Американская самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine. модификации и усовершенствования М10 GMC

М10 из 703-го батальона истребителей танков поддерживающего 3-б танковую дивизию возле St. Jean Daye, операция Кобра, 11 июля 1944, В тот день немецкая танковая дивизия Panzer Lehr контратаковала в этом секторе. На счету М10 в том бою 10 Пантер и Pz IV. Эта машина из роты "А" имеет номер А21 и название "Accident" ("Несчастный случай").

В начале 2МВ американская армия авральными темпами создала и приняла на вооружение два истребителя танков - М3 и М6. Однако эти машины плохо годилсь для борьбы с танками и являлись вынужденной временной мерой до появления своей полноценной замены. Этой заменой и должен был стать новый истребитель танков к разработке которого приступили в ноябре 1941. Проект предусматривал установку орудия на шасси среднего танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем. Уже в декабре 1941 этот проект был пересмотрен в пользу шасси очередной модификации танка Шерман - М4А2, с дизельным двигателем и сварным корпусом. Прототип назвали Т35. В январе 1942 изготовили деревянный макет, вслед за которым последовала сборка машины в металле. Корпус М4А2 подвергся некоторым изменениям - устранили курсовой пулемёт, толщину лобовой брони оставили преждней, а борта уменьшили до 1 дюйма; броню в районе трансмиссии дополнительно усилили накладкой из двух бронелистов сваренных под углом 90 градусов; 3-х дюймовая пушка стояла в круглой открытой башне адаптированной от прототипа тяжёлого танка Т1.

В разгар работ над Т35 Tank Destroyer Board выдвинул новые требования – низкий силуэт машины и наклонная броня надстройки корпуса.

Конструкторы представили 3 возможных варианта машины, из которых выбрали один и назвали - Т35Е1. Новый дизайн основывался на шасси М4А2, толщина брони уменьшилась, появились дополнитекльные наклолны у надстройки; вместо круглой башни утановили башню от М35.

В январе 1942 Танковое Отделение фирмы Фишер принадлежащей компании Крайслер (Fisher Tank Division of Chrysler) начали работу над двумя прототипами М35Е1. Весной 1942 обе машины были готовы. Испытания прототипов показали преимущество наклонной брони корпуса Т35Е1, а вот литая броня башни подверглась критике. Было принято решение сделать новый дизайн башни в виде 6-ти угольнока сваренного из катанных листов.

В мае 1942 прошли испытания, на основе которых Т35Е1 рекомендовали к производству после исправления ряда незначительных замчаний.

Уменьшиить броню ради большей скорости. Американская концепция истребителей танков считала хорошую бронезащиту менее полезной, чем скорость.
-Диференциал должна прикрывать броня не из трёх частей, а из одной.
-Сделать люк для помошника водителя.
-Реализовать возможность крепить дополнительную броню на башню, на лоб и борта корпуса
В июне 1942 Т35Е1 стандартизировали и направили в серийное производство, как "3inch Gun Motor Carriage M10".

Экипаж состоял из 5 человек:
-командир (справа в башне);
-наводчик (слева в башне);
-заряжающий (сзади в башне);
-водитель (слева впереди в корпусе);
-помошник водителя (справа впереди в корпусе).

Главное вооружение - 3-х дюймовое (76мм) орудие М7 в станке М5, скорострельность 15 выстрелов в минуту, боекомплект 54 выстрела:
-AP (armor piercing) – бронебойные;
-HE (high explosive) – фугасные;
-canister – картечь;
-дымовые.

Траверс пушки составлял 360 градусов, а элевация от -10 до +30. В задней части башни устанавливался зенитный пулемёт.50cal M2HB.

3 inch gun M7
3-х дюймовая пушка М7
размещение

Motor Carriage M10 и M10A1 на лафете М5

длина каморы (без нарезов) 23.15 дюйма
длина нарезной части 126.85 дюйма
длина каморы (до края снаряда) 21.5 дюйма
длина канала 128.5 дюйма
длина ствола 150 дюймов, 50 калибров
длина отката затвора 8.1 дюйма
длина от среза ствола до задней части затвора 158.10 дюйма, 52.7 калибра
дополнительная длина с дульным нет
общая длина 158.10 дюйма
диаметр канала 3 дюйма
объём каморы 205.585 куб. дюймов (APC M62), 203.5 куб. дюймов (HE M42A1)
вес ствола (без дульного тормоза) ?
вес всей пушки 1.990 фунтов
вес дульного тормоза Т10 83.4609961 кг
общий вес около 2 941.09293 кг
тип затвора полуавтоматический, вертикальный
нарезы 28 нарезов, правосторонние, 1 оборот/40 калибров
боеприпасы унитарные
запал ударного типа
вес всего боеприпаса
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 20.77 фунта
AP M79 Shot (AP-T) - 26.56 фунта
НЕ M42A1 Shell (HE) - 24.94 фунта
HC B1 M88 Shell, Smoke - 15.40 фунта
вес снаряда APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 27.24 фунта
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 9.40 фунта
AP M79 Shot (AP-T) - 15.00 фунта
НЕ M42A1 Shell (HE) - 12.87 фунта
HC B1 M88 Shell, Smoke - 7.38 фунта
наибольшее давление пороховых газов 38.000 фунтов на кв.дюйм
наибольшая скорострельность 15 выстрелов/мин
начальная скорость APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 2,600 футов/сек
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 3,400 футов/сек
AP M79 Shot (AP-T) - 2,600 футов/сек
НЕ M42A1 Shell (HE) - 2,800 футов/сек
HC B1 M88 Shell, Smoke - 900 футов/сек
дульная энергия снаряда APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 724 фт-тонн
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 753 фт-тонн
AP M79 Shot (AP-T) - 703 фт-тонн
НЕ M42A1 Shell (HE) - 699 фт-тонн
далность стрельбы APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - 16,100 ярдов
HVAP M93 Shot (APCR-T) - 13,100 ярдов
AP M79 Shot (AP-T) - 12,770 ярдов
НЕ M42A1 Shell (HE) - 14,780 ярдов
HC B1 M88 Shell, Smoke (при элевации 12 градусов) - 2000 ярдов
APC М62 Projectile (APC BC/HE-T) - бронебойный с бронебойным копачком, баллистическим колпачком, взрывным зарядом в донной части, трассирующий

HVAP M93 Shot (APCR-T) - подкалиберный, трассирующий

AP M79 Shot (AP-T) - бронебойный, трассирующий

НЕ M42A1 Shell (HE) - фугасный

HC B1 M88 Shell, Smoke (при элевации 12 градусов) - дымовой

номенклатура боеприпасов 3-х дюймового орудия M7
М10 GMC и М10А1 GMC
тип снаряда обозначение вес патрона, кг вес снаряда, кг тип ВВ вес ВВ, кг вес заряда,кг тип заряда
бронебойный с защитным и баллистическим наконечниками, трассирующий APC M62 Projectile (APC BC/HE-T)* 12.35 7.00 TNT 0,06 2.20 FNH** , M1
бронебойно-подкалиберный HVAP M93 Shot (APCR-T) 9.42 4.26 ? ? ? ?
бронебойный AP M79 Shot (AP-T) 12.04 6.8 - - 1.98 FNH, M1
осколочно-фугасный HE M42A1 Shell (HE) 11.29 5.83 TNT 0,39 2.20 FNH
дымовой HC B1 M88 Shell, Smoke 6.98 3.34 дымообразующий состав ? ? ?
* бронебойный выстрел APC M62 Projectile имел вариант без заряда ВВ в донной части, с весом снаряда 6.76 кг
** FNH - Flashness nonhygroscopic (беспламенный негигроскопичный)
бронепробиваемость 3-х дюймового орудия M7
М10 GMC и М10А1 GMC по гомогенной броне, под углом встречи 30 град. от вертикали
тип снаряда начальная скорость, м/с дальность, м
457.2 914.4 1371.6 1828.8
APC M62 Projectile (APC BC/HE-T) 792.48 93мм 88мм 82мм 75мм
HVAP M93 Shot (APCR-T) 1036.32 157мм 135мм 116мм 98мм
AP M79 Shot (AP-T) 792.48 109мм 92мм 76мм 64мм
HE M42A1 Shell (HE) 853.44 - - - -
HC B1 M88 Shell, Smoke 274.32 - - - -

Несмотря на сильное стремление американских военных поскорее наладить выпуск М10, возникли серьёзные трудности с дизайном гексагональной башни. Чтобы не откладывать начало серийного выпуска долгожданного истребителя танков, конструкторы взялись сделать временную 5-ти гранную башню, которую предполагалось производить до решения проблем с 6-ти гранной башней. Однако, когда трудности с проектом 6-ти гранной башни были решены, то 5-ти гранная уже была готова к производству. В итоге, от гексагональной башни отказались в пользу 5-ти гранной.

У этого противотанкового САУ имелся значительный недостаток - люки водителя и помощника водителя невозможно было открыть, когда орудие смотрело вперёд. Их открытию мешала маска пушки.

Помимо орудия 3-х дюймовой пушки М7 в САУ М10 были ещё - пулемёт M2, H.B., .50калибра установленный на башне, пистолет-пулеёт Томпсон cal. .45, M1928A1 - в башне, винтовка cal. .30, M1903 с насадкой М1 для стрельбы наствольными гранатами - впереди на левой стенке корпуса, карабины cal. .30 - в башне.

Боекомплект состоял из 54 выстрелов к 3-х дюймовому орудию. 6 боеготовых выстрелов хранились в двух укладках (по 3 в каждой) на задней стенке башни. Остальные 48 выстрелов хранились в контейнерах из фибры в четырёх укладках в спонсонах. По штату полагалось 90% бронебойных снарядов и 10% фугасных.

Кроме того в М10 имелось 300 патронов.50 калибра, в коробках по 50 патронов, на кронштейнах под основанием башни.

460 патронов.45 калибра. 440 патронов в магазинах по 20 патронов на правой стенке башни и 20 патронов в магазине на орудии.

60 патронов.30 калибра к винтовке - на стенке правого спонсона, возле помощника водителя.

Патроны.30 калибра к карабину носились экипажем на себе.

В двух ящиках на правой стенке башни, сразу перед патронами.45 калибра, хранились 12 ручных гранат.

10 противотанковых наствольных гранат к винтовке, под основанием башни.

Выпуск М10 осуществлял Fisher Tank Division, но чтобы ускорить производство в нужном количестве подключили ещё фирму Ford. В то время Форд собирал танки М4А3, поэтому М10 быстро адаптировали под шасси этого танка и назвали М10А1. Ford производил М10А1 с октября по сентябрь 1943, потом выпуск М10 и М10А1 полностью перешёл к Fisher Tank Division.

Fisher Tank Division с сентябра по декабрь 1942 выпустил 4.993 М10 и с сентября по ноябрь 1943 – 675 М10А1.
Ford с октября 1942 по сентябрь 1943 выпустил 1.038 М10А1.

300 M10A1 GMC в апреле-июле 1944 были конвертированы в М36 путём замены башни с орудием.

2143 М10 и М10А1 Америка поставила по ленд-лизу своим союзникам. Англия получила – 1548 машин, СССР – 52, Франция – 443.

На вооружении армии США М10 и М10А1 простояли до начала 1950-х.

модификации и усовершенствования М10 GMC

В ходе выпуска М10 было внесено очень небольшое количество изменений в конструкцию.

Первоначально М10 оснащался прицелом только для прямого огня. Позднее добавился прицел для стрельбы с закрытых позиций. Это был удачный шаг и М10 потом очень активно оказывал артиллерийскую поддержку.

Механизм ручного траверса башни М10 вызывал некоторые нарекания и конструкторы разработали его усовершенствование. Однако, снятие М10 с производства не позволило внедрить уже готовый проект.

Открытый верх башни М10 и М10А1 являлся серьёзным недостатком конструкции башни, который так и не был исправлен на заводах. Экипажи несли неоправданные потери от вражеских снайперов, миномётов, артобстрелов и авиации. Впочем, абсолютное господство в воздухе союзных самолётов, сильно уменьшало угрозу вражеских ударов с воздуха. Вовлечённость М10 в городские бои лишний раз подтвердила нужду в бронированной крыше башни. Конструктивный недостаток пришлось исправлять кустарным способом в полевых ремонтных мастерских. Открытый верх башни заваривался полностью или частично – единого проекта не существовало и в этом вопросе наблюдалось большое многообразие.

М10А1

С октября 1942 по декабрь 1942 Ford выпускал модификацию М10А1 - 1413 САУ. Эта модификация была разработана специально для шасси танка М4А3, производившегося Фордом.

Основное отличие от М10 заключалось в двигателе: на М10 стоял сдвоенный 12-цилиндровый дизель GM 6046, а на М10А1 – бензиновый 8-цилиндровый двигатель Ford GAA. Внешне М10А1 имел немного больший размер решётки над моторным отделением.

М10 весил 33 тонны, а М10А1 32 тонны.

Full-Track Prime Mover M35

Часть М10А1 конвертировали в тягачи для артиллерийских орудий калибром 155мм и 240мм. С линейных М10А1 демонтировали башни, установили воздушные компрессоры и буксировочные приспособления. Экипаж М35 достиг 6 чнеловек, а вес машины 55.000 фунтов.

модификации башни

Расбалансировка башни была серьёзной проблемой первых М10. Чтобы компенсировать вес орудия конструкторы поместили сзади башни зенитный пулемёт и фрагменты гусеницы, но проблема осталась. Пришлось прикрепить к задней стенке башни два противовеса общим весом 3600 фунтов (1600 кг). Эту меру нельзя назвать очень удачной потому, что М10 был вынужден возить абсолютно бесполезный груз, единственной целью которого было уравновесить несовершенную конструкцию башни. Противовесы претерпели 4 модификации, отразившиеся на их форме. Впрочем, в результате последнй модификации даже увеличилось полезное пространство в задней части башни.

боевое применение

В начале 1943 М10 начали поступать в батальоны истребителей танков в Северной Африке. Первый боевой опыт М10 получили в марте 1943 в составе 2-го Армейского корпуса воевавшего в тунисе. В Африке М10 заменяли несостоявшихся истребителей танков М3 на базе полугусеничников.

Затем, М10 воевали на Сицилии и в Италии. Учитывая условия горной местности накануне предлагалось даже отказаться от участия М10 в операции из-за открытой башни. Серьёзные испытания ждали М10 в Нормандии. По той причине, что М10 и М10А1 имели более-менее протвотанковые 76мм пушки их активно привлекали для борьбы с немецкими танками. Быстро выяснилось, что М10 не может успешно бороться с немецкими Пантерами, Тиграми и тем более с Королевскими Тиграми. Часть М10 и М10А1 по ленд-лизу отправили англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76мм пушки и поставили свою отличную 17-фунтовую. Английская модификация М10 и М10А1 называлась соответственно Ахиллес IC и АхиллесII. Свою долю М10 получили и французы под командованием генерала Де Голя. По причине открытой башни и слабой бронебойности пушки после прорыва Союзников из Нормандии эти истребители танков активно использовали для огнеовй поддержки с закрытых позиций. Этому способствовало то, что с осени 1944 Союзная артиллерия испытывали острый недостаток в снарядах, особенно это касалось тяжёлых орудий. Уменьшение выпуска тяжёлых артиллерийских снарядов началось ещё осенью 1943 и только к весне 1944 этот вредный перегиб в военной экономике удалось исправить. А до того времени истребители танков интенсивно коменсировали слабость артиллерии. Однако немецкое натсупление в Арденах в декабре 1944 снова вернуло М10 и М10А1 на передовую для борьбы с танками. Во время "the Battle For Bulge", как американцы называют Арденское сражение, М10 показали себя довольно неплохо. Батальоны истребителей танков оказались в 5-6 раз результативней, чем буксируемые пушки. Для сравнения, 3-х дюймовая ПТ пушка в обороне достигала успеха лишь в двух боях из девяти. В то же время М10 имея аналогичную 3-х дюймовую пушку насчитывал соотношение побед и потерь в лучшем случае - 1:1,9 в свою пользу, но действуя без пехотного сопровождения. Зато когда М10 усиливал оборону пехоты, то соотношение потерь и побед резко менялось - 1:6 в пользу М10. В боях с немецкими танками подразделения М10 побеждали в 14 случаях из 16. такие хорошие результаты объясняются тем, что М10 применялись главным образом в обороне. Заодно буксируемые ПТ пушки окончательно продемонстрировали насколько сильно они уступают самоходным орудиям. В одном отчёте 1-ой Армии говорится, что потери батальона истребителей танков составили 119 единиц, из которых 86 оказались буксируемыми пушками. Какие бы недостатки ни имел М10, однако он был намного предпочтительней буксируемых ПТ пушек. В американской армии начался активный переход противотанковых батальонов с буксируемых орудий на самохдные.

В биографии М10 есть интересный эпизод. Немецкое командование планировало использовать в Арденской операции 150-ю танковую бригаду известного немецкого диверсанта Отто Скорцени, входившую в оперативную группу Пайпер. В этой бригаде предполагалось сформировать группу с личным составом, владеющим английски языком, переодеть в форму Союзников, оснастить трофейным оружием и техникой. Бригада Скорцени должна была совершив диверсионный рейд по тылам союзников захватить мост через реку Маас. Найти нужное количество трофейной техники немцы не смогли, поэтому им пришлось замаскировать 10 своих танков Pz V Ausf. G под американские истребители танков М10. Пантеры старательно обшили листовым железом, чтобы придать им сходство с М10. Копирвание М10 достигалось в мельчайших деталях, даже командирские башенки были сняты. Впрочем шахматное расположение опрных катков и дульных тормоз демаскировали Pz V. Машины покрасили в оливковый цвет (olive drab).

Людей владеющих английским тоже почти не нашлось. Доходило до смешного, например, моряк бывавший в иностранных портах и знавший несколько английских слов (страшно подумать каких) был засчитан, как знаток английского. Впрочем абсолютное большинство солдат в плане владения английским не дотягивало даже до уровня этого морячка. В принципе, интересная идея диверсионного рейда была совершенно бездарно организована и проведена. 21 декабря 1941 диверсионная колонна, во главе которой находились «владеющие английским» немцы и 4 эрзатц-М10 остановилась у американского поста возле городка Малмеди (Malmedy). Американцы из роты «К» 120-ой пехотной дивизии разгадали немецкий трюк и рядовой Френсис Карри выстрелил из Базуки в головного самозванца-М10. В ходе вспыхнувшего боя один псевдо-М10 был подбит, другой повреждён, а остальные были оставлены экипажами. Подоспевшие американские танки окончательно внесли ясность, в то, что операция Скорцени провалилась.

TM 9-1901

Самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine имела сокращенное обозначение GMC (3-in. Gun Motor Carriage) M10 и относилась к классу истребителей танков. В американской армии данная самоходка получила свое неофициальное прозвище Wolverine (англ. росомаха), которое было позаимствовано у британских союзников, данная ПТ-САУ поставлялась в Великобританию по ленд-лизу. САУ М-10, как и многие самоходки Второй мировой, была создана на шасси среднего танка, в данном конкретном случае «Шермана» M4A2 (модификация M10A1 – на базе танка M4A3). Всего с сентября 1942 по декабрь 1943 года американская промышленность произвела 6706 данных противотанковых самоходок.

В отличие от немецких и советских самоходок периода Второй мировой войны, в американских САУ орудие устанавливалось не в бронерубке, а во вращающейся башне, как и на танках. Для вооружения САУ М-10 использовалась 3-х дюймовая (76,2 мм) пушка М7, которая размещалась в открытой сверху башне. На корме ее монтировался специальный противовес, который придавал башне характерный и легко опознаваемый силуэт. Для борьбы с бронированными целями использовался калиберный бронебойный снаряд без баллистического наконечника M79. Данный снаряд на дистанции в 1000 ярдов (900 м) при угле встречи 30° относительно нормали пробивал 76 мм брони. Полный боекомплект САУ состоял из 54 снарядов. Для самообороны и отражения воздушных атак самоходка оснащалась 12,7-мм пулемётом М2 «Браунинг», который устанавливался на корме башни. Боекомплект пулемета состоял из 300 патронов, помимо этого экипаж имел для самообороны и личное .


создания

К началу Второй мировой войны американская армия авральными темпами вела работы по созданию и принятию на вооружение 2-х истребителей танков – М3 и М6. При этом обе машины являлись лишь вынужденной временной мерой и плохо подходили для борьбы с танками. Армия нуждалась в полноценной САУ – истребителе танков. К разработке такой машины в США приступили в ноябре 1941 года. Проектом предусматривалась установка орудия на базу танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем, но уже в декабре 1941 данный проект был пересмотрен в пользу очередной модификации танка «Шерман» М4А2, которая отличалась от предыдущей версии сварным корпусом и дизельным двигателем.

Прототип САУ получил название Т35. В январе 1942 года был изготовлен деревянный макет, вслед за этим последовала сборка первых ПТ-САУ в металле. При этом корпус танка М4А2 подвергся ряду изменений – машина лишилась курсового пулемета, толщина лобовой брони осталась прежней, а с бортов она была уменьшена до 1 дюйма. Бронирование в районе трансмиссии было дополнительно усилено накладками из 2-х бронелистов, которые сваривались под углом 90 градусов. 76,2-мм орудие устанавливалось в круглой открытой башне, которая была позаимствована у прототипа тяжелого танка Т1.

В разгар работ над Т35 военные выдвинули новые требования – наклонная броня надстройки корпуса и низкий силуэт машины. Конструкторы представили 3 различных варианта САУ, из которых был выбран один получивший индекс Т35Е1. Новый вариант машины основывался на шасси танка М4А2, толщина брони уменьшилась, появились дополнительные наклоны у надстройки; вместо круглой башни установили башню от М35. В январе 1942 года Танковое Отделение фирмы Фишер, принадлежащее концерну Крайслер приступило к работе над двумя прототипами T35Е1. Обе машины были готовы к весне 1942 года. Их испытания доказали преимущество наклонной брони корпуса, а вот литая башня САУ вызвала нарекания военных. В связи с этим было принято решение о разработке новой башни, которая была сделана в форме шестигранника, сваренного из катаных бронелистов.


Испытания САУ Т35Е1 завершились в мае 1942 года. Машина была рекомендована к производству после устранения ряда незначительных замечаний к конструкции.

Военные потребовали уменьшить бронирование, ради большей скорости. Американская концепция ПТ-САУ предполагала, что скорость более полезна, чем хорошая бронезащита.
- Сделать люк для размещения механика-водителя.
- Дифференциал должен прикрываться броней не из 3-х частей, а из одной.
- Должна быть реализована возможность установки дополнительной брони на лоб и борта корпуса, а также башню.

Стандартизированная и улучшенная ПТ-САУ Т35Е1 в июне 1942 года была отправлена в производство под обозначением М10. Экипаж машины состоял из 5 человек: командир САУ (располагался справа в башне), наводчик (в башне слева), заряжающий (в башне сзади), механик-водитель (в передней части корпуса слева) и помощник механика-водителя (в передней части корпуса справа). Несмотря на стремление военных как можно скорее наладить выпуск М10 у них возникли серьезные трудности с дизайном гексагональной башни. Для того чтобы не откладывать выпуск была сделана временная пятигранная башня, которая и пошла в серию. В итоге все истребители танков М10 выпускались именно с ней, а от шестигранной башни решено было отказаться. Стоит также отметить один недостаток, которым обладали САУ М10 Wolverine. Люки механика-водителя и его помощника, невозможно было открыть в тот момент, когда орудие было направлено вперед, открытию люков мешала маска пушки.

Основным оружием САУ была 3-х дюймовая 76,2-мм пушка М7, которая обладала хорошей скорострельностью – 15 выстрелов в минуту. Углы наводки в вертикальной плоскости составляли от -10 до +30 градусов, в горизонтальной – 360 градусов. Боекомплект ПТ-САУ состоял из 54 выстрелов. 6 боеготовых выстрелов размешались в двух укладках (по 3 в каждой) на задней стенке башни. Остальные 48 выстрелов находились в специальных контейнерах из фибры в 4-х укладках в спонсонах. По штату боекомплект должен был состоять из 90% бронебойных снарядов и 10% фугасных. Также в него могли входить дымовые снаряды и картечь.


Боевое применение

САУ M10 выпускалась с 1942 по конец 1943 года и, прежде всего, поступала на вооружение танко-истребительных батальонов (по 54 САУ в каждом). Американская доктрина ведения боевых действий предполагала применение истребителей танков для уничтожения вражеских танков, тогда как собственные танки предполагалось использовать для поддержки в бою пехотных подразделений. М10 Wolverine стала самой массовой противотанковой САУ американской армии во время Второй мировой войны. Боевой дебют ПТ-САУ произошел в Северной Африке и был довольно успешным, так как ее трехдюймовая пушка могла без особых проблем с дальних дистанций поражать большинство немецких танков, действующих на этом театре боевых действий. При этом тихоходное и тяжелое шасси не соответствовало принятой в США доктрине, согласно которой в роли истребителей танков должны были использоваться более быстрые и легкие самоходки. Поэтому уже в начале 1944 года в частях ПТ-САУ M10 стали заменяться более легкобронированными и быстроходными САУ M18 Hellcat.

Серьезные испытания выпали на долю САУ M10 во время высадки в Нормандии и последующих за этим боев. По той причине, что М10 обладала более-менее противотанковой 76,2-мм пушкой, их активно привлекали для борьбы с немецкими танками. Достаточно быстро удалось выяснить, что М10 не может успешно бороться с новыми немецкими танками «Пантера», «Тигр» и тем более с Королевскими Тиграми. Часть данных самоходок по ленд-лизу была передана англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76-мм пушки и заменили ее на свою 17-фунтовую пушку. Английская модификация М10 получила название Ахиллес I и Ахиллес II. Осенью 1944 года эти установки начали заменяться на более совершенные ПТ-САУ M36 Jackson. При этом остающиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны.

Около 54 данных самоходок было отправлено в СССР по ленд-лизу, но об их использовании в Красной армии ничего не известно. Также данные машины получали и боевые части армии «Свободной Франции». Одна из таких машин с названием «Сирокко», находившаяся под управлением французских моряков, прославилась тем, что подбила «Пантеру» на площади Согласия в Париже в последние дни парижского восстания.


Опыт боевого применения показал, что открытая сверху башня самоходки M10 делает машину очень уязвимой к артиллерийскому и миномётному огню, а также к атакам пехоты, особенно во время ведения боя в лесу и городских условиях. Так даже самая обычная ручная граната могла бы достаточно легко вывести из строя экипаж самоходки. Бронирование самоходки также вызывало нарекания, так как не могло противостоять немецким противотанковым пушкам. Но самым большим недостатком была очень низкая скорость поворота башни. Данный процесс не был механизирован и производился вручную. Для того чтобы сделать полный оборот требовалось не менее 2 минут времени. Также вопреки принятой доктрине американские ПТ-САУ израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, чем бронебойных. Чаще всего самоходки выполняли на поле боя роль танков, хотя на бумаге должны были их поддерживать.

Наилучшим образом М10 Wolverine показали себя в оборонительных боях, где они значительно превосходили буксируемые противотанковые орудия. Успешно использовались они и во время Арденской операции. Батальоны, вооруженные ПТ-САУ М10, оказались в 5-6 раз эффективнее подразделений, вооруженных буксируемыми противотанковыми пушками того же калибра. В тех случаях, когда М10 усиливали оборону пехотных частей, соотношение потерь и побед составляло 1:6 в пользу ПТ-САУ. Именно в боях в Арденнах самоходки несмотря на все их недостатки продемонстрировали насколько они превосходят буксируемую артиллерию, с этого момента в американской армии начался активный процесс перевооружения противотанковых батальонов на самоходные орудия.

Тактико-технические характеристики: M10 Wolverine
Масса: 29,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,828 м., ширина 3,05 м., высота 2,896 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 19 до 57 мм.
Вооружение: 76,2-мм нарезная пушка M7
Боекомплект: 54 снаряда
Двигатель: двухрядный 12 цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения мощностью 375 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 48 км/час
Запас хода: по шоссе – 320 км.

3-in. Gun Motor Carriage M10 - самоходная артиллерийская установка (САУ)
GMC M10 или TD (Tank Destroyer - "истребитель танков")
3-in. SP, Wolverine (Вулверин - росомаха).

Самоходная установка выпускалась с 1942 года и поступала прежде всего на вооружение танко-истребительных батальонов (по 54 самоходные установки в каждом). Она была создана на базе среднего танка М4А2 . При этом ходовая часть и силовая установка остались неизменными, а корпус и башня спроектированы заново. Хотя толщина ходовой и бортовой брони осталась практически неизменной по сравнению с базовым шасси, листы брони расположены под углом к вертикали, что повысило их снарядостойкость.

Наклонными выполнены боковые поверхности открытой сверху башни, в которой устанавливалось вооружение самоходной установки - прикрытая броневой маской 76,2-мм пушка М7 с начальной скоростью бронебойного снаряда 792 м/с и зенитный 12,7-мм пулемет. Установленные в башне прицелы позволяли вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Скорострельность пушки составляла 76 выстрелов в минуту. На машине монтировались радиостанция и танковое переговорное устройство. Кроме модификации М4А2, для производства самоходных установок "Вульверин" использовалось и шасси танка М4А3. Установки на шасси М4А3 имели обозначения М10А1 и отличались от М10 лишь несколько меньшим весом (28,6 т вместо 29,3 т у М10). Промышленностью в США было выпущено в годы второй мировой войны около 6700 установок М10 и М10А1.

Вслед за удачной установкой на шасси среднего танка 105-мм гаубицы в апреле 1942 г. возникла идея разместить на том же шасси пушку с высокой начальной скоростью снаряда с целью получить САУ для танко-истребительного командования. В машине, получившей обозначение Т35, использовались ранний вариант шасси М4А2, выпускавшегося в то время, открытая сверху башня с небольшим склонением орудия, переделанная из башни тяжелого танка Т1, 76-мм пушка.

Однако комиссия Танко-истребительного командования потребовала уменьшить силуэт машины и установить листы корпуса под большими углами наклона. Усовершенствованный вариант Т35Е1 на шасси М4А2 получил более толстую броню, а коническую башню заменили сварной пятигранной. Машина, принятая на вооружение в июне 1942 г., получила обозначение самоходная пушка М10.

Выпускалась также модификация на шасси М4А3, получившая обозначение самоходная пушка М10А1. Большинство из них осталось в Америке и использовалось для обучения или переделки в бронетягачи М35. Остальные поставлялись по ленд-лизу в Великобританию.

"Гранд Блэнк Арсенал" с сентября 1942 г. по декабрь 1943 г. построил 4993 М10. Фирма "Форд" с октября 1942 г. по сентябрь 1943 г. выпустила 1038 М10А1, а "Гранд Блэнк" в сентябре-ноябре 1943 г. - 675 М10А1. Однако 300 машин последней партии оснащались новой башней, аналогичной САУ М36 (Т71). Гусеничный бронированный тягач М35. Это была машина М10А1 со снятой башней и установленными компрессором и пневматическими шлангами, предназначенная для буксирования 155-мм и 240-мм артиллерийских орудий. Экипаж (с расчетом) - 6 человек, масса - 55 000 фунт.


Самоходная артиллерийская установка M10 "Вульверин" на Британской службе:

Многие САУ М10 и М10А1 поставили в 1944 г. в Великобританию, где они получили обозначение 3-дюймовая самоходная установка "Вулверайн" ("росомаха"). Они нашли боевое применение в британских частях в Италии и Франции. На большинстве из них с конца 1944 г. 3" пушки заменяли британскими 17-фунтовыми (76-мм) орудиями, имевшими большую бронепробиваемость, нежели 3" М10. В этом новом варианте машина обозначалась как 17-фунтовая самоходная установка "Ахиллес" Мk IС.

Переделанная таким же образом САУ М10А1 обозначалась "Ахиллес" Мk IIC. При такой переделке сохранялась оригинальная маска пушки. САУ "Ахиллес", впервые введенные в дело в небольшом количестве в составе 21 -ой Армейской группы в начале 1945 г., использовались британской армией и после войны. Это была наиболее удачная модификация.Машины, не прошедшие модернизацию, сняв башни, превращались в артиллерийские тягачи, одна из них испытывалась в качестве самоходного плужного минного трала.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

6080 мм

ширина

3080 мм

высота

2650 мм

Экипаж

5 человек

Вооружение

1 х 76,2-мм пушка М7 1 х 12,7-мм пулемет

Боекомплект 54 снаряда 350 патронов
Бронирование:
лоб корпуса

В данной статье мы рассмотрим одну из самых интересных и наиболее эффективных ПТ-САУ 5-го уровня американской ветки противотанковых машин – «М10». Эта самоходка была самой массовой из произведенных для нужд армии США, а сами американцы называли ее «Росомаха» (англ. Wolverine), переняв это наименование у британцев, коим эта ПТ-САУ досталась по ленд-лизу. Всего было произведено более шести тысяч этих ПТ-САУ, а переоборудованную 17-ти фунтовым орудием «М10» по прозвищу «Ахиллес» успешно использовали британцы (как и оборудованный этим же орудием «Шерман»). В общем, эта ПТ-САУ заслуживает самого пристального внимания, тем более что после нее мы получим одну из самых лучших ПТ-САУ в игре – «М36 Slugger».

Рисунок 1. M10 Wolverine

Немного истории

В преддверии Второй Мировой войны роль танковых войск плохо осознавалась почти всеми основными странами-участниками. Могучие бронетанковые войска Франции были растянуты вдоль линии Мажино и не имели централизованного танкового управления, а танковые подразделения находились под управлением пехотных и кавалерийских генералов. В СССР дело обстояло несколько лучше, но единой танковой доктрине суждено будет появиться уже ближе к периоду после Сталинградской битвы, и достигнуто это революционное решение было ценой неимоверных потерь и жестоких уроков, полученных от мастеров танковых прорывов – немцев. Сами немцы, вплоть до захвата Франции, отшлифовывали и дорабатывали тактику танковой молниеносной войны, основным идеологом и автором которой, являлся относительно молодой, нестандартно мысливший и амбициозный генерал Гейнц Гудериан. Впрочем, ему пришлось столкнуться с жутким консерватизмом влиятельных пехотных, артиллерийских и кавалерийских генералов, пока ему (при поддержке ряда здравомыслящих генералов, не боящихся перемен, например, Манштейна) не удалось в умах немецкого генералитета сделать революцию и убедить их в целесообразности и эффективности танковых войск, как отдельной военной силы.

Рисунок 2. М10 в боях в Нормандии

В США ситуация была схожая с британской – обе стороны считали что сил флота, авиации, артиллерии и пехоты хватит чтобы сдержать любую германскую угрозу, но война внесла свои коррективы. Рассмотрев результаты успешных танковых прорывов немцев на территории СССР, Франции и Польши, американцы пришли к выводу, что без современных танковых войск и противотанковых средств, современная война, будь то наступательные или оборонительные операции, просто невозможна. В тоже время, риск потерять инициативу, не имея адекватных средств защиты от танковых ударов, в виде мобильных противотанковых средств, достаточно велик и не может быть проигнорирован. Поэтому была принята идея генерала Макнейра о создании и использовании специализированных средств мобильной противотанковой обороны в комбинации со стандартными средствами. Доктрина была удобной, так как никому не мешала, сохраняя привычный порядок действий тактического и снабженческого характера, кроме того она не затрагивала личные амбиции генералов (которые боялись потерять влияние, отдавая танковые подразделения под отдельное управление) и поэтому была успешно принята.

По сути, американцы приняли зеркальную манеру действий немцев – в ответ на немецкий наступательный блицкриг, они ответили американской доктриной мобильной противотанковой обороны. Грубо говоря, американцам требовались мобильные противотанковые группы, которые будут способны быстро и эффективно заделывать дыры в обороне, которые могли проделать танковые клинья немцев. Поэтому американцам нужны были хорошо вооруженные и маневренные истребители танков, способные как сдержать натиск противника, так и поддержать союзные войска в атаке, обеспечивая прикрытие как пехоте, так и союзным танкам.

Со свойственным американцам масштабом, работы по созданию требуемого истребителя танков начались полным ходом по ряду направлений, а именно на шасси легких и средних танков, на колесном и полугусеничном шасси тягачей и бронетранспортеров. Вариант с шасси на колесном и полугусеничном ходу был наиболее рентабельным, но не позволял создать ПТ-САУ с достаточным бронированием и установить эффективное орудие, поэтому предпочтение было отдано к танковым шасси легких и средних танков. После ряда экспериментов с использованием различных шасси и орудий, был разработан проект Т35, который после ряда модификаций получил обозначение Т35Е1 и под обозначением М10 был стандартизирован в июне 1942 года. В сентябре 1942 года началось производство этой ПТ-САУ на «Fisher Tank Arsenal». В ходе производства САУ дорабатывали, сначала сделав акцент на ходовой танка М4А3, затем выполняя доработку башни, которая заедала при повороте, если танк находился не на горизонтальной поверхности, а иногда могла и опрокинуть самоходку. Эта проблема инициировала ряд шагов по модернизации башни и ходовой, для создания противовесов. Позже был принят еще ряд малых доработок по установке походных фиксаторов орудия и башни, переносу маховика механизма поворота башни, установки новых типов сидений экипажа и оснащении самоходки оборудованием для ведения непрямого артиллерийского огня. Дебют самоходки состоялся в Северной Африке и был весьма успешным – «Росомаха» успешно поражала с большой дистанции почти все виды немецких танков на то время, за исключением немногочисленных «Пантер» и «Тигров». В результате чего началось ее активное производство, и уже в 1943 году было выпущено более 5-ти тысяч экземпляров этой самоходки. Однако время не стояло на месте и при высадке в Нормандии «Росомахи» уже не были столь эффективны, так как немецкие танковые войска были модернизированы и были насыщены основными боевыми танками «Пантера» (лобовую броню которых «Wolverine» не могла пробить еще в Африке, но из-за малочисленности «Пантер» этот факт не был принят во внимание). Кроме того были модернизированы многочисленные средние танки Pz-IV, а парк бронетехники был усилен самоходками Stug, JagPanzer-IV и даже могучими Ferdinand, лобовая броня которых не особо боялась 76-мм пушки «М10». Это послужило посылом для замены М10 на более совершенную, лучше бронированную и лучше вооруженную (орудие 90-мм) ПТ-САУ М36 «Slugger» (или Jackson). Впрочем, это не помешало американцам использовать ее до конца войны (как СССР использовали морально устаревшие Т-34), а также использовать как танк поддержки, хотя открытая башня и назначение ПТ-САУ в корне этому противоречило. Всего американцами было выпущено около семи тысяч этой ПТ-САУ.

Дерево исследований

Первым делом, как и для почти любой бронетехники в игре, необходимо исследовать ходовую М10Т42. Новая ходовая позволит нам устанавливать тяжелые модули вроде противоосколочного подбоя и установить топовую башню, с лучшей фронтальной защищенностью и небольшим приростом прочности. После установки ходовой следует исследовать и установить первый доступный двигатель – Wright Continental R975C1. Всего на него нам потребуется всего 900 единиц опыта, но прирост в скорости и маневренности будет заметным.

Если вы терпеливо прокачивали Т40, то у вас уже должна быть исследована противотанковая разновидность 76-мм орудия М1А1. Это орудие хорошо себя зарекомендовало еще в боях на Т40 и М4 Sherman и успешно справляется с целями до 6-7-го уровня. Тем не менее, мы почти не пробиваем в лоб КВ-3, ИС, а VK3601H, VK3002DB, Pantera, Tiger и T29 пробиваются в лоб с трудом и чаще всего только в уязвимые места. Но все дело в том, что нам часто приходится сталкиваться с танками 8-го уровня, которые мы в лоб даже в уязвимые места пробиваем с горем пополам. В таких ситуациях наиболее подходит 105-мм штурмовое орудие с незамысловатым названием -105-mm ATSPHM4L23. Но с этим орудием тяжело обращаться на больших дистанциях из-за высокой вероятности промаха, а также из-за низкой скорости полета снаряда охота за ЛТ становится настоящей лотереей. Зато работать по «Львам», Т32 и «Kingtiger» можно уверенно, но соблюдая осторожность, ведь мы им снимаем максимум 15%, а нас они могут легко уничтожить всего одним успешным попаданием. В любом случае, даже снимая по 7-15%, мы можем каждый бой собирать по полтысячи опыта и по 12-15 тысяч «серебра», даже без премиум-аккаунта. Что говорит о том, что у этого орудия самая высокая окупаемость, так как каждое попадание по противнику почти всегда наносит урон. Вы можете наносить урон там, где бессильно даже М1А2 и всегда оставаться в плюсах.

Рисунок 3. Наиболее эффективные орудия М10

76-mm AT Gun М1А2 – это более совершенный вариант орудия М1А1, отличающийся большей скорострельностью и точностью. Благодаря этому, танк или ПТ-САУ вооруженные этим орудием, могут уверенно разбирать легких французов 5-7 уровней, несмотря на их «барабаны». Это орудие делает «Росомаху» более универсальной, так как со средними и легкими танками вы сможете воевать более уверенно и уничтожать их быстрее, чем со 105-мм орудием. Стоит учесть тот факт, что после «фугасницы» будет достаточно сложно перестроиться, но если вы хотите доминировать в боях, когда вы выше середины таблицы, использование 76-mm AT Gun M1A2 будет разумным шагом. После установки этого орудия вам нужно будет снова вспоминать практику управления М1А1, а при встрече с высокоуровневыми тяжелыми танками бить по уязвимым местам (если враг позволит) и просить помощи более мощных союзников.

Башня

Рассматривая вопрос использования стоковой башни М10Т72, стоит отметить, что она позволяет установить даже орудие М1А2. Кроме того показатели бронирования аналогичны топовой башне (50/25/25), а радиус обзора равен топовой башне (420м). То есть в пользу топовой башни говорит лишь небольшой прирост прочности (+20 hp) и уникальная форма башни с противовесом и установленным на него пулеметом «Браунинг» (впрочем, это лишь декорация). Кроме того, стоковая башня имеет небольшое преимущество – скорость ее вращения больше на 1 град/сек (19 против 18 град/сек).

Рисунок 4. Разновидности башен М10

Казалось бы мелочь, но учитывая невысокую удельную скорость поворота башни, эта разница составляет 5,3%, что существенно для столь медленной башни. Взамен, на топовой башне мы получаем немного больше прочности и меньший шанс пробития в лоб, из-за конструктивных особенностей этой башни. То есть топ-башню ставить можно, в любом случае при встрече со «светом» мы имеем маневренную ходовую, со скоростью поворота в 30 град/сек, что в сумме с однонаправленным поворотом башни составит 48-49 град/сек. Резюмируя вышесказанное можно сказать, что нас закружить сложнее, чем любую другую ПТ-САУ и даже со сбитыми гусеницами мы таим угрозу.

Учтите, что все типы башен открытые, то есть мы очень уязвимы для артиллерийского огня, а в сумме со слабым боковым бронированием и для ОФ снарядов танковых орудий. Это лишний раз подчеркивает важность маскировки, а если у вашего экипажа исследован навык «Маскировка», то можно смело снимать сеть и ставить подбой. В любом случае нам важно уметь умело маскироваться, только так мы неуязвимы и несем наибольшую угрозу (жаль, не всегда это понимают союзники). Комбинация маскировки, орудия М1А2 и хорошего света от союзников позволяет нам творить чудеса против целей до 7-го уровня. Например, мы можем за две минуты разобрать 4 танка «КВ» с нуля и еще успеть помочь союзникам, главное «свет» и наша полная незаметность. Благодаря М1А2 мы имеем возможность вести просто ураганный огонь (22 выстрела в минуту) и в этом нам нету равных. Даже великолепный «Stug» с лучшим своим орудием, не может выпустить столько снарядов в противника и только на больших дистанциях выигрывает за счет чуть большей бронепробиваемости и более высокой точности.

Рисунок 5. Высокая результативность М10

Скорость и маневренность

Скорость у нас почти 50 км/час и это довольно высокий показатель для любого танка, а тем более ПТ-САУ. Скорость позволяет нам быстро вырваться вперед, чтобы занять выгодную позицию и своевременно «спрятаться». Это позволяет нам неожиданно для соперников, перекрывать пути подхода/отхода танков, чем неприятно удивлять соперников. Например, во «Фьордах» можно быстро занять позицию на возвышенности, чтобы иметь возможность простреливать дорогу между скал, куда обычно рвутся тяжелые танки. Кроме того, скорость иногда позволяет уйти от преследования более медленных соперников, правда запаса прочности нам редко хватает, чтобы выдержать «сопроводительный салют», так что нужно вилять, как раллийный спорткар на лесной дороге. Установка топовой рации позволяет нам видеть практически всю карту, что в сумме с нашей скоростью может дать неоспоримые тактические возможности. Например, мы можем уйти с направления движения группы тяжелых танков противника и занять отдаленную, но хорошо просматриваемую позицию, чтобы иметь возможность вести фланговый обстрел при этом избежав возмездия. Даже когда мы вверху таблицы, не стоит бездумно лезть в атаку, ведь у нас слабая боковая броня и встреча более с чем одним танком противника с пушками калибром более 50 мм может обернуться для нас неприятностями. А потому быстро едем только до выгодной позиции, а дальше действуем как обычная ПТ-САУ – в кусты и «встречаем дорогих гостей».

Высокий профиль

Высокий профиль М10 хоть и не способствует лучшей скрытности и более частым промахам противника по нам, при стрельбе издалека, но он вполне компенсируется наличием башни. Башня, хоть и медленно крутится, но зато позволяет, оставаться неподвижным и потому менее заметным. А это, в свою очередь, выражается в большем суммарном уроне, который мы сможем нанести до того как нас заметят. Кроме того, высокий профиль и башня позволяют нам, укрыв за камнем корпус, повернуть башню и вести огонь по противнику почти безнаказанно (например, такие места есть на «Комарине» и в «Карелии»). Кроме того, благодаря башне мы можем действовать согласно стандартной танковой тактике – выехав из-за укрытия и развернув башню ударить по противнику и быстро уйти, при это поворачиваться всем корпусом нам не нужно, в отличие от классических ПТ-САУ. Кроме того, несмотря на невысокие значения лобового бронирования (51мм — корпус и 57мм – башня), «лоб» у «Росомахи» весьма «рикошетистый» и иногда отбивает даже снаряды от топовой 107-мм пушки КВ. Зато 76-мм орудия, типа Ф-32 (КТ-28, Л-10, Л-11, Ф-34 и т.п.)) практически бесполезны в этом случае, они нас почти не пробивают и этом стоит пользоваться в боях против Т-34 и стоковых КВ.

Превосходства, недостатки и тактика

Давайте разберем какими наиболее выдающимися преимуществами обладает эта самоходка, а также рассмотрим ее основные недостатки и как строить тактику исходя из того что имеем.

Преимущества:

  • Сверхскорострельное орудие М1А2 калибра 76мм – можем разбирать уверенно танки своего уровня и на уровень выше (5-6), более менее уверенно справляемся с более чем половиной танков 7-го уровня, а вот лобовое противостояние с ТТ 8-го уровня становится для нас настоящей проблемой. Частичное решение этой проблемы лежит в использовании штурмовой 105-мм пушки SPHM4L23 (105mm self-propelled howitzer model-four length-twenty three inches), но учтите что на больших дистанциях и против скоростных целей оно малоэффективно;
  • Наличие вращающейся башни – стоим неподвижно и при этом имеем круговой радиус обстрела, что значит меньше шансов быть обнаруженным и частичная защищенность даже при сбитых траках;
  • Высокая скорость и неплохая маневренность – быстро меняем позиции и занимаем наиболее выгодные из них раньше, чем враг или союзник, можем уйти от преследования и даже закружить малоподвижные цели;
  • Относительно неплохой уровень лобового бронирования – у нас больше брони, чем у СУ-85, но особо на это не стоит рассчитывать, ведь мы выше и заметнее. Тем не менее, при встрече с танками, у орудий которых средняя бронепробиваемость 70-80мм – всегда разворачиваемся к ним лбом, так нас пробить будет очень трудно

Недостатки:

  • Башня открытого типа – повышенная уязвимость к осколочно-фугасным снарядам, особенно к артиллерийским большого калибра. Меры – полагаемся на маскировку и соблюдаем дистанцию (танковые «фугасницы» имеют отвратительную точность на больших и средних дистанциях, а артиллерийские гаубицы по мере роста дистанции чаще мажут);
  • Низкая скорость поворота башни – держим дистанцию, чтобы минимизировать недостаточную скорость вращения башни, а при сближении с противником стараемся предварительно его обездвижить;
  • Высокий профиль + слабая боковая броня – это значит, что нас удобно и легко бить сбоку, и уязвимы мы даже для зенитных орудий малого калибра легких танков. Один на один нам любой ЛТ не страшен, но вот со сворой будет сложно. Поэтому используйте оптику, маскировку и следите за картой, чтобы всегда иметь простреливаемую площадь и возможность отступить и подставить под удар лобовую броню. Главное помните – наша главная задача это поддержка, так что держим вторую и даже третью линию строя даже если ваш кумир ТТ «Маус» и у вас вся комната обклеена его рендерами;
  • Недостаточная мощность орудия – вы заметите, что нас часто бросает к таким танкам, которым даже великолепное орудие М1А2 не сильно то и страшно. По сути, из-за этого орудия нас кидает в бои, которые больше подходят для М4А3Е2 или М4А3Е8. Другими словами, нам часто будут встречаться представители семейства кошачьих (львы, обычные и коронованные тигры, пантеры), а также мультяшные персонажи типа «Чебурашки» (Т29). Также нам будут попадаться «альфа-дамагеры» типа ИС и ИС-3, которые могут уничтожить М10 с одного попадания. Меры – бьем гусеницы, уязвимые точки, бьем с фланга и тыла – там, где броня тоньше при этом сами избегаем лобового столкновения и держим дистанцию, маскируемся. Если балансер хулиганит и уже пятый бой подряд вас кидает к этим монстрам – ставим 105-мм орудие и постреливаем из-за укрытий.

17-02-2017, 03:18

Привет все любителям пострелять из кустов и добро пожаловать на сайт! Товарищи, сейчас речь у нас с вами пойдет о сильной и довольно уникальной машине, американской ПТ-САУ пятого уровня – это M10 Wolverine гайд .

Уникальность этого танка состоит как раз полностью вращающейся башни, ведь на пятом уровне среди самоходок это действительно редкость. Кроме того, у M10 Wolverine ТТХ во многом тоже способствуют приятной и результативной игре, нужно только знать, как играть на данном аппарате.

ТТХ M10 Wolverine

Если сравнивать эту самоходку с одноклассниками, то выходит, что у нас примерно такой же, как у большинства скудный запас прочности. Но есть и привилегия – базовый обзор у M10 Wolverine WoT равен 370 метрам, а это один из лучших показателей на уровне.

Теперь давайте перейдем к существенным недостаткам и речь сейчас идет о том, что у M10 Wolverine характеристики , отвечающие за выживаемость, слабы по всем показателям. Прежде всего машина очень большая, высокая и толстая, соответственно, маскировка у нее слабая, да и попадет кто угодно даже с больших дистанций.

При этом совершенно не вышел броней. Во всех плоскостях и проекциях машина эта недалеко ушла от того, чтобы называться картонной и даже во лбу, с учетом всевозможно наклонов, найти больше 68 миллиметров брони сложно.

Пожалуй, из всего этого печального однообразия беззащитности выгодно выделяется только большая маска орудия. Этот элемент у M10 Wolverine World of Tanks имеет ромбовидную форму и в некоторых местах достигает 95 миллиметров толщины, что периодически дает танковать одноклассников, но в целом тоже шьется очень легко.

С ходовыми характеристики в нашем случае все хорошо, конечно, собрат по нации и уровню Т67 является бесспорным лидером, но ПТ-САУ M10 Wolverine ездить умеет ненамного хуже. Максимальная скорость у машины хорошая, 17 лошадиных сил на тонну хватает, чтобы развивать ее достаточно быстро и поддерживать. Единственный нюанса заключается в маневренности, так как вертимся на месте мы довольно медленно.

Орудие

Ситуация с огневой мощью в случае нашей американки интересная, но в то же время совсем неоднозначная, хотя бы потому, что на выбор предлагается два варианта вооружения, достойных внимания.

Для начала, у M10 Wolverine орудие есть обычное, калибром 76 миллиметров. Оно не выделяется хоть сколько-то мощным альфастрайком, но имеет умопомрачительную скорострельность, благодаря которой мы можем наносить более 2100 единиц урона в минуту без перков и оборудования.

При этом пробитие пушки довольно слабое, его хватает, только чтобы комфортно воевать с одноклассниками и шестыми уровнями, но последних придется грамотно выцеливать. А вот чтобы пробивать семерок американский танк M10 Wolverine обязан иметь при себе голду, иначе играть будет тяжело.

В плане комфорта нанесения урона у нас есть неплохой разброс, проблемная стабилизация, но очень быстрое сведение, которое компенсирует первые два параметра. Кстати, ПТ-САУ M10 Wolverine способна опустить пушку на 10 градусов вниз, что очень удобно, а благодаря вращающейся башни вы никогда не ощутите проблем с УГН.

Если говорить о втором орудии – это 105-миллиметровая фугасница, основным преимуществом которой выступает большой альфастрайк и такое же быстрое сведение, как у нашей обычной пушки.

В остальном с этим стволом M10 Wolverine танк получает слабое пробитие и очень плохую точность. Суть такой комплектации состоит в том, чтобы веселиться попадя в идеальный топ, где у нас будет возможность убивать слабых противников с одного выстрела. В остальном же целесообразнее ездить именно с топовым вариантов вооружения, так как та пушка гораздо более стабильна.

Преимущества и недостатки

Ввиду того что с общими характеристиками танка мы уже разобрались, как и с параметрами его вооружения, пришло время подвести важные итоги, выделив сильные и слабые стороны ПТ-САУ M10 Wolverine WoT отдельно, но именно с учетом комплектации топовым орудием.
Плюсы:
Отличный базовый обзор;
Хорошая динамика и максималка;
Очень серьезный урон в минуту;
Неплохая точность с отличным сведением;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Полностью вращающаяся башня.
Минусы:
Сарайные габариты и слабая маскировка;
Картонная броня и маленький запас прочности;
Маленький альфастрайк;
Посредственное пробитие;
Небольшой боекомплект.

Оборудование для M10 Wolverine

Дополнительные модули способны ощутимо облегчить вашу жизнь в бою и повлиять на конечный результат, но подбирать их нужно с умом. Впрочем, для M10 Wolverine оборудование будет по большей мере улучшать и без того сильные стороны, а в целом комплектация выглядит так:
1. – у нас уже есть превосходный урон в минуту, так почему бы не сделать его, следовательно, и себя еще более мощным.
2. – такого варианта вполне достаточно чтобы увеличить хороший базовый обзор практически до максимума.
3. – единственное разумное завершение комплекта, с которым наша маскировка станет лучше, а значит и возможности живучести повысятся.

Однако тут все же будет одно «НО» - пока ваш экипаж не изучил перки на обзор, есть смысл возить вместо второго пункта . Так вы сразу сможете получить топовую дальность обзора, да и с маскировочной сетью подобное решение сочетается хорошо.

Обучение экипажа

Выбор и изучение умений членами экипажа всегда занимает много времени, по этой причине относиться к данному нюансу нужно со всей серьезностью. Для ПТ-САУ M10 Wolverine перки приоритетны те, которые улучшают незаметность и влияют на процесс нанесения урона. Но нельзя забывать о комплексном повышении характеристик, живучести и некоторых важных мелочах, то есть выбор будет таким:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для M10 Wolverine

Расходники выбираются по знакомой каждому танкисту схеме, где решающим фактором выступают ваши запасы серебра. Когда лишние растраты непозволительны лучше остановить свой выбор на , , . Но когда серебряных или золотых кредитов достаточно, лучше возить на M10 Wolverine снаряжение из , , , так гораздо безопаснее. Кроме того, пожары в нашем у этой американки бывают редко, а значит покупать тоже можно.

Тактика игры на M10 Wolverine

Сильнейшей стороной данного танка является орудие, вернее его скорострельность и урон в минуту. Соответственно, вашей главной задачей в бою будет реализация потенциала пушки любыми возможными способами.

Ввиду этого, для M10 Wolverine тактика в бою должна подразумевать осторожность, ведь нельзя забывать о наших габаритах, слабом бронировании и маленьком запасе прочности. Проще всего занять позицию на второй линии, где вас будет сложнее заметить, а в случае опасности можно будет быстро спрятаться.

Поиски дачного места для ведения огня упрощаются за счет того, что американский танк M10 Wolverine имеет хорошую подвижность, позволяющую быстро доехать до нужного места, а также наличие вращающейся башни и хороших УВН. То есть вы можете стоять с активированной маскировочной сетью и совсем не шевелится, сохраняя бонус незаметности активным.

Разумеется, при этом ПТ-САУ M10 Wolverine WoT должна постоянно иметь хорошие возможности для прострела, чтобы беспрерывно наносить урон по союзному или даже своему засвету. Помните, что стоять все время в одной точке нельзя, нужно периодически переезжать в поисках более выгодной позиции.

Кроме того, когда речь идет о боях вверху списка можно действовать более активно, постепенно сближаясь с врагом, пересвечивая его. А если противник подъехал близко, чего лучше не допускать, то на M10 Wolverine World of Tanks лучше играть от башни, надеясь на более крепкую маску орудия и свой большой ДПМ.

В остальном помните, что мы очень сильно боимся артиллерии и подвижных противников, способных нас закрутить. Следите за мини-картой, старайтесь приносить команде как можно больше пользы, а также используйте потенциал маши по максимуму.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх