Мартин Лютер Кинг — Мечтатель из атланты. Лидер движения за гражданские права чернокожих Негритянский религиозный и общественный деятель


Все формы протеста афроамериканцев в 50-е – 70-е гг. можно разделить на стихийные и организованные.

К стихийным выступлениям афроамериканцев принято относить восстания в черных гетто в 60-х гг. Организованное же движение афроамериканцев за свои права не было однородным: его можно разделить на ненасильственные формы протеста с центральной фигурой Мартина Лютера Кинга и террористические формы, во главе которых стояли «Черные пантеры».

Мартин Лютер Кинг, лидер движения негров США за свои права, родился 15 января 1929 г. в Атланте, административном центре штата Джорджия, в семье пастора местной баптистской церкви. Несмотря на ущемленное положение чернокожего населения в южных штатах, семья Кинга отнюдь не относилась к самым униженным и обездоленным слоям негритянского общества, напротив, потомственные пасторы, Кинги входили в состав местной своеобразной «афроамериканской» элиты и могли похвастаться довольно крепким средним достатком. Кингу тоже была суждена карьера пастора и соответствующее образование, хотя в ранней юности его иногда посещали и другие мечты: стать, например, врачом. Но семейные традиции оказались сильнее, и первые десятилетия жизни Кинга - это спокойное движение по траектории, предначертанной полученным при рождении социальным статусом. Средняя школа, мужской негритянский колледж в Атланте, затем теологическая семинария в Честере, и, наконец, Бостонский университет. Последний Кинг окончил в 1955 г., защитив диссертацию и получив степень доктора философии. Здесь же, в Бостоне, он встретил свою будущую жену, Коретту Скотт, свадьба с которой была сыграна в июне 1953 г. В июне 1955 г. Кинг занял должность пастора баптистской церкви в Монтгомери, в Алабаме. Кинг, потомственный священник, был пастором нового типа. Он не довольствовался обычным для проповедника образованием.

В университетах учились обеспеченные и сравнительно защищенные черные юноши. Их сверстники испытывали большие унижения, но студенты острее переживали свое положение, искали выход для своего народа, своего поколения. Кто-то, отрицая американский расизм, отрицал Америку; одни вступали в компартию, других привлекали черные мусульмане, ненавидящие белую «расу дьяволов». Кинг, сын пастора и внук пастора, был иным. Он был образцовым американцем, только черным.

Особое влияние на Кинга оказал Ганди, проповедовавший идеи массовых ненасильственных действий. «Наполним собою тюрьмы», - звучал лозунг борцов за независимость Индии.

Нигде в США в то время расизм не проявлял себя столь ярко, как в Монтгомери. Колыбель мятежной южной Конфедерации, город и спустя столетие гордился своим статусом «столицы расизма», постоянно подтверждая его унизительными сегрегационными ограничениями, деятельностью Ку-клукс-клана и систематической травлей черного населения. Кинг приехал в этот город, отнюдь не собираясь устраивать в нем какую-то «черную революцию», а всего лишь вести обычную жизнь обычного баптистского пастора.

1 декабря 1955 г. в городе Монтгомери (Алабама) усталая негритянка вошла в автобус. У портнихи Розы Паркс закончился тяжелый рабочий день, она села на место «для черных». Пассажиров становилось всё больше, водитель потребовал, чтобы негры уступили места белым. Таковы были правила, все встали. Все, кроме Розы Паркс. Водитель вызвал полицию. Женщина была арестована, ее отпустили под залог.

Реакция негров была необычной, они организовали протест. Лидерами черной общины были священники, среди которых выделялся 27-летний настоятель баптистской церкви Мартин Лютер Кинг.

Лидеры черной общины призвали к бойкоту автобусов, что сильно ударило по финансам города. Улицы приобрели необычный вид: множество черных пешеходов, автобусы шли пустыми. Лозунг «Ходьба ради свободы» пользовался популярностью, но организаторы бойкота были реалистами, они организовали бюро пассажирских перевозок, закупили несколько автобусов. Когда же суд признал создание бюро незаконным, то черные владельцы автомобилей стали подвозить соседей по специальному графику. Хорошая организация поднимала дух участников бойкота, а в церквях звучали проповеди, призывавшие продолжать мирную борьбу.

Внимание Америки было приковано к Монтгомери. Окружной федеральный суд, а затем и Верховный Суд США признали законы Алабамы о сегрегации в автобусах неконституционными.

Борьба за гражданские права приняла широкий массовый характер. Ее возглавили как возникшие в ходе самой борьбы организации - руководимый М. Л. Кингом Южный совет христианского руководства (ЮСХР), Студенческий координационный комитет ненасильственных действий (СККНД), а так же организации черных американцев: Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН), Национальная городская лига (НГЛ), Конгресс расового равенства (КРР).

Движение негритянского населения встречало протест со стороны белых американцев: в автобусы с черными пассажирами кидали камни, в них стреляли; у церквей, у домов организаторов бойкота взрывали бомбы; черные священники охраняли по ночам свои жилища. Уже во время бойкота на Кинга постоянно сыпались угрозы, а 30 января 1956 г. в его доме была взорвана бомба, и близкие Кинга не пострадали буквально чудом. Перед молодым пастором встал нелегкий выбор: отказаться от борьбы ради своей безопасности и безопасности семьи, или продолжить борьбу в русле избранной им под влиянием Ганди тактики ненасилия. Он выбрал второе.

Противостояние сторонников и противников сегрегации приобретало характер крестового похода, битвы не на жизнь, а на смерть. Одни были готовы убивать, отстаивая свои принципы. Другие ради правого дела шли на смерть. Кинг говорил своей пастве, своим сторонникам: «Прежде чем мы завоюем свободу, прольются реки крови. Но это должна быть наша кровь». Евангельские заповеди помогали выжить поколениям черных рабов. Их потомки превратили веру в оружие радикальной политики. Молодого пастора они называли своим Моисеем.

Сам Кинг был арестован в белом ресторане осенью 1960 г. и приговорен к исправительным работам. Чернокожие американцы были возмущены. Дж. Ф. Кеннеди, боровшийся за пост президента, позвонил жене Кинга и выразил ей сочувствие, а избирательный штаб демократов помог освобождению черного лидера. Неудивительно, что немало негров на президентских выборах голосовало за Кеннеди. Они полагали, что новый президент внесет в Конгресс антирасистские законы, на это надеялся и Кинг.

Однако, Кеннеди не спешил: он не мог не учитывать позицию консервативных конгрессменов и сенаторов. Вместе с тем время действовать приближалось. Чернокожий Дж. Мередит в 1962 г. пожелал учиться в университете Миссисипи, старой школе белых джентльменов. Вооруженная толпа не пустила студента, хотя его сопровождали судебные исполнители, в них летели кирпичи и бутылки. Кеннеди направил войска. Мередит посещал занятия под охраной сотен солдат. И это был не единичный случай.

Кинг критиковал администрацию за медлительность. Он говорил, что у США существует план экспедиции на Луну, план же избрания черного депутата в Алабаме выглядит более фантастичным. По мнению Кинга, следовало подталкивать правительство, его команда готовилась к решающей битве. Полем сражения стал Бирмингем (Алабама). Его власти проповедовали расизм, победа здесь привела бы к прорыву в масштабах всей страны. Тщательно отбирались объекты «атаки», уточнялся секретный график действий. Сотни добровольцев проходили подготовку, они должны были при любых обстоятельствах воздерживаться от насилия. По всей стране собирались деньги для уплаты штрафов.

В 1963 г. движение вступило в новую фазу. Однажды в Бирмингеме черные студенты зашли в закусочную «для белых» и вежливо попросили «кока-колу». Их не обслужили, но они терпеливо досидели до закрытия. На следующий день они пришли снова с друзьями. День ото дня число друзей увеличивалось.

И в других городах черные активисты устремились в «белые» кафе, рестораны, бары, несмотря на встречаемое сопротивление. Затем черные посетители направились в библиотеки для белых, в магазины для белых, в парки для белых, в туалеты для белых. Эти действия были демонстративным нарушением законов ряда штатов. Участники движения получали приговоры, сроки и штрафы.

В апреле 1963 г. 40 добровольцев перешли к активным действиям: одни сели в закусочных на «белые» места, другие пикетировали здания. Начался и бойкот магазинов. В последующие дни сотни людей выходили для участия в демонстрациях и пикетах, их арестовывали. Наконец, демонстрацию возглавил сам Кинг, он тоже был арестован. Сотрудники Кинга полагали, что руководителю акции следовало остаться на свободе. Но черный лидер считал, что его арест лучше послужит движению.

Всё новые люди подключались к движению, тюрьмы были переполнены, под места заключения приспосабливались общественные здания. Полиция стала применять жесткие меры против демонстрантов, их стали избивать, на них направляли струи мощных водометов. Но тысячи необычно молчаливых, празднично одетых черных подростков приходили к церквям и после проповеди шли на демонстрации.

События в Бирмингеме стали новостью № 1 для прессы, для телевидения. На первых страницах газет появились ошеломляющие снимки: собаки, кусающие школьников; полицейские, волочащие женщин за ноги. Властям противостояли дисциплинированные, аккуратные, религиозные граждане с флагом США. Моральный перевес был на стороне демонстрантов. Кинг завоевывал сердца белой Америки. Рос и страх перед насилием. В черных кварталах усиливалось возмущение, власти опасались взрыва. Бизнесмены, терпевшие убытки, шли на уступки, но власти Алабамы отвергали компромисс.

В Бирмингеме был использован весь арсенал средств ненасильственной борьбы. Эти события были переломными в борьбе афроамериканцев за свои гражданские права. Но и сторонники сегрегации усиливали противодействие. Увеличивались жертвы, нападали на активистов движения права и на простых людей. Взрыв у церкви в мае 1963 г. унес жизнь четырех девочек, посещавших воскресную школу.

Террор вызывал возмущение и расширял ряды участников движения. В августе 1963 г. состоялся грандиозный марш на Вашингтон, на митинг собралось 250 тысяч человек. Кинг произнес свою самую знаменитую речь:

«Сегодня я говорю вам, друзья мои, что, несмотря на все лишения и трудности, у меня всё же есть мечта.

Я мечтаю о том, что в один прекрасный день на чудесных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и бывших рабовладельцев смогут сесть рядом за стол братства.

Я мечтаю о том, что в один прекрасный день даже изнемогающий от притеснений и несправедливости штат Миссисипи превратится в оазис свободы и справедливости.

Я мечтаю о том, что в один прекрасный день мои четверо маленьких детей будут жить в стране, где о них будут судить не по цвету кожи, а по цельности их натуры.

Есть у меня мечта...»

Толпа кричала Кингу: «Помечтай еще немного».

Американская администрация должна была действовать. Незадолго до своей смерти Кеннеди направил в Конгресс билль о гражданских правах. Президент Джонсон использовал атмосферу, сложившуюся после убийства своего предшественника, для продвижения этого законопроекта. Разные мотивы побудили президента Джонсона занять подчеркнуто положительную позицию в отношении билля о гражданских правах. Немаловажное значение имели обстоятельства, связанные с предстоящей в 1964 г. избирательной кампанией. Но главной причиной по-прежнему оставалась нараставшая борьба негритянских масс и их союзников.

10 июня Сенат 71 голосом против 29 принял решение о прекращении затянувшихся дебатов. Подобное решение сенат принимал второй раз за последние 29 лет и впервые по вопросу о гражданских правах. 19 июня билль был принят Сенатом 73 голосами против 2. Закон о гражданских правах 1964 г. запрещал дискриминацию при регистрации избирателей, расовую и иную дискриминацию в общественных местах, ресторанах, кафе, кинотеатрах, спортивных сооружениях, концертных залах, парках, плавательных бассейнах, библиотеках и т. д.; закон уполномочил министерство юстиции возбуждать судебные иски по поводу сегрегации в школах, а также предусматривал предоставление школьным округам финансовой и технической помощи в проведении десегрегации. В программах, осуществляемых с федеральной финансовой помощью, запрещалась расовая дискриминация на предприятиях с числом работников не менее 100 (в течение четырех лет действие этого положения должно было распространиться на предприятия с числом работников не менее 50). Учреждалась двухпартийная Комиссия по обеспечению равных возможностей при найме.

Будучи шагом вперед на пути к признанию формального равноправия негритянского населения, закон 1964 г. носил половинчатый характер, что отражалось в большом числе оговорок и ограничений. Например, при низком образовательном уровне негритянского населения на Юге, особенно среди пожилых негров, закон давал юридические основания отстранять тысячи негров от участия в выборах. Кроме того, закон касался только выборов президента и членов конгресса США, выборы же в штатах и на местах по-прежнему должны были проводиться на основе существовавших там законов, многие из которых носили явно дискриминационный характер. Дискриминация в ресторанах, отелях, кинотеатрах и других местах общественного пользования запрещалась только в случаях, когда основная масса товаров и большая часть развлечений были связаны с торговлей между штатами, а жилье сдавалось транзитным пассажирам или лицам, совершавшим поездки между штатами. Добавим, что закон не распространялся на парикмахерские, магазины розничной торговли, бары, кегельбаны и пр.

Закон запрещал Комиссии по гражданским правам заниматься расследованиями практики приема в члены различного рода «братств», клубов, религиозных и некоторых других общественных организаций и их деятельности, если она касалась только их членов. Раздел закона «О равных возможностях при найме и работе» оговаривал, что его положения не распространяются на членов Коммунистической партии США или других организаций «коммунистического действия или коммунистического фронта».

Закон в значительной степени носил декларативный характер. Он несколько расширил полномочия министерства юстиции по возбуждению судебных дел в случае нарушения статей, запрещавших дискриминацию. Однако закон устанавливал весьма сложную и длительную процедуру обжалования исков в связи с расовой дискриминацией. От лиц, решивших начать такую тяжбу, требовалось немало усилий, времени, средств, не говоря уже об умении разбираться в сложной юридической казуистике, наконец, закон не предусматривал строгого наказания лиц, виновных в дискриминационной практике.

Несмотря на несовершенство закона, принятие билля было серьезной победой, достижение которой, безусловно, было связано с именем Мартина Лютера Кинга. Еще в 1963 г. «Тайм» назвал его человеком года. На следующий год знаменитого протестантского священника принял римский папа. Кинг стал самым молодым лауреатом Нобелевской премии мира.

Знаменитый лауреат продолжал борьбу. Теперь в центре его внимания оказался вопрос о правах избирателей: в южных штатах власти разными способами не допускали негров к выборам. Кинг возглавил новые демонстрации, вновь он оказался за решеткой. Рос список новых жертв. Избитые, искалеченные, погибшие участники движения. Но в 1965 г. был принят закон о равных избирательных правах, списки избирателей стали регистрировать федеральные чиновники.

Однако долгожданные законы не могли мгновенно улучшить положение миллионов негров, ожидания которых были столь велики. Жизнь черной бедноты в мегаполисах Севера не изменилась. В Гарлеме Кинга встретили тухлыми яйцами, его называли «дядей Томом», борющимся за «интеграцию туалетов». Негритянская молодежь провозглашала лозунг «Власть черным!» и тянулась к оружию. Идеологами этого движения были и былые соратники Кинга.

Кинг пытался противостоять насилию. Он всё больше внимания уделял социальным проблемам крупных городов, но не все его сторонники желали участвовать в соответствующих акциях. Тактика Кинга оказалась успешной в борьбе против грубой сегрегации на Юге, но она не была особенно эффективной на Севере. Кинг критиковал войну во Вьетнаме, это также раскалывало фронт борцов за гражданские права, однако он продолжал оставаться самым известным лидером черной Америки.

Кинга около 30 раз заключали в тюрьму, ему угрожали и его пытались шантажировать, он пережил несколько покушений на свою жизнь; ежедневно на него клеветали, пытались разрушить его семью, поссорить с друзьями. 4 апреля 1968 г. Мартин Лютер Кинг был застрелен снайпером на пороге своего гостиничного номера в Мемфисе, куда он приехал поддержать забастовку чернокожих мусорщиков. Хотя убийца позднее был пойман, обстоятельства преступления во многом остались невыясненными.

Похороны «президента черных» стали общенациональным событием. На прощальной церемонии присутствовали звезды политики, шоу-бизнеса, спорта. Были приспущены флаги, президент Джонсон обратился к нации со специальным посланием.

Первое, что бросается в глаза при попытке дать общую характеристику деятельности Кинга, безусловно, его роль в установлении подлинного расового равноправия в США. Процесс этого установления затянулся на многие годы, и, по-видимому, его нельзя считать и поныне полностью завершенным. У его истоков возвышается монументальная фигура Авраама Линкольна, добившегося отмены рабства и выигравшего войну с мятежной южной Конфедерацией рабовладельческих штатов. Но формальное падение рабства оказалось только первым шагом к подлинному освобождению негров: чернокожие американцы на Юге не получили в 60-е гг. XIX в. равных прав с белыми. В южных штатах вскоре установился режим сегрегации, при котором «черное» и «белое» население жили раздельно, причем привилегии здесь принадлежали именно белым. Для черных были закрыты избирательные участки, дорогие рестораны и городские парки, их не обслуживали в престижных магазинах и не пускали в закусочные. Обычно говорят в связи с этим о половинчатости успехов «американской революции» XIX в., но сама эта половинчатость была глубоко закономерной. Можно одним юридическим актом отменить рабство, но нельзя подобным же образом отменить, с одной стороны, рабскую психологию, с другой - менталитет расизма. Падение рабства означало только начало длительного пути: для черных - к обретению собственного достоинства, для белых - к изживанию психологии «господина». Понадобилось столетие со времени Гражданской войны, прежде чем афроамериканцы в лице Кинга и его последователей заявили о своей готовности стать полноправными гражданами Америки. Кинг, в силу этого, фигура глубоко символическая: если в XIX в. негров освободил сверху «белый» Линкольн, даруя негром еще не очень понятную им самим свободу, то в XX в. чернокожее население в лице Кинга и его последователей продемонстрировало, что научилось ценить эту свободу, пользоваться ей и готово сражаться за нее.

В борьбе за свободу можно было избрать различные пути, и негритянские правозащитные организации практиковали до Кинга и «юридические приемы», и тактику вооруженного сопротивления. Но именно Кинг решительно направил движение афроамериканцев в русло «прямых» ненасильственных действий, что, во-первых, дало этому движению небывалую массовость и силу, а во-вторых, удержало Америку от сползания к ужасам гражданской войны. Кинг, таким образом, в итоге сумел достичь блестящих успехов в борьбе за свободу чернокожих, и не залить реками крови путь к этой свободе.

Смерть Кинга подтвердила правильность избранного им направления. Казалось, она должна была положить конец надеждам на возможность мирной борьбы. На следующий день после убийства Кинга расистская Америка тихо праздновала свой триумф, а черные гетто в американских городах взорвались беспорядками: радикальные лидеры призывали к бескомпромиссной войне со всеми белыми без различия. Но непостижимым образом имя Кинга и после его смерти продолжало его дело. Волна насилия взметнулась и опала. Десегрегация набирала и набирала обороты, словно и не было трагической гибели «черного Моисея»: Конгресс вскоре принял очередной закон, запрещавший дискриминацию при найме жилья. А вслед за официальной политикой потянулось и массовое сознание. Школы, частные фирмы, общественные организации одна за одной добровольно отказывались от сегрегации. Ныне уже никого не удивляют ни чернокожий государственный секретарь, ни чернокожая советница по национальной безопасности.

Сама фигура Кинга словно продолжала расти: учреждались фонды его имени, возникали памятники и улицы, названные в его честь, а в 1983 г. Кинг удостоился и вовсе немыслимой когда-то для афроамериканца чести: день его рождения 20 января стал государственным праздником. Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. И, без всякого сомнения, Кинг ныне превратился в один из символов страны, с которой и за которую он боролся, желая сделать ее подлинно свободной, и освободить равно черных и белых. Ибо те, кто угнетает других, не могут быть полностью свободными и сами.

Он остался в истории Америки как освободитель и, при том, бескровный освободитель. А готовность жертвовать собой ради других и ради веры придает облику Кинга черты христианского мученика, и таковым признала его, протестантского священника, католическая церковь.

Кинг предвидел свою гибель - это было нетрудно - и в прощальной магнитофонной записи, сделанной на случай своей внезапной смерти, он в последний раз обратился ко всем тем, кто верил ему и следовал за ним.

«Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что я пытался накормить голодных.

Я хочу, чтобы вы смогли сказать в тот день, что при жизни своей я пытался одеть нагих.

Я хочу, чтобы вы сказали в тот день, что при жизни своей я пытался навещать тех, кто в тюрьмах.

И я хочу, чтобы вы сказали, что я пытался любить человечество и служить ему.

После меня не останется роскошных, прекрасных вещей. Но я хочу оставить за собой жизнь, отданную делу.

И это все, что я хочу сказать».

Таким образом, Кинг остался в истории ХХ в. как человек, олицетворявший движение за гражданские права. Он показал, как меньшинство может эффективно использовать демократию для достижения своих целей. Движение за гражданские права нарушало закон и использовало закон. Нарушая законы штатов, Кинг и его сторонники принуждали правительство к принятию и применению законов федеральных. Стремясь к революционным изменениям, Кинг использовал традицию, религию, национальные мифы. Он не противопоставлял демократию патриотизму, апеллировал к американским ценностям, но в то же время умело использовал мировое общественное мнение для давления на США, шантажируя порой политическую элиту страны.



В Атланте (штат Джорджия, США) в семье пастора баптистской церкви. При рождении ему было дано имя Майкл, но позже имя мальчика было изменено на Мартин.

Обучался в начальной школе Дэвида Говарда, а затем — в средней школе Букера Уошингтона. В 1944 году в возрасте 15 лет он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН).

В сентябре 1958 года, при раздаче автографов в Гарлеме (Нью‑Йорк), он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной.

В 1960 году по приглашению премьер‑министра Джавахарлала Неру Мартин Лютер Кинг провел месяц в Индии, где изучал деятельность Махатмы Ганди .

В этом же году он вернулся в Атланту и стал пастором Эбенезерской баптистской церкви.

В 1960‑1961 годах Кинг принимал участие в сидячих демонстрациях и "маршах свободы" .

В марте — апреле 1963 года он возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту. За нарушения запрета на демонстрации Мартин Лютер Кинг был арестован на пять дней. В это время он написал "Письмо из бирмингемской тюрьмы", в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан.

28 августа 1963 года Кинг стал одним из организаторов марша на Вашингтон, который собрал более 200 тысяч участников и во время которого он произнес свою знаменитую речь "У меня есть мечта" (I have a Dream).

Этот марш содействовал принятию закона о гражданских правах (1964), а сам Кинг удостоился Нобелевской премии мира (1964) за вклад в движение ненасильственного сопротивления расовому угнетению.

В 1965 году Мартин Лютер Кинг стал лидером движения за регистрацию избирателей в штате Алабама. В 1965‑1966 годах он возглавил кампанию против расовой дискриминации в жилищной политике в Чикаго (штат Иллинойс). В 1966 году Кинг первым из ведущих афроамериканских лидеров публично выступил против войны во Вьетнаме. В 1968 году он организовал "Кампанию бедных людей" с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.

28 марта 1968 года возглавил шеститысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих.

4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг был смертельно ранен , когда стоял на балконе мотеля "Лоррэйн" в Мемфисе. От полученной раны он скончался в госпитале Сент‑Джозефа и был похоронен в Атланте. На похороны пришли свыше ста тысяч человек.

В убийстве Мартина Лютера Кинга был обвинен Джеймс Эрл Рэй (James Earl Ray), в прошлом судимый. В июле 1968 года убийца был пойман в Лондоне (Великобритания) и передан США. На суде Рэй признал себя виновным в преступлении, и был приговорен к 99 годам тюрьмы. Позже он отказался от показаний, заявив, что его сделали "пешкой" и подставили настоящие убийцы. Джеймс Эрл Рэй скончался в тюрьме в 1998 году.

Мартин Лютер Кинг был автором нескольких книг, в числе которых "Шаг к свободе" (Stride Toward Freedom, 1958), "Почему мы не можем ждать" (Why We can"t wait, 1964), "В каком направлении мы пойдем — к хаосу или сообществу? " (Where Do We Go from Here: Chaos or Community?, 1967).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King). Родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия, США - умер 4 апреля 1968 года в Мемфисе, Теннесси, США. Известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма.

Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.

В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.

В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.

Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.

В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.

Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец жениха. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года. Супружеская чета Кингов имела четырёх детей: Йоланда Кинг - дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама - 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния); Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама); Декстер Скотт Кинг - сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия); Бернис Альбертин Кинг - дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия).

В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции - Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению посетил Индию, где изучал деятельность .

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO.

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.


Кинг, биография которого вполне заслуживает места на страницах всемирной истории последнего столетия, воплотил в себе яркий образ принципиальной борьбы и сопротивления несправедливостям. К счастью, этот человек вовсе не уникален в своем роде. Биография Мартина Лютера Кинга в какой-то мере сопоставима с биографиями других известнейших борцов за свободу: Махатмы Ганди и Вместе с тем дело жизни нашего героя являлось во многом особенным.

Биография Мартина Лютера Кинга: детство и юношество

Будущий проповедник был рожден в январе 1929 года в Атланте Его отцом был священник баптистской церкви. Семья проживала в районе Атланты, населенном преимущественно темнокожими жителями, однако мальчик ходил в лицей при городском университете. Так что ему с ранних лет пришлось ощутить на себе дискриминацию чернокожих в США середины XX века.

Уже в юном возрасте Мартин проявил недюжинный талант в ораторском искусстве, победив в пятнадцать лет на соответствующем конкурсе, проводившемся афроамериканской организацией штата Джорджия. В 1944 году юноша поступает в колледж Морхауз. Уже на первом курсе он вступает в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения. Именно в этот период формируются мировоззренческие убеждения и закладывается дальнейшая биография Мартина Лютера Кинга.

В 1947 году парень становится священнослужителем, начав

свою духовную карьеру в качестве отцовского помощника. А спустя год он поступает в семинарию в Пенсильвании, откуда в 1951 году выходит со степенью доктора теологии. В 1954 году он становится священником баптистской церкви в городке Монтгомери, в А уже спустя год вся афроамериканская общественность буквально взрывается невиданными до этого протестами. Резко меняется и биография Мартина Лютера Кинга. И событие, давшее толчок демонстрациям, связано именно с городком Монтгомери.

Мартин Лютер: биография борца за равные права чернокожего населения

Таким событием стал отказ чернокожей женщины Розы Паркс уступить в автобусе место белому пассажиру, за что она была арестована и оштрафована. Это действие властей глубоко возмутило негритянское население штата. Начался беспрецедентный бойкот всех автобусных линий. Очень скоро афроамериканский протест против был возглавлен священником Мартином Лютером Кингом. Бойкот автобусных линий длился более года и привел к успеху акции. Под давлением демонстрантов Верховный суд США был вынужден признать неконституционной сегрегацию в Алабаме.

В 1957 году была создана «Конференция христиан юга» для борьбы за равные гражданские права для афроамериканцев по всей стране. Организацию возглавил Мартин Лютер Кинг. В 1960 году он посещает Индию, где перенимает передовой опыт у Джавахарлала Неру. Выступления баптистского священника, в которых он призывал к неотступному и ненасильственному сопротивлению, вызывали отклик в сердцах людей по всей стране. Его речи буквально насыщали активистов движения за гражданские права энергией и энтузиазмом. Страну охватили марши, массовые уходы в тюрьму, экономические демонстрации и так далее. Наиболее знаменитой стала речь Лютера в Вашингтоне 1963 года, начинавшаяся со слов «У меня есть мечта…». Она была прослушана вживую более чем 300-ми тысячами американцев.

В 1968 году Мартин Лютер Кинг возглавил очередной свой протестный марш по центру города Мемфиса. Целью демонстрации была поддержка стачки рабочих. Однако так и не была доведена им до конца, став последней в жизни идола миллионов. Днем позже, 4 апреля, ровно в 18 часов, священник был ранен снайпером, расположившимся на балконе одного из отелей в центре города. Мартин Лютер Кинг умер в тот же день, не приходя в сознание.

Мартин Лютер Кинг – это величайший деятель Америки, борец за права и свободу человека. Прирожденный оратор стал лауреатом Нобелевской премии мира, а его идеи равенства стали основой для современного порядочного общества. Этот человек стал национальной иконой борьбы с сегрегацией в Соединенных Штатах, а с его мнением согласна большая часть людей по всему миру.

Детство и юность

20 век в Европе. Хотя рабство отменили в декабре 1865 года из-за гражданской войны, отношение к цветным слоям населения у предрассудочного общества не поменялось, ибо государство на законодательном уровне ничего не сделало для защиты темнокожих людей.

Цветных ущемляли в правах и считали людьми второго сорта. Они не могли устроиться на нормальную работу и были лишены права выбора. В Америке после гражданской войны действовали неофициальные законы Джона Кроу, по которым цветное меньшинство не могло стоять наравне с белым человеком. К цветному населению приписывали людей с хотя бы малой долей негритянской крови.

В это время общественных распрей родился Мартин Лютер Кинг 15 января 1929 года в городе Атланта, находящемся в штате Джорджия, что в южной части Америки. На юге сосредотачивалась большая часть негритянского населения среднего класса.


Отец мальчика Мартин Лютер Кинг старший был пастором в баптистской церкви, а мать Альберта Уильямс Кинг до замужества работала учительницей. Главу семейства первоначально звали Майклом, но он изменил свое имя и имя сына, когда тому исполнилось 6 лет.

Мартин младший был вторым ребенком в семье, и не сказать, что Кинги жили бедно: семья будущего борца за равенство относилась к классу выше среднего и жила в достатке.

Кинг воспитывался в строгой и религиозной атмосфере, за проступки родители иногда применяли физические наказания. Но Мартин старший и Альберта Уильямс старались оградить сына от процветающей расистской ненависти.


Когда мальчику было 6 лет, его друг, который играл с ним во дворе, неожиданно заявил, что мама не разрешает больше дружить с Мартином, потому что тот черный. После случившегося Альберта Уильямс старалась утешить мальчика и говорила, что Мартин не хуже других.

Когда Кингу исполнилось 10 лет, он пел в хоре баптистской церкви. В то время в Атланте была премьера фильма «Унесенные ветром», и хор участвовал в этом событии.

Будущий политический деятель был развит не по годам, Мартин Лютер Кинг с отличием учился в негритянской школе. Мальчику не пришлось заканчивать 9 и 12 классы, так как он самостоятельно изучил школьную программу и поступил в университет Морхауз экстерном в 15 лет. В 1944 году Мартин становится победителем на конкурсе ораторов, который проходил в Джорджии среди цветного населения.


На новом месте учебы Кинг вступает в «Национальную ассоциацию прогресса цветного населения» и узнает, что против расизма выступают как темнокожие, так и некоторые белые.

В 1948 году Мартин оканчивает университет и получает степень бакалавра социологии. Будучи студентом, Мартин Лютер Кинг помогает отцу в церкви Эбенезер. На рабочем месте Кинга старшего будущий общественный деятель был частым гостем: в 1947 году парень принял сан помощника в церкви.

Политик продолжает учебу в теологической семинарии Кроузера в городе Честере, находящемся в штате Пенсильвания. Там будущий революционер получает степень доктора богословия в 1951 году, но продолжает учебу в бостонской аспирантуре и в 1955 году получает степень доктора философии.

Деятельность

Мартин Лютер Кинг пошел по стопам отца и дедушки, и в 1954 году политик становится пастором в баптистской церкви. На протяжении жизни мужчиной двигали идеи свободы и равенства людей. Кинг обладал незаурядными ораторскими способностями, которые направил в правильное русло.

Мартин был активным участником НАПЦН, но в 1955 году становится руководителем ассоциации совершенствования в Монтгомери.


Мартин Лютер Кинг возглавлял бойкот автобусных линий в Монтгомери. По неофициальному согласию цветные пассажиры транспорта не имели права занимать первые четыре ряда автобуса, которые предназначались для белых граждан. Также некоторые водители автобуса вели себя некультурно и допускали оскорбления в адрес афроамериканцев. Общественная темнокожая деятельница Роза Паркс отказалась уступать место «привилегированному» мужчине, за что была арестована местной полицией. И это не первый случай общественного произвола, в США была частой практика ареста невинных темнокожих людей. Водителю автобуса ничего не грозило, даже если бы тот застрелил афроамериканского пассажира.


Мартин Лютер Кинг, не согласный с этой общественной проблемой, организовал ненасильственный бойкот транспорта, в котором участвовали темнокожие. Протест длился больше года, 382 дня. Цветные отказывались передвигаться на общественном транспорте и ходили пешком с призывами свободы и равенства. Иногда афроамериканские водители машин подвозили бойкотирующих, но общественным транспортом они категорически не пользовались. В акции участвовало около 6 тысяч человек.

Продолжительная акция прошла успешно, в 1957 году верховное правительство США постановило, что ущемление прав других слоев населения в штате Алабама противоречит конституции США, а Тайм публикует фото и интервью с Мартином на обложке.


Не все люди поддерживали Кинга, за время протеста на него неоднократно покушались, а также пытались взорвать дом. Мартин Лютер Кинг стал кумиром цветного населения, а также символом борьбы за равенство свободы и прав. За придуманный Кингом метод ненасильственной оппозиции Мартин Лютер Кинг удостоился Нобелевской премии мира.

Также Кинг собирал демонстрации за любое проявление сегрегации. Так, в 1962 году Мартин вступает в сообщество «Движение алабамских христиан за права человека». Кинг побуждал к участию в демонстрациях учеников университетов, которые выходили на митинги. Хотя «движения» Мартина Лютера Кинга не имели насильственного характера, полиция мешала демонстрантам, например, на протестующих студентов спускали служебных собак. Сам Мартин Кинг неоднократно подвергался арестам.


В 1962 году университет штата Миссисипи принимает темнокожего студента Джеймса Мередита, который стал первым цветным, поступивший в учебное заведение. В США были специальные училища для цветных, которые не имели права обучаться наравне с белыми.

Это был прогресс в обществе Америки, однако не все согласились с зачислением афроамериканцев в вузы, например, губернатор Алабамы Джордж Уоллес соглашался с расовыми предрассудками и загородил дорогу в университет двум темнокожим студентам.

Мартин отстаивал честь и достоинство ущемленного в правах человека и продолжал многолетнюю борьбу с сегрегацией.

Но наибольшую известность темнокожему деятелю принесла другая акция, которая состоялась в 1963 году и расширила политическую биографию Мартина. На акции «марш на Вашингтон» собралось около 300 тысяч жителей Америки. Кинг озвучил самую запоминающуюся речь, которая начинается со слов: «У меня есть мечта». Мартин восславил расовое примирение и рассказал, что неважно к какой национальности относится человек, главное то, что у него внутри. Лидеры марша встретились с президентом США и обсудили общественно важные проблемы. В 1964 году был подписан закон «О гражданских правах», который запрещал расовое ущемление прав цветных граждан.

Идеи и взгляды

Сфера внимания Кинга не ограничивалась проблемой сегрегации. Этот политик выступал за равенство и свободу всех граждан Соединенных Штатов Америки, он был недоволен уровнем безработицы и голода.


Мартин часто путешествовал и выступал, призывая людей к борьбе за права, которые должны гарантироваться любому человеку с рождения. Причем, по мнению Мартина Лютера Кинга, любая общественная борьба должна быть ненасильственной, ведь можно договориться с помощью языка, а не с помощью массовых беспорядков и войн. Лютер написал множество книг, которые стали основой учения о праве и порядке в обществе.

Личная жизнь

При жизни Мартин Лютер был веселым человеком с удивительно добрым взглядом, он показывал пример семьянина, порядочного мужа и отца, любящего четверых детей. С ученицей консерватории Кореттой Скотт Мартин познакомился в 1952 году, пребывая в Бостоне.


Избранница Кинга понравилась его родителям, и они дали согласие на брак. Летом 1953 года Кинг и Коретта обвенчались в доме матери девушки. Венчал возлюбленных Мартин Кинг старший.

Осенью 1954 года семья Кингов переезжает в штат Алабама в город Монтгомери, где и начинается активная деятельность Мартина Лютера.

Смерть

В феврале 1968 года в городе Мемфис штата Теннесси организовывалась забастовка афроамериканских мусорщиков. Рабочие были недовольны невыплатами заработанной платы, а также условиями и отношением начальства, которое было похоже на сегрегацию: белые имели ряд привилегий и могли не работать из-за плохой погоды, в отличие от негров, которым приходилось собирать мусор даже в грозу.

Люди обратились к борцу за права Мартину Лютеру Кингу, единственному защитником цветных слоев населения.


3 апреля Кинг вновь отправился в Теннесси, но политику пришлось сменить рейс, так как в самолете обнаружили угрозу взрыва. В городе общественный деятель забронировал 306 номер в мотеле «Лорейн».

Сутки спустя Мартин Лютер Кинг стоял на балконе номера, тогда как белокожий преступник Джеймс Эрл Рэй целился в политика из винтовки. Джеймс выстрелил один раз: пуля попала в челюсть Мартина Лютера Кинга. Политик скончался в госпитале святого Иосифа в 19:05. Накануне смерти Мартин произнес речь «Я был на вершине горы». Слушателям запомнилась цитата из выступления:

«Как любой, я бы хотел прожить долгую жизнь. Долголетие значимо. Но я не думаю об этом сейчас. Я просто хочу выполнить волю Господа».

Джеймса поймала полиция: молодой человек написал чистосердечное признание. Парень поверил, что за признание вины наказание будет смягчено. В суде преступнику дали 99 лет заключения. Тогда Рэй заявил, что не совершал убийства, но суд настоял на виновности подсудимого.

Однако в деле по убийству Кинга много неясных и мутных обстоятельств. Например, осталось неизвестным, какое орудие для убийства использовал снайпер, да и четких доказательств причастности Джеймса к покушению на Кинга нет. Жена Мартина оказалась недовольна решением суда, потому что, по ее мнению, в гибели мужа виноват не сбежавший с тюрьмы за кражу преступник, а политический заговор. Поэтому Коретту опечалила весть о кончине Рэя, единственного свидетеля.

Кто убил Мартина Кинга, и из какой винтовки – загадка, которая до сих пор не разгадана.

В память о политическом деятеле в Америке каждый третий понедельник января отмечается федеральный «День Мартина Лютера Кинга». Окончательно праздник укоренился только в 2000 году.


Также в память Мартину отсняты документальные фильмы, рассказывающие об его деятельности. Могила находится в Национальном историческом музее Мартина Лютера Кинга.

Цитаты

Мартин Лютер Кинг знаменит высказываниями не только о правах человека, но и о нравственности. Отвага, смелость, упорство и благородство – пожалуй, малая часть характеристик, которыми обладал американский политик.

  • Любовь - это единственная сила, способная превратить любого врага в друга.
  • Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить
  • Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.
  • Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.
  • Предельное мерило ценности человека - не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий.
  • Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх