История жанра эссе. Эссе как жанр художественной публицистики

Эссе (от франц. essai, англ. essay, assay)–попытка, проба, очерк; (от латинского exagium)–взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень («Опыты», 1580 г.).

Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.

Для того, чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Особенности эссе

Выделим наиболее характерные особенности эссе.

1. Ярко выраженная субъективная окрашенность позиции автора на обсуждаемую проблему. Эта особенность позволяет не столь тщательно обосновывать важность обсуждаемой проблемы и научно прорабатывать аргументы; позволяет привлечь внимание общественности к проблеме, которая, допустим в данный момент, не актуальна; при обращении к научному сообществу эссе предоставляет возможность расширить круг специалистов, ученых.

2. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, а также свободным применением метафор, аналогий.

3. Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

проблематизации устоявшейся точки зрения;

подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)

В этом смысле эссе является родственным таким формам выражения, как этюд, дневник, рассказ, очерк, бицзи, исповедь, речь, письмо, заметки, слово и др.

4. Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.

5. Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья, фрагментарный рассказ.

Таким образом, вышесказанное позволяет отметить следующие особенности жанра эссе:

— небольшой объем и конкретность темы;

— личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждения;

— самостоятельно проведенный анализ изучаемой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

— свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

— свободное использование языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики;

— атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Тема не должна инициировать изложение лишь определений понятий, ее цель – побуждать к размышлению.

Структура эссе

Эссе, как и другие виды письменных работ, имеет свою структуру.

1. Титульный лист.

2. Актуальность, которая прописывается в первом абзаце текста. Она должна отражать суть и обоснование выбора темы. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы: «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

3. Основная часть раскрывает теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает аргументацию и анализ, а также их обоснование. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: причина–следствие, общее–особенное, форма–содержание, часть–целое, постоянство–изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один абзац должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство.

Хорошо проверенный способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Подзаголовки, их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

4. Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Заключение подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл, и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Требования к фактическим данным и другим источникам

При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники. Все (фактические) данные соотносятся с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, необходимо убедится в том, что они соответствуют необходимому для исследований времени и месту. Соответствующая спецификация данных по времени и месту – один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предположение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом.

Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Иван Котва

В XVIII –XIX вв. эссе – один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали в Англии Дж.Эддисон , Г.Филдинг , во Франции – Дидро и Вольтер , в Германии – Г.Лессинг и И.Гердер . Эссе было основной формой философско-эстетической полемики у романтиков и романтических философов (

- (фр. essai – попытка, проба), небольшое прозаическое сочинение свободной композиции, выражающее впечатления автора от чего либо, его размышления и соображения по какому либо вопросу. Эссе не претендует на исчерпывающую полноту или определяющую… … Литературная энциклопедия

эссе - нескл., ср. essai m. 1. Проба, попытка. Вывел я в заключение, что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное, как попытки (essays) на разных поприщах. 1861. А. И. Михайлов Данилевский Дн. 2. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- [сэ], неизм.; ср. [франц. essai] Спец. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Литературно критическое э. Философское э. * * * эссе (франц. essai опыт,… … Энциклопедический словарь

- [фр. essai] лит. литературно публицистический очерк, историческая, критическая или научная статья, написанная в непринужденной полемической форме и предлагающая какие л. общие суждения по избранному предмету. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г … Словарь иностранных слов русского языка

- [сэ], нескл., ср. (спец.). Прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское э. Литературно критическое э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова

Очерк Словарь русских синонимов. эссе сущ., кол во синонимов: 1 очерк (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

эссе - ЭССЕ, нескл., ср Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, философское, литературно критическое, историко биографическое, публицистическое, сочетающее подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто… … Толковый словарь русских существительных

- (французское essai опыт, набросок), малый жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением,… … Современная энциклопедия

- (франц. essai опыт набросок), жанр философской, литературно критической, историко биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на… … Большой Энциклопедический словарь

- [ссэ], нескл., с … Русское словесное ударение

Нескл. ср. Жанр философской и публицистической прозы, характеризующийся свободной формой авторского изложения и трактовки затрагиваемой проблемы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Эссе , О. Э. Мандельштам. В сборник вошли литературно-критические статьи известного русского поэта ОсипаЭмильевича Мандельштама (1891-1938) "Франсуа Виллон", "Разговор о Данте", "Гуманизм и современность",…

Литературный повествовательный жанр - пожалуй, один из наиболее распространенных в наши дни. Мы все писали в школе сочинения и изложения. Сегодня

нередко школьникам и студентам предлагают написать эссе. Что представляет собой этот жанр в литературе, когда он впервые появился, каковы его Наконец, как правильно писать эссе? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Для того чтобы лучше понимать тему, необходимо проследить развитие жанра. Перед тем нужно не только овладеть правилами его сочинения, но и знать, что отличает его от других произведений. А также понимать, как и когда оно появилось в литературе.

Характеристика

Само слово «эссе» переводят как «опыт» или «набросок». Такие литературные произведения отличаются, как правило, небольшим объемом (от 10 до 20 страниц), хотя известны примеры, когда размер сочинения достигал и 50 страниц. В содержании автор раскрывает собственное, сугубо индивидуальное отношение к теме, затронутой в повествовании.

Эссе - литературный жанр прозаического сочинения. Характеризуется максимальной приближенностью к подчеркивая позицию автора, его собственный опыт и рассуждения, которые могут кардинально отличаться от общепринятого понимания проблемы. Пожалуй, ни в одном другом произведении повествование не отличается такой парадоксальностью. Однако именно эссе отличает удивительная целостность авторской мысли, которую трудно сохранить в более объемных текстах.

История появления

«Отцом» этого направления считают француза М. Монтеня. В отечественной литературе сочинения, соответствующие определению «эссе», можно найти среди произведений Достоевского. Некоторые специалисты утверждают, что первые сочинения подобного типа можно найти также в библейских произведениях и моралистических рассуждениях однако полностью жанр сформировался и расцвел в XVI веке. Творчество Монтеня можно назвать ярким примером или даже инструкцией к тому, как правильно писать эссе. В своих произведениях талантливый француз виртуозно проводил собственные «опыты», благодаря которым пытался понять себя в этом мире и этот мир в целом через призму собственного отношения и знания. Монтень демонстрирует, насколько ярким может быть повествование. Он легко отклоняется от главной линии повествования, обильно использует метафоры и ассоциации, что превращает его произведения в великолепные и понятные большинству обывателей сочинения.

В конце XVI века увлекся англичанин Ф. Бэкон. Его произведения несколько отличались от творений Монтеня. Повествование было менее пространным, отличалось ясностью, четкостью и сосредотачивалось на одной главной мысли. В начале XVII века Мильтон в своих произведениях предпочитал страстные призывы, которые должны были пробуждать в читателе желание изменить существующий строй, начать бурную реформаторскую деятельность. Его эссе были скорее носителями идеи, чем эмоциональным повествованием на определенную тему. Очень глубокими по содержанию были и сочинения Дальтона. Он посвящал их конкретным идеям, которые излагал серьезным языком. Именно Дальтона считают «родителем» критического эссе.

На заре XVII века представление о том, как правильно писать эссе, несколько изменилось. Эти произведения

стали менее серьезными и более короткими. Именно тогда возникает такая разновидность, как периодически появляющееся эссе. Его автором считают англичанина Аддисона, который регулярно размещал небольшие произведения в газете. По сути, они являлись прототипом газетной колонки. Развитие печатной промышленности и увеличение количества периодических изданий превратило эссе в один из наиболее популярных жанров.

Современные произведения этого различаются настроением и манерой повествования, могут быть философскими, глубокомысленными или легкими и юмористическими, наивными, словно написанными «писакой-неумехой».

Структура сочинения

Сегодня существует ряд требований к тому, как правильно писать эссе. Одно из основных - структура произведения. Оно должно содержать такие части, как введение, основная часть и заключение. Как видите, содержание подчинено правилам, которые можно предъявить к любому повествовательному тексту. При этом приветствуется использование различных аргументов, оценочных суждений, широкое использование метафор и аллегорий. Задача эссе - помочь читателю узнать о собственном отношении автора, понять логику его суждений, оценить богатство личного опыта писателя.

прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику. Он издревле формировался в сочинениях, где на первый план выступала личность автора (в античных декламациях Лукиана).

Эссе как жанр

Как самостоятельный жанр эссе укоренился в литературе после М.Монтеня («Опыты». Книга 1-3 1572-92). Разностороннее развитие он получил в журналистике, особенно английской, в 17-18 веках. Становлению эссеистики содействовали Дж.Донн и Г.Филдинг, Д.Дидро и Вольтер, Г.Э.Лессинг и И.Г.Гердер, Г.Гейне и Г.Д.Торо, Т.Карлейль, Г.К.Честертон, Г.Адамс. В 20 веке крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественно-научной и гуманитарной мысли и сближения разных кругов читателей (Р.Роллан, Б.Шоу, Г.Уэллс, Г. и Т. Манны, И.Бехер, П.Валери, А.Моруа, Ж.П.Сартр).

Эссе в русской литературе

Для русской литературы жанр эссе менее характерен ; однако образцы эссеистического стиля обнаруживают у А.С.Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург», 1833-35), А.И.Герцена («Стогоберега», 1847-50), Ф.М.Достоевского («Дневник писателя», 1873-81). В начале 20 века к жанру эссе обращались Вячеслав Иванов, Д.С.Мережковский, А.Белый, Л.Шестов, В.В.Розанов. Из советских писателей эссеистику создавали А.В.Луначарский, И.Г.Эренбург, Ю.К.Олеша, В.Б.Шкловский, К.Г.Паустовский.

Слово эссе произошло от французского essai, что в переводе означает - попытка, очерк.

Памятка по написанию эссе

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк». «Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции , трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные». Таким образом,эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, парадоксальностью. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

  • непредсказуемые выводы
  • неожиданные повороты
  • интересные сцепления

Структура эссе:

  1. Постановка самой проблемы, краткое изложение того, о чем работа (полстраницы).
  2. Аргументация выбора темы, подкрепление начального утверждения. Раскрытие выдвинутой темы в 2-3х тезисах (1-1,5 страницы).
  3. Вывод, вытекающий из аргументированных объяснений.

Структурная схема эссе.

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.

Для облегчения работы по подготовке к написанию эссе предлагаются различные варианты клише, которые уместно использовать в письменной работе.

Вступление Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следую­щими соображениями... Поразительный простор для мысли от­крывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению…
Основная часть. Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следу­ющим примером... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить…
Заключение Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить…

Особенности эссе как литературного жанра.

1. Наличие конкретной темы или вопроса. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер.

2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе - жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

3. Небольшой объем. Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция. Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок.

5. Непринужденность повествования. Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений.

6. Парадоксальность. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

7. Внутреннее смысловое единство. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

8. Открытость. Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным - не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре­бованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо­жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.). Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска­жите то же самое, но своими словами). Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания,используя черновик . Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: ис­пользовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - зна­ние современного законодательства и т.д.).

Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци­таты и т.д.). Изложите свою точку зрения в той последователь­ности, которую вы наметили. Сформулируйте общий вывод работы и, если необ­ходимо, отредактируйте ее.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх