САУ «Акация»: история создания, описание и характеристики. САУ «Акация»: история создания, описание и характеристики Акация 152 мм самоходная гаубица

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

2С3 «Акация» - это самоходная артиллерийская гаубица калибра 152 мм, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Однако, несмотря на довольно преклонный возраст, «Акация» до сих пор стоит на вооружении российской армии.

САУ «Акация» предназначена для уничтожения живой силы и бронетехники противника, его узлов управления и связи, подавления артиллерийских и минометных батарей противника. Дальность стрельбы установки достигает 20,5 км.

2С3 «Акация» была принята на вооружение в 1971 году, серийное производство была развернуто на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ). Оно прекратилось почти сразу после распада СССР, в 1993 году. Всего было выпущено около 4 тыс. единиц этой самоходной установки. За годы своей эксплуатации САУ «Акация» несколько раз подвергалась модернизации.

Эта самоходная установка принимала участие во множестве войн и конфликтов, зарекомендовав себя как надежное и эффективное оружие . Она поставлялась во все армии государств Варшавского договора, а также в страны Африки и Азии. Кроме российской армии, 2С3 «Акация» в настоящее время находится на вооружении еще нескольких десятков армий мира .

История создания

После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок . Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.

Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.

Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».

Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.

4 июля 1967 года увидело свет поистине историческое для советской артиллерии постановление Совета Министров, которое дало ход работам над САУ «Гвоздика» , «Акация» и «Фиалка». Следует сказать, что в это время США уже имели на вооружении 155-мм самоходную гаубицу M109 , способную стрелять боеприпасами с ядерной боевой частью, так что советские конструкторы были в роли догоняющих.

Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.

ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20 . Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.

Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».

Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20 .

В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.

В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.

Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.

Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.

Описание конструкции

САУ 2С3 «Акация» имеет классическую башенную схему с расположением двигателя в передней части машины. Корпус и башня самоходки выполнены из катаной броневой стали, она держит бронебойную пулю на расстоянии 300 метров, а также защищает экипаж от осколков мин и снарядов. Лобовая броня башни и корпуса имеет толщину 30 мм, а толщина брони боковых частей составляет 15 мм.

Корпус установки делится на несколько отсеков: управления, силовой и боевое отделение. Отсек управления расположен в передней части корпуса с левой стороны. В нем находится место водителя, приборы и органы управления. Справа в передней части размещается силовое отделение, в котором расположен двигатель, трансмиссия, а также системы смазки, охлаждения, запуска и подачи топлива.

Центральную и кормовую часть машины занимает боевое отделение, на его крыше установлена сварная башня со 152-мм орудием. В боевом отделении расположены места трех членов экипажа: командира машины, наводчика и заряжающего. Сиденья командира и наводчика находятся слева от орудия, а заряжающего – справа от него. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой, которая установлена на крыше башни. Также на крыше башни находится люк командира и люк заряжающего. Над командирским люком установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям. Боеукладка расположена в кормовой части боевого отсека.

САУ 2С3 «Акация» вооружена 152-мм гаубицей 2А33, которая практически полностью повторяет буксируемую гаубицу Д-20. Она состоит из ствола, затвора, муфты, противооткатного устройства, дульного тормоза, люльки и подъемного механизма. Ствол 2А33 – это труба, соединенная муфтой с казенником, на дульном срезе ствола находится дульный тормоз. Затвор орудия – вертикально-клиновой, выстрел можно производить как вручную, так и с помощью электроспуска. Цилиндры противооткатного устройства после выстрела откатываются вместе со стволом.

Заряжание орудия – раздельно-гильзовое: сначала в канал ствола досылается снаряд, а затем гильза с порохом. Аналогичным образом устроены большинство артиллерийских систем калибра 152 мм.

Для облегчения работы заряжающего орудие оборудовано электромеханическим досылателем снаряда и заряда, а также лотком для улавливания стреляной гильзы. Противооткатные устройства орудия – это гидравлический тормоз отката, закрепленный в казеннике и пневматический накатник, заполненный азотом.

Подъемный механизм обеспечивает наведение орудия по вертикали в диапазоне от −4 до +60°.

Возимый боекомплект САУ «Акация» составляет 40 выстрелов (для модификации 2С3), на более поздних модификациях установки количество выстрелов увеличено.

САУ «Акация» может вести огонь разными типами боеприпасов . В основной боекомплект САУ входят осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы более 17 км), снаряды с улучшенной аэродинамической формой, дальность стрельбы которых составляет 17,4 км, есть возможность использовать управляемые снаряды типа «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме этого, САУ может вести огонь химическими , осветительными, шрапнельными и кассетными боеприпасами. Для борьбы с бронетехникой противника применяются кумулятивные и бронебойные снаряды.

САУ 2С3 «Акация» может использовать боеприпас с ядерной боевой частью мощностью 1 кТ, дальность стрельбы при этом составляет 17,4 км.

Кроме орудия, САУ «Акация» вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Место наводчика орудия оборудовано двумя прицелами: панорамой для стрельбы с закрытых позиций и прицелом ОП5-38 для стрельбы прямой наводкой. В командирской башенке установлен прицел ТКН-3А, а место водителя оборудовано призматическими приборами наблюдения и прибором ночного видения.

САУ «Акация» оснащена радиостанцией Р-123, которая обеспечивает связь на расстоянии 28 км.

На САУ установлен V-образный дизель В-59У с двенадцатью цилиндрами, его мощность 520 л. с. Кроме солярки, он может использовать керосин.

Ходовая часть САУ «Акация» — это модифицированное шасси ПУ ЗРК «Круг», в ее состав входят шесть пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, направляющие колеса расположены в задней части машины, а ведущие – в передней. Подвеска самоходки – индивидуальная торсионная.

Боевое применение

Первым серьезным конфликтом, в котором принимала участие САУ «Акация», стала война в Афганистане. В 40-й армии 2С3 была самой распространенной артиллерийской установкой. Эти самоходные гаубицы обычно осуществляли непосредственную поддержку штурмовым подразделениям. Для защиты от крупнокалиберных пулеметов ДШК корпус и башню САУ обвешивали траками или ящиками с песком. С 1984 года 2С3 начали использовать для сопровождения колонн, которые часто обстреливались моджахедами.

САУ «Акация» участвовала практически во всех конфликтах, которые возникли на территории СССР после его развала. Эти установки использовали во время Приднестровского конфликта, грузины применяли «Акации» во время войны в Абхазии, эта самоходная установка использовалась российскими войсками в первой и второй чеченской кампании .

В 2008 году российские и грузинские войска использовали «Акации» в Осетии.

В настоящее время САУ 2С3 применяется обеими противоборствующими сторонами на востоке Украины.

САУ «Акация» активно применялась иракскими войсками во время ирано-иракской войны. Она составляла основу артиллерийских дивизионов Ирака. Однако против сил международной коалиции в 1991 году иракская самоходная артиллерия оказалась неэффективной.

В настоящее время эти самоходные установки активно используются сирийской правительственной армией против повстанцев.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, «Акация» продолжает исправно нести ратную службу не только в нашей стране, но и за ее пределами. Военные любят эту самоходку за простоту и надежность. Скорее всего, она еще долго будет оставаться в боевом строю. Как показывает опыт последних военных конфликтов, артиллерия еще долго будет оставаться «богом войны», и вряд ли получиться подыскать ей равноценную замену.

Характеристики

Ниже представлены характеристики (ТТХ) САУ «Акация».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них



САУ 2С3 «Акация»



152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация»




Разработка САУ 2С3 «Акация» была начата по Постановлению №609-201 от 4.07.1967 г. Проектирование и изготовление опытных образцов артиллерийской части производило ОКБ- 9 («Уралмаш»), а шасси – УЗТМ (г. Свердловск).

Артиллерийская часть САУ была разработана на базе 152- мм буксируемой пушки-гаубицы Д-20. Внутреннее устройство ствола, баллистика и боеприпасы взяты у Д-20 без изменений. Новая гаубица получила заводской индекс Д-22 и индекс ГРАУ 2А33.

Ствол гаубицы Д-22 состоял из трубы-моноблока, двухкамерного дульного тормоза, эжектора, муфты и казенника.

Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Длина отката нормальная 510-710 мм, предельная 740 мм.



Схема САУ 2С3



Гаубица Д-22, установленная на САУ 2С3


Подъемный механизм гаубицы имеет один сектор, привод механизма ручной. Уравновешивающий механизм пневматический толкающего типа. Гаубица устанавливается в амбразуру башни при помощи закладных цапф.

Шасси разработано на базе пусковой установки ЗРК «Круг» (об. 123), новое шасси получило индекс «об.303». В САУ отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение – в кормовой части корпуса, а также в башне.

Корпус и башня сварные из катаных броневых листов, которые защищают от пули Б-32 с дистанции 300 мм. Имеется система герметизации обитаемых отделений и фильтро-вентиляционная установка.

Двигатель 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-59. Трансмиссия механическая двух- поточная. Коробка передач находится в одном блоке с планетарным механизмом поворота. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Гусеница с резинометаллическим шарниром, ширина трака 484 мм.

Боекомплект первоначально состоял из 40 выстрелов, находившихся в двух боеукладках (в башне и в корпусе).

Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 года. Заводские испытания их завершены 15 октября 1969 года.

Выявлена большая загазованность боевого отделения,особенно при стрельбе на малых зарядах. По этой же причине не были приняты и еще четыре образца 2С3, изготовленные летом 1969 года для полигонных испытаний.

В конце концов с грехом пополам с проблемой загазованности справились, и в 1971 году САУ 2С3 «АкаЦия» была принята на вооружение.

Серийное производство 2С3 было начато в 1970 году. Головное предприятие-изготовитель – УЗТМ. Первые три серийные САУ изготовлены в декабре 1970 года. В 1971 году – еще 9 САУ, из них 6 – в декабре. На 1973 год был дан план 70 САУ. Стоимость 2С3 на 1973 год составляла 305 тыс. руб.

В 1975 году вместо двух механизированных боеукладок была введена одна – барабанного типа на 12 выстрелов. Это позволило увеличить возимый боекомплект с 40 до 46 выстрелов. Модернизированная САУ получила индекс 2С3М, а гаубица – 2А33.

В 1987 году индекс орудия изменился еще раз – 2С3М1. Цифра 1 означает оснащение САУ аппаратурой приема и отражения командной информации и новым прицелом.

САУ «Акация» авиатранспортабельна, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки.

Режимы огня гаубицы:

Скорострельность без перекомплектации зарядов: прямой наводкой из укладки башни, выстр./мин. 3,5 прямой наводкой из укладки корпуса, выстр./мин. 2,6

При стрельбе с закрытых позиций и подаче выстрелов с грунта, выстр./мин. 3,4

Средняя скорострельность при полном расходе возимого боекомплекта, выстр./мин. 1,9

Тепловые ограничения: 30 выстрелов за 10 мин. 75 выстрелов за 60 мин.

Наибольшая предельная дальность (с прицепов прямой наводки ОП5-38), м 4000

В 1970 году для САУ «Акация» была начата разработка специального выстрела ЗБВЗ с дальностью стрельбы 17,4 км.

Кроме того, «Акация» могла вести огонь корректируемыми 152-мм снарядами «Краснополь» (ОФ-38) и спецбоеприпасами.

Подробные баллистические данные других снарядов не приводятся, так как они близки к ОФ- 540. Так, у снаряда ОФ25 начальная скорость – 655 м/с, а максимальная дальность – 17410 м. Несколько больше отличаются гаубичные снаряды. Так, у ОФ- 530 начальная скорость 670 м/с, а дальность 15920 м.

Для борьбы с танками в боекомплект 2С3 входит кумулятивный снаряд БП-540. Стрельба им ведется специальным зарядом Ж6 весом 5,6 кг, начальная скорость снаряда 676 м/с, прицельная дальность 3000 м. По нормали снаряд пробивает броню толщиной 250 мм, под углом 60° – 220 мм, под углом 30° – 120 мм. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда от дальности стрельбы не зависит. Кроме того, САУ может стрелять и не входящим в штатный боекомплект снарядом Бр-540Б (тупоголовый с баллистическим наконечником) и снарядом Бр-540 (остроголовым). На дистанции 1000 м Бр-540Б пробивает по нормали 120-мм броню, а под углом 60° – 100-мм; соответственно Б-540 – 115-мм и 95-мм броню.

Тип снаряда Индекс снаряда Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Тип взрывателя
Осколочно-фугасный ОФ-540 0Ф-540Ж* ОФ-5ЭО ОФ25 43,56 43,56 40,0 43,56 5,86 5,86 6,86 6,88 РГМ, В-90 РГМ, В-90 РГМ, В-90, РГ-6 РГМ-2, В-90, АР-5
Бетонобойные Г-545 Г-530 56,0 40,0 4,2 5,1 КДТ,ДБТ, КТД
Кумулятивный БП-540 27,4 ГПВ-3, ГКВ
Осветительный** С1 40,2 Т-7
Химический 3X3 вещество Р-35 РГМ-2

* «Ж» означает железокерамический поясок, снаряд с ним летит на 0,5% дальше, чем ОФ-540 с медным пояском.

** Осветительный парашютный снаряд с железокерамическим пояском, время свечения 40 секунд.


Таблица стрельбы для снаряда ОФ-540
Номер заряда Полный №1 №2 №3 №4 №5 №6
Вес заряда, кг 8,3 7,6 4,4 3,0 2,41 1,85 1,3
Начальная скорость, м/с 651 603 509 425 385 335 282
Дальность, м 17053 15900 13300 11100 10000 8740 6751

В штатный боекомплект 2С3М обычно входит 42 осколочно-фугасных снаряда ОФ- 540 и ОФ-540Ж, и четыре кумулятивных снаряда БП-540.

В настоящее время гаубица может вести огонь практически всеми 152-мм снарядами как от гаубицы-пушки MJ1- 20 и пушки-гаубицы Д-20 (в индексах их снарядов стоит цифра 540), так и снарядами 152-мм гаубицы Д-1 (в индексе ее снарядов стоит цифра 530).


Гаубицы с картузным заряжанием для САУ « Гвоздика» и «Акация»

В связи с сильной загазованностью боевых отделений закрытых САУ «Гвоздика» и «Акация» МОП 11 декабря 1967 года издало постановление о начале работ по созданию гаубиц с картузным заряжанием. В ОКБ-9 для САУ «Гвоздика» и «Акация» были спроектированы 122- мм гаубица Д-16 и 152-мм гаубица Д-11 на базе штатных гаубиц Д-32 и Д-22. Заряжание новых гаубиц картузное, а затворы полуавтоматические поршневые с пластинчатым обтюратором.

Были изготовлены опытные образцы обеих гаубиц и произведены полигонные испытания их.

Дальность стрельбы, кучность и пламенность выстрелов были те же, что и у Д-32 и Д- 22. Скорострельность у Д-11 та же, что и у Д-22 из-за конструктивных недостатков экспериментального образца пневмодосылателя и неудобств в работе с пеналом, где хранятся картузы.

По результатам испытаний 122-мм гаубица Д-16 подверглась доработке, досылатель пневматического типа был заменен электромеханическим. Заодно – в обеих гаубицах несколько увеличили объем зарядной каморы, чтобы помещать больший заряд и применить новые снаряды улучшенной аэродинамической формы. Новые варианты гаубицы получили индексы Д-16М и Д-11М.

Так, дальность стрельбы из 152-мм гаубицы Д-11М составила 19,3 км вместо 17,6 у Д-22.

Гаубица Д-16М была на 60% унифицирована с Д-32:


Гаубицы Д-32 Д-16М

Вес снаряда, кг

Вес заряда, кг

Начальная скорость, м/с

Давление в канале, кг/см²

Дальность стрельбы, км

Скорострельность, выстр./мин.

Угол ВН, град.

– 4°; +70° -4°; +70°

Вес качающейся части, кг


В марте 1972 года МОП приняло решение прекратить работы по гаубицам картузного заряжания Д-16М и Д-11, так как они «не имеют существенных боевых преимуществ перед Д-32 и Д- 22». Результаты отработки поршневого затвора было рекомендовано использовать при проектировании 152-мм пушки «Гиацинт-К», а испытания снарядов улучшенной аэродинамической формы (по сравнению с ОФ-462) проводить в дальнейшем на 122- мм буксируемой гаубице Д-30.

К профессиональному празднику артиллеристов и ракетчиков Warspot подготовил обзор тяжёлых гусеничных САУ второй половины XX – начала XXI веков калибром более 152 мм.

Самоходные артиллерийские установки на гусеничном ходу в XXI веке по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира. Колёсные САУ, несмотря на появление новых интересных образцов, остаются нишевым оружием, применение которого значительно ограничивается условиями местности.

Эволюция гусеничных САУ на протяжении примерно вековой истории имела общие черты с развитием танков, что неудивительно – многие самоходные орудия в качестве базы имели и имеют танковые шасси. Постепенно рос калибр орудий, увеличивалась боевая масса установок – но, как и в случае с танками, эта тенденция сохранялась лишь до определённого момента. В случае с танками развитие гигантизма прекратилось в результате появления «компромиссного» класса основного танка, а для гусеничных самоходных артиллерийских установок таким пределом стал калибр 152–155 мм.

Если в 50–70-е годы создавалось и принимались на вооружение самоходы с орудиями калибром до 200 мм и более, в наши дни новые САУ практически не переходят порога в 155-мм. Большой калибр рассматривался конструкторами как способ увеличения дальности стрельбы. Но научно-технический прогресс (например, создание активно-реактивных снарядов) позволил достигать дальности полёта снаряда до 70 км без создания исполинских артиллерийских систем. Кроме того, нишу сверхдальнобойной артиллерии в какой-то степени заняли тактические и оперативные ракеты.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения подписей, можно навести на текст курсор мыши - это затемнит подложку подписи.

M44, США. 155-мм гаубица, выпускалась с 1954 года. На фотографии М44 на учениях в Западной Германии, 1960 год. Экипаж 5 человек. Масса 31 тонна, мощность двигателя 500 л.с., максимальная скорость 56 км/ч. Боекомплект 24 снаряда, скорострельность 1 выстрел в минуту, дальность стрельбы 14,6 км. Построено около 600 М44
militarymashup.com


M110, США. 203-мм гаубица, производилась с 1962 года. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы 16,8 км. Построено более 1000 М44. Продолжают стоять на вооружении в Греции, Иране, Южной Корее, Турции, Японии, на Тайване и в др. странах
pinterest.com


M-50 155mm, Израиль. 155-мм гаубица, разработана в начале 1960-х гг. на базе танка «Шерман». Расчёт 8 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 460 л.с. Боекомплект 47 снарядов. Создано около 120 машин


L-33/Ro"em, Израиль, 155-мм гаубица. Ещё одна САУ на базе «Шермана»; произведено, вероятно, около 200 единиц

M107, США. 175-мм гаубица, производилась с 1962 г. На фотографии М107 ведёт огонь во время операции Сан-Анджело, Вьетнам, 1968 год. Экипаж 5 человек. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 2 снаряда, дальность стрельбы до 32,7 км. Стоят на вооружении в Израиле, Иране, Турции и во Вьетнаме
militarymashup.com


M109, США. 155-мм гаубица, производилась с 1962 года. На фотографии – египетская М109 во время учений «Operation Bright Star» 15 сентября 2005 года. Экипаж 6 человек. Масса 23,8 тонн, мощность двигателя 450 л.с., скорость до 61 км/ч. Боекомплект 28 снарядов, скорострельность до 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 22 км. Стандартная САУ НАТО


Bandkanon 1, Швеция. 155-мм гаубица, состояла на вооружении с 1967 года. Экипаж 5 человек. Масса 52 тонны, мощность двигателей 240+290 в модифиации А (300+290 в модификации С) л.с., максимальная скорость 28 км/ч. Возимый боекомплект 14 снарядов, скорострельность до 15 (один в стволе) выстрелов за 45 секунд
tv.nrk.no


2С3 «Акация», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1971 года. Экипаж 4 человека. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л/с, скорость до 60 км/ч. Боекомплект 40–46 выстрелов, скорострельность до 3,5 выстр./мин, дальность стрельбы до 25 км. Построено около 4000 2С3. Состоит на вооружении примерно в двух десятках государств
gvtm.ru


Тип 75, Япония. 155-мм гаубица, принята на вооружение в 1975 году. Экипаж 6 человек. Масса 25,3 тонны, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 47 км/ч. Боекомплект 28 выстрелов, скорострельность 6 выстр./мин, дальность стрельбы до 19 км. Построена 201 единица


2С7 «Пион», СССР. 203-мм пушка, производился с 1975 года. На фотографии азербайджанская САУ 2С7 в Баку. Экипаж 7 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 780 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 4 снаряда, дальность стрельбы 50 км. Построено более 500 САУ. Имеются в армиях Азербайджана, Анголы, Беларуси, Грузии, России, Узбекистана, Украины


2С5 «Гиацинт-С», СССР. 152-мм пушка, производилась с 1976 года. На фотографии белорусская САУ 2С5 на параде в Минске. Экипаж 5 человек. Масса 27,5 тонн, мощность двигателя 520 л.с., скорость до 63 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 33 км. Построено более 2000 САУ 2С5. Используются в Беларуси, России, Узбекистане, Украине, Финляндии


AMX AuF1, Франция. 155-мм гаубица, производилась с 1977 года. На фотографии саудовская AuF1 с экипажем. Экипаж 4 человека. Масса 46 тонн, мощность двигателя 720 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 42 выстрела, дальность стрельбы 30 км, скорострельность 8 выстр./мин. Эксплуатируют в Кувейте, Ираке, Саудовской Аравии и во Франции


М1978 «Коксан», Северная Корея. 170-мм пушка, в эксплуатации с 1978 года. Расчёт 8 человек. Масса 46 тонн, корость до 40 км/ч. Боекомплекта не несёт, скорострельность 1–2 выстрела за 5 минут, дальность стрельбы до 40–60 км. Поставлялись Ирану и Ираку
modelsuwemilitaria.blogspot.com.by


Palmaria, Италия. 155-мм гаубица, производилась с 1982 года. На фото ливийские САУ Palmaria у г. Адждабия в 2011 году. Экипаж 5 человек. Масса 46 тонн, мощность двигателя 750 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность 4 выстр./мин. Построено 235 машин, поставлялись в Ливию, Нигерию; башни - в Аргентину


2С19 «Мста-С», СССР. 152-мм гаубица, в эксплуатации с 1989 года. Экипаж 5 человек. Масса 42 тонны, мощность двигателя 780–840 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 50 выстрелов, дальность стрельбы до 29 км, скорострельность 7–10 выстр./мин. Построено более 720 машин. Состоят на вооружении в России, Азербайджане, Беларуси, Венесуэле, Украине, Эфиопии


M109A6 Paladin, США. 155-мм гаубица, модификация М109 с новыми башней, радиостанцией и СУО, принятая на вооружение в США в 1992 году. Экипаж 5 человек. Масса 32 тонны. Боекомплект 39 снарядов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 4 выстр./мин. Произведено около 1200 САУ. Состоят на вооружении в США и в Саудовской Аравии
afcent.af.mil


AS-90, Великобритания. 155-мм гаубица, производилась с 1992 года. Экипаж 5 человек. Масса 45 тонн, мощность двигателя 660 л.с., максимальная скорость 53 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км. Построено 179 машин. Состоит на вооружении в Великобритании


PLZ-45, Китай. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 1997 года. На фотографии PLZ-45 армии Кувейта. Экипаж 5 человек. Масса 43 тонны, двигатель 520 л.с., скорость до 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 39 км, скорострельность 4–5 выстр./мин. Состоит на вооружении в Китае, также поставлялся в Алжир, Бангладеш, Кувейт и Саудовскую Аравию


K9 Thunder, Южная Корея. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 5 человек. Масса 47 тонн, мощность двигателя 1000 л.с.,скорость до 67 км/ч. Боекомплект 48 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность 6–8 выстр./мин. Произведено 1140 штук; в Турции налажено лицензионное производство (выпущено около 180 машин)
krigeren.dk


PzH 2000, Германия. 155-мм гаубица, производится с 1998 года. Расчёт 5 человек. Масса 55 тонн, мощность двигателя 986 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 60 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км (установлен мировой рекорд 56 км), скорострельность 8–10 выстр./мин. Произведено более 300 штук; состоит на вооружении в Германии, Греции, Италии и Нидерландах


Тип 99, Япония. 155-мм гаубица, производится с 1999 года. Экипаж 4 человека. Масса 40 тонн, мощность двигателя 600 л.с., максимальная скорость 60 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 38 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Произведено 111 штук; состоит на вооружении в Японии
ddmurasame.deviantart.com


SSPH Primus, Сингапур. 155-мм гаубица, в эксплуатации с 2004 года. Экипаж 4 человека. Масса 28,3 тонны, мощность двигателя 550 л.с., максимальная скорость 50 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 30 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 48 САУ; состоит на вооружении в Сингапуре


PLZ-05, Китай. 155-мм гаубица, производится с 2007 года. Экипаж 5 человек. Масса 35 тонн, мощность двигателя 520 л.с., максимальная скорость 55 км/ч. Боекомплект 30 выстрелов, дальность стрельбы до 52 км, скорострельность до 8 выстр./мин. Построено около 276 штук. Состоит на вооружении в Китае


AHS Krab, Польша. 155-мм гаубица с башней от британской AS-90 и шасси на базе узлов Т-72 польского производства (на фото). Производится с 2008 года. Экипаж 5 человек. Масса 52,1 тонны, мощность двигателя 850 л.с., скорость до 60 км/ч. Боекомплект 26 выстрелов, дальность стрельбы до 40 км, скорострельность до 6 выстр./мин. Построено 10 САУ


2С35 «Коалиция-СВ», Россия. 152-мм гаубица, производится с 2013 года. Экипаж 3 человека. Масса до 48 тонн, мощность двигателя 1000 л/с. Боекомплект 50–70 выстрелов, заявлена дальность стрельбы до 70 км и скорострельность до 16 выстр./мин. Построено 12 машин. САУ впервые официально продемонстрировали 9 мая 2015 года

История создания САУ 2С3 Акация

До середины 60-х годов в войсках Советской Армии продолжали служить САУ ,
и
, созданные и принятые на вооружения ещё в период Великой Отечественной войны. Они сочетали в себе качества пушечно-гаубичной артиллерии с противотанковыми возможностями, и за эту универсальность нравились военным, чьи взгляды на способы ведения боевых действий сформировались в ходе войны.

Однако когда военное поколение офицеров и генералов стало постепенно сменяться послевоенным, стали формироваться новые взгляды на использование самоходной артиллерии.

Так, в частности, главным врагом танка был объявлен не артиллерийский снаряд, а ПТУРС. Поэтому посчитали, что самоходная артиллерия с одной стороны не может быть противотанковой, а с другой, ей не нужна противоснарядная броня, поскольку ПТУРСы её всё равно пробьют, сколь бы крепкой она ни была. А по сему САУ должна быть максимально подвижной, желательно плавающей и авиатранспортабельной, а следовательно иметь лишь противопульное бронирование. Орудие же для максимального манёвра огнём должно размещаться не в бронерубке, а во вращающейся башне с возможностью кругового обстрела и высокого угла подъёма ствола. Кроме того, орудие должно было иметь возможность стрелять и ядерными снарядами.

Исходя из этих взглядов, совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР №609-201 от 4 июля 1967 года Свердловскому машиностроительному заводу «Уралтрансмаш» было выдано техническое задание на разработку самоходной гаубицы 2С3 Акация .

Конструкция 2С3 Акация

Акация была спроектирована по классической башенной схеме: сварной корпус, разделённый на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое.

В ходе проектирования гаубицы, рассматривалось несколько вариантов шасси. Среди них были: Объект 118 (Гусеничный минный заградитель), Объект 123 (шасси СПУ 2П24 ЗРК «Круг»), Объект 124 (шасси СНР 1С32 ЗРК «Круг»). Также рассматривался вариант использования в качестве шасси среднего танка «Объект 432». После проведения исследований и анализа полученных данных, в качестве базы было рекомендовано использовать шасси производства Свердловского машиностроительного завода.
При проектировании серийного образца, в конструкции 2С3 были использованы детали и узлы опытных самоходных установок «Объект 105»(СУ-100П), «Объект 120» (СУ-152 «Таран», в качестве базы было использовано шасси ЗРК «Круг», башенка командира была взята с «Объекта 118» (Гусеничный минный заградитель). Конструкторам удалось добиться разрешения на усиление брони до 30-миллиметровой толщины и, соответственно, отказа от плавучести. Однако авиатрансппортабельность военным отстоять удалось, и Акация может перевозиться в грузовых кабинах военно-транспортных самолетов. Так, тяжёлыйлый военно-транспортный самолёт
может взять на борт две таких установки.

Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса шасси справа. В нём размещены: двигатель, системы силовой установки и трансмиссия.

Боевое отделение находится в кормовой части самоходки, которое образовано из башни с полом и кормовой части корпуса с оборудованием. На днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, которая опирается на пять роликов и установлена на шариковом погоне. Сиденье заряжающего расположено справа от гаубицы, а наводчика – слева. Командир находится за наводчиком.
Боекомплект был первоначально размещён в двух механизированных боеукладках. Для стрельбы с подачей боеприпасов с грунта в корме корпуса имеется специальный люк.

Вооружение 2С3 Акация


Основным вооружением Акации является гаубица 2А33 (Д-22) с длиной ствола 27 калибров . Разработкой этой артсистемы занималось ОКБ-9, в качестве базы использовалась 152-мм пушка-гаубица Д-20 , изготавливалась в Перми на Мотовилихинском заводе. По конструкции ствола 2А33 отличается от Д-20 только наличием эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела, а по баллистике и боеприпасам она полностью соответствует Д-20. Орудие с вертикально-клиновым затвором, двухкамерным дульным тормозом и эжектором размещено в поворотной закрытой бронированной башне. Стрельба возможна только с места.


2А33 имеет гидропневматические противооткатные устройства, цилиндры которых жестко связаны со стволом и при выстреле откатываются вместе с ним. Нормальная длина отката равна 510-710 мм, предельная – 740 мм. Для защиты расчета от удара откатных частей гаубицы на люльке смонтировано ограждение. Работа заряжающего существенно облегчена за счет использования досылателя снаряда и гильзы в камору ствола. При ведении стрельбы прямой наводкой без перекомплектации зарядов из боеукладок башни и корпуса скорострельность составляет 3,5 и 2,6 выстрела в минуту соответственно. А при ведении стрельбы с закрытых позиций с подачей выстрелов с грунта скорострельность достигает четырёх выстрелов в минуту. При наведении гаубицы на цель поворот башни производится вручную или с помощью электропривода (угол горизонтального обстрела 360°), а наведение в вертикальной плоскости – только ручным подъемным механизмом, который имеет один сектор и уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа Диапазон углов вертикального обстрела – от -4° до +60°.

Первоначально возимый боекомплект состоял из 40 выстрелов: 36 выстрелов с осколочно-фугасными снарядами ОФ-540 (масса снаряда 43,56 кг, взрывчатого вещества – 5,86 кг) . Имелось также четыре кумулятивных снаряда БП-540. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами были предусмотрены полный и шесть уменьшенных зарядов, максимальная дальность стрельбы составляет 17410 м. Прицельная дальность стрельбы кумулятивным снарядом равна 3000 м, он способен пробивать расположенную под прямым углом плиту броневой стали толщиной 250 мм.
Вспомогательное вооружение самоходной установки состоит из 7,62-мм пулемета ПКТ, установленного на турели на башенке командира. Стрельбу из него можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.

Двигатель 2С3 Акация

В качестве силовой установки Акации используется V-образный двенадцатицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-59У жидкостного охлаждения с турбонаддувом. Этот дизель-мотор ведёт своё происхождение от двигателя В-2, стоявшего сначала на танке
, а потом на
и на

. При 150-миллиметровом диаметре цилиндра и 180-миллиметровом ходе поршня его рабочий объём был равен 38 880 см 3 .
Для передачи крутящего момента к ведущим звёздочкам используется механическая двухпоточная трансмиссия с планетарным механизмом поворота. Самоходка имеет индивидуальную торсионную подвеску катков с гидравлическими амортизаторами телескопического типа.

Серийное производство Акации началось в 1973 году. В 1975 самоходка была модернизирована. В усовершенствованной машине две боеукладки заменялись одной барабанного типа на 12 выстрелов, в боекомплект вводились активно-реактивные боеприпасы. Длина ствола была увеличена на один калибр. Модернизированная гаубица получила обозначение 2С3М. В 1987 году на гаубицу установили аппаратуру приема и отображение информации и новый перископический прицел. В боекомплект ввели корректируемый боеприпас ОФ-38 «Краснополь». Модификация получила обозначение 2С3М1.
САУ 2C3 Акация до сих пор состоит на вооружении артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий. В советские времена самоходка поставлялась в страны организации Варшавского договора, Ирак, Ливию и Сирию, где также состоит на вооружении.

Русские САУ

Су-85 Боевая масса – 30 т. Экипаж – 4 чел. Вооружение – одна 85-мм пушка. Толщина брони: лоб и борт корпуса – 45 мм. Двигатель – В-2-34, 500 л. с. Макс, скорость – 55 км/ч. Запас хода по шоссе – 300 км.

Смотрите также:

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх