Издательства и редакционно-издательские подразделения: функции, должностная структура. Организационная структура издательства Структура управления на примере издательства

      Олег Новиков — выпускник факультета летательных аппаратов Московского авиационного института. В 1991 г. создал и возглавил книготорговое предприятие «ЭКСМО», через два года начавшее издательскую деятельность. В настоящее время — генеральный директор Издательства «ЭКСМО», председатель Совета директоров Тверского полиграфического комбината, Немецкой фабрики печати, совладелец предприятий группы компаний «ЭКСМО», а также вице-президент Российского книжного союза и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
      Один из ключевых факторов успешности бизнеса — способность к активным преобразованиям. Решиться на этот шаг бывает очень непросто, и, вступив на тропу преобразований, порой хочется повернуть обратно. Но выигрывает всегда тот, кто дошел до поставленной цели. Переход к новой организационной структуре — сложный процесс, но, несмотря на это, Издательство «ЭКСМО» встало на путь преобразований, выбрав дивизиональную модель.

Изменения неизбежны
Издательство «ЭКСМО» присутствует на российском рынке с 1991 г. и с тех пор регулярно вносит коррективы в свою деятельность, поскольку отчетливо понимает, что без изменений невозможно удержать лидирующее положение на рынке. С течением времени менялись задачи, функции, процессы, структура компании. На сегодняшний день бизнес издательства приобрел серьезные масштабы, и руководство компании пришло к решению, что изменения необходимо предвидеть, готовиться к их проведению заранее. Такая ситуация связана прежде всего с тем, что любое незначительное изменение в одном бизнес-процессе или структурном подразделении приводит к потребности в модификации бизнес-процессов в смежных подразделениях. В результате компания комплексно взглянула на собственную стратегию развития и процесс управления изменениями в долгосрочном периоде.
По итогам анализа ситуации на российском и мировом рынке выяснилось, что зарубежные издательства, как правило, выпускают значительно меньший ассортимент книг и не имеют жестко централизованной системы управления, при которой за конечный результат отвечает исключительно глава компании (генеральный директор, собственник). В западном издательском бизнесе зоны ответственности за различные показатели деятельности (в том числе финансовые) распределены.
С точки зрения своих компетенций, сегодня издательство является универсальным и работает практически во всех представленных на рынке жанровых сегментах с различной степенью углубления в отдельные ниши. Стратегия развития бизнеса предусматривает дальнейшее усиление позиций издательства в различных направлениях. Для достижения лидерских позиций одновременно в нескольких сегментах необходимо обладать уникальными компетенциями: так, например, специфика работы в жанре детективной литературы не подходит для выпуска профессиональной или детской литературы. Существующая на сегодняшний день бизнес-модель компании, в рамках которой редакторский состав отвечает за выпуск любой книги, интересующей читателей, имеет ряд положительных сторон, но может стать серьезным препятствием в свете реализации намеченной стратегии развития.
Универсальная редакция обладает широкими, но в то же время менее конкретными знаниями — компетенции каждого из редакторских блоков размыты. Исходя из этого руководство издательства приняло решение о необходимости проведения организационных изменений и переходе к дивизиональной структуре управления.
В соответствии с ней каждая редакция становится дивизионом, который, во-первых, несет ответственность за финансовые показатели и наделен для этого соответствующими полномочиями. Во-вторых, отвечает за результаты работы в закрепленном за ним сегменте, не «распыляясь» на множество жанровых направлений (рис. 1). Для формирования полноценной зоны ответственности в рамках дивизиона его необходимо наделить соответствующими компетенциями, полномочиями, знаниями, возможностями.

Еще одной причиной перехода к дивизиональной схеме работы является желание сформировать максимально прозрачную структуру управления, когда ключевые результаты деятельности издательства не зависят от здоровья или настроения одного-двух сотрудников.

Первые шаги
Внедрение дивизиональной модели управления было решено проводить на фоне централизации продаж. Результаты бенчмаркетинга показали, что на западном рынке дивизионы издательского бизнеса сами управляют и своими продажами, централизованными остаются только функции стратегического развития и брендинга. Однако Издательство «ЭКСМО» на сегодняшний день не имеет открытого доступа к сформированным каналам продаж, и потому наличие сильного централизованного канала продаж было рассмотрено как конкурентное преимущество.
Параллельно решается еще одна стратегическая задача — развитие региональной сети продаж, создание логистических центров во всех крупных регионах. Сегодня издательство управляет четырьмя дистрибуционными центрами: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и Казани; еще три центра планируется запустить в этом году. Также одной из основных задач развития дистрибуции является выстраивание работы напрямую с крупными розничными сетями и оптовиками. При текущем ассортименте, выпускаемом как Издательством ЭКСМО, так и другими издательствами, большой объем продукции оседает на складах в Москве. Российские регионы не имеют мощностей для того, чтобы донести выпускаемый ассортимент до книжных магазинов, в результате чего многие книги остаются невостребованными.
В соответствии с принятой концепцией каждый формируемый дивизион будет отвечать за определенные сегменты (ниши) рынка. Несмотря на то, что на сегодняшний день сегментация деятельности дивизионов проведена, в ряде случаев отдельные аспекты сегментов пересекаются. Переход к новой системе управления предполагает плавный уход от политики ведения бизнеса, когда понравившаяся рукопись автора может быть издана любой редакцией, независимо от жанра и тематики. Предположительно данный процесс займет два-три года.
В конце каждого года планируется подводить итоги деятельности и в зависимости от достигнутых результатов осуществлять корректировку. Сначала изменения затронут уровень ниш, затем — более значительный уровень сегментов. Дивизиону, показавшему наилучшие результаты, будет передана ответственность за этот сегмент. Так, на сегодняшний день уже сформирован дивизион профессиональной литературы. Он несет полную ответственность за образовательную и профессиональную литературу, выпускаемую издательством.
Что касается системы маркетинга, то и в данном направлении перед издательством стоит не менее амбициозная задача. Ранее существовавший маркетинг был централизован (в рамках дирекции по маркетингу и стратегическому развитию). Теперь единую службу маркетинга предстоит разделить на три составляющие: операционный маркетинг (передается в редакции, работающие в определенных сегментах и нишах); торговый маркетинг (передается в дирекцию по продажам); централизованный маркетинг, который останется в прямом подчинении у генерального директора издательства. К функциям операционного маркетинга редакций будут относиться: изучение потребителей, конкурентов, подготовка кампаний продвижения, взаимодействие со специализированными каналами продаж, своевременное получение и анализ информации о книжных новинках. В задачи централизованного маркетинга будут входить планирование, проведение и расчет эффективности федеральных рекламных и PR-кампаний, реализация программ продвижения, взаимодействие со СМИ, брендинг.
Определенные функции будут делегированы и в отдел торгового маркетинга дирекции по продажам. К ним относятся исследования, связанные с каналами продаж, работа торговых представительств, мерчендайзинг.
Данное разделение системы управления маркетингом реализуется уже сегодня. Редакторы умеют создавать книги и до сих пор связывали свои компетенции только с этой задачей. С переходом на новую систему управления от редакторов требуются знания финансов, экономики, маркетинга, брендинга. Для решения вопроса образования проводятся различные формы обучения, в том числе разработана и реализуется программа обучения маркетингу и брендингу совместно со Стокгольмской школой экономики, в которой участвуют более 20 сотрудников.

Распределение функций в дивизионах
В структуре каждого дивизиона происходит формирование своей службы маркетинга (см. рис. 2). Дивизион обеспечивает формирование маржинальной прибыли и рентабельность инвестиций. Ответственность за данную задачу несет директор дивизиона, имеющий полномочия формировать бюджет и распоряжаться им, согласовывая ключевые показатели деятельности дивизиона и его сотрудников (см. рис. 3, 4). В идеале предполагается обеспечить единообразную структуру всех дивизионов издательства (безусловно, с учетом специфики деятельности каждого из них). Среди основных задач дивизионов можно выделить: планирование выпуска продукции (как новых книг, так и переизданий), определение ценовой политики на каждую единицу продукции, взаимодействие с авторами (включая проведение переговоров, финансовые взаимоотношения, заключение договоров и проч.).
Для подобных изменений есть определенный фундамент. В отличие от других издательств редактор «ЭКСМО» всегда отвечал за всю производственную цепочку: решал, как будет оформлена книга, на какой бумаге напечатана и т. д. Таким образом, он всегда являлся ключевой фигурой бизнеса, что изначально было конкурентным преимуществом Издательства ЭКСМО. Поэтому переход на новую дивизиональную структуру не окажет существенного влияния на процесс управления и не будет для нас чем-то сверхсложным.
Текущие бюджеты издательства распределяются по заявкам с учетом предыдущих запросов. В связи с проводимыми изменениями бюджет делится на операционный и инвестиционный. Инвестиционный бюджет включает в себя авансовые платежи авторам и бюджет развития (организационное развитие, введение новых штатных единиц и т. д.). Критерии разделения бюджетов стали учитывать с недавних пор. Косвенные издержки издательского дома на дивизионы не распространяются. Эффективность работы дивизионов оценивается исходя из маржинальной прибыли, учитывая прямые затраты на производство книг и непосредственно затраты дивизиона. Общие затраты издательства включаются в себестоимость продукции.

      Сегодня на долю издательства приходится более 10% общероссийского объема российского книжного производства. Авторский портфель издательства насчитывает более 1500 авторов и является крупнейшим в России.
      «ЭКСМО» располагает собственной полиграфической базой, являясь акционером ряда ведущих предприятий полиграфической отрасли, отличается развитой дистрибуторской сетью, налаженными отношениями более чем с 2 тыс. партнеров по всей стране и за рубежом, которым обеспечивает максимально выгодные условия работы.

Необходимость любого крупного изменения в компании должна быть объяснена каждому сотруднику. Стратегия преобразований обсуждалась со всеми ключевыми сотрудниками издательства, проводились как групповые, так и индивидуальные обсуждения.
Понимание со стороны персонала налицо. Однако любая перестройка сопряжена с временной потерей операционной эффективности, и случай Издательства «ЭКСМО» — не исключение. Тем не менее, руководство и сотрудники компании понимают, какого результата хотят добиться в конечном счете, и планируют проводить изменения достаточно плавно и постепенно в течение двух лет.
Хочется также отметить, что, когда начиналась работа по стратегии, казалось: структура издательства если и не идеальна, то близка к идеалу, и поэтому никакой революции устраивать не придется. Изначально планировалось создать коммерческий департамент с централизованными функциями маркетинга и продаж. Этот департамент стал бы для редакции заказчиком продукции, выясняя, что и в каком объеме необходимо произвести, и формируя ассортимент.
Но в итоге компания пришла к абсолютно иному решению: надо идти от книги, от создаваемого продукта, «лицо» которого определяет редактор. Он же определяет объемы производства и ассортимент книг, а отдел продаж выполняет технологическую функцию. Централизованный маркетинг при этом оказывает сервисные услуги, проводя рекламные кампании и обеспечивая PR-поддержку издаваемых авторов (см. рис. 5).

Изменения вторичного порядка
На основании поставленных перед издательством стратегических целей были определены ключевые показатели эффективности работы для руководителей верхнего и первого уровня. На сегодняшний день информация по этим показателям формируется на уровне директоров, а также ведется разработка следующего уровня системы показателей и мотивации для ведущих специалистов и начальников отделов.

Издательство постепенно осваивает новые ниши. Выделенное в отдельный дивизион направление профессиональной литературы генерирует объем продаж, меньший по сравнению с другими дивизионами. Тем не менее, решение о выделении было принято исходя из того, что в данном сегменте есть большой потенциал, который издательство планирует развивать.

Размер издательства, численность и состав его сотрудников зависят от направления и масштаба деятельности, характера выпускаемой литературы, уровня коммерциализации и т.п. Средним издательством можно считать издательство, выпускающее от 50 до 100 наименований различных книг, журналов, брошюр в год. Имеется множество (сотни и даже тысячи) мелких издательских групп, выпускающих по 3-5 изданий в год и даже меньше, без определенного плана, как правило, лишь с коммерческими целями. Существуют и крупные издательские концерны, выпускающие сотни и тысячи самых различных книг, периодических изданий, изобразительной и другой продукции тысячными и миллионными тиражами. В дальнейшем мы будем говорить о среднем издательстве, наиболее распространенном в стране и отвечающем всем требованиям профессиональной деятельности. Приводимая ниже структура - примерная, типичная, она может иметь в жизни разные варианты сочетаний целого и частей.

В соответствии со спецификой продукции в издательстве наличествуют две профессиональные ветви - редакторская и производственная, а также, как и в любом самостоятельном учреждении, - управленческая.

Директор издательства руководит всей редакционно-издательской и производственной деятельностью подразделения. Организует работу издательства и всех его подразделений, контролирует содержание издаваемой литературы, качество художественного и технического оформления издательской продукции. Анализирует состояние книжного рынка с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции и повышения ее рентабельности. С учетом этого осуществляет руководство разработкой перспективных и годовых тематических и производственных планов издания литературы. Ведет контроль за сроками представления рукописей и их прохождением в издательстве, работой полиграфических предприятий, выполняющих заказы издательства. Контролирует правильность подготовки договоров с авторами и учреждениями, утверждает номиналы и тиражи изданий. Организует своевременное материальное обеспечение производственной деятельности, работу по рекламированию и реализации выпускаемой литературы, ход выполнения заключенных договоров.

Руководит управленческой ветвью издательства, включающей небольшой аппарат учреждения, состоящий из бухгалтерии, планово-экономического отдела, секретаря и младшего редактора по приему рукописей. Аппарат занимается экономическими (коммерческими) расчетами, составлением производственных планов, калькуляций стоимости и себестоимости издательской продукции, начислением заработной платы и других доходов сотрудников, ведением деловой, кадровой и иной документации. Вместо планово-экономического отдела (его название может варьироваться) или наряду с ним в аппарате управления может функционировать отдел маркетинга и рекламы. Это подразделение может также входить в состав производственного отдела и заниматься изучением конъюнктуры рынка печатной продукции, заниматься рекламой и продвижением продукции на рынке.

Редакторскую ветвь возглавляет главный редактор, которому подчиняются редакции, специализирующиеся на выпуске какого-либо вида литературы. Например: редакция художественной литературы, редакция общественно-политической литературы, редакция научно-популярной литературы, редакция научной литературы, редакция журнала. Естественно, число и специализация редакций могут быть различны, в зависимости от характера самого издательства.

Главный редактор - творческий руководитель и организатор редакционной деятельности, отвечающий за составление плана выпуска литературы, формирование издательского портфеля, профессиональный уровень всех элементов технологического процесса, вплоть до выпуска в свет и распространения издательской продукции.

Главный редактор возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом конъюнктуры книжного рынка и планов редакционно-подготовительных работ. Осуществляет контроль за приемом рукописей, их предварительной оценкой в издательстве, рецензированием, соблюдением установленных сроков представления рукописей, графиками их движения на всех этапах издательского процесса, сроков сдачи их в набор, обработки корректурных оттисков и выпуска литературы в свет. Контролирует содержание изданий и качество их полиграфического исполнения. Подготавливает материалы для заключения издательских договоров с авторами и трудовых договоров (контрактов) с внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы, участвует в оформлении документов по расчетам за выполненные ими работы. Организует проведение консультаций авторов с целью оказания им помощи в работе над рукописями. Обеспечивает работу редакторов, их загрузку, качество и сроки редактирования в соответствии с действующими нормативами. Осуществляет контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий. Определяет качество работы полиграфического предприятия и решает вопросы, связанные с обоюдными претензиями издательства и типографии. Анализирует причины ошибок, опечаток в изданиях и виновных в этом лиц. Содействует повышению квалификации работников подразделения. Составляет отчеты о выполненных работах по выпуску литературы.

Редакция - главная производственная единица в издательстве, состоящая из группы творческих сотрудников, как правило, филологов, занимающихся редактированием, подготовкой к полиграфическому воспроизведению и руководством другими процессами по выпуску издательской продукции.

Состав редакции, как правило: заведующий редакцией, старший редактор, 3-5 редакторов, младший редактор. Каждый из этих сотрудников имеет должностные обязанности, определяемые типовыми инструкциями и внутрииздательскими положениями.

Заведующий редакцией руководит редакционно-издательской и производственной деятельностью своего подразделения. Организует редактирование и выпуск литературы, осуществляет контроль за содержанием изданий и качеством их художественного и технического оформления. Анализирует состояние спроса на выпускаемую литературу, подготавливает проекты перспективных и годовых планов издания литературы, руководит разработкой планов редакционно-подготовительных работ, графиков редакционных и производственных процессов издания. Организует своевременное оформление издательских договоров с авторами и внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы. Контролирует правильность подготовки документов по расчетам за выполненные ими работы, установления авторских гонораров и размеров оплаты внештатным работникам. Руководит работниками редакции, содействует повышению их квалификации.

Редактор - основная штатная единица издательства, сотрудник, занимающийся литературным редактированием, и ведущий, контролирующий весь процесс движения рукописи вплоть до выхода книги или другой продукции в свет и поступления в систему распространения. Отсюда выражение - «ведущий редактор книги». Место и роль редактора в издательском процессе настолько важны, что в 1988 г. в системе мер по демократизации издательской деятельности Госкомиздат СССР принял специальное постановление «О мерах по новой роли редактора в редакционно-издательском процессе», где впервые было отмечено, что «редактор - это директор книги».

Редактор рассматривает поступающие рукописи, дает им предварительную оценку с целью определения возможности и условий их издания, необходимости авторской доработки, внешнего рецензирования и научного редактирования, участвует в подготовке издательских договоров с авторами и трудовых соглашений с внешними рецензентами. Составляет заключения о возможности издания рукописи в представленном виде или после доработки с учетом предлагаемых исправлений, дополнений, сокращений, а в случаях отклонений - обоснованные отказы в установленные договорами сроки. Редактирует принятые к изданию рукописи, оказывая при этом помощь авторам по улучшению композиции и структуры рукописей, выбору терминов, оформлению иллюстраций и т.п., согласовывает с ними рекомендуемые изменения.

В процессе редактирования проверяет выполнение авторами замечаний рецензентов и требований, предъявляемых к рукописям по их доработке, комплектность представленного материала, соответствие названий разделов рукописи их содержанию, а также насколько отражены в работах новейшие достижения науки, техники и передового производственного опыта. Проверяет по первоисточникам правильность написания приводимых цитат и цифровых данных, употребления и написания имен, научно-технических терминов, единиц измерения, соответствие приводимых символов обозначениям, установленным стандартами или принятым в научной и нормативной литературе. Осуществляет необходимое литературное редактирование рукописей. Работает над созданием справочного аппарата издания.

Рассматривает иллюстративные материалы, определяет их место в издании, дает необходимые указания и пояснения техническому и художественному редакторам, корректору, наборщику. Участвует в решении вопросов, связанных с художественным и техническим оформлением редактируемых изданий. Подписывает рукописи в производство, обрабатывает корректурные оттиски и проверяет сигнальные экземпляры перед выпуском в свет. Составляет списки обнаруженных опечаток.

Младший редактор ведет делопроизводство в редакционном отделе (редакции), регистрирует принятые рукописи и сроки выполнения работ авторами, внешними редакторами и другими лицами, участвующими в издании. Ведет оперативный учет хода выполнения графиков подготовки и прохождения рукописей и корректурных оттисков. Хранит авторские рукописи и документы, относящиеся к ним, в установленном порядке, под руководством редактора, осуществляет техническую подготовку рукописей к сдаче в набор. Проверяет цитаты и цифровые данные по первоисточникам, полноту библиографического описания и наличия в тексте ссылок на первоисточники, транскрипцию имен, терминов, наименований, правильность написания и унификацию символов, единиц измерения, соблюдение единообразия обозначений в иллюстрациях, тексте. Считывает рукопись после перепечатки, исправляет допущенные при этом ошибки, вписывает формулы, специальные знаки и буквы редко применяемых алфавитов, иностранный текст. Проверяет комплектность рукописей, направляемых в полиграфические предприятия. По поручению редактора переносит авторскую правку в рабочий экземпляр.

В редакции могут быть также штатные единицы старшего редактора, вводимые с целью выделить из числа редакторов более опытных работников, со стажем редакторской деятельности в издательстве, например, 10 лет и больше, с целью работы над наиболее сложными рукописями, обучения начинающих редакторов и контроля рукописей после них. Кроме того, иногда в редакцию, в случае необходимости (специализации тематики рукописей), может быть включена единица научного редактора, занимающегося редактированием научных или узкопрофильных текстов.

В редакциях издательства под руководством заведующих редакциями и главного редактора ведется работа по отбору, оценке, рецензированию, планированию, редактированию поступающих рукописей, подготовке их к набору и другим полиграфическим процессам.

Другая важнейшая профессиональная ветвь издательства - производственная. Возглавляет ее заместитель директора издательства по производству. Ему подчиняется производственный отдел, включающий корректорскую группу, группу художественного и технического редактирования, группу снабжения и сбыта, группу выпуска. В небольших издательствах производственный отдел может включать также группу маркетинга и рекламы. Главную по численности группу составляет корректорская, включающая заведующего, двух старших (более опытных) корректоров и 6-8 (и больше) корректоров. Они занимаются корректорской обработкой рукописей, типографских оттисков, готовых книг, журналов, брошюр (перед печатью тиража и выходом в свет).

Корректор. Осуществляет вычитку рукописей после редактирования и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения стандартизации различных элементов текста, устранения орфографических, пунктуационных и иных ошибок, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера (при согласовании с редактором). При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т. п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании), соответствие их названий с заголовками в тексте, обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте. Проверяет правильность оформления таблиц, сносок, формул, справочного аппарата издания, полноту библиографического описания и наличие соответствующих ссылок на источники цитат и цифровых данных в тексте. При чтении корректурных оттисков проверяет соответствие набранного текста оригиналу, исправляет ошибки, допущенные при наборе или перепечатке рукописей, проверяет правильность набора текста, заголовков, примечаний и других выделяемых частей издания в соответствии с общими правилами полиграфического производства и указаниями технического редактора.

В группе художественного и технического редактирования работают по 1-2 художественных и технических редакторов и художник. Последний в штате может отсутствовать, но имеется ряд внештатных художников, которые по заказу издательства выполняют разовые работы по той или иной части рукописи (рисунки, иллюстрации, фотографии, обложка, суперобложка, форзац книги и т. п.).

Один или два человека занимаются выпуском и столько же снабжением материалами и сбытом готовой продукции.

Технический редактор. Участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет техническое редактирование с целью обеспечения качественного полиграфического исполнения издания. В соответствии с характером изданий уточняет построение рукописи, проверяет правильность ее структуры (разбивку на разделы, части, главы и т. п.) и соподчинения заголовков в оглавлении. Определяет техническую пригодность оригинала к набору. Производит разметку оригинала издания, указывает технику набора, порядок расположения иллюстраций и элементов оформления изданий. Подготавливает макеты художественного и технического оформления сложных изданий. Проверяет авторские подлинники иллюстраций с целью установления возможности их использования для создания оригиналов, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Составляет технические издательские спецификации и контролирует выполнение указаний по полиграфическому исполнению печатного издания. Проверяет и обрабатывает корректурные оттиски, оценивает качество набора, композицию каждой полосы и разворота. Контролирует соблюдение полиграфическими предприятиями издательских требований, дает указания по исправлению допущенных при наборе ошибок и недостатков технического оформления. Обрабатывает корректуру пробных оттисков иллюстраций, проверяет правильность построения заголовков и их шрифтового оформления, размечает вклейки. Совместно с художественным редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет и заполняет выходные данные издания. Просматривает сигнальные экземпляры, проверяет качество печати, брошюровочно-переплетных и отделочных работ. Принимает меры по улучшению полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Художественный редактор участвует в разработке проектов художественного и технического оформления изданий, осуществляет художественное редактирование и иллюстрирование изданий с целью обеспечения их качественного полиграфического исполнения. Проверяет авторские подлинники иллюстраций и устанавливает возможность их использования для создания оригиналов, пригодных к полиграфическому воспроизведению, определяет технологические особенности их изготовления. Подготавливает для технических издательских спецификаций указания по художественному оформлению изданий и контролирует их выполнение в процессе полиграфического производства. Составляет проекты трудовых договоров (контрактов) со специалистами, привлекаемыми для изготовления графического материала и выполнения других работ по художественному оформлению, обеспечивает своевременное и качественное их исполнение. Обрабатывает корректуру текста изданий и пробных оттисков иллюстраций. Оценивает качество набора, композицию каждой полосы и разворота, дает указания типографии об устранении допущенных при наборе ошибок и недостатков художественного оформления. Совместно с техническим редактором подготавливает к печати обложку (переплет). Проверяет сигнальные экземпляры и принимает меры по выполнению требований полиграфического исполнения изданий при изготовлении тиража.

Выпускающий участвует в подготовке проектов договоров с полиграфическими предприятиями на выполнение полиграфических и оформительских работ, графиков редакционных и производственных процессов изданий, осуществляет оперативный контроль за своевременностью выполнения принятых полиграфическими предприятиями заказов издательства. Оформляет заказы и передает в установленные сроки полиграфическим предприятиям подготовленные к набору рукописи, иллюстрации, а также корректурные оттиски и сигнальные экземпляры изданий. Ведет учет выполнения графиков по набору, печати и изготовлению тиражей, контролирует комплектность изданий и качество полиграфического исполнения. Принимает от полиграфических предприятий корректурные оттиски, сигнальные экземпляры изданий, проверяет соответствие их качества требованиям технической издательской спецификации и условиям заключенных договоров. При нарушении этих условий возвращает в установленном порядке корректурные оттиски на дополнительную правку. Участвует в приемке тиражей изданий от полиграфических предприятий.

В связи с работой в рыночных условиях в каждом крупном издательстве, занимающимся предпринимательской, коммерческой деятельностью, появились новые, отсутствующие в дорыночную эпоху штатные единицы. Это - директор по маркетингу, менеджеры по продажам, по рекламе, по авторским правам, по продвижению, по исследованиям. При издательстве, либо вне издательства, как партнер, работает также литературный агент.

Разумеется, структура издательства и численность его сотрудников могут быть иными, но функционально наличие такой системы профессиональных взаимоотношений необходимо, и связано оно с технологией самого издательского процесса.

Вопросы для контроля и углубленного изучения

  • 1) Издательство как функционирующая единица. Основные направления в его деятельности и элементы организационной структуры.
  • 2) Какие составляющие группы (отделы, редакции) входят в состав издательства, их назначение, форма и содержание деятельности.
  • 3) Перечень сотрудников издательства, их должностные обязанности и профессиональные качества.
  • 4) Ведущий редактор издательства и его роль в создании книги.

Организационный план

Этот план определяет основные направления кадровой политики. Одним из них является формирование организационной структуры издательства. Форма организации частного издательства выбирается его учредителями, поскольку они, как правило, входят в состав руководства (директор, главный редактор). Структура издательства зависит от многих факторов: от его типа, объема выпускаемой продукции и характера изданий, от организации редакционно-издательского процесса, созданной системы маркетинга и т.д.

Организационная структура издательства

Существуют два типа издательств: универсальные и типизированные (специализированные). Универсальное издательство выпускает несколько видов продукции (книги, журналы, альбомы по искусству) и литературу различной тематики. Специализированное издательство выпускает один вид продукции (например, книги) и вид литературы (художественная).

Издательства первого типа (как правило, большие по размеру) имеют разветвленную организационную структуру, сложные и многообразные связи с книготорговыми организациями, рекламными службами и средствами массовой информации. Таковы, например, издательства <ЭКСМО>, <ТЕРРА>, <АСТ>, <ИНФРА-М>.

Издательства второго типа (чаще всего среднего и небольшого размера) ориентированы на профессионального читателя, на определенные возрастные группы или неоднородные целевые группы, которые определяются по потребностям, религиозным, национальным или культурным интересам. Организационная структура таких издательств строится по принципу производимого продукта, т.е. зависит от специфики книжного продукта. Примером таких издательств являются <Финансы и статистика>, <Юристъ>, <ЮНИТИ>.

У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура достаточно примитивна, но и в ней должны быть заложены основы для дальнейшего роста и дифференциации.

Конкуренция государственных и коммерческих издательств при выпуске одних и тех же видов литературы показывает, что более приспособлены к рыночным условиям небольшие структуры. Они более подвижны, гибки, быстрее реагируют на изменение конъюнктуры книжного рынка, легче переносят сезонные изменения в объеме реализации продукции, от которых зависит благополучие издательства. Непременным требованием рыночной структуры издательства является универсализм, который включает гибкость структуры, т.е. возможность ее быстрой и безболезненной перестройки, и многопрофильность подготовки сотрудников (наличие у одного специалиста знаний всех или нескольких сторон издательского процесса).

Что касается организационной структуры, то обычно издательство состоит из следующих основных отделов:

· редакции;

· производственный отдел;

· отдел художественного оформления.

Таким образом, вся деятельность издательства, связанная с созданием произведений, редакционной обработкой и художественно-технической подготовкой к изданию, сосредоточена в этих трех отделах. Наряду с основными отделами в издательствах действует ряд обслуживающих отделов: бухгалтерия; отдел материального снабжения; отдел маркетинга и рекламы; отдел реализации; отдел транспортных перевозок; административно-хозяйственный отдел).

Единой организационной структуры, пригодной для всех издательств, не существует, поэтому выбор ее для конкретной фирмы является сложным процессом. Структура формируется руководством издательства и управленческим персоналом в соответствии с общим предназначением, целями, задачами фирмы. Одновременно устанавливается соотношение иерархий и подсистем управления, чтобы издательство функционировало и развивалось как единое целое.

Организация - сложный процесс, требующий от менеджеров учета всех факторов производства и управления. Особенно это касается работы с персоналом, поскольку от правильной расстановки кадров и умелого руководства ими во многом зависит успех бизнеса.

Общая схема подготовки и выпуска издательской продукции, будь то книги, газеты или журналы, состоит из редакционно-издательской подготовки авторских оригиналов и передачи для воспроизведения этих оригиналов на полиграфические предприятия.

Автор произведения должен обратиться в издательство с просьбой издать его работу. Издательство при наличии свободных производственных мощностей принимает у автора оригинал, составляет соответствующий договор и осуществляет работу, связанную с подготовкой авторского оригинала и передачей его для полиграфического воспроизведения в типографию.

Прежде всего издательство производит редакционно-техническую подготовку авторского оригинала к воспроизводству на полиграфическом предприятии, заключающуюся в выборе формата издания, шрифтов, расположения элементов издания, работе с автором и т.п. После подготовки издательского оригинала издательство передает его в типографию. Требования, предъявляемые к авторским и издательским оригиналам, регламентированы государственными и отраслевыми стандартами, например, ГОСТ 7.89-2005 «Оригиналы авторские и издательские», ОСТ 29.106-90 «Оригиналы изобразительные для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования» и др.

Общий перечень редакционно-издательской обработки авторского оригинала включает:

Работу над композицией произведения;

Работу над содержанием;

Выбор и согласование формата издания;

Выбор шрифтов;

Редакционно-техническое оформление формул, таблиц;

Оценку и редактирование иллюстраций и т.д.

Для выполнения всех работ, обеспечивающих высокое качество издательского оригинала и сопровождение типографских работ, требуется достаточно развитая производственная структура.

На рисунке 3.2. представлена обобщенная типовая схема крупного издательства, осуществляющего редакционную обработку книжно-журнальной, картографической и другой издательской продукции.

С целью повышения качества книжно-журнальной продукции издательство производит редактирование авторского оригинала.


После обработки авторского оригинала издательство заключает с типографией договор на полиграфическое воспроизведение издания и передает в типографию издательский оригинал . Издательство осуществляет сопровождение и контроль по изготовлению тиража заказа. Изготовленный тираж заказа после контроля качества и бухгалтерских расчетов передается издательству, выступающему в роли заказчика

В прежней практике авторский оригинал, как правило, предоставлялся в виде машинописных листов на формате А4. Редактор работал с таким оригиналом и после обработки и оформления соответствующей документации передавал издательский оригинал на полиграфическое предприятие для изготовления тиража.

В настоящее время в связи с введением в технологические процессы полиграфического производства цифровых технологий автор чаще всего предоставляется оригинал в редакцию на СD-диске с приложением распечатки на принтере.

Развитие практики цифровых технологий позволяет передавать в типографию издательский оригинал на компакт-диске (с приложением распечатки). Изготовление издательского оригинала в цифровом виде требует оснащения издательских структур соответствующими цифровыми издательскими системами (ЦИС) и осуществляется по схеме, представленной на рисунке 3.3.

Рис. 3.3. Общая схема изготовления издательского оригинала
на электронном носителе

Преобразования, произошедшие в полиграфической промышленности после 90-х годов прошлого века, привели к резкому изменению структуры заказов полиграфической продукции. Прежде всего, следует отметить, что основная масса книжных издательств оказалась в Москве. На остальной территории России книжные издательства либо прекратили свое существование, либо сократились настолько, что перестали работать с крупными заказами. Тем не менее осталось большое количество мелких заказчиков, интересы которых, как правило, ограничивались региональными проблемами. Тиражи таких заказов редко превышали 1–2 тысячи экземпляров. Кроме того, на территориях регионов произошло увеличение предприятий малого бизнеса. Продукция этих предприятий стала нуждаться в упаковке, расширились потребности в рекламе. На фоне снижения тиражей центральных газет, печатаемых в региональных типографиях, увеличилось общее количество периодических изданий. Таким образом, общее количество заказчиков, нуждающихся в редакционно-технической подготовке печатной продукции существенно возросло.

Для удовлетворения потребностей в редакционно-технической подготовке печатной продукции (не только книжно-журнальной и периодической, но и этикеточно-упаковочной) типографии стали формировать свои редакционно-издательские подразделения. При наличии редакционно-издательских отделов типографии стали выполнять для заказчиков полный комплекс услуг по подготовке и печатанию заказов, не заставляя их бегать по городу в поисках организаций, выполняющих редакционную подготовку заказов. Такое построение структуры производства позволило типографиям не только не потерять заказчиков, но и расширить клиентуру, тем самым улучшив экономические показатели предприятия. Подобные полиграфические предприятия стали называться «издательско-полиграфическими комплексами», или ИПК.

С другой стороны, в это же время, учитывая дефицит в оказании редакционно-издательских услуг, стали создаваться малые редакционные центры, которые производили редакционно-техническую подготовку заказов, оказывая услуги мелким заказчикам. После получения подготовленного издательского оригинала заказчик обращался в типографию, где ему печатали тираж заказа. Со временем издательские структуры такого рода стали понимать, что, выполняя роль промежуточного звена, они теряют деньги. Наиболее предприимчивые руководители этих малых редакционных предприятий постепенно стали приобретать полиграфическую технику, тем самым не упуская заказчика и получая дополнительную прибыль. Предприятия этого направления со временем стали называться «редакционно-издательскими центрами» – РИЦ.

В настоящее время обе формы таких предприятий объединены общими целями – обеспечить заказчика, имеющего намерение получить полиграфическую продукцию полным комплексом услуг. На рисунке 3.4 представлена общая схема построения структуры ИПК и РИЦ.

Рис. 3.4. Новые формы структурного построения взаимоотношений
«заказчик – редакция – типография»

При формировании любого предприятия основой всегда служит производственный процесс, который является совокупностью действий, направленных на изготовление готового продукта. В свою очередь, независимо от характера конечного продукта производственный процесс включает в себя основные, вспомогательные, обслуживающие и управленческие процессы.

В ходе основных процессов создается собственно конечный продукт, а вспомогательные и обслуживающие процессы лишь обеспечивают условия для нормального течения основных. Управленческие же процессы служат организации хода самого производства.

В эту схему вполне вписывается и организационная структура издательства, которая должна соответствовать характеру издательского процесса, обеспечивать выпуск книг высокого качества и по приемлемой для рынка цене.

Деление издательства на взаимосвязанные части: редакционную, художественно-оформительскую, производственную, экономическую, маркетинга и распространения.

Организационные структуры различных издательств весьма разнородны, но все же можно выделить несколько типовых, к которым сводятся возможные варианты.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные функции: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический и др. Возглавляет такую структуру директор, а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Как правило, подобная структура наиболее приемлема для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы.

В случае товарной структуры в издательстве создаются соответствующие отделения (например, справочной литературы, учебников и т.д.), а полномочия по издательской и маркетинговой деятельности передаются управляющему, который и отвечает за выпуск данного вида изданий. Руководители вспомогательных служб (маркетинговой, производственной и др.) отчитываются по этим изданиям перед таким управляющим. Организационная структура при этом позволяет в крупном издательстве уделять конкретным видам изданий столько же внимания, как и в специализированных на этих изданиях фирмах. К преимуществам подобной организации следует отнести возможность повседневного контроля затрат и исполнения графика прохождения издания в производстве.

Рыночная организационная структура целесообразна в тех издательствах, где широк спектр выпускаемых изданий, ориентированных на различные группы потребителей. Некоторые крупные издательства имеют специальные отделения по выпуску, например, детской, справочной, учебной или какой-либо иной литературы. Такие отделения действуют в составе издательства фактически как независимые компании, имеющие свою внутреннюю структуру с отделами и службами, в том числе финансовыми.

Возможно и создание региональных организационных структур издательств. Они характерны главным образом для издательств общенационального масштаба, а также для транснациональных фирм и компаний, таких, как, например, германский издательско-полиграфический концерн «Бертельсман». Подобная организация позволяет учитывать те или иные региональные условия (язык, традиции, законы, обычаи, особенности покупательского спроса) для успешного ведения бизнеса. Однако в России такой вид организации практически не используется, поскольку нет еще издающих структур требуемого для этого уровня.

Но все же главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование выпуска; работу с автором и рукописью; оформление издания и его подготовку к полиграфическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфическом предприятии, контроль и приемку тиража; реализацию готового тиража.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие издательства части: редакционную, производственную и службу реализации (по сути, в тех организационных структурах, о которых мы говорили выше, эти части присутствуют, просто в разной соподчиненности). Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и др. Примерная структура издательства приведена на рис. 5
.

Организационная структура издательств не стабильна, поскольку подвержена воздействию как внутренних, так и внешних факторов, таких, например, как изменение издательской политики или конъюнктуры книжного рынка.

В то же время очевидно, что структура издательства, особенно малого или среднего, формируется и под воздействием таких факторов, как объем выпуска, специализация издательства, квалификация сотрудников. При этом всегда следует учитывать, что условия рынка определяют некоторые допустимые рамки в соотношении объема выпуска и числа занятых в издательстве работников. В литературе обычно приводится цифра 3-10, то есть на каждого штатного сотрудника издательства должно приходиться от трех до десяти выпущенных книг. Теоретически в этом случае экономические показатели работы издательства должны быть относительно стабильными. Однако, поскольку книга является интеллектуальным товаром, а само книгоиздание - процессом творческим, опора на любые, самые выверенные количественные показатели без оценки их качественного наполнения может оказаться ошибочной.

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят специалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изданий, техническое редактирование и некоторые другие. Остановимся подробнее на их функциях.

Редактор. Традиционное назначение редактора - редактирование текста, то есть «приведение содержания и формы любого документа, написанного или подготовленного кем-либо, в соответствие с общепринятыми или специально установленными требованиями и нормами». Редактор - ведущий специалист в издательстве, и от его работы во многом зависит качество выпускаемых издательством книг. Так было всегда. Однако характер работы и сам статус редактора за последние годы существенно изменились. Если говорить коротко, то на смену редактору-правщику текста пришел редактор-организатор издания. Что это означает? Прежде всего то, что помимо решения чисто редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, редактор в значительной мере определяет издательский репертуар, инициирует создание новых книг по тематике издательства, работает с автором, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее будущей реализации, в конце концов, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного издательского проекта. Зачастую редактор сегодня работает не над каким-то одним конкретным изданием или не только над ним, но возглавляет отдельные направления, книжные серии и проекты. Конечно, подобная работа требует высокого уровня профессионализма и значительного личного опыта, что приходит не сразу. Отметим поэтому, что в любом случае по самой сути своей работы редактор должен быть творческой личностью, специалистом в той области знаний, к которой относится редактируемая им литература, в полной мере владеть методикой редактирования, быть способным критически анализировать произведение, хорошо разбираться в основах издательского дела, полиграфии и маркетинга.

Следует все же оговориться, что подобный подход к существу редакторской работы характерен для относительно небольших и малых издательских структур. В крупных фирмах, где ежемесячно выпускаются сотни названий книг, где фактически работает конвейер, и где в силу самого масштаба производства превалирует узкая специализация, содержание работы редактора в большей мере соответствует традиционному его толкованию.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоставима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше. Это говорит о том, что роль издательского персонала, занимающегося продвижением книги на рынке, чрезвычайно велика.

В нашем курсе целая глава отведена издательскому маркетингу (см. выше), здесь же отметим, что с уходом в прошлое монополизированного государственного рынка главным ориентиром для издателя стало желание потребителя, его интересы и возможности. Отсюда и необходимость выделения специальных людей, которые бы хорошо ориентировались в этих самых желаниях, интересах и возможностях, и которые бы за счет этого знания могли определять издательские приоритеты в режиме, так сказать, «реального времени». В более широком смысле деятельность специалиста по маркетингу связана с выстраиванием отношений издательства с внешним миром, поэтому она весьма многопланова.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела - сочетание интеллектуального процесса создания книги с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде (оригинал-макет, фотоформы, готовые печатные формы), нужно изготовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее материальное обеспечение, а значит, и соответствующие специалисты. В издательствах в зависимости от объемов производства могут функционировать специальные подразделения по ресурсам, а может быть только один специалист, но так или иначе бумагой и материалами для печати должны заниматься профессионалы. Им приходится решать множество вопросов, прямо влияющих на эффективность работы издательства.

Бумагу изготавливают бумажные комбинаты. Но если издательство не нуждается в регулярных поставках больших партий бумаги, то нет необходимости обращаться на комбинат. Прежде всего нужно определиться: самим закупать бумагу или поручить закупку типографии, в которой будет печататься тираж. Может, и вовсе не заниматься закупкой бумаги, а воспользоваться той, что уже есть на складах типографии. Но на складе, как правило, в наличии ограниченное число сортов бумаги определенного качества либо она уже закуплена у традиционных поставщиков под определенный заказ. Иногда бывает проще оформить этот заказ через типографию. Если вопрос о закупке бумаги все же возник - у кого ее лучше покупать? Непосредственно у комбината, у его агента, у торговой организации? Самостоятельная закупка бумаги и материалов означает необходимость аренды или приобретения складских площадей, автотранспорта, привлечения дополнительного персонала и т.д. И это только часть вопросов, в большей мере организационных. Добавьте к ним выбор необходимых для конкретного издания сортов бумаги и переплетных материалов, оценку их качества, контроль при печати тиража. А если издательство самостоятельно закупает, транспортирует, хранит и поставляет бумагу и материалы в типографию, число вопросов многократно умножается.

Так что вполне очевидно, что специалист по ресурсам - одна из ключевых фигур в издательстве, тем более, что практически каждое его решение влечет за собой ту или иную финансовую ответственность.

Специалист по производству. Это работник, который соединяет издательство с типографиями. В круг его обязанностей входят обеспечение требуемого уровня издательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических работ, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типографией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию. Он же отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потребность в бумаге и переплетных материалах, контролирует расходование их полиграфическим предприятием. Специалист по производству должен не только хорошо знать технологию полиграфического производства, но и обладать технико-экономическими знаниями в области издательского дела и полиграфии.

Художественный редактор. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием изданий, его главная задача - создать художественный образ книги, превратить доработанный редакторами авторский оригинал в издательский.

В настоящее время издательства, как правило, работают с внештатными художниками, а всю работу, связанную с художественным оформлением и художественным редактированием изданий ведет главный художник (в крупных издательствах) или художественный редактор. Они занимаются оформлением каждого издания, заказывают внештатным художникам оформление и иллюстрирование книг, принимают готовые работы - эскизы и оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, переплетов, форзацев и иных элементов оформления книги, оценивают качество их исполнения, отслеживают сроки выполнения заказа. Зачастую именно штатные издательские художники занимаются разработкой издательского стиля, издательской марки, оформлением основных издательских книжных серий, нестандартных издательских проектов.

Художественный редактор, естественно, должен иметь специальное художественное образование. Но не только. Важно, чтобы он хорошо знал технологию полиграфического производства книги, основательно изучил свойства бумаги и материалов, используемых в издательском деле, экономические аспекты своего ремесла.

За последнее время технология художественного оформления изданий в значительной мере изменилась за счет использования компьютерной техники в книжном дизайне. Компьютерные программы верстки позволяют выполнять значительную часть работ по подготовке оригинал-макета в автоматическом режиме. Имеются готовые шаблоны оформления, а если они не устраивают издателей, можно создавать новые. Интерактивный режим работы программного обеспечения дает возможность вносить коррективы непосредственно в процессе работы над версткой. Сканирование позволяет активно работать с иллюстративным материалом, к тому же постоянно увеличиваются возможности компьютерной графики.

Таким образом, компьютерная техника вроде бы позволяет верстальщику конкурировать с художником, а издателю обходиться без последнего. Но это ошибочное мнение. И если при работе над простыми изданиями оно может быть и оправдано, то уже при работе даже над средней сложности издательским проектом нельзя обойтись без участия профессионального художника.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.

Технический редактор указывает в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на полосе и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типографию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги.

Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требований к наборному оформлению. В частности, требования ОСТа 29.124-94 «Издания книжные. Общие технические условия» и ОСТа 29.76-87 «Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования», а также нормативных материалов, касающихся подготовки изданий для детей или учебной литературы.

Работа технического редактора тесно связана с работой редактора и художественного редактора, он также контролирует работу верстальщика оригинал-макета в части соблюдения им принятого оформления книги и правил верстки книги, поэтому он должен разбираться в вопросах искусствоведения и графики, быть образованным в области технического и художественного оформления, знать технологию и экономику полиграфических процессов, хорошо ориентироваться в применяемых в книжном деле бумаге и материалах.

Выше мы говорили о тех специалистах, которые составляют основу издательского коллектива, вернее, выполняемые ими функции составляют содержание издательского процесса. Понятно, что далеко не во всех издательствах эти специалисты являются штатными сотрудниками, да в этом и не всегда есть необходимость. Но то, что каждая подготавливаемая издателем рукопись должна побывать в их руках, пройти все необходимые этапы, прежде чем она станет книгой и попадет к своему читателю, в этом сомнений нет.

Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

По сравнению с теми издательскими структурами, которые традиционно существовали в период плановой экономики, эти службы, конечно же, претерпели изменения, однако суть их осталась прежней - обеспечение нормального функционирования издательства как предприятия. Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое подразделения. Но если бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д., то с юридическими службами дело обстоит иначе.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы. В крупных издательствах это, как правило, отдельное подразделение. В малых и средних - такого подразделения может и не быть, чаще юридическое обеспечение их деятельности осуществляется внешними юридическими агентствами или юристами, с которыми заключаются соответствующие договоры.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, например, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Говоря выше о нормативно-правовой базе издательской деятельности, мы упоминали целый ряд документов, в той или иной мере регламентирующих издательскую деятельность. Общие обязанности издательства как раз и вытекают из необходимости выполнения их отдельных положений и, конечно, практической целесообразности.

Напомним, что к основным законодательным актам, напрямую касающимся издательской деятельности, относятся, прежде всего, Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

До недавнего времени, как мы уже отмечали, действовало «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР», в котором помимо порядка организации издательской деятельности были прописаны также и основные права, обязанности и ответственность издательства. Это Положение теперь не действует, однако содержавшиеся в нем условия (кроме лицензирования издательской деятельности) и сегодня вполне адекватно отражают действительное положение вещей, поэтому мы будем его использовать.

Прежде всего, издательство обязано выпускать любое издание на основе договора с автором или его правопреемником в соответствии с действующим законодательством, то есть в соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах.

Кроме того, есть обязательства, которые связаны с выполнением государственных стандартов в части оформления каждого издания в соответствии с ГОСТом, например, размещение в каждом издании выходных сведении в соответствии с ГОСТом 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Важной обязанностью издательства является предоставление обязательных экземпляров изданий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов». Важной потому, что, как мы уже говорили, на основе обязательного экземпляра документов ведется государственная статистика печати, поэтому неисполнение закона приводит к искажению реальной картины положения дел в книгоиздании. Помимо этого, здесь важна и другая составляющая - обязательные экземпляры направляются в ведущие библиотеки страны, а значит, становятся доступными читателю, в чем напрямую заинтересованы издатели. В конце концов, даже простое объявление того или иного издания в списках вышедших книг, которые публикует, например, газета «Книжное обозрение», уже является некоторого рода рекламой и, безусловно, выгодно издателю. Понятна в этой связи и необходимость выполнения ГОСТа по выходным сведениям наряду с законом об обязательном экземпляре: чем правильнее издание будет описано, тем более конкретного читателя оно обретет, а значит, будет полнее востребовано и скорее разойдется.

Соблюдение ограничений на публикацию информации, которые установлены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о государственной тайне, прежде всего, находятся в сфере интересов издательства, поскольку неисполнение этой обязанности влечет за собой судебную ответственность и, как следствие, финансовые затраты.

Ну и, наконец, непреложной обязанностью издательства является выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографией, книготорговым предприятием, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами. Как правило, документы, которые выходят из издательства во исполнение соответствующих договоров и соглашений, подписываются руководителями издательства.

Что касается издательских прав, то в рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и их права. К ним, в частности, относятся:

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве. Так, статья 11 (пункт 2) «Закона об авторском праве и смежных правах» гласит:

«Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания».

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 «Исключительные права на использование служебного произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное», а также «Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания» (п. 3 ст. 14).

И, наконец, существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов. Например, в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» издательствам гарантируется:

  • бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях;
  • постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации;
  • включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных;
  • бесплатное предоставление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции.

Стоит добавить, что обязанности и права издательства определяются, помимо сложившейся практики и документов, о которых мы уже говорили, также нормами, действующими в экономике, налоговой, банковской, таможенной, валютной и иных сферах, определяющих жизнедеятельность хозяйствующего субъекта.

Особо следует остановиться на обязательном экземпляре изданий. Мы уже неоднократно упоминали Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» как важный из числа законодательных актов, касающихся издательской деятельности. Остановимся на его содержании несколько подробнее.

Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра и его общественное использование.

Закон предусматривает следующие виды обязательных экземпляров:

  • обязательный бесплатный федеральный экземпляр - экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации Российской Федерации;
  • обязательный бесплатный экземпляр субъекта Российской Федерации - экземпляры различных видов изготовленных на территории субъектов Российской Федерации документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации субъектов Российской Федерации;
  • обязательный бесплатный экземпляр муниципального образования - экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие организации муниципального образования;
  • обязательный платный экземпляр - экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие организации.

Закон определяет порядок предоставления документов, адрес и количество экземпляров. Важно отметить, что цели формирования системы обязательного экземпляра включают в себя такие важные направления, как осуществление национального библиографического учета, организация его постоянного хранения в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации, использование его в информационно-библиографическом и библиотечном обслуживании потребителей, государственная регистрация (библиографическая и статистическая) отечественных документов, подготовка государственной библиографической и статистической информации, информирование общества о выходе в свет документов всех видов и т.д.

В состав обязательного бесплатного и платного экземпляра документов входят:

  • издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) - издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения;
  • издания для слепых и слабовидящих - издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе «Брайля», «говорящие книги», крупношрифтовые издания для слабовидящих, электронные издания для слепых (адаптированные издания для чтения людьми с нарушенным зрением при помощи брайлевского дисплея и синтезатора речи);
  • официальные документы - документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный или информационный характер;
  • электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях.

Закон определяет, что производители документов через полиграфические организации доставляют в федеральный орган исполнительной власти по вопросам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций по одному обязательному бесплатному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

Количество поставляемых в Российскую книжную палату обязательных бесплатных экземпляров для последующего распределения между крупнейшими библиотечно-информационными организациями устанавливается законом следующим:

  • 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке;
  • 7 обязательных бесплатных экземпляров изоизданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке;
  • 9 обязательных бесплатных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке;
  • 3 обязательных бесплатных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке;
  • 4 обязательных бесплатных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;
  • 3 обязательных бесплатных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках;
  • 4 обязательных бесплатных экземпляра текстовых листовых изданий;
  • 9 обязательных бесплатных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов;
  • 10 обязательных бесплатных экземпляров стандартов.

Не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного федерального экземпляра документы строгой отчетности и приравненные к ним документы, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), бланочная продукция, указания по заполнению бланков отчетности, альбомы форм учетной и отчетной документации.

В соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секторы государственной библиографии национальных библиотек направляются три обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выходящих в данной республике.

В краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки поставляются два обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выпущенных в том или ином городе или районе.

В соответствии с законом, а также с «Правилами доставки обязательного платного экземпляра изданий в Центральный коллектор научных библиотек» издатели обязаны доставлять через полиграфические предприятия и участки множительной техники в Центральный коллектор научных библиотек в течение 10 дней со дня выхода в свет первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий в следующем количестве:

  • при тираже издания от 500 до 1000 экземпляров - до 100 экземпляров каждого издания, кроме нот и изданий на иностранных языках;
  • при тираже издания от свыше 1000 экземпляров - до 200 экземпляров каждого издания на русском языке, до 25 экземпляров каждого нотного издания;
  • при тираже издания свыше 5000 экземпляров - до 500 экземпляров каждого издания на русском языке;
  • при тираже издания свыше 10000 экземпляров - до 10 процентов тиража каждого издания на русском языке.

На основании заказа Центрального коллектора научных библиотек издательства определяют количество экземпляров, подлежащих доставке.

Важно, что издатели относят затраты на доставку обязательного платного экземпляра изданий на себестоимость издательской продукции.

Один экземпляр каждого издания, поступающего в Российскую книжную палату из первой партии тиража в виде обязательного бесплатного экземпляра, после библиографической обработки передается на вечное хранение в Национальное фондохранилище отечественных изданий, представляющее собой полную коллекцию произведений печати, которые были выпущены в стране с 1917 г. В настоящее время коллекция насчитывает около 75 млн единиц хранения.

Выходные сведения - это размещенные на приметных местах издания ( титульный лист, обложка,

Международный стандартный номер книги (International Standart Book Number - ISBN) - универсальный идентификационный код, проставляемый на книгах и брошюрах, как правило, на обороте титульного листа. Состоит из аббревиатуры ISBN и 10 цифр, объединенных в 4 блока: идентификатор страны или языковой группы (для России это цифра 5); идентификатор издателя (в России устанавливается Российской книжной палатой); порядковый идентификатор книги (номер книги в выпуске издательства, может содержать от 1 до 6 цифр, присваивается самим издательством); контрольная цифра (служит для проверки правильности написания цифровой части ISBN). Используется более чем в 200 странах мира.

Знак охраны авторского права (копирайт) - знак, которым в соответствии со статьей III Всемирной конвенции об авторском праве обладатель исключительных авторских прав оповещает о своих правах. Знак состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности: выделение">К дополнительным сведениям, входящим в состав выходных сведений, относятся:

  • реферат (в отличие от аннотации, дающей представление о тематическом содержании книги, реферат кратко излагает содержание, т.е. говорит о том, что именно излагается в книге);
  • макет аннотированной каталожной карточки (печатаемый в издании по установленной стандартной форме образец такой карточки с библиографической записью издания на его языке);
  • библиографическая полоска (строка с основными библиографическими сведениями о номере, томе, выпуске периодического (кроме газет) или продолжающегося непериодического издания).

Как мы уже говорили, дополнительные сведения приводятся издательством по своему усмотрению.

ГОСТ устанавливает также следующие общие требования к выходным сведениям:

  • располагать элементы выходных сведений на тех местах в книге, которые установлены стандартом;
  • приводить дублируемые в разных местах книги элементы в единой форме без расхождений;
  • не допускать расхождений в содержании и форме выходных сведений, общих для томов, выпусков, частей книги в каждом из них;
  • указывать выходные сведения на языке издания, а на книгах, выпускаемых не на русском языке, еще и в переводе и транслитерации на русский язык.

Важно, чтобы издатели понимали необходимость соблюдения ГОСТа 7.4-95 «Издания. Выходные сведения», поскольку пренебрежение его требованиями не только усложняет ведение государственной статистики печати, но, главное, существенно затрудняет само обращение книги на книжном рынке, а значит, противоречит интересам издателя.

Конкретная ситуация

Выше мы приводили (см. рис. 5 ) типовую структуру издательства. Здесь же, учитывая, что в современной практике издательские структуры зачастую включают в себя и полиграфические, и книготорговые, и иные подразделения, в качестве примера подробнее рассмотрим организационную структуру Издательского дома «Новое слово», начавшего свою деятельность в г. Липецке в начале 90-х годов прошлого столетия.

Издательский дом «Новое слово» включает несколько независимых подразделений (см. схему
):

  • центральный офис;
  • издательство;
  • полиграфическое предприятие;
  • оптовый склад;
  • сеть розничных магазинов.

В структуру издательства входят:

  • дирекция;
  • редакционный отдел;
  • финансово-экономический департамент (контроль финансово-экономической деятельности, аудит, анализ себестоимости издательской продукции, ценообразование и пр.);
  • бухгалтерия (учет денежных средств и материальных ценностей; расчеты по договорам с авторами, художниками, рецензентами, сторонними организациями; контроль состояния издательских портфелей; выплата заработной платы штатным сотрудникам; оплата налогов; ведение бухгалтерской отчетности и пр.);
  • юридический департамент (обеспечение юридической чистоты деятельности издательского дома и юридическая защита его интересов);
  • департамент развития и рекламы (развитие и продвижение продукции, связь с общественностью и СМИ, маркетинг, взаимодействие с городскими и региональными администрациями);
  • служба персонала (подбор персонала для всех подразделений издательского дома и принадлежащих ему розничных магазинов, работа с кадрами: подбор, обучение, аттестация, ротация, повышение квалификации, увольнение);
  • служба безопасности (охрана, предотвращение хищений, информационная безопасность);
  • административно-хозяйственная служба (материально-техническое обеспечение);
  • отдел автоматизированной системы управления (поддержка и развитие единой системы управления издательского дома).

В свою очередь, редакционный отдел взаимодействует с другими подразделениями издательства: департаментом развития и рекламы - в части анализа рынка издательской продукции и покупательского спроса, рекламы издательства и его продукции; финансово-экономическим департаментом - по вопросам экономической целесообразности выпуска конкретных изданий, расчета затрат и прибыли; юридическим департаментом - по соблюдению законодательства в области авторского права, проверке юридической чистоты заключаемых договоров и т.д.

  1. Организационную структуру издательства определяет издательский процесс, включающий редакционную стадию, стадию подготовки оригинал-макета и производственную стадию.
  2. Организационная структура издательства не стабильна, подвержена воздействию внутренних и внешних факторов, таких, например, как изменение издательской политики или конъюнктуры книжного рынка.
  3. Права и обязанности издательства определяются действующим законодательством, подзаконными и нормативно-правовыми актами и уставом издательства.
  4. Политику государства в части комплектования полного библиотечно-информационного фонда страны и развития государственной библиографии определяет Федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов».
  5. Выходные сведения, размещаемые на приметных местах изданий (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса), содержат основные сведения об издании и облегчают обращение книги в торговле, библиотеке, а также читательский поиск.

Контрольные вопросы:

  1. Что такое «структура издательства»?
  2. Чем отличается функциональная структура издательства от товарной?
  3. Назовите составляющие организационной структуры издательства.
  4. Кого можно отнести к основным специалистам издательства?
  5. Какова роль вспомогательных служб издательства?
  6. Назовите основные права и обязанности издательства.
  7. Какие существуют виды обязательных экземпляров изданий?
  8. Какое количество поставляемых обязательных экземпляров изданий на русском языке установлено законом?
  9. Что такое «выходные сведения»?


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх