Российские комплексы глобального мгновенного удара. Минобороны: Пентагон создает комплексы мгновенного глобального удара

Система «молниеносного удара» США грозит апокалиптическими последствиями

Создание США системы глобального молниеносного удара может привести к разрастанию конфликта «с апокалиптическими последствиями», заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Отвечая на вопрос, представляет ли система угрозу для стратегического баланса и могут ли подобные пуски быть оценены Россией как ядерные, он сказал: «Да, если мы говорим о существующих баллистических носителях в обычном оснащении».

«Если мы говорим о новых носителях - гиперзвуковых планирующих, гиперзвуковых с двигателями и так далее, - то здесь надо понять, какими будут их технические характеристики и варианты применения. Мы следим за этим предельно внимательно, понимая, что возможное решение по этому комплексу вопросов в Вашингтоне будет приниматься в обозримой перспективе», - добавил дипломат.

Коснулся замглавы МИД и перспективы возникновения нового класса носителей - гиперзвуковых платформ, которые сейчас проходят тесты в США. «Нам еще предстоит оценить, как появление таких систем может сказаться на нашей безопасности. Могу лишь подчеркнуть: развитие подобного рода систем существенным образом влияет на стратегический баланс и стабильность», - подчеркнул Рябков.

Нечто подобное пытаются создать и в России: в прошлом году вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что будет создан «суперхолдинг», главной задачей которого станет освоение гиперзвуковых технологий.

Задачей PGS является возможность нанесения быстрого и точного удара по любому региону мира в случае конфликта или чрезвычайных ситуаций, но без применения ядерного оружия.
* * *

США не могут молниеносно уничтожить российские стратегические ядерные силы.
Разрабатываемая Минобороны США концепция «Неядерный быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike - PGS) вызывает серьезное беспокойство российского военного и политического руководства.

Согласно концепции шахты и подвижные грунтовые комплексы некоторых государств подлежат уничтожению неядерными гиперзвуковыми ракетами и летательными аппаратами. Хотя официальный Вашингтон отрицает, что Россия входит в число целей, реальность угрозы подвергнуться ракетному блицкригу необходимо проанализировать.

В своих отчетах по «Неядерному быстрому глобальному удару» (НБГУ) руководство Пентагона, Стратегическое командование (СК) ВС США и Объединенный комитет начальников штабов (ОКНШ) утверждают, что средства доставки и поражения предназначены для удара по китайским противоспутниковым системам, иранским и северокорейским ядерным объектам, стационарным позициям и подвижным установкам ракет с ядерными боевыми частями (ЯБЧ).

Вторая по значимости задача НБГУ - ликвидация так называемых систем, «запрещающих доступ на театр военных действий». К примеру, китайские баллистические противокорабельные ракеты DF-21 в случае войны значительно ограничат районы маневрирования американских авианосных ударных групп. Значит, они подлежат превентивной ликвидации. Третья задача - это борьба с террористами. Испытания по проекту Prompt Global Strike планируется завершить к 2025 году.

«Китай и Северная Корея, но не Россия»

По мнению большинства американских военных экспертов, борьба с терроризмом средствами НБГУ - самый сомнительный вариант применения гиперзвуковых ракет. За последние 10 лет не было случаев, когда полученные сведения оказывались настолько достоверными, что нанесение удара не вызывало сомнений.

Приоритетная цель PGS все-таки - хорошо защищенные стационарные стратегические объекты и комплексы противоспутниковой борьбы. Но у Китая, Северной Кореи и Ирана таких целей на порядок меньше, чем у России. Так что американский «быстрый удар», очевидно, будет направлен против шахт МБР, подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), объектов наблюдения за космосом, командных пунктов.

Системы, «запрещающие доступ на ТВД», у России тоже есть. Это развернутые на западном и южном направлениях оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер», накрывающие большинство военных объектов США в Европе. Еще они значительно осложняют стратегический маневр силами и средствами НАТО.

Операции «Свобода Ираку», «Несокрушимая свобода» в Афганистане и «Союзная сила» в Югославии показывают, что США всегда стремятся нанести обезглавливающий удар по высшему руководству противника в первые часы конфликта, хотя и не всегда успешно. Так что гиперзвуковые средства поражения НБГУ прекрасно подходят для этой излюбленной стратегии Америки.

Ищем «Тополи» и «Ярсы»

Американские эксперты утверждают, что обезоруживающий удар по России средствами поражения «Неядерного глобального удара» невозможен. Главная проблема - своевременное обнаружение размещенных в глубине нашей страны патрулирующих подвижных грунтовых ракетных комплексов. Отслеживать их надо в режиме реального времени, а бить максимально точно. Такую меткость способны обеспечить только системы спутниковой или авиационной радиолокационной разведки, такие, как спутники «Лакрос», самолеты-разведчики U-2R, Е-8 «Джоинт Стар», беспилотники RQ-4 «Глобал Хок». Но время пролета «Лакросов» над территорией России ограниченно, а количество спутников не позволяет организовать непрерывное наблюдение, так как сенат и конгресс США недавно отказали в финансировании запуска новых. Во время пролета спутников ПГРК можно прикрыть мощными радиоэлектронными помехами. Бортовые РЛС U-2R, RQ-4 и Е-8 имеют высокие характеристики, но разведчикам все равно придется вторгаться на несколько тысяч километров в воздушное пространство России, что нереально. Тем более РВСН сейчас оснащаются самыми современными мобильными средствами РЭБ.

Позиции шахт межконтинентальных баллистических ракет хорошо известны, но уничтожить их средствами поражения НБГУ сложно. Чтобы разрушить крышку или саму шахту, нанести ракете неприемлемые повреждения, требуется попасть в радиусе восьми метров от центра позиции. Такую точность обеспечивает только GPS, ведь инерциальная система на гиперзвуковых скоростях бесполезна. На конечном участке полета скорость ракеты и летательного аппарата должна снизиться с пяти до одной тысячи метров в секунду. Разрабатывающиеся у нас средства глушения GPS закрывают стартовые позиции непроницаемым куполом помех, а комплексы С-400 и С-500 перехватят сбросившую скорость с гипер- до сверхзвука ракету.

Эти аргументы американских экспертов звучат убедительно, однако в России считают иначе. Известно, что СК ВС США специально ведутся разработки сейсмохимических датчиков, способных по давлению на грунт и наличию выхлопных газов в воздухе обнаружить движение подвижных ракетных комплексов. Точность датчиков невысока, но если на маршрутах движения организовать сеть таких небольших малозаметных устройств, то можно получить требуемую точность наведения.

Подлетное время средств поражения НБГУ из Америки - около одного часа, и далеко «Тополь» или «Ярс» уйти не смогут. Правда, расставить датчики летательными аппаратами или военнослужащими СпН на земле просто так не получится в глубине российской территории, а маршруты ПГРК проверяются.

Но вот МБР шахтного базирования более уязвимы, так как навигационным системам GPS для успешной работы хватает даже слабого сигнала спутников. На прошлогодних учениях дальней авиации и войск РЭБ на полигоне Ашулук полностью заглушить спутниковый сигнал GPS средствами РЭБ не удалось. К тому же американские гиперзвуковые ракеты и летательные аппараты могут быть оснащены комплексами преодоления ПРО с системами активных радиоэлектронных и пассивных физических помех.

Тем не менее угроза российским Ракетным войскам стратегического назначения не столь высока, как рисуют ее отечественные эксперты. Действенные системы обнаружения ПГРК, непрерывного мониторинга и целеуказания у Пентагона вряд ли появятся до 2020 года.

Смерть бьет с орбиты

Первым средством поражения НБГУ должны были стать предложенные администрацией Джорджа Буша-младшего в 2006 году баллистические ракеты морского базирования «Трайдент-D5» с неядерной высокоточной боевой частью. Конгресс США отнесся к ним отрицательно и выделил скромное финансирование. Позже и Стратегическое командование посчитало «Трайдент» слишком рискованным проектом. Запущенная ракета будет сразу обнаружена средствами предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и спровоцирует ответный удар, ведь как объяснить, что пролетающая над Европой или Россией ракета не несет ЯБЧ и нацелена на Афганистан? К 2013 году работы по этой программе были практически свернуты.

Но разрабатываемые с начала 2000-х годов планирующие гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА) HTV-2 и AHW могут стать главным и, вероятно, единственным средством поражения НБГУ. Аппарат запускается ракетой-носителем, достигает высоты несколько сотен тысяч метров, отделяется от носителя и планирует на гиперзвуковой скорости к цели. Если HTV-2 должен поражать цели на расстоянии 10 тысяч километров и запускаться с территории США, то AHW работает на вдвое меньшей дальности и может стартовать с наземных объектов и подводных лодок. На текущий момент HTV-2 провалил все испытания, а AHW имеет реальную возможность стать полноценной боевой системой к 2020-2025 годам.

Планируется, что эти ГЗЛА будут развернуты на тихоокеанских атоллах Кваджалейн или Гуам, а также на базе «Диего-Гарсия» в Индийском океане. Размещение AHW на субмаринах под вопросом, так как размеры ракеты-носителя на базе МБР «Минитмен-3» не позволяют поставить их на АПЛ типа «Вирджиния» и «Лос-Анджелес», а к моменту запланированных на 2025 год первых испытательных пусков морского варианта AHW стратегические ракетоносцы «Огайо» будут списаны.

ГЗЛА - смертельная угроза для средств ВКО, так как высота полета проходит ниже поля зрения радаров СПРН. Учитывая гиперзвуковую скорость ГЗЛА, у средств радиолокационного обнаружения и зенитных ракетных комплексов ПВО на реакцию остаются считаные минуты, если не секунды.

HTV-2 с 2003-го по настоящее время обошелся Пентагону всего в 600 миллионов долларов, а AHW и того меньше - 200 миллионов с 2008 года. Если оценивать выделенные средства и сложность работ, можно смело утверждать, что проект НБГУ в конце списка приоритетных программ Пентагона, уступая даже исследованиям новых индивидуальных способов защиты военнослужащих.

К средствам поражения «Неядерного быстрого глобального удара» специалисты ошибочно относят разрабатываемые по заказу Командования ударной авиации ВВС США гиперзвуковые крылатые ракеты Х-51 «Вейв Райдер». Со временем они действительно могут войти в систему НБГУ, однако американские эксперты отмечают, что технические решения Х-51 затрудняют ее использование как боевой единицы для ударов на большие дальности. По мнению командования ВВС США, оптимальная дальность поражения гиперзвуковой ракетой не более 500 километров, что меньше дальности современных дозвуковых ракет «Томагавк» и ALCM.

Главная проблема, затрудняющая использование новой ракеты, - незначительная дальность и возможность легко обнаружить. Развивающая скорость свыше 5 М на высоте 21 тысяча метров ракета не может маневрировать. Из-за значительного сопротивления воздуха при снижении к цели скорость Х-51 падает в несколько раз, что сделает ее легкой мишенью для средств ПВО. Таких проблем лишены классические, маскирующиеся на низкой высоте дозвуковые крылатые ракеты, поэтому ВВС США относятся очень скептически к возможности создания гиперзвуковой стратегической крылатой ракеты.

При анализе ситуации со средствами поражения НБГУ становится ясно, что пока они недотягивают до заявленных характеристик и требований по межконтинентальному поражению целей и меньше всего похожи на стратегическое оружие. Радиус применения действующей системы AHW всего пять тысяч километров, а доводка дальнобойной HTV-2, по прогнозам американских экспертов, займет до 15 лет и потребует больших средств, чем выделяется сейчас.

Учитывая имеющиеся наработки, а также планируемые места размещения (Диего-Гарсия, Гуам, Кваджалейн), угрозы для России пока нет. При нынешнем раскладе возможность нанести России обезоруживающий удар средствами «Неядерного быстрого глобального удара» нереализуема в ближайшие десять, а возможно, и 15 лет.

Пентагон ведет работы в этом направлении с незначительными расходами. Испытания средств поражения идут медленно, с большими проблемами, готова только одна система AHW. Однако заявленные цели НБГУ однозначно ставят Российскую Федерацию в список приоритетных мишеней. К тому же AHW легко можно разместить, как в свое время «Першинг-2», на территории Европы, а запуск морского варианта ГЗЛА из близлежащих к России морских акваторий потребует развертывания новой группировки СПРН, значительно отличающейся от существующей.
* * *

Prompt Global Strike США нацелен на ядерные арсеналы России.

Быстрый глобальный удар, БГУ (Prompt Global Strike, PGS, также глобальный
молниеносный удар) инициатива вооруженных сил США по разработке системы, позволяющей нанести удар обычным (неядерным, англ. conventional) вооружением по любой точке планеты в течение 1 часа, по аналогии с ядерным ударом при помощи МБР.

По заявлению генерала Джеймса Картрайта: «В настоящее время, если речь не идет о ядерном ударе, могут пройти дни, возможно, недели» прежде, чем военные смогут начать атаку регулярными силами.

Задача системы PGS — предоставить возможность по нанесению быстрого и точного удара по любому региону мира в случае конфликта или чрезвычайных ситуаций. Баллистическая версия могла бы производить пуск непосредственно с территории США.

Система PGS будет дополнять соединения Сил передового развёртывания, Экспедиционных воздушных сил (которые могут быть развернуты в течение 48 часов) и Авианосных ударных групп (АУГ, англ. Carrier battle groups , которые могут ответить в течение 96 часов). PGS
позволит атаковать в течение 60 минут любую точку планеты или ближнего космоса.

Эти силы по мнению некоторых, в т.ч. администрации Обамы, должны стать способом сокращения ядерных арсеналов, сохраняющим систему сдерживания и потенциал быстрого удара.

Потенциальные сценарии, требующие быстрого реагирования только на обладателей ядерного оружия в настоящий момент включают в себя запуск баллистической ракеты, которым угрожает Северная Корея или возможность захвата Аль-Каидой лидерства в Пакистане.

Однако главная проблема МБР, запускаемых этой системой, в том, что они могут вызвать предупреждение противоракетных систем России или даже Китая, из-за чего Джордж Буш отложил планы по созданию системы.

В настоящее время неясно, какими способами или мерами предосторожности предполагается заверить эти страны, что ракеты не несут ядерное оружие.
Возможные меры включают в себя полёт на низких траекториях или допущение российских и китайских инспекций на ракетные объекты.

11 апреля 2010 года Министр обороны США Роберт Гейтс указал, что США уже способны нанести быстрый глобальный удар.

Также 8 апреля 2010 года подписан новый договор СНВ, устанавливающий новые, ещё более низкие пределы численности баллистических ракет и боеголовок. В нём не различается обычное и ядерное оружие, это значит что численности любых баллистических ракет PGS и боеголовок установлен новый предел.

Несмотря на это, Госдепартамент США заявил, что это не помешает планам развёртывания PGS, т.к. на данный момент не планируется превышение лимитов.

Президенту Обаме еще только предстоит принять решение о целесообразности развертывания нового типа вооружений, способных с территории США достичь любого уголка планеты менее чем за час, и обладающих такой точностью и мощью, что значение ядерного арсенала для Америки значительно снизится.

Тем не менее уже сейчас эти технологии вызывают столь серьезную озабоченность, что администрация Обамы, уступая требованию России, согласилась снимать с вооружения одну ракету в ядерном оснащении в обмен на развертывание Пентагоном одной единицы этого обычного оружия. Это положение, по словам представителей Белого дома, содержится «в глубине» договора «Новый СТАРТ», подписанного в Праге.

Россия считает разработку в США систем быстрого глобального удара (Prompt global strike (PGS)) вызовом собственной национальной безопасности и фактором, подрывающим сложившийся в мире баланс сил. Об этом заявил представитель Минобороны России Александр Емельянов на совместном российско-китайском брифинге по противоракетной обороне в Нью-Йорке.

«Реализуя концепцию совместного использования наступательных и оборонительных вооружений, Пентагон приступил к созданию перспективных ударных комплексов мгновенного глобального удара. В неядерном оснащении эти комплексы должны решать те же задачи, что сегодня возложены на стратегические ядерные силы», — подчеркнул Емельянов.

«Это очень старая модель, в целом это концепция довольно устаревшая. Но так как в США сейчас реализуется программа модернизации вооружённых сил, реорганизация затронула и данную концепцию, — отметил в беседе с RT специалист Центра геополитических экспертиз Леонид Савин. — В целом речь идёт о том, чтобы создать носители и средства доставки оружия, которые бы достигали цели за очень короткое время».

  • Reuters

Эта идея возникла в Соединённых Штатах Америки в начале 2000-х годов, в администрации президента Джорджа Буша — младшего. Её сторонники обосновывали необходимость создания таких систем изменением геополитической ситуации. Они утверждали, что США не могут полагаться в проведении наступательных операций только на сеть военных баз за рубежом, не в любой точке земного шара можно действовать с опорой на эти базы. Другой аргумент в пользу средств быстрого глобального удара — то, что они обеспечат американским вооружённым силам преимущество в скорости ведения боевых действий.

Последнее, по планам американских стратегов, должно было дать им возможность нейтрализовать противника ещё до того, как он успел бы развернуть свои силы и средства. В качестве предполагаемых мишеней значились жизненно важные объекты инфраструктуры и командные центры, а также пункты базирования стратегических ядерных сил противника.

Необходимость создания такой системы обосновывалась в многочисленных докладах аналитических центров Пентагона, начиная с 2001 года. В 2003 году ВВС США выпустили официальное заявление о необходимости создания сил быстрого глобального удара. В 2002 году Стратегическое командование Вооружённых сил США, отвечавшее за управление стратегическими ядерными силами и средствами ПРО, было объединено с Космическим командованием, а в 2003 году указом президента США на преобразованное командование возложили и задачи по обеспечению быстрого глобального удара.

Адмирал Джеймс Картрайт, возглавлявший Стратегическое командование ВС США в 2004—2007 годах, подчёркивал, что способность к нанесению глобального удара подразумевает нечто большее, чем возможность просто донести боевой заряд до цели. «Она включает в себя возможность быстро планировать, быть точными в разведке и собирать разведывательные данные быстро, а затем использовать эти данные при наведении на цели и понимать результат, которого мы хотим добиться», — заявлял он на слушаниях в комитете сената по вооружённым силам 4 апреля 2005 года.

«США стремятся создать единую интегрированную сеть датчиков, где бы концентрировалась информация со спутников и беспилотных летательных аппаратов, а также подводных, надводных и сухопутных средств слежения по всему миру. Это вытекает ещё из теории сетецентричной войны адмирала Артура Сибровски начала 2000-х, но практическое воплощение находит только сейчас», — комментирует разведывательную составляющую системы быстрого глобального удара Леонид Савин.

«Министерство обороны рассматривает некоторое количество систем, которые могут обеспечить Соединённые Штаты ударным потенциалом большой дальности: бомбардировщики, крылатые ракеты и технологии ускоряющего скольжения, которые позволят создать ракетный ускоритель для гиперзвукового оружия», — отмечает в своём докладе о состоянии систем быстрого глобального удара, подготовленном для конгресса США, специалист по политике в области ядерного оружия Эми Ф. Вульф.

Чудо-оружие

Во время пребывания у власти президента США Джорджа Буша — младшего главное значение придавалось проектам, связанным с модернизацией межконтинентальных баллистических ракет. Предполагалось, что они станут основой для систем быстрого глобального удара. Однако после 2008 года, при администрации Обамы, упор был сделан на исследования в области создания гиперзвукового оружия.

В 2003 году ВМС США начали работу над модернизацией головной части ракет Trident II, располагавшихся на подлодках. Целью было повысить точность разделяющихся боеголовок, что позволило бы оснастить их не ядерным, а конвенциональным боевым зарядом. В 2008 году конгресс отказал этой программе в финансировании, однако ВМС продолжили рассматривать возможность размещения на подлодках ракет с неядерным боезарядом.

Одним из вариантов, в частности, было размещение на ракетах Trident II разделяющихся боеголовок с вольфрамовыми стержнями. С 2005 года ВМС США работают над SLIRBM — программой размещения конвенциональных боезарядов высокой точности на баллистических ракетах средней дальности, находящихся на подводных лодках.

  • Запуск американской ракеты Trident II
  • Reuters

Согласно запросам Минобороны США на финансирование в рамках проектов бюджета на 2017 и 2018 год, испытания элементов системы мгновенного глобального удара подводного базирования должны состояться в конце 2017-го и в 2019 году.

Однако основные средства по созданной в 2008 году программе конвенционального глобального удара направляются на проекты ВВС и Сухопутных войск США: программу Falcon HTV-2 ВВС и DARPA (агентства передовых оборонных исследовательских проектов), создание ракет наземного базирования для нанесения конвенционального удара (CSM) в структурах ВВС и гиперзвукового оружия для Сухопутных войск США (AHW).

Работы над программой HTV-2 начались ещё в 2003 году. Её цель — создание оружия, способного развивать скорость, в пять раз превышающую скорость звука, и донести конвенциональный боезаряд из США в любую точку земного шара менее чем за два часа. Сверхзвуковой глайдер должен запускаться с помощью межконтинентальной баллистической ракеты, выйти на суборбитальную высоту и, двигаясь по скользящей траектории, поразить цель. Два испытания системы были проведены в 2010 и 2011 годах. Оба закончились неудачей. Главная проблема — управление полётом глайдера после его отделения от ракеты-носителя — пока не решена.

С 2008 года ВВС США начали разрабатывать ракетные системы наземного базирования, которые могли бы нести конвенциональный боезаряд. Их отличием от обычных баллистических ракет должна стать другая траектория полёта — более низкая, чем применяется на ракетах с ядерным боезарядом. Боеголовка после отделения от ракеты-носителя должна маневрировать при заходе на цель. В 2012 и 2015 году планировались испытания этого оружия, однако тесты были перенесены на неопределённый срок. Пентагон отмечает, что они не начнутся ранее, чем завершатся общие исследовательские работы и тестирование боевой части, к которому ещё не приступали. По мнению Эми Ф. Вульф, испытания начнутся после 2020 года.

AHW (Advanced Hypersonic Weapon) — «перспективное гиперзвуковое оружие» — проект, который реализуется сухопутными войсками США. Он аналогичен проекту HTV-2 ВВС и DARPA. Финансирование разработки началось в 2006 году. Как и HTV-2 AHW, это сочетание гиперзвукового глайдера и ракеты-носителя. Однако последняя будет иметь меньшую дальность. В дизайне глайдера также планируются отличия от аналога ВВС: он будет конусовидным, а не клиновидным. Первое лётное испытание этого оружия в ноябре 2011 года завершилось успешно. Стартовавшая с Гавайских островов ракета запустила гиперзвуковой планирующий аппарат, приземлившийся в районе Маршалловых островов — в 3700 км от точки пуска. Второе испытание в августе 2014 года закончилось неудачей — ракета-носитель была уничтожена при запуске из-за проблем с системой.

Ещё один тип оружия, который может использоваться в системе быстрого глобального удара, — гиперзвуковые ракеты, запускающиеся со стратегических бомбардировщиков. X-51A Waverider — одна из таких разработок, плод совместного труда DARPA, ВВС США и Boeing. Ракета прошла испытания в 2009, 2010 и 2013 годах. Последний тест был признан относительно успешным. На вооружение ВВС США изделие поступит в середине 2020-х годов. Ожидается, что его скорость будет достигать 6,5—7,5 тыс. км/ч, а дальность полёта составит 760 км.

  • Американская сверхзвуковая ракета X-51A Waverider

Помимо этих «официально» признанных США элементов системы быстрого глобального удара, в СМИ ведутся спекуляции на тему ещё одного его вида — так называемого проекта «Тор». Речь идёт об идее размещения в космосе кинетического оружия, например ракет с боеголовками с вольфрамовыми игольчатыми боеприпасами длиной до шести метров, испаряющими цель при столкновении. Необходимую энергию эти «стержни Бога», как их окрестили в популярной литературе, приобретают в ходе полёта к цели. Американцы подчёркивают, что Договор о космосе 1967 года не запрещает размещение на околоземной орбите обычных вооружений, в отличие от оружия массового уничтожения.

«В космос выводится какое-то количество ударных спутников, и в определённый момент они атакуют наземные цели», — объяснил RT принцип действия этой системы военный эксперт Виктор Литовкин. По его словам, именно позиция США мешает ООН запретить полное размещение оружия на околоземной орбите, несмотря на попытки России демилитаризовать космическое пространство.

Зеркальный ответ

В 2010 году при подготовке договора между Россией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), российская сторона выразила озабоченность созданием систем быстрого глобального удара со стороны США. Согласно статье 6 Договора, под ограничения, аналогичные действующим в отношении ядерного оружия, подпадает конвенциональное оружие, если для его запуска используются баллистические ракеты с дальностью свыше 5500 км (для ракет морского базирования — свыше 600 км).

То есть для того, чтобы разместить на обычной межконтинентальной баллистической ракете наземного базирования или любой баллистической ракете морского базирования конвенциональную боеголовку, США должны снять с вооружения боеголовку ядерную. Однако другие элементы системы быстрого глобального удара не подпадают под ограничения действующего договора.

«В целом американское перевооружение не может не беспокоить другие суверенные страны, такие как Россия и Китай. Есть два пути противодействия: дипломатия и создание собственных аналогичных систем, но это может привести к гонке вооружений», — подчёркивает Леонид Савин.

Помимо заявлений, Россия может предъявить американцам свои средства сдерживания.

«У нас есть необходимое и достаточное количество систем и вооружений, которые могут нейтрализовать попытки США получить одностороннее преимущество как в космосе, так и на земле, и в океане», — отмечает Виктор Литовкин.

Так, в нашей стране идёт активная работа по созданию своего гиперзвукового оружия. В апреле 2017 года прошли успешные испытания гиперзвуковой ракеты «Циркон»», запущенной с морской платформы. Сообщается, что она может стартовать с тех же пусковых установок, что и уже стоящие на вооружении ракеты «Калибр» и «Оникс». Дальность действия «Циркона» — 400 км, скорость равна восьми числам Маха — это ориентировочно 9600 км/ч (число Маха усреднённо соответствует скорости звука. - RT ). Ранее сообщалось о запусках с космодрома Плесецк баллистических ракет с глайдером Ю-71 — это тоже аналог американских гиперзвуковых систем, развивающий скорость в 10 чисел Маха.

  • ЗРС С-500 «Прометей»
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Наконец, на вооружение российских войск в 2018 году должны поступить ЗРК С-500 «Прометей», способные уничтожать гиперзвуковые цели, низкоорбитальные спутники и космические средства поражения.

По мнению Виктора Литовкина, нельзя снимать со счетов и российские средства ядерного сдерживания.

«Американцы наивно полагают, что если они нанесут удар неядерными средствами, например, по России, то Россия не сможет ответить. Но надо понимать, что в российской военной доктрине записано, что при нападении на нашу страну государства или коалиции государств, обладающих ядерным оружием, наша страна может в ответ применить своё ядерное оружие. Так что США не отвертятся от всесокрушающего удара России», — подчёркивает эксперт.

Не спасёт американцев и их глобальная система ПРО.

«Это наивное заблуждение, перехватить все ракеты невозможно», — резюмирует Виктор Литовкин.

Комплексы С-400 способны создать надежный «зонтик безопасности» для отечественных ядерных сил. Фото Reuters

Правильный ответ на вопрос, вынесенный в название статьи, имеет решающее значение для самого существования российского государства. В настоящее время главной военной задачей США является уничтожение российского ракетно-ядерного потенциала, который мешает Вашингтону стать мировым гегемоном и распоряжаться по своему усмотрению мировыми ресурсами (людскими, материальными, природными и др.). Ликвидация российских стратегических ядерных сил (СЯС) позволит Соединенным Штатам решить все свои основные проблемы, в том числе и погасить войной огромный государственный долг США, достигший почти 20 млрд долл.

В результате возникнет реальная возможность осуществить давнишнюю мечту Запада о «золотом миллиарде», который будет вечно жить на Земле в согласии с природой, тогда как остальные 6 миллиардов жителей Земли становятся лишними, и гегемон будет распоряжаться их судьбой по своему усмотрению. Таким образом, для США ликвидация российских СЯС - актуальнейшая задача. Чтобы ее реализовать, они готовы нарушить как международные соглашения, так и многие нравственные запреты, пойти на любые злодеяния против России, Европы и всего человечества.

Как в сложившейся ситуации защитить Россию от такого агрессора, как США? Специалисты высказывают различные точки зрения по этому вопросу.

Главным водоразделом является оценка вероятности реализации быстрого глобального удара (БГУ) против России. Рассмотрим различия в отношении к проблеме БГУ на примере двух статей, опубликованных в еженедельнике «Независимое военное обозрение» в этом году: Александр Калядин «Стратегия быстрого глобального обмана» (№ 18, 2017) и Леонид Орленко «Как защититься от быстрого глобального удара» (№ 9, 2017).

ВЫВОДЫ ОШИБОЧНЫ

Александр Калядин считает, что быстрый глобальный удар – это миф, основное назначение которого – служить в качестве «страшилки». Главная функция «страшилки» – запугать россиян, вызвать панику в российском руководстве, заставить его пойти на разорительные расходы. Поскольку БГУ – всего лишь миф, то не следует тратить деньги на защиту от БГУ, а лучше использовать их на повышение конкурентоспособности российской экономики, здравоохранение, науку, образование, на социальную сферу.

В своей статье Калядин пытается доказать, что Соединенные Штаты не заинтересованы наносить БГУ по России, даже при условии, что им удастся уничтожить российские СЯС. Ведь в этом случае российская и европейская экономика будут разрушены, вся их территория будет заражена радиацией, погибнут десятки, а может быть, и сотни миллионов человек. Вследствие этого США потеряют своих европейских союзников, НАТО перестанет существовать. США понесут колоссальные политические потери, будут разорваны экономические и дипломатические связи во всем мире, и США вместо мирового гегемона превратятся в мирового изгоя, которого ненавидят все народы, проживающие на Земле.

С этими предсказаниями разрушительных последствий БГУ можно согласиться. Но гибель Европы в ядерной войне мало опечалит США, поскольку она является конкурентом в области высокотехнологичной продукции, а также потребляет большой объем необходимых США ресурсов. В настоящее время Европа служит для Америки ценным инструментом для борьбы с суверенитетом российского государства. После «удачного» БГУ по России эта функция отпадает.

По мнению Калядина, от БГУ по России выиграет Китай, который увеличит шансы стать главной страной мира вместо США. Такой результат БГУ также не может быть выгоден США.

Калядин обосновывает свое понимание проблемы БГУ как мифа. Он пишет, что между РФ и США не существует таких антагонистических противоречий, которые нельзя было бы урегулировать политико-дипломатическими средствами. Идеологические противоречия отсутствуют: обе страны живут в рамках капиталистической системы. Территориальных пограничных споров также нет. Россия не является конкурентом США в области наукоемкой промышленности, поскольку на Россию приходится всего менее 2% мирового ВВП, а США – более 24%, доля России в мировом экспорте наукоемкой продукции только 0,7%, а в США – 36%. Экспорт наукоемкой продукции в Таиланде в 6 раз больше, чем в России, где разговоров об инновациях на всех уровнях много, а реальных дел нет. При этом темпы роста российской экономики составляют менее 2%, что ниже мировых темпов роста. В таких условиях создание высокотехнологичной экономики невозможно, так что США в этом отношении нечего волноваться.

Однако вывод Александра Калядина об отсутствии глубинных разногласий между США и Россией является ошибочным. Как показывает практика многих лет, не преодолимые с помощью переговоров противоречия существуют. До тех пор пока стремление стать мировым гегемоном будет основой внешней политики США, направленной на подчинение своим интересам всех стран мира, включая Россию, антагонистические противоречия сохранятся. Но на пути к мировой гегемонии США стоят СЯС России. Без них самостоятельная внешняя политика России была бы невозможной. Отсюда следует вывод: надежная защита российских СЯС – необходимое условие сохранение России как суверенного государства (см. упомянутую статью Л. Орленко в «НВО» № 9, 2017).

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИШЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА

Александр Калядин, рассматривая проблему БГУ, утверждает, что в настоящее время существует стратегическое ракетно-ядерное равновесие между США и Россией, поэтому в случае нанесения Соединенными Штатами быстрого глобального удара Россия наносит ответный или ответно-встречный удар ракетно-ядерным оружием, который неприемлем для Америки. В этом случае для военно-политического руководства России следует рекомендация сдерживать военно-политическое руководство США от БГУ по России.

Поскольку, по мнению Калядина, антагонистических противоречий между Россией и США нет, то можно все существующие разногласия решить путем переговоров: по Сирии, по Украине, по санкциям и др. Кроме того, надо надеяться, что здравый смысл президента США не позволит ему отважиться на заведомо провальную, безумную и преступную авантюру – нанесение быстрого глобального удара по России. Но можно ли надеяться на здравый смысл американского президента, если между ним и политическим истеблишментом идет ожесточенная борьба.

Дональд Трамп в предвыборных выступлениях предлагал интенсифицировать в США работы по созданию шестого технологического уклада (био-, нано-, инфо- и когнитивные технологии) и стать примером для других стран. Однако те политические структуры, которые борются с Трампом, продолжают политику, нацеленную на установление однополярного мира и мирового господства силовыми методами, в том числе с использованием концепций быстрого глобального удара и противоракетной обороны (ПРО).

В работах Леонида Орленко («НВО» № 9, 2017) и ряда других авторов (Леонида Ивашова, Константина Сивкова, Сергея Брезкуна и др.) представлена другая точка зрения на вероятность БГУ по России.

Во-первых, в настоящее время Вашингтон сломал стратегический ракетно-ядерный паритет между США и Россией. Во-вторых, не преодолимые путем переговоров антагонистические противоречия между США и Россией сохраняются. Основным направлением внешней политики Соединенных Штатов остается идея построения однополярного мира. Америка хочет обладать суверенитетом, тогда как остальные страны, включая Россию, Китай, государства Европы, не могут иметь государственного суверенитета и должны выполнять волю гегемона. В настоящее время наиболее активно против такой политики выступает Россия, главной целью которой в отличие от США является мир, необходимый для проведения реформ, создания в стране инновационной экономики, повышения уровня и качества жизни населения, развития каждого гражданина в интеллектуальной и духовно-нравственной областях, но также и обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

К настоящему времени в США отработана технология лишения стран государственного суверенитета. Сначала используется мягкая сила, и если она не дает нужного результата, то начинается «гибридная война». Если и в этом случае не удается разрушить суверенитет неугодного государства, то включается военная сила, что автор данной статьи подробно изложил в материале «Классификация современных войн», опубликованном в «Известиях РАРАН» № 3 за 2016 год.

Чтобы подавить самостоятельность России, Соединенные Штаты ведут пока против нее гибридную войну: санкции, информационная война, втягивание России в военные конфликты, использование «агентов влияния» для разрушения российской экономики и пр. Если проводимая «гибридная война» не подавит государственный суверенитет России, то может быть нанесен БГУ, к которому Россия недостаточно готова. Отсюда вывод: защита СЯС – приоритет номер один в области обороны.

А ЕСТЬ ЛИ ПАРИТЕТ

В настоящее время в России развернуто около 500 межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Из них около 400 размещены примерно поровну в шахтах и на подвижных грунтовых ракетных комплексах (ПГРК). Остальные МБР размещаются на подводных лодках (ПЛ). Координаты шахт и ПГРК американской разведке известны, а подводные лодки, находящиеся на боевом дежурстве в морях и океанах, противолодочная система США имеет возможность отслеживать.

В результате наиболее вероятен БГУ по РВСН (около 400 МБР) и ПЛ, стоящим у пирсов. Для этого, вероятнее всего, США используют свои подводные ракетоносцы типа «Огайо», вооруженные ракетами «Трайдент» 2-D5, каждая из которых несет 14 ядерных блоков (ЯБ) мощностью 100 кт или же восемь блоков мощностью по 475 кт. Всего таких субмарин в американском флоте 14, в них размещается по 24 ракеты, то есть 1728 ядерных блоков, из них 384 – мощностью 475 кт. Время полета таких ракет до российских целей всего 10–15 минут.

По большому счету три ПЛ типа «Огайо», имеющие на вооружении около 1000 ЯБ по 100 кт каждый, способны уничтожить до 90% российских МБР в шахтах и ПГРК, а также ПЛ с МБР, стоящие у пирсов.

Командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев считает, что использование маскировки делает ПГРК невидимыми для космической разведки. Но при этом не учитывается тот факт, что для уничтожения ПГРК не надо их видеть, достаточно знать маршрут, поскольку радиус поражения при взрыве ядерного заряда мощностью 100 кт на поверхности Земли составляет 3 км. Например, если маршрут ПГРК составляет 120 км, то для поражения всех ПГРК, находящихся на маршруте, требуется всего 20 ЯБ. Поэтому нельзя считать, что они защищены достаточно надежно.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ОТВЕТ

Для уничтожения летящего на цель (шахту или др.) ядерного блока у России пока нет соответствующих средств, поэтому необходимо использовать нестандартные способы защиты, которые можно относительно быстро и недорого реализовать в рамках существующего оборонного бюджета.

Во-первых, надо создать на севере и востоке страны с помощью Северного и Тихоокеанского флотов акватории, защищенные от самолетов, вертолетов, беспилотников, ПЛ и кораблей, и разместить в таких акваториях по две или три ПЛ с МБР, координаты которых США не известны, что защитит их от БГУ. В будущем вместо стратегических ПЛ вполне возможно размещать МБР в корпусе, который буксирует в указанной акватории любая подлодка.

Во-вторых, поскольку оборонный бюджет России в 15 раз меньше, чем бюджет НАТО, то для защиты страны необходимо использовать асимметричные способы защиты. Для этого следует использовать геофизическую уязвимость территории США. В бытность СССР академик Андрей Сахаров предложил заминировать несколькими десятками неизвлекаемых ядерных мин определенные районы Тихого и Атлантического океанов близ побережья США. При взрыве мин образуются волны, способные нанести США неприемлемый ущерб. Сигнал на подрыв мин будет дан исключительно в случае нанесения США быстрого глобального удара по России. После минирования создаются условия для равноправных переговоров с США о взаимном разоружении. Например, Россия разминирует прибрежные районы, а США убирают все военные базы вокруг России, а также ПРО в Европе, подлодки и корабли с системой ПРО, находящиеся вблизи российских границ. Прецедент минирования ядерными минами уже имел место. В период существования СССР граница между странами Организации Варшавского договора и НАТО в Европе была заминирована США ядерными минами.

Надежная защита от БГУ необходима России для проведения реформ с целью создания инновационной экономики. Условием успешного проведения реформ является замена разрушительной для России либерально-монетаристской модели управления экономикой на планово-рыночную модель, экономически и социально-политически более эффективную, чем китайская экономическая модель.

В заключительной части материала следует указать и на такую серьезную ошибку, допущенную Александром Калядиным в его статье. Так, он считает, что американский проект «Стратегическая оборонная инициатива» (СОИ), объявленный президентом Рейганом в 1983 году, служил лишь обманкой, запущенной для разорения СССР.

Однако Калядин, видимо, не знает, что произошло дальше. Американские фирмы секретно продолжали работы по СОИ, и в настоящее время эта программа – приоритет номер один в оборонных планах США (см. материал Владимира Иванова в «НВО» № 18, 2017). Для реализации этих планов два года назад был запущен беспилотный многоразовый космический аппарат X-37B, который способен сбивать спутники в космосе, а также запускать ракеты с ядерными зарядами по наземным целям. Такая ракета до любой цели на поверхности Земли летит всего две-три минуты. В настоящее время отсутствуют технические средства борьбы с такими ракетами. Задача X-37B – обеспечить США полный контроль над земным шаром.

Минирование американского побережья блокирует этот новый проект США.

Подпишитесь на нас

Вырабатывать меры противодействия новым средствам воздушно-космического нападения США нужно уже сегодня . В США уже не первый год разрабатывается концепция «Мгновенного глобального удара» (МГУ). Военно-политическое руководство Российской Федерации видит в этих работах прямую угрозу для нашей страны. Президент России Владимир Путин прямо говорил об этом в своем Послании Федеральному собранию еще в 2013 г., когда кризис в отношениях между РФ и США только назревал:

«Мы внимательно следим за так называемой концепцией «Обезоруживающего мгновенного глобального удара», которая может иметь негативные последствия… Ни у кого не должно быть иллюзий относительно возможности добиться военного превосходства над Россией. Мы этого никогда не допустим ».

Сегодня, когда конфронтация по линии Россия-Запад достигла самого серьезного за постсоветский период уровня, эти слова президента не менее актуальны. В связи с этим необходимо провести анализ целей, задач, состава и боевых возможностей ударных средств МГУ, а также подготовить предложения по мерам противодействия данной угрозе.

Согласно зарубежным информационным материалам основной целью нанесения МГУ является придание ВС США возможностей по высокоточному и глобальному неядерному поражению критически важных объектов в любой точке Земного шара в течение одного часа с момента выявления объекта и принятия решения военно-политическим руководством США.

Оперативность нанесения МГУ и дальность поражения объектов предусматривается обеспечить применением гиперзвуковых систем вооружений (ГЗСВ), способных развивать скорость до 18 тыс. км/ч с дальностью стрельбы до 15 тысяч километров .

Следует подчеркнуть, что практическая реализация концепции «Глобальный удар» осуществляется в рамках комплексной технической программы «Мгновенный глобальный удар», которая направлена на создание и формирование группировок ГЗСВ с включением их в состав новой стратегической триады США.

ЕЩЕ РАЗ О ПЕРСПЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ТРИАДЕ

В соответствии с положениями ядерной стратегии США основу перспективной стратегической триады составят три следующих компонента :

  1. развернутые ударные средства в составе: стратегическое и нестратегическое ядерное оружие; ГЗСВ; высокоточное оружие большой дальности (ВТО БД) различных видов базирования; оружие на новых физических принципах;
  2. стратегические оборонительные силы в составе глобальной системы ПРО, обеспечивающей защиту территории США, и ее региональные сегменты (ЕвроПРО, ПРО на Ближнем Востоке, ПРО Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе);
  3. инфраструктура промышленной и научно-исследовательской базы, предназначенной для поддержания, модернизации и создания новых видов СНВ, а также подтверждения надежности и безопасности эксплуатации ядерных боеприпасов в условиях действия моратория на проведение ядерных испытаний.

Гиперзвуковой планирующий летательный аппарат HTV-2.

В ядерной стратегии США отмечено, что в условиях реализации Договора о СНВ представляется целесообразным возложить решение части задач по поражению важных объектов противника на ВТО БД из состава ВВС и ВМС США, ГЗСВ и другие ударные средства в обычном оснащении. В Вашингтоне считают, что безопасность государства может быть обеспечена и меньшим количеством стратегических наступательных сил, что существенно снизит затраты на их содержание.

В документе подчеркнуто, что «расширенные возможности Пентагона по нанесению неядерных мгновенных глобальных ударов представляют собой одно из средств противодействия растущим угрозам передовому присутствию ВС США и обеспечивают потребности американских войск (сил) в глобальном проецировании силы». Характерна также и позиция вице-президента США Джо Байдена, высказанная в феврале 2010 г. в Национальном университете обороны: «Разрабатываемые нами обычные вооружения со стратегическим радиусом действия позволяют нам уменьшить роль ядерного оружия. С такими современными вооружениями наша мощь останется неоспоримой, даже в случае далеко идущих ядерных сокращений».

Важно подчеркнуть, что эти положения ядерной стратегии были уточнены в новом «Докладе о стратегии применения ядерного оружия США» от июня 2013 г.

Между тем стратегические наступательные вооружения, сокращаемые в соответствии с Договором о СНВ, американцы не ликвидируют, а направляют на формирование «возвратного» потенциала по носителям и боезарядам, который может быть задействован при возникновении форс-мажорных обстоятельств, затрагивающих интересы США и их союзников . Более того, часть задач по ядерному поражению объектов вероятных противников перераспределяется между ядерными силами США, Великобритании и Франции в ходе ежегодного уточнения ядерного планирования НАТО.

Уместно напомнить, что все компоненты новой стратегической триады в организационно-штатном плане интегрированы в состав Объединенного стратегического командования (USSTRATCOM) ВС США (авиабаза Оффут, шт. Небраска). Развернуты работы по наращиванию возможностей системы боевого управления и связи, разведки и оперативного планирования. Одновременно на руководство USSTRATCOM возложены новые задачи по организации адаптивного планирования и нанесения глобальных ударов, что потребовало уточнения структуры, содержания и порядка разработки (уточнения) оперативного плана №8010 применения ядерных сил США.

По взглядам военно-политического руководства США созданный ударно-оборонительный комплекс обеспечивает существенное сокращение сроков принятия и реализации решения президентом США на ответные действия при внезапном воздушно-космическом нападении вероятных противников и в случае террористических атаках.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МГНОВЕННОГО ГЛОБАЛЬНОГО УДАРА

В руководящих документах США отмечается, что главная цель МГУ и создаваемых ГЗСВ – это поиск и уничтожение руководителей террористических организаций, обычно находящихся в высокозащищенных бункерах, ликвидация караванов с оружием, наркотиками и радиоактивными материалами, уничтожение объектов по производству ОМП и др.

В дальнейшем выяснилось, что реальная цель разработки ГЗСВ заключается в высокоточном глобальном неядерном поражении критически важных объектов вероятных противников в любой точке Земного шара в течение одного часа с момента выявления объекта и принятия решения на его ликвидацию .

Экспериментальная гиперзвуковая крылатая ракета Х-51А

Российские и зарубежные специалисты считают, что ГЗСВ обладают следующими достоинствами:
— гиперзвуковая скорость подлета к цели, затрудняющая их обнаружение и уничтожение;
— способность ударных средств поражать высокозащищенные и заглубленные пункты управления;
— возможность некоторых типов ГЗСВ осуществлять барражирование, поиск и оперативное поражение мобильных ракетных комплексов;
— реализация наземного, воздушного, морского и космического способов базирования платформ;
— сложность перехвата гиперзвуковых ударных средств из-за несовершенства тактико-технических характеристик противоракет.

В руководящих документах ВС США в рамках мирного времени и непосредственной угрозы агрессии определены следующие основные задачи, возлагаемые на гиперзвуковые средства вооружения :

— демонстративные действия по применению ГЗСВ;

— уничтожение высокозащищенных и заглубленных объектов размещения руководителей террористических организаций и лидеров международных преступных группировок в странах, доступ к которым ограничен;

— выявление и ликвидация караванов террористических организаций с оружием, наркотиками, расщепляющимися радиоактивными материалами, необходимыми для создания «грязных» ядерных бомб;

— ликвидация террористических баз, складов хранения ОМП и средств транспортировки оружия и наркотиков;

— оказание непосредственной военной помощи дружественным режимам или оппозиционным движениям в их вооруженном противостоянии в ходе внутреннего конфликта;

— пресечение нарушений режимов эмбарго или экономической блокады стран-изгоев или спонсоров международного терроризма.

В условиях военного времени ГЗСВ будут привлекаться для решения таких задач, как :

— нанесение превентивных ударов и поражение органов и пунктов государственного и военного управления и объектов контрсиловой группировки СЯС вероятных противников;

— уничтожение объектов СПРН, СККП, ПРО, ПВО, орбитальной группировки космических аппаратов противников;

— вывод из строя объектов системы боевого управления и связи противников до начала военных действий;

— нанесение заданного ущерба экономическим объектам инфраструктуры без существенных потерь среди населения;

— поражение объектов энергетической и другой инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности государства, а также используемой противником в интересах материально-технического обеспечения войск (сил);

— уничтожение объектов, поражение которых другими ударными средствами не представляется возможным и др.

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ГЗСВ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Для разработки ГЗСВ различного предназначения в США реализуется комплексная техническая программа «Мгновенный глобальный удар» (Program Element: Prompt Global Strike Capability Development), которая является составной частью концепции «Глобального удара».

Так, в ВВС США создается ракетный комплекс с МБР в неядерном оснащении в составе стратегической ракеты-носителя Minotaur различных модификаций и гиперзвукового планирующего летательного аппарата HTV-2. Для сборки ракет типа Minotaur используются модернизированные ступени МБР Minuteman II и МХ, ранее не ликвидированные в нарушение Договора о СНВ-1. Развертывание группировки этих ракетных комплексов планируется на авиабазе Ванденберг (Западное побережье США) и на мысе Канаверал (Восточное побережье), т.е. в пунктах, достаточно удаленных от существующих ракетных баз МБР.

США провели уже четыре испытательных пуска Х-51А

Удовлетворительные результаты получены в ходе летно-конструкторских испытаний гиперзвуковой авиационной управляемой ракеты Х-51А и многоразового космического аппарата Х-37В. Срок принятия на вооружение и вывода на орбиту космического аппарата Х-37В возможен уже к 2016 г.

Космическое и противоракетное командование Армии США разрабатывает ГЗСВ на основе двухступенчатой баллистической ракеты и гиперзвуковой управляемой планирующей головной части AHW, результаты испытаний которых неизвестны. При этом баллистическая ракета создана в нарушение действующих Договоров о РСМД и СНВ: тактико-технические характеристики российской стороне не предъявлены, предварительный показ ракеты не проводился, необходимые уведомления не представлялись, место развертывания ракетного комплекса не заявлено и т.д.

В ВМС США на всех двенадцати ПЛАРБ планируется доработать две из 24 БРПЛ Trident II для доставки четырех корректируемых неядерных боеголовок. Однако работы по данному проекту приостановлены Конгрессом США, а необходимые финансовые ресурсы не назначены, поскольку Пентагон не может представить убедительных доказательств идентификации стартов ядерных и неядерных БРПЛ. Тем не менее, работы в этом направлении ведутся за счет собственных ресурсов МО США.

Кроме того, разрабатывается вариант двухступенчатой БРПЛ Trident II средней дальности с планирующей головной частью в неядерном оснащении, имеющей подлетное время около 13 минут. В качестве основного носителя БРПЛ этого типа испытывается одна из многоцелевых атомных подводных лодок.

Для первого испытательного пуска аппаратом HTV-2 22 апреля 2010 г. была использована ракета-носитель Minotaur IV

По оценкам российских и зарубежных специалистов принятие на вооружение некоторых ударных средств, близких по ТТХ к гиперзвуковым системам, возможно к 2025 г. Предположительно, определенное их количество будет развернуто в составе действующих группировок ВВС, ВМС, тактической авиации ОВВС НАТО в Европе и других ТВД.

При успешном завершении программы «Мгновенного глобального удара», гиперзвуковые средства вооружения, обладающие реальными возможностями по поражению в течение часа критически важных объектов вероятных противников, могут быть развернуты после 2025 г. Места их дислокации будут выбраны на континентальной части США и удаленных от США театрах военных действий, на американских авиабазах, расположенных на территориях других государств. В качестве районов боевого патрулирования носителей ГЗСВ морского базирования рассматриваются все пригодные судоходные зоны океанских ТВД.

Военное руководство США одновременно с созданием ГЗСВ разрабатывает основы боевого применения гиперзвуковых средств вооружения, уделяя особое внимание поиску эффективных форм и способов их боевого применения в различных условиях обстановки.

Предположительно, формирования ГЗСВ, совместно с другими ударными средствами, будут участвовать в военных действиях в форме стратегического воздушно-космического наступления, воздушных кампаний, наступательных воздушно-космических операций, находясь в первых эшелонах ударных группировок для поражения объектов СПРН, ПРО, ПВО, объектов систем боевого управления и связи. Цель – «вышибание дверей» в эшелонированной обороне противника и обеспечение доступа в его боевое пространство. При этом нанесение глобального удара будет сопровождаться информационными операциями, радиоэлектронными и психологическими действиями и акциями.

В качестве возможных способов применения ГЗСВ предусматривается одновременное, последовательное, комбинированное или выборочное нанесение глобальных ударов по всем или части важных объектов вероятных противников на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.

Необходимо подчеркнуть, что выбор форм и способов нанесения глобальных ударов будут зависеть от сроков выполнения поставленных задач, удаленности объектов, физико-географических и климатических условий и других факторов. Поэтому жесткие требования будут предъявлены к функционированию системы боевого управления и связи; организации адаптивного планирования ударов; целераспределения и целеуказания; наведения ударных средств и оценки результатов их боевого применения.

Потребуется развертывание группировки гиперзвуковых средств космического базирования в период непосредственной угрозы агрессии и при возникновении условий для развязывания военных действий против США и их союзников.

Вместе с тем представляется маловероятным принятие решений военно-политическим руководством США на применение ГЗСВ по объектам СЯС, СПРН, ПРО, ПВО, пунктам государственного и военного управления, группировкам войск (сил) и другим стратегическим и критически важным объектам РФ.

РАЗРАБОТКА В США ГИПЕРЗВУКОВОГО ОРУЖИЯ КАК ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР

В преамбуле Договора о СНВ подчеркивается, что Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, заключая Договор о СНВ, «учитывают влияние МБР и БРПЛ в обычном оснащении на стратегическую стабильность». Однако дестабилизирующее влияние МБР и БРПЛ этого типа уже обозначилось, что подтверждается следующими аргументами.

Как уже отмечалось, основу неядерного наземного ракетного комплекса составляют МБР типа Minotaur различных модификаций, разработанных с использованием маршевых ступеней МБР Minuteman II и МХ, которые в нарушение Договора о СНВ-1 оказались не ликвидированными. Кроме того, МБР типа Minotaur не заявлены в качестве ракет нового типа, проведение инспекции этих ракет российскими экспертами не регламентировано, предварительного показа ракет не было, отличительные признаки не представлены и т.д.

В ВМС США, как уже отмечалось, две БРПЛ Trident II на каждой лодке планируется оснастить неядерными головными частями. Высокая точность наведения боеголовок на конечном участке траектории полета будет обеспечиваться за счет коррекции по данным космической радионавигационной системы NAVSTAR (GPS).

Для противодействия возможному мгновенному глобального удару необходимо совершенствовать формы и способы действий стратегических ядерных сил РФ

Дестабилизирующий характер применения ракет в неядерном оснащении заключается в реальной возможности возникновения ядерных инцидентов между США, Россией и Китаем. Так, взаимные уведомления по учебно-боевым, испытательным, несанкционированным и случайным пускам МБР и БРПЛ осуществляются только между Россией и США. Вызывает сомнения тот факт, что американцы будут предварительно информировать военное руководство России и других государств о подготовке к нанесению превентивных ударов неядерными МБР и БРПЛ для оперативного поражения критичных по времени целей в любой точке Земного шара, например, по КНДР, Ирану или Сирии.

Способов идентификации стартов МБР и БРПЛ с неядерными головными частями не существует, и каких-либо исследований в этом направлении не проводится . Каналы прямой связи организованы только между руководителями России и США, а их задействование в интересах информирования других государств не проработано. Из-за отсутствия международно-договорной базы существует проблема оперативного оповещения глав государств о незаявленных пусках МБР и БРПЛ США, согласования трасс полета ракет через их территорию, уточнения районов падения первой и второй ступеней ракет в океан, а третьей ступени – на территорию других стран, что неизбежно вызовет осложнение отношений между государствами.

Вполне реальным является скрытое обратное переоснащение МБР и БРПЛ на ядерные средства поражения. Тем более, в Договоре о СНВ не определены контрольно-инспекционные процедуры и не предусмотрено представление уведомлений и телеметрической информации. Под предлогом проведения испытательных пусков ракет в неядерном оснащении вполне реальным является неконтролируемое совершенствование характеристик МБР, БРПЛ и испытаний новых ядерных боеголовок.

По оценкам специалистов, пуски с ПЛАРБ баллистических ракет в неядерном снаряжении будут демаскировать районы боевого патрулирования подводных лодок. Одновременно высказываются опасения, что в результате применения БРПЛ в обычном снаряжении может быть затруднено выполнение ПЛАРБ боевых задач, связанных с подготовкой и нанесением ракетно-ядерных ударов по стратегическим объектам противника.

Вполне возможными являются предпосылки к проведению случайных или несанкционированных пусков БРПЛ, оснащенных ядерными боеголовками, что требует реализации комплекса оперативных и организационных мер по их гарантированному предотвращению и высокого уровня подготовки ракетных экипажей ПЛАРБ.

Следует отметить, что проблему «ошибочного толкования» другими ядерными державами пусков переоснащенных ракет пыталась решать даже Исследовательская служба Конгресса США, которая выдвинула ряд примитивных предложений для смягчения рисков. Так, проблему идентификации стартов МБР и БРПЛ рекомендовано разрешать путем оперативных консультаций с иностранными партнерами на военном и дипломатическом экспертных уровнях.

Для выработки мер взаимного доверия предложено внедрить систему гарантированного уведомления о планируемых пусках. Для исключения возможных попыток переоснащения обычных боеголовок на ядерные предложено разработать процедуры технического контроля за счет постоянно действующих инспекторов сторон.

Таким образом, действия американцев по разработке МБР и БРПЛ в неядерном оснащении дестабилизируют обстановку в мире и нарушают Договор о СНВ.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

По оценкам российских и зарубежных политиков, к 2030 г. США смогут разработать, принять на вооружение и развернуть группировку ГЗСВ, способных в массированном ударе поражать пункты государственного и военного управления и основную часть контрсиловой группировки российских СЯС . Кроме того, система глобальной ПРО США и ее региональные сегменты могут существенно снизить боевые возможности СЯС ВС РФ по нанесению ответных ударов.

В.Путин в Послании Федеральному собранию подчеркнул: «Подобные действия могут свести на нет все ранее достигнутые договоренности в области ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений, привести к нарушению так называемого стратегического баланса сил ».

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заверил что «американская концепция «Мгновенного глобального удара» как основная стратегическая идея США – не останется без ответа».

В связи с этим могут быть предложены следующие направления и меры противодействия мгновенному глобальному удару .

Первое направление . Совершенствование форм и способов действий стратегических ядерных сил ВС РФ в части, касающейся экстренного рассредоточения, маневренных действий, передислокаций на большие расстояния с занятием скрытых позиционных районов. Применение нестандартных способов оперативной маскировки и введения противника в заблуждение относительно мест дислокации, состояний и перемещений ПГРК, группировок авиационной и морской составляющих СЯС.

Завершение в установленные сроки эскизного проектирования боевого железнодорожного ракетного комплекса с учетом мер противодействия МГУ и преодоления эшелонированной ПРО США. Продолжение реализации оптимальных вариантов дислокации ракетных комплексов «Искандер».

Представляется целесообразным повторно обратиться к концепции создания нового ПГРК на основе ракетной системы «Курьер». Рассмотреть возможность патрулирования подводных лодок, оснащенных высокоточным оружием большой дальности в акваториях Тихого и Атлантического океанов с учетом недостатков географического положения территории США и концентрации ключевых объектов инфраструктуры на побережье государства.

Оснащение существующих и перспективных МБР и БРПЛ эффективными средствами преодоления эшелонированной ПРО. Постоянное информирование руководства и общественности государств, на территории которых расположены объекты системы глобальной ПРО США и ее региональных сегментов, а также тактическое ядерное оружие, что эти объекты, являются первоочередными целями для российских высокоточных ударных средств.

Завершение создания облика системы ВКО РФ, обеспечение своевременного оповещения органов и пунктов управления и СЯС о стартах крылатых ракет МБР и БРПЛ Trident II с боеголовками в неядерном оснащении, корректируемых с помощью системы NAVSTAR. Реализация эффективных способов подавления этой системы. Совершенствование зенитных ракетных систем, способных к перехвату боевых блоков МБР, БРПЛ, сверхзвуковых и гиперзвуковых крылатых ракет. Сокращение сроков готовности средств ПВО/ПРО к отражению воздушно-космического нападения противника.

Обеспечение надежного и полного прикрытия и обороны российских СЯС и других важных объектов от средств воздушно-космического нападения вероятного противника. Совершенствование способов борьбы с ВТО БД с целью защиты шахтных пусковых установок и командных пунктов ракетных полков стационарного базирования в условиях, когда их координаты переданы США согласно Договору о СНВ.

Второе направление . Совершенствование системы боевого управления войсками и оружием с целью оперативного доведения до исполнительных органов и пунктов управления СЯС, системы ВКО и группировок ГЗСВ приказов (сигналов) на ответные действия и их боевое применение. Особое внимание следует уделить модернизации существующих и вводу в эксплуатацию перспективных пунктов управления.

Третье направление . Ускорение разработки и принятия на вооружение собственных ГЗСВ с одновременным созданием (совершенствованием) систем навигационно-топографического и геодезического обеспечения и средств подготовки полетных заданий на требуемых стратегических воздушно-космических направлениях.

Четвертое направление . Реализация ассиметричных и непрямых действий, позволяющих нивелировать превосходство США в технологиях и средствах вооруженной борьбы. К ним относятся:

— действия сил специальных операций и внешней разведки;
различные формы информационного воздействия;
— политические, экономические и иные невоенные виды действия;
— угрозы нанесения высокоточных ударов по объектам ПРО и тактического ядерного оружия, находящихся на территории ряда стран-участниц блока НАТО с информированием населений о последствиях таких ударов и другие.

Таков далеко не полный перечень адекватно-ассиметричных мер противодействия угрозам мгновенного глобального удара, обеспечивающих реализацию функций стратегического (ядерного) сдерживания вероятных противников. По понятным причинам большинство мер противодействия МГУ не могут быть опубликованы в открытой печати.

В заключение представляется необходимым привести слова вице-премьера Дмитрия Рогозина в ходе выступления в Госдуме: «Любому агрессору стоит помнить о том, что именно ядерное оружие рассматривается Россией как основное средство сдерживания. Мы никогда не преуменьшали роль ядерного оружия, оружия возмездия как великого уравнителя шансов ».

/А.В. СЕРЖАНТОВ, зам.начальника кафедры военной стратегии ВА ГШ ВС РФ,
генерал-майор, доктор военных наук, профессор;
М.П. ВИЛЬДАНОВ, профессор Академии военных наук, генерал-майор,
кандидат военных наук, доцент, oborona.ru
/

Чем Россия может отразить «быстрый глобальный удар» Америки.

Угроза потенциального мгновенного глобального удара со стороны США по территории России является основной причиной укрепления системы противовоздушной и противоракетной обороны РФ. Об этом на днях заявил командующий Войсками воздушно-космической обороны (ВКО) по ПВО генерал-майор Кирилл Макаров.

Вопросы противовоздушной обороны выходят сейчас на один из первых планов. Это обусловлено тем, что в США принята концепция мгновенного глобального удара, которая несет основную опасность для Российской Федерации из воздушно-космического пространства, - сказал Макаров.

По оценкам командования войск ВКО РФ, США к 2020 году будут иметь до восьми тысяч крылатых ракет, шесть тысяч из которых смогут нести ядерные боеголовки. По словам генерал-майора Кирилла Макарова, «при определенных условиях» они могут быть применены и против объектов на территории РФ.

Он отметил, что американская концепция «Быстрого глобального удара» предполагает, что в течение короткого промежутка времени по какому-либо государству, которое США считают врагом, будет нанесен мгновенный удар – его длительность составит от 40 минут до двух с половиной часов.

Могут быть задействованы уже имеющиеся на вооружении крылатые ракеты, межконтинентальные ракеты, а также средства, которые должны появиться в ближайшей перспективе – гиперзвуковые летательные аппараты.

Также Макаров рассказал, что ВС РФ развернули в Арктике зенитно-ракетные пушечные комплексы «Панцирь» и планируется разместить там истребители-перехватчики МиГ-31.

МиГ-31 будут прикрывать те наши суда, которые могут двигаться по Севморпути в случае какого-либо обострения или военного конфликта, – сказал Макаров, добавив, что планируется развернуть на Новой Земле подразделение РЛС.

Сколько у США носителей воздушного и морского базирования, сколько реально они одновременно могут поднять крылатых ракет и в каких географических зонах – вот основные вопросы, которые заслуживают нашего внимания, замечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

Американцы могут изготовить и 80 тысяч ракет, но какой толк от них без носителей? На мой взгляд, максимум, на что способны Штаты, исходя из количества носителей, так это одновременно применить две тысячи крылатых ракет. Но, скорее всего, в реальности не наберется даже и тысячи.

Единственный носитель, который скрытно может подойти к России – это подводные лодки. Одновременно они способны поднять примерно 800 крылатых ракет, если не загружать их торпедами. Но тут опять вопрос - сколько субмарин может одновременно находиться в море, потому что какая-то их часть всегда стоит на ремонте. Да и весьма проблематично представить сценарий, при котором все подводные лодки США скрытно могли бы подойти к российским берегам.

Что касается надводных кораблей и «стратегов» - бомбардировщиков, то они по определению не могут скрытно в большом количестве переместиться к российским границам.

Крылатую ракету сбить просто, но ее сложно обнаружить – для этого нужно создавать сплошное радиолокационное поле вдоль всего периметра границ, что довольно дорого, особенно если нужно обнаруживать именно крылатые ракеты – цели с очень низкой отражающей поверхностью. Но тут надо иметь в виду, что при обнаружении одной ракеты автоматически объявляется тревога по всем Вооруженным силам.




В принципе, реализация концепции «Быстрого глобального удара» - это единственная реально существующая угроза России со стороны Запада, потому что все остальные угрозы НАТО – не более чем пропагандистский миф. Но этот «обезоруживающий» удар до такой степени сложен в исполнении, что я не могу себе представить реальный сценарий, при котором американцы на него пойдут. Именно потому, что здесь для них не может быть частичного успеха, весь российский ядерный потенциал им надо уничтожать одним ударом, причем практически одновременно – буквально с разницей в минуты. Иначе в их сторону полетят наши ракеты, а у американцев, по сути, нет противоракетной обороны. Их хваленая ПРО – не что иное, как очередной пропагандистский миф, который одновременно раздувается обеими сторонами. Если они собьют одну ракету, то это, считай, будет для них большим успехом.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества», член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Виктор Мураховский тоже замечает: озвученное количество - восемь тысяч крылатых ракет – довольно преувеличено. Для любого вооружения устанавливается срок службы, поэтому те средства, запасы которых накапливались в 90-е годы, сейчас просто снимаются с вооружения по истечению срока службы.

Генштаб ВС РФ проводит соответствующие расчеты, выстраивает варианты отражения агрессии, в том числе и по массированному ракетно-авиационному удару, чтобы вовремя вскрыть подготовку атаки и отразить ее. Я сам видел карту, где проводились оценки для разных ТВД, и, конечно, речь о тысячах ракет там не идет.

В 2015 году войска ВКО будут объединены с ВВС и составят новый вид войск - Воздушно-космические силы. В этом смысле они в определенной мере будут совмещать роли «щита» и «меча», потому что помимо перехватчиков и противоракетных комплексов будут иметь на вооружении стратегические бомбардировщики Дальней авиации и крылатые ракеты большой дальности. Кроме того, РВСН способны в течение 30-40 минут достать до любой точки земного шара. И если такая задача будут поставлена, то ничего не мешает оснастить при необходимости часть стратегических ракет обычными БЧ (боевыми частями), в том числе и проникающими. На мой взгляд, все это вполне обеспечивает баланс сил на стратегическом уровне, даже в условиях появления в будущем гиперзвукового оружия.

Над его созданием сейчас активно работают и в США, и в России. Однако в СМИ не раз упоминалось, что каждый российский сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22М3, помимо того, что способен доставить бомбовый груз весом 24 тонны на расстояние до шести тысяч км., также несет на борту три сверхзвуковых крылатых ракеты Х-22 с дальностью полета до 600 км и 10 гиперзвуковых ракет Х-15 класса «воздух-поверхность» с дальностью полета до 300 км…

X-15 – это, конечно, уже не сверхзвуковая, но и не гиперзвуковая ракета. Вообще, гиперзвуковыми скоростями называют те, которые превышают число Маха в пять и более раз, то есть имеют скорость полтора-два километра в секунду. Сейчас такую скорость развивают головные части оперативно-тактической или средней дальности ракеты на нисходящем участке траектории. Для сравнения, начальная скорость танкового подкалиберного снаряда составляет 1850 метров в секунду. Но аэродинамических гиперзвуковых ракет нет ни у кого.

Генерал-майор Кирилл Макаров заявил, что на аэродромах в Арктике будут дислоцироваться самолеты-истребители МиГ-31, которые вроде как прикроют с воздуха наши порты, транспортные артерии и суда во всей арктической зоне.

МиГ-31 – это не истребитель прикрытия. Барражировать над судами, конвоями и т.д. – это прерогатива Су-30, Су-35. Главная функция МиГ-31 – на дальних рубежах обеспечивать перехват пилотируемой авиации и крылатых ракет. На этих самолетах можно работать в составе группы, вплоть до эскадрильи, обмениваться информацией между собой и командным пунктом авиации.

Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев также говорит, что США могут изготовить и 10 тысяч крылатых ракет, однако такой залп – фантастика.

Потенциально американский флот может взять большое количество КРМБ (стратегических крылатых ракет морского базирования), поставив их на крейсеры, эсминцы УРО и подводные лодки. Теоретически большой потенциал могут дать именно крейсеры, которые могут осуществить массированный обстрел нашей территории с различных ТВД. Однако на корабельные установки вертикального пуска (УВП) типа Мк41 ставятся как ракеты-перехватчики SM-3, так зенитные и крылатые ракеты. А учитывая, что корабли США обеспечивают охранение авианосцев, решают задачи ПРО, то это очень сильно снижает возможность по развертыванию на кораблях нужного количества крылатых ракет. Насколько я понимаю, концепцией не предполагается перезарядка после залпа. Что касается воздушных носителей, то их количество также известно, и оно не астрономическое.

Отдельная тема – наземные пусковые установки ПРО с боевой информационно-управляющей системой (БИУС) Aegis наземного базирования, которые, к примеру, будут установлены в Румынии. Некоторые эксперты считают, что такие комплексы способны атаковать наземные объекты. Но действительно ли это так или нет – пока непонятно.

Теперь что касается оснащения крылатых ракет ядерными боезарядами. Теоретически они могут иметь ЯБЧ, но исходя из параллельных обязательств США и России начала 90-х годов о значительном сокращении средств ТЯО, принято решение не размещать ядерное оружие на флоте, за исключением ПЛАРБ (атомных подводных лодок с баллистическими ракетами). Кроме того, в мире есть зоны, свободные от ядерного оружия. Американские корабли – носители ядерного оружия, не могут заходить в определенные зоны, и, соответственно, в некоторые порты.

Таким образом, концепция «Быстрого глобального удара» находится только на стадии реализации, и реализуется ли она вообще – большой вопрос. На мой взгляд, надо разделять «Быстрый глобальный удар» и нанесение массированного удара крылатыми ракетами. Дело в том, BGM-109 Tomahawk – это дозвуковая крылатая ракета. Концепция же предусматривает нанесение удара в течение часа. Соответственно, чтобы применять в рамках нее BGM-109 Tomahawk, надо размещать носители непосредственно вдоль границы России, что довольно сложно сделать по самым разным причинам.

Также замечу, что если у нас есть потенциал по глубокому ядерному удару, то у нас тем более есть возможность ответного удара в случае применения высокоточного оружия в обычном оснащении. Кроме того, атака ракетами с обычными БЧ не гарантирует на все 100% поражения стратегически важных объектов. Например, таких как шахтные пусковые установки, которые достаточно надежно защищены. На мой взгляд, никто не пойдет на разоружающий удар, если он будет наноситься ракетами без ядерного оснащения.

На ваш взгляд, тех мер по военному строительству, которые реализуются у нас в войсках, достаточно, чтобы обеспечить гарантированную защиту территории нашей страны от массированной атаки крылатыми ракетами, которую реально могут провести США?

Руководством страны принимается ряд мер по размещению истребителей-перехватчиков, зенитно-ракетных систем на опасных направлениях. Однако в случае «Быстрого глобального удара» сдерживающим фактором являются наши СЯС. Чего только стоит создание боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», на базе ракеты «Ярс». Также к 2020 году на вооружение встанут МБР PC-24 «Ярс» мобильного и шахтного базирования, тяжелые МБР «Сармат», о которых еще будет сказано много лестных слов.

Есть скептические мнения по поводу БЖРК «Баргузин». Некоторые эксперты говорят о том, что при современном развитии космической разведки, США могут отследить перемещение подвижного состава с ракетой по характерным демаскирующим признакам…

Надо четко понимать, что те БЖРК, которые стояли на вооружении в советско-российский период, оснащались тяжелыми ракетами, которые не помещались в один вагон. Действительно, спаренный вагон – это был один из характерных демаскирующих признаков. Но главная проблема заключалась в том, что невозможно было произвести ракетный старт с точки маршрута в виду того, что импульс тяжелой ракеты был настолько сильный, что рельсы уходили в сторону примерно на полтора метра. А это могло привести к опрокидыванию состава. Поэтому для стартов были предусмотрены подготовленные съезды, которые, конечно, были заранее известны. Нынешний БЖРК имеет ракету, которая помещается в вагон и которая легче советской в три раза. Соответственно, ее старт может быть обеспечен с любой точки маршрута.

Что касается космической разведки, то не надо преувеличивать возможности США. Я читал американские данные. Так вот, когда Саддам Хусейн решил оккупировал Кувейт, об этом посол США узнал только тогда, когда в окно увидел иракские танки… Отследить движущиеся эшелоны очень сложно, а тем более поразить БЖРК крылатой ракетой – за время ее подлета к цели состав может далеко уйти от точки прицеливания, причем даже на другой путь.



Метки:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх