«Осенние листья по ветру кружат…» А.Майков

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Читайте другие стихи Майкова Аполлона:

Выбрать стихи.. Campagna di Roma De moritus... Ex tenebris lux Fortunata Renaissance Айвазовскому (Стиха не ценят моего...) Алушта днем Альпийские ледники Анакреон И.А.Гончарову Ангел и демон Ах, чудное небо, ей-Богу... Байдарская долина Барельеф Безветрие Боже мой! Вчера - ненастье... Болото В альбом В городце в 1263 г. В чем счастье?.. В жизненном пути... В. и А. (Всё, чем когда-то сердце билось...) Вакх Вакханка Валкирии Вдохновенье - дуновенье... Вертоград Весна (Голубенький, чистый...) Весна (Уходи, зима седая!..) Весна! выставляется первая рама... Во мне сражаются, меня гнетут жестоко... Возвышенная мысль достойной хочет брони... Вопрос (Мы все, блюстители огня на алтаре...) Воспоминание Всё думу тайную в душе моей питает... Вхожу с смущением в забытые палаты... Вчера - и в самый миг разлуки... Гезиод Гейне Горный ключ Горы Гр.О.А.Г.К-Й (Жизнь - достиганье совершенства...) Гроза Дионея Дитя мое, уж нет благословенных дней... Допотопная кость Дорог мне, перед иконой... Дума Дух века ваш кумир Е. П. М. Емшан Еще я полн, о друг мой милый... Жанна д"Арк Жизнь Журавли Зачем, шутя неосторожно... Здесь весна, как художник уж славный... Зимнее утро Из бездны Вечности, из глубины Творенья... Из Гафиза (Встрепенись, взмахни крылами...) Из Гете (Кого полюбишь ты...) Из испанской антологии ИЗ Петрарки (Когда она вошла...) Из Сафо (Он - юный полубог...) Из темных долов этих взор... Импровизация Искусство Исповедь Истомленная горем, все выплакав слезы... Картина вечера Когда гоним тоской неутолимой... Колыбельная песня Кто он? Ласточка примчалась... Ласточки Летний дождь Лилли Люблю, если, тихо к плечу... Мадонна Мани - факел - фарес Меня ты не смутила... Мертвая зыбь Мечтания Миньон Молитва бедуина Муза, богиня Олимпа... Мысль поэта Н. А. Некрасову по прочтеньи `Музы` На дальнем Севере моем... На мысе сем диком... На памятнике На пути по берегу Коринфского залива На смерть Лермонтова Не говори, что нет спасенья... Не может быть! не может быть!.. Нива Новая, светлая звездочка... О вечно ропщущий, угрюмый Океан!.. О море! Нечто есть слышней тебя, сильней... О трепещущая птичка... О чем в тиши ночей таинственно мечтаю... Овидий Октава Олимпийские игры Она еще едва умеет лепетать... Опыт! скажи, чем гордишься ты?... Осеннего месяца облик... Осенние листья по ветру кружат... Осень Осердившись, кастраты... Оставь, оставь! На вдохновенный... Пейзаж Под дождем Поле зыблется цветами... Пора, пора за ум мне взяться!.. Порывы нежности обуздывать умея... Поцелуй Поэзия Поэту Приапу Приговор Приданое Призыв Прощание с деревней Пустыннику Пусть полудикие скифы... Раздумье Разрушение Иерусалима Рождение Киприды Розы Рыцарь Савонарола Свирель Сен-Дени Сенокос Сидели старцы Илиона... Смотри, смотри на небеса... Сомнение Сон (Когда ложится тень...) Сон в летнюю ночь Старый дож Сухим умом, мой милый, ты... Тарантелла Только пир полночный... Точно голубь светлою весною... Туманом мимо звезд сребристых проплывая... Ты веришь ей, поэт!.. У Мраморного моря Уж побелели неба своды... Улыбки и слезы!.. Череп Эпитафия (Здесь, в долине скорби...) Эхо и молчание Юношам Я б тебя поцеловала... Я был еще дитя - она уже прекрасна... Я в гроте ждал тебя в урочный час... Я знаю, отчего у этих берегов...

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст...

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем...

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор...
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот - их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне -
Далёко, далёко, далёко...
О, если бы крылья и мне!

А. Майков «Осень»

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт
Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях, лежит
Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
Ясность прозрачных небес...

Листья шумят под ногой;
Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
И, как безумный, пою!

Знаю, недаром средь мхов
Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
Каждый цветок я встречал.

Что им сказала душа,
Что ей сказали они -
Вспомню я, счастьем дыша,
В зимние ночи и дни!

Листья шумят под ногой...
Смерть стелет жатву свою!
Только я весел душой -
И, как безумный, пою!

А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

А. Майков «Пейзаж»

Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; -
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, -
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз - то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет...
И криком кляче помогает
Старик, а на возу - дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.

"Осенние листья по ветру кружат…"

Читая стихотворение А. Н. Майкова, постарайтесь представить себе описанный поэтом пейзаж:

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Все гибнет, все гибнет! ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Вы, конечно, вообразили осенний лес, желтые листья берез, красные широкие лапы кленов, бурые, скомканные листья орешника. Ветер срывает их с ветвей, и они падают на дорогу, вновь взмывают вверх, кружатся, носятся вихрем по лесу и даже кажутся живыми. И не случайно поэт наделил их чувством и речью, использовав олицетворение. Они ощущают тревогу, в панике им кажется, что все погибло.

Это ощущение катастрофы создается благодаря повторам, которые усиливают значение слов. Посмотрите, как построены первые две строки, и вы увидите, помимо фонетического повтора – рифмы, – еще и лексический – анафору (осенние листья), и синтаксический повторы (предложения построены одинаково: определение – подлежащее – обстоятельство – сказуемое). Повторы усиливают и чувство тревоги в словах самих листьев: "Все гибнет, все гибнет!" Не менее выразительно и то, что "речь" листьев эмоциональна, состоит из восклицательных предложений. Все это и создает интонацию предельно взволнованную, ощущение смятения.

И вот на смену этой трагической эмоции и напряженной, взволнованной интонации приходит совсем другое – спокойствие и величественность. А размер стиха – четырехстопный амфибрахий – объединяет обе строфы и создает единство целого, в котором есть и смятение гибнущих листьев, и торжественность засыпающего леса. Природа предстает во всем ее многообразии – в умирании и торжестве жизни.

Вторая строфа начинается с отрицания, причем глагол означает не действие, как глаголы первой строфы, а состояние: не слышит. Сравните эмоциональную окраску слов в этих строфах. Лес назван царственным, его сны – могучие, в то время как листьям он казался совсем другим: черен и гол. Состояние леса – сон, а не смерть. И потому стихотворение заканчивается жизнеутверждающими словами: "И зреет в нем сила для новой весны".

Почему же листья не видят этого? Потому что они сами гибнут, и собственная гибель представляется им крушением всего мира. Оттого так тревожна интонация первой строфы – в ней показано отношение к наступлению осени листьев, вовлеченных в это событие. И листья превращаются в символический образ, так же как и ветер, который мы воспринимаем как "ветер перемен", и осень – образ, традиционно в поэзии связанный семантически с умиранием. А если вспомнить, что стихотворение написано в 1864 году, в эпоху коренных преобразований в российской жизни, то эти образы могут быть истолкованы и в историко-социальном ключе.

Художественное богатство образа определяется его многозначностью, обилием его предметно-смысловых связей как внутри, так и за пределами текста. Тогда при чтении произведения человек размышляет о единстве человека и мира, об ограниченности человеческого разума, бессильного проникнуть в коренные свойства мира. А для приближения к истине ему необходимо особое чувство гармонии с миром Природы, умение видеть сущность происходящего.

От стиха к мысли

Стих в лирике имеет первостепенное значение: это не просто форма, в которую вливается содержание, как вливается вода в стакан. Стих – это сам смысл произведения. Поэтому стихи нельзя пересказать прозой – от этого смысл пропадет. Исчезнут красота, гармония, ритм, а вместе с ними – та высокая мысль, которую хотел выразить поэт. Ведь именно благодаря стиху строки сопоставляются друг с другом. Почувствовать значение свойств стихотворной речи – например, размер стиха , интонацию , которая возникает в произведении благодаря ритму , перекличку слов, создаваемую рифмой , – чрезвычайно важно при анализе произведения. Для этого надо понять, как стих соотносится со словами, с характером синтаксиса и всей композицией. Это не всем и не сразу удается, поскольку требует серьезных знаний и умения. Но начнем с наиболее простого – с сопоставления произведений, в которых размер стиха связан с определенной традицией и потому наделен неким смыслом.Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

Вы, конечно, заметили, как различно звучание этих произведений. В пушкинском четверостишии это так называемый элегический дистих, который в русской лирике употреблялся обычно в стилизациях античной поэзии. Нечетные строки – гекзаметр. В античной поэзии строка гекзаметра – шесть стоп, состоящих из долгих и кратких слогов, а в русской – шестистопный дактиль: / – / -

– / – / – / – /-. Четные строки – пентаметр.

В античной поэзии это пятистопный размер, а в русской – дактиль, который строится по схеме: / – / – /|/ -

– / – /, где третья стопа состоит из одного только ударного слога, за ней следует цезура – постоянная пауза; последняя стопа также состоит из одного ударного слога, и обе половины строки метрически одинаковы.

Этот размер избран не случайно: он создает реминисценцию – напоминание об античности, об элегиях Катулла и Овидия, а еще – о произведениях греческих скульпторов, воспевавших красоту, и благодаря стиху образ говорит о красоте, воспетой еще древними греками и римлянами.

Размер стиха у Анны Ахматовой – четырехстопный ямб. О чем напоминает этот размер? Прежде всего – о Пушкине: большинство его произведений написано этим размером. А ведь стихи Ахматовой – это навеянное статуей воспоминание о Пушкине, о его стихотворении.

Так размер стиха в произведении Пушкина служит выражению мысли о красоте и гармонии, на которых основан мир, о единстве человечества. Размер же, избранный Ахматовой, вызывает мысль о Пушкине, который когда-то воспел эту статую, и о его настроении, выраженном в стихотворении. Размер стиха помог нам понять, что, хотя заглавия одинаковы, темы этих стихотворений различны. А чтобы понять идею, образную мысль поэтов, надо пристальнее вчитаться в текст. Ведь размер стиха, хотя и вызывает определенные реминисценции, получает значение не столько сам по себе, сколько в единстве со значением слов – в зависимости от того, какие слова отобраны поэтом и как они организованы.

В стихотворении Пушкина описание фонтана создано словами с высокой поэтической окраской; не девушка, а дева, не кувшин, а урна, не бесцельный, а праздный. Все четыре предложения содержат обособленные обороты, отчего речь получает не просто книжный, но возвышенный характер. Этому же служат повторы, которые заставляют нас обратить внимание на слова, почувствовать мелодичность, красоту их звучания. Это повторы лексические: урну – из урны, дева – дева, сидит – сидит, над вечной – вечно, печально – печальна и фонетические (аллитерация у и о ): "У рну с водо й у рони в, об у те с ее дева разби ла".

Описание очень кратко и обобщенно, единственный эпитет – печально - характеризует деву. Единственное слово, которое прямо сообщает о чувстве поэта, созерцающего печальную деву, – чудо, оно относится конечно же не к несякнущей воде, а к нетленной красоте, об этом говорит и повторение вечной – вечно. И эти слова, взаимодействуя с остальными, окрашивают всю картину, мы вместе с поэтом восхищаемся красотой – этим вечным чудом.

«Осенние листья по ветру кружат…» Аполлон Майков

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Анализ стихотворения Майкова «Осенние листья по ветру кружат…»

Аполлон Майков по праву считается одним из основоположников лирического направления в русской поэзии. Его авторству принадлежит несколько сотен стихов, которые воспевают красоту родной природы и ее первозданную чистоту. В том нет ничего удивительного, потому что с раннего детства Майков увлекался живописью. Однако вскоре понял, что в русском языке гораздо больше красок и оттенков, чем на палитре, поэтому словами можно выразить то, что видишь, наиболее полно и образно.

Отличительно особенностью творчества Майкова является то, что он одним из первых стал широко применять прием одушевления неживых предметов. Примером этому является стихотворение «Осенние листья по ветру кружат…», написанное в 1863 году. Автор попытался представить, что чувствует природа в момент подготовке к предстоящей зиме, и в итоге пришел к выводу, что для листьев осень – самое печальное время года, вызывающее у них панику. Обращаясь к лесу, они твердят на все лады: «Ты черен и гол». И с ужасом оповещают о предстоящем конце света. Однако если для листьев осень действительно является смертью в ее обычном понимании, то для самих деревьев избавление от листвы – лишь очередной жизненный виток, который необходимо пройти . Поэтому «не слышит тревоги их царственный лес», у которого перед началом зимы и без того хватает хлопот. Он готовится к обновлению, и «зреет в нем сила для новой весны».

Майков умышленно не проводит параллель между деревьями и людьми, которые также время от времени «сбрасывают листья», кардинально меняя собственную жизнь. Однако подобное сравнение напрашивается само собой, так как автор на примере обычного леса показывает, насколько переменчива природа вообще. Это касается всего живого на земле, которое принимает свою окончательную форму лишь после смерти, что и происходит с листьями. Что же касается человека, то до тех пор, пока он жив, есть возможность что-то исправить и изменить, улучшить и довести до совершенства.

Таким образом, Аполлон Маков словно бы предлагает всем нам брать пример с деревьев, которые ради возрождения весной по осени избавляются от того, что им мешает развиваться и идти вперед. У любого человека в жизни есть такие же сдерживающие факторы, которые не позволяют ему реализовать свой потенциал. И если их устранить, то можно достичь всего того, о чем мечтает любой человек. Но для начала все равно придется чем-то пожертвовать, даже если это способно причинить боль, вызвать панику и страх .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх