Ольга преображенская. "она была настолько некрасива и плохо сложена, что все поражались, как её прин Смотреть что такое ""Синяя борода"" в других словарях
Уже сегодня в Санкт-Петербурге стартует юбилейный, 15-й по счету международный фестиваль Dance Open. Разбираемся, что в этом году приготовили организаторы
Г лавные ключи нынешнего фестиваля — это четыре балета из разных стран мира. Все они на время Dance Open обосновались под крышей Александринского театра. Помимо основной на фестивале существует важная и интересная off-программа. Но давайте по порядку.
Венская балетная труппа основана почти 400 лет назад, и все это время считается одной из самых значимых в мире. С 2010-го ее возглавляет Манюэль Легри, из сезона в сезон уверенно доказывающий, что классический и современный танцы естественным образом могут переплетаться. Для того чтобы идти вперед, современности отнюдь не обязательно бунтовать против классики. Еще одно подтверждение тому — новое произведение Венской труппы, вечер одноактных балетов «Тайна Синей Бороды». В него входят «Дыхание души» (хореография Иржи Бубеничека, музыка Баха, Пахельбеля, Хофштеттера и Отто Бубеничека, брата-близнеца хореографа), «Наперекосяк» (хореография Пола Лайфута и Соль Леон, музыка Джоаккино Россини) и собственно «Тайна Синей Бороды» (хореография Штефана Тосса, музыка Филипа Гласса). Части трилогии — о жизни, смерти, любви и страсти. На первую братьев-создателей вдохновил альбом Леонардо да Винчи. От него, видимо, в «Дыхании души» столь острое ощущение жизни и ее конца. Во второй части это ощущение нарастает, но появляется юмор (вещь, в балете встречающаяся не так уж и часто). И наконец, разрешается все третьей историей — честным и бескомпромиссным исследованием отношений Мужчины и Женщины.
Что будет, если соединить Прокофьева с Кеннетом МакМилланом, добавить Курентзиса, пермский балет и солистов Ковент-Гардена? Чуда не избежать, оно, конечно же, случается. В первом спектакле «Ромео и Джульетта» в хореографии МакМиллана блистали Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн. Позднее именно макмиллановская версия шекспировской трагедии стала канонической для европейского балета. У нас таким считается вариант Леонида Лавровского. К труднейшей хореографии МакМиллана, основанной на музыке Прокофьева, российская танцевальная труппа решилась подойти впервые. Заручившись поддержкой фонда британского хореографа, солистов Королевского театра, а также итальянских художников, главный балетмейстер пермской труппы Алексей Мирошниченко создал действительно важное произведение.
Дрезденский театр привез в Петербург три очень разных одноактных балета, объединенных одним вечером. Что еще у них общего? Видимо, нечто на уровне философии (потому что и стиль, и хореография разнятся принципиально). Как обещают организаторы Dance Open, «это напряженная рефлексия, настойчивая попытка понять, что есть танец, какое место определено ему в человеческой жизни».
«Танцевальная сюита» — способ Алексея Ратманского воплотить в движения музыку Штрауса. Во «В другом пространстве» хореограф Понтус Линдберг пытается перевести поэзию Джалаладдина Руми на язык танца. В помощь — музыка Макса Рихтера. Ну и, наконец, «Кактусы», где хореограф Александр Экман при «поддержке» трех композиторов (Шуберт, Бетховен, Гайдн) и 16 танцовщиков иронически высказывается на тему современной танцевальной культуры, а заодно — и отношений с критиками.
Два Эдварда, Григ и Клюг, предстанут на сцене Александринского театра с новой версией балета «Пер Гюнт». Об этом спектакле уже много говорят: о его структурной сложности, о постановочных победах. Но особенно ценным кажется то, что хореограф вступает в честный диалог с собой и миром. В этом диалоге — и трагедия, и ирония. Неудивительно, что партию Пера Гюнта Клюг доверил одному из самых выразительных танцовщиков современности, премьеру Мариинки Денису Матвиенко.
В нынешнем году off-программа Dance Open включает сразу две выставки. Первая посвящена Сергею Прокофьеву и проходит с 15 по 22 апреля в фойе Новой сцены Александринского театра. Экспозицию в честь 125-летия со дня рождения композитора назвали «Прокофьев. Гимн любви» и посвятили ее «Ромео и Джульетте». Здесь и афиши первых постановок балета, и фото легендарных исполнителей главных партий, и даже костюмы, созданные вручную для спектакля пермской оперы.
Вторая выставка называется «15 мгновений весны» и проходит в «Цифербурге» на Большой Конюшенной. Основа экспозиции — фотографии сегодня уже признанных балетных гениев: Ульяны Лопаткиной, Натальи Осиповой, Дениса Матвиенко и других — в моменты исполнения своих коронных партий. Неравнодушным к танцу стоит обратить внимание на то, что в рамках off-программы состоится мастер-класс художественного руководителя труппы балета Марибора Эдварда Клюга. То есть хореограф не только привезет на Dance Open свою новую работу, но и поделится секретами мастерства. Мастер-класс назначен на 24 апреля. Участие, конечно же, исключительно по предварительной записи.
Звездный концерт фестиваля Dance Open — всегда событие: организаторы стараются собрать лучших артистов сезона с их выдающимися номерами на одной сцене. Юбилейный фестиваль преподносит зрителям особый подарок. На подмостки выйдет сам Манюэль Легри — ныне художественный руководитель венской балетной труппы, а в прошлом один из лучших танцовщиков мира. В 2015 году Легри впервые привез вверенную ему труппу на фестиваль (тогда публика увидела балет «Обратный отсчет»), а в нынешнем 2016-м он не только покажет достижения своих подопечных в упомянутом выше вечере одноактных балетов, но и напомнит о своем блистательном прошлом.
Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище|Ольга ПреображенскаяБАЛЕТ
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений ТарковскийОльга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)
Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.
Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.
Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.
Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.Д. Трускиновская
belcanto
.
"Синяя борода"
"СИ́НЯЯ БОРОДÁ"
, балеты по мотивам одноим. сказки Ш. Перро, 1) В 3 актах 7 картинах с апофеозом. Комп. П. П. Шенк, сцен. Л. А. Пашкова. 8.12.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. П. Б. Ламбин, K. M. Иванов, Г. Левот и В. Т. Перминов; Синяя борода П. А. Гердт, Изора П. Леньяни, Анна О. И. Преображенская (позднее А. П. Павлова), Эбремар И. Ф. Кшесинский, Раймонд A. A. Облаков. 1910, возобн. там же, балетм. Н. Г. Легат (по Петипа); Синяя борода П. А. Гердт, Изора М. Ф. Кшесинская. 1918, там же, балетм. A. M. Монахов и А. И. Чекрыгин (по Легату); Синяя борода И. Н. Кусов, Изора Е. А. Смирнова, Анна Е. П. Гердт, Эбремар И. Ф. Кшесинский, Раймонд А.
Н. Обухов. 2) Одноактный в 4 картинах (с 2 прологами и 3 интермедиями) на муз. одноим. оперетты Ж. Оффенбаха в аранжировке А. Дорати, сцен. М. М. Фокин (по А. Мельяку и Л. Галеви). 27.10.1941, "Балле тиэтр", Дворец искусств, Мехико, балетм. Фокин, худ. М. Верте; Синяя борода А. Долин, Эрмилия А. Маркова, королева Клементина Л. Чейз, принц Сапфир Ж. Скибин, Булотта И. Баронова. Показан в СССР в 1960.
Единственная дочь короля Бобеша прекрасная Флеретта была изгнана им и провела юность среди пастухов и пастушек. Найденная министром короля Оскаром, она должна сочетаться браком с принцем Сапфиром. В нём Флеретта узнаёт влюблённого в неё бедного пастуха (принц ради неё скрывал своё происхождение). Счастливой развязке чуть не помешал рыцарь Синяя борода, также влюбившийся во Флеретту. Однако ему достаётся в жёны пастушка Булотта, к-рую он, как и пять своих предыдущих жён, пытался отравить с помощью алхимика Попалани. Сапфир женится на Флеретте. 3) Комп. Дж. Якоби. 16.12.1895, т-р "Альгамбра", Лондон, балетм. К. Коппи. 4) На муз. Ш. Лекока. 1898, парижская Опера, балетм. P. O. Монрой. 5) "Рыцарь Синяя борода" ("Ritter Blaubart") на муз. X. Фогта. 1938, Дюссельдорф, балетм. X. Фройнд.
Лит.: "Синяя Борода". [Либретто], СПБ, 1896; "ЕИТ". Сезон 18961897, СПБ, 1898, с. 23858.
Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .
Смотреть что такое ""Синяя борода"" в других словарях:
Синяя борода (значения) - Синяя борода: Синяя борода легенда о коварном муже убийце многих женщин, впервые описанная Шарлем Перро. Прототипом персонажа послужил маршал Франции Жиль де Рэ. Синяя борода (англ. Bluebeard) фантастический роман Курта… … Википедия
СИНЯЯ БОРОДА - (фр La Barbe Bleue) герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу маньяка. К тому же его образ дается весьма… … Литературные герои
Синяя борода (фильм - Синяя борода (фильм, 1901) У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода. Синяя борода Barbe bleue Жанр фильм сказка, драма, детектив Режиссёр Жорж Мельес … Википедия
Синяя Борода - Из старофранцузской сказки «Рауль, рыцарь Синяя Борода», обработанной и изданной французским писателем сказочником Шарлем Пер ро в 1697 г. В ней говорится о рыцаре, который в гневе убил свою первую жену, потом пять других, на которых он женился… … Словарь крылатых слов и выражений
Синяя-Борода - Синяя Борода. Ср. Княжна не обѣщала много интереса для его чувствительной любознательной, и князь вовсе не желалъ быть Раулемъ Синей Бородой... Лѣсковъ. Обойденные. 1, 2. Ср. Ему непремѣнно хотѣлось нарядить ревниваго мужа въ самый шутовской и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Синяя борода - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Иллюстрация Гюстава Доре: Синяя борода, жена и ключ. Синяя борода (фр. … Википедия
Синяя борода (фильм, 1901) - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Barbe bleue Жанр фэнтези драма криминальный фильм Режиссёр … Википедия
Синяя борода (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Bluebeard Автор … Википедия
СИНЯЯ БОРОДА - чудовище из одноименной сказки (Barbe Bleue) Ш. Перро, впервые напечатанной в его Историях и сказках былых времен (1697). Во Франции легенда о Синей Бороде считается бретонской и традиционно связывается с двумя недоброй памяти средневековыми… … Энциклопедия Кольера
Синяя борода - Рауль (Raoul, chevalier Barbe Bleue) герой франц. сказки, умертвивший шесть своих жен одну за другою за то, что они вопреки его запрету открывали в его отсутствии его тайный кабинет, служивший ареною убийств, при чем в ужасе они роняли золотой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Синяя Борода. Аудиоспектакль , Ольга Васильева , Шарль Перро , Сказочник – заслуженный артист России Алексей Кузнецов Синяя Борода – артист Андрей Ярославцев Мадлена – артистка Ирина Киреева Анна – артистка Ирина Автух Матушка – заслуженная артистка… Категория: Сказки Издатель: VOX , Купить за 149 руб аудиокнига
- Синяя Борода (цифровая версия) (Цифровая версия) , Перро Шарль , Синяя Борода – наверное, самая страшная сказка Шарля Перро, ее волнующий сюжет до самого конца держит слушателя в напряжении. Странные запреты, женское любопытство, кровавые… Категория: Для детей и юношества Серия: Детям Издатель:
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.
И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский
Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)
Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего.С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.
Неудача не остановила претендентку, три года подряд она являлась на приемные испытания и в итоге добилась желаемого: стала «казенной воспитанницей».
Вскоре выяснилось, что у девочки настоящие балетные ноги – с безупречной выворотностью, со стальным носком, сильные и пластичные. К тому же она была удивительно музыкальна. Она училась петь, и не модные песенки, а оперные арии, прекрасно играла на рояле. Единственной ее бедой в школе была сутулость – Легату, ее педагогу, приходилось перед турами подталкивать ее в спину, чтобы она выпрямилась и вертелась правильно.
Чекетти учил Преображенскую шлифовке танца, чеканному исполнению трудных пассажей. Потом она ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день. Слабая девочка сама себя сделала «железной» (ее собственное словечко) артисткой.
Ее выпускной экзамен состоялся 25 марта 1889 года. К тому времени преподаватели уже оценили ее разностороннее дарование и постарались показать ее с лучшей стороны. Однако она, не имея покровителей, рисковала застрять в кордебалете. Выручил талант – понемногу ей стали давать сольные партии, сперва незначительные, потом все более заметные.
В первые, кордебалетные, годы на сцене ее способность к импровизации оставалась скрытой. Позднее она никогда не повторяла на бис свой танец в точности, всегда вносила в него что-то новое.
Преображенская была выпущена на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее связи с наследником престола. Поэтому Преображенская долгое время оставалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали.
Преображенская была предана искусству настолько, что все в ее жизни было подчинено театру.
Принятая в Мариинский театр, Ольга оказалась в кордебалете, но долго там не задержалась: заменив заболевшую танцовщицу, успешно исполнила китайский танец в балете «Катарина, дочь разбойника», и сольные партии посыпались на нее одна за другой.
Но Преображенская готова была танцевать что угодно и сколько угодно, и она получила множество благодарностей «за экстренное и успешное исполнение ролей» в разных балетах. В 1892 году она дебютировала как балерина в балете «Калькабрино». Ее выступление в 1900 году в балете «Синяя борода» в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы.
Даже когда ее положение в труппе давало ей право на первые роли, она не отказывалась от менее значительных партий – могла станцевать в «Раймонде» подругу главной героини и венгерский танец. А вот роль Лизы в «Тщетной предосторожности», коронная комедийная роль балетного репертуара, досталась Преображенской чудом – по какому-то недосмотру Кшесинской, которая была единоличной хозяйкой этой роли. На первом выступлении Преображенскую ждала каверза – на сцене стояли клетки с живыми курами, кто-то оставил дверцы открытыми, и птицы выпорхнули на сцену во время танца балерины. Но она успешно довела танец до конца.
На этом пути естественным продолжением была роль Лизы в «Тщетной предосторожности» П.Гертеля. Однако спектаклем монопольно владела Кшесинская, и Ольга Иосифовна получила его лишь в 1906.
О.Преображенская в партии Изоры (балет "Синяя борода")
А вот роль Жизели не соответствовала характеру артистки, и партия Одетты-Одиллии тоже не удалась – не получилось контраста между строгой и светлой женственностью Одетты и торжествующим демонизмом Одиллии. Зато главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» удачно совпали с ее индивидуальностью.
Вершиной творчества Преображенской стала партия Раймонды в одноименном балете Глазунова, впервые исполненная 21 сентября 1903 года. Критики восхищенно отмечали - здесь «музыка и танец взаимодействуют», а все вместе воспринимается как «очаровательная хореографическая мелодекламация».
Встреча с М.Фокиным обернулась шедевром: он поставил ей прелюд в «Шопениане», используя мягкое туше ее воздушного танца. По сути это был портрет балерины.
В экспериментах Михаила Фокина Преображенская сперва приняла участие, танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды», но потом не захотела продолжать сотрудничество и высказалась в «Петербургской газете» против балетов «новейшего производства, где на первом плане не балерина и не солистки, а кордебалетные массы». Она и сама не соответствовала требованиям фокинской хореографии – он не любил импровизаторов…
В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки, и дирекция предложила ей контракт гастролерши. Это ее устраивало – она отправилась танцевать в Дрезден, потом в Милан, где ее уже знали, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке. Кроме того, она стала преподавать в школе «Петроградского частного балета».
В годы Первой мировой войны Преображенская организовала несколько поездок артистов на фронт. Революция ее сперва не испугала, как многих балетных артистов, и она продолжала танцевать в Мариинском театре до 1920 года. Одновременно она преподавала классический танец в хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л. Волынского.
Преображенская в роли Вероники в фокинских "Египетских ночах" (1910г.)
В Мариинском театре балерине поручили класс пластики для оперных артистов (1917-1921). Она преподавала классический танец в «Петроградском частном балете» В.Москалевой, в «Школе русского балета» А.Волынского, в Петроградском театральном училище (1914-1917, 1919-1921). Но самая значительная часть ее педагогической биографии приходится на второй, зарубежный период жизни.
В 1922 году Преображенская уехала за границу. Она открыла в Париже балетную студию. Эта студия дала европейскому балету немало отличных танцовщиков и танцовщиц. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн. Преображенская была прекрасным педагогом и как никто умела «ставить руки» у своих учениц.
Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.
Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.
Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.
(сайт "Мир словарей". О.И.Преображенская)
Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище|Ольга ПреображенскаяБАЛЕТ
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.
И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский
Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)
Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.
Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.
Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.
Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.