Де Помпадур: тайны соблазнения от знаменитой фаворитки. Великие истории любви

Когда молодой аристократке Жанне-Антуанетте Пуассон было 9 лет, гадалка предсказала ей любовную связь с королём. Однако то, что действительно ожидало девушку в будущем, было гораздо значительнее любого предсказания. Ей суждено было стать не просто очередным увлечением любвеобильного монарха, а самой влиятельной фавориткой Людовика XV и управлять не только его сердцем, но и государственными делами.

Портрет маркизы де Помпадур. Портрет работы Франсуа Буше. Фото: репродукция

Брак по расчёту

Происхождение Жанны-Антуанетты Пуассон не было столь блестящим, как ей хотелось бы. Родной отец девушки, финансист мелкой руки, проворовался и бросил семью. Образованием и достатком она прежде всего была обязана приёмному родителю — Ле Норману де Турнему . Он же подыскал будущей маркизе супруга. В 19 лет юная Жанна пошла под венец с ничем не примечательным, кроме своего состояния, Шарлем Гийомом , владельцем имения Этиоль неподалёку от Парижа. Жених был без ума от невесты, однако та не испытывала ответных чувств. Жанна уже тогда была уверена, что всю свою любовь отдаст Людовику.

Первые шаги на пути в Версаль

Имя и деньги мужа открывали перед мадам д’Этиоль двери высшего света и делали её желанной гостьей во многих знатных домах Парижа. Она медленно, но верно прокладывала себе дорогу в Версаль. Узнав о том, что король охотится в Сенарском лесу, Жанна стала ездить туда на прогулки, надеясь на случайную встречу с монархом. Однако этот план не сработал, вместо Людовика девушка встретилась с его фавориткой герцогиней де Шатору . Та мгновенно распознала истинные намерения юной особы и запретила ей появляться в этих местах. Маленькая неудача лишь ненадолго расстроила мадам д’Этиоль. Вскоре весь Париж потрясла новость о гибели герцогини де Шатору от пневмонии. Дорога к сердцу Людовика была свободной.

Игра ва-банк

Долгожданная встреча с монархом произошла в феврале 1745 во время бала, на который Жанна-Антуанетта прибыла в костюме богини охоты. Уже тогда прекрасной незнакомке удалось привлечь к себе внимание короля. Через несколько дней они вновь встретились на балу в столичной ратуше. Казалось, что судьба благоволит мадам д’Этиоль и она близка к своей цели, однако вскоре ей донесли: король не верит в искренность чувств женщины. Будущая фаворитка решила идти ва-банк.

С трудом добившись очередного свидания с Людовиком, Жанна так умело продемонстрировала ему весь свой актёрский талант, что, будь она на сцене, зал рукоплескал бы её искусной игре. Женщина предстала перед королём в образе отчаявшейся влюблённой, которая, скрываясь от ревнивого мужа, пробралась во дворец с единственной целью — увидеть обожаемого человека! Людовику пришлась по вкусу такая жертва в его честь, и вскоре мадам д’Этиоль получила всё, о чём так долго мечтала: место официальной фаворитки и титул маркизы де Помпадур. Однако Жанна понимала, что удержать всё это в руках ей будет непросто. Поэтому, выиграв одну битву за «место под солнцем», она начала готовиться к следующему, куда более ожесточённому сражению.

За довольно короткое время маркиза де Помпадур смогла стать для Людовика всем: любовницей, другом, помощницей и советчицей даже по государственным вопросам. О ней говорили как о самой своевольной и капризной фаворитке, от решений которой зависели не только судьбы людей, но и судьба целой страны. Многие историки признают, что эта женщина оказывала решающее влияние на политику Франции. Она принимала у себя послов и командующих армиями, вела переписку со многими политическими деятелями. Занимаясь государственными делами, фаворитка Людовика часто преследовала и свои собственные цели. Она добилась должности и титула маркиза для брата, способствовала карьере герцогов Шуазеля и Ришелье , сделала Вольтера историографом и придворным камергером. Наряду с этим всех тех, кто осмеливался выступать против маркизы, женщина, не задумываясь, отстраняла от должностей или отправляла в тюрьму. Не менее важной была охрана того самого пути, по которому она сама пришла к вершинам власти. Действовала маркиза де Помпадур (как и мешавшая ей ранее герцогиня де Шатору) жёстко и уверенно — влиять на Людовика могла лишь она одна.

Мадам Помпадур за вышивкой. Один из последних прижизненных портретов. Фото: репродукция

Покровительница искусства и любовных утех

Маркиза очень любила искусство. Эта любовь часто имела денежное выражение: она поддерживала художников и скульпторов, выплачивая им пенсии и заказывая свои портреты. Благоволила учёным, писателям и поэтам. В её салоне блистали Шарль Дюкло, Бернар Фонтенель, Дени Дидро, Вольтер, Жорж Бюффон, Кенэ . Выдающиеся люди, которые всю жизнь окружали фаворитку Людовика, помогли ей оставить след в искусстве, литературе и архитектуре.

Спустя пять лет после начала романа с Жанной Людовик охладел к своей фаворитке как к женщине. Но отношений с ней он не прекратил. Зная о любвеобильности монарха, маркиза устраивала ему свидания с молоденькими девушками, тщательно отбирая тех, кто не представлял никакой угрозы для неё самой. В постель к Людовику попадали красивые, но глупые и не амбициозные девицы, у которых не было ни малейшего шанса занять место официальной фаворитки. В 1755 году Жанна организовала место под названием «Олений парк» — особняк, предназначавшийся для встреч короля с многочисленными и часто меняющимися девушками. Современники справедливо замечали, что, пока король правит в «Оленьем парке», маркиза правит во Франции.

Последнее путешествие

Мощнейший удар по всей Франции и по самой мадам де Помпадур нанесла Семилетняя война. Франция понесла огромные потери, экономически она была истощена. При этом в итоге страна потеряла почти все свои заморские колонии, уступила Канаду извечному сопернику — Англии.

Более того, Франция потеряла значение ведущей державы Европы и не смогла помешать бурному росту будущего злейшего врага — Пруссии и немецких земель. Общественное мнение винило маркизу де Помпадур в начавшемся экономическом и политическом кризисе. Фаворитка решила оставить политическую сцену, уехав в свою резиденцию в Шуази. Там у неё обострился давний туберкулёз — уровень развития медицины в те времена фактически не оставлял шансов выздороветь. Умереть маркиза решила в Версале, несмотря на то, что подобное право имели только члены королевской семьи. Женщина предусмотрительно вернулась во дворец и скончалась 15 апреля 1764 года. Людовик XV встретил смерть своей фаворитки словами: «Сегодня плохая погода для путешествия, маркиза». Он переживёт её на 10 лет и не увидит, как раздражённая слабыми королями и своевольными фаворитками страна идёт к революции.

История жизни
Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур - фаворитка французского короля Людовика XV, играла важную роль в политической и культурной жизни не только Франции, но и Европы. Она покровительствовала наукам и искусствам.
Отец Антуанетты Пуассон был одно время лакеем, потом поставщиком провиантского ведомства, причем неумелым и нечестным. В судьбе Антуанетты принимал большое участие синдик Ленорман де Турнэм. Возможно, он был настоящим ее отцом. Благодаря Ленорману, Жанна-Антуанетта получила отличное образование. Она прекрасно знала музыку, рисовала, пела, играла на сцене, декламировала.
Среди пансионерок будущей маркизы де Помпадур была некая мадам Лебон, гадалка на картах, которая предсказала девятилетней Жанне, что она будет любовницей Людовика XV. Эти слова Жанна никогда не забывала и, когда предсказание сбылось, с благодарностью вспоминала о нем.
Девочка от природы отличалась живым умом. И если самый ожесточенный ее враг, Аржансон, говорил о ней, что она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полноватой и довольно плохо сложенной, хотя и наделеной грацией и талантами, то другой ее современник, Леруа, обер-егермейстер лесов и парков Версаля, описывал ее с гораздо большей симпатией: среднего роста, стройная, с мягкими непринужденными манерами, элегантная. Лицо безукоризненной овальной формы. Прекрасные, с каштановым отливом волосы, довольно большие глаза, прекрасные длинные ресницы. Прямой, совершенной формы нос, чувственный рот, очень красивые зубы. Чарующий смех. Всегда прекрасный цвет лица, а глаза неопределенного цвета. «В них не было искрящейся живости, свойственной черным глазам, или нежной истомы, свойственной голубым, или благородства, свойственного серым. Их неопределенный цвет, казалось, обещал вам негу страстного соблазна и в то же время оставлял впечатление какой-то смутной тоски в мятущейся душе...»
С холодным расчетом 19-летняя Антуанетта дала согласие на брак с племянником своего покровителя, Ленорманом д’Этиолем. Ее невзрачный супруг был на пять лет старше ее, однако, как наследник главного откупщика, очень богат. При нем она могла вести беззаботную жизнь, и Жанна открыто объявила, что никто на свете не мог бы сбить ее с пути истинного, кроме самого короля...
Она умела с блеском подать себя в высшем свете, и скоро о ней заговорили. Председатель парламента Эно, постоянный участник вечерних приемов у королевы, упоминал о ней, как о прелестнейшей женщине, которую он когда-либо видел. «Она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверное, знает не меньше сотни песен. Она также играет в комедиях Этиоля в прекрасном театре, где механическая сцена и смена декораций».
Однако этой молодой и очаровательной даме было мало оставаться в центре внимания великосветского общества, что она в первую очередь связывала с богатством своего мужа. Жанна постаралась обратить на себя внимание короля, который в это время находился под влиянием чар честолюбивой герцогини де Шатору. Она стала постоянно попадаться Людовику на глаза в Сенарском лесу, где он охотился, в наиболее кокетливых и изысканных туалетах: то в небесно-голубом платье и в розовом фаэтоне, то во всем розовом и в небесно-голубой карете - в конце концов ей посчастливилось быть замеченной им, тем более, что король уже что-то слышал о «малютке Этиоль» и она возбудила его любопытство. Однако фаворитка быстро положила конец притязаниям урожденной Жанны Пуассон, просто-напросто запретив ей показываться в местах охоты короля. И только когда мадам де Шатору внезапно скончалась, госпожа д’Этиоль поняла, что путь к сердцу короля свободен.
Во время грандиозного бала-маскарада, который был дан 28 февраля 1745 года в Парижской ратуше по случаю свадьбы дофина с испанской принцессой Марией-Терезией, Жанне представилась возможность приблизиться к королю. Людовик на балу заинтересовался прелестной маской, которая его явно поддразнивала. По его просьбе незнакомка открыла лицо. Она явно намеренно уронила свой платок, король тотчас бросился его поднимать, возвратил ей, и это было началом их любовной связи, которую они поддерживали через доверенного камердинера Людовика Бине.
В начале апреля госпожа д’Этиоль появилась в Версале на представлении итальянской комедии в ложе, находившейся у сцены совсем рядом с ложей короля, и когда Людовик приказал подать ему ужин прямо в кабинет, весь двор не сомневался, что единственной его сотрапезницей будет «малютка Этиоль». Здесь же она отдалась ему, однако после этого свидания интерес Людовика к ней уменьшился. Король сказал Бине, что госпожа д’Этиоль ему очень понравилась, но ему показалось, что ею во многом двигало честолюбие и корыстный интерес. Камердинер же стал уверять короля, что Жанна без памяти влюблена в него, но она в отчаянье, так как разрывается между любовью к королю и долгом перед мужем, который полон подозрений и боготворит ее.
При следующем свидании с Людовиком госпожа д’Этиоль повела себя осторожнее и выступила в роли всего лишь очаровательной и добродетельной женщины, которую король хотел в ней видеть. Словно в хорошо разыгранном спектакле она с ужасом рассказывала об ожидавшей ее мести мужа и сумела убедить Людовика оставить ее в Версале. Таким образом, ей удалось заложить основы своего влияния на короля, пресыщенного любовными интрижками и напрасно пытавшегося развеять скуку в обществе своей супруги. Ей также без особых трудов удалось убрать из Парижа своего мужа: в качестве компаньона своего дяди он был направлен его представителем в провинцию.
Точно так же ей сразу посчастливилось упрочить покровительство короля и нейтрализовать интриги со стороны наследников. Вскоре повелитель объявил ей, что произведет ее в официальные фаворитки, как только вернется с театра военных действий во Фландрии.
Пока в Версале готовили апартаменты для преемницы де Шатору, Жанна оставалась в Этиоле. Король часто писал ей нежные письма, обычно заканчивавшиеся словами «Любящий и преданный», и она тотчас отвечала в том же духе, а аббат де Берни придавал им законченный вид с точки зрения стилистики и остроумия. Наконец в одном из писем она прочитала: «Маркизе де Помпадур». Итак, он издал указ о присвоении ей этого титула, ранее принадлежавшего одному угасшему роду из Лимузена.
14 сентября 1745 года состоялось ее представление при дворе. Людовик выглядел весьма смущенным, то краснел, то бледнел. Королева, уже давно привыкшая к подобным унижениям со стороны своего супруга, восприняла появление новой фаворитки значительно дружелюбнее, чем ожидалось. Только дофин что-то процедил сквозь зубы.
Однако положение маркизы при дворе было не таким уж и устойчивым. До сих пор король выбирал себе фавориток из высших слоев общества. Урожденная Пуассон нарушила это правило. За ней следили тысячи враждебных глаз, и тысячи злых языков тотчас приходили в движение при малейшей забывчивости, при самых незначительных погрешностях в этикете, при ошибках в придворном языке этой Гризетки, как презрительно называли новоиспеченную маркизу у нее за спиной.
В первую очередь Жанне, естественно, надо было подумать о том, как в этой чреватой непредвиденными опасностями ситуации добиться полной поддержки короля, чтобы упрочить свое положение. Это была самая трудная и чрезвычайно важная задача.
Из всех любовниц Людовика только маркиза де Помпадур обладала способностью развеять его скуку. Она старалась каждый раз быть по-новому привлекательной и каждый раз придумывала для него новые развлечения. Она пела и играла специально для него или рассказывала со свойственной только ей пикантностью новые анекдоты. А когда какой-нибудь министр надоедал ему докладами, что, естественно, раздражало короля, она старалась побыстрее выпроводить докладчика. Например, если это был Морепа: «В вашем присутствии король прямо желтеет. Прощайте, господин Морепа!»
Она гуляла с Людовиком по роскошным садам летних замков и постоянно сопровождала его из Версаля в Кресси, а оттуда в Ла Сель, а оттуда в Бельвю, а потом в Компьен и Фонтебло. На Святой неделе она развлекала его концертами духовной музыки и литургиями, в которых участвовала сама. А когда она играла на сцене в театре Этиоля или Шантемерле у госпожи де Вильмур, ей удалось пленить Людовика своим исполнительским искусством, и она даже создала в Версале в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей небольшой театр, названный «Камерным театром».
Со временем ее положение упрочилось настолько, что она со снисходительным высокомерием стала принимать у себя министров и послов. Теперь она жила в Версале, в апартаментах, принадлежавших когда-то могущественной фаворитке Людовика XIV маркизе де Монтеспан. В комнате маркизы де Помпадур, где она принимала посетителей, было только одно кресло - все должны были стоять в присутствии сидящей фаворитки.
Ложа мадам де Помпадур в театре вплотную примыкала к ложе короля, где они время от времени запирались. Мессу в капелле Версаля она слушала на специально для нее устроенной трибуне на балконе ризницы, где она появлялась одна во время больших праздников. Ее быт был обставлен с небывалой роскошью. Молодой дворянин из старинного рода нес ее шлейф, по ее знаку подставлял ей кресло, ждал ее выхода в прихожей. Она добилась награждения своего гофмейстера Коллена орденом Святого Людовика. На ее карете красовался герцогский герб. Прах своей матери она распорядилась перевезти в купленный ею у семьи Креки склеп в монастыре Капуцинов на Вандомской площади и затем построила там роскошный мавзолей. И, естественно, она в пределах своего могущества постоянно заботилась о своей семье.
Однако маркиза не забывала и себя. Она владела таким огромным недвижимым имуществом, которым ни до нее, ни после нее во Франции не владела ни одна королевская фаворитка. Она купила поместье Кресси в Дре за 650 тысяч ливров, выстроила здесь роскошный замок - строительство было вообще ее коньком, - а также заново обустроила огромный парк. Она купила Монретон, однако тотчас выгодно перепродала его, купила Сель в миле от Версаля по дороге в Марли (небольшой замок - в противоположность помпезному Кресси) и здесь тоже перестроила в соответствии со своими вкусами все то, что ей не понравилось. Недалеко от небольшого Версальского парка она построила уединенный домик с персидскими занавесями, расписными панелями, большим садом с кустами роз, в центре которого возвышался храм со статуей Адониса из белого мрамора. Такой же домик она построила в Фонтебло и в Компьене, а в Версале возвела отель, по специальному коридору из него можно было пройти прямо в замок. В Париже, в отеле Понштрен, где обычно останавливались послы высшего ранга, ей принадлежали роскошные апартаменты. За 700000 ливров она купила находившийся в квартале Сен-Оноре отель графа д’Эвре, где полностью перестроила первый этаж. Каждое такое мероприятие само по себе требовало огромных денег.
Как чудо вырос на песчаниках прекрасный замок Бельвю. 2 декабря 1750 года в декорированном в китайском стиле маленьком театре был показан балет «Амур-архитектор». На сцене можно было увидеть парящую в воздухе гору Лафонтена, на нее спускался замок фаворитки, а с улицы на сцену въезжала повозка с закрытым коробом, который опрокидывался, и из него высыпались хорошенькие женщины, это были балерины...
Однако всех этих дворцов маркизе было мало. Она взяла в аренду у герцога де Лавальера его дом в Шам, у герцога де Жевра - его поместье в Сент-Уэне, купила Менар, Бабиоль, владение Севр и землю в Лимузене. И в королевских замках она также многое меняла в соответствии со своим вкусом. Это было основной заботой и развлечением госпожи де Помпадур - постоянно и с большой выдумкой заниматься перестройкой, так что для скучавшего короля все совершенное ею было развлечением и походило на постоянные сюрпризы из шкатулки.
В своем доме и в королевских покоях волшебница Жанна переносила Людовика в мир великолепной архитектуры, причудливых дворцов, под своды аллей столетних деревьев, где, впрочем, все было обустроено в соответствии со здравым смыслом, и каждый дом нес на себе отпечаток модной пасторали. Сады Помпадур, далекие от обычной помпезности, представляли собой живописный мир из заросших жасмином и миртом уютных беседок, клумб с розами, статуй Амуров в самых неожиданных местах, полей нарциссов, гвоздик, фиалок, тубероз... В этих чудных декорациях король снова начинал чувствовать вкус к жизни. Маркиза вновь и вновь покоряла его своей способностью представать перед ним всякий раз новой и неожиданной. В этом ей помогали изысканные макияжи и костюмы, целый калейдоскоп костюмов! То она переодевалась в костюм султанши с картин Ванлоо, то являлась в костюме крестьянки.
Специально для короля она придумала еще один необыкновенный костюм, он был назван «неглиже а ля Помпадур»: что-то вроде турецкого жилета, который облегал шею, застегивался на пуговицы на предплечье и облегал спину до бедер. В нем маркиза могла показать все то, что хотела, и лишь намекнуть на все, что желала скрыть.
Свою жизнь при дворе Жанна называла постоянной борьбой против врагов, и она вряд ли могла надеяться, что когда-нибудь для нее наступят мир и покой. И в то же время она должна была всегда выглядеть жизнерадостной и беззаботной в присутствии короля и придворных. Фаворитка изматывалась в постоянной борьбе за сохранение своего влияния и своей власти. В угоду честолюбию приносилось хрупкое здоровье. Маркиза употребляла всевозможные средства, чтобы в глазах Людовика ее уже несколько поблекшие молодость и красота выглядели все так же привлекательно. Ей приходилось прибегать к различным ухищрениям, чтобы по-прежнему возбуждать чувственность короля.
Но в конце концов Жанна пришла к разумному выводу, что не должна мешать Людовику заводить новых любовниц. Будет лучше, если она останется просто его другом и будет держать под контролем его мимолетные увлечения. И постоянно следить за ним. Так ей скорее удастся не пропустить появления опасной его привязанности к женщине, превосходящей ее умом и красотой. И первую из этих девочек она привела сама. Это была малышка Марфи, чей портрет кисти Буше всем известен.
Утратив власть над сердцем короля, маркиза попыталась подобраться к высшей власти с другой стороны. Так как король поощрял культурную жизнь государства, она старалась окружить себя поэтами, учеными и философами. Вне конкуренции среди них был Вольтер, старый друг маркизы и д’Этиоля. Маркиза оказывала ему явное предпочтение, сделала его академиком, главным историком Франции, главным камергером. В свою очередь он написал для придворных праздников «Наваррскую принцессу», «Храм Славы», посвятил маркизе «Танкреда» и прославил ее в стихах и прозе. «Помпадур, вы украшаете своей особой двор, Парнасс и остров Гетер!» - восклицал он с восхищением и благодарностью, а когда она безвременно умерла, он написал Сидевилю: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур. Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который только и может, что пачкать бумагу и едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы...»
Она сделала немало и для Руссо, особенно тогда, когда тот не мог защитить свои собственные интересы. Она поставила на сцене его «Сибирского прорицателя» и имела большой успех в мужской роли Колпена. Однако Жан-Жак считал ее недостаточно внимательной к нему, так как он не был представлен королю и не получал пенсию. Зато маркиза устроила пенсию для старого Кребильона, когда-то дававшего ей уроки декламации, который теперь был беден и всеми покинут. Маркиза поставила его пьесу «Кателина», способствовала монументальному изданию в королевской типографии его трагедий, а после смерти Кребильона - строительству для него мавзолея.
Ее друзьями были Бюффон, которому она завещала своих зверей - обезьянку, собаку и попугая, - и Монтескье, хотя и не в такой степени, как Мармонтель. Последний добился милости маркизы, сочинив стихотворение в честь создания ею Военного училища, она же сделала его академиком. Маркиза также помогла обоим энциклопедистам - д’Аламберу (для него она выхлопотала пенсию) и Дидро, которого она неоднократно призывала к умеренности и осторожности.
С именем Помпадур связаны и другие не менее славные деяния. Она основала знаменитые севрские фарфоровые фабрики. Желая создать серьезную конкуренцию знаменитому и дорогостоящему саксонскому фарфору, Помпадур перевела фабрики из Венсенна в Севр, неутомимо занималась экспериментами, приглашала искусных ремесленников и талантливых художников, скульпторов, устраивала выставки в Версале и во всеуслышание объявляла: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны». Прекрасные нежные розы, ее любимый цветок, который она сажала, где только могла, со временем были названы «розами Помпадур».
Почти 20 лет продержалась маркиза у трона, хотя ее положению часто грозили опасности. Она не была жизнерадостным человеком, хотя и хотела казаться им. На самом же деле Помпадур обладала холодным рассудком, честолюбивым характером и к тому же железной волей, что удивительным образом сочеталось с ее слабым, уставшим от тяжелого недуга телом... «Чем старше я становлюсь, - писала она в одном из своих писем брату, - тем более философское направление принимают мои мысли... За исключением счастья находиться с королем, что, конечно же, радует меня больше всего, все остальное только переплетение злобы и низости, ведущее ко всяким несчастьям, что свойственно людям вообще. Прекрасный сюжет для размышлений, особенно для такой, как я». И еще она писала: «Где бы ни встретили вы людей, вы обязательно найдете у них фальшивость и любые возможные пороки. Жить в одиночестве было бы слишком скучно, поэтому приходится принимать их такими, какие они есть, и делать вид, как будто не замечаешь этого...»
В последующие годы ей больше не приходилось обольщаться чувствами короля к ней. Маркиза знала, что была для него теперь всего лишь снисходительным и преданным другом, а не возлюбленной. Он держал ее при себе по привычке и из жалости. Он знал, как она впечатлительна и ранима, и опасался, что, если он распрощается с ней, она способна в отчаянии наложить на себя руки. «Я боюсь, дорогая, - сказал как-то Шуазель своей камеристке, - что меланхолия овладеет ею, и она умрет от печали».
В одной из поездок в Шуазель она упала в обморок, однако нашла в себе силы поправиться, вопреки ожиданиям окружающих. Затем наступил рецидив, и надежды больше не стало. Людовик приказал перевезти ее в Версаль, хотя до сих пор, как писал Лакретель, только принцам разрешалось умирать в королевском дворце. Однако маркиза сохраняла свое могущество даже с уже похолодевшими руками. После ее смерти в столе у нее нашли всего 37 луидоров. Финансовое положение женщины, которую народ обвинял в том, что она перевела за рубеж значительные суммы, было таким тяжелым, что, когда она заболела, ее управляющий был вынужден взять в долг 70000 ливров.
Время господства маркизы де Помпадур в течение 20 лет стоило Франции 36 миллионов франков. Ее увлечение строительством, многочисленные приобретения, драгоценные камни, произведения искусства, мебель требовали значительных затрат. Однако ее содержание, обходившееся вначале в 24000 ливров в месяц, к 1760 году уменьшилось в восемь раз, и уже в 1750 году она не получала от короля богатых подарков. Иногда ей удавалось выкрутиться за счет карточных выигрышей и продажи драгоценностей. Ее единственным наследником был брат. В завещании были также упомянуты ее многочисленные друзья и слуги. Королю она оставила свой парижский отель и свою коллекцию камней.
Маркиза умерла в 43 года. Однако остается только удивляться, что при такой тревожной жизни она протянула так долго. В ранней юности у нее нашли туберкулез легких, и она должна была придерживаться предписанного ей лечения молоком.
Указ строго запрещал оставлять тела усопших в королевском замке. Ничего не должно было напоминать о конце человеческой жизни. Едва остывшее тело женщины, еще недавно видевшей у своих ног всю Францию, пронесли почти обнаженным по переходам замка и улицам Версаля и оставили до погребения в специально выбранном для этого доме. Король, как всегда, хорошо владел собой и не показывал свои истинные чувства, однако было видно, что он глубоко скорбит.
В день похорон разразилась страшная буря. В 6 часов вечера траурный кортеж свернул на большую дорогу к Парижу. Король в задумчивости и с грустным выражением лица наблюдал за ним с балкона своей комнаты и, несмотря на дождь и ветер, оставался там до тех пор, пока траурная процессия не скрылась из виду. Затем он вернулся к себе, слезы катились у него по щекам, и, рыдая, он воскликнул: «Ах, это единственная честь, которую я мог ей оказать!»
Если в чем-либо влияние маркизы де Помпадур зачастую можно оспаривать, то уж в области искусства, художественных ремесел и моды ее превосходство было неоспоримым, и с полным основанием говорят, что грациозность и вкус, свойственные всем без исключения произведениям ее времени, являются плодом ее влияния и что она по праву может считаться крестной матерью и королевой Рококо.

Все возможно, если есть цель и большое желание ее добиться! История некоронованной королевы Франции жившей во времена Людовика XV повествует нам о безусловной женской победе! Никакие препятствия не могли остановить эту легендарную маркизу на пути к своему успеху. А ведь даже ее происхождение отнюдь не способствовало этому.


Судьбоносное предсказание

Жанна-Антуанетта Пуассон родилась в семье, статус которой, не позволял быть в списках высшего общества Франции. Ее официальный отец бывший лакей дослужившейся до статуса интенданта, вскоре проворовался, и сбежал из Франции, бросив жену и детей. Репутация матери была и того хуже.

До замужества мадам Пуассон состояла на содержании у мужчин, да и после того как она вышла замуж, жизнь ее не отличалась благочестием. Мать Жанны продолжала встречаться с давним любовником Ле Норманом де Турнэм. Кто в действительности был отцом Жанны, осталось неизвестным.

Когда девочке исполнилось девять лет, мать решила сводить ее к гадалке известной по тем временам мадам Лебон. Нужно было непременно узнать - сможет ли Жанна выйти замуж. Ведь именно удачное замужество могло обеспечить безбедную жизнь. Только лишь взглянув на угловатую девочку, предсказательница воскликнула: «Не может быть…! Передо мной будущая фаворитка короля!»

Действительно предсказание было абсолютно абсурдным. Стать фавориткой короля маленькая Жанна никак не могла. И дело было не в ее внешности или возрасте. Король к тому времени был уже взрослым мужчиной и имел жену и детей. Самое главное условие, которое могло бы позволить претендовать на столь почетную роль, должно было быть дано даме с рождения.

Фаворитками могли стать только женщины аристократки. Семья Жанны-Антуанетты была далека от аристократического общества. Конечно, король мог позволить себе интрижку и с женщиной не аристократических кровей, но присвоить ей статус фаворитки этикет Французского двора не позволил бы. К тому же король Людовик XV любил свою жену и был ей верен. В общем, сказать было столько - «Невозможно потому…».

Вера рождает идею. Идея порождает действие.

Другая женщина не обратила бы внимание на столь невероятное предсказание. Но мадам Пуассон поверила гадалке и внушила эту веру своей дочери. А что же маленькая Жанна? Как она отнеслась к этому пророчеству?

А король будет меня любить? - спросила Жанна. Этот вопрос волновал ее больше всего.

«Какие глупости содержатся в мыслях моей девочки» - подумала мадам Пуассон - «Разве главное любовь?! Стать фавориткой короля! Вот это честь, и возможности, о которых мечтают многие». Она не ответила дочери, но решила действовать.

В то время Жанна училась в обители урсулинок. Такое образование позволило бы ей стать примерной женой. Но для будущей фаворитки короля нужны совсем другие знания. Мадам Пуассон задумалась - где взять деньги на более достойное образование? Чтобы суметь очаровать короля девушка должна быть всесторонне развитой.

Уметь танцевать, музицировать, поддерживать светскую беседу и еще много чего другого. Как же быть? Мадам Пуассон очень хотела, чтобы предсказание гадалки сбылось. И тогда она решила внушить своему любовнику, что именно он, является отцом Жанны. Ле Норманн не имеющий до этого известия детей, был очень обрадован внезапному появлению дочери и выделил необходимые средства на образование любимицы.

А Жанна в юности, как наверное любая из нас, мечтала… Мечтала о КОРОЛЕ! Мечтала о встрече с НИМ, о любви! Она с упованием осваивала все премудрости обучения. Она так старалась!!! Ведь именно это приведет ее к мечте - стать возлюбленной короля!

Какая наивность! Такое образование в то время получали аристократки, но ведь она таковой не являлась!

Жанна подрастала и постепенно из гадкого утенка превратилась в миловидную девушку. Но далеко не красавицу. Она была не высокого роста слегка полноватая, и лишь большие глаза непонятного цвета выделяли ее среди других. Эти глаза нельзя было назвать ни голубыми, ни серыми, ни зелеными.

В них казалась, была заключена какая-то тайна. Эту тайну Жанна-Антуанетта пронесла через всю свою жизнь. Тайна о том, как очаровать короля и не просто очаровать, а суметь добиться такого влияния при дворе, которое позволило ей принимать участи в политических делах Франции, стать законодательницей мод, и самой влиятельной фавориткой.

Но это все в будущем. А пока Жанне исполнилось 19 лет, и она была очень далека не только от короля, но даже от Парижского общества. В салонах Парижа в те времена встречались представители буржуа и мелкая аристократия. Отнести себя к наивысшему обществу могли только те счастливчики, кому был позволен доступ в стены Версаля. Для того чтобы туда попасть нужно было родиться в семь аристократов.

Чего хочет женщина - того хочет бог! А если две женщины страстно идут к одной и той же цели? Что делать богу?!

Мадам Пуассон со своим любовником, решают выдать Жанну замуж за племянника Ле Нормана. Это замужество позволило юной девушке иметь достаток и приобрести более достойное имя - мадам Д Этиоль. Жанна стала появляться в Парижских салонах. Своим обаянием, чувством юмора и тактом она сумела очаровать многих.

Жанна обладала красивым, хоть и не глубоким голосом, умела страстно декламировать стихи, к тому же она была интересным собеседником. Вскоре кавалеры начали активно ухаживать за Жанной, предлагая ей свою любовь. А как же муж? Тогда измена, как со стороны мужа, так и со стороны жены была явлением обычным. А мужское внимание в этом вопросе лишь подтверждало женскую состоятельность. О времена! О нравы! Но Жанна уверенно заявляла всем обожателям: «Я изменю мужу только с королем!». Ее фраза воспринималась всеми как удачная уловка или шутка позволяющая хранить верность мужу.

Чем же был занят король в то время? Он уже не был столь благочестив и успел обзавестись не одной официальной фавориткой. Королева Мария Лещинская просчиталась, отказав в близости королю не один раз. Людовик XV был очень темпераментным мужчиной и не мог долго обходиться без плотских удовольствий.

Ох уж эти мужчины! В его постели успели побывать все сестры де Майи-Нель. Четвертая - графиня де Шатору была самой продуманной. Насмотревшись на ошибки сестер, она круто взяла в оборот короля, не позволяя ни одной красавице приближаться к его величеству.

Жанна узнавала о подробностях личной жизни короля у светских сплетниц. И продолжала надеяться и верить, что когда-нибудь она станет его возлюбленной. Ей представился счастливый случай. Король со своей свитой, и неизменно сопровождающей его повсюду спутницей мадам де Шатору, отправились отдыхать в замок Шуазель, который располагался не подалеку от имения д Этиоль.

Синарский лес, где охотился король - стал сценой для мадам д Этиоль. Каждый день, отправляясь на охоту, король неизменно встречал на своем пути прекрасную нимфу. Незнакомка была облачена в платья нежных оттенках то лилового, то розового цветов и восседая в открытой карете, уносилась прочь от кортежа короля.

Король был заинтригован. Но мадам де Шатору вовремя заметила интерес короля, и тут-же отправила послание запрещающее появляться на глаза королю наглой сопернице.

Ослушаться фаворитку короля было невозможно. Жанна страдала, ведь теперь ее мечта была не просто фантазией, она увидела КОРОЛЯ воочию. Он был высок и очень красив! Недаром его называли Людовик прекрасный! Мадам Д Этиоль влюбилась и начала мечтать о короле еще больше. Мечтала, страдала и надеялась!

Кто из нас не испытывал подобных чувств? Видеть любимого и рядом с ним другую женщину… Ревность, величие короля и понимание насколько недостижима ее мечта - все это только усиливало чувства.

Прошло какое то время, и сердце короля стало вновь свободным - скончалась его фаворитка мадам де Шатору.

Актриса или влюбленная женщина с чувством собственного достоинства?

Мадам д Этиооль понимала - нужно действовать! Пока король скорбит, его окружает множество прекрасных дам, каждая из которых только и мечтает занять вакантное место фаворитки. И они не бездействуют! Но как ей привлечь внимание любимого? Ведь у Жанны не было возможности даже увидеть короля!

Многие источники сообщают о том, что первая встреча Короля и мадам д Этиоль произошла на балу- маскараде в Парижской ратуше, где Жанна предстала в костюме Дианы охотницы и сумела привлечь внимание Людовика. В художественной книге Натальи Павлищевой события первой встречи короля и мадам д Этиоль описаны несколько в другой интерпретации.

Как знать возможно художественный вымысел более близок к реальным событиям… В любом случае их встреча не могла произойти без участия влиятельных людей. Интриги, интриги Парижского двора, я думаю, без них не обошлось! Кто-то сделал ставку на мадам д Этиоль.

Но познакомиться с королем и даже переспать с ним это лишь первый шаг. В этом шаге, возможно, кто-то помог Жанне. Но весь остальной спектакль был сыгран ей самой! Сыгран так виртуозно, что у короля просто не осталось шансов как без памяти влюбиться в эту женщину!

Отдавшись королю, Жанна исчезает из его поля зрения. Людовик в недоумении - как так - неужели ОН такой прекрасный и величественный, завоевавший не одно сердце красавицы не понравился этой мадам? Он думал, что насладившись интрижкой, сам прекратит это мимолетное увлечение.

До этого все женщины, окружавшие Людовика, только вступив с ним в любовную связь, стремились оградить короля от внимания других женщин. Неожиданное поведение Жанны заинтриговало короля. Каково же было объяснение мадам д Этиоль?

Ах, Сир - Вы покорили мое сердце! Я бежала не от Вас! Я бежала от себя! Умничка Жанна!!! Теперь король вынужден был догонять. Он почувствовал себя в роли охотника, а не добычи. Было это виртуозной игрой или искренним порывом влюбленной женщины? Как знать… Возможно и то и другое.

Эта игра позволила Жане удержать интерес Людовика, но не приблизила ее к статусу фаворитки. Чтобы получить этот статус нужно было официальное представление ко двору. Даже влюбленный король не мог представить в качестве своей фаворитки женщину не аристократических кровей. Мадам д Этиоль понимала - король рано или поздно догонит ее, а что дальше? Тогда женщина предпринимает следующий шаг:

Подкупив придворных Жанна пробирается в покои короля. Уже интригующе! И сообщает Людовику, что ее муж, узнав о порочной связи жены, грозится расправой! Он изгонит Жанну и лишит ее общения с дочерью. Единственный мужчина, который может спасти мадам д Этиоль от расправы мужа - это Король!

Теперь Людовику была предложена благородная миссия рыцаря спасающего свою прекрасную даму сердца! Как он мог устоять??! Людовик совершает неслыханный поступок, идущий в разрез всем правилам этикета того времени. Жанне присваивают титул «маркиза Де Помпадур» и оставляют жить в Версале. И это еще не все! Король намерен вопреки всем противникам «наглой безродной девки» представить ее ко двору в качестве своей фаворитки.

Жанна старается не подвести любимого - она учит правила этикета. Что говорить, как ходить, кому улыбаться, а кому нет. Это целая наука, которую маркиза осваивает блестяще.

Маркиза Де Помпадур была любовницей короля на протяжении 5 лет. Но ее темперамент не соответствовал запросам Людовика. Что только не предпринимала Жанна, чтобы быть более сексуальной. Специальное меню с афродизиаками, различные снадобья. Но природа брала свое. Вскоре Жанна не стала устраивать короля в качестве любовницы. Людовик стал поглядывать на других женщин. И не только поглядывать.

Что следует за падением интереса Короля как мужчины? Обычно фаворитку отстраняют от двора, отослав куда подальше. Но легендарная маркиза даже в этой ситуации смогла выйти победительницей. Она так разыграла партию, что не только не была изгнана, но еще и получила новый титул - герцогини.


Еще 15 лет Де Помпадур была рядом с королем уже в качестве его друга, наставника и советчицы. Король не мог обходиться, без умной, всегда жизнерадостной, Помпадур. Чтобы король не скучал, она организовала камерный театр, который могли посещать только приближенные к королевской персоне.

Сама играла в этом театре различные роли. Помпадур даже пошла на то, что подбирала девушек для забав короля. По ее советам вершились государственные дела, и был построен не один замок. Она занималась изготовлением фарфора и покровительствовала поэтам и философам того времени. Маркиза Де Помпадур была единственной фавориткой сумевшей расположить к себе королеву - свою соперницу!

Не коронованная королева - так называли Де Пампадур. В то время все понимали, кто правит балом Франции! Даже последний путь легендарной маркизы напоминал сцену из продуманного и срежисированного ей спектакля.

Лишь королям и членам их семейства было позволено умирать в Версале. Для Помпадур Людовик сделал исключение. Она умирала в королевских покоях. А когда ее тело выносили, шел проливной дождь. Казалось даже природа скорбила, об утрате этой загадочной и влиятельной женщины.

Загадка маркизы

Влияние и почести, которым была удостоена маркиза Де Помпадур это безусловная женская победа! Оставаться всегда веселой и интересной для мужчины это титанический труд. Ей удалось добиться столь больших высот, не имея для этого ни исключительно красивой внешности, ни нужного происхождения, ни страстного темперамента, который так ценится мужчинами.

К тому же у Жанны было очень слабое здоровье. Она мучилась от чахотки и умерла в возрасте 43 лет, при этом оставив неизгладимый след в истории Франции. А если представить себе тот факт, что при общении с Людовиком ей нужно было помимо женских чар сочетать еще и почтительное общение с королем.

Ни о каком равноправии женщины и мужчины даже и речи быть не могло!

Была ли Помпадур виртуозной актрисой или любящей женщиной готовой на все ради того, чтобы иметь возможность общения со своим Людовиком?

Как знать… Эту загадку она унесла с собой.

История маркизы Де Помпадур говорит нам о том, что для женщины нет границ - все возможно! Что нужно для этого?

Любовь и вера, а может быть актерский талант?

А может быть, в этой истории главную роль сыграла цыганка?

Она действовала весьма продуманно, завоёвывая сердце Людовика XV, ведь ни особой красотой, ни знатность соблазнительница не могла похвастаться. Однако мало стать фавориткой Его Величества, нужно уметь сохранить это место за собой на долгое время. И ей это удалось! До самой своей смерти она была для короля единственной и неповторимой.

Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года. Девочка получила отличное образование: она великолепно музицировала, пела, рисовала и играла на сцене. Еще в детстве Антуанетте нагадали, что в будущем, она станет королевской фавориткой. Девочка крепко запомнила предсказание, произведшее на нее сильное впечатление.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось девятнадцать лет, к ней посватался довольно состоятельный юноша Шарль де Этиоль. Девушка отчего-то стала тянуть с ответом. Не обладая ни красотой (как утверждали её современники), ни состоянием, ни здоровьем, честолюбивая Антуанетта надеялась на исполнение предсказания гадалки. А король Франции это не какой-то там Шарль. Девушка начинает совершать прогулки в излюбленное место королевской охоты Сенарский лес. Однако королю встретившему несколько раз Жанну Антуанетту, девица совершенно не понравилась, и он велел передать, чтобы назойливая подданная более не преследовала его. Расстроенная, но не отчаявшаяся, Жанна принимает предложение де Этиоля и выходит замуж.

Следующая встреча Людовика XV и Жанны Антуанетты происходит на бале-маскараде. Мадам де Этиоль основательно подготовилась к этому времени и собрала с помощью слухов и сплетен необходимую информацию о самом короле и его предпочтениях. Внимание пресыщенного всевозможными развлечениями скучающего монарха привлекла молодая особа в костюме Дианы-охотницы. В меру заинтриговав Людовика, чаровница затерялась в толпе. Чтобы также неожиданно появиться в следующий раз в театре по соседству с королевской ложей (ради получения столь завидного местечка Жанне Антуанетте явно пришлось постараться). Людовик, не теряя времени, пригласил даму отужинать вместе. В эту же ночь Жанна Антуанетта отдалась королю. После чего снова исчезла.

Людовик не находил себе места, теряясь в догадках о причине столь странного поступка. Монарх позабыл о своей скуке. Он-то уже заготовил речь, дабы поставить на место даму, ожидающую от короля всевозможных благ за проведенную ночь. Быть может, в этот раз он оказался не на высоте? Жанна Антуанетта снова объявилась неожиданно. Пробравшись тайно во дворец, она рухнула перед государем на колени. Рыдая, Жанна призналась в пылкой любви к нему, но сообщила об опасном препятствии — ревнивом муже, гнева которого она безумно боится. (Видел бы король флегматичного Этиоля!) Растроганный Людовик пообещал Жанне Антуанетте официально признать ее своей .

Королевский двор гудел от возмущения. Почетное звание фаворитки досталось той, чей род был совершенно не знатен. Чтобы прекратить всяческие насмешки над Жанной Антуанеттой король дарует своей любовнице титул старинного дворянского рода. Отныне Жанна носит имя маркизы де Помпадур .

Но мудрая дама не останавливается на достигнутом. Она прекрасно понимает, что желающих оттеснить ее от трона предостаточно. А значит необходимо бороться за свое место безустанно. Зная слабость короля к постоянной смене половых партнерш, Жанна Антуанетта устраивала Людовику , переодеваясь и разыгрывая каждый раз все новые персонажи. Но будучи женщиной слабого темперамента, маркиза де Помпадур не могла долго поддерживать сексуальный интерес короля. Как любовница она перестала интересовать Людовика через пять лет. И тогда она придумала развеивать скуку монарха при помощи изящных искусств, которые он так любил. Маркиза окружила себя художниками, поэтами, философами, покровительствуя им. В ее будуаре каждый день появлялась новая интересная персона. Жанна организовывала грандиозные праздники. Ставила спектакли, где сама и играла. Устраивала певческие вечера. И, наконец, среди непримечательных улиц Парижа маркиза Помпадур сняла небольшой домишко, в последствии известный как Олений парк. Там в полной секретности организовывала фаворитка для своего короля свидания с хорошенькими девушками.

Ловко наладив развлечения Людовика XV, Жанна Антуанетта заполучила в свои руки практически безграничную власть. Политика, которой мало интересовался король, была в полном ведомстве маркизы. Она принимала все мало-мальски важные решения. Тратила королевскую казну по своему усмотрению на меценатство, великолепные строения. Наладила производство фарфора в Париже. Организовала школу для детей военных ветеранов.

Когда Жанна Антуанетта отходила в мир иной, Людовик распорядился перенести фаворитку во дворец. Маркиза де Помпадур умерла 15 апреля 1764 года в Версале (что ранее дозволялось лишь особам королевских кровей) в личных покоях короля.

Наталья Владимирова специально для
сайта

Детство

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела.

Жизнь на королевскую ногу

Увеселения, постройки, наряды Помпадур поглощали массу денег: 1 миллион 300 тыс. ливров стоили её наряды, 3,5 млн. - косметика, 4 млн. - театр, 3 млн. - лошади, 2 млн. - драгоценности, около 1,5 млн. ливров - её прислуга; 12 тыс. франков было ассигновано ею на книги. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль "à la Reine"), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Людовик равнодушно узнал о смерти Помпадур, народ - радостно. Из всех королевских любовниц Помпадур - самая блестящая, талантливая и безнравственная.

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon, «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мадам Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    помпадур - I. ПОМПАДУР I а, м. pompadour. От имени фаворитки фр. короля Людовика XV маркизы Помпадур. 1. ♦ à la В стиле, как у мадам Помпадур. Лиза набелена была по уши.. рукава а l imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour, талия была перетянута,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    Помпадур - в 18 в. дамская сумочка в виде матерчатого (обычно бархатного) или кружевного мешочка. Названа по имени мадам де Помпадур (1721 1764), фаворитки Людовика XIV. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) … Энциклопедия моды и одежды

    Помпадур - (Pompadour)Pompadour, деревня в департаменте Коррез исторической пров. Лимузен, на Ю. З. центр. Франции. Находящийся в ней замок 15в. Людовик XV в 1745г. подарил мадам де Помпадур. В 1761г. здесь был создан известный государственный конный завод… … Страны мира. Словарь

    Marquise de Pompadour … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сен Жермен. Граф Сен Жермен Le Comte de Saint Germain … Википедия

    - (Louis Le Bien Aime, Людовик Возлюбленный) (15 февраля 1710, Версаль 10 мая 1774, там же), король Франции с 1 сентября 1715 года. Правнук Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), младший из оставшихся в живых детей Людовика Бургундского и Марии… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Рваные валенки мадам Помпадур. Всем сестрам по мозгам , Донцова, Дарья Аркадьевна. «Рваные валенки мадам Помпадур». Вот уж не ожидала Татьяна Сергеева, что новый начальник будет оказывать ей знаки внимания. Очевидно, сапожки-угги волшебно преобразили "пампушечку" Таню в…


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх