несколько сотен метров.

Если BFR не будет готова к назначенному времени, SpaceX может вернуться к планам отправить людей в космос на Dragon и Falcon Heavy.

Когда SpaceX снова запустит Falcon Heavy

В ближайшие 3-6 месяцев SpaceX не будет снова пытаться запустить Falcon Heavy, говорил Маск. Длительность интервала между полетами, по его словам, зависит от двух факторов: скорости производства компанией центральной части ракеты и клиентского спроса. Внешние ускорители — то есть модернизированные ускорители Falcon 9 — изготавливаются проще.

Центральное ядро ​​Falcon Heavy тоже имеет части Falcon 9 — например, те же самые двигатели — однако остальная его часть (то есть основная) должна быть полностью смоделирована для каждого отдельного полета. Поэтому можно считать, что частота полетов Falcon Heavy в основном зависит от скорости производства центрального ускорителя. Впрочем, Маск обещает организовать довольно быстрое производство. Он заявляет: «Каким бы ни был спрос (на запуски. — прим.), мы сможем пойти ему навстречу».

Детально проанализировать и спрогнозировать этот спрос сейчас достаточно трудно, отмечает The Verge. В 2018-м году у SpaceX запланировано несколько масштабных запусков, среди которых есть связанные с Саудовской Аравией и американскими военными структурами проекты.

Сейчас известно, что при следующем запуске Falcon Heavy блоки и какие-либо основные части прошедшего первого полета использованы не будут. Два боковых ускорителей уже устарели, выполняя различные миссии Falcon 9. Следующая Falcon Heavy будет состоять из новых центрального и боковых ускорителей.

При этом SpaceX еще может использовать детали ракет первого запуска — например, пишет The Verge, металл верхней части каждой из них, части которого помогали безопасно направлять конструкцию на землю. Их изготавливают из титана, и этот процесс достаточно долгий и дорогой.

Почему начали говорить о новой космическое эре

Обозреватель CNN Джин Сеймур назвал запуск «началом нового космического века». «Хотя многие детали отсылали к старому (веку), но только в положительном смысле», — добавил он. Основной признак настоящего времени, отличающий его от прошлой космической эры — это частные компании, которые решили организовывать космические путешествия. Раньше похожим могли заниматься только правительства. Другая черта, не менее значимая по мнению Сеймура, — в том, что в новой космической гонке не должно быть победителя. Речь идет о конкуренции, а не о противостоянии.

«Стоит ли это того? Мы не узнаем, пока не попытаемся. Маск, скорее всего, скажет, что да — и так же ответит NASA. Это не самый подробный или удовлетворяющий ответ. Но до тех пор, пока не произойдет что-нибудь лучше, расслабьтесь и наслаждайтесь шоу».


SpaceX

Космическая компания Илона Маска SpaceX запустила тяжелую ракету-носитель Falcon Heavy, которая должна доставить находящийся внутри нее автомобиль Tesla к солнечной орбите.

Ракета Falcon Heavy стартовала с космодрома космического центра имени Кеннеди во Флориде. На ее борту находится капсула с личным автомобилем Илона Маска − красным Tesla Roadster, в стереосистеме которого, по плану Маска, играет песня Дэвида Боуи «Space Oddity».

От Falcon Heavy благополучно отделились два ускорителя (вернулись на Землю) и первая ступень (что с ней, пока неизвестно). Вторая ступень ракеты доставит Tesla к гелиоцентрической орбите. Автомобиль будет обращаться вокруг Солнца, приближаясь то к Земле, то к Марсу.

Онлайн-трансляцию запуска смотрело более 2,2 миллионов человек

Корреспондент. net объясняет, почему это круто.

Первый автомобиль в космосе

Вишневый Tesla Roadster, который принадлежал Илону Маску, отправился на эллиптическую орбиту вокруг Солнца.

Автомобиль впервые в истории человечества оказался в открытом космосе. Основатель Маск уверяет, что путешествие машины может продлиться несколько тысяч лет.

Как написал в своем блоге Илон Маск, в машине есть книга Дугласа Адамса "Автостопом по галактике", полотенце и табличка с надписью Don’t Panic. В Tesla играет композиция Space Oddity Дэвида Боуи. Маск уверял, что это сделано для того, чтобы манекену за рулем "не было скучно".

Маск отмечал, что "время от времени орбита машины будет очень близка к Марсу". Однако двигателей для корректировки орбиты у электрокара нет.

Прорыв SpaceX Falcon Heavy

SpaceX Falcon Heavy − первая в своем роде, самая мощная в мире ракета-носитель, предназначенная для многократного использования. С 2013 года запуск Space X Falcon несколько раз откладывался.

Ракеты, способные перенести полезную нагрузку массой более 20 тонн, классифицируются как ракеты-носители сверхтяжелого класса. Чтобы выйти на орбиту, ракета должна развить скорость свыше 8000 метров в секунду на расстоянии 160 километров над поверхностью Земли.

Чтобы проиллюстрировать эти цифры, представьте себе, что ракета сможет перенести два полностью загруженных городских автобуса на высоту большую, чем 50 Эверестов, и на скорости, которая в 32 раза превышает крейсерскую скорость Boeing 747.

Falcon Heavy достигла этой цели, используя три ускорителя, «связанных вместе».

Частный бизнес

Со времен запуска первых космических миссий, освоение космоса, как правило, было сферой государственной. Правительства создали и финансировали такие организации, как НАСА, Европейское космическое агентство, Российское агентство «Роскосмос» и Японское агентство аэрокосмических исследований.

Наряду с этими агентствами были созданы частные космические компании. Однако, учитывая огромные затраты на исследование космоса, космическими инновациями всегда занимались правительства.

Но в XXI веке все начинает меняться. SpaceX придумала, как снизить затраты на запуск многоразовых ракет-носителей и повысить их эффективность. Новая космическая индустрия развивается огромными темпами, и компания SpaceX находится впереди всех.

Амбиции SpaceX не заканчиваются на запуске космических спутников с помощью Falcon Heavy. Ракета была спроектирована так, чтобы ее можно было использовать и для пилотируемых миссий. Также SpaceX планирует завершить испытания своей капсулы для астронавтов Dragon2 – контракт с двумя космическими туристами, чьи имена пока не разглашаются, уже подписан. Они отправятся в недельный полет вокруг Луны.

Маск меняет ландшафт всей космической индустрии, с далеко идущими последствиями.

Ближе к Марсу

Falcon Heavy − это первая действующая ракета, которая способна доставить людей на Луну и Марс. Таким образом, SpaceX восстанавливает возможности человечества для осуществления таких миссий.

Цель Маска − уже в следующем десятилетии осуществить пилотируемый полет на Марс.

Если ракета не взорвется на стартовой площадке, а взлетит - это уже удача. Но это всё-таки случилось: в ночь на 7 февраля с космодрома центра имени Кеннеди, что на мысе Канаверал, Илон Маск совершил удачный запуск Falcon Heavy - самой тяжелой ракеты-носителя в мире.

На борт ракеты поместили личный электрокар Маска Tesla Roadster, поскольку каким-то реально ценным грузом решили не рисковать, а провести испытания было необходимо именно с полезной нагрузкой. Кроме того, в машину посадили манекен в скафандре от SpaceX - реальном прототипе будущих скафандров для Марса.

На протяжении всего полета в автомобиле будет играть песня Дэвида Боуи Space Oddity, а также там находится книга Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», плакат с надписью «Без паники!», отсылающий к роману, и полотенце.

Из запуска Falcon Heavy сделали целое шоу. Трансляцию смотрело более 2 миллионов человек, что сделало ее второй самой просматриваемой трансляцией после показа прыжка Феликса Баумгартнера из стратосферы. Во время трансляции стало известно, что Илон также поместил в свое авто культовый цикл американского фантаста Айзека Азимова «Основание», что стало своего рода метафорой.

На момент написания статьи, запись полета посмотрело почти 11 миллионов человек. Думаю, можно утверждать, что это поистине эпохальное событие. Теперь SpaceX станет лидером по доставке объектов в космос, ну и, само собой, это должно существенно продвинуть разработку пилотируемых ракет серии Dragon.

О Falcon Heavy было объявлено еще в 2011 году, с тех пор запуск много раз переносили. Это первая ракета сверхтяжелого класса, способная доставить на Марс около 17 тонн груза или почти 64 тонны на орбиту Земли. Кроме того, первая ступень ракеты полностью возвращается на Землю. Хотя из трех блоков первой ступени удачную посадку совершили лишь два. Третий должен был приземлиться на плавучую платформу, но упал в 100 метрах от нее.

После запуска SpaceX еще три часа вела прямую трансляцию с ракеты. На пресс-конференции Илон Маск рассказал, что Falcon пересек орбиту Марса и, немного не долетев до орбиты Цереры, вышел на гелиоцентрическую орбиту.

«Автомобиль удалится от Земли примерно на 400 000 000 километров и будет лететь со скоростью 11 километров в секунду. По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, возможно даже более миллиарда лет», - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник.

Но это еще не все забавные цифры. По словам Маска, запуск Falcon Heavy обошелся в 90 млн долларов, а запуск аналогичных аппартов от НАСА стоит в районе 1,5–2,5 млрд долларов. И это учитывая, что ракеты Маска могут перевозить в два раза больше грузов. Можно говорить о том, что вчерашний удачный запуск приведет к революции в сфере космонавтики.

Человек запускает в космос ракеты уже более 60 лет. За это время столь волнительный процесс прошёл путь от события планетарного масштаба до рутинной новости, которая легко теряется где-то между биржевыми сводками и прогнозом погоды. В какой-то мере эта обыденность закономерна: за минувшие полвека было взято огромное число космических “высот” - от запуска первого искусственного спутника Земли до прогулки человека по Луне. Правда, взяты эти “высоты” были, в основном, на старте, а в следующие десятилетия отрасль словно упёрлась в небесную твердь.

Рядовой гражданин всё чаще вспоминал о “звёздной” теме после очередного неудачного пуска, чем после новой победы в освоении новых миров.

Космонавтика словно утратила дух авантюризма и присущий ей трепет перед покорением неизведанного. Большие задачи - вроде возвращения человека на Луну, полёты к Марсу и даже его колонизация - декларировались, но так и оставались в планах.

В начале 21-го века инициативу неожиданно перехватил бизнес.


Илона Маска уже сравнивают с Тони Старком (хотя должны с Говардом Хьюзом)

Со-основатель платёжной системы PayPal Илон Маск учредил частную компанию SpaceX , которая поставила перед собой задачи, казавшиеся тогда чем-то фантастическим. Вопреки устоявшейся практике, Маск решил развивать технологию возврата и многоразового использования ступеней ракет-носителей: то, что раньше топилось в мировом океане, теперь эффектно совершало мягкую вертикальную посадку и взлетало опять - прямо как в старых кинофильмах или рассказах писателей 100-летней давности.


Кадр из фильма "Место назначения - Луна" (1950)


Сравнение посадки Falcon 9 и ракеты из фильма "Небо зовёт"

Маск удешевил запуски и теперь получает контракты на доставку к МКС грузов, вывод спутников к околоземной орбите и организует туристические полёты к Луне. Но все эти успехи лишь разминка перед главной задачей, озвученной более 10 лет назад - пилотируемому полёту к Марсу. И очередной рубеж, отделяющий SpaceX от этой невообразимой задачи, Маск преодолел буквально на днях, когда был успешно произведён пуск тяжёлой ракеты Falcon Heavy .


Запуск ракеты Falcon Heavy с Tesla на борту

Этот пуск приковал к себе внимание миллионов зрителей и тут важно отметить следующее.

Рядовому землянину, для которого спутниковая навигация или видеосвязь с любой точкой мира уже давно не воспринимается как чудо техники, вновь стал интересен космос. Своей последовательностью и целеустремленностью Маск возвращает нам “время первых” с его фантастическим чувством сопричастности: на наших глазах происходит что-то большое и едва ли не историческое. Но, как мне кажется, сколь технически новаторским не был проект SpaceX , он не смог бы достучаться до столь огромного числа, в общем-то, далёких от космонавтики людей без одной важной составляющей.


Синхронное возвращенние на Землю ступеней Falcon Heavy

Маск оказался первым кое в чём другом, не менее важном. Он превратил запуск ракеты в зрелище, словно срежиссированное в Голливуде.

К Марсу и Поясу астероидов отправилась ракета, которую седлает электрокар Тесла, за его рулём сидит buster в скафандре; в бардачке лежит томик Дугласа Адамса «Автостопом по галактике » и полотенце; на информационном табло автомобиля горит надпись «Don’t Panic » (и полотенце, и надпись отсылают к упомянутому роману), в repeat-режиме звучит песня Дэвида Боуи Space Oddity и всё это непрерывно транслируется через YouTube.


Вид из кабины Tesla, удаляющейся от Земли

Все эти несложные и, в общем-то, недорогие мелочи стали вишенкой на торте, чей вкус стал давно приедаться. Конечно, кто-то уже поспешил назвать всё это промоакцией и трюком . Но если трюк сработал и всё больше людей ждут новостей из космоса, который бороздит красный кабриолет - почему бы и нет?

Тем более, что все эти киношные примочки и отсылки к массовой культуре уже выливаются в народное творчество:

1. Кто-то отправил Теслу в далёкую-далёкую галактику:

3. Не обошлось без отсылок к ретровейв-культуре "80-ых:

4. А там, где "80-ые - там и Фрэнк Дребен:

5. Не обошли вниманием и напряжённое возвращение ступеней:

6. И напоследок - мой любимый, где Тесла как бы говорит "Oh Hi Mark!":



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх