Наречие имеет сравнительную степень как и. Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему: Степени сравнения наречий

Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко - взлетел выше , взлетел более высоко , взлетел выше всех . У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная .

Сравнительная степень наречий имеет две формы - простую и составную . Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше , при этом отбрасываются конечные -о (-е), -ко :

больно - больней (-ее ), стало легко - легче , тонко - тоньше .

Составная форма сравнительной степени наречий - это сочетание слова более и исходной формы наречия, например: отрезал более тонко , относился более внимательно .

Превосходная степень наречий имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): сделал лучше всех .

234. Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени и запишите их по образцу. Прочитайте в рамке синонимы к выделенному слову. С тремя из них составьте предложения.

Грациозно - грациознее ; уверенно, необузданно , устойчиво, красиво, взволнованно, величественно, энергично, удобно.

Жарко - жарче ; громко, дорого, звонко, крепко, строго, сухо, тихо, просто, резко, ярко, круто, твёрдо, часто, дёшево.

Близко - ближе ; гладко, жидко, коротко, низко, редко, узко, сладко, высоко, широко.

неистово
буйно
безудержно
неукротимо
необузданно
яростно
удобнее
шире
слаще

235. Прочитайте текст. Определите его тему. Вначале выпишите словосочетания с наречиями в сравнительной степени, затем с остальными. В каком ещё значении слово «сабантуй» употребляется в русском языке? Расскажите об одном из русских национальных праздников или о празднике других народов России.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК ТАТАРСТАНА - САБАНТУЙ

    Сабантуй - старинный праздник татарского народа, он проводится после окончания полевых работ, в июне. К Сабантую готовятся заранее - тщательнее убирают в доме, больше припасают угощений для гостей, вдумчивее выбирают подарки для победителей состязаний.

    Сбор подарков проводят накануне праздника, в субботу. В деревнях юноши с весёлой песней разъезжают на лошадях, собирая подарки - полотенца, платки и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшен конь наездника.

    Место для праздника определяется заранее, больше всего оно похоже на стадион для соревнований. Торжественно открывая Сабантуй, один из руководителей района поздравляет собравшихся с национальным праздником. Далее следует его развлекательная часть - выступления певцов, танцоров.

    Затем проводятся различные состязания, больше всего внимание зрителей привлекает национальная борьба - кэрэш. Весёлое оживление вносят различного рода шуточные соревнования: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с вёдрами на коромысле, наполненными водой. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз, и т. д. Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодёжь увлечённо водит хороводы, устраивает танцы.

Назовите одинаковые по звучанию слова. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения они являются?

  1. Мой брат выше меня.
  2. Мой брат через планку прыгает выше меня.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? И лес шумит (как?) дружней, когда деревьев много. (Пословица)

236. Прочитайте русские пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия в сравнительной степени. Придумайте две ситуации, в которых можно использовать эти пословицы и поговорки.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Больше науки - умнее руки. Выше лба уши не растут. Больше дела, меньше слов. Выше головы не прыгнешь. Меньше говори, больше услышишь. Шире рта не зевнёшь. Сильнее кошки зверя нет. Ниже среднего. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хуже некуда. Тише едешь, дальше будешь. Днём позже, днём раньше - какая разница. Белее снега не будешь.

237. Диктант. Подчеркните наречия. Что они обозначают? Составьте три предложения с причастными оборотами.

Ра(с, з)калённым докрасна камнем, сильно реде..щую тайгу, недавно построе(н, нн)ую электростанц..ю, отаплива..мая снизу теплица, промышле(н, нн)ая древесина, кое-где обогреваемые подземными источ(?)никами, предутре(н, нн)ий час, разгорающаяся (на)небе полоска, подн..ма..щаяся кверху лава, огне(н, нн)ый поток, ра(с, з)бросанные повсюду глыбы, густой окута(н, нн)ый паром гейзер.

Тема: Степени сравнения наречий.(7 класс)

Язык никогда не устанавливается окончательно:

Он непрестанно живет и движется,

развиваясь и совершенствуясь.

(В.Г.Белинский)

Цели и задачи:

Образовательная:

1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.

2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.

3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, сосредоточенность внимания

Воспитательная: воспитание уважения к труду

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: тексты с заданиями, тест, учебник.

Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.

(Записываем число и тему урока.)

    Разминка.

Для начала немного разомнёмся. (Устно).

Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.

Ни свет ни заря – рано;

с минуты на минуту – скоро;

рука об руку – вместе;

на скорую руку – быстро;

на край света – далеко;

как снег на голову – неожиданно;

кот наплакал – мало;

душа в душу – дружно.

А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?

II . Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.

Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).

Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).

Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).

Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше ).

(наречие + более, менее).

Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорн ейше , ниж айше , строж айше ).

Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).

- Молодцы.

2. Проверка знания теории на практике.

Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам.

От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.

ГРОМКО громче, более(менее) громко, громче всех

ПРЕКРАСНО прекраснее, более (менее)прекрасно, прекраснее

всех

ХОЛОДНО холоднее, более (менее)холодно, холоднее всех

ЗВОНКО звонче, более(менее) звонко, звонче всех

КРАСИВО красивее, более(менее) красиво, красивее всех

ПЛАВНО плавнее, более(менее) плавно, плавнее всех

3. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.

Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различие предложений

Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к таблице

Наш класс дружнее, чем шестой.

И лес шумит дружней, когда деревьев много

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

А теперь посмотрим в учебнике на Стр.81.

4. Отрабатываем алгоритм действия

1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

Наречие – от глагола Прилагательное – от существительного или

местоимения

2. Поставить вопрос:

как? какой? каков?

3.Определить слово как член предложения:

обстоятельство сказуемое

Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.

III . Закрепление

1) Запись под диктовку, подчеркнуть прилагательные и наречия (2- 3 обучающихся у доски):

1) Сегодня ты выглядишь веселее.

2) Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.

3) Ребята нашего класса дружнее.

4) Мы дружнее берёмся за интересную работу.

5) Худой мир лучше доброй ссоры.

6) Сокол выше солнца летает.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

1 ) Продолжим работу. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.

1. Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.

Проверка

А теперь нам предстоят

2)Этимологические раскопки (проверка индивидуального задания).

Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла , наречия вдребезги.

Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.

А теперь поработаем устно.

3 ) « Говорите правильно » (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее») .

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще») .

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает») .

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром») .

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много») .

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем») .

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам») .

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.

4) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.)

Тест

1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Весной солнышко светит веселее.

б) Этот цветок красивее прежнего.

в) Саша смелее Паши.

2.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.

3.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.

в) Говори, пожалуйста, тише.

4.Укажите наречия в сравнительной степени:

а) читает внимательнее

б)медленнее всех бежал;

в) книга интереснее.

5. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:

а)Он слушает меня более внимательно.

б) Ты сделал работу лучше всех.

в) Я стараюсь писать более красивее

г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя! 1.а;2.б;3.а;4. а; 5. в.

Взаимопроверка теста

IV .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.

V. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.(оценки за урок)

Каждая из существующих частей речи имеет свои характерные черты. Все они поделены на группы по значению, поэтому их особенности абсолютно разные. Некоторые части речи помогают сравнивать один предмет или качество с другим. Благодаря этому появились такие категории, как сравнительная и превосходная степень. Что они собой представляют, разберемся подробнее в нашей статье.

Степени сравнения

Каждый школьник знает, что и наречие отличаются от других групп речи тем, что могут образовывать различные Ими называют такую форму слова, которая изменяется благодаря сопоставлению одного качества с другим.

Выделяют, как правило, три подгруппы:

  • Положительная степень. В такой стоит тогда, когда его не сравнивают ни с каким другим. Например: красивый (сам по себе), холодно (без сопоставления с тем, что было ранее, или будет позже). Еще ее называют начальной степенью, а в лингвистике по-научному определяют как позитив.
  • Сравнительная степень. Слово в этой форме употребляют в случае, когда соотносят одно качество предмета или какого-либо явления с другим. Например: большой — больше (чем первый), грустно — грустнее (чем было до этого).
  • Превосходная степень. Ее используют, если хотят выразить самый высокий показатель качества среди остальных, подобных ему. Например: светлый — светлейший (самый), весело — веселее всего.

Прилагательное

Из всего многообразия частей речи роль образовывать степени отведена лишь именам прилагательным и наречиям. Объяснить это несложно: каждое из них обозначает качество предмета и его состояние. А их совсем нетрудно сравнивать между собой.

Образуется двумя разными способами:


В трудных случаях нет возможности образовать простую сравнительную степень. Тогда используют лишь сложную. К таким примерам отнесем слово «тяжкий».

Превосходная степень имеет два метода образования:

  • Простой. К основе (прилагательное) прибавляют суффиксы -ейш или -айш: милый — милейший.
  • Сложный. Образуется с помощью вспомогательных слов «самый», «всех»: самый добрый, добрее всех.

Иногда для усиления добавляют приставку -наи: лучший — наилучший.

Наречие

Эта особенная часть речи практически не изменяется, не имеет окончаний и системы склонений. Но при этом она обладает другой способностью. Так же, как у прилагательного, у наречия имеется форма превосходной степени и сравнительной.

Последняя образуется с помощью:


Наречие в превосходной степени редко образуется с помощью суффиксов -айше, -ейше: покорнейше, строжайше. Такие формы мы часто можем встретить в литературе прошлых веков.

Как правило, чаще используются слова «всего» (быстрее всего), «максимально» (максимально коротко).

Для усиления применяют приставку -наи: наиболее.

Итог

Мы ежедневно сравниваем один предмет, качество или явление с другим. В устной речи мы даже не задумываемся над способами, которые нам в этом помогают. Теперь мы знаем, как на письме образуются сравнительная и превосходная степень. Не стоит забывать, что этой особенностью обладают лишь и наречия. Не важно, как вы будете выполнять это — при помощи суффиксов или воспользуетесь специальными словами, не забывайте, что не все формы имеют существование. В таком случае стоит проверить их по словарю.

Как отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного?

    Отличить сравнительную степень наречий от совпадающей с ней сравнительной степенью прилагательных можно, естественно, по тексту, а в тексте следует сразу же обратить внимание, ЧТО поясняет слово.

    Сравнительная степень наречий обычно поясняет ГЛАГОЛ, а сравнительная степень прилагательных поясняет СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (или слово, заменяющее его).

    1) Родители никогда не ругали своих детей, они поступали мудрее .

    2) Бабушка еще мудрее родителей.

    В первом предложении-примере выделенным словом поясняется глагол, от которого и ставится

    вопрос родители поступали КАК? -- мудрее . Это наречие мудро => мудрее .

    Во втором предложении поясняется существительное, от которого ставится другой вопрос:

    бабушка КАКОВА? -- мудрее . Это прилагательное мудрая => мудрее .

    Иногда бывает очень сложно это сделать и случается, что одно с другим путают многие.

    Для того, чтобы отличать/различать наречие в сравнительной степени и прилагательное, нужно задать к слову вопрос.

    • Его машина быстрее, чем моя (какая?).

      Пойдмте быстрее в дом (Как?).

    В первом случае это прилагательное, а во втором - наречие. Прилагательное имеет определяющее слово, к которому оно относится (машина быстрее), а наречие такового не имеет.

    Отличить прилагательное от наречия в сравнительной степени достаточно просто. Достаточно знать, что прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое? на сколько? в зависимости от рода. Наречие отвечает на вопрос как? куда? Далее идет контекст предложения. Например, в предложении солнце светит ярче , слово ярче отвечает на вопрос как? Поэтому является наречием. В предложении фары на этом автомобиле светят ярче , чем на другом слово ярче отвечает на вопрос на сколько? Здесь слово выступает в сравнительной степени прилагательного.

    Хороший вопрос. Из-за того, что степени сравнений качественных прилагательных и наречий образуются одинаково, в их определении часто делают ошибки.

    Без контекста невозможно понять, к какой части речи относится слово, поэтому первым делом нужно определить его позицию в предложении.

    Например:

    Мы поднялись выше по склону.

    Этот дом выше всех.

    Наречие является обстоятельством, отвечает на вопросы как? куда? и прочие вопросы наречий, а также обозначает признак действия, следовательно употребляется вместе с глаголом, от которого и задается вопрос. Поднялись (куда?) выше.

    Прилагательное в сравнительной степени выступает в роли сказуемого, отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета - употребляется вместе с существительным. Дом (какой?) выше всех.

    Иногда бывает очень сложно отличить наречие от прилагательного, если они оба стоят в сравнительной степени. Поэтому необходимо задавать вопрос от главного слова к этому наречию или прилагательному. Наречия обычно отвечают на вопрос как, прилагательные какой. Все решает только узкий контекст.

    Так как отличить наречие и прилагательное можно только в контексте, давайте приведем примеры и на их основе уже объясним различия:

    1) Папа выше мамы на десять сантиметров.

    Задаем вопрос к существительному-подлежащему: папа какой/каков? высокий/выше. Прилагательное относится к существительному (признак признака).

    2) На ступеньках ко входу в храм папа находился выше мамы.

    Задаем вопрос к глаголу-сказуемому: находится где? высоко/выше. Наречие относится к глаголу (признак действия).

    Для того, чтобы уметь находить различие наречия в сравнительной степени от прилагательного нужно задавать правильные вопросы от определяемого слова.

    Пример: Старик мудрее юноши (старик какой? или даже каков? - мудрее). В данном случае выражено кратким прилагательным.

    Пример: Старик поступил мудрее, чем юноша (поступил как? - мудрее). Здесь уже будет наречием.

    Соответственно смотрите по вопросам и выясняете часть речи.

    Чаще всего, если вопрос задается от определяемого слова, которое является существительным - значит это прилагательное. Если от определяемого слова, выраженным глаголом - значит наречие.

    Моя мама (какова?) мудрее (прил.) меня.

    Он поступил (как?) мудрее (наречие) других.

    Прилагательные зависят от существительных, а наречия от глаголов (чаще всего).

    По контексту, наверное.. Ведь если сравнительная степень, то должно быть что и с чем сравнивается..

    Отличить наречие от прилагательного в сравнительной степени можно следующим образом.

    Если прилагательное находится в сравнительной степени, то подразумевается, что присутствуют 2 различных объекта, между которыми происходит сравнение.

    Тем самым, такое прилагательное является как бы связующим звеном между 2 членами предложения.

    Например:

    Моя девушка (какая?) моложе (чем кто?), чем моя сестра.

    Наречие, в свою очередь, относится только к одному слову, и в предложении нет упоминания об объекте, с которым что-то сравнивают.

    Например:

    Ты выглядишь (как?) моложе в этой одежде.

    То есть наречие здесь отвечает на вопрос как?, и от него нельзя задать дополнительный вопрос к другому члену предложения.

    Нужно прочитать само предложение, тогда можно будет понять, в каком смысле это слово используется, например как прилагательное или как наречие. Прилагательное это какой(ая,ое, ие, го,..), тогда как наречие отвечает на вопрос как. Только нужно уловить смысл слова.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх