Ракетный комплекс гранат. На земле, в небесах и на море


Нет, речь не о книге с армейскими байками А. Покровского. Речь о русских крылатых ракетах (далее - КР). После запуска 26 шт. 3М14 по ИГ о них говорят много. Но при этом - и много путаются. Попробуем внести ясность в этот сумбур. :)

Кстати, чем хороши крылатые ракеты и зачем они нужны?
КР имеют свои плюсы и минусы.
Главные минусы - малая скорость и большая продолжительность полета, а также - уязвимость для даже самых простых средств ПВО (к примеру - ПЗРК и МЗА).
Плюсов больше. В пользу КР говорят:
1) их относительная простота и дешевизна,
2) меньшие (в сравнении с баллистическими ракетами) габариты и масса - и, как следствие, -возможность размещения ракет на различных транспортных средствах,
3) высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет - малой высоты полета и «укрывания» в складках местности, и малой радиолокационной заметности (как в следствие небольшой высоты подхода к цели, так и вследствие малой ЭПР).

Итак, чем же располагаем?

1. На море.

3М10 , «Гранат»

Ракета 3М10 (она же КС-122) была разработана в СМКБ "Новатор" (ныне ОКБ "Новатор") и принята на вооружение в 1984 г.
Разработана была в ответ на американские «Томагавки» и предназначалась для запуска с подводных лодок (ПЛ) из под воды.


АПЛ К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом (перед рубкой) для испытаний КР 3М10


АПЛ проекта 971

Используется в составе комплекса 3К10, или С-10 «Гранат» (по классификации НАТО: SS-N-21 Sampson).


Пусковой установкой для капсулы с КР является обычный 533-мм торпедный аппарат (ТА).

Дальность полета: 3000 км.
Боевая часть: ядерная, 100-200 Кт.

3М14 , «Калибр»

3М14 - реинкарнация старой доброй 3М10, разработанная все тем же ОКБ «Новатор».
Создана для ракетного комплекса «Калибр» (экспортный вариант его известен под наименованием «Club»). Принята на вооружение в 2012 году.
Пусковой установкой для 3М14 является вертикальная шахта УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс).

Дальность полета: 2600 км ( по заявлению командующего Каспийской флотилией, контр-адмирала С. Алекминского)
Боевая часть: предположительно 450 кг (по аналогии с экспортной 3М14Э).

Наша 3М14 выглядит также, только на 2 метра длинее.
Мысленно удлинните корпус экспортной 3М-14Э до длины противокорабельной 3М-54Э (на рисунке ниже) - и вы получите нашу 3М14.

Меня мучает лишь один вопрос - можно ли ей стрелять из торпедных аппаратов ПЛ?
Опять же, опираясь на экспортную 3М-14Э (анонсированную для всех версий "Club"а" -S/-N/-K), рискну предположить, что может.

Более подробно о ракетах 3М10 и 3М14 можно глянуть логичные рассуждения камрада navy_korabel .
С камрадом navy-korabel не согласен только в обосновании падения дальности ракеты тут:

В частности по пунктам 3) и 4) .
3) отсутствием целесообразности иметь такую же дальность, как у "Граната", с точки зрения географического расположения потенциальных целей;
4) отсутствием целесообразности (например, из-за устаревания данных) нахождения ракеты в полёте к цели более трёх часов (соответствующих дальности 2600 км и скорости 0,7 М).

На мой взгляд - чем дальше можем запустить "подарок" - тем лучше . Как говорится "лишние километры - никогда не лишние". :)
Собственно, мою мысль подтверждает появление КРБД Х-101/102 с дальностью 5500 км. Но не будем забегать вперед - об этом ниже.

2. На земле

КС-122 , «Рельеф»

Сухопутный вариант «новаторовской» ракеты КС-122 для комплекса 3К12 (более известного как РК-55 и 9А2413 «Рельеф») получил наименование 9Б2413.
Комплекс был разработан как ответ американскому комплексу GLCM (Ground-Launched Cruise Missile) с наземным вариантом КР «Томагавк» BGM-109G. Принят на вооружение в 1986г.


Вариант самоходной пусковой установки комплекса РК-55 "Рельеф"

Пусковая установка 9В2413 на базе МАЗ-543М должна была нести 6 ТПК с ракетами.
Все изготовленные комплексы уничтожены в конце 1988г. в рамках договора о РСМД.

Дальность полета: 3000 км.
Боевая часть: ядерная, 100-200 Кт.

Р-500 , «Искандер-К»

КР 9М728 (она же «Р-500») ракетного комплекса «Искандер-К», вопреки расхожему заблуждению вовсе не "Новаторовская", а "Коломенская" - из Коломенского Бюро Машиностроения (КБМ). Принята на вооружение в 2009 г. Единственная КР из всего перечня не попадающая под определение "стратегическая".

Пусковая установка на базе МЗКТ-7930 несет как минимум 4 транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами.

Дальность полета: 500 км (по утверждению МО РФ - ).
Боевая часть: предположительно - не менее 450 кг.

Мне кажется - в ТПК "Искандера-К" помимо коломенской Р-500 должны входить и ракеты семейства 3М14.

Продолжение следует:

Крылатые ракеты спустя всего полвека после первого применения стали практически основным оружием бесконтактной войны.
Их системы наведения и способность «уходить» от ПВО улучшились на порядок. А скорости повысились до такой степени, что в ближайшем будущем им не понадобятся даже крылья — для ракеты, пролетающей полторы тысячи километров за 10 минут, достаточно соответствующего профиля самого корпуса.

В США разработка крылатых ракет (КР) нового поколения, удачно попавшая в русло концепции «ограниченной ядерной войны» президента США Картера, началась в первой половине 1970-х годов. На первых порах ВМС хотели получить противокорабельную ракету с дальностью до 500 км (проект TASM), но вскоре сочли возможным выполнить в тех же габаритах и стратегическую ракету. Наконец, в середине 1970-х было объявлено о проектах стратегических КР морского, воздушного и наземного базирования — соответственно SLCM, ALCM и GLCM. Ракеты должны были обладать дальностью пуска до 2 500—2 600 км, ядерной боевой частью мощностью до 200 кт и унифицированными системами наведения.

В 1982 году на вооружение ВВС поступила КР воздушного базирования AGM-86 фирмы «Боинг». Ее носителями стали стратегические бомбардировщики B-52 модификаций G и Н, а позднее — бомбардировщики В1В и В2А.

Прототип управляемой гиперзвуковой ракеты фирмы «Боинг» по проекту ARRDM (схема «волнолет»), США. Дальность пуска — до 1 100 км, скорость полета — 1 340 м/с

Созданная фирмой «Дженерал Дайнэмикс» противокорабельная ракета «Томахоук» («Томагавк») BGM-109B с дальностью 550 км и обычной боевой частью появилась в 1983 году, а в 1984-м на вооружение поступила стратегическая ядерная ракета морского базирования «Томахоук» BGM-109А той же фирмы. Они устанавливались в основном на атомные подводные лодки и ракетные крейсеры. На некоторых подводных лодках баллистические ракеты даже заменяли крылатыми. От новых КР ожидали «длительного превосходства» над потенциальным противником, как когда-то от атомной бомбы.

Однако советские КР нового поколения поступили на вооружение немногим позже американских. В 1976 году советское правительство приняло решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского (комплекс «Гранат») и наземного (комплекс «Рельеф») базирования. Первым проектом занялось ПКО «Радуга» в Дубне под руководством Игоря Сергеевича Селезнева, вторым и третьим — НПО «Новатор» в Свердловске под руководством Льва Вениаминовича Люльева.

Созданный дубнинцами и принятый на вооружение в 1983 году ракетно-авиационный комплекс с КР Х-55 с ядерной боевой частью мощностью до 200 кт и дальностью пуска до 2 500 км был основой советской стратегической авиации. Носителями ракет стали бомбардировщики Ту-95МС, позднее добавился Ту-160. Конечно, создание сложного комплекса не обходится одним исполнителем. На ту же Х-55 работало более 100 предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций. Так, бортовая система управления создавалась в ОКБ «Марс», двухконтурный турбореактивный двигатель — в МНПО «Союз».

Ракета Х-55 получила ряд модификаций: Х-55СМ — с увеличенной до 3 000 км дальностью (за счет дополнительных баков); тактическая Х-65 — с дальностью 500—600 км и обычной (фугасной или кассетной) боевой частью; противокорабельная Х-65СЭ с дальностью 250—280 км и радиолокационным самонаведением на конечном участке.

В 1984 году на вооружение ВМФ поступил комплекс РК-55 «Гранат» разработки НПО «Новатор», которым вооружили подводные лодки проектов 667АТ, 671РТМК, 945А, 971. Ракета рассчитана на запуск из 533-мм торпедного аппарата. Дальность пуска — до 3 000 км — превысила дальность «Томахоук». Характерная черта ракет Х-55 и «Гранат» — складывание внутрь фюзеляжа не только крыла и оперения, но и двигателя (на выдвижном пилоне), а у Х-55 для размещения во внутрифюзеляжном отсеке даже хвостовой кок корпуса складывается гармошкой.

Стратегическая крылатая ракета РК-55 «Гранат», СССР, 1984 г. Класс «море— земля»

Малой заметности новых американских и советских КР для РЛС способствовали размеры (обусловленные требованиями размещения на носителях), использование в конструкции композиционных, радиопоглощающих материалов, зализанность обводов с минимумом выступающих частей, то есть применение отдельных элементов технологии малозаметных аппаратов, известной как «стелс».

Умение правильно прицелиться

Но все же главной «изюминкой» новых ракет стала система наведения. Инерциальная система при всей своей надежности и помехозащищенности не «ловит» отклонения от курса из-за ухода гироскопов и бокового сноса ракеты. На больших дальностях отклонение реальной траектории от заданной получается немалое. У новых американских КР оно составило 900 м на каждый час полета, а полет на максимальную дальность занимает 2,5—3 часа. Для компенсации накапливающейся ошибки добавили корреляционную систему с коррекцией по рельефу местности — благо к тому времени спутники радиолокационной разведки позволяли создать подробную базу трехмерных изображений поверхности Земли. Так работает система наведения TERCOM той же «Томахоук». На заложенной в программе траектории выбираются несколько участков коррекции, оцифрованное радиолокационное изображение их рельефа закладывается в память бортовой ЦВМ при подготовке к пуску. После пуска с помощью стартового ускорителя (при наземном или морском базировании) или сброса с самолета ракета запускает маршевый двигатель и следует к цели по заданной траектории на высоте 60—100 м (может снизиться и до 30 м), обходя препятствия и ранее выявленные сильные группировки ПВО и меняя курс каждые 100—200 км. По достижении участка коррекции бортовой радиовысотомер СВЧ диапазона «ощупывает» подстилающую поверхность и получает радиолокационную карту рельефа. Карта оцифровывается, ЦВМ сравнивает полученный «слепок» с эталонным и по выявленным ошибкам выдает команды на корректирование траектории. В результате ракета выводится в район цели с точностью, недостижимой для предыдущих поколений. Круговое вероятное отклонение, то есть радиус круга, в который ракета попадает с вероятностью 0,5, не превышает 100 м. При ядерной БЧ этого вполне достаточно. На тех же основах работает, скажем, и система наведения ракеты Х-55 с высотой полета 40—110 м — ее инерциальная система сопряжена с доплеровским измерителем скорости и сноса и системой коррекции по рельефу местности.

Семейство стратегических крылатых ракет, принятых в СССР, в целом подобно американскому. Однако с того же 1976 года НПО «Машиностроение» разрабатывало на основании несколько иных требований ракету «Метеорит» — сверхзвуковую, с дальностью пуска до 5 000 км и универсального (воздушного, морского и наземного) базирования. Кроме прочих новшеств предполагалось оснащать ее устройством ионизации набегающего потока воздуха для формирования плазменного шлейфа. Последний должен был снижать сопротивление движению и резко уменьшить радиолокационную заметность ракеты — технология, не реализованная в серии и поныне, однако до сих пор актуальная. Но работы по «Метеориту» свернули к концу 1980-х годов.

После подписания в 1987 году Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности развитие вооружений переориентировалось на «обычные» войны. В СССР и США началась модернизация стратегических КР с заменой ядерных боевых частей «обычными». Последние требовали большей точности системы наведения. И причиной американского «миролюбия» была уверенность в технологическом превосходстве и обеспечении большей точности попаданий своих ракет, а также большей эффективности обычных боевых частей. Так, американская пассивная оптико-электронная головка самонаведения системы DSMAC обеспечивала круговое вероятное отклонение не более 20—30 м. Впрочем, оптический коррелятор по эталонному изображению местности получила и модификация советской ракеты Х-55 — Х-55ОК. У американской «Томахоук» появились модификации BGM-109C с унитарной полубронебойной фугасной боевой частью для удара по защищенным объектам и BGM-109D с кассетной боевой частью для ударов по скоплениям войск, аэродромам и т.п. Правда, уменьшалась дальность пуска — обычные боевые части больше весили и занимали больше места, чем ядерные. Скажем, у «Томахоук» максимальная дальность пуска составила 1 600 км, у неядерной КР воздушного базирования AGM-86С — 1 100 км. Тем не менее переделку части ядерных ракет в «обычные» американцы периодически возобновляли — по мере расходования последних. Что до наземных «Томахоук» BGM-109G, то их, согласно Договору, ликвидировали.

Стратегическая крылатая ракета Х-555, Россия, 2000 г. Класс «воздух—земля»

По командным пунктам

С ликвидацией Варшавского Договора и распадом СССР американцы и их союзники по НАТО (в основном — самый верный в лице Великобритании) начали практическое испытание КР в конфликтах другого уровня и на других противниках. При этом они смогли наглядно продемонстрировать возможности высокоточных ракетных комплексов в поражении стратегически и тактически важных целей, но и о «воздушном терроре» не забыли. Масштабы применения КР и круг задач, решаемых с их помощью, расширялись, а сами ракеты совершенствовались. Особенности КР делают их отличным средством первого массированного удара, призванного прежде всего подавить и уничтожить стационарные объекты ПВО противника и его систему управления. Затем можно наносить по наиболее важным объектам групповые или одиночные удары — по обстановке. Именно так они и применялись, начиная с операции «Буря в пустыне» 1991 года.

Правда, в первые четыре дня «Бури в пустыне» на них пришлось только 16% всех авиационно-ракетных ударов, но через два месяца — уже 55%. Основную массу составили BGM-109 «Томахоук» модификаций C и D, запускавшиеся с американских надводных кораблей (276 ракет) и подводных лодок (40 ракет), развернутых в Средиземном и Красном морях и в Персидском заливе. 33 ракеты сбили ПВО Ирака, 35 отклонились от цели. Бомбардировщики В-52Н произвели 35 пусков КР AGM-86С, 30 из них накрыли свои цели.

Стратегическая крылатая ракета AGM-86С, США, 1986 г. Класс «воздух— земля»

Стратегическая крылатая ракета AGM-129А, США, 1993 г. Класс «воздух—земля»

На наиболее важные цели наводилось обычно по нескольку ракет. Большое количество ракет в залпе затрудняло работу ПВО — она не успевала не то что поразить, но даже отследить все цели. В дополнение, как сообщалось, часть КР несла станции постановки помех. А вот в охоте за мобильными иракскими ракетными пусковыми установками ракеты были почти бесполезны — подвижная цель уходила раньше, чем ее координаты вводили в программу полета. В специфических условиях Ближнего Востока выявилась и проблема системы TERCOM — преимущественно однообразный ландшафт оставлял небольшой выбор участков для коррекции. Приходилось направлять несколько ракет по одному маршруту, а это повышало потери от огня ПВО.

Тогда разработчики снова «обратили взор к небесам». Но не на звезды, а на спутники. Собственно, без спутниковой разведки, связи, спутниковых карт местности применение КР в любом случае было бы затруднительно. Но первый опыт боевого применения ускорил реализацию программы, разработанной еще в 1980-е годы. Речь шла о коррекции траектории по сигналам космической радионавигационной системы NAVSTAR (GPS), позволяющей с высокой точностью определять координаты и скорость движения объекта. На «Томахоук» начали ставить приемники GPS, сопрягая их с имеющейся системой наведения. Выбор траекторий упростился, сократилось электромагнитное излучение ракеты на основной части траектории, всепогодность сохранялась, а нанесение высокоточного удара стало возможно в любой точке земного шара. Одновременно совершенствовали боевые части. На «Томахоук», например, унитарную боевую часть облегчили, сделали прочнее и ввели замедление подрыва — для поражения заглубленных объектов, защищенных толщей бетона. Ставили также боевые части, наводящиеся на радиоизлучение цели.

Но когда в сентябре 1996 года по различным объектам Ирака выпустили 44 КР воздушного и морского базирования, точность ударов оказалась невысокой. Из 16 выпущенных AGM-86С в цели попало только 5 — результат не назовешь впечатляющим. На AGM-86С также начали ставить приемники GPS. Модификация AGM-86D получила проникающую боевую часть и дальность пуска до 1 320 км. Для большей глубины проникновения ракете придали способность пикировать на цель практически вертикально.

Модернизированные КР нашли применение в операции «Лиса пустыни» (Desert Fox) в декабре 1998 года. Предварительно была создана плотная группировка космических средств различного назначения, по информации с разведывательных спутников результаты ударов оценивали в реальном масштабе времени. Примерно по 100 военным и гражданским объектам Ирака запустили 415 ракет, причем часть из них (впервые) с бомбардировщиков В-1В. Доля крылатых ракет в авиационно-ракетных ударах возросла до 72%. Достичь этого позволило как совершенствование «навигационного обеспечения» самих ракет, так и наличие единой системы планирования полетных программ. Не поразили назначенные цели якобы лишь 13 ракет. Остальные же «влетали» не только в военные и промышленные объекты, но и в жилые дома, школы и т. п.

В августе 1998 года 13 ракет было запущено по «базам террористов» в Судане и 66 — в Афганистане , — дополнительно испытали новые модификации ракет. Масштабные боевые испытания крылатые ракеты прошли и в условиях Европы. Еще в сентябре 1995 года США, дабы помочь мусульманским группировкам в Боснии, выпустили 13 КР по позициям боснийских сербов.

В ходе боевых действий против Югославии 1999 года (операция «Решительная сила») НАТО опробовал ведение «бесконтактной» войны с применением разведывательно-ударных боевых систем. Последние основаны на сочетании космических средств наблюдения, управления, связи, навигации, информационно-управляющих систем и носителей высокоточных КР. Запуски КР производили с дальностей «всего» 200—800 км. Вначале удары наносились по ПВО. Югославы неприятно удивили НАТО, не раскрыв в момент первых же ударов свою систему ПВО. Задействованные ими мобильные зенитные комплексы включались на короткое время и быстро меняли позиции. Грамотно применялись маскировочные мероприятия и средства радиоэлектронной борьбы.

Тем не менее натовцам удалось нанести ущерб системам военного и государственного управления. Это позволило на следующем этапе сосредоточиться на выводе из строя коммуникаций, отдельных объектов инфраструктуры, затем — складов и объектов нефтеперерабатывающей промышленности, нанося удары группами или одиночными КР в сочетании с действиями пилотируемой авиации. Удары крылатыми ракетами (преимущественно ночные) нанесли по более чем 130 объектам, из которых 52 были гражданского назначения: так была доказана возможность поражать объекты в условиях городской застройки. Ракеты, к сожалению, эффективны и против гражданского населения. В первые же налеты крылатая ракета убила 26 человек в жилом доме в городе Алексинац. В Белграде и других местах были разрушены несколько больниц. 8 мая был нанесен памятный ракетный удар по китайскому посольству в Белграде. Позже генералы признали, что эти удары не были «случайностями» (вроде ракет, залетевших в Болгарию), а заранее планировались.

Всего за время налетов израсходовали более 700 КР (по другим данным, более 1 200, из них около 80 — AGM-86С воздушного базирования, остальные — BGM-109 модификаций C, D и F). Югославы сбили 40 ракет и увели от целей 17. И это при том, что система ПВО Югославии уже была разрушена и разорена гражданской войной. В ходе операции «Несгибаемая свобода» в Афганистане в 2001 году применили более 600 ракет. Вслед за массированным их применением в начале операции (запуски производились с американских и британских кораблей и подводных лодок) перешли к одиночным ударам по наиболее важным целям — аэродромам, объектам ПВО, зданиям военного и государственного управления. Эффект от разрушения инфраструктуры оказался невелик — в Афганистане мало кто пользовался электроэнергией или центральным отоплением.

Наиболее массированно применялись КР во время американо-британской агрессии против Ирака в 2003 году («Шок и трепет»). Хотя здесь удары с применением КР воздушного и морского базирования составили всего около половины всех авиационно-ракетных ударов. Сравним, однако: в ходе «Бури в пустыне» за 43 дня запустили всего 282 КР «Томахоук», а в ходе операции «Шок и трепет» с 20 марта по 15 апреля — 950. Первые же пущенные ракеты обрушились на здания военного и государственного руководства в Багдаде, объекты ВВС и ПВО. В отличие от той же «Бури в пустыне» теперь наиболее интенсивными были налеты КР в первые дни операции, затем их применяли для поражения отдельных важных объектов. Около 150 таких пусков ракет AGM-86C и D произвели бомбардировщики В-52Н на удалении 400—600 км от целей — над территорией Турции, Иордании, самого Ирака, над Персидским заливом. Около 80% всех пусков пришлось на долю «Томахоук» BGM-109 модификаций C и D. Около 800 КР выпустили с надводных кораблей и подводных лодок США и Великобритании из Персидского и Оманского заливов (на удалении от целей 600—650 км), из восточной части Средиземного моря (удаление 1 250—1 600 км) через территорию Турции , из Красного моря (удаление 1 000—1 100 км) через территорию Саудовской Аравии . Но «бесконтактной» войны, как известно, не получилось.

За первую неделю войны только в Багдаде в результате авиационно-ракетных ударов погибло 350 мирных граждан. Потери среди мирного населения сопровождали всю операцию. А «промахнувшиеся» ракеты падали в Иране , Турции, Саудовской Аравии.

Тем не менее отрицать эффективность высокоточного оружия в борьбе с ПВО, разрушении системы управления, военной и гражданской инфраструктуры противника — особенно при столь интенсивном применении — не приходится. США закрепили за крылатыми ракетами роль основного и даже решающего ударного оружия.

С другой стороны, опыт пятнадцати лет показал, что хотя средства ПВО (ЗРК, ЗУ, истребители, даже аэростаты) играют важную роль, наиболее эффективной обороной против КР является уничтожение их носителей. А это требует систем космической разведки, дальнего радиолокационного обнаружения, оставляет главную роль за истребителями, противокорабельными и противолодочными комплексами даже в «обычной» войне. Не случайно США с таким старанием предварительно изолируют и «обкладывают» жертв агрессии и стремятся к завоеванию абсолютного превосходства в воздушно-космической сфере и на море.

Смена вех

Генералы из ВВС США были не слишком довольны точностью и надежностью КР AGM-86, и поэтому еще в 1983 году заказали разработку по программе ACM ракеты воздушного базирования следующего поколения. И в 1993 году на вооружение начала поступать AGM-129 (фирмы «Дженерал Дайнемикс» и «МакДоннелл Дуглас») с дальностью пуска до 3 000 км. Кроме инерциальной системы с лазерными гироскопами она отличается комплексным применением технологии «стелс» — это проявилось и в обводах, и в широком использовании композиционных материалов и радиопоглощающего покрытия, и в снижении тепловой заметности. Однако заменой ракет типа AGM-86 новая КР не стала. В новых условиях больше внимания уделили модернизации уже проверенных моделей.

Некоторые из этих мероприятий были упомянуты выше в статье. Одна из самых серьезных проблем — время подготовки к пуску. В 1991 году полетные задания вводились в КР на центральных базах, для «Томахоук» уточнялись с помощью корабельных систем управления ракетным оружием. Время подготовки достигало 80 часов, а в 2003-м, за счет новой системы ввода задания, стали управляться за сутки. Кроме того, было предложено снабжать ракету спутниковым каналом связи для автоматизированного обмена данными в реальном масштабе времени с аппаратами разведки и управления. Это позволит уже в полете перенацеливать ракеты в случае изменения координат цели, наносить удары по подвижным целям, «выстраивать» наиболее оптимальный строй КР, выпущенных в одном залпе. Появление канала обмена данными включает ракету в единую сеть управления вместе с другими воздушно-космическими средствами, но требует и соответствующей защиты канала. Иначе она может оказаться слишком чувствительной к средствам информационной борьбы — помните анекдот о российских хакерах, перепрограммировавших «Томагавки» в «бумеранги»? Впрочем, канал обмена можно и не задействовать.

Уязвимой выглядит и спутниковая корреляционная система. В случае большой войны NAVSTAR станет одним из первых объектов физических и информационных ударов. В «эпоху информатизации» противоборство средств нападения и защиты переходит на новый уровень. Но США и их союзники, судя по всему, рассчитывают воевать с противником, уже безнадежно отставшим технологически.

В рамках программы JASSM в США создана КР класса «воздух-поверхность» AGM-158 («Локхид—Мартин») с дальностью пуска до 350 км при круговом вероятном отклонении не более 3 м. Ее уже смогут запускать самолеты как стратегической, так и тактической и авианосной авиации. Комбинированная система наведения ракеты включает инерциальную систему с коррекцией траектории по данным системы NAVSTAR и тепловизионную головку самонаведения, а также — что существенно — программно-аппаратные средства автономного распознавания цели в условиях применения противником средств маскировки. На КР монтируется передатчик данных о собственном положении ракеты в полете. Боевая часть — унитарная бетонобойная или кассетная. Последняя может нести суббоеприпасы для поражения бронетехники, автотранспорта, зенитных комплексов, самолетов на стоянке. Близка к завершению программа JASSM-ER — КР той же «Локхид—Мартин» с увеличенной до 1 000— 1 150 км дальностью пуска и широким применением технологии «стелс». Пуск возможен с малозаметных ударных самолетов. От сочетания «малозаметный носитель — малозаметный боеприпас большой дальности» ждут качественного повышения боевых возможностей.

Оперативно-тактическая крылатая ракета проекта JASSM-ER, США, 2006 г. Класс «воздух—земля»

Не желая зависеть от США, крылатые ракеты продолжают создавать и европейцы. Правда, не покушаются на «стратегические» дальности — тем более что по опыту даже стратегические КР нередко запускали с дальности от 200 до 600 км. Скажем, франко-британская компания «Матра Би-Эй-и Дайнэмикс» разработала тактическую КР «Сторм Шэдоу» («Тень бури»). При дальности пуска 250 км она использует режим полета на предельно малых высотах с огибанием рельефа, коррекцию по сигналам GPS, оптико-электронное самонаведение на конечном участке. Программа сопоставления трехмерного теплового изображения цели с хранящимся в памяти позволяет ракете наводиться на объект даже в условиях задымления, а также перенацелиться в случае, если заданный объект уже разрушен. Для применения ракеты тоже требуется предварительная спутниковая разведка целей и местности, и здесь европейцы задействуют собственные космические аппараты. В ходе агрессии в Ираке в 2003 году «Сторм Шэдоу» уже запускались с британских истребителей «Торнадо».

Не хотят отставать и в «третьем мире». Так, Пакистан в 2005 году объявил об испытании КР «Хатф VII» («Бабур») с дальностью пуска до 500 км, способной нести ядерную или обычную боевую часть. Неудивительно, что это заявление увязано с поступлением на вооружение Индии сверхзвуковой КР «Брамос» универсального базирования с дальностью пуска около 300 км. Она разработана индийско-российским предприятием на основе ракеты «Яхонт», созданной в НПО «Машиностроение» под руководством Герберта Александровича Ефремова. В ней реализуется давнее стремление военных и конструкторов — единая крылатая ракета с возможностью загоризонтного пуска, реализацией принципа «выстрелил и забыл», морского, наземного (с вертикальным стартом) и воздушного базирования. А информация о появлении КР большой дальности в Иране породила большой переполох и предъявление обвинений Украине в продаже за рубеж бывших советских Х-55.

Саму же стратегическую ракету Х-55 подвергли глубокой модернизации в России, выполнив на ее основе неядерную Х-555 с повышенной точностью наведения и меньшей радиолокационной заметностью. Инерциально-доплеровская система наведения получила многоканальный приемник спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС и оптико-электронную головку самонаведения. «В форточку» ракета, конечно, не попадает, но все же круговое вероятное отклонение уменьшилось до 20 м, так что ракета может донести боевую часть до малоразмерной цели. Сама боевая часть может быть проникающей или кассетной. Хотя и тут обычная боевая часть сократила дальность пуска до 2 000 км. Х-555 могут положить предел американской «монополии» на применение неядерных КР большой дальности. Недаром за пуском четырех таких ракет в августе 2005 года лично наблюдал президент В.В. Путин с борта бомбардировщика Ту-160. У модификации Х-101 той же ракеты заявленная дальность пуска увеличилась до 5 000 км.

Интересным дополнением к стратегическим КР морского базирования становится российская 3М-14 «тактической» дальности (300 км), разработанная НПО «Новатор» в рамках комплекса управляемого ракетного морского оружия. КР способна поражать с моря наземные цели, расположенные на удалении от берега, полет над морем совершает на высоте 20 м, над сушей — 50— 150 м, с огибанием рельефа и коррекцией траектории по сигналам системы ГЛОНАСС.

Идет поиск и в области совершенствования боевых частей. Автономно наводимые суббоеприпасы позволяют придать черты ударной крылатой ракеты беспилотному разведчику — распознав и выбрав цели, он может сбросить боевые блоки и вернуться. В плане радиоэлектронной борьбы вызывают интерес боевые части, генерирующие мощный электромагнитный импульс — они не заменят другие поражающие средства, но существенно помогут их применению.

Выход на гиперзвук

С 1930-х годов идут исследования гиперзвукового полета, то есть полета на скоростях, превышающих скорость звука в 5 и более раз. Не менее четырех десятилетий идут работы над гиперзвуковыми управляемыми ракетами. Резкое сокращение времени полета способствует преодолению современной и даже существующей пока только в разработках ПВО/ПРО, поражению маневренных целей в глубине обороны противника. Гиперзвуковые ракеты преодолевают «высотобоязнь» — высоты полета возвращаются к 10—30 км.

В 1997 году НПО «Радуга» представило гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90 со складным треугольным крылом дальностью полета до 3 000 км, маршевым гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Для выхода на сверхзвуковой режим и запуска маршевого двигателя используется твердотопливный ускоритель. А ведь это старая уже разработка, едва не похороненная «постперестроечным» периодом. Неудивительны признания зарубежных специалистов, что в работах над гиперзвуковыми аппаратами они используют ряд советских разработок.

Гиперзвуковой «экспериментальный летательный аппарат» Х-90, Россия. Длина — 12 м. Дальность пуска — 3 000 км, скорость полета — 4—5М

В США с 1998 года реализуется программа ARRDM по созданию гиперзвуковых ракет класса «воздух-земля» и «корабль-земля». Согласно расчетам, ракета со скоростью 8М тех же размеров, что и AGM-86, пролетит 1 400 км всего за 12 минут, а при столкновении с целью обеспечит большие глубину проникновения и разрушительное действие.

«Крыла» в строгом значении этого слова у такой ракеты уже может и не быть. На этих скоростях хватает подъемной силы, действующей на корпус, которому придается соответствующий профиль. Так, корпус прототипа ракеты фирмы «Боинг» выполнен по схеме «волнолет» — для создания подъемной силы используется поток за ударной волной, порождаемой при гиперзвуковом полете. Рассматриваются комбинированные двигательные установки (в СССР ракету Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем создали уже в 1980-е годы), установки изменяемого цикла — ракетно-прямоточные, турбопрямоточные. Высокие скорости способствуют реализации и такой идеи, как ионизация обтекающего ракету потока воздуха, электромагнитное управление потоком и создание плазменного шлейфа, снижающего заметность ракеты.

Займут ли гиперзвуковые аппараты место в ряду стратегических крылатых ракет или станут маневрирующими боеголовками баллистических ракет — вопрос недалекого будущего. В любом случае поиски нового облика крылатых ракет большой дальности идут весьма активно.

Семен Федосеев | Иллюстрации Михаила Дмитриева

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON


Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. - Широкорад ) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.

В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - . 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА для размещения КРБД "Гранат".

Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов - полигон "Песчаная балка" УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне "Песчаная балка", пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне "Песчаная балка".


Первый пуск с наземной полигонной пусковой установки в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Стартовый пенал-капсула скинут, работает стартовый РДТТ ракеты (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


- первый этап испытаний: "Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70". Проведено два пуска.
- второй этап испытаний - "Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки" - использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).
- третий этап испытаний - "Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик". Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.
- четвертый этап испытаний - "Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления". Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне "Песчаная балка" и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).

Совместные испытания средств комплекса С-10 "Гранат" проводились на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. Летно-конструкторские испытания по программе главного конструктора, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на ПЛА пр.671РТМ К-254 (Б-254 с 03.06.1992 г.). В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава". Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. Летом 1981 г. установка оборудования комплекса завершена. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10В2. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-102 подписан 29.07.1981 г.


Раскадровка первого пуска с наземной полигонной пусковой установки летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


http://www.shipmodels.info).


ПЛА К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом для испытаний КРБД 3М-10 "Гранат" (http://www.atrinaflot.narod.ru).


Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г. Государственные испытания начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. С августа по декабрь 1982 г. по техническим причинам выходы на пуски по программе Госиспытаний неоднократно откладывались. После перебазирования в Североморск в январе-марте 1983 г. на ПЛА велись налалочные работы и стыковочные испытания аппаратуры комплекса и ракет. 30 марта 1983 г. подписан акт о готовности к пуску ракеты 3М-10В5 - завершающего этапа программы Госиспытаний. 8 апреля 1983 г. - первый пуск ракеты 3М-10В5 завершающего этапа Госиспытаний. Государственные испытания завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г.


Раскадровка одного из пусков с ПЛА К-254 пр.671РТМ в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе, 1981-1983 г.г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


Первые пуски КРБД 3М-10 "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.

Хронология испытательных пусков КР 3М-10 / КС-122 (в работе):

№пп Дата Ракета Пусковая установка Дальность пуска Примечания
1 05.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя
КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула без головного обтекателя (труба). Старт произведен под углом 50 град.
2 12.08.1976 КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя КС-93В-3 3.6 км Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула штатная с головным обтекателем. Старт произведен под углом 50 град.
3 28.07.1977 КС-122РТ, аппаратура управления АБ-12, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м - ракета прошла подводный участок в капсуле, вышла из воды, "сбросила" капсулу, кралья и стабилизатор раскрылись, РДТТ-ускоритель отстрелился.
4 10.08.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, без маршевого двигателя ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м.
5 27.09.1977 ПЛ С-49 пр.633РВ 2129 м Второй этап. Первый пуск с включением ТРДД. Пуск с глубины 40 м прошел штатно (время движения под водой - 4.88 с). Полет длился 39.5 с, отклонение от директрисы влево.
6 20.10.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 ПЛ С-49 пр.633РВ Второй этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Маршевый двигатель включался.
7 01.11.1977 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 КС-93В-3 Старт произведен под углом 50 град.
8 24.12.1977 Ту-16КСР-2 57 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2150 м. На 35-й сек полета ракеты вышла на заданный эшелон 1000 м и должна была лететь по кругу радиусом 100 км. Из-за неисправности ТРДД-50 ракета упала в море.
9 27.01.1978 КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50 Ту-16КСР-2 82.5 км Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2250 м. Ракета выполнила полет по кругу с выполнением маневров по программе (5 по тангажу 2 по крену и 3 по курсу). Продолжительность полета - 376 с, плановая дальность - 90 км.
10 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ
11 28.03.1978 КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 видимо ПЛ С-49 пр.633РВ Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50
12 04.07.1978 ПЛ С-49 пр.633РВ 130 км Четвертый этап. Полностью успешный пуск с глубины 40 м, скорость лодки 5.1 уз. Запланированная дальность пуска достигнута.
13 10.08.1978 3М-10В1А, аппаратура управления АБ-12 ПЛ С-49 пр.633РВ 27,6 км Четвертый этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Из-за отрыва лопасти турбины ротора двигатель ТРДД-50 выключился.
14 26.12.1978 3М-10В1, аппаратура управления АБ-13 КС-93В-3 24.7 км Старт произведен под углом 70 град. Первый пуск ракеты с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала на дальности 24.7 км.
15 23.04.1979 КС-93В-3 Старт произведен под углом 70 град. Ракета с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала через 8.8 с после старта.
16 05.06.1979 3М-10В1, аппаратура управления КС-93В-3 125 км Успешный пуск . Запланированная дальность пуска 120 км. Время полета - 506 с, средняя скорость на марше - 240 м/с
17 19.07.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51
КС-93В-3 0.9 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 921 м от пусковой установки.
18 23.09.1979 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 ПЛ С-49 пр.633РВ 1.49 км Из-за отказа системы управления ракета упала в 1490 м от места старта.
19 30.05.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 23.1 км Пуск с ПЛ пр.633КС. Из-за отказа системы подачи топлива остановился двигатель, ракета пролетела 141.7 с, дальность - 23.1 км. Плановая дальность - 125 км.
20 31.07.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 21 км Из-за помпажа двигателя Р-95А-300 на 144-й секунде полета ракета упала. Плановая дальность - 125 км.
21 18.09.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 206 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 2-3 балла. время полета 1103 с.
22 04.11.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС 220 км Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 4 балла. время полета 1119 с.
23 23.12.1980 3М-10, аппаратура управления ПЛ С-128 пр.633КС Пуск произведен с глубины 40 м при солнении моря 4 балла. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и упала на 20-й секунде полета.
24 25.05.1981
23.04.1982
3М-10В2 наземная полигонная ПУ Программа ЛКИ.
25 30.11.1981 (источники по ПЛА К-254 )
30.12.1981 (фильм 21 ГЦМП )
3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ Программа ЛКИ. Первый пуск со штатного носителя.
26 21.07.1982 3М-10В2 ПЛА К-264 пр.671РТМ Первый пуск программы Государственных испытаний.
27 08.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, первый пуск. Баренцево море.
28 15.04.1983 3М-10В5 ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающий этап Государственных испытаний, второй пуск. Баренцево море.
.. 23.08.1983 3М-10В5 ?
ПЛА К-264 пр.671РТМ Завершающие пуски пуск программы Государственных испытаний. Баренцево море (по др.данным - Белое море, Северодвинск).

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" принят на вооружение 31 лекабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным и в 1985 г. по данным полигона в Неноксе). К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 "Гранат". Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.

По состоянию на 2012 г. комплекс С-10 "Гранат", вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.

Пусковая установка :
- КС-93В3 - опытная подвижная полигонная ПУ на шасси танка Т-70 - использовалась на первом этапе испытаний КР на полигоне "Песчаная балка" в Крыму.

533-мм торпедные аппараты подводных лодок - ракетно-торпедный комплекс разработки КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников). Разработка начата по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. для размещения на ПЛА пр.671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670 и 670М. Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Ракета КС-122РС:
Конструкция
- нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ "Радуга" у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.


Боковая проекция крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 "Гранат" - SS-N-21 SAMPSON (http://forum.keypublishing.com , обработано).


Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).


Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.

Система управления и наведение - автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не "многохвостыми".

До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры - АБ-12, АБ-13, АБ-51 и, возможно, другие. АБ - "аппаратура бортовая".

Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).

Двигатели :
Стартовый двигатель (агрегат) - РДТТ массой 382 кг

Маршевый - малогабаритный ТРДД - на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО "Союз".

Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко - ТРДД ТРДД--50 / изделие 36-01 (ныне - изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК "Радуга", изделие 36) успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя (изделие 36-01). После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне - НПО "Сатурн") по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95А-300. Хотя несколько неудачных испытательных пусков по вине двигателя, включая пуск 10.08.1978 г., могли сыграть в принятии такого решения определенную роль.
Длина ТРДД - 850 мм
Диаметр - 330 мм
Масса сухая - 82 кг
Марки топлива - Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ
Масло - ВТ-301
Удельный расход топлива на максимальном режиме - 0,71 кг/кгс в час



Более поздний вариант беспилонного (встроенного) ТРДД "изделие 37-01Э" разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).


Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


- МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский - ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).
Длина - 850 мм
Диаметр - 315 мм
Масса сухая - 100 кг
Топливо - Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)


ТТХ ракеты :
Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм
Длина ракеты маршевая - 6200 мм
Размах крыла - 3300 мм
Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм
Диаметр капсулы:
- внутренний - 518 мм
- наружный - 533 мм

Масса стартовая в капсуле - 2385 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартовая:
- 1485 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
- ок. 1700 кг (3М-10)
Масса без стартового двигателя - 1103 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартового РДТТ - 382 кг
Масса БЧ - до 200 кг

Дальность действия - 3000 км (максимальная, данные не потдверждены)
Скорость крейсерская:
- 240 м/с (испытания, 1979 г.)
- 720 км/ч
- 0.7 М
Потолок крейсерский - 15-200 м

Глубина пуска - 40 м (в ходе испытаний)
Время прохождения подводного участка после пуска - 4.88 с (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)

Типы БЧ :
- ядерная, мощностью 200 кт - основной тип боевой части.

Фугасная - по западным данным разрабатывалась и, возможно, устанавливалась на размещенные на лодках ракеты (маловероятно).

Модификации :
- КС-122РС - первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Статический" - без системы управления и маршевого двигателя.

КС-122РТ - второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Телеметрический" - с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.

КС-122РП - третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Программный" - предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.

3М-10В1А - вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.

3М-10В1 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.

3М-10В2 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда - 23.04.1982 г.

3М-10В5 - вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск - 8 апреля 1983 г.

КС-122 / 3М-10 - базовый вариант крылатой ракеты большой дальности морского базирования.

Источники :
Асанин В. Ракеты отечественного флота. ().
"Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет". Документальный фильм, 2004 г.
. 2012 г.
Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
Штурм глубины. Сайт

Чудо-ракеты РФ – новое поколение ракетного комплекса С-10 «Гранат»

Моя статья «Ракетный сюрприз Путина», неожиданно для меня получила очень широкое распространение и собрала в сети массу читательских комментариев.

Среди читателей (и это радует!) нашлось немало весьма компетентных и въедливых специалистов, некоторые из которых, прочтя статью, предъявили автору претензию, что он (то есть, я), говоря о революционном характере нового ракетного комплекса, коё о чём умолчал.

А именно: говоря, что раньше из торпедных аппаратов диаметром 533 мм применялись только баллистические ракеты 81Р, 83Р, 84Р и их модификации, я не упомянул о ракетном комплексе С-10 «Гранат», в состав которого входила КРБД 3М10, предназначенная для пуска именно из таких ТА.

Это правда, принимаю упрёк. Желая оттенить прорывной характер путинского «ракетного сюрприза», я несколько слукавил. Впрочем, это моё (надеюсь, простительное) лукавство никак не меняет сути дела.

Судите сами.

Попытка создать советский «Томагавк» (крылатую ракету большой дальности для советского ВМФ, в ответ на соответствующие американские КРБД), действительно, была. Ещё в конце 60-х годов, в результате проведенных исследований под кодовым названием "Эхо", была установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами «при массированном их применении», а так же с применением приема «встречного подрыва», т.е. поражения средств ПВО и ПРО противника ядерными взрывами с целью расчистки коридора для других атакующих КР.

Разработка торпедно-ракетного комплекса была начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) в 1975 г. Комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.

В 1976 году были начаты испытания ракеты, которая позже получила наименование 3М10 «Гранат». Она должна была стартовать из 533-мм торпедного аппарата, имела дальность полёта до 2 000 км и вооружалась ядерной боевой частью мощностью до 200 кт. Эта ракета должна была входить в боекомплект АПЛ проектов 671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670, 670М и 971.

Ракетный комплекс С-10 "Гранат" был принят на вооружение в 1985 г. К концу 1988 г. (по западным данным) на подводных лодках ВМФ СССР было размещено около 100 ракет 3М10 «Гранат".

Основные ТТХ этой ракеты таковы :


Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм;


Размах крыла - 3300 мм;


Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм;


Дальность действия – до 2000 км;

Скорость крейсерская: - 720 км/ч;


Потолок крейсерский - 15-200 м;


Глубина пуска - 40 м.

К сожалению, полностью развернуть «Гранат» СССР не успел. В 1989 году, согласно советско-американским договоренностями, из состава вооружений флотов обоих стран (за исключением стратегических сил – РПК СН) были выведены боеприпасы с ядерными боевыми частями. Соответственно, ракеты 3М10 комплекса «Гранат» со всех носителей были сняты и сданы на хранение. А фугасная БЧ для «Граната», которая позволила бы оставить комплекс на вооружении, разработана не была, ибо точность попадания ракеты в цель была недостаточна для её уверенного поражения.

И вот теперь командующий Черноморским Флотом доложил президенту России, что крылатые ракеты большой дальности – ракеты нового поколения – возвращаются в боекомплект российского флота! При этом само собой разумеется, что возвращаются они с качественно новыми характеристиками, как в области преодоления ПРО, так и в точности поражения цели.

Так, если ракеты «Граната» могли преодолевать ПРО противника только при массированном применении и в ядерном варианте, то новые ракеты, судя по тому, что количество их носителей, которое предполагается развернуть на южном ТВД, весьма невелико (7 ПЛ на Чёрном море и 9 МРК на Каспии), обладают исключительной, «хирургической» точностью и способностью форсировать противоракетную оборону противника.

Кроме того, если «Гранат» мог поражать только неподвижные цели с заранее известными координатами, то новое поколение российских КР способно перенацеливаться во время полёта и поражать, таким образом, даже подвижные цели.

Ну и, конечно, тот факт, что новый ракетный комплекс с КРБД становится универсальным и может быть установлен на любой носитель, как подводный, так и надводный, радикально увеличивает эффективность его боевого применения. (Есть даже вариант размещения на гражданских кораблях, в стандартном грузовом контейнере, для маскировки).

А что касается дальности новой ракеты, то ведь адмирал Витко её точно не назвал. Сказал лишь, что она «превышает 1500 км». Значит, может быть и две, и три тысячи…

Так что главный вывод статьи о том, что принятие на вооружения этого нового ракетного комплекса радикально меняет соотношение сил в огромном геополитическом регионе от Кабула и Багдада до Рима и Варшавы – остается в силе!

ПЛА пр.971, в боекомплект которой входит С-10 «Гранат»

Носитель ракет 3М10 "Гранат" - ПЛАРК пр.667АТ

С-10 «Гранат» — ракетный комплекс морского и наземного базирования с дозвуковой малогабаритной крылатой ракетой большой дальности.

В начале 70-х достигнутый прогресс в создании малогабаритных экономичных турбореактивных двигателей позволил начать работы над относительно небольшими крылатыми ракетами большой дальности. В США начались работы над целым рядом ракет, в том числе унифицированным семейством крылатых ракет SLCM/GLCM наземного и морского базирования (причем морские могли запускаться как с надводных кораблей, так и с подводных лодок), в дальнейшем, после принятия на вооружение, ставшие известными как «Томагавки».

В СССР прорабатывались схожие решения. С 1975 года в КБ «Новатор» официально начались работы над морским комплексом для использования на подводных лодках. Крылатая ракета получила внутренний индекс КБ КС-122 . Первый пуск с наземных испытательных пусковых установок полноценной ракеты состоялся в 1981-м. В 1983-м ракета прошла государственные испытания и была принята на вооружение как часть арсенала атомных подводных лодок проектов 667АТ «Груша»; 671РТМ (К) «Щука»; « » .

Сигароподобные ракеты не обладали высокой скоростью полета, но подкупали очень интересным соотношением дальности (2000−3000 км) и возможности размещать их на ранее неиспользовавшихся для стратегического вооружения носителях. Преодоление ПВО обеспечивалось благодаря пониженной радиозаметности и полету на малых и сверхмалых высотах в режиме радиомолчания. Как и «Томагавки», «Гранаты» изначально проектировались для запуска непосредственно из 533 мм торпедных аппаратов. С поступлением на вооружение «Гранатов» количество в советском флоте подводных лодок, способных наносить практические стратегические ядерные удары, в масштабах гипотетического европейского театра военных действий, увеличилось в разы.

В дополнение к крылатым ракетам для подлодок в 1983 году КБ «Новатор» было дано задание в кратчайшие сроки разработать грунтовый подвижный ракетный комплекс с ракетами КС-122 . Комплекс получил название РК-55 «Рельеф». Во многом он создавался как симметричная мера в ответ на BGM-109G «Грифон» — сухопутную версию «Томагавка». Государственные испытания РК-55 «Рельеф» прошел в 1985−86 годах, в 1986-м комплекс был принят на вооружение. Однако успели выпустить только небольшую опытную партию — в 1987 году был подписано американо-советское соглашение о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1988 году все выпущенные РК-55 «Рельеф» (как и BGM-109G) были уничтожены.

В отличие от грунтовых комплексов с баллистическими ракетами комплексы с крылатыми ракетами несли сразу несколько ракет: американский «Грифон» нес четыре «Томагавка», а «Рельеф» — сразу шесть КС-122 . В сочетании с малой заметностью пуска и более высокой эффективностью ракет над сушей, где они могли укрываться в складках местности, это позволяло использовать их для нанесения ударов по важным целям в Европе после обмена ударами баллистических ракет.

Комплекс РК-55 «Рельеф». Фото: militaryrussia.ru

В данный момент комплекс С-10 «Гранат», вероятно, все еще состоит на вооружении ВМФ России, однако в соответствии с международными соглашениями, ракеты в боевом оснащении находятся на хранении на базах. Заменяется перспективным семейством крылатых ракет «Калибр».

Технические решения, отработанные на РК-55 «Рельеф», судя по всему, использовались при создании новейшего грунтового комплекса с крылатыми ракетами « » .

Основные характеристики:

  • Дальность стрельбы — 2500−3000 км (по различным данным),
  • Стартовая масса — около 1700 кг,
  • Габариты, м:
    — длина 8,09 (со стартовым ускорителем),
    — диаметр 0,51,
    — размах крыла 3,3,
  • Скорость полета ракеты — 720 км/ч.,
  • Боевая часть — ядерная, эквивалентная мощность — 200 кТ.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх