Коммунальная услуга по обращению с тко. Новая система оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Организация обращения с твердыми коммунальными отходами

Вывоз и утилизация ТКО в ГК «Спецтранс» организованы по следующей схеме:

  • Прием заявки по телефону или через специальную форму на сайте.
  • Обработка запроса клиента, составление финансовой сметы и согласование периодичности рейсов.
  • Установка бункера 0,8-18 м3 на специально отведенной контейнерной площадке заказчика.
  • По мере заполнения емкости организуем подачу спецтранспорта к объекту. Заполненный бункер вывозим для опорожнения к месту переработки и захоронения отходов, на его место устанавливаем аналогичный пустой.
  • Предоставление необходимой отчетной документации.

Наши контейнеры для коммунальных отходов

Для эффективного сбора и транспортировки ТКО мы применяем бункеры-накопители следующего объема:

  • 0,8 куб.м. – бытовой контейнер для сбора ТКО, оснащенный откидной крышкой. Удобен для установки во дворах жилмассивов, на территории частного сектора, организаций и офисных помещений. Размер емкости 1200*750*1150.
  • 1,1 м3 – компактный евроконтейнер закрытого типа, широко используемый для размещения в общественных местах и на объектах ЖКХ. Вращающиеся колеса со стопорным механизмом, приспособления для захвата обеспечивают мобильность емкости, удобство перемещения к месту выгрузки. Габариты бака 1335*1430*1010.
  • Пресс-компактор 18 м3 – оборудование для сборки и уплотнения вывозимого мусора, позволяющее уменьшить затраты на транспортировку ТКО, за счет сокращения количества рейсов. Контейнер устанавливается преимущественно на объектах, чья деятельность влечет образование мусора в значительных объемах (гипермаркеты, оптовые рынки, складские помещения, крупные производственные объекты и пр.).

На этой неделе костомукшане получили новые квитанции от АО «ЕРЦ РК», и сразу в соцсетях пошли бурные обсуждения. Оно и понятно. Были серьезные ошибки в именах и фамилиях, количестве прописанных жильцов, где-то собственниками были указаны несовершеннолетние дети, кого-то не устраивали цифры.

В СМИ уже сообщали, что с 1 мая 2018 года в Карелии действует новый региональный оператор – ООО «Автоспецтранс». В его обязанности входит сбор, транспортировка, обезвреживание и утилизация твердых коммунальных отходов. В Костомукше раньше всем этим занималось ООО «МСА». Теперь компания продолжает оказывать услуги горожанам, но уже на субподряде у ООО «АктивПро» (Сегежа)), которое выиграло тендер на вывоз мусора в Сегеже, Костомукше и Муезерке.

АО «Единый расчетный центр Карелии» является агентом по начислению и сбору платы за вывоз мусора. В квитанциях эта услуга прописана: «Обращение с ТКО».

Горожане оборвали телефоны управляющих компаний, МСА. Вопросы были самые разные. Самый частый из них: что такое ТКО?

Заместитель генерального директора МСА Светлана Егорова разъясняет, что это твердые коммунальные отходы, это собственно тот мусор, который ежедневно в любой квартире формируется и накапливается в ходе деятельности человека. К тем же (коммунальным) отходам законодатели отнесли и отходы юрлиц и индивидуальных предпринимателей, схожие с обычным бытовым мусором.

Многих смутило, что с одного человека берется аж 538 рублей за метр кубический. Люди стали умножать её на количество проживающих, и суммы получались ошеломляющие! Однако, это неправильный расчёт.

Как нам пояснили в управляющих компаниях ЦМР и «Инкод» раньше услуга по вывозу мусора входила в строку «Содержание жилья» и составляла примерно 3 рубля за метр квадратный. Сумма для пятиэтажек и девятиэтажек отличалась на 10-15 копеек (дороже было для 5-этажек). С 1 мая костомукшане не оплачивали расходы, связанные с вывозом мусора.

Это можно проверить, если сравнить июньскую и, например, мартовскую квитанции.

Теперь с 1 мая эта услуга коммунальная и приходит отдельной квитанцией со строчкой «Обращение с ТКО». В июле она пришла с двойной суммой за май и июнь.

Согласно тарифам, утверждённым Госкомитетом по ценам и тарифам Карелии, плата населения за услуги по обращению с отходами с 1 мая составила:

– 93,89 рубля с человека в месяц для жителей многоквартирных домов,

– 84,83 рубля с человека в месяц для жителей индивидуальных домов.

В полученных квитанциях представлен, конечно, не совсем понятный для граждан расчет платы за мусор.

Например, 2,094 м3/чел – это годовой норматив накопления мусора на 1 человека, проживающего в многоквартирном доме. 538,03 – тариф за 1 м3 отходов.

Формула расчета тарифа следующая:

2,094 / 12 * 538,03 = 93,89 руб. в месяц на человека, проживающего в мкд.

На самом деле расчет довольно прост. Если у вас в квартире прописан 1 человек – плата в месяц за вывоз мусора будет составлять 93,89 р. Если двое (93,89 * 2) = 187,78 руб. в месяц. Если трое (93,89 * 3) = 281,67 руб. в месяц и так далее.

Аналогичный расчет по частному сектору, только для жителей частного сектора норматив установлен другой – 1,892 м3/чел, то есть, следую той же формуле, 84,83 рубля с человека. Данные нормативы утверждены Приказом Минстроя РК от 23 марта 2018 года № 81.

Если в квартире или доме никто официально не зарегистрирован, расчет ведется по числу собственников недвижимости. Напомним, раньше расчет оплаты производился исходя из площади квартиры. Если у вас есть студенты, или родственники, которые прописаны, но проживают в другом городе, то необходимо предоставить подтверждение.

Многим новый расчет услуги стал даже выгоднее. Например, когда большой метраж квартиры, а прописано не более двух. Также это может способствовать уменьшению «резиновых квартир». Большим плюсом является то, что если вы уезжаете из города сроком более чем на пять дней, можно сделать перерасчет, предоставив проездные билеты.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг утвержден разделом VIII Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 N 354 (ред. от 27 марта 2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

Большое количество ошибок в квитанциях не связано с тем, что специалисты управляющих компаний оправили неверные данные. Как сказали Сергей Кетов (Инкод) и Александра Федорова (МУП ЦМР), все тщательно проверялось, с их стороны никакой вины нет.

Исправить данные можно по телефону: 8 (814-31) 58-026 и 8921-627-56-53.

Правда, дозвониться пока проблематично, ведь люди звонят со всей Карелии, но возможно. Мы это проверили. Об этом пишут горожане в соцсетях. Можно получить подробную информацию, написав по адресу [email protected].

Не забыли и о льготниках

Для назначения компенсации за данную коммунальную услугу гражданам – получателям мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, проживающим в индивидуальных домах, необходимо обратиться в Центр социальной работы г. Костомукши. При себе иметь: паспорт и оплаченную квитанцию.

Платежка за коммунальные услуги скрывает в себе множество непонятных для простого человека обозначений. Мы продолжаем раскрывать для вас их значение, и теперь настала очередь узнать, что такое ТКО в квитанции за квартиру.

В 2017-2018 годах многие потребители впервые столкнулись в своих квитанциях на оплату с такой строкой, как «оплата обращения с ТКО». В 2019 году эта строка станет привычной для всех жильцов многоквартирных домов, ведь эту услугу Правительство РФ вывело из состава общедомовых нужд. Так что же скрывается за этой загадочной аббревиатурой?

Обращение с ТКО: что это в квитанции

Расшифровывается аббревиатура очень просто: «твердые коммунальные отходы». Именно это понятие с 2016 года фигурирует в Жилищном кодексе. По нормам , теперь обращение с ТКО является коммунальной услугой. И если раньше ее оплачивали централизованно управляющие организации или жилищно-эксплуатационные объединения, а собственники квартир просто платили за это в составе общедомовых нужд, то теперь ситуация изменилась. За вывоз мусора (а это именно такая услуга) должны поквартирно платить все жильцы, а в функции управляющей организации, как и раньше, входит заключение договора на ее осуществление.

Региональные операторы и разделение обязанностей

Каждый регион должен определить оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и установить единые тарифы на вывоз мусора и других отходов, а также их переработку. В свою очередь, управляющая организация должна заключить договор на вывоз мусора, а также:

  • содержать в чистоте контейнерные площадки;
  • оборудовать их и следить за правильностью размещения.

В свою очередь оператор обязан вывозить мусор на свалки согласно графику, а также:

  • сортировать отходы;
  • обрабатывать отходы;
  • обезвреживать и захоранивать их.

Весь этот цикл входит в плату, которую жильцы вносят по квитанции ЖКХ. Переходный период на новый порядок установлен до 01.01.2019. Поэтому в прошлом году жители регионов, где еще не был выбран региональный оператор, или домов, УО или ТСЖ которых еще не заключили соответствующий договор, могли платить за вывоз мусора по старым правилам и не встречать в своих документах строчку «обращение с ТКО». Но в 2019 году все изменится.

Как платить за ТКО по квитанции

Когда бытовые отходы входили в общедомовые нужды, плата за них не выделялась, а стоимость распределялась кратно площади квартиры или иного помещения в многоквартирном доме. Теперь, когда это отдельная коммунальная услуга, для нее предусмотрена отдельная строка. Норматив платы определяют в зависимости от количества проживающих людей. Тариф устанавливается на региональном уровне и зависит от различных факторов:

  • фактическое число и объем используемых контейнеров;
  • наличия условий и возможностей для сортировки и раздельного хранения (это даст возможность установить более низкий тариф, чем за несортированные отходы);
  • преобладание отходов, не подлежащих захоронению и сжиганию (мусор, который можно перерабатывать).

Норматив чиновники рассчитывают, исходя из среднестатистического «производства» мусора одним человеком. Возраст, состояние здоровья и социальное положение в этом случае роли не играют. Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами контролируется государством и муниципальной властью в части формирования тарифов и исполнения операторами услуги своих обязанностей. Поэтому в документе должен быть именно тот тариф, который утвержден в регионе.

С начала 2018 года в квитанциях жителей появилась новая строка: обращение с ТКО. Многих жителей эта аббревиатура заставила поломать голову — что это, для чего, откуда новые суммы? На деле все просто. Обращение с ТКО — новое название для «вывоза мусора».

Что относится к ТКО?

ТКО или твердые коммунальные отходы — по сути тот же бытовой мусор, который мы выбрасываем в мусорный контейнер. Что такое ТКО? Это: пищевые отходы, пластик, бумага, метал и прочее. Новое название появилось в 2016 году, когда появились первые официальные постановления, предполагающие не только вывоз мусора, но и его утилизацию, переработку, захоронение и т.д. Словом, градус ответственности за выброшенный жителями мусор повышался.

«Вывоз мусора» и «обращение с ТКО» — в чем разница?

Для жителей почти никакой. Основное различие состоит в организации, которая оказывает услугу. Раньше мусор достаточно было просто вывезти на полигон. Занималась этим управляющая компания или ЖКО. Этим организациям жильцы платили по единой квитанции. В списке услуг по домовым нуждам числился и мусор.

С начала 2018 года эти обязанности перешли к региональному оператору — компании, которая будет заниматься не только вывозом, но и утилизацией мусора в регионе. Это целый процесс: отсортировать, обработать, обезвредить и захоронить отходы. Собственно, за это мы и будем платить по квитанции. А так как теперь всем этим занимается отдельная крупная организация, то обращение с ТКО перенесли в разряд коммунальных услуг и сделали отдельной строкой в платежке.

Все официальные документы тоже уже готовы. В 2017 году утвердили правила обращения с ТКО () и внесли изменения в правила предоставления коммунальных услуг. Условия игры установлены, осталось только им грамотно следовать. К тому же, после выхода этих правил не остается сомнений в том, что новая система обращения с мусором прочно войдет в нашу жизнь.

До конца этого года каждый регионы выберут регионального оператора и установят тарифы на вывоз мусора.

Кто будет вывозить мусор?

Пока не выбран региональный оператор и власти региона не установили тарифы, вывозить мусор (ТКО) будет управляющая компания. Если эти два условия еще не выполнены в городе, то жители, скорее всего, не увидят в своей квитанции формулировку «обращение с ТКО». Как только они будут выполнены, мусоровозы будут приезжать от регоператора и новая комуслуга в платежке появится.

УК тоже будут участвовать в общем процессе. Они будут следить за тем, чтобы контейнерные площадки были исправные и чистые, а сами контейнеры всегда были целыми и стояли там, где и должны стоять. УК также проследят за тем, где расположен сам пункт вывоза мусора, не расположен ли слишком близко или слишком далеко от жилых домов.

Повысится ли плата за новую строчку в платежке?

Плата за обращение с ТКО будет будет зависеть от членов семьи, которые живут в квартире. Прописан ли человек на постоянной основе или же проживает там временно — не важно. На каждого живущего установят норматив- количество генерируемого мусора. Размер этого норматива будет зависеть от решения региональных властей.

Размер платы будет зависеть от нескольких факторов:

  • сортируется мусор или нет. Для тех, кто делит мусора на бумагу, стекло и метал, будет установлен отдельный, пониженный тариф. Так как региональному оператору придется делать меньше операций с мусором;
  • будут ли в регионе считать плату за обращение с ТКО исходя из общей площади квартиры. Такой вариант возможен и должен быть установлен исполнительными властями региона.

Зачем нужны изменения?

У многих жителей после прочтения этой статьи возникнет вопрос: а зачем переходить на новую систему? Ведь всем понятно, что стоимость новой коммунальной услуги будет выше, чем привычного «вывоза мусора».

Дело в том, что вывозить все бытовые отходы больше некуда. Полигоны и легальные свалки переполнены и все труднее становиться найти место, чтобы захоронить мусор. Поэтому все чаще отходы не довозят до полигона и оставляют содержимое машины в ближайшем овраге. Вот и новая свалка. Логично, что пора вставать на новые рельсы и делать ставку на утилизацию и переработку мусора. Именно эту цель преследуют последние изменения.

Есть и вторая причина. Она всем знакома — мусора вывозят не вовремя или не вывозят вообще. Люди жалуются, но проконтролировать работу мусоровозов сложно. Теперь за это будет отвечать конкретная организация.

В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.

Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.

Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:

Извлечение

Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]

Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами […] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора ;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]

Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.

С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).

В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.

Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.

Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.

На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:

Обработка ТКО;

Обезвреживание ТКО;

Захоронение ТКО;

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.

Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.

К СВЕДЕНИЮ

При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.

Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.

В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.

На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).

Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.

Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

С 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО ) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО будут являться операторы по обращению с ТКО , региональные операторы , осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.

На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.

Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!

Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]

Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.

Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх