Ольга преображенская. "она была настолько некрасива и плохо сложена, что все поражались, как её прин Смотреть что такое ""Синяя борода"" в других словарях

Уже сегодня в Санкт-Петербурге стартует юбилейный, 15-й по счету международный фестиваль Dance Open. Разбираемся, что в этом году приготовили организаторы

Г лавные ключи нынешнего фестиваля — это четыре балета из разных стран мира. Все они на время Dance Open обосновались под крышей Александринского театра. Помимо основной на фестивале существует важная и интересная off-программа. Но давайте по порядку.

Венская балетная труппа основана почти 400 лет назад, и все это время считается одной из самых значимых в мире. С 2010-го ее возглавляет Манюэль Легри, из сезона в сезон уверенно доказывающий, что классический и современный танцы естественным образом могут переплетаться. Для того чтобы идти вперед, современности отнюдь не обязательно бунтовать против классики. Еще одно подтверждение тому — новое произведение Венской труппы, вечер одноактных балетов «Тайна Синей Бороды». В него входят «Дыхание души» (хореография Иржи Бубеничека, музыка Баха, Пахельбеля, Хофштеттера и Отто Бубеничека, брата-близнеца хореографа), «Наперекосяк» (хореография Пола Лайфута и Соль Леон, музыка Джоаккино Россини) и собственно «Тайна Синей Бороды» (хореография Штефана Тосса, музыка Филипа Гласса). Части трилогии — о жизни, смерти, любви и страсти. На первую братьев-создателей вдохновил альбом Леонардо да Винчи. От него, видимо, в «Дыхании души» столь острое ощущение жизни и ее конца. Во второй части это ощущение нарастает, но появляется юмор (вещь, в балете встречающаяся не так уж и часто). И наконец, разрешается все третьей историей — честным и бескомпромиссным исследованием отношений Мужчины и Женщины.

Что будет, если соединить Прокофьева с Кеннетом МакМилланом, добавить Курентзиса, пермский балет и солистов Ковент-Гардена? Чуда не избежать, оно, конечно же, случается. В первом спектакле «Ромео и Джульетта» в хореографии МакМиллана блистали Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн. Позднее именно макмиллановская версия шекспировской трагедии стала канонической для европейского балета. У нас таким считается вариант Леонида Лавровского. К труднейшей хореографии МакМиллана, основанной на музыке Прокофьева, российская танцевальная труппа решилась подойти впервые. Заручившись поддержкой фонда британского хореографа, солистов Королевского театра, а также итальянских художников, главный балетмейстер пермской труппы Алексей Мирошниченко создал действительно важное произведение.

Дрезденский театр привез в Петербург три очень разных одноактных балета, объединенных одним вечером. Что еще у них общего? Видимо, нечто на уровне философии (потому что и стиль, и хореография разнятся принципиально). Как обещают организаторы Dance Open, «это напряженная рефлексия, настойчивая попытка понять, что есть танец, какое место определено ему в человеческой жизни».

«Танцевальная сюита» — способ Алексея Ратманского воплотить в движения музыку Штрауса. Во «В другом пространстве» хореограф Понтус Линдберг пытается перевести поэзию Джалаладдина Руми на язык танца. В помощь — музыка Макса Рихтера. Ну и, наконец, «Кактусы», где хореограф Александр Экман при «поддержке» трех композиторов (Шуберт, Бетховен, Гайдн) и 16 танцовщиков иронически высказывается на тему современной танцевальной культуры, а заодно — и отношений с критиками.

Два Эдварда, Григ и Клюг, предстанут на сцене Александринского театра с новой версией балета «Пер Гюнт». Об этом спектакле уже много говорят: о его структурной сложности, о постановочных победах. Но особенно ценным кажется то, что хореограф вступает в честный диалог с собой и миром. В этом диалоге — и трагедия, и ирония. Неудивительно, что партию Пера Гюнта Клюг доверил одному из самых выразительных танцовщиков современности, премьеру Мариинки Денису Матвиенко.

В нынешнем году off-программа Dance Open включает сразу две выставки. Первая посвящена Сергею Прокофьеву и проходит с 15 по 22 апреля в фойе Новой сцены Александринского театра. Экспозицию в честь 125-летия со дня рождения композитора назвали «Прокофьев. Гимн любви» и посвятили ее «Ромео и Джульетте». Здесь и афиши первых постановок балета, и фото легендарных исполнителей главных партий, и даже костюмы, созданные вручную для спектакля пермской оперы.

Вторая выставка называется «15 мгновений весны» и проходит в «Цифербурге» на Большой Конюшенной. Основа экспозиции — фотографии сегодня уже признанных балетных гениев: Ульяны Лопаткиной, Натальи Осиповой, Дениса Матвиенко и других — в моменты исполнения своих коронных партий. Неравнодушным к танцу стоит обратить внимание на то, что в рамках off-программы состоится мастер-класс художественного руководителя труппы балета Марибора Эдварда Клюга. То есть хореограф не только привезет на Dance Open свою новую работу, но и поделится секретами мастерства. Мастер-класс назначен на 24 апреля. Участие, конечно же, исключительно по предварительной записи.

Звездный концерт фестиваля Dance Open — всегда событие: организаторы стараются собрать лучших артистов сезона с их выдающимися номерами на одной сцене. Юбилейный фестиваль преподносит зрителям особый подарок. На подмостки выйдет сам Манюэль Легри — ныне художественный руководитель венской балетной труппы, а в прошлом один из лучших танцовщиков мира. В 2015 году Легри впервые привез вверенную ему труппу на фестиваль (тогда публика увидела балет «Обратный отсчет»), а в нынешнем 2016-м он не только покажет достижения своих подопечных в упомянутом выше вечере одноактных балетов, но и напомнит о своем блистательном прошлом.


Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище|Ольга Преображенская

БАЛЕТ
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский

Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)

Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.

Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.

Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.

Д. Трускиновская

belcanto

.

"Синяя борода" "СИ́НЯЯ БОРОДÁ" , балеты по мотивам одноим. сказки Ш. Перро, 1) В 3 актах 7 картинах с апофеозом. Комп. П. П. Шенк, сцен. Л. А. Пашкова. 8.12.1896, Мариинский т-р, Петербург, балетм. М. И. Петипа, худ. П. Б. Ламбин, K. M. Иванов, Г. Левот и В. Т. Перминов; Синяя борода – П. А. Гердт, Изора – П. Леньяни, Анна – О. И. Преображенская (позднее А. П. Павлова), Эбремар – И. Ф. Кшесинский, Раймонд – A. A. Облаков. 1910, возобн. там же, балетм. Н. Г. Легат (по Петипа); Синяя борода – П. А. Гердт, Изора – М. Ф. Кшесинская. 1918, там же, балетм. A. M. Монахов и А. И. Чекрыгин (по Легату); Синяя борода – И. Н. Кусов, Изора – Е. А. Смирнова, Анна – Е. П. Гердт, Эбремар – И. Ф. Кшесинский, Раймонд – А. Н. Обухов. 2) Одноактный в 4 картинах (с 2 прологами и 3 интермедиями) на муз. одноим. оперетты Ж. Оффенбаха в аранжировке А. Дорати, сцен. М. М. Фокин (по А. Мельяку и Л. Галеви). 27.10.1941, "Балле тиэтр", Дворец искусств, Мехико, балетм. Фокин, худ. М. Верте; Синяя борода – А. Долин, Эрмилия – А. Маркова, королева Клементина – Л. Чейз, принц Сапфир – Ж. Скибин, Булотта – И. Баронова. Показан в СССР в 1960.

Единственная дочь короля Бобеша прекрасная Флеретта была изгнана им и провела юность среди пастухов и пастушек. Найденная министром короля Оскаром, она должна сочетаться браком с принцем Сапфиром. В нём Флеретта узнаёт влюблённого в неё бедного пастуха (принц ради неё скрывал своё происхождение). Счастливой развязке чуть не помешал рыцарь Синяя борода, также влюбившийся во Флеретту. Однако ему достаётся в жёны пастушка Булотта, к-рую он, как и пять своих предыдущих жён, пытался отравить с помощью алхимика Попалани. Сапфир женится на Флеретте. 3) Комп. Дж. Якоби. 16.12.1895, т-р "Альгамбра", Лондон, балетм. К. Коппи. 4) На муз. Ш. Лекока. 1898, парижская Опера, балетм. P. O. Монрой. 5) "Рыцарь Синяя борода" ("Ritter Blaubart") на муз. X. Фогта. 1938, Дюссельдорф, балетм. X. Фройнд.

Лит.: "Синяя Борода". [Либретто], СПБ, 1896; "ЕИТ". Сезон 1896–1897, СПБ, 1898, с. 238–58.


Балет. Энциклопеди. - М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Смотреть что такое ""Синяя борода"" в других словарях:

    Синяя борода (значения) - Синяя борода: Синяя борода легенда о коварном муже убийце многих женщин, впервые описанная Шарлем Перро. Прототипом персонажа послужил маршал Франции Жиль де Рэ. Синяя борода (англ. Bluebeard) фантастический роман Курта… … Википедия

    СИНЯЯ БОРОДА - (фр La Barbe Bleue) герой сказки Ш.Перро «Синяя Борода» (1697). Один из самых загадочных и зловещих сказочных персонажей. Трудно объяснить, что побудило Перро сделать героем детской сказки убийцу маньяка. К тому же его образ дается весьма… … Литературные герои

    Синяя борода (фильм - Синяя борода (фильм, 1901) У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода. Синяя борода Barbe bleue Жанр фильм сказка, драма, детектив Режиссёр Жорж Мельес … Википедия

    Синяя Борода - Из старофранцузской сказки «Рауль, рыцарь Синяя Борода», обработанной и изданной французским писателем сказочником Шарлем Пер ро в 1697 г. В ней говорится о рыцаре, который в гневе убил свою первую жену, потом пять других, на которых он женился… … Словарь крылатых слов и выражений

    Синяя-Борода - Синяя Борода. Ср. Княжна не обѣщала много интереса для его чувствительной любознательной, и князь вовсе не желалъ быть Раулемъ Синей Бородой... Лѣсковъ. Обойденные. 1, 2. Ср. Ему непремѣнно хотѣлось нарядить ревниваго мужа въ самый шутовской и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Синяя борода - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Иллюстрация Гюстава Доре: Синяя борода, жена и ключ. Синяя борода (фр. … Википедия

    Синяя борода (фильм, 1901) - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Barbe bleue Жанр фэнтези драма криминальный фильм Режиссёр … Википедия

    Синяя борода (роман) - У этого термина существуют и другие значения, см. Синяя борода (значения). Синяя борода Bluebeard Автор … Википедия

    СИНЯЯ БОРОДА - чудовище из одноименной сказки (Barbe Bleue) Ш. Перро, впервые напечатанной в его Историях и сказках былых времен (1697). Во Франции легенда о Синей Бороде считается бретонской и традиционно связывается с двумя недоброй памяти средневековыми… … Энциклопедия Кольера

    Синяя борода - Рауль (Raoul, chevalier Barbe Bleue) герой франц. сказки, умертвивший шесть своих жен одну за другою за то, что они вопреки его запрету открывали в его отсутствии его тайный кабинет, служивший ареною убийств, при чем в ужасе они роняли золотой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Синяя Борода. Аудиоспектакль , Ольга Васильева , Шарль Перро , Сказочник – заслуженный артист России Алексей Кузнецов Синяя Борода – артист Андрей Ярославцев Мадлена – артистка Ирина Киреева Анна – артистка Ирина Автух Матушка – заслуженная артистка… Категория: Сказки Издатель: VOX , Купить за 149 руб аудиокнига
  • Синяя Борода (цифровая версия) (Цифровая версия) , Перро Шарль , Синяя Борода – наверное, самая страшная сказка Шарля Перро, ее волнующий сюжет до самого конца держит слушателя в напряжении. Странные запреты, женское любопытство, кровавые… Категория: Для детей и юношества Серия: Детям Издатель:

Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский


Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)

Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего.С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.


Неудача не остановила претендентку, три года подряд она являлась на приемные испытания и в итоге добилась желаемого: стала «казенной воспитанницей».
Вскоре выяснилось, что у девочки настоящие балетные ноги – с безупречной выворотностью, со стальным носком, сильные и пластичные. К тому же она была удивительно музыкальна. Она училась петь, и не модные песенки, а оперные арии, прекрасно играла на рояле. Единственной ее бедой в школе была сутулость – Легату, ее педагогу, приходилось перед турами подталкивать ее в спину, чтобы она выпрямилась и вертелась правильно.


Чекетти учил Преображенскую шлифовке танца, чеканному исполнению трудных пассажей. Потом она ездила в Милан к знаменитой преподавательнице Катарине Беретта, которая занималась с ней отдельно по несколько часов в день. Слабая девочка сама себя сделала «железной» (ее собственное словечко) артисткой.

Ее выпускной экзамен состоялся 25 марта 1889 года. К тому времени преподаватели уже оценили ее разностороннее дарование и постарались показать ее с лучшей стороны. Однако она, не имея покровителей, рисковала застрять в кордебалете. Выручил талант – понемногу ей стали давать сольные партии, сперва незначительные, потом все более заметные.


В первые, кордебалетные, годы на сцене ее способность к импровизации оставалась скрытой. Позднее она никогда не повторяла на бис свой танец в точности, всегда вносила в него что-то новое.

Преображенская была выпущена на год раньше Матильды Кшесинской, чья карьера сразу же пошла в гору благодаря ее связи с наследником престола. Поэтому Преображенская долгое время оставалась в тени Кшесинской и довольствовалась теми партиями, которые Кшесинскую не интересовали.


Преображенская была предана искусству настолько, что все в ее жизни было подчинено театру.
Принятая в Мариинский театр, Ольга оказалась в кордебалете, но долго там не задержалась: заменив заболевшую танцовщицу, успешно исполнила китайский танец в балете «Катарина, дочь разбойника», и сольные партии посыпались на нее одна за другой.
Но Преображенская готова была танцевать что угодно и сколько угодно, и она получила множество благодарностей «за экстренное и успешное исполнение ролей» в разных балетах. В 1892 году она дебютировала как балерина в балете «Калькабрино». Ее выступление в 1900 году в балете «Синяя борода» в роли Изоры окончательно утвердило положение танцовщицы.


Даже когда ее положение в труппе давало ей право на первые роли, она не отказывалась от менее значительных партий – могла станцевать в «Раймонде» подругу главной героини и венгерский танец. А вот роль Лизы в «Тщетной предосторожности», коронная комедийная роль балетного репертуара, досталась Преображенской чудом – по какому-то недосмотру Кшесинской, которая была единоличной хозяйкой этой роли. На первом выступлении Преображенскую ждала каверза – на сцене стояли клетки с живыми курами, кто-то оставил дверцы открытыми, и птицы выпорхнули на сцену во время танца балерины. Но она успешно довела танец до конца.

На этом пути естественным продолжением была роль Лизы в «Тщетной предосторожности» П.Гертеля. Однако спектаклем монопольно владела Кшесинская, и Ольга Иосифовна получила его лишь в 1906.


О.Преображенская в партии Изоры (балет "Синяя борода")

А вот роль Жизели не соответствовала характеру артистки, и партия Одетты-Одиллии тоже не удалась – не получилось контраста между строгой и светлой женственностью Одетты и торжествующим демонизмом Одиллии. Зато главные партии в «Щелкунчике» и «Спящей красавице» удачно совпали с ее индивидуальностью.
Вершиной творчества Преображенской стала партия Раймонды в одноименном балете Глазунова, впервые исполненная 21 сентября 1903 года. Критики восхищенно отмечали - здесь «музыка и танец взаимодействуют», а все вместе воспринимается как «очаровательная хореографическая мелодекламация».

Встреча с М.Фокиным обернулась шедевром: он поставил ей прелюд в «Шопениане», используя мягкое туше ее воздушного танца. По сути это был портрет балерины.


В экспериментах Михаила Фокина Преображенская сперва приняла участие, танцевала в «Шопениане» и в «Павильоне Армиды», но потом не захотела продолжать сотрудничество и высказалась в «Петербургской газете» против балетов «новейшего производства, где на первом плане не балерина и не солистки, а кордебалетные массы». Она и сама не соответствовала требованиям фокинской хореографии – он не любил импровизаторов…

В 1909 году исполнилось двадцать лет работы Преображенской в театре. Она получила звание заслуженной артистки, и дирекция предложила ей контракт гастролерши. Это ее устраивало – она отправилась танцевать в Дрезден, потом в Милан, где ее уже знали, а в 1912 году совершила длительную поездку по Южной Америке. Кроме того, она стала преподавать в школе «Петроградского частного балета».


В годы Первой мировой войны Преображенская организовала несколько поездок артистов на фронт. Революция ее сперва не испугала, как многих балетных артистов, и она продолжала танцевать в Мариинском театре до 1920 года. Одновременно она преподавала классический танец в хореографическом училище, в Школе русского балета А.Л. Волынского.


Преображенская в роли Вероники в фокинских "Египетских ночах" (1910г.)

В Мариинском театре балерине поручили класс пластики для оперных артистов (1917-1921). Она преподавала классический танец в «Петроградском частном балете» В.Москалевой, в «Школе русского балета» А.Волынского, в Петроградском театральном училище (1914-1917, 1919-1921). Но самая значительная часть ее педагогической биографии приходится на второй, зарубежный период жизни.

В 1922 году Преображенская уехала за границу. Она открыла в Париже балетную студию. Эта студия дала европейскому балету немало отличных танцовщиков и танцовщиц. Среди ее учеников были Тамара Туманова и Марго Фонтейн. Преображенская была прекрасным педагогом и как никто умела «ставить руки» у своих учениц.


Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.


Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.

(сайт "Мир словарей". О.И.Преображенская)

Она была настолько некрасива и плохо сложена, что критики недоумевали, как ее вообще приняли в Петербургское театральное училище|Ольга Преображенская

БАЛЕТ
Сценической чуши магический ток
Находит, как свист соловьиный,
И пробует волю твою на зубок
Холодный расчет балерины.

И весь этот пот, этот грим, этот клей,
Смущавшие вкус твой и чувства,
Уже завладели душою твоей.
Так что же такое искусство?
Арсений Тарковский

Ольга Иосифовна(Осиповна) Преображенская (1871-1962)

Родилась в Санкт-Петербурге в семье канцелярского служащего. С раннего детства всерьез увлеклась танцем. Тем не менее девочку долго не принимали в Петербургское театральное училище: внешность ее не была выигрышной, к тому же обнаружились изъяны в форме спины и ног.

Кроме того, она стала ведущим преподавателем миланской балетной школы, преподавала в Лондоне, Буэнос-Айресе, Берлине и считалась там одним из лучших в мире педагогов классического балета. Кроме того, она писала теоретические статьи о методике преподавания, которые до сих пор не потеряли своей ценности.

Она была маленького роста и вскакивала на стул, чтобы видеть всех в классе. Комбинации движений она показывала очень подробно, объясняла кучу маленьких деталей. И славилась щедростью: если видела способного ребенка, снижала плату, а то и вовсе не брала денег.

Преображенская оставила преподавательскую деятельность в 1960 году.
Очень нуждалась. Последние годы жизни Ольги Иосифовны прошли в больнице для престарелых. Похоронена в Париже.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх